автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Толерантная политическая культура как фактор противодействия этническому и религиозному экстремизму в современной России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Толерантная политическая культура как фактор противодействия этническому и религиозному экстремизму в современной России"
На правах рукописи
ТЕЛЯКАЕВА Альбина Фаргатовна
ТОЛЕРАНТНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОМУ И РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)
Специальность 23.00.03 — Политическая культура и идеологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
г г апр 2015
005567562
Саратов —2015
005567562
Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА
Научный руководитель доктор политических наук, профессор
Ф ОМИН Олег Николаевы ч Официальные оппоненты: СОЛОВЬЕВ Александр Иванович,
доктор политических наук, профессор, ФГОУ В ПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», заведующий кафедрой политического анализа
СЕМЕНОВ Николай Владимирович,
кандидат политических наук, Правительство Саратовской области, Комитет общественных связей и национальной политике Саратовской области, н ач ал ьн и к отд ел а Ведущая организация ФГАОУ ВПО «Волгоградский
государственный университет»
Защита состоится «14» мая 2015 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного советаД 504.001.21 при ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу:
410031, г. Саратов, ул. Соборная, 23/25, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, аудитория 336.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжского института управления имени П.А. Столыпина-филиалаФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и на сайте организации: http://piu.raneparu/images/Doc/Nauk/Dis/Polit/DisTelyak.pdf
Автореферат разослан « » ftjb/ceUtf _2015 года.
Ученый секретарь as----v.
диссертационного совета О.С. Скороходова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современное развитие России в целом и ее регионов в частности характеризуется нарастанием сложных и острых процессов в сфере межнациональных и религиозных отношений. Нередко они превращаются вдействия этнического и религиозного экстремизма, создавая угрозу безопасности граждан и даже политической стабильности государства. Одновременно с этим возрастает значение государственной политики по преодолению негативных и опасныхдля общества процессов. Важное место втакой политике принадлежит формированию, развитию и распространению политической культуры, основанной на взаимоуважении и взаимодействии народов и конфессий, на толерантности их взаимоотношений. Все это обусловливает актуальность исследования проблем толерантной политической культуры.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в настоящее время произошел новый всплеск экстремистской деятельности молодежных группировок. В.В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что реальность сегодняшнего дня — рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых различных радикальных группировок и течений, разрушают и подтачивают государство1. Именно В. Путин стал инициатором принятия в декабре 2012 г. Стратегии государственной национальной политики, в которой рассматриваются основные направления предупреждения и преодоления этнорелигиозного экстремизма в нашей стране1. По противодействию экстремизму принято большое число международных и
1 Путин В.В. Национальный вопрос // Россия сосредотачивается. Ориентиры. М„ 2012. С. 15.
2 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666. Доступ из СПС «Гарант».
российских нормативно-правовых актов, проводится огромная государственная и общественная работа.
На наш взгляд, экстремизм представляетсобой идеологию и практику возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, которые базируются на радикальных способах борьбы в политическом процессе. Так какреальный экстремизм угрожает государственной безопасности, то в борьбу с ним вступает государство и его силовые структуры. Следовательно, это процесс, безусловно, политический. По нашему мнению, правомерным является использование термина «этнорелигиозный экстремизм», так как в деятельности одних и тех же субъектов одновременно проявляется как этнический, так и религиозный экстремизм. Вместе с тем и религиозный, и этнический экстремизм проявляется самостоятельно в политическом процессе. Специалисты называют множество причин, объясняющих рост этнического и религиозного экстремизма в России: глобализацию, международный терроризм, распад СССР, многонациональный состав населения России, историю насильственного переселения народов, миграцию из стран ближнего зарубежья, неурегулированное законодательство в отношении мигрантов и экстремизма, пренебрежение опытом интернационального воспитания, который достаточно успешно использовался в СССР.
На наш взгляд, в практической деятельности Российского государства недостаточно внимания уделяется толерантной политической культуре как определяющему фактору преодоления негативных явлений в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Основное внимание традиционно уделяется деятельности правоохранительных органов и совершенствованию законодательства. Между тем для предупреждения негативных явлений вэтой сфере акцент следует делать на формировании толерантной политической культуры населения, которую можно определить как совокупность устойчивых субъективных ориентаций в политике, базирующихся на терпимости в отношении представителей иныхсоциальных, расовых, этнических и религиозных групп. В структуру политической культуры входят познавательные, ценностные, оценочные и эмоциональные ориентации, направленные на оценку политики, политической системы и ее элементов.
Степень разработанности проблемы. Проблематика политической культуры общества на протяжении многих лет вызывает большой научный интерес. Классические работы вэтой области представлены такими авторами, как М. Вебер, Т. Парсонс, 3. Фрейд, Г. Ал-монд, С. Верба, В. Розенбаум, С. Уайт. В настоящее время исследова-
нию различных аспектов политической культуры посвящены многие работы российских ученых. Интерескэтой проблематике подогревается ее близостью к политическим процессам, происходящим в сфере межнациональных и конфессиональных отношений, в том числе негативного характера, в частности экстремистскихдействий. В этом случае существенно актуализируется проблема толерантности в политической культуре. Конечно, степень разработанности вопросов теории и практики политической культуры, состояния межнациональных отношений в современной России, проявлений различных форм этнорелигиозного экстремизма, по формированию деятельности государства толерантной политической культуры неодинаково.
Г. Алмонд рассматривал функции политической культуры через функционирование политической системы. Практически большинство авторов, изучающих политическую культуру в нашей стране, признают значимость теории Г. Алмонда. Действительно, его методологические подходы, с одной стороны, позволяют хотя бы теоретически дифференцировать политическую культуру и политический процесс, в основе которого политическое поведение акторов разного уровня, ас другой — четко интерпретировать мотивы и ориентации, определяющие политическое поведение субъектов политики. У. Розенбаум при изучении государств с фрагментарной и интегрированной политической культурой впервые отметил, что они имеют тенденцию к усилению конфликтогенной ситуации в политическом пространстве, тогда как государства с интегрированной политической культурой чаще решают противоречия между этносами и конфессиями мирным путем. В политологическом дискурсе современной России так и не был достигнут консенсус по определению политической культуры. По-прежнему авторы избираютлибо субъективный психологический подход Г. Алмонда, либо нормативный подход, либо условно «синтетический», включающий в себя как субъективные ориентации, так и основанное на них поведение людей в политике. С.И. Никулина при определении политической культуры практически предлагает отказаться от психологического подхода Г. Алмонда, хотя именно это направление позволяет количественно и качественно измерить политическую культуру. A.A. Погорелов в своей диссертации рассматривает политическую культуру и как деятельность индивидов и социальных групп, и как способ реализации конкретных политических интересов людей. О.Н. Фомин определяет политическую культуру как пережитые, усвоенные и адаптированные политические знания, ставшие основой для деятельности, политического поведения, а политическое знание есть
новое рационально освоенное понимание политической жизни социума—то, что может быть принято и усвоено и лишь после этого станет частью политической культуры3.
Многие диссертационные работы политологов и социологов посвящены проблемам политической социализации молодежи, которая, в свою очередь, является важнейшим механизмом противодействия экстремизму. Так, Г.Г. Гасанов в своем исследовании аргументиро-ваннодоказывает, что диалоге «умеренными» представителями экстремистских течений с целью предотвращения их дальней шей радикализации может предотвратить рост числа жертв среди молодежи, являющейся привлекательным объектом для политического манипулирования'1. Авторы исследований нередко стоят на разных, даже противоположных позициях. Так, П. Кандель, к примеру, уверен, что враз-витом демократическом обществе идеи национализма не могут пустить глубокие корни, если не брать во внимание взаимоотношения мигрантов и коренного населения. Однако известный этнолог Л. Дро-бижева5 с такой позицией не согласна. Очень важно установить связь между такими понятиями, как демократия, политическое участие, межэтнические взаимоотношения и уровень толерантности. Если существует противоречие между нацией и политическим режимом, то это приводит к национализму, а при слишком активном политическом участии народных масс в политическом процессе — к тоталитаризму. Отечественное национальное самосознание, по мнению Н.С. Мухаметшиной, находится в кризисе, поскольку у нас наблюдается русский, башкирский, татарский и другой национализм, а необходимо созреть до гражданского национализма6.
В некоторых работах показано, что конфликт цивилизаций на религиозной основе дополняется обострением конфликтов между культурами; например, рост влияния религии на политическую культуру в Татарстане наблюдается во всех социальных и возрастных группах, аее влияние в этническом самосознании расширяется. Особую опасность представляет исламский фундаментализм в некоторых регионах Се-
3 См.: Фомин О.Н. Столкновение электоральных групп в пространстве российской политической культуры // Вестник ПАГС. 2012. № 1 (30). С. 80.
4 См.: Гасанов Г.Г. Политическое сознание молодежи и этнополитическая ситуация в Республике Дагестан: автореф. дис. ... канд. полит, наук: 23 00 02. М., 2010.
5 См.: Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003. С. 11-14.
й См-: Мухаметшина Н.С. Национальные школы и формирование гражданской и этнической идентичностей. // Этнопанорама. 2007. № 1/2. С. 27-31.
верного Кавказа7. В последнее время опасность распространения радикального ислама наблюдается в Татарстане и Башкортостане.
В значительной части диссертаций, монографий и статей рассматриваются правовые проблемы преодоления различных форм экстремизма, при этом исследователи отмечают слабую разработку дефиниции «экстремизм» как в международных, так и в российских правовых документах. Существу ют теоретические сложности по разграничению понятий «терроризм» и «экстремизм*. Можно согласиться с Э. В. Улез-ко, который подчеркивает, что в национально-религиозной сфереэк-стремизм как политический феномен, обладающий широкой социальной базой, возникает лишь на рубеже 80-90-х годов XX столетия9.
В настоящее время в Российской Федерации и ее регионах актуализировалась проблема формирования толерантной политической культуры. Оказалось, что семья несет в себе тендерную толерантность при правильном воспитании детей10. Это позволяет успешнее формировать этническую и религиозную толерантность. Толерантный и нетолерантный человек по-разному относятся к одному и тому же явлению в обществе11. В качестве основных факторов, влияющих наформирова-ние толерантности, Е. Голебовская выделила образование и религию12. Становление политической толерантности в России зависит от ряда факторов: глобализации, возрождения национального самосознания, становления рыночной экономики13. Ю.С. Пивоваров обращает осо-
7 См. Абдрашитова Л.Р. К проблеме проникновения исламского фундаментализма в Россию // Христианство и ислам на рубеже веков: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 1998. С. 159-162.
" См.: Щеблова В.В., Суркова И.Ю. Контртеррористические действия: мотивация, оценки, прогнозы // Полис. 2013. № 3. С. 126-136.
9 См.: Улезко Э.В. Противодействие экстремизму в этнорелигиозной сфере: проблемы и перспективы эволюции государственной политики: дис. ... канд. полит, наук: 23.00.02. Ростов н/Д, 2009.
111 См.: Габдулгафарова И.М. Тендерная толерантность - востребованность российской семьи // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму: мат-лы межрегион, науч.-практ. конф. Оренбург. 2009. С. 26-28.
" См.: Шешукова Г.В. Позиции современных российских партий по национальному вопросу // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму: мат-лы межрегион, науч.-практ. конф. Оренбург, 2009. С. 15-22.
12 См.: Golebiowska Е. Individual value priorities, education and political tolerance // Political Behavior. 1995. Vol. 17, № 1. P. 23-35.
" См.: Дорожкин Ю.Н., Пушкарева T.A. Региональные аспекты государственного регулирования этнокультурных процессов в республике Башкортостан // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2008. Вып. 2, ч. 1. С. 72-85.
бое внимание на влияние широкого контекста многовековой российской истории на политическую культуру населения, легитимность власти и самоидентификацию общества14.
Как видим, проблематике данной диссертации посвящен значительный массив зарубежной и отечественной научной литературы. Вместе с тем исследования толерантной политической культуры в качестве фактора противодействия этноконфессиональному экстремизму в современной России, по нашему мнению, только начинают при-обретатьсистемный характер.
Объект исследования: развитие политической культуры современного российского общества под воздействием этнического и религиозного факторов.
Предмет исследования: особенности толерантной политической культуры и ее влияние на преодоление этнорелигиозного экстремизма в сознании и поведении населения Российской Федерации.
Цель исследования: исследовать национально-религиозные особенности толерантной политической культуры и возможности ее использования для профилактики, предупреждения и преодоления этнического и религиозного экстремизма в современной России.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
— определить ценностные и идейные особенности содержания толерантной политической культуры;
— выявить и охарактеризовать национальные и религиозные элементы политической культуры;
—рассмотреть влияние национального характера на формирование политической культуры населения Российской Федерации;
— исследовать возможность формирования толерантной политической культуры в процессе современной социализации подрастающего поколения;
— рассмотреть характер этнорелигиозного экстремизма и его проявления в современной России;
— проанализировать государственную политику Российской Федерации по противодействию этнорелигиозному экстремизму с позиции использования толерантной культуры.
Рабочая гипотеза. Политическая культуралюбого народа проявляется в его общественном поведении, определенном отношении к государству и различным политическим процессам. Разные культуры обеспечивают разный характер политического поведения. Сами культуры
14 См.: Пивоваров Ю.С. «..И в развалинах век» // Полис. 2011. 6. С. 16-22.
испытывают на себе влияние многих общественно значимых факторов и формируются под их воздействием, приобретая определенные ка-чественныехарактеристики. Политическая культура современного российского общества формируется при значительном воздействии межнационального и многоконфессионального состояния нашего общества.
Этот фактор оказывает на культуру населения сильное воздействие, но и сам логично вписан в ее содержание в качестве мощной составляющей. Такое состояние обеспечивает большие возможности политической культуры в противодействии радикальным проявлениям национализма и религиозности. В этом процессе политическая культура должна обладать качеством толерантности, которое на многовековом уровне присуще российскому обществу, но постоянно подвергается испытаниям со стороны политического и религиозного экстремизма. Государство и общество остро заинтересованы в формировании и преобладании толерантной политической культуры, способны обеспечить ее развитие и эффективность с целью предупреждения, преодоления, недопущения экстремистских проявлений на этнической и региональной почве. Однако в российских регионах пока нет эффективной, научно обоснованной национальной политики всфере путей преодоления этнического и религиозного экстремизма и формирования этнической и конфессиональной толерантности населения, особенно молодежи.
Методы исследования. В диссертации использованы теоретические методы, приемлемые в политической науке: исторический (с помощью которого выявлена эволюция проявлений этнорелигиозного экстремизма в Российской Федерации); структурно-функциональный (позволил выявить функции органов власти и общественных объединений по преодолению этнорелигиозного экстремизма в Российской
Федерации); конфликтно-консенсусный (дал возможность охарактеризовать уровень напряженности в национальных и межконфессиональных отношениях). Системный метод позволил определить место толерантной политической культуры в модели преодоления этнорелигиозного экстремизма в Российской Федерации; сравнительный метод способствовал выявлению уровня толерантности в Оренбургской области посравнениюсдругимирегионами Российской Федерации. В диссертационном исследовании использованы эмпирические методы: конкретно-социологический, позволивший проследить динамику этноконфессиональной ситуации в России и Оренбургской области, атакжевыявитьдинамику уровня толерантности населения. Использован метод контент-анализа публикаций в СМИ, посвященных проблемам этнорелигиозного экстремизма.
Источниковая база исследования представляет собой разнообразие материалов, которые группируются определенным образом.
Первую группу источников составляют законодательные акты и иные нормативно-правовые документы Российской Федерации и отдельных субъектов РФ, посвященные регулированию межнациональных отношений и проблемам национальной безопасности страны. Все документы данной группы основаны на положениях Конституции Российской Федерации и обеспечивают правовое поле для реальной политики в таких сферах, как межнациональное взаимодействие, деятельность национально-культурных объединений и религиозных организаций, формирование политической культуры общества, миграционные процессы, профилактика этнорелигиозного экстремизма, организация противодействия всем формам его появления. Принципиальное значение в этом смысле имеют федеральные законы: «Об обеспечении межнационального согласия», «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «О национально-культурной автономии», «Об общественных объединениях», «О противодействии экстремистской деятельности», «О борьбе с терроризмом» и некоторые другие. Правовая и политическая направленность этих законов показывает основные проблемы межнациональных отношений и определяет пути и средства их разрешения.
Вторую группу источников составляют материалы социологических исследований по тематике диссертации в разных регионах страны. Некоторые данные почерпнуты из опубликованных результатов исследований, проведенных ВЦИОМ по России в целом или в регионах Поволжья, Южного Урала, Северного Кавказа. Они позволяют представить общую картину межнационального развития российского общества, проблем формирования политической культуры, вособенно-сти ее толерантных признаков. Значительная часть материалов данной группы собрана автором в процессе многолетних обследований населения Оренбургской области, проводимых Оренбургским социологическим центром «Общественное мнение»за период 2000-х годов. Личное участие диссертанта в этой работе позволило осуществить неформальную оценку полученных результатов.
Третья группа источников — эмпирический материал, почерпнутый из большого количества печатных и электронных СМИ. Основную массу выборочно изученных автором СМИ за 2000-е годы составляют издания федерального уровня, но немалую долю фактологических данных автор собрал в СМИ Оренбургской области. Множество фактов, информации, суждений, собранных в едином систематизиро-
ванном массиве, позволили конкретизировать и проанализировать аргументированно основные процессы, происходившие в сфере национальных, религиозных, культурныхотношений современного российского общества.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Дано авторское понимание и сформулировано понятие толерантной политической культуры как совокупности устойчивых субъективных ориентации в политике, базирующихся натерпимости вотно-шении представителей иных социальных, расовых, этнических и религиозных групп, определено ценностное и идейно-политическое наполнение его содержания.
2. Выявлена прямая связь между национальными, религиозными ценностями, которые культивируются в сознан и и конкретных национальных групп населения, и особенностями политической культуры, присущей данным группам; отмечена несомненная конкурентность национально-религиозных и общегражданских элементов в политической культуре современного российского общества;
3. Раскрыто понятие этнорелигиозного экстремизма как идеологии и практики возбуждения национальной или религиозной розни, основанной на радикальных способах борьбы за этнические и конфессиональные интересы и ценности в политическом процессе.
4. Доказаны возможности позитивных воздействий толерантной политической культуры на развитие межнациональных и религиозных отношений, на предупреждение и преодоление экстремистских настроений и действий среди российского населения.
5. Проанализирована и оценена сточки зрения эффективности система формирования толерантной политической культуры в процессе социализации подрастающего поколения, а также ее использования в государственной политике противодействия этнорелигиозному экстремизму.
6. На основе проведенных в Оренбургской области социологических опросов выявлено соотношение граждан с толерантной и нетолерантной политической культурой, исследован уровень интолерантно-сти в политической культуре молодежи, выявлен протестный потенциал в межнациональных отношениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Важным элементом развития общества и политического процесса влюбой стране является политическая культура народа. Она во многом определяет характер государственной власти и политическое поведение населения. Разнообразие типов политических культур в со-
временном мире свидетсльствуетобольшом количестве факторов, влияющих на их формирование. Все более ответственное место в обществе начинает занимать демократическая культура, основанная на толерантных отношениях в политике. Российская Федерация, представляющая собой сложносоставное государство с многонациональным и многоконфессиональным населением, нуждается в толерантной политической культуре.
2. Толерантная политическая культура — совокупность устойчивых субъективных ориентации в политике, — базирующаяся натерпимос-ти в отношении представителей иных социальных, расовых, этнических и религиозных групп. В структуру толерантной политической культуры входят такие национальные ценности, как нация, национальный характер, национальное государство, национальное гражданство, общее историческое прошлое. Причем эти ценности в толерантной политической культуре сочетаются с уважением к культуре различных этносов и конфессий. В структуре толерантной политической культуры на базе российского гражданства формируется такая ценность, как идентификация граждан с российской нацией. Российская нация — это многонародная нация, и идентификация граждан с нею может стать новой ценностью, объединяющей различные этносы и представителей различных конфессий в нашей стране.
3. Национальный характер — это ядро политической культуры. В основе национального характера лежат ценности и стереотипы, в том числе в оценке общественных отношений, права и государства. Именно они влияют на поведение граждан в обществе и могут как провоцировать экстремистскую деятельность, так и противостоять ей. Если рассматривать национальный характер как совокупность представлений народа осамом себе, то мы видим, что формирование национального характера непосредственно связано с этнической идентификацией граждан.
4. Связанным с национальным характером, но во многом самостоятельным фактором политической культуры является религия. Ценности, принципы, традиции всех религий, во многом близкие по своей сути, составляют значимую часть политической культуры, определяют настроение и поведение больших групп людей. Приобщение верующих граждан крелигиозным ценностям нередко зависит от воли субъектов политики, поэтому формирование толерантной в отношении правящего режима политической культуры зависит и оттого, насколько доступны для верующих религиозные ценности.
5. Религиозный и этнический экстремизм во всех своих проявлениях представляет серьезную угрозу общественной и личной безопас-
ности во всем мире, в Российской Федерации и регионах России. В теоретическом и политическом дискурсе нет четкого правового определения экстремизма, что нередко приводит к ошибочной классификации действий субъектов гражданского общества. Экстремизм можно определить как идеологию и практику возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, деятельность, допускающую насильственное изменение основ конституционного строя. В системе профилактики, предупреждения и преодоления этнического и религиозного экстремизма важнейшим фактором является формирование в общественном сознании и политической практике толерантной политической культуры.
6. Формирование этнической и конфессиональной толерантности — приоритетное направление политической социализации в современной России. К настоящему времени государственная политика Российской Федерации в формировании и использовании толерантной политической культуры недостаточно масштабна и эффективна. Роль государства и гражданского общества в становлении политической толерантности в регионах современной России зависит от ряда факторов: эффективной политической социализации граждан, уровня развития гражданского общества, сотрудничества государства с этническими и конфессиональными общественными организациями.
Научно-теоретическая значимость диссертации. Материалы и выводы диссертации могут быть применены в теоретическом дискурсе политической науки по концептуальным положениям теорий политической идеологии, политической культуры, политической социализации. Кроме того, генезис распространения этнического и религиозного экстремизма, возможности и пути его преодоления рассматриваются на базе теоретического исследования этнической, религиозной и гражданской идентификации. Теоретический вклад в политическую науку состоит в научном обосновании и формулировке системы мер,
направленных на противодействие этнорелигиозному экстремизму; в
качестве основного фактора рассматривается формированиетолеран-тной политической культуры.
Практическая значимость диссертационного исследования. Анализ этноконфессиональной ситуации в различных регионах России в сравнении с ситуацией в Оренбургской области позволил автору выработать предложения для региональных органов государственной власти по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, преодолению этнического и религиозногоэкстремизма в Оренбургской области. Материалы диссертации могут быть использованы
в чтении вузовских учебных курсов: политологии, конфликтологии, этнологии, атакже при разработке спецкурсов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации апробированы в научныхдискуссиях и выступлениях на межрегиональных и международных научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке» (Уфа, 2007 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму» (Оренбург, 2007 г.); второй международной научно-практической конференции «Философия, культура, гуманизм: история и современность» (Оренбург, 2011 г.); круглом столе, проводимом Правительством Оренбургской области «Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде» (29 мая 2014 г.); II Санкт-Петербургском международном конгрессе конфликтологов «Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира» (3—4 октября 2014 г.); международной научной конференции «Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы», организованной Российской ассоциацией политической науки (Москва, 21—22 ноября 2014 г.) и других.
Апробация диссертации состоялась также в тринадцати статьях, пять из которых — в Перечне ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, приложений и списка источников и литературы.
И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, дана оценка степени разработанности проблемы, определены объект и предмет исследования, сформулированы его цель, задачи, показана научная новизна, сформулированы положения, выносимые на защиту, определено теоретическое и практическое значение работы, раскрыта методологическая база, охарактеризованы источники исследования, апробация работы.
В первой главе диссертации «Национально-религиозная составляющая политической культуры» рассматриваются теоретические вопросы, связанные с политической культурой, особенно с толерантной политической культурой в современном обществе. Особое внимание уделяется национальным и религиозным элементам культуры среди населения Российской Федерации.
Параграф «Понятие толерантной политической культуры: теоретический аспект» посвящен анализу содержания толерантной политической культуры.
Явление толерантности в разнообразных проявлениях существует в человеческой истории на протяжении многих веков. Оно не было системно проводимой политикой государств или традицией обществ, но нередко существовало в общественных отношениях в качестве необходимого фактора поддержания нормальных, взаимовыгодных контактов. Это касалось этнических, социальных, религиозных сфер общественных отношений. Однако научное осмысление толерантности в политике началось только с глубоким познанием явления политической культуры, в процессе которого и появилось понятие толерантной политической культуры.
Политическая культура современного мира разнообразна несмотря на бурный процесс глобализации. Совокупность большого количества оснований формирует политическую культуру каждого народа. Отсюда разнообразие политических культур и сложность их научной типологи-зации. Разные методологические подходы к анализу политических культур обеспечивают утверждение их разных типов. В настоящее время в политической науке культивируются такие типы культуры, кактради-ционная, этатистская, рыночная, модернистская, подданическая, парти-сипаторная, демократическая и другие. В «чистом» виде они встречаются редко, чаще в процессе взаимодействия в политической практике образуют некие смешанные формы с преобладанием то одних, то других компонентов. Политическая культура- продукт исторического времени и неизбежно эволюционирует под воздействием новых условий. В этом смысле целесообразно в начале XXI века выдвинуть принцип толерантности в качестве важного элемента современной политической культуры и на этом основании использовать в научном обороте понятие «толерантной политической культуры».
В последние годы среди западноевропейских обществоведов все больше утверждается понимание новых социальных обстоятельств, в которых оказывается общество развитых стран. Высокая плотность активного населения, втянутого во множество связей и контактов, в том числе сетевого характера, делает неизбежным взаимодействие людей, даже имеющих большие различия. Люди вынуждены контакти-роватьстеми, кто от них принципиально отличается. У такого обоюдно неизбежного процесса нет иной, кроме нормальной альтернативы. Формируется вынужденная, или необходимая, толерантность. Такая толерантность возникает стихийно, но организуется, направляется, развивается государством и обществом.
Россия имеет существенно иную ситуацию. В отличие от Западной Европы здесь всегда наблюдалось многообразие этносов, религий и культур. Толерантность общения у российских народов формировалась исторически, естественным и длительным путем. Многовековое существование разных народов в пространстве одного государства воспитывало качества взаимопонимания и взаимоуважения к иным традициям верованиям, обычаям и образу жизни. Толерантность для российских народов не носила вы нужденного характера, она формировалась в процессе сотрудничества и взаимопроникновения культур как естественное состояние. Конечно, толерантные отношения не были идеальными, но их не приходилось формировать через борьбу и конфликты, с преодолением общественного сопротивления. Для российской политической культуры этнорелигиозная составляющая является принципиально важной. Именно ее состояние определяет уровень толерантности в политической культуре общества.
Толерантность — необходимый и естественный принцип взаимоотношений в сфере политики. Она имеет глубокие корни в человеческой истории, но в условиях современной цивилизации еерольособен-но значима. Принципиальное значение отводится толерантности в обеспечении плодотворного сотрудничества в национальной и религиозной сфере общества, где соприкасаются разные ценности, идеи, традиции, образы жизни, механизмы поведения. Использованиетех-нологи и толерантности со всех взаимодействующих сторон позволяет не допускать конфликтов, а тем более столкновений и войн между народами, между разными группами населения из-за неприятия иной религиозной, культурологической или политической позиции. В этом смысле можно говорить о толерантной политической культуре, выполняющей функцию сближения, взаимного уважения и развития сотрудничества разных групп населения. Укрепление толерантных отношений способствует внутреннему скреплению общества, а также эффективности его отношений с государством.
Параграф «Национальные элементы политической культуры» посвящен выявлению и оценке содержания национальных элементов в политической культуре российского общества.
Исследование политической культуры предполагает изучение совокупности составляющих ее элементов, в том числе национального характера. При этом подчеркнем, что разделить такие понятия, как национальный характер, национальное самосознание, политическая культура, достаточно трудно. Описание национального характера и механизм его формирования представляеттеоретическую задачу и, как
писал Н.А. Бердяев, в этом феномене есть что-то непостижимое до конца. Решающее значение в изучении национального характера имеют ценности и отношения. Выявление этничности представляет значительную трудность, так как социальный класс тяготеет к отделению от этничности, и чтобы изучить социальную структуру этничности, необходимо изучить природу семейных фупп. Сознание этничности определяется в основном расой, религией и национальным происхождением.
Опираясь натруды зарубежных и отечественных специалистов, автор выявляет наиболее культивируемые в обществе национальные ценности: язык, культуру, обычаи, родной край, черты национального характера, религию, общность исторического прошлого, единое государство, родственные связи. Через анализ литературных, публицистических и социологических источников определена значимость этих ценностей в российском многонациональном сообществе. Более конкретно оценки содержания и значения отдельных национальных ценностей в структуре политической культуры рассмотрены на примере населения Оренбургской области через анализ материалов социологических исследований, проведенных с участием диссертанта в период 2008-2009 годов. Эти материалы позволили выяснить высокое значение национальной идентичности у граждан всех национальностей при одновременном нарастании осознания большинством населения своей общегражданской идентичности в качестве граждан Российской Федерации.
Автор доказывает, что ядром политической культуры являются ценности, причем в системе ценностей центральное место занимают национальные ценности. К категориям национальных ценностей политического характера относятся нация, национализм, национальное государство, национальное гражданство, общее историческое прошлое. Существуют культурные основания для классификации национальных ценностей: язык, культура, обычаи и обряды, религия. Можно выделить и психологические основания для классификации национальных ценностей: родственные и дружеские связи, общие черты национального характера. Разумеется, эти основания в достаточной степени условны. К примеру, язык как национальная ценность приобретает нередко политический характер, так как субъекты политической культуры конкурируют между собой за повышение или изменение правового статуса своего языка. Религиозные ценности, переплетаясь с этническими ценностями, в свою очередь, могут серьезно обострить политические процессы в обществе и стать главной причиной этнорелигиозного экстремизма. Но наличие в политической культуре значимых
национальных элементов способно играть и позитивную роль вобще-ственныхотношениях втом случае, когда они становятся основой толерантной культуры.
Параграф «Религиозный фактор в политической культуре народов России* подчинен рассмотрению влияния религии на формирование политической культуры вообще, а толерантной в особенности.
Специфическим элементом политической культуры является религиозный фактор. Объективно заняв в культуре значительное место, он должен служить основанием для укрепления ценностей и принципов толерантности. Большинство мировых религий во многом близки по своим базовым постулатам об образе жизни и взаимоотношениям в обществе. К России это имеет прямое отношение, ибо две основные религии нашей страны — православие и ислам — близки по своим ценностным ориентациям. Библия и Коран почти идентичны всодержа-нии основных заповедей верующему человеку о смысле бытия, принципах поведения, отношении к окружающим, моральной стороне жизни. Православие и ислам связаны общей проповедью терпимости, сочувствия, добрых намерений и поступков в отношении других людей. Возможно, что именно подобное соединение двух религий скрепляет на протяжении веков славянский и мусульманский миры в масштабах России.
В параграфе анализируется ситуация с противоречивым развитием религиозных конфессий и настроений верующих в различных регионах Российской Федерации. На многочисленных фактах Поволжья, Дагестана, Чечни, Башкирии, Оренбуржья исследуется влияние религиозных ценностей и представлений людей на их общественное поведение. Особое внимание уделено рассмотрению связи между религиозным фактором и различными проявлениями политическогоэкстре-мизма, прежде всего на основе радикального ислама. Проводится анализ воздействия религиозных традиций и образа жизни верующих православной и мусульманской конфессий на воспитание толерантности как принципа общественных отношений, формирование толерантных элементов политической культуры. Очевидно, что приобщение к религиозным ценностям, таким, как политическое представительство конфессий, соблюдение обрядов, наличие мечетей, православных храмов для отправления религиозных потребностей верующих, возможность обучения детей основам религии, зависит от воли субъектов политики, поэтому толерантная в отношении правящего режима политическая культура зависит от того, насколько доступны для верующих указанные религиозные ценности.
За последние десятилетия существенно вырос уровень религиозности в современной России, что объясняется актуализацией религиозных ценностей в семье, обществе и государстве. Именно этот процесс, наряду с актуализацией этнических ценностей, превращает религиозные ценности в важнейший элемент структуры политической культуры как населения России в целом, так и политической культуры представителей различных конфессий. Для предотвращения проявлений религиозногоэкстремизма очень важно установить продуктивное взаимодействие государства и религиозных конфессий, чему, несомненно, содействует толерантная политическая культура общества.
Во второй главе диссертации «Толерантная политическая культура как общественная основа преодоления этнорелигиозного экстремизма в современной России» рассматриваются проблемы предупреждения и преодоления этнорелигиозного экстремизма через формирование в обществе толерантной политической культуры.
Первый параграф «Этнический и религиозный экстремизм и его проявления в современных условиях» посвящен исследованию современных проявлений этнорелигиозного экстремизма в различных регионах России, его опасности для современного общества.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года экстремизм включен в число основных источников угроз в сфере государственной и общественной безопасности. Экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических, иных организаций определяется в этом документе как направленная на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в России15. Подобный подход государства к явлению этнорелигиозного экстремизма не случаен. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Политический экстремизм и терроризм приобретают все большие масштабы, а их негативный эффект увеличивается. Возникают организации, построенные по принципу сетевой структуры, проходит интернационализация экстремизма.
В современном обществе особую актуальность приобретает проблема определения причин, возникающих в обществе конфликтов. В тексте параграфа представлена дискуссия среди ученых и политиков по поводу определения явления экстремизма, выделяются его различные характеристики, анализируется содержание понятия политичес-
15 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
кого экстремизма в Законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности». Политическая сложность заключается втом, что обвинение в экстремизме можно предъявить любому, кто исповедует другую политическую или религиозную позицию, ил и даже угрожает благополучию отдельных бюрократов. Тогда экстремизм воспринимается как оружие политической борьбы. Примеров этого достаточно. Они приводятся в тексте диссертации.
Проблема политического экстремизма в различных проявлениях остро стоит перед всем мировым сообществом. Он имеет много причин и разнообразен в своих формах. Наиболее опасным представляется экстремизм, основанный на религиозном фанатизме и крайних выражениях национализма. Именно такой экстремизм чреват террористическими актами, войнами, опасностью раскола цивилизации. Все эти угрозы сознаются правительствами большинства стран, международными организациями, однако коллективное противодействие национальному и религиозному экстремизму пока явно недостаточно. Российская Федерация активно участвует в антиэкстремистской деятельности на международной арене и внутри страны. В силу много-национальности и многоконфессиональности нашей страны вести здесь борьбу с экстремизмом особенно сложно. Требуется учитывать традиции народов, практику их совместного проживания, особенности отдельных религиозных обычаев, региональные особенности межнациональных отношений. Наряду с законодательными, административными и силовыми мерами преодоления экстремистских проявлений особую роль в России играетформированиетолерантной культуры отношений.
Параграф *Формирование толерантной политической культуры в процессе социализации молодежи» содержит анализ широкого круга вопросов, связанных с процессом социализации молодежи, в ходе которой осуществляется целенаправленное формированиетолерантной политической культуры.
Рассмотрение механизмов формирования толерантной политической культуры, которая способствует предотвращению появлений этнорелигиозного экстремизма, возможно лишь через анализ процесса социализации населения. Поскольку толерантная политическая культура — это совокупность устойчивых субъективных ориентаций в политике, базирующихся на терпимости в отношении представителей иных социальных, расовых, этнических и религиозных групп, то основным пространством ее формирования можно считать политическую социализацию. Практика политической социализации в совре-
менном обществе в целом и Российской Федерации в частности охватывает многие сферы жизни человека: семья, школа, улица, общение, СМИ, участие в общественных организациях, этническая и религиозная принадлежность, участие в выборах, идеология, личные интересы идругое. Каждая из нихспособна влиять и реально влияет на процесс политической социализации конкретныхлюдей и социальных групп. Но вместе с тем все они специфичны, поэтому проблематика процесса социализации подрастающего поколения разнообразна и значима. В российской науке довольно подробно исследуются различные аспекты политической социализации, выработаны рекомендации поееосу-ществлениюдля органов власти и общественных объединений.
Толерантность можно рассматривать как способность принимать других людей такими, как они есть. Этот процесс изучается в психологии, социальной психологии. Воспитание этнической толерантности у молодого поколения позволит эффективно разрешать межэтнические и межконфессиональные конфликты. Она формируется на основе восприятия представлений молодежи об этническом многообразии среды обитания. Очень важнодля молодых общаться со сверстникам и другой этнокультуры для приобретения опыта общения, где будут зерна толерантности и элементы адаптации. Постепенно возникает уважение кдругим этносам. Большинство ученых внедрение толерантности предлагают проводить через гражданское воспитание молодежи, то есть любовь к своей малой и большой Родине.
Благодаря ЮНЕСКО толерантность стала международным понятием. В современном мире отношения толерантности являются фундаментальным признаком цивилизованности. Стереотипы усваиваются в процессе социализации и инкультурации, а также через личные контакты и СМИ. Усвоение стереотипов идет через прямое общение (личностное) и косвенное (литература, радио, ТВ). Практика воспитания толерантности свидетельствует о многообразии ее методов и форм, наиболее эффективными среди которых считаются следующие: диалог культур, решение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры, метод проектов. Формирование этнической и конфессиональной толерантности — приоритетное направление политической социализации. Некоторые политики утверждают, что в настоящее время, когда политика мультикультурализма, основанная на идеях политической толерантности потерпела крах в Европе, нашей стране также следует отказаться от формирования толерантной культуры. Однако в России существуют иные, отличные от Европы, исторические и культурные факторы, влияющие на межнациональные отношения. Поэто-
му в современной России очень важно наряду с формированием патриотизма привить молодежи чувство толерантности в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
В условиях современной России возрастает роль и значение политической социализации, результатом которой должна быть толерантная политическая культура населения. Именно такой тип культуры большинства граждан способен обеспечить избавление общества от религиозных и этнических форм экстремизма. В процессе социализации граждан на основе толерантности призваны участвовать и общество, и государство. Особенно ответственную роль в данном случае играют семья и школа. Возможности политической социализации значительно расширилисьза счет технологической революции. Только совокупное использование всех современных форм социализации способно сформировать господство толерантной политической культуры в обществе.
Параграф «Толерантная культура в политике государства по противодействию этнорелигиозному экстремизму» раскрывает задачи и возможности государства в использовании толерантной политической культуры против этнорелигиозного экстремизма, показывает реальную деятельность российского государства в этом направлении.
Роль государства в становлении политической толерантности в регионах современной России зависит от влияния ряда факторов: эффективной политической социализации граждан, уровня развития гражданского общества, сотрудничества государства с этническими и конфессиональными общественными организациями, влияния процессов глобализации, возрождения национального и конфессионального самосознания, преодоления глубокого социального неравенства. В параграфе дается анализ государственной деятельности по использованию толерантности как основы противостояния этнорелигиозному экстремизму. Показана организующая и координирующая роль государственных органов на федеральном и региональном уровнях по отношению к соответствующей работе СМИ, системы образования, религиозныхобщин, национально-культурных объединений. Раскрыты проблемные зоны всей деятельности вокруг толерантных политических отношений. Рассмотрение разных направлений государственной политики Российской Федерации по формированию толерантной культуры в интересах преодоления экстремистских настроений и действий показывает необходимость четкого определения принципиальных позиций в национальной стратегии.
Российское государство призвано проводить сложную межнацио-
нальную и религиозную политику, способную не только противостоять современным формам экстремизма, но и предупреждать, не допускать, нейтрализовать его проявления. Такая политика разработана, закреплена законодательно и осуществляется на практике. В этой политике заложены определенные правовые нормы, административные, образовательные, пропагандистские, воспитательные мероприятия. Государственные органы взаимодействуют со структурам и гражданского общества, стремясь к наибольшей эффективности этнорелигиозной политики и борьбы с соответствующими формами экстремизма. В центре этого взаимодействия находится процесс формирования толерантной политической культуры, господство которой в обществе было бы сильнейшим средством противодействия экстремизму. Важными направлениями сотрудничества государства и общества в деле использования толерантной культуры являются школьное и вузовское образование, деятельность национально-культурных объединений, организация межконфессионального общения, идейное воспитание, обеспечение успешного развития языка, культуры, традиций всех наций в регионах страны, акцентирование национальной и гражданской идентичности. Вместе с тем такую работу следует вести с большей эффективностью в интересах сохранения стабильности общества, повышения благосостояния населения, обеспечения безопасности и ослабления возможностей экстремистских сил в России.
В заключении диссертации подводятся общие итоги работы, формулируются выводы, выдвигаются научно-практические рекомендации.
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации
1. ТелякаеваА.Ф, Национальный характер как фактор формирования политической культуры // Вестник Оребург. гос. ун-та. 2012. № 7 (143). С. 178-182.
2. Те.1якаеваА.Ф., Шешу/сова Г.В. Основные тенденции и перспективы развития межэтнических отношений в Оренбургской области //Труды Оренбург, ин-та (филиала) МГЮА. Оренбург, 2012. Вып. 15. С. 37—42.
3. ТелякаеваА.Ф., Шешукова Г.В. Проблемы и перспективы межнациональных отношений в Оренбургской области: социологический анализ // Этносоциум и межнациональная культура (Москва). 2012. №4(46) С. 151.
4. Телякаева А.Ф. Проблемы молодежного экстремизма и формирование этнической толерантности студенчества в современном российском регионе//Этносоциум и межнациональная культура (Москва). 2012. № 7 (49). С. 101-105.
5. Телякаева А.Ф., Шешукова Г.В. Национальный характер и этническая идентификация как факторы формирования политической культуры //Труды Оренбург, ин-та (филиала) МГЮА. Оренбург, 2013. Вып. 17. С. 37-44.
Публикации в иных изданиях
6. Телякаева А.Ф. Преодоление молодежного экстремизма в современной России // Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке: мат-лы междунар. науч-практ. конф. (13 декабря 2007 г.). Уфа, 2008. С. 91-94.
7. Телякаева А.Ф. Причины молодежного экстремизма в современной России // Межкультурный диалог: воспитаниетолерантности и про-тиводействиеэкстремизму: мат-лы межрег. науч-практ. конф. (16 ноября 2007 г.). Оренбург, 2009. С. 18-26.
8. Телякаева А.Ф. Понятие и структура политической культуры в теоретическом дискурсе политической науки // АгЬотЧае: сб. науч. статей. Оренбург, 2009. Вып. 1. С. 74-83.
9. Телякаева А.Ф. Национальный характер как фактор формирования политической культуры // АгЪогуНае: сб. науч. статей. Оренбург, 2010. Вып. 2. С. 23-33.
10. Телякаева А.Ф., Шешукова Г.В. Преодоление религиозного и конфессиональногоэкстремизма.//Философия, культура, гуманизм: история и современность: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Оренбург, 2011. С. 703-707.
11. ТелякаеваА.Ф. Предотвращение экстремизма в студенческой среде на основе формирования межконфессиональной толерантности // Теории и проблемы политических исследований: политический журнал. 2012. № 2/3. С. 81-91.
12. ТелякаеваА.Ф. Формирование межконфессиональной толерантности в студенческой среде: социологический анализ//Традиция и толерантность: проблема понимания: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2013. С. 378-384.
13. Телякаева А.Ф. Предотвращение экстремизма среди молодежи на основе формирования межконфессиональной толерантности // Наука и культура: мат-лы междунар. науч.-практ. форума студентов и
молодых ученых, посвященного 70-летию Оренбургской государственной медицинской академии. Оренбург, 2014. С. 377.
14. ТелякаеваА.Ф. Роль политической социализации в формировании толерантной политической культуры в студенческой среде г. Оренбурга// Городские башкиры: проблемы этнокультурного и социально-демографического развития: мат-лы VIII межрег. науч.-практ. конф. Уфа, 2014. С. 268-271.
15. Те,1якаеваА.Ф. Истоки этнического и религиозного экстремизма в современной России // Конфликтология XXI века: Пути и средства укрепления мира: мат-лы II Санкт-Петербургскогомеждунар. конгресса конфликтологов. СПб., 2014. С. 429—430.
16. Телякаева А.Ф. Российская идентичность как способ предотвращения межэтнических конфликтов в современной России // Российская политическая наука: истоки,традиции и перспективы: мат-лы Все-рос. науч. конф. (с международным участием). М., 2014. С. 486—488.
17. Те/шкаеваА.Ф., Воробьев Д. О., Скорняков М.Д. Толерантность в мультикультурном обществе: философско-психологические основания вопроса // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: мат-лы XXVII междунар. студ. заоч. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2014. № 12 (26). С. 242-248.
ТЕЛЯКАЕВА Альбина Фаргатовна
ТОЛЕРАНТНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОМУ И РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)
Специальность 23.00.03 — Политическая культура и идеологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Подписано к печати 13.03.2015 г. Формат 60х84'/|6. Бумага офсетная. Гарнитура NewtonC. Усл. печ.л. 1,63. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100. Заказ 543.
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина. 410031, Саратов, ул. Соборная, 23/25.