автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Традиции и обычаи в динамике образа жизни индивидов и социальных групп вьетнамского общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции и обычаи в динамике образа жизни индивидов и социальных групп вьетнамского общества"
РОССИЙСКАЯ АКДЦЗЛ/Я КАУК
жтитут социологии
На правах рукоп;:сг
ЧАН Т X И К И М С У ЕН
Традиции и обычаи в динамике образа -«изни индивидов и социальных групл вьетнамского общества
Специальность 22.СО.04 - Социальная структура, социальные институты и образ жизни.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой с тюлени кандидата социологических наук
Москва, 1993 г.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
жтатут социологии
На правах рукописи
ЧАН Т X И К И М С У Е Н
Традиции и обычаи в динамике страза -*изни индивидов социальных грутп вьетнамского -общества
Специальность 22.C0.C4 - Социальная структура, социальные институты и образ -'изни
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Москва, 1993 г.
Работа выполнена в секторе комплексных исследований образа '»изни Института социологии Российской Академии наук
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор И.Т.Левыкин
Официальные оппоненты -
доктор философских наук, профессор А.В.Мялкин кандидат социологических наук В.А.Губернаторев
Ведущая организация - социологический факультет Московского государственного ниверситета га.М.В.Ломоносова
Защита состоится " " _1993 г. в _часов
на заседании Специализированного совета К.002.25.02 Адрес: II7270, Москва, ул.Кржижановского ,24/35, кор.5
С диссертацией мо-:<но ознакомиться в библиотеке Института. Автореферат разослан "_ " _I ?3 года
Ученый секретарь Специализированного совета,
кандидат философских наук Л.А.Семенова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Современный этап развития Вьетнама характеризуется сложностью и противоречивостью происходящих в стране процессов, связанных с потребностью в обновлении общественно-политической, социально-экономической и социокультурной сфер повседневной деятельности индивидов, социальных групп,общностей. Одна из крупных поисковых задач научных и управленческих структур состоит в выявлении роли и места обычаев и традиций в образе жизни городского и сельского населения.
Смена способов и методов самоорганизации личной и групповой ^изни сопровождалась субъективным восприятием и сценкой ситуации неопределенности, что нередко порождало мучительные размышления, использование методов "проб и ошибок", обращение к традициям, обычаям, сложившимся стандартам поведения. Осмысление происходящих процессов - важнейшая теоретическая, методологическая, методическая и практическая задача. Речь идет о критическом взгляде на накопленный традиционный опыт, на знания и мировоззрение подрастающих поколений. Влиятие традиций и обычаев на новые поколения имеет специфические особенности. Они связаны с недостатком у молодежи личного социального опыта. Возникают следующие вопросы:" Каковы основания классификаций традиций, о5-лаев и привычек? Где границы членения их на положительные и отрицательные, консервативные и прогрессивные? Глубокое изучение структуры и динамики традиций и обычаев через призму образа мышления и образа жизни, преодоления пережиточных явлений, эстетических и организационных принципов их внедрения -актуальная комплексная задача.
Лредмет и объект исследования
Тенденции развития и Функционирования традиций и обычаев в трудовых коллективах, территориальных поселениях, общественных м государственных организациях Вьетнама относятся к предмету научных разработок диссертации.
Объект исследования - социальные группы, их потребности, интересы, проявления активности, ориентации на выбор средств и методов достижения социального благополучия и материального благосостояния.
Состояние и разработка проблемы
Традиции и обычаи изучаются многими науками в рамках концептуальных построений, гипотез, оценок их функций в жизнедеятельности общества, социальных, профессиональных, демографических групп.
Среди философов, специалистов социально-гуманитарных дисциплин нет единого мнения о месте традиций в системе научного знания. В общефилософском плане традиции рассматриваются в контексте теории развития преемственности, сущность которых проявляется в сохранении или изменении их структуры, содержания и функций.
В философско-социологическом плане традиции и обычаи как способ передачи социокультурного опыта анализировались в работах Л.П.Буевой, И,В.Суханова, Л.Г.Ионина,А.К.Уледова, Л.Н.Когана,Э.С.Маркаряна, Э.В.Соколова.
К особой группе относятся исследования по проблемам этнографии, науковедения, этики, социальной психологии, теории воспитания, которые отражены в работах Г.В.Арутюняна, Ю.В.Бромлея, С.С.Аверинцева, В.И.Вернадского. Понятие традиции употребляется в различных контекстуальных смыслах, обозначая смежные, подчас отдаленные явления и процессы.Это обстоятельство, по-видимому, определило неоднозначное
отношение к проблеме традиции в оценках вьетнамских ученых и практиков. Высказывалась озабоченность состоянием изучения народных традиций в современном обшестве. Подобный подход противоречит пониманию диалектики развития современного общества как единства изменчивого и устойчивого, динамичного и стабильного процессов. Негативное отношение к традициям как средству передач социального опыта последующим поколениям был подвергнут критике в ряде работ и выступлений ученых в начале 60-х годов.Теоретические и практические проблемы воспитания молодежи на социалистических традициях получили освещение в трудах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.
Возникают затруднения при ответах на вопросы,поставленные современной жизнью, например, совпадает ли традиция с наследованием или является моментом последнего; какова структура традиций, в чем сущность традиций - в консервации или обновлении; значение традиций для воспроизводства творческой деятельности; как преодолеть смешание передовых и консервативных традиций. В работах вьетнамских ученых проблемы традиций обсуждаются крайне редко.
При изучении традиций и обычаев прежде всего возникает вопрос о соотношении понятий "образ ^изни" и "повседневная жизнедеятельность индивидов, групп и общностей", о взаимодействии и взаимовлиянии традиций и обычаев в территориальных, семейных отноиениях, общении,совместной деятельности.
Образ чизни - объект пристального внимания и предмет изучения представителей многих общественных наук. Актуальность его стала очевидной в конце 60-х годов XX века. За прошедшие десятилетия появилась многообразная литература, разноаспектно представляющая этот сложный феномен.Наиболее интенсивно проблема исследовалась в конце 70-х годов, итогом этих усилий стала дальнейшая разработка основ теории
образа жизни.
Теоретические и практические аспекты образа жизни получили освещение в трудах Е.И.Ануфриева, И.В.Еестужева-Лады.А.Л.Бутенко, Б.А.Грушина,Е.И.Капустина,Л.В.Сохань, В.И.Толстых и др.Критическое осмысление проблем взаимодействия социальных групп и личности в государственных и общественных структурах показало трудности перестройки и формирования нового теоретического мышления в осмыслении общественных явлений, состояний, процессов. Использование опыта сравнительных исследований, проведенных в 1980-1981 гг. и в 1986-1987 гг.Институтом социологии Российской Академии наук, позволило автору работн сопоставить эти иссле-
дования с проведенными во Вьетнаме. К настоящему времени получены результаты, позволяющие вести дальнейший поиск в этой области.
Выявление воздействия традиций и обычаев на состояние и динамику образа жизни индивидов и социальных групп вьетнамского общества было определено как предмет диссертации.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационной работы состоит в определении влияния традиций и обычаев на повседневную деятельность индивидов и социальных групп в условиях обновления вьетнамского общества.
В связи с этим автором поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к изучению структуры и содержания образа жизни, места в нем традиций и обычаев, раскрыть их сходство и различия.
2. Рассмотреть трудовую форму жизнедеятельности,установить основные элементы и факторы формирования трудовой активности, изучив единство ее познавательных,эмоциональных и поведенческих сторон.
3. Раскрыть механизм влияния современных традиций на процесс формирования трудовой активности трудяшихся.Определить особенности традиций как средства воспитания нового поколения.
4. Выявить воздействия народных традиций и обычаев на семейные отношения, рель и место женщины в экономических и нравственных сферах, а так^е репродуктивные установки и мотивации многодетности. *
Методологической и теоретической основой диссертации яеляются труды вьетнамских и зарубежных обшествоведов по проблемам образа чизни, традиций, социальной структуры, семьи, демографии и т.д.
Эмпирической базой диссертации служат материалы региональных исследований пс проблемам образа чеизни, проведенных сектором изучения образа ^иэни Института социологии Вьетнама при участии автора в 1588 г.и 1990 г.в Ханое и провинциях: Хон Шон Бинь, Винь Фу, Ха Нам Кинь, а также исследований семейных отношений, репродуктивных установок и мотивации рождения детей, осуществленных сектором изучения семьи и демографических процессов Института социологии Вьетнама, статистические данные за период с 1975 г.по 1990 г.,исторические источники, документы, храняпиеся в государственном архиве страны.
Научная новизна исследования
Концепция повседневной чиэни исследуется в проблематике социологии личности, труда, семьи, культуры. Новизна диссертации состоит в том, что впервые повседневность анализируется через иерархию традиций и обычаев, которые органически входят е организацию личной и общественной хизни.
В диссертации на теоретическом и методологическом уровне раскрыты сущность и содержание понятия "образ тизни",
трудовых и семейных отношений, становления современных традиций, применение исторического подхода при изучении формирования народных традиций и обычаев, их положительных и отрицательных влияний на жизнь людей обеспечило продуктивность поиска недостаточно разработанных аспектов состояния и динамики социальной структуры вьетнамского общества, образа жизни индивидов и социальных групп, мозаичность уклада жизни населения.
В рамках реализации междисциплинарного подхода осуществлена попытка оценить взаимодействие старых и новых традиций в трудовых коллективах, возрастающую роль социально-экономических факторов в изменении положения и места женщин в семьях, определить систему индикаторов репродуктивных установок на численный и качественный состав семьи,охарактеризовать ориентации в разных типах семей на достижение идеального, желаемого и ожидаемого благополучия.
Практическая значимость работы
Анализ теоретико-методологических исследований вьетнамских и зарубежных ученых, обобщение эмпирического опыта изучения традиций и их влияния на социальную активность трудящихся могут быть применены в планировании и управлении, воспитательной работе.
Выводы и предложения, изложенные в диссертации,использованы демографическим центром Вьетнама при разработке демографической политики. Материалы диссертации могут быть включены Институтом социологии Российской Академии наук в информационный банк данных.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к зашите на заседании сектора комплексных исследований образа жизни Института социологии Российской Академки наук.ОсноЕные поле-
•*ения диссертации доложены в докладе автора на научно-практических конференциях во Вьетнаме: "Тенденция развития образа жизни в условиях переходного периода социализма" (1986 г, Ханой);"Проблема воспитания молодежи на социалистических традициях" (1987 г.,Ханой1; "Жилищная проблема в Ханое и ее влияние на образ *изни населения" (1988 г.,Ханой'; "Изменение социальной структуры и ценностных ориентации в условиях обновления Вьетнама" (1990 г.,Ханой); "Проблема использования прогрессивных традиций в процессе формирования образа жизни рабочей молодежи" (1990 г.,Ханой).
Структура работы
.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы, проанализирован опыт ее изучения, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы, научная новизна, определены предмет,цели и задачи исследования и положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Способ повседневной жизнедеятельности социальных субъектов" раскрываются содержание и сущность понятия "образ ^изни", рассматриваются многоуровневые взаимодействия между основными компонентами, определяются сфера действия и фнукции традиций, дана типология, исследуются особенности традиций как средства воспитания молодого поколения и фактор воздействия на Формирование образа жизни.
В обшественных науках понятие "сбраз *иэни" относится к фундаментальным, ибо в нем отражаются явления, состояния и процессы социальной действительности, повседневного бытия людей. В образе жизни сфокусированы коренные свойства общественно-экономической формации, рассматриваемые с точки зрения их воздействия на условия,нормы и способы новседнев-
ной жизнедеятельности людей.
Ч главе приводятся мнения о содержании и границах изучения сбраза жизни, которые отражены в работах В.И.Тслсткс, А.И.Бутенко и др.,а также опыт повторных исследований, проведенных сотрудниками Института социологии РАН. Показано,что образ ^изни представляет собой способ организации людьми своей жизнедеятельности, жизненной активности в конкретно исторических условиях.Это понятие позволяет разрабатывать операциональные переходы от общего понятия образа жизни к его частным производным. Оно дает основание классифицировать "образ жизни" по разным критериям (сельский-городской, -тара-зитический-трудовой и т.д.), что позволяет структурировать образ жизни по важнейшим сферам деятельности индивида, социальной группы и общества, а также формировать блоки показателей труда, быта,семейных отношений,брак и семь , общественно-политической жизни, культуры и народного образования.
Далее в главе анализируются возможности размежевания критериев собственно образа жизн и условий жизнедеятельности людей, описываемых показателями уровня жизни (материальное благосостояние), качества жизн^степень удовлетворения потребностей более высокого порядка, особенно социальных и интеллектуальных), уклада жизни (общественно-экономический строй; и. поведения людей, описываемых социологическими и социально-психологическими индикаторами стиля жизни.
Высказывается точка зрения, согласно которой уровень •*изни отражает достигнутую степень развития физических, материальных и духовных потребностей и стэпень их удовлетворения. Понятие"уровень жизни" употребляется для характеристики степени удовлетворения материальных и. отчасти духовных потребностей людей. К показателям уровня жизни можно отне размеры: заработной платы, вьплат из общественных фсндов. потребления продовольственных и промышленных товаров; ку
турно-бьгговые условия жизни. Уровень -'г-зни является "ним из важнейших показателей социального благополучия как сложного, противоречивого взаимодействия уровня и качества жизни. Качество жизни применимо к характеристике условий жизни, сознания и деятельности, что дает возможность его эмпирического измерения. К показателям качества -"/зни отрясены: характер и содержание труда, степень комфорта в производственной и непроизводственной сферах, качество жплой и окружающей среды, мера реализации, воплощения в сознрнии и. поведении людей социалистических идеалов,социального оптимизма.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что исследование образа даизни как способа жизнедеятельности людей в ситуации обновления и развития требует формирования нового подхода к изучению реальной повседневной жизнедеятельности индивидов и социальных групп с позиции разработки новой концепции, освобожденной от мехажгттг^го^о подхода, когда образ жт/зки рассматривается как заранее заданная идеальная модель, в которо? воспроизводятся социалистические качества личности, детерминированные общественной собственностью, политическим строем и идеологией.
Далее в диссертационной работе осуысляются понятая "традиция" и "обычай", проблема влияния традиций на образ жизни социальных групп. Лодчеркивается, что традиции и обычаи являются элементами социального и культурного насле-дияуУпередающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в общностях, классах, социальных группах в течение длительного времени.Через систему воспитания воспроизводятся духовная культура, характер и психология сменяющих друг друга поколений .Со временем традиция оказывает обратное воздействие (положительное или отрицательное) на ту или иную форму общественного создания и фиксируется кяк объективно^^анная.
При анализе отмечается, что обыденным ссзнантеГУТюспрк-
одного
нимавтся как явления порядка: оно не усматривает между ними никаких различий. Более обстоятельное рассмотрение позволяет обнаружить обпде и особенное свойство и качество. Сходство традиций и обычаев заключается в том, что они соблюдаются в силу убеждения, привычки, поддержки общественным мнением. Они имеют высокую степень устойчивости и относительной самостоятельности, выполняют роль средства стабильности и воспроизводства общественных отношений в ряду сменяющих друг друга поколений. В отличие от традиции обычай всегда, дает детальное предписание поступка в конкретной ситуации. Традиции определяют (Ьорму норм или принцип поведения.Исторически обычай возник раньше традиции, имеет по сравнение с ней ограниченную сферу действия. Основанием различий между ними случит характер общественных отношений,а также эффект их воспитательного воздействия на человека.
По социальной обусловленности обычаи и традиции следует подразделять на народные, классовые и национальные; по принципу сферы действия - на профессиональные, политические, включающие революционные, интернациональные, военно-патриотические, нравственные, научные, религиозные и семейно-бъгго-Еые; по продолжительности действия - на более или менее быстро преходящие или действукщие в продолжение -кизни нескольких поколений.
Воздействия традиций и обычаев на человека сопряжены объективные (каждый с момента рождения застает традиции и обычаи, выработанные обществом) и субъективные (социально-психологические характеристики личности) стороны,привязанность к особенностям образа жизни, культуре общности, в которой личность формируется. Автор особое внимание отводит современным традициям. Социалистические традиции рассматриваются как преемственность и регулятувный механизм,передающий социальный опыт в виде жестко регламентированных стандартов деятельности и поведения.Они обеспечивают не только
передачу социальных ценностей, норм, чувств и настроена--', мс и способствуют развитию духовных качеств новых по колени:"-.
Яри анализе взаимовлияний традиций и образа ^изни возникает вопрос о роли традиции в формировании образа •■■мзни. Отмечается, что традиции - элемент реальной жизни,непосредственно вплетенный в ткань общественного организма. Этим определяется и их роль в формировании и функционировании образа жизни. Как известно, развитие общества есть единство эволюционных и революционных изменений в формах и способах жизнедеятельности.Традиции - проявление устойчивости общественной жизни. Устойчивость приобретает порой тенденцию к застою, из-за чего она может приобрести консервативный, г то и реакционный характер, когда деятельность людей направляется в русло устаревших форм.В рассматриваемом аспекте традиция представляет собой специфический социальный механизм сохранения и передачи способов деятельности, закрепившихся в образе жизни,обусловливающих необходимость следовать выработанному образу поведения. Поэтому традиции выступают одним из механизмов преемственности,играющих огромную роль в воспроизводстве образа жизни рядом поколений.
В работе содержится списание социально-экономических условий, прошлого, в которых сформировались различные народные традиции: трудовая,патриоти.ческая,интернациональная, .гуманист ическая.
Влияние традиций на образ жизни вьетнамской общности было многосторонним,нередко доминирутаг/м, госпроизведение его инвариантно, поскольку повторение -млприческп найденных образцов деятельности приобретало стереотипный характер. Это влияние усиливалось тем, что традиции носили религиозную окраску, выступали в качестве догматических регуляторов общественной жизни.В современном обществе форма влияния традиции на воспроизводство и функционирование образа ^изни из-
Ю
меняется в сторону все больше/отхода от стихийности к созна-
тельному использованию традиций.Революционные, боевые трудовые традиции становятся достоянием широких народных масс.Вместе с тем есть еще и пережиточные явления, остатки старого образа жизни. Автор уделяет внимание влиянию традиции на сферы труда-И образ ^изни семьи, которые подробно анализируются в следующей главе.
Во второй главе "Исторический подход к анализу динамики традиций и обычаев во вьетнамском обществе" рассмотрена социальная структура общества, ее интеграция и. дифференциация.
Историко-социологический подход в единстве с политико-экономическим видением поисковой исследовательской задачи позволил автору обнаружить закономерности развития современной вьетнамской экономики, особенностью которой, выступает ее многоукладность, детерминирующая в конечном счете все стороны социальной жизни, и прежде всего социальную структуру.
Хозяйственная многоукладность(или мозаичность) и классовая структура теснейшим образом связаны. В качестве ведущих в народном хозяйстве СРВ выступают государственный и коллективный секторы. По удельному весу занятого там населения они занимают доминирующее положение. К началу текущего тысячелетия с государственной и коллективной формами собственности была связана жизнь 6С- экономически активного населения.В социальной структуре Вьетнама заметную роль играют слои населения, связанные с мелкотоварньу укладом (в конце 80-х годов доля мелкотоварных производителей достигла 4,0-4,3 млн.человек, или 16-17^ занятого населения), а также население, которое ведет натуральное или полунатуральное хозяйство и отличается развитостью родоплеменных и патриархально-феодальных отношений. Это национальные меньшинства, их касчи.т-вается несколько десятков, численность каждого от 28 до 70 тыс.человек,проживающих в горных и лесных труднодоступных районах.Многие из них ведут кочевой и полукочевой образ жизни.
В СРВ имеется внутренне дифференцированная группа деклассированных элементов пауперов, нижних слоев населения,г.^глв-ляюсее большинство которых сосредоточено в гсрсдах, ;х численность составляет 2,5-2,8 млн.человек. В их среде нередко возникают острые социальные проблемы, негативные явления (преступность, нарушение общественного порядка др.'1 3 последнее время наблюдается интенсивное развитие и расширение хозяйств единоличных кустарей. В Ханое в 1988 г. насчитывалось 22346 кустарей-единоличников. Наряду с "тгм в городе действует 446 кустарных кооперативов, 132£? производственных групп, большинство из них частные.В Хошимине в частном секторе сосредоточено около 50 тыс.человек - греть всех работников промышленности.
Государственный курс, направленный на изменение системы управления производством и потребовавший более широкого внедрения в кустарную промышленность современных методов хозяйствования, вызвал заметное оживление мелкотоварного производства. Местные органы власти разрешили открывать небольшие семейные мастерские, лавочки, закусочные,заниматься мелкой розничной торговлей. Только за 1587-1988 гг.количество предприятий промышленности,торговли и обслуживания увеличилось в 1,5- 3 раза.
Ломимо анализа социальной структуры общества, в целом л города, в главе рассматривается социальная структура деревни. Со второй половины 80-х годов село Вьетнама заметно изменилось в связи с реформой в организации производства и системы управления сельским хозяйством, значительным ограничением командно-административных методов управления. Новые формы деятельности в селах Вьетнама направлены на развитие .комплексного , товарно-производственного направления.Универсально-хозяйственная семья - самая распространенная модель на селе,в которой соединены рисосеяние, растениеводство и -»квот-новодство с занятием неаграрными видами промыслов. Здесь
наблюдается рациональное распределение между главным и побочным, мужским и женским трудом, хозяином и наемным работником, местными и неместными трудовыми ресурсами.
Изменения в производственно-экономической сфере села, и прежде всего в организационно-управленческой деятельности, приводят к повышению уровня и перераспределению доходов в семейном хозяйстве, усилению расслоения крестьянства. Это самая распространенная тенденция в социальной структуре села. Для того, чтобы изучить ото явление, были разработаны критерии определения уровня жизни семей. Из 1230 опрошенных семей вьщелены семь типов (самая богатая, богатая, довольно богатая, вышесредняя, средняя, бедная, самая бедная). Эти. семьи различаются степенью участия в управлении кооперативом и личным крестьянским хозяйством. Были вьделены три группы сел: I) где самый высокий уровень активности,самостоятельности во всех областях производства, рационального использования средств производства и его организации крестьянином; 2) где недостаточно развиты активность и самостроя-тельность в аграрном хозяйстве, разные типы кустарного промысла существуют,но они слабо развиты; 3) где жители села по преимуществу занимаются натуральным хозяйством. В первой группе доля богатых семей достигает 40^, средних - 55^, бедных семей только .Во второй группе доля богатых семей составляет 20??, средних - 60"?, а бедных семей - 20^.В третьей группе 1С?' богатых семей, средних - 65е", бедных - 25^.
На развитие социальной структуры современного вьетнамского общества большое влияние оказывает демографическая ситуация в стране. По численности населения Вьетнам занимает 11-е место в мире.Важная демографическая особенность Вьетнама - низкая доля трудоспособных в населении страны. Это находит отражение в процессах формирования здорового образа жизни и преодоления устаревших традиций и обычаев,становления прогрессивных традиций в различных группах населения.
Таким образом, особенностью социальной структуры Вьетнама является социальная дифференциация сбгестЕа.Сснге-ное противоречие в его развитии существует между уравнительным характером применения различных способов производства, появившихся в условиях командно-административных методов управления, и заметными различиями в производственных возможностях разных слоев населения, возникших благодаря обновлению всех сфер общественной жизни.
Различия внутри крестьянства как класса являются основой социальной дифференциации сельского общества по другим направлениям.Товарно-дене^нЛе отношения формируются и развивается на основе >того противоречия ме*ду бедными и зажиточными семьями. В настоящее Бремя вьетнамское общество только вступает в процесс расслоения. Социальные различия в разных социальных группах ощутимы, достигают степени не антагонистических, а существенных противоречий. Вместе с тем расслоение в социальной структуре свидетельствует о том,что реализация способов жизнедеятельности людьми, наследие прогрессивных и устранение консервативных традиций проявляется псюазному в различных социальных группах.
3 главе содержится анализ трудовых традиций и их влияния на формирование активности социальных групп. В сфере труда традиции и обычаи оказывают опосредованное влияние на образ жизни в целом,но в большей степени - на трудовую сферу и семейные отношения. Основное внимание в диссертации автор уделяет именно этим процессам.Подчеркивается, что трудовую активность населения необходимо изучать в единстве познавательных, ."моциснальных и поведенческих сторон: познавательны/ компонент основан на осознании человеком своего .честа в трудовом ¡рсцессе и включает цели, мотивы, нормы трудовой деятельности,усвоенные или выработанные личностью^ эмоциональный компонент охватчвпет чувства, которые связаны с выполняемым делом;юведенческие
характеристики выражают реальные конкретные дела.Различия в уровне трудовой активности вс^многом определяются особенностями '»изни индивида и социальных групп. Уровень проявления трудовой активности оценивается с помошью системы показателей: I) самоотдача в работе; 2) заинтересованность грудиться качественно; 3) инициатива в работе; 4) продуктивность ; 5) отрицательное отношение к производственным недостаткам; 6) ответственность за положение дел в коллективе. Приводятся эмпирические данные о распределении групп респондентов согласно предложенной системе интегральных показателей и индикаторов. В ходе анализа эмпирического материала установлено, что респонденты, имеющие квалификацию, отличаются высоким уровнем проявления трудовой активности. Трудовая активность отдельных социальных групп дифференцируется в зависимости от социальной принадлежности трудящихся.Данные исследования показывают, что лучше всех выполняют поставленные п^ед ними задачи рабочие, занятые в кооперативном секторе, затем служащие, на третьем месте - рабочие государственного сектора, на четвертом месте - сельскохозяйственные рабочие.
Рассматривается влияние современных традиций на трудовую активность трудящихся.
Анализ трудовой активности в зависимости от демографических характеристик личности свидетельствует, что по инициативности и ответственности работающие жен-хины несколько отличаются от работающих мучсчин. Различия в трудовой активности между ними указывают на важное направление кадровой и социальной политики.Трудовая активность в современном вьетнамском обществе не только удовлетворяет личностные и групповые потребности, но играет и другую существенную роль. Сна в большей степени обусловливает рост производительности труда, что в свою очередь органически связывает индивидуальное стремление к реализации трудовых потенций с созданием
необходимых материальных и духовных ценностей для ло вспенил жизненного уровня, более полного удовлетворенная личных и общественных потребностей.
При изучении влияния современных традиций на сермнос-вание трудовой активности определяется ряд особенностей: вопервых,возможность функционирования в трудовом коллективе не только традиций труда, но и других видов современных традиций; во-вторых, как показывает практика общественного развития, трудовой коллектив - место зарождения новых традиций; в-третьих, традиции, функционирующие в трудовых коллективах, обладают относительной устойчивостью благодаря постоянному воздействию на членов трудового коллектива и созданию соответствующей нравственно-лспсологической атмосферы;в-четвертых, в условиях трудового коллектива широко реализуется возможность передавать коллегам социальные ценности, нормы и т.л.
Степень влияния на членов трудового коллектива анализируется с помощью комплексных оценок, осознания членами трудового коллектива наличия в нем традиций, отношений к их упрочению и развитии. В результате исследования выделены следующие виды трудовых традиций: соревнование, чествование победителей, их награждение, досрочное выполнение производственных заданий к революционным праздникам, присвоение звание передовика. Эти трудовые традиции отнесены к наиболее ■ значимым 45'"^ опрошенных в возрасте до О" лет.
В диссертации делаются следующие выводы: I) имеется взаимосвязь между проявлением трудовой активности и влиянием традиций на членов трудового коллектива:чем выше уровень проявления трудовой активности, тем сильнее степень влияния коллективных трэдици" на работников; 2' традиции трудовых коллективов - регулятивный механизм преемственности, благодаря им сохраняется и гередгется не только опыт, нако тленны" предшествующими поколениями, но и сегодняшний опыт. Сни тесно взаимодействуют с общественным мнением,оказывают постоянное
влияние на поведение членов трудового коллектива; по--тому их изучение - задача не только ученых, но и руководителе-*' организаций.
Вместе с тем традиции влияют на бьгговую сферу жизни
населения, особенно на семейные отношения, репродуктивные
установки и мотивы рождения детей.Речь идет о трудностях,
' с „
связанных с высоким уровнем рождаемости во Вьетнамом обществе. Автор рассматривает воздействие народных традиций и обычаев на семейную сферу, дает характеристику традициям вьетнамской семьи.Семейные отношения и социально-демографическая структура вьетнамской семьи, по сравнению с семьями других азиатских стран, имеют специфические черты. Учение Конфуция продолжительное время оказывало влилние на вьетнамскую семью, это влияние остается и теперь, хотя и меняется в зависимости от социально—экономической ситуации.Оценивая специфику вьетнамской семьи,динамику изменений ее функций, соотношение в ней традиций и современности, следует подчеркнуть, что необходимо сочетать социологический, этнографический и демографический подходы.
В конкретном эмпирическом исследовании автором изучено отрицательное влияние традиции и обычаев на равенство, а именно на роль и место женщины в семье. Изменение роли женщин оценивается с помощью следующих показателей: Р материальные стороны повседневной жизнедеятельности; 2) решение вопросов в сфере социальной и духовно" '/знк; 31 оценка личного участия в совместном труде, вкладе в семейный бюджет.
Результаты анализа показывают, что роль женщины зависит от структуры семьи. В диссертационно" работе приводятся данные о типе семей (расширенная и нуклеарная\ в которьэс участие женщин в решении хозяйственны;: вопросов заметно различается: степень-участия женщин в решении подобных вопросов в расширенных традиционных семьях ни--е ,чем в нук-леарных;равенство с мужчинами слабее вьхаженс в традицлон-
нон семье, чем в современной.
В диссертации рассмотрено участие женщин в труде, их вклад в семейный бюджет, доступ к укправлению обществ^ньг.'и делами. Анализ свидетельствует о сохранении подчиненного положения женщин во вьетнамских семьях.
Неравенство между женщинами и мужчинами так".е выражается в бюджете Бремени. Полученные данные свидетельствуют о гсм,что в рассиренных традиционных семьях рабочее время мужчин составляет не более 2/3 рабочего времени женщин . Ежедневно у мукчин в среднем 5,5 ыс.для отдыха, а женщины работают по 15 час.и отдыхают только ± час.Поэтому проблема неравенства между полами остается весьма актуально:'.
При изучении воздействия национальных традиций на демографические процессы, протекающие во вьетнамском обществе, и перспективы развития семейных отношений автор Еыясняет причины рассогласования между правовым законодательством и предпочтительными ориентациями семьи.Вьетнам миновал тот период, когда смертность снижалась, а рождаемость повышалась, сейчас в стране начался процесс умеренного снижения рождаемости. Однако снижение рождаемости протекает очень медленно. Государственная программа ограничения рождаемости не принесла желаемых результатов. Сохранение стабильного уровня рождаемости - сложный, противоречивый процесс. Речь идет о социально-психологических механизмах ориентации на многодетную семью.
Демографическая стратегия планирования семьи не достигла желаемой цели из-за недооценки многих культурно-социальных и психологических аспектов. Демографическое планирование семьи сдерживается малоразвитостью системы социального страхования, материального обеспечения граждан в старости. Автор подчеркивает,как важно осознать интересы отдельных индивидов, их активное участие в планировании, семейных мнс-щений.Государственная демографическая политика не должна
рассматриваться как попытка вмешательства в семейну-; жизнь "сверху".
В главе анализируются репродуктивные установки и \с-тивации рождения детей в семье лсд влиянием народных традиций я обычаев. Эмпирическое выражение репродуктивной установки получено в процессе изучения мнени. населения о числе детей в семье.Индикаторами репродуктивной установки стели вопросы об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей в семье. Разница между идеальным, желаемым и ожидаемым числом детей показывает, насколько сдерживают условия жизни (объективные и субъективные) реализацию потребности семьи в детях. Одновременно оти различия свидетельствуют о действенности проводимой демографической политики.
Социологический подход к изучению рождаемости был осуществлен в исследовании "Репродуктивное поведение сельских женщин в некоторых провинциях Вьетнама",проведенном в 1989г. Итоги исследования свидетельствуют о несовпадении реального числа детей в семье с ожидаемыми и идеальны™ представлениями. Это результат воздействия психологической установки на многодетность, которая широко распространена в сознании вьетнамцев, особенно людей с низким уровнем образования. Наблюдается тенденция уменьшения числа детей в зависимости от уровня образования: самое большое число детей в семье (4,7) в группе, где супруги имеют образование до 4-х классов, меньше всего детей (1,6) в группе, где супруги получили высшее образование. Среднее число детей в опрошенных семьях находится в прямо" зависимости от продолжительности брака. Большее число детей было в семьях, проживающих в сельской местности, меньше - в городских семьях. На юге станч детей в семьях было больше,чем на севере.
Результаты исследования показывают, что у молодой семьи число детей соответствует определенным ориентациям государства, но нет гарантии, что семья откажется от боль-
¡него числа детей. Среднее ожидаемое число детей в семье у всех опрошенных социальных групп превышает среднее идеальное число.
Репродуктивные установки разных социальных групп
Группы Число детей в семье
идеальное желаемое ожидаемое
Интеллигенция 2,0 2,3 2,2
Служащие 2,1 2,6 2,9
Рабочие 2,2 2,8 3,1
Крестьяне 3,1 3,9 4,0
Среднее 2,4 2,9 3,1
Таким образом, под влиянием народных традиций и обычаев многодетность - весьма распространенная тенденция, которая,однако, противоречит государственной ориентации на двухдетнукз семью. Для выявления причин повышения рождаемости и "помех" к ее ограничению автор изучала мотивы рождения детей, в крестьянских семьях. Репродуктивные мотивы опрошенные оценивали через поступки, поведение свое и других людей, а также причины, по которым они совершаются.Мотивы включают экономические, социальные и психологические элементы.
Репродуктивные мотивы многодетности многообразны, на них оказывают влияние разные факторы, в том числе траднцион -ная идеология. Анализ показывает наибольшую значимость социаль кой мотивации (на севере страны - 57,4*, на юге - 58,1*1, :кономической (на севере - 56,6е*-, на уте - 44,9°*-) и психологической (на севере - 21,3*, на юге - 39,4*).
В психологической мотивации сблг-'ение позиций мужа и "'енм з укреплении брака занимает первое место (58,2*).Среди экономических мотивов на первом месте-гарантия благополучно"
старости (85??). Это соответствует народному обычаю "в молодости жить в опоре на отца, а в старости - за счет сына"; он до сих лор действует, поскольку система социального обеспечения слаба. Дети- не только счастье семьи, но и гарантия спокойной старости родителей. В социальной мотивации рождение сына обеспечивает преемственность поколений, продолжение рода.Для вьетнамцев рождение сына имеет традиционно большее значение (84,4^).
Задача ограничить вьетнамскую семью двумя детьми требует постоянных и эффективных усилий, решить ее в течение 10-20 лет невозможно, для этого потребуется жизнь не одного поколения.
Исследование конкретных сфер жизнедеятельности индивидов и социальных групп подтверждает гипотезу о сложной и противоречивой связи традиций и обычаев в образе жизни населения Вьетнама.
Проведенные исследования предоставляют возможность сформулировать следующие выводы:
Продолжает оставаться гипотетической проблема определения уровней взаимосвязей и взаимовлияний между опытом прошлых поколений, который воспроизводится через механизмы регуляции деятельности и поведения, собственный опыт вступающих в жизнь юношей и девушек, превращения сплава устойчивых и повторяющих традиций в состояние сознания и поведения, они приобретают регулятивно-оценочное содержание. В диссертации предложены промежуточные звенья в цепи опосредованных взаимосвязей взаимовлияний, это пространственно-временные параметры (южные и северные районы Вьетнама, расположение населенных пунктов с точки зрения доступности, правовых законов; предрасположенность к общению,взаимопониманию жителей в прошлом и настоящем)."Опосредованность" звеньев и их последовательность нередко трудноуловима и фиксируется в различных комбинациях. Дальнейшая разработка
гипотез диалектики и динамики традиций - обычаев - привычек - норм - мотивов - стимулов - вербального и невербального поведения предполагает более тщательную научную разработку на основе обобщения повседневной жизни индивидов и социальных групп вьетнамского общества.
В заключение автор подводит итоги исследования, формулирует основные выводы и практические рекомендации.
Основное содержание диссертационной работы опубликовано в журнале "Социология" Института социологии Вьетнама: Отношение к труду рабочих города Ханоя ( 1985, I); Образ *изни молодежи и проблемы условий жизни в городе (1985, .'."• 4); Культура семьи (1984, 3); Положение женщин в горных лесосовхозах (1986, 3), а также в статье "Традиции и обычаи в динамике повседневной жизнедеятельности социальных групп вьетнамского народа (сравнительное исследование) /^Образ жизни и состояние массового сознания.^!.!. Ии-т социологии РАН, 1992.
Подписано к печати 5.I .93г. За.к.4 ./.п.Д. Тир. 100 экз.
Полиграф, участок ИС РАН