автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Терминология русских риторик XVIII - начала XIX вв.
Текст диссертации на тему "Терминология русских риторик XVIII - начала XIX вв."
ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА
ВАСИЛЕНКО ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ТЕРМИНОЛОГИЯ РУССКИХ РИТОРИК XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА
Специальность 10.02.01 - русский язык
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -кандидат филологических наук, профессор Л. П. Рупосова
АРХАНГЕЛЬСК 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4-25
I. Глава I. Наименования стилей и качеств речи в русских риториках XVIII - начала XIX вв.
1.1. Название для понятия «стиль» и обозначения отдельных стилей.
1.1.1. Из истории изучения вопроса 26 - 30
1.1.2. Обозначение понятия «стиль» в русских риториках 30-34 XVIII - начала XIX вв.
1.1.3. Основания для классификаций стилей в пособиях 35 - 37 изучаемого периода
1.1.4. Классификация стилей «по качеству» 37-48
1.1.5. Классификация по способу изложения 48-51
1.1.6. Классификация по полноте/краткости 51 - 56
1.1.7. Классификация по сфере использования 56 - 60
1.2. Наименования качеств речи
1.2.1. Из истории изучения вопроса 61-63
1.2.2. Система названий свойств повествования в русских 63-75 риториках XVIII- начала XIX вв.
Выводы по I главе 76-84
II. Глава II. Тропы и их классификация в риториках XVIII -начала XIX вв.
II. 1. Из истории изучения вопроса 85 - 87
11.2. Система тропов в доломоносовских риториках XVIII вв. 88 - 100
11.3. «Тропы речений» и «тропы предложений» 100- 106
11.4. Классификация, основанная на выделении четырех 106 - 115 основных тропов
11.5. Классификации конца XVIII - начала XIX вв., 115- 117 выделяющие большее количество тропов
11.6. Классификации, включающие тропы в состав фигур 117 - 120
11.7. Толкования названий тропов в словарях XVIII в. 120 - 121
Выводы по II главе 122 - 127
III. Глава III. Стилистические фигуры и их классификация в риториках XVIII - начала XIX вв.
III. 1. Краткая справка об истории создания классификации 128 - 130 фигур
III.2. Понимание фигур и оснований их классификации в 130 - 136
русских источниках
III.3. Классификация фигур слов 136 - 156
III.4. Классификация фигур мысли 156 - 178
III.5. Классификации, не выделяющие фигур слов и мысли 178 - 172
Выводы по III главе 183 - 190
Заключение 191 - 200
Список источников 201 - 205
Библиография 206 - 220
Приложения
Словник к первой главе 221 - 224
Словник ко второй главе 225 - 227
Словник к третьей главе 228 - 237
ВВЕДЕНИЕ.
Почва для распространения идей Просвещения была подготовлена в России в начале XVIII века реформами Петра I. К концу его царствования страна уже вступила на путь европеизации и оказалась включенной в культурную орбиту Запада. Усиливалась просветительская роль государства, создавалась разветвленная система государственного образования, открылся доступ к науке, государственной и общественной жизни выходцам из низших слоев общества. Большую роль в создании русского научного языка сыграли русские ученые-просветители.
XVIII век, время формирования и становления норм национального русского литературного языка [Ср. Кожин, 1989: 83 и след.; Замкова, 1980: 90 - 101], характеризуется и интенсивным созданием разноотраслевых терминологических систем (ТС). Сферы науки, техники, производства и т.п. обслуживались деловым в широком смысле слова языком, и соответствующие ТС развивались в его лоне и были характерным элементом его словаря. Устоявшиеся и общеизвестные термины часто находили отражение в различных учебных пособиях. Именно с этой точки зрения интересно изучение терминологической лексики в подобных источниках.
Темой нашего исследования является исследование специальной лексики риторики, зафиксированной в учебниках XVIII - начала XIX века. Риторика - это «филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи)» [Русский язык: Энциклопедия, 1997: 420]. А.А.Волков считает, что риторика
изучает «отношение мысли к слову» и ее основная задача -«прозаическая речь или публичная аргументация» [Волков, 1996: 3]. «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению... Риторика есть учение о красноречии вообще» - так определял предмет этой науки в первом печатном русском учебнике «Краткое руководство к красноречию» (1750 г.) М. В. Ломоносов [Ломоносов, 1952: 91, 99]. Искусство красиво и убедительно говорить, а позже и писать, возникло в Древней Греции (софисты, Аристотель, Демосфен и др.) [Античные теории языка и стиля, 1996: 159 - 163]. Греческая традиция риторики была унаследована и развита Древним Римом (Цицерон, Квинтилиан и др.), а позже и Византией [Курбатов, 1975: 331 - 333].
Разделение христианской культуры на западную и восточную привело к тому, что наука о красноречии развивалась в двух направлениях. Латинский Запад ориентировался, в основном, на "Риторику" Аристотеля. Византийская же риторическая теория восходит, в основном, к трудам позднеантичного автора Гермогена Тарсийского (II - III вв.) «О нахождении», «О статусах», «О идеях», «О том, как достичь мощи» и строится на комментариях и толкованиях к ним [Аверинцев, 1996: 267]. А. А. Волков пишет, что поскольку русское общество с его идеалами, нравственными нормами, техникой мышления, приемами организации и управления сложилось и развивалось в традиции европейской православной культуры, сторй и система понятий русской риторики приспособлены к культурной традиции и задачам такой идеологической организации общества, при которой техника аргументации подчинена более высоким мировоззренческим принципам. Поэтому русская риторика избегает психологической трактовки личности, использования общественного
мнения как критерия правильности аргументации, релятивистского
понимания ценностей, лежащих в основании общих мест, и не является
*
суммой рецептов для достижения личного успеха или манипуляций общественным мнением [Волков, 1996: 5]. Немецкие исследователи Р. Лахманн и Г. Констанц отмечают, что "восточнославянская языковая культура в самом начале своего возникновения примкнула к византийской риторической традиции, но эта традиция в отличие от латинской не способствовала в восточнославянском контексте ни развитию риторики как учения, ни созданию школьных учебников" [Лахманн, Констанц, 1989]. Поэтому уже первое русское руководство по данному предмету, "Риторика" Макария, восходит к латиноязычному источнику - сочинению немецкого ученого Филиппа Меланхтона "Elementorum rhetorices Libri duo" [Аннушкин, 1984: 248].
На Руси риторика упоминается с XV века, наряду с грамматикой и диалектикой в рамках тривиума, цикла гуманитарных учебных предметов, но первое пособие по данной науке известно с 20-х гг. XVII века ("Риторика" Макария). С конца XVII века преподавание науки о красноречии ведется в Еллино-греческой академии или Славяно-греко-латинском училище, открытом в Москве в 1685 г. и позже переименованном в Славяно-греко-латинскую академию1, греками братьями Лихудами. Наибольшего расцвета она достигает к середине XVIII в. Развитие этой дисциплины связано с возрастанием количества учебных заведений и с введением в них соответствующих курсов. В первую очередь это относится к духовному образованию.
1 Академические науки разделялись на три «класса». Третий «класс» включал гуманиору, историю и право. Под «гуманиорой» понималось красноречие (элоквенция) и изучение античности. См. Белявский М. Т. Основание Академии наук в России //Вопросы истории, 1974, № 5, с. 24.
М.В.Ломоносов стал автором первого в России печатного руководства по риторике. Следует отметить, что следующее после ломоносовского учебное пособие - «Краткое руководство к оратории Российской» Амвросия Серебренникова (1878 г.) - было создано для духовного учебного заведения - Лаврской семинарии.
Во второй половине XVIII века заметно возрастает интерес к риторике в связи с появлением в Московском и Санкт-Петербургском унив ер ситетах юридических кафедр, открытием гимназий и специальных заведений. Как свидетельствует Г. Р. Державин, "...Более ж всего старались, чтоб научить читать, писать и говорить сколько-нибудь по грамматике... сказывать на кафедрах сочиненные учителем и выученные наизусть речи" [Державин, 1871: 419 - 420]. С 1756 года в высших учебных заведениях России вводятся "публичные акты": чтение речей профессорами и диспуты между студентами1. В связи с этим риторика изучается, кроме университетов и духовных учебных заведений, в Сухопутном шляхетства кадетском корпусе, Морском кадетском шляхетном корпусе, в Санкт-Петербургском горном училище, в гимназиях, в частности, в Казанской, и даже при домашнем обучении. Для этого преподавателями риторики создаются многочисленные учебные пособия, включая "Детскую риторику" 1787 года. К их материалам мы обращаемся.
Нами изучено 34 риторики XVIII - начала XIX вв. Четыре из них -переводные, остальные русские, среди которых семь рукописных (см. список источников). Двадцать четыре из использованных источников
1 Соловьев С. М. Сочинения. Кн. XIII. Т.- 25-26 - М., 1994. С. 529. Ср.: "Всем вообще ходить на публичные диспуты и другие ученые университетские собрания, также и на проповеди, прислушиваясь к чистоте их языка и проповеднического штиля." - Инструкция в Московском архиве Мин. ин. дел. ( Там же, с. 537 )
ранее не рассматривались с точки зрения метаязыка риторики. Одиннадцать работ исследовано впервые. Кроме того, привлечены материалы четырех словарей конца XVIII в. Базой нашего исследования послужила картотека из 4500 карточек, на которых зафиксировано около 700 словарных единиц.
Из истории изучения вопроса. С середины XX века западная филология обращается к проблемам риторики, начинается так называемый «риторический ренессанс». Риторика, с одной стороны, понимается как универсальная теория выражения, связанная, в первую очередь, с поэтикой. Эта точка зрения отражена в «Общей риторике» группы /л [Общая риторика, 1986] и в работе Р. Барта: «Идеология как таковая воплощается с помощью коннотативных означающих... Назовем эти означающие коннототорами, а совокупность коннотаторов - риторикой: таким образом, риторика - это означающая сторона идеологии» [Барт, 1994: 316]. Основным предметом рассмотрения этой науки являются фигуры.
С другой стороны, риторика осознается и как практическая дисциплина, ставящая себе целью сформировать у человека «навыки речи и ведения дискуссии» [Леммерман, 1997: 5]. Из пособий по риторике этого типа на русский язык переведены «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» Д. Карнеги, «Основы искусства речи» П.А. Сопера и «Учебник риторики» Х.Леммермана (см. библиографию).
Изучение риторики в нашей стране также имело два аспекта. В.В. Виноградов одним из первых отметил важность классической риторики для анализа художественного текста: "Исследование языка прозы неизбежно встречается с проблемой риторики. Попытка обратиться к
традиции изучения прозаических форм направляет исследователя к "риторикам", как нормативным теориям, определяющим жанры прозы и принципы их построения." [Виноградов, 1980: 98]. Но он же и установил границы между предметами поэтики и риторики как теории прозаического сочинения: "Поэтика и риторика устанавливают разные типы литературных структур и вместе с тем рассматривают разные формы бытия одного и того же литературного произведения. Если поэтика изучает структуру литературного произведения отрешенно от его "внушающих" и "убеждающих" тенденций, независимо от его направленности к воздействию на слушателя и независимо от форм, которыми оно, это экспрессивное воздействие, связанное с "образом слушателя" и с особым культурно-бытовым контекстом, осуществляется, то риторика прежде всего исследует в литературном произведении формы его построения по законам читателя? [Виноградов, 1980: 115 -116]. Эта точка зрения, сближающая риторику с литературоведческим анализом, была близка и Ю. М. Лотману, считавшему, что «в современной поэтике и семиотике термин «риторика» употребляется в трех основных значениях: а) лингвистическом - как правила построения речи на сверхфразовом уровне, структура повествования на уровнях выше фразы; б) как дисциплина, изучающая «поэтическую семантику» -типы переносных значений, так называемая «риторика фигур»; в) как «поэтика текста», раздел поэтики,, изучающий внутритекстовые отношения и социальное функционирование текстов как целостных семиотических образований» [Лотман, 1992: 167]. С точки зрения мировоззренческих позиций, компетентного владения предметом аргументации рассматривает русскую риторику А. А. Волков. По мнению автора, цель ритора - влиятельное высказывание, т.е. то, которое «организует, объединяет и обучает общество» [Волков, 1996: 7].
С конца 70-ых гг. в СССР начинают появляться пособия и по практической риторике, «ораторскому искусству» Г. 3. Апресяна «Ораторское искусство» (1978 г.), С. Ф. Ивановой «Специфика публичной речи» (1978 г.), Е. А. Ножина «Мастерство устного выступления» (1984 г.), Н. Н. Кохтева и Д. Э. Розенталя «Искусство публичного выступления» (1988 г.), Ю. В. Рождественского «Риторика публичной лекции» (1989 г.) и др. В них рассматриваются вопросы подготовки к выступлению, поведения оратора во время выступления, управления вниманием аудитории, культуры устной речи.
В конце 80-ых - начале 90-ых гг. курсы риторики вводятся в вузовские и школьные программы, статьи, посвященные изучению этого предмета публикуются в журналах «Русская речь» и «Русский язык в школе» [см. Аннушкин, Муратова, 1989; Демчинская, 1995; Иванова, 1991; Мурашов, 1995], проблемы его преподавания рассматриваются на межвузовских конференциях [см. Кайзер, 1995]. В это же время издаются первые школьные и вузовские учебники Н. Н. Кохтева для 8-9 кл. (1994 г.), Н. А. Михайличенко для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля (1994 г.), М. Р. Львова для 10-11 кл. (1995 г.), А. К. Михальской для 10-11 кл. (1996 г.), В. И. Аннушкина (1994 г.), а также учебники и пособия для студентов [Хазагеров, Ширина, 1994; Гринь, 1995]. Публикуются программы1 и методические рекомендации
1 См.: Основы риторики (От мысли к слову). Программа для 10 - 11 классов (Составитель А. К. Михальская) / / Программы: Русский язык. Для классов гуманитарного профиля. - М.: Просвещение, 1994. С. 61-70; Основы риторики. Программа для 10-11 классов (Составитель Ю.С. Пичугов)/ / Там же. С. 71 - 89; Основы риторики. Программа для 8-9 классов (Составитель H.H. Кохтев)// Там же. С. 90 - 96; Риторика. Программа для 10-11 классов// М.Р. Львов. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. - М., 1995. С. 244 - 248; Риторика. Культура речи учителя (Педагогическая
и
для учителей [Смелкова, 1994]. Складываются различные направления профессиональной риторики, такие как педагогическая риторика [Мурашов, 1996], бизнес-риторика [Ребрик, 1994], риторика средств массовой коммуникации [Мастерство эфирного выступления, 1993] и Др.
Кроме того, изучается теория риторики. Социальной природе и гносеологической сущности риторики посвящена работа С. Багдасаряна [Багдасарян, 1971]. Д. С. Веников выявляет научные основы ораторского искусства [Веников, 1977]. И. В. Пешков анализирует риторическую категорию изобретения [Пешков, 1988]. Н. А. Безменова [Безменова, 1989] определяет речевое воздействие как риторическую проблему. А. А. Ворожбитова [Ворожбитова, 1996] рассматривает вопрос о лингвориторической картине мира и языковой личности. А. А. Мурашов, вслед за Ю. М. Лотманом, отмечает связь риторики с герменевтикой [Мурашов, 1996: 8]. В его статье «Глаголы речевого действия в риторической функции языка» ставится вопрос о риторических функциях. Опираясь на положения известного отечественного психолога Л. С. Выготского: «Мысль не выражается, но совершается в слове» [Выготский, 1934: 271], автор подчеркивает связь семиотики, риторики и психолингвистики и призывает перейти «от чудовищного правила мыслеизложения... к мыслетворчеству, от шаблонно-схематических условностей - к живому контакту с аудиторией» [Мурашов, 1994: 26]. Проблемы риторического этоса и логоса, внутренних и внешних топосов речи, а также закономерностей современных риторических построений изучает А. А. Волков [Волков, 1996]. Общее осмысление актуальных проблем риторики и теории
риторика): Сборник программ учебных курсов. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 160 с.
коммуникаций предлагает Ю. В. Рождественский в книге «Теория риторики» [Рождественский, 1997].
Еще один аспект исследований - история риторики. Античное ораторское искусство изучается А. И. Козаржевским [Козаржевский: 1980]. Проблемы античной и византийской риторики, их влияния на литературу стоят в центре работ С. С. Аверинцева [Аверинцев, 1996]. Соотношение риторики и поэтики средневековья анализируется М. Л. Гаспаровым [Гаспаров, 1986]. История французской риторики XV - XVIII вв. представлена в работе Н. А. Безменовой [Безменова, 1991]. О. И. Захарова сопоставляет с риторикой западноевропейскую музыку XVII -первой половины XVIII вв. [Захарова, 1983]. Формируется такая дисциплина как сравнительно-историческая риторика, задача которой -«разр�