автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.08
диссертация на тему: Тоталитарные сектантские организации и их влияние на социальное поведение молодежи
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Дзяпшипа, Мириан Нугзарович
Введение.С.
Глава I. Теоретико-методологический анализ сектантства как социального явления и характеристика современных сектантских организаций.С.
1.1. Теоретические основания анализа, классификация сектантских организаций.С.
1.2. Новые тоталитарные сектантские организации в России.С.
1.3. Организационное устройство тоталитарных сект как фактор приспособления к социальной среде.С.
Глава II. Предпосылки, методы и последствия распространения и деятельности тоталитарных сект в России.С.
2.1. Социальные предпосылки распространения тоталитарных сект.С.
2.2. Психологический арсенал средств вовлечения молодежи в секты.С.
2.3. Социальные последствия воздействияна молодежь тоталитарных сект.С.
Глава III. Методы борьбы с влиянием тоталитарных сект на поведение молодежи.С.
3.1. Способы противодействия негативной деятельности нетрадиционных религиозных организаций в зарубежных странах.С.
3.2. Правовые основания и методы противодействия влиянию тоталитарных сект на молодежь в современной России.С.
Введение диссертации2006 год, автореферат по социологии, Дзяпшипа, Мириан Нугзарович
Актуальность темы исследования. В условиях развивающейся глобализации и информационной революции в мире возрастает значение последствий взаимопроникновения информационных потоков различного содержания, в том числе религиозного, изменяющих направление ума и духа общностей, групп, личностей, а порой и разрушающих социальные целостности, нравственно-мировоззренческие опоры. В последней трети XX века по различным социально-экономическим и общественно-политическим причинам наряду с мировыми религиями все более активно действуют, охватывая все новые пространства, нетрадиционные религиозные организации и культы.
На Западе основные мировоззренческие системы - католицизм, протестантизм, атеизм - постепенно изменялись, эволюционировали, приспосабливались к социально-экономическим и политическим трансформациям в обществе. В России же на протяжении почти всего XX века все традиционные для нее религии (православие, ислам, иудаизм) были в большой мере вытеснены атеизмом. В конце века, когда коммунистическая идеология и атеизм рухнули, религии пришлось почти заново овладевать российским общественным сознанием. В этот период новые нетрадиционные религиозные течения и организации получили много возможностей для своего распространения. При этом иностранные сектанты-миссионеры появились в стране с уже созданной, отлаженной организацией, готовыми методами работы и хорошо обеспеченными материально. Хотя религия была реабилитирована, общее невежество в этой области не позволяло увидеть отличия между разными религиозными направлениями. Даже, например, христианская среда по причине отсутствия религиозной культуры, стихийности религиозного обновления стала почвой для религиозных учений, отдаляющихся от него. Широкая пропаганда разнообразных восточных верований или их фрагментов, паранаучные идеологии, распространение целительства — все это тоже способствовало вторичному религиозному плюрализму.
Исследование новых религиозных движений становится все более актуальным и в связи с их нацеленностью на молодежь. Молодежь в известном смысле представляет будущее страны, а потому настроения молодежи, ее поведение, ее самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический и социально-психологический климат в обществе.
Молодежь, не накопившая достаточных знаний и жизненного опыта, лишенная объективной и критической информации в отношении религии легко находит дорогу в секты в поисках решения различных проблем и выбора мировоззренческой позиции, ответов на волнующие вопросы о смысле и цели жизни. Специфические возрастные психологические черты молодежи - категоричность и максимализм, обостренный интерес к чудесам и сказочной таинственности, тяга к новому, но желание узнавать его с минимальными для себя интеллектуальными и моральными затратами -способствуют готовности вступать в новые «экзотические» организации, которые, в принципе, в основном и ориентированы на молодежь с учетом ее запросов и особенностей.
Актуализируется также задача анализа деятельности религиозных новообразований под углом зрения социальной безопасности. Некоторые из них стремятся полностью изолировать своих приверженцев от окружающего общества, используют особые молитвенные, аскетические практики, приводящие к полному контролю лидеров над психикой рядовых верующих, заставляют последних отказываться от своего имущества в пользу секты, занимаются финансовыми махинациями. В настоящее время требуется тщательный сравнительный анализ сектантских организаций, который позволял бы понять, какие из них могут быть отнесены к социально опасным (в диссертации они названы тоталитарными), и какой должна быть профилактика их негативного влияния, а также система наказания за состоявшиеся проявления насилия и жестокости.
Хотя проблема сектантских новообразований в целом социальная, не психиатрическая, тем не менее, о негативных последствиях их деятельности для психического здоровья говорится достаточно часто, и это также требует специального исследования.
С помощью хорошо отработанных приемов психологического воздействия для вербовки новых членов тоталитарные секты умело вовлекают в свои ряды тысячи наших обманутых граждан, в основном молодого возраста 15-35 лет, вырывая их из жизни семьи и общества.
Деятельность этих сект в последние полтора десятка лет уже показала, что их религиозные идеи служат прикрытием их действительных интересов. Главное для них не духовное развитие личности молодого человека, а обогащение руководства.
Деятельность сект привлекла внимание общественности и законодателей, когда родные и близкие пострадавших молодых людей объединились и создали комитеты по защите молодежи в России, Республике Беларусь, на Украине. Эти комитеты и собрали факты неблаговидной и негативной деятельности тоталитарных сект. Комитеты провели несколько научных конференций по деструктивным культам. Родители выступали по радио, по телевидению, писали в газеты. Комитеты готовили материалы и для законодателей.
Характерной чертой современных сектантских организаций является их ориентация на социальное преобразование общества. Большинство оккультных группировок имеет свои версии «улучшения» или «спасения» человечества и создания идеального общества. Как правило, все модели «спасения» заключаются в переходе всего человечества на ту форму мировоззрения и «духовности», которые исповедуют члены данного культа. Эта иллюзорная возможность социальных преобразований также порой привлекает молодежь.
Степень разработанности проблемы. Библиография религиозного сектантства к 1917 году насчитывала несколько тысяч статей, брошюр, книг. Большая часть этой литературы была написана деятелями церкви. Следует 4 отметить, что историография религиозного сектантства наполнена острой полемикой. Это объясняется характером объекта: под религиозной оболочкой сектантства выступал социальный протест против социально-экономических проблем общества.
Важное место в этом ряду занимает работа П.Н.Милюкова «Развитие русского сектантства» в его «Очерках по истории русской культуры»1. Он осуждает церковно-миссионерскую концепцию сектантства, согласно которой «истинно русский человек не может быть сектантом», а само сектантство является «каким-то чуждым наростом иностранного происхождения». Он считает, что русское сектантство является «самобытным и национальным продуктом». Но сектантство для Милюкова явление не социальное, а психологическое, которое коренится «во внутренних условиях народно-психологического развития». Милюков сделал единственную в дореволюционной историографии попытку понять историю сектантства, как закономерный процесс и представить общую схему развития. Среди работ историков-марксистов можно выделить «Очерк истории русской культуры» М.Н. Покровского2.
В советской литературе сектам посвящены исследования А.И Клибанова3. Интересным нам показался также сборник под редакцией того же автора «Критика религиозного сектантства»4. Книга богата материалом о сектантстве на территории нашей страны в советский период.
На современном этапе ведущую роль в исследовании феномена деятельности сект занимают работы авторов, относящихся к православной религии. Это не удивительно, так как православие является традиционной религией России и православной церкви приходится бороться за своих адептов. Борьба православия с тоталитарными сектами играет большую роль в ограничении влияния этих деструктивных организаций на наше общество. Из современной православной литературы следует выделить работы А.
1 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т. 1. — М., 1993.
2 Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. - М., 1915-1918.
3 Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. - М., 1964; Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. - М., 1974.
4 Критика религиозного сектантства. Сб. ст. /Под ред Клибанова А.И. - М., 1974. 5
I 2 3
Дворкина , А. Кураева , о. Серафима Роуза . Обращение исследователя к церковной литературе как к источнику тех или иных сведений о сектантстве требуют четкого понимания позиции ее авторов и проверки сообщаемых ими фактов другими доступными источниками. Исследователю приходится принимать во внимание время, общественно-политическую обстановку, когда те или иные представители православной церкви выступали со своими сочинениями, а также индивидуальность позиции автора.
Общую информацию о сектах, затрагивающую тем или иным способом нашу проблему, можно найти в исследованиях E.J1. Доценко4, У.В. Чамберса5, справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера»6.
Деятельность тоталитарных сект - явление сложное, многообразное. Отсюда - одним из важнейших требований при анализе их деятельности, является междисциплинарный подход. Каждая из наук должна рассматривать новые религиозные секты в одном из ее аспектов. Особенно важную роль здесь должны играть социология, религиоведение и психология. В настоящее время пока широкие междисциплинарные исследования еще не развернуты. Глубокий психологический анализ секты провели в своей работе Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева7. Следует отметить, что проблемы психологии сектантства, несмотря на их очевидную практическую значимость, нечасто становились и становятся объектом внимания исследователей.
Целью диссертационного исследования является анализ феномена сектантства, обоснование необходимости серьезного внимания общества и управленческих структур к деятельности современных тоталитарных сект в России, особенно в связи с их нацеленностью на молодежь, и разработка мер противодействия деструктивным религиозным субкультурам.
1 Дворкин А. Введение в сектоведение. - Н.Новгород, 1998; Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. - М., 1995.
2 Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. - М., 1997; Кураев А. Школьное богословие. - M., 1999.
3 Роуз С. Православие и религия будущего. - М., 1991.
4 Доценко ЕЛ. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 1997.
5 Чамберс У.В. Шкала группового психологического насилия//Журнал практического психолога. 2000.№1-2.
6 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. -Белгород, 1997.
7 Короленко Ц.П., Дмитриева H.B. Психодинамика сект//Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - Новосибирск, 1999. 6
В связи с этой целью определены следующие задачи:
- уточнить понятийный аппарат («нетрадиционная религиозная организация», «секта», «тоталитарная секта» и др.), прояснив вопрос о возможностях конкретного различения социально опасных и социально безопасных сектантских объединений;
- осуществить обзор и классификацию сектантских движений и организаций;
- дать характеристику тоталитарных сект России;
- проанализировать типовые способы вовлечения молодых людей в сектантские общины;
- проанализировать организационные и психологические основания выживания тоталитарных сект в условиях социальной изоляции и гонений;
- показать последствия влияния тоталитарных сект на социальное поведение молодежи;
- рассмотреть способы противодействия влиянию сект на социальное поведение молодежи;
- выработать рекомендации по профилактике негативного воздействия тоталитарных сект на молодежь и реабилитации вышедших из них.
Объект исследования: тоталитарные секты, функционирующие на территории современной России.
Предмет исследования: содержание и формы деятельности тоталитарных сект и их влияние на социальное поведение молодежи.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области истории, социологии, социальной психологии, религиоведения, права. Использовались общенаучные и частные методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение, наблюдение, логический, исторический, социологический методы. Применялись системный, сравнительный, функциональный, структурный подходы. Исследование проводилось с учетом отечественного и зарубежного опыта изучения сектантства в современном мире.
Эмпирическая база исследования: социологический опрос, проведенный автором в г. Москве; социологические исследования других авторов; справочные данные о существующих на территории России сектах; отечественный опыт разработки социальных технологий профилактики девиантного поведения подростков и молодежи; зарубежные информационные материалы о технологиях предупреждения социально опасной деятельности сект и борьбы с ними; международные правовые акты, действующее законодательство зарубежных стран и Российской Федерации.
Научная новизна диссертации:
1. Выделено молодежное направление в деятельности тоталитарных сект; проанализированы причины приверженности сект преимущественному вовлечению молодежи; предложены методы противодействия деятельности сект в молодежной среде.
2. Выяснено, что система, формы и способы разрушительной деятельности тоталитарных сект довольно убедительно представлены в научно-теоретических разработках, но реальная практика преодоления этой деятельности мало коррелирует с научными изысканиями.
3. Обоснована необходимость соединения научных потоков теоретического и эмпирического изучения феномена сектантства и общих проблем социальной и нравственно-психологической дезорганизации личности, без чего трудно моделировать действительно эффективную теорию и практику противодействия деструктивному сектантскому воздействию на молодежь.
4. Установлено, что различные модели построения тоталитарных сект имеют тем не менее общие организационные основы деятельности, специфика которых позволяет им функционировать в качестве самостоятельных общественных структур даже в случаях отсутствия регистрации и действий в закрытом режиме.
5. Определены качественные характеристики правовой ситуации в России, во многом способствовавшие, особенно на определенном этапе (с 1990 по 1997 год) интенсивному развитию тоталитарных сект; доказано, что современное состояние правоприменения относительно сектантства остается проблемным.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Тоталитарные сектантские организации являются производными от сложной социально-политической, правовой и экономической ситуации в России и того идеологического вакуума, который образовался в переходный период.
2. В условиях глобализации и интенсивного формирования информационного общества коммуникационные процессы приобрели всеобщий характер, облегчив возможности потока идей со всех концов света в любые точки земли, обеспечив при этом агентов-организаторов сектантских движений самыми тончайшими технологиями манипуляции сознанием, затрудняя во многом возможности сопротивления.
3. Психологические приемы затуманивания сознания личности, создающие картины высокой духовности новых религиозных культов, создают сильнейшее прикрытие рыночной природы мотивов создания и деятельности сект.
4. Для достижения истинных целей (в соответствии с тайной доктриной, существующей в каждой секте при наличии официально пропагандируемого учения) руководители тоталитарных сект применяют к адептам и неофитам методы агрессивного манипулирования, что приводит к множеству отрицательных последствий деятельности тоталитарных сект как социальных, так и психологических.
5. Управленческие структуры на муниципальном, региональном и федеральном уровнях пока мало озабочены процессами деструктивного влияния тоталитарных сект на молодежь, но обязаны менять свой нейтралитет на решительные действия по повышению уровня национально-религиозной культуры населения и противодействия религиозно9 сектантскому психологическому насилию, а также конкретно опасной деятельности сект или отдельных их общин.
6. В обществе должна быть выработана социальная и правовая политика в отношении сектантской деятельности. Необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации; создание организации, которая сможет объединить усилия правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур, а также скоординировать на международном уровне деятельность правоохранительных органов по вопросам профилактики социально опасного влияния тоталитарно-сектантской субкультуры. Также должна быть создана специальная сеть организаций, которые могли бы эффективно проводить реабилитацию молодых людей, вышедших из секты.
7. Необходимо широкое информирование населения об истинном смысле и негативных последствиях деятельности тоталитарных сектантских организаций. В условиях неразвитости местного самоуправления низка эффективность деятельности разнообразных общественных и просветительских организаций по месту жительства и информированность населения осуществляется преимущественно через СМИ, которые занимаются этим чрезвычайно плохо, в то время как высокая информированность населения весьма снижала бы социальную базу деятельности и распространения сект.
8. Процессы демократизации не могут быть помехой в том, чтобы асоциальная и деструктивная деятельность тоталитарных сект законным образом пресекалась. Если не контролировать и не останавливать очевидно неприемлемую деятельность тоталитарных сект, общество рискует получить распространение во все более широких масштабах кризисных, уродливых, болезненных явлений и процессов в сфере общественной психологии и морали, в сознании и поведении людей. Одновременно организации, не применяющие никакого насилия к своим последователям, действующие исключительно на добровольных началах, способствующие развитию отношений истинной взаимопомощи, чувства защищенности, жизненной
10 стойкости личности, не стоит подвергать обструкции и преследованию. Правильную политику и практику в отношении сектантских организаций может обеспечить высокая религиоведческая культура управленческого персонала на всех уровнях управления.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сделанные в ходе исследования выводы, предложения, рекомендации могут быть использованы в целях создания эффективных программ профилактики социально-опасной деятельности тоталитарных сект в обществе, в особенности среди молодежи, и реабилитации вышедших из сект людей.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании изложены автором в публикациях, представлены на Ломоносовских чтениях в МГУ им. М.В. Ломоносова. Выводы и содержание диссертации обсуждались на заседании кафедры социологии организации и менеджмента социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и научной конференции «Будущее России: стратегия развития».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Тоталитарные сектантские организации и их влияние на социальное поведение молодежи"
Заключение
Анализ содержания и форм деятельности нетрадиционных религиозных и светских организаций и культов на самом высоком уровне обобщения свидетельствует о том, что мировая тенденция формирования информационного общества, с одной стороны, делает коммуникационные процессы более обеспеченными информационными технологиями, тонким социально-психологическим инструментарием, легко справляющимся с покорением сознания людей, что важно, например, для более широкого распространения идей демократии, но с другой стороны, она также обеспечивает этим же высоко технологичным инструментарием антидемократические движения и сектантские течения, распространяющие нелепые вероучения и доктрины новоявленных пророков.
Новые нетрадиционные религии и культы в настоящее время широко распространены в мире. В теоретическом плане их можно определить как искусственное сплетение и смешение рационального и иррационального, научного и псевдонаучного, религиозного и псевдорелигиозного, реального и мистического. На наш взгляд, - это искаженные осколки мировых религий, стремящиеся посредством внушения новых вероучений и доктрин втянуть в свои построения массу людей, используя их труд с материальной выгодой для объявивших себя новыми богами лидеров.
Представляется правильным именовать нетрадиционные религиозные организации сектами, что и происходит в России и еще в нескольких странах Секта, по определению любого из словарей, это организация, замкнувшаяся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных и противоречащих им. Естественно, не все нетрадиционные религиозные и светские организации укладываются в эти рамки, но это вопрос для другого исследования. Мы же ставили перед собой задачу исследовать проблемы, вызываемые именно деятельностью тех нетрадиционных объединений, которые подпадают под это определение, более того - усиливают его содержание аскетическими практиками, приводящими к полному контролю лидеров над сознанием и психикой рядовых верующих, и потому названными тоталитарными.
При тщательном рассмотрении деятельности тоталитарных сект обнаруживается, что они заняты преимущественно вовлечением молодежи. Об этом свидетельствует и демографический состав сект: большинство в них подростки и молодые люди (с 14 до 25 лет). Влияние сект на молодежь сказывается как на семейной жизни молодых людей, так и на их учебной (в школах, вузах и т.д.) и общественной деятельности, работе, карьере. Одной из основных причин распространения тоталитарных сект в российском обществе является слабая информированность молодежи в вопросах религии. По результатам, полученным из проведенного нами социологического опроса среди молодежи Москвы, мы пришли к выводу, что представления молодых людей о способах вовлечения в секту достаточно расплывчаты и узки. Опрос показал, что отношение молодежи Москвы к тоталитарным сектам за редким исключением отрицательное. Но, при этом, знания и информированность оставляют желать лучшего. Особенно это касается школьников. Последние, как правило, что-то слышали о тоталитарных сектах, где-то что-то читали, то есть имеют только общее представление о тоталитарных сектах и, как правило, затрудняются ответить на вопрос о том, что это такое.
Большинство опрошенных нами молодых людей среди методов борьбы с влиянием и распространением сект на первое место поставили общегосударственную просветительскую программу в сфере религиозных культов (78%). Не меньшее количество считает, что СМИ должны больше и лучше пропагандировать наши традиционные религии (православие, ислам, иудаизм). Но более всего впечатляет то, что почти 60% опрошенных выступают за метод жесткого прессинга сект со стороны государства — принятием соответствующих законов и путем использования возможностей спецслужб.
Общая тенденция, выявленная в результате исследования, указывает на традиционную российскую ментальность населения, уповающего во всем на
142 государственные программы. Но она не может измениться в условиях неразвитости местного самоуправления, когда низка эффективность деятельности разнообразных общественных и просветительских организаций на местах, которые могли бы очень сильно влиять на приоритет нормы, а не аномалии в самосознании молодежи
В методологии и методах воздействия тоталитарных сект на молодежь и последствиях этого воздействия выделяется психологический фактор. В настоящее время арсенал психологических средств, наработанных наукой, чрезвычайно велик. Пользуясь им, секты задействуют хорошо проработанную систему «скрытого психонасилия» в культовой практике - от этапа вербовки, привлечения в свои объединения, последующей обработки до окончательного закрепления привлеченных. Отсюда вывод: система противодействия негативному влиянию сект также должна базироваться на психологическом фундаменте. В диссертации детально изложены методологические принципы и конкретные методы работы с молодежью с целью недопущения попадания ее в сети тоталитарных сект и успешной психологической реабилитации вышедших из них.
Представляется важным сформулировать перечень тех вредных следствий, которые наступают от пребывания в мире тоталитарного сектанства. В диссертации они сгруппированы по нескольким уровням и линиям очень подробно. Следствия на уровне личности молодого человека: личностная и интеллектуальная деградация, слепое подчинение чужой воле, неадекватное восприятие реальности, сужение и искажение мировоззрения, потеря индивидуальности и подмена ее чужим содержанием, остановка в саморазвитии, материальные потери, ущерб здоровью и жизни молодых людей, вред от использования техник суггестологии.
Следствия на уровне государства и общества', проявления религиозного фанатизма и нетерпимости, паразитизм, асоциальность, антиобщественная направленность, отсутствие патриотизма, криминальный характер некоторых сект, расизм, пропаганда анархии и разрушения, отчуждение от национальной культуры, агрессия, неспособность к социальной адаптации после пребывания в секте;
Профилактика опасных для социальной жизни молодежи действий тоталитарных сект требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации подобных сект. Нами предложен ряд мер, при этом подчеркивается, что предварительным условием продуктивности любых мер было бы создание Информационного Центра, в котором сосредотачивается исчерпывающая информация обо всех сектантских организациях, их история, учение, практика, юридические права, отношение к семье, браку, образованию, медицинской помощи, военной службе с тем, чтобы любой желающий мог ознакомиться с ней. Центр должен периодически выпускать аналитические сборники и справочники о деятельности этих организаций. Нужны и региональные центры.
Представляется очень важным вопрос о необходимости включения информации об истории и философии религии в школьную программу при соблюдении принципа нейтралитета государства. При этом столь же важно учитывать, что эта мера будет работать лишь при условии полного исполнения закона об обязательном школьном образовании и вмешательства социальных служб, ответственных за защиту детей, если закон не выполняется.
Просветительская работа религиоведческого характера, включающая знания о современном религиозном сектантстве как факторе виктимизации личности, мероприятия превентивного антисектантского характера должны сочетаться со специальными программами формирования у молодежи позитивных жизненных целей, навыков адаптации к изменяющимся социальным условиям, способности поиска нормальных средств решения задач взросления и осознания как сильных, так и слабых сторон своей личности.
Чтобы выработать у молодых людей приемы психологической защиты от манипулятивного влияния, обучить методам психофизиологической саморегуляции, преодоления стрессов, способности к критической оценке
144 навязываемых взглядов и предложений, необходимо на всех управленческих уровнях - муниципальном, региональном, федеральном решать проблемы создания Домов Молодежи с широким спектром форм деятельности, позволяющих наполнить молодежный досуг глубоким и разнообразным содержанием. Необходимо также способствовать созданию неправительственных организаций для помощи жертвам сект и их семьям.
В западных странах считается очень важным исследование проблем, вызванных общественным явлением сектантства. Этим занимается множество институтов и лабораторий. В мире существует более 700 Центров получения информации по культам и оказания помощи по выведению из них. В России ситуация несколько иная. Явление сектантства известно в России с незапамятных времен. Оно, по словам П.Н. Милюкова, является самобытным и национальным продуктом. Но XX век - для России век атеизма, стер даже упоминание о большей части этого «продукта». Традиционные религии (христианство, ислам, иудаизм) тоже потеряли силу. Возрождение религий и сект началось в 80-х годах прошлого столетия, а полную свободу они получили в 90-х годах. Этот церковно-восстановительный период оказался не простым и для научного осмысления процессов духовных перевоплощений в стране. Если за рубежом существует множество научных центров, занимающихся нетрадиционными религиями и культами, то в России этим пока заняты отдельные лаборатории и ученые.
Разумеется, необходимо глубокое изучение причин и способов распространения сектантства и методов противодействия его деструктивному сектору в современных условиях нашего общества. Нельзя сказать, что наличествующее изучение совсем уж слабое, но все же оно, во-первых, недостаточно, во-вторых, между наукой и практикой отсутствует важное посредническое звено, позволяющее практике в полной мере опираться на научные разработки. Представляется, что этим звеном как раз могли бы быть информационные центры, дома молодежи, реабилитационные службы, в которых можно получать широкие данные о сектах, в том числе от тех, кто в них побывал, а также тех, кто наблюдал процесс их вживания в
145 секту и выхода из него. В-третьих, требуется соединение научных потоков теоретического и эмпирического изучения феномена сектантства и общих проблем социальной и нравственно-психологической дезорганизации личности. Без такого синтеза трудно моделировать эффективные методы противодействия деструктивному сектантскому воздействию на молодежь.
Для успешной организации практической работы государственных институтов по пресечению социально опасной деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо создание в правоохранительных органах подразделений,- непосредственно занимающихся данной проблемой, так как бесконтрольная экспансия сектантства во все сферы общественных отношений создаёт реальную угрозу национальной (духовной, экономической, политической, военной, экологической) безопасности России.
Итак, в нашей стране существует множество новых сектантских образований. Репрессивное законодательство не в состоянии решить такие проблемы, так как давление зачастую только усиливает фанатизм и экстремизм. Значение возникшей в России сектантской субкультуры нельзя преуменьшать, но следует принимать во внимание и то, что в деле преодоления влияния новых культов мощным союзником является, во-первых, специфическая особенность современного массового сознания России - неспособность к жестким дисциплинарным ограничениям без контроля и принуждения государственной власти; во-вторых наш новый мировоззренческий плюрализм порождает такое количество религиозных учений и организаций российского происхождения, что без мощной финансовой поддержки ни одна из них не в состоянии приобрести приоритет; в-третьих, иностранным сектам, пользующимся значительными материальными ресурсами, еще труднее приобрести приоритетное положение и в связи с тем, что они себя уже достаточно скомпрометировали, и в связи с тем, что мало соответствуют российскому менталитету.
Но это никак не отменяет необходимости тщательного и последовательного изучения явлений сектантства на самом высоком уровне
146 общности и на уровне конкретных его проявлений с вычленением опасных тенденций и форм и разработкой методов противодействия деструктивной сектантской субкультуре.
Список научной литературыДзяпшипа, Мириан Нугзарович, диссертация по теме "Социология управления"
1. Амтес П. Религии современности. История и вера. М., 2001.
2. Архимандрит Христофор. Церковь и секты: опыт Кипра//»Тоталитарные секты угроза XXI века». Материалы международной научно-практической конференции. 23-25 апреля 2001 г. - Н.Новгород, 2001.
3. Атлантида. Челябинск, 1995. № 1.
4. Афанасенко Я.А. «Церковь семья детей божиих» («Семья»): пути богоискательства постсоветской интеллигенции//Религиоведение. 2003. № 2.
5. Бакланова Г.Ю. Православная Церковь Божьей Матери «Державной»: Социально-философский очерк. М., 1999.
6. Берснев П.В. Философия Сайентологии и религиозно-философские учения Востока (формирование и распространение учения Рона Хабарда) //Религиоведение. 2004. № 1.
7. Богданова О.А. Нетрадиционные религиозные движения в современной России: истоки и смысл//Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. № 2.
8. Буайе Ж.Д. Империя Муна. М., 1990.
9. Введение в общее религиоведение./ Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2001.10. «Великое Белое Братство никем не запрещалось ни ранее, ни в настоящее время». Интервью Марии Дэви Христос журналу «Религия и право»//Религия и право. 2003. № 2.
10. Вивьен А. Государство и секты: опыт Франции/ЯТрозрение. Православный информационно-просветительный журнал. 2002. № 1 (7).
11. Вивьен А. Государство и секты: опыт Франции//»Тоталитарные секты -угроза XXI века». Материалы международной научно-практической конференции. 23-25 апреля 2001 г. — Н.Новгород, 2001.
12. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах//Журнал практического психолога. 1996. № 3.
13. Волков Е.Н. Семейное воздействие при выходе из под влияния деструктивного культа//Семья в России: история и современность148
14. Материалы всероссийской научной заочной конференции. Тверь. 2001.
15. Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. СПб., 2000.
16. Григулевич И.Р. Прорки «Новой истины». М., 1983.
17. Девина И.В. Религия в политической культуре современной России//Россия и современный мир. 2002. № 1.
18. Дезорцев В.В. Ловцы душ человеческих (секты). Уфа, 1998.
19. Дворкин А. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 1998.
20. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995.
21. Дворкин А.Л. Смена парадигм: новые религиозные движения XX века и христианская цивилизация//Пензенские епархиальные ведомости. 2001. № 4.
22. Дворкин А.Л. Тоталитарные секты на пороге XXI века//»Тоталитарные секты угроза XXI века». Материалы международной научно-практической конференции. 23-25 апреля 2001 г. - Н.Новгород, 2001.
23. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М., 1997.
24. Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. М., 1997.
25. Забияко А.П., Кобызов Р.А. Церковь сайентологии: краткая характеристика//Религиоведение. 2004. № 2.
26. Залужный А. Правовые проблемы формирования вероисповедной политики в современной России//Религия и право. 2004. № 3.
27. Иваненко С.И. Свидетели Иеговы в Современной России: «Тоталитарная секта» или наиболее крупная протестантская конфессия?//Религиоведение. 2002. № 1.
28. Иваненко С. Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация. М., 2002.
29. Иеромонах Анатолий (Берестов). Число зверя. На пороге третьего тысячелетия. М., 1996.
30. Кантеров И. «Деструктивные», «тоталитарные» и далее везде//Религия и право. 2002. № 1.
31. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ//Религиоведение. 2001. № 1.
32. Кантеров И. Религия и право. 2002. № 1.
33. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974.
34. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М., 1964.
35. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность (социологические и исторические очерки). М., 1969.
36. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978.
37. Кондратьев Ф.В. Психолого-психиатрические аспекты проблемы сектанства//Материалы междунар. научно-практической конф. «Тоталитарные секты угроза XXI века». - Н. Новгород, 2001.
38. Кому не нравится французский закон//Прозрение. Православный информационно-просветительный журнал. 2002. № 1 (7).
39. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психодинамика сект // Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Новосибирск, 1999.
40. Костюкович П.И. Религиоведение. Минск, 2002.
41. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999.
42. Кривельская Н. Осторожно: деструктивные религиозные организации на территории России/Юбозреватель. Информационно-аналитический журнал. 1999. №5 (122).
43. Критика религиозного сектантства. Сб. ст. /Под ред Клибанова А.И. — М., 1974.
44. Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999.
45. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. М., 1997.150
46. Кураев А. Школьное богословие. М., 1999.
47. Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. СПб., 2002.
48. Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет страны//Исторический вестник. 2000. № 5-6.
49. Лох К. Техника изменения сознания это игра с огнем//Комсомольская правда. 2000. 8 февраля.
50. Лупарев Г. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях//Религия и право. 2004. № 4.
51. Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. М., 1993.
52. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т. 1. — М., 1993.
53. Мчедлов М.П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия//Исторический вестник. 2000. № 5-6.
54. Мчедлов М. Приоритет традиции или право?//Религия и право. 2003. № 2.
55. Настольная книга атеиста. -М., 1987.
56. Новые законы СССР. М., 1991. Вып. 3.
57. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997.
58. Оленич Т.С. Возникновение и трансформация русского сектантства. -Ростов-на-Дону, 2004.
59. Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. М., 1915-1918.
60. Права человека. Основные международные документы. М., 1989.
61. Православная церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994.
62. Православная церковь. Современные ереси и секты в России. СПб., 1995.
63. Признаки и критерии оценки деструктивности культа и наличия в его деятельности психологического насилия/ТВестник информационно-аналитического центра святителя Марка, епископа Ефесского. Выпуск 17. 1997.
64. Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. № 1 (6). 2001.
65. Прокошина Е.С. Причины распространения неокультов в современных условиях//Неокульты: «новые религии» века?/Под ред. Майхровича. Мн., 2002.
66. Религиоведение: Учеб. пос./Под ред. М.Я. Лянсу. Минск, 2003.
67. Резолюция ПАСЕ № 1278 (2002 г.). Российский закон о религии//Религия и право. 2004. № 1.
68. Робертсон И. Пособие по изучению культов. М., 2004.
69. Роуз С. Православие и религия будущего. М., 1991.
70. Садовникова Ж.В. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты. Диссертация. -Тамбов, 2002.
71. Садовский Т. Я отрекаюсь. Владивосток, 1959.
72. Саквилль Т. Франция показывает нам путь//Прозрение. Православный информационно-просветительный журнал. 2002. № 1 (7).
73. Сальников В. Секты как орудие «нового мирового порядка»//Воронежский епархиальный вестник. 1999. № 1 (58).
74. Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2003 г. (информация Министерства юстиции РФ)//Религия и право. 2003. № 2.
75. Секты: как не попасть в капкан. М., 2002.
76. Скугаревская Е.И., Скугаревский О.А. Психические последствия воздействия деструктивных культов. Феномен зависимости//Неокульты: «новые религии» века?/Под ред. Майхровича. Мн., 2002.
77. Современные секты и неоязычество в России. Сборник статей. М., 1998.
78. Современные секты в России. М., 1995.
79. Супруненко Ю. Мертвые души для Мормонов//Наука и религия. 2005. № 2.
80. Таганов М. Тоталитарные секты и студенчество: попытка исследования//»Тоталитарные секты угроза XXI века». Материалы152международной научно-практической конференции. 23-25 апреля 2001 г. -Н.Новгород, 2001.
81. Терехов А. Как убивают душу//Совершенно секретно. 1994. Сент.
82. Тонконогов А.В. Сектантство как социальный феномен (исследование в среде осужденных к лишению свободы). Диссертация. -М., 2004.
83. Трофимчук Н.А. Новые религиозные движения: понятия, критерии//Религия и политика в современной России. -М., 1997.
84. Федоров В. протоиерей. Новые религиозные движения: православный взгляд на проблему: предисловие к русскому переводу//Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб., 1997.
85. Хасан С. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2001.
86. Чамберс У.В. и др. Шкала группового психологического насилия/ТЖурнал практического психолога. 2000. № 1-2.
87. Чемикосова Т. Мормоны в России: реальное и виртуальное существование//Вестник Евразии. М., 2003. № 2.
88. Чернышева О.В., Комаров Ю.Д. Церковь в скандинавских странах. М., 1988.
89. Штерин М. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России/Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. М., 2000.
90. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства/Под ред. О.В. Зыкова и др. М., 2004.