автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Традиции и новаторство в творчестве Ю. П. Казакова

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Байниева, Куляш Темиргалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Традиции и новаторство в творчестве Ю. П. Казакова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции и новаторство в творчестве Ю. П. Казакова"

МОСКОВСКИ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имена В. П. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 053.01.19

На правах рукописи

БЛШПП'ЖА Куляш Тсмнргалнсвна

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ 10. П. КАЗАКОВА

Сисциллмиость 10.01.02 — литература народов СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата; филологических наук

Москва 1993

Работа выполнена в Московском ордена Ленина р ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный р у к о в о д и т е л ь:

кандидат филологических наук, доцент В. А. СЛАВИНА

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук А. М. МИНАКОВА/

кандидат филологических наук Т. В. САСЬКОВА

Ведущая организация: Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН.

/ Р

Защита диссертации состоится г. г»

10 часов на заседании специализированного совета К 053.01.19 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Лешша н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина но адресу: Москва, Малая Пироговская ул., 1, ауд..............

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина по адресу: 119882, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

//

Автореферат разослан ч.1.г?.....у> 19дЗ г.

Ученый секретаре $1 енпализированпого совета т А. В. КАРАВАШКИН

ОБЩАЯ ШШТРтТШ. РЖОТЫ

; Образно говоря, движение. всемирной истории южно представить в вэде бесконечной кривой,, где точки минимума обозначай упадок, а точки максимума воплощай расцвет цивилизации. Плавная, безмятежно-спокойная эволюция сменяется коренной ломкой сложившихся устоев в тех или иных сферах общественной аизни, достигая своего апогея в социальной революции. '

Переживаемое Россией и другими, в недавнем прошлом братскими республиками бывшего Советского Coma, время уже сейчас оценивается как смутное. Разрушена некогда мэгучая держава, оборонный, экономический, культурный потенциал которой порождая уважение всего мирового сообщества; искажается, а порой и оплевывается история, пусть и коммунистическая, но история великой страны; на смэну повальному единогласию и единомыслию, ныне ностальгически ощутимой уверенности в завтрашнем дне, пришли, 1ф0ме ajero прочего, духовные разброд и шатания, массовая потеря ценностных ориентаций у взрослой части населения и полное отсутствие веры в какие-либо общественные идеалы среди значительного слоя, современной молодежи.

. С учетом такого переломного характера нынешней исторической ситуации обращение к проблеме взаимодействия традиций и новаторства, даже на материале литературы, приобретает особую актуальность. Этим подчеркивается как бы непрерывность , исторического процесса, непреходяцее значение р нем предшествующего социального опыта, накопленного в различных областях как материальной, кя к духовной сфер общественной яизнн.

Творчество Ю.П.Казакова / 1927-1982 / - известного русско-зв: писателя - связано о развитием советской прозы 50-7О-х годов Это быта время тотального проникновения КПСС во все поры соци- : адьной жизни, особенно сщутиш и властно партийный диктат осуще-< ствлядоя в области идеологии и искусства. Учет специфики политического режима, особенностей царившей в стране духовной атмосферы, проявившейся в литературе в назавдешш и официальном признание лишь метода социалистического реализма, позволяет более чет-

ко и взвешенно понять мировосприятие такого писателя, как Ю.Казаков, своеобразие его ивдиввдуальной творческой манера.

В центре худоаественно-эстетической концепции Ю.Казакова находится -частная жизнь иадивзда, вовлеченного в орбиту художественного анализа в отдельны!,, фрагшнтгрно взятый юмент сво-. его бытия. Писателя, в отличие от его маститых, собратьев! по перу, вовсе нэ интересует человек как активный субъект общественных отношений, в этом коренится нравственно-философский пафос и лирический характер творчества писателя." Отсвда, глубокий и стойкий интерес автора к "патриархалъцЕне", к быту и жизни ян- . телей Русского Севера, в сохранявшейся укладе деятельности и образе миросозерцания которых, писатель ввдит истоки национального бытия и истинный смысл человеческого существования. Именно этим обусловлено преклонение ©.Казакова перед могуществом и красотой природы, которая выступает у него в качестве самодостаточной нравственно-эстетической ценности.

Нельзя утверждать, что Ю.Казаков относится к числу "камерных" писателей, что он не ставит в своем творчестве больших общественных проблем. В его произведениях обнаруживается постоянный поиск новых тем, сджетов, героев, новых средств художественного воплощения персонажей, поиск иных форм повествования. Веслу чайно поэтому дальнейшая творческая эволюция писателя характеризуется обрацением к элементам сатирического изобретения совре- . менной ецу действительности, а тате попыткой осмыслить средствами литературы фатальное и губительное воздействие войны на судьбу человека.

Особенности художественно-эстетической концепции ю.Казака-^ ва нашли своеобразное преломление в литературной форма его про- -наведений, определив приверженность писателя нанру рассказа. В фабульном отношении его произведения непритязательны, они не захватывает воображение читателя занимательностью и закрученвостьв скхета. событийная канва в них отходит на задний план, уступая место художественному осмысленно переживаний и настроений героев. для передачи душевного состояния персонажей прозаик активно использует различные приемы ритыазащш повествования; *

Авторскбе начало в его произведениях мшет быть сведено до минимума, когда писатель предоставляет действующим лкцаи право самостоятельно высказать йереполндацие их мысли и чувства. В иных; случая: автор передает собственное отношение к происходящему, выступая в образе героя-рассказчика, в качестве самостоятельного персонажа у Ю.Казакова мояет выступать и природа, которая то помогает героям понять смутные и неосознаваемые влечения души, то подталкивает иг к принятии верного решения.

Подобно произведениям классиков русской литературы финалы рассказов Ю.Казакова носят открытый характер, его герои не поддастся однозначной оценке. Автор словно предлагает читателю сшоцу домыслить, д©рассказать прочитанное.

Новаторский характер творческих поисков Ю.Казакова сопро-вовдалея сознательной приверженностью писателя традициям вели-вой русской классической литературы, вдейно-художественные до-стихения которой, он осмысливая и творчески преобразовывал на материале современной ему действительности.

Итак, общечеловеческая, направленность идейного содержания произведений Ю.Казакова, новаторский и оригинальный характер его ивдиввдуальной манеры созвучны духу свободы и свободомыслия, пронизывающих содержание нынешнего этапа истории страны. В этой . связи актуальность поставленной в диссертации проблема существенно возрастает.

Вместе с тем актуальность исследования вызывается и специфическим научным интересом, стремлением разрешить неразработанные или малоразработанные вопросы литературного наследия писаг-теля.

Степень научной разработанности проблемы, проблема тради-> ции и новаторства относится к разряду вечных проблей эстетики и конкретно-искусствоведческих дисциплин, поскольку отражает про--цесс и результат художественного творчества. Фувдаментальшй характер данной проблеш обусловил введение в структуру диссертации первой главы, которая носит теоретический характер. При освещении этого раздела соискатель -опирался на методологические положения В.Г.Белшского, Л.Н.Толстого, Я.Г.Чернышевского, а также на труды известных философов / Баллер Э.А., Маркарян Э.С. и др./, литературоведов и эстетиков / М.М.Бахтин, Ю.Б.Борев,

В. В.Ван слов, В.В.Ксшшов, Д.С.Лихачев, М.Б.Храпченхо и др./. Наиболее существенную помощь в раскрытии содержания первой главы оказали работы А.С.Бушмина.

Изложение последующих: глав опиралось на литературоведческие исследования по проблемам русского и современного рассказа / В.В.Гусев, Э.А.Шубин и др./, на работы, в которых рассматривается творчество А.П. Чехова, И. А.Бунина, „И. С. Тургенева, а также на многочисленные критические статьи, посвяценные анализу художественных: произведений Ю.Казакова. В диссертационных работах Н.А.БряЗиной, А.П.,Ка0аркина, Н.А.Куц'елько, Р^Д.Цивина рас-, крывштся отдельные аспекты художествеиного мастерства писателя: роль художественной детали и ее-значение в композиции произведений, приеш раскрытия характера героев, особенности сшета. Единственной диссертацией, специально посвященной анализу творчества Ю.П.Казакова, является работа Н.АЛекулиной, в основу которой положен проблемно-хронологический принцип исследования. Большая и плодотворная работа по изучению литературного наследия прозаика йроделана и.С.Кузьмичевым. Им написана единственная пока монография о В.Казакове. Кроме того, он участвовал в подго- , товке к изданию книги набросков и^задаток, непублиновавшихся презде произведений писателя. •

Вместе с тем в научной и критической литературе о Ю.Казакове до сих пор отсутствует целостный анализ бунинских.-традиций/-в рассказах худскника, не в полной мере освещено тургеневское начало в его творчестве. Рассмотрение основных этапов эволюции ■ Ю.Казакова как мастера художественного, слойа осуществляется вне связи с ранним периодом его творчества и без учета особенностей . незавершенных произведений. Диссертант в ходе своего исследовав ния попытался преодолеть отмеченные недостатки и упущения.

Целью исследования, в прямом соответствии с его цредмэтом," является анализ взаимодействия традиций русской классической литературы и новаторских поисков в творчестве С.П.Казакова.

Определение цели исследования дает возможность сформулировать его основные задачи: -

- показать специфику взаимодействия традиций и новаторства в литературе и искусстве;

- раскрыть творческий характер усвоения идейно-художест- , венных достижений русской классической литературы в произведе-,

ниях писателя; . . -

• .- выявить существенные черты художественно-эстетической концёпции и художественного мышления Ю. Казаков а;

- показать своеобразие-творческой манеры прозаика. • • Научная'новизна исследования состоит в следующем: ■ - - проводится анализ вдейно-эстетической и.стилевой общности Ю*Казакова и представителей русской классической литературы / 'А.П.Чехов, И.А.Бунин,.И.С.Тургенев /, причем, традиции И.А.Бу-\ ' нина впервые рассматриваются подробно;

...... "г- выявляются особенности художественной структуры произведений писателя; ■ '

г показывается значение ранних и'незавершенных произвел е-. ней, а; такке переводческой деятельности К>.Казакове-для понимания • ' его аанровых поисков. .•

'. .Исследование литературного наследия; осуществляется в кон-• тексте,- социально-исторической и культурной ситуации, окружавшей

хуцо&шка. ..... . . ■

, " практическая и теоретическая значимость надтояцего исследования состоит в определенном вкладе автора в разработку вопро-. сов литературного, наследия Ю.Казакова, а также в возможности ис-; пользования материала диссертации в процессе преподавания истории русской литературы. ' ' Апробадия результатов и основных положений диссертационной работящосуществлена в публикациях соискателя, его выступлениях ' •,.' на. научных-конференциях^ и методологических семинарах. -

.'■••: структура работы.Диссертация состоит из введения, трех ;. йлав, заключения и библиографии. , ' ,

• ; ОСНОВНОЕ ССДЕРХАНИЕ РАБОТЫ ' .

' До введении обосновывается актуальность темы исследования, дается, краткий анализ критической и научной литературы по ука-- заниой проблеме,. формулируются цель и зздачи диссертационной ра. боты, .излагается научная новизна исследования.

. ■ 'Первая глава работы - "Теоретические аспекты проблемы тра-■ дицнй'и новаторства"состояцая из двух параграфов, дает схатое изложение особенностей взаимодействия наследуемого"!* собственно - творческого в искусстве и литературе.

• ■В первом паралтр'а-'йе освещается понимание специфики взанмо-

проникновения традиций и новаторства в искусстве современной эо-тетической шслыо. Определял художественные традиции как переда» ющийся во времени необозримо-обширный художественный опыт, который откристаллизовался в подлинных шедеврах мирового искусства, автор ввделяет в качестве основных мировоззренческие, эстетические, национальные, формообразующие и предметные'их компоненты. Рассматривая новаторство как глубокое, существенное изменение искусства, способствующее его прогрессу и охватывающее црезадлце-ственно содержание или форму художественных произведений, диссертант высказывает аргументированную мысль о необходимости введения в научный оборот категории "художественная новация". -

Развитие любого ввда и жанра искусства на любом временном отрезке их существования представляет собой неперерывное взаимодействие старого и нового, обнаруживаемое то в явном, то в скрытом воде. Раскрывая существенные стороны диалектической взаимосвязи традиций и новаторства в искусстве, диссертант переходит к характеристике категории "художественная преемственность" как понятия, интегрирующего в своем содержании смысл анализируемых терминов. В этой связи соискатель выступает против тех распространенных утверждений, в которых понятие "художественная преемственность" рассматривается как синоним понятия "худоаественная традиция". В завершаощей части параграфа.раскрывается сущность влияния, заимствования и подражания как наиболее общих форм, в. которых реально проявляется взаимодействие традиций и новаторства в искусстве.

Второй параграф раскрывает специфику взаимодействия традиций и новаторства в литературе. В диссертации, под"'литературными , традициями понимается культурно-художественный опыт прошлых эпох воспринятый и освоенный писателями, ставший для них творческим ориентиром. Осуществляя связь вредан» традиция характеризуется избирательным и инициативным овладением литературного, наследия , предшествующих поколений во имя решения современных художественных задач. Поэтому ей закономерно сопутствует обновление литераг-туры.т.е. новаторство. Новаторство .выступает как творческая перекомпоновка и достраивание взятого у предшественников. В наиболее ярких и масштаЗнкх проявлениях новаторство отличается воз-' кикновешем беспрецедентно нового в литературном процессе. Г ар-мония традиционного и новаторского - важнейшее условие плсдот-

ворной литературной деятельности, во второй части параграфа соискатель рассматривает методику,исследования традиций и новаторства в творчестве отдельного писателя.

Основная часть диссертационной работы посвяцена исследованию творческого наследия Ю.П.Казакова, где автор диссертации дает собственную интерпретацию произведений писателя. Цель второй главы, которая обозначена как '"Традиции русской классической литературы в творчестве Ю.П.Казакова", показать оригинальный характер усвоения идемно-худояественных достижении великих предшественников. В первом параграфе главы - "Ю.П.Казаков и А.П.Чехов", анализ чеховских традиций проводится на примере рассказов "Туман", "Двое в декабре" и. "Проклятый Север".

. -Теш счастья, являясь стержневой в творчестве Ю.Казакова /"Осень в дубовых листьях", "Адам и Ева", "На острове" й т.д./, объединяет указанные произведения. Их персонажи стремятся к счастью, говорят и тоскуют о нем, это то внутренне непобедимое состояние души, которое определяет поведение и отношения героев к.окруказдему миру. Счастье недосягаемо, мимолетно, хрупко, но герои Ю.Казакова, так страстно пытасвдиеся его обрести, иногда сами разрушают или не используют воздакности ею достижения. В этом состоит существенное отличие от чеховского понимания счастья, недостижимэсть которого связывалась, в основном, с общей "неразумностью", античеловеческим укладом российской жизни. Ответственность за свою судьбу, личное неблагополучие Ю.Казаков полностью накладывает на человека, отдельная личность в сфере своей повседневной лизни тлеет возможность решать свою судьбу в соответствии с желаемым. .

Творчески опираясь на художественные искания А. П. Чехова, Ю.Казаков в рассказе "Проклятый север" непосредственно исследует и саму личность писателя, причем рисует не хрестоматийный облик А.Чехова, а нивой портрет человека. Рассказу подчеркнуто придается элемент субъективности в нзобрааении классика русской литературы, облик которого воссоздается через восприятие героев повествования, двух отдыхающих в Ялте рыбаков. Благодаря такому приему выявляется яивая потребность в непосредственном общении с великим писателем, которую у Ю.Казакова ощущают люди обыкновенные.'

Прием контраста, прямого противопоставления пронизывает

/ - 8 , "■...'■. ' ■.••' весь рассказ, начиная с его названия "Проклятый Север". Герои произведения, наблвдая важную природу, постоянно воспроизводят . в своем сознании облик," родной, северной. Введение в образную систему рассказа иуд иного дерева привносит ютив измены, преда- ' • тельсгва всего того, ч*о дорого и мило им: работы, друзей, ..моря, Севера. Они приходят к осознанию истинной ценности; через'Соприкосновение с чужим для низе. Таким образом, понятие сввера;и юга в контексте рассказа наполняотся новым, не гегарайическим,: а. скорее, нравственно-психологическим содержанием..Попыткойнайти неподдельное, чистое и стала поездка.к Чехову, судьба которого ' перекликается с переживаниями героев, лвдьми другой эпохи. 'Так стираются временные границы'. Прямое обращение к личности А.Чехова дает возможность через образы рыбаков выразить свое собствен-' ,: ное отношение к писателю, это один из героев рассказа, Наверное, , самый главный, ведь он является своеобразной нравственной'точкой: отсчета. ' * ,

А.Чехов близок Ю.Казакову неизменным, неистребимым вниманием к обыкновенному человеку в "простейшей" ситуации. Из неостановимого потока текущей аизни берется довольно произвольный момент и описывается так, что побеждает- читателя к размышлениям, переоценке окружающего. . ,, . , . -■.>'."•/'>

Идейная общность обоих, писателей наада своеобразное пре-: ломление и в определенной схожести манеры письма, творческой ; заимствовании Ю.Казаковым наработанных классиком художественных приемов. Так часто.используется чеховйкий;принцип.введения дани- -мального количества сопроводительных комментариев.« неприятие окружающей иизни героями передается посредством перебива изобразительно-смысловых планов, живо ощущается в казаковских текстах и специфическая музыкальность чеховской фразы, для чего использу--.; ется трехчленное сочетание однородных синтаксических единиц, це-■ лые периоды, построенные на анафоре и синтаксическом парашгелиз- • МЭ. ,

В пристрастил Ю.Казакова к определенным типам современной кизни, в способах обрисовки, в проявлении авторского начала явйо чувствуется влияние И.А-Бунша, анализ чего составляет содержа- • ние второго пгюагрснЬа главы. Это глубокое воздействие И.Бунина, который "обрушился" на писателя, как заявлял впоследствии Ю.Казаков, не раз отмечалось критикой, но никогда подробно по кссле-..

довалось. Молодого Ю.Казакова привлекла не только сочная и плотная образность бунинских произведений, ясная и -свеяач ритиико-интонационная мзлодика стразы, но и полное пренебрежение официоза, глубокий психологизм, близость к природе и естеству человека, высокая культура слова.

■ Активное приобщение к бунинской традиции имело не просто • художественное значение, но и в какой-то мере политической звучание. Этим подчеркивалась как бы прямая-связь литературы-50-х годов с классической русской литературой, представителем которой в 20-м столетии был И. А.Бунин. •

. Открытая ориентация Ю.Казакова на х}дшествешш'й и йравст- . венный опыт. И.Бунина большинством 1фитиков была воспринята' отри^ .- • цательно, хотя и находила поддержку и одобрение. Анализ рассказов, рассматриваемых в данном параграфе, тем самым преследует цель , не только обнаружения сходства и различий обоих: писателей, ' но и опровержения тех критиков, которые обвиняли Ю.Казакова в эпигонстве и слепом подражании И.Бунину.

Подобно И.Бунину, Ю.Казаков в своих рассказах "Оленьи рощ / 1де его интересует состояние юной раскрывающейся души в ее соприкосновений с'природой /, на "на охоте". / в котором .основная : коллизия предстает в соотнесении .мироощущения отца и сына,^ушедшего и настоящего / в.центр своего художественного исследования ставит человека с его переживаниями и настроениями, изображение Которых и составляет сшетную основу повествования. Вместе с тем обоих писателей,. в отличие от, А.Чехова, в рассказах-которого действуют, в основном, заурядные лица, привлекают лоди неординарные, необычные по своим внешним и внутренним качествам. Та-■. ' кими предстают Тихон и Круглов, способные на сильные по глубине и длительности чувства, в рассказе "Старики".-Несколько особняком-в этой связи стоит рассказ "Странник", в котором писатель • , стремится отобразить странничество как социальный феномен со-

■ временной ему лизни. Для Й.Бунина .странничество - явление религиозного и нравственного порока, поэтому его странник .в рассказе "Птицы небесные", показан как'человек высокой нравственной

. культуры. Ю.Казаков,. стараясь избегать художественного вогоюще--ния идеологических клише,. рассматривающих странничество в каче-- стве перенитка прошлого в сознании лзодей, пытается быть объективным," предоставляя право высказаться самому герою.

И.Бунина и Ю.Казакова - писателей разных и деке противо-. лоложных культурно-исторических. формаций - объединяет прежде. ■ всего обостренное внимание к частной аизниивдиввда, через художественное осмысление которой они питаются выразить истинный смысл человеческого бытия, само такое постижение невозшшо вне соприкосновения с природой, вне осознания ее нравственной и эс-• тетической самоценности для личности, общность ццешо-эстети-ческих установок приводит к определенному структурному сходству их прозы: фабульной непритязательности произведений, глубоко^ проникновению в щр человеческой души. Бот почему на первый план для названных писателей выступает настроение, эмоциональное состояние героев.

Своеобразным подтверздением неподдельного интереса Ю.Казакова к аизни и творчеству И.Бунина является очерк "Вилла Бельведер" - лирико-публицистическое размышление о судьбе писателя, о мимолетности славы и о затерянности в чудом щре. Сознательное . усвоение нравственно-психологического, вдейно-эстетического опыта И.Бунина помогло Ю.Казакову глубоко и оригинально выразить • противоречивое содержание окружавшей его социалистической дей-' ствителъности. . '•.

Рассказы Ю.Казакова продолжают также традиции национального русского рассказа, который своими истоками уходит в "Записки охотника" И.С.Тургенева. Характер освоения вдейно-худо&ественных . достижений И.Тургенева в творчестве Ю.Казакова является объектом литературоведческого анализа третьего параграфа третьей главы.

Ранняя критика, советская и зарубежная, отметив влияние , И.Тургенева в произведениях писателя, не придала этому большого значения. Исторически и психологически такое отношение объясню,» В 50-60-е годы основное читательское внимание было сосредоточено попеременно то на произведениях ¿.Чехова, то на литературных творениях И.Бунина, и И.Тургенева несколько "отстранили".

Проведенный в диссертации сопоставительный анализ рассказов Й.Тургенева /"Свидание", "Певцы", "Хорь и Каллныч"/ с одной стороны, а такае .соответственно произведений Ю.Казакова /"На йолустанке", "Трали-вали", "Нестор и. Кир"/ позволяет соискателю сделать однозначный вывод о тематическом, сметном и текстуальном сходстве указанных литературных произведений.

Особое место для 'понимания характера наследования Ю.Каза-

новым художественных традиций И.Тургенева занимает очерк "Нестор и Кир", который повествует о нелегкой судьбе умного и хозяйственного помора. Подлинной заслугой Ю.Казакова является то, что он попробовал "подойти к русскому народу с той ;се стороны, с какой зашел к нему" И.Тургенев в 19-м веке. И оказалось, что действительное положение не соответствует официальному представлению о народно!! иизни. Образ Нестора генетически восходит к тургеневскому Хорю, оба персонаха воплотили лучшие черты рус- . ского крестьянства - его трудолюбие, хозяйственную сметку, приверженность к традициям и образу кизни предков. 1/окно ли теперь согласится с утверждениями тех критиков, будто ГО.Казаков - "ка- ■ мерный писатель", что он не ставил больших общественных проб-. ' лем. Скорее всего, их просто не заметили. Ведь единственное, чего требует Нестор от властей или Хорь от барина - это всего лишь не мешать хозяйствовать.

Подводя итог сказанному, хотелось бы объяснить, почецу в качестве литературных ориентиров Ю.Казакова названы А.Чехов, И.Бунин, И.Тургенев. Это диктуется обстоятельствами следующего . рода. Правде всего Ю.Казакова роднит с этими писателями нрав-■ ствешю-^илософский и лирический характер его прозы, выразившийся в пристальном внимании к судьбе и переживаниям обыкновенного человека. При этом, раскрытие душевного состояния своих персонажей Ю.Казаков, подобно классикам русской литературы, стремится показать в соприкосновении с природой, которая висту. пает у него как высшая нравственная и эстетическая ценность^ С другой стороны, известное "подобие" художественно-эстетической концепции и художественного-мышления писателей нашло оригл-.- нальное преломление в творчестве салого Ю.П.Казакова. Он, заимствуя в определенной степени разработанные классиками сняеты, характеры действующих лиц, стилистические особенности, п т.д., , ■ тем не менее выработал свой, присущий только ему стиль худояе-. ственного изображения действительности. Наконец, писатель сам неоднократно признавался в тех мощных 'влияниях, которые он испытал со стороны А. Чехова и Н.Бунша.

В третьей главе диссертации"Творческие искания к нрав-".ствешю-философсгле открытия Ю.П.Казакова" - соискатель, про- • долгая характеризовать особенности художественного мкровоззре-ния писателя и его индивидуальной манеры, стремится показать

новаторский характер творческих поисков Ю-Казакова.

Литературное наследие писателя отличается ярко выраженной нравствешю-уилософской проблематикой и лирической направленностью. . Какие бы теш не затрагивал художник - будь то рассказы о животных, история фрагментарных отношений меаду лвдьми или описание быта и характера жителей поморской деревни - в них. отчетливо видны экзистенциальные мотивы, стремление автора обнаружить коренные устои и смысл человеческого существования. Сложный, философский аспект поставленной задачи побуждает писателя обратиться к образам животных, чтобы на основе их жизни и поведения попытаться осмыслить эту проблему /"Тедди", "Арктур-гончий пес"/, рассказ "Арктур - гончий пес" можно в определенной степени оценить как программный для творчества Ю.Казакова, уже тогда, в конце 50-х годов, это произведение явно обнаружило главную. нравственную установку писателя: выполнить свое предназначение, даже ценой собственной жизни, обязан кавдый.

" Известное "безразличие" Ю.Казакова к человеку как носителю социальных качеств, как субъекту коллективного действия является существенной чертой его художественного мышления. Писателя инте. ресует превде всего ивдиввд, эмоциональное состояние его души..'■ ' Поэтому, некоторые зфитики обвинили Ю.Казакова во "вневременнос-ти" идей, ситуацйй, персонажей писателя, в "биологической" направленности его творчества. Акцент на анализе внутренних.переживаний приводит художника, к изображению психологии действую-'щих лиц в ее внешнем проявлении, что прослеживается-им'порой на уровне физиологического противопоставления: отец - сын, красивый парень - некрасивая девушка..

Рассказ "Некрасивая" продолжает разработкуЮЛ-'азаковым' тема предназначения, начатой им в новеллах- о животных, и показывает новый псдход в осмыслении средствами литературы проблемы истинного существования: постижение подлинной экзистенции ивдиви-дуального бытия невозможно вне страдания. Пережитое, страдание не подавляет героиню произведения, скорее наоборот," через страдание еИ открылась пронзительная красота мцра - ночное небо с полыхающими и падающими звездами.

Художественное осмысление роли эмоциональных потрясений в" постижении смысла' собственного существовшия развивает -рассказ "Адам и Ева", в котором Ю.Казаков обрадается к библейским моти-

вам. Подчеркнутый в названии религиозный оттенок повествования находит отражение., и в такета^дфоизведения.-Герой рассказа "Ацам и Ева" - московский художник Агеев. Он испытывает кризисный момент своей жизни, думает о том, "как дальше аигь", и находит спасение не в любви, а в творчестве. Знаменательно., что в постижении собственного смысла существования, в обретении самого. себя, герою произведения помогает не только красота природы, но И церковь. Сопряжение момента истинного прозрения с вде.ей высшего сакрального объекта для советской литературы 60-х годов оказалось, несомненно, новым и смелым явлением.

, Анализ рассказов "северного" цикла составляет (ходерзание -второго параграфа третьей главы. В освоении новой для -писателя-теш большую роль сыграли поездки Ю.Казакова на русский Север. Писателя сильно поразили нетронутая природа края, Белое шре, '. непривычно светлые ночи и удивительный быт поморской деревни.

"Никишкины тайны" и "Манька" были первыми художественными произведениями Ю.Казакова о необыкновенном крае. В этих рассказах чувствуется некоторая литературность восприятия, затмевающая порой живость непосредственного впечатления; найлвдает--' ся явная ориентация на экспериментаторство в целях передачи близкой к оригиналу самобытной. народной, речи. Анализируя"Ни-кишккны тайны", диссертант оспаривает шение Н.Чекулиной,-определившей жанр произведения как рассказ-сказку. По мнению автора работы "Никишкины тайны" - талантливая стилизация под пошрский народный сказ, сказовая интонация понадобилась Ю. Казакову для . воосоздания поэтической детской натуры, воспринимшцей мир как нечто совершенно, удивительное.

Рассказ Ю.Казакова "Никишкдац.тайны" - щжий образец литературного мастерства писателя, в котором прекрасная стилиза-. .ция .сочетается с великолепно выписанными картинами природы. ■ ,, причем, природа изображается как нечто антропоморфной, леивог-ные наделяются свойствами человеческою сознания. Писатель переноси® нас в мир, зяе леди сосуществуют в редкостной гармонии с первозданной природой. Нравы а обычая этого мира сохранили опыт многих поколений и еще- не ,подверглись разрушительному во- адействию цивилизации. Жизнь поморской деревни находится как бы в другом потоке исторического времени. Эта естественная • при&шенность к извечным основам бытия и привлекает Ю.КпзаксгЛ.

Своеобразным гимном остановившемуся времени представляется рассказ "Поморка". Он статичен, в°нем отсутствует динамика событий. лапидарными' мазками, более угадывая, а не узнавая, писатель как бы проникает в прошлое старухи Марфы, глубокое и искреннее переживание позволяет постичь его, определяет лирический характер произведения. С этой целью автор использует прием ли-рико-романтических вопросов - восклицаний, когда герой-рассказчик только приступает к пониманию души и долгой жизни Марфы, а через ее образ, и поморской женщины. Так, образ главной героини из обыкновенной, дсшшаощей свой век старухи, вырастает до обоб-

■ щаощего символа поморской кеыциш-трукеницы.

Поездки на Север давали обильный жизненный материал для произведений Ю.Казакова. Таким образом родился "Северный дневник". Дневниковый характер повествования позволил писателю объединить написанное в разные годы и по разному поводу, не нарушая основной вдеи. Главная цель, которой руководствовался Ю.Казаков -"познать Русский Север., как уникальный историко-культурный фено

■ мен, как выражение русской национальной стихии.

Русский север стал для Ю.Казакова не просто темой экзотической, новой, аце не освоенным литературой, жизненным материалом. Нет, он явился своего рода -"духовной*' Родиной, обретением дома, прикосновением к чистым первородным истокам национального бытия. Поэтотду, писатель постоянно возврацается к Северу, его природе и людям, ьа подчеркнуто-пристальным вниманием художника к патриархальному укладу жизни поморов, пока еде не испытавшего воздействия технотронной цивилизации, за показом гармонической близости северных кителей к природе и каждодневной.их зависимости от ее капризов, просматривается неистребимое желание постичь коренные устои нравственности русской души.

Наше представление о творческих исканиях Ю.Казакова окажет ся неполным вне рассмотрения места и роли незавершенных произведений, , а таксе литературных работ раннего периода для понимания художественной эволюции писателя. В этом состоит основное содержание третьего параграфа.

Самым значительным из всех незавершенных произведений Ю.

Казакова является набросок повести "Две" ночи" / "разлучение

душ"/, над которой он работал до последних дней своей яизни. В

основе повести лежит сопоставление двух ночей: военной, полной ч

страха и горя, и другой - в мирном времени, двадцать дет спустя. У героя на всю кизнь остается ясно осознаваемое и мучительно переживаемое чувство вины за то, что он, единственный из всех участников той уаасной ночи, оказался лив. Так возникает сквозной мотив произведении Ю.Казакова - память, неугасимая в человеческом сознании, не дающая ощутить всю полноту- счастья, и, вместе с тем, дащая возможность оставаться человеку человеком. Отвечая на извечный вопрос яизни, кто виноват, Ю.Казаков приходит к выводу, что ответственность лежит на системе, которая порседеет зло войны. Возмсшго,- именно здесь таится одна га причин незавершенности рассматриваемой повести. Логично предположить, исходя из мировоззрения писателя, что он мог-сделать-' подобный вывод и в отношении истории собственной страны.

Эволюция творчества Ю.Казакова показывает, что стилевые искания писателя усложняются сатирическими элементами. Яркое свидетельство тому - рассказ "Дым". Он написан в совершенно несвойственной мастеру манере, ибо представляет собой остроумно написанную историю о "строительстве" дома и связанных с этим событиях.

Странное и противоречивое впечатление оставляет это единственное сатирическое произведение писателя. С одной стороны, перед нами попытка художественного осмысления соотношения ¡здравого смысла и легаюверня в отдельных людях. Но после прочтештя рассказа остается какой-то горький осадок. В этой связи диссертант предлагает собственную интерпретацию произведения, согласно которой оно содержит неявный оттенок социальной критики.

С целью лучшего уяснения канрово-стилевых поисков Ю.Казакова диссертант обрадается к анализу ранней пьесы писателя "Новый станок". Само это произведение примечательно лишь четким. отображением общественной психологии своего времени, однако в художественном отношении маловыразительно, и потому остаюсь незамеченным широким читателем. .

Творческая судьба Ю.Казакова оказаяась тесно связанной с казахской литературой. В этой'связи в диссертации разбираются отдельные художественные достоинства и недостатки перевода романа-трилогии А.Нурпеисова "Кровь и пот", . • " В заключении излагаются наиболее общие выводы, к которым пришел -автор в ходе диссертационного исследования:

1. Творчество С.Казакова отличается новаторскими поисками и достижениями, которые проявились как в содержании, так ив. форме его произведений. -

2. Ю.Казаков сознательно цродожает художественные традиции русской классической литературы /А.П. Чехова, И.А.Бунина, И.С.Тургенева /, творчески преобразовывая их с учетом своего мировосприятия, особенностей изображаемой действительности и.художнических задач. '

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1. Тургеневские традиции в творчестве Ю.П.Казакова // Проблемы советской литературы: Межвузовский сборник научных трудов - М.: Изд-во "Прометей" МГЛУ им.В. И. Ленина. -1991. - С. 56-65.

2. Ю.П.Казаков и Казахстан // рынок и проблеш развития науки и техники Казахстана: Тезисы докладов 1-ой научно-цракти-ческой и учебно-методической конференции молодых ученых Казахстана. - 4.2. Педагогика. Психология. - М., 1992. - С.20-22.

3. Проблема художественной преемственности в творчестве Ю.П.Казакова // Труды молодых ученых, философия, педагогика^ Литературоведение: Межвузовский сборник научных трудов. - Кызыл, 1992. - С. 47-51.