автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Типология и стилистика модного детского костюма XVIII - первой четверти XX веков

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Серебрякова, Ксения Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
Диссертация по культурологии на тему 'Типология и стилистика модного детского костюма XVIII - первой четверти XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Серебрякова, Ксения Григорьевна

Введение

глава I. Обзор источников и историография вопроса.

глава П. Восприятие феномена детства в контексте эволюции европейской культуры Нового времени.

глава Ш. Влияние приёмов традиционного изготовления детской одежды, особенностей ее массового производства и профессионального моделирования на складывание эстетики детского костюма.

глава IV. Стилистическое развитие детского костюма и своеобразие его типов как особое направление в искусстве европейской моды

XVIII - первой четверти XX вв.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Серебрякова, Ксения Григорьевна

Существование костюма всегда было обусловлено рядом присущих только ему функциональных особенностей. Но значение его в жизни общества отнюдь не исчерпывалось утилитарными и социально-знаковыми функциями. ". Костюм любой эпохи является произведением искусства . потому, что человек всегда мыслит себя, как некий художественный образ, отвечающий его эстетическим вкусам и представлениям . произведением искусства, в котором воплощено представление об "идеальном" облике современника той или иной эпохи во взаимосвязи с жизнью общества и его культурой".* В данном качестве костюм обладает свойствами, общими для- всех видов искусства. Они проявляются прежде всего в законах композиции, создающих определённый художественный образ. В этом костюм, да и прикладное искусство в целом, ближе всего к архитектуре. Как в, архитектуре здесь наиболее важными являются соразмерность частей, пластичность, ритм, расположение линий. А одно из ведущих значений цвета в костюме допускает сравнение его с живописью. ^

Подход к костюму как к произведению искусства даёт возможность его типологического и стилистического анализа. Систематизация по типам, т.е. по наиболее общим признакам рассматриваемого явления, и более дробная систематизация внутри типа - по видам и разновидностям - составляют основу типологии костюма.^

Выявление в данной области стилевой основы базируется на понимании стиля ". как органического единства элементов формы и со держания. А в историческом развитии искусства понятие "стиль" выступает уже в качестве неких "особенностей художественных форм, присущих какой-либо исторической эпохе".5 При этом необходимо иметь в виду, что стиль не может быть только способом существования пластических искусств. Он проявляется во всех областях духовной деятельности общества, в которых преобладает эстетическое начала.6 Именно оно формирует основные черты облика современника. "Например, . некоторые признают, что художественные произведения Берн-Джонса создали новый тип английской, женщины, образовавшийся в силу постепенного приспособления женщины к величественному стилю, который под влиянием этого художника был принят за образец. Прежде чем молодое поколение начало жить сознательной жизнью, художник уже наложил на него свой отпечаток; оно выросло, имея известные формы перед глазами, оно видело их в книгах с картинками, и с детства его одевали в платье, которое своим покроем напоминало изображения художника" ?

Вышеназванная исследовательская позиция определила подход и к предмету наших изысканий - старинному детскому костюму. Термин "модный", применительно к нему, означает принадлежность последнего, во-первых, к городской культуре европейского типа. А, во-вторых, к той её сфере, где одежда детей включалась составной частью в общий эстетический идеал определенной эпохи. Обратиться к проблеме типологии и стилистики модного детского костюма ХУШ-первой четверти XX вв. заставила практически полная неизученносгь данной темы отечественными исследователями истории костюма. И, главное, неизученность подлинных предметов детской одежды, даже входящих в собрания самых крупных российских музеев (таких как Государственный Исторический музей и Государственный Эрмитаж). Отсюда цель работы может быть определена как желание ввести в научный оборот значительный пласт памятников материальной культуры, долгое время существовавший как бы за рамками многих научных поисков. Кроме того, на основе его типологического и стилистического анализа появилась возможность проследить историческое развитие модного детского костюма, что определило задачу исследования. Кстати, обозначение "модный" важно ещё и потому, что позволило увидеть постепенное - с XVIII до XX века - стирание граней между парадным, "модным" в собственном смысле слова, несущим знаковую, представительскую функцию детским костюмом и костюмом повседневным, т.е. "не модным". Увидеть процесс, который привёл к переходу эстетических критериев последнего типа костюма к первому, и к выработке на их основе уже своего особого эстетического идеала. Обращение к истории детского костюма с этой точки зрения оказало влияние также на структуру данной работы. Крайне низкая степень изученности материала продиктовала и единственно оправданный в подобной ситуации метод исследования - комплексный. Выявить из разнообразных, находящихся в сложной взаимосвязи друг с другом элементов определённую целостность, понять её логику помогали на разных этапах исследования и системный, и типологический, и сравнительный методы, и даже технико-технологический анализ конкретных групп памятников.

Прежде чем приступить к написанию работы, необходимо было решить некоторые предварительные задачи. А именно, выделить фонд детского городского костюма из общего собрания костюма ГИМ, систематизировать его и составить каталог. Соотнести этот материал с другими возможными источниками, а также определить место, которое занимает изучение данного вопроса в исследованиях по истории костюма. Полученные результаты позволили объединить и вынести разделы, посвященные обзору источников и историографии в особую - первую - главу работы.

Вторая глава - теоретическая - посвящена проблемам эволюции восприятия взрослым обществом феномена детства в контексте развития европейской культуры. Сущность эстетических идеалов в истории детской моды не может быть понята без более глубокого проникновения в их общекультурные истоки, ". поскольку эстетическая деятельность как духовная есть часть общего миросозерцания эпохи."8 Костюм всегда, в любое время, в любой стране отражал как индивидуальность человека, так и стиль эпохи в целом. Стили же детской моды всегда отражали взрослую концепцию детства. И точно также уровень, которого достигли философская, научная, общественная мысль в отношении природы детства, может дать ключ к пониманию импульсов в развитии детского костюма и его стилистики. ". искусство и чистая наука. таковы, что по ним в первую очередь можно судить о переменах в коллективном типе восприятия."^

Третью главу работы составил анализ тех общих конструктивных особенностей детского костюма, которые были выявлены при обращении непосредственно к подлинным памятникам. Оказалось, что в основе объединяющих их свойств лежит всё та же мировоззренческая традиция в понимании детства взрослыми, но преломлённая на бытовом уровне. В сфере изготовления детской одежды отразилось влияние целого ряда взаимосвязанных факторов, относящихся и к исторической трансформации массового сознания, и к мировому экономическому развитию, и к меняющимся вкусовым критериям в создании эстетики жилой среды.

Четвёртая глава работы посвящена непосредственно типологии и стилистике модного детского костюма. Поводом к её написанию послужило изучение вещественных и изобразительных материалов из различных музейных и частных собраний. В этой главе рассматриваются причины вознкновения детского костюма как такового. Показана эволюция его ранних, 1760-80 гг., и более поздних, первая половина XIX в., форм. Особо выделен период середины -второй половины XIX в. - период господства стиля "историзм". Значимость его для всей последующей истории детского костюма должна объяснить, почему, в частности, показалось целесообразным предварить данный раздел небольшим сообщением об общих стилевых особенностях "историзма". Отдельно оговорено влияние на складывание типов детского костюма проявлений "актуальности" в моде, а также художественной литературы и иллюстраций к ней. Далее прослеживается путь от придуманной "моды для детей" к самодостаточной детской моде 1890-х гг. и начала XX в. Завершает общую тему показ своеобразной метаморфозы, которую претерпевает уже взрослая мода 1920-х гг. на основе эстетики детского костюма.

Таким образом получают своё обоснование хронологические рамки работы - XVIII -первая четверть XX вв. - и более частное хронологическое деление.

Многое из вышеперечисленного - подход к детскому костюму как к произведению искусства, вопрос развития общественных движений, отражающих изменение отношения к ребёнку, проблема производства детской одежды в интересующий нас период и связанные с тем особенности включения её в область зарождающегося профессионального моделирования -затрагивается в исследовании по истории костюма впервые, в чём заключаются, в частности, его новизна и значение при современном состоянии научных знаний. Показ того, что в историческом развитии детский костюм всегда был самоценной частью эстетического идеала моды должен раздвинуть рамки многих изысканий в данной области, связав их с исторической психологией, культурологией и другими областями гуманитарного знания. А свою актуальность обращение к нашей теме приобретает в свете того широкого интереса к истории детского быта, который нашёл своё выражение, например, в целом ряде выставок, прошедших только за последние годы в Москве и Санкт-Петербурге (можно назвать "Детский портрет в русской живописи ХУ1П-Х1Х вв." 1989 г., "Образы детства" 1991 г., "Мир и образы детства" 1993-1994 гг., проект "Детская" 1996 г.). Знаменательно, что отмеченные выставки имели чёткую культурологическую направленность, рассматривая детство через его предметный мир и визуальный образ в контексте культуры той или иной эпохи.

Иллюстративный материал к диссертации составлен на основе подлинных памятников собрания ГЙМ и ГЭ, зарисовок из модных журналов второй половины XIX -начала XX вв., подлинных фотографий того же периода, а также 8 опубликованных в различных изданиях произведений живописи и графики европейских и русских художников ХУЛ - XX вв.

В качестве Приложений к работе даны: Каталог собрания городского детского костюма из фондов отдела тканей и костюма Государственного Исторического музея, Перечень мастерских и магазинов готового детского платья в России конца XIX -начала XX вв., Обзор выставки "Детский мир" (Санкт-Петербург, 1903-1904 гг.), Обзор направлений деятельности Педагогического музея Учительского Дома в Москве (1912-17 гг.). Данные материалы дают возможность детализировать некоторые положения II, Ш и IV глав.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Типология и стилистика модного детского костюма XVIII - первой четверти XX веков"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ % ——————————————

Как правило, исторические формы детского костюма всегда указывают на то место, которое занимает ребёнок в культуре данного периода. Эпоху в истории европейской моды, отмеченную появлением детского костюма, можно считать вполне закономерным итогом довольно длительной эволюции, происходившей в глубинных сферах общественного сознания.

По мере того как чисто жизненный опыт заставлял взрослого человека "продлевать" младенчество одетых по всем правилам моды "маленьких взрослых", Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и другие философы, педагоги, писатели постепенно подводили общество к признанию ребёнка "не взрослым". Этот психологический поворот и ознаменовало появление совершенно нового типа костюма - костюма для "не взрослого". Он не был "моден". Наоборот, соображения рациональности и целесообразности, определявшие мировоззрение эпохи, заставляли взрослых отталкиваться здесь от модных форм и приближаться к формам простонародным. Впервые детский костюм не имел "парадного" статуса. Хотя ещё совсем недавно даже у маленьких детей вообще не существовало "не модного", т.е. "не парадного", костюма. Ребёнок постоянно должен был демонстрировать с его помощью своё общественное -"взрослое" - положение. Можно сказать, что впервые ребёнок при посредстве своего нового костюма как бы вышел из сферы своеобразной "игры", театрализованный, ролевой характер которой диктовало современное миропонимание, а вместе с ним и взрослая мода.

В данный период, 1760-80-е гг., происходило становление детского костюма как особого явления в истории моды (у мальчиков - раньше, у девочек -немного позднее). Направление же его развития, скажем, до формы "скелетон" шло пока как совершенствование внутри типа.

Очень скоро обнаружилась и новая, видимо, чисто бессознательно приданная взрослыми природе детского костюма черта, которая с тех пор стала одной из характерных его особенностей как типа. Заключалась от в том, что детскому костюму периодически отводилась роль некой "испытательной площадки" для многих элементов и форм, впоследствии заимствованных взрослой модой, если те соответствовали её эстетическим идеалам или требованиям рациональности (последнее имело существенное значение, в основном, в конце XIX в.). На рубеже XVIII - XIX вв. это привело путём заимствования модой длинных брюк мальчиков и покроя платьев девочек к повторному сближению детского и взрослого облика. А достигнув такого соответствия, правда, уже не абсолютного, мода снова тачала управлять детским костюмом по своим законам. И управляла им всю первую половину XIX в. Подобным образом проявили себя особая сила традиции и отголоски мировоззренческого понятия "дети как взрослые".

В тот же период - рубеж XVIII - XIX вв. и начало XIX в. - романтизм "открыл" с позиций своего творчества "детство" как состояние души. С одной стороны, он наполнил данный феномен метафизическим абстрактным смыслом, а с другой - обосновал ценность детской души, исходя из неё самой, т.е. в отличие от души взрослого. Романтик Ф.Фребель стал одним из первых педагогов, который поставил душевную природу детства в центр своей педагогической практики, во всём приспосабливая последнюю к особенностям первой. Он уже не стремился преобразовать душу ребёнка внешними средствами сообразно идеалу будущего взрослого, который создавали рационалисты-просветители. Для свободного восприятия общественным сознанием нового взгляда на личность ребёнка, его своеобразной адаптации в данной сфере, должно было пройти определённое время, отмеченное сменой философской и художественной (эстетической) систем.

Названные процессы послужили поводам к тому, чтобы в качестве одного из объектов моды был "замечен" и детский костюм. Связанным это оказалось с развитием эстетики "историзма", ставшего стилем эпохи. По причине своей зависимости от "общественного мнения", из сферы которого постепенно исключалась детская одежда, многие "исторические" формы являлись недоступными для взрослых нарядов. Детский же костюм был "открыт" как уникальная возможность увидеть соответствующий новому стилю "идеальный облик" современника. Реализовалась она в создании типов костюмов для детей. И именно с этого времени чётко прослеживается их типология ( не как типа внутри общей моды, а как особой моды, имеющей свои типы).

Помимо традиционного орнаментального преломления модной стилистики, использовавшей "исторические" стили "барокко", "рококо" или "национальные" узоры, подобные "балканским", в детской одежде в отличие от мимолётных пристрастий "большой" моды были выработаны довольно устойчивые "исторические" типы костюмов. Для них перерабатывались французские моды времён Генриха П1 и Людовика XIII, старинные русские наряды XVII в. и т.д. Наиболее практичные и удобные формы составили затем классические варианты. Последнее особенно характерно для "национального" типа детского костюма, ставшего, в частности, классическим в России. Его разновидности - косоворотка с шароварами или "русский" костюм "под кучера" - один из редких примеров нелокальной популярности, т.к. европейская мода приняла их в качестве самостоятельного вида одежды детей. Во взрослой моде в таких случаях ограничивались лишь трансформацией мотивов, подобно детскому "казаку".

В это же время тенденция на выделение из существующего арсенала моды наиболее функциональных её форм специально для детей создавала для них классические типы и в области "актуальной" стилистики. Костюм "Гарибальди" у девочек стал самым первым, "пробным" для них, вариантам нетрадиционного костюма - из отдельных блузы и юбки. То же и детский фасон платья "торговка рыбой" по отношению к существующим мотивам дамской одежды. Развитие с этих позиций военной стилистики дало мальчикам наиболее универсальный как для XIX в., так и для следующего столетия "матросский костюм".

В целом, стилистическое влияние в эволюции детского костюма, конечно, преобладало. И большинство его типов складывалось именно внутри тех или иных стилевых направлений. Но можно отметить и случаи обратного влияния. Так, популярность матросского костюма мальчиков привела не только к складыванию подобного же типа в одежде девочек, но и к возникновению у них же особой "матросской" стилистики в платьях обычного покроя (и не толжо у девочек, но и во взрослой женской моде).

Эпизодическое во взрослом костюме, в основном, в начале XIX в. влияние литературной эстетики неожиданно сильным и прочным оказалось в костюме детском. И если тип "шотландского" детского костюма, имея, как и подобная взрослая мода, корни в романтической литературе, изменил в середине XIX в. свой "стилистический статус", став классическим европейским детским костюмом в качестве "национального" его типа, то такие костюмы второй половины XIX столетия, появившиеся под "литературно-художественным" влиянием, как "Кавалер"("лорд Фонтлерой"), "Кэт Гринвей", поднее "Бастер Браун", говорили уже об иной направленности взрослого общества в понимании самого детства. Аналогий вышеназванным костюмам в стилистике современной им взрослой моды не было. То есть, делались они специально для детей. Но принадлежали к числу определённых внешних атрибутов, должных придать детям соответствие неким образам "детства", выработанным к тому времени на бытовом уровне общественным сознанием. Образовалась совершенно новая "игра" в придуманное детство, куда включался посредством своего костюма и сам ребёнок. Это же стало логическим итогом развития той "моды для детей", которая создавалась всю вторую половину XIX в. На данном этапе "детству" и "детскому" предметному миру сознательно стали придавать облик, во всём отличный от мира взрослых. А отойти от искусственности черт детского мира", в том числе и в костюме, помогла мировоззренческая открытость общества, скоро придавшая детству статус самостоятельной культурной системы. Последний был подкреплён к тому же результатами современных исследований педагогов, детских психологов, антропелогов.И не случайно,что в искусстве тогда господствовал стиль "модерн". Он явился по сути первым шагом на пути разрушения реалистического искусства. А именно на его принципах базировалась псевдо-дегская культура второй половины XIX в. Модерн как бы полностью отделил от себя детскую культуру, оставаясь "принадлежностью" только взрослого мира. Именно там и велись теперь все эстетические поиски. Особый облик, гораздо более соответствующий своему прямому назначению, приобрёл в этот период даже мир игрушек, окружавший ребёнка (в частности, появились куклы-младенцы и куклы-дети).

В отношении же детского костюма "модерн" также полностью отделил его от стилистики взрослой моды (можно отметить лишь некотрое влияние стилевого направления "неорюс"). Детский костюм стал строиться, исходя только из потребностей детского организма, нуждавшегося в простых формах одежды с их практичностью и гигиеной. Эти принципы и составили эстетический идеал особой детской моды. Детский костюм уже не должен был демонстрировать какой-либо общественный статус, "модность" или "идеальный образ" ребёнка. Он стал характеризовать последнего как такового. На данной основе произошёл своеобразный "естественный отбор" в сфере детского костюма, оставивший в обиходе самые удобные и рациональные его типы. Не последнюю роль сыграл в этом и начавший бурное развитие в те годы конфекцион. Приёмы традиционного, с минимумом расходов, домашнего шитья детской одежды, практически полностью перешедшие в производство готового платья, служили тем же целям - сделать простую и вместе с тем симпатичную вещь. Такая одежда детей стала знаком современного ей массового вкуса.

Самое существенное здесь - изменение моды девочек. При том, что сама эволюция детского костюма прослеживается прежде всего в одежде мальчиков (кстати, начиная с XVIII в. и вплоть до XX в., во всех воспитательных и образовательных теориях сохранялась ориентация именно на - воспитание мальчиков, и только в связи с последним рассматривалось воспитание девочек, в чём нашло отражение традиционное представление общественной психики о подчинённом положении женщины). Так же как в XVIII в., костюм мальчиков XIX столетия первым реагировал и на потребность отделиться стилистически от взрослой одежды (скажем, детские "гусарские" мотивы, стоявшие ещё со времён Ж.-Ж. Руссо вне взрослой штатской моды), и на потребность в рациональных формах (вспомним ставший классическим костюм с короткими штанишками 1860-х гг. или костюм "джерси"). Для того же, чтобы мода девочек отделилась от моды женщин и восприняла бы "общедетские" к себе требования, женскому обществу понадобилось достичь определённого уровня эмансипации. Сперва женщине удалось изменить свой общественный статус, и только затем был "пересмотрен" "статус" девочки во взрослом обществе. Тогда уже и в её костюме стали сознательно добиваться полного несоответствия его господствующей моде. Этим, в частности, объясняется почти полное отсутствие внимания к нарядам девочек в деятельности зарождавшихся на рубеже XIX -XX вв. домов моделей. Начав с заимствования матросского костюма и костюма "джерси" у мальчиков, в моде девочек скоро появились практичные платье на кокетке и платье стадией на бёдрах и напуском. Причём, линии двух названных фасонов очень жёстко стали придерживаться все причастные к изготовлению детской одежды. Поэтому зачастую то, что всё-таки иногда предлагалось домами высокой моды, по простоте изготовления походило на конфекционные вещи.

Подобное соотношение форм детской и взрослой моды - в последней, кстати, также постепенно отдавалось предпочтение рационализму - сохранялось до 1920-х гг. Только во время Первой Мировой войны можно отметить эпизодическое влияние на детский костюм "актуальной" военной стилистики (костюм "под офицера" у мальчиков). В 20-е же годы XX в. общественное настроение в Европе и Америке совершило поворот к тем жизненным установкам, которые характеризовали состояние детства и подросгковости. Это повышенно эмоциональное восприятие мира и "игра во всё", во многом определённые широким увлечением с начала столетия детской психологией и тем местом, кототое она успела занять в искусстве первого-второго десятилетия XX в. Взрослые, "играя в детей", для полноты образа обратились к детской моде, что снова сблизило взрослый и детский мир. Но теперь уже не дети были "маленькими взрослыми", а взрослые стали "как дети".

Обобщая вышесказанное, отметим, что все стилистические разновидности детских костюмов и все их типы, которые удалось выявить в процессе исследования, существовали в рамках трёх выделенных в работе условных периодов: периода складывания основных форм детского костюма (1760-80 гг. - первая половина XIX в.), периода "моды для детей"(середина - вторая половина XIX в.) и периода детской моды (1890-е гг. - первая четверть XX в.).

В целом, проблема истории детского костюма чрезвычайно многогранна, й рассмотрением представленных нами вопросов она далеко не исчерпывается. Более пристальное внимание к старинному детскому костюму в научной литературе, акцент да изучении подлинников, подход к ним как к одному из важных элементов истории культуры позволит, с одной стороны, увести исследования в нашей области от узкоприкладных задач, которые ограничивают подачу материала простой констатацией фактов, а с другой

-обратиться внутри данной большой темы к более частной проблематике. Всё вышеназванное даёт возможность продолжать начатые исследования и далее.

 

Список научной литературыСеребрякова, Ксения Григорьевна, диссертация по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов"

1. ИСТОЧНИКИ Опубликованные:

2. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Куйбышев, 1961.

3. Андреева В.Л. Эхо прошедшего. М., 1986.

4. Анненская А.Н. Зимние вечера. Л., 1990.

5. Барнетт Ф. Маленький лорд Фонтлерой. М., 1989.

6. Барнетт Ф. Повести. М., 1992.

7. Бартрам Н. Д. Об игрушках:По поводу выставки игрушек прошлого и настоящего в Московском Кустарном музее, ноябрь 1909. М., 1909.

8. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1990.

9. Белый А. Котик Летаев. Крещёный китаец // Белый А. Серебряный голубь. М„ 1990. С.307-604.

10. Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. М., 1915. Ю.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологическиесочинения. М., 1979. 11 .Болдуин Д. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. М., 1911-1912. Т.1-11.

11. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М., 1991.

12. Воспоминания П.И.Щукина // Щукинский сборник. М., 1912. Вып. 10. С.245-281.

13. М.Голдовский Г.Н. Детский портрет в русской живописи ХУШ-начала XX веков / Государственный Русский музей. Л., 1991.

14. Дашкова Е.Р. Записки, 1743-1810. Л., 1985.

15. Детские портреты в русском искусстве XIX века из собрания музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. М., 1992.

16. Детский портрет врусском искусстве : Каталог выставки из собрания ГРМ. Л., 1990. *

17. Диккенс Ч. Очерки Боза II Собр. соч. М„ 1957. Т.1. С.49-101.

18. Дмитриев М.А. Воспоминания. М., 1998.

19. Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987.курсивом выделены издания, где опубликованы предметы детской одежды из музейных и частных собраний

20. Екатерина Великая : Русская культура второй половины 18 века. Каталог выставки из собрания ГЭ. Сиб.1993.22.3аписки А.Т.Болотова, 1737-1796. Тула, 1988.

21. Золотая нить России : Каталог выставки из собрания ГИМ. М.г 1993.

22. Золотой век русской культуры : Павловск дворец-музей. Каталог выставки. Сиб., 1998.

23. Золя Э. Добыча. Тула, 1955.

24. Избранные сочинения кавалерист-девицы H.A.Дуровой. М., 1983.

25. Историзм в России : Стиль и эпоха в декоративном искусстве, 18201890-е годы. Каталог выставки из собрания ГЭ. Спб., 1996.

26. Историзм и модерн : Каталог выставки из собрания Гамбургского музея искусства и художественных ремёсел. Л., 1986.

27. Каменская М. Воспоминания. М., 1991.

28. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.31 .Каталог 1 Международной выставки исторических и современных костюмов и их принадлежностей в Таврическом дворце, 1902-1903 год. Спб., 1903.

29. Кирпичникова М. Моя краткая биография // Чего хочет женщина : Сб. женских рассказов. М., 1993. С.180-189.

30. Ковалевская C.B. Воспоминания детства. М., 1989.

31. Койн И. Девочка, с которой детям не разрешается водиться. М., 1957.

32. Костюм серебряного века в России, 1890-1914 гг. : Каталог выставки из собрания ГЭ. Спб., 1993.

33. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1989.37 .Кузьминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной поляне. М., 1986.

34. Кэй Э. Век ребёнка. М., 1905.

35. Кэрролл JI. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. М., 1978.

36. Ламброзо П. Мир и его тайны в глазах детей // Детский мир. 1904. N 14-15.

37. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

38. Локк Дж. Мысли о воспитании. О воспитании разума. Спб., 1913.

39. Лукашевич К. Моё милое детство. М., 1994.

40. Манн Т. Тонио Крёгер // Манн Т. Новеллы. М., 1989. С.107-163.

41. Мариенгоф А. Мой век, мои друзья и подруги // Мой век, мои друзья и подруги : Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990. С.21-299.

42. Мейендорф М.Ф. Воспоминания. N.Y., 1990.47 .Мельников П.И. Бабушкины россказни. М., 1989.

43. Мердер Н.И. В годину бедствий // Исторический вестник. 1900. T.LXXIX-LXXX. С.7-40; С.441-488.

44. Мерцалова М.Н. Дети в мировой живописи. М., 1968.

45. Мнхайлов M.JI. Адам Адамыч и другие : Избранные произведения. М., 1991.

46. Моисеенко ЕЮ;, Шарая Н.М. Костюм в России ХМД-и.ХХвв. : Каталог выставки и? собрания ГЭ. Л.!, 1962.

47. Монтессори М. Дом ребёнка. М., 1913.

48. Нестеров М.В. Давние дни. Уфа, 1986.

49. Николаи и Александра : Двор последних русских императоров, коней XIXi/ачало XXвека. Каталог выставки. Спб., 1994.

50. Новиков Н. Избранное. М., 1983.56.0глоблина JI.H. Император Александр П среди детей // Александр II: Воспоминания. Дневники. Спб., 1995. С. 240-245.

51. Пастернак A.JI. Воспоминания. München-Padernborn-Wien-Zürich, 1983.

52. Педагогический музей Учительского Дома в Москве. Отдел юношествоведения : Проспект. М., 1917.

53. Петербургские страницы воспоминаний графа В.Сологуба. Спб., 1993.

54. Письма Ан.Мусиной-Пушкиной к дочери В.АТолстой 1825 и 1828 годов // Щукинский сборник. М., 1912. Вып.10. С.109-139.

55. Радищев АН. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1950.

56. Раев В. Воспоминания. М., 1993.бЗРихардсон С. Памела или награжденная добродетель. Спб., 1787.64 .Руководство кройки белья. Б.м., б д.

57. Русский костюм : Буклет выставки из собрания IHM. М., 1985.

58. Русский придворный костюм от Петра Iдо Николая П из собрания Государственного Эрмитажа. Спб, 1999.

59. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании II Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. М., 1981. T.I.

60. Рыбников НА. Как изучать ребёнка. М., 1916.

61. СабашниковМ.В. Воспоминания. М., 1993.

62. СамонинС.Ю. Детский военный мундир XIX-начала XXвв. из Государственного Исторического музея : Буклет выставки. М. ,1990

63. Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность// Русские мемуары: Избранные страницы, 1826-1856 гг. М., 1990. С.411-513.

64. Серебрякова К.Г. Православный обряд крещения : каталог выстявки if3 собрания Государственного Исторического музея. Будапешт, 1995.

65. Сигизмунд Б. Дитя и мир. Спб., 1866.

66. Симонович A.C. Детский сад .Практическое руководство для детских садовниц. М., 1907.

67. Столбова Е.И. Детские образы в живописи // Юный художник. 1990. N 10. С.7-11.

68. Столбова Е.И. Детский портрет в русской живописи XVIII-XIX веков //Юныйхудожник. 1987. N2. С.14-18.

69. Сгоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991.

70. Сухотина-Толсгая T.JL Воспоминания. М., 1976.

71. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. JL, 1991.

72. Терпигорев С.Н. Потревоженные тени. М., 1988.

73. Толстой И.Л. Мои воспоминания. М., 1987.

74. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Собр. соч. М., 1952. Т. V1II-IX.

75. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Воспоминания // Собр. соч. М., 1952. T.I.84 .Толстая А.Л. Младшая дочь// Новый мир. 1988. N 11-12.

76. Трубецкой С.Е. Минувшее. М., 1991.

77. Тургенев И.С. Рудин // Собр. соч. М., 1961. Т.Н. С.7-106.

78. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.

79. Фребель Ф. Педагогические сочиннения. М., 1913. T.I-II.

80. Холл С. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. Спб., 1913.

81. Цветаева АИ. Воспоминания. М., 1971. 91.Чарская Л.А. Вторая Нина. Спб., 1994. 92.Чарская Л.А Княжна Джаваха. М., 1990. 93.Чемберлен А. Дитя : Очерки по эволюции человека. М., 1911. 94.Честерфилд. Письма к сыну. Л., 1971.

82. Шишмарёва В.В. Курс кройки: Новейшее практическое руководство к изучению кройки дамских, детских, верхних платьев, белья и других нарядов без посторонней помощи. Со многими чертежами и выкройками. Составлено по французскому покрою. Спб., 1899.

83. Шпановский Л.П. Педагогический отдел Московской художественно-промышленной выставки 1882 года. Одесса, 1883.

84. Юсупов Ф. Перед изгнанием, 1887-1919. М., 1993.9S.Ais die Frauen noch sanft und engelsgleich waren / Westfäüshes1.ndesmuseum für Kunst und Kulturgeschichte. Münster, 1995.

85. An English Art Fashion and Fantasy in Eghteenth Century : Kataloge of exhibition. L, 1986.

86. An English Lady at the Court of Catherine the Great : The journal of Baroness Elisabeth Dimsdale, 1781. Cambrige, 1989.

87. Art Gallery and Museum, Brighton : Handbook and brief guide. Brighton, 1975.

88. Benjamin Read's Splending views : Six topografical prints showing winter & summer Fashions taken from the aquatints, 1829-1839 / Guildhall library & the Costume Society. L, 1984.

89. Children at Home : Geffrye Museum, series / London County Council. L., 1964-1965; 1967.

90. Children's Costume / Manchester City Art Galleries. Manchester, 1959.

91. Day A., Edens C., Poltanees W. Children from the Golden Age, 18801930. San Diego, 1987.

92. Designs of modern costume engraved by Henry Moses,1812. L.,1973.

93. Die Russen kommen! Spielend : Spielzeug der Kinder-und-Erwachsenenewelt. Katalog. Köln, 1994.

94. Dröscher E. Kindheit im Silberspiegel. Herenberg, 1983.

95. Gersdorff D.von. Kinderbildnisse aus vier Jahrtausenden. B., 1995.

96. Hinkel H. Kinderbildnisse. Köln, 1988.1.l .History of Russian costume from Eleventh to Twentieth Century : From the collections of the Museums of the USSR / The Metropolitan Museum of Art. N.Y., 1976.

97. Hollmann E. Beim Spiel : Ein Kunstbuch für Kinder. Ein Kinderbuch über Kunst. Leipzig, 1977.

98. J mestieri délia moda a Venezia dal XIII al XVIII secolo : Ala Napoleonica e Museo Correr. Venezia, 1988.

99. Kinderbildnisse/ National Forschungs-und-Gendenkstätten der klassischen deutschen Literatur in Weimar. S.I., 1985.

100. Mother and Child : Postcard book. L., 1990.

101. Museum of Childhood, London ; Handbook. I., 1996.

102. Porträtfotografie in Deutschland 1850-1918. Stuttgart, 1991.

103. Poufs et Tournures : Costume Francais de Femmes et d'enfants 18691889 / Musee du Costume de la ville de Paris. P., 1959.

104. Prunkvolles Zarenreich : Eine Dinastie blickt nach Westen, 1613-1917. Katalog. Köln, 1996.

105. The Eighteenth-Century Woman : An exhibition at the Costume Institute of the Metropolitan Museum of Art. N.Y., 1982.

106. Ubiory dzieciece od XYIII do pocz.XX wieku : Katalog zbiorôw muzeôw polskich. Bitom, 1982.

107. Victoria and Albert Museum : Department of Textiles. Guide to the Collection of costume. L., 1924.

108. Viel-Castel. Collection de costume,arms et meubles pour servis a l'histoire de le Revolution française et de l'Empire. P., s.a.

109. Voila. Glanzstücke historischer Moden 1750-1960 : Ein ModeStreif zug durch das Museum für Kunst und Gewerbe Hamburg.1. München, 1991.

110. Weber-Kellermann I. Die Kinderstube. Frankfurt am MainLeipzig, 1991.

111. Zena dobi secese : Umeleko-prumyslové muzeum v Praze. Praga,1977.1. Неопубликованные:

112. Отдел тканей и истории костюма Государственного Исторического музея. Опись Гардеропу Ея Сиятельства Княгини Зенеиды Ивановны Юсуповой 1850-1856 года. ГИМ 68187 А-37514.1. П.ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

113. Божерянов Й.Н. Невский проспект : Альманах. Спб., 1901-1903.

114. Ваза : Дамский журнал. Спб., 1860.

115. Вестник Европы / Изд. М.Каченовским. Б.м, 1802-1830.

116. Вестник моды. Спб.; Пг„ 1888-1889; 1891; 1916-1917.

117. Ворт : Модный Альбом Дамских и Детских платьев, верхних вещей и белья. М., весна-лето 1905.

118. Детские моды / Изд. АН.Прокопе. Спб., 1901-1907.

119. Детские моды "Задушевного Слова".Спб.,1891.

120. Детские моды : Приложение к журналу Путеводный Огонёк.М.,19Ю

121. Детские платье и бельё. Спб.; Пг., 1903-1917.

122. ИО.Детское чтение для сердца и разума / Изд. Н.Новикова. М., 1785-1789

123. Детский мир : Листок международной научно-промышленной выставки. Спб., ноябрь 1903-февраль 1904.

124. Детский отдел журнала Модный Свет (Детский Модный Свет). Спб., 1882; 1884-1890.

125. Женский труд: Журнал мод, рукоделий, домохозяйства и семейного чтения. Спб., 1880-1883.

126. Женское дело. М., 1900; 1913; 1916-1919.

127. Женщина и хозяйка. М., 1916.

128. Журнал для пользы и удовольствия. Спб., 1805. !47.Журнал для хозяек. М., 1915.

129. Магазин мод и рукоделия. М., 1851-1853.

130. Мода для светских людей. Спб., 1856-1857.

131. Модное ежемесячное издание, или библиотека для дамского туалета. М.; Спб., 1779151.Модный вестник. М., 1816.

132. Модный магазин. Спб., 1863; 1870; 1879; 1880.

133. Модный Свет. Спб., 1870; 1872-1874; 1880-1882; 1884; 1886; 1888; 1890-1891.

134. Моды и спорт : Приложение к журналу Петербургская жизнь. Спб., 1903-1905.

135. НовейшиеМоды. Спб., 1913-1914.

136. Новый Русский Базар. Спб., 1867-1869; 1874; 1879. 157.Общедоступные моды / Изд. С.М.Проппер. Б.м.,1902. 158.0гонёк. Спб., 1912.

137. Парижскиемоды. Спб., 1885; 1890; 1896-1898; 1903.