автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Типология советской политической драмы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Типология советской политической драмы"
московский пдагогичвский государственный университет име:и в. и.ленина
Специализированный совет К 053.01.19
На правах рукописи ГОРЕЛОВА Наталия Ивановна
типология советской политической драмы
Специальность 10.01,02 - литература народов СССР
(советского периода)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кацдвдата филологических наук
Москва - 1992
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогической государственном университете имени В.И.Ленина.
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент
М.И.ГРОМОВА Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Б.С.БУГР0В кандидат филологических наук, доцент А.М.МИНАКОВА
Ведущая организация - Ивановский государственный уна-верситет
Защита диссертации состоится мая 1392 года в
* (О " часов на заседании специализированного совета К 053.01.19 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В.И.Ленина по адресу: 119435 Москва, ул.Ыалая Пироговская, д.1.
Автореферат разослан " # " >¿¿¿£-/>77' 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета
Т.В.Зуева
Общая характеристика работы. Актуальность исследования. Подойдя к рубежу столетий, оглядывая пройденный путь, человечество убеждается в том, что XX век - это век, в котором политические проблеет оказались центральными - от их решения зависела жизнь наций, государств, судьба самой Земли, населенной миллиардами людей. История мирового искусства богата разнообразными формами художественного творчества, в которых отчетливо проявляется тенденция к политизации его содержания. Вместе с тем необходимо отличать политическую тенденциозность как общее свойство практически любого литературного произведения от избирательной авторской направленности, целью которой является установка на "политич-: кость" как доминанту предметно-стилевой структуры произведения. Именно в последнем случае мы имеем право говорить о политической драме как о видовой форме с устойчивыми эстетическими признаками. Ее широкая распространенность - примета литературы и театра XX века. Это обстоятельство обусловлено причинами общественного и эстетического порядка. Среди глобальных событий XX века, оказавшее воздействие на всю цивилизации, -. две разрушительные мировые войны, создание ядерного орудия, гражданские войны, социальные революции, появление государств с тоталитарными реакмгыли, освободительные двиаения. В эти события вовлекаются огромные массы людей, поставленных перед необходимостью выбора. Поскольку именно в сфере политическое отношений наиболее выпукло находят свое выражение социальные интересы классов, наций, групп и отдельных людей, активизация этой стороны общественной и частной жшш достигает невиданного размаха.
Политизация драмы в сравнении с другими литературными ; родами отмечена радом особенностей, которые ставят ее в поло-гение эстетического объекта, аккумулирующего основные характерологические черты общего явления. Прежде всего это может быть объяснено резкой конфликтностью драмы как литературного рода, поляризацией сил, что особенно свойственно политический коллизиям. Диалогическая форда дает возможность развернуть дискуссию, раскрывающую в непосредственном действии противо-
борство политических позиций. Связанность с театром, способны:.! вслед за публицистикой совмещать политическое и эстетическое действие в процессе взаимоотношений сцены и зрительного зала, является одной из основных причин отмеченного положения.
Все вьшесказанное определяет актуальность диссертационного исследования.
Научная новизна реферируемой диссертации состоит в анализе взаимодействия советской политической драмы как с реалиями политической действительности, так и с общим литературным процессом, в обнаружении и классификации типологических признаков драмы данного вида, в характеристике выделенных типов. Настоящая работа является одним из первых опытов систематизации накопленного литературной и театральной теорией и щщти-кой научного материала, связанного с проблемой политической драмы, попыткой определить ее типологию. Диссертант считает наиболее продуктивным именно такое направление поиска, так как оно позволяет избежать эмпиричности, подойти к избранному предмету исследования с обобщающих позиций, рассмотреть советскую политическую драму в сопоставлении с произведениями зарубежной драматургии.
Цель исследования состоит в определении основных закономерностей, обусловливающих типологию политической драш как наиболее идеологизированной формы в развитии драматургии, выявлении характера ее генезиса и исторических путей развития. Прегде чем изучать движение политической драмы, необходимо осмыслить общие закономерности, распространяющиеся на всю типологическую общность, и проследить действие этих закономерностей на конкретных примерах. •
Этой цели подчинены конкретные задачи исследования: понять природу политической драш как литературного произведения, предназначенного для сцены, с установочной позицией на сознательное изучение политической проблемы в рамхах художественного изображения действительности ; определить генезис, советской политической* драш, значение агитационной пьесы 20-х годов, творчества В.Маяковского и Б.Брехта для формирования эстетики политической драмы ; выявить и проанализировать,
пользуясь гопкрепш» катеряплод, рад типов политической драш, составляющих самостоятельный типологический ряд, что предполагает сравнительный анализ произведений как советской, так и зарубежной литературы ; определить содержательные и эстетические взаимосвязи исторической и политической драш, ключевое значение художественного времени для формирования этого вида драма ; уяснить место и роль пропагандистского начала в политической драме ; в ходе анализа конкретных художественных произведений показать положительные и негативные моменты художественного освоения политической проблематики ; сделать некоторые вывода, прогностического характера, определить перспективы дальнейшего развития политической драш.
Методологической и теоретической основой диссерташщ являются основополагающие принципы диалектики, позволяющие выявить природу противоречивого развития исторических, общественных и политических явлений,
В частных щетртачедшх приемах анализа диссертант опирается'на принципы, выработанные ведущими советскими литературоведами. Основные задачи работы решается на основе сравнительно-типологического и системного подхода к анализу художественного произведения.
Объектом исследования является советская политическая драматургия с момента ее возникновения по 90-е года XX века. Временные грвншд диктуется спецификой избранной методики -типология выявляется на достаточно протяженном временном отрезке. Выбор драматургических произведений определяется соответствием их содержательных п формальных сторон выделенным тштш политической драш. Особое внимание уделено "Мистерии-буфф" В.Маяковского, агитационной драме времени революции и гражданской войны, историческим пьесам А.В.Луначарского и А.Н.Толстого, творчеству М.Шатрова« Не ограничиваясь "пиками" литературного процесса, диссертант считает необходимым исследовать и рядовые произведения, в которых проявились общие свойства (драш на международнув тему 40-80-х годов). До мере надобности к анализу привлекаются произведения зарубежной драматургии, соотносимые по раду признаков с советскими поли-
тическими пьесами (Р.Роллан, Э.Пискатор, Б.Ррехг, П.Вайс).
Практическая значимость работы заключается в том, что она может стать ориентиром в дальнейшем исследовании данной научной проолеш. Как теоретические положения работы, так и результаты анализа произведений, относимых к политической драме, могут найти применение в подготовке лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров в вузовском преподавании литературы.
Объем и структура дцссертахши. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Объем диссертации - 230 страниц машинописного текста. К работе прилагается библиография, включающая 335 наименований. , Содержание работы. •
Во введении делается краткий обзор научно-критической литературы по теме, обосновывается актуальность и научная новизна избранной теш, цель и задачи исследования, освещаются некоторые важнейшие методологические принципы анализа материала. Важнейший момент введения - теоретическое обоснование категории "политическая драма".
Утверждение термина "политический" применительно роману, драме, поэме, спектаклю, кинематографическому произведении ало непростым путем. Замедленность теоретической проработки вопроса объясняется разными обстоятельствами и причинами. При достаточно широком толковании термина "политический" считалось, что всякое художественное произведение не шкет стоять вне политики и поэтому незачем выделять какие-нибудь из них особой отмеченностью. Зачастую данное понятие наделялось оценочной характеристикой: в одном случае отрицательной - и тогда слово "политический" становилось синонимом низкосортности, нехудожественности, обращенности к невзыскательному вкусу. В другом - полохителькой, и тогда подразумевался- так называемый высокий идейный уровень произведения, то есть соответствие его нормативам времена. И та, в другая точки зрения неправомерна, так как термин "политический" не может быть оценочной категорией.
К общим принципам литературных произведений, отмеченных
знаком политики, относятся: наличие политической действительности как предмета изображения и художественного анализа, а также политической концепции действительности, являвшейся составной частью художественной концепции ; прямая связь проблематики произведения со временем, актуальность его, предполагавшая использовшше не только материала современности, но и прошлого ; активизация авторского голоса и вытекающая отсвда публицистичность, острая конфликтность ; опора на документ, своеобразие сочетания документа и вымысла ; возможность использования различных фс-рм условности ; динамическая подвижность структур, входящих в типологический ряд.
Исследование политической драмы приводит к выяснению природы ее конфликта. Занимаемая в реферируемой работе позиция сводится к тому, что в основе конфликта политической драг-пи лежит проблема власти. Однако Аристотель - один из первых теоретиков европейской драмы - из всех форм человеческого общения высшим считал общение политическое, которое "является ' наиболее ванным из всех и обнимает собой все остальные общения"1.
Не сводя политическую проблематику только к проблеме власти, рассматривая ее в аристотелевской традиции, заметим, что политическое содержание монет войти в драматический конфликт в непосредственном или опосредованном виде. Иными словами, в достаточно сложной, многослойной структуре конфликта политический его аспект может быть доминирующим, структурообразующим, а может быть второстепенным или фоновым. В первом случав речь идет о политической драме открытого типа, во втором - скрытого. При этом необходимо учесть театральную природу политической драмы и вытекалцее из этого обстоятельства следствие - в процессе театральной интерпретации режиссер как автор спектакля может изменить структурную иерархию, и в процессе смысловой или жанровой переакцентировки политический аспект может выйти на первый план.
I. Аркототель. Псиыгикд//Соч.: В 4-х т. -11., 1984.-Т.4.-С.376.
Далее в работе обращается внимание на появившиеся в самое последнее время немногочисленные исследования советской политической драмы (работы Я. И.Явчуновского и Ю.И.Корзова), отмечается продуктивность рада положений, выдвигаемых в монографии Я.И.Явчуновского, в частности, касапцихся поэтики политической драны.
Размышления о природе конфликта политической , драмы приводят к вопросу о том, не является ли политическая драма новым жанровым образованием. В диссертации дается отрицательный от-' вет на этот вопрос. Термин "политический" по отношению к драме не несет в себе жанрообразухщего признака, а является. видовым определением. В политических пьесах всегда сохраняется традиционная жанровая доминанта: они могут быть и мелодрамами, в фарсами, и психологическими драмами, и трагедиями, и комедиями-сатирами. Вероятно, "память жанра" в драматическом роде литературы отличается особенной устойчивостью.
Центральной проблемой реферируемой работы является проблема типологии. Универсальный принцип, позволивший бы составить единую классификацию, вряд ли возможен. Теоретическую основу диссертации составляет понятие общего типологического ряда, выдвинутое И.Г.Неупокоевой. Оно позволяет выявить общие закономерности и тенденции изучаемого предмета, раскрыть его специфику на каждом отрезке его исторического пути, уловить систему его связей о более широкими процессами.
Соответственно двуединой сущности художественного образа происходит разделение типологических принципов. Проблемно-тематический принцип, достаточно широко распространенный и апробированный, сохраняет свою продуктивность для исследования избранного эстетического объекта. Проблемы социальных революций, рассмотренные через призму политики, тема войны и мира в разнообразии политических оттенков, проблемы международной жизни, тема исторического прошлого в его взаимэдейотвии о политическим настоящим - вот основные тематические направления, по которым располагаются произведения, относимые к политической драматургии*
Проблемно-тематический принцип сочетается в реферируемой
работо со структурно-композиционным. Он определяет типы условности н способы обобщения, типы художественного времени и характер соотношения вымышленного и документального начала, а также способы выражения авторской позиции. Как крайние точки динамического ряда могут быть представлены модели пьес, с одной стороны, с ассоциативно-монтажным способом связи структурных элементов; с другой - с традиционным аристотелевским единством действия, в основу которого положен концентрический стет. Политическая драма может выступать и как хроника дня с воспроизведением неповторимых реалий текущей действительности, и в то же время политические события могут предстать как репрезентативные целой эпохе, определенной исторической полосе. Хроника и притча, парабола - вот противоположности, демонстрирующие разную степень обобщения художественного материала, разную меру проявленности "сюжета авторской позиции".
Стремление к абстрагировании, выстраиванию типологических моделей естественны!.) образом ограничивается самим художественным материалом, динамикой противоречивых процессов, происходящих во всяком живом движущемся явлении. Это диктует необходимость сочетать типологический подход с историко-литературным, то есть постичь объект исследования и в синхронии, и в диахронии. ■
Первая глава диссертации - "Генезис и эстетические особенности политической драмы" - посвящена анализу процесса формирования идейно-эстетической типологии агитационной, публицистической и в конечном счете политической советской пьесы. В главе речь идет о том, как складывался эстетический кодекс политической драмы, в которой главное место занимает авторское начало, здесь намечаются основные типовые модели. Глава состоит из трех параграфов; "Ситуация начала времен" в агитационной драматургии 20-х годов", "Мистерия-буфф" В.Маяковского - генетический центр советской политической драш" н "Эстетические особенности политической драматургии Б.Брехта".
Возникновение г первые десятилетия XX века политической драны & театра явилось следствием социальных потрясений и при-ведка к ним революций. Г.Гачев назвал советскую литературу
"опытом соединения начал и концов истории человечества, мировой культуры"1. Вот почему "ситуация начала времен" как бы возвращает на новом витке различные формы искусства времени детства человеческого общества: мистерию и фарс, средневековый аутос и театр древних Афин. Одной из определяющих черт театрального искусства времени революции и гражданской войны, роднящей его с древними формами, с фольклором, была его массовость. 3 первом параграфе данной главы дается характеристика агитационной драмы, представляющей собой тип пьесы - хроники. Литературная неполноценность агиток компенсировалась за счет "доводки", "довоплодения" их на сцене театральными, прежде всего, режиссерскими средства-,si. D зтом проявляется одно из коренных свойств политической драмы открытого типа. В сценариях, инсценировках, собственно пьесах использовались олемен-ты массового сознания и массовых эстетических вкусов. Далее в реферируемой работе дается типология агитационной драмы, которую составляют I) сценарии массовых празднеств ;2) инсценировки худоаественных текстов ;3) пьесы, предназначенные для самодеятельного театра ; 4) агитсуды.
Во втором параграфе в качестве генетического центра шшь» тической драмы рассматривается "Мистерия-буфф" В.Маяковского. Значительность ее места в истории драматургии определила встреча В.МаякоЕСкого и В.Мейерхольда, неутомимых искателей-экспериментаторов. В полемике с устоявшимися взглядами исследователей на первую советскую политическую пьесу высказывается вслед за А.Млнаковой мысль о том, что "Мистерия-буфф" начинала новый виток развития искусства, творящего самоё действительность нового общества"2. Особенно ванным в аспекте темы исследования является акцентирование внимания на том, что В.Маяковский использовал условную црдтчевуя форму, что естест- "
1. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре.<~ М.: Искусство, ISBI. - C.I80.
2. Минакова A.M. Великая Октябрьская социалистическая революция в ранних формах советской даш/лтургии// Октябрь и литературный процесс XX века. - ы., 19ь7. - C.3I.
венпо, когда искусство перестраивается на новой, соответствующей "всеобщему состоят® мира" основе. Это делает закономерным и специфическое - на уровнях содержания и поэтики -возрождение его ранних форм, тяготение к мифу и мифологическим структура!.!. В этом смысле симптоматично появление в одном и том же 1918 году драматических произведений, теологическое сходство которых обнаруживает потребность самого Времени высказаться именно на дшшом язнке. Речь идет о "¡.'.исте-рии-буфф" В.Маяковского и пьесе Р.Роллана "tamil". Сравнительный анализ пьес, обнаружение схолдений и расхождений в их содержат!!!, эстетике и поэтике дает возможность ярче высветить черты, определяющие сущность политической драш данного типа. Предде всего обращает на себя внимание близость центральных конфликтов пьес. У Маяковского это противостояние семи пар чистых cetra парам нечистых. У Роллана "тучных" -"тощим". Казалось бы, абстрактность лишает образы политической очерченности. Но хотя искусство и заговорило языком плаката, аллегории и для обоих авторов (особенно для Маяковского) ваяна сама расколотость мира пополам, политическое наполнение антиномических образов вполне определенное. В хронотопе обеих пьес важен мотив "трогания в путь". Дорога войны в пьесе Р.Роллана обрывается пропастью, на краю которой уцелел только Полишинель, символ животворящего смеха. Земли обетованной достигают нечистые в "Мистерии-буфф". Пройдя через Ад а Рай, на Ноевом ковчеге они избавляются от одних и приобретают другие иллюзии, о чем предупреждает автор, вторгаясь в действие в образе Человека.
Политические лрамы-пвитчи открытого типа, к которым причисляются обе пьесы, используя типологически сходные Форш, отражают политическую действительность одного времени - времени раскола мира, но с разных позиций, В художественном времени "Цистерш-буфф" Маяковскому удалось достичь сопряженности бытийного - "библейского" времени с временем историческим, реалии котор го точно обозначены в тексте.
В третьем параграфе реферируемой работы раскрыты эстетические свойства эпической драматургии Б.Брехта, оказавшей
- 10 -
влияние на развитие шровой политической драмы, в том числе а советской.
Далее в диссертации рассматриваются основные особенности пьес-судов, одного из продуктивных подвидов политической драмы. Эта форма позволяет автору в процессе судоговорения, в прениях сторон, в приговоре найти способ выразить борьбу адей, столкновение различных жизненных позиций и социальных интересов, все противоречивые аспекты трактуемого вопроса.
В заключении первой главы делается вывод о том, что в 20-30-е годы типология политической драматургии сформировалась в своем законченном виде, выразившись в наиболее высоких формах художественных достижений в драматургии Маяковского, Брехта и в дальнейшем своем развитии по существу не претерпевает изменений, так как последователи использовали эстетический кодекс политической драмы, выработанный этими авторами.
Вторая глава - "История в политической драме" - состоит из трех параграфов, В первом делается попытка обратиться к проблеме историзма, ее современному теоретическому осмыслению. Это обращение для политической драмы является принципиальным, так как законы истории, исторические события являются предметом ее художественного осмысления. Опорной в диссертации является точка зрения, при которой художественный историзм рассматривается как "разновидность понимания жизненного развития, но не просто понимания и не любого развития, а образное воспроизведение динамической связи различных эпох в свете определенного идеала и с оценкой в каждом предаете и явлении его прошлого, настоящего и будущего .
В качестве главного момента выдвигается тезис о продуктивности рассмотрения историзма в связи с проблемой художественного времени, отмечается то,- что с глубинным пониманием историзма связана такая дефиниция, как концептуальное время (Л.Выготский), воспринимаемое как художественное время, выражающее философско-мировоззренческую концепцию исторической
I. Корнилов С.И. Теоретические аспекты художественного историзма //Проблема историзма в русской советской литературе в 60-80-е года. - Ы.: Наука, 1986. - С.75.
эпохи.
В советской политической драче, рассматриваемой как типологическая общность, вычленяется один из ее .типов - политической пьеса на историческом материале. Псторическач драла изначально обнаружила тенденции к выдвиненита в центр конфликта его политического аспекта. Став предметом худогествегаюго исследования, политические реалии исторического простого неизбежно корреспондируют с историческим и политическим настоящим. Динамическая связь времен является основ шел показателем политической драмы данного типа. Другим, не менее существенным и взаимозависимым фактом является концаптуальность художественного мыщепия, обеспечиваицэго высокий содержательный и эстетический потенциал. Авторская концепция поторш возникает тогда, когда исследуемый факт прилипает очертания явления, то есть возникает обобщение со свойственной ему способностью повторения в различных исторических и политических ситуациях.
Обобщепке возмояно па основе углубленного анализа исторического прошлого через "тайную современность". В этом случае в художественном времени драмы доминирует реально-историческое время. Когда же "сюжет авторской позиции" выходит на поверх-пость, обобщение осуществляется через "явную" современность путем использовшшя открытых аналогий, ассоциаций п аллюзий.
Так возникают две разновидности политической драш на ис-торотеском материале, каждая из которых занимала в то или иное время активную позицию. В годы революции, в 20-е годы и впоследствии в 60-60-е доминирует политическая драма второй разновидности (агитационные пьесы, "Последний дет Парижской Коммуны" Л.Никулина, "Стенька Разин" В.Камепского, драматургия !,'¡.Шатрова). Узе в 20-е года (исторические пьесы'Л.В.Луначарского) и позже - о 30-х по 60-е приоритетное положение занимает историческая драма о "тайной совретгенностыз" ("Рыцарь Иоанн" И.Сельвзнского, "Полководец Суворов" И.Бехтерева и А.Разуковского, пьесы о Петре I и Иване Грозном А.Толстого), Выдвижение на первый план тоЯ или иной разновидности обусловливается политическими реалиями времени создания пьссы, гос-годствущпми остетачёскимд нормативами.
-12-
"Тайная современность" (вирзадние М.Пришвина) прослеживается в диссертации на примере трагедш! А.Б.Луначарского "Оливер Кромвель" (1920), "«ома Кампанелла" (1920-1922). А.В.Луначарский пошел по трудному пути, пытаясь сочетать проникновение в саму историю ХУЛ века с совре;яенным решением историче-окой теми. В "Оливере Кромвеле", несомненно, нашел отражение кризис Октябрьской революции, выразившийся в мучительном поиске правда героем пьесы, автор которой совмещал в одном лице профессионального политика и художника. Пьеса и отражает борь- • бу этих двух начал. Политик и художник по-разному относятся к проблеме гуманизма, поставленной в центу незавершенной трилогии о Фоме Каипанеяле. Трагически непонятым остается герой эпохи Возрождения. И это - не трагедия "раннего восстания", а. трагедия пророчества и реализации, идеала и его осуществления.
В 30-50-е года политические установки нашли отражение в исторической драме прежде всего в выборе исторических сшстов . и их интерпретации. Недаром в произведениях этого периода центральным героями стали Петр I и Иван Грозный - личности царей-преобразователей, царей-тиранов. Эпоха, сами эти сложные противоречивые фигуры трактовались в соответствии с историческими и политическими установками, вследстзиз чего авторская позиция чаще всего идентифицировалась с позицией заказчика. Им же определялась и разновидность исторической пьесы -политическая драма скрытого типа. "Тайная современность" расшифровывается в процессе анализа выбора автором исторических ситуаций, в которые ставится герой, раскрытия конфликта и его структуры, композиции драмы, ее вариантов (три редакции пьесы А.Н.Толстого о Петре I).
Закономерна проявление большей свободы выражения авторской позиции в 20-е и 60-е годы И века. Существенным является то, что р эти периоды тематически выделенными стали события Октябрьской революции. Основным содержательным пластом историко-революционной драмы является Ленишана. В диссертации делается попытка показать противоречивость позиции Н.Ф.Погодина, стремившегося сохранить творческую свободу (отсюда его желание воссоздать не букву, а дух эпохи о поиощью сочиненного
сгаота, вымышленное персонажей, окружащих В.И. Ленина), но вы, купленного подчиняться политическим установкам времени, выполнять социальный заказ.
В третьем параграфе - "Документ в структуре художественного времени политической драматургии М.Ф.Шатрова" - показан процесс модификации историко-револвджишой пьесы, ее преобразование в открытую политическую дрему. Исследовшше дршатур-гического творчества М.Ватроза в этом аспекте представляется продуктивным, так как создается возможность выявить типологические признаки политической драш.
Документализм драмы 60-80-х годов связан с процессом демифологизации истории. Функция документа существенно менялась па протяжении десятилетий: вначале документ восстанавливал, удостоверял эпоху ("Шестое июля" ¡¿.Шатрова), затем в большей степени интерпретировал ее ("Диктатура совести", "Дальше... дальше... дальне Г"). Движение к политической драче сказывается в заострении политической проблематики, в усилении авторского начала, во все более проявляющемся монтанногл принципе композиционных связей. Настоящее я прошлое, их драматическая борьба вытекает но в процессе развертывания конфликта, но изначально закладывается автором в структуру пьесы. Наглядно это явление прослеживается на примере "Диктатуры совести", представляющей собой своеобразное развитие форм агитационной политической дремы 20-х годов. В "спорах и размышлениях 1986 года" заимствуется один из распространенных типов пьес этого ряда - агитационный, ста. Механизм превращения идеи в свои противоположность, повторяющееся действие этого механизма в истории - вот что становится центром згашанпя автора, организующего эклектичный образный материал драмы. Художественное время, наряду с другаи, традиционными и нетрадиционными чертами, обнаруживает тенденцию к художественной агрессивности - оно может быть определено как полемическое время.
Пьеса "Дальше... дальие... дальшеГ - закономерное и логическое продолжение созданной Ы.Шатровым политической драш. Бели в предпествущих пьесах историческое и авторское время ■ находились в достаточно сложных причинно-следственных отпопе-
ниях, то здесь возникает еще один тип художественного времени. Это некое судное, гипотетическое время, позволяющее героям, историческим лицам, существовать не только в рамках времени, отведенного им жизнью, но и за ее приделами. Уйдя из жизни как реальный лвди, они, по мнению автора, существуют в сегодняшнем дне как политические тенденции« Так же, как в "Диктатуре совести", И.Шатровым использована Форма суда. Открыто в сюжете пьесы она не выявлена. Однако структура драмы как бы. проявляет форму разбирательства - суда самой Истории, а на деле - авторского суда. Чем далее движется пьеса, тем более становится понятным, что суд сводится к одной фигуре - личности Сталина. В завершении главы делается вывод о содержательной и эстетической исчерпанности политической драмы в творчестве . Ы.Шатрова 70-80-х годов. Стремление автора углубиться в политическую проблематику, постичь сложность исторического движения натолкнулось :на им'же самж Розданные отероотшы. Вместе о тем отмечается неисчерпаемость содержательного и художественного потенциала исторической темы в политической драме.
В третьей главе - "Политическая драма и современность" три параграфа. Первый называется "Международная тема в драматургии конца 40-50-х годов", второй - "Эстетика условных форм советской политической драма 60-х годов". В третьем параграфе речь идет о типологических разновидностях'политической драматургии 70-х годов.
Современность в ее политическом аспекте достаточно полно и открыто была представлена различными типами политической драмы с 1917 года по 20-е годы. В последующий период политическая проблематика находила либо косвенное отражение, занимая периферийное положение в структуре драматического конфликта, либо была сведена (с конца 40-х годов по 80-е годы) к международной теме. В этой искусственной разновидности типологической общности выделяются две /"волны*, (первая- конец 40-х -начало 50-х годов {вторая - 70-е - середина 80-х годов), объединенные механическим следованием стереотипам, которые соответствуют политическому моменту и исключают аналитический подход к исследуемым явлениям. В политической драме этого ряда
я оопозпоц происходит канот.лгацпя сСщвизвеотных фактов, сопровождаемых авторсшш комментариями. Система запретов, уиодча-няй, цредшгоаннах интерпретаций цряводит ж смысловом показе-*' шиш, что на иоает не сказаться па худозгственной форма.
Яанршга, вцещлпдапт полнтич е с кую проблематику, становятся семэйда-бнтовая драма, мелодрама, комедия. Мелодраматические олемэпти в ковровых структурах свидетельствуют презде всего о низведения в ряде.случаев политических аспектов до уровня паб-лошшх. В первом параграфе анализируются пьесы ¡{.Симонова, Б.Лавренева, Н. Погодина, Н.Эренбурга п др. Делается вывод о том, что драматурги-профессионалы по исследуют политическую действительность, а комментируют в драматической форме отдельные факта* •'
На рубеле 50-60-х годов наметалась тенденция эстетической реабилитации политической дрогла открытого типа. Это нашло отра-гение в пьесе К.Симонова "Четвертый" п в "Бегстве мистера Мак-Кинли" Л.Леоноза. И дая Симонова, .и для Леонова исходной точкой является мыоль о судьбе кзра, всего человечества. Уровень философских раздумий, характер постановки проблем у худокни- • ков различен.
Философичность, являпцаяся одной из специфических и ос-повополагаЕщих черт художественного мышления Л.Леопова, определяет глубину и значимость решения теки. Леонов в "Мистере Мак-Кают'' хочет дать политический прогноз, и потому в структуре художественного времени будущее занимает доминирующее положение.
70-е - начало 80-х годов бшш отмечены новш всплеском дроиа, претеадовшпей па статуо политической, действий которой развертывалось исключительно за пределами СССР. Авторами пьес преимущественно бшш зурналпета-кгздународошкн: Г.Боро-зик, В.Чичков, Г.Зубпов п др. В содержательном аспекте драматургический материал зачастую был вторзчоп, дате по отношению ве в самому фзкту^ а к его сшаопаэ в газете, что.привело к почерпанноетп данного шшравдекия. •
В 60-е года едцой а кардинальных становится тега Апока-яшгопза п глобальной катастрофа, в оемнокэтоя она в контексте
- 16 -
политических тенденций времени.
Политическая проблематика, вступая в контакт с экзистенциальной, когда антиномия Бытия - Небытия лежит в основе структуры конфликта драмы, теоретически предполагает различные способы воплощения. Творческая практика показывает, что освоение данного типа конфликтов происходит успешно в русле развития условных йота» (притчи, параболы, антиутопии), Б этом смысле ■ значительна роль возвращенной литературы - пьес М.Булгакова "Адам и-Ева" (1531) и В.Набокова "Изобретение Вальса" (1388), Тема войны и мира в них развернута в эсхатологическом аспекте. Обоими художниками война осмыслена как Апокалипсис. В обеих пьесах речь вдет о научных открытиях, изобретениях (гипотети-чески-реалышх или фантомных), определяющих судьбу человечества. И там и тут - вечная драма несовпадения движения человеческой мысли и человеческой щэавственности, гибельность для культуры и цивилизации этого несовпадения. Оба писателя прибегает к пашболической форме, что сказывается на организации пространственно-временных отношений.
Таким образом, обращение к различным формам условности позволило политической драме выйти из привычного круга предписанных тем и способов та художественного воплощения, В параболических, притчевых структурах на первый план выдвигалось собственно политическое содержание, совмещавшее частное и об-' щее, сиюминутное и вечное,
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, рассматриваются его основные результаты, дается обзор современного состояния политической драмы. Она откликается на все более возраставшую к концу 80-х - началу 90-х годов политизацию общества, его стремление к осуществлению свободы личности. В политическую драму вта проблема входит вместе. с конфликтом, -отражающим противостояние личности, и тоталитарного государства. Данный конфликт доминирует в пьесах А.Солженицына, В.Шалашва, И.Малеева, И.Дворецкого, £.3длиса, А.Казанцева а др, Ыыогообра-зие использованных драматургических форм (хроника, парабола, пьеса-суд) подтверждает одну из принципиальных идей диссертации о том, что устойчивость традиционных эстетических доминал*
- 17 -
сочетается в политической драме с ее способностью вбирать в
себя новые, возникающие в процессе развития литературы и театра элементы.
По тегле диссертации опубликована следущне работы:
1. № истории развития советского политического театра: Грозненский театр народной героини и политической сатиры в годы Великой Отечественной войнц//Советская литература и Кавказ: Тезисы докладов региональной научной конференции. - Грозный, 1937. - С.25-27.
2. Завещаю вал..-.: Философские аспекты драматургической Лени-нишш М.Шатрова//Взчше тег.и и образы в советской литературе: Межвузовский сборник научных трудов./Отв.ред. Н.Г.Ка-лустова.-Грозный, 1989. - С.132-140.
3. Поэтика художественного времена в современной советской драматургии: опыт анализа политического театра М.Иатрова//Ах-туалыше проблемы современной советской литературы: Проблематика, поэтика, жанры: Методичеокпе рекомендации для учи. теля, - Грозный, 1989. - С.35-39.
4. Тема воШш и т.гра в политической драме: М. Булгаков, В.Набоков,- М,Шатров//Общечеловечесхов а вечное в литературе XX века: Тезисы докладов всесоюзной научной кыфереяция/Чече-но-Ннгупский государственный университет ш.Л.Н.Толстого.-Грозннй, 1939. - С.63-:65.
5. йошозпщкишне особенности пьесы (Л. Шатров а "Дольше... дольше.., дальше!"//Читатель и современный .литературный процесс: Тезисы докладов региональной научной конференции. -Грозный, 1989. - С. 146-148,
6. Дней связущая лить: Художественное врет в политической дриш И.Шатровц//Прой,те*а развития советской литературы: История и современность* Межвузовский научный сборнлк/Отв. ред. Л.Е.Гераопюва. - Саратов: йд-во Сватовского университета, 1990, - С. 104-117.
7. "Кастерия-буфф" В,Мшш>вского и генезис советской политической дрсаг//1^алковсюо чтения: Тезисы докладов региональной научной коррекции. - Грозный, 1990, - С.37-39.
- 18 -
8, Ситуация "начала и конца времен" в советской политической драые//Творчество писателя в литературный процесс: Тезисы докладов У1 Фурманавоких чтени$//Огв.ред. П.В.Куприяцов-окий. - Иваново, 1991, - С.127-128,