автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Типология женских характеров в романах и повестях И. С. Тургенева
Текст диссертации на тему "Типология женских характеров в романах и повестях И. С. Тургенева"
/
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. ЛОМОНОСОВА
На правах рукопись
Ли Хи Су
ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ХАРАКТЕРОВ В РОМАНАХ И ПОВЕСТЯХ И.С. ТУРГЕНЕВА
Специальность 10. 01. 01 — русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор П.Г. Пустовойт
Москва 1999
Оглавление
Введение........................................................................................3
Глава I: «Волевые, целеустремленные героини в романах и повестях Тургенева» (Наталья /роман «Рудин»/, Ася /повесть «Ася»/, Елена /роман «Накануне»/, Зинаида /повесть «Первая
любовь»/, Одинцова /роман «Отцы и дети»/).............................12
Краткие выводы к главе 1....................................................88
Глава II: «Роковые женщины» и идеальные героини в
произведениях Тургенева............................................................89
§ 1. «Роковые женщины» (Варвара Лаврецкая в романе «Дворянское гнездо», Ирина в романе «Дым», Полозова в
повести «Вешние воды»).......................................................89
§ 2. Женщина как идеал нравственности и духовной красоты (Лиза Калитина в романе «Дворянское гнездо», Татьяна в романе «Дым», Джемма в повести «Вешние воды»).
...........................................................................................122
Краткие выводы к главе II.................................................158
Заключение...............................................................................160
Библиография...........................................................................164
Введение
В литературоведении прочно утвердилось понятие «тургеневские женщины». К «тургеневским женщинам» относили героинь, наделенных такими чертами характера, как кротость, преданность, искренность, благородство и т. п.. Героини, воплощающие тургеневский идеал, — Лиза Калитина в романе «Дворянское гнездо», Татьяна в романе «Дым», Джемма в повести «Вешние воды» проявляют себя в любви, отражая при этом созидающую силу жизни. Их нежная любовь оживляет разочарованного героя, освобождает его из плена темного прошлого.
Наряду с этими героинями в произведениях Тургенева встречаются женщины, наделенные диаметрально противоположными чертами: властные, жестокие, своенравные и т. д.. Так, Варвара Павловна в романе «Дворянское гнездо», Ирина в романе «Дым», Полозова в повести «Вешние воды» выступают как разрушительная сила. Их любовь приводит героев к мраку, темноте, хаосу. Талант, ум, внешняя красота, которыми они обладают, ярко контрастируют с их внутренним безобразием и используются ими для удовлетворения своей страсти. Они «властелины» любви, порабощают мужчин, разрушают их жизнь.
/
Однако тургеневские героини делятся не только на эти два типа. Как известно, Тургенев при создании своих произведений «отправлялся»(С: XI, 86)1 от жизни. Поэтому и его героини делятся
1 В данной диссертации при ссылках на издание (И. С. Тургенев: Полное собрание сочинений в тридцати томах. — М.: Наука, 1978) том указывается римскими цифрами и страница — арабскими цифрами в
не только на кротких и властных. Большинство из них обладают своими индивидуальными чертами, суммарно воплощенными в их характерах (Наталья в романе «Рудин», Ася в одноименной повести, Зинаида в повести «Первая любовь», Елена в романе «Накануне», Одиндова в романе «Отцы и дети»).
Тема настоящего исследования — типология женских характеров в произведениях И.С. Тургенева. О тургеневских женских характерах писали многие, по меткому выражению Даниила Андреева, все «от Писарева до последнего гимназиста»2. Тема эта является довольно знакомой, поскольку исследователи не могут представить себе творчество И.С. Тургенева без женских образов так же, как и без пейзажа.
Так, например, Д.И. Писарев в статье «Женские типы в романах и в повестях Писемского, Тургенева, Гончарова», которая была напечатана в 12-ом номере журнала «Русское слово» в 1861 году, пишет об Наталье, Асе, Вере в повести «Фауст», Лизе, Елене. «Романы Тургенева замечательны по интересу психологическому». Но Писарев слишком субъективно рассматривает тургеневских героинь, не достаточно глубоко понимает, например, религиозность Лизы, и ему не понятно, почему для своего романа Тургенев выбрал такую трагическую развязку. Будучи противником идей, что «женщина прежде всего создана, чтобы быть матерью,
скобках. Большими буквами «С» обозначается сочинения, «П» — письма.
2 Андреев Д. Роза мира. — М.: Руссико, 1991. — С. 192
т. е. любить мужчину, родить и любить детей»3, Д.И. Писарев, высоко оценил героиню «Накануне». Но он, как и впоследствии М.В. Авдеев, другой исследователь данной темы, рассматривал тургеневские женские характеры, исходя во многом из «своих идей», отделяя их от структуры самого произведения как таковой.
Совсем другую точку зрения обнаруживаем в книге Даниила Андреева «Роза мира». Писатель обращается к теме тургеневских героинь с точки зрения религии, высоко оценивает Елену, Лизу, Лукерью в рассказе «Живые мощи». Он понимает уход Лизы в монастырь как некий героический подвиг, расширяет понимание религиозности героини романа «Дворянское гнездо».
Образы почти всех героинь Тургенева анализировал и Д.Н. Овсянико-Куликовский. Его работа «Обзор и классификация женских типов» впервые объясняет более «иррациональные» характеры — Зинаиды, Веры, Лизы. Самые замечательные страницы Д.Н. Овсянико-Куликовского посвящены главной героине романа «Дворянское гнездо». Критик разносторонне анализирует поэтический образ Лизы: ее характер, ее религиозность, целостность и самоотверженность ее натуры.
Однако, сколько ни говорили о тургеневских женских характерах, пока нет ни общего мнения о том, каких героинь можно назвать «тургеневскими женщинами», ни ясного представления о том, в чем собственно заключается особенность женских образов Тургенева. Представляется важным в этой связи обна-
3 Авдеев М.В. Наше общество (1820-1870) в героях и героинях литературы. — СПб, 1874. — С. 145
ружить черты, объединяющие или противопоставляющие эти образы, что позволит в дальнейшем выделить основные приемы, используемые Тургеневым для воплощения своей авторской идеи. Если, как отметил А.Б. Муратов, «исследование творчества писателя носит в основном романоцентристский характер»4, то ««тургеневские женщины» рассматривались до сих пор лишь через призму «лишних людей».
Актуальность диссертации заключается в том, что в современном литературоведении нет обобщающей работы, посвященной проблеме женских характеров писателя. И хотя за последние годы появились работы нравственно-психологического содержания, проливающие свет на характеры тургеневских женщин: В.Н. Топоров «Странный Тургенев» (М., 1998), С.М. Аюпов «Тургенев-романист и русская литературная традиция» (Сыктывкар, 1996), Хуан Эдуардо Суньига «Загадка Тургенева» (Орел, 1998), — изучение «женской темы» у Тургенева нельзя считать законченным. Содержание женских образов у Тургенева столь сложно и многогранно, что каждый исследователь находит свой индивидуальный подход к анализу этой проблемы.
Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы установить типологию женских характеров в романах и повестях И.С. Тургенева, затрагивающих тему любви.
В данной работе рассматриваются женские характеры в пяти романах («Рудин» /1856/, «Дворянское гнездо» /1859/, «Накануне» /1860/, «Отцы и дети» /1862/, «Дым» /1867/) и в трех
4 Муратов А.Б. Тургенев-новеллист( 1870-80-е годы). — Д.: ЛГУ, 1985. — С. 3.
повестях («Ася» /1858/, «Первая любовь» /1860/, «Вешние воды» /1872/). Привлекаются для исследования и другие повести, рассказы, «Стихотворения в прозе», ряд публицистических статей И.С. Тургенева и письма.
Для своего анализа мы используем ряд важнейших положений, без которых разработка темы представляется неполной.
В «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев писал: «Не однажды слышал я и читал в критических статьях, что я в моих произведениях «отправляюсь от идей» или «провожу идею»; иные меня за это хвалили, другие, напротив, порицали; с своей стороны, я должен сознаться, что я никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо, к которому постепенно примешивались и прикладывались подходящие элементы»(С: XI, 86).
Так, одной из главных проблем изучения творчества Тургенева является вопрос о прототипах, источниках и жизненном материале, на которых он основывался при создании своих произведений. «Сочинять, — говорил Тургенев, — я никогда ничего не мог. Чтобы у меня что-нибудь вышло, надо мне постоянно возиться с людьми, брать их живьем. Мне нужно не только лицо, его прошедшее, вся его обстановка, но и малейшие житейские подробности»5. Согласно формуле Белинского, искусство есть «мышление в образах»; в произведениях Тургенева большое количество таких художественных образов взято писателем непосредственно из жизни. Зинаида, Наталья, Ася, Елена, Одинцо-
5 Боборыкин П.Д. Тургенев дома и за границей // И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М.: Правда, 1988. — С. 182
ва, Татьяна, Джемма — почти все героини в произведениях Тургенева имеют свои прототипы. Писатель или был лично знаком с подобными женщинами, или наблюдал их.
Мы принимаем во внимание также и особенности психологической характеристики образов, характерные для творчества писателя и основывающиеся на его авторских взглядах.
Упрекая А.Н. Островского, написавшего «Бедную невесту», «в излишнем раздроблении характеров», Тургенев говорит: «Психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и теплым телом, которому служит прочной, но невидимой опорой»(С: IV, 495). Та же самая мысль выражается в письме Тургенева к К.Н. Леонтьеву от 21 сентября 1860 г.; «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете или увядании»(П: IV, 243).
Тургенев любил людей, любил их наблюдать, особенно если видел в них проявление чего-либо нового. «Когда я заинтересовываюсь каким-либо характером, он овладевает моим умом, он преследует меня днем и ночью и не оставляет меня в покое, пока я не отделаюсь от него»6, — говорит писатель. Он составляет биографию своего героя: представляет его родителей, привычки, историю воспитания, наружность, местность, где он провел годы, в которые формируется характер, и даже пишет дневник своего героя.
6 Бойесен X. Визит к Тургеневу (Из воспоминаний) // И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. — М.: Правда, 1988. — С. 330-331
Рассказывая о процессе создания образа Ирины в романе «Дым», Тургенев говорит американскому писателю Хьялмару Бойесену: «Я обыкновенно спрашиваю себя: для чего предназначила природа ту или иную личность? Как проявится у нее известная черта характера, если ее развить в психологической последовательности? Но я не беру единственную черту характера или какую-либо особенность, чтобы создать мужской или женский образ; напротив, я всячески стараюсь не выделять особенностей; я стараюсь показать моих мужчин и женщин не только en face, но en profil, в таких положениях, которые были бы естественными и в то же время имели бы художественную ценность»7.
В этом смысле Тургенев был не только тонким наблюдателем, который понимал «корни явления» человека, а великим художником-создателем образов с их типическими чертами. Характерологию Тургенева отличает органическая «слитость»: портрет, имена, характеристики, речь, пейзаж и перипетии коллизии, — все эти средства в совокупности создают целостное представление о характерах. Следует отметить, что уже в планах к романам Тургенев определял имя и фамилию своего героя, обозначал его возраст, наружность и т. д..
В структуре тургеневских образов большое значение имеет портрет. Тургеневский портрет отличается разносторонностью и включает все стороны внешности персонажа — его костюмы, лицо, фигуру, мимику, жесты, движения. Этим портретам присуща зрительная полнота. Тургенев всегда связывает портрет
7 Там же. — С. 330
действующего лица с его характером и положением, стремится показать внешность человека в зависимости от его психологии.
Самое общее представление о характере персонажей Тургенев обычно дает в именах. Имя так или иначе перекликается с сущностью характера, контрастирует с нею или вызывает цепь особых ассоциаций (исторических, семантических, эмоционально-экспрессивных и т. п.). Имя (или фамилия) намекает на основную черту характера, как например «Зинаида», «Одинцова», или связывается с привычками персонажа — «Варвара Лаврец-кая», или с типичностью героини — «Наталья», «Елена», или с ролью персонажа в сюжете — «Полозова», «Джемма», «Татьяна», или с его главной жизненной основой — «Лиза».
Важна и роль повторяющейся детали. Так, при описании Полозовой Тургенев обращает особое внимание на ее глаза, на их «хищное», «недоброе», «алчное» выражение.
В произведениях Тургенева особое место занимает и пейзаж: он участвует в передаче психологического состояния героинь и организует тональность повествования. Природа гармонирует с чувствами героинь, особенно когда они влюбляются.
Психологическое искусство Тургенева проявляется и с помощью таких приемов, как сон. Сон, дневники — способы наиболее явного показа внутреннего мира героя. Писатель использует их для раскрытия характера, например, таких героинь, как Елена.
Музыка и живопись тоже играют роль в создании образов тургеневских героинь. Особенно активно обращается писатель к этим видам искусства при создании образов Лизы и Джеммы.
Особо следует отметить принципы анализа, положенные нами в основу этой работы. Наша типология строится главным
образом на выявлении системы отношений между ведущими персонажами рассматриваемых произведений, и ее организующими принципами являются сопоставление и противопоставление. Таким образом мы получаем возможность найти сходные принципы изображения, на основании которых и проводится классификация женских образов.
Данная диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава I: «Волевые, целеустремленные героини в романах и повестях Тургенева» (Наталья /роман «Рудин»/, Ася /повесть «Ася»/? Елена /роман «Накануне»/, Зинаида /повесть «Первая любовь»/, Одинцова /роман «Отцы и дети»/).
«Я без волнения не могу видеть, — писал Тургенев, — как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчетливо вырисовывается на голубом небе — почему? Да, почему? По причине ли контраста между этой маленькой живой веточкой, колеблющейся от малейшего дуновения, которую я могу сломать, которая должна умереть, но которую какая-то великодушная сила оживляет и окрашивает, и этой вечной и пустой беспредельностью, этим небом, которое только благодаря земле синее и лучезарное? (...)8 Ах! Я не выношу неба, — но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту, — все это я обожаю. Что до меня — я прикован к земле. Я предпочту созерцать торопливые движения утки, которая блестящею и влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные сверкающие капли воды, которые медленно падают с морды неподвижно стоящей коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, — предпочту всему тому, что херувимы «эти прославленные парящие лики» могут увидеть в небесах...»(П: I, 391-392)9.
8 Обратите внимание на многоточие, если оно в скобках, то это знак сокращения автора диссертации, а многоточие без скобок принадлежит И. С. Тургеневу и другим авторам.
9 Письмо Тургенева к Полине Виардо от 1 мая 1848 года.
Для Тургенева небо — вечная и пустая беспредельность, которая вызывает у человека страх, страх смерти. По Тургеневу, жизнь человека — быстра и ничтожна, как птичка, которая «прилетела из темноты и улетела в темноту, и недолго побыла в тепле и свете»(С: V, 230). Жизнь — маленькая игра, и «смерть, как рыбак, который поймал рыбу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плавает, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее — когда захочет»(С: VI, 299). Маленькая контрастирующая ветка с небом — это жизнь, молодость.
Любовь — вечная тема для Тургенева. Короткая ничтожная жизнь человека обретает смысл, когда освещается любовью. «Любовь, — пишет Тургенев, — сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»(С: X, 142).
Давно отмечена конструктивная роль пушкинских традиций в произведениях Тургенева. Так, литературовед А. Батюто пишет, что в русском реалистическом романе, ведущем свой отсчет от Пушкина, «главными отличительными признаками (...) являются изображение центрального героя, выражающего дух своей эпохи, и своего рода суд над ним. Тургенев является самым ярким продолжателем этой традиции»10.
Также неоднократно указывалось и на то, что пушкинская традиция наложила отпечаток и на женские образы у Тургенева. Главные героини почти во всех произведениях Тургенева теми или иными чертами своего облика, духовного склада, характера или положения в обществе напоминают