автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Традиции и новаторство мордовского романа
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Корнеева, Ольга Ивановна
Одним из наиболее убедительных показателей зрелости национального романа является обогащение собственных традиций, проявление все более четко вырисовывающейся творческой индивидуальности романистов. С ростом художественного мастерства писателей в мордовской романистике усиливается качественное обогащение произведений, которое стало возможным благодаря творческому подходу к опыту коллег, преодолению описательности, схематизма.
Проблема традиций и новаторства в мордовской литературе обозначилась уже к середине пятидесятых годов. В 1954 году в газете «Советская Мордовия» вышла статья В.Горбунова «Влияние великой русской литературы на развитие мордовской литературы». (72). Позже был издан сборник «Очерк истории мордовской советской литературы» (152), в котором наряду с другими рассматривалась проблема традиций в мордовской литературе. Обращение к вопросу традиций мордовской литературы было необходимым и оправданным, так как создание мордовской письменной литературы продолжило собой многовековую историю богатого устного народного творчества мордвы. Уже в начале двадцатого века из мордовского народа выдвигаются талантливые писатели: C.B. Аникин, З.Ф. Дорофеев, А.И. Завалишин, М.П. Герасимов, - сумевшие в своих лучших произведениях отразить особую опоэтизированную действительность, истоки которой вышли из народной поэзии.
Огромный внутренний потенциал народной поэзии долгое время оставался одним из действенных средств, способствовавших динамическому развитию прозы, в том числе и романа. Развитие мордовского национального романа шло по сложному пути поисков подхода к созданию полотен подлинной самобытности, отражающих дух и мысли народа. Не случайно замыслы первых стихотворных романов: «Ламзурь» А.Д. Куторкина, «Кинель» A.M. Лукьянова - подразумевали эпический размах, такой подход к освоению жанра романа был исторически оправдан, так как писатели отправной точкой своих произведений избирали народный эпос. Выработавшиеся веками традиции народного поэтического творчества действительно открывали огромные возможности для создания крупных эпических полотен. Но простое перенесение фольклорных традиций в художественное произведение оказалось неудачным, так как события, представленные таким образом, утрачивали свою достоверность, кроме того не существовало исторических документов, достаточно точного представления об исторических событиях. Главной же причиной, помешавшей осуществлению замыслов писателей, было недостаточное развитие собственных национальных литературных традиций; вопрос их формирования сложен и многогранен, в каждой национальной литературе он решается по-своему, в соответствии с внутренним потенциалом, свойственным той или иной литературе. Развитие письменных традиций мордовской литературы представляет собой целый спектр особенностей; с одной стороны, характерных для многонациональной литературы, с другой - представляющих самобытный процесс художественного творчества, не имеющий аналогов в близких по условиям создания литературах. Литературные традиции объемлят все слагаемые поэтики художественного произведения, их развитие представляет собой диалектический процесс от первоэлемента литературы к ее высотам.
Определение путей развития национальных традиций и новаторства интересовало мордовских литературоведов на протяжении десятков лет. Свои концепции решения этого вопроса выдвигали известные мордовские литературоведы:В.В .Горбунов, Б.Е.Кирюшкин, Г.Борисов, В.М. Макушкин. Каждый из исследователей в соответствии со своими научными изысканиями пытался очертить круг возможного развития традиций мордовской литературы, их связи и синтез. Так В.В. Горбунов (71) определяет традиции мордовской поэзии, в монографии Б.Е. Кирюшкина «Мордовский советский роман» (106) отмечены некоторые особенности развития традиций мордовского романа. Внимание А.Г.Борисова (41) направлено на рассмотрение отдельных элементов фольклора, вписавшихся как в поэтические, так и в прозаические жанры. Эти исследования послужили основой для формирования системы взглядов на представление о развитии различных жанров романа. Совокупность этих взглядов, критериев открывает возможности для дальнейшего изучения особенностей традиций и новаторства мордовского романа. Конечно, по прошествии нескольких десятилетий не все научные гипотезы получили подтверждение. Это естественный процесс развития литературоведения, который не может протекать без связи с социальными изменениями в жизни общества. Время расставляет свои акценты, предугадать последующее развитие национально-художественных традиций романа не всегда под силу даже самым взыскательным критикам, так как художественное творчество не подчиняется четко очерченным системам. Исходя из этого, нам представляется наиболее приемлемым рассмотрение национально-художественных традиций и новаторства мордовского романа в неразрывной связи с процессом формирования творческой личности художника.
Актуальность исследования заключается в назревшей необходимости внимательного изучения жанра мордовского романа как проявления самобытного, глубоко национального творчества мордовских писателей. Пути формирования мордовского романа, несмотря на сравнительно быстрое развитие, не были простыми. Нужно было открыть этот жанр в то время, когда совсем близко продолжал свое шествие прославленный русский роман. Освоение жанра в мордовской литературе как нельзя лучше раскрывает стремления художников к поискам самостоятельной художественной формы, способной с возможной полнотой раскрыть их мировосприятие. Значительный временной отрезок (30-90-е годы) позволяет очертить наиболее важные закономерности развития мордовского романа. В предыдущей критической литературе, конечно, рассматривались первые мордовские романы, но тенденциозность общепринятых норм критики накладывает свой отпечаток на исследования. Социально-политическое содержание романов порой заслоняло их художественную ценность, которая, по нашему мнению, оказала сильное воздействие на все последующее развитие жанра. В данном случае необходимым становится восстановление правильной последовательности в восприятии созданного прежде художественно-эстетического опыта и последующего его обогащения. Наиболее важным в связи с этим представляется выявление тех положительных тенденций, которые существовали в самых первых романах, так как уже здесь проявился талант молодых мордовских писателей.
Удача такого крупного жанра как роман не могла быть случайной, заимствованной, ей предшествовала учеба у таких талантливых прозаиков начала XX века, как C.B. Аникин, А.И. Завалишин. К 30-м годам в мордовской литературе уже существовал достаточный, художественный опыт, позволявший приступить к созданию романа, но успех его мог быть обеспечен при условии талантливости писателя. Долгое время проблема художественной ценности первых мордовских романов оставалась не до конца исследованной. Романы 30-40-х годов рассматривались как ступень к созданию крупного эпического произведения, отвечающего всем требованиям жанра. Казался неоспоримым факт недостаточной художественной зрелости первого романа, так называемого «первого блина», который почему-то обязательно должен был получиться комом. Обусловленность такого подхода к рассмотрению мордовского романа объяснялась ошибочным утверждением об отсутствии собственных развитых литературных традиций. Поверхностность и недостаточная научность такого утверждения уже была доказана в работах: «Художественный опыт народа и мордовская литература» А.Г. Борисова, «Формирование жанров и художественных традиций мордовской литературы конца XIX - начала XX века» С.А. Алешкиной и в других исследованиях. Развитие мордовского романа подводилось под общую схему развития близких национальных литератур. Но, как уже отмечалось, творчество не может подчиняться заранее уготованным системам. Точно так же, как не может существовать двух одинаковых романов, так не может уподобляться процесс развития одной литературы другой, как бы близки они ни были.
Интенсивность развития традиций и новаторства так же не может быть одинаковой на протяжении нескольких десятков лет. Она диктуется как внутренними, так и внешними факторами, оказывающими влияние на литературу объективными и субъективными причинами. Поэтому художественная ценность, динамизм, оригинальность и самобытность разрешения проблем, поставленных художником, не может рассматриваться в зависимости от времени выхода произведения. Вполне допустимым можно считать использование продуктивных художественных традиций 30-40-х годов в романах 70-80-х. В то время как многие романы, вышедшие в период 50-60-х годов, не послужили какому бы то ни было продвижению жанра.
Проблеме развития мордовской романистики были посвящены монографии Б.Е. Кирюшкина «Мордовский советский роман», В.М. Макушкина «Обретение зрелости», сборник «Современная мордовская литература в 60-80-е годы», диссертационные исследования, в которых были подробно рассмотрены произведения наиболее известных романистов, так и отдельные процессы, свойственные развитию мордовской романистики. Однако, несмотря на это, «в современной мордовской литературе по-прежнему преобладают общие схоластически политизированные суждения, за которыми с трудом улавливается представление о литературе как явлении художественно-эстетическом, развивающемся в сложной диалектике преемственности и обновления традиций» (176, 5). Насущно необходимым становится выделение и обобщение тех художественных поисков, благодаря которым произошло становление романа как жанра, ставшего достижением современного литературного процесса.
Осмысление сложных противоречивых катаклизмов, обобщение эс-тетико-художественного развития на современном этапе сталкивается с большими сложностями. И в то же время искусство не может двигаться вперед слепо, без обобщения предшествующего опыта. В национальной литературе становится важным определение творческих величин, сохранивших индивидуальность на протяжении нескольких десятков лет. В данном случае значительный временной отрезок, отделяющий нас от выхода произведений, рассматривается как период, необходимый для их своеобразного творческого отбора.
Мордовский национальный роман развивается преимущественно на трех языках: эрзянском, мокшанском, русском. Непосредственным материалом диссертационного исследования послужили романы Т.Раптанова, Т. Кирдяшкина, В. Коломасова, К. Абрамова, вышедшие на эрзянском и мокшанском языках, составившие классику мордовской литературы. Творчество мордовских писателей разнообразно по своему идейно-тематическому содержанию, способам отражения действительности. Вместе с тем, с течением времени в развитии жанра романа начинают просматриваться определенные тенденции, способствующие качественному обогащению жанра. «Научное изучение литературных явлений предполагает аналитическое рассмотрение их структуры, разработку системы понятий, категорий, характеризующих свойства, специфику художественных произведений, те или иные черты литературного процесса», - отмечает М.Б. Храпченко (196, 98). По мере углубления анализа произведений стала обнаруживаться недостаточная изученность специфики жанров при перенесении их на национальную почву. Проследить жанровое своеобразие произведений представляется возможным лишь на наиболее удачных образцах мордовского романа. Следовательно, изменение жанра нельзя рассматривать без своеобразного наблюдения за эволюцией творчества того или иного писателя. Наиболее удачными с этой точки зрения можно назвать творчество таких известных мордовских романистов, как А. Куторкин, К. Абрамов.
Процесс совершенствования художественного уровня произведений происходит своеобразно в творчестве различных авторов. Мы не стремимся выявить приоритетное значение творчества того или иного писателя, наиболее важным представляется осознание положительного импульса в художественном совершенствовании жанра романа.
Вопрос о совершенствовании художественных традиций мордовской прозы, в частности романа, со всей остротой встал уже в начале семидесятых годов. Выделение места и роли традиций становилось насущно необходимым по мере появления в художественной литературе явлений вторичности (появлялись произведения с одинаковыми сюжетами). «Преемственность литературных традиций велика, - отмечает A.B. Алешкин, - но в художественной практике утверждаются лишь те из них, в которых есть совместный, общественный и художественный опыт». Далее автор правильно раскрывает сущность традиции: «Главное место в литературе занимает жизнь, ее крупные социально-исторические события. Через них раскрываются главные проблемы современного общества, а литература показывает те или иные наиболее типичные явления. Эти проверенные временем явления и признаки, в основе которых заложены наиболее типичные стороны социально-эстетических воззрений народа, мы и называем традициями» (10, 81). В то же время значение традиций неоднозначно и многогранно, так как «литературные достоинства произведения не состоят в фатальной зависимости от его идейного содержания» (53, 74).
Процесс художественного творчества сложен и индивидуален, он с трудом поддается подведению под какие-либо четко очерченные правила. Тем более сложен этот процесс в национальных литературах, где жанровые границы еще не сформировались в полной мере. Такая особенность дает большие возможности для проявления самых смелых и многообразных писательских замыслов. Творчество мордовских писателей органически связано, с одной стороны, с богатыми фольклорными традициями народа, с другой стороны, происходит постоянное совершенствование жанра романа на основе достижений как русской, так и многонациональной литературы. Путь развития мордовского романа, несмотря на свою сравнительно недолгую историю, не был простым. Известным является мнение о невозможности перенесения инонационального опыта в какую-либо национальную литературу. Для плодотворного освоения традиций более развитой литературы нужно было развить собственные художественные традиции настолько, чтобы произошло их естественное слияние. Мордовский роман, плодотворно осваивая новые жанры, развивается по своим, обусловленным национальной спецификой, законам. Освоение эпических традиций народа стало одним из главных факторов совершенствования романного жанра. Так в мордовской литературе уже с 30-х годов начинает развиваться жанр автобиографического романа. В творчестве различных писателей этот жанр получает новое осмысление.
Документальная точность, очерковость одного из первых романов «Чихан панда ало» («Под Чихан горой») Т. Раптанова соотносится с дальнейшим развитием автобиографизма в романе Т. Кирдяшкина «Кели Мокша» («Широкая Мокша»). Развитие жанра происходит в тесной связи с его постоянным художественным обогащением, расширением эпического показа действительности. При этом главным критерием развития мы склонны считать не только жанровое совершенствование, но и уровень художественного воплощения образов, их авторского народно-эстетического восприятия.
Формирование литературно-художественных традиций - сложный процесс, для более полной характеристики которого необходимо объединить в целостную картину народно-эстетические представления о самых разных сторонах бытия, выяснить индивидуальное авторское отношение к происходящему. По мере развития различных жанров романа происходит изменение сферы воздействия традиций, оно распространяется на все составляющие жанра романа: язык, художественные образы, сюжет и т.д.
При рассмотрении национально-художественных традиций романа необходимо отметить своеобразие их развития в отдельной национальной^ данном случае, мордовской) литературе. Это своеобразие объясняется стремлением отразить взгляд на окружающую действительность, свойственный данному народу, созданный многовековым следованием национальной культуре, принятому жизненному укладу. Традиции, свойственные национальному мордовскому роману, проявляются в самых разнообразных видах, они концентрируют народный исторический опыт, вбирают в себя национальные особенности, характерные для людей и их отношения к окружающему миру, выступают в новом, измененном качестве.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в мордовском литературоведении рассматривается:
1) трансформация художественных традиций и новаторства, проявившаяся в романах 30-40-х годов;
2) воздействие высокохудожественных традиций на динамику развития жанра;
3) художественные особенности, присущие жанру мордовского романа;
4) дальнейшее разрешение проблемы национального характера в крупном эпическом повествовании.
Цель исследования - последовательное раскрытие особенностей национально-художественных традиций и новаторства мордовского романа.
Оценка художественных традиций и новаторства имеет важное значение не только как постижение законов развития жанра романа, но и определяет перспективы развития тех или иных из них.
Исходя из заданной цели, можно выделить следующий круг задач исследования:
1) определить взаимосвязь традиций и новаторства мордовского романа с традициями народного эпоса, а также жанрами письменной мордовской литературы, получившими достаточное развитие до 30-40 годов XX века;
2) обозначить наиболее популярные творческие идеи, продолжающие свое развитие в современном мордовском романе;
3) на конкретных художественных примерах показать возможную конфигурацию и дальнейшее освоение традиций и новаторства мордовского романа;
4) на основе полученных выводов и обобщений показать национальную специфику развития мордовского романа.
Решение вышеизложенных задач возможно при использовании всего спектра теоретико-методологических исследований, существующих в современном мордовском литературоведении.
Методологической основой диссертации стали современные литературоведческие концепции, направленные на изучение русского многонационального романа, развивающегося в тесном соприкосновении с общественными процессами и их отражающего.
Исследование традиций и новаторства мордовского романа невозможно без воспроизведения правильной исторической перспективы, лишенной предвзятости и конъюктуры, поэтому особое внимание автор уделяет исследованиям критиков, рассматривающих мордовский роман как явление не только литературное, но и социальное, историческое. Исходя из этого, основными принципами работы явились: конкретно-исторический подход, теоретическое и методологическое обоснование преемственности различных социальных периодов, существующих в истории мордовской литературы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы и выводы, основные положения диссертации представляют интерес для исследователей, занимающихся изучением национального своеобразия литератур, а также для дальнейшего развития проблемы традиций и новаторства в мордовском литературоведении. Материалы исследования могут быть использованы для создания учебников, методических рекомендаций по мордовской литературе для вузов и национальных школ Мордовии, как составная часть таких лекционных курсов, как "История мордовской литературы", "История мордовской культуры".
Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиции и новаторство мордовского романа"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сама действительность дает неиссякаемый источник развитию жанра мордовского романа. Вместе с расширением пространственно-временных масштабов значительно возрастало творческое умение писателей, таких, как Т. Раптанов, К. Абрамов, А. Куторкин, В. Ко-ломасов.
Но при этом нужно еще учитывать и то, что литературе, чтобы взять действительные высоты, необходима, помимо крупных индивидуальных талантов, еще и художественная атмосфера, насыщенная смелыми, требовательными исканиями. Именно такая атмосфера сложилась в мордовской литературе 30-40-х годов. Из среды мордовских писателей выделяются такие талантливые критики, как Ф. Чесноков, П. Кириллов, В.Виард. Старшее поколение мордовских писателей проявило себя не только как признанные мастера слова, создавшие в своих произведениях картины первых лет советской власти, ближайшей истории мордовского народа, но и наставники, вырастившие целую плеяду писателей, составивших цвет мордовской литературы.
В связи с этим можно утверждать, что в 30-40-х годах романы уже включали в себя те качества художественности, которые органически пришли из национального фольклора. Конечно, сегодня в любом из этих произведений можно найти существенные недостатки, такие, как неполнота психологического раскрытия образов, прямолинейность изображения. Но вместе с тем здесь впервые были созданы реалистически выписанные портреты, с большой точностью была отражена атмосфера социально-бытовой жизни времени. Первые романы не могли еще плодотворно осваивать опыт русской литературы в смысле создания широкомасштабных картин народной жизни. Это еще раз подтверждает суверенную историю роста национальной литературы, в которую нельзя искусственно привнести опыт соседней, пусть даже и близкой с точки зрения развития истории литературы.
Мордовский роман развивался, испытывая на себе многие особенности роста, присущие развитию жанра в более развитых литературах. Здесь можно упомянуть сентиментальность, которую можно наблюдать в первых романах о современности, в них присутствует разделение героев на положительных и отрицательных, включение в текст произведения бродячих анекдотов и т.д. Молодой литературе требовалось время для того, чтобы органически соединились, с одной стороны, богатые возможности народного эпоса, с другой - только начавшие развиваться возможности литературы.
Подвергнув внимательному изучению художественные достоинства произведений, оказавших, на наш взгляд, большое воздействие на формирование национальной традиции и новаторства, мы сделали ряд важных выводов.
Начиная уже с первых романов, в мордовской литературе формируются традиции, уходящие своими корнями в глубь народного эпоса. Это определение основных черт, составляющих суть национального характера. В центре повествования романов, рассматривающих ближайшую историю, обездоленная жизнь крестьянства в царской России. На примере судеб своих героев писатели стремятся раскрыть положение всего крестьянства в определенную историческую эпоху.
Особое место в мордовской романистике имеет раскрытие внутреннего мира героя. В этом отношении решительные шаги сделаны уже первыми романами. В 30-40-х годах этот вопрос стоял особенно остро.
Развитие литературы происходило в условиях необычайных возможностей. Литература, четко фиксирующая явления жизни, не могла пройти мимо этого факта. Многонациональная литература в середине 30-х годов представляла десятки и десятки подлинно народных типов, изображенных в органических связях с прошлым, несущих в себе правду нового мира. Свой вклад в этот процесс внесла и мордовская литература.
Каждая национальная литература в своем развитии дорастает до уровня, когда становится открытой многонациональному влиянию «чужому» художественному опыту» (187, 17). Способность воспринимать инонациональные традиции говорит о зрелости самой литературы. Тенденция такого плодотворного взаимодействия наблюдается в мордовской литературе уже в середине 50-х годов. Особенно наглядно это проявилось в «Яблоне у большой дороги». Роман представляется нам органичным сплетением национального эпоса и романтических традиций русской литературы. За судьбами героев романа просматриваются судьбы самых обездоленных представителей крестьянства и социальный фон, характерный для России начала 20 века. Картины народной жизни, изображенные в романах, получают эпический размах.
Мордовский роман приобретает черты историчности, героями произведения выведены реальные исторические лица, такие, как Байзуков, Попов, Панов. Роман «Яблоня у большой дороги» явился удачное продолжение традиций исторического романа, уже заложенных в романе «Черный столб».
Мордовский исторический роман 70-90-х годов отличается развитием оригинальных стилей повествования, разнообразием тематики. Проявляется интерес писателей к событиям нашей ближайшей истории, к изменениям, произошедшим в человеческом сознании на протяжении первых тридцати лет советской власти. Хорошо показано изменяющееся сознание народа в период коренных сдвигов в истории.
В центре романов остается история характеров, в процессе раскрытия которых предстает наглядная картина социальных отношений в обществе, противоречий и кризисов мордовской деревни начала века и первых лет советской власти.
Национальные традиции, нашедшие отражение в романах 70-х годов, связаны с особенностями художественных форм тридцатых годов. Это проявилось в особо жесткой реалистичности картин народной жизни, драматизации сюжета произведения, влияющей в свою очередь на его динамическое развитие.
Особую роль в развитии исторических романов 70-90-х годов получает психологизация. Она развивается в основном по трем направлениям. В первую очередь, роль психологизации заметна в эпическом отражении жизни мордовского крестьянства в первой части трилогии К. Абрамова «Лес шуметь не перестал», в романе А.Кутор-кина «Валдае-вы». Совершенно иной способ психологизации используется при изображении главных героев. Здесь психологизм переходит в сферу подсознания образа, чей характер раскрывается постепенно через общение с другими персонажами в очень редких и немногословных ремарках автора. Такое изображение образа главного героя перекликается с народными традициями. Особое место в психологизации имеют женские образы. Героини романов остаются одухотворенными, драматическими натурами, неизбежно сохраняющими в себе лучшие черты национальных героинь.
Дальнейшее развитие получает психологизм в пейзажных картинах. Функции пейзажа в романе неоднозначны. Он становится средством раскрытия социального облика эпохи. Пейзаж в романе-трилогии К. Абрамова «Лес шуметь не перестал» выполняет многообразную функцию. Он помогает раскрыть душевное состояние главных героев, иногда переплетается утонченно-философским рассуждением автора о судьбах крестьянства в период исторических переломов. К. Абрамов предпринимает удачные попытки изображения широкомасштабных картин жизни посредством углубления психологизма, в том числе и пейзажного.
Эпический охват жизни народа всегда оставался предметом стремлений мордовских романистов. Однако из многочисленных романов, вышедших в период 70-90-х годов, лишь некоторые достигли этой цели. Этим авторам удалось дать правильную интерпретацию исторических событий, имеющих огромное значение для жизни и развития мордовского народа. «Взволнованный и глубокий отклик на впечатления бытия, проникновение за внешние грани явлений и событий, постижение дотоле неизвестных их особенностей - органическое свойство настоящего художественного таланта» (201, 9).
Современными писателями-романистами были продолжены традиции мордовского фольклора, отчетливо проявившиеся уже в самых первых произведениях мордовской литературы, органически вошедшие в ткань художественных произведений, вышедших в 70-90-е годы. Они помогли совершенствованию национального своеобразия как образов героев произведений, так и созданию неповторимых картин быта народов в тот или иной исторический период.
Менее скромными остаются достижения мордовского романа в отображении современности. «Пульсирующая» современность всегда с большим трудом поддавалась описанию. Следует отметить, что писателям, работающим с современной тематикой, удалось создать образ современника. В то же время образы, созданные Т. Раптановым, В. Коло-масовым, до сих пор остаются образцами в смысле реалистического отображения современной картины общества и героя как его типического представителя.
В романах о современности осуждаются такие явления, как потребительское отношение к жизни, инертность в управлении современной экономикой, разрастание бюрократизма. Современный мордовский роман продолжает овладевать такими средствами изобразительности, как психологизм, различные оценки стилизации и метафоризации речи героев, ассоциативность, внутренние монологи. Внимание писателей было сосредоточено на проблемах духовности человеческого труда, через который, в свою очередь, раскрывается социально-экономические проблемы современности. Литература «.нащупала болевые точки нашего бытия, неблагоприятные тенденции в социально-духовной сфере. Острейшие социальные и нравственные проблемы, которые сейчас находятся в центре внимания общественности, были представлены в ряде талантливых романов и повестей, пьесах, очерках, созданных писателями всех республик» (131).
В целом мордовский роман 70-90-х годов продолжил освоение реализма, отстаивая принципы объективного изображения действительности, историчности в значении конкретного времени, самой атмосферы происходящих событий. Таковы задачи романа как при отображении современности, так и исторического прошлого.
Важным отличительным свойством мордовского романа является национальная колоритность его содержания, которое обусловлено своеобразием народной жизни, традиций, созданием нации. Национальное содержание произведения находится в тесном взаимодействии с художественным мировоззрением писателя, его умением найти оптимально выразительные средства для отображения действительности. Большое внимание писатели начинают уделять форме произведения, появляется историко-биографический роман, роман-сказание. Роман продолжает исследование народной жизни.
В творчестве мордовских романистов наглядно проявились тенденции к показу с разных позиций общественного развития, сложности и противоречивости этого процесса.
Получают дальнейшее разрешение проблемы исторической действительности народа, этой теме были посвящены многие произведения мордовской романистики. К ним можно отнести «Широкую Мокшу» Т.Кирдяшкина, «Лес шуметь не перестал», «Пургаз» К. Абрамова. «Мордовский роман как «форма времени» в современных условиях стал художественной летописью социальной истории народа» (2, 121). Но этим не ограничиваются его реальные возможности. История мордовского народа - это лишь небольшая часть истории всего государства, рассматриваемая как самобытный образец единого целого.
В период 60-80-х годов мордовский роман переживает дальнейшее обновление. К. Абрамов показывает причастность мордовского народа к общеевропейской и мировой культуре.
Литература 70-90-х годов пытается разрешить проблему личности в истории народа. Удачными в этом отношении можно назвать романы «Сын эрзянский», «Пургаз», «За волю» К. Абрамова.
Национальный мордовский роман осваивает все новые и новые ступени жанра исторического романа. История народа всегда была в центре внимания мордовских романистов. Историчность присутствовала уже в первых романах «Широкая Мокша», «Яблоня у большой дороги». По прошествии нескольких десятков лет жанр исторического романа совершенствуется, развивая свои художественные и языковые возможности. На новый уровень поднимается реализм раскрытия человеческой личности, нравственности, сознания. Происходит процесс углубления и расширения исторической тематики. Писатели последовательно раскрывают историю народа, его традиции, нравы, культуру. Такое развитие романа дает неоценимые возможности в раскрытии национального характера, самобытной истории народа.
Мордовская романистика развивается, обогащая многонациональную литературу своеобразными произведениями, несущими в себе запас национальной духовности, нравственности. Своеобразие и новизна присуща не только отдельным образам, манере повествования, свое новое развитие получают и жанры романа. Большое влияние на развитие жанрового своеобразия мордовской романистики оказывает творческая манера писателя, задачи, поставленные ими при исследовании той или иной темы. Все это придает новые оттенки жанровому своеобразию романа в мордовской литературе.
Иными словами, мордовский роман органически дополняет развитие многонационального романа, перенося его заслуги на национальную почву, плодотворно осваивая их, дополняя новыми оттенками. В этом отношении возможности национального романа неисчерпаемы.
Список научной литературыКорнеева, Ольга Ивановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абрамов К.Г. Лес шуметь не перестал: Роман. М.: Советская Россия, 1970.-336 с.
2. Абрамов К.Г. Люди стали близкими: Роман. М.: Советская Россия, 1962. -42 с.
3. Абрамов К.Г. Олячинть кисэ: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. -411 с.
4. Абрамов К.Г. Пургаз: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1988. - 480 с.
5. Абрамов К.Г. Сын эрзянский: Роман. К. 1. -М.: Современник, 1974, 1974. -285 с.
6. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма.- Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1971. 156 с.
7. Александрова Л.П. Советский исторический роман: Типология и поэтика.- Киев: Вища шк., Изд-во при Киевском гос. ун-те, 1987. 158 с.
8. Алешкин A.B. Арьсемат: Литературно-критическяй сермадомань кярьмаз.- Саранск: Морд. кн. изд-сь, 1989. 200 с.
9. Алешкин A.B. Единство традиций (Народ и личность в мордовской эпической поэзии). Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1978. - 192 с.
10. Алешкин A.B. Кода шачендыхть традициятне // Мокша. 1971, - №5. -С. 81-84.
11. Алешкин A.B., Кавтаськин Л.С. Проза 1965-1966 годов // Мордовская литература последних лет: Вып. 37. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. -С. 54-124.
12. Алешкин A.B., Кузнецов Ю.Ф. Социалистическяй реализмань китне // Мокша. 1974. - №5. - С. 3-7.
13. Алешкина A.B. На путях ускоренного развития (О произведениях мордовской литературы 1970-1971 гг.) // Горизонты. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. - С. 158-162.
14. Алешкин A.B. Пейзажсь художественнай произведенияса // Мокша. -1961.-№4.-С. 99-103.
15. Алешкин A.B. Проза 1969 года // Очерки жанров мордовской литературы (1969-1971). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - С. 105-129.
16. Алешкин A.B. Романць-жанрась эпическяй // Мокша. 1971. - №4. -С. 84-87.
17. Алешкин A.B. Традиции, литература, жизнь // Сов. Мордовия. 1968. -11 июля.
18. Алешкина С.А. Формирование жанров и художественных традиций мордовской литературы конца XIX начала XX века: Автореф. дис. . .канд. филол. наук. - Саранск, 1990. - 16 с.
19. Алиева А. Фольклорные традиции в младописьменной литературе // Советский роман. Новаторство. Поэтика. М.: Наука, 1978. - С. 281-297.
20. Андреев Ю.А. Движение реализма. М.: Наука, Ленингр. отделение, -1978.-208 с.
21. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман 20-30 годы. М. -Л.: Изд-во АН СССР, Ленингр. отделение, 1962. - 167 с.
22. Анисимов И.И. Современные проблемы реализма. М.: Наука, 1977. -359 с.
23. Арапов С. Значительное произведение // Сов. Мордовия. 1960. -19 июня.
24. Арутюнов Л. Эстетические закономерности взаимодействия литератур // Пути развития советской многонациональной литературы. М.: Наука, 1967.-С. 185-216.
25. Аспект 1991: Современный литературный процесс, вопросы поэтики жанров / Вып. 106. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 240 с.
26. Бальцанова В. Книга ине художникте // Сятко. 1974. - №6. - С. 69-72.
27. Бальзак О. Об искусстве. М.: Искусство, 1941. - 453 с.
28. Бардин П. Летопись отчего края (к 80-летию со дня рождения А.Д.Куторкина) // Блокнот Агитатора, 1986.- №16. С. 17-20.
29. Басихин Ю. Книга о мордовском романисте // Сов. Мордовия. 1966. -23 окт.
30. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. литература, 1975.-С. 447-500.
31. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. -С. 396-541 с.
32. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М: Сов. писатель, 1963. -361с.
33. Бахтин М.М. Слово о романе //Вопросы литературы. 1965. - №8. -С. 84-90.
34. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
35. Бебан М.А. Тундань нармотть: Роман. Саранск: Морд. кн. изд-сь, 1962. -195 с.
36. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13 т.: Т. 1-13. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1957.
37. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур: Статьи. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд., 1981. - 495 с.
38. Борисов А.Г. К. Абрамовонь «Найман» романонть тонавтнемась школасо// Сятко, 1981. №4. - С. 66-68.
39. Борисов А.Г. Живой Эрзя // Сятко, 1972. - №2. - С. 72-76.
40. Борисов А.Г. Ловныцянть седейс // Сятко. 1984. №5. - С. 54-58.
41. Борисов А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. 190 с.
42. Боровиков С.Г. Перекресток традиций. М.: Современник, 1979. - 252 с.
43. Борщуков В., Османова 3. Методологические проблемы изучения советского романа // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978. - С. 5-53.
44. Бочаров А. Литература и время. М.: Наука, 1974. - 420 с.
45. Бочаров А. Эпос, миф, притча // Литературное обозрение, 1980. - №1. -С. 35-37.
46. Брыжинский А.И. Кода няфневи велесь // Мокша. 1984. - №1. - С. 6669.
47. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (5090 годы). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 192 с.
48. Брыжинский А.И. Современная мордовская проза: (движение жанра). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 232 с.
49. Брыжинский А.И., Щеглов Л.С. Эряфть эрек саноц. Войнать колга мокшэрзянь прозась // Мокша. 1985. - №4. - С.73-75.
50. Брыжинский А.И. Эрзянь инязор: К. Абрамовонь «Пургаз» романонть ловномадо мейле // Эрзянь правда. -1991.-16 февр.
51. Бузакова Р.К. К. Абрамовонь «Эрзянь цера» романонть кельвалось // Сятко. 1977. - №3. - С. 57-63.
52. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. М.-Л.: Сов. писатель Ленингр. отд, 1964. - 395 с.
53. Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня. Л.: Наука, 1967. - 312 с.
54. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975. -157 с.
55. Васильева Р. Кезэрень шкас варштазь (К.Г. Абрамовонь «Пургаз» романонть презентация) // Эрзянь правда. 1993. - 23 окт.
56. Васильева Р. О хозрасчете, молодом бригадире и о любви («Поклонись борозде) // Мол. Ленинец. 1989. - 16 апр.
57. Вахитов А. Башкирский советский роман. М.: Наука, 1978. - 160 с.
58. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989.- 268 с.
59. Вдовина JI. Широкая Мокша // Ученые записки МГУ № 21. Серия филолог. Саранск: Изд-во Морд, унта, 1962. - С. 176-190.
60. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975. -344 с.
61. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Д.: Худ. лит., 1939. - 572 с.
62. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с.
63. Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. Материалы дискуссии 11-15 янв. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 439 с.
64. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. М.: Наука, 1980. - 360 с.
65. Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература. М.: Наука, 1978. - 263 с.
66. Воробьева H.H. Характер в исторической перспективе. Проблема историзма в русской советской литературе 60-80 годы. М.: Наука, 1986.- 262 с.
67. Воронский А.К. Избранные статьи о литературе. М.: Худ. лит., 1982. -527 с.
68. Габдиров И.Х. О национальном и интернациональном в советской литературе. Алма-Ата: Наука, 1978. - 236 с.
69. Гей Н.К. Образ и художественная правда // Теория литературы: В 3-х т. Т. 1.М.: Наука, 1963.-С. 115-143.
70. Гей Н.К. Соотношение факта и идеи как проблемы стиля // Художественный опыт М. Горького. М.: Наука, 1974. - С. 319-320.
71. Герасименко Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М.: Наука, 1986.-320 с.
72. Горбунов B.B. Влияние великой русской литературы на развитие мордовской литературы // Сов. Мордовия. 8 авг.
73. Горбунов В.В. Поэзия душа народа (О становлении, развитии и современном состоянии мордовской поэзии). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973.-296 с.
74. Горбунов Г. Велесэ од эрямонть кис //Эрзянь правда, 1985. 12 янв.
75. Горбунов Г. Тетятнень киява // Эрзянь правда, 1966. 5 июля.
76. Горбунова E.H. Перед лицом новой действительности. М.: Сов. писатель, 1974. - 397 с.
77. Горбунова E.H. Проблема межнационального взаимодействия в современной художественной литературе // Взаимодействие и взаимообогащение. Л.: Наука, 1988. - С. 221-250.
78. Горький М. Полн. собр. соч.: В 30 т.: Т. 15. М.: Наука, 1972. 637 с.
79. Грифцов Б.А. Психология писателя. М.: Худ. лит., 1988. - 462 с.
80. Грифцов Б.А. Теория романа. Мосполиграф, 1927. - 152 с.
81. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1990. - 280 с.
82. Даньчин М. «Розень кшись» Тусь мельс // Эрзянь правда, 1980. 15 апр.
83. Девин И.М. Нардише: Роман. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. - 429 с.
84. Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. -213 с.
85. Девяткин Г.С. Трилогия К.Г. Абрамова «Сын эрзянский»: национальная проблематика и художественное своеобразие // Аспект: Исследования по мордовской литературе: Вып. 106. Саранск, 1993. - С. 109-123.
86. Демин В. Сумрачный отблеск колоколов // Известия Мордовии, 1996. -27 нояб.
87. Демин В.И. Традиции и жанры мордовской сатирической литературы: Автореферат дис. . .канд. филол. наук. Саранск, 1993. - 16 с.
88. Джамбинова Р. Поэтика современного калмыцкого романа. Элиста, Колмиздат, 1974. - 95 с.
89. Диалектова A.M. М.М. Бахтин в жанре воспитательного романа // Проблемы научного наследия М.М. Бахтина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.-С. 41-51.
90. Днепров В. Черты романа XX века. M.-JL: Сов. писатель, 1965. - 548 с.
91. Добренко Е.А. Кризис романа // Вопросы литературы. М. - 1989. - №6. -С. 3-34.
92. Долгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. - 303 с.
93. Ершов Л.Ф. Русский советский роман (Национальные традиции и новаторство). Л.: Наука, Ленингр. отд., 1961. - 340 с.
94. Ермаков Ф.К. Творческие связи удмурдской литературы с русской и другими литературами. Ижевск: Удмуртия, 1981. - 196 с.
95. Ендол А. Раужо палмань: Роман. М.: ГИХЛ. - 1934. - 208 с.
96. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. -Л.: ЛГПИ, 1973.- 136 с.97.3атонский Д.В. Искусство романа XX век. М.: Худож. лит., 1973. - 536 с.
97. Зиновьев Н. Валдо «Келей Мокшась» // Эрзянь правда. 1993. - 16 февр.
98. Зиновьев Н. Кочкодыкень моро // Эрзянь правда. 1993. - 9 сент.
99. Зиновьев Н. Модань азорт // Эрзянь правда. 1988. - 31 дек.
100. Зиновьев Н. Розень кшить танстезе // Эрзянь правда. 1982. - 2 дек.
101. Зиновьев Н. Тирень енксонь валдо теште // Эрзянь правда. 1993. -7 авг.
102. Имяреков М.Г. Тяниень пингонь мокшэрзянь литературась. Саранск: Изд-во морд ун-та, 1994. - 94 с.
103. Историческая поэтика. М.: Наука, 1986. - 335 с.
104. Кирдяшкин Т. Кели Мокша: Роман. Саранк: Мордов. кн. изд-сь, 1953. -297 с.
105. Киричек П. Неоткрытые острова: о русской ветви в мордовской литературе // Сов. Мордовия. 1973. - 19 июля.
106. Кирюшкин Б.Е. Андрей Дмитриевич Куторкин // История мордовской советской литературы. Т. 2. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. - С. 126146.
107. Кирюшкин Б.Е. Мордовский советский роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965.- 181 с.
108. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теорико-исторический очерк. -М.: Сов. писатель, 1963. 44 с.
109. Кожинов В.В. Современная жизнь традиций: Размышления об абхазской литературе // Дружба народов. 1977. - №4. - С. 251-263.
110. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретический и практический очерк. М.: Сов. писатель, 1963. - 439 с.
111. Коломасов В. Лавгинов: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1989. -224 с.
112. Контекст: Литературно-теоретические исследования / АН СССР. Институт мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 1984. - 237 с.
113. Кузнецов М. Советский роман. М.: Сов. писатель, 1986. - 413 с.
114. Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. М.: Сов. писатель, 1984. - 511 с.
115. Кузьмичев И. Путь к роману // Октябрь. 1973. - №5. - С. 162-166.
116. Куторкин А.Д. Лажныця Сура: Роман: В 3 кн. Саранск: Морд, кн изд-сь, 1969-1988.
117. Куторкин А.Д. Валдаевы: Роман. М.: Сов. писатель, 1976. - 463 с.
118. Куторкин А.Д. Яблоня у большой дороги: Роман. М.: Сов. писатель, 1961.-272 с.
119. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь: ПТУ, 1985. -79 с.
120. Лихачев Д.С. Своеобразие исторического пути русской литературы X-XVIII веков // Русская литература. 1972. - №2. - С. 3-36.
121. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. М.: Сов. писатель, 1967. - 372 с.
122. Ломидзе Г. Национальная культура и народность литературы // Дружба народов. 1971. - №2. - С. 238-255.
123. Ломшин М.И. Жанровое своеобразие романа трилогии «Бурливая Сура» // Аспект 1989. Исследования по мордовской литературе. Вып.1986. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. - С. 122-146.
124. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.-С. 20-36.
125. Лукьянов А. Светлый путь: Роман. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. -224 с.
126. Макушкин В. Встреча с Эрзей // Сов. Мордовия. 1974. - 19 июня.
127. Макушкин В. На большаке // Край мордовский: Лит.-худ. сборник. -Саранск: Мордов. кн. изд. 1976. - С. 216-217.
128. Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.-223 с.
129. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель,1987.-318 с.
130. Марков Г.М. Никогда не отгораживаться от тревог современного мира, от жизни нашего народа // Литературная газета, 1986. 25 июня.
131. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. 296 с.
132. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М.: Наука, 1986.-320 с.
133. Мигунов A.A. Традиции и новаторство в русской советской литературе. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
134. Мотылева Т.Л. Роман свободная форма: Статьи последних лет. - М.: Сов. писатель, 1982. - 399 с.
135. Надъярных Н.С. Единство литературного процесса. Некоторые тенденции развития современной литературы // Советская многонациональная литература. М.: Высш. школа, 1986. - С. 147-177.
136. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур (Три очерка). М: Изд-во АН СССР, 1963. - 227 с.
137. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. - 359 с.
138. Новаторство и художественное многообразие литературы и искусства. М.: Мысль, 1970. - 285 с.
139. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978. - 690 с.
140. Обновление традиций. Ставрополь: Ставропольский мед. ин-т, 1974. -70 с.
141. Овчаренко А.И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. М.: Современник, 1988.-621 с.
142. Овчаренко А.И. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М.: Сов. писатель, 1968. - 316 с.
143. Озмитель Е. Наследие классики и киргизская литература. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. - 284 с.
144. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. М.: Сов. писатель, 1976. - 367 с.
145. Оскоцкий В.Д. Литературный герой и его национальный характер // Дружба народов. 1966. - №5. - С. 259-273.
146. Оскоцкий В.Д. Роман и история: Традиция и новаторство советского исторического романа. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 227 с.
147. Оскоцкий В.Д. Роман и история: Традиции и новаторство. М.: Худ. литература, 1980. - 384 с.
148. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературе Современного Востока (Традиции и современность). М.: Наука, 1972. -256 с.
149. Осовский О. Прикосновение к истокам // Молодой ленинец. 1990. -27 апр.
150. О традициях и новаторстве в литературе. Уфа: Башк. ун-т, 1980. -167 с.
151. Очерк истории мордовской советской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1956. - 156 с.
152. Павлиевский П.В. Литература и теория. М.: Сов. Россия, 1979. -287 с.
153. Панков В.К. Традиции в движении. О современной советской литературе. М.: Сов. писатель, 1971. - 318 с.
154. Пархоменко М.Н. Традиции в движении. О современной советской литератруре. М.: Сов. писатель, 1982. - 464 с.
155. Пауткин А.И. Советский исторический роман. М.: Знание, 1970. -111 с.
156. Переверзин В.М. История и топология. Якутск: Якут. гос. ун-т, 1984. - 103 с.
157. Петайкин М. Роман для жестокого времени // Мордовия. 1993. -22 июня.
158. Петров С.М. Русский советский исторический роман. М.: Современник, 1980. - 412 с.
159. Печенкин И.П. Принцип историзма и проблема современности исторического романа // Проблема историзма советской литературы. — Курск, 1984.-С. 3-24.
160. Платонов А. Чевегур: Роман. М.: Худ. литература, 1990. - 655 с.
161. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. -343 с.
162. Потемкина JI.Я. К проблеме внутрижанровой классификации романа в советском литературоведении // Актуальные вопросы теории и истории зарубежного романа XVII-XX веков. Днепропетровск, 1984. - С. 3-15.
163. Поэтика литературы и фольклора. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980.-125 с.
164. Проблема историзма в русской советской литературе 60-80-е гг. М.: Наука, 1986. - 262 с.
165. Проблема исторической поэтики: Сборник научных трудов. -Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1992. 193 с.
166. Проблемы поэтики. Самарканд: Самарканд, гос. ун-т, 1873. - 350 с.
167. Проблемы теории литературной критики. С.-М.: Изд-во МГУ, 1980. -262 с.
168. Пути и судьбы: Диалог братских литератур. М.: Литературная газета, 1980.-430 с.
169. Раптанов А. Чихан панда ало: Роман. Саранск: Морд. кн. изд-сь.1985.-208 с.
170. Реизов Б.Г. История и теория литературы. Л.: Наука. Ленингр. отд.,1986.-318 с.
171. Роль прогрессивных литературных традиций в развитии и взаимообогащениии социалистических культур. М.: Наука, 1986. - 332 с.
172. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. - 268 с.
173. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та Куйбышев, фил., 1990. - 252 с.
174. Самошкин А. Ведущий принцип литературы // Сов. Мордовия, 1970. -20 июня.
175. Самошкин А. Книга скуптольпторть од шкадонзо // Сятко. 1974. -№3. - С. 65-68.
176. Связь времен. О традициях советской литературы. Сборник лит.-критич. статей. М.: Сов. Россия, 1964. - 414 с.
177. Селезнев К.И. Вечное движение: (Искания современной прозы 60-х -начала 70-х гг.). М.: Современник, 1976. - 237 с.
178. Советская литература: Традиции и новаторство: Межвузовский сборник. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 139 с.
179. Советская мордовская литература 60-80-е годы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-236 с.
180. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978. - 693 с.
181. Современное литературное развитие и проблема преемственности. -Л.: ЛГПИ, 1977.- 128 с.
182. Современный роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978. - 690 с.
183. Соколова В. Литературань кели аськолксонза // Мокшень правда. -1975. 13 ноября.
184. Спектор А.Л. Жанр больших возможностей: Исторический роман -биография // Проблема жанра. Душанбе, 1984. - С. 25-34.
185. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С. 5-14.
186. Султанов К.К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. М.: Наука, 1989. - 621 с.
187. Суровцев Ю. Читая статьи о национальном своеобразии // Вопросы литературы. 1960. - №5. - С. 36-58.
188. Сухнев В. Свет своего окна // Литературная Россия, 1989. 24 марта.
189. Тамарченко Н.Д. Реалистический тип романа (Введение в типологию русского реалистического романа XIX века). Кемерово: КГУ, 1985. -89 с.
190. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. - 195 с.
191. Тимофеев А.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. -448 с.
192. Типология народного эпоса (сб. статей). М.: Наука, 1975. - 327 с.
193. Традиции и новаторство. Из истории фольклора и литературы. -Кишинев: Штиица, 1973. 96 с.
194. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. Красноярск, 1987. - 217 с.
195. Урнов Д.М. Дж. Джойс и современный модернизм (Современные проблемы реализма и модернизма). М.: Наука. - 615 с.
196. Утехин Н.Т. Жанры эпической прозы. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1982.- 185 с.
197. Федин Конст. Писатель, искусство, время. М.: Сов. писатель, 1961. -592 с.
198. Флобер Г. Собр. соч.: В 5 т.: Т. 5. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 532 с.
199. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худ. лит., 1986.-439 с.
200. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Худ. лит., 1977. - 446 с.
201. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1982. - 415 с.
202. Черапкин Н.И. Современная мордовская литература. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1954. - 206 с.
203. Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). -М.: Изд-во МГУ, 1982. 192 с.
204. Чернышевский Н.Г. Полн. Собр. соч.: В 15 т.: Т. 4. М.: ОГИЗ, 1948. -981 с.-177206. Чигрина В.Г. К вопросу о жанре историко-революционного романа // Проблемы историзма советской литературы. Курск, 1984. - С. 24-37.
205. Чичерин A.B. Возникновение романа эпопеи. М.: Сов. писатель, 1975. -376 с.
206. Шаронова Е. Пургаз инязорось ды К.Г. Абрамовонь «Пургаз» романозо// Сятко. 1995. - С. 126-131.
207. Гете и Шиллер. Переписка 1794-1805: В 2-х т.: Т. 1. M.-JL: Academia, 1937.-409 с.
208. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. - 383 с.
209. Шошин В.А. К проблеме взаимодействия национальных литератур в современном литературоведении // Взаимодействие и взаимообогащение. -Л.: Наука, 1988.-С. 7-44.
210. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. Л.: Наука, 1989. - 247 с.
211. Элсайнек А .Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М.: Изд-во МГУ, 1985.-183 с.
212. Элсайнек А.Я. Своеобразие романа как жанра. М.: Изд-во МГУ, 1978. -78 с.
213. Элсайнек А.Я. Типология романа / Теоретический и историко-литературный аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 156 с.
214. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. - 460 с.