автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Жанровая специфика драматургии И.С. Тургенева

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Исакова, Яна Назирбековна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Шуя
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанровая специфика драматургии И.С. Тургенева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровая специфика драматургии И.С. Тургенева"

На правах рукописи

ИСАКОВА Яна Назирбековна ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ДРАМАТУРГИИ И. С. ТУРГЕНЕВА

Специальность 10.01.01- русская литература

АВТОРЕФЕРАТ,

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

005541107 гШЯ®

Иваново -

2013

005541107

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор,

Овчинина Ирина Алексеевна

Официальные оппоненты: Лебедев Юрий Владимирович,

доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», профессор кафедры русской литературы

Мартьянова Светлана Алексеевна,

кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых», заведующая кафедрой литературы

Ведущая организация: ГАОУ ВПО «Московский государст-

венный областной социально-гуманитарный институт»

Защита состоится «19» декабря 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.04 при ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 37, ауд. 403.

С диссертацией молено ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Автореферат разослан «_» ноября 2013 г.

Учёный секретарь диссертационного совета -доктор филологических наук

Е. М. Тюленева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Перу Тургенева принадлежат не только всемирно известные романы, но и не менее известные повести, рассказы, стихотворения, а также драматургические произведения. Для писателя театр всегда был «самым непосредственным произведением общества, целого быта»1. Тургенев искал пути развития самобытного искусства, пропагандируя и подчёркивая своеобразие русской литературы в делом и драматургии в частности, поэтому его творчество на протяжении долгого времени привлекает внимание исследований, становясь предметом научного анализа.

Тургеневские пьесы входят в репертуар многих театров, как отечественных, так и зарубежных. Известные русские и европейские актёры высоко ценили талант Тургенева, тогда как многие писатели, современники автора «Месяца в деревне» (А. А. Григорьев, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.) отказывали его пьесам в сценичности, признавая при этом их художественную значимость'.

Многие из задуманных драматургических произведений так и не были завершены автором, и исследователи несправедливо обделили их вниманием, хотя их изучение обогащает представление о мастерстве писателя, о поэтике его произведений. Темы, идеи и образы незаконченных пьес нашли своё воплощение в дальнейшем творчестве Тургенева. В набросках уже заметно внимание автора к жанрам, выразившееся в стремлении обозначить его как можно точнее в соответствии со спецификой произведения.

На русскую драматургию середины XIX века, для которой характерно многообразие жанров, оказывали влияние не только европейская литература, но и народная культура, проявившаяся, в частности, в появлении пьес-пословиц, или провербов (С. Энгельгардт «Ум прийдёт - пора пройдёт»), сцен (М. А. Стахович «Ночное», «Святки», Н. В. Гоголь «Утро делового человека, «Лакейская», Н. А. Некрасов «Осенняя скука», «Утро в редакции», пьес-сцен А. Н. Островского), картин («Картины прошедшего» А. В. Сухово-Кобылина, пьесы-картины А. Н. Островского), либретто (А. Н. Островский, В. Н. Немирович-Данченко, М. А. Булгаков).

За всю историю своего развития «драма сохраняла некие устойчивые свои черты, но вместе с тем претерпевала и значительные изменения» . В XIX веке обнаруживается тенденция к слиянию драматического, трагического и комического начал, что приводит к «деканонизации классицистических

' Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 1. М., 1978. С. 237.

2 Русский театр. Современное состояние драматургии и сцены // Время. 1862. №9; Григорьев А. А. Русские журналы в текущем году // Москвитянин. 1651. №5; Кони Ф. А. Театральная летопись. Русский театр в Петербурге //. Пантеон. 1852. Т. 1. №1; Петров В. Александровский театр. Бенефис Максимова // Санкт-Петербургские Ведомости. 1852. № [9; Критика. Русская литература в 1849 году // Отечественные записки. 1850. К»1; Кони Ф. А. Русский театр. Театральная летопись //Пантеон и репертуар русской сцены. 1850. №1; Некрасов Н. А. III театральные новости (Октябрь 1849)//Современник. IS49.№ 11—12.

3 Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. М., 2007. С. 29.

3

жанров»1. В. М. Волькенштейн подчёркивал, что даже «самый поверхностный взгляд заметит большую сложность элементов во многих произведениях русского репертуара... где часто весьма причудливо сочетаются черты патетического драматизма с чертами ярко-комедийными»2. «Жанр» как литературоведческое понятие обозначает литературный вид, «тип поэтической структуры»3 произведения. При обращении к драматическому тексту необходимо помнить, что особенности жанра в немалой степени объясняются спецификой конфликта, своеобразием сюжета, содержанием, фабулой.

Пьесы Тургенева свидетельствуют о его повышенном внимании к форме произведения, в котором показаны самые различные персонажи (от лакея до дворянина), действующие сообразно своему характеру и изображённые в определённой социокультурной среде. Так, обращаясь к проблеме «маленького человека», Тургенев изменяет этот образ, изображая «бунт» угнетённых приживальщиков и воспитанниц, наделяя их правом голоса и внутренней силой. В его драматургии появляется новый тип воспитанницы - не робкого существа, зависящего от воли своих благодетелей, а воспитанницы-хищницы, добивающейся своей цели всевозможными путями. В пьесах автора действует «герой-наблюдатель» - умный, образованный, но нерешительный, не способный к решительным действиям человек.

В 1860-е годы Тургенев писал либретто и сценарии опер и оперетт. Большинство из них носит пародийный характер, и, несмотря на то, что сохранились они не полностью, всё же несут на себе печать тургеневского стиля.

Работа Тургенева в области драматургии способствовала развитию таких драматургических жанров, как пьесы-сцены, пьесы-пословицы, психологическая драма. Изучение жанрового многообразия тургеневских пьес обогащает представление не только о драматургическом мастерстве автора, но и о жанровом богатстве русской драматургии. Сказанным определяется актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Основы научного осмысления тургеневской драматургии были заложены прижизненной литературной и театральной критикой.

В 1920-е годы пьесы И. С. Тургенева рассматривались Б. В. Варнеке в единстве драматургических приёмов с «новой драмой». При этом Б. В. Варнеке отмечает роль Тургенева в русской драматургии в создании женского образа как центрального персонажа пьесы. Исследователь подчёркивает, что «все эти образы выведены Тургеневым на русскую сцену до 1851 года, стало быть за восемь лет до появления Катерины Островского 1859 года, и уже эта

' Чернец Л. В. Жанры // А. Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома; Шуя, 2012. С, 158.

! Волькенштейн В. М. Драматургия. М.,1929. с. 113.

3 Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 4, М., 1930. С. 109.

4

одна подробность приобретает особое значение для того, что дал Тургенев русскому театру»1.

Ю. Г. Оксман уделяет особое внимание историко-библиографическому аспекту2. Л. Г. Гроссман выявляет родство, драматургии Тургенева с европей- • скими театральными образцами, отмечая, что «писатель сумел отразить почти все господствующие театральные виды его эпохи»: «испанская пьеса стиля кинжала и чёток, буфонный водевиль, комический гротеск, сатирическая опера», «драма глубоких внутренних конфликтов»3.

Проблемам поэтики пьес Тургенева, истории их создания посвящены работы Г. Э. Водневой, Н. М. Кучеровского, Е. М. Аксеновой, Н. В. Климовой, Г. Э. Винниковой, А. Б. Муратова и И. Л. Вишневской4.

Исследовательская мысль А. Л. Штейна Л. М. Лотман, В. В. Основина, Ю. Б. Бабичевой, П. Г. Пустовойта, Б. И. Зингермана, Г. А. Бялого, Ю. В. Лебедева5. направлена на уяснение авторской индивидуальности Тургенева как драматурга в сопоставлении с драматургическим мастерством А. Н. Островского и А. П. Чехова. Ю. В. Лебедев отмечал, что Тургенев «прокладывал пути к "новой драме" чеховского типа»6.

В работах Г. П. Бердникова, в коллективной монографии О. Г. Егорова, Т. А. Савоськиной, Н. Н. Халфиной творчество Тургенева рассмотрено в контексте русской литературы7. Бердников пьесы Тургенева рассматривает как закономерный результат развития русской драматургии в контексте литературных и общественных процессов, а их главной проблематикой объявляются социальные вопросы.

Жанру либретто в творчестве Тургенева посвящены работы Р. Оливье и А. А. Гозенпуда8.

'Варнеке Б. В. Тургенев-драматург//Венок Тургеневу: Сборник статей. Одесса, 1919. С. 3. 2Оксман Ю. Г. И. С. Тургенев: Исследования и материалы. Вып. 1. Одесса, 1921. 3Гроссман Л. П. Театр Тургенева. Пг., 1924. С. 52

'Воднева Г. Э. Драматургия И.О. Тургенева 40-х годов: Автореферат дисс... канд. филол. наук. Л., 1952; Кучеровский Н. М. «Сложная психологическая задача» комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» // Из истории литературы: Сборник статей. Учёные записки Калужского педагогического института. 1963. Вып. 11. Калуга; Аксёнова Е. М. Драматургия И. С. Тургенева И Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / под ред. С. М. Петрова. М., 1959; Климова Н. В. Мастерство И. С. Тургенева-драматурга: Автореферат дисс... канд. филол. наук. М., 1961; Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. М., 1977; Муратов А. Б. Драматургия И. С. Тургенева // И. С4Тургенев. Сцены и комедии. Л., 1986; Вишневская И. Л. Театр Тургенева. М., 1989.

5 Штейн А. Л. Критический реализм и русская драма XIX века. М., 1962; Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961; Основин В. В. Особенности психологической драмы // Метод и мастерство. Вологда, 1970; его же. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 1980; Бабиче-

ва Ю. В. «Новая драма» в России начала XX века // История русской драматургии: Вторая половина XIX — начало XX века. Л., 1987; ПустовойтП. Г. Творческий путь Тургенева. Очерк. М., 1977; Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979; Бялый Г. А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990; Лебедев Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев. М., 1989. 4 Лебедев Ю. В. Жизнь Тургенева. М., 2006. С. 199.

7 Бердников Г. П. Драматургия И. С. Тургенева // Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М., 1958.

8 Оливье Р. Либретто оперетт и комедий 1867—1869 II Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964; Го-зенпуд А. А. Тургенев - музыкальный драматург // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 12. М,, 1986.

В последнее время заметно возрос интерес к драматургии Тургенева. Появляется ряд работ, посвящённых проблемам конфликта особенностям биографизма и рамочного текста в драматургии, выявлению лирического начала в его творчестве1. Тем не менее, проблема жанра драматургических произведений писателя ещё не получила специального научного осмысления, чем и объясняется научная новизна исследования, в котором произведён системный анализ жанровых особенностей пьес И. С. Тургенева в контексте русской драматургии, в частности:

— выявлены элементы социально-психологической драмы, физиологического очерка, комедии положений, пародии, водевиля;

- рассмотрено такое качество тургеневской драматургии, как жанровый полифонизм, проявившийся в соединении как родовых (эпос, лирика, драма), так и видовых начал;

- подробно проанализированы незавершённые пьесы и неосуществлённые замыслы, что позволило выявить комплекс тем и образов, получивших своё развитие в дальнейшем творчестве писателя;

— исследованы либретто и сценарии опер и оперетт как самостоятельные и художественно-значимые жанры.

Материалом для исследования послужило драматургическое наследие Тургенева, письма, воспоминания критические статьи и рецензии современников.

Объект исследования - драматургические произведения И. С. Тургенева как законченные («Неосторожность», «Безденежье», «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник, «Холостяк», «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге», «Вечер в Соррен-те», «Слишком много жён», «Последний колдун», «Ночь в гостинице Большого (Великого) Кабана»), так и незавершённые («Искушение святого Антония», «Две сестры», «Вечеринка», «Компаньонка» («Гувернантка»), «17-й №», «Жених», «Шарф», «Судьба», «Недоразумение», «Вор», «Людоед», «Зеркало», «Мимика», «Цыгане», «Либретто комической оперы» («Доблестный пастор»), «Таинственный человек», «Сценарий для Брамса» («Мнимый убийца»), «Консуэлло», «Рыбаки», или «Ундина»),

Предметом научного исследования являются жанровые особенности драматургических произведений Тургенева. В ходе работы выявлен жанровый полифонизм пьес Тургенева, в которых отмечем синтез лирических, эпических и драматических начал.

1 Патапенко С. Н. Природа конфликта в драматургии И. С. Тургенева. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Вологда. 2000; Захарченко Н. Л. Лирическое начало в творчестве И. С. Тургенева 40—50-х гг. XIX в. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Самара, 2005; Левина E.H. Проблема биографизма в творчестве И. С. Тургенева 1840—1850-х годов. Автореферат дисс... канд. филол. наук. СПб., 2009; Зорин А. Н. Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII—XIX веков. Автореферат дисс... доктора филол. наук. Саратов, 2010; Дубинина Т. Г. Пушкинские традиции в творчестве И. С. Тургенева 1840-х—нач. 1850-х годов. Автореферат дисс... канд. филол. наук. М„ 2011.

Цель исследования - изучить жанровые особенности пьес Тургенева, выявив в его драматургии различные жанровые модификации, раскрыть влияние на жанровую природу драматургии Тургенева жанрового мышления 1840—1850 годов.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

- в процессе целостного анализа, выявить многообразие жанров в драматургическом наследии Тургенева;

- рассмотреть жанры, темы, характеры, зародившиеся в незаконченных драматургических набросках Тургенева и выявить их влияние на дальнейшее творчество писателя;

- осветить характер влияния западноевропейской драматургии на творчество Тургенева;

- выявить жанровую специфику пьес 1850-х годов («Месяц в деревне», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге», «Вечер в Сорренте»);

- проанализировать тексты либретто и сценариев опер и оперетт и охарактеризовать особенности поэтики драматургии Тургенева 1860-х годов.

Методологическую основу исследования составилиработы Б. В. Варнеке, Ю. Г. Оксмана, Л. П. Гроссмана, Л. М. Лотман, Ю. В. Бабичевой, М. К. Клемана, С. М. Петрова, Г. П. Бердникова, Г. Э. Винниковой, А. Б. Муратова, А. И. Журавлёвой, И. А. Овчининой, Ю. В. Лебедева, С. Н. Пата-пенко.

Теоретической базой исследования послужили труды А. А. Аникста, В. М. Волькенштейна, М. М. Бахтина, Б. О.Костелянца, В. Е.Хализева, Ю. М. Лотмана, Л. В. Чернец, Ю. Н. Тынянова, Ю. В. Стенника.

Основные методы исследования: типологический, сравнительно-исторический, историко-функциональный, приём целостного анализа текста.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации представлений о жанровых особенностях драматургии И. С. Тургенева, в изучении влияния жанров, тем и характеров, зародившихся в незаконченных драматургических набросках, на дальнейшее творчество писателя, в исследовании элементов западноевропейской и отечественной литературной традиции, в анализе характеров персонажей, в выявлении специфики конфликта, сюжетного построения, фабулы его пьес.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования материалов исследования в педагогической практике преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Полученные результаты могут быть учтены при чтении курсов лекций по истории русской литературы, русской драматургии XIX века, по истории русского драматического и музыкального театров на филологических факультетах, а также в театральных и музыкальных учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

- в драматургических набросках, свидетельствующих об интересе Тургенева к жанру комедии, пьесы-сцены, драмы в одном действии, наметились

основные темы и характеры, получившие своё развитие в дальнейшем творчестве писателя;

— на драматургии Тургенева, развивающейся в традициях русской литературы, отразилось влияние поэтики проверба. характерного для западноевропейской драмы;

— для драматургии Тургенева характерны черты физиологического очерка («Безденежье», «Нахлебник», «Холостяк», «Разговор на большой дороге»), комедии положений («Провинциалка»), нравственно-психологической драмы («Нахлебник», «Месяц в деревне») и пародийно осмысленные черты романтической мелодрамы («Неосторожность») и водевиля («Завтрак у предводителя», «Провинциалка»);

— в 1840—50-е гг. жанр сцен в творчестве Тургенева претерпевает изменения. Организация драматургического действия основывается на внутренней динамике при минимизированности внешнего действия;

— либретто, сценарии и водевиль 1860-х гг. являются самостоятельными и значимыми жанрами в творчестве Тургенева.

Соответствие содержания диссертации паспорту специальности, по которой она рекомендуется к защите. Диссертация соответствует паспорту специальности 10.01.01 — русская литература, в частности следующим областям исследования: п. 3. История русской литературы XIX века (1800—1890-е годы); п. 7. Биография и творческий путь писателя; п. 8. Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и её преломлений в художественном творчестве.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы были апробированы на научных конференциях: XV Нижегородской сессии молодых учёных «Гуманитарные науки» (Н. Новгород, 2010), I научной объединённой сессии молодых учёных, аспирантов, студентов «трибуна учёного: актуальные проблемы современного образования» .(Шадринск — Шуя, 2011); III международно-практической конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома, 2011); IV международной научно-практической конференции «IV Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя, 2011); IV межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования: школа — вуз» (Шуя, 2011); V международной.научно-практической конференции «V Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя, 2012); VI международной научно-практической конференции «VI Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя, 2013).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологи и литературы Шуйского филиала Ивановского государственного университета.

Структура диссертации обусловлена характером выбранной темы и определяется поставленными целями и задачами исследования. Диссертация

состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность и научная новизна исследования, рассматривается степень научной разработанности литературы по теме диссертации, определяются цель и задачи, а так же основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Поэтика задуманных и незавершённых драматургических произведений Тургенева» - рассмотрены особенности незаконченных пьес Тургенева.

Несмотря на то, что исследователи отмечали подражательный характер пьес Тургенева «Искушение Святого Антония» и «Две сестры»1, считая, что драмы была написана под впечатлением от «Театра Клары Газуль», эти незаконченные наброски представляют собой произведения вполне оригинальные, отражающие ещё одну грань яркого таланта Тургенева.

Тургеневым были запланированыпьеса-сцена «Вечеринка», комедия «Компаньонка» («Гувернантка»), впоследствии переработанная в роман «Два поколения»*- пьесы «17-й №», «Жених», «Шарф», «Судьба», «Недоразумение», «Вор». Часть из этих замысловсохранилась в записях писателя, а от некоторых остались лишь названия, перечисленные в списке задуманных произведений, датированном 1848 годом.

Однизамыслы не были реализованы вовсе, другие - либо исполнены частично, либо утрачены. По сюжетам и сохранившимся наброскам произведений можно судить о темах, жанрах и образах, интересовавших автора. В незавершённых пьесах проявился интерес Тургенева к жанру комедии, сцены, драмы в одном действии. Уже эти незаконченные наброски, сочетающие эпические, лирические и драматические элементы, говорят о стремлении Тургенева к жанровому полифонизму.

Во второй главе — «Жанровое многообразие драматургии Тургенева 1840-х гг.» - анализируются особенности жанра и поэтики драматургии Тургенева 1840-х годов.

В 1840-е гг. Тургенев пишет пьесу «Неосторожность», представляющую собой пародию на романтическую мелодраму с сохранением её отличительных черт (тайная любовь, бурные страсти, кровавая развязка), которые автор пародирует, раскрывая пустоту содержания романтического, так называемого, «испанского» репертуара. Пародийность пьесы заключается в столкновении романтических элементов с комедийно-бытовыми.

Модель двоемирия, свойственную романтизму, Тургенев отобразил в противоречии человеческих чувств. Действие в «Неосторожности» представ-

' Гроссман Л. П, Драматургические замыслы И.О. Тургенева. Изв. АН СССР, ОЛЯ. 1955.Т. 14.Вып. б.; Окс-ман Ю. Г. Сиены н комедии//Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 28 т. Сочинения: в 15 т. Т. 2. М.; Л., 1961.;Модина Г. И. История издания в России философской драмы Г. Флобера «Искушение святого Антония» // Библиотековедение. 2008. №3.

ляет собой последовательность самораскрытий человеческой души, от видимости — к сущности, от маски - к истинному лицу. Основные действующие лица балансируют на грани между типом трагического героя и комедийного персонажа.

«Безденежье» - первый опыт Тургенев в создании пьесы-сцены, во многом близкой к традициям Н. В. Гоголя. Жанровый подзаголовок — «сцены из петербургской жизни молодого дворянина» - говорит о локализации и сосредоточении внимания на времени и месте действия. «Безденежье» напоминает быструю зарисовку, этюд, для которого характерно внимание к повседневной, будничной жизни персонажей, меткость бытовых наблюдений, ослабленная роль интриги. При этом сцены отражают типичный момент, выхваченный из обыденного потока жизни. В «Безденежье» обнаруживается сложный жанровый синтез, где помимо элементов комедии, водевиля проявляются приметы физиологического очерка, социально-бытовой драмы.

Одно из центральных мест в наследии Тургенева занимают драматургические произведения, в основе которых лежит любовно-психологический конфликт, как, например, в пьесе «Где тонко, там и рвётся». Автор придал комедии внешние приметы пьесы-пословицы, или салонной комедии: афористическое название, звучащее рефреном в конце произведения, действие, происходящее в гостиной помещичьего дома, словесные поединки, пронизывающие всё действие. Составными элементами драматургического текста пьесы являются развёрнутые ремарки, ремарки, передающие психологическое состояние персонажей, недоговорённости, ключевой диалог между Горским и Верой, на фоне другого диалога, перебивающего разговор. Всё это создаёт особую атмосферу произведения, придаёт ему такое качество, которое впоследствии, в пьесах Чехова, приобретёт характер «подтекста», «подводного течения». Введение второго, подводного, плана лишь усиливает звучание пословицы, вынесенной в заглавие пьесы.

В 1848—1849 годах Тургенев создаёт комедии «Нахлебник» и «Холостяк», которые подвергались цензурным нападкам в связи с тем, что в них в неприглядном свете изображалось дворянство и чиновничество.

Особенностью комедий является то, что Тургенев сконцентрировал своё внимание на социальном положении человека и его внутреннем мире, психологическом состоянии, его переживаниях и чувствах.

Название пьесы состоит из одного только слова, указывающего на положение центрального персонажа. В комедии нахлебничество как унизительное существование человека зафиксировано не только заглавием пьесы, на нём сделан акцент и в списке действующих лиц.

В «Нахлебнике» Тургенев даёт развёрнутые характеристики персонажам в списке действующих лиц, указывая на социальную принадлежность и отмечая их нравственные качества, что позволяет сформировать представление о героях пьесы ещё до того, как они появятся на сцене.

В списке действующих лиц отражено, что «населяют» пьесу люди (как дворяне, так и слуги) в основном жестокие, которым не свойственны сострадание, сочувствие.

В этом произведении немаловажную роль играют ремарки; они передают физическое, психологическое состояние персонажей, указывают на их социальный статус. Внутреннее действие, внутренний психологический конфликт отражён в.ремарках и воплощается через интонации, с которыми говорят персонажи: «не без досады», «не без удивления», «со вздохом» и т. д.

По мнению П. Г. Пустовойта, Тургенев предварил драматургические приёмы Чехова1, являясь при этом последователем Пушкина и Лермонтова.

Вопрос о жанровой принадлежности «Нахлебника» явля'ется спорным, так А. И. Белецкий рассматриваетпьесу как драматизированную повесть2, а А. Л. Штейн - как социально-психологический этюд из жизни крепостнической России3. Тогда как А. Мазон считает, что Тургенев в «Нахлебнике» изобразил «драму "чужого хлеба"»4.

Для пьесы характерно наличие мелодраматических черт и отголосков сентиментальной повести, проявившихся в изображении «униженного и оскорблённого» Кузовкина. По типу конфликта, по масштабу внутренней проблемы центрального персонажа, по глубине психологической разработанности его характера, по накалу чувств комедия приближается к социально-психологической драме.

В десятом номере «Современника» было отмечено, что Тургенев в «Холостяке» представил «настоящую, живую новую русскую комедию, которая умна, занимательна, свежа, удобна для сцены»5. Аналогичного мнения придерживался обозреватель «Отечественных записок» В. В. Чуйко, отмечая, что «в "Холостяке" репертуар наш сделал приятное приобретение... Вот вам и комедия из русских нравов, комедия не пошлая, а серьёзная, положения простые и естественные, не преувеличенные и не чудовищные...»6.

Иначе оценил пьесу рецензент «Отечественных записок», не увидев в ней тонкого психологического анализа, который столь явно прослеживался в «Где тонко, там и рвётся», не увидев некой недосказанности, свойственной настоящему художнику7.

Ф. А. Кони отказал «Холостяку» в сценичности, поскольку «при всей свежести вымысла и при многих отличительных достоинствах, не мог иметь

1 Пустовойт П. Г. Иван Сергеевич Тургенев. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века. М., 1957. „

2 ГабельМ. Памяти ушедших писателей. Александр Иванович Белецкий (1884—1961) // Литературное наследство. Т. 76. М., 1967. С. 759.

3 Штейн А. Л. Критический реализм и русская драма XIX века. M., 1962. С. 23 0.

4 Мазон А.. Работа Тургенева над романом «Два поколения» И Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964. С. 41.

5 Дружинин А. В. Провинциальные письма// Современник. 1849. № 10. С. 288.

6 Чуйко В. В. II Отечественные записки. 1849. № 11. С. 158.

7 Русская литература в 1849 году // Отечественные записки. 1850. №1. С. 15—16.

огромного успеха на сцене»1. Причину этого он видел в преобладании эпических элементов, по его мнению, пьеса представляет собой «повесть в разговорной форме», ей не достаёт «драматичности»2.

Генетически комедия восходит к «мещанской» драме и «слёзной» комедии, для которой характерно возвеличивание простых людей и наказание порока. Но мнимое благополучие никак не наказывает порок в лице Фонка и присоединившегося к нему Вилицкого. Конфликт не имеет выхода и к успокоительной развязке не приходит.

Жанровый полифонизм пьесы, проявившийся в сочетании лирических, эпических, драматических, а подчас и трагических начал, является одним из показателей зрелого мастерства Тургенева как драматурга.

Пьеса «Завтрак у предводителя» является переходной от пьес-сцен с их бытовым конфликтом к социально- и нравственно-психологическим комедиям. С пьесами-сценами «Завтрак у предводителя» роднит сглаженность остроты интриги, краткость, внимание к повседневной, будничной жизни персонажей, меткость бытовых наблюдений. В названии чётко обозначены пространственно-временные рамки действия пьесы.

В отличие от пьес-сцен, в основе которых лежит случай, эта пьеса, имеющая характер яркого живого бытового этюда, построена на изображении характеров и их столкновении. Комизм пьесе придаёт противоречие между активной позицией персонажей и незначительными причинами этой активности. «Завтрак у предводителя» - пьеса сложная в своём жанровом воплощении, содержащая элементы комедии, сцены, драматического этюда, водевильных элементов.

В третьей главе — «Жанровые особенности драматургии Тургене-ва1850-х гг.» — проанализированы пьесы «Месяц в деревне», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге», «Вечер в Сорренте».

Особое место в драматургии Тургенева принадлежит комедии в пяти действиях «Месяц в деревне», с которой связано признание его сценического мастерства. Пьеса до сих пор является самой репертуарной из всех его драматургических сочинений.

Критики сходились в том, что «Месяц в деревне» является самым значительным из всех сценических произведений Тургенева. Анонимный критик «Отечественных записок» утверждал, что комедия Тургенева, «без сомнения, может быть поставлена высоко», однако «она не приобретёт у большинства читателей такой популярности, как многие другие произведения того же автора, потому что интерес её - чисто психологический»3. Рецензент «Русской мысли» считал комедию «прелестной, полной глубокой поэзии»4. .

1 Кони Ф. А. Русский театр. Театральная летопись // Пантеон и репертуар русской сцены. 1850. № 1. С.26—11.

1 Кони Ф. А. Театральная летопись. Русский театр // Пантеон и репертуар русской сцены. 1851. № 2. С. 23—24.

Библиографическая хроника. Журналистика // Отечественные записки. 1855. № 2. С. 120.

* Письма о современном искусстве // Русская мысль. 1900. №2. С. 173.

12

Исследователи по-разному трактуют содержание и причины конфликта комедии «Месяц в деревне». По мнению П. Г. Пустовойта, в пьесе отражено противостояние двух поколений1. Н. А. Бродский отмечает в пьесе преобладание социальной темы, выразившейся в столкновении разночинца и дворянского гнезда2. Н. М. Кучеровский видел в основе конфликта «Месяца в деревне» «противостояние разночинной и дворянской идеологии» .

Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что в основу действия положено соперничество двух женщин, что подтверждается названием пьесы в одной из редакций - «Две женщины». С. Н. Пата-пенко указывает на главенствующее место в пьесе мира женской души, впервые ставшее предметом глубокого художественного исследования .

Действительно, внешнее действие «Месяца в деревне» держится на истории о том, как воспитанницу Верочку выдали замуж, однако оно сведено к минимуму, а конфликт развивается и питается, прежде всего, внутренними противоречиями человеческой души, а внешние коллизии - лишь результат их проявления5.

Тургенев включает отрезок прошедшего времени в название (месяц). Таким образом, завязка отнесена к прошлому, а непосредственное сценическое действие (три дня) является последствием действий, чувств и переживаний.

Подчёркивая протяжённость действия во времени в названии пьесы, отмечая, что между «1 и 2, 2 и 3, 4 и 5 действиями проходит по дню», Тургенев переводит внимание с темы времени на тему возраста, на тему взросления и старения. Таким образом конфликт выходит на новый уровень, обнажая истинные причины происходящего в усадьбе Ислаевых.

В пьесе отразились основные черты драматургических исканий Тургенева, органичное соединение лирических, драматических и эпических начал, свойственное всем пьесам писателя. Для «Месяца в деревне» характерны черты повести, отразившиеся в пространных монологах и развёрнутых описательных ремарках. Так же как и «Нахлебник», «Месяц в деревне» по типу конфликта и глубине психологической разработанности характеров персонажей приближается к социально-психологической драме.

В 1850 году Тургеневым была написана комедия «Провинциалка», опубликованная в 1851 году в «Отечественных записках».

1 Пустовойт П. Г. Иван Сергеевич Тургенев. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века. M., 1957. С 38.

2 Бродский Н. Л. И. С. Тургенев // Бродский Н. Л. Избранные труды. М., 1964. С. 277.

3 Кучеровский H. М. «Сложная психологическая задача» комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» // Из истории литературы: Сборник статей. Ученые записки Калужского педагогического института. 1963. Вып. 11. Калуга. С. П.

4 Патапенко С. Н. Природа конфликта в драматургии И. С. Тургенева. Автореферат дис...канд. филол. наук. Вологда, 2000. С. 15.

5 Патапенко С. Н. Драматургия И. С. Тургенева как предшественница «новой драны» // Драматургические искания Серебряного века: Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1997. С. 58.

13

Действие «Провинциалки» строится на типичных водевильных ситуациях: муж, застающий жену в момент объяснения сдругим, смешное положение графа, который не может подняться с колен, внезапное появление слуг, запрятанных подальше от глаз влиятельного гостя.

Как признавался сам Тургенев в письме к П. Виардо, «построение комедии весьма просто, всё зависит от игры двух главных актёров; один из них, как говорят, хорош, другой - или, вернее, другая - очень плоха»1. Оказывается, что Дарья Ивановна, живущая в провинции не так проста. В борьбе за свои меркантильные интересы она проявляет гораздо больше ума и изворотливости, нежели стареющий ловелас с его крашеными волосами и бездарными ариями. На фоне этой тонкой игры явно просвечивает оппозиция «провинция - столица», что подчёркнуто топонимическим звучанием названия пьесы, указывающим уже не на социальный статус, как в пьесах «Холостяк» и «Нахлебник», а на место обитания главного персонажа.

Завершается пьеса полным потенциальной угрозы конфликта финалом, тем самым тургеневским «рош!е», которое Л. М. Лотман считает органично связанным с поэтикой пушкинских «маленьких трагедий»2.

«Провинциалка» предстаёт как «комедия в комедии», где режиссёром и главным исполнителем выступает сама Дарья Ивановна. Примерив на себя одновременно роль и очарованной и очаровательной женщины она полностью подчиняет себе графа. Окружающих она наделяет менее существенными ролями, выставляя их отчасти шутами, словно нарочно ставя в глупое и смешное положение. Ступендьева в своей игре с графом Любиным словно подчёркивает, что «вся жизнь театр». В «Провинциалке» самым ярким является женский персонаж, мужские образы отчасти служат рамкой, холостом; на фоне которых значительно выделяется характер героини. Как писала И. Л. Вишневская, «маленькая комедия» Тургенева содержит в себе потенциал большой социально-психологической драмы, ибо.перспектива Дарьи Ивановны - превращение из провинциалки в «хищного зверя»3.

«Провинциалкой» завершается ряд пьес Тургенева, основанных на социально-психологическом конфликте, в которых писатель выявил социальный статус и положение в обществе, как источник благополучного существования человека.

Пьесу-сцену «Разговор на большой дороге» исследователи относят к «физиологическому очерку» (Ю. В. Бабичева, В. Ф. Соколова4). По мнению Г. Э. Винниковой, «Разговор на большой дороге» не предназначен для разыг-

1 Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: б 12 т. Т. 2. М., 1979. С. 372.

2 История русской драматургии XVII—первой половины XIX века / под ред. Л. М. Лотман. Л., 1982. С. 480.

3 Вишневская И. Л. Театр Тургенева. М., 1989. С. 93.

4 Бабичева Ю. В. На подступах к театру Островского // Бабичева Ю. В. Театр Островского. Вологда, 1986. С. 14; Соколова В. Ф. Драматические «сцены» и «картины» как особый жанр драматургической литературы 50—60-х годов XIX века // Русская драматургия и литературный процесс: Сборник научных трудов. СПб.; Самара, 1991. С. 174.С. 175.

рывания на сцене, так как полностью лишён драматического действия1. Дан- • ное обстоятельство сближает пьесу со сценами, написанными специально для чтения. Обращает на себя внимание название пьесы. Слову «разговор» принадлежит не только смысловая и сюжетообразующая функция, в нём содержится и жанровая характеристика. Жанр разговора отчётливо проявляется в пьесе-сцене, вероятно, с этим и связано отсутствие внешнего действия на сцене, которому внутреннюю динамику придаёт диалог персонажей.

Жанровым подзаголовком Тургенев переносит внимание с частного на общее, что приближает сцену к социально-бытовым комедиям. В пьесе отсутствует список действующих лиц, а персонажи, их социальное и материальное положение представлены в начальной ремарке, предваряющей основной текст. Однако в «Разговоре на большой дороге» изображён не процесс разорения, и даже не последствия его, а состояние персонажей, движущихся по дороге в оскудевшую усадьбу.

На протяжении всей пьесы тарантас движется, пейзажи сменяют друг друга. Таким образом, движение, смена зрительных образов - тоже важные элементы образности пьесы. Учитывая, что зрительный ряд не менее важен чем вербальный, можно говорить о своеобразном проявлении кинематогра-фичности пьесы. В «Разговоре на большой дороге» продолжается развитие принципа организации драматического действия, основанного на внутренней динамике при отсутствии внешнего движения, что говорит об изменении и эволюции жанра сцен в драматургии Тургенева.

Пьеса-сцена «Вечер в Сорренте», последняя из трёх пьес («Где тонко, там и рвётся», «Месяц в деревне», «Вечер в Сорренте»), в основу которых положен любовно-психологический конфликт, завершила театральный период Тургенева 1840—1850-х гг.

Само название обозначает пространственно-временные границы действия, что характерно для пьес-сцен Тургенева с их минимизированным действием. Сцены передают переломные моменты в жизни персонажей, а недосказанность, открытый финал роднит «Вечер в Сорренте» с пьесой-пословицей «Где тонко, там и рвётся». В «Вечере в Сорренте» воплотились многие искания Тургенева на поприще драматургии. В ней Тургенев продолжает развивать тип действия, основанный на любовно-психологическом конфликте, что роднит её с пьесой «Где тонко, там и рвётся». Как и в «Месяце в деревне», драматург ставит в основу действие времени, его неизбежный бег и непостоянство.

В четвёртой главе - «Жанровая специфика драматургических произведений Тургенева 1860-х гг.» - отражены особенности поэтики и жанровое своеобразие оперных либретто и сценариев.

Долгое время драматургические произведения Тургенева 1860-х годов не были доступны российскому читателю, так как их рукописи хранятся в

1 Винкикова Г. Э. Тургенев и Россия. М., 1977. С. 65. #

15

Национальной библиотеке Парижа и частных зарубежных архивах. Тургенев не предназначал их к печати, это был материал для домашних спектаклей, разыгрываемых в семье П. Виардо. Написаны они на французском языке, а об их сохранности мало заботились. Однако в переписке Тургенев упоминает о работе над ними, рассказывает о подготовке спектаклей, где неоднократно принимал участие. Впервые эти произведения были опубликованы на русском языке в 1964 году, в серии «Литературное наследство», одновременно с материалами парижских архивов писателя1.

Тургенев, получивший блестящее европейское образование, с раннего детства говорил на трёх европейских языках, часто посещал музыкальные вечера и концерты, оперные и драматические спектакли.

Он знал законы оперного и драматического театра, а его многогранный талант проявился и в обращении к такому виду творчества, как оперные либретто и сценарии опер и оперетт.

Либретто Тургенева «Слишком много жен», «Зеркало», «Последний колдун» определены в рукописях как оперетты. Они включают в себя диалоги, песни («Песня Лелио») хоры («Хор эльфов»), речитативы, дуэты (Стела и Каркамшп), квартеты (Лелио, Стела, Каркамиш, Перлимпинпин). Стихотворные элементы либретто написаны рукою мастера, в совершенстве владеющего поэтическим слогом. Писатель специально заостряет внимание на сказочной составляющей либретто, оправдывая наличие фантастических элементов (колдун, феи, эльфы) жанровым подзаголовком «оперетта-фантазия».

В либретто «Слишком много жен» действие разворачивается в Сирии, во дворце паши Зулуфа, куда проникает французский морской офицер Артур де Борегар, прибывший для спасения своей кузины, похищенной пиратами.

В либретто «Зеркало» можно отметить александрийский стих, десятисложный, восьмисложный, шести- и семисложный, — притом всегда в полном соответствии с темой. Количество музыкальных номеров по сравнению с прозаическим диалогом в последнем либретто Тургенева значительно возросли2. Однако нотные материалы к этой опере остаются неизвестными.

Незаконченное либретто, не имеющее названия, исследователи условно называют «Мимика», по имени центрального персонажа. А. А. Гозенпуд характеризует это произведение как «дерзкую пародию», и отмечает, что «Мимика» близка к театральным пародиям Козьмы Пруткова и предвосхищает похожие произведения Вл. Соловьева и Ф. Л. Соллогуба.

Р. Оливье высказал предположение, что Тургенев приблизился в «Мимике» к опере-буфф, и с этим можно согласиться. Однако Гозенпуд считает3, что в основе пьесы лежит пародия на большую оперу с её штампами - похищениями, сражениями, тайнами происхождения.

' Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964.

2 Там же. С. 82.

3 Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964. С. 622

16

Либретто не рассчитывалось для публичных постановок, и было создано для исполнения в домашнем кругу.

Пасторальные мотивы, восстания пастухов, бестолковые поступки, являющиеся основным двигателем действия - всё приобретает характер всеобщего сумасшествия и подвергнуто осмеянию. Причём в фарсовых формах, где грубый комизм играет ключевую роль. Прибегая к балаганным формам, утончённый эстетТургенев разоблачает драматургические штампы, при этом демонстрируя незаурядную способность владения уличными театральными приёмами, что говорит о его высоком художественном мастерстве.

Писателю принадлежит несколько сценариев: «Цыгане», «Либретто комической оперы» («Доблестный пастор»), «Таинственный человек», «Сценарий для Брамса», «Консуэлло» и «Рыбаки» («Ундина»), В сценариях, по сравнению с либретто, сатирическое начало звучит не так явственно. Тем не менее, явственно проступает разоблачение, открытие истинной сути происходящего.

В заключении делаются обобщающие выводы, формулируются основные итоги диссертационного исследования, позволяющие выделить основные особенности творчества Тургенева-драматурга.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Исакова Я. Н. Образ приживальщика в драматургии И. С. Тургенева // Преподаватель XXI век.- 2012. - № 2. - Ч. 1. - С. 379—383. (автора - 0,27 п. л.)

2. Исакова Я. Н. Жанровая природа пьесы И. С. Тургенева «Завтрак у предводителя» // Учёные записки Казанского упиверситета.-2012. - Том 154. - Серия Гуманитарные науки. - Кн. 2. - С. 48—52. (автора - 0,25 п. л.)

3. Исакова Я. Н. Жанровая специфика драматического очерка И. С. Тургенева «Неосторожность» // Современные исследования социальных проблем // www.sisp.nkras.ru. - [Электронный ресурс].- 2013. -№5. (автора - 0,33 п. л.)

4. Исакова Я. Н. Женские образы в драматургии И. С. Тургенева и А. Н. Островского // XV нижегородская сессия молодых учёных. Гуманитарные науки. - Нижний Новгород. - 2010. - С. 118—119. (автора - 0,12 п. л.)

5. Исакова Я. Н. Воспитанницы и их жизненная стратегия («Провинциалка» И. С. Тургенева и «Волки и овцы» А. Н. Островского) // «Трибуна учёного: актуальные проблемы современного образования». Материалы I заочной научной объединённой сессии: Шадринск - Шуя, 27 января 2011 г. / Шадр. Гос. Пед. Ин-т; отв. ред. О. А. Спицына. - Шадринск: ШГПИ. - 2011. - С.210—2012. (автора - 0,19 п. л.)

6. Исакова Я. Н. Специфика жанра сцен в драматургии И. С. Тургенева // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. материалов Третьей международной научной конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома, 12-13 мая 2011 года) / науч. ред. Ю.В. Лебедев; отв. ред. А. К. Котлов. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2011. - С. 131—135. (автора- 0,32 п. л.)

7. Исакова Я. Н. Задуманные и незавершённые пьесы И. С. Тургенева // Проблемы гуманитарного образования: школа - вуз: Материалы четвёртой региональной научно-практической конференции / отв. ред. М. Н. Сербул. - Шуя: Издательство ФГБОУ ВПО «ШГПУ». - 2011. С. 37—4Г. (автора - 0, 24 п. л.)

8. Исакова Я. Н. Жанровое своеобразие драмы И. С. Тургенева «Искушение святого Антония» Н Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных: Сборник трудов IV Международной научной конференции. Том 2. - Москва - Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ». - 2011. - С. 21—24. (автора -0,36 п. л.)

9. Исакова Я. Н. Гайдебуров П. А. // А. Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. — Кострома: Костромаиздат ; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ». - 2012. - С. 100. (автора - 0.01 п. л.)

10. Исакова Я. Н. Ковалевский Е. П. // А. Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. — Кострома: Костромаиздат ; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ». - 2012. - С. 209. (автора- 0,01 п. л.)

11. Исакова Я. Н. Энгелъгардт С. В. // А. Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. — Кострома: Костромаиздат ; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ». - 2012. - С. 492. (автора - 0,01 п. л.)

12. Исакова Я. Н. И. С. Тургенев - либреттист // Научный поиск. -2012. - № 2.4. Специальный выпуск. Материалы V международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных». -С. 56—60. (автора - 0,5 п. л.)

13. Исакова Я. Н. О жанровых особенностях последней комедии ИС. Тургенева «Ночь в гостиницу Великого Кабана» // Научный поиск. - 2013. -№ 2.3. Специальный выпуск. Материалы VI международной научной конференции студентов, аспирантов, педагогов, молодых учёных «Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых учёных» университет - новой школе. - С. 13—14. (автора - 0, 2п. л.)

Подписано к печати 15.11. 2013 г. Формат 60x84/16 Бумага ксероксная. Печать ризография. Гарнитура Тайме Усл. печ. листов 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 3468

Издательство Шуйского филиала ИвГУ 155908, г. Шуя Ивановской области, ул. Кооперативная, 24

Отпечатано в типографии Шуйского филиала ИвГУ 155908, г. Шуя Ивановской области, ул. Кооперативная, 24

 

Текст диссертации на тему "Жанровая специфика драматургии И.С. Тургенева"

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал

На правах рукописи

04201454664

ИСАКОВА Яна Назирбековна ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ДРАМАТУРГИИ И.С. ТУРГЕНЕВА

Специальность 10.01.01 - Русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Овчинина Ирина Алексеевна

Шуя-2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОЭТИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТУРГЕНЕВА.........................................................................12

ГЛАВА 2. ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ДРАМАТУРГИИ ТУРГЕНЕВА 1840-Х ГГ...............................................................................................................29

§ 1. Специфика драматического очерка «Неосторожность»............................29

§ 2. Специфика жанра пьесы-сцены «Безденежье»...........................................40

§ 3. Жанровые особенности комедии «Где тонко, там и рвётся».....................49

§ 4. «Нахлебник» - комедия о приживальщике.................................................63

§ 5. Жанровое своеобразие комедии «Холостяк»..............................................75

§ 6. Жанровая природа пьесы «Завтрак у предводителя».................................84

ГЛАВА 3. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ТУРГЕНЕВА

1850-Х ГГ...............................................................................................................95

§ 1. Жанровый полифонизм комедии «Месяц в деревне»................................95

§ 2. «Провинциалка» - «комедия в комедии»..................................................111

§ 3. Жанровые особенности пьесы-сцены «Разговор на большой дороге»... 119

§ 4. «Вечер в Сорренте»как любовно-психологическая пьеса-сцена............124

ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА ЖАНРОВ ДРАМАТУРГИИ ТУРГЕНЕВА 1860-Х ГГ.............................................................................................................131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................157

БИБЛИОГРАФИЯ...............................................................................................161

ВВЕДЕНИЕ

Перу Тургенева принадлежат не только всемирно известные романы, но и не менее известные повести, рассказы, стихотворения, а также драматургические произведения. Для писателя театр всегда был «самым непосредственным произведением общества, целого быта»1. Тургенев искал пути развития самобытного искусства, пропагандируя и подчёркивая своеобразие русской литературы в целом и драматургии в частности2, поэтому его творчество на протяжении долгого времени привлекает внимание исследований, становясь предметом научного анализа.

Тургеневские пьесы входят в репертуар многих театров, как отечественных, так и зарубежных. Известные русские и европейские актёры высоко ценили талант Тургенева, тогда как многие писатели, современника автора «Месяца в деревне» (А. А. Григорьев, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.) отказывали его пьесам в сценичности, признавая при этом их художественную значимость3.

Многие из задуманных драматургических произведений так и не были завершены автором, и исследователи несправедливо обделили их вниманием, хотя их изучение обогащает представление о мастерстве писателя, о поэтике его произведений. Темы, идеи и образы незаконченных пьес нашли своё воплощение в дальнейшем творчестве Тургенева. В набросках уже заметно

1 Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 1. М., 1978. С. 237. Далее ссылки на этот источник обозначены как С (Сочинения) с указанием номера тома римскими цифрами, страниц - арабскими.

2 См. об этом: Алексеев М. П. И. С. Тургенев - пропагандист русской литературы на Западе // Труды Отдела новой русской литературы Ин-та рус. лит. АН СССР. М.; Л., 1948. Т. 1. С. 61—80.

3 Русский театр. Современное состояние драматургии и сцены // Время. 1862. №9; Григорьев А. А. Русские журналы в текущем году // Москвитянин. 1651. №5; Кони Ф. А. Театральная летопись. Русский театр в Петербурге // Пантеон. 1852. Т. 1. №1; Петров В. Александровский театр. Бенефис Максимова // Санкт-Петербургские Ведомости. 1852. № 19; Смесь. Внутренние известия // Отечественные записки. 1852. №1; Критика. Русская литература в 1849 году // Отечественные записки. 1850. №1; Кони Ф. А. Русский театр. Театральная летопись // Пантеон и репертуар русской сцены. 1850. №1; Некрасов Н. А. III театральные новости (Октябрь 1849) // Современник. 1849. № 11—12.

внимание автора к жанрам, выразившееся в стремлении обозначить его как можно точнее в соответствии со спецификой произведения.

На русскую драматургию середины XIX века, для которой характерно многообразие жанров, оказывали влияние не только европейская литература, но и народная культура, проявившаяся, в частности, в появлении пьес-пословиц, или провербов (С. Энгельгардт «Ум прийдёт - пора пройдёт»), сцен (М. А. Стахович «Ночное», «Святки», Н. В. Гоголь «Утро делового человека, «Лакейская», Н. А. Некрасов «Осенняя скука», «Утро в редакции», пьес-сцен А. Н. Островского), картин («Картины прошедшего» А. В. Сухово-Кобылина, пьесы-картины А. Н. Островского), либретто (А. Н. Островский, В. Н. Немирович-Данченко, М. А. Булгаков).

За всю историю своего развития «драма сохраняла некие устойчивые свои черты, но вместе с тем претерпевала и значительные изменения»1. В XIX веке обнаруживается тенденция к слиянию драматического, трагического и комического начал, что приводит к «деканонизации классицистических жанров»". В. М. Волькенштейн подчёркивал, что даже «самый поверхностный взгляд заметит большую сложность элементов во многих произведениях русского репертуара... где часто весьма причудливо сочетаются черты патетического драматизма с чертами ярко-комедийными»3.

«Жанр» как литературоведческое понятие обозначает литературный вид, «тип поэтической структуры»'1 произведения. При обращении к драматическому тексту необходимо помнить, что особенности жанра в немалой степени объясняются спецификой конфликта, своеобразием сюжета, содержанием, фабулой.

Пьесы Тургенева свидетельствуют о его повышенном внимании к форме произведения, в котором показаны самые различные персонажи (от лакея до дворянина), действующие сообразно своему характеру и изображённые в

1 Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. М., 2007. С. 29.

2 Чернец Л. В. Жанры // А. Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома; Шуя, 2012. С, 158.

3 Волькенштейн В. М. Драматургия. М.,1929. С. 113.

4 Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 4. М,, 1930. С. 109.

4

определённой социокультурной среде. Так, обращаясь к проблеме «маленького человека», Тургенев изменяет этот образ, изображая «бунт» угнетённых приживалыциковв и воспитанниц, наделяя их правом голоса и внутренней силой. В его драматургии появляется новый тип воспитанницы - не робкого существа, зависящего от воли своих благодетелей, а воспитанницы-хищницы, добивающейся своей цели всевозможными путями. В пьесах автора действует «герой-наблюдатель» - умный, образованный, но нерешительный, не способный к решительным действиям человек.

В 1860-е годы Тургенев писал либретто и сценарии опер и оперетт. Большинство из них носит пародийный характер, и, несмотря на то, что сохранились они не полностью, всё же несут на себе печать тургеневского стиля.

Работа Тургенева в области драматургии способствовала развитию таких драматургических жанров, пьесы-сцены, пьесы-пословицы, психологическая драма. Изучение жанрового многообразия тургеневских пьес обогащает представление не только о драматургическом мастерстве автора, но и о жанровом богатстве русской драматургии. Сказанным определяется актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Основы научного осмысления тургеневской драматургии были заложены прижизненной литературной и театральной критикой.

В 1920-е годы пьесы И. С. Тургенева рассматривались Б. В. Варнеке в единстве драматургических приёмов с «новой драмой». При этом Б. В. Варнеке отмечает роль Тургенева в русской драматургии в создании женского образа как центрального персонажа пьесы. Исследователь подчёркивает, что «все эти образы выведены Тургеневым на русскую сцену до 1851 года, стало быть за восемь лет до появления Катерины Островского 1859 года, и уже эта одна подробность приобретает особое значение для того, что дал Тургенев русскому театру»1.

1 Варнеке Б. В. Тургенев-драматург// Венок Тургеневу: Сборник статей. Одесса, 1919. С. 3.

5

Ю. Г. Оксман уделяет особое внимание историко-библиографическому аспекту1. Л. Г. Гроссман выявляет родство драматургии Тургенева с европейскими театральными образцами, отмечая, что «писатель сумел отразить почти все господствующие театральные виды его эпохи»: «испанская пьеса стиля кинжала и чёток, буфонный водевиль, комический гротеск, сатирическая опера», «драма глубоких внутренних конфиктов» .

Проблемам поэтики пьес Тургенева, истории их создания посвящены работы Г. Э. Водневой, Н. М. Кучеровского, Е. М. Аксеновой, Н. В. Климовой, Г. Э. Винниковой, А. Б. Муратова и И. Л. Вишневской3.

Исследовательская мысль А. Л. Штейна Л. М. Лотман, В. В. Основина, Ю. Б. Бабичевой, П. Г. Пустовойта, Б. И. Зингермана, Г. А. Бялого, Ю. В. Лебедева4 направлена на уяснение авторской индивидуальности Тургенева как драматурга в сопоставлении с драматургическим мастерством А. Н. Остров-

1 Оксман 10. Г. И. С. Тургенев: Исследования и материалы. Вып. 1. Одесса, 1921.

2Гроссман Л. П. Театр Тургенева. Пг., 1924. С. 52

3 Воднева Г. Э. Драматургия И. С. Тургенева 40-х годов: Автореферат дисс... канд. филол. наук. Л., 1952; Её же [Примечания] // Тургенев И. С. Собрание сочинений: в 12т. Т. 9. М., 1956; Кучеровский Н. М. «Сложная психологическая задача» комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» // Из истории литературы: Сборник-статей. Учёные записки Калужского педагогического института. 1963. Вып. 11. Калуга; его же. Три редакции комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» // Учёные записки Калужского педагогического института. Вып. IV. Калуга, 1957; его же. Социально-психологическая драма И. С. Тургенева: Автореферат дисс... канд. филол. наук. М., 1951; Аксёнова Е. М. Драматургия И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / под ред. С. М. Петрова. М., 1959; Климова Н. В. Мастерство И. С. Тургенева-драматурга: Автореферат дисс... канд. филол. наук. М., 1961; Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. М., 1977; Муратов А. Б. Драматургия И. С. Тургенева // И. С. Тургенев. Сцены и комедии. Л., 1986; его же. «Светская комедия» И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвется» // Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник / под ред. проф. В. М. Марковича. Л., 1988; его же. Романтическая драма Тургенева «Неосторожность» // Тургенев И. С. Вопросы биографин и творчества. М., 1990; Вишневская И. Л. Театр Тургенева. М., 1989.

4 Штейн А. Л. Критический реализм и русская драма XIX века. М., 1962; Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961; её же. Драматургия 30—40-х годов XIX века // История русской литературы. Т. 7. М.; Л., 1955; её же. Драматургия Тургенева и её место в истории русской

драматической классики // Тургенев в современном мире. М., 1987; её же. Островский и драматургия второй половины XIX века // История всемирной литературы: в 9 тт. Т. 7. М., 1991; Основин В. В. Особенности психологической драмы // Метод и мастерство. Вологда, 1970; его же. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 1980; Бабичева 10. В. «Новая драма» в России начала XX века // История русской драматургии: Вторая половина XIX — начало XX века. Л., 1987; её же. На подступах к театру Островского // Бабичева 10. В. Театр Островского. Вологда, 1986; её же. Что ж, либретто, так либретто! // Бабичева Ю. В. Жанровые разновидности русской драмы: На материале творчества М. А. Булгакова. Вологда, 1989; ПустовойтП. Г, Творческий путь Тургенева. Очерк. М., 1977; его же. Иван Сергеевич Тургенев. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века. М., 1957; Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979; его же. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988; Бялый Г. А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990; Лебедев Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев. М., 1989; его же. Жизнь Тургенева. М., 2006; его же. И. С. Тургенев и А. Н. Островский в начале 1850-х годов // Православная традиция в русской литературе XIX века: сборник научных статей. Кострома, 2010; его же. Тургенев // А. II. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома; Шуя, 2012.

6

ского и А. П. Чехова. Ю. В. Лебедев отмечал, что Тургенев «прокладывал пути к "новой драме" чеховского типа»1.

В работах Г. П. Бердникова, в коллективной монографии О. Г. Егорова, Т. А. Савоськиной, Н. Н. Халфиной творчество Тургенева рассмотрено в контексте русской литературы2. Бердников пьесы Тургенева рассматривает как закономерный результат развития русской драматургии в контексте литературных и общественных процессов, а их главной проблематикой объявляются социальные вопросы.

Жанру либретто в творчестве Тургенева посвящены работы Р. Оливье и А. А. Гозенпуда3.

В последнее время заметно возрос интерес к драматургии Тургенева. Появляется ряд работ, посвященных проблемам конфликта особенностям биографизма и рамочного текста драматургии, выявлению лирического начала в его творчестве4. Тем не менее, проблема жанра драматургических произведений писателя ещё не получила специального научного осмысления, чем и объясняется научная новизна исследования, в котором произведён системный анализ жанровых особенностей пьес И. С. Тургенева в контексте русской драматургии, в частности:

- выявлены элементы социально-психологической драмы, физиологического очерка, комедии положений, пародии, водевиля;

1 Лебедев Ю. В. Жизнь Тургенева. М., 2006. С. 199.

2 Бердников Г. П. Драматургия И. С. Тургенева // Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М., 1958; его же. Тургенев - драматург // Тургенев и театр / под ред. Г. П. Бердникова. М., 1983; Егоров О. Г., Савоськина Т. А., Халфина Н. Н. Романы И. С. Тургенева: проблемы культуры. М., 2001.

3 Оливье Р. Либретто оперетт и комедий 1867—1869 //Литературное наследство. Т. 73. Кн. 1. М., 1964; Го-зенпуд А. А. Тургенев - музыкальный драматург // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 12. М., 1986.

4 Патапенко С. Н. Природа конфликта в драматургии И. С. Тургенева. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Вологда. 2000; Захарченко Н. Л. Лирическое начало в творчестве И. С. Тургенева 40—50-х гг. XIX в. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Самара, 2005; Левина Е. Н. Проблема биографизма в творчестве И. С. Тургенева 1840—1850-х годов. Автореферат дисс... канд. филол. наук. СПб., 2009; Зорин А. Н. Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII—XIX веков. Автореферат дисс... доктора филол. наук. Саратов, 2010; Дубинина Т. Г. Пушкинские традиции в творчестве И. С. Тургенева 1840-х—нач. 1850-х годов. Автореферат дисс... канд. филол. наук. М., 2011.

- рассмотрено такое качество тургеневской драматургии как жанровый полифонизм, проявившийся в соединении как родовых (эпос, лирика, драма), так и видовых начал;

- подробно проанализированы незавершённые пьесы и неосуществлённые замыслы, что позволило выявить комплекс тем и образов, получивший своё развитие в дальнейшем творчестве писателя;

- исследованы либретто и сценарии опер и оперетт как художественно-значимые жанры.

Материалом для исследования послужило драматургическое наследие Тургенева, письма, воспоминания критические статьи и рецензии современников.

Объект исследования - драматургические произведения И. С. Тургенева как законченные («Неосторожность», «Безденежье», «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник, «Холостяк», «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге», «Вечер в Соррен-те», «Слишком много жён», «Последний колдун», «Ночь в гостинице Большого (Великого) Кабана»), так и незавершённые («Искушение святого Антония», «Две сестры», «Вечеринка», «Компаньонка» («Гувернантка»), «17-й №», «Жених», «Шарф», «Судьба», «Недоразумение», «Вор», «Людоед», «Зеркало», «Мимика», «Цыгане», «Либретто комической оперы» («Доблестный пастор»), «Таинственный человек», «Сценарий для Брамса» («Мнимый убийца»), «Консуэлло», «Рыбаки», или «Ундина»).

Предметом научного исследования являются жанровые особенности драматургических произведений Тургенева. В ходе работы выявлен жанровый полифонизм пьес Тургенева, в которых отмечен синтез лирических, эпических и драматических начал.

Цель исследования - изучить жанровые особенности пьес Тургенева, выявив в его драматургии различные жанровые модификации, раскрыть влияние на жанровую природу драматургии Тургенева жанрового мышления 1840—1850 годов.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

- в процессе целостного анализа, выявить многообразие жанров в драматургическом наследии Тургенева;

- рассмотреть жанры, темы, характеры, зародившиеся в незаконченных драматургических набросках Тургенева и выявить их влияние на дальнейшее творчество писателя;

- осветить характер влияния западноевропейской драматургии на творчество Тургенева;

- выявить жанровую специфику пьес 1850-х годов («Месяц в деревне», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге», «Вечер в Сорренте»);

- проанализировать тексты либретто и сценариев опер и оперетт и охарактериз�