автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Традиционная одежда и украшения женщин Нуратинской долины (конец XIX - начало XX вв.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционная одежда и украшения женщин Нуратинской долины (конец XIX - начало XX вв.)"
Академия наук Республики Узбекистан Р Г 5 (} д Институт истории
? Еч !:
'1" " *'" На правах рукописи
удк 391. 2 (575.1)
ШДАЮЕВА Гулнора Камиловна
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ ЖЕНЩИН НУРАТИНСКОИ ДОЛИНЫ
(конец х1х - начало хх вв.) Специальность: 07.00.07 -.Этнография
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
ТАШКЕНТ - 1595
Работа выполнена в отделе этнографии Института истории Академии наук Республики Узбекистан
научный руководитель: член-корреспондент лн.Республики
Узбекистан, доктор исторических наук, профессор К. Ш. ШАНИЯЗОВ-
Официальные,оппоненты: заслуженный деятель иэуки
Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор И. ДЖАББАРОВ
кандидат исторических наук М. В. УРАКОВ
Ведущее научное учреждение - ташкентский государственный педагогический институт ин. Низами, кафедра истории Узбекистана
Защита состоится téé&ii 1995 г, часов на за-
седал™ специализированного совета Д. 015.09.81 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.07 -"Этнография" при Институте истории АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент, ул. И. Мунинова, 9)
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент, ул. и. Нуминова, 13).
Автореферат разослан _____ 1995 г.
УчГ'тич секретарь социализированного совета, ДОКТОР исторических наук-^у^*-^ * V^tfiT А .
АЛИМОВА
- 3 -
оотая характеристика работа
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕНЫ, Изучение традиционной национальной культ» рн народов Центральной Азии, в тон числе Узбекистана, одна из паж них задач этнографической науки. Среди различных аспектов я проявлений этой культуры особое место занимает традиционный народный костюм, потону что одежда любого народа - один из наиболее четких, устойчивых, яркик показателей этнической принадлежности в области материальной культуры. В деталях одежды, ее покрое и украшениях часто сохраняются архаичные элемента, выявление которых представляет значительный интерес также для изучения проблем этнической истории народа. Актуальность избранной теми определяется и тем, что в народном костюме также находят отражение природные условия, специфика хозяйства отдельных этнических групп или народов, некоторые сторона семейного бита.
Изучение традиционно-национальной одежды населения Нуратинской долины приобретает особое значение в связи с тем, что она складывалась на протяжении многих веков и отражает историю народа с его национальными и своеобразными Формами материальной культуры, его связи с. другими народами, влияние экономики и социального строя ка развитие традиционной культуры.
Этот аспект исследования актуален тем, что с конца XIX в. национальный костюм претерпел большие изменения, связанные с теми процессами и влияниями, которые явились следствием завоевания Средней Азии Россией.
Традиционно-народная одежда женщин населения Нуратинской долины представляет собой довольно сложный комплекс, основу такого комплекса составляли разнообразные по своему назначению компоненты: нательная, поясная, головная и верхняя. Классификация одежды, построенная на основе анализа и сравнения покроев, позволила автору в диссертации выявить основные ее типы и локальные варианты у отдельных этнических групп Нуратинской долины. * . „
объект исследования и его истормо-географическая и этническая характеристика. Объектом исследования автором была выбрана Ну-ратинская долина (самаркандская область), центром которой является Нурата. Она охватывает обширную территорию, расположенную у северных отрогов нуратанских гор и простирающуюся до южных окраин пуста ни кыпылкун. Долина находится в окружении трех горных хребтов -
с северной стороны Каратаг (Коратог).в южной части - Актаг (Октог) и в центре - Нуратинские горы. Основными объектами исследования били гагалаки Джош (ЖУи), Окчоп, кадок, КУргон, Кориз (ныне относящиеся к Кутпрабадскону району), где большинство населения составляют УЗбОКИ .
В центре долины - нурата большинство населения составляют таджики. Таджики живут также в селах Сентаб, Karra Иж и поселке газ-гон. окрестные кишлаки и весь прилегающий пустынный район заселены представителями казахского и каракалпакского населения. .
цель и задачи исследования. Цель диссертапонного исследования состоит в той. чтобы внести новый вклад в изучение материальной культуры узбекского народа с помощью изучения женского костюма, который претерпевает существенные изненения в наш дни в процессе развития общества, межэтнических отношений и взаимовлияния культур других народов. Впервые изучив особую сферу натериальной культуры - традиционную одежду и украшения женшин Нурата, большое внимание было уделено способам перехода деталей народной одежды от поколения к поколению и сохранению при этом самых старинных и традиционных форм. Вместе с тен автор стренился внести свой вклад в разработку проблемы сохранения архаических элементов в одежде и украшениях женщин населения Нурата, поскольку материалы диссертации дают возможность учета исторически сложившихся в данной регионе обычаев, обрядов и верований, связанных с ношением одежды.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. Исследовать население изучаемого региона, что было необходимо для сбора и изучения этнографических материалов, выявления культурных связей данного народа с другими этническими группами; вскрыть происхождение отдельных Форм и видов народной одежЛй: проследить их связь с географической средой и установить причины возникновения локальных особенностей костюма и замены элементов одних Форн костюна другими.
I
Полевые материалы были собрат авторон в 1969-1994 гг. в кишлаках, где большинство населения составляют узбеки (Окчоп, Кадок, кориз, Айтнат, Чкнок. КУргон. Корабов) и в нескольких кишлаках. где г>ольг:Мнсгво населения составляют таджики (Иурзта, Дездба-ллпд. сонтль. кагга и-о.
?.. Дать подробное этнографическое описание традиционно-народной одежды и украшения жешин Нурптн в конце XIX - начале XX вн.
3. Проследить эволюцию и характерные особенности костюма изучаемого региона методом сравнительно-исторического анализа.
4. Охарактеризовать основные виды традиционно - технических способов изготовления тканей.
5. Определить ареалы бытования тех или иных видов женской одежды и украшений.
6. Систематизировать и классифицировать вес)? 'собранный материал по комплексам и элементам одежды в пределах каждого из указанных исторических периодов и выделить ее основные типы.
7. Показать Функциональное значение' видов женской одежды, их место в быту, обычаях, обрядах и верованиях связанных с выкройкой, шитьем и ношением.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ 'ГЕНЫ. Тема традиционно-народной одежды в среднеазиатской этнографии недостаточно изучена, специальных этнографических исследований, посвященных изучению данной проблемы по региону, к сожалению, очень мало, однако вопросы социальной и этической истории народов Заравгаана.в тон числе населения Нуратинской долины, издавна привлекали внимание ученых и путешественников, в
работах которых содержались лить некоторые сведения о народной
1
одежде рассматриваемого региона . В этих сведениях одежда описывается поверхностно и передается как *1асть обшего впечатления о культуре народа, воспринятого с точки зрения эстетики и экзотичности, поэтому они не дают целостного представления о народном костюме.
Позже, уже с 60-х годов XX века, начали появляться специальные публикации о традиционном костюме народов Узбекистана, в том числе народов заравшанской долины. Но в этих публикациях авторы
1 % '
Впмбери А. Путешествие по Средней Азии. СПБ.; 1665, с. ?,10-й15; РадлойВ. В. из Сибири. Гл. X. Долина среднего ЗераФиана, И., 19йЧ. с. 55В-63Й.; хорошхип А. П. Сборник статей, касашихся до Туркестанского края. спи., 1 (¡76, с. гче-353; гребенки» А. Д. Узбеки. Русски,') Туркестан. Сборник, изданный по поводу политической вне-t-iiih.l1. пип. !;, 11,, Ш,1., с. 105-106.
авторы стренились описать одежду населения центральных городов Заравшанской долины - Бухары. Самарканда и окрестных кишлаков. -Кроме А. К. Писарчик никто не работал над одеждой населения Нура-.тинской долшгы. В данной публикации автор проследила развитие Форм женской одежды (платья и головные уборы) таджичек Нурата, не только в тот период, к которому они относились, но и в более ранний и в более поздний. Во время экспедиции автором были подобраны целые компл|ксы одежды новобрачных для начала 90-х гг. XIX в. и начала XX в.
Неизученность и. вместе с тем, безусловная актуальность проблемы побудили автора выбрать данную тему объектом диссертационного исследования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Большое .внимание .в выработке теоретических основ методики исследования уделялось исследованиям этнографов - специалистов по изучению костюма народов Центральной Азии, работай, посвященным теоретическим проблемам этнографической науки, в частности общим проблемам ^материальной культуры - одежде и ^к-рашениям: о. А. Сухаревой, <н. П. Лобачевой, Р. я. Рассудовой,
1. Писарчик А. К. Натериалы к истории одежды таджиков нурата. Старинные женские платья и головние уборы. В кн.: Костюм народов Средней Азии. И., .1979, с. 113-122.
.Z. Эта коллекция хранится в «узее культуры народов Узбекиста на в Самарканде.
з. Сухарева 0. А. Вопросы изучения костюма народов средней Азии. В кн., ¡Костюм народов Средней Азии. М., 1979, с. 3 - 13; она же. опыт анализа покроев традиционной "туникообразной" среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции. В кн. Костюм народов Средней Азии, с, 77-103; она же. Древние черты в Формах головных уборов народов Средней Азии. СЭС. н., 1964, с. 299 - 353; она же: ПозднеФеодальный город Бухара конца XIX - начала XX вв. Ташкент, ИЗД. АН УзССР, 1962, С. 194;
1. Лобачева н. П. Среднеазиатский костюм раннесредневекорой эпохи (по данным стенных росписей), В кн.: Костюм народов Средней ' Азии. И: 1979, с. 1в - ад; она же. о некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана, В кн.: Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. Н., 19й9, с. 5-3ft; она'же. Каракалпапкские головные накидки, с. 169-160.
5. Рассудова Р. я. сравнительная характеристика мужской одежды населения Ферганско - ташкентского региона, в кн.: традиционная ож>жда народов Средней Азии и Казахстана, п.," 1989, с. 139-156.
- 7 -
| р ; И. Н. Джаббарова, 3. Л. Широковой, ' Р. г. Нукминовой, и др,
В методологическом аспекте большое значение при составлении автором програнмы исследования традиционной одежды представляли работы многих авторов по выработке узбекских абровых тканей и выделке кожи в Центральной Азии,развитию кожевенного и обувного про-ннслов. изготовлению хлопчатобумажных и шерстяных тканей, их технологии и инструментов . Огромную ценность для изучения одежды и украшений, а также промыслов и ренесленного производства в Узбекистане представляют работы к.ш. Шаниязова об этнической истории узбеков и их занятиях. В монографии описываются приемн труда, обработка и изготовление различных изделий в Ферганской'области и'За* равшанской долине .
1. Джаббаров и.Н. Об ученичестве в ренесленинх цехах Средней Азии в конце XIX и начале XX вв. //натериалы второго' совещания археологов и этнографов Средней Азии. н-Л.: Изд-во Ali СССР, 1959, с.81-88; он же: Ремесло узбеков южного Хорезма в конце XIX -начале XX вв.// Занятия и быт народов Средней Азии, н-л.': Наука, 1971, с. 72-146; он же: Хахон халклари этнограФияси (этнография народов мира), т.: укитувчи, 1985, с.гтб; он же; Узбек халки этнограФияси (этнография узбекского народа). Т.:: укитувчи, 1954, с.311.
2. Широкова з. А. Традиционный костюм жениха у гортшх таджиков. В кн.: Костюм народов Средней Азии. Н;, 1979, с. 123-126; она же. традиционные женские головные уборы таджиков (юг и север Таджикистана). в кн.: традиционная одежда народов-средней Азии и Казахстана. Н. , 1989, с. 182-203.
3. нукминова Р. г. Костюм народов Средней Азии по письменным источникам XVI в. В кн. : Костюм народов Средней Азии. Н: 1979, с. 70-76; она же, Очерки по истории ремесла в Самарканде и Бухаре в XVI в. Ташкент, 1976, с. 3-234.
4. Махкамова С. Узбекские абровые ткани. Ташкент: ГоспоЗитиздат УзССР, 1969, с. 55; Тошев X., УраковН. Б. Промыслы сельского населения ЗараФшанской долины в конце XIX - начале XX вв. (на узбекском языке) Ташкент: ФАН, 1981, с. 110; УраковН.Б, домашние промыслы сельского населения ЗараФшанской долины в конце XIX - начале XX вв. (ткачество и вышивка). АвтореФ, дисс. канд. ист. наук. Т.: 1993, 23 е.; Томина т.н. Ткани в одежде кочевых и полукочевых народов . средней Азии, //традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. И.: Наука, 1989, с. 228-252,; Жаббаров И.Н. из истории ренесла в дореволюционном Узбекистане. (Краткие сообщения института этнографии). И., 1959, с. 75-80.
5. ианиязов К.Ш. Узбеки-карлуки. Ташкент:ФАН//Историко-этнографические очерки. Ташкент: ФАН, 1964, 195 е.; он же, К этнической истории узбекского народа. Ташкент: ФАН, 1974, с.208-215; он же (соавтор Иснаилов X. (Этнографические очерки материальной культуры узбеков в конце XIX - начале XX вв. Ташкент: ФАН, 1981, 126 с.
- о -
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в тон, что впервые в Регионе всесторонне исследуется эволюция одной из важных отраслей материальной культуры - народной женской одежды Нуратинской долины. При изучении конплекса женской одежды и ее отдельных частей автор, опираясь на данные письменных источников и полевых материалов более полно и детально осветил древние формы народной женской одежды, показывая процесс изменения ее отдельных деталей. В работе рассматриваются также обычаи и обряды связанные с ношениен одежды, в тон числе обрядового ( свадебного или траурного ) костюма, верхней одежды, головного убора, обуви и украшений.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в тон, что материалы диссертации можно использовать при написании обобщающих трудов по этнографии, истории культуры народов Центральной Азии, в том числе народов Узбекистана, а иллюстрации ногут послужить для разработки моделей традиционно-современной одежды на основе элементов национального костюма. Натериалы диссертации также могут бить иснользовэны при чтении спедкурсов во материальной культуре узбекского народа в ВУЗах страны, лекций для модельеров и работников сферы обслуживания и др.
ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Источниками работы послужили главшм образом, полевые этнографические материалы, собранные автором в 1989-1994 гг. в киилаках Дехибаланд, совхоз "Нурата", совхоз "Кизилча", Чуя ( Нуратинский район ), Окчоп, Бозаржой, кориз, октош, кургон, Карабов, ;;уи, окмачиг, Кайнар (Кущрабадский район). Сбор полевого этнографического иатериала проводился на основе интервьюирования и личных наблюдений, в соответствии с целями и задачами нашего исследования метод личных наблюдений в некоторых случаях являлся продуктивнее бесед с информаторами. Для этой цели автором были определены основные методы полевого исследования:
- расспросы лиц старшего поколения ( их воспоминания о своей одежде, об одежде старших членов семьи - родителей, бабушек, дедов);
- изучение старинных костюмов и их частей, бытующих до настоящего вренени или хранящихся в качестве семейных реликвий;
- изучение обрядовой одежды, дольше всего сохраняющей архаи ческие черты, а также описание предметов одежды и. по возможности. покроя одежды, входившей в приданое.
Учитывая все эти детали для сбора полевого материала была подготовлена программа исследования в виде блоков интересующих нас вопросов, касающихся одежды и украшений. При изучении конплекса одежды и ее отдельных частей было установлено время их появления, исчезновения, замены отдельных элементов. Особое внимание было уделено локальным (район, кишлак) и особенностям как костюма в целом, так и отдельных его частей.
В ходе полевых этнографических работ на иестах были сделаны, обнер, чертеж разных видов нательной, верхней, поясной одежды, головных уборов и их покроя, Были также изучены обычаи, связанные с изготовлением и ношением одежды, смены Форн одежды, особенно головных уборов, в связи с переходом носяиего лица из одной возрастной группы в другую ( замена девичьего головного убора женским ) или с изменением его семейного положения (появлением у женщины ребенка). Используя также статистический нетод, просмотрены десятки и сотни видов однотипных одежд.
Ценность полевых материалов в том, что многое сохранилось только в памяти людей и стало достоянием лишь в результате личных контактов. Для изучения одежды и украшений широко использовались «х образны и опросные ранние, Иного ценных сведений получено от информаторов преклонного возраста, специально выбранных нами из числа наиболее осведомленных (пожилые женщины до глубокой старости поннили. что было получено в приданое). Так же в ходе полевого этнографического наблюдения были опрошены десятки пожилых, наиболее опытных мастериц по шитью, кройке, вышиванию, почти повсеместно производилась зарисовка и прорисовка различных ориентальных предметов одежды. „..'* "
важным источником для выявления и уточнения различных типов одежды для нашего исследования также явились экспонаты, которые хранятся в музеях: им. Э. джунанбулбул угли (кишлак курган) и в историческом музее "Чавма" (Нурата).
По музейным экспонатам был выявлен процесс выделения специфических комплексов одежды и украшений с другими компонентами традиционного костюма и таким образон удалось добыть бесценные и надежные материалы о традиционно народном костюме женшин Нуратинской долины и его деталях, не только об отдельных веиах. но и обоих комплексах в целом.
Среди таких экспонатов важное место занимает отдел одежды и украшений, появление большинства которых относится к концу XIX -началу XX вв.,этнографические фотографии, в которых изображены основные черты жизни народов Нуратинской долины.
Важный источником для выявления и уточнения различных типов женской одежды также явилась богатая фототека музея истории народов Узбекистана (Ташкент ) и музея культуры народов Узбекистана (Самарканд).
АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения и результаты исследований автора изложены в статьях и тезисах. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях молодых ученых в институте археологии (Самарканд) и на научных конференциях молодых историков Ташкентского Госуниверситета. Рукопись диссертации обсуждалась в отделе этнографии и этнокультурных проблей института истории АН РУз.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В приложении даны словарь этнических терминов, список информаторов и использованных источников и литературы, иллюстрации, фотографии.
ОСНОЙОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Во ВВЕДЕНИИ дается общая характеристика диссертационной работы, обосновывается выбор и актуальность темы, цель и задачи исле-дования, дана географическая характеристика и этнический состав региона, в котором было проведено исследование, изложены' методи-
ческие принципы работа, раскрывается научная новизна и практическая значимость, методологические основу работы, лается обзор источников и литературы.
ПЕРВАЯ ГЛАВА - "Одежда" делится на шесть разделов, в разделе "Виды материалов и их изготовление" обстоятельно характеризуется техника изготовления материалов. Ткань и другие изделия изготавливались в Нуратинской долине по заказу потребителей или для собственного потребления, выработка ткани осуществлялась в мастерских, расположенных в донах мастеров. Основным видом орудий труда и производства являлась "халажи" (станок для первоначальной обработки хлопка). "Чарх" (прядильный станок) - тоже был основный инструментом для выработки хлопкового волокна. Во многих регионах Узбекистана "чарх" изготовляли из тутового или орехового дерева. Среднеазиатский чарх состоял из двух частей: первая являлась действующим станком, вторая - производительная часть. Активной частью станка было большое колесо, которое называлось "паррак" (лопасть).Это колесо тоже состояло из двух колес, устанавливаемых друг против друга. Каждое из ник в свою очередь состояло из пяти лопастей. Рабочая часть прялки соединялась с другой частью при помогай двух полок, называемых "орайига".
Одним из старинных материалов в зараФгаанской долине для одежды является полушелковая ткань "здрас", с абровыии узорами, "калами"* (с миткалевыми крепленияни), полосатая ткань контрастных цветов - "алача". В конце XIX - начале XX века одежды из шелковых или полушелковых тканей с абровыии узорами - канаус, той, хонатлас, кимхоб, кундал, бархат (бахмал) носили состоятельные люди, а бедная часть населения в основном носила одежду из хлопчатобумажной ткани - буз (белая, желтая, коричневая и т. д,), употребляемая для шитья женских платьев и халатов на все возрасты. Еще одним простым материалом, из которого шили женские платки, головные уборы была "аока". суси (похожа на алачу, но основа и уток у неб очень ред-
1
О."халажи" ("чигирик" в ферганской долине) можно подробно ознакомиться в работах авторов: щлпиязой К. И. К этнической истории узбекского народа. Ташкент. 1974, с. ?.п; Андреев Н. с. таджики яо-линм Хуф, лнп, г. Стялинабад, 19Г)3, с. Р.09.
-лг -
кие) употреблялась на повседневные женские платья и халата.
В ра? >еле "Обычаи и обряды, связанные с покроен и шитьем одежды' исследуется покрой одежды. Покрой традиционной одежды обрел свои черты далеко не сразу, на это потребовалось долгое время. Крой находится в непосредственной взаимосвязи с материалом, и поэтому покрой и натериал наиболее ярко раскрывают эволюцию Форм - от простейших до сложных, отражают вопросы этнокультурных взаимовлияний, уровень художественного мастерства народа, его эстетические представления.
Характерной чертой традидионно-народной одежды населения Ну-раты было свойственное ей единство покроя одежды разных полов и возрастов. Но единство покроев должно рассматриваться как черта архаическая, и обшие для обоих попов Формы следует считать наиболее древними.
Покрой наплечной одежды жениин Нуратинской долины (курта), как и в других регионах Узбекистана, единый в своей основе, имеет две разновидности:
1. Крой по прямой нитке, без всяких скосов, иногда путем разрывания ткани без применения режущего орудия (этот способ считался более простая и существовал почти до го-х годов нашего столетия);
2. Крой со скашиваниен полотнищ, из которых шьется одежда, что осуществляется за счет раскашивания боковин и рукавов, а квадратные ластовицы ( хиштак ) - нередко делались из натерии другого ивета, что, как считалось, имело магическое значение и должно было обеспечить плодовитость.
В разделе "Женская одежда" описывается конплекс женской одеж-одежды населения Нуратинской долины. В полный состав костюма различных возрастных групп (костюм старухи, женщины, девэтпки) входили
1. Полевые этнографические материалы автора,апрель-май 1989 г. Нуратинский район.
й, (Тисарчик А. К, Материалы к истории одежды таджиков Нурата. Старинные женские платья и головные уборы. В кн.: Костюм народов Средней Азии, носква, 1979, с, ш-127.
нательная одежда; нагрудники ( синабанд, свнапутак, синабандак); гатанн; верхняя одежда - калтача ( термин Нуратинский ); стегание дликые халаты на хлопке, на неку; камзолы и нимча (безрукавки); выходная одежда "паранхи" - халат с ложными рукавами, накидываемый на голову поверх головного убора и лицевые покрывала "чзтибаяп" или "чачвзн" ; головные уборы и обувь.
В Центральной Азии, в том числе в Нуратинской долине, в конпе XIX - в начале XX вв. особое значение для характеристики женской одежды ииела Форма ворота. В долине бытовали два вида ворота: вертикальный и горизонтальный. Платье с вертикальным воротом носили хениины-матери, потому что у подавляющего большинства этнических и локальных групп Форма ворота имела не этногенетическое, а функциональное значение - такой ворот делали для кормления ребенка грудью.
В киялаках Сойкечар, Кориз, Окчоп и в г. Нурате бытовали старинные женские платья "куртаи кармар" или "куртаи пешмармар". Эти платья были сшиты из нестной белой ткани кустарного производства -коса, силя, а перед плеч до талии был сделан из легкой прозрачной привозной ткани "бис(^р" ( охабаниги ). Нногие виды женской одежды были провинциальным вариантом бухарской одежды, потому что главные связи Нуратинского бекства осуществлялись с Бухарским эмиратом.
Женское платье старух и женщин среднего возраста шилось таким образом: целое полотнище укладывалось поперек, образуя перед и спинку,перпендикулярно к нему пришивались прямые или несколько суженные к концам рукава, образованные из сложенного вдвое поперек полотнища, а под мышкой вшивались квадратные или треугольные ластовицы - хиштак. Все женские платья.раньше шились длитшми и широкими, рукава тоже были широкими, длина бывала до конца пальдев, до середины ладони, до кисти (до середины XX в. рукава делали на четверть длиннее руки).
в конце XIX века стали входить в моду платья туникообразного ьокроя со стоячим воротником, их застегивали обычно на пуговице, а иногда просто папочкой, сам воротник не застегивался, и края его загибались в виде небольшого отложного воротника. В кишлаках Чуя,
- п -
Кадок, но сообщению 95-летней Хадича-ноно, иногда молодые женинпш-матери одевали платье со стоячим воротником задом наперед, потому что часто на таких платьях делались разрезы спереди и сзади, так что можно было давать грудь ребенку ,
В 20-30-х годах XX века в городе и деревнях появились платья с разрезным плечом, отрезной кокеткой и рукавами, вшитыми в ручную пройму. Пяатье на кокетке сначала носили молодые женшины, но позже они постепенно начали входить в быт и прочно заняли несто в женском гардеробе, в настоящее время платье с отрезной кокеткой "кук-ракбурма" стало основной Формой традиционно-национального костюма женщин Узбекистана .
Девичьи платья отличались от женских Формой ворота, девушки в основном носили платья с горизонтальным разрезом. Чаше такие ворота делались с полукруглыми вырезами для шеи и дополнительными горизонтальными разрезами вдоль одного или обоих плеч. Поэтому девичьи платья назывались "кифтаки" или "киФтанак".
Еше одна основная часть женского костюма - шаровары (лозин, иштон, эзор; пойжома - у таджиков) тоже делались длинными, до щиколотки, женские шаровары по традиции шились из двух видов материи: штанины - "поча" и вставка в шагу - "ог" или "хиштак" из одного сорта ткани (подороже), а верхняя часть - "нифа" (липла) из простого материала. Хиштак ( вставку ) вшивали по-разноиу: во многих кишлаках Кушрабадского района и Нураты она имеет форму сильно вытянутого ранта и вшивается острыми углами в штанины до самых концов. В деревне Сентаб, Катта Иж хиштак в шароварах менее вытянут и вшивается в штанины на четверть выше концов. Лозин носят низко на бедрах, где затягивают поясом, продетым в загнутый рубеп. Низ лозим обшивают узкими плетеными и вшитыми тесемками "жияк".
В состав верхней одежды женщин Нураты в первую очередь входила калтача. Нуратинская калтача имела существенные отличия в 1
Полевые этнографические материалы. Июнь 1993. Кошрабадский и Нуратинский районы. г
я Платье на кокетке имело очень иного названий - кукрэк бурна, куртаи бурма, куртзи уруси, нУгай буруш, козок куйлак, бурмача и т. д. з
В конце XIX <- в начале XX вв. калтача была специфический перхчей одехпой и была довольно широко распространен,] в.Узбекистане и за разными названиями: в Вухлре и Иурате - калтача, в Самарканде и Фергане - мунак. в тлотсенто - мурс,чк, в Хорезме - нчсак.
покрое: они делались совсем без воротника и с более открытой грудью, иолы сильно расклешивались за счет большой ширины клиньев внизу. Сбоку под рукавами ткань собирали п мелкие складочки, поверх которых вышивалась прямая цветная полоска. Зимние калтача делались на подкладке, имея обычно тонкую стежку из вата. Длина калтача была до щиколотки, рукава бывали чаше всего до кисти или короче, ширина их у плеча всегда была вдвое больше, чем на конце.
калтача у богатого и бедного населения отличались по матерки, из которой они шились. Парадные калтача были привоЛше (из Ь'ухэры, Самарканда), а простые- халаты делались из местных кустарных тканей.
Кроме калтача, женшины Нурата носили другой тип верхней одежды - камзол ( камзул, камзил). этот вид одежды появился в долине в начале XX века, они делались очень узкими в (течах и расклешенными в подоле клиньями, клин пришивался скойенной стороной к спине, воротник - обычно отложной с лацканами, иногда отложной шалевый. По бокам делались прорезные карманы. Камзолы шили из яркого полосатого бекасаба или из цветного бархата, плюша, привозных материалов.
Ещё одним видом женской верхней одежды была нимча (безрукавка) , которую носили под калтача и под камзолом, летом просто на платье. Нимча тоже появилась в долине где-то в конце XIX в. Ее шили из темного бархата или из черного сатина с вшивкой на подоле. В настоящее время шгача стала необходимой принадлежностью костюма жетпин Нурата. •
Выходной одеждой женщин, как и в других регионах Узбекистана, была паранджа. Все женщины при выходе из дома набрасывали на голову паранджу. Девочки, достигшие зрелости, тоже, выходя из дома, набрасывали на голову паранджу. Паранджу шили из полушелковой ткани, без стежки, длиной почти до земли. Ложнйе рукайа скреплялись на спине у низа тесьмой, Вместе с йаранд*ой надевали "чашнбанд" ("чаши" - глаза, "банд" - закрывать), или "чачван". *1ашмбанд представлял собой пряноугольный кусок ткани из конснпго волоса. Его длина была от з, 5 - 5 карич, обычно достигала талии. С ношением чачвана было связано иного обрядов, обычаев и верований.
- 16. -
Так как чачван был черного цвета! он считался опасным. могушим навлечь несчастье, поэтому молодые девушки и невесты в день свадьбы закрывали лицо белой кисеей (дона). В парандже и чатм-банде не входили в дон ни хозяева, ни гости. Уже в го-зо гг. XX века паранджа выпша из употребления.
Важную часть женского костюма составляет головной Убор. У узбеков, таджиков, каракалпаков, казахов, арабов и др. народов, живущих в Нуратинской долине, головной Убор инел сходные черты. В наиболее полной виде он состоял из трех частей:вниз надевалась ша-шапочка с накосникон, который назывался в долине "кийгич". поверх нее повязывался свешивавшийся под подбородкон небольшой прямоугольный кусок ткани, прикрывавший шею - лачак,убор завершала "сал-ла" - чална, которую женщины иногда покрывали, даже повязывали большим платкон. Салла инела ряд вариантов, значительно отличавшихся по своей внешней Форме: у узбечек и таджичек Нураты чалма отличалась манерой нанатывания. Формы женской чалмы бытовали самые разнообразные, у женщин узбекской этнической группы чалму делали из 2-3 больших платков, нередко узорчатых, и назывался такой вид наматывания саллы "касаба" (касаба). V таджичек г. Нурата бытовали разные виды чалны: в виде "кучкорак" (бараньи рога),"нуштумжонибе-ги" (кулак бека), ."шох бош" (рогатая или богатая голова),"камбагал бош" и т. д.
Девичьи головные уборы назывались "р?молча", "дуррача". "кала-пушт". "култапушак", "култа", которые отличались от женских отсутствием накосника.
Хенская обувь в городе и кишлаках была в основном ичиги с мягкой подошвой и высокими голенищами - нахси ( в них заправляли шаровары - лозим). Нахси изготовлялись из козьей кожи и были очень
1
Шапочка с накосникон - "кийгич" - шилась на подкладке. Передняя часть ее дейалась из более нарядной материи - ситца, шелка; чаще всего украшалась параллельными горизонтальными строчками и пуговицами. По краю перед кийгич обшивался плетеной узкой тесьмой или цветнын кантон. Макушка и накосник шились из простых тканей. 2
Лачак (лячаг) в Киргизии и Казахстане назывался "элечек" и применялся для обозначения самой чллт,'. Он. : Сухарева О. А. Древние черты в Форнах головных уборов нлсо/иж средней Азии, сзс, . 1954,
с. :к« * •
- 1Т -
легкими и удобными для среднеазиатского климата, женщины из состоятельных сеней носили "ироки махси". Нахси незде надевали обязательно с кожаными калошами "капута". В конпе XIX - начале XX рп. в зимнее времы также бытовали деревянные башмачки "Сгоч ковулг,"хак-кар кавупГ .
Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ - "Украшения" описывается набор ювелирных украшений женщин Нуратинской долины конца XIX - начала XX вв. и дается обширный обзор изделий. Обьектон изучения прежде всего послужила коллекция музейных ювелирных экспонатов, хранившаяся в народном музее им. Эргаяа жуманбулбул угли (КУргон) и в историческом музее "Чашма" (Нурата).
В полный комплект женских ювелирных украшений в регионе входили: налобно-височные украшения и серьги, накоснне украшения, затылочные украшения, нашейные и нагрудные украшения, различные амулеты - обереги-тумары, украшения для рук - кольца, перстни и брас летн.
Ношение всех этих видов ювелирных украшений было строго регламентировано в соответствии с возрастом и сенешшн положением. Все украшения сопровождали жентину на протяжении всей жизни, в ну-рате все ювелирные украшения надевали молодые невесты в день свадьбы. Налобное украшение - "тилла кош" (золотые брови) накладывалось над лбом на головной убор из сложенного в несколько раз платка с твердой прокладкой. Бухарский вариант "тилла коя" назывался "бало абру". Этот вид налобного украшения не имел ажурного на-вершия, как "тилла кои", и потону в нем яснее выступала первоначальная Фигура летяшей птицы. С налобными украшениями сочетались два парных височных украшения "гажжак". Их Форна с одним острым концом, загнутым слегка вверх, напоминает "бодом" - миндаль. Гаж-яак носили вместе с "тилла кои".
Продолжением головных украшений служили накоспне подвески -"соч попук", "соч тупак"(термин нуратинский), "жаиолак", "туф" и т д. Соч тупак (или пупак) представляло собой два, четыре, а иног-„ да и больше мелких и толстых черных шнуров из хлпчатобунажннх шбл-
1
Полевые этнографические материалы, нузейнне экспонаты музея им. 3. Луманбулбул угли. Най 1989 г. Кишлак Курган,
ковык или шерстяных нитей. Эти нити подкреплялись к■кончай волос и спускались почти до колен. Низ этих нитей увешивался серебряными подвесками из листков и зерен.
Самым традиционным украшением в кишлаках и в городе в старину считалось нашейное украшение "мунчок" (бусы) 1 в основной был широко известен "каланпир маржон". этот<вид нашейного украшения имел отверстия в,.боковых частях дли вдевания нитки и нанизывался поперек. Самым нарядным,считалось- ожерелье включавшее бусины различных Фррн i из. ра зшк материалов.'
Необходимой частью головного Убора, которую носили и девочки и, женщины всех возрастов, были серьги (зирак, сирга). а также они входили в набор, новобрачной. Самый распространенный вид серег был "халкаи мухаммади'' - кольцевые серьги с нечетным числом подвесок (три,, пять, сень). По числу подвесок серьги назывались: "уч оёк" (с тремя ножками), "беи оёк" ( с пятью ножками); Длина подвесок на них была почти одинакова, но средняя частью делалась несколько длиннее. В музеях и в некоторых семьях как память о бабушках сохранилось несколько видов серег: "козик сирра", "ойбалдок". "Уй сирга" и т. д.,
Головные украшения дополнялись нагрудными украшениями и составляли вместе с ними единый Убор, все виды украшений были привозными. Многие из них изготовляли бухарские ювелиры. Самыми распространенными из них были: "зеби гардон" и "нози гардан" (означает "изящная шея") или украшение для шеи "зеби сина" ("украшающая грудь"), "тавк" и "жевак". Вместе с украшениями различных групп в Нуратинской долине также был набор украшений, которые на протяжении долгого времени выполняли функцию амулета, талисмана, оберега-тумора. Туморы были нашейные, нагрудные, наплечно-нагрудные и подмышечные. Самыми распространенными из них были "бУйни тумор" (для шеи) и "кукрак тумор" (для груди). Эти украшения играли значительную роль в традиционных обычаях и-обрядах,
обязательным элементом комплекта женских украшений были кольца ( узук ) и браслеты ( билак узук ). особенно важную роль играли
кольца, потому что считалось, что ношение кольца "очищало руки женщины". Чаме всего в изучаемый период в Нуратииской долине встречались кольца с камешком. Гнездо дня вставки каиня инедо Форму расширяющегося к концу раструба без "лапок" - цветные камни укреплялись при помогай мастики.
•Еилак узук - украшения для рук от кисти до локтя, браслета имели очень широкое распространение, как и другие украшения. Они бывали обычно парными и посипи ик на обеих руках, а на свадьбах, на праздниках дахе несколько пар. По конструкции бгйслетн разделялись на два типа: незамкнутые, согнутые из металлической пластинки, и замкнутое ( с шарнирными замком, целостные, двустворчатые >ийи с маленькой створкой - "дверкой").
В ЗАКЛЮЧЕНИИ изложены основные положения и выводы исследования. Цель настоящего исследования состояла в тон, чтобы изучить основную часть материальной культуры населения Нуратинской долины - одежду и украшения.
Одежда населения Нуратн этнографами почти не изучалась, нура-тинская долина лежала на торговом пути, связывавшей с пентралышни городами ЗараФшанской долины, поэтому одежда изучаемого региона во все эпохи имела наилучшие условия для развития, была наиболее полной, разнообразной по Формам и богатой.
Женская одежда населения Нуратн бйла непосредственно связана с трудовой деятельностью женщин и отличалась большой целесообразностью. Ей свойстве«™ удобство, логичная конструкция и эстетические достоинства.
одежда изучаемого региона, как и в других регионах Узбекистана, была приспособлена к условиям труда, быта и образа жизни, Существенное влияние на выбор материала оказали и климатические условия.
оригинальность и самобытность традиционной женвкой одежды, и украшений, их формы и детали, цвет, декоративное оформление, тех-
1
Сухарева O.A. история среднеазиатского костюма. Н,, 1982, С. 116.
г
Факретдинова А. Д. ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент, 19««, с. 15?..
технология обработки, конструкция были продиктованы' различными культурными традициями.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в конце XIX -начале XX вв, традиционный костюм женщин Нуратинской долины был более единообразный, в нем было меньше разных видов одежды и упот-ребляеные ткани также были более единообразны. С проникновением новых деталей костюма некоторые образцы народного костюма исчезли полностью или остались только в музеях и в ритуальной одежде. Но полученные этнографические полевые материалы доказали нам, что древние Формы традиционного костюма были самыми устойчивыми и основные детали этой одежды сохранились позже в новых видах современной одежды.
ПО ТЕНЕ ДИССЕРТАЦИИ АВТОРОИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
Одежда населения Нуратинской долины в конце XIX - в начале XX вв. //Тезисы докладов научной конференции молодых учёных и специалистов Узбекистана. Самарканд, 1992, 0,1 п. л.
2. Нурота ахолисининг этник тарихини Урганишга дойр. //Республика ёш тарихчи олимлари илмий анжуманининг маьрузалари баёни. Самарканд, 1993 йил, 65-66 бетлар.
3. Нурота вахасида яшовчи "Узбек-туркман"ларнинг этник тарихини Урганишга дойр айрим мУлохазалар//ИУСтакил Узбекистан ва мил-латлараро муносабатлардаги баркарорлик навзусидаги Республика ил-мий-назарий анжуманинг маьрузалари бабни. Тошкент, ТошДУ, 1995, 36-37 бетлар.
4. Нурота шахри ва Сентоб киилоги аблларининг кийимлари (XIX асрнинг охири - XX аср бошлари), хаммуаллиФликда. //Нустакил Узбе-кистон ва ниллатлараро муносабатлардаги баркарорлик мавзусига ба-гишланган илмий-наэарий анжуманининг маьрузалари баёни. Тошкент, Тош ДУ, 19^, 39-бет.
5. Нурота аёлларининг аньанавий такинч01О1ари. XIX асрнинг
. охири XIX аср бошзри//Уэбекистош1а ижтимоин фанлар, Тошкент, 1995, о, 5 б. т., нашриётда.
6. Нурота тарихи //фан ва турмуш, 1995, 0,4 б.т., нашриетда.
- ?л -
ПУРОТА ВОХЛСИ АХО/МШШГГ А1ГШГЛ1Ш КИИИНЛЛРИ.
XIX асрнииг охири -XX аср ботлари.
РЕЗСТК
нарказий осие. жунладан Узбекистан халклзри нолдчй наданияти тарихини урганит этнография Фанипинг мухим вазиФзлзридэн бирилир. Лиьапавяй халк кийигшри бу няданиятда алохида Урин эгалллйди. Халк кийимлари узок асрлар давонида иакллангэн бУлиб, утткг тлрн-хида Узига хос ниллий наданият хусусиятлари. бир халкнинг бошка халклар билан Узаро содиал-иктисодий па ижтиноий нуносабатлзри иа-нойн бУлади.
Уибу тадкикот ишниз XIX асрнинг охири XX аср бошарида нуро-та вохаси аелларининг анъанавий кийин ва такинчокпарини Урганияга багишшган бУлиб, диссертация нукаддима. икки боб ва хотииадан иборат. ишга кийин ва такиичокпар хахидаги тернинларга изохлар, кУшнча наьлунотлар, кискартма сУзлар наьносн, фойдаланилган нанба ва адабиётлар рУйхати ханда расмлзр иллпстрацияси плова килгогади.
нукаддимада таняангая напзунинг долзарблиги, унинг иякий ян-гилиги, Нурота вохасининг географик Урни. ахояисииинг этник тарки-би ханда тадкикотнинг нетодологик приндиплари ва аналий ахамияти хакида Фикр юритилади.
"Кийинлар" деб нонланган биринчи бобда Урганилабтган даврда вохада мавжуд бУлгап нато тУкитп ускуналари. нато турлэри. кийин-ларни бичии ва тикиш билан боглик бУлган урф-одат ва наросимлар баен этилган. Абллар кийинининг бир лепта турлэри алохида бУлинлар-да бритиб берилган.
"Такиичоклар" деб нонланган иккинчи бобда Нурота вохасида навжуд бУлгаи заргарлик бпжлари- пешонага, сочга, кулоккл, бУйип ва кукракка тлкилапиган ва тикиладиган ханда кУлга такиладиган-узук ва бялакузук каби такинчок турлари батафсил сритиб берилган.
йлний ишнинг хотина киснида ияиий хулосалар чикарилгая.
- 22 -
TRADITIONAL WOHEN'S GARMENT OF NUKATA VALLEY'
(the end of 19th- the beginning of 20th centuries)
SUMMARY
Studying of material culture of central Asian nations, including Uzbekistan's nations, is the one of ethnograflc purposes. Traditional folK garment Is very important part of their culture. FolK garment has been formed during many centuries. It reflects history of nation altogether with its original patterns of material culture, relations between nations, influence of economics and social system upon national culture's development.
This thesis is devote investigation of traditional garment and Jewellery of women in Nurata Valley - the end of 19th - the beginning of 20th centuries. The thesis consists of introduction, two chapters, conclusion. Appendix includes vocabulary of ethnic terms; list of informants; list of abréviations; list of sources and literature, which was used. Appendix includes illustrations a3 well.
In introduction, I gave argumentation of my choice (I consider that the topic of thesis Is actual), purposes and tasK of my Investigation, geographic situation and history of studying region, methodological principles of worK, proof of practical importance and novation.
In the first chapter "Garment" I analysed the development of domestic craftworK; technology of textile manufacture; customs and ceremonies connecting with sewing and wearing of garment. Description and analysis of women's garment complex are in each chapter.
In the second chapter "Jewellery" 1 described Jewellery women's set of Hurata Valley in the end of 19th - the beginning of 20th centuries. Complete Jewellery women's set consists of Jewellery pieces for brow and temples; earrings; .Jewellery for tress, necK, bach of the head; varios "tumar"; hand's Jewellery - rings, braceletes.
Field ethnographic data of our investigations taKe .us opportunity to confirm, that ancient patterns of garment were most stable. Basic elements of tnetn h-wo preserved in new patterns of modern garment,
in con In s I on, T gave an account basic "thesis.and cone Misions
oi a > ••."•T ' H-i ,>r>.