автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Типология "жизненных миров" в романе И. А. Гончарова "Обломов"

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Иванникова, Наталья Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Елец
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Типология "жизненных миров" в романе И. А. Гончарова "Обломов"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Иванникова, Наталья Дмитриевна

Введение

Глава I. Типы "жизненных миров", изображенных в романе

И.А.Гончарова "Обломов".

§ 1. Тип внешне легкого внутренне простого жизненного мира в "петербургской" (гости Обломова) и идиллической" (Захар) вариациях.

§ 2. Тип внешне легкого внутренне сложного жизненного мира Ильи Ильича Обломова.

Глава II. Пространственное преломление "жизненных миров" в романе И.А.Гончарова "Обломов".

§ 1. Художественная концепция идиллической жизни русской провинции в романе И.А.Гончарова "Обломов".

§2. Петербург Гончарова.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Иванникова, Наталья Дмитриевна

К судьбе художественного наследия И. А. Гончарова полностью приложимо такое замечание М.М. Бахтина: по прохождении лет "великие произведения. как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания".1

Роман И. А. Гончарова "Обломов", являясь предметом постоянного внимания современной филологической науки, на сегодняшний день считается наиболее изучаемым произведением писателя.

Его исследование началось уже в прошлом веке на фоне не затухавшей в течение нескольких десятилетий полемики вокруг этого рома-на2.

Споры о романе продолжаются и сейчас: как классическое произведение, "Обломов" сам, в силу собственной художественной природы, постоянно провоцирует читателя и исследователя открывать для себя все новые и новые присущие ему смыслы, определяет возможность новых, до сих пор не выявленных интерпретаций, потенциально заложенных в нем самом и лишь ожидающих "своего времени", чтобы стать внятными нашему сознанию.

И вместе с тем в трактовке романа на протяжении десятилетий отчетливо проявилось "небрежение" самим его существом.

1 Бахтин М. М. Смелее пользоваться возможностями // Новый мир. -1970.-№ 11.-С. 239.

См.: Добролюбов H.A. Что такое обломовщина? // Роман И.А.Гончарова в русской критике. -Д., 1991; Дружинин A.B. "Обломов". Роман И.А. Гончарова. Два тома. -СПБ., 1859 // Роман И.А.Гончарова "Обломов в русской критике". —Л., 1991; Писарев Д.И. "Обломов". Роман И.А.Гончарова // Роман И.А.Гончарова "Обломов" в русской критике. —Л., 1991. Герцен А.И. Лишние люди и желчевики // Роман И.А.Гончарова "Обломов" в русской критикее. -Д., 1991. Милюков А.П. Русская апатия и немецкая деятельность ("Обломов", роман Гончарова) // Роман И.А.Гончарова "Обломов" в русской критикее. -Д., 1991. Мережковский Д.С. Гончаров // Роман И.А.Гончарова "Обломов" в русской критикее. -Д., 1991.

Гончаров предельно детерминировал характер и судьбу главного героя - Ильи Ильича Обломова. Н.А. Добролюбов, разбирая роман, предельно усугубил зависимость характера Обломова от социального происхождения и воспитания, то есть от внешних обстоятельств формирования индивидуальности.

В советское время научное освоение этого романа И.А.Гончарова шло с обязательным использованием высказываний о Гончарове и его романе революционно-демократической критики.

В результате "добролюбовского" прочтения на многие десятилетия образ главного героя был сводим только лишь к обломовщине. Гон-чароведы, следовавшие, в основном, за Добролюбовым, обсуждали только социальную природу обломовщины. Авторитет революционно-демократической критики вставал на пути самостоятельной трактовки.

В 60 - 70-е годы XX века появились новые работы на пике возросшего интереса к творчеству романиста. Многие труды, несмотря на обстоятельность и научную добросовестность их авторов, носили характер предварительного исследования. В это же время в отечественном литературоведении было сделано несколько попыток провести целостный анализ творчества писателя (А.Г. Цейтлин, Н.И. Пруцков, Е.А. Красно-щекова).

Вместе с тем, очевидно, что, несмотря на бесспорную основательность и плодотворность достигнутых этими авторами результатов в процессе осмысления романа, многие проблемы еще требовали своего разрешения.

Укрепившаяся на многие годы в гончароведении своеобразная тенденция - осмысление творчества писателя через призму социальных идей, приводившая к усечению и утрачиванию полноты смысла романа, начинает расшатываться.

Как точно отметила известный гончаровед Е. Краснощекова, "под видимостью благополучного спокойствия в науке о Гончарове скрывался застой: работы о романисте на русском языке гласно и негласно исходили из приятия его творчества как бытописательского, отчужденного от вечных проблем бытия. Так что в 1970 году в своей книге об "Обло-мове" я готова была признать, что гончаровистика мало продвинулась вперед в сравнении с достижениями в исследованиях о других русских классиках. За четверть века многое изменилось и - особенно - в последние десятилетия. Гончаров, кажется, дождался своего часа: во всем мире он, наконец, был введен в круг великих авторов русской литературы".1

Началом современного этапа развития гончароведения следует считать 80-е годы, так как именно в это время появились первые фундаментальные работы В.И. Мельника, Ю. М. Лощица, Л.С. Гейро, В.А. Недзвецкого, наметились тенденции к изучению все более частных сторон творчества писателя, а соответственно, и более детальному исследованию его произведений.

В.И. Мельник в своих работах "Реализм Гончарова" (1985 г.), "Этический идеал Гончарова" (1991 г.) предпринял комплексный анализ произведений писателя. Он исследует особенности художественного метода романиста, философскую концепцию его романов, этический идеал писателя, особенности видения Гончаровым времени (эпохи) и человека в нем.

Е.А.Краснощекова рассматривает в своей монографии "Гончаров. Мир творчества" художественное наследие писателя как целостный мир, созданный по единому авторскому сверхзамыслу - проникнуть в самую суть феномена взросления (или невзросления) человека в "школе жизни". Своеобразие художественного мира Гончарова раскрывается в сопоставлениях с произведениями его предшественников (Руссо, Гете, Карамзина) и современников (Гоголя, Герцена, Тургенева, Толстого).

Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. - СПб., 1997. с. 441-442.

В.А.Недзвецкий впервые поднял тему "Гончаров и русская философия любви". Исследователь акцентирует внимание в своих работах: "Гончаров-романист и художник" (1992 г.), "Романы Гончарова: в помощь преподавателям и абитуриентам" (1996 г.) на проблеме "взросления" человека, проходящего "претрудную школу любви", на множестве вариаций изображения любовного чувства (влечения) под пером писателя.

М.В.Отрадин в монографии "Проза Гончарова в литературном контексте" (1994 г.) рассматривает произведения писателя с учетом своеобразия жанровой системы, поэтики и художественного метода в контексте предшествующей и современной Гончарову русской и западноевропейской литературы. Несомненным достоинством работы является привлечение широкого литературного контекста (о чем говорит само название) для прочтения философской концепции романа.

Дополнительным стимулом к всестороннему исследованию творчества И.А.Гончарова послужило проведение Гончаровских конференций, приуроченных к 100-летию со дня смерти и 180-летию со дня рождения писателя, и издание материалов этих научных форумов. Вероятно, актуализацию интереса к творчеству Гончарова можно объяснить сходной ситуацией смены исторических эпох, и, соответственно, жизненных идеалов.

Появление в последние два десятилетия монографических исследований1, выход в серии "Литературные памятники" романа И.А. Гончарова "Обломов", научно подготовленного Л.С. Гейро, защита

1 См., напр.: Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. - СПб., 1997; Лощиц Ю.М. Гончаров. - М., 1977; Мельник В.И. 1) Реализм Гончарова. - Владивосток, 1985; 2) Этический идеал Гончарова. - Киев, 1991; Отрадин М.В. Проза И.А.Гончарова в литературном контексте. -СПб., 1994; Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А.Гончарова "Обломов". - СПб., 1996; Постнов О.Г. Эстетика Гончарова. - Новосибирск, 1997. диссертаций по творчеству Гончарова - свидетельство все возрастающего и неутихающего интереса к наследию этого выдающегося писателя.

Как любое классическое произведение, аккумулирующее в себе множество смыслов, роман И.А. Гончарова "Обломов" открыт многочисленным интерпретациям. Мы в своей работе попытаемся прочесть это произведение под углом зрения психологии человеческой личности, исследуя приемы и средства психологического анализа, выявляя тяготение героев гончаровского романа к определенному типу "жизненного мира", и "геокультурологии литературного творчества" (В. Щукин), рассматривая категории "провинция" и "столица" в художественном сознании романиста.

На наш взгляд, этот подход интересен и продуктивен, так как позволяет постичь гончаровское видение мира, выделить его основные аспекты. Гончаров - не мифотворец, а исследователь, летописец, а если точнее, бытописец. В то же время созданные им в романе образы образуют единую цепь сверхобразов, обретающих в контексте всего творчества символическое значение.

Предметом исследования в диссертации является типология "жизненных миров" в романе И.А.Гончарова "Обломов". Мы ввели в терминологический аппарат нашего исследования понятие "жизненный мир", заимствовав его из разработок ученых-психологов (К. Левина, А.Н.Леонтьева, Ф.Е.Василюка) и наполнив его новым содержанием.

Жизненная философия героя, его мироощущение и мировосприятие ложатся в основу его жизненного мира. Жизненный мир - это жизненное пространство героя, это круг вопросов, которые его волнуют, система идей, которые он исповедует, нравственные принципы, становящиеся "нормой" его поведения, а также среда, создающая благоприятное, комфортное психологическое пространство для его жизнедеятельности. Таким образом, в данном понятии как бы совмещаются, перекрещиваясь, психология героя, социальная и психологическая среда, пространственные локусы, мировоззрение героя. Жизненный мир включает в себя и мотивы человеческой деятельности, а потому, собственно говоря, является едва ли не единственным побудителем и источником содержания обитающего в нем человека.

Человек - существо социальное, привыкшее адаптироваться к внешней вещной жизни, устремляться вверх, к божественным тайнам бытия, привыкший прятать свой хрупкий и зыбкий внутренний мир от соприкосновения с пошлой действительностью под личиной масок, чуждых ему социальных и психологических ролей. Личность любого человека соткана из множества противоречивых и порой даже несовпадающих "я": жизнь внешняя может не совпадать с жизнью внутренней, человек внешний с человеком внутренним.

Человек внешний" - это материальная оболочка человека, жизнь как следование по горизонтальной шкале жизненных ценностей, круг внешних интересов, внешних поступков - жизнь внешняя. "Человек внутренний" - это прежде всего жизнь вечно живой и нетленной души: работа сердца, трепет души; постижение себя и попытки разгадать тайну человеческой сущности, устремленность ввысь, вертикальная апология человеческой жизни.

Человек внешний" - это то, кем человек кажется или представляется в обыденной жизни. "Человек внутренний" - это то, кем он является в идеальном мире - мире грез и мечтаний, мире души.

Жизненный мир в соответствии с этим имеет внешний и внутренний аспекты, так как является показателем человеческой жизни как таковой, как единство ее духовных устремлений и материальных соотношений. Внешний и внутренний аспекты человеческого бытия могут быть обозначены соответственно как внешний и внутренний мир.1 А

При выделении аспектов "жизненных миров" мы идем вслед за Ф. Е. Василюком. См.: Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-воМГУ, 1976.

Внешний мир может быть легким либо трудным. Легким внешний мир человека считается, если во внешней жизни на его пути не встречается никаких преград; трудным, если имеются препятствия (преграды) для достижения своих потребностей.

Под внутренним аспектом жизненного мира подразумевается строение жизни. Внутреннйй мир может быть простым или сложным. Простота/сложность внутреннего мира зависят от богатства (заполненности) духовного мира личности. Чем цельнее и незауряднее человек как личность, тем сложнее его внутренний мир.

И.А.Гончаров в "Обломове" создает целую вереницу человеческих типов, галерею человеческих сознаний. Каждый герой романа - носитель своеобразного жизненного мира, сложившаяся, устоявшаяся личность с уже сформировавшимся мировоззрением, имеющая четко выраженную линию ("норму") жизненного поведения, сознательно делающая свой выбор в системе жизненных ценностей. Поэтому можно утверждать, что на страницах своего самого знаменитого и самого загадочного романа Гончаров, запечатлевая неповторимость каждого героя, создает предпосылки к созданию типологии жизненных миров.

При этом каждый из выведенных персонажей в той или иной степени, с одной или другой стороны углубляет образ главного героя романа - Ильи Ильича Обломова и как бы отражается в нем, становясь либо его антиподом, либо знаком одной из черт его натуры, его представлений и убеждений.

Это интересно также и тем, что подготавливает почву для дальнейшего анализа романа, ибо, углубляя и уточняя звучание реального сюжетного и образного ряда, возникает ряд символический. Единение Захара и Обломова, внешне вовлеченное в самую реалистическую форму, сюжетно возводится на уровень символа: в нем кристаллизуются все данные прежде героям характеристики, отливаясь в цельные образы-символы, содержащие ответ на поставленные вопросы и программирующие тот итог, к которому неизбежно придут герои, - идеальный, с точки зрения Захара и Обломова, мир - это мир Обломовки, мир дома и покоя.

Роман И.А. Гончарова, как мы уже отмечали, является наиболее изученным из всего творческого наследия писателя, однако можно утверждать, что многое в нем продолжает оставаться непрочитанным, нераскрытым, а некоторые прежние оценки мотивации поведения героев требуют уточнения или пересмотра. Современный взгляд на "Обломова", свободный от былого социологизма, позволяет увидеть в романе новые общечеловеческие идеи, намеки на еще не отмечавшиеся смыслы.

Во множестве исследований, посвященных творчеству

И.А. Гончарова, как в XIX веке, так и в наше время, анализировались особенности психологического рисунка романиста, средства создания психологического облика персонажей, способы мотивации их поведения.

Однако работ, специально посвященных изучению типологии "жизненных миров" в романе И.А. Гончарова "Обломов", до настоящего времени нет. Эта страница гончароведения приоткрыта в работах А.А.Фаустова, В.И.Мельника, М.В.Отрадина, Е.А. Краснощековой, которые лишь указали на перспективность прочтения романа "Обломов" через призму "жизненных миров". Данное диссертационное исследование - попытка восполнить этот пробел: в работе решается одна из наиболее актуальных проблем современного гончароведения - проблема "мотивации поведения романных героев" в художественном мире И.А.Гончарова.

Актуальность исследования состоит в том, что выделение типов "жизненных миров", а также рассмотрение своеобразного "жизненного мира" столицы и провинции дает возможность выявить существенные принципы поэтики романа, до сих пор скрывавшиеся от исследовательского взгляда, и через них постичь художественный мир И.А.Гончарова, способы воплощения в конкретные художественные образы круга тех идей, которые волновали художника. Содержащиеся в работе положения позволяют внести определенные уточнения в сложившиеся представления о художественном мире романа.

Актуальность исследованию придает и тот факт, что нынешнему читателю, живущему в "кризисное" время перехода из одной эпохи в другую, неожиданно открываются в "Обломове" общечеловеческие ценности: в эпоху постмодернизма идея цельности человека, сохранения себя в себе, незыблемости дома и семьи оказываются востребованными.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые осуществлено целостное рассмотрение проблемы «"Типология "жизненных миров" в романе И. А. Гончарова "Обломов"», а также в самой постановке проблемы соотношения "столица-провинция" в художественном сознании романиста. Предпринимается анализ гончаровского текста с учетом функционирования в структуре романа "Обломов" элементов идиллии, идиллической концепции бытия в обрисовке мира русской провинции, в которую романист включает и петербургский локус -Выборгскую сторону.

Научная новизна также связана с происходящим в современном отечественном литературоведении поиском новых аналитических и интерпретационных методик, с разработкой новых способов анализа литературно-художественного текста. Работа раскрывает новые аспекты постижения мотивики поведения героев гончаровского романа.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании особенностей обрисовки писателем психологического облика персонажей, соотнесении действующих лиц романа с характерными чертами определенного типа "жизненного мира" и выделении закономерностей появления именно такого типа героя. В художественном произведении существует мощное смысловое притяжение между пространственно-предметными и собственно семантическими полями и теми или другими героями. Поэтому в процессе анализа произведения есть возможность проникнуть в структуру "жизненного мира" героя, а в конечном счете, и автора.

С учетом цели диссертации ставятся следующие задачи:

- предложить типологию "жизненных миров" гончаровского романа;

- выявить общие черты психологического облика, жизненной философии персонажей, относящихся к одному типу "жизненного мира";

- рассмотреть особенности обрисовки романистом мира столицы и мира провинции, выделить основные структурообразующие элементы этих миров;

- определить комплекс мотивов, помогающих раскрыть внутренний облик Обломова и философскую концепцию романа;

- выявить особенности сочетания реального/ирреального, сознательного/бессознательного в поэтике романа;

- рассмотреть функции идиллии в структуре романа "Обломов";

- обосновать необходимость включения гончаровского видения Петербурга в "Петербургский текст русской литературы";

- показать неоднородность столичного Петербурга Гончарова.

Положения, выносимые на защиту.

1. Построение типологии "жизненных миров" героев романа И.А.Гончарова "Обломов" позволяет по-новому осознать мотивацию их сюжетного поведения, обогатить представления о психологизме Гончарова-романиста, выделить комплекс семантических мотивов, существенно важных для понимания философской концепции произведения.

2. В структуре романа функциональное значение имеют идиллические мотивы. Своего максимального смыслового уплотнения они достигают в идиллической концепции бытия, воплощенной в художественном мире провинции и прежде всего в изображении Обломовки.

3. Отношение к миру и людям у "обломовского" человека во многом определяется его чувством дома, семьи, покоя. Это объясняет исторически и этически отчужденное сюжетное поведение главного героя.

4. Петербург выступает в романе как антипод мира русской провинции. Но сам Петербург Гончарова неоднороден. Романист показывает два облика Петербурга: Петербург столичный и Петербург провинциальный. Выборгская сторона напрочь лишена каких бы то ни было признаков столичной жизни, ее быт и нравы абсолютно провинциальны. Это позволяет обнаружить между нею и ее семантическим "двойником" - Обломовкой - признаки типологического сходства. Гончаровское видение Петербурга, таким образом, вступает в диалогическую полемику с суждениями о нем современных писателю русских романистов.

5. Гончаров своим романом подтверждает трагическую правду о "двоемирности" России, некогда открытую Пушкиным в "Евгении Онегине". Два уклада - европейский, петербургский и почвенный, обломовский - это именно два мира, в каждом из которых своя система ценностей и свои жизненные ориентиры. "Новый порядок" и "благодатный застой" никак не сообщаются друг с другом, разобщенность и несовместимость этих двух Россий очевидна, на взгляд писателя.

Теоретическое значение исследования состоит в осмыслении художественной модели мира Гончарова и в определении основных этических и философских аспектов этой модели.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в преподавании литературы в вузе, а также в практике школьного изучения русской литературы.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужил комплекс литературоведческих принципов, разработанных отечественными и зарубежными учеными: М.М. Бахтиным, Ю.М. Лотманом, В.Н.Топоровым, С.Ю. Неклюдовым, А.К. Жолковским, Ю.К. Щегловым, В.И. Тюпой, В.Е. Хализевым, А.К. Байбури-ным и рядом других исследователей. Важную роль в формировании концепции диссертации сыграло обращение к отдельным положениям работ отечественных и зарубежных гончароведов: О.Г.Постнова, Л.С. Гейро, В.А. Недзвецкого, В.Г. Одинокова, Е.М. Таборисской, В.И. Мельника, А.А.Фаустова, М.В. Отрадина, Е.А. Краснощековой, П. Тиргена и других.

В выборе подходов к исследованию особенностей функционирования отдельных мотивов в романе И. А. Гончарова "Обломов" мы учитывали результаты работ С.Ю. Неклюдова, В.М. Марковича и В.Ш. Кривоноса.

Предметом диссертационного исследования является роман И.А.Гончарова "Обломов", изучение которого ведется без широкого привлечения литературного контекста, с позиций имманентного анализа художественного текста. Подобная установка позволяет выявить авторскую концепцию действительности и максимально приблизиться к постижению гончаровского текста, хотя такой избирательный подход имеет свои очевидные плюсы и минусы.

Методы исследования базируются на принципах целостного анализа произведения, в фокусе которого поэтика в сочетании с разными видами историко-функционального и психологического подходов. Исследование включает элементы системно-целостного, мифопоэтическо-го, интерпретационного методов, мотивного анализа. В зависимости от характера исследуемого материала в отдельных главах преобладает тот или иной метод исследования.

Апробация работы. Основное содержание диссертации было изложено на заседаниях кафедры русской литературы ЕГУ им. И.А. Бунина, научно-практических конференциях ЕГУ (1998, 1999, 2000, 2001 гг.), научном семинаре ЕГУ "Тема провинции в русской классической литературе" (Елец, 1999), межвузовских конференциях "Русская класси

15 ка: проблемы интерпретации" в Липецке (1997, 1999 гг.), международной научной конференции "Русская литература: национальное развитие и региональные особенности" в Екатеринбурге (1998 г.), межрегиональной научной конференции "Наследие А.С.Пушкина в контексте современной эпохи" в Воронеже (1999 г.). По теме исследования опубликовано пять работ.

Структура диссертации подчинена логике поставленных научных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Библиография включает 202 наименования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Типология "жизненных миров" в романе И. А. Гончарова "Обломов""

Заключение

В результате проведенного исследования было установлено, что Гончаров, запечатлевая неповторимый психологический облик каждого персонажа, обрисовал целые человеческие типы. Так намечается самим романистом, своеобразием его художественного стиля и манерой письма, перспектива изучения романа "Обломов", интерпретации его центральных коллизий, через сознание типологии "жизненных миров", представленных в нем человеческих типов.

Нами было выделено два типа жизненных миров, характеризующих жизненные устои и мотивы поведения "людей идиллии": внешне легкий внутренне простой жизненный мир и внешне легкий внутренне сложный жизненный мир. Типы жизненных миров характеризуются по степени их усложнения.

Основанием для построения внешне легкого внутренне простого жизненного мира являются принцип неизменности, приводящий к внутренней статике героя, а также единственный мотив, становящийся основой жизненной философии и жизненного поведения.

Жизненный мир Захара вписывается в рамки внешне легкого внутренне простого жизненного мира. Принцип неизменности распространяется на всю жизнь Захара: он пытается как внешне (костюм, внешний облик), так и внутренне (философия жизни) сохранить все по вывезенному из Обломовки образцу.

Точка пространства, в которой локализуется весь смысл существования Захара, - родная Обломовка. Счастливая жизнь, на взгляд Захара, - обломовская, идеальное существование - жизнь в Обломовке, идеальный человек - обломовец.

Жизненный мир Обломова - это внутренне сложный и внешне простой "жизненный мир". Вся жизнедеятельность во внутренне сложном и внешне легком мире, по существу, сведена к работе сознания. А сознание, в свою очередь, наполовину сведено к выбору.

Ищет и не находит "норму" жизни в современном ему обществе Илья Ильич Обломов. "Свое" делается заметнее и значимее, отражаясь в зеркале "чужого". Увидев и познав "чужую" жизнь, отказавшись от нее, изменив службе и обществу, герой начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом" [4, 65].

Построение подобной типологии жизненных миров героев романа И.А. Гончарова "Обломов", тяготеющих к идиллическому жизнеустройству, помогает по-новому взглянуть на мотивацию их поведения, оценить психологическую убедительность Гончарова-романиста, выделить комплекс мотивов, существенно важных для раскрытия философской концепции романа (мотив клада, мотив угасания, мотив дома, мотив семьи, мотив сна/покоя).

В контексте идиллической традиции в русской литературе XIX века роман Гончарова "Обломов", несомненно, занимает особое место: он представляет необычайно богатый и разнообразный материал для осмысления проблемы сюжетного воплощения идиллии. Роман Гончарова объединяет в себе несколько сюжетных линий, в каждой из которых реализуется тот или иной аспект основной идиллической оппозиции. Прочитанный под таким углом зрения, "Обломов" предстает как система целого ряда вариантов "идиллического сюжета".

Анализ романа Гончарова в аспекте изучаемой проблемы обнаруживает, что в каждом из вариантов воплощения идиллической темы (жизнь Обломовки - задушевная мечта Ильи Ильича - Выборгская сторона - жизнь Штольцев в Крыму) концепция идиллической жизни оказывается не в состоянии "утвердить" себя, а жизнь - отстоять свою безотносительную, безусловную ценность и истинность.

Вместе с тем, очевидно, что постоянное возобновление идиллической темы в романе, настойчивые попытки идиллии осуществиться свидетельствуют о том, что сама жизнь (эстетическим аналогом которой и стремится стать романный мир), не сводясь к опыту идиллического существования, тем не менее учитывает его и нуждается в нем.

В мире Обломовки идиллическая концепция бытия воплотилась в максимально "чистом" виде. Обломовцы - люди идиллии. Пространственная отъединенность, замкнутость на себе, бессобытийность жизни Обломовки противопоставляют ее всему Миру. "Человек идиллии" отношение к миру и людям во многом определяет чувством семьи, дома, покоя. Оно сильно в Илье Ильиче Обломове и резко диссонирует с нормами петербургской жизни. В петербургской действительности Обломов как "дитя идиллии" требует постоянного ухода, повсюду ищет семейное начало, сохраняет "верное и чистое" сердце. Бессознательное предпочтение обломовцами традиций - это своеобразная ограда себя от любых перемен, попытка защитить столь любимый "человеком идиллии" покой. Даже тема смерти, поданная в романе в идиллическом ключе, утрачивает трагический смысл: она вводится без смущения и горечи, оборачиваясь мыслью о конечности человеческого бытия.

Петербург показан в романе Гончарова "Обломов" как воплощение антиидиллии, его жизнь - развенчивание несостоятельности усадебного идиллического существования.

Мир столицы и мир провинции выступают в романе как миры-антагонисты. Гончаров использует в своем романе традиционный для "натуральной школы" конфликт, определяемый формулой: "провинциал в столице", а в целом весь роман строится на антитезе "столица - провинция", предполагающей в себе своеобразные подтемы: "большое пространство - малое", "движение - неподвижность", "патриархальность -буржуазность", "старое - новое".

Мир провинции выступает в романе в полновесной, зрительно ощутимой предметной образности. Бытовые картины провинциальной жизни становятся основой повествования. Мир столицы лишен этой предметной ощутимости, он только лишь лапидарно намечен.

Гончаровский образ Петербурга обретает свои приметы в непростых пересечениях с опытом предшествующей литературы. У Гончарова нет описаний безумия и фантастики, как в прозе Гоголя и Достоевского, жизнь Петербурга выписана в чисто реалистических тонах и выглядит благоразумной и заурядной. Но внутри нее совершается неудержимый распад, он то и делает петербургскую жизнь (да и жизнь всей буржуазной России) обманной, лживой и призрачной. Бессмыслие, лживость и призрачность у Гончарова следуют из того, что внутри русской жизни гаснут, исчезают сердечность, простота, человечность, так свойственные жизни провинции.

Осмысление феномена Петербурга идет Гончаровым в духе "Петербургского текста русской литературы": Петербург Гончарова, призрачен и бездушен, нелюдимая холодность и человеческая разобщенность царят в его мире.

Петербург Гончарова лжив и призрачен своей деловой пошлостью. Он "раздробляет" человека (Волков, Пенкин, Судьбинский, Алексеев) или вовсе исподволь, тихо убивает его (Обломов). А потому не случайно, что герои гончаровского романа, обзаведясь домом и семьей, живут вне столичного, бездушного Петербурга (Ольга и Штольц в Крыму, Обломов и Агафья Матвеевна - на Выборгской стороне).

Мотив угасания (душевной деградации, смерти) придает собственно гончаровскую краску его "образу Петербурга".

Необычен образ гончаровского Петербурга и тем, что внутри этого столичного локуса романист обнаруживает идиллический элемент, пространство провинции в образе Выборгской стороны. Быт и нравы Выборгской стороны абсолютно провинциальны. Для создания облика Выборгской стороны романист использует приметы и образы типично провинциальной жизни, акцентирует внимание на ее бытовой стороне, отгороженности, отъединенности от петербургского мира, замкнутости. Мотив тишины и покоя при воссоздании колорита этого пространствен

139 ного образа был использован для создания впечатления о нетленности и вечной непоколебимости идеала обломовской жизни как воплощения и преломления чисто русского сознания, а потому к ней (ее темам и мотивам) Гончаров возвращается вновь и вновь.

В картинах жизни Обломовки, проходящих лейтмотивом через весь роман, сочетающих скрупулезные реалистические детали с почти символическими, постепенно проступает глубинный авторский замысел Гончарова: максимально расширить толкование образа усадьбы (провинции) до превращения ее в образ целой страны - России.

Символизация, таким образом, укрупняет масштаб осмысления изображаемого пласта в романе. Следует также подчеркнуть, что в конечном счете символизирующая тенденция не охватывает своим воздействием весь художественный мир "Обломова". Напряжение символизирующей тенденции может усиливаться (сон Обломова, сны Ольги) или ослабевать (картины быта в романе). Это, естественно, приводит к тому, что в гончаровском романе символический смысл оказывается отодвинутым на второй план, составляя в мире "Обломова" всегда отчасти потенциальную и потому подтекстовую реальность.

 

Список научной литературыИванникова, Наталья Дмитриевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1972.

2. Гончаров И.А. "Обломов" роман в четырех частях. - М.: Изд-во АН СССР, 1981.1. Тексты других авторов

3. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. -М.: Художественная литература, 1989.

4. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12 т. -М.: Правда, 1984. -Т.1. Научно-теоретическая и мемуарно-биографическая литература

5. Аверинцев С.С. Надежды и тревоги // Наше наследие, 1988.

6. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. -М.: Республика,1994.

7. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. -М.,1986.

8. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М.: Центр. Черноземн. кн. изд-во, 1996.

9. Алексеев А.О. Библиография Гончарова. Гончаров в печати. Печать о Гончарове. (1832-1964). -Л.: Наука, 1968.

10. Анненский И. Книги отражений. -М., 1979.

11. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. -Пг., 1922.

12. Анциферов Н.П. "Непостижимый город." -Л., 1991.

13. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. -М.,1986.

14. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. -М., 1995.

15. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л.: Наука, 1983.

16. Бак Д.П. Иван Гончаров в современных исследованиях // Новое литературное обозрение. -М, 1996. № 17.

17. Барт Г. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Издат. группа "Прогресс-Универс", 1994.

18. Бахтин М.М. Смелее пользоваться возможностями // Новый мир. 1970. -№11.

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М., 1975.

20. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Сов. Россия, 1979.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Наука,1979.

22. Бельская A.A. Тургенев и Гончаров: принципы изображения человека: Автореф. дис.канд. филол. наук. -М., 1993.

23. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. -Л., 1975.

24. Битюгова И.А. Роман И.А.Гончарова "Обломов" в художественном восприятии Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т.П.-Л., 1976.

25. Бочаров С.Г. О художественных мирах. — М: Сов. Россия, 1985.

26. Буланов A.M. Философско-этические искания в русской литературе второй половины XIX века // Ученые записки Волгоградского педагогического института.—Волгоград, 1991.

27. Буланов A.M. "Ум" и "сердце" в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве Гончарова, Достоевского, Толстого. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992.

28. Бухаркин П.Е. "Образ мира в слове явленный". Стилистические проблемы "Обломова" // От Пушкина до Белого. Проблемы поэтики русского реализма XIX-нач. XX века. СПб., 1992.

29. Василкж Ф.И. Психология переживания. -М.: Изд-во МГУ,1976.

30. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В.Сернец. -М.: Высш.шк., 1999.

31. Виролайнен М.Н. Миф и стиль ("Старосветские помещики" Гоголя) // Вопросы литературы. 1979. - № 4.

32. Виролайнен М.Н. "Миргород" Н.В. Гоголя. Автореф. дис. канд. фил. наук. -Л., 1980.

33. Волков И.Ф. Теория литературы. -М.: Просвещение, 1995.

34. Выготский Н.П. Психология искусства. -М.: Искусство, 1986.

35. Галкин Ю.А. Опыт анализа русской литературы XIX-XX вв. с точки зрения трансперсональной психологии // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. -Воронеж, 1994. -Вып.4.

36. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. -М.: Искусство, 1981.

37. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. -М.: Сов. писатель,1988.

38. Гейро Л.С. Комментарии // Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т.-М., 1980.-Т.6.

39. Гейро Л.С. История создания и публикации романа "Обломов" // И.А.Гончаров "Обломов". Роман в 4-х частях. -Л., 1987.

40. Гончаров И.А. Материалы юбилейной Гончаровской конференции 1987 года. -Ульяновск: Стрежень, 1992.4L Гончаровские чтения (1994, Ульяновск). -Ульяновск, 1995.

41. Гончаровские чтения (1997, Ульяновск). -Ульяновск, 1997.

42. Гузь H.A. Типология женских характеров в романах Гончарова.-М., 1984. Деп. 18986.

43. Гузь H.A. Типология характеров в романах Гончарова. Авто-реф. дис. канд. фил. наук. -М., 1985.

44. Денисова Э.И. Пушкинские цитаты и реминисценуии в "Обыкновенной истории" И.А.Гончарова // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. —19,90. -№2.

45. Дмитровская М.А. Семантика пространственной границы у А. Платонова// Филологические науки. -Воронеж. -1999. -№2.

46. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. -М: Наука, 1991.

47. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.

48. Евгеньев-Максимов В.Е. И.А.Гончаров. Жизнь, личность, творчество. -М., 1925.

49. Егоров И.В. Пространственно-временная структура эпического произведения // Цельность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.

50. Зайцева П.Б. Мир вещей и природы в творчестве И.А.Гончарова и А.П.Чехова // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе: Межвуз. сборник научных трудов. -Магнитогорск, 1994.

51. Захаркин В.Ф. Роман И.А. Гончарова "Обломов". -М.: Учпедгиз, 1963.

52. Зобов P.A., Мостепаненко А.П. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство, время. -Л.: Наука, 1971.

53. И. А. Гончаров. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников.-М., 1986.

54. Из истории русской культуры. Т.5. (XIX век). -М., 1996.

55. История русской литературы: В 4 т. -Л., 1981.

56. История русской литературы: В 4 т. / Под ред. К.Д. Муратовой. -Л.: Наука, 1983.

57. Каган М.С. Мир общения. -М., 1988.

58. Коган М. Москва Петербург - провинция: двустоличность России - ее историческая судьба и уникальный шанс // Российская провинция. -1993. -№1.

59. Каганов Г.З. Санкт-Петербург: образы пространства. —М.: Ин-дрик, 1995.

60. Кантор В.К. Русская эстетика и критика 40-50-ых годов XIX века. -М., 1982.

61. Кантор В.К. В поисках личности: опыт русской классики. -М.,1994.

62. Кантор В.К. Русская литература: желание и боязнь капитализма // Вопросы литературы. -М., 1995. -Вып.4.

63. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. -Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992.

64. Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров. -М.: Просвещение, 1993.

65. Котельников В.А. "Покой" в религиозно-философских и художественных контекстах // Русская литература. СПб., 1994. -№1.

66. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература.-СПб., 1994.

67. Краснощекова Е. "Обломов" И.А.Гончарова. -М.: Художественная литература. 1970.

68. Краснощекова Е. И.А.Гонсаров и русский романтизм 20-30-х годов // Известия Ан СССР. Серия литература и язык. 1975. -№34 (№4).

69. Краснощекова Е. Критическое наследие И.А.Гончарова // И.А.Гончаров-критик. -М., 1981.

70. Краснощекова Е. Национальная ментальность, прогресс и религия // Русская литература. -1992. -№3.

71. Краснощекова Е. "Фрегат «Паллада»": путешествие как жанр / (К.Н. Карамзин и И.А.Гончаров) // Русская литература. -1992. -№4.

72. Краснощекова Е. "Семейное счастье" в контексте русского "роман воспитания" // Русская литература. -1996. -№2.

73. Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. -СПб.: Пушкинский фонд, 1997.

74. Криволапов В.Н. Еще раз об "обломовщине" // Русская литература. -СПб., 1994. -№2.

75. Криволапов В.Н. Вспомним о Штольце // Русская литература. -СПб., 1997. -№3.

76. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1999.

77. Кулагина A.B., Ковлик В.А., Кирюшина Т.В. Святочные игры, гадания и подлюбные песни Поветлужья // Живая старина. -1997. -№1 (13).

78. Кулешов В.И. Этюды о русских писателях. -М.: Изд-во МГУ,1982.

79. Лилин В. И.А.Гончаров. Пособие для учащихся. -Л.: Просвещение, 1968.

80. Литературный текст: проблемы и методы исследования // "Свое" и "чужое" слово в художественном тексте: Сб. научных трудов. -Тверь: Тверской гос. университет, 1999. Вып. V.

81. Лихачев Д.С. Заметки о русском. -М., 1981.

82. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. -Л.: Сов. писатель, 1981.

83. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука,1979.

84. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений.-М., 1990.

85. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

86. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. -Тарту, 1981.-Вып. 14.

87. Лотман Ю.М., Минц З.Г. Литература и мифология // Уч. записки Тартуского ун.-та. Труды по знак, системам. Тарту, 1981. - Вып. 54.

88. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1998.

89. Лотман Ю.М. Семиотика города и городская культура. Петербург // Труды по знаковым системам. -Тарту, 1989. Вып. 18.

90. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра,1993.

91. Лотман Ю.М. Город и время // Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. — СПб., 1993. -Вып.1.

92. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. СПб., 1994.

93. Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода // Из истории русской культуры. Т.5 (XIX в.). М., 1996.

94. Лотман Ю.М. О русской литературе. -СПб.: Искусство, 1997.

95. Лотмановский сборник. -М., 1995. Т.1.

96. Лотмановский сборник. М., 1997. - Т.2.

97. Лощиц Ю.Н. Гончаров. -М.: Мол.гвардия, 1986.

98. Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX в. и роман И.А.Гончарова "Обломов". -СПб., 1996.

99. Манн Ю.В. Философия и поэтика "натуральной школы" // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

100. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. -М., 1976.

101. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. -М.: Сов. писатель, 1987.

102. Материалы международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И.А.Гончарова. Ульяновск: Стрежень, 1994.

103. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

104. Маркович В.М. Петербургские повести Н.В.Гоголя. -Л., 1989 г.

105. Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб, 1997.

106. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: Российский гос. гуманит. университет, 1998.

107. Мельник В.И. Реализм Гончарова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985.

108. Мельник В.И. Художественные искания и этический идеал Гончарова: Автореф. дис. д-ра филол.наук. -Л., 1989.

109. Мельник В.И. И.А. Гончаров в полемике с этикой позитивизма // Русская литература. 1990. -№1.

110. Мельник В.И. Народ в творчестве И.А.Гончарова // Русская литература. 1990. - №3.

111. Мельник В.И. Этико-этическое и философское своеобразие реализма И.А.Гончарова // Реализм: жанр, стиль. Фрунзе, 1990.

112. Мельник В.И. Этический идеал Гончарова. Киев: Лыбидь,1991.

113. Мельник В.И., Мельник T.B. И.А.Гончаров в контексте европейской литературы. Ульяновск: Изд-во Ульян, гос. техн. ун-та, 1995.

114. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. -М., 1991.

115. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

116. Научная конференция, посвященная творчеству Гончарова. -Ульяновск, 1982.

117. Недзвецкий В.А. Реализм Гончарова. Автореф. дис. канд. фил. наук. -М., 1973.

118. Недзвецкий В.А. Комментарии // Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. -М., 1980.-Т.8.

119. Недзвецкий В.А. "Все так обыкновенно." (концепция современности у И.А. Гончарова) // Известия АН СССР. Серия литература и язык. — 1991. №2.

120. Недзвецкий В.А. Гончаров романист и художник. -М.: Изд-во МГУ, 1992.

121. Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров и русская философия любви // Русская литература. -1993. №1.

122. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова: В помощь преподавателям и абитуриентам. -М.: Изд-во МГУ, 1996.

123. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века: Становление и жанровая эволюция. -М., 1997.

124. Неклюдов С.Ю. "Видение короля": комментарий к центральной теме // Лотмановский сборник. М., 1997. -Т.2.

125. Образцы изучения текста художественного произведения в трудах отечественных литературоведов / Сост. Б.О.Корман. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1995.

126. Оганнисян P.O. И.А.Гончаров. Ереван: Изд-во Ерев.ун-та,1964.

127. Одиноков В.Г. Типология русского романа XIX века. Новосибирск, 1975.

128. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 1976.

129. Орнатская Т.И. "Обломок" ли Илья Ильич Обломов? // Русская литература. -1990. №4.

130. Отрадин М.В. Петербург в русской поэзии XVIII- начала XX века // Петербург в русской поэзии (XVIII- начала XX века). Л., 1988.

131. Отрадин М.В. "Сон Обломова" как художественное целое // Русская литература. 1992. - №1.

132. Отрадин М.В. Роман И.А.Гончарова "Обыкновенная история" // Русская литература. 1993. - №4.

133. Отрадин М.В. Проза Гончарова в литературном контексте.-- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1994.

134. Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. -М.: Современник, 1989.

135. Петрова Н.К. Творчество Гончарова: Пособие по спецкурсу для студентов-заочников. -М.: Изд-во МГУ, 1989.

136. Пиксанов Н.К. Гончаров. М, 1978.

137. Покусаев Е.В. "Господа Головлевы" М.Е.Салтыкова-Щедрина. -М: Худ. лит-ра, 1975.

138. Постнов О.Г. Кризис гуманизма в творчестве И.А.Гончарова // Известия СоРАН. Серия История, филология и философия. -1992. -№2.

139. Постнов О.Г. Эстетика Гончарова. Новосибирск, 1997.

140. Потебня A.A. Миф и слово. Слово и миф. -М., 1989.

141. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. -М.: Высш. школа,1990.

142. Проблема автора в художественной литературе. Ижевск,1974.

143. Проблема автора в русской литературе XIX-XX вв. -Ижевск, 1978.

144. Проблемы жанра и взаимодействие литератур. Алма-Ата,1986.

145. Прокопенко З.Г. М.Е.Салтыков-Щедрин и Гончаров в литературном процессе XIX века. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989.

146. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-реалиста. -M.-JL: Изд-во АН СССР, 1962.

147. Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. -М., 19721973.

148. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989.

149. Роман И.А.Гончарова "Обломов" в русской критике. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

150. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

151. Русские утопии. -СПб., 1995.

152. Рыбасов А.П. И.А.Гончаров. М.: Гослитиздат, 1962.

153. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. -Воронеж: Логос Траст, 1994.

154. Савостин И.А. Образ мира и художественное пространство текста // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. -Донецк, 1977.

155. Салтыкова М.Н. Изучение творчества И.А.Гончарова в школе. -М.: Учпедгиз, 1956.

156. Сахаров В.И. "Добиваться своей художественной правды." Путь И.А.Гончарова к реализму // Контекст. Литературно-исторические искания, -М., 1991.

157. Сердюкова О.И. Гончаров-романист. -Самара, 1994.

158. Славянофильство и современность.-СПб., 1994.

159. Страхов В.И. О творческом процессе И.А.Гончарова. Работа над "Сном Обломова" // Уч. записки Саратовского пед.ин-та, 1957. -Вып.29.

160. Страхов В.И. Методы психологического анализа в художественном изображении портретов-характеров в романах Гончарова. -Саратов, 1978.

161. Таборисская Е.М. Роман Гончарова "Обломов" (герои, художественное пространство, авторская позиция). Автореф. дис.канд.филол. наук.-Л., 1977.

162. Тирген П. Обломов как человек обломок: (К постановке проблемы "Гончаров и Шиллер") // Русская литература. -Л., 1990. - №3.

163. Тихомиров В.Н. И.А.Гончаров: Литературный портрет. Киев, 1991.

164. Топоров В.Н. К символике окна в мифопоэтической традиции // Балто-славянские исследования, 1983. М., 1984.

165. Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., 1993. -Вып.1.

166. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд. группа "Прогресс -Культура", 1995.

167. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. -Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987.

168. Успенский Б.А. Семиотика искусства. -М: Школа "Языки русской культуры", 1995.

169. Успенский Б.А. Избранные труды: В 2 т. -М., 1996.

170. Фаустов A.A. Авторское поведение в русской литературе. -Воронеж, 1987.

171. Фаустов A.A. Еще один штрих к "обломовщине" // Подъем. -Воронеж. 1988. - №2.

172. Фаустов A.A. Роман Гончарова "Обломов": художественная структура и концепция человека. Автореф. дис.канд.филол.наук. Тарту, 1990.

173. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философия науки. -1988. №7.

174. Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. -М., 1988.

175. Фридлиндер Г.М. Поэтика русского реализма. -Л.: Наука,1971.

176. Хализев В.Е. Функция случая в литературных сюжетах // Литературный процесс. М., 1984.

177. Хализев В.Е. Теория литературы. -М.: Высш.школа, 2000.

178. Цейтлин А.Г. Материалы к "Обломову": Краткий комментарий // Гончаров И.А. Обломов. Харьков, 1927.

179. Цейтлин А.Г. И.А.Гончаров. М., 1950.

180. Цейтлин А.Г. Из курса по истории русской литературы XIX века. -М., 1952.

181. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира // Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. -Вып. 10

182. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. Институт славяноведения и балканистики. -М.: Наука, 1990.

183. Цивьян Т.В. "Рассказали страшное, дали точный адрес." (К мифологической топографии Москвы) // Лотмановский сборник. М., 1997. -Т.2.

184. Чайковская В.И. Мотив земного рая в русской художественной традиции XIX-XX вв. // Человек. М., 1996. - Вып.5.

185. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982.

186. Чудаков А.П. Слово вещь - мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. - М., 1992.

187. Шепель С.Г. Гончаров и Пушкин: К проблеме литературной преемственности. Автореф. дис. канд. фил.наук. -М., 1995.

188. Шешунова C.B. Изображение быта в отечественной классике (На материале романа И. А. Гончарова "Обрыв") // Классика и современность. -М., 1991.

189. Щеблыкина Л.И. "Не три романа, а один". Пенза, 1997.

190. Щукин В.Г. Поэзия усадьбы и проза трущобы // Из истории русской культуры. Т.5. (XIX век). - М., 1996.

191. Юнг К.Г. Архетип и символ. М. : Правда, 1991.

192. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

193. Яблоков Е.А. Мотивы прозы М.Булгакова. -М.: Изд-во РГГУ, 1997.

194. Якобсон Р. Работы по поэтике. -М.: Прогресс, 1987.

195. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели, пространства, времени и восприятия). -М.: Гнозиз, 1994.1. Справочная литература

196. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов (пер. с нем. Г.И.Гаева). M.: "Refl-book", 1994.

197. Библейская энциклопедия. -М.: Изд-во Свято-Троице Сер-гиевой Лавры, 1990.