автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Традиции И.С. Тургенева в современной литературе (на материале произведений Д. Гранина, Ю. Казакова, В. Солоухина)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Кобелева, Ольга Фоминична
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Днепропетровск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Традиции И.С. Тургенева в современной литературе (на материале произведений Д. Гранина, Ю. Казакова, В. Солоухина)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции И.С. Тургенева в современной литературе (на материале произведений Д. Гранина, Ю. Казакова, В. Солоухина)"

ДнШРСПЕГ^ПиЙ ГОСУДАРСТВЕН-л ШВЗГСЙГНГ с имени ЗСС-—л:;-гия воссоединения ¡Украины 'с .Россией

На 'правах рукописи

. КОЕЕЛЕЗА ОЛЬГА 2СИЗ!КИЧНА

ТРАДЩИ Л<С1ТУРР2ЁЗА 'В СОВРЕМЕННОЙ

'' ' ЛИТЕРАТУРЕ '{на иатеркяле произведений Д.Гранина,

Е.Казакова, З.Солоухина). ..

,. 10.01.01 -.русская литература.

А 3' Т О РЕ 5 3 Р А Т - ' '

д'.-сссртацу.'л нг\ ео'лскак'ле ученой .степени ' -филологических наук

Днепропетровск 1992 .

~ у

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литература. Запорожского'государственного'университета.

. Научный руководитель - доктор филологических I. . наук," профессор ТИХОМИРОВ В.Н.

Официальные оппоненты:

доктрр филологических наук,профессор 3:.З.КИРИЯШ;

кандидат филологических наук, „ -

V доцент С.И.ХРАМОВА. .

Ведущая организация: .Симферопольский' государственный уни- • верситет. . ' ';.

Залита состоится »/' " 1ЭЭ2г. в

. ■ - ~ " часов на заседании специализированного совета К 053.24.09 при Днепропетровском государственном унквер-" . ситете поадресу: 625 ГСП, г^ДнепропетроЕСк, 1С, лр.Гагари-на, 72, корп.!, ауд.801,

С. диссертацией мояно^зна^ашться в библиотеке ДП? по адресу: г.Днепропетровск,10, пр.Гагзркна,72, корп.1.

Автореферат разослан /Л ^¿Ш^У 199гг,

п.

Учёный секретарь'специализированнбго^ .

■ совета ... С)п1/ А у у^Т.Б.Колесниченко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования проблемы традиций и новаторства в литературе обусловлена повышенным интересом литературоведения к проблеме преемственности. Исследование историко-литературного процесса в диалектическом единстве традиций а новаторства позволяет увидеть истоки творчества многих писателей и в то же время определить, что в литературном наследии отошло в прошлое, а что представляет актуальный интерес, что продолжает современная литература.

Предметом диссертационного исследования является изучение значения творческого наследия И.С.Тургенева для современной литературы, преемственность и новаторство в трактовке некоторых проблем, поднятых великим писателем. Для анализа выбраны две теш, занимающие в творчестве Тургенева важное место: теш нигилизма и взаимоотношения человека и природы.

Согласно теории "встречных течений" А.Н.Веселовского художника слова продолжают и развивают прежде всего те традиции, которые созвучны характеру их творчества, т.е. преемственность предполагает "сходное направление мышления, аналогичные образы фантазии"-1-. Другим важным фактором является характер времени, который на новом витке исторического развития выдвигает сходные проблемы и вопросы, которые волновали и классическую литературу. Как отмечал А.С.Бушин, "худсж-яяки восприюшают из опыта предшественников прежде всего то, что соответствует эстетическим задачам нового времени"**.

Проблема восстановления "связи времен", осмысление рола нигилизма в русской истории, а татае обострение экологического вопроса делают значимыми для современности и литературы темы нигилизма и взаимоотношения человека и природы. Эти теш были философски глубоко поставлены именно в творчестве Тургенева . И обращение к наетвди® великого художника - это об-разенае к "истоку" разттия этих тем, к тому "импульсу", который не могла не учитывать дальнейшая литература.

1 Вэселовский А.Н. .Разыскания в области духовного стиха. -СПБ, 1889. - Был.5. - С.115.

2 Бушан A.C. Преемственность в развитии литературы. - Ж.: Ху-' дсж.лит., IS78. - C.I22.

Поэтому пелъго исследования является определение значения творческого наследия И.С.Тургенева для современной литературы, анализ преемственности в решении обозначенных проблем в их обусловленности общими закономерностями социально-исторического развития.

Б ходе исследования решались следующие задача:

- исследовать закономерность повышенного интереса современной литературы к проблема нигилизма в связи с особенностями отечественной истории;

- определить значение романа И.С.Тургенеш "Отцы и дети" как произведения "эталонного" в разработке и осмысления этой теш;

- на примере ряда произведений литературы исследовать характер воздействия романа Тургенева и, в частности, образа Базарова на современных писателей;

- проанализировать философию природы И.С.Тургенева, в особенности, те ее стороны, которые наши продолкение в творчестве ряда писателей; '

- в творчестве Ю.Казакова и В.Солоухина определить близость художественной концепции природы к тургеневской, а также раскрыть новаторство, своеобразие данных писателей в разработке зтой теш.

• Методология исследования основывается на теории преемственности и срашительного анализа, разработанной в трудах ВДирмунского, А.Веселовского, Д.Бушшка, И.Неупокоевой, ГЛ.Поспелова, М.Б. Храпченко и др.

Для сопоставительного анализа произведений различных эпох, изучения типологии проблемы используется метод исто-рико-типологического исследования, который позволяет объяснить сходство генетически между собой не связанных явлений сходными условиями общественного развития. Такой метод исследует прекде всего то, как сама эпоха определила близость проблематики различных произведений, аналогию в оценке данного явления, и как на основе этого возникает сходство в форме, поэтике, стиле произведений.

Своеобразие данного метода состоит в том, что он находится на стыке собственно литературоведческого исследования

и философии, истории. Баз глубокого знания энозси, привлечения данных этих наук невозмоано постичь типологически родственные явления в литературе.

Важным фактором, обуславливавши преемственность, является и определенное созвучие черт творческих индивидуальностей писателей, обуславливающее преимущественный интерес к схожим темам, первюшчку художественных решений, родство эстетических принципов.

Современное понятие традиции объемлат как типологическое сходство, основанное на преемственности социально-исторической действительности, так и аналогии, возникшие на основе родства определенных черт миросозерцания, созвучия творческих натур.

Научная новизна работы. Тема "Тургенев и современная литература" в литературоведении почти не исследована. В большинстве работ таких ученых, как ГЛЗ.Курляндская, Ю .В .Лебеде в, С.Е.Шаталов, В .М .Маркович, М.Б.Храпченко и др., отмечалась необходимость современного осмысления творчества И.С.Тургенева, актуальное звучание поставленных им проблем. В диссертации Куделько H.A. "И.С.Тургенев и советская литература (на примере произведений Паустовского и Солоухина)" .(МПШ, 1986) исследуются традиции художественного метода и стиля писателя. В ряде статей затрагивались частные аспекты данной теш. Новизна данного исследования - в анализе важных и актуальных проблем тургеневского творчества, в типологическом сопоставлении с современной литературой, в привлечении контекста социально-исторического развития для анализа явлений литературной преемственности.

Научно-практическое значение работа. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах по русской литературе П пол. ИХ в., по современной литературе, в спецкурсах по теш "Классика и современность", "традиции и новаторство в русской литературе", а также при дальнейшем исследовании проблемы преемственности в литературе . '

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы из 130

источников.

Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность избранной теш, определяется предмет, дели и задача, степень изученности проблемы, характеризуется методология исследования.

В петшой главе "Проблема нигилизма в современной советской литературе (уроки Тургенева)" исследована значимость этой темы для литературы еэших дней, обоснована закономерность обращения к опыту такого художника-философа, как Тургенев. Сам термин "нигилизм" ввел в широкое употребление именно Тургенев. В работах исследователей нигилизма (напр. Новикова А.), а также в трудах русских философов начала ХК в. Бердяева Н., Зранка С., Розанова В., Леонтьева К. первооткрывателем этого течения назван именно Тургенев.

Нигилизм наиболее характерен для отечественной истории. В работах русских философов подчеркивалось, что "нигилизм есть характерно русское явление", что "в нигилизме сказался русский максимализм". Причины этого кроются в скачкообразном, прерывистом развитии натай истории, чередовании периодов бурного развития с "застоями". Отсутствие плавного, постепенного развития порождает максималистские,абсолютные стреююния, желание сразу и сплеча переустроить жизнь. И ведавши нигилизма приходятся именно на переломные эпохи, являясь, согласно гегелевскому закону отрицания отрицания, "антитезисом" предшествующей форле общественной жизни.

Базаров воплотил в себе черты именно русского нигилизма. По словам Д.Н.ОБСЯнико-Куликовского, в нем отразились черты "великорусской национальной психологии"1 с ее макси- . мализмом, категоричностью, анархическим своеволием, гипертрофированным отрицанием, пренебрежением к парламентским, правовым способам социального переустройства.

Но заслуга Тургенева не только в создании "вечного образа", сконцентрировавшего в себе существенные чвртн национальной психологии. Роман Тургенева "Отца и дети" стал своеобразным эталоном в разработке теш нигилизма благодаря глу-

1 (Jвсяеико—Куликовский Д.Н. Ьазаров как отрицатель и как общественно-психологический и национальный тип//Ршан И.С.Тургенева в русской критике. - Л..: Изд-во JU7, 1936. - G.30.

бинному, философскому осмыслении проблемы. Тургенев осознавал, что нигилизм - это закономерное порождение непрерывного процесса смены поколений, прогресса, когда отрицание оказывается необходимым звеном, в диалектической цепи развития. Для романа "Отцы и дети" характерен всесторонний охват проблемы, автор сумел в небольшом произведении отразить различие взглядов двух поколений на ватдейше вопросы нззни: пути, решения общественных проблем, роль искусства и науки в жизни, сущность человека, любовь, отношение к природе.

"Перспективность" философского смысла романа Тургенева и воплощенные в Базарове типологические черты русского нигилизма позволяет установить ту роль, которую он играет в сознании современных писателей, поднимающих проблему нигилизма, проследить типологическое сходство а отличие в трактовке этого вопроса у Тургенева и современных авторов.

Анализируя ряд произведений современной литературы (А.Битова, Д.Гранина, В.Белова, И.Грековой), в которых используется образ Базарова для характеристики современной молодежи, некоторых течений в общественном сознании, автор делает вывод, что традиционно образ Базарова используется в трех "ипостасях": как воплощение отрицания (И.Грекова "Кафедра"), как олицетворение ученого с ярко выраженным прагматическим мышлением (Д.Гранин "Эта странная жизнь"), реже -как воплощение "вечного образа", в том или ином виде проявляющегося в определенные эпохи (А.Битов "Путинский дот", глава "Отцы и дети").

Для детального анализа выбран роман Д.Гранина "Картина", в котором проблема нигилизма поставлена во всей своей философской сложности, раскрыта историческая обусловленность крайностей отрицания в определенные периоды истории и в то же время показана трагическая сущность этого явления. Эти особенности, а также авторская позиция в романе и художественные особенности освещения этой теш позволяют установить типологическую общность с романом Тургенева "Отцы и дети".

В "Картине" Д.Гранина отечен о и структурное сходство с романом Тургенева "Отцы и дети". Основу произведепия составляет спор, столкновение двух типов мышления: технократического и обшегумаиигарного. Сюжетным стерзшем романа является

вопрос о строительстве завода вычислительных машин в историческом центре города Жыкова - 2муркиной заводи, уникальном природном месте, "душе города". Спор определяет динамику движения сюжета, его интенсивность постепенно нарастает, доходя до своей кульминации. Как и у Тургенева, важной чертой гранинского романа является отсутствие долгой экспозиции, предыстории конфликта. Произведению Гранина присуш лаконизм, эскизность, автор не ведет плавного и неторопливого повествования, а останавливается на узловых эпизодах, этапных моментах. В романе очень сильна лирическая струя, связанная с темой гибели "дворянских гнезд", с образом "тургеневской девушка" Лизы, последней представительницы старого дворянского рода, с ностальгическим сожалением о гибели старой культуры. Б произведении Гранина конкретно-историческое изображение соотнесено с универсальным, философским. В "Картине" огромную роль играют искусство и природа. Как и в творчестве Тургенева, где человек проверяется отношением к искусству и природе, здесь все герои проходят испытание отношением к картине и Зиуркиной заводи.

В центр произведения не случайно поставлена картина художника Астахова. В жизни одного из главных героев романа -Ю.Е.Поливанова она сыграла особую роль. Именно с ней было связано то категорическое отрицание культуры прошлого, которое он проповедовал в молодости, т.е. в послереволюционное время. И именно она заставила его сейчас, в 70-е г., подняться на зашту Жвдркиной .заводи, самозабвенно бороться за ее сохранение.

С образом Поливанова у Гранина связаны глубокие размышления над исторической сутью отрицания, диалектикой перехода в утверждение ценностей прошлого. Как подчеркивалось в критике, "образ Поливанова имеет широкое историко-философское значение"*.

Повествование в романе ведется в двух временных пластах: в перше послереволюционные годы и в современности.

I Фанк I. Необходимость Дон Кихота. Книга о Данииле Гранине.

- М.: Сов.писатель, 1988. - С.276.

"Социальная революция, - писал А.Новиков, - привела к вспышке революционного нигилизма"*. Свойственный русскому человеку максимализм, стремление "оторваться" от прошлого во имя движения вперед проявились в полной мере и в отрицании старой культуры, в которой виделось только выражение идеологии господствующих классов. В такие эпохи всегда появляется "тень Базарова" как вечного образа, сконцентрировавшего в себе суть отрицания старого. Как и Базаров, молодой Поливанов резко отрицательно относится к дворянской культуре, считая ее безнадежно устаревшей шесте с аристократами. В своем стремлении "расчистить место" для строительства нового он активно искореняет следы старой культуры в городе Лыкове.

Поливановский нигилизм приобретает и личностный оттенок благодаря тому, что он влюблен в Лизу Кислых, представительницу того мира, который он должен разрушить. Влюблен он тайно, боясь признаться в этом даже самому себе, так как духовный примитивизм, проповедуемый нигилизмом, приводит к аскезе, подавлению сложных духовных потребностей. Еще Базаров стремился подавить в себе любовь из боязни "рассиропиться", Поливанов же боится утратить классовую бдительность.

С большим сочувствием и ностальгическим сожалением показан в романе уходящий мир. И хотя Гранин осознает трагическую обреченность "дворянских гнезд", подобных семейству Кислых, однако страницы, посвященные описанию культурного центра, каким был в городе этот дом до революции, проникнуты элегической нотой. В целом, для творчества Гранина характерно тяготение к старой классической культуре, которая для него воплощает высокую духовность, нравственную чистоту. В повести "Зубр" обращение к "России Тургенева и Чехова" по- . могает понять исток личности героя, восстановить "связь времен". Такое же стремление к соединению времен характерно и для романа "Картина";.

По-тургеневски лиричен и образ последней представительницы уходяшей культуры - Лизы Кислых. Духовный облик этой девушки воссоздается с помощью ее писем к художнику Астахо-

1 Новиков А. Нигилизм и нигилисты. Опыт 1фитической характеристики. - Л.: Ленизцат, 1372. - С.73.

2 Гранин Д. Зубр. - Новый мир. - 1987. - № 2. - С.92.

ву, написанных уке в эмиграции. Старая манера писша, неторопливость и красота слога воссоздают перед нами облик тонкой и образованной русской дворянки. В ее писшах как бы звучит тургеневская мысль о покорности року, судьбе, трагической закономерности ухода старого мира.

Но трагичен в романе и образ самого разрушителя - Поливанова. Для натур сильных и глубоких рано или поздно становятся тесными рамки узкой, догматической теории, они начинают осознавать бесплодность установка на голое отрицание. "Я увидел трагедию этого человека"! - писал Д.Гранин о своем персонаже. Гранину близка тургеневская трактовка исторической драмы "истинных отрицателей". Тургенев осознавал, что для глубокой личности становится слишком тяжелым бремя отрицания, его разрушительная сила колет разрушить и саму личность, т.к. "в отрицании, как в огне, есть истребляющая сила и как удер-зать эту силу в границах?..."^. И в Базарове за внешностью самоуверенного нигилиста скрывается' "беспокойный и тоскующий" человек.

Герой романа Д.Гранина со временем ощутил всю ущербность проповеди бескомпромиссного отрицания. Его судьба, как он сам говорит, это "наглядная диалектика истории"^.Возглавляя борьбу за сохранение исторического центра города, он становится неистовым ревнителем наследия, энтузиастом идеи, под-, вижником, своеобразным Дон Кихотом, погибши в борьбе с превосходящими силами.

Проявление донкихотских черт в герое не случайно. Гранин тяготеет к изображению людей такого склада. Мысль о том, что современность остро нуждается в подвижниках, неоднгафатт но повторяется в романе и в других произведениях писателя. Монография о Д.Гранше Л.Фивка так и называется "Необходимость Дон Кихота". В ней исследователь отмечает, что "Гранин, позалуй, в большей степени, чем любой другой советский пнса-тель, продолжил тургеневскую гдадитша в толковании образа I Гранин Д. Река времен: Очерки, статьи, повести. - М.: Прав-

да, 1985. -

2 Тургенев И.О. Полн.собр.соч. и писем. В 30-ти т. - М.: Наука, 1978-1991. - т.о. - С.349.

3 Гранин Д.Собр.соч.: В 5-ти г. - Д.: Худоз.лит., 1389. - Т.4. - С.95.

Дон Кихота"1. Известно, что для Тургенева' эстетическим идеалом был герой высоких деяний, личность подвижнического типа. Такое понимание идеала близко и Д.Гранину. Как и Тургенев, Гранин акцентирует внимание на нравственном аспекте эстетического идеала. Поэтому не случайны переклички черт позднего Поливанова с особенностями Дон Кихота, которые выделил Тургенев в статье "Гамлет и Дон Ккхот".

В романе Д.Гранина есть все три временных пласта, причем прошлое показано через восцриятие современников, и каждый из героев думает о будущем. Роман поднимается до универсального осмысления бытия благодаря изображении конкретно-исторических' событий в свете всеобщих философских законов.

Таким образом, анализ романа Д.Гранина "Картина" показал, что благодаря-философской глубине, историческому подходу, многим чертам структуры и тематика он может быть поставлен в ряд произведений, продолжающих тургеневские традиции в освещении теш нигилизма.

Во второй главе "Тема "человек и природа" в творчестве Ю.Казакова и В.Солоухина (преемственность и новаторство)" анализируется философия природы в творчестве названных авторов, ее художественное преломление в поэтике, стиле произведений, определяется преемственность по отношению к творчеству Тургенева в художественном решении этой темы.

В современной литературе нашли продолжение и развитие прежде всего те мотивы и стороны тургеневской философии природы, которые созвучны современному пониманию этой темы, актуальны на новом витке исторического развития. Для Тургенева было характерно осознание единства всего живого на земле, гармонии, царяшей в мире, человека как органической части природы. Умение чувствовать ее, откликаться на ее красоту является одним из важнейших критериев для характеристики человека. Природа гармонична у писателя благодаря единству двух сил: центробежной и центростремительной. В ней каждая единица существует исключительно для себя, и шесте с тем вса, что сущеетвуот, живет друг для друга, - "

I Фанк Л.Иеобходакость Дон Кихота: Книга о Данииле Гранине.

- М,: Сов.писатель, 1988. - С.ЗО.

- 10 -в результате все жизни сливаются в одну мировую жизнь.

Природа у Тургенева одушевлена, размышление о живом духе, пронизывающем ее, связано с осознанием удивительной разумности и гармонии, царящей в естественном мире. Но восхищение мировой гармонией сочетается у писателя с пессимистическими суждениями о краткости бытия, ничтожестве человека перед Природой - Космосом, о тшетности человеческих усилий перед лицом неизбежного уничтожения. Однако эти настроения снимались и преодолевались оптимистическим ощущением радости бытия, постижением красоты и закономерности природной жизни.

Перечисленные особенности тургеневской философии природы, а также эстетическое переживание ее красоты, поэтизация нашли глубокое и многостороннее развитие в творчестве В.Казакова и В.Солоухина.

В первой части анализируется творчество Ю.Казакова. Главная тема писателя - это изображение человека в его природных взаимосвязях. Свойственное писателю созерцательное, поэтическое отношение к природе, нивой отклик на ее красоту, ощущение тесной связи человеческого духа с природой ~ такие -черты творческой индивидуальности В.Казакова созвучны с творческой личностью Тургенева. "Сродство в духе"(В.Белинский), определенная близость видения мира художниками определили и близость философии природы.

Концепция человека и у Тургенева, и у Казакова обусловлена прежде всего осознанием единства человека с природной жизнью, огромной ее ролью в. формировании и духовной жизни личности. По мнению Тургенева, в человеке, как и в природе, господствуют две силы: центростремительная, т.е. сила эгоизма, личного интереса, обособления, и сила центробежная, связанная о осознанием себя как частицы мира, природного,и людского. Человек, в котором нарушена гармония этих двух сил, господствует индивидуалистическое начало, чувствует трагический разрыв с природой, сила эгоизма замыкает его на самом себе, он видит в природе лишь враждебную, жестокую силу. Подобные размышления характерны для романа "Отцы и дети", героев "Призраков", "Довольно", "Поездки в Полесье", "Фауста" и др.

В творчестве ЮЛСазакова мысли о трагическом отчуждении человека от природы, о порожденной этим дисгармонии в его душе

налгав дальнейшее продолжение. В произведениях: писателя тема , роли природы в восстановлении духовного равновесия личности, обретения своего места в жизни - одна из важнейших, определяющих авторскую концепцию гармонического человека. Герои Ю.Казакова - обычные, городские, озабоченные мирскими делами и личными взаимоотношениями люди. Оказываясь наедине с природой, они обретают новое духовное зрение, осознают истинные и лоннне ценности в жизни. В творчестве Ю.Казакова, как и у Тургенева, природа предстает великой гармонизирующей силой, соединяясь с которой,человек преодолевает в себе отчуждение от естественного мира, обротает жизненные силы и душевное спокойствие.

Приобщение к естественному миру пробуждает в человеке желание творчества * служит источником вдохновения. В ряде произведении и Тургенева, и Казакова особую роль играет мотив десна, которая выступает как порождение русского простора, гармонизация природных звуков (Тургенев "Певцы", "Гпвые моши"). Очень близок по тональности и основной теме к "Певцам" рассказ Казакова "Трали-залп", в герое которого, внешне простом рыбаке, автор сумел разглядеть богатую поэтическую душу.

Такое тесное единство песни и природы приводит к появлению особого музыкального подтекста в произведении: мелодика песни распространяется на все окружавшее, гармонизирует его, и песня сама выступает как часть пейзажа.

Музыкальный подтекст произведений обоих писателей сказывается и в мелодике фразы, описании природных состояний. Природа и у Тургенева, и у Казакова находится в движении, постоянной' смене состояний, для описания характерно последовательное нанизывание картин, своеобразная градация. Мелодика стиля возникает и благодаря ритмической организации фразы и особой звукописи, повторяющей природные звуки.

В центре многих произведений Ю.Казакова, как и в "Записках охотника" Тургенева, стоит образ странника, охотника-путешественника. Интонация повествования часто определяется развитием и сменой настроения и впечатлений лирического героя, поэтическим восприятием картин родной земли. Сшет путешествия тесно сплетается с "сшетом настроения", с чуткой и

субъекгивной реакцией героя на разворачивающиеся перед ним картины. У обоих писателей возникает мотив дороги,

странничества, волнение и лирический настрой охватывают писателей цри изображении поэзии странствий.

Описание путешествий рождает особый жавр, который дает возможность свободно переходить от одних сцен и картин к другим, сочетать бытописательные, этнографические очерки с рассказами - т.е. сборник, цикл произведений с одной фигурой (часто охотника), сюжетно ифепляюшей эти очерки. В классическом виде этот жавр представлен "Записками охотника" И.С.Тургенева, единство которого, как отмечал С.Е.Шаталов, создается образом охотника-повествователя и "тем "дополнительным" содержанием, которое возникает сверх "суммы" отдельных значений элементов, входящих в цикл"*. К тургеневскому циклу наиболее близок "Северный дневник" Казакова, который объединен одним повествователем-путешественником, свидетелем или участником событий. Некоторые рассказы имеют сюжет, ипые напоминают нраЕр-и бытоописательные очерки* В целом же, создается масштабная эпическая картина сосуществования человека и природы.

Большую роль в рассказах и Тургенева, и Казакова играет охота, которая является особым способом познания природы, "вживления" в ее мир. Охота дает "радость первооткрывателя"; помогает постичь тайную жизнь црироды. Вместе с тем, ситуация охоты помогает создать особую доверительную обстановку, атмосферу сообщничества между героями, позволяет раскрыть сокровенное. Поэтому в основе многих "охотничьих" рассказов и Тургенева, и Казакова лежит исповедь героя повествователю.

Изображение человека как "живого нерва природы" (Казаков) присуще обоим писателям. В критике достаточно исследован вопрос о соотнесенности пейзажа с эмоциональным тстроением героев у Тургенева, об исконной, изначальной слитности человеческого духа с природой в творчестве писателя. Изображение человеческой душ у Казакова неотделимо' от описания окружающего пейзажа, его колорит, весь природный фон выступает как бы материальной кристаллизацией, прадолнонием^вовне состояния

I Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. - С.242.

душ ■человека. Часто эта' соотнесенность-,задается уке первыми строкам рассказов, создавая настроение, которое будет господствовать в проязведении.

В основе сшетов многих рассказов и Тургенева, и Казакова лежит маленькая сценка, выхваченная из большой человеческой йдзни, которая обнажает скрытый трагизм бытия'. Причем -рассказы отличает недосказанность, деликатность проникновения в чуяуя яизнь. И для Тургенева, и для Казакова человек - это . тайна, в рассказе худошшки на мгновение приподнимают завесу над таинственностью чуяой судьбы. С этим связаны интонации полутонов, фиксация внешних проявлений душевных движений. Роль природы в изображении таинственного и драматического человеческого бытия истает проявляться в отклике на события человеческой гизни. 7 Тургенева описание природа часто обрамляет рассказ, природа как бы "обволакивает", умиротворяет только что разыгравшуюся трагедию. Вместе с тем Тургенев не раз отмечал "равнодушие" природы, ее отстраненность от человеческого бытия. Природа иногда проявляет свою холодную и суровую сущность. Перед лицом такой природы человек чувствует свою ничтожность и смертность. Настроение философского пессимизма вызывало у Тургенева "осознание нашей ничтожности", ощущение бренности бытия.

Отношение к природе Ю.Казакова маяно тоже охарактеризо- • вать как сложное и противоречивое. Размышления писателя над местом человека в природном мире раздала отпущение контраста между вечной и могучей Природой и хрупкостью маленькой человеческой дазяи ("Плачу и рыдав"). Природа рашодуша к разыгравшейся трагедии ("Тихое утро"). Мысли о скоропреходящей жизни тревотат героев автобиографических рассказов ("Свечечка", "Во сне ты горько плакал").

Но такое настроение не связано ни у Тургенева, на у Казакова с безысходностью. Сала же природа излечивает человека. Приобщаясь к ней, он стряхивает с себя тоску, утверждая радость осознания своего бытия в этом каре, себя, как клеточка мироздания в цепи непрерывного развития. Диалектическое единство жизнеутверждающих и пессимистических мотивов а у Тургенева, и у Казакова было связано со стремлением найти скрытый смысл всего, созданного природой, определить место человека в даре-.

Ощущение единства со всем мирозданием оцределило мотив космизма, планетарность мышления и Тургенева, и Казакова. Для Тургенева бияо характерно обостренное чувство движения вселенной, силы и величия мироздания. Герои Ю.Казакова токе чрезвычайно живо ощущают движение земли, бесконечность вселенной, вечность Природы. Такая Природа - Космос таинственна и непостижима для человека. И у Тургенева, и у Казакова очень ва?.ен мотав романтической таинственности природы, ее сбытой от человека загадочной жизни. "Природа у Тургенева, - отмечал Г.А.Бялый, - живет своей особой жизнью, которую автор стремится изучить и описать со всей доступной человеческому глазу полнотой"^. В творчестве Казакова мотив тайны еще более усилен, ^природный мир у писателя реалистически отчетлив, зрим и в то же время романтически загадочен, многомерен и философски многозначен" . При описании природы характерна интонация недосказанности, таинственности.

Изображение природы как одушевлённой силы не просто поэтический прием в творчестве и Тургенева, и Казакова. Писатели видели в природе разумное и гармоническое целое, наличие в ней высокого сознания. Но такой "пантеизм" ни У Тургенева, ни у Казакова не носил мистического характера, это скорее пантеизм чувства, связанный с эстетическим ощущением гармонии и самодвижения природной жизни.

Таким образом, в творчестве' Ю.Казакова нашли продолжение и развитие концептуальные стороны тургеневской философии природы. Вместе с тем, Ю.Казакову в большей степени, чек Тургеневу, свойственна субъективность описаний, акцент на авторском отношении к изображаемому, лиризм описаний и романтичность восприятия мира.

Во второй части второй главы анализируется творчество В.Солоухина в' соотнесенности с тургеневской традицией. Своими духовными учителями писатель считает тех-авторов, в творчестве которых человек цредстает как неотъемлемая часть природного

1 Бялый Г.А. "Записки охотника" и русская литература// "Записки охотника" И.С.Тургенева (1852-1862)/Со.статей и ма-

• териалов. - Отел: Изд-во "Орловская правда", 1955. - С.19.

2 Кузьшчев И. Юрий Казаков: Набросок портрета. - I.: Сов.пи-сатель, 1986. - С.44.

щра, - Аксакова, Тургенева, в советской литературе - Пришва, на, Паустовского. В.Солоухин не раз отмечал, что на его восприятие родной природы огромное влияние оказала русская литература. В частности, в статье "Уроки Тургенева" писатель определил те уроки, которые он извлек из творчества писателя, л главный из них - это любовь к России, к родной природе, умение увидеть и описать ее красоту. Особое влияние на Солоухина оказали "Записки охотника", в которых писатель ценил "родную природу, великолепные пейзажи, замечательные типы русских людей, быт, нравы, фольклор, неизъяснимое очарование, разлитое, словно солнечный свет, и согревающее читающего..."1. Восхищение вызывает и стиль Тургенева: "все это написано легко, свободно, как будто даже незамысловато, а на самом деле глубоко и серьезно"2.

Но при исследовании данной темы в творчестве В.Солоухина следует учитывать то, что авторская концепция все время углубляется, развиваясь от произведения к-произведению, философия природы у писателя прошла большую эволюцию. Поэтому в главе прослеживается последовательное становление и развитие взглядов от ранних произведений к зрелым.

Уже первые произведения писателя - "лирические повести" "Владимирские проселки" и "Капля росы" определили главную тему его творчества - поэтическое, лирическое изображение родной природы и того отклика, который она пробуждает в душе человека. Метод постижения природы близок тургеневсксму: трепетное приобщение, созерцание, эстетическое переевшие ее красоты. Писатель стремится увидеть самодвижение природной жизни, уникальность, неповторимость каждого мгновения ее. Во многом преемственна по отяотэнию к творчеству И.С.Тургенева концепция единства человеческого духа с природой. Описания природы у Солоухина неотделимы от человеческого восприятия, от того отклика, который она будит в душе человека. Природа оказывает облагораживающее, возвышающее душу воздействие, она обогащает ¡.тар эмоций.

Уже в первых произведениях Солоухина определялись оенов-

1 Солоухин В. Уроки Тургенева/Дят.газ. - 1983. - 31 авт.

- С.5.

2 Там же, - С.5'.

ные черта художественного метода: пронизывающий все повествование лиризм, искренность, доверительность интонации, и в то же время - документальность, открытая автобиографичность произведений.

И по жанру перше произведения писателя тяготеют к 'классической традиции. Это - сборники очерков, рассказов с фигурой героя-странника в центре. 2анр свободный, раскованный, с обилием ассоциаций, отступлений, позволяющий легко переходить от одних эпизодов к другим, создавая эпическую картину родного ярая. Преемственность этих произведений по отношению к "Запискам охотника" Тургенева отмечал А.Овчаренко. Несомненно, что В.Солоухда, находящийся под обаянием этого произведения, учитывал творческий опыт классика в создании своих первых произведении.

Намеченное в ранних произведениях писателя понимание природа как первоисточника формирования личности, осознание необходимости жить в постоянном общении с не Г: привели к созданию особой концепции человека. Первоистоком формирования гармонической, здоровой личности писатель считает детство, проведенное на лоне природы, в тесном сосуществовании с естественной жизнью. В повести "Капля росы" автор стремится воскресить мир своего детства, рассказать о том значении, которое имела природа для его формирования.

Детство, проведанное в тесной связи с природой, является часто источником творчества, импульсом его. У Солоухина есть ряд худокественно-публицисгичэских произведений ("Ахсакоэ-ские места", "Большое Шахматове", "Продолжение времени"), посвященных формированию некоторых деятелей русской культуры (Аксакова, Блока) и роли "дворянских гнезд", расположенных среда пре1фасной природы, в их развитии. Писатель отмечал, что "в тихом мире задушевной красоты усадеб вызревали такие великаны русского гения, как Пушкин, Толстой, Тургенев, Гончаров с их проникновенной любовью к 1фасоте земли и человека"*. Большую заслугу Тургенева Солоухин видат в изображении поэзии дворянских усадеб, рождавших вдохновение.

В отличие от Тургенева мысли В.Солоухина о роли природы в формировании человека проникнуты духом "стихийного руссоиз-

I Солоухин В. Уроки Тургенева/Лит.газ. - 1583. - 31 авг. -С.о.

ма" (термин Ю.!.!.Доткана). Неоруссоистские тенденции в творчества Солоухина возникли, скорее всего, вне непосредственного воздействия идей Руссо, они поровдены усиливающимся противостоянием цивилизации и природа, отчуждением человека от естественного мира. Главный пафос неоруссоззма направлен на возвращение человека к его праматери - природе.

В.Солоухин отмечал: "Человек создан жить среди природы, как птица - летать. Естественное состояние человека - находиться среди природы"*. С такшли взглядами связана и концепция естественного человека у писателя. Естественный человек у Солоухина - не тот, в котором происходит высвобождение натурального, зоологического человека. Это скорее личность, которая живет по закону соответствия человеческой а природной жизни, чья нравственность сформирована осознанием своего тесного со-бытия с природой. Старый крестьянский уклад жизни наиболее близок, по мнению писателя, к естественному, т.к. подчиняет жизнь человека природному циклу, формирует бережное отношение к земле, осознание кровной с ней связи.

Так, в концепции человека у Солоухина на первый план выдвинуты те качества личности, которые вырабатываются в -активном сосуществовании с природой. Социальные же начала в человеке несколько приглушены, автора интересует человек прежде всего в природном мире, а не искусственном, цивилизаторском. Такая концепция человека отличается от той, которая была разработана Тургеневым. Если у Солоухина человек гармоничен благодаря связи с естественным шром, то у Тургенева гармония в личности связана с равновесием мыслей и чувств, умственной жизни, социальной активности и природной непосредственности, свежести ощущения жизни. Естественный человек -не тот, который живет по законам природы, а тот, который отдается непосредственным, природным ошуиевиям.

Концепция естественного человека у Солоухина определила и его отношение к цивилизации. Постепенно в творчестве па-' сателя тема искусственности современной цивилизации стала

I Солоухин В. Я шел по родной зеше/УЛауреатн России. - С.233.

занимать все более серьезное место. Так называемые блага протресса писатель считает мнимыми, формирующими искусственные потребности. Развитие человечества все более отделяет его от идеала простой, здоровой жизни, отчуждает от природы, Приближая экологический апокалипсис. Только духошый прогресс, по мнению писателя, может- считаться движением человечества вперед, техногдэатическое же развитие можно назвать регрессом, учитывая, что оно отдаляет человека от его прама-тери-црироды, создает вокруг него искусственный, "синтетический" мир.

Таким образом, Солоухину, в отличие от Тургенева, присуще противопоставление категорий: "природа" и "цивилизация", раскрытие антиномии: разумность природы - неразумность, абсурдность современной пзвилизации, естественность жизни на земле. - неестественность современного урбанизма.

Особое место в творчестве Солоухина занимает тема "выспей разумности" природного мира. Тема эта тоже во многом преемственна по отношзнию к философии прзфоды Тургенева, в которой размышления о "живом духе природа", боге, разлитом во всех природных явлениях, занимает важное место". В творчестве Солоухина осознание разумности и одушевленности природных процессов постепенно выкристализовались в особую пантеистическую концепцию. Глашая мысль таких произведений, как "Третья охота" и "Трава" - мысль о том, что сознание разлито в природе, что искры его теплятся в каждом ее создании. Своеобразие этих произведений в тем, что в них естественно-научный подход к анализу природных процессов-сочетается о поэтическим, интуитивным писательским проникновением в жизнь природы. Синтез этих способов исследования позволил прийти к итоговому выводу: "Не допустить ли, что сознание разлито, в природе, чего оно глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разума человека"*.

Вывод о духовном родстве всего живого закономерен для творчества Солоухина, он шел к нему, начиная от ранних '

I Солоухин В. Собр.соч.: В 4-х т-. - М.: Худож.лит,, 1984.

- Т.4. - С.354.

произведений, проникнутых поэтическим пантеизмом, заканчивая ■ последними, где мысль эта звучит более отчетливо.

Так, в творчестве В.Солоухина нашли продолжение и развитие многие стороны тургеневской концепции природа, которые созвучны миросозерцанию и характеру творчества писателя. Вместе с тем, в произведениях Солоухина отражены те теш и мотивы, которые порождены ХХ-м веком, связаны,с обострившейся экологической проблемой, угрозой гибели цивилизации, усиливающимся отчуждением человека от природы. Пафос творчества писателя направлен на восстановление гармонии мэзду человеком и природным миром.

В "Заключении" формулируются общие выводы. Проведенное исследование доказывает перспективность историко-типологического метода изучения преемственности в литературе. Данный метод позволил актуализировать наследие Тургенева, определить наиболее .значимое в нем для современной литературы. Сопоставительное исследование тем нигилизма и "человек и природа" в творчестве Тургенева и в современной литературе позволило проследить типологию проблем в русле единого историко-литературного процесса.

1. Проблема "отцов" и "детей" в современной советской литературе (уроки ТургенеЕа)//Вопр.рус.лит. - Львов: "Св1т", 1991. - Вып. 1(57) . - С.129-135.

2. Проблема "духовной экологии" в творчестве В.Астафьева и Ю.Казакова (традиции и новаторство)//Гезисн республиканской конференции "Рациональное использование, охрана, воспроизводство биологических ресурсов и экологическое воспитание". - санорохье, 1988. - С.284-285. .

3. Тема нигилизма в романе 0.Гончара"Сббор" /Дезнсы республиканской конференции "Литературный процесс и творческая индивидуальность писателя',; - Днепропетровск, 1288. - С.23-24.

4. Про'блема "отцов" и "детей" в современной советской литературе. - Деп. в 1ШИ0Н Я 28538 от 2.04.1987. -■ 25 с.

По теме диссертации имеются следующие публикации:

/