автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Поэтика тургеневской повести 1850-х годов (К проблеме межтекстовой целостности)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Половнева, Марина Владимировна
Введение.
Глава 1. Сюжетно-композиционная структура повестей
И.С. Тургенева 1850-х годов.
Глава 2. Художественное время и пространство в повестях И.С. Тургенева 1850-х годов (соотношение концептуального и перцептуального хронотопов).
Глава 3. Функции предметного мира в повестях
И.С. Тургенева 1850-х годов.
Глава 4. Автор, повествователь и герой в повестях
И.С. Тургенева 1850-х годов: «Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Переписка», «Яков Пасынков», «Фауст», «Поездка в Полесье», «Ася»,
Первая любовь».
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Половнева, Марина Владимировна
Данное диссертационное исследование посвящено повестям И.С. Тургенева 1850-х годов: «Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Переписка», «Яков Пасынков», «Фауст», «Поездка в Полесье», «Ася», «Первая любовь».
Биография писателя, становление его творческой индивидуальности, «кризисы» и «взлеты» художественной мысли, его идейно-эстетические взгляды и философские искания не раз становились объектом пристального внимания ученых.
Долгое время произведения Тургенева воспринимались лишь как художественная иллюстрация глобальных перемен и важнейших открытий второй половины XIX века, что во многом объясняло интерес со стороны читателей и исследователей к романам и рассказам «Записок охотника» и их наибольшую изученность.
Виной тому стереотип, созданный еще современниками Тургенева и подхваченный литературоведами советского времени, которые видели в нем прежде всего «величайшего летописца политической истории России» (Л.В. Пумпянский) и подходили к оценке его таланта с точки зрения правдивости созданного портрета современной автору действительности.
Закономерно, что повести 50-х годов, «главный недостаток» которых состоял в «отсутствии историзма» (Л.В. Пумпянский), «неразработанности общественных вопросов современности» (Е.Г. Новикова), были оттеснены на задворки науки о литературе. Но время показало, что сила таланта их создателя состоит не только в погоне за «последней волной жизни», но и в показе вневременного. Повести 50-х годов стали доказательством этого тезиса и помогли увидеть «вечные» проблемы в «злободневных» романах Тургенева1.
Начиная с середины прошлого века усилился интерес к поднимаемым в творчестве Тургенева проблемам нравственности и долга, веры, поискам истоков своеобразия его «атеизма», вопросам, направленным на сопоставление творческого метода Тургенева с художественной манерой других художников слова2.
Однако, несмотря на солидный опыт литературоведческого исследования творческого наследия Тургенева - художника, поэтика тургеневских повестей до сих пор недостаточно изучена, что позволило нам обратиться к этой проблеме.
В большей степени «повезло» «таинственным» повестям. В какой мере неуверенность в завтрашнем дне, общественная нестабильность, душевные потрясения, личная неустроенность писателя сказались на его творчестве; действительно ли произведения 60-х - 70-х годов отражают кризисное состояние российского общества, являются ли они результатом душевного смятения автора или это новый, особый рубеж в писательской судьбе, демонстрирующий
1 A.B. Дружинин видел «силу таланта» Тургенева «не во временном элементе художества». - Дружинин A.B. Повести и рассказы И. Тургенева. - В кн.: Дружинин A.B. Прекрасное и вечное. - М., 1988.
2 Сарбаш JI.H. Проблема человеческого «ничтожества» в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского // Достоевский и современность: Материалы IX Международных старорусских чтений. - Новгород. 1995, - С. 160163; Барсукова О.М. К вопросу о роли символических образов дома и водного пространства в прозе И.С. Тургенева, И.А. Бунина и романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» // Россия и Запад: диалог культур. -М., 1996. - С.104-112; Чеснокова И.Г. «Природа и человек» в произведениях И.С. Тургенева и А.И. Куприна (Некоторые особенности стиля Куприна) // Жанр и стиль литературного произведения. - Йошкар-Ола, 1994. -С.81-91; Бялый Г.А. О психологической манере Тургенева (Тургенев и Достоевский). - Русская литература, 1968, № 4; Тюхова Е.В. Тургенев - Достоевский - Чехов: проблемы изучения творческих связей писателей: Учебное пособие к спецкурсу. - Орел, 1994; Грюбель Р. Воспоминание и повторение: Две модели повествования на примере повести «Первая любовь» Тургенева и «Вымысел» Гиппиус // Русская новелла. - СПб., 1993. -С.171-195; Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература. - М., 1980; Головко В.М. Гоголевские традиции в творчестве И.С. Тургенева 70-х - начала 80-х годов («Новь», «Старые голубки», «Старые портреты») // Проблемы традиций и новаторства в изучении и преподавании русской литературы. - Горький, 1984. - С.25-27; Головко В.М. Черты национального архетипа в мифологеме Христа произведений И.С. Тургенева // Евангельский текст в русской литературе XII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск, 1994. - С.231-248. - (Проблемы исторической поэтики: Вып.З); Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч.Ш - М.: Христианская литература, 1997. всплеск творческого воображения художника, квинтэссенцию его психологического мастерства - все эти вопросы заставляли исследователей обращаться к творчеству И.С. Тургенева этого периода.
Поэтика «таинственных» повестей привлекает Л.Н. Осьмакову, та же проблема интересует и О.Б. Улыбину. Идейно-эстетическое богатство и жанровое своеобразие повестей 1870-х годов, социально-классовая и психологическая сущность тургеневских образов, особенности творческого метода этого периода исследуются в книге Л.И. Поляковой «Повести И.С. Тургенева 1870-х годов». Автор стремится выявить устойчивые закономерности творчества 70-х годов, жанровое своеобразие повести, ее событийно - сюжетные, композиционные и стилевые особенности, при этом акцент делается на проблеме характера. Об особенностях реализма Тургенева на материале повести «Вешние воды» говорит Г.Б. Курляндская, в поле зрения ученого находится и проблема метода и мировоззрения «таинственных» повестей Тургенева; о шекспировской теме в «Степном короле Лире» пишет Э.Н. Неверова, а ее диссертационное исследование посвящено проблематике и поэтике повести-воспоминания 1867-1875 годов. М. Турьян рассматривает повесть «Пунин и Бабурин» в ряду поздних произведений писателя, проводя ее социальный анализ. Ю.Г. Нигматуллина говорит о характере психологического конфликта в повестях-воспоминаниях Тургенева 1860-х - 70-х годов. Этому периоду творчества писателя посвящена книга А.Б. Муратова «Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 годов», в которой автор выделяет общие проблемы, стоящие перед художником в это время, особенности его реализма, говорит о своеобразии поэтики позднего Тургенева и упоминает о его повествовательной манере, и книга «Тургенев-новеллист (1870-1880г.)». Творчеству позднего Тургенева посвятил ряд работ В.М. Головко, к вопросу о жанре повестей и рассказов И.С. Тургенева второй половины 60-х - начала 80-х годов в ряду произведений малой прозы писателя обращается Е.Г. Новикова3.
Интересные соображения по организации повествования в произведениях Тургенева имеются у М.М. Бахтина, но они относятся к романам писателя. Типологии повествования в прозе И.С. Тургенева посвящен конспект лекции по спецкурсу Л.Н. Сарбаш. Но в нем автор, характеризуя манеру повествования Тургенева, делает акцент на «Записках охотника», «Стихотворениях в прозе» и романах, обращает внимание на предысторию героев романов как на способ организации повествования. О повестях Тургенева 50-х годов говорится мало, делаются лишь общие замечания, несколько подробнее исследователь останавливается на «Дневнике лишнего человека» и в связи с «новой манерой» - на повестях «Муму» и «Постоялый двор». Такие аспекты поэтики, как повествование, предметный мир, сюжет нашли отражение в работах А.П. Чудакова, ученый делает существенные замечания общетеоретического характера, иллюстрируя их примерами из различных произведений писателя. Также интересными
3 См.: Осьмакова Л.Н. «Таинственные» повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественнонаучных открытий второй половины XIX века. - Филологические науки. - 1984. - № 1; Полякова Л.И. Повести И.С. Тургенева 70-х годов. - Киев, 1983; Улыбина О.Б. Проблемы поэтики «таинственных повестей» И.С. Тургенева. Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. - Н. Новгород, 1996; Курляндская Г.Б. Особенности реализма И.С. Тургенева (на материале повести «Вешние воды»). - В кн.: Второй межвуз. тургеневский сборник. - Орел, 1968, «Таинственные» повести И.С. Тургенева // Проблема метода и мировоззрения. - В кн.: Учен, зап. Курск, пед. института т.74: Третий межвуз. тургеневский сб. - Орел, 1971; Турьян М. «Пунин и Бабурин» в ряду поздних произведений Тургенева. - Русская литература. - 1965. - № 4; Нигматуллина Ю.Г. О характере психологического конфликта в повести-воспоминании И.С. Тургенева 60-х - 70-х годов. - В кн.: Вопросы эстетики и теории литературы. - Казань, 1963; Неверова Э.Н. Шекспировская тема в интерпретации И.С. Тургенева // Русская литература (Алма-Ата), 1972, № 3, Проблематика и поэтика повестей-воспоминаний И.С. Тургенева (1867-1875): Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. - Алма-Ата, 1974; Муратов А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 годов. - Л., 1980, Тургенев-новеллист (1870-1880-е годы). - Л., 1985; Головко В.М. Проблема самоотверженного героя в повести И.С. Тургенева «Пунин и Бабурин» // Писатель и время. - Ульяновск, 1977. - Вып. II. - С. 21-39, Идейная эволюция героя в повести И.С. Тургенева «Пунин и Бабурин»: (Материалы к реал, и ист-лит. коммент.) // Русская литература. - 1988. - № 1, Проблемы человековедения в мировоззрении позднего И.С. Тургенева и социально-философских концепциях 1870-х - начала 80-х годов // Жанр и композиция литературного произведения. / Историко-литературные и теоретические исследования: Межвуз. сб. - Петрозаводск, 1989. - С.65-78, Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение человека). - Свердловск, 1989, Жанровое своеобразие «Странной истории» И.С. Тургенева (к проблеме жанра «студии» в творчестве 1870-х годов) // Проблемы жанра и стиля в русской литературе. - М., 1973. - С.114-131; Новикова Е.Г. Повести и рассказы И.С. Тургенева второй половины 60-х - начала 80-х годов в ряду произведений малой прозы писателя (К постановке проблемы жанра). - Проблемы метода и жанра. Вып.6 -Томск, 1979. представляются сделанные С.Е. Шаталовым в книге «Проблемы поэтики И.С. Тургенева» выводы о жанровом своеобразии «Стихотворений в прозе», наблюдения над стилем и особенностями повествования, галереей тургеневских характеров и изобразительными средствами их раскрытия, над цветовой палитрой выдающегося художника слова, а в качестве объекта исследования выступают произведения разных периодов творчества их создателя4.
1850-е годы - качественно новый период в творческой биографии Тургенева, время расцвета его художественной мысли, когда литература становится для него «главным делом жизни», «формой общественной деятельности» и «мировоззренческих исканий»5. «Разработка в ширину и вразбивку» того, что затем будет «сжато» в «одно крепкое целое» (П., III, С. 32)6, «новая манера» письма, принципы «тайной психологии» - все, что стало впоследствии отличительной чертой метода и стиля Тургенева, рождалось в творческих поисках 50-х годов. Хотя сами повести 50-х годов чаще всего попадали в поле зрения исследователей в связи с изучением романов писателя, рассматривались как подготовительный этап в его творчестве, как «этюды к романам» (М.К. Клеман), своеобразная «проба пера» в поиске «новой манеры». В таком аспекте говорят о данных повестях И.И. Иванов, А.Е. Грузинский, А.И. Белецкий, М.К. Клеман, Г.А. Бялый, А.Г. Цейтлин, подчеркивая, что между повестью и романом И.С. Тургенева существуют «прочные» и «постоянные» (А. Батюто) связи. Повести конца 40-х - 50-х годов как переходный этап, «творческая лаборатория» писателя неоднократно обращали на себя внимание исследователей (Г.Б. Курлянд
4 См.: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М., 1975; Сарбаш Л.Н. Типология повествования в прозе И. С. Тургенева: Конспект лекции по спецкурсу. - Чебоксары, 1993; Чудаков А.П. Слово - вещь - мир: От Пушкина до Толстого. Очерки поэтики русских классиков. - М., 1992; Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. - М., 1969.
5 Тургенев И.С. Собр. соч. в 12-ти т., Т.6. -М., 1978. - С. 307.
6 Здесь и далее все ссылки на произведения и письма Тургенева приводятся по изданию: Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28-ми томах. Сочинения, тт. 1-ХУ. Письма, тт. 1-ХШ. М. - Л., 1960 - 1968. ской, В.А. Громова, Е.А. Гитлиц, С.М. Петрова, Е.Г. Новиковой, В.В. Голубко-ва и др.). Рассмотрению особенностей художественного мира И.С. Тургенева в его идейно-эстетической целостности и воплощению в конкретных изобразительных средствах посвящены работы С.Е. Шаталова. Соотношение жанров повести и романа в творчестве И.С. Тургенева - предмет изучения в работах Л.И. Матюшенко; проблемам реализма писателя, художественному методу Тургенева-романиста, процессу становления проблематики и поэтики «классических» тургеневских романов и рассмотрению в этой связи повестей писателя посвящены исследования В.М. Марковича, А. Батюто, Г.Б. Курляндской, П.Г. п
Пустовойта .
Несмотря на то, что в целом творчество И.С. Тургенева не назовешь неизученным, его повести интересующего нас периода в плане поэтики исследованы все же недостаточно; работ, в которых повести 50-х годов являются предметом специального рассмотрения, относительно немного. Здесь стоит особо отметить книгу Г.Б. Курляндской «Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов», в которой предметом анализа становятся идейно-эстетические преемственные связи повести и романа Тургенева 1850-х годов, прослеживаются романтические тенденции в творчестве писателя-реалиста, говорится о принципах создания характеров и формах психологического анализа. Нельзя не
7 См.: Иванов И. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Личность. Творчество. - Нежин, 1914; Грузинский А.Е. И.С. Тургенев. - М., 1918; Клеман М.К. Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. - Л., 1936; Гит-лиц Е.А. Повести Тургенева 50-х годов. Тезисы дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. - Л., 1948; Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. - М., 1958; Петров С.М. Тургенев. - М., 1961; Белецкий А.И. В мастерской художника слова. - В его кн.: Избранные труды по теории литературы. - М., 1964; Громов В.А. Повести И.С. Тургенева 1840-х - первой половины 1850-х годов. Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. - Л., 1962; Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М., 1962; Новикова Е.Г. Указанная работа; Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. - М., 1955; Матюшенко Л.И. О соотношении жанров повести и романа в творчестве И.С. Тургенева. Проблемы теории и истории литературы. Сб. статей, посвященных памяти проф. А.Н. Соколова. Изд-во Мое. ун-та, 1971; Батюто А. Тургенев-романист. - Л., 1972; Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев - художник слова. - М., 1987; Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. - Л., 1975, И.С Тургенев и русский реалистический роман XIX века (1830-е - 1850-е годы). - Л., 1982; Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов. - Тула, 1977, Художественный метод Тургенева-романиста. - Тула, 1972; Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. - М., 1979. отметить и диссертационное исследование Н.С. Мовниной «Поэтика тургеневской повести 1850-х годов», автор которой рассматривает взаимодействие поэзии и прозы в ряде повестей Тургенева 50-х годов «как важнейший механизм построения символической системы тургеневского повествования, его глубинной «метафизики»»8.
Тот факт, что имя Тургенева-писателя стало известно широкой публике после выхода в свет рассказов цикла «Записки охотника», что современная автору критика признавала «таинственные» повести циклом и рассматривала как целое9, что финальной точкой в его творческой биографии опять-таки стал цикл «Стихотворения в прозе», представляется нам знаменательным, имеющим знаковый характер в писательской судьбе Тургенева. Нам кажется, что, стремясь «во всей полноте воссоздать эпическую картину жизни русского народа» (Е.Г. Новикова) на протяжении всего творческого пути он находился в плену циклического мышления. Не случайно В.А. Громов указал на «постоянное тяготение» Тургенева «к установлению внутренних связей между своими произведениями. особенно одного жанра, к выявлению их сложного взаимодействия друг с другом»10. В довольно обширной литературе о Тургеневе неоднократно отмечалась тематическая близость повестей 50-х годов, увеличение в них доли лиризма, исповедальности, философичности и глубины психологизма, что позволило говорить о них как о лирико-философских повестях (Е.Г. Новикова), создало впечатление изученности. Но часто о подобной близости говорится, как о чем-то само собой разумеющемся, при этом акцент делается на сходстве проблематики. Важные шаги по направлению к объединению данных произведе
8 Мовнина Н.С. Поэтика тургеневской повести 1850-х годов: К проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -С.-Петербург, 2000. - С.4.
9 См.: Улыбина О.Б. Проблемы поэтики «таинственных повестей» И.С. Тургенева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Нижний Новгород, 1996.
10 И.С. Тургенев. Собр. соч. в 12-ти т. Т1. - М., 1975. - С.355. ний были сделаны Л.В. Пумпянским, который обратил внимание на структуру тургеневских повестей 50-х годов, увидев их своеобразие в «могущественной» троекратной «оркестровке» (философской, элегической, пейзажной)11.
Тематическая перекличка повестей 50-х годов, близость в решении поднимаемых проблем стали для нас творческим стимулом к внимательному рассмотрению поэтики повестей Тургенева данного периода, попытке увидеть межтекстовую связь не только на образно-тематическом уровне, но и на структурном (сюжетная структура, пространственно-временная и субъектная организация), что составило актуальность работы.
Современное развитие науки о литературе, наличие специальных работ по теории жанра и цикла12, обоснованная в трудах ученых необходимость выделять «единство промежуточного типа между циклом и разрозненными произведениями одного писателя»13, наблюдение над художественным миром обозначенных повестей определили для нас как угол исследования материала, так и структуру работы в целом. Нам представляются справедливыми предложенные Ю.В. Шатиным критерии для выделения «группы повествовательных текстов» в общность «промежуточного типа», т.к. они восходят к таким жанро-формирующим факторам, как концептуальный хронотоп, принцип сюжетно-композиционной организации, тип повествования. Пумпянский Л.В. Тургенев-новеллист. - В кн.: Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. - М., 2000. - С. 427-448.
12 См.: Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. - Л., 1982; Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. - М., 1984; Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). - М., 1982; Головко В.М. Повесть как жанр эпической прозы: Учебное пособие. - М. - Ставрополь, 1997, Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. - М. - Ставрополь, 1995, Поэтика русской повести. - Саратов, 1992; Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (Очерковые циклы в русской литературе 1840х-1860х годов). - Ярославль, 1975; Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. - С.-Петербург, 1999.
13 Шатин Ю.В. К проблеме межтекстовой целостности (на материале произведений Л.Н. Толстого 900-х годов). // Природа художественного целого и литературный процесс. Межвузовский сборник научных трудов. - Кемерово, 1980. - С.45-56. См. также: Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Проблемы и суждения. - Новосибирск, 1976. - С.58-93. - Исследователь вводит понятие «принцип ансамбле-вости» применительно к произведениям молодого Л.Н. Толстого, имея в виду внутреннюю соотнесенность произведений его раннего цикла, от которых начался подъем к «Войне и миру», «Анне Карениной», «Воскресению».
Цель работы состоит в том, чтобы, исследуя поэтику повестей И. С. Тургенева, выяснить, какие факторы, кроме тематической близости, позволяют говорить о них как о «художественном ансамбле» (В.Г. Одиноков), «единстве промежуточного типа между циклом и разрозненными произведениями одного писателя» (Ю.В. Шатин).
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- выявить ту сюжетную структуру, которая позволила бы говорить о сю-жетно-фабульной соотнесенности рассматриваемых повестей;
- исследовать пространственно-временную организацию указанных произведений для определения функции соотношения концептуального и пер-цептуального хронотопов;
- охарактеризовать назначение ряда лейтмотивных деталей, важных для уяснения сюжетной и пространственно-временной организации повестей, постижения авторского замысла и философско-эстетической концепции художника;
- рассмотреть соотношение автора, повествователя и героя в повестях указанного периода и выявить общие принципы в организации повествования данных произведений;
- проследить истоки и дальнейшую «жизнь» «художественных открытий» тургеневской повести 50-х годов, рассматривая ее в контексте всего творчества писателя.
Объект диссертационного исследования составляют повести И.С. Тургенева 1850-х годов: «Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Переписка», «Яков Пасынков», «Фауст», «Поездка в Полесье», «Ася», «Первая любовь».
Предметом исследования становится поэтика указанных повестей И.С. Тургенева 1850-х годов, их сюжетная, пространственно-временная и субъектная организация.
Методологической основой диссертационного исследования является комплексный подход, сочетающий историко-генетический и структурно-типологический методы в их диахронически-синхроническом единстве.
Историко-генетический метод применяется при выявлении связей повести и романа Тургенева с современной ему действительностью, обусловленных их жанровой спецификой, а также при обращении к художественной ткани самих повестей.
Структурно-типологический метод необходим при анализе типологии повествовательных форм, сюжетной, пространственно-временной организации и жанровой специфики повестей.
Научная новизна работы заключается в том, что поэтика повестей Тургенева 1850-х годов, общность их субъектной, сюжетной и пространственно-временной организации впервые рассматриваются как показатель их межтекстовых связей, основание для выделения повестей в единство особого рода.
Научно-практическое значение диссертации состоит в том, что ее результаты могут найти применение при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы второй половины XIX века.
Апробация работы: Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Белгородского государственного университета. Отдельные положения работы были изложены в выступлениях на конференциях и опубликованы в сборниках научных трудов Белгородского, Курского и Санкт-Петербургского университетов.
Текст диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика тургеневской повести 1850-х годов (К проблеме межтекстовой целостности)"
Заключение
Неудовлетворенность художественной манерой «Записок охотника» привела их автора к необходимости теоретически осмыслить путь дальнейшего развития своего творчества, заставила задуматься над вопросами художественного мастерства и литературного жанра. В результате раздумий И.С. Тургенев приходит к выводу о необходимости «пойти другой дорогой» и «раскланяться навсегда со старой манерой», перейти от «маленьких сткляночек» к крупным эпическим формам, к роману, которого от него давно уже ждали. 1850-е годы стали отражением поисков этой «дороги», творческого взлета и расцвета художественного таланта писателя.
Стремление к созданию «чего-нибудь большого, спокойного», к «простым и ясным линиям» Тургенев связывает прежде всего с манерой изложения, с объективным повествованием о правде жизни, когда художника больше интересует «изучение человеческой физиономии, чужой жизни, чем изложение собственных чувств и мыслей»; когда ему «приятнее верно и точно передать наружный вид не только человека, но и простой вещи, чем красиво и горячо высказать» свои ощущения от увиденного; когда созданные им лица «стоят на своих ногах, как живые», не требуя поддержки со стороны творца141. Всему этому ему еще нужно было «учиться беспрестанно». В критической статье 1852 года о романе Евгении Тур «Племянница» Тургенев высказывает свое мнение о том, каким должен быть современный роман. Он отвергает появление на русской почве исторического романа, как отжившего свой век, «переходит молчанием» авантюрный роман, считая возможными лишь «сандовские» и «диккенсовские» романы, которые, по его мнению, должны «у нас приняться». Таким
141 См. письмо И.С. Тургенева В.Л. Кигну от 16 июня 1876г. и критическую статью 1852г. о романе Евгении Тур «Племянница». образом, романный жанр Тургенев соотносит со стихией общественной жизни», с «образом и давлением времени». Но наблюдение над российской действительностью показало, что «эти стихии еще не высказались настолько, чтобы можно было требовать» большого «размера от романа, взявшегося за их воспроизведение». Художник слышал «пока в жизни русской отдельные звуки, на которые поэзия отвечает такими же быстрыми отголосками». Возможно, это во многом объясняет и жанровые особенности будущего тургеневского романа, и его повторное обращение на качественно ином отрезке творческой биографии к средней эпической форме. Повесть «прямо выводила читателя в мир живых образов, поступков и действий» (М.Е. Салтыков-Щедрин), отвечая творческому кредо писателя: «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни». Повести 1850-х годов, в которых «центр тяжести» был перенесен на исследование человеческого характера изнутри, стали яркой иллюстрацией «новой манеры» И.С. Тургенева.
Проведенное нами исследование еще раз подтвердило тематическую близость таких повестей, как «Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Переписка», «Яков Пасынков», «Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася», «Первая любовь». Она обусловлена острым и постоянным интересом Тургенева к типу «лишних людей», зараженных «самокопанием» и рефлексией. Наблюдения над развитием данного типа привели художника к выработке своеобразных «критериев состоятельности» этих людей, в качестве таких «критериев» у Тургенева выступают общественно-полезная деятельность и одухотворенная любовь, что в произведениях 50-х годов связано с мотивами любви, страсти, одиночества, поиска счастья, игры тайных сил, судьбы, смерти. Ожидание перемен в общественно-политической ситуации России, «нового слова» и «дела», напряженные раздумья о судьбах родины и рост общественного самосознания вели к быстрому изменению «физиономии русских людей культурного слоя». Эти изменения были запечатлены Тургеневым в созданных им разновидностях типа «лишних людей», а его эволюция нашла отражение в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», превратив произведения Тургенева в «документы общественного сознания»142. «Лишний человек», выведенный на суд читателя в повестях 50-х годов, в романах этого периода приходит к пониманию своей роли и своего места в обществе, находит возможное для него дело, что соответствует художественной задаче писателя, снимающего слепок с действительности в переломные моменты общественной, социальной жизни страны. Попытка постичь общие законы существования всего живого, стремление «отыскать оптимистическую смыслообразующую основу человеческого существования»143 получает свое логическое завершение в статье «Гамлет и Дон-Кихот».
Изучение поэтики тургеневских повестей 1850-х годов привело нас к заключению о том, что их тематическое единство повлекло за собой структурную близость. Отмеченные нами особенности в сюжетно-композиционной и пространственно-временной структуре, в субъектной организации и в использовании одних и тех же лейтмотивных деталей, наделенных определенным символическим значением, позволили говорить о данных повестях как о «единстве промежуточного типа между циклом и разрозненными произведениями одного и того же писателя» (Ю.В. Шатин).
Рассмотренные повести представляют собой разновидности произведений о запоздалом «прозрении» героя, когда ничего уже нельзя изменить ни вокруг, ни в себе, ни даже в своем отношении к действительности. Писатель «с
142 Это определение было дано одним из современных писателю журнальных критиков в статье по поводу «Накануне». Цит. по кн.: Клеман М.К. Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. - Л., 1936. - С. 77.
143 Аскерова Ж.И. Тургенев как мыслитель. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1996. - С. 15. незлобной и детской душою ценителя» (A.B. Дружинин) лишает их возможности «перевернуть» жизнь, им остается лишь сожалеть о безвозвратно ушедших надеждах и мечтах, о силах для их осуществления. Во всех анализируемых нами повестях 50-х годов художник использовал одну сюжетную структуру: герой стремится к счастью, верит, что все самое важное еще впереди, и не замечает, как совершает опрометчивые поступки. Прозрение наступает, но слишком поздно. Очевидна и сюжетно-фабульная соотнесенность обозначенных произведений: для «прозрения» необходимо потрясение (смерть, утрата любви, одинокая старость), а сама возможность «прозреть» и «возродиться» обязательно связана с любовной ситуацией. При этом прозрение может совершаться несколькими способами. Иногда достаточно мига, чтобы заставить героя задуматься и что-то понять («Три встречи», «Два приятеля», «Фауст», «Первая любовь»); иногда тот же самый миг становится финальной точкой в предшествовавшей ему серии раздумий («Затишье», «Переписка», «Поездка в Полесье»), а порой герою требуется вся жизнь, чтобы потом, post factum, можно было бы во всем разобраться («Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Ася»). В сюжете о прозрении произошло соединение «социально-исторического плана повествования» с планом «вселенским», «метафизическим», «универсальным», причем в повести, в отличие от романа этого периода, акцент смещен в сторону второго плана, а в романах - в сторону первого, несмотря на то, что само прозрение во многом связано с метафизическими законами жизни. Сюжетно-композиционное единство данных повестей подчеркивается и единством используемых мотивов (мотивы одиночества, болезни, смерти, любви, страсти, поиска счастья, своего гнезда, мотив прозрения), наличием таких композиционных приемов, как исповедь-монолог, соотнесенность начала и финала повествования, параллелизм ситуаций, сопоставление в рамках единого концентрического сюжета разных типов сознания, присутствием философских обобщений героя и повествователя, в которых усиливается звучание голоса автора-художника. Единая сюжетная структура помогает проследить развитие от повести к повести основных тем («лишнего человека», любви, влияния на человеческую судьбу неподвластных разуму сил), увидеть эволюцию образов, человеческих типов и изменения в мировоззрении их создателя.
В эпоху назревающих перемен острее чувствуется «бесприютное состояние» тургеневских героев, объясняемое, с одной стороны, социально-историческими обстоятельствами, а с другой - одиночеством человека в мире. Это находит отражение в пространственно-временной структуре повестей 50-х годов. Рассматривая соотношение в них концептуального и перцептуального хронотопов, мы пришли к выводу, что создание пространственно-временных отношений строится в этих произведениях в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Нами установлено, что для организации горизонтальной плоскости, вмещающей в себя прошлое, настоящее и будущее персонажей, важнейшим оказывается топос дома, как «своего пространства». Ему противостоит «бесприютность» героев Тургенева, и эта оппозиция приобретает устойчивый характер. Вертикальную ось образует противопоставление «верх (небо, свет, полет) - низ (бездна, темнота)». Обе оси тесно связаны с хронотопом любви. Пересекаясь, эти две плоскости могут раздвигать пространственные и временные границы, создавая третье время-пространство, выводящее рассказ за рамки отдельной судьбы того или иного персонажа. Нами также установлено, что в повестях 50-х годов, с их обостренным интересом к внутреннему миру героя, к показу человеческого характера изнутри, возрастает роль перцептуального времени героя-рассказчика, подводящего итоги прожитой жизни. Его обращение к самоанализу и самооценке становится возможным благодаря активизации хронотопа воспоминания, тесно связанного с хронотопами встречи, смерти, разлуки. Важную роль в организации пространства и времени в произведениях Тургенева играют локусы гостиной, которая в романах писателя часто берет на себя функции салона; порога, через который приходится «переступать» его героям; гостиницы (оппозиция дома, своего гнезда)144, а также хронотопы дороги, путешествия, топос «заграницы» и уездного города, функцию которого иногда выполняют дача или поместье в деревне. Анализ пространственно-временных отношений повести позволил увидеть, что отражающие перцептуальный и концептуальный хронотопы пространственно-временные плоскости располагаются в этих произведениях таким образом, что образуют четыре варианта решения основной оппозиции и, соответственно, четыре группы персонажей. Первую составляют те, кто стремится вверх, к небу и свету, способен на сильное, глубокое чувство, кто хочет найти свое гнездо или свою дорогу, «след оставить». Никому из них не удается полностью реализовать себя, чаще всего герои гибнут, покинув «свое пространство» и не найдя ему замены. Ко второй группе относятся персонажи, которым необходима экстремальная ситуация, чтобы посмотреть на себя со стороны и понять бесплодность собственного существования. Для них, как правило, дом, а вместе с ним и любовь, обретают значение, ценность, когда они уже утрачены безвозвратно, невозможны. Третью составляют те, у кого есть и дом, и связи, и положение в обществе, и все-таки они лишены домашнего тепла и любви. В этом случае герои живут под обломками той крепости, которая внешне, иллюзорно напоминает дом. И, наконец, в по
144 Гостиница, трактир в контексте произведений Тургенева 50-х годов воспринимаются как своеобразные символы «бесприютности». Есть определенная закономерность в том, что именно гостиница или «скверный трактир» стали «последним приютом» для умирающих Якова Пасынкова («Яков Пасынков»), Алексея Петровича С„, («Переписка»), Бориса Андреевича Вязовнина («Два приятеля»). В гостинице происходит последняя встреча Рудина с Лежневым, рассказ о которой заканчивается взволнованным авторским обобщением: «Хорошо тому, кто в такие ночи сидит под кровом дома, у кого есть теплый уголок. И да поможет господь всем бесприютным скитальцам!» (VI, С. 368). следнюю группу входят персонажи, которые, ничего не требуя от жизни, изначально живут, спокойно принимая все радости и тревоги, выпавшие на их долю145. Только они могут обрести дом и любовь.
Таким образом, топос дома в творчестве И.С. Тургенева становится очень емким понятием, вмещающим различные и даже противоположные смыслы. Дом - это и защита от бездны, и тихое существование, но это и преграда к поискам и открытиям.
Обращение к функциям предметного мира дало возможность выделить лейтмотивные детали, определить их значимость в создании художественного текста. Исследуя структуру повестей, мы неоднократно убеждались в том, что повторение одной и той же детали в «предметно-речевой» ткани произведения играет важную роль в построении сюжета и организации пространственно-временных отношений (образы гнезда, неба, птицы, бездны, порога, растений, света, темноты, пустоты, грозы, обрыва и т.д.). А переход детали из одного художественного произведения в другое акцентирует ее «курсивную» (В.Е. Хали-зев) роль, дополняя, уточняя те или иные оттенки значения, отражая особенности творческой манеры и философско-эстетические взгляды автора. В ходе наблюдения над использованием деталей вещного мира в произведениях 50-х годов нами было замечено усложнение «состава» и функций этого мира по сравнению с произведениями предшествующего десятилетия (см.: «Жид», «Петушков»). В 50-е годы деталь перестает быть для писателя только частью окружающего мира, принадлежностью быта или атрибутом времени, она «обраста
145 Для одних персонажей это непреложная истина, «закон жизни», который не требует сомнений и размышлений (например, отец и дочь Барсуковы - «Два приятеля»). Другие приходят к постижению этого «закона» в результате потрясений, утрат, долгой и мучительной работы ума и сердца, как Лаврецкий: «- «И всегда, во всякое время тиха и неспешна здесь жизнь, - думает он, - кто входит в ее круг - покоряйся: здесь незачем волноваться, нечего мутить; здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как пахарь борозду плугом.». Лаврецкий не мог оторваться от созерцания этой уходящей, утекающей жизни; скорбь о прошедшем таяла в его душе, как весенний снег, и - странное дело! - никогда не было в нем так глубоко и сильно чувство родины» (VII, С. 190). Перед нами уже не просто результат напряженного душевного опыта отдельной личности, а народная, или даже национальная, мудрость. ет» новыми смыслами, становится символом. Отдельные образы, сохраняя свое символическое значение, затем перейдут в итоговый цикл Тургенева «Стихотворения в прозе», вобрав в себя тему целого произведения («Порог», «Воробей», «Роза», «Без гнезда»)146.
Проведенное нами исследование субъектной организации еще раз подтвердило установившееся мнение о том, что для художественной манеры Тургенева более характерно обращение к повествованию от первого лица. Но в ходе анализа мы убедились, что в этот период писателем была создана «единая» повествовательная структура, которая позволяла сочетать «достоинства» разных повествовательных типов. В ней объективность и реалистичность изложения, «ясность» и «простота» рассказа, к которым стремился художник, во многом обусловлены совмещением форм и типов повествования. При этом еще более расширяются права самого автора-художника. Он получает возможность демонстрировать читателю свои различные лики, вступая в контакт не только с повествователем, но и рассказчиком, и даже героями. Тургенев-художник не позволяет своим персонажам только самостоятельно наблюдать явления действительности, делать выводы. Но, являясь полновластным творцом создаваемого им художественного мира, он тщательно скрывает «свое лицо» и «свои пристрастия», строит этот мир «без наслаждения самим собою» и «своим авторством» (П.В. Анненков).
Подводя итог, отметим, что, видя «высшее счастье литератора» в том, чтобы «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», Тургенев старался «не только уловлять жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать за
146 «Стиховая форма выжимает из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к словесной ткани как таковой и звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность». - Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. - С. 239.
173 коны, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; сквозь игру случайностей добиваться до типов - и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши» (П., Т. XI, С. 279-280). Взяв на себя эту «большую ношу», великий волшебник слова создал художественную летопись эпохи, в которой повести 50-х годов занимают особое место. Они не только представляют собой идейно-тематическое единство, но обнаруживают и структурное сходство. Находясь во власти циклического мышления и не видя «материала» для «большого романа», Тургенев вынужден был совершать «возвраты к себе». Результатом этих «возвратов» и обращений стали повести 50-х годов, которые составили оригинальный, совершенный, самодостаточный «художественный ансамбль», что мы и старались показать в своем исследовании.
Список научной литературыПоловнева, Марина Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Антонов А.О. Эволюция повествовательных форм в русской прозе 19 в.: Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. М., 1998. - 22 с.
2. Аскерова Ж.И. Тургенев как мыслитель.: Автореферат дисс. . кандидата философских наук. -М., 1996. 20 с.
3. Аскин Я.Ф. Категория будущего и принципы ее воплощения в искусстве. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: «Наука», Ленинград. отд-е, 1974. - С. 67-73.
4. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе. // Известия АН СССР: Серия литературы и языкознания. Т.35., № 4. М.: Изд-во АН СССР, 1976. - С. 343-356.
5. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от 3-го лица в художественной прозе. // Известия АН СССР: Серия литературы и языкознания. Т. 39., № 1. М.: Изд-во АН СССР, 1980. - С. 33-46.
6. Арустамова A.A. Ритм прозы И.С. Тургенева.: Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. Екатеринбург, 1998. - 19 с.
7. Баевский А. «Рудин» И.С. Тургенева (к вопросу о жанре). // Вопросы литературы, 1958, № 2. С. 134-138.
8. Балуев С.М. К проблеме образа автора в публицистике. // Вестник Ленингр. ун-та. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. Вып. 3. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.-С. 100-103.
9. Батюто А. Структурно-жанровое своеобразие романов Тургенева 50-х начала 60-х годов. - В кн.: Проблемы реализма русской литературы Х1Хв. Под ред. Б.И. Бурсова, И.З. Сермана. Издательство Академии наук СССР. - М. -Л., 1961.-С. 133-162.
10. Ю.Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л.: Наука, 1990. - 297, 2. с.
11. П.Батюто А. Тургенев романист. - Л.: «Наука», Ленинград, отд-ние, 1972. -389 с.
12. Белецкий А.И. Изображение живой и мертвой природы. // Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М.: Высшая шк., 1989. - С. 84-111.
13. Бонецкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория. // Контекст 1985г.: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1986. - С. 241-270.
14. Н.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: Худ. лит., 1975. 502с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 444с.
16. Бялый Г.А. О психологической манере Тургенева (Тургенев и Достоевский). // Русская литература, 1968, № 4. С. 34-50.
17. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л.: «Сов. писатель». Ленингр. отд-ние, 1990. - 637 1. с.
18. Бялый Г. Тургенев и русский реализм. М. - Л., «Сов. писатель», 1962. -248 с.
19. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -405с.
20. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая шк., 1971. -240 с.21 .Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959.-654с.
21. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М.: «Наука», 1976. - 511 с.
22. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения. // Контекст 1974: Литературно-теоретические исследования. -М.: Наука, 1975. С. 213-228.
23. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., «Наука», 1975.-471 с.
24. Геймбух Е.Ю. Образ автора как категория филологического анализа художественного текста (На материале произведений Тургенева малых форм). Автореферат дисс. . канд. филологических наук. М., 1995. - 15с.
25. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. -М.: Высшая шк., 1991. 159, 1.с.
26. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Сов. писатель, 1989. -367с.
27. Головко В.М. Повесть как жанр эпической прозы.: Учебное пособие. М. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. 118с.
28. Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов, 1992. - 192с.
29. Головко В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. М. - Ставрополь, 1995. - 439 с.
30. И.Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. М., Учпедгиз, 1955.- 176 с.
31. Гуревич А.Я. Что есть время? // Вопросы литературы, 1968, № 11.-С. 151174.
32. З.Дмитриева Н.Л. Роза у Пушкина и Тургенева // Русская литература, 2000. -№3.-С. 101-106.
33. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1980.-598 с.
34. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь, М. - Л., «Сов. писатель». Ленингр. отд-ние, 1962. - 408 с.
35. Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. Л.: Сов. писатель, 1956. - 231с.
36. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Д.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1998. - 432с.
37. Долотова Л. Проблемы поэтики Тургенева. // Вопросы литературы, 1971, № 3.-С. 210-214.
38. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX в.в. М.: Наука, 1991.-379с.
39. Дружинин A.B. «Повести и рассказы» И. Тургенева. Спб. 1856г. Дружинин A.B. Прекрасное и вечное / Вступ. статья и составление H.H. Скатова; Ком-мент. В.А. Котельникова. - М.: Современник, 1988. - 543с.
40. Дубашинский И.А. Автор в сюжете и вне сюжета // Вопросы сюжетосложе-ния. Сб. статей. Выпуск 4. Сюжет и композиция. Изд-во «Звайгне» Рига, 1976.-С. 3-19.
41. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. III. М.: Христианская литература, 1997. - 576с.
42. Егоров О.Г. Соотношение прекрасного и нравственного в художественном мире И.С. Тургенева (романы и повести 1850х-60х годов). Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. М., 1988. - 23 с.
43. Жилякова Э.М. Проблема сентиментальных традиций в эстетике И.С. Тургенева 1850-х г. // Проблема метода и жанра. Томск, 1994. - Вып. 18. -С.152-170.
44. Катаев В.Б. К постановке проблемы образа автора. // Филологические науки, М, 1966, № 1.-С. 29-40.
45. Клеман М.К. Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. Л., Государственное издательство «Художественная литература»., 1936. - 224с.
46. Коган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1974. - С. 30-34.
47. Кожевникова H.A. Предметная деталь и персонаж в рассказах А.П. Чехова // Персонаж и предметный мир в художественном произведении. Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, 1988. - С. 107-117.
48. Кожевникова H.A. «Чужое слово» в романах И.С. Тургенева. // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996. - С. 53-61.
49. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя (На материале двух повестей Юрия Трифонова). // Контекст, 1977: Литературно-теоретические исследования. М.: «Наука», 1978. - С. 23-48.
50. Козловская И.С. Характер и функции монолога-исповеди в повести А.П. Чехова «Дуэль» // Вопросы сюжета и композиции в русской литературе. Межвузовский сборник. Горький, 1988. - С. 77-82.
51. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., Просвещение, 1972. - 110 с.
52. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. М.: «Наука», 1971. - С. 199-208.
53. Корман Б.О. Реализм и нормативное начало // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1981. - С. 3-7.
54. Котлов А.К. Творчество И.С. Тургенева 1850х начала 1860х г.г. и пушкинская традиция. Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. -Ярославль, 1997.-21 с.
55. Краснов Г.В. Сюжет в творческой истории произведения. // Вопросы сюже-тосложения. Сб. статей. Выпуск 4. Сюжет и композиция. Изд-во «Звайгне». -Рига, 1976.-С. 19-22.61 .Краткая литературная энциклопедия в 9-ти т., Т.9. М., 1978.
56. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М.: Знание, 1984. - 112с.
57. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов. Тула, Приокское книжное издательство, 1977. - 270с.
58. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. - 192с.
59. Курляндская Г.Б. Тургенев и Толстой (К проблеме: классика и современность) // Тургениана. Сборник статей и материалов. МИИП «Поиск», Орел, 1991.-С. 5-14.
60. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, Приокское книжное издательство, 1972. - 343 с.
61. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. Орел: Изд-во гос. те-лерадиовещат. компании, 1994. - 331с.
62. Лебедев Ю.В. Приходящее и вечное в художественном миросозерцании И.С. Тургенева. // И.С. Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения: Межвуз. сб. науч.тр. Орел, 1991. - С. 3-11.
63. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: 2-я половина: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -288с.
64. Лебедев Ю.В. Тургенев. М.: Мол. гвардия, 1990. - 607 1. с.
65. Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (Очерковые циклы в русской литературе 1840-1860х годов). Ярославль: Изд-во Ярослав, гос. пед.ин-та, 1975. - 162с.
66. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 360 с.
67. Левитан Л.С. Сюжет и композиция рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». // Вопросы сюжетосложения. Сб. статей. Выпуск4. Сюжет и композиция. Изд-во «Звайгне». Рига, 1976. - С. 33-42.
68. Левитан Л.С. Финал как элемент сюжетно-композиционной системы // Сюжет и художественная система: Межвуз. сб-к науч. труд. Даугавпилс: Изд-во Даугавпилс. пед. ин-та, 1983. - С. 33-48.
69. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет и идея. Рига: Звайгне, 1973. - 277с.
70. Литературный энциклопедический словарь. Под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., «Советская энциклопедия», 1987.
71. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, 1968, № 8, С. 74-87.
72. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера - история. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 464 с.
73. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 352с.
74. Лотман «Л .М. Комментарии к повести «Ася». И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. М. Л., «Наука», 1964, т. VII.
75. Лотман Ю.М. Об искусстве. С.-Петербург: «Искусство - СПБ», 2000. -704с., ил.
76. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Уч. зап. Тартуского ГУ Труды по русской и славянской филологии. XI. Литературоведение. Вып. 202. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1968. - С. 5-50.
77. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384с.
78. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. С.-Петербург, НИИ химии СпбГУ, 1999. - 281с.
79. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы) Л., Изд-во ЛГУ, 1982. - 208 с.
80. Маркович В.М. Роман Тургенева «Рудин» и традиции натуральной школы. // Русская литература, 1981, № 2. С. 108-130.
81. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., Изд-во ЛГУ, 1975. -152 с.
82. Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, Ле-нингр. отд-е, 1974. - С. 122-172.
83. Мовнина Н.С. Идеальный топос русской поэзии конца XVIII начала XIX века // Русская литература, 2000, № 3. - С. 134-147.
84. Ю.Мовнина Н.С. Поэтика тургеневской повести 1850-х годов: К проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе. Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. С. -Петербург, 2000. - 22с.
85. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. 199 1. с.
86. Мостовская H.H. Memento mori у Тургенева и Некрасова // Русская литература, 2000, № 3. С. 149-155.
87. Мотылева Т.Л. О времени и пространстве в современном зарубежном романе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, Ле-нингр. отд-е., 1974. - С. 186-200.
88. Мотылева Т.Л. Роман свободная форма. - М.: Сов. писатель, 1982. - 399 с.
89. Муратов А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 годов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-182с.
90. Муратов А.Б. Тургенев новеллист (1870-1880-е годы). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-119 с.
91. Назарова Л.Н. Тургенев и русская литература конца XIX -начала XX в. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 201 с.
92. Недзвецкий В.А. Любовь крест - долг //Изв. Рос. А.Н. Сер. лит. и яз. -1996.-Т. 55, №2.-С. 17-27.
93. Недзвецкий В.А., Пустовойт П.Г., Полтавец Е.Ю. И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1998.-122с.
94. Нигматуллина Ю.Г. О характере психологического конфликта в повести -воспоминании И.С. Тургенева 60-70-х годов. // Учен, записки Казанского университета, 1963, кн.8. С.93-117.
95. Новикова Е.Г. Повести и рассказы И.С. Тургенева второй половины 60-х начала 80-х годов в ряду «малой прозы» писателя (к постановке проблемы жанра) // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1979, Вып. 6. - С. 70-82.
96. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Проблемы и суждения. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1976. - 196 с.
97. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. -М.: «Наука», 1973.-104 с.
98. Осьмакова J1.H. «Таинственные» повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественно-научных открытий второй половины 19 века. Филологические науки, 1984, № 1. - С. 9-14.
99. Петрова J1.M. О сказовой форме повествователя в «Записках охотника» И.С. Тургенева // И.С. Тургенев. Вопросы мировоззрения и творчества. -Элиста, 1986. С. 29-42.
100. Полякова Л.И. Повести И.С. Тургенева 70-х годов. Киев: Наук, думка, 1983.- 191 с.
101. Попов К.Г. Художественное мастерство И.С. Тургенева. По повести «Первая любовь» // Русский язык в национальной школе, 1989, № 8. С. 2932.
102. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики.: Сборник статей, М.: Изд-воМГУ, 1983.-336 с.
103. Проскурина Ю.М. Повествователь в «Губернских очерках» М.Е. Салтыкова // Проблема автора в русской литературе 19-20 в.в. Межвузовский сборник. Ижевск. Удмурдский государственный университет, 1978. - С. 4049.
104. Пудожгорский В.Н. Рассказ и автор: (Принципы раскрытия авторской позиции в современном советском рассказе). Учеб. пособие к спецкурсу. Вологда, 1985. - 52 с.
105. Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки русской культуры, 2000. - 864с.
106. Пустовойт П.Г. Жизненная основа тургеневских женских образов. // Русский язык в национальной школе, 1985, № 4. С. 35-39.
107. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев художник слова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. -301 2. с.
108. Пушкарева JI.C. Предметно-бытовая деталь в ранней прозе А.Н. Толстого // Проблемы изображения материального мира в художественной прозе. Межвуз. сборник научных трудов. Сыктывкар, Сыктывкарский университет, 1989. - С. 67-78.
109. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Под ред. Б.С. Мейлаха. JL: Наука. Ленингр. отд-е, 1973. - 365с.
110. Салим А. Тургенев как художник-философ. // Вопросы литературы, 1982, №4.-С. 56-78.
111. Сарбаш JT.H. Изучение поэтики романов И.С Тургенева 50-х 60-х годов. -Чебоксары, 1988.
112. Сарбаш Л.Н. Типология повествования в прозе И.С. Тургенева: Конспект лекции по спецкурсу. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993. - 28с.
113. Сарбаш Л.Н. Эпилог романов И.С. Тургенева 50-60-х годов. Науч. докл. высш. школы. Филологические науки, 1979, № 5. - С. 24-29.
114. Сарбаш Л.Н. Предыстория героя в романах И.С. Тургенева как способ организации повествования. Науч. докл. высш. школы. Филологические науки, 1987, № 1.-С. 63-66.
115. Свительский В.А. Об изучении авторской оценки в произведениях реалистической прозы. // Проблема автора в русской литературе 19-20 в.в. Межвузовский сборник. Ижевск. Удмурдский государственный университет, 1978.-С. 3-13.
116. Свительский В.А. Композиция как одно из средств выражения авторской оценки в произведениях Достоевского. // Достоевский. Материалы и исследования. Т.2. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1976. - С. 11-18.
117. Синенко В.С. О повести наших дней. М.: «Знание», 1971. - 48 с.
118. Скобелев В.П. Поэтика рассказа Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. - 155с.
119. Скобелев В.П. «Системно-субъектный метод» в трудах Б.О. Кормана. Его значение для изучения теории и истории литературы // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск. Изд-во Удмурд. ун-та, 1990. - С. 3-5.
120. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. Под ред. В.Я. Пет-рухина. М.: Эллис Лак, 1995. - 413с.
121. Соболевская С.И. Формирование жанра психологической повести в творчестве Тургенева 50-х г. // Проблемы литературных жанров, Томск, 1972, -С. 15-27.
122. Старикова В.А. Гаршин и Чехов (проблема художественной детали). Ав-тореф.дисс. . кандидата филологических наук. М., 1981. - 17с.
123. Степанова К.П. Поэтика описания (русская художественная проза 18301840 годов). Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. Л., 1975.-20с.
124. Степанян К.А. К истории повествовательных форм (на материале произведений Ф.М. Достоевского и У. Фолкнера) // Контекст. 1985: Литературно-теоретические исследования. -М.: Наука, 1986. С. 74-102.
125. Тиме Г.Л. Заклятье гетеанства (диалектика субъективного и объективного в творческом сознании Тургенева) // Русская литература, 1992, № 1. С. 3042.
126. Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М.: Российск. гос. гу-манит. унт-т, 1998. 188 2. с.
127. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334с.
128. Тюпа В.И. Эстетическая функция художественного пространства // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс: Изд-во Даугав-пилс. пед. ин-та, 1990. - С. 9-10.
129. Тюхова Е.В. Тургенев Достоевский - Чехов: проблемы изучения творческих связей писателей: Учеб. пособие к спецкурсу / Орел. гос. пед. ин-т. -Орел, 1994.-83с.
130. Тюхова Е.В. Тургенев и Чехов: Принципы психологизма. Филологические записки. Вып. 14. - С. 54-64.
131. Улыбина О.Б. Деталь-лейтмотив в системе сюжетных связей (Повесть И.С. Тургенева «Часы»). // Вопросы сюжета и композиции в русской литературе. Межвузовский сборник. Горький, 1988. - С. 71-77.
132. Улыбина О.Б. Проблемы поэтики «таинственных повестей» И.С. Тургенева.: Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. Н.Новгород, 1996.-22 с.
133. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. - 218с.
134. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1982. -185с.
135. Утехин Н.П. Основные типы эпической прозы и проблема жанра повести (к постановке вопроса) // Русская литература, 1973, № 4. С. 86-103.
136. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., Лабиринт, 1997. -445с.
137. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1971. - 293с.
138. Фуксон Л.Ю. Проблемы интерпретации и ценностная природа литературного произведения. Автореферат дисс. . доктора филологических наук. -Екатеринбург, 2000. 35 с.
139. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. - 398с.
140. Халфина H.H. Культурно-исторический пейзаж у И.С. Тургенева // На-учн. докл. высш. шк. Филологические науки. - 1987 - № 2. - С. 74-76.
141. Халфина H.H. Реальное историческое время и хронология произведения (уточнение к поэтике времени у Тургенева) // Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева. Межвузовск. научн. конфер., Тезисы, доклады и сообщения. - Орел, 1993. - С. 43-44.
142. Халфина H.H. Художественное воплощение XVIII в. в творчестве И.С. Тургенева.: Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. М., 1987.-23 с.
143. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1975. - 408с.
144. Цейтлин А.Г. И.С. Тургенев. М., Изд-во «Знание», 1958. - 40 с.
145. Цилевич Л.М. Об аспектах исследования сюжета. // Вопросы сюжетосло-жения. Сб. статей. Выпуск 5., Изд-во «Звайгне». Рига, 1978. - С. 3-10.
146. Цилевич Л.М. О многоплановости чеховского сюжета. // Вопросы сюже-тосложения. Сб. статей. Выпуск 4. Сюжет и композиция. Изд-во «Звайгне», -Рига, 1976. С. 47-62.
147. Цилевич Л.М. О соотношении персонажей и повествователя в сюжете чеховского рассказа. // Проблема автора в русской литературе 19-20 в.в.
148. Межвузовский сборник. Ижевск, Удмурдский государственный университет, 1978. - С. 74-83.
149. Цилевич JI.M. О проблеме сюжетно-композиционного единства // Сюже-тосложение в русской литературе. Даугавпилс: Изд-во Даугавпилс. пед. ин-та, 1980.-С. 3-24.
150. Цилевич JIM. Сюжет и слово в чеховском рассказе. // Вопросы сюжетос-ложения. Сб. статей. Выпуск 4. Сюжет и композиция. Изд-во «Звайгне». -Рига, 1976. С. 63-70.
151. Цилевич JI.M. Сюжетность как литературоведческая категория // Сюжет и художественная система: Межвуз. сб-к науч. труд. Даугавпилс: Изд-во Даугавпилс. пед. ин-та, 1983. - С. 3-10.
152. Цилевич JI.M. Сюжет чеховского рассказа. «Звайгне». - Рига, 1976. -238с.
153. Черевацкая Б.В. Лирические отступления как стилистический прием выражения позиции автора: Автореф. дисс. . кандидата филологических наук. -Воронеж, 1989.- 18с.
154. Чередниченко В.И. Художественная специфика временных отношений в литературном произведении // Контекст. 1987: Литературно-теоретические исследования. -М.: Наука, 1988. С. 140-174.
155. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 192 с.
156. Чернов Н. Повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» и ее реальные источники. // Вопросы литературы, 1973. № 9. С. 225-242.
157. Чичерин A.B. Идеи и стиль. М., «Советский писатель», 1968. - 376с.
158. Чичерин A.B. Ритм образа. Стилистические проблемы. М., «Сов. писатель». - 1973. - 280с.
159. Чичерин А. Тургеневское слово. // Октябрь, 1983. № 10. С. 198-201.
160. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика (Повествование предметный мир - сюжет) // И.С. Тургенев в современном мире. - М.: Наука, 1987. -С. 240-267.
161. Чудаков А.П. Слово вещь - мир: От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. - М.: Советский писатель, 1992. - 317с.
162. Чудаков А.П. Предметный мир литературы (К проблемам категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М.: «Наука», 1986. С. 251-292.
163. Чудаков А.П. Чужое слово в авторском повествовании. // Образцы изучения текста художественного произведения в трудах отечественных литературоведов. Вып. I. Эпическое произведение. Ижевск, 1995. - С. 143-146.
164. Шайкина И.П. Статус повествователя в романе И.С. Тургенева «Дым» // Филологический поиск Волгоград, 1993. - Вып. 1. - С. 128-137.
165. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. М., «Просвещение», 1969.-328 с.
166. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М.: Наука, 1979. -312 с.
167. Шатин Ю.В. К проблеме межтекстовой целостности (на материале произведений Л.Н. Толстого 900-х гг.). // Природа художественного целого и литературный процесс. Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1980.-С. 45-56.
168. Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М.: Сов. писатель, 1961. - 667с.
169. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. - 383с.190
170. Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй половины XVIII нач. XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Кн. палата, 1988. - 400с.
171. Эсалнек А .Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 185 с.
172. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX в. в. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 448с.
173. Ярмоленко A.B. Роль речи в отражении пространственных представлений // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 69-71.
174. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. - 460с.1. Приложена©
175. Чудаков А.П. Слово вещь - мир. . - С. 92-93.3 Там же. С. 85.
176. Итак, перед нами не просто воспоминание, переданное от лица героя-рассказчика. К его сольной партии постоянно примыкают голоса других персонажей и автора, пусть и не столь ясно ощутимые в общем речевом потоке.