автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Детский цикл обычаев и обрядов у карачаевцев
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Боташева, Лариса Хасанбиевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ДОРОДОВЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ.
1.1. Отношение к деторождению в семье и обществе.
1.2. Обычаи и обряды, направленные на предотвращение бездетности
1.3. Обряды периода беременности.
1.4. Трансформация обычаев и обрядов дородового периода.
Глава II. РОДИЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ.
2.1.Традиционные родильные обычаи и обряды.
2.2.Трансформация родильной обрядности XX в.
Глава III. ЦИКЛЫ ДЕТСКОЙ ОБРЯДНОСТИ.
3.1. Обычаи и обряды младенческого периода.
3.2. Уход за ребенком.
3.3. Обычаи и обряды детства и отрочества.
3.4. Трансформация обычаев и обрядов детского цикла XX в.
Глава IV. ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КАРАЧАЕВЦЕВ, СВЯЗАННЫЕ С ОХРАНОЙ ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
4.1. Традиционные обычаи и обряды, связанные с охраной здоровья и жизни детей.
4.2. Трансформация обычаев и обрядов, связанных с охраной здоровья и жизни детей в XX в.
Глава V. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ.
5.1. Трудовое воспитание в карачаевской семье.
5.2. Военно-физическая подготовка.
5.3. Эстетическое и этическое воспитание.
5.4. Нравственное и религиозное воспитание.
5.5. Умственное развитие в системе воспитания
5.6. Аталычество.
5.7. Трансформация системы воспитания в карачаевской семье и обществе в XX в.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Боташева, Лариса Хасанбиевна
Актуальность исследования
Диссертационная работа посвящена проблемам этнографии детства у карачаевцев в конце XIX - начале XX в. Несомненную ценность для науки представляет последовательное рассмотрение предмета самого исследования. Не менее важна и его актуальность.
Правомерность такого заключения подтверждается значительно возросшим в последние десятилетия интересом этнографов, психологов, социологов к исследованию детского цикла обычаев и обрядов.
По справедливому замечанию И.С. Кона «мир детства и способы воспитания детей - старый и вместе с тем вечно новый предмет науки о человеке и обществе»1 Г. Стенли Холл отождествлял стадии роста человека со стадиями общечеловеческой культуры. Он утверждал, что развитие каждого ребенка воспроизводит историю человеческого рода2. В современной этнографической науке даже оформилось самостоятельное научное направление - этнография детства.
Ядром предметной области этнографии является традиционно-бытовая культура, а главной познавательной задачей, стоящей перед этой наукой было и остается исследование всех сфер жизни народа, в которых проявляется этническая специфика . Это в полной мере относится к изучению как семейно-бытовой обрядности, вообще, так и обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием ребенка, в частности.
Актуальность исследований в этой сфере обусловлена еще и тем, что этот комплекс обычаев и обрядов способствовал трансмиссии межпоколенной культуры и ритуализированно оформлял процесс биологического и социально-культурного воспроизводства народонаселения, который является главным условием существования любого этноса. 5
Без пристального изучения этой многокомпонентной системы и понимания механизмов ее трансформации невозможно даже приблизиться к решению таких глобальных проблем современности, как планирование семьи и демографическое прогнозирование происходящих в ней процессов.
Несомненный теоретический и практический интерес для исследователей и педагогов представляет обращение к народному опыту семейно-общественного воспитания. Процесс приобщения детей к определенной системе знаний, опыта, социальных норм и этнокультурных установок, накопленных старшими поколениями, обеспечивает сохранение и развитие этноса.
Интерес к народной системе воспитания в последнее время настолько возрос, что в современной педагогической науке даже оформились самостоятельные научные направления - этнопедагогика и этнопсихология, а в программы вузов были введены соответствующие учебные дисциплины.
Детский цикл обычаев и обрядов, в силу присущей ему консервативности, представляет несомненный интерес с точки зрения анализа ранних форм религии, архаических, семейных и социальных институтов и, наконец, создает условия для соответствующих исторических реконструкций.
Все это делает понятным интерес, проявленный исследователями к данной теме. В последние десятилетия появился целый ряд научных работ, посвященных этнографии детства4. Проблемы детского цикла обычаев и обрядов у народов Кавказа стали объектом внимания целого ряда ученых5. Особенно подробно они были освещены в работах Я. С. Смирновой, С.Ш. Гаджиевой, Т.З. Бесаевой, С.Д. Дбар, JI.T. Соловьевой.6. Вопросы народной педагогики на кавказском материале были рассмотрены в работах Я.С.Смирновой, М.Б. Гуртуевой, JI.K. Гостиевой, З.И. Хасбулатовой, С.Х. Мафедзева, Н.Д. Пчелинцевой, Г.Х. Мамбетова7. Мир детства у осетин, грузин, азербайджанцев, абхазов стал объектом диссертационных работ. 6
На карачаевском материале этой теме посвящена лишь основательная статья И.М. Шаманова, некоторые вопросы детского цикла карачаевской обрядности рассмотрены в работах Я.С. Смирновой. М.Д. Каракетова, о
И.И. Меремшаовой, М.Д. Боташева . Но так как данные авторы рассматривали эти проблемы в рамках собственных исследовательских задач, то интересующие нас вопросы в них затронуты недостаточно полно. В контексте сказанного, актуальность предпринятого исследования обычаев и обрядов детского цикла у карачаевцев не вызывает сомнений.
Цели и задачи исследования
Целью представленной диссертационной работы является описание и анализ цикла обычаев и обрядов карачаевцев, связанных с рождением и воспитанием ребенка в карачаевской семье, их генезиса и эволюции.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
- зафиксировать основные структурные элементы детского цикла обычаев и обрядов у карачаевцев;
- проанализировать систему охраны жизни и здоровья детей, выделив в ней магическую и рациональную стороны;
- рассмотреть основные направления карачаевской системы воспитания и ее роль в социализации ребенка;
- выделить общекавказские, аланские, тюркские элементы в комплексе обычаев и обрядов;
- выявить роль исламского фактора в комплексе детских обычаев и обрядов;
- исследовать основные направления трансформации рассматриваемого комплекса обычаев и обрядов, а также его динамику. 7
Хронологические рамки исследования
Представленное нами исследование охватывает период - конец XIX -начало XX вв.
К концу XIX в. многие традиционные институты бытовой культуры, в том числе и детский цикл обычаев и обрядов, в результате целого ряда политических и социально-экономических преобразований подверглись трансформации. Значительные изменения в быт внесли исторические события, происходившие в России в начале XX в. Однако долговременное проживание карачаевцев высоко в горах в относительной этнической изоляции способствовало длительному сохранению реликтовых элементов традиционно-бытовой культуры.
Это обстоятельство дает возможность в заданных хронологических рамках зафиксировать бытование основных традиционных элементов комплекса детского цикла обычаев и обрядов у карачаевцев, используя оригинальный полевой материал, собранный автором в ходе этнографических экспедиций 1996-2001 гг.
Для анализа динамики и процессов трансформации этого комплекса обычаев и обрядов нами были использованы материалы, характеризующие интересующие нас проблемы на современном этапе.
Нам представлялось необходимым привлечь и источники, относящиеся к более раннему периоду, что позволило выявить этнокультурные и этногенетические корни тех или иных обычаев и обрядов, в системе социализации детей, проследить их эволюцию.
Источники и историография
Представленная диссертационная работа написана главным образом на основе оригинального полевого материала, который был собран автором в 8 ходе этнографических экспедиций в период с 1996 по 2001 г. Исследование охватывало основные районы проживания карачаевского этноса: Карачаевский (аул Карт-Джурт, аул Учкулан, аул Хурзук), Малокарачаевский (с. Учкекен, с. Римгорское), Прикубанский (с. Чапаевское, с. Знаменское, с. Ильичевское, с. Холоднородниковское), Усть-Джегутинский (г. Усть-Джегута, аул Эльтаркач, аул Старая Джегута), Зеленчукский (ст. Зеленчукская, аул Даусуз) и затрагивали как сельское, так и городское население.
Также были использованы, любезно предоставленные нам, полевые материалы из личного архива И.М. Шаманова, собранные им в 1970-1972 гг. в ходе экспедиций в аулы Большого Карачая. Привлечение более ранних полевых данных позволило реконструировать некоторые элементы детской обрядности, которые на сегодня утрачены. Кроме того, это дало нам возможность проследить динамику этого комплекса традиционно-бытовой культуры карачаевцев.
Были привлечены также материалы одного из самых крупных архивохранилищ Кавказа - Государственного архива Краснодарского края (ГАКК). Нами были использованы материалы фонда 774, on. 1, д. 120,д. 306 -Канцелярия помощника начальника Кубанской области по управлению горцами. Особый интерес представляют ежегодные отчеты начальника Эльбрусского округа Н.Г. Петрусевича, которые содержат массу сведений о нравах, обычаях, обрядах карачаевцев. Здесь же содержатся статистические данные по рождаемости и детской смертности в Карачае в 60-х гг. XIX в.
Особый интерес вызвал циркуляр начальника Кубанской области о запрете на отдачу детей в аталычество представителям других народов. Основанием к нему послужило подобное распоряжение А.П. Ермолова в отношении прекращения практики установления аталыческих связей кабардинцев с соседними народами.
В материалах этого же фонда содержатся сведения о становлении системы светского образования в Карачае. Для создания объективного 9 представления об уровне детской смертности в конце XIX - начале XX в. нами были использованы: фонд Р - 1582, on. 1, д. 7 - Материалы экспедиции проф. С. Очаповского; фонд. Р - 1607, on. 1, д. 1 - Материалы о работе экспедиции по изучению зобной болезни (1929).
В представленной диссертационной работе помимо полевых и архивных материалов были широко использованы литературные источники.
В силу того, что формирование традиционной обрядности происходило в рамках существования единого карачаево-балкарского этноса, то нами были привлечены материалы по Балкарии.
Важным источником при написании диссертации был карачаево-балкарский фольклор. Были использованы материалы нартского эпоса карачаевцев и балкарцев9, а также - исследования по обрядовому фольклору. Особенный интерес вызывают собранные Т.М. Хаджиевой табу (ырысла), касающиеся интересующей нас темы10. Ценный фольклорный материал по обрядам, связанным с культом богинь Байрым и Умай, тексты благопожеланий, применявшиеся знахарями для лечения, были нами почерпнуты в работах X. X. Малкондуева11.
Наибольший интерес для нас представляет работа Е.А. Покровского «Физическое развитие детей у разных народов, преимущественно России», изданная в 1884 г. В этом обширном исследовании впервые дается детальное описание методов родовспоможения, ухода за роженицей, способов кормления и купания ребенка. Здесь же мы находим описание карачаевской колыбели, ее принадлежностей, детской одежды, приспособления для обучения ребенка ходьбе. Наличие ценного этнографического материала по Карачаю, а также возможность для проведения соответствующих параллелей делают эту работу незаменимым источником по данной проблеме 12.
Ряд сведений по интересующей нас теме был почерпнут из периодических изданий. Особенно ценным источником являлись «Научные беседы врачей Закавказского повивального института». В 1886 г. этим
10 институтом был разослан вопросник, целью которого было изучение и обобщение традиционного опыта родовспоможения и ухода за ребенком и роженицей у различных народов Кавказа и Закавказья. В работах врачей М.В. Кананова и Исаковой, написанных на основе полученных анкет, не только содержится ценный этнографический материал, но и делаются первые попытки его анализа13.
Анализ традиционного опыта народов Кавказа в области родовспоможения и медицины был одной из сфер деятельности Кавказского медицинского общества. Издаваемый им Медицинский сборник (МСКМО) содержит несколько интересных материалов, по данной проблеме. Прежде всего, это относится к работе JI.M. Монина «О нравах и обычаях среди мусульманского населения некоторых местностей Закавказья и Северного Кавказа по отношению к беременным, роженицам и новорожденным»14.
Определенный интерес представляют статьи И.И. Минкевича, посвященные анализу традиционных для народов Кавказа методов лечения некоторых заболеваний15.
Отдельные сведения, затрагивающие обычаи и обряды карачаевцев, связанные с рождением и воспитанием ребенка у карачаевцев содержатся в наиболее содержательном периодическом издании, посвященом проблемам этнографии народов Кавказа - «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа».
Разнообразные этнографические сведения по интересующей нас теме содержит описание путешествия в Карачай в 1892 г. учителя Кутаисской гимназии В.Я. Тепцова «По истокам Кубани и Терека» Здесь содержится информация о системе традиционного воспитания в карачаевской семье, о внутрисемейных отношениях, об избегании между родителями и детьми, а также об интитуте аталычества.16
В двух статьях краеведа А.Н. Дьячкова-Тарасова «В Большом и Малом Карачае» и « Заметки о Карачае и карачаевцах» содержатся сведения
11 о системе воспитания и образования, существовавшей в карачаевском
1 7 обшестве в конце XIX в. .
Особый интерес представляет монография В.М. Сысоева-основателя Общества любителей изучения Кубанской области «Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении»18. В этой работе, вышедшей в свет в 1913 г. содержится ряд важных сведений о быте карачаевской семьи.
Религиозные представления карачаевцев, связанные с обеспечением деторождения были освещены в работах В.Ф. Миллера, М. Ковалевского, В. Бурксер, Н.С. Иваненкова19.
Анализ внутрисемейных отношений, характеристику нравственного и этического воспитания, а также материалы по аталычеству и избеганию мы почерпнули из работ Б. В Миллера «В Карачае» и « Из области обычного права карачаевцев»20.
В 1913 г. была издана статья русского антрополога И.С. Щукина «Материалы для изучения карачаевцев», и хотя автор не ставил своей целью сбор этнографических сведений, тем не менее в ней содержится ряд полезных для нас сведений: описание элементов свадебной карачаевской обрядности, целью которой было обеспечение появления детей в молодой семье, карачаевской колыбели, приемов ухода за ребенком21.
Анализ института аталычества, проблем нравственного и трудового воспитания в семье,а также становление системы духовного и светского образования затрагиваются в работе члена Абрамовской комиссии Н.П. Тульчинского «Пять горских обществ Кабарды»22. Вызывают определенный интерес и сведения об уровне детской смертности, вызванной эпидемическими заболеваниями.
Воспитание девочек в горской семье, почитание старших, обычай гостеприимства, вопросы лечения некоторых заболеваний затронуты в статье В. В. Швецова.23.
12
Одним из ценных источников по интересующей нас проблеме являются работы Г.Ф. Чурсина - одного из самых выдающихся исследователей Кавказа. Хорошее знание традиционно - бытовой культуры народов Кавказа и первые попытки проведения общекавказских этнографических параллелей делает их актуальными и сегодня.
В 1913 г. вышли в свет « Очерки по этнологии Кавказа», в которой он делает первую попытку комплексного этнографического изучения обычаев и обрядов детского цикла у кавказских народов24. Автор не только дает описание интересующих нас обрядов, но и анализирует систему верований и взглядов, присущих этим народам. Их более детальный анализ содержится в более поздней работе Г.Ф.Чурсина «Амулеты и талисманы кавказских
25 горцев» . Ценность этой работы еще и в том, что, автор особое внимание уделяет магическим представлениям карачаевцев, в том числе, связанным с охраной жизни детей. Один из таких наиболее архаичных обрядов -«прохождение через земляные ворота», был описан Г.Ф. Чурсиным в
Л/Г
Материалах по этнографии Абхазии» . Также нами был использован ряд небольших работ Г.Ф. Чурсина, в разное время издававшихся в русской
27 прессе .
Основные нравственные и этические требования, предъявляемые к ребенку, власть главы семьи, родственная солидарность, положение девушки в семье - все эти проблемы затрагивал в своих статьях один из первых
28 просветителей Карачая - Ислам Къарачайлы . В статье другого деятеля карачаевской культуры начала века Ислама Крымшамхалова ставятся проблемы сохранения позитивного педагогического народного опыта29.
Ценные этнографические материалы по родильной обрядности карачаевцев были нами почерпнуты из работы одного из первых карачаевских ученых У .Д. Алиева - «Карачай»30.
Отрывочные сведения по интересующей нас теме были опубликованы в газетных публикациях31.
13
В современной этнографии проблемы детского цикла обычаев и обрядов у карачаевцев затрагивались в работах Я.С. Смирновой32. На основе обширных полевых и литературных источников автору удалось выявить как общекавказские элементы в данном комплексе обрядности так и их этническую специфику. В монографическом исследовании «Семья и семейный быт народов Северного Кавказа» Я.С. Смирновой удалось показать процесс трансформации семейной обрядности вообще, и детского цикла обычаев и обрядов, в частности.
В 1980 г. вышла в свет статья И.М. Шаманова « Обычаи и обряды о л карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX - начало XX в.) . Безусловным достоинством работы является скурпулезное описание традиционных обрядов, сопровождавших рождение и первый год жизни детей, часть из которых на сегодня утрачены.
Описание некоторых элементов детского цикла обрядности и анализ их этнокультурных и этногенетических корней содержится в работах М.Д. Каракетова34.
Обряды детского цикла карачаевцев и балкарцев как один из элементов традиционно - бытовой культуры, формирующий этническое сознание карачаево - балкарского этноса получили свое освещение в исследованиях И.И. Меремшаовой35.
Большой интерес для нас представляют статьи и диссертационная работа М.Д. Боташева, в которой содержится ряд новых материалов по аталычеству и повивальному родству у карачаевцев36.
Вопросы этнопедагогики карачаевцев и балкарцев рассмотрены в работах М.Б. Гуртуевой, М.Ю. Айбазовой, Х.Х.-М. Батчаевой37.
Научная новизна и практическая значимость исследования
Настоящая работа - первое комплексное исследование системы обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием ребенка в
14 карачаевской семье, в которой по мере возможности прослеживается генезис, трансформация и влияние экзогенных факторов.
Это еще один шаг как к пониманию традиционно - бытовой культуры карачаевского этноса, так и к созданию целостного представления об этнографии детства. Следующим шагом в этом направлении, очевидно, будет создание обобщающих работ, которые путем сопоставления выявят не только особенности детского цикла обычаев и обрядов каждого народа, но и то общее, что их объединяет. Это позволит нам встать на новую ступень познания такого сложного биологического и социокультурного механизма, как воспроизводство и сохранение этноса.
В исследовании использованы не публиковавшиеся ранее архивные документы: в частности, статистические сведения о рождаемости в Карачае в 60-е годы XIX в. Особенно следует отметить распоряжение начальника Кубанской области о воспрепятствовании практике аталычества с целью ослабления ослабления межэтнических контактов.
Использование принципов и методов народной педагогики, отшлифованных многовековым народным опытом, учитывавших особенности ребенка и адаптированных к этническому менталитету позволяет не только решить многие насущные проблемы школьного и семейного воспитания, но и помогает приобщению ребенка к самобытной национальной культуре.
Данное исследование может быть полезным при составлении школьных и вузовских спецкурсов по этнологии и истории народов КЧР. В современных условиях, когда наблюдается рост интереса к национальной культуре, возможно его использование и для возрождения позитивных сторон карачаевской обрядности.
Апробация исследования
Основные положения исследования изложены в монографии «Мир детства в обычаях и обрядах карачаевцев» (13,35 п.л.), а так же в докладах на
15 региональных (I Научно-практическая конференция преподавателей и студентов КЧГТИ, г. Черкесск, 1995 г.; Межвузовская научная конференция, г. Карачаевск, 1997 г. Межвузовская конференция преподавателей и аспирантов КЧГТИ, г. Черкесск, 2001 г., IV Научно-практическая конференция КЧГТИ) и международной (I Международной конференции «К миру через культуру и толейрантность»), научных конференциях тезисы и материалы которых опубликованы.
Примечания
1 Кон И.С. Этнография детства. М., 1983. С. 3.
2 Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988. С. 7.
3 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 262.
4 Зарубин И.И. Рождение шугнанского ребенка и его первые шаги. Ташкент, 1927; Абрамзон С.И. Рождение и детство киргизского ребенка. // СМАЭ. JL, 1949. Вып. 12; Фирштейн JI.A. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением и воспитанием ребенка у узбеков Южного Хорезма. // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1978; Федянович Т.П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка. // СЭ. М., 1979. № 2; Гаврилюк Н.К. Картографирование явлений духовной культуры (по материалам родильной обрядности украинцев). Киев, 1981; Шатинова И.И. Семья у алтайцев. Горноалтайск, 1981. С. 71-94; Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983; Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983; Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1988; Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992; Полканов Ю.А. Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков (женитьба, рождение ребенка, похороны). Бахчисарай, 1994. С. 23-29 и др.
16
5 Пчелина Е.Г. Родильные обычаи у осетин // СЭ. М., 1937. № 4; Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района.// СЭ. М., 1946. № 2; Керейтов Р.Х. Семья и брак у кубанских ногайцев в прошлом и настоящем. Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.и.н. М., 1973; Киржинов С.С. Система воспитания адыгов в прошлом. Автореферат на соискание уч. степени к. и. н. Тбилиси. 1977; Шаманов И.М. Обряды обычаи карачаевцев, связанные с рождением ребенка.// Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1986.
6 Смирнова Я.С. . Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // КЭС. М., 1976. Вып. 6; Она же. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983; Гаджиева С.Ш. Очерки семьи и брака у ногайцев. М., 1979: Она же. Семья и брак у народов Дагестана. М., 1985. С. 271-287. Бесаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка (конец XIX - начало XX в.). Дисс. на соискание уч. степени к. и. н. М., 1982; Дбар С.А. Обряды и обычаи абхазов, связанные с рождением и воспитанием ребенка (вторая половина XIX - начало XX в.). Рукопись. Дисс. на соискание уч. степени к. и. н. М., 1985; Соловьева J1.T. Грузия. Этнография детства. М., 1995. у
Смирнова Я.С. Воспитание ребенка у абхазов. // КСИЭ. М., 1962. Вып. 36; Гуртуева М.Б. К вопросу о народной педагогике балкарцев. // Вестник КБНИИ. Нальчик, 1970. Вып. 3; Она же. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997; Гостиева JI.K. Трудовое воспитание в осетинской крестьянской семье в конце XIX - начале XX в. // Проблемы истории СССР. М., 1980; Хасбулатова З.И. Из опыта народной педагогики вайнахов (XIX - начало XX в. // Новые археолога-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1988; Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX - начала XX в. Нальчик, 1991; Пчелинцева Н.Д. Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье (вторая половина XX в.). Автореферат
17 дисс. на соискание ученой степени к.и.н. М., 2001; Мамбетов Г.Х.
Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2002. g
Смирнова Я.С. Семья и семейный быт .; Она же. Детский и свадебный циклы.; Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М., 1995; Меремшаова И.И. Динамика и трансформация менталитета в традиционной культуре кабардинцев, балкарцев и карачаевцев. Дисс. на соискание ученой степени к. и. н. Рукопись. Нальчик, 1998; Она же. Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа. Минск, 2000; Боташев М.Д. Установление искусственного родства при обрядах детского цикла у карачаевцев. // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001; Он же. Искусственное родство у карачаевцев (XIX-XX вв.). Дисс. на соискание ученой степени к. и. н. Рукопись. М., 2001.
9 Нарты. Героический эпос карачаевцев и балкарцев. Сост.: Ортабаева Р.А.-К., Хаджиева Т.М., Холаев А.З. М., 1994
10 Къарачай-малкъар фольклор. Хрестоматия. Сост.: Хаджиева Т.М. Нальчик, 1996.
11 Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1990; Его же. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1996.
12
Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М., 1884. 1
Кананов М.З. Народное акушерство на Кавказе. // НБВЗПИ. Т. 5. Тифлис, 1980; Исакова. Об уходе за новорожденным у разных народов Кавказа. // НБВЗПИ. Тифлис, 1889. № 4.
14 Монин JT.M. О нравах и обычаях среди мусульманского населения некоторых местностей Закавказья и Северного Кавказа по отношению к беременным, роженицам, родильницам и новорожденным. // МСКМО. № 67. СПб.-М., 1905.
15 Минкевич И.И. Медицинские средства из царства животных, употребляемые по преимуществу в народной медицине. // МСКМО. № 62.
18
Тифлис, 1899; Он же. Сравнительные исследования народных средств и обычаев медицины на Кавказе. // ПЗКМО. Вып. XXVII. Тифлис, 1890-1891.
16 Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека. // СМОМПК. В. 14. Тифлис, 1892.
17 Дьячков-Тарасов А.Н. В горах Большого и Малого Карачая. // СМОМПК. Вып. 28.Тифлис, 1900; Он же. Заметки о Карачае и карачаевцах. // СМОМПК.
Вып. 25. Тифлис, 1898;
18
Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении. // СМОМПК. Тифлис, 1913. Вып. 43;
19 Миллер В.Ф., Ковалевский М.М. В горских обществах Кабарды. // Вестник Европы. Т. 2. №. 4. СПб., 1884; Бурксер В.В. В стране карачаевцев. // Записки Крымского Кавказского горного клуба. Одесса, 1915. Вып. 3-4;
Иваненков Н.С. Карачаевцы. //ИОЛИКО. Вып. 5. Екатеринодар, 1913.
20
Миллер Б.В. В Карачае // ЭО, 1899. № 1-2; Его же. Из области обычного права карачаевцев. // ЭО. 1902. №1-3.
21 Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев. // РАЖ. М., 1913.
1-2;
22
Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. // Терский сборник. Вып. 5. Владикавказ, 1903;
23
Щвецов В. Очерк о кавказских горских племенах, с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем отношении. // Москвитянин. Кн. 1-2. М., 1855. № 23-24.
24 Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913;
25
Его же. Амулеты и талисманы кавказских горцев. Махачкала, 1929.
26 Его же. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1957.
Его же. Этнографические заметки о Карачае. // К. 1900, № 305-306; Его же. Культ мертвых на Кавказе. //К. 1901, № 97; Его же. Почитание огня на Кавказе. // Весь Кавказ. Т. I. Тифлис, 1903; Обычаи и предрассудки карачаевцев. Отношение к женщинею // К. 1903, № 24, № 31;
19
28
Хубиев Ислам (Къарачайлы). Быт горских народностей Юго-Востока. // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- XX в. Нальчик, 1996.
29
Крымшамхалов Ислам. Открытое письмо в редакцию журнала «Мусульманин». // Карачаевцы: высказывания ученых, писателей, путешественников. Черкесск, 2001.
30 Алиев У.Д. Карачай. Черкесск: Кар.-Чер. отд. Ставропольского изд., 1991.
3 1
Алейников М. Обряды и обычаи карачаевцев при свадьбе и похоронах. // КОВ. Екатеринодар, 1880. № 3; Белобородов А. Проказа на Кубани. // КОВ. Екатеринодар, 1896. № 37; Николаев А. Прокаженные в Карачае. // КОВ. 1898, № 13; И.К. Решение вопроса о лепрозории. Проказа в Карачае. // Приазовский край. 1899. № 223; Миловидов А.О. О проказе в Кубанской области. // КОВ. Екатеринодар, 1896, № 100; Колесников С.В. Нужды Карачая. // КОВ. Екатеринодар, 1898, № 259; Кирш А.А. Очерк развития сыроварения у казаков и горцев Кавказа. // КОВ. Екатеринодар, 1883. № 44.
32 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт.; Она же. Детский и свадебный циклы.
33 Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка.
34 Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни.
35 Меремшаова И.И. Динамика и трансформация менталитета.; Она же. Основы этнического сознания.
36 Боташев М.Д. Установление искусственного родства.; Он же. Искусственное родство у карачаевцев.
37 Гуртуева М.Б. К вопросу о народной педагогике.; Она же. Этнопедагогика карачаево-балкарского.; Айбазова М.Ю. Мир красоты в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999; Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа. // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Нальчик, 1996.
20
Заключение научной работыдиссертация на тему "Детский цикл обычаев и обрядов у карачаевцев"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленное исследование посвящено анализу комплекса обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей в Карачае на рубеже XIX - XX вв.
Анализ полевых, архивных, фольклорных и литературных источников позволяет нам сделать некоторые выводы.
Детоцентристские тенденции, присущие в прошлом большинству восточных, в том числе кавказских народов, в Карачае были усилены целым комплексом политических, социально-экономических и религиозных факторов. Все это сформировало уважительное отношение к многодетным семьям и обусловило их традиционную многодетность. На протяжении всего рассматриваемого периода стремление к многодетности сочеталось, как и повсюду на Кавказе, с предпочтительностью, отдаваемой детям мужского пола, наследникам и продолжателям рода. Однако анализ фольклорных архаических материалов позволяет допустить, что некогда приоритетным было и рождение дочери-первенца.
Рождение ребенка рассматривалось не только как главное условие существования семьи, но и этноса в целом. Поэтому во всех обычаях и обрядах, связанных с рождением и воспитанием ребенка, общество в лице родственников, соседей и просто односельчан принимало активное участие.
Уже во время свадебной обрядности совершали ряд магических ритуалов, призванных обеспечить молодую семью потомством. Как и повсюду на Кавказе, предпочтение отдавалось рождению сына - наследника и продолжателя рода. Но и появление на свет дочерей встречалось с радостью.
Бездетность воспринималась карачаевцами либо как наказание Всевышнего, либо как козни злых сил. Вину за бездетность общественное мнение возлагало на женщину. Поскольку в народном сознании причины
228 бездетности носили иррациональный характер, то и традиционные меры борьбы с бесплодием, как правило, представляли собой систему магических методов и средств. Анализ их этногенетических корней позволяет исследователю выявить наличие в этом комплексе обрядности общекавказских (культ предков, наделение огня, воды, камня, дерева и железа магическими свойствами) аланских (почитание Байрым -покровительница деторождения, и связанная с этим культом обрядность) и общетюркских элементов(поклонение верховному богу Тейри, богине Умай). Кроме того, в этих магических ритуалах четко прослеживаются также следы христианства (Богиня Байрым ) и более позднее влияние ислама.
Обрядовые действия, сопровождавшие период беременности карачаевской женщины, были направлены на сохранение жизни будущей матери и ее ребенка. В народном сознании существовало стойкое убеждение, что исполнение определенных магических действий и следование табу и определенным поведенческим нормам способно обеспечить ребенку в будущем здоровье и счастливую судьбу.
Высокая смертность среди рожениц и новорожденных породила в карачаевском сознании образы вредоносных сверхестественных сил, вредящих матери и ее ребенку. Интенсивное влияние этих сил, связывалась с представлениями о ритуальной «нечистоте» роженицы. Это обусловило преобладание магических средств родовспоможения над рациональными.
Первый год жизни ребенка был особенно насыщен различными обрядовыми действиями. Их участниками были не только члены семьи, но и широкий круг родственников, соседей, односельчан. Целью этих обрядов было ограждение ребенка от злых духов и обеспечение ему благополучия. Традиционные методы ухода за ребенком в своей основе носили рациональный характер, и были основаны на многовековом эмпирическом опыте карачаевского народа.
С выходом ребенка из младенческого возраста обрядность становится менее интенсивной, но нельзя не заметить, что все вехи взросления детей и
229 их приобщение к хозяйственной и общественной жизни народа сопровождаются определенными ритуалами, цель которых - обеспечение успешности этих процессов. Меняется и круг лиц, участвующих в их проведении. Если в период младенчества ребенка главную роль играют женщины, то по мере взросления сыновей, возрастает обрядовая роль мужчин.
Обрядность этого периода носит четко выраженных характер инициаций, ставивших целью социализацию ребенка в карачаевском обществе. По мере взросления ребенка обрядность приобретает все более общественный характер.
Традиционная система охраны жизни и здоровья ребенка, сложившаяся у карачаевцев, представляет собой симбиоз магических приемов и ритуалов, в основном домусульманского характера, и рациональных методов лечения детских болезней при явном преобладании первых. Можно выделить три направления традиционных методов охраны жизни и здоровья: 1) Магические, т.е. иррациональные; 2) Сочетание магических и рациональных приемов; 3) Сугубо рациональные способы.
Анализ традиционной карачаевской системы воспитания позволяет утверждать, что и семья, и общество понимало всю важность этого процесса. Воспитание у карачаевцев носило семейно-общественный характер, главная роль здесь принадлежала семье, но и общество (в лице родственников, соседей, односельчан) активно вовлекалось в этот процесс.
В народном сознании все аспекты воспитания (нравственное, трудовое, умственное и т.д.) воспринимались как слитный процесс усвоения практического опыта старших поколений.
При подробном рассмотрении социализации детей у карачаевцев, (как и у других народов), прослеживается в той или иной степени связь обычаев и обрядов детского цикла с такими традиционными институтами как искусственное родство казуальной и оказиональной формы (повивальное, молочное, аталычество), кровная месть, свадебный цикл, «избегание», гостеприимство, этикет.
230
Одной из главных целей воспитания ребенка является усвоение им этнических и общечеловеческих норм в процессе приобщения детей и молодежи к традиционному опыту старших, его адаптация к жизни в обществе.
Итогом народной системы воспитания было формирование гармонично развитого человека: трудолюбивого, умственно и физически развитого, с очень строгими нравственными установками, со знанием горского этикета.
Один из первых карачаевских просветителей Ислам Крымшамхалов по этому поводу писал, что «в душе у горца сидит основательно, но верно очерченный облик хорошего человека, которому он поклоняется. И является ли это плодом его сознания или навязано ему заветами предков, несомненно, одно, облик этот вошел в его натуру или вернее запечатлелся в нем, сделался его богом»569.
Несмотря на консервативность комплекса обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей, как и любой элемент культуры этноса, он также подвержен трансформации.
Согласно системе классификации, разработанной С.А. Арутюновым, инновации в культуре этноса можно разделить на три группы. К первой относятся те, которые возникают в культуре под воздействием внутренних импульсов - спонтанные инновации. Ко второй причисляют инновации внутри культуры, но под воздействием внешних факторов -стимулированные. И, наконец, третьи носят характер прямого заимствования из другой культуры570.
Краткий анализ трансформации обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей у карачаевцев, позволяет сделать вывод о наличии всех выше перечисленных вариантов инноваций.
На исследуемые нами процесс оказали влияние, прежде всего, три основных фактора, определяющих трансформацию культуры: уровень социально-экономического развития культуры, конкретная историческая
571 обстановка, а также природная среда и ее соответствующие изменения .
Действие этих факторов было усилено потрясениями в России в начале XX в. Октябрьские события 1917 г. и последовавшая за ней эпоха
231 революционных преобразований в нашей стране, привела не только к коренным изменениям политического, экономического и социального характера, но и к попыткам стирания консервативных этнических элементов в традиционной культуре и формированию новой идеологии и обрядности, ставивших целью создание некой искусственной этнической общности -советский народ, а также приобщению к межинтернациональной культуре.
Война (1941-1945) и депортация карачаевцев (1943-1957) также оказали существенное влияние на традиционно-бытовую культуру народа. С одной стороны - проживание в изоляции, способствовало ослаблению или временному исчезновению некоторых обрядов детского цикла, с другой -сказывалось влияние соседствующей культуры, внесшей новые элементы в традиционную обрядность.
Процесс трансформации комплекса обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием ребенка, представляет собой непрерывный процесс, происходящий и сегодня, и требующий постоянного изучения.
Материалы данной работы дополнили ряд уже имеющихся исследований по другим народам Кавказа, расширив тем самым возможности сопоставлений и обобщений.
При дальнейших разработках необходимо учитывать, что подробное исследование всех проблем, связанных с обычаями и обрядами детского цикла, вопросами социализации ребенка, возможно только в комплексе с изучением материальной, духовной культуры - и в первую очередь -семейного и общественного быта, поведенческих норм.
Подробное исследование всех, связанных с данным комплексом обрядности проблем, возможно только в комплексе с изучением материальной, духовной культуры - и в первую очередь - семейного и общественного быта, поведенческих норм. Таким образом, вопросы этнографии детства остаются интересными и актуальными для исследователей различного профиля: этнографов, социологов, демографов. Необходимо подчеркнуть, что анализ детской обрядности карачаевцев выявляет ее явное сходство не только с обрядностью народов Кавказа, но и
232 целым рядом других этносов, и в первую очередь тюркских. Несмотря на различие деталей во внешнем оформлении обрядов детского цикла, порядке их исполнения, сущность их идентична, и ее возникновение обусловлено одними и теми же обстоятельствами.
Список научной литературыБоташева, Лариса Хасанбиевна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Фонд 774 Канцелярия помощника начальника Кубанской области по управлению горцами, on. 1, д. 120, 306.
2. Фонд. Р 1582, on. 1, д. 7 - Материалы экспедиции проф. С. Очаповского. Фонд. Р - 1607, on. 1, д. 1 - Материалы о работе экспедиции по изучению зобной болезни 1929.1. Личный полевой архив
3. Фонд J1-1 Материалы полевой экспедиции 1996 г., on. 1, д. 1-2. Фонд J1-2 - Материалы полевой экспедиции 1997 г., on. 1, д. 1-6. Фонд J1-3 - Материалы полевой экспедиции 1998 г., on. 1, д. 1-6; оп. 2, Д. 1-9.
4. Фонд J1-4 Материалы полевой экспедиции 1999-2000 гг., on. 1, д. 1-10; оп. 2, д. 1-12.
5. Фонд J1-5 Материалы полевой экспедиции 2001 г., on. 1, д. 1-9.1. Литература
6. Абаев В.И. Дохристианские верования алан. М., 1960.
7. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971.
8. Абрамзон С.М. Рождение и детство киргизского ребенка (из обычаев и обрядов тянь-шаньских киргизов). // СМАЭ. Т. XII. М.-Л., 1949.
9. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII-XIX вв. Сост.: Гарданов В.К. Нальчик, 1974. С. 636.
10. Айбазова М.Ю. Мир красоты в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999.234
11. Алейников М. Обряды и обычаи карачаевцев при свадьбах и похоронах. // КОВ. Екатеринодар, 1880. № 3.
12. Алиев У.Д. Карачай. Изд. 2. Черкесск: Кар.-Чер. кн. изд-во, 1991.
13. Аликова З.М. История развития здравоохранения и медицины в Северной Осетии. Дисс. работа на соискание научной степени к. м. н. Рукопись. Орджоникидзе, 1991.
14. Андреев М.С. Краткие сведения о верованиях в божество демона Ал-Албасты в Средней Азии. // Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). Сталинобад, 1953.
15. Анчабадзе Ю.Д. Прекрасный обычай гостеприимства. // СЭ. М., 1985. №4.
16. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
17. Атр А. Охота на оленей на Кубани (в Карачае). // Природа и охота. Т. 2. Кн. 6. М., 1883.
18. Басилов В.Н. Албасты. // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994.
19. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа. // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Нальчик, 1998.
20. Белобородов А. Проказа на Кубани // КОВ. Екатеринодар, 1896, № 37.
21. Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок. VI-VIII вв. М.- Л, 1946.
22. Бесаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка (конец XIX начало XX в.). Дисс. на соискание уч. степени к. и. н. М., 1982.
23. Биджиев Х.Х.-М. Погребальные памятники Карачая XIV-XVIII вв. // Вопросы средневековой истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979.235
24. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999.
25. Борлаков Ю.А. Адеб, намыс, адет. Карачаевск, 1997.
26. Борлакова Ф.А. Развитие здравоохранения в Карачае и Черкесии. Дисс. работа на соискание ученой степени к. и. н. Рукопись. Черкесск, 2002.
27. Боташев М.Д. Установление искусственного родства при обрядах детского цикла у карачаевцев. // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001.
28. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
29. Бурксер В.В. В стране карачаевцев. // Записки Крымского Кавказского горного клуба. Одесса, 1915. Вып. 3-4.
30. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.
31. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
32. Гаврилюк Н.К. Картографирование явлений духовной культуры (по материалам родильной обрядности украинцев). Киев, 1981.
33. Гаджиева С.Ш. Очерки семьи и брака у ногайцев. М., 1979.
34. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. М., 1985.
35. Гольдциер И. Ислам. СПб., 1911.
36. Гостиева JI.K. Трудовое воспитание в осетинской крестьянской семье в конце XIX начале XX в. // Проблемы истории СССР. М., 1980.
37. Грове Ф. Холодный Кавказ. СПб., 1879.
38. Гуртуева М.Б. К вопросу о народной педагогике балкарцев. // Вестник КБНИИ. Нальчик, 1970. Вып. 3.
39. Гуртуева М.Б. Къарачай-малкъар халкъны сабий оюн фольклору. Къарачай-шахар, 1999.
40. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997.
41. Дбар С.А. Обряды и обычаи абхазов, связанные с рождением и воспитанием ребенка (вторая половина XIX начало XX в.). Дисс. на соискание ученой степени к. и. н. Рукопись. М., 1985.236
42. Джуртубаев М.И. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991.
43. Джуртубаев М.Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа. // Ас-Алан. М., 1998. № 1.
44. Дигорские сказания. // Труды по востоковедению. М., 1902. Вып. XI.
45. Донесение генерал-аншефа Гудовича Екатерине II от 7 ноября 1791 г. // Кавказский сборник. Тифлис, 1897.
46. Дроздовский А.И. Краткий медико-топографический очерк Кабардинского округа Терской области. // Русские авторы XIX в. о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Т. 2. Нальчик, 2001.
47. Дыренкова Н.П. Умай в культуре турецких племен. // Культура и письменность Востока. Кн. III. М., 1928.
48. Дьячков-Тарасов А.Н. В горах Большого и Малого Карачая. // СМОМПК. Тифлис, 1900. Вып. 28.
49. Дьячков-Тарасов Н.А. Заметки о Карачае и карачаевцах. // СМОМПК.1. Тифлис, 1898. Вып. 25.
50. Забудский И. Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Ставропольская губерния. Т. 16. СПб., 1881. 4.1.
51. Зарубин И.И. Рождение шугнанского ребенка и его первые шаги. Ташкент, 1927.
52. Зюдин В., Трейлих Е. Материалы карачаевской экспедиции СевероКавказского туберкулезного института. Микоян-Щахар, 1932.
53. И.К. Решение вопроса о лепрозории. Проказа в Карачае. // Приазовский край. 1899. №223.
54. Иваненков Н.С. Карачаевцы. // ИОЛИКО. Вып. 5. Екатеринодар, 1913.
55. Изоляция прокаженных в Карачае. // Кавказ. 1912. № 111.
56. Исакова. Об уходе за новорожденным у разных народов Кавказа. // НБВЗПИ. Тифлис, 1889. № 4.
57. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. Черкесск, 1988.
58. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М., 1992.ты
59. Кананов М.В. Народное акушерство на Кавказе. // НБВЗПИ. Т. 5. Тифлис, 1980.
60. Караева З.Б. Художественный мир Исмаила Семенова. М., 1997.
61. Каракетов М.Д. Антропогония в религиозно-мифологическом мировоззрении карачаевацев и балкарцев. // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001.
62. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М., 1995.
63. Карачаевцы (высказывания писателей, ученых, путешественников). Составители: Алиев А.Ч., Биджиев Х.Х.-М., Шаманов И.М. Черкесск, 1999.
64. Карачаево-балкаро-русский словарь. М.: Восточная литература, 1989.
65. Кирш А.А. Очерк развития сыроварения у казаков и горцев Кавказа. // КОВ. Екатеринодар, 1883. № 44.
66. Климов Г.А., Эдельман Д.И. К этимологии Albasty-almasty. // Советская тюркология. М., 1979. № 3.
67. Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. Т. 1.
68. Колесников С.В. Нужды Карачая. // КОВ. Екатеринодар. 1898. № 259.
69. Кон И.С. Этнография детства. М., 1983.
70. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. Душанбе, 1990.
71. Косвен М.О. Авункулат. // СЭ. М., 1948. № 1.
72. Косвен М.О. Обычай возвращения домой. // КСИЭ СССР. М., 1946,
73. Кудрявцев П.Г. Современное состояние врачебно-санитарного дела в Кубанской области. // Труды I съезда врачей Кубанской области 14-17 апреля 1911 г. Екатеринодар, 1911.
74. Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. // Автореферат на соискание ученой степени к. и. н. М., 1991.
75. Къарачай халкъ джырла. М., 1969.
76. Къарачай-малкъар тилни ангылатма сёзлюгю. Т. 1. Нальчик, 1996.238
77. Къарачай-малкъар фольклор. Хрестоматия. Сост.: Хаджиева Т.М. Нальчик, 1996.
78. Логашева Б.Р. Канонический идеал женщины в исламе. // Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции. М., 1994.
79. Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1990.
80. Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1996.
81. Мамбетов Г.Х. Одежда в традиционных обычаях кабардинцев и балкарцев. // Вестник КЕНИИ. Нальчик, 1972. Вып. 5.
82. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2002.
83. Марграф Г.Г. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием технического производства. М., 1882.
84. Маслов А.А., Мамбетов Г.Х. Из истории народной терапии Кабардино-Балкарии (XIX начало XX в.). // Вопросы этнографии и этносоциологии Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1981.
85. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX начале XX в. Нальчик, 1991.
86. Меремшаова И.И. Динамика и трансформация менталитета в традиционной культуре кабардинцев, балкарцев и карачаевцев. Дисс. на соискание ученой степени к. и. н. Рукопись. Нальчик, 1998.
87. Меремшаова И.И. Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа. Минск, 2000.
88. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.
89. Мизиев И.М. История Балкарии и Карачая с древнейших времен до похода Тимура. Нальчик, 1996.
90. Миллер Б. Из области обычного права карачаевцев. // ЭО. М., 1902. Вып. 1-2.239
91. Миллер В.Ф., Ковалевский М.М. В горских обществах Кабарды. // Вестник Европы. СПб., 1884. Т. 2. №. 4.
92. Миловидов А.О. О проказе в Кубанской области // КОВ. Екатеринодар, 1896. № ЮО.
93. Минкевич И.И. Медицинские средства из царства животных, употребляемые по преимуществу в народной медицине. // МСКМО. Тифлис, 1899. № 62.
94. Минкевич И.И. Сравнительные исследования народных средств и обычаев медицины на Кавказе. // ПЗКМО. Тифлис, 1890-1891. Вып. XXVII.
95. Мифология. Иллюстрированный энциклопедический словарь. СПб., 1996.
96. Монин JI.M. О нравах и обычаях среди мусульманского населения некоторых местностей Закавказья и Северного Кавказа по отношению к беременным, роженицам, родильницам и новорожденным. // МСКМО. СПб.-М., 1905. № 67.
97. Мусукаев A.M. Традиционное гостеприимство у балкарцев и кабардинцев. Нальчик, 1990.
98. Нарты. Героический эпос карачаевцев и балкарцев. Сост.: Ортабаева Р.А.-К., Хаджиева Т.М., Холаев А.З. М., 1994.
99. Население Кубанской области по данным вторых экземпляров Всероссийской переписи 1897 года. Екатеринодар, 1906.
100. Николаев А. Прокаженные в Карачае. // КОВ.№ 13. Екатеринодар, 1898.
101. Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района. // СЭ. М., 1946. № 2.
102. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1988.
103. Ортабаева Р.А.-К. Джырчы и духовная жизнь общества. // Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск: Кар.-Чер. отд. Ставропольского кн. изд., 1986.240
104. Отчет Эдинбурского миссионерского общества за 1817 г.// Загадочный мир народов Кавказа. Нальчик, 2000.
105. Пантюхов И. Проказа, зоб и парши на Кавказе. // Кавказский календарь на 1900 г. Тифлис, 1900.
106. Пантюхов И.И. О народном врачевании в Закавказском крае. Тифлис, 1899.
107. Першиц А.И. К проблеме сравнительно-исторического синтеза (на примере Востока). // НАЛ. М., 1980. № 4.
108. Першиц А.И., Думанова Д.Х. Народные традиции кабардинцев и балкарцев в годы советской власти // RES PUBLICA. Альманах социально-политических и правовых исследований. Нальчик, 2001. Вып. 2.
109. Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу. М., 1952.
110. Плосс Р.Г. Женщина в естествознании и народоведении. Киев- СПб-Харьков, 1903.
111. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М., 1884.
112. Полканов Ю.А. Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков (женитьба, рождение ребенка, похороны). Бахчисарай, 1994.
113. Попов А. Материалы по шаманству. Культ богини Аисыт у якутов. // Культура и письменность Востока. В .III. М., 1928.
114. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1982.
115. Пчелина Е.Г. Родильные обычаи осетин // Советская этнография М., 1937.
116. Пчелинцева Н.Д. Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье (вторая половина XX в.). Дисс. на соискание ученой степени к. и. н. Рукопись. М., 2001.
117. Ш.Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Т. 1. СПб., 1893; Стб. 1788; Т. 3. СПб., 1905. Стб. 1986; Т. IV. СПб., 1911. Стб. 1139.
118. Рукавишников Б. Карачаевцы. // Живописная Россия. М., 1901. № 35.241
119. Рукайя Максуд. Ислам. М., 2001.
120. Самарина Л.В. Цвет в культуре карачаевцев и балкарцев (к истории формирования традиции). // Карачаевцы и балкарцы. М., 2001.
121. Семашко И.М. Механизмы воспроизводства этнокультурных традиций в семье. // Женщина и свобода. М., 1994.
122. Семейный быт народов СССР. М., 1990.
123. Серебрякова М.Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне. М., 1978.
124. Серебрякова М.Н. Функциональная роль магии в обрядах деторождения у современных турок. // Мифы, культ, обряды народов Зарубежной Азии. М., 1986.
125. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем. // УЗАНИИ. Т. 8. Майкоп, 1968.
126. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка у абхазов. // КСИЭ. Вып.36. М., 1962.
127. Смирнова Я.С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа. // КЭС. М., 1976.
128. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.
129. СмирноваЯ.С., Тер-Саркисян А.Е. Семья и семейный быт. М., 1995.
130. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969.
131. Советский Карачай 1920-1940 гг. Микоян-Шахар, 1940. С. 23.
132. Содгян И.М. Воспитание детей в городской семье у каракалпаков. Ташкент, 1993.
133. Статистический сборник за 1920-1923 гг. Баталпашинск, 1923.
134. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М, 1989.
135. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении. // СМОМПК. Тифлис, 1913. Вып. 43.242
136. Текеев К.М. Жилища карачаевцев в XIX в. // Вестник КЕНИИ. Нальчик, 1972. Вып. V.
137. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы: система жизнеобеспечения. М., 1993.
138. Текуев М.М. Некоторые табу и эвфемизмы в карачаево-балкарском языке. // Теоретические проблемы карачаево-балкарского языкознания. Нальчик, 1979. Вып. I.
139. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека. // СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 14.
140. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.,1990.
141. Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. // Терский сборник. Владикавказ, 1903. Вып. 5.
142. Тхагапсова Г. Народная медицина адыгов. Майкоп, 1996.
143. Урусбиев С.А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области. // СМОМПК. Тифлис, 1881. Вып. 1.
144. Федянович Т.П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка. // СЭ. М., 1979.№ 2.
145. Фирштейн JI.A. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением и воспитанием ребенка у узбеков Южного Хорезма. // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1978.
146. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1981.
147. Хасбулатова З.И. Из опыта народной педагогики вайнахов (XIX начало XX в.). // Новые археолого-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1988.
148. Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX в.: власть и общество. // Карачаевцы и балкарцы: этнография, история, археология. М., 1999.243
149. Хашхожев Э.Н., Георгиев И. (Болгария). Элементы религии проболгар в языческих верованиях балкарцев и карачаевцев. // Вопросы кавказской философии и истории. Нальчик, 1994.
150. Холаев А.З. Народное устно-поэтическое творчество. // Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981.
151. Хубиев И. А.-К. (Ислам Къарачайлы). Быт горских народностей Юго-Востока. // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начало XX в. Избранное. Составитель: Биттирова. Т. II. Нальчик, 1996.
152. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов.// Вопросы национальной психологии горских народов Северного Кавказа. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставропльского кн. изд., 1972.
153. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских горцев. Махачкала, 1929.
154. Чурсин Г.Ф. Культ мертвых на Кавказе. // Весь Кавказ. Т. I. Тифлис, 1903.
155. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1957.
156. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.
157. Чурсин Г.Ф. Почитание огня на Кавказе. // Весь Кавказ. Т. I. Тифлис, 1903.
158. Чурсин Г.Ф. Этнографические заметки о Карачае. // Кавказ. Тифлис, 1900. № 308.
159. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX начало XX в.). // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Кар-Чер. Отд. Ставропольского кн. изд., 1980.
160. ШатиноваИ.И. Семья у алтайцев. Горноалтайск, 1981.
161. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в сфере этнографии. JL, 1936.
162. Щвецов В. Очерк о кавказских горских племенах, с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем отношении. // Москвитянин. М., 1855. Кн. 1-2. № 23-24.
163. Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев. // РАЖ. М., 1913. № 1, 2.
164. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992.
165. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983.
166. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983.
167. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1988.1. Список информаторов
168. Айбазова Кеккез Салиховна 1920 г.р., аул Эльтаркач.
169. Абазалиева Мадина Мухтаровна 1967 г.р., г. Усть-Джегута.
170. Абрекова Зульфа Гиргокаевна 1921 г.р., аул Даусуз.
171. Айбазов Манаф Магаметович 1912 г.р., аул Хурзук.
172. Айбазова Сапият Мухадиновна 1926 г.р., аул Хурзук.
173. Биджиева Апалистан Мекеровна 1911 г.р., г. Усть-Джегута.
174. Боташев Манаф Ахматович 1918 г.р., аул Карт-Джурт.
175. Боташева Аминат Кысхаевна 1929 г.р., г. Усть-Джегута.
176. Боташева Марзи Хаджи-Исламовна 1921 г.р., с. Важное.
177. Боташева Мекка Рамазановна 1925 г.р., с. Учкекен.
178. Джангетова Асият Умаровна 1923 г.р., аул Псыж.
179. Джашеева Мариям Ханапиевена 1919 г.р., г. Усть-Джегута.
180. Кочкарова Аминат Курмановна. 1924 г.р., с. Чапаевское.
181. Кубанова Медина Сапаровна 1921 г.р., аул Карт-Джурт.
182. Лепшокова Файруз Алиевна 1919 г.р., аул Нижняя Мара.
183. Магометова Фатима Чораевна 1921 г.р., с. Чапаевское.
184. Мекерова Люда Магомедовна 1916 г.р., г. Усть-Джегута.
185. Меккерова Марзи Канаматовна 1923 г.р., г. Усть-Джегута.
186. Петова Неля Абдуловна 1923 г.р., г. Черкесск.
187. Текеева Мадина Халитовна 1939 г.р., аул Учкулан.
188. Узденова Аминат Хасанбиевна 1939 г.р., с. Учкекен.
189. Уртенова Салимат Курмановна 1935 г.р., аул Кызыл-Кала.
190. Хубиева Аминат Дуккуевна 1921 г.р., аул Кумыш.
191. Хубиева Лейла Мухтаровна 1921 г.р., г. Карачаевск
192. ХубиеваРазиятУнуховна 1921 г.р., с. Карт-Джурт.
193. Хыбыртова Ханифа Зекерьяевна 1917 г.р., г. Карачаевск. 27.Чеккуева Фатима Магометовна 1952 г.р., с. Дружба. 28.Чотчаев Ахмат Зекерьяевич 1921 г.р., г. Черкесск.
194. Чотчаева Сапрахан Зекерьяевна 1917 г.р., с. Чапаевское. ЗО.Шевхужева Майя Заурбековна 1921 г.р., аул Хумара.