автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Изменение ценностных ориентаций и образа жизни вьетнамских семей в условиях дифференцированной социальной среды (на примере изучения семей вьетнамских эмигрантов в России и Польше)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Изменение ценностных ориентаций и образа жизни вьетнамских семей в условиях дифференцированной социальной среды (на примере изучения семей вьетнамских эмигрантов в России и Польше)"
СКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный совет К.053.05.89 по социологическим наукам
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ВЬЕТНАМСКИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (на примере изучения семей вьетнамских эмигрантов в России и Польше)
Специальность 22.01.01— Теория, методология и история социологии
Автореферат диссертации на соискание ученей «угрпани кандидата социологических н
На правах рукописи
ВУ ХАО КУАНГ
..Москва— 1993
Да ссертащш выполнена на кафедре методологии и мето социологических исследований факультета социологии Моек ского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Научный руководитель — член-корреспондент АНП Росс
МАЦКОВСКИЙ М. С.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук,
в едущий научный сотрудник —
ГОЛУБЕВА Г. А.
кандидат философских наук —
КВИТКИНА Л. Г.
Ведущая организация— Институт социологии
Российской Академии Наук.
Зашита состоится 1993 г. в 14 час. на зас
дании Специализированного Совета (К.053.05.89) посоциол гическим наукам в Московском государственном универеш им. М. В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Ленинские горы 3-й корпус гуманитарных факультетов, социологический факультет, ауд. 205.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова.
Автореферат разослан 1993 года.
! Ученый секретарь « Q
Специализированного совета tJLi ¿v И. К. Maca
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В условиях кардинальных соци-1ьных изменений, происходящих а бывших социалистических стра-IX, а следовательно, и в мировой системе, во весь рост встала юблема переоценки ценностей, всего национального и культурно наследия, доставшегося обществу от его предков. Революци-шый характер процессов, происходящих в стране,часто не дает юмени на размышления, и в горниле испытаний уничтожаются ве-1вые человеческие ценности: сострадание, взаимопомощь, добро-¡лательность и многое другое, без чего не может существовать |рмальное человеческое сообщество. Но именно человек должен | только сохранять, но и приумножать духовное богатство, так 1К это - основа социокультурного прогресса. Если же этого не «исходит, то основная социальная проблема общества - это проб-ма человека, тех социальных институтов, под воздействием ко-рых он формируется как личность.
В системе институтов центральное место отводится семье, оящей у истоков физического и социального воспроизводства че-веческой индивидуальности. Как основная ячейка общества семья ляется хранительницей национально-культурного наследства, ычаев, традиций, обрядов как в прогрессивных, так и негатив-:х формах. Поэтому направленность социально-нравственной струк-ры личности определяется именно семьей. Осуществляя социаль-е воспроизводство, семья дает обществу и тружеников, и воинов, этому чем менее значимой будет социальная поддержка общества мьи, тем менее аффективными будут функции семьи, в том числе воспитательные.
В свою очередь характер социальной помощи семье должен оп-деляться степенью усложнения условий жизнедеятельности, в том еле социальной среды, а которой формируется личность.
Основными компонентами социальной среды, отмечает Ю.В.Сы-в, являются материальные, государственно-политические и общевенные организации, классы, социальные группы, нации, система цественного просвещения и воспитания, средства массовой коммутации и т.д.* . Перечисленные компоненты представляют собой См.: Сычев Ю.В. Микросреда и личность.- М.:Мысль, 1974.- С.9.
общие факторы, характерные для всего общества и одинаково не ходимые для жизнедеятельности людей. Но отдельная семья в си своей пространственной и временной ограниченности испытывает посредственное влияние не всей совокупности общественных отн шений, а лишь части их. Непосредственные условия существован семьи, которые можно вычленить из общественной среды, предст ляют собой микросреду семейной группы.
Представляя собой комплекс факторов, непосредственно во действующих на поведение человека, микросреда в условиях соц ально-исторической эволюции относительно целостна и стабильн так как ее развитие идет параллельно с эволюцией личности, с общества.
Особенно это характерно для традиционной сельской общин В ней социальная среда,как правило, стабильна и в количестве ном, и в качественном отношениях. Выполняющие те или иные пр фессиональные роли (врача, учителя и т.д.) люди одновременно лягатся и соседями, родственниками, товарищами по досугу. Это стоятельство придает "механизмам" социального контроля черти практически замкнутой, устойчивой и вместе с тем гибкой сист мы, которая фактически дублирует профессиональные, соседские родственные отношения. Тот факт, что основная масса Вьетнаме го населения проживает в сельской местности, делает систему питания более беспроблемной, чем в условиях растущих городов усложняющейся социальной среды.
Социальная среда города более многопланова, изменчива, образуют как те, кто связан с человеком конкретными необходк ми связями (родственники, друзья и т.д.), так и те, с кем ок вступает лишь в кратковременные контакты. В этой среде отсут вует то дублирование социальных ролей и связанных с ними вза отношений,которое свойственно селу. Эта дифференцированност! подвижность социальной среды особенно усложняется в периоды волюционных перемен, массового изменения структуры обществен го сознания и психологии. Это, в свою очередь, приводит к ус нению процесса формирования личности, ее ценностных ориентаг отражается на добрачных установках молодежи, отношении к бр* функционировании семьи.
Впервые исторический процесс в виде дифференцированной юциальной среды был описан великим русским социологом Н.К.Ми-:айловским*. Он рассматривал эволюционные изменения среды и индивидуальности, которые происходили в процессе исторического >азвития общества. При этом возрастающая дифференцированность [ усложненность среды "снималась" эволюционными процессами раз-1ития индивидуальности, что и порождало относительную стабиль-юсть интеграционных процессов.
Глобальные революционные изменения коснулись не только юлитики и экономики, но и социально-культурной сферы. Наряду : компонентами традиционной социальной среды формирования че-говека появились новые. К ним можно отнести "открытые" границы 1ежду Севером и Югом Вьетнама, усиление и противоречивость ин-юрмационных потоков и культурная "агрессия" массовых форм по-(едения, характерных для западного общества, усложнение систе- у 1ы социальных взаимоотношений, возрастание конфликтности, со-(иальной напряженности в условиях экономического и политическо-'о кризиса, изменение традиционной системы "власти" в семье и шогое другое, усложняющее процесс формирования личности, ее ;енностных ориентаций.
Социальные последствия этих изменений трудно переоценить, ?ак как усложнение процессов интеграции новых поколений в обще-:твенную систему, снижение эффективности семейного воспитания 1 социальной дееспособности семьи могут привести не только к сризису культуры, но и уничтожению ее базовых основ, националь-юй самобытности, духовных ценностей, без которых возрождение )бщества и социальный прогресс немыслимы.
Этими аспектами проблемы обусловлена научно-практическая актуальность исследуемой нами темы: Изменение ценностных ориентации и образа жизни вьетнамских семей в условиях дифференциро-занной социальной среды.
Актуальность выбора эмпирического объекта исследования - селей вьетнамских эмигрантов - определяется двумя факторами. Во-1ервых, изучением возможностей сохранения традиционных ценностях ориентаций семьи в условиях нетрадиционной социокультурной :реды; во-вторых, влиянием процесса эмиграции интеллигенции (ин-[. См.: Михайловский Н.К. Лолн.собр.соч. - Т.1, стб.475.
теллектуального потенциала Вьетнама) на состояние и дееспосоС ность культуры и духовной жизни общества.
Явление "утечки мозгов" из развивающихся стран или страь находящихся в экономическом кризисе, - одна из характерных че послевоенной экономики. Это одно из проявлений диепропорционг ного развития общественной и культурной жизни, профессионалы и общеобразовательной сфер, социальных отношений, в том числе отношений в семье.
Ценность объекта эмпирического исследования - семей эмиг рантов - для нас обусловлена и тем, что новая социокультурна? среда дает возможность проследить изменения в их ориентациях образе жизни, осуществить сравнительный анализ с семьями, жи! щими в привычной социальной среде.
Таким образом, в нашем исследовании прослеживается проце изменения ценностных ориентация, а следовательно, и образа ли ни семей под воздействием целой группы факторов, как внутреш так и внешних по отношению к вьетнамскому обществу.
Степень разработанности проблемы. Анализируемая нами теп находится на "стыке" ряда теорий, имеющих различные уровни и: ченности.
Во-первых, это теории семьи, ее функций и ролевого повед ния супругов и связанных с ним аспектов: формирования личное] в семье, установок на брак и т.д.
Исследование семьи как социального явления началось с и: чения первобытных форм брака, которое связано с именами Леббс Баховена, Моргана, Латурно, Ковалевского, Штернберга, ряда сс ременных ученых западных стран: Парсонса Т., Балеса Р.Ф., Bf
H.В., Гуда В., Вогела Е. и других представителей Франции, Ге[ нш, США1.
Большой вклад в исследование проблем семьи внесли руссш философы и социологи: А.Г.Харчев, М.С.Мацковский, Н.Г.Юркеви'
I. См.: Parsons T., Baies R.Ï., Family, Socialization and interaction process. L., 1956; Famille et Sabitation, V.1-2. P., 1956-60; Bell N.W., Vogel E.Ï., A. nodern introduction to the faeily. Toronto, 1961.
.Г.Вишневский, З.А.Янкова, Г.А.Слесарев, А.Э.Котляр, В.Г.Ал-есеева, А.И.Антонов, Г.В.Соколова, Т.А.Гурко и дрД.
Второй аспект проблем, связанных с темой нашего диссерта-;ионного исследования, это теории ценностей, ценностных ориен-аций, установок и социального поведения.
Наиболее обширные исследования в этой области проводились илософами и социальной психологии. Что касается большинства оциологических работ, то в основном они носят прикладной ха-актер.
Наиболее близкими к нашей теме являются работы В.Г.Харче-ой, .Л.П.Буевой, В.М.Соколова, Л.М.Архангельского, Г.М.Андрее-ой, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, С.И.Попова, М.С.Кога-а, И.С.Кона, В.А.Ядова, а также западных ученых: KcvKeon , íall В.Р., racione Р., Shever D. и др.2. Основная часть этих следователей анализирует понятие ценностей, ценностных ориен-аций и установок как факторов жизнедеятельности личности, месте с тем ценностные аспекты образа жизни изучались лишь не-ольшим кругом ученых: И.В.Бестужевым-Ладой, И.М.Слепенковым, .Г.Здравомысло вым.
Третий аспект проблемы - изучение эмиграции как социально-о явления - почти не исследован. Лишь в 1980 гг. появляются ервые статьи, анализирующие экономические последствия эмигра-ионных процессов, а также социальное положение эмигрантов. К аким исследованиям можно отнести работы Л.А.Смирнова, А.Н.Шле-
. См.: Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.,1981; Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.,1978; Юркевич Н.Г. Современная семья.- М.,1984; Чуйко Л.В. Браки и разводы. - М.Д986; Современная молодая семья. Проблемы и тенденции. - София, 1985; Семья и социальная структура. Институт социологических исследований. - М., 1987.
. См.: Василенко B.C. Ценность и оценка. - Киев,1984; Харчева В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности. - М.,1983; Попов С.И. Проблемы функционирования понятия ценности а социологии. - Киев, 1982; МсКеоп. Human Sciences and the Problea of Values. - Amsterdam, 1972. - 167 p.; Hall B.P. The developnent of Consciousness.(A Confluent Theory of Values). - N.T., 1976, p.10-45; Facione P., Shever D., Attig T. Values and Society.- N.X., 1978,p.13-27.
панкова, В.А.Глейзара-'-.
Таким образом, изучаемая нами проблема основывается на ряде теоретических концепций, которые послужили методологической базой нашей научной работы.
Избранный нами мультипарадигматический подход к предмету исследования позволил диссертанту использовать то прогрессш ное, что наработала мировая научная мысль.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы являет ся изучение теоретико-методологических оснований и социальны) причин, порождающих изменение, структуры ценностных ориентаци! и образа жизни семьи в различных социальных средах.
В свете этого в диссертации решаются следующие задачи:
- проводится концептуализация понятийного аппарата иссл< дования. В частности понятий: "социальной среды", "дифферент рованной социальной среды", "ценностных ориентации", "образа жизни", "семьи", "структуры социальных ролей", "социальных ф; ций семьи", "социальных норм" и др.;
- определяется место ценностных ориентация в структуре образа жизни личности и семьи как социальной целостности;
- анализируются социально-исторические предпосылки традиционного образа жизни вьетнамской семьи, особенно с точки зрения традиций, обычаев, обрядов;
- исследуются структура социальных функций семьи, а также ролевое поведение супругов, детей, родственников; изучает иерархия "власти" в семье;
- на основе конкретно-социологического исследования про водится сравнительный анализ процесса формирования и изменен ценностных ориентации семей, живущих во Вьетнаме и в эмиграц (в России и Польше).
Объект и предмет исследования. Объектом исследования вы ют две группы вьетнамских семей: супружеские пары, живущие Вьетнаме, и супружеские пары-эмигранты..
I. См.: Смирнов Л.А. Утечка умов//Экономика. Политика. Идеол гия. - М,, 1972; Шлепанков А.Н. Похищение умов. - М., 198 Глейзар В.А. Утечка умов: эмиграция и возвращение. - Оксф 1978, и др.
Предметом исследования являются причины, воздействующие на роцесс изменения ценностных ориентаций и образа жизни семей в азличных социальных средах.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней первые в нашей научной литературе:
- образ жизни и структура ценностных ориентаций рассматри-аются не как личностные показатели членов семейной группы, а ак обобщенные индикаторы социокультурного, бытового поведения емей;
- доказывается, что в процессе взаимной адаптации супру-ов утрачивается часть ценностных ориентаций и компонентов об-аза жизни, характерных для родительской семьи, и на основе об-ения формируется "согласие", т.е. наиболее комфортные, прием-эмые для всех членов семьи формы поведения;
- обосновывается вывод, что в условиях эмиграции (новой оциокультурной реальности) семейная группа пытается сохранить вой ценности жизни за счет чисто внешних атрибутов образа жиз-и, характерного для стран, в которые они эмигрируют; в свете гого в семье формируются два типа ориентаций: на внешнюю сре-V и на внутреннюю систему семейных отношений;
- рассматриваются "механизмы" формирования ценностных ори-ягаций семьи, а также факторы, влияющие на процесс интериориза-■т ценностей: пол, возраст, уровень сплоченности семейной груп-л, система "семейной власти", местожительство супругов, струк-/ра семьи (неразделенная или нуклеарная) и т.д.;
- анализируется влияние эмиграции вьетнамской интеллиген-ш на социокультурную среду Вьетнама, и доказывается необходи-)сть введения новой социальной политики как основы стабилиза-чи эмиграционных процессов.
Эмпирической основой диссертации .является социологическое ¡следование, проведенное диссертантом в 1992/93 гг. Выборочная звокупность 600 семей вьетнамских эмигрантов, проживающих России и Польше. Тема анкеты: "Вьетнамская семья в условиях лиграции". Анкеты заполнялись раздельно мужем и женой. Резуль-угы данных обобщались на ЭШ.
Практическая значимость работы. По материалам исследования
подготовлен Научный отчет для Вьетнамского посольства в Рос^ и Польше.
Материалы диссертации могут быть использованы при изучении проблем интеграции населения в новые нетрадиционные условия жизни; при изучении миграционных процессов населения, а .также при разработке социальных программ помощи семье.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались в Не ном центре общечеловеческих ценностей в июне 1993 г., а также на кафедре методологии и методов социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова. Диссертация рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕЙКАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертацш раскрываются степень ее разработанности в научной литературе, в том числе теоретическая и методологическая базы исследоваш определяются цель и задачи исследования, формулируются научна новизна работы, ее научно-практическая значимость.
Первая глава диссертации - "Ценностные ориентации как фе тор жизнедеятельности личности" - посвящается раскрытию двух аспектов проблемы исследования: "понятия ценностных ориентаць-как фактора социального поведения человека" и "структуры ценностных ориентаций молодежи в добрачном поведении и в ролевоР адаптации к семейной жизни".
Такая структура главы обусловлена основной методологической установкой, что изменяющаяся социальная среда предъявляв личности новые условия жизнедеятельности, а значит, новые тр€ бования к ее социальным качествам и характеру поведения.
Наиболее надежным эмпирическим показателем этих изменена служат ценностные ориентации личности, в которых отражается единство сознания и поведения. Базирующиеся на иерархии ценно стей личности, интериоризированных в процессе социализации, I ностные ориентации влияют на выбор человеком не только характ своей жизнедеятельности, но и места жительства, отношения к с
ужающим и т.д.
Изучение процесса самоопределения личности позволяет нам тверждать, что при решении этой задачи существенную роль иг-ают объективные обстоятельства жизнедеятельности, та социаль-ая среда, которая создает предпосылки как для развития чело-ека, так и для его деградации. Значение социальной среды, оео-внно на первом этапе человеческой жизни, - семейном воспита-ии - порой становится определяющим, так как присущая личности эциальная активность проявляется на более поздних возрастных гапах. Однако сила и направленность этой активности также в начительной степени детерминируются предшествующим этапом со-иализации, характером сформированных у человека ценностных риентаций.
В диссертации доказывается, что в каждой национальной ультуре создаются определенные представления об идеале чело-зка, что соответственно влияет на установки общества и инсти-утоз воспитания, в том числе семьи, относительно тех качеств, эторыми должен обладать ребенок, чтобы интегрироваться в дан-/ю социальную среду. В реальной жизнедеятельности несравненно зльшее значение имеет не идеал, а социальный тип (базисная лчность , репрезентативная для данной системы). Базисную лич-эсть иногда понимают как "национальный характер", то есть ком-гекс черт и склонностей, отражающих характерные для данной на-яи и часто встречающиеся среди ее членов способы социального зведения, реагирования ка среду.
Диссертант доказывает, что взаимодействие человека и сре-л выражается не только в общественной обусловленности социаль-лх качеств индивида, но и в характере включения личности в 5щественные связи, число и роль которых возрастают по мере зросления человека.
Такого рода включения в диссертации описываются при помол терминов "адаптации" и "интеграции", введенных в научный 5иход как разнопорядковые В.Г.Харчевой*.
. См.: Харчева В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности. - М., 1983.
В свою очередь, тип включения человека е среду определяется как характером его ценностных ориентации, так и самой средой.
В главе обосновывается важное методологическое положение что в процессе освоения социальных ценностей индивид не прост "отпечатывает" в сознании их многообразие, а избирательно ин-териоризирует то, что соответствует, с одной стороны, его пот ребностям и установкам, с другой - мере развития этих потребностей, их направленности. А это, э свою очередь, - также результат знания и опыта человека.
Так как ценности чаще всего характеризуются как объекты или условия, способы удовлетворения различного рода потребностей, то имеющаяся в русской и зарубежной литературе классифг кация ценностей переплетается с классификацией потребностей. Например, выделяются ценности материальные, духовные, социал! но-политические и т.д. Опираясь на концепцию Э.А.Вебера, диссертант доказывает, что не любая социальная активность порог дает собственно ценность^. Человеческая активность имеет "истинный характер, если она, с одной стороны, соответствует уровню развития потребностей и интересов общества, с другой, соответствует "потребностям" природы, т.е. если система ценж стей не разрушает естественное функционирование природных систем. К таким системам можно отнести систему потребностей человека в создании семьи, продолжении рода, воспитании детей
В современной научной литературе диссертант выделяет двг ^ подхода относительно стабильности ценностных структур челове! Первый исходит из того, что каждая личность обладает опредеж ним устойчивым "ценностным ядром", а изменяются лишь ценност! ориентации "второго плана", менее важные и значимые для чело! ка. Это методологическое положение имеет большое значение npi сравнении структуры ценностных ориентации семей, живущих во Вьетнаме, и эмигрантов, живущих в Польше и России.
Согласно второй концепции, ценностные ориентации - неус чивое психическое явление, определяемое почти полностью конк]
I. См.: Вебер Э.А. Ценности и природа. - В кн.: Современная : логическая ситуация. - Рига, 1983. С. 105.
юй ситуацией. С изменением последней меняется вся структура ¡енностей. Из двух гипотетических подходов диссертантом доказы-ается правомочность первого.
Далее диссертант доказывает, что "стабильность" ценностях ориентации все-таки детерминируется рядом факторов. Напри-ер, таких как возрастной этап личности, уровень интериориза-,ии общественных ценностей индивидуальным сознанием и т.д. При том поведенческая компонента органически взаимодействует и с олевыми качествами личности*.
На основе структуры ценностных ориентации, сформирован-ых родительской семьей и социальным окружением, формируется истема установок на добрачное поведение, выбор супруга и от-ошение к семейной жизни, ролевому поведению в семье.
Как доказывается в диссертации, наиболее мощным фактором, лияющим на формирование добрачных установок и ориентации на рак, является семья. Это подтверждается и данными социологиче-ких исследований, проведенных автором на основе изучения взаи-оотногаений в родительских семьях и семьях молодых супругов.
Как показано в главе, для вьетнамской культуры особое зна-ение имеет система ролей, выполняемых родителями, родственни-ами, детьми. Однако социальная роль (отца, матери, брата,се-тры и т.д.) как образец поведения представляет собой целую овокупность норм, образцов действия, связанных с определенной озицией в рамках социальной организации (или группы), какой вляется семья. Поэтому диссертант утверждает, что социальная оль присуща социальной позиции общества (группы), а не отдель-ому индивиду как таковому. Отсюда - поставленная проблема за-лючается в выяснении степени воздействия социальной роли, ко-орую выполняет индивид, на формирование ценностных ориентаций, их структуры, а следовательно, становление устойчивой модели сведения, т.е. образцов поведения, характеризующих индивида и огда, когда он перестает выполнять соответствующую социальную оль.
. См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекосозна-ния. - М., 1977. С. 341-344.
При этом, в главе анализируется практически не исследованная проблема влияния половозрастных показателей на социальное поведение. Диссертант опирается на работы Т.Парсонса, Дж. Ньюкомба, Е.Хертли и др., которые разработали и апробировали ряд положений, охватывающих важнейшие детерминанты той степени адаптации, которую человек реализует при исполнениу конкретной социальной роли в рамках определенной культуры .
Диссертант доказывает, что половозрастные особенности имеют и имманентно-психологические истоки. Известно, что в выполнении супружеских ролей молодая семья черпает свой опыт в наблюдении за родителями, начиная с детского возраста. Это обстоятельство играет важную методологическую роль при анализе структуры и функций вьетнамских семей.
При этом, специфика Боепитания во вьетнамских семьях акцентирует свое внимание именно на процессе формирования различия ролевых установок между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, старшим и молодым поколением.
Теоретические и методологические положения главы базируются на эмпирических данных, которые подтверждают выдвинутые диссертантом гипотезы.
Вторая глава диссертации - "Образ жизни и структура функ ций современной вьетнамской семьи" - посвящена анализу двух а1 пектов проблемы: "социокультурных предпосылок образа жизни со ременной вьетнамской семьи" и "структуры функций вьетнамской семьи и их влияния на образ жизни".
Если ценностные ориентации отражают в себе единство созн ния и поведения, как показано в предыдущей главе, то последне должно отражаться в образе жизни, той социальной среде, в кот рой это поведение реализуется.
В образе жизни как обобщенном эмпирическом показателе пр является все многообразие ценностных ориентации, интересов и потребностей семейной группы.
Это свойство любой системы, а образ жизни является имен но такой социальной системой, которая включает в себя основны
I. См.: НексоиЪ г., Наг1;1у Е. Бос±а1 РеусЬоХоеу, V 4, 1950.
:роявления всех сущностных сил (термин К.Маркса) человека, оставляющих в совокупности его жизнедеятельность, а также ус-овия последней, в частности социальную среду.
При этом диссертант придает особое значение бытовой куль-уре как элементу образа жизни, придающего ему законченность и злостность. Методологическая значимость данного подхода заклю-ается в том, что бытовая сфера наиболее ярко отражает нацио-альные черты, обычаи, обряды и т.д., с другой стороны, именно этой сфере человек решает задачи, по отношению к которым про-ессиональная деятельность (наиболее унифицированная сторона браза жизни), как бы ни была значима ее экономическая и мо-альная ценность, является лишь средством, условием, предпосылай. Эта сторона жизни особенно значима для вьетнамцев. Она роявляется в достижении личного счастья, создании семьи, рож-энии к воспитании детей, социальной поддержке родственников и рузей, развитии собственной личности.
Ссылаясь на труды Г.В.Осипова-'-, диссертант обосновывает зобходимость использования при анализе образа жизни как коли-зственных, так и качественных показателей.
Особое внимание в этой главе уделяется социокультурным эедпосылкам, которые заложили основу современного образа жиз-л вьетнамских семей. Одна из наиболее ярких характеристик змьи - национальная психология, обычаи и обряды, проявляющие? постоянно в системе организации образа жизни вьетнамцев.
Диссертант показывает, что хозяйственная деятельность, так 5 как и бытовая жизнь вьетнамской семьи находились под сильным шянием различных чужеземных культур и религий, из которых тболее наглядно выделялась китайская культура. Однако значи-¡льное влияние оказала на культурно-бытовую жизнь вьетнамцев V >анцузская агрессия, давшая начало новому религиозному направ-!нию, а следовательно, новым ценностям, католицизму. В послед-1е десятилетия 20 века такое же влияние на вьетнамскую культу-г оказала американская агрессия. В гораздо меньшей степени на 'льтурно-бытовые отношения во Вьетнаме оказали влияние индий-:яя и японская культуры. Кроме того в стране имели определен-См.: Осипов Г.В. Социология и социализм. - М., 1990.
ное распространение и такие религии и культуры, как Протестам ство и Мусульманство^.
Таким образом, вьетнамская социокультурная среда оказалась под влиянием большого многообразия культурно-религиозных направлений и, в определенной степени, духовных ценностей, связанных с этими религиями.
Второй, не менее важной особенностью, повлиявшей на обра: жизни и ценностные ориентации семьи, явилась отсталость, рутинность общественного производства, а следовательно, и индивидуального хозяйства. Этот фактор в суровых природных условиях существенно осложнил быт и жизнедеятельность семьи, особенно сельской. Промышленное производство во Вьетнаме стало развиваться лишь после французской агрессии. В силу немногочисле] ности производства и его отсталости процессы урбанизации (роста городов) шли очень медленно. Основная масса населения оставалась на селе, вела традиционный образ жизни, представляя собой объединения больших неразделенных семей. Процессы нуклеаризации шли также очень медленно.
Как отмечает диссертант, в силу рутинности общественного производства, его потребностей в кадрах низкой квалификации образование и культура развивались медленно. На основе этого делается вывод о том, что возникновение рабочего класса, процессы урбанизации не привели к каким-либо существенным измене ниям в качественной структуре образа, жизни и иерархии ценност И психология, и культура, в основном, сохраняли традиционную специфику жизнедеятельности села.
Следовательно, факторы материальной среды, оказывающие существенное влияние на структуру ценностей и образ жизни че ловека, все-таки не являются единственными детерминантами, влияющими на социальные изменения. Значительная роль в характ ре и направленности социальных изменений принадлежит личности ее социальной активности. Последняя проявляется через осознан ные потребности человека в социальных изменениях, в частности в его образе жизни, соответствующем условиям бытия.
I. См.:"Вьетнамская религия" Тоан Анх. № в Тханх Пхо Хо Ши Ми с. 22, 1992.
Такая логика диссертации позволяет утверждать, что цен-эстные ориентации, формирующиеся через установки и потребно-ги человека (группы, общности), являются предпосылкой соци-иьных изменений в деятельности субъектов. Следовательно, пока а или иная ценность нового образа жизни не стала для субъекта ктуальной, социальных изменений в жизнедеятельности человека з происходит.
Далее диссертант отмечает, что "закрытое" вьетнамское об-зство создавало относительно стабильную в количественном и ачественном отношениях социальную среду, особенно в сельской эстности, где проживала большая часть населения страны.
Рассматривая основные компоненты традиционной социальной эеды (материальные и духовные условия жизнедеятельности, си-гемы социальных институтов и организаций, общности, системы Зразования и воспитания, средств массовой коммуникации), дис-зртант отмечает, что все они представляют собой общие факто-характерные для общества и необходимые для жизнедеятельно-ги людей.
Основываясь на методологическом подходе Н.К.Михайловского, 1ервые описавшего исторический процесс в виде дифференцирований социальной среды!, диссерТант доказывает его действенность ри изучении социальной реальности. В процессе эволюции среды з изменения и дифференциация не приводят к кризисному состоя-то человека (семью), так как социальные изменения и многообра-яя бытия "снимаются" эволюционными процессами развития индивидуальности, т.е. постоянной координацией свойств личности со войствами среды. Революционные изменения в социальной среде з оставляют для человека возможностей временной адаптации или нтеграции, а поэтому порождают не только коллизии, но и конф-икты личности и среды, социальной группы и среды и т.д.
Эти данные диссертанта также подтверждаются соответствую-ими эмпирическими исследованиями.
Диссертант доказывает, что эволюционные процессы создают эзможность изменения структуры и функций семей в соответствии
. См.: Михайловский Н.К. Полн.собр.соч. Т.1. С. 475.
с практикой социальной жизни в более благоприятных комфортных условиях, чем в эпоху глобальных революционных изменений, характерную для нашего времени, когда актуализируется проблема переоценки общественных, групповых и личностных ценностей.
С другой стороны, издержки тоталитаризма привели к утрате е ценностях семьи такой жизненноважной функции, как экономическая или материальная, как ее называют в разных концепциях. Отмирание этой функции социологи социалистических стран связывали с отменой института частной собственности. Вероятно это имело под собой определенные основания.
Как доказывает диссертант, изменение социальной системы общества внесло коррективы и в эту функцию семьи. Возвращение института частной собственности на средства производства во Вьетнаме способствовало развитию большого числа частных фирм и предприятий, особенно на селе, что вновь превратило семью в производственную единицу, а следовательно, актуализировало пр цесс восстановления экономической, производственной функции семьи. Последнее представляет собой создание особой системы воспитания подрастающего поколения с особой структурой ценностных ориентация, в которых труд на себя есть одновременно труд на общее благо, если человек приносит одновременно и пол зу людям. Эта новая идеология, новая концепция жизни внесет коррективы во все семейные функции: воспитательную, информационную, досуговую, социальной поддержки и т.д.
Один из наиболее важных выводов, которые делает диссертант в данной главе (наряду с указанными выше) - оценка социальных показателей образа жизни семьи должна строиться не на анализе жизнедеятельности каждого из ее членов, что дает пра£ говорить о их личном образе жизни, а на обобщенном, разделяе мом всеми участниками семейной группы.
Третья глава - "Вьетнамская семья в условиях эмиграции" посвящается двум аспектам этой проблемы:"причинам эмиграции вьетнамских семей из страны" и "изменению структуры ценностнь ориентаций и образа жизни вьетнамских семей в условиях эмиграции" .
Данный аспект анализа проблемы исследования был нообххдо
иссертанту для того, чтобы изучить пооедение и ориентации ьетнамских семей не только в изменяющейся (революционно) со-иальной среде, но и в среде нетрадиционной, т.е. новой социо-ультурной реальности. Это можно рассматривать как социальный ксперимент в естественных условиях.
С другой стороны, эмиграция из Вьетнама большой части ин-эллигенции, наиболее образованных, работоспособных, интеллектуально развитых представителей нации порождает проблему сохра-зния культурной ауры традиционной среды.
На основе эмпирических данных диссертант анализирует при-ины эмиграции. Их сравнительный анализ позволяет диссертанту п.елать вывод о том, что в структуре причин преобладающее мес-з занимают материальные, связанные с потребностями в более асокого качества жизни, оплате труда, получении высокой ква-;1фикации или в научной деятельности. Значительный процент мо-эдежи ориентирован на образование в профессионально-техниче-хих училищах. Структура эмиграционных мотивов дает право дис-зртанту сделать ряд выводов. Во-первых, что во вьетнамском 5ществе изменяется установка на образование как ценность жиз-здеятельности. Эта перемена, в основном, характерна для моло->го и среднего поколения, которые не желают занимать низшую гупень в профессиональной иерархии. Во-вторых, развиваются зиентации на качество жизни, причем иногда они проявляются гипертрофированном виде, когда покупка дорогостоящих вещей, «немного комфорта становится основной ценностью семьи.
В-третьих, изменения в образе жизни семьи могут значитель-) отличаться от соответствующей системы ценностных ориента-1й. В этом случае возникает дуализм сознания и поведения. В ютности, он характерен для значительной части эмигрантских змей, особенно среднего возраста. Принимая, в силу необходи-:ти, внешние атрибуты образа жизни (вплоть до религии), эмиг-штские семьи стараются сохранять свой заутренний мир, свою 1Стему ценностей в межличностных отношениях супругов и детей, зой уклад жизни, в том числе и структуру семейной власти.
Поэтому эмпирические исследования часто фиксируют идентич->сть иерархии ценностей, установок, потребностей супругов, жи-
вущих во Вьетнаме,и эмигрантских семей в Польше и России.
В диссертации отмечается, что в эмигрантских семьях процесс демократизации супружеских отношений идет активнее, однг ко, нельзя преувеличивать успех в этой сфере. Во вьетнамских семьях, в том числе и эмигрантских, в основном сохраняется власть мужа, хотя в ценностных ориентациях женщин проявляете? потребность к эмансипации.
Сравнительный анализ ценностных ориентации и образа жизни семей во Вьетнаме и семей эмигрантов в Польше и России пос воляет сделать вывод, что революционные изменения, происходящие внутри страны, и ситуация нетрадиционной среды эмигранта? оказывают практически одинаковое негативное влияние на возмог ность человека, а значит и семьи, приспособиться к новым услс виям жизни. Переоценка ценностей требует значительного време1 ного периода, а следовательно, можно утверждать, что процесс самоопределения человека усложнится, будет более конфликтным что отразится и на внутрисемейных отношениях. Эмпирические данные подтверждают эти теоретические предположения. Только одна треть семей эмигрантов может считать свои семьи благополучными, остальные - конфликтные или скрыто конфликтные. В с: лу религиозных и нравственных установок развод во вьетнамско: семье считается большим несчастьем. Однако в условиях эмигра ции представления о незыблемости брака изменяются, что' под№ дают проведенные диссертантом опросы супружеских пар.
Корреляционный анализ эмпирических данных позволяет дис сертанту утверждать, что усложнение внутрисемейных отношений основном связано с экономическими проблемами. Однако за поел ние два года существенно осложнились и.политические, и нраве венные проблемы, существенно ухудшились взаимоотношения эмкг рантов с коренным населением стран. Это можно отнести за сче изменения системы политических ценностей, а также нарастающи экономическим кризисом в России и Польше.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, намечаются перспективы разработки проблемы.
Основное содержание диссертации отражено в следующих работах:
1. Роль семьи в развитии способностей старшеклассников. Философские науки. Из-во Ханойского университета. X., 1986. ),9 п.л.
2. Ценностные ориентации в структуре жизнедеятельности [ичности. Аспирантский сборник. МГУ, 1993. 0,5 п.л.
3. Некоторые особенности современной вьетнамской семьи, юпирантский сборник. МП, 1993. 0,4 п.л.