автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области
Полный текст автореферата диссертации по теме "Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области"
РГБ ОД
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского Корсакова
Попова Ирина Степановна
Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области
Специальность 17.00.02 - "Музыкатьное искусство"
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
На правах рукописи
Санкт-Петерб%рг 1998
Работа выполнена на кафедре музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерваторки им. H.A. Римского-Корсакова.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, доцент А.М. Мехнецов
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения Н.С. Серегина кандидат искусствоведения А.Н. Иванов
Ведущая организация:
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Защита состоится 27 апреля 1998 г., в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 092.09.01 в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова (190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д.З)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории
Автореферат разослан «26 » марта 1998 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета, ___^
кандидат искусствоведения /^лЗ^с Т.А. Зайцева
Общая характеристика работы.
Актуальность темы определяется постановкой ряда новых для современного этапа фольклористики исследовательских задач, связанных с системно-типологическим анализом фольклорных форм в контексте масленичной обрядности. Типологические уровни рассмотрения фольклорных текстов со стороны их функциональной специфики, ритуально-временной приуроченности и музыкально-языковой характерности обеспечивают возможность постановки и решения такой насущной проблемы музыкальной фольклористики как оценка исторической глубины традиции. В связи со специальным исследованием коммуникативно-обрядовой функции окликания Масленицы как мифологического персонажа устанавливаются ритуальные значения форм возгласного интонирования, специфические стилевые особенности которых предопределены связью с архаическими представлениями человека об окружающем мире. Актуальность музыковедческой разработки фольклорных материалов связана с типологическим анализом форм возгласно-кличевого интонирования.
Предмет и материал исследования. Предметом диссертационного исследования является типологический анализ форм фольклора в системе масленичных обрядов Новгородской области, основанный на определении характера их ритуально-временной приуроченности и функциональной специфики. Выявляются критерии классификации фольклорных форм в системе обряда и производится музыкально-типологический анализ форм
возгласного интонирования. Основной предпосылкой разработки обозначенной проблематики на материалах новгородских коллекций является тот факт, что именно территория Новгородской Земли в этнокультурном понимании данного термина связана с наиболее ранними этапами формирования древнерусской народности и культуры. Исследование основывается на разработке экспедиционных фондов Фольклорно-этнографического центра г. Санкт-Петербурга, собранных в течении 20 лет (1978-1997гг.) научным коллективом фольклористов под рук. А.М. Мехнецова. Основной корпус материалов представлен записями последних лет. География работы охватывает 14 районов Новгородской области, а также сопредельные районы Тверской, Вологодской, Ленинградской областей, концентрирующиеся вокруг восточно-новгородской историко-культурной зоны. В качестве дополнительного источника привлекаются публикации и исследования, содержащие образцы музыкального фольклора по данному региону. Обширность исследуемого региона позволяет судить как о' непрерывности традиции, так и о динамике ее отдельных проявлений. Специальный раздел Приложений к диссертации представлен картами распространения основных типологических признаков фольклорных форм на обозначенной территории.
Цели и задачи. Основное направление работы, связанное с системно-типологическим анализом фольклорных форм в контексте масленичной обрядности, ставит своей целью выявление двух взаимосвязанных аспектов:
• обнаружение единства фольклора и этнографии как системообразующих компонентов масленичной обрядности;
• типологическое исследование обрядового интонирования.
Для достижения поставленных целей в работе
последовательно решаются следующие исследовательские задачи:
• обнаружение функционально-смысловой корреляции между ршуально-акциональным планом обряда и системой фольклорных форм;
• выявление типологии фольклорных текстов в связи с их функционально-временной приуроченностью;
• реконструкция ритуальных значений на основе функционально-типологического анатиза фольклорного текста;
• определение типологических признаков различных форм обрядового интонирования.
Методологические установки. Исследование опирается на принципы историко-типологического изучения фольклора, изложенные в работах Б.Н. Путилова, методологию реконструкции древней духовной культуры славян и концепцию Полесского этнолингвистического атласа школы Н.И. Толстого. Работа осуществляется на источниковой базе и в рамках научных традиций фольклористической школы Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографического центра г. Санкт-Петербурга. Структурно-семантический анализ масленичных обрядов осуществляется на методологической основе семиотической школы в этнографии и связан с именами А.К. Байбурина, В.В. Иванова, В.Н. Топорова.
При анализе средств музыкальной выразительности, генетически связанных с обрядовой декламацией возгласного типа, используются положения интонационной теории Б.В. Асафьева, речевого интонирования и синтаксиса вокальной музыки Е.А. Ручьевской, принципы функционально-семантического анализа ладообразования Ф.А. Рубцова, разработки в области ранних форм интонирования Э.Е. Алексеева. В аспекте культурно-исторического изучения музыкального языка народной песни используются методы современной отечественной фольклористики, начало разработки которых положили труды К.В. Квитки и A.B. Рудневой.
Научная новизна исследования связана с экспериментальным характером работы, являющейся научным обобщением значительного как в региональном, так и в статистическом аспекте материала, собранного при участии автора как руководителя одной из исследовательских групп. Важной характеристикой работы является системное рассмотрение фольклорно-этнографических материалов по масленичной обрядности. В диссертации получает новое осмысление проблема типологии фольклорных форм Масленицы, связанная с функционально-семантических анализом в контексте ритуала. Впервые столь подробно анализируются архаические формы кличево-возгласного допесенного интонирования, определяется их принадлежность к раннему историко-стилевому пласту фольклора.
Практическая ценность исследования заключается в расширении исследовательской базы музыкальной фольклористики, введении ранних форм декламационно-возгласного интонирования в
широкий научный обиход, что позволяет оценивать данный пласт фольклорных форм в перспективе их этнокультурных генетических связей. Ценным источником для исследования музыкальной диалектологии русского фольклора являются результаты картографирования масленичного фольклора на территории Новгородской области и смежных областей. Исследуемые материалы по масленичному фольклору могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по русскому музыкальному фольклору в музыкальных училищах и консерваториях.
Апробация работы состоялась на кафедре музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории. Основные научные положения и источниковедческие материалы работы были представлены в докладах на конференциях: "Народная песня в контексте культурной традиции (проблемы полевых исследований)" (Санкт-Петербург,
1996), XXVI научно-методической конференции преподавателей и аспирантов в СПбГУ (1997), на конференции "Традиционное искусство и человек" в Российском институте истории искусств (1997), на всероссийской научной конференции "Методологические аспекты музыкознания и музыкатьной педагогики" (Краснодар,
1997), второй научной конференции аспирантов и студентов "Этнографическое изучение Северо-Запада России" в СПбГУ (1997), межвузовской научной конференции "Прошлое Новгорода и Новгородской земли" (Новгород, 1997), межвузовской научной конференции "Русские народные говоры: история и современное состояние" (Новгород, 1997). Принципы и методы научного
осмысления материалов, послуживших основой исследования, были апробированы в рамках лекционного курса "Русский музыкальный фольклор", в практических, индивидуальных занятиях по специальности и курсу "Расшифровка народных песен" на музыкально-этнографическом и других отделениях Санкт-Петербургской консерватории. В публикациях по теме диссертации автор следует принципам системно-типологического изучения народной музыки, вводит новые фактологические материалы по фольклорному наследию.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений. Общая логика исследования строится в освещении двух взаимосвязанных аспектов, заявленных в теме работы: определении функций и семантики фольклорных текстов в системе обряда, установлении их общеритуальных значений (1 глава) и выявлении типологически характерных признаков фольклорных текстов с точки зрения их интонационно-ритмического строения (2 глава). Приложения содержат нотные примеры и карты распространения типологически характерных элементов масленичного фольклора Новгородской области и смежных территорий.
Содержание и основные положения диссертации.
Во введении определяется источниковедческая база исследования и круг основных вопросов, получивших освещение в
диссертации. Введение содержит также обоснование научной актуальности темы, определяет конкретные цели и задачи работы, освещает методологические принципы исследования. Автор руководствуется следующими определениями о природе фольклора и его основных категориях, сформулированные А.М. Мехнецовым:
• фольклор является своеобразной художественно-философской системой, возникающей как категория общинного сознания, отражающей характер связей этнической целостности с окружающей действительностью и воссоздающей эти отношения в опосредованной форме;
• основной категорией является понятие фольклорно-этнографического текста - законченного в содержательном и композиционном отношении фрагмента народной культуры.
Глава 1. Масленичная обрядность Новгородской области как фольклорно-этнографическая система.
Предметом исследования первой главы диссертации становится рассмотрение масленичной обрядности в единстве структурно-содержательных и функционально-смысловых линий обряда. Выстраивается логико-понятийная модель масленичной обрядности как своеобразной системы, где различные знаковые коды, принадлежащие ритуалу оказываются комплиментарными в выражении его основных значений.
Раздел первый. Масленичная обрядность сквозь призму мифологических представлений об устройстве мира. В начале главы анализируется народная терминология хрононима Масленица и представления о Масленице как календарном рубеже. Вскрываются ее глубинные связи с лунарным циклом и началом нового годового цикла в сложном переплетении в ее семантике христианских и дохристианских верований.
Центральное место в первом разделе посвящено характеристике Масленицы как мифологического образа-персонажа.
Олицетворения Масленицы в системе визуального и предметно-символического кодов обряда. Масленица как ритуально-мифологический образ кодируется в различных знаковых системах обряда. Олицетворением Масленицы на уровне визуального ряда выступают образ девочки-девушки, масленичное чучело ("срамная кукла", "хохлатая кукла" и др.), украшенное дерево, наряженный сноп. Объективизация обрядового персонажа осуществляется также на уровне предметов, подлежащих уничтожению на масленичном костре. В самом общем виде предметный ряд символизирует "старый", "износившейся" период годового цикла, воплощает представления о Масленице как древесном и растительном духе, а также актуализирует связь образа с солярной символикой и культом предков.
Имена-номинации Масленицы как мифологического персонажа. В новгородской традиции зафиксирован обширный корпус фольклорных текстов, основной смысловой и структурный компонент которых представляет собой номинацию Масленицы как
персонажа. В функциональном аспекте имя связано с реализацией обрядово-коммуникативной направленности фольклорной формы в различных ритуальных контекстах. Имена Масленицы мотивированы глубинной семантикой обряда и представляют собой воплощенные мифологемы. В последующем изложении последовательно анализируется семантическая структура именного кода Масленицы. Выделяются имена, мотивированные темой обрядовой еды: "Сусленая/Сусленица", "Блин-блин Масленица", "Масленая бабасленая" и др. Последовательно вскрывается мифологическая основа имен, сконцентрированных вокруг семантических значений: любовь, совокупление, творение, весна, год, солнце. Обозначается связь Масленицы с миром мертвых, ее прямое отождествление со смертью (эпитеты "курносая", "долгоносая", "долгозубая старуха" и др.). В реконструкции значений привлекаются данные по этимологии и истории русского, славянского и индо-европейских языков. В качестве выводов предлагается рассматривать Масленицу как мифологический персонаж, семантически связанный с образами смерти, мирового древа и солнца. Произнесение фольклорных текстов, включающих именование мифологического персонажа как важнейший, а иногда и единственный компонент формы актуализировало древнейшие представления человека о мире, включенные в ситуацию масленичной обрядности как переломного момента годового цикла.
Раздел второй. Масленичная обрядность как ритуал перехода. Наиболее универсальным способом оформления идеи сезонного рубежа является ритуальный цикл Масленицы, связанный
с изготовлением и последующим уничтожением обрядового символа. Важнейшими границами обрядово-праздничного пространства Масленицы являются ее встреча и проводы, в функциональном контексте которых рассматриваются фольклорные тексты.
Встреча Масленицы является исходной ситуацией в выявлении объекта ритуального воздействия. Приуроченные к обряду фольклорные тексты актуализируют функцию именования, а также ряд специфических функциональных линий: призывы, оповещения о начале Масленицы, приветствия, актуализации темы прихода - принесения - приготовления масленичной еды (в том числе в форме ритуальных диалогов).
. Ритуал проводов Масленицы последовательно освещается с акциональной точки зрения, в осуществлении которой значительное место принадлежит собственно фольклорным текстам. Он включает: оповещение-договор о совместном совершении обряда (фольклорные тексты императивно-побудительной направленности), сбор-устроение костра (обходы дворов с приговорами), обряд сожжения, ритуальная трапеза-помин. К сжиганию Масленицы приурочен наиболее значительный корпус фольклорных текстов, функционально ориентированных следующим образом: выпроваживания, заклинания на горение Масленицы-костра и скоромной пищи, прощания с Масленицей, а также призывы прийти на следующий год, вернуться назад, погостить еще, мотивы возвещения Великого поста и др. Особое место принадлежит поэтическим формулам, варьирующим идею обмана, связанного с
осмыслением границы Масленица - Великий пост. Все тексты представлены в типологической развертке и анализе наиболее характерных вариантов.
В конце очерка проводится сопоставительный анализ функционально-смыслового содержания обрядов встречи и проводов. Делается вывод о сходстве их внутренней структуры, а также их семантическом противостоянии: создание - уничтожение ритуального символа. Фольклорные тексты в силу своей функциональной направленности являются органичной частью акциональной структуры обряда.
Раздел третий. Смеховая культура как перевернутый мир. Сквозь призму ритуального смеха находят отражение основные идеи масленичной обрядности в пробуждении и активизации жизненной энергии. Подробно рассматривается институт ряженых и фольклорные тексты смеховой направленности. В ряжении также прослеживаются отдельные семантические линии, связанные с идеей обновления мира, представленные в смеховом, нарочито перевернутом виде (имитации боронования и сева, имитация ткачества, "шутейная свадьба", разбрасывание кукол - пожелание потомства, приготовление обрядового хлеба и др.) Особое место при анализе уделяется включению ритуального смеха в обряд проводов Масленицы и воплощению идеи перехода в ряде сюжетов ряжения, образующих семантическую параллель основной форме обряда.
В выявлении пласта смеховых фольклорных текстов учитывается их народная терминологическая атрибуция ("озорные", "срамные", "некрасивые" и др.). Кодирование ритуального смысла
происходит на различных уровнях формы (от лексического до сюжетного) и имеет различные виды: от детской насмешки, дразнилки, прибаутки до сакрально-разгульного смеха.
Раздел четвертый. Брачная тема как отражение продуцирующей магии. В этом разделе специально выделяются и последовательно описываются те компоненты обрядности Масленицы, которые связаны с темой ожидаемого, реального и символического брака как продуктивного жизненного начала. В Масленице пересекаются два основных смысловых начала в круге состояний, отражающих брачную тему:
• предуготовление к браку (молодежные игршца-гуляния, на которых складывались брачные пары; ярмарки невест и катания парней и девушек по деревням);
• закрепление состоявшегося брака (послесвадебные ритуалы на Масленицу, чествования молодоженов, связанные со сменой их социального статуса ("молодуху в бабы принимают", "шелуга" и др.); осуждение не вступивших в брак; заклятие на плодородие.
В качестве символического отражения идеи "соития с землей" исследуется типология масленичных катаний, валяний, волочений по земле. Описаны такие формы ритуального поведения у костра как валяния в снегу, борьба парней и девушек, кидание снегом и т.д. Особое внимание уделено катаниям "на долгий лен", молодежным катаниям, связанным с предбрачными отношениями парней и девушек.
Брачная тема представлена в фольклорных формах Масленицы жанром припевок, в лирическом плане осмысляющих запреты на
молодежные гуляния. В отношении фольклорного наполнения обряда прослеживаются типы форм, приуроченных к масленичным катаниям (обрядовая песня "Дорогая наша Масленица" и возгласы), вскрывается специфика отражений мотива катания в обрядовых текстах, в которых преобладают формулы императивно-побудительной направленности, адресованные как участникам ритуала, так и самой Масленице.
Раздел пятый. Отражение культа предков в масленичной об рядности. Одной из стержневых линий в масленичной обрядности является тема поминовения предков, связанная с обрядовой едой -основные обрядовые блюда на Масленицу одновременно являются атрибутами поминального стола. Описываются три типа поминальной трапезы: на кладбище в родительскую субботу, семейный помин и артельная складчина-тризна. Связь с темой поминовения предков прослеживается также на примере обычая жечь Масленицу и кататься с сопок - культовых погребальных памятников древних славян.
Глава 2. Типология обрядового интонирования.
В начале второй главы в культурологическом аспекте рассматриваются особенности возгласного интонирования доминантного акустического кода Масленицы. Комплекс смысловых значений, закрепляемых за масленичными выкриками, связан со знаковой сущностью звука и звучания в ритуале. В качестве основной объединяющей функциональной характеристики
рассматривается действие механизма обрядово-магической коммуникации - окликания Масленицы как мифологического образа-персонажа. Мифологическое сознание представляет мир окликаемых персонажей как изоморфный миру людей, а факт ритуального общения основывается на базовых для традиционной модели мира представлениях о единстве макросистемы "человек и природа". Заклинательная функция масленичных выкриков заключается в вызывании плодородия земли, чтобы "лён долгой, ' хорошей вырос". На функциональном уровне кричание возможно' только в действенном, инициативно-преобразующем включении в процесс интонирования. Крик - всегда рождающийся в момент исполнения культурный текст, возникающий в синкретическом единстве слова-напева и смысловой направленности интонационного потока.
С реализацией- идеи ритуальной коммуникации в музыкальной форме связано тембровое своеобразие • произнесения . слова -императивно-возгласная тембральность.
В качестве значимых стилевых признаков возгласного. интонирования определяются следующие:
• активность взятия и расходования дыхания,
• звуковая энергетика тембра-крика,
.• • завы1Ье"нная зв^овысотная'позиция интонирования, * *
• лапидарность и четкость интонации.
В соответствии со спецификой проявления обрядово-магической функции выделяются два типа фольклорных форм:
• окликания-зовы, в которых смысловое ядро выражено средствами словесно-интонационного ряда; в рамках данного типа по характеру интонирования различаются две разновидности: кличи-возгласы и кличи-плачи;
• окликания-императивы, выраженные с помощью языковых средств, связанных метро-ритмикой и композицией (проявление генотипа ритуального движения - пляски, обхода-шествия).
Основой предложенной модели типологической группировки являются данные анализа интонационно-ритмических и композиционных закономерностей 'формы, а также народной терминологии.
Раздел первый. Типология единиц возгласного интонирования. В реализации призывно-кличевой, плачевой и императивно-заклинательной функций в области интонирования складываются типические закономерности, < связанные с -.осуществлением обрядово-магической коммуникации. В данном разделе рассматриваются основные принципы организации музыкальной речи. В качестве гипотезы предполагается, что вычленение единицы возгласной речи и ее типологическое описание со стороны внутренней организации позволит вскрыть механизм образования более сложных, песенных форм, имеющих кличевую { .. направленность, на основе постепенного эволюционного развития^ "прорастания" простейших декламационных форм. возгласов, т.е. решить проблему историко-генетического порядка.
Для описания характерных свойств синтаксиса возгласной речи вводится специальный термин - интонационно-ритмическая
синтагма. Интонационно-ритмическая синтагма представляет собой законченное в смысловом отношении и неделимое построение возгласной речи, обусловленное дыханием. Типологическими признаками интонационно-ритмической синтагмы является отсутствие цезур и наличие хотя бы одной акцентной позиции, выделенной в звуковысотном и ритмическом отношении.
Основным дифференцирующим признаком интонационно-ритмических синтагм является количество акцентных позиций. По этому признаку различаются:
• синтагмы первого порядка (с одним акцентом),
• синтагмы второго порядка (с двумя и более акцентами).
В свою очередь, синтагмы первого порядка могут иметь различное местоположение акцента:
• акцентная позиция, отнесенная в начальную часть синтагмы;
• акцентная позиция, отнесенная в заключительную часть синтагмы (с конечным акцентом и акцентом в точке золотого сечения);
• серединный акцент.
Синтагмы второго порядка различаются по типу координации отношений между акцентами в звуковысотном и ритмическом плане. Для них характерно: возникновение иерархии акцентов и действие принципа сегментирования формы, свидетельствующие о внутреннем усложнении единицы интонационно-ритмического членения возгласной речи. В рамках
синтагм второго порядка рассматриваются синтаксические единицы как декламационной, так и песенной речи.
В дальнейшем изложении вскрывается путь постепенного накопления тенденций, ведущих от декламационной формы возгласа к песенной. Обозначим основные этапы эволюционного процесса, выявляемые в связи с изменениями структуры интонационно-ритмической синтагмы
1. Элементарной прототипической формой синтагмы с начальным акцентом являются кратчайшие возгласы-сигналы-междометия: "О!", "Ой!" и некоторые другие. С типологической точки зрения сильная акцентная позиция связана с протяженностью одного тона и является воплощением идеи клича в ее "чистом", не опосредованном словом, виде.
2. Выкрики "Ура!" воплощают другой тип соотношения акцентной и неакцентной позиций - двухсложную
интонационную ячейку ямбического типа: «М
3. Для синтагм с отнесением акцентной позиции к началу
характерны принципы декламационного интонирования словесного текста, где музыкальное начало находится в зачаточном состоянии: темброво-тесситурное различение акцентной и неакцентной позиций оказывается ведущим фактором формообразования (Пример №1).
В формах синтагм с односложным предыктом {"Прощай, , Масленица!") акцент оформляется с помощью характерного интонационного хода, типологически связанного с прорастанием кличевой интонации ямбического типа (Пример ЛЬ2).
4. В интонационно-ритмических синтагмах с заключительным акцентным тоном и акцентом в точке золотого сечения внутренняя логика развития интонации основана на постепенном завоевывают акцентной позиции, что обусловлено особенностями распределения дыхания (Пример №3). Прослеживаются закономерности организации декламационно-мелодического плана, проявленные в формировании ладовых сопряжений, кристаллизации первичных попевочных комплексов музыкально-поэтической речи (Пример №4). Исследуются тенденции к усложнению организации интонационно-ритмической синтагмы изнутри, ведущие к прорастанию декламационных (допесенных) форм в песенные. Возможно одновременное существование как декламационного, так и мелодизированного способов произнесения одного текста (Пример №5).
5. Процесс вызревания мелодического начала не является однолинейным. Указанные выше тенденции продолжают накапливаться в интонационно-ритмических синтагмах второго порядка с двумя акцентами. В них формируются иерархически соподчиненные на звуковысотном уровне акцентные позиции (Пример №б). Повтор на ритмическом уровне сегментирует форму на более мелкие построения, связанные со стиховыми акцентами, однако цезуры не возникает - музыкальная фраза имеет мелодически слитный и непрерывный характер развертывания. Развитие этих двух принципов организации единицы интонационно-речевого потока (соподчинение акцентов и сегментация) составит основу синтагм более сложного вида.
6. Синтагмы с тремя и более акцентами выступают в функциях синтаксических единиц более высокого порядка. Фиксируются формы, в которых система сопряжений звуковысотных позиций акцентных тонов представляет собой простейшую ладовую модель, формирующуюся в недрах декламационно-возгласной речи. Кроме того, в сопряжении акцентных тонов выявляется централизующее значение конечного акцентного тона - фразового акцента (Пример №7).
В связи с позициями акцентов складываются фазы интонационного развития синтагмы - опорные точки формообразования. Активным фактором формообразования является также стиховой метр: возникают регулярные смены сильной (акцентной) и слабой (неакцентной) позиций, причем акцентный тон устойчив в звуковысотном отношении. Функцию реализации возгласного начала принимает на себя интонационно-ритмический* сегмент, формирующийся вокруг стихового акцента (Пример №8).
Проявление диалектики слитного и расчлененного, прерывного и непрерывного рассматривается в данном случае в аспекте организации формы более высокого порядка. ■
7. В качестве наивысшего уровня организации слитной бесцезурной интонационно-ритмической синтагмы песенного типа рассматривается музыкально-временной период новгородского обрядового напева "Дорогая наша Масленица" (Пример Хя9).
В его основе лежит распетый тонический стих с неупорядоченным количественно-слоговым составом и двумя
стиховыми акцентами - на третьем от начала и третьем от конца слогах. Вокруг стиховых акцентов формируются пятисложные сегменты, аналогичные тем, что действуют в декламационных формах выкриков с серединным акцентом. Динамический процесс музыкального развития направлен к заключительному протянутому тону, оформленному гуканием, после чего следует глубокая межстрофная цезура. В воплощении кличевого характера интонирования оказывается значимой ладовая форма, аналогичная веснянкам (кадансовый тон на второй ступени квартового трихорда):
1П\ А
V'} • о
• \ * ♦
Раздел 2. Типы композиционного строения музыкально-поэтических форм, имеющих клнчевую направленность. Для
выкриков характерна тесная связь интонационной формы со словом как в ритмо-акцентном, так и в композиционном отношении. В данном разделе обозначаются два основных типа композиционных соответствий вербального и интонационного рядов:
• Текст представляет собой краткие словесные формулы обрядовой поэтики и их точные повторы. В музыкальном ряду возникают следующие соответствия: однократное звучание интонационно-ритмической синтагмы возгласной речи или простейшие виды повторов ритмо-интонации;
• Текст имеет развитую сюжетную основу и многострочную композицию, иногда с организующим действием рифмы и метрики стиха. Музыкальная композиция представляет собой
декламационно-песенную форму, построенную на сочленении интонационно-ритмических синтагм различной внутренней структуры, или основана на стиховом принципе согласования слова и напева.
На первом уровне композиционных отношений слова и интонации особо выделяется тип форм, представляющих собой одну интонационно-ритмическую синтагму. Эта типологическая группа рассматривается с точки зрения самостоятельных композиционных функций музыкальной фразы - однофразового напева.
В развитии этого уровня возникает тип композиции, основанный на действии принципа повторности. Выявляются обрядово-магические функции повтора и рассматриваются типы повторов на уровне словесного ряда:
• точные и незначительно варьированные повторы - двукратно повторенные словесные формулы,
• сцепления мотивов на основе повторения ключевого слова,
• арочные повторы,
• инверсионные повторы.
Далее прослеживается действие принципа повторности на уровне музыкальной композиции:
• реализация принципа точного и варьированного повтора интонационных звеньев,
• воплощение принципа вариантного развития интонационного зерна,
• различные виды арочных повторов,
• переакцентирование при повторе.
Обозначается принципиальная возможность формирования новых композиционных решений.
На втором уровне композиционных отношений слова и интонации возникает тип монострофической декламационно-песенной формы. Основным дифференцирующим признаком служит принцип сопряжения в организации целого элементарных интонационно-ритмических единиц. Во всех случаях цезурообразующим фактором является стиховое членение фольклорного текста, обусловленное объемом дыхания, стиховой рифмой и др. Высказывается гипотеза, что формирование таких композиционных закономерностей свидетельствует об эволюционных процессах в развитии традиции обрядового интонирования.
При анализе образцов, относящихся к данной типологической группе, различаются ведущие принципы формообразования, определяемые по типу организации речевой единицы:
• композиция строится на основе свободного сочленения интонационно-ритмических звеньев возгласной речи;
• композиция основана на повторении звена равномерно-ритмизованной декламации с главенствующей ролью метрической акцентности;
• музыкальное развертывание включает как возгласные синтагмы, так и тип метризованной декламации. В результате образуются составные композиции, организованные по принципу контраста.
Вместе с тем, специфической особенностью исследуемого материала является тот факт, что практически каждый зафиксированный образец имеет неповторимую и оригинальную композиционную структуру.
В аспекте композиционных отношений слова и напева рассматривается проблема возгласного переинтонирования песенных жанров, приуроченных к Масленице.
Отдельно характеризуются стиховые формы согласования слова и напева (масленичные плачевые окликания и обрядовая песня "Дорогая наша Масленица").
В Заключении приводятся основные результаты исследования. Подтверждается структурно-функциональная обусловленность интонационных типов в системе обряда и их монофункциональность самого высокого уровня, сводимая к различным способам проявления коммуникативно-обрядовой деятельности человека. На этом уровне различные знаковые системы ритуала и отдельные языковые системы фольклорного текста едины в выражении обрядовой функции.
В результате типологического исследования обрядового интонирования вскрываются специфические функционально-смысловые линии обряда, позволяющие иначе оценить связи Масленицы с мифологическими представлениями, отнестись к фольклорной форме как своеобразному ритуальному действию, кодирующему комплекс древнейших значений. Функциональная направленность исполнения, осуществленная средствами
интонационного ряда оказывается самой инертной характеристикой, на основе которой в процессе эволюции и становления форм осуществляется преемственность культурного процесса, его жизнеспособность и стойкость в историческом времени.
В то же время, исследование выводит на обоснование того, что формы возгласного интонирования являются продуктивным, порождающим началом в жизни фольклорной традиции. Существование столь разнообразного в формах выражения интонационного материала подтверждает, что процессы непрерывного становления культуры, ее воспроизводства в новых условиях продолжаются и поныне.
Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
1. О коммуникативной природе интонируемых выкриков // Традиционное искусство и человек: Тезисы докладов XIX научной конференции молодых фольклористов памяти A.A. Горковенко / Санкт-Петербург. Российский институт истории искусств; Отв. ред. и сост. канд иск. М.И. Родителева. - СПб., 1997. - С. 50-52.
2. Интонируемые выкрики в детском музыкальном воспитании // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: Материалы Всероссийской научной конференции / Краснодар. Акад. культуры, Моск. пед. гос. ун-т и др.; Отв. ред. H.H. Гаврюшенко. - Краснодар, 1997. - С. 79-80.
3. Проводы Масленицы в восточных районах Новгородской области // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы научной конференции. 11-13 ноября 1997 г. / Сост. В.Ф. Андреев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Новгород, 1997. - С. 205-207.
4. Мотивы обрядовой еды в масленичном фольклоре Новгородской области и Новгородско-Тверского пограничья (По экспедиционным материалам Фольклорно-этнографического центра г. Санкт-Петербурга) // Русские народные говоры: история и современное состояние: Тезисы докладов межвузовской научной конференции 26-28 ноября 1997 г. / Отв. ред. Л.Я. Петрова; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Новгород, 1997. - С. 79-81.
5. По заветам старины. Материалы традиционной народной культуры Вожегодского края / Сост.: И.С. Попова, О.В. Смирнова. Под ред. A.M. Мехнецова // Русская традиционная культура. Альманах, № 2. - М.: "Издательство "РОДНИКЪ", 1997. - С. 190. (Авторское участие: Часть вторая "Вожегодская свадьба" и раздел "Свадебные причитания и песни" третьей части - С. 37-110).
6. Краткая характеристика фольклора Северного региона (зоны) // Кадастр: Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области. - Псков, 1997. - С. 181-187.
Потные примеры
Пример I
Мае
I ^~300 V
ле - на го - рнт! Мае
ле - на го - рит!
Пример 2
Ь ilJ -''"Т^ Ь {) Г) |т
II
И)
рош - шай.
Мае - лен - ца
Т7 шн
^-240
V
о
ро - ка я!
Пример 3 V
^ ]' ,[> 1 -1т
Б*
Мае-лен- ца еле - бу - нья, Мае-лен - ца еле - бу - нья!
Пример 4
1.
80
ш
ш
у
?—?
Мае-лен - ца ер-зов
к
■204
ка, ер - за - ну - ла и уш - ла!
Пример 5
4—I-у-
Здра - сти, здра - стн, Мае - лен - ца ер -
ЕЁ
ка!
ли ЛЕ
V
зэс
р
Здра-ствуй, здра-етвуй, Мае - лен(ы)иа ер - зов - ка!
^300 у_
Пример 6
V
.П.
Мае - лен-ца ом-ман - щн-ца! Мае - лен-ца ом-ман - щи-ця!
Пример 7
-зоо
52-У-
<■1 4» 4
Здра ствуй, Мае - ле - ни - ца ли - зо - блюд
ни - ца!
Пример 8
Р-135
т
—л л
Мае - лен-ца ер - зов
ка, ер - за - ну - ла и уш - ла!
Пример 9
1 ^ ¡Ы—
V
7)---------• ч:»" - _
Да - ра - га - я-та, о», да на-ша Ма - а - еле - н(ы)-ка.