автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Графическое оформление первых русских журналов мод в последней четверти XVIII века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Нехорошева, Ирина Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Графическое оформление первых русских журналов мод в последней четверти XVIII века'

Текст диссертации на тему "Графическое оформление первых русских журналов мод в последней четверти XVIII века"

• ' ./ * ) -.,--' / • у —

/

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

НЕХОРОШЕВА Ирина Георгиевна

Графическое оформление первых русских журналов мод в последней четверти ХУНТ века

07.00.12- история искусства

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель кандидат искусствоведения, профессор Батажкова В.Н.

Санкт-Петербург

- 2 -

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЖУРНАЛ МОД И КОСТЮМОВ

"МОДНОЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ ИЛИ БИБЛИОТЕКА

ДЛЯ ДАМСКОГО ТУАЛЕТА" (СПб.-М., 1779) 14

1.1. Традиции европейской модной графики. К вопросу о возникновении первых иллюстрированных журналов мод в Европе 14

1.2. Предпосылки возникновения первого в России журнала мод и костюмов "Модное Ежемесячное Издание или Библиотека для Дамского Туалета" в Эпоху Просвещения 20

1.3. Роль Н.И.Новикова в становлении первого русского журнала

мод и костюмов. Взаимопроникновение двух культур 25

1.4. Влияние журнала "Модное Ежемесячного Издания или Библиотека для Дамского Туалета" на становление нового вида периодических изданий 32

1.5. Французские источники иллюстраций журнала "Модное Ежемесячное Издание или Библиотека для Дамского Туалета" 38

1.6. Анализ художественных особенностей оформления русского журнала мод и костюмов 48

1.7. ВЫВОДЫ 55 ГЛАВА II. СБЛИЖЕНИЕ МОДНОЙ КАРТИНКИ С МИНИАТЮРОЙ. ИХ

СТИЛИСТИКА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ 57

2.1. Своеобразие развития жанра миниатюры в России. Ее воздействие на истоки и начало формирования традиций модной картинки 57

2.2. Художественные особенности оформления изданий, посвященных модам России в последней четверти XVIII века ( на примере журналов "Магазин Английских, Французских и Немецких новых мод" и "Магазин для распространения общеполезных знаний с присовокуплением модного журнала, раскрашенных рисунков и музыкальных нот" 63

2.3. Своеобразие модной картинки последней четверти XVIII века в сравнении с особенностями портретной миниатюры 92

2.4. ВЫВОДЫ 99

ГЛАВА III. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕТОДОВ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙ- 101 СКИХ И РУССКИХ МАСТЕРОВ-ИЛЛЮСТРАТОРОВ МОД

3.1. Особенности русской школы академического гравирования и

их влияние на становление жанра модной графики 101

3.2. Состояние типографий в России в конце XVIII века и их влияние на публикацию модных картинок 108

3.3. Стиль и методы работы русских художников-иллюстраторов в периодических журналах последней четверти XVIII века и

их зависимость от типов периодических изданий 111

3.4. Сходство и различие методов работы европейских и русских иллюстраторов мод 116

3.5. ВЫВОДЫ 128 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ 136 БИБЛИОГРАФИЯ 137 СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 156 ПРИЛОЖЕНИЕ 173

ВВЕДЕНИЕ

Пластическое изображение костюма несут нам древнейшие памятники культуры. Древнеегипетские фрески, скульптуры, папирусы. Вазы и пластика Древней Эллады, Рима, более поздних цивилизаций. Богатый материал дают историкам костюма собрания живописи и гравюр. Но ничто так емко и выразительно не дает понятия о модном костюме, как модная картинка. Именно она и является предметом исследования автора. Ограниченный объем диссертации не позволяет раскрыть всю полноту и сложность эволюции модной картинки. Европейский материал изучен и опубликован во многих иностранных изданиях, изученных автором. Настоящая диссертация ограничивается раскрытием темы становления модной иллюстрации в России в последней четверти XVIII века. Именно в этот период появляются первые журналы, опубликовавшие модные иллюстрации и материалы о моде в России.

Тема исследования является актуальной, ибо обращение к историческому материалу безусловно обогащает фантазию и вкус современных художников костюма. Предметом исследования выбраны гравированные рисунки костюмов - прототипы современных иллюстраций модных журналов, появившихся в России во второй половине XVIII века.

Актуальность изучения иллюстраций журналов мод прошлых эпох определяется прежде всего отсутствием какой-либо справочной или научно-исследовательской литературы на заданную тему, как на русском языке, так и на иностранных. Существующая литература по истории графики и журналистики России не затрагивает эту проблему, либо лишь вскользь упоминает о том, что модные издания существовали в русском государстве, но оформление их не подвергается разбору и анализу исследователей. Примером этому служат книги В.Я.Адарюкова [1-4], М.А. Алексеевой [6], Т.В.Алексеевой [7,8], Э.Ф.Голлербаха [50-53], Г.Н.Комеловой [87-89, 91],

A.Ф.Коростина [99, 100], Д.А.Ровинского [157-160], A.A. Сидорова [178-183],

B.В.Стасова [190], а также справочная библиографическая литература: Л.Н.Беляева

[23], А.Я.Булгаков [36], Н.В.Губерти [61], Л.К.Ильинский [81], Н.М.Лисовский [108,109], А.Н.Неустроев [132, 133]; В.С.Сопиков [189]; сборники [147, 154, 175-177]; труды по истории журналистики и критике: В.Г.Белинский [19-22], П.Н.Берков [2629], Н.А. Добролюбов [63, 64], А.Г.Максимов [116], С.О.Петров [151], Ю.В.Степник [191].

Имеющиеся две работы - статьи дореволюционного периода развития истории журналистики: "История журналов мод" (Библиографический раздел Первой международной выставки исторических и современных костюмов и их принадлежностей) неизвестного автора, изданная в Петербурге в 1902 г. [82], и статья В.П.Семенникова в журнале "Русский библиофил" за 1913 г. [174] - уделяют главное внимание литературному содержанию первых русских журналов, помещавших модные картинки. Иллюстрации же остаются за пределами исследования. Авторы, по-видимому, не считали возможным анализировать их. У В.П.Семенникова мы можем увидеть рассуждения о том, что данный журнал (статья посвящена "Библиотеке для Дамского Туалета", СПб.-М., 1779) "...не вызвал подражаний в XVIII в." [174, с.29], что является ошибочным, ибо последовавшие за первым "модным": "Магазин Английских, Французских и Немецких новых Мод" (М., 1791) [113] и "Магазин общеполезных знаний" (СПб., 1795) [114] продолжили и развили новое направление русской журнальной графики в последней четверти XVIII века, период, обозначенный рамками данного исследования.

На современном этапе эта проблема особенно остра, ибо интерес к изобразительному искусству XVIII века значительно увеличился в последнее время среди историков искусства. Необходимо изучать именно ту часть графического наследия прошлого, которая находится в непосредственной связи с полиграфическим искусством. Периодические 'журналы, поместившие на своих страницах материалы, посвященные моде, представляют собой чрезвычайно интересную и совсем не изученную область для исследования.

Человечество издавна находилось во власти моды, она влияет на все явления нашей жизни, является частью духовной культуры и материального производства, отражает политические события в мире и новости в общественной жизни страны. "Что же такое эта мода, которая обладает могущественной властью над впечатлительными умами", - восклицал П.Гонзаго [54, с. 180], которая, по словам исследователя А.П.Ключарева: "...забрала наше общество в новый род крепостного состояния и собирает оброки не обращая внимание ни на какие рассуждения и возражения, безотлагательно, без недоимок" [86, с. 10]. Великие мыслители разных эпох оставили нам свои высказывания о моде, она не могла оставить их равнодушными. Педантичный Жан-Жак Руссо считал все явления моды нарушением закона естественного развития и существования людей, порождением распущенности дворянства [179, с.45]. Вольтер посвятил ей игривое четверостишие: "Существует богиня непостоянная, безумная в своих украшениях, которая появляется, возвращается и рождается во все времена; Протей был ее отец, ее имя Мода" [44, с. 91]. Философ и социолог Габриэль Тард писал в конце XIX века, что "...господство моды связано, что может показаться весьма странным, - с господством разума и, прибавлю я, с господством индивидуализма и натурализма" [194, с.329]. Философ и экономист Эдуард Фукс, развивая эту мысль дальше, отмечал, что "...мода является эротической проблемой", - и добавлял: "...и важным фактором классового обособления" [205, с.20, 28]. Споры о природе и роли моды ведутся давно. Многие высказывания великих могли бы быть приведены в данном повествовании, но, к сожалению, ограниченное рамками исследование не может вместить все, что касается моды и истории костюмов. Хочется воспроизвести лишь одно высказывание: "...ничто не является более типичным и живописным, более соответствующим характеру, духу и нравственности известного народа, чем господствующие тогда моды и обстановка. Одежда и манера одеваться влияют очень сильно на литературу, живопись и скульптуру. Их влияние отражается даже на языке, идеях и политической экономии нации", - писал Ф.И.Дишер [62, с. 12].

Журнал мод, являясь непосредственным и официальным органом пропаганды и распространения моды, становится одновременно и учебником истории нравов и вкуса, привычек и политических декораций той эпохи, которую он представляет. Анатоль Франс, сам много и плодотворно сотрудничавший в упомянутых изданиях, на вопрос о том, какой документ XXI века он хотел бы посмотреть, чтобы составить представление о жизни будущего цивилизованного мира, ответил, что предпочел бы всему журнал мод [201, т. 8, с.347].

Иллюстрированные издания имеют явный приоритет в деле влияния на поведение масс. Яркая, умело скомпонованная информация остается у нас долго перед глазами, и, следовательно, активнее проникает в мозг, чем научно обоснованные, статистически выверенные данные. "Толпу убеждают не доводами, а эмоциями", - писал Абраам Моль [125, с. 182].

Художники, принимавшие участие в работе над периодическими изданиями разного времени, в своих произведениях для прессы, все невольно давали опосредованную картину своего времени и своего народа. Иллюстраторы же мод, в свою очередь, ежедневно трудились над образом современника, выявляя его, предлагая и даже навязывая своему читателю. Модные картинки являются для нас ориентирами нравов и вкусов, уровня экономического развития и политического настроения страны. В иллюстрированных изданиях, как нигде выявляется уровень изобразительной культуры народа, которая в свою очередь позволяет нам судить об общем состоянии образования, науки и просвещения нации.

Учитывая тот факт, что в создании журналов мод России последней четверти XVIII века принимали участие лучшие писатели, поэты и художники своего времени: С.Е.Десницкий, Я.П.Козельский, Д.С.Аничков, А.Я.Поленов, И.Я.Третьяков и особенно Н.И.Новиков [9, с. 105], можно сделать вывод, что вопросы формирования и становления подобного рода изданий являются не только интересными, но и чрезвычайно важными для понимания развития искусства нашего народа во всей его полноте.

Цель данного исследования автор видит в раскрытии художественного своеобразия графического оформления русских периодических журналов второй половины XVIII века, помещавших на своих страницах материалы, посвященные костюмам и моде, явившиеся прототипом модного журнала последующих эпох в России.

Задачей автора в данной работе является рассмотреть интересующую его проблему в контексте всего культурного наследия ограниченного рамками диссертации периода и выявить наиболее характерные особенности жанра. Слова великого русского критика В.В.Стасова: "История каждого образовательного искусства излагается не иначе как в связи с общим ходом просвещения у данного народа и в связи со всеми остальными искусствами, и история гравюры конечно ни коем образом не может оставаться позади всеобщего требования, сделавшегося законом и привычкою" [190, с.22], - могут стать эпиграфом к данной работе.

Одна из задач исследования - выявление специфики журналов, уделявших на своих страницах внимание материалам о моде и модным картинкам.

Какие вопросы ставили и какими средствами разрешали их художники, сотрудничавшие в этих журналах, оформители и иллюстраторы мод.

Показать, как графика пропагандировала моду и какими художественными приемами и методами оперировали художники-иллюстраторы.

Задачей в данной работе является изучение периода становления школы печатной графики и журналистики в России в XVIII веке. Это дает возможность уяснить истоки и причины, обусловившие появление в стране первых модных гравированных картинок, показать влияние общественного развития на ту форму, которую приняли издания того периода, публиковавшие на своих страницах материалы, посвященные моде и костюму; проследить, была ли у них возможность появиться в иной форме; показать, какое влияние оказали эти журналы на интеллектуальные и художественные интересы современного им общества.

Необходимость столь широкого рассмотрения вопроса художественного оформления в историческом аспекте журналов, предопределивших своим содержа-

нием появление модных изданий, автор видит в том, что лишь рассматривая те или иные явления истории искусства в тесной связи с другими событиями того же периода, в их взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга, можно правильно определить место и значение этих явлений и причины, способствовавшие тому, что до нас не только дошли факты самих событий и явлений, но и их содержание представляется нам актуальным и интересным для изучения и исследования в настоящее время.

Поставлена задача проследить истоки возникновения жанра модной картинки в России. Охарактеризовать стиль оформления периодических журналов в последней четверти XVIII века, показать отличие стиля оформления журналов, содержащих модные иллюстрации, от стиля оформления остальной периодики.

Автор ставит задачу исследовать модные картинки Европы, хранящиеся в запасниках отделения гравюр Отдела Западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, принадлежащие к указанному периоду, провести сравнительный анализ с русскими образцами и доказать, что пять французских гравюр, находящихся в данном хранении, послужили предметом копирования при изготовлении иллюстраций для журнала Н.И.Новикова "Модное Ежемесячное Издание или Библиотека для Дамского Туалета", вышедшего в 1779 году в Петербурге [124].

Поставлена задача сопоставить развитие жанра модной иллюстрации с портретной миниатюрой России и выявить их сходные и отличительные черты, которые можно проследить в последней четверти XVIII века, доказать взаимовлияние этих двух жанров изобразительного искусства и влияние их на пейзажную графику, акварельный портрет и домашнюю альбомную графику.

Одной из задач исследования является сравнительный анализ европейских модных гравюр, хранящихся в запасниках Эрмитажа, и модных иллюстраций первых русских журналов мод: "Модное Ежемесячное издание или Библиотека для Дамского Туалета" (СПб.-М., 1779)[124], "Магазин Английских, Французских и Немецких новых Мод" (М., 1791)[113] и "Магазин для распространения общеполезных знаний с

присовокуплением модного журнала, раскрашенных рисунков и музыкальных нот" (СПб., 1795)[114].

Автор ставит задачу систематизировать русские иллюстрации модных журналов последней четверти XVIII века, выявить степень влияния европейского искусства модной картинки на формирование основ жанра модной иллюстрации в России, провести анализ национальных особенностей русской модной иллюстрации.

Поставлена задача охарактеризовать стиль и методы работы русских и европейских мастеров над модной картинкой, выявить сходные и отличительные черты и доказать, что в последней четверти XVIII века русские мастера значительно превзошли европейских художников и смогли создать произведения модной графики более высокого уровня художественного исполнения.

В процессе анализа деятельности художников-иллюстраторов мод будут затронуты вопросы истории и эволюции костюма, но это не является предметом исследования и автор оставляет за собой право упоминать те или иные явления из истории костюма и моды не в строго хронологическом порядке, а по мере необходимости уточнить стилевые особенности "модных" рисунков.

Метод исследования. В работе над диссертацией применена комплексная методика исследования. Затронутые проблемы рассматриваются в историческом и аналитическом аспектах. В процессе подготовки исследования были изучены многочисленные периодические журналы России, затрагивающие вопросы моды, а также иллюстрированные издания, в которых работали видные художники того времени, не имеющие прямого отношения к костюмам и модам. Проведена большая работа в архивах по уточнению и датировке "модных" картинок. Просмотрены зарубежные периодические издания, связанные с костюмом и модой указанного периода, и изучена литература в оригинале по сходной тематике: F.Bouchet [220], I.Brook [221], E.Carter [222,223], M.Contini [225,226], M.Davenport [228], G.Howell [231], A.L.Kroebek [233,234], J.Laver [236-240], A.Latour [241], J.Peacock [244], J.Richardson [246], W.M.Webb [248], E.Thiel [249], C.Wilson [250], D.Yarwood [251-252] и многие другие

источники на иностранных языках, представляющие пример аналогов исследования на зарубежном материале.