автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Традиции платонизма в русской и английской литературе (Л. Толстой и А. Мердок - сравнительный анализ)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Никольская, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Традиции платонизма в русской и английской литературе (Л. Толстой и А. Мердок - сравнительный анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции платонизма в русской и английской литературе (Л. Толстой и А. Мердок - сравнительный анализ)"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. II. ЛЕНИНА

Диссертационный сонет Д 053.01.05

^ЧЧ)—03--

2 4 ОНТ

На правах рукописи НИКОЛЬСКАЯ Нрпна Алекспндрошт

ТРАДИЦИИ ПЛАТОНИЗМА В РУССКОЙ II АНГЛИЙСКОМ ЛИТЕРАТУРЕ (Л. Толстой II Л. Мердок — сравнительный анализ)

Специальность 09.00.03 — История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученом степени кандидата философских наук

Москва 1994

Работа выполнена па кафедре культурологии Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина.

Научный руководите ль:

доктор философских наук, профессор КУЗНЕЦОВА Т. Ф.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор ДЖОХАДЗЕ Д. В.,

кандидат философских паук, доцент ЖЕ ЛЕНИНА И. А.

Ведущая организации — Московская государственная художественная академия имени В. И. Сурикова.

сон па заседании диссертационного совета Д 053.01.05 в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117571, Москва, ¡проспект Вернадского, д. 88, ауд. 818.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета имени В. Г " ' " ' """"" " " FI

Пи]

Защита состоится «. ..СР.......

19 {И года в

Ученый секретарь днссертациошкМо совета, кандидат философских наук В. В. МИХАЙЛОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Проблема гуманистического содержания жизни всегда'была в центре внимания философии и литературы. Современность очень остро ставит перед личностью традиционные вопросы бытия и прежде всего в связи с теми колоссальными потрясениями, которые Еипалн на долю человека нашей эпохи.

Социальные коллизии 20 века. не могли не трансформировать представления, человека о нравственности, не могли не. повлиять на его мироощущение, пронизанное чувством страха, неуверенности в завтрашнем дне.

В начале века великий русский мыслитель А. Ф. Лосев подчеркивал: "Утомленные подошли мы г: йО веку все с тем ге вековым вопросом: что есть истина? И одного уже этого достаточно, чтобы опрзЕдзть тяготение к древним Формам философской мысли, к исследованию взглядов на истину там, где она впервые сознавалась и слышалась из глубин человеческого лука. ... к Платону тянутся наши мысли и чувства...1 Его слова имеют непосредственное отношение и ко дню сегодняшнему, когда для нас так актуальны и важны открытия, сделанные Платоном.

Философия Платона оказала сильнейшее воздействие на развитие не только последующей философской мысли, но и на формирование лнтературно-художестЕенного процесса в целом. Известно, что представители р>аэных культурных, традиций и эпох обращались к наследию Платона.

Среди произведений русской литературы именно в творчестве Л. Толстого нашли свое отражение идеи Платона, особенно привлекали внимание великого русского писателя этические мысли Платона, в которых Толстой нашел соответствие своим собственным воззрениям на голь любви и добра в формировании и развитии личности.

Эволюция философских взглядов крупнейшей современной английской писательницы Айрис Мердок, оказавшей значительное влияние на развитие английского романа 20 века и определившей в известной мере литературную ситуацию в Европе, проходила в русле философии Платона. Именно Платсн оказал особое влияние на творчество Мердок; писательницу связывает с Платоном прежде

1Лосев. А.Ф. философия.Мифология.Культура.-М.,1991.0.188

всего мысль о превосходстве идеи добра (блага) над всеми остальными понятиями сферы общественного сознания. Этические мысли Платона присутствуют в романах писательницы, в публицистических трактатах не только в качестве определенных идей, но как философская концепция, определившая мировоззрение Мердок и ее литературные привязанности. Писательница неоднократно упоминала о своем интересе к художественным открытиям, сделанным Л. Толстым. Общность философской направленности ряда произведений Л. Толстого и А. Мердок дает возможность для их сопоставительного анализа и выявления традиций платонизма в 19-20 вв. Подобное сопоставление, осуществленное на уровне философско-методологнческого исследования, позволяет более глубоко понять творчество великого русского художника и английской писательницы и тем самым выявить общие пути и принципы проникновения философского мировоззрения в ткань художественного произведения. Именно этим определяется актуальность темы диссертации.

Степень ьддюдботанн^пти темы. Творчеству Платона, Л. Толстого и А. Мердок уделено достаточно внимания как в отечественной, так и в западной литературе.

Среди фундаментальных исследований, тематика которых сосредоточена вокруг проблем этики Платона и традиций платонизма, следует выделить работы В. Виндельбанда, В. Соловьева, В. Ф. Асыуса, А. С. Богомолова, В. Виндельбанда, А. А. Гусейного, Ю. Н. Давыдова, В. Г. Иванова, Ф. X. Кессиди, Л. Н. Когана, А. Ф.Лосева, М. Ф. Овсянникова, В. Соловьева, А. Н. Чанышева, В. Н. Шердакова, С. Я. Шейнман-Топштейн, а таете Дж. Гоулда, Т. Ирвина, Р. С. Лодяа, Б. Рассела, Дж. М. Риста, К. Г. Рутенберга, А. Э. Тейлора, П. Шори и др.

Среди отечественной и западной литературы, посвяшенной исследованию этических взглядов великого русского писателя и мыслителя Л. Толстого, особо следует отметить работы Е. А. Боброва, В. Ф. Булгакова, Р. А. Дистерло, В. А. Поссе, Ф.П. Преображенского, Л. Шестова. В. Е. Барыкина, Е. П. Барышникова, А. М. Буланова, Г. Я. Галагана, Г. Н. Ишука, Е. Н. Куприяновой, Г. Б. Курляндской, К. Н. Ломунова, А. С. Полтавцева, а также Дж. Бейли, Г. М. Герри, Р. Кристиана, А. В. Ноулеза.

Творчество А. Мердок породило обширную критическую литературу, самую р-азнообразную по аспектам анализа ее произведений. Среди авторов, дающих наиболее четкое представление о предмете нашего исследования, можно выделить имена: Г. В. Аникина, Е. Гениевой, В. Б. Ивашевой, И. Левидовой, Н. И. Лозсвскон, Н. П. Михальской, В. Схороденко, Д. Урнова, М. Урнова. а также Т. К. Андерсона, А. Байатт, Ф. Балданэа, П. Вольфа, Е. Диппл, Д. Джонсон, А. Каплей, П. Кснради. В. Холла.

Все эти авторы достаточно подробно исследуют различные аспекты этихи Платона, обращают внимание на значение этики ' Платона для развития как философской, так и художественной мысли, исследуют этическую направленность творчества Л. Толстого, и А. Мердок. Однако, следует отметить, что до сих пор не уделено достаточного внимания изучению традиций платонизма в английской и русской литературе, в частности в произведениях Л. Толстого и А. Мердок, не рассмотрена проблема влияния русской классики на творчество А. Мердок, что непосредственно связано с интересом писательницы к философским концепциям Платона. Без детального рассмотрения обозначенной темы ускользает идейно-смысловая направленность некоторых произведений Мердок, обедняется наше представление о философских традициях в творчестве Л. Толстого, теряется целостность восприятия такой важной проблемы, как непреходящее значение традиций платонизма для развития философской и художественной мысли в мировой культуре.

- проследить влияние этических идей Платона (в частности, идеи добра как доминирующей в системе моральных ценностей Платона) на творчество английской писательницы, профессионального философа Айрис Мердок;

- показать, как философские интересы писательницы определяют не только тематику и нравственно-философскую основу ее произведений, но и являются важным фактором в.обращении Мердок к традициям русской классики, в частности, к творчеству Л. Н.Толстого;

- исследовать, как этические идеи Платона трансформировались в системе философских и художественных ценностей Л. Толстого. При этом выделяются следующие

заключается в том, чтобы:

- формулирование основных.положений этической системы Платона;

- исследование причин эволюции философских взглядов А. Мердок и анализ некоторых произведений писательницы 60-х~70~х годов в контексте пристального внимания А. Мердок к этическим идеям Платона и творчеству Л. Толстого;

- выявление в произведениях Л. Толстого 70~х-30-х годов "отголосков" философии Платона;_

- сопоставительный анализ некоторых произведений А. Мердок и Л. Толстого в ракурсе сформулированной темы.

Предметом исследования служат : этическое учение Платона, выраженное в диалогах как.раннего, так и позднего периода; некоторые художественные произведения Л. Толстого 70-х-90-х годов 19 века, публицистические статьи, дневники и письма; романы А. Мердок, философские статьи, письма, интервью писательницы.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе

- раскрывается взаимодействие философии и литературы, выявляется диалектика понятийно-концептуального и образного на примере творчества Л. Толстого и А. Мердок;

- выявляются инвариантные черты в философских основаниях произведений великого русского мыслителя и английской писательницы-философа: а) дихотомия духовно-идеального и предметно-материального, 6) приоритет этического перед эстетическим, в) поиск божественного как высшего принципа бытия и регулятива нравственной жизни человека;

- прослеживается механизм преемствености этических идей Платона в творчестве Л. Толстого и А. Мердок.

практическая янячимость работы состоит в том, что ее отдельные положения и выводы могут использоваться для подготовки лекционных курсов литературного и философско-эстетического характера, а также для разработки специальных курсов пс истории философии, этике, теории .и истории мировой культуры, русской литературе.

Апробация научных результатов. Результаты научного исследования использовались диссертантом в разработке курсов лекций по истории зарубежной и русской литературы для студентов Московского педагогического государственного университета о 1987-1992 г., в докладе на "Пуришевских

чтениях" в 1988 году и в публикациях диссертанта:

- "Айрис Мердок и русская классика".- Научные труды-МПГУ -серия Социально-исторические науки, 1994. Часть 2, с. 42-55.

- "Философский роман Айрис Мердок". М,. 1994 г. Рук. деп. в ИНИОН РАН, * 49644 ст 5.10. 1934.

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения н списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень ее разработанности в научной литературе, определяются цели и задачи исследования.

В работе отмечается, что е началом 20 века цивилизация вступила в эпоху информационной революции - со всеми выгодными и невыгодными последствиями. На человека буквально обрушился шквал фактов, сообщений, знаний; у личности возникает естественное стремление к полноте охвата действительности, но противоречивость происходящих процессов состоит именно в том, что моральное сознание не было готово к совершению такого скачка. В этой связи в обществе растет противоречие: несоответствие между возможностями и потребностями человека. Личность, не подготовленная к восприятию действительности духовно, познает мир механически, однобоко и однообразно. В подобной нравственной ситуации, когда нарушены сложившиеся еще в античности принципы гармоничности мира (торжество триединства истины, добра и красоты), ксгда наука не спасает мир от поистине всеобьемлющей проблемы отчуждения {экономического, политического, военного, технического), когда в обществе возникает не атмосфера взаимного доверия, а взаимной зависимости, человек остро ощущает необходимость осмыслить свое существующее положение, найти опору з вечном. Интерес к наследию Платона закономерен и очевиден. Для нас важно проследить на материале великих взлетов человеческой мысли влияние этических доктрин на формирование художественного сознания писателя и особенность проникновения философских идей в ткань литературного произведения - от первого мощного импульса, выраженного в философии Платона - к концу 19 века, к произведениям великого русского художника Л. Толстого - к 20 веку, к философским трактатам и романам английской писательницы А. Мердок, в творчестве которой

соединился интерес и к мыслям Платона, и к литературным открытиям Л.Толстого.

Глава первая "Этические традиции Платона'' посвящена рассмотрению идей блага (добра) и любви как. одних из основных понятий в этике великого греческого философа.

Б первом ее параграфе -"Идеи блага (добра) и любви в доплатоновский период"- раскрывается основное содержание названных понятий, оказавших определенное влияние на становление и развитие собственных взглядов Платона. В исследовании отмечается, что среди концепций добра в древнегреческой этике до Платона наибольший интерес представляют учения Гераклита, софистов, Демокрита и Сократа.

3 диссертации осуществляется краткий анализ этических исследований указанных философов с точки зрения их последующего влияния на нравственно-философские искания Платона.

Особое внимание уделяется этической системе Сократа. Автор стоит на точке зрения, что основной задачей этических исследований Сократа является осознание того, что есть добро, зле, прекрасное, безобразное, так как это поможет человеку найти путь к достижению нравственной истины. Сущность сократовской нравственной парадигмы заключается, как известно, в единстве познавательного и нравственного пути человека, в соответствии с которым дурные поступки совершаются лишь по невежеству, так как добродетель совпадает со знанием. По Сократу путь к благу в том, чтобы неустанно искать истину, т.е. овладевать знанием об истине, постепенно приближаясь к ней. Основным итогом этики Сократа, которую продолжил и развил Платон, является вывод о том. что каждый человек должен сознательно и ответственно относиться к нравственному содержанию своей жизни.

В диссертации исследуется историко-культурный генезис другого важного понятия в учении Платона о нравственности -понятие любви (Эроса). Ей предшествовали "... две совершенно особые концепции Эроса, не похожие как одна на другую, так и

при сравнении их с платоновской. ___ обе они восходят к Гомеру

и Гесиоду."2 Мы согласны с концепцией, высказанной А. Ф.

2Лосев А.Ф. философия.Мифология.Культура.М.,1991,с.189.

Лосевым, который отмечал, что у Гомера встречается лва слова, служащие в дальнейшем синонимами более позднего Эроса -желание, (влечение; и томление (тоска). Но единой концепции любви у Гомера нет.

В творчестве Гееиода Эрос произошел из Хаоса вместе с Землей. Эрос представляет собой силу, которая кружит головы и богам и людям, заставляет выбывать их обо всех тревогах и заботах.

Другое представление об Эросе у орФикое. Для них это разумное божество. От Эроса произошли все люди, он стал источником света. Так же, как и у Гееиода, Эрос у орфиков имеет космическое начало, он - основа жизни и мира.

В противоположность Эросу космическому у древних греков было сформировано понятие и об Эросе лирическом, Эросе индивидуального желания и страсти. Такой Эрос встречается в творениях Сафо, Ивика, Еврипида. Б отличие от Эроса космического, (на нем зиждится мир, он является животворящим началом), Эрос лирический сливает воедино разные существа, ломает все преграды между любящими.

Автором диссертационного исследования делается вывод о том, что в доплатоновский период не существовало цельной теоретической системы нравственных ценностей. Началом решения этой задачи явилась этика Платона.

Во втором параграфе - "Идеи блага (добра) и любви в этическом учении Платона"- раскрывается сущность этих понятий в нравственной теории Платона.

Известно, что для Плетона. понятие блага (добра) означает больше, чем красота или справедливость. Для решения поставленных в диссертации исследовательских задач важны рассуждения философа о том, что в качестве справедливого или прекрасного люди выбрали бы то, что им кажется прекрасным и справедливым, но что на самом деле таковым не является.

Благо для Платона - это идея блага, наделяющая человека знанием, способностью познавать,

Для понимания характера воздействия художественного мира Толстого на творчеекз'то эволюцию Мердок чрезвычайно важным оказалось постулирование дуальности бытия, вынесение Платоном понятия блага эа пределы реального земного бытия. Подобное максимальное абстрагирование необходимо для осознания и

понимания конкретных проявлений действительности, так как без изучения вопроса: "Что есть добро?" не может быть никакая деятельность человека: ни практическая, ни теоретическая. То есть без знания сущности блага нельзя увидеть и понять его проявлении на земле.

Особое внимание автора привлекает теория Платона о двойственности блага (добра) - об обратной стороне его - зле и о диалектическом взаимодействиии этих понятий в контексте анализа творческих задач Толстого и Мердок. Несмотря на то, что Платон признает добро как вечное и неизменное понятие, в своей теории он много места уделяет злу, признавая его совершённой противоположностью благу. Эти понятия не могут возникать друг из друга, но понимая неразумность и несовершенность реального мира, философ говорит об отсутствии гармонии на земле, следовательно, о наличии противоположности высоким понятиям идеального мира. Платон утверждает, что при превращении злого характера в добрый не эти противоположности переходят друг в друга, а люди сами попадают под большее влияние то добродетели, то порока. Таким образом, нравственность не сводится лишь к торжеству блага, но предполагает и постоянную борьбу со злом. Вооружившись знанием, человек может познать сущность'понятий и приблизиться к высшему из них - благу.

В диссертации подчеркивается, что суть своей нравственно-познавательной концепции Платон пер-едает через образ Эроса, таким образом отводя особое место идее любви в своей этической теории. Именно любовь к истине, к знанию движет человеком, стремящимся к постижению блага. Платон утверждает: любовь -это "стремление к вечному обладанию благом"3 Так как постижение блага проиеодит к бессмертию, то по Платону, любовь зто и путь к бессмертию. Смертные люди пытаются приобщиться к бессмертному, оставляя "новое свое подобие". Однако более высокой для человека формой любви является любовь духовная. Преодолев страх смерти и поняв, что умирание физическое - путь к достижению бессмертия духовного, человек может приблизиться к самому высшему по Платону - к постижению блага и сути бытия. Именно эти мысли греческого философа стали особенно важны как

3Платон. Сочинения в 3-х т. М-, 1968-1972,т.2,с.133.

для великого русского писателя 19 века, так и для современной английской писательницы-философа.

Б диссертации отмечается, что индивидуальная этика Платона -это этика самосовершенствования личности, открывшая широкие горизонты для европейской культуры.

Вторая гля-рд - "Традиции платонизма б творчестве Айрис Мердок"- поСЕЯшена анализу елияния платоновскких идей блага (добра) и любви в произведениях современной английской писательницы-философа.

В первом параграфе - "Эволюция философских взглядов А. Мердок"- автор рассматривает изменение философских приверженностей и отмечает, что интересу Мердок к философии Платона предшествовал долгий путь эволюции мировоззренческих взглядов писательницы, который проходил в в0-е-70-е годы в русле философских концепций Сартра и Кьеркегора. Мердок стремится осмыслить положение человека в современном мире;• найти ответы на сложнейшие вопросы бытия. В диссертации обосновывается точка зрения, что творчество Мердок - типичное явление духовной культуры 20 века, когда философская концептуализация обретает художественную Форму. В романах писательницы соединяются задачи философские и литературные. Но ее романы не являются иллюстрациями к тем философским концепциям, которые увлекают Мердок. "Это примитивное толкование философского романа",4 -рассуждает Мердок. Писательницу интересует философия потому,' что это помогает раскрыть духовный мир человека и решить основной для нее вопрос"современности - как человеку сделать себя лучше. Как философ, Мердок не может довольствоваться какой-либо одной концепцией. Поиск путей выхода из нравственных и социальных тупиков современности заставляет писательницу отказываться от одних философских теорий и обращаться к другим.

В диссертации отмечается, что первые романы Мердок С" Под сетью", "Бегство от волшебника", "Колокол","Песчаный замок") были романами, б котор>ых писательница рассматривала проблемы -современной жизни с позиции философии экзистенциализма. Мердок увлеклась учением Французского философа, писателя, публициста Ж.-П. Сартра, познакомившись■с ним лично. Личность Сартра

^Письмо от 4 января 1ЭЭ0г (переписка А.Мердок с автором)

оказала значительное влияние на становление и развитие философских взглядов писательницы. "Понять Сартра - это понять весьма существенное о нашем времени"6,- считает Мердок, начиная этими словами одну из первых своих философских работ "Сартр - романтический рационалист". В диссертации подчеркивается, что философия Сартра сосредоточена на анализе человеческого бытия, на том, как личность сама его осмысливает. В работах Сартра существование человека представляется в виде нескончаемой вереницы свободных выьорое индивидуума, не зависимых от законов и закономерности бытия. Но философия Сартра привлекла Мердок не исходным постулатом о всеобщем мировом хаосе и бессмысленности бытия как следствии этого, не настроением безысходности и отказом от борьбы. Писательница увлечена идеей противостояния хаосу, она восхищается силой человеческой воли и изобретательностью, которую проявляет личность в борьбе за достижение своего счастья. В работе отмечается, что в то же время, так же, как в произведениях Сартра, в романах Мердок центральное место занимают злоключения героя-интеллигента в поисках абсолютной свободы. Прозведения писательницы насыщены препятствиями (тупики, преграды, жизненные пэрепитии и коллизии), которые выявляют невозможность достижения свободы и представляют современный мир как иррациональную, хаотичную структуру, наполненную ощущением катастрофы, кризиса, страха и бессмысленности. \

В диссертационном исследовании прослеживается постепенное освобождение Мердок от влияния идей Сартра; Мердок стремится найти такую форму романа, которая бы соответствовала выражению ее мыслей о зле, царящем в современном мире, о насилии и жестокости, о тем, что человеку, затеЕ\янному, как песчинка, в мире хаоса, невозможно бороться с этим. Не найдя отЕетов на вопрос о том, как человеку выйти из замкнутого круга разлада и порока, как обрести духовность, Мердок все больше проникается идеями С. Кьеркегора, датского теолога и философа. Книга Кьеркегора "Или-или"(1945) - первое крупное произведение философа - любимое сочинение писательницы, в котором Кьеркегор приходит К мысли о недоступности и недостижимости

=Мигс1ос11 I., Заг-Ьге,готап!л.о га-Ыог.а11з1;, Ь. ,1353, р!4

божественного начали. Как известно, по Кьеркегору, путь к высшим нравственным ценностям - в осознания своей греховности, виновности и слабости перед Богом, что в итоге и приводит человека к постижению веры, высшей духовности и морали. Под воздействием идей Кьеркегора Мердок поднимает очень острую проблему нашего времени: как зло и насилие, царящие в мире, растлевают человеческие души. Мердок приходит к выводу том, что гибель бога и потеря веры разрушают человеческую личность, открывая дорогу для господства сил мрака и насилия, жестокости и зла. По мнению автора диссертационного исследования, в романах "Отрубленная голова","Единорог", "Итальянка", "Дикая роза", "Бремя ангелов" писательница выступает как последовательный сторонник учения Кьеркегора: человек виновен, греховен, его мучает страх смерти, борьба со злом ему кажется напрасной и бессмысленной, над человеком довлеет неумолимая судьба, любовь не является спасением (она - страсть, помрачение рассудка), но личность не прекращает своих настойчивых попыток в достижении высших нравственных и духовных идеалов, даже понимая, что мир полон враждебных ему сил.

В диссертации указывается, что рубеж 60-х-70-х годов вносит изменения в настроение писательницы. Она все больше углубляется в философское учение Платона, философия Платона присутствует в трактатах и в романах писательницы. В отечественном литературоведении уже обращалось внимание на роль Платона в Формировании философских и художественных взглядов Мердок (работы В.В.Ивашевой, Г.В.Аникина), но работы, как правило, ограничивались общей декларативностью, авторы не пытались дать глубокий анализ этой проблемы, соединив в единое исследование анализ философских трактатов писательницы, ее статьи в периодических изданиях этого времени, интервью и литературоведческий анализ романов "платоновского периода" ("Приятное и доброе", "Сон Бруно", "Вполне достойное поражение" и др.), анализу чего посвяшен второй параграф -"Платоновский период в творчестве А. Мердок". В данном параграфе рассматривается особенность восприятия Мердок учения древнегреческого философа, делается акцент на том, что для писательницы становятся близкими платоновские идеи блага (добра) и любви, тема двойственности Эроса.

Б параграфе отмечается, что в этот период Мердок пишет целый ряд философских трактатов: "О превосходстве идеи добра над другими понятиями'. "О боге и добре", "Идея превосходства", "Против сухости", в которых писательница пытается объяснить причины ее интереса к философии Платона и разочарования е экзистенциализме, проанализировать свое новое видение социальных проблем времени, и связанные с этим нравственные задачи, стоящие перед литературой. Мердок приходит к выводам о тем. что добро является основным мерилом человеческого бытия, что искусство, особенно литература, должно пропагандировать высокие чувства, основанные на понятиях добра и любви. .

Е диссертации анализируется статья "Против сухости" С1351), названная самой писательницей полемическим наброском, в которой Мердок остро ставит актуальные проблемы современности: потеря человеком нравственной опоры существования, отказ от религиозных норм и традиций. Автором исследования отмечается, что самые важные идеи, раскрывающие проблемы человеческой личности и высказанные в философских учениях Юма. Канта, Зиттгенштейна, Сартра, преломляются через собственную философскую концепцию Мердок. Писательница приходит к мысли о том, что проблема человеческой индивидуальности, свободы, морального совершенствования личности не нашла своего окончательного теоретического репения и что идея добра, высказанная в философии Платона и давшая миру мощный интеллектуальный импульс, не стала достоянием нашего века.

Литература 20 века, вобравшая в себя традиции и открытия прошлого, к сожалению, по мнению Мердок, часто концентрирует свое внимание не на человеческой индивидуальности, а на "квазн-аллегорической действительности, изображающей условия человеческой жизни, а не характеры"5, что было типично для литературы 13 века, в частности, для творчества Л. Толстого.

В диссертации анализируются философские трактаты "Идея превосходства" (1964) и "О боге и добре"С1367), где Мердок подробно останавливается на анализе таких понятий, как мораль, красота, добро, любовь. Писательница-философ высказывает свою собственную точку зрения на многие нравственные проблемы

51Ъ1й.р.1В.

современности и обосновывает свое особое внимание к этике. Мердок пишет о том, что в настоящее время потерян интерес к проблемам человеческой духовности, но "нам нужна моральная философия, ... необходимо сделать снова ее первостепенной'"7

При анализе статьи "Идея превосходства", выявляется позиция Мердок пс отношению к одному из центральных понятий этики-любви. Писательница отмечает, что, к сожалению, современные философы, рассматривая проблемы взаимосвязи сознания и нравственности, много говорят о свободе и редко о любви. Мысль о самых высоких проявлениях человеческой личности, одной из которых является любовь, постепенно приводит писательницу к размышлениям н с- других понятиях, таких как добро и красота. Б центре внимания писательницы-философа оказываются и такие этические категории, как свобода, свободной воля человека, истинность, правдивость, добродетельность. Следуя своей задаче - привлечь внимание читателей к жгучим нравственным проблемам современности, Мердок, как отмечается в диссертации, . продолжает поиск моральных идеалов в статье "С боге и добре". Писательница обращает пристальное внимание не только на категорию добра, которой она уделила достаточно внимания в ' предыдущих работах, но и рассматривает идею бога как одной из форм любви и добра. Мердок предлагает свое определение бога: "...бог был (или есть) единичный превосходящий других трансцендентальный, непредставленный и необходимо реальный сбьект внимания".43

В диссертации выявляется отношение писательницы к насущным проблемам бытия в этических теориях Платона, Канта, Кьеркегора, Виттгенштейна, Сартра, Дж. Мура, С. Вейль;. к теоретическим выводам, сделанным Фрейдом.

В диссертации утверждается, что одной из самых значимых философских статей Мердок является работа "Превосходство идеи добра над другими понятиями" (1967). Уже в упомянутых выше трактатах писательница заявляла о своем интересе к этическим мыслям Платона, но не выделяла идею блага (добра) -

"Murdoch Iris. On " God" and " Good " ( e сборнике The sovereignty of Good.L. 1970} ,p.47.

3Murdoch Iris On "God" and "Good" ( в сборнике The Sovreignty of Good, L.>, p.55.

центральную для учения Платона - в качестве специального исследования. Мердок приходит к выводу о том, что подлинное добро всегда связано с любовью, и наоборот. Эти категории существуют в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. Добро и любовь должны помочь человеку освободиться от ложного, стать лучше, понять, в чем истинность бытия.

Большое внимание Мердок уделяет идее любви и различным ее проявлениям, в частности, писательница высказывает мысль о том, что, "любовь может выражать собой как смерть, так и жизнь"9. Б диссертации показывается, что платоновская тема "двойничества" во взглядах Мердок выражается не только в "двойственности Эроса, но гораздо шире - в противопоставлении жизни и смерти. Для человека, не прикоснувшегося к любви и не понявшего, что добро есть величайшая ценность бытия, жизнь проходит вне реальности. "Жизнь, как сон, как пустая мечтательность, исключает любовь. Ибо жизнь - реальное чувство10" - таково мнение Симоны Вейль, философа, об общности взглядов с которой неоднократно писала Мердок.

В диссертации отмечается, что идеи, высказанные в философских работах, писательнице воплотила в романе "Сон Еруно", выявлению концептуальной основы которого посвяшен второй параграф.

Б романе глубоко звучат платоновские мотивы о торжестве жизни, любви над смертью, о двуликасти Эроса, о благе (добре* как высшем мериле человеческого существования. С деумя героями особенно связаны идеи духовного возрождения - с Лизой и Найджелом. Каждый из них по-своему заставляет окружающих выйти из состояния сна, пробудиться к жизни. Найджел - философ в душе, как бы живое воплощение Эроса. Лиза, неся в себе страдание и очищаясь этим, воплощает добро. В романе можно выделить группу своеобразных сигналов-символов: Солнца/ то пропадающее, то вновь появляющееся и озаряющее все вокруг, поток воды, смывающий грехи прошлого и очищающий всех, материальные детали (ценная коллекция марок, к которой у Бруно пропал всякий интерес; г.ауки, окружающие главного героя;

eIbid, р.99.

10Weil Simone. "Ecrits de Londres et Dernier© Letters",P,1357,p.172.

ворох ненужных газет I, подчеркивающие никчемность бездуховной жизни.

Интерес А. Мердок к философскому наследию Платона приводит писательницу в мир русской литературы. Мердок близки открытия, сделанные Л. Толстым и Ф. Достоевским.

Трактовка писательницей этических идей Платона в романе "Сон Бруно" находит соответствие со взглядами классика русской литературы Л. Толстого, высказанными в поеэсти "Смерть Ивана Ильича", что нам дает возможность проследить традиции платонизма в повести, проанализировать влияние идей Платона на формирование взглядов Л. Толстого и сопоставить роман Мердок и повесть Л. Толстого. Этой задаче посвящена третья гляяп диссертации - "Традиции платонизма е творчестве Л. Толстого. Л. Толстой и А. Мердок."

В первом параграфе 'Платонизм в контексте нравственных поисков Л.Толстого" рассматривается вопрос о влиянии этических воззрений Платона на личность писателя и на его творческое "Я".

В 70-е-80-е годы 19 столетия в душе Толстого происходит переворот, который стал следствием напряженных поисков писателя смысла жизни, сущности бытия. Как известно, Толстой не признавал непосредственного влияния на себя никакого из философских учений, в тем числе Платона, Аристотеля, Шопенгауэра, Канта, чьи философские позиции особо привлекали его внимание. Он создает собственную концепцию, в центре которой стоит человек, страдающий и мучавщийся насущными проблемами бытия. Толстой убежден, что только путь духовного очишения, напряженного поиска истины приведет человека к осознанию величайшего блага - добра и озарит существование ярким светом любви, сострадания, терпимости, взаимного понимания. Толстой выступает за превосходство нравственных ценностей, за доминирование духоеного над материальным, этического над эстетическим. В контексте этих размышлений писателя платоновские этические традиции приобретают для него особый смысл.

Анализируя дневники, письма Толстого мы приходим к еыбоду о том, что именно в 70-е-в0- е годы в размышлениях писателя остро ощущаются платоновские этические традиции - мысли о жизни, смерти, любви и добре. Работа над повестью "Смерть

Ивана Ильича" является естественным продолжением размышлений Толстого с жизни, что дает основание проследить этические идеи Платона в этом произведении. Принимая также во внимание наши выведи, сделанные в предыдущей главе о соединении в творческом методе А. Мердок философских и литературных традиций, интерес писательницы к произведениям Л. Толстого, во втором параграфе третьей главы дается сопоставительный анализ произведений • Л.Толстого ?повесть "Смерть Ивана Ильича") и А. Мердок (роман "Сон Бруно"), прослеживается трансформация взглядов Платона в произведениях обоим писателей.

Диссертант приходит в выводу о том, что в произведениях двух авторов наблюдается схожесть мотивов, ситуаций, утверждается нравственность как высший критерий человеческой жизни. Платоновская идея добра, побеждающая смерть, лежит- в основе романа Мердок и повести Толстого. Б диссертации отмечается, чте в романе Мердэк коней повествования звучит более оптимистично - герои получают возможность начать жизнь заново, выйти из состояния ска, осознав подлинные ценности жизни. К концу произведения Толстого усиливается трагизм повествования, рассказ о жизни незначительного чиновника превращается в трагический урок тысячам Иванам Ильичей. Писатель устами самого героя произносит приговор жизни. лишенной высоких устремлений, идеалов, искренних :: глубоких чувств.

В аяключенин подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются еыводы, раскрывающие существенные стороны традиций платонизма в русской и английской литературе на примере сопоставительного анализа произведений Л. Толстого и А. Мердок.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:

1. Айрис Мердок и русская классика ("Сон Бруно" А. Мердок -"Смерть Ивана Ильича" Л. Толстого) - Научные труды МПГУ им. Е.И.Ленина, серия: социально-исторические науки, 1994 г.,часть

2, с. 42-55.

2. философский роман Айрис Мердок. М., 1394 г. Рук. деп. в ИНИОН РАН № 4Э644 ст 5.10.1ЭЭ4.- 0,8 п.л.