автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционная обрядово-культурная жизнь карачаевцев (культ и образ божества Чоппа в Карачае)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Каракетов, Мурат Ажатдаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Традиционная обрядово-культурная жизнь карачаевцев (культ и образ божества Чоппа в Карачае)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционная обрядово-культурная жизнь карачаевцев (культ и образ божества Чоппа в Карачае)"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Ордена дружбы Народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая

' I М 1.4

На правах рукописи

Каракетов мурат дхатдаевич

ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДОВО-КУЛЬТОВАЯ ЖИЗНЬ КАРАЧАЕВЦЕВ (КУЛЬТ Н ОБРАЗ БОГЕСТВА ЧОППА В КАРАЧАЕ)

07.00.07 - этнография

Авторе <£ерат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1993

работа выполнена в Отделе этнографии народов Кавказа Института зтеологи и антропологии им .Н.Н .Миклухо-Маклая

Научный руководитель —член-корреспондент РАН,

профессор С.А.Аруткнов СфЕпнальные селоненты:доктор исторических идут Л.А.Чшрь

ИВ РАН

кандидат исторических наук Б.РЛогаиова

Веду ¿¡ее учреиденне-Иаститут Российской Истории РАН

Защита состоится " "_ 1994 г. в_часор

на заседании специализированного совета К.002.76.01. по аадкте диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии им НХ.Миклухо-Макаая РАН/117334 Москва »Ленинский проспект, Д.32 а/.

С диссертапввй вдхвно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии ик.Н.Е.Микяухо-Маклаа РАН

Автореферат разослан " "_ 1993 г.

Ученый секретарь Спегиааизлрованного совета

кандидат исторических наук Л .В.Никулина

ШСГ1ИЕГТ ЭТНОЛОГИИ И АЕТРШСВСШ5. Ш.Н.Н ЛИКШГ-МАКШ РАЕ 1993 г.

1. Общая характеристика диссертации.

Предметом исследования диссертационной работы яв-

ляются религиозные верования карачаевцев, какими они оказались доступны полевому этнографическому наблюдению на начало 1980-1990-х годов.

Традиционной обрядово-культовой стороне быта карачаевского народа до сих пор уделялось мало внимания исследователей, в особенности тем его сторонам, в которых моано обнаружить древние пласты религиозной жизни карачаевцев.

Традиционная религия н обряды, сопровождавшие е9, и в целом отранавше мировоззрение народа, являясь одним из важных механизмов функционирования и жизнестойкости этноса, его ментальности, нэ только отражают уровень развития этнической культуры, но и способствуют

выявлению при сравнительном анализе объекта исследова-

*

ння этногенетнческих элементов, на которых (формировался народ.

Данное обстоятельство позволяет нам идти путем сочетания индуктивного п дедуктивного методов исследования. Эти метода приложены к анализу образа божества Чо-ппа, который занимал, в в некоторых случаях занимает и по сей'день основнре место в духовной и ритуальной жизни народа, проступая в общих в частных моментах этнической культуры. В божестве Чоппа процесс восприятия и освоения народом окружающей среда х изучаемому наш

времени(а вполне вероятно,» к средневековому времени • -10-13 в.в.)уже завершился складыванием единого обобщенного ойраза,сконцентрировавшего в себе пространственно-временные параметры мироздания и соответственно • игравшего(по данным Г.ф.Чурсша-1914 г.) главную обрядовую ршь практически во всех олучаях жизни народа.

С другой стороны,Чоппа,как одно из самых крупных божеств в пантеоне,концентрирует в себе вое сотворите-льно-породительные функции объектов.и явлений природы, и вокруг него находится сонм более частных духов и божеств-покровителей: материнства и женского начала-Уммай или Джушай/древнетюркское Умай/{детороадения и плода в чреве матери-Джодду-Шатай{плодородия и'цветения-Тшггоэ-чю и позднее его олицетворение образ воскрешающэй и умирающей Еркроды-Гшлю-Голлу/редко Гюл-Голлу/;бракосочетания,первой брачной ночи/дохудау-кече/,а также ритуальной пшци-Бинай;случки овей,коз и крупного рогатого скота--Маккуручу/шш Маккурушчу/?семени/окБ/и возмужания41ук-куручу;соединения двух полов,шгодовитости-Маккуручу Гыба--Къатшфлать Маккуручу и' Муккуручу) гзлаковых-Дырпыл-КъаЧ! /Дух Дырпцд/;хлебов-Дыммыл-Къачи/Дух Дьгммыл/*, йчагосостоя-нияния и. далголетия-Джоррей-Къачы/Дух Д»эоррвЙ/;умерших, охранник их покоя к кладбищ-Зллкрзй или Эллири/чаще Эллй-ри-Чоппа/;совести и судьбы Къорла-Чоппа;"настоящей"земли-полосы вокруг кладбищ-Йлгенмай и др .Иначе говоря,при исследовании образа Чоппа этнограф сталкивается почти .00 . всей, обрядово-вдльтовдй . л-; жизнвд карачаег вдав,связанной с рож.Дбнием,к1,!эньо и' смертью ^человека .

и окружавдих его объектов а явлений природы. В данном случав предает исследования расширяет до максимальных пределов религиозное и обрядовое пространства. О другой стороны, присутствие данного.образа у осетин (Цоппай), балкарцев (Цоппа), кабардинцев (Шопа и Шоппа), шорцев (Алтын Шаппа) и татар-крящен (Чуппи, Чоп) и использование этих данных способствует более точной характеристике функции Чоппы в жизни исследуемого народа.

При исследовании образа Чоппы автор исходил прежде * всего из необходимости привлечения обрядов и поверий народа, так или иначе соприкасающихся с ним и тесно связанных с его культом как по композиционной, так а по ритуально-целевой направленности. Это, например, приметы, связанные с частями человеческого и животного тел. Они позволяют понять, в сщу каких причин во всех танцах и игрищах столь большое значение придавалось правой стороне, или онейромантичгеские представления народа , которые объясняют почему, например, с белым цветом связывалось мужское и женское начало и т.д.

В этой связи актуальность исследования определяется возшвностью комплексного подхода к традиционной об-рядово-культовой казни народа, на основании массового полэвого материала, собранного среди старейших носителей этнической традиции, укэ частично близящейся к ис-' чэзновэнот.

С другой стороны, для понимания мировозэрэннческоа структуры народа актуальным становится выявление наличия "втнической" религии, которая, вобрав в себя чуао-

родные обрядовые инновации, других религиозных систем,-иудаизма, христианства г ислама, способствует поддержанию преемственности этнической культуры, а в конечном счете сохранению этнографического облика народа и его этнического самосознания. Если этническая религия, консервируя этнический облик народа, в какой-то степени преграждает путь выходу культуры за рамки этнической территории, то религиозные инновации позволяют этносу перенести отношения "Ш-ОНИ" на более высокий уровень, позволяющий народу участвовать как во внутриконфесси-альной соревновательности, так и в межрелигиозпых отношениях.

При характеристике религиозной яиэни мусульманского народа, сказители начинают, например, свой рассказ о святых (шонай) карачаевской "церкви" (шонай-хеллик), таких как Боттен (или Ботта), &арагай БокюрмЩругое его имя Шонай-Вбкюр), Къуал-Диге, Бойлу-Диге и др.

В представлениях о святых обнаруживаются и языческие верования карачаевцев. В силу данных причин, когда муллы выдают мусульманские догмы и обряды за национальные, для втого есть иногда некоторые основания. Многие комментарии к корану (хадисы,хабары) в ШП-Х1Х в.в. переводились на тюркские языки Северного Кавказа,в том числе и на карачаевский (на территории Карачаево-Черкессии обнаружены книги на карачаевском языке, которые относятся к Ш1-Х1Х в.в., в них описаны языческие обряды и зэговорно-заклинатвлькые тексты - с.Знаменка, а.Морх, а.Керт-Джурт). В хядиоах и хабарах часто приво-

дятся язичоскио представления домуханмадовскоЭ Аравии. Близость их к традвдвошшн варовашгоз пародов Сэвэрного Кавказа в коночном счотэ пропредала их в составную часть рэлигиозшх продставханиЯ кавказских откосов. 11а-пример» карачаевцы, рассказывая о языческой прошлом своих предков, приводят вэоьна занятный миф, по которому в стародавние времена на землю налетели шлтае пауки и начали пожирать всех внвых существ. Вывило несколько детой, укрывшихся в педэрэ, п от них то и пошли нынешний карачаевцы. Среда этих дэтей встрэчаютса кгзна как арабского (Иашшха, Иаксашна, Цаслнна, Кшшр, Кермет), так и тыркско-карачаевского происхождении. Св-аатика ео шзфа известна не только карачаевцам и арабам, но и другим, как мусульманским, так я не исповедующим ислам народам, напримир, чувашам. У последних, такта как у карачяоьинь, изьветны религиозные терелшш типа Кнрнмот (кнрач. Ки[>мвт), Пурисго (карач..Пуруа и Пурше-Д»ио или Ачин П/ 1»шв) и т.д., которые ухидят своими норг-ннми к индоиранскому, и цнлом к индоевропейскому (ПУ-РУШ) и Симмтскму, арабскому (КАРАЫА, КАРАНАТ) религиозным ьо^мриниим. К ¡»тому жи пласту моюю огнастн ши(х>-ко бытущи»> понятия, отраканцив тнонныы а нвлящиеся .чяимгм-ычтниями о арабского типа .ПКРЕКЕТ (чувашек.), Ш'КККТ (карач.), САРАНАГ (ерабск.)- Олагословлвние на богатотно, плодородие, изобилии, НИХАШФ (чувашек,), ПАИГАМШ' (карач.), ФАИГАМЛАР 1«ръОск.) ~ пророк И многой другое.

Истоки мусульманских н христианских терминов и по-

йятмй, пршеняеьш; в оОрядойо-культовой казни карачаоЕ-цэв, чувашей и других народов Поволжского региона и Северного Кавказа, связаны с проникновением христианства к ислама в данные регионы вщ§ в период их становления. К етому «в >,;о2шо добавить существование соседних с юаш государств с христианской и исламской религиями, как Грузия, Армения* Русь, Вольская Булгария, Золотая Орда . (14-15 в.в.), Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское ханства и др.

Целью и задачей диссертации в силу вышеизложенных причин является выявление тех образов, где проникновение чужеродных религиозных инноваций сведено к минимуму из-за офоршшноста их (образов) в мировоззрениеской сети народа ко времени принятия христианства и ислама, а вероятно и иудаизма. Византийское и' иудейское проис-хоздение имеет ряд терминов, бытующих у карачаевцев, типа ХОЛОКОСТА (карач. ХАЛАХОСТА, . ХАЛАХОСТАУ-ЛУКЪ-

квтастрофа), "ХА-ГАДОЛ (карач. 1ШШ,ГУда,ГВДА,ГАД0Л-

» 1

БАЛТА- соответств. -БОЛЬШОЙ, ■ ВЕЛИКИМ . вид КИНЖАЛА, БОЛЬШОЙ ТОПОР-СЕКИРА), ХШКСХАЛЕК - безобразна^, ,СЫ-ЛЫХфЬШКЪ - ничтозкество,; СЫЛЫК-ЭТИУ - уничтожить/, НИСАН (ЛИСАН или ЛЕЙСАК - обряд встречи первого весеннего дозд^ и многое другое.

Введет» в-научный оборот верований народа, связанных с образом, и функцией:божества Чоппа, способствуя выявлению доминантных и рчшссшшх символов /знаков/ в . традидисндой культуре шрода;?л!дзв<?лило р^йитъ. задачу,- о единство ритуала,-'.;об.ряда и мифа; - в ш'роро.з^рпти кара-;;

чаевцвв. При этом автор исходил из того, что обряд это практическая, а шф - вэрбальная стороны ритуала.

В данном случае без обращения к - кинестетическим идеям народа ответить в полной объеме на вопрос о роли Чоллав яизни объектов а явленна мироздания было бы невозможным. Человек, традиционно /образно/ воспринимав щий мир, не отделяя на себя как целого существа, ни . частей своего тела, взяты$ а отдельности^ от природа, старался структурировать, окружение по подобию своему, чтобы обеспечить ш$знеобеспечивапцую силу методами и средствами, применявшимися для самого себя. Не ставя перёд собой цела в полном объеме заняться проблемой кипе сшш, автор счэл кукиш привлечь внимание этнографов к необходимости более глубокого обращения к идее человеческого тала и его перекоса на объекта вселенной. Решая данную задачу, возможно шяшть представления лццеЗ о гзрозданшз и человеке а диахроническом аспекта.

Анализ собранного материала позволил решить задачу

соотноаонии постоянного л дкнашгшого о религиозно»! ¡да-

* - ' , ' ■ • ровоэзренш народа, йшарнузсппозтош ШШЬ-СУВРТЬ,

(ВЕТ-ТЬМД, ХАОО-КОС'ОО, ВЕРХ-НИЗ н др. подчинены соотнесена» ПОСТОЯНСТВО (ВЕЧНОСТЬ) - ДШШЖА, (ЩШЕНИЕ), Б533РЕ.?ЕНЬЙ-ВГ£!-!Я, которое наиболее ярко проявляется в тех представлениях народа, где данные огатсзглцш как бы шшиэны в единую оболочку. Вели Верховное Боетство ТвЯрп (обдэтвркское ТЕКГР1!) кготуппзт о карачаевском ралатшом ??фопозврэ2ЕШ, теорзц ?„еш:оЗ о дряродэ форз я соответственно еежгтт а Сосзстешшом пантеоне

лидирующие позиции, то для проникновения в объекты мироздания а приведение в двшениэ элементов кизни, по представлениям народа, необходш помощник, который был бы доступен для смертных. В традиционном мировоззрении народа Тейра проявляется через своего заместителя -двойника, то есть Чоппа, рассмотрение которого автор ставит своей задачей в данной работ®.

Ыэтодологнческой основой данного исследования явились основные теоретические положения, изложенные в трудах о символе в архетипах К. Г, Kkr&> о ранних формах религии в трудах С.Д.Токарева, о сянхронно-диахрошшх информационных связях применительно к традиционному быту и мировоззрению в трудах С. А. Ару тшова. Хотя в исследовании не излагаются выводы названных авторов, в то яа время их теоретические взгляды легли в основу рассмотрения традиционного мировоззрения в обрядово-культовой казни карачаевцев.

Анализ традиционного обрядового быта карачаевцев показывает, что объективной диахронии противостоит в нем мировоззренческая. Обращение к первоначальному состоянию мироздания (вселенскому чреву - ЭРК-ОТЫЛАН, ЭРКЛШ) и ггродковому времени (культ умерших) выражалось в основном в сознаний коллективного "Я", то есть всего этноса. Иначе говоря, "этнос /в своих обрядах и мифах- М.К./ хранит определенный набор ... знаков, применение которых "хотя бы спорадическое" служило и "служит средством выражения свмоидвнтификации" /Аруткь нон С.А. Народы и культуры, развитие и ьэяимодействие.

• <т

и л 969, с.22/. В то 88 время в основе донной идэитйфи-кащш и в целом этнической культуры лакат архотгаш коллективного бессознательного, сопровоздащого человека от ого рождения до смерти. В конечном счете коллективное бессознательное определяет культуру этносцого "Шп с присущий вП общностью мировоззренческих образов явлений окружнщой действительности и тему сознательными их проявлениями /обрядовое состояние образа- практической) проявление/, которые мошю характеризовать как символ-тащь /инак/, независимо от того, иа каком уровне /доминирующим или рецессивном/ они выступай? в обрндопо-культоьой кизии народа.

Дистрибуция функции бошства Могши на первоначальное предковое и первоначальное вселенское состоянии о опрмдоьи -культовой киз1ш народа сопрЯЕвна о разграниченном ьромени на прошлое и настоящее, ради того, чтоби будущие Н|*)!.?)| объектов и явлшшЯ природы было стабиль -ним и постоянным. Ира этом стабильность и постоянство а карачаевском рилигиозном мирово'л:»}>«нии выступа^?? но столько и миро космического порядка, сколько в состоянии 1норанного космоса, именуемого АКЪОАРС букв, светлый вол, от акъ - белый, сар - вол - авф.},То есть шгь-сар, связанный с драконом ( С А »НУ ♦ БЕК - светлый вла-дакн, воловий господин), вороном /КЪУИП>УН/ и карликами (ЛАКЪ I К'Ц/Ш от лакь инф. собака, кьуш - птица) шцадчлиит начале* космичиско! о порядка, отражает цикличность времени, покоиго круга вечности с отклонением и гневность в <;(1вдним ми{м, Круговорот вещей в реши.

кой прародо, стабильность .кароздаяпя о основных еизйэ-обаспэчивавзщх. параметрах потов врзмя "скэрть" ого составляющих (исчезновение солнца, луни, сшна дня и ночи и ?.&) либо протекание данного процесса с помощью лвдэй (например, погребение,}. отрекались в образе, со-едшгпваец в себе хаззнь я смерть,' которые так кэ постоянна в реальной миро, как нобо и земля. Хотя, если при-дер:2гоаться взглядов К.Г.Шга, то сутьи ствола является нз столько реальный объект, подвергащийся cir.rao-лизацип, сколько нечто вроде первобытного образа, кото-рий по мэре развития сознательной практики народов, подвергается шшфовке, превращаясь в символ секи, и выступая перед нами мифическим образом, становятся дериватом в поведении людей. Тем самым в первую очередь выводится АШМА, но но реальные объекты и явления природы. Представляется, что изначальная анимация объекта а его "грубое" проявление в подсознательных слоях умственной деятельности, позволяет предположить реальность элементов начального монотеизма в религиях мира, где практически всегда существует верховный бог шш дух. Б какой степени "верховность" проявляется в иерархии субстанций объектов и явлений мироздания, в такой ив степeiffi ш мог:ем говорить о развитости образного мышления народов и его древности. В' то ®е время стагнация традиционного миропонимания в образах, распыленных на часта, то есть на созерцаемые объекты, не позволяет отразить стройную диахронию в аизки народов, которая зависит от .reo- исторических*обстоятельств. . Хотя мысль.

проявлявшаяся в фольклора, особенно о ого вербальном проявления, мозот п опорзяать рэальиуа зягань в построенных в умах лэдэй системах газнзобоспечепул в будуг.ям.

Именно двшша г.-отодолопто аатй базис лэг в основу исследования традиционного битая карачаевцев.

Материалы исследования. Пря всестороннем исследования сведений о культе бошотвз Чоппа в Карачао авторов XIX-XX в.в., которых накопилось немалое количество, приходишь к виЕоду, что пх изыскания ила описания несут, в.основном, отрывочный характер л нэ з полной иоро fлогут помочь исследователя з опрэделении ко era и функции данного образа а обрядово-яультосоЗ сизня карачаевцев. Ееоьма скудные, но цвшшо данные, зафкксироайшшо ранее, но столько охватывают вс» га».еду ритуальной газни »«рода, сколько отрамвт, за иозначштелыши исключением /Чурсин Г.О./ одну из сторон а фикции Чоппы, .овязоннуэ с молтюЯ, nopBiiii гроноч и грозоЗ. В силу отпх причин основной упор в иссхдедовании сделан на атногрнфи« cui!,1 нолевой матерна.л, собиравшийся автором о точение 4-х лет ¿Ьод руководством филолога п писателя кМ.А. -Ху--бивво, о такса сажстоятально,) в 17 насоленных iiyint-тах . Кнрачааво-Чаркискц ц частично а Кибардцяю -Балкарам . *

Научная новизна н практическая ценность работы. Предлагавши исследование аапяатся ¡парной попыткой в рассжт -рэшш трздацшгшоа обрядосо-культосоП tr.sici иарзчавь-цвв.свяишсяо /даоиогвистичошиод ьоззреюмма.

Ниучньн значимость продэламноЗ работа оородолпвтея

прежде всего двумя сторонами исследования. Во-первых, реализацией значительной научной задачи кавказоведческой втногрвфга по изучению важнейших сторон традиционной обрядово-культовой кйзнй карачаевцев и юс традиционного мировоззрения. Во-вторых, постановкой и обоснованием научных положений, основанных на теории и методике, изложенных в трудах К.Г.Юнге, С.А.Токарева и С.А.Арутюнова.

Приводя в исследовании впервые зафиксированные термины и понятия из ритуального быта народа, мы получаем возможность заново взглянуть на этногенез и этническую историю карачаевцев. Этногонические и мифологические тексты, легенды позволяют высказать предположение о предках этого народа, которыми скорее всего являлись, если перечислять по хронологической последовательности, хазары-кавары, печенеги /кангары/, ираноязычные и твркоязычные аланы Средней Азии и Северного Кавказа, а также ДЕЛЕ (узы, огузы - 1Х-Х в.в.) и местные кавказские -(протосванскиэ) племена. Среди них основными этнообразущими компонентами явились кабары и печенеги, выступающие единым этноязыковым организмом по данным средневековых авторов (Плетнева С.А., Печенеги и гузы на Никнем Дону. По материалам кочевнического могильника у Саркела - Белой вежи. М.,1990, с.92-100).

В научный оборот вводится также масса текстов /ранее не фиксировавшихся/ из эаговорно-заклшательной, родильной» свадёбйбй,'инициальной и. пшмшкжой .обрядное-тай, ' о тякжаХЬтровождан^е; .ими" ритуалы, связанные с

культом богэства Чоппа. Впервые приводится ряд культо-£шс персонатй п связанных сшш обрядов,- поверий а мифов.

Изучение обрядово-культовой мззш народа показывает нам завершенность основных мифологем в мировоззренческой сюжетной сета карачаевцев. Единый комплекс объектов и явлений природы, сопричастных появлению ет-рорбразуодцх элементов типа "Настоящий Камень-Керта-Таз", "Настоящая ыкура-ГСерти-Терц", "Настоящая Земля-Керги-Дер ила Керти Дгер" а др., указывает исследователю дедуктивный метод анализа, а так£э место этого метода а сбор« полевого материала среда карачаевцев. То есть разлошние образа Чогаш по шфообразувдим елемон-там позволяет в более даталавировашюм плане расаатра-вать религиозные воззрения народа, возможность юс дальнейшею анализа и использовщгая а практике преподавания, в создании музейных экспозиций, в сопоставительных каьказоведчесих изысканиях, раскрывает практическую . цонн>я;чь работы. С другой стороны, предлагая на суд этногрофон лишь малув часть данных из сокровищницы об-рндойого быта карачаевцев, аьтор очна необходимым привлечь ьниманяи исследователей к иногоолойнооти обридоьо-кулыовоа Этнографии народа, отразимте в своих верованиях свою синкретичную и ь то а время шюлнв с добившуюся этническую культуру.

Апробация диссертация осуществлена и статьях /"ТеЗри айтыула .- ТейраЯсккэ пса®ш" - 1891 г.; Кьарачайжяяиы тейралзге »уда къачлага айнанмакмвршш всшдон кгысха

бшодфмак - Краткие сведения о почитаемых богзствох и духах карачаевцев - 1993 г. (В начата) и др./ й тезисах к Лавров«®?.! чтениям.

. Диссертация обсуздена и рекомендована к защите на заседании Отдала атнографш народов Кавказа Института этнологии и антропологии ш. Миклухо-Маклая РАН.

Структура диссертации состоит из введения, семи глав,, заключения и примечаний,

В структура работа основной канвой проходит выявление доминантных символов, из которых формировался образ бозкества Чоппа в Карачао, его фушциональная роль в жизни народа.

2.Основное содершше работы. Во введении исследования автор ставит своей задачей дать краткий обзор последующих глав работы. В нача-% ле введения обосновывается формулировка исследуемой теш и необходимость теоретического переосмысления подхода к составляющим обрядово-культовой июни - мифу и обряду. Вводя мифо-обрядовую жтнь карачаевцев в научный оборот, автор счел необходимым привлечь максимум материала из ритуального бытия народа, будь то вербальная сторона (ииф, ритуальные песни, молитвы) или ае практическая .(обрядовые действия).

Во вводной часта работа вкратце обосновывается подход и рассмотрение традиционного мировоззрения с повидан комплексного метода ШСЛЬ-СЛОВО-ДЕИСТВИЕ. Здесь «о ставится вопрос об истоках символа-вещи, символа-слойа и символа-действия. По данным традиционного быте

карачаевского народа мояно постулировать, что истоке?,а сознательной окрашенности словэсно-прзктичесПой символики являются орхетопические образы скруаакщих человека объектов и явлений природа. При это« видение окрузкавдей действительности осношвается или базируется на "архо типических циклах", проистекакищх в имроэдешм типа ГРОМ /КЮРЮУ, КЕКЮРЙУ/, ШИШ /ШИШ, ШБШ1А, элия/, ГРОЗА /ТОЙБЫТДД-ЛЕАУта/, ДОЦДЬ ЛШУУЦ, ДЖАНГУР, ДЕЕР-КЫН/, ВЕТЕР /ДКЕЛ, АЯЗ/, ОШГОЛЕНИЕ ПРИРОДЫ /ДШШШУ/^ НЕОБХОДИМОСТЬ НАЧАЛА ПОЛЕВЫХ РАБОТ /САБАН-КЩ/ и Т.Д. Подвергал каздоо явленно природы анимации, традиционное совнанив искало а больней степени не миото или врм?гя появления, например, молнии, а основу взаимодействия объектов и явлений- природа, приведших и еб появлении. То ость для традиционного мировоззрения главным газиэо-беспвчивакэдам признаке;! в мироздании выступает связь, проводящая в двжзние земные родальше саки н.прэдеощз-здал тем самая либо шзнь, либо смерть- ради гаэня, Чом больно данная связь давала скоп плоди для гизнеобаспа-чекия лад«я, тем больно она подвергалась !Л5фо-обрядоггоЛ обработке человеческим сознанием. Традиционное Езфопйз-зрешзе народа, вычленял связь манду объектен*! и явлениями природй от некоего постоянного, вечного состошшя вселенской "тьмы"*/ продавала пазиа дьойстваинуэ функция - шуйь двззида в 'сяэна о лккэяж?, - гда сарвоэ ость оформлений существования еэчного, проавля:г;оес,1 а мп£ичвских образах /дракон, ворон, чврныО волк, амей и др./, в агорой есть прообразованное существование пер-

воначального космического порядка в объектов, его составляющих, как в прошлом, так а в настоящем временах. Шачо говоря, во введении обосновываются представления народа о взаимодействия постоянного н динамичного в традиционном мировоззрении карачаевцев. Данный аспект исследования пронязываэт всю работу. В первой глава исслэдовапяя (Из исторш $ш?сащш и исследования образа Чопхш у карачаовцев и других народов) рассматриваются дшпшо русских, грузинских, осэ-тшишх, карачаевских я др. путешественников, служащих на военно-линэйной слугбэ я ученых, начиная с конца ХИН вэка до наших дней.

При проведении полевых всслэдовашй автор счел иа-обходети, оперируя напечатанный! дашшш, провести некоторую "проверку" описанных кссладователяш ПХ веке обрядов, связанных с боеэством Чоппа. "Проверка" дала свои как положительные, так и отрицательные результаты. ПолОЕйтальным было то,'что по сдающимся описаниям ста-роталаа Карачап бало яогчз, воспроизведя ггрошшо обряда и молитвы, свидетелями которых они были, делать дополнения к шш. Отрицательным ш для ©тих данных исслодо-вателзй явилось то, что шогоо оказалось либо нскашэно или отражало саводош лотаые данные. Нам пришлось даже провести проверки в области фонологии среда традгащоно шалящих и фактически на знающих русский язык ладей, что способствовало более точному воспроизведению ими фонам типа "В", "II", н "Ф". Кроме звуке "Ф", ни "В" ни "Ц" карвчпйвцы на смогли произнести, что ставит под со-

пкмша, нолржэр, дашшо ПЛ'опзлэвского п В.Иилора о «гвичосют. преданиях карпчсэпцоо Чэгемского ущелья, г? которых янобц присутствует "осетинский" термин "11АВТ-11}!0Гп др.

Критический обзор ясторячэсйах- сведений о Ооглство Чогша сопровождается привэдешхам сбрядово-культовой практики карачаэвц-эз. 0 этой гэ глава автор ставит сь-о ой задачей на основе фодыиюра и исторических документов дать корректировку ек-зешхся данных по прублвг-9 от-jf.ordF.ona народа. Этиогопетнчзс:п;э а исторические предает и легенды, 1-г.шш кэрачсевскпх кланов, потестарони-га, родоиачапьшшоз карзчпевских родоа, фамилий

прш'элп к гасли о главной ролл а этногенезе карачаевцев п.)чон9го»-кгангоров/1гьзнг.1'|/, пэчонегоп-огуаов/ толе или телзс, карач. хЗл-э или дЗлчсм/ и остатков населения Хазарского каганата/ жаиару-каззри, алшш п бу^ягари/,

Сглзсензш пэчвнэгов с узс.'.:а /огузслн/ - талз или телес /карач. дОла пли дЭлэса/ з конца УШ-1Х в.в, , привело посла нссеотЕЯл кштчекоэ а XI з. к появлению среди предков карачвевцаа огузских отилческлх елэтн-тоз. 1X5 этом красноречиво свидетельствует названия двух сзсьми гакдчэчиелешш кланов карачвовского народа, та -ша, как ДЁЛЕЧЙ АДУШЙ.1АШ Я АПУГЬУЗЛУ БУД!!ШШШ или ДЙЛВСЧИ БУД!!ЯН, котор-'З по преданиям' народа я&шштсл бХ1ан»цш;3. Сведения ере ¿до»косых авторов /1!бн-Русте, Аль-Бекра, Худуд-:гл-Ллг',.'У о тем, что печеного о л э. долилась на хазарских л турзских /огузских/ весьма ярко появляется иа карачаевском материал*. К еп»цу се «окно

добавить иотестарокш БАССИНАКЪ, относящийся к княяэс-кш, околокняеоским фамилиям и узденем первой степени, что отражает название печенегов ПАОСИАН и многое другое. Из вышеизложенных данных можно вывести некоторые щтфровыа показатели, по которым более 60S поселения Ка-рачая составляют печанеяско-хазаро-огузскне (по своим иотокем^&тнкческие элементы. Приведение данных о карачаевских предках и в целом о ггроисхокденит{норода помогает понять синкротичнооть карачяйиской етттчоской культу ры, близкой по своей композиционной стороне с чувашскими, каракалпакскими и шорскши верованиями. Эти ие данные позволили понять наличие в религиозном прод-стпвлетш народе евреиямов, которые без сомнения яш-щгп наследием хазарско-еврейского этнического симбиозе.

Во второй главе речь идет о божество Чогата. Данные мяфологаи и обрядово-культовой практики народа обнаруживают стройную систему космогенеза, которая представ-лона в диахроническом аспекте через мифических животных: ВОЛ -31ЛЕЙ-ЛГАК0Н-ЧЕРЕПАХА; мироздания - ПУСТЫНЯ-КАМЕННАЯ ТВЕРДЬ-ШРОВОИ ОКЕАН-ЗЕМЛЯ-ВОДА /ДЖЕР-СУУ/; ТЬМЫ,хаосе- ХЕИ-ДЕГ /»ОС/- ВОГОН-ЧЬТШЙ. ВОЛК-ЧЕГИШ

рлл. етк(и др.; цветов - черный дшк/-шт /желтый/ - ярашщ/ГШШУ- стт ^гшщг. щт этом вт превращения происходят посредством воздействия "сына", двойника и помощник« Верховного божества Тейри чоппы и его палки лшох-таякъ/ от ГИЗ - женское родильное начало, до* - смерть, нрошлоп состоянии, ТАЯКЪ - палка/,

; я

Фактически m палке Чопда, оовдиняясь с "драконьим" пространством - привила к появлению космического порядка с четкой трехчленной диахронноЯ связью - ВЕРХ / ШЫР-К'ЬАТи/ - СЕРЕДИНА / даР-СУУ-КЪАШ/ И НИЗ /АШХАРА/. Ира этом верх наобязатвльио располагается на нес«. Ou в представлениях карачаевцев помещается /за редким исключением/ на востока, а низ - на западе /ЭР-ГИЗОХ-ДЖАШ/, из содержании которою формируется оОижтный мир. В сш ш очи]«дь верхний шр делится на десять слоев /границ/ - К1/АТ, низ ш - на шесть /Пир умерших предков - Аселик или Зисолик, Мир Мировою Д»р«оа-Къалаупале-Торок. Мир К'ьира-Пуху или Кънрь-Иук , Map ХьЯир- Xaaxu, top Урн-Дкмлана я Ыир Даучу-Кгатын или (Юур Къагия/. Коля дан шч мири разделаны границам«, то нш» ваота их рьоиоди-»иыня оущоствувт э»мля ада /тамий/, в которую мозкно попасть чирил дупло оррабаз «а Шршюм Даране. оараниыт данной д«р«ио дьа духа Хар-Диур и ДаарЛаур. Инутря иди, пос^дш)» никоего круга гльут Дьяьол KvupHvJinyv и tiSc Пору - Тай Htm.« /или Парьт&З-Кйчиж/. Последний их--ранне i "crrujiO ид»" /чистилищу ода ТШАЙ-КШСЬ цел ТА МАИ НА!'ЫНА/. Пади ириаиить, что иишиШ мнр В традиционном Hi^A,iiua;t|inii!Ui карзчйяьций придсгиидам Лти) под j*>fliîo, ч«м> верхний. Но а о uoi'-лвдньм тикг:у шлется но -мало 1!Ь»д»ннй, аиишшиуы^а и ¡¿амшчиыя молчнннх, aim 'заниых ь ооаойио»» с яьломияы правда. Вое' »та иоьорья a ocHuiiiiHi чнртад ризиОрыш ио вториЯ глаь».

В третьей глава неслндиыашя /Культ Чиипи и явления ирщюдц/ auTpoi'Hijawua »юьорья а oôpnjui кнричииьцеь,

связанные о явлвшшга природа, Еслй объекты природа в представлениях народа, екэя определанную форму, иогут быть подвергнуты влиянию оо сторона человека, то явления природа, всходящие из мира вечного или верхних слоев мироздания, пасут в саба пороадаадиэ время функции. Образ боаэства Чсгада, отрааая данные функции, играл и играет в представлениях карачаевцев не столько роль да-шурга, сколько концентрирует в сабе творитольто-родплышо начала. В силу отого традиционное шровоззра--нйэ наделяло Чоппу функцией, близкой к явлениям природы и там osarn наделило ©го ролью кекоэго чуда, идущего пз мира взчного, постоянного (га&аАта$, из которого пропасши как саьа ладда, так й окрукащкэ его объекты. Сау Чоппа в атой связи, являясь бояьш. "сыном" шш сшш чэрзпахи( Те&ишнчв, все донского еэнского начала} с черного ворона (Къара-Къуагъун, объект, сшщатворящий по-ркод хаоса шш перехода от шш в космическоыу поряди), прэдстаэт пород наш как связь мэзду шрот до порядка /хаоса/ в мирсм да£Р-СУУ /вешп-врда - сродрай (лир/. То ость в нам, крода творшгько-родилыщ. функций, ■ обнаруживается бинарные ошгазшюл Д}ШШШ;-ПОСТСЯНСТВО, да»-що подпитку основной функции бокэства. Иначе говоря, ваахаадействиэ постоянного /драконьего, воловьего/ состояния возданной' с днншичнш /боавствантш -Тейрнй-скш/ приводит в движение творгльво-родольгае - функщш вселенной в ляда Чоппы. В этой связи называние послад-иего инра ЧОППАШР (от чоп- грязь, стебель, пай-бог, бодаптпвнный, святой, ыр-водя, отсюда СВЯТАЯ ГРЯЗЬ-

ВОДА, что синонимично наименованию вселенной ДЖЕР-СЙ^ Позволяет нем увидеть в образе Чоппа культ вселенского

Чотвертая глава /Чоппа в судьбе человека / является систематизацией и одной из ключевых частей исследовавши Хотя связывание Чогаш с явлениями природа выделено в отдерну® главу, в то ее время данный образ наиболее ярко проявляется в тех обрядах п поверьях, в которых отразится представления народа о проасхоздегага человека И ого гатзне деятельности.

Прл исследовании инициальных» родильных, секейно-брачша п похоронных обрядов рядом с образом Чоппн почти асэгда присутствует покровители материнстве Ум-май ; плода и деторождения Детдз,>£у-Шатпй, бракосочетаний Шнай /Бионякай, Бшакай/, ст.тертп KtatfcHtru, чести , оовоти, и благополучия Къорла-Чоппа а др.

Процесс космогенеза, проистекавший посредство?.? изменения личины тератологического существа ^ЗОЛ-ДРДКОН /ЗШЗЯ/ - ЧЕРЕПАХА - множество объектов природц) в конечном счете привело по поверья?! керачвевцев к появлению человеке. Однако данный процесс /роздэние чоловека/ как бы скрыт в традиционном мировоззрения народа. В этой связи космогонические представления вряд ля помогут в поиске родословной людей, если но обратиться к представлениям народа об элементах, составлявдих "полноценную" душу человеческого плода в чреве матери или связанных с культами предков и мест погребения умврзих. В дшшых 1ф«дстаало!Шях наряду с образом Чогти оби вру-

кивавтся: покровитель покоя умерших или охранник кладбищ Эллири /чаще Эллири-Чоппа/ и его помощник, покровитель душ умерших предков Вайчы, Отец "Нестоящий земли вокруг кладбищ ЕЛГЕШАДО, Пат* Земли а родоначальника

карачаевских княжеских тукумов Карча Эллей-Мвсхан ила Эльшсхан (еб иногда называет Зулчо - толковательница "глубокого" сна или Алланай-Кьызы-Дочь Алланай - покровителя духа Мирового Дерева, располихмнного под зешюф Рядом о ними стоят или их олицетворениями являются мифические объекты и предметы: волк, ворон, змей, шкуры козлят, кора дерева /дуба, сосны, бьреоы/, огшь, Дц}»-во Еизнм, пещера, трава, камень, камыш, стена домм, очаг дома, дышход, опорный столб мироздания - Чоштдйи!-и доыа-БАГЬАНА (шш KLOKW, надочахшая ципь, omujkj, черепаха и собака. Все эти объекты природы и и(«дкчты чо ловоческого производства плах; покровители и<даоши№ и верхнего миров соцричв^ш к появлению чиловмка. одинки при исследовании обрядово-культовой зшани карнчшжцеь я их интроао—ТО1ШЧ0СКИХ поворай обнаруживайся как бы два человека : Вселенский, образу щий ицроаданиа и Зои ной /смертный/, живущий «а поверхности вселенского оче лоаечшщого тела. Первый /лГщШ!, АИАДЫ, АШСШМШШ/ происходит путей соединения сил мира верхнего н шра нижнего шш хаосного, второй ta - ешданониим душ объектов и явдишй /соо, сус, с»с/ с духш постоянства /кертц-къачы/. Здесь та надо закатить, что ь tí« и в другой случаях пртсутству^г два вида ми44&мских шьот-них - чорапиха-ам-'П и волк-собака. Если нмий, как и чо

рошш>, и большей степени олицетворяют время порвоия-чялмюго состояния вселенной и отражают также цикличность гремели /скрюченная в круг пнея/, а также перво-

V

начальный голос "ДИАДЫ", голос черепахи или еб свист в представлениях народа связывается с криком вселенского

V V

ребенка АИДЖАЫ или АИДЖИ во время зарождения миропорядка , то вторие /собака и волк/ несут в себе заряд биполярной оппозиции - тьма /черный волк и гулящая собаке/ - 01»;? /синовято-белый волге я просто собака/. Но здесь ко встает вопрос, какие гсо кивотные выступают в карачаевской мифо-обрядовой "Я13Ш! олицетворением связи манду данными гтфическими существами. В данном случае помогают ..«'гендн и мифы карачаевцев подкрепленные обрядамн гяэртвчпршюшений. Животнш, которое часто выступает в качестве жертвы, приносимой богам, и в особенности Чоп-гга, является козленок /анай, чоппаш, апугьуз,. последтам термином в эвфешчвекой форме называют также вола/. Данное животное, соединяя в себе мир тыш (как в ?.шфо об АИДЛИ или во время подвешивания его вниз головой в обрядах, посвященных Чогаш) с миром световым, средним Л<пф о Карче/, а также учитывая схожесть его блеяния с криком новороз;дениого, не которое часто обращают внюла-ние карачаевцы, позволяет увидеть в козленке, не в простом, а в том, который подвергается ритуальному действию, олицетворение жизненного начала во вселенной. В силу этих причин он■йазнян в народе козленком Чотш /Чонт-Улакъ или Чоппгпгы Чь&адм Уланы КедорпзвитиЯ ко-гдаичк Чогвн/.

Из данных ьшфо-обрядовой казни керачаевцов ио:а:о посту-даровать, что "тотошшш" кивотнша в Корачаз пвдшотод ЗДЕИ, ВОЛК, КОЗЛЕНОК, ОРЕЛ lî их "вакоштели" ЧЕРЕПА* ХА, СОБАКА, ВОЯ, с ГУСЬ. Прл о той надо замотать, чм аыой, являясь парвоначальнш шюдоа в чравз матера, превращается в собачку /евф.дадуу шш дшдауу/. Послад-

шш термином с нроалсу называли новороадвшшх датой

»

аристократических родов - чанко и сирпа-оэдан в форшз ГУРКАН-ДЕ0Д2У, е сараГла-юздзцсиих дотей, которых дсип-ш Ошт отдать на сду:£у к шшзэ иозывгйщ - ГАУАСЛТ-ЛЕОЛДСУ' или ЧЫРЧСЬУШТАИ даоЛПУ. При появлении то на еьот и при пздшша первого крдаа рзбонка сомчали тератом

v

ДНАИЧЫКЪ /в&ф. ковлэшш/. Хотя автор в данной глава из пытался охватить обрядово-культовую шзиь карачоэьцвв, связанную с рододънш цшу.оу, однако данз и право детых (.ssjaï и обрядах прослвгашавтся процесс оформления налови ноского существа ц его перехода из одного возрастного ранга в друшй.

Однш из главных предметов, которша карачышш пользуются при инициальных обрядах, ннлиится палка и ноа /кшшад/. При ьтоы иоа назывался А1ШН-ПУРУ, »го ьтикшш на опорный столб дома, чтоби сбаручь или уберечь душу ИОЬОрОВДвШОГО ОТ обури /оборотня/. Ou КЗ /ти ость нон-ккшшл/ каэнуется в народа ЭКИ-Дшиш ДШШ1 /ДВУСТОРОННИЙ 1Ш2 двудушный дувашл! ~ввф. водка/, что такса нодтверздает пологэшэ о культе ьолка е Карачек, олицатворящаго прадковов начшю. *

В то ш ьроця соедананна riams в шва, назииаисоо

»(7ГАУ-ГЩЦ0Х, предвещало переход, например, младенца /¡сьйгшгакъ/ 8 возраст мальчика /джая-сабий/. Обязательные в данном инициальном обрядд, именуемом ЧЕВ-ЧАПДР ОШ (ргрще Созревания стебля^ являлось произне-сепио имени бошства Чоппн, что предвещало начало пол-ноиеякй жизни человека.

В этой не главе приводятся ритуалы обрядового ха-ритря, связанные с появлением на свет птенцов, рояде-1шен толят, в которых использовалп шкуру козленка /Чоп-па-1Ч'рлчик~ Шкурка Чопш/.

Исследование этих ритуалов позволило выявить обоб-сотше образы традиционного мироощущения, которыми выс-тупихт "настояний камень", "настоящий змей", "настоящая палка", "настоящая шкура". Все они, являясь пороздешем постоянного, вечного, "настоящего" времени /керти чагсь/ включается в каждый объект иироздвнпя, выступая как бы их душет. Тем самым рощенпе, пязнь п смерть человека и окруаамщих его объектов и явлений природа составляют единый комплекс знаковой /символической/ системы, в которой одни знаки - символы получают доминируют» позиции, другие» соподчиненные км - рецессивные, в зависимости от того, какую кизнеобеспечивахаую роль они играют а вязни народа.

Состояние /бессознательное, архетипическое / памяти и ого сознательное проявление всегда базируются на объективной бинарноот'и в подсознательных слоях мозговой деятельности. Проявлениями данной бтюрности в карачаевской обрядово-культурной жизни выступают тьма-огмт,

белое-черное, синее-зеленое, ^энское-мужское и др. При ©том кавдая бинарная оппозиция овязана внутренними бессознательными ричагами, иеной системой природной Атш. В карачаевском мироощущении проявлением объективной Аниш, соединившим все обобщающие образы, шступает грязь ~ /чуппа, чоп, таза-кир/. При этом а скмволичос-кой форде она /грязь/ олицетворяет святость всходящей из мира вечности, постоянство. Данная связующая субстанция в традиционном мировоззрении карачаевцев, проявляясь в разных формах /кувшин, пиль, зола, casa, трава, екскремэнти, послед, совокупление как деЕстшю, равное грязи н т.д./, способствует оформлению человека как человека, объектов как объектов, предстающих шрвд нами /перед взором человека/ в природной форме. Изменение грязи в поверьях народа фактически придвищило pos-ДОШ10, рост /шзнь/ и смэрть объектов мироздания. Единым & обрезом денной проявлявшем ь карачаевской ма~ ровоззранчаской структуре шступает Чошш.

В пятой главе (Праздники, посвященные образу бо-шства Чогаш) приводятся вкратце нгртда (ош), молитвы (телэк, тобулдьу и т.д.) с ритуальными закд—-анивм (ке-сиу, кган-ийиу, чуюлтеу) свежеванном (соьу) и др. По данным информантов, в прошлом /вплоть до и, XX в./ в Карачао проьодали следующие праздники Чошш: фамллыше шш поквартальное (Чонпштда Тукгум Тойла шш Тукъумла-да больган Чагаш-Tog - соотв. Во врамя валишл-о Чопш фамильные праздншш или В фамилиях пракйшовавшяйся праздник Чошш), об^асвльскпа (Чопп&пада больган Элыш

Теп пли Чоппалада Эльни то» - Во время великого Чоппн пркщптк Села, племени) и всекарачаевскнй (Эль-Дйурт Будиянш Чоппа-ТокьСтраны, Родины праздник Чоппн). Кроне них существовал тагаке сословно-престижный праздник Чолпаляда Къарча-Той ( Во время Великого Чоппы праздник Карги).

Вьратце, в данной главе рассматривается также типология карачаевских неродных танцев. По материалам ползи о: исследований танца карачаевцев моано в сшароии-чэскш аспекте разделить на хороводные, парше п индивидах. \лыо. В диахроническом аспекте - на бврну (букг. ход, хождение , подражательные^' тепсеу• (от тепел, чел - поднос, столик-тренога, трапезше, то есть танц?!, прерыввкище трапезу^ абезек (хороводно-парше, от лревнетюркского, возможно, иранского абндник, ебишик

- тсв№$}па& . Кг? салюта дал»' одгтй ,тэ главных фигур в танцах данного типа является рукополо-?,эт<.е)и истемей (букв, мужской; от карач. истемейлешу

- надевание штанов - вид лезпшкн).

Проводниками фактически всех торжеств с ритуальными игрищами, танцеш, трапезами являлась шаманы АЛЫ+ХАМ и АШ+ХАМ /вариант. АССЫ+КЪАМ, ЗССЕИ+ХАМ/ и жрецы /ТА-ЕАЛТАИЧЫ - жрец, ТАПАЛТАИ-КЪАТЫН - ярица/. Проводники чаще всего выбирались /сайлау/ на шаманском совете -суде КАМ+даУ-ТЕРЕ.. '

Все'торжества, как и повседневная жизнь карачаевцев, бнл^одчинены религиозным /Тейриге Джюклчниу -Вступить в обузу к Тяйри/ и социально-этикетным / Кьпр-

• Ь..'

чагаа-Дюоклениу -вступить в обузу к Карче/ запретам, нормам и правилам поведения.

Взаимосвязь человека с природой, определяясь необходимостью кизнвобеспачения своего существования, предопределяла в конечном счете характер и уровень мифологизации окрунавдей действительности, наиболее ярко выражавшейся в празднествах. Последние давали в традиционном обществе не столько разрядку ладим ог повседневной жизни, сколько подагали им выразить в ннсео свою индивидуальность через участи« в соревнованиях, например, в умыния свежевания туш »местного, ь знании норм и правил поколения в обществе, ь маетарстно по изготовлению орудий труда и музыкальных инструминтов, а также в приготовлении нищи, в знании своиго моста в обществе как по своим способностям, так и по возрастному типу и т.д.

Иначе говоря, праздник в традиционном мировоззрн-нии представлялся ни столько отдыхом или праздным раз влечыниом в современном понимании, сколько формировал личность ыгничоском и культурно-этикетно-эстетическом аспектах.

Аккумуляция различных мы с ли й, костшоь, ¡юмисил, пес«н, взглядов и т.д. на основе единых врхетипических образов, языка, способствовала корректировке и нооста-новлению ритуального действия /обрядности/ и ритуального олова /мифа, молитвы и Т.Д./, в целом, данная кон -таминащя еиф более стервотшхизмровала этнографический

облик народа. В чтоы аспекте праздник /торжество/ выс ■

тут»л и выступает перед наш как бы стабилизатором эТ~ югшосгя.

Э'.о обстоятельство отнюдь не означает, что вся аиг-нь ■ •рпдапиошюго общества стапшрована сплошным табу . Беи трикстериального образа^ конечно *е, не обходилось ни одно торжество, однако при исследовании представ ений народа в глаза бросается нежелание людей допускать чрезмерное продление на торгтствах трикстери-алыюго времени, которое создается возмутителем спокойствии ТЕКЕ, народным скоморохом.

у есть стабильность, яелвние быть в будущем обезопасенным от жизненных и природных катаклизмов порождало мифы, легенды я обрядовые действия,обращенные к постоянству. Иначе говоря, для человека было актуальным сохранение через обряды и мифа стабильности для будущего поколегаю, воспитывая его в мире всеобщего табу, как стабилизирующего и консервирующего признака втнической культуры.

Миф о бокестве Чоппа показывает нам роль дракона (САРЫУШС, АЯЩАГЪАН-ДЖВЛИМАУУЗ или ДГОШАУУЗ^ как медиатора между миром прошлым, хаосным и временем космическим, мевду тьмой и светом. Соприкосновение последних приводит к образованию вселенского тела из тела дракона.

В праздниках, посвященных Чогате, дрякон фактически отражен й идоле - обрнзв божества /в вид»* ленточек-змей на столбе/. Однако лннточки н»> ясны- в своей роля wvw-'i • торов, если не о'брящяи ся кч>брндам-на^да,-происходи-

дал поел© торкаств. Использование волы та оовканного вдола для смазка стан дома и очага обнаруживают функцио вши /ираобраза дракона/, которая. укрепляя доманашо оболочку /стену/, а вместе с ней очаг, по представлениям народа тесно связанный с подземным, драконьим Шфом, способствовал укреплению связи кэвду шазшм и средним слояш шроздания. В то 5_э врэыя ленточка, свисащаэ с колоса, прикрепленного на вархнэЕ части столба-идола Чогаш и олнцетворякщего теи сшш солярный культ /круг с ланточка?4а/, отражала такта связь изеду върхнаи и сраднш мираш.

Данная тдааторская функщ1я дракона взсьыа ярко представлена в действиях /танцах/ и на одеаде шаманов /адыхаы, ашхам, къиисачи, хагдаау, ха?^а~хырса, хама-зий, тюГшрхагд/ н герэцов. Это првздв всего двуголован фигура, цзобракашшяся на одеаде оаианов и разделение свящагшослукцтелей те^шат^щютщпть дневных шли ты/ ц ашхаш /проводшаш вечерних и ночных иолитв/ и т.д.

Вое вышеуказанные обряды и поварь^авлялись составной частью торгиств, связанных с культом Чогаш.

В шестой глава /Атрибуты, сопровоадавшив.образ Чошш в обрядово-культовоП шзш карачаевцев /вкратце раооцот-раны мифологические ^этиологического характера J представления народа о таких атрибутах как: Чонпа-Харсы /колотушка/, В^-мщзчнш платье' /облачение вааанон/, два и адцотнетру шшЗ иузыкалыаШ пнетруиэнт къабар-кьобуз и бубон /текгорчвк-твЗюр ц др./. *

Детальное их опасадае показаваэт, что ыаф приишм-

втпя и в продуктах человеческого производства, которые такте» как обряд п.миф, взятые каэдый а отдельности,- несут в сабе ГгП!ровоззрв?гческую нагрузку, соединяя в своем строении и характере искусственного оформления слово-сшуи его /слова/ олицетворение.

Придачи« одч«,т"» оякрчдьную суть, человек бтрагшгв пай структуру мироздания л те силы, которые формировали данную структуру. Шаманское облачение-бусгаючное платье Лшк-ткълы чепкен/, которое часто приводится пожилыш карачаевцами в рассказах, связанных о Чоппа, представляло ^ 'бой рригинальноо отракение представлений народа о тароздашт и ого строении. В рисунках и узорах, наносишь на пого, изображались и мир дугот-чаллуен, и мир подзе?йшй-марруан, которые в рисунке соединялись четырьмя погами и телом, называемым ХАЭДШАУ /от хам - гаа-маи, дгшу, зау - тень, масло, оболочка, отсюда двойник иамвнй, ого дух/. Фактически в данном изображении перед нами предстает медиатор меэду вечным, постоянным, хаос-шм, подземным / керти-дер, корти-дейир иди корти-даер/ и средним /дязр-суу, чоппайыр - грязь, земля-вода/ мирами.

Наиболее ярко представления карачаевцев о строешти мироздания я его образовании отражены в структуре колотушки Чоппа-Харсы. Космогонез, если исходить из строения данного атрибута, которым часто пользовались шаманы, происходит посредством воздействия ножа /хостау/ на озеро /кйл-къашыкъ/, что весьма ясно прослеживается в мифах народа о Чоппе и ого палке, которой-божество, во-

"< Г ••

здействуя ни грязь /экскременты/, взятые со дна озера, океана, способствует оформлению мироздания на теле дракона.

Семантический круг, отракащий солярный культ, представлен в другом атрибуте человеческого производства, бубне, внутри которого, как и на шаманском облачении, изображали фигуру с двумя головами, олицетворяя б них верхний и нижний миры. Бубон по-карачаевски, как и у других тюркских народов, с небольшими фонологическими отклонениями, называется ТЁНГЕРЧЕК-ТО&Р (или ДНЕПР ЧЕК-ТШЮР; или БЁШШ-/1$РИШ/-ТШЮР (с,ООП. "круглый обруч" или "бьмцийся круг" или же "иолчьей основы круг1? . Внутри данного круга изобрааалм, как было отма-чоно, Сигуру ХАЦДЕАУ /двойника шамана/ о двумя головами: верхней ЫАРРУАН и нишей ЧАЛЛУАН. Где ланит» понятия этимологизируются из слои НАР5'У - низ«АН, А}П*, УАН - дух, память, тень - дух низа, '(АЛЛУ - ДУША, ыфхннЯ слой + АН -дух верхнего слоя. Данное обозначении голов, несоответствующие их расположинию, объясняется тип, что верхняя голова всегда смотрит вниз, а никня» - ььнрх.

Семиотическое /знаковое/ пространство, таким обра зон, по представлениям народа, составляя по оь»>му строению очеловеченное тело, ьклычалпеь ь симан!ичиский /внизнакоьый/ круг вечности, олицетворяя т«м симым цикличное время.

Седьмая глава /Святилища Чошш/ яымитси си.-гнмя тизоцией миропонимании народа, понятий о йости 'Ьшш ь жизни человека и мироздания. По данным информинкж, и

К'фйчев имелось пять святилищ, посвященных Чоппе. В основном 'они, как правило, представляли камня {Чоппаны-Т 31 гш - Камень Чоппы или Чоппагъа аталгьан таш - Чоппе И8?паю ый камень) включенные в деревянные домики, на-помютяцие срубы /Чогта-Тюйгрлюк или Тюйюрпай/. Полевые исследования показали, что в святилищах концентрируется вся миг,ю-ритуальная и обрядово-культовая жизнь карача-евцеь, связанных с образом Чоппы и окруяающих его более мал», покровителей объектов и явлений природы.

По представлениям народа камни Чоппы выступают в боло* я синем цветах, хотя ни того, ни другого нам не пришось обнаружить в реальности. Семантика белого /мужского/ и синего /конского/ и их взаимодействие отражали з поверьях народа борьбу двух оппозиций: мужское-венское и их олицетворения хаос-космос. Данное миропо-• нимакие отражено также в представлениях народа о появлении камня Чоппн ня земле из змеи /образа первоначального состояния мироздания/ и палки Чоппы - орудия творения космического порядка. Внутреннее состояние объекта, если исходить из представлений народа о священных камнях и в особенности камнях Чоппы, отражая мужское, начало (Пустоту, белый, цвет, змеиный спмцовый мир хаоса) обволакивается женской оболочкой ("синий цвет, мягкость камня при открытии небесных сводов, плоть/. Тайная суть камня Чоппн, скрытая в камне вечности /керти-таш -букв, настоящий камень/, которая включен« во внутреннее состояние объекта, проявляется только в том случае, ко-гдя речь идет о роклянии. Тем самым соме функция обр/пя

«божества Чоппы предстает перед нами концентрацией тво-рительно-родильных начал, к которым так часто - обращались карачаевцы при шзыванш^оадя, при начале и окоН': чанш полевых работ, при первом громе и нолнш, при гроза, при появлении первой травы Экскрементов земли в поверьях народил Камень, включенный в земную каменную оболочку (простая поверхность объекта,?, в деревянный домик, и в шкуру козленка /алдерай, вллирей и т.д./ выступает как. некий алтарь на котором , принося в жертву, ь основном, козленка, олицетворяющего чистоту, непорочность, строилась- система юазнеобеспечиващих начал путем обращения к образу^ соединившвц|в сабе все элементы, образующие вечность, постоянство ^керти-дшр - настоящая, вечная земля; кертй-даылан - настоящий вэчныЗ • змей; карти-тбричшс - настоящая шкурка, душа; настоящее время - керти-чак'ь и т.д./. Найти суть вечного, постоянного не дано смертному на атом света, тогда как уиар-ший, если к тому I® он святой /шоный/, «ог сбдцзатьой о ним /вечным/. Перед нк.ш нечто вроде волка, который но может дойти до мноэ умэрииго, если он убит так, что иа его теле нет места, из, которого не торчали бы копья /Абу-л-Касим ибн Хани/. . .

В силу данных причин лади • выбирали такие обьакта мироздания," которые были бы отличны от других своим строением-и своей доступностью для удовлетворения рели-;'иоз^о~эстетач8ских потребностей.

И е то кз ь|х»мя почти вед информанта указывав на /фканак сштшиц. осшпи шроадитя, и со-.

дам переводом яа русский.Эти тексты .взятые из литера-, тура а проведенных полевых изысканий в 17-та населенных пунктах Карачая,включая черкесский аул Хумара и осотинский-Хетагурово.оо ссылкой на информаторов и ок(13НТ(У10й.приведены в повествовательной части работы, что и определило ее объем,больший,чем обычно в работах такого типа.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1.Теорийскиэ псалмы/на карач.яз./-Газ."Карачай", Чероке ;к,17.С9.91./0,6 а.л./.Перевод и комментарий с приведением полностью текста статьи см.в кн.: "Кладезь народной памятиГЧеркесск,1993.,о.34-40.

2.Дудаланы Абдуллах/на карач .и русском языках/- . Газ.вШге игилик-Мир дсму твоемуТМ. 1992,й 17/0,6 ал,/

3.Къарачайлыланн тейрллвгв змда къачлагъа ийнанмакъ-ларынн юсвнден къысха билдирмвхЦКраткие сведения о почитаемых божествах и духах карачаешев-Научный журнал "Тюрк йюртларыУАнкара/на карач .яз.о переводом . на турецкий и английский языки/.Находится в печати /Ок.3,5 пл./

4 Л .И .Лавров-исследователь обрядово-культовай жизни карачаевцев и балкарцев.Тезисы к конференшга/0,2 ал./. Б.Этно~религиочное сознание репрессированного народа Тезисы к'-Конференции по проблеме репрессированных народов.Элиста, 1993/0,2 а.л./.