автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционная система ценностей у современных китайцев (конец 1970-ых-1980-ые гг. )

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Тертицкий, Константин Маркович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Традиционная система ценностей у современных китайцев (конец 1970-ых-1980-ые гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционная система ценностей у современных китайцев (конец 1970-ых-1980-ые гг. )"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ ии. Н.Н^ Шшлухо-Шшлая

На правах рукопнои

ТЕРТОЦКИ0 Зонсгаятян Маркович

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕЫА ЦЕННОСТЕЙ 7 СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙЦЕВ (коней 1970-шс - 1980-ые гг.)

Специальность й 07.00.07 - Этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диооертадии аа ооиоканио ученой озвпоыа кандидата исторически! наук

Мооква 1992

Работа выполнена в Отделе зарубежной Аоип в Океании И91 |)АН

Научный руководитель:

доктор иоторичеоких наук В.В. Малявин

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук ¿.¿.Бокщанин

кандидат исторических наук О.Ю.Артеиова

Ведущая организация:

Кафедра истории Китая Института стран Азии и Африки при

Московской государственной университете т, Ы.В.Ломоносова.

Защита ооотоитоя "З^ 1992 г. на ваоеданип

Специализированного оовета К002.76.Р2 по ващите диссертаций на ооиокание ученой степени кандидата наук при Институте этнологии и антропологии РАН, по адреоу:117334,г.11ооква, Ленинский проспект, Д.32-А.

С диссертацией иокно ознакомиться в библиотеке Института этиологии и антропологии РАН!

Автореферат равоолан 1992г

Ученый секретарь Специализированного совета к.и.н. Никулина. -Л.В.

1. Общая характеристика работы

Данная работа посзящэна анализу места и роли традиционной системы ценностей и связанных с ней норм традиционной культуры в сознании и общественной жизни современных китайцев.

Научная актуальность работы обусловлена ьеооходимосГс» комплексного изучения .происходивших в жизни китайцев в последние годы и происходящих сейчас сложных, малоисследованных изменений социо-культурного и социо'-психологического плана. Практическая актуальность работы определяется потребностью изучения ситуации в Китае в контексте все возрастающей важности "китайского фактора" во внешней политик© России.

Научная новизна работы заключается в том. что здесь 1} впервые дается комплексный анализ состояния системы ценностей. религиозней и социальной жизни, этнического самосознания китайцев КНР. Тайваня и Сянгана в современный период. 2) фактически впервые с привлечением оригинального круга источников и с использованием новых методологических подхОдоз изучено состояние целого ряда базозых феноменов, сформировавшихся на основе норм китайской культуры С например, состояние религии в КНР и состояние традиционных социальных институтов в китайской деревне?.

Целью работы является выявление места традиционных китайских ценностей и связанных с ними элементов образа мира, норм культуры в гагзни современных китайцев. Рассматриваются ведущие типы ценностей - этические, религиозна и социальные. Их анализ проводится на нескольких основных уровнях - уровне сознания, поведения, социальной и религиозной жизни и социальных и религиозных институтов.

Природа изучаемых объектов и состояние источников по теме привели к необходимости а) при изученш структуры этических

ценностей и ценностей ■ определяющих тип отношений индивида с другими людьми, сосредоточиться на анализе состояния сознания и поведения, 65 при изучении религиозных ценностей и ценностей, связанных с "социальной культурой", уделить основное снимание связанным с этими сферами феноменам поведения и формам жизни, состоянию ведущих традиционных религиозных и социальных институтов. Это позволяет проверить, как и в какой степени традиционные ценности определяют реальное поведение и формирование социальных и религиозных институтов у современных китайцев. Кроме того, пошляется возможность компенсировать недостаток источников по состоянию сознания китайцев, живущих в сельской местности, путем обращзния к данным об их поведении и социальной жизни: на основе этих данных можно реконструировать характер ценностей, лежащих в основе подобного типа поведения.

Исходя из основной цели работы в рамках диссертации решаются следующие задачи:

1Э определяется состояние системы ценностей у современных китайцев;

2) выявляется состояние религиозного сознания и религиозной жизни у современных китайцев;

' 35 прослеживается состояние традиционных социальных норм и институтов, неотрадиционных социальных феноменов в современном Китае;

4) рассматривается характер восприятия инноваций в китайской культуре;

5) анализируется влияние, которое оказывают на состояние системы ценностей, религиозного сознания и религиозной жизни, традиционных социальных норм и институтов и неотрадиционных социальных феноменов существующие в разных частях Китая С КНР ■ Тайвань. Сянган. Аомынь) раз личные социально-политические системы

и достигнутые там различные уровни социально-экономического развития С"модернизированное™ "5.

65 рассматривается воздействие традиционных ценностей на характер контактов китайцев с иноэтничными группами и на восприятие ими исходящего от этих групп культурного влияния.

Практическое значение работы определяется тем, что проведенный в ней анализ позволяет понять внутренние механизмы я предсказать течение ряда сложных и во многом скрытых от наблюдателя культурно-психологических и социо-культурных процессов, сказывающих влияние на современное политическое и экономическое развитие }(итая.

Работа имеет следующую структуру: Введение, три глаьы, Заключение и список литературы.

2. Основное содержание работы.

Во введении рассматриваются актуальность и новизна работы. основная цель и задачи исследования, практическое значение полученных результатов, а также круг использованных литературы и источников.

При' написании данной работы я основывался на традиции изучения китайской культуры, существующей в отечественной синологии и этнологии и . прежде всего, на теоретических положениях, разработанных в фундаментальном исследовании истории китайского зтнонса, предпринятом коллективом авторов в составе М. В. Крюкова, В. В. Малявина, М. В. -СЪфронова, Н. Н. Чебоксарова, Л. С. Переломова. В работе использованы и учтены также материалы исследований и теоретические разработки ученых тайваньской и гонконгской психологических школ, тайваньских этнологов и религиоведов, социологов и социальных психологов КНР, а также западных исследователей, в разные годы проводивших полевь>е

исследования в материковом Китае и на Тайване.

В качестве источников были привлечены 15 материалы китайской центральной и местной1, а также специализированной прессы, 2) материалы опросов и полевых наблюдений, проведенных мною в КНР в 1986-1987 гг. , а также опросов, проведенных в ходе общения с китайцами из КНР, Тайваня и Сянгана. посещавшими Россию в 1989-1991 гг. . 3) данные переписей населения КНР в 1982 и 1990гг. , другие статистические материалы. 43 произведения китайских философов, китайские "местные хроники" Сдифанчжи>1 т.д.

В главе 1 анализируется степень и характер присутствия традиционных ценностей С главным образом, этических) . элементов традиционного обораза мира в сознании и их влияние на поведение современных китайцев. Сначала рассматриваются социо-культуркье и экономико-экологические условия, ставшие предпосылками к возникновению в прошлом традиционных ценностных структур: господство имперской власти над массой замкнутых земледельческих обшин. в которых сохранялось наследие архаической культуры; особая роль институтов родства, ставших моделью для построения системы отношений в обществе и т. д.. В Китае сложился определенный тип "социальной личности". "Мэтивационным ядром" ее поведения во многом были конфуцианские или близкие к ним ценности, модель взаимоотношения с малой группой и другими людьми строилась на основе такого феномена, как . "социальный холизм". "Социальный холизм" представляет собой ориентацию на вхождение в социальную общность С как правило, родственную или кваэиродственнукО , на достижение своих целей, на решение проблем

1 Напр! и «ер, газеты пров. Гуандун, Ляонин, Хэйлунцэян. Шэнъси, Сычуань, 1Ьянсу, г. Пекина, Шанхая и Шэньяна.

и удовлетворение потребностей в социальной сфере в рамках пли посредством этой группы. Подавляюща большинство китайцев в условиях традиционного общества рассматривали в качестве ведущей социальной ценности семью, не отделяя ее от себя. Семся была дли них средой социального существования, универсальным "медиатором' между индивидами и обществом в реализации социальных целей и потребностей. При этом, хотя общие интересы семьи и становились во многом ведущими интересами ее отдельных членов, каждый из них отнюдь не "растворялся*^ семье С или иной родственной группе"; , а представлял собой личность со своими индивидуальными чертами, потребностями. интересами и целями. Мэральныэ нормы действовал! i з традиционном Китае преимущественно на уровне межличностных отношений,

Анализ современного состояния системы ценностей и поведения китайцев показывает, что традиционные ценностные структуры по-прежнему занимают доминирующее положение в сознании китаШев и определяют поведение большинства из них при решении ими проблемных ситуаций. Это характерно как для китайцев КНР, так и для китайцев Тайваня и Сянгана. У китайцев по-прежнему достаточна слабо развито "общественное сознание". Подавляющее большинство китайцев по-прежнему позитивно оценивает такие категории традиционных ценностей, как "сыновняя почтительность", "трудолюбие и бережливость", "гуманность" и т. д. Доля тех, кто привержен ведущим ценностям такого типа, колебалась у разных групп опрошенных в разных регионах от ок. 2/3 до 4/5, а доля тех, кто активно выступал против этих ценностей - от б до 15*.

Весьма показате;1Ьны в этом отношении результаты глобального исследования, проведенного сотрудниками Института социологии Народного университета С г. Пекин) в 13 провинциях и городах Китая С респонденты представляли все социальные и возрастнье слон

китайского общества)' Опрошенным было предложено для оценки 14 основных качеств личности С см. таблицу 1.7), Оценка проводилась • по семизначной шкале, где "3" означало "весьма одобряю"; "3" -"одобряю"; "1" - одобряю в некоторой степени"; "О" - не могу дать определенной оценки"; "-1" - "не одобряю в некоторой степени"; "-3" - "не одобряю"; "-5" - "весьма не одобряю". Ниже приводится таблица, где указаны средние оценки, данные опрошенный) тому или иному качеству. а также указано, какая доля спрошенных С Ю дала данному качеству ту или иную оценку [ Чжунпо ниньцзусин 1990. с. 69-73] Сем. Табл. 15.

Как видно из таблицы.' традиционные ценности занимают ведущее положение в сознании китайцев. Современные ценности не выгесИяют традиционные Си не отторгаются вообще? . а дополняют их. Аналотчное явление, судя по всему, имеет место и при восприятии таких ценностей, как. например, "знания" и /'стремление к эффективности" на Тайване [ яьеп 1989, р.18] или '1&КИХ ценностей, как "свобода" и "чувство собственного ¿срстоинства" у интеллигенции КНР I Чжао Ояолзй 1987. с. 32-33] . Традиционные ценности стали также неотъемлемой частью шического самосознания китайцев.

Сохраняются у современных китайцев также и традиционные кульгургго-психологические феномены "лицо" Слянь, мяньцзы) , "человеческие чувства" Сжзньцин?. "связи" Сгуаньси). Так, по результатам экспериментов, этика "лица" проявляется о самых различных сферах поведения китайцев Сянгана - наиболее г.ошрнизирсванного и комерцианализированного города Китая например, при оценке студентами публичного выступления другого человека, при возврате С обмене? товара с дефектом и т. д. Огромную роль указанные выше феномены играют и в жизни самых юроких слоев китайцев КНР. Сб этом свидетельствует хотя бы тот

Табл. 1.

Оценка

Качество личности Совесть Сцицзе} Преданность и сынов няя почтительность С чжунсяо} Гуманность СганьайЗ Интеллект С личжи)

Трудолюбив и бережливость Сциньцзянь) Деятельность Сцзинцюй) Рыцарство Ссяи)

Приверженность середине Счжунюн) Практицизм Сшиюн) Утилитаризм СгунлиЗ

Частная'мораль С сыде) Повиновение Сцюйцун) Завистливость Сцзиду) „ Лживость Сцимань)

Сред- 5 3 10-1 -3 -5 à няя оценка

4.05 66.3 23.8 4,7 4.1 • 0.5 0.4 <~\7. lût) -3.9259.629.5 5.5 4,4 0.5 0.3 0.2 100

1

3.8757.032.9 5.5 4.1 0.2 0.2 0.2 ICO 3.75 55.6 30,4 7,4 4,3 1.0 0.8 0.4 КО 3.1041,4 34,0 11,6 8,2 2,5 1.4 1.0 10".'

2,91 38.6 34.3 11,5 9,2 3.0 2.6 0.8 100 2,33 25.5 35.3 19,8 11.2 3.3 2.9 20 ICO О.а 6.4 17.1 19.0 20.7 11.2 16,9 8.7 ICC

-0,63 4,3 12,2 14,3 20,7 16,0 23,0 9.6 КО

-2,77 2.8 3.6 3.9 11,8 7.9 23.1 44,7 100 -3.58 1.3 1.2 0.9 9.0 5.6 23,8 58.4 КО

-3,69 0,6 1.3 1,0 6.5 6.0 25.0 59,7 КО

-3.83 0.8 1.0 1.2 7,2 4.6 20.2 65,2 1 00

-3.83 1,4 0.8 1.0 7.3 4.7 18.7 66.3 100

Под утилитаризмом в данном случае понимается стремление к деньгам, положению; стремление к обогащению. не вьйирая способов [ Чжунго миньцзусин 1990. с. 70]. 23

Данный термин обозначает также "быть дипломатичным. лгать, обманывать себя и других" [ Там же, с. 71)'.

факт, что расходы на подарки, связанные с поддержанием в межличностных отношениях "человеческих чувств" С;кэньцин) С явление, связанное с феноменом "лица") . только в пров. Хэбэй в 1988 г, составили ок. 1 млрд. юаней.

Традиционные ценности воспроизводятся у китайцев в процессе социализации. Анализ процесса социализации в КНР и на Тайване позволяет сделать заключение о том. что в обеих этих частях Китая традиционные нормы С или их модифицированные варианты) задаются в ходе социализации в предлагаемых учащимся для усвоения дидактических моделях. а также посредством соответствующего воспитательного воздействия со стороны учителя С воспитателя). Эти нормы итериоризируются учащимися и определяют их поведение, в частности, при решении проблемных ситуаций. Системы социализации в КНР и на Тайване обнаруживают весьма значительное сходство. обусловленное общностью культурной основы И преемственностью по отношению к социализации в старом Китае,

В сознании китайцев сохраняются не только традиционные ценности, но и элементы традиционной картины мира, включая те из них. которые связаны с восприятием индивидом его соматического бытия и психопатологических феноменов. Так. у современных китайцев сохраняется такое традиционно присущее китайцам явление, как ссматизация. то есть сведение негативных психологических состояний к их соматическим проявлениям. Сохраняюся у них и культурно-специфические психопатологические синдромы, а именно, синдром "себин" Содержимость злым духом) и синдром "шэнькуй" С утрата жизненной силы). Распространение синдрома "шэнькуй": принимает иногда характер психических эпидемий С Сингапур. 1967; о. Хайнань и п-ов Лэйчжоу, 1985; п-ов Лэйчжоу, 1987).

В главе 2 рассматривается религиозная ситуация в

современном Китае, состояние религиозного сознания современна китайцев, степень их приверженности традиционным религиозны ) ценностям и связанным с религией элементам образа мира. Вначале рассматривается ряд особенностей религиозности китайцев, в частности. традиционная приверженность большинства из СШПф9Т1П0СКО:?7 комплексу верований и обращение о зависимости от когасретнсй ситуации и сложиешэйся традиции к института).. ч служителям той или иксй конфессии.

Затем анализируется религиозная ситуация э отдельных час.-п-,>: Китая. Так. а КНР подаштя:^:?1,; болышкегзо солъских жителей Сот 60 до 90 » э разных областях) ' и в наши дни привержено синкретическим народным верованиям С далее СШ) Сем. Табл. 21',

Центрами религиозней активности в СШ являются храмы божеста китайского пантеона. Другим важнейшим элементом народного уровня китайского религиозного синкретизма лзлятся слой его служителей: шамакоз-медиумоз разных типов С именуемых шэньхань и упо) и примыкающхх к ним г^смалтсл, предсказателей судьбы Ссуаньмш) . хиромантов, физиогнсмистсз и т.д. Качественные показатели религиозней жизни С количтстзо 'гнтелей. приходящееся на 1 храм или на 1 шамана-медиума) составляют цифры одного пор.'Щка в ¡{К?, на Тайване и в Китае до 1949 года. При этом следует учитывать, что СШ а КНР объявлены "феодальные суевериями" и практика СШ запрещена.

В КНР велико влияние и* шетитуциояизироеанных религий буддизма и даосизма. Наряду с буддийским и даосским духовенством 1 существуют также группы "чистых буддистов "-мирян С составляют IX а ряде местностей, где буддизм традиционно пользуется сильным влиянием, от порядка 10 х до св. 20 х жителей) и небольшие группы, "чистых даосистов". Будайские и даосские храмы, монастыри и святые места являются центрами религиозной жизни,

Тзбл.2.

М-?сто опроси Вид представлений или практики СНВ

Кол—во доля приве- истой-опрошенных рженцев не- КИК которых преставлений или вида _практикиС К>___

Л-к пин. Мань- приверженность ■ ¡r/рский ав- "суевериям"

¡ MHfcí.

..■ч'^д Сюши

Чдацг-ян. уезд приверженность ¿лi;кань. во- "суевериям" исть Ваньэнь

9 деревень и волостей

Чжан свыше 95 Еинда 1986

приверженность "суевериям"

ÍW указано

по-видимому. ис-~пед-шоь пуск. р-нсз) ¡:У:1НУ.'с\п, уезд Ч/аньша, комму tía Цайлу, бригада LiiH-сгль

t-'зянсу. пригородные р-ны клонении ду-

вера в демонов и богов

участие в по-

9 деревень 80 С причемЦушинъ 15% верят жибао. глубоко, а 27.7.89 65" "напо-вину верят,' наполовину сомневаются")

527 дворов 90 С причем Нунминь 60% верят жибао, глубоко} 8.12.89

461 чел. свыше 95 Гун Цяиь-

лун 1982

18 деревень С 9034 двореО

крестьянские семьи и дворы в горн.р-нах 50 дворов

г.Янъчэн • хам предков '.'гНУ'знь, помещение в до-уз:зи Илун мах изображений божеств

Гуандун, го- покупка предме-ро,па и посел- тов, связ. с "су- -ли уезде- Xcj- евериями" в апре- ■ ш?нь ле и в августе

ЖАР, уезд ' приглашение reo- родственники Ч.'*унн:;н мантов при вьйоре 20 умерших

места могилы .. езд проведение при родственники noce- похоронах религ. 120 умерших п::н церемонии "даочан" С1983-89 гг)

63 Езншинъ жибао, 9.5.1987 свыше 70 Йэньмияь жибао, . 22.8.67 _ 30 Наньфан жибао, 5.12.89 .

•W

100

99

Нунминь жибао. 2.4.1990 Нунминь жибао. 1.12.89

Хунань, уезд приглашение на родственники 9В Йэньмияг.

Т&сюань, во- похороны даоши и 97 умерших в _ жибао,

лость Шзнь- ссвершеше церз- 1988 году 11.10. шуйган ремонии "даочая"

Хубой, уозд использование для дати данной 70 Пзяъмин«.

Ичзн детей одеяды-обз- местности жибао.

pera определенней 28. 5. 88 расцветку С по поверью, отсутствие " такой одэядо вле-_чет смерть ______

куда приходят дгсяпси и сетки тысяч С п некоторых случаях - св. 1

млн. d год) cepy.ijDí. ср^,п;н^тсрьсспрссблад,аотприЕ;ер;г£кцьн^НВ.

Даосское и буддийсгссо духссгнспзэ играот весьма значительную

роль б рэлигиозной сольских яителэй. Тек,, в ряд?

местностей даосски? ссящгикослуяители приглашались для

совершения заупокейпей слуибы D 50 ~ 90 « случаев. .

В КНР быстро растет число христиан. Особенно быстро растет численность протзетантоз - стг 1 млн. о 1981 году до сз. 5 млн, о 1988 г. С официальные дагагьг?). Однако доля христиан d общей массе китайцез все eup невелика С от 1 » до 2 . Восприятие ценностей и обрядез христианства ерзди китайцез КН? идет по двум основны í путям: 10 выгэсненио староД религиозной практики незей, 22 восприятие нозых религиозных ценностей и симзалоз с приданием им значения старых, своего рода перекодирование нсеых религиозных реалий в рамках старой цсннсстной систем.

Религиозные синкретические секты, подвергшиеся сокрушительному разгрому в 1950-ых годах, восстановили свою деятельность и стали с начала 1980-ых годов активно распространять свое ьлияниэ, Рост числа случаев их деятельности i, раскрытых репрессивными органами. по данным Министерства, общественной безопасности КНР, составил в 1981 г. С по срь»внении с 1980 г.) - 78,9", в 1982 г. Спо сравнению с 1981 г. 5 - 31.4%. в

январе-августе 1983 г. С по сравнению с январей-августов 1932 г. ? - 29, Случаи их деятельности в этот период были зафиксированы' во всех провинциях и автономных районах КНР, кроме Тибета, в особенности в пров. Хэнанъ, Шзньси, Съмуань и Ккьнань. Огромное большинство случаев их деятельности имело место в деревне, особенно в отдаленных горных районах, на границах уездов и £ гровинций. Всего в КНР вели деятельность несколько десятков сект. !-5аи более масштабной бьша деятельность Игуаньдао. Так, в 1933 г. по 1 б провинциям и городам центрального подчинения деятельность Игуаньдао составляла от четверти до трети всех раскрытых случаев деятельности сект. Другими, наиболее распространенными в I кюштабах всей страны сектами были Туншаньшэ и Сяньтяньдао. Ряд цоугих распространенных сект лоЕсализован в своей деятельности. Ого Хунсаньцзяо Спров. Цзянсу), Хуачжайдао Спров. Хзнаиь? . Хуанцзицзяо Спров. ЧжЗЦЗЯН? t Syncretic Soctn 1989, p.49-51] ,

Секты продолжали свою активную деятельность и на протяжении 1980-1990-ых годов. В отдельных провинциях отмечены десятки и сотни случаев деятельности сект, причем некоторые секты насчитывали по нескольку тысяч последователей. ССЬобщэния о деятельности сект в этот период поступали из провинций Сычуань. Х.убэй, Цзянси. Хунань. фуцзянь, Ганьсу). Следует учитывать также. что в поле зрения властей попадает лишь "верхушка айсберга", а реальный массив сект, существующих сейчас в китайской деревне, огрс-мен и в наши дни не поддается какому-либо учету. Значительная сэсть китайцев вовлечена в протосекты С в некоторых местностях туда входит порядка 10" населения?.

Секты сохранили традиционную религиозную практику, а в нгкоторых случаях - традиционные эсхатологические и политические взгляды. Огруктуру китайского комплекса сектантства можно представить в виде пирамиды: основу составляют протосекты.

охватывающие значительные массы населения, над ними - собственно сектантские объединения, еще выше - "верхушка айсберга" Сто есть секты, попавшие по тем или иным причинам в поле зрения властей). Отношение властей к сектам также остается традиционным С вплоть до набора антисектантских обвинений, сохраняющегося со времен средневековья).

Ряд идей китайского религиозного мировоззрения существует в "снятых формах". Так, в Китае традиционно широко распространена Еера в Судьбу. И сейчас такого рода представления распространены -как среди сельских жителей, так и среди городской интеллигенции и студенчества. По данным опросов, проведенных в г. Шанхае в конце 1970-ых годов, в Судьбу верили 23' х из спрошенных студентов Фуданьского университета, а в 90-ые годы - 60 * опрошенных учащихся 4-5 классов начальной школы.

Традиционный 'китайский социо-культурный "генотип" в огромной мере определяет и политику официальных властей в отношении религии, особенно СНЗ. Ситуация в этой сфере в КНР

весьма напоминает положение дел в имперском Китае, где элита

< ^

считалась носителем абсолютного знания, а верования - народа рассматривались как суеверия. Руководящие органы центра и ададишстратиЕНО-территориальных единиц время от времени принимают решения по пресечению деятельности, связанной с приверженностью к СНЗ. и организуют кампании, направленные против "феодальных суеверий". Носители власти на местах, связанные с местным населением и во многих случаях являющиеся выходцами из него, относятся к СНВ по-разному. Их поведение может в разных случаях варьироваться от борьбы до попустительства и даже активного участия в практике СНЗ С например, в проведении религиозных обрядов, строительстве храмов и т. д.),

На Тайване религиозная ситуация по основным параметрам сходна с религиозной ситуацией в КНР. Приверженцы СНВ на Тайване по разным данным составляли в 1980-ыз годы от 65 х до 70-80 к населения, "чистые буддисты" - 15 * взрослых жителей Тайваня, весьма развиты на острове шституционизированные религии С буддизм и даосизм) , а также синкретические религии С секты?. Среда сект, наибольшим влиянием пользуются Игуанъдао С по pasí&iM данным - от 0.8 млн. до 1.6 млн. последователей? . Ооаньюаньцзяо Сев, 100 тыс. последователей? и Цзайлицзяо С21 тыс, последователей?. Идеи СНЗ оказывают существенное влияние та различные стороны жизни тайваньского общества, включая демографические процессы,' Так. например, в годы Дракона С197Ô. 1988 гг. ? . считающиеся благоприятными для рождения детей, резко i возросла рождаемость .

Христианство на Тайване переживало период бурного роста в 1950 - начале 1960-ых годов. Затем рост числа последователей ведущих христианских течений на Тайване прекратился и христианство стало стабильным элементом, религиозной жизни острова. Численность католиков составляла на 1989 год 292 тыс. . протестантов - 310 тыс. . то есть около 3 * населения Тайваня., Прекращение числа роста христиан связано, видимо, со многими факторами, в том числе с формированием у китайцев Тайваня в те годы более позитивного отношения к собственному культурному наследию и к традиционным формам религиозности.

Значительное распространение среди китайцев Тайваня получили и религиозные идеи в "снятых формах". Так, при опросе тайваньских студентов было выявлено, что 90 * тех из них. кто назвал себя "атеистами", верят в с ¿шествование души?. Поданным другого опроса, проведенного также среди студентов., различные представления, связанные с идеей человеческого "удела" •

С юаньфэньЗ , разделяли 70-80 * опрошенных.

Аналогичной была и религиозная ситуация в Сянгане. Приверженцы СЮ составляли, по косвенным оценкам, от 60 до 80 х населения. Значительным влиянием пользуются буддизм и даосизм. Так, Буддийское общество Сянгана насчитывает порядка 10 тыс. членов, "чистые будцисты" составляют по разным подсчетам от 10 до 20 х жителей; Даосское общество Сянгана насчитывает от 100 тыс, до 300 тыс. членов. Активно действуют в Сянгане и синкретические секты. Среда жителей территории насчитывается' ' около 0,5 млн. христиан.

Сходной была и религиозная ситуация в Аомыне и среди китайцев Сингапура. К числу особенностей Сингапура можно отнести лишь значительный рост доли христиан среди китайцев острова - с 10 х Q 1530 г, до 20 х в 1988 г.

В главе 3 рассматривается состояние традиционных социальных институтов, чье существование определяется традиционными ценностями и кормами.

В КНР.в последние десять - пятнадцать лет в огромных масштабах идет процесс восстановления таких базовых <■ для традиционного китайского общества институтов, как кланы. Кланы, , как и многие другие институты традиционного общества, подверглись разгрому в 1950-ые годы, однако клановые структуры в скрытом и деформированном виде существовали в Китае и в 1970-ых годах.

В конце 1970-ых - начале 1980-ых годов начался процесс активной регенерации клановых структур, продролжаюшийся и в наши дни. Процесс имеет две основные стадии. аЭ Восстановление "клановых хроник", куда в Китае традиционно заносятся имена членов клана и сообщена о наиболее важных событиях в клане. Этот процесс, по оценкам китайской печати, охватил "половину

Китая". и особенно интенсивно идет на Юге. б) Воссоздание клана как целостной организации и восстановления руководящих органов клана. В ряде местностей кланы восстановлены в двух третях деревеньС а иногда даже в св. 80 * деревень). Власть главы клана в некоторых местах превосходит власть государственных органов управления, а роль клановых судов превышает роль государственных судебных органов.

Особенно типично восстановление клановых стругстур для пров. Гуандун, Хунань и Цзянси, а также для пров. Чжэцзян и Фуцзянь. Обследование, проведенное в ряде местностей Хунани и Цзянси, показало, что кланов "классического" типа С с клановым имуществом, наследованием членства в клане. строгими формальными нормами и т. д,) там еще не сложилось, однако исследователи считают, что существует целый ряд факторов, воздействие которых может привести к их формированию в дальнейшем. Нынешние же клановые структуры отличает пока недостаток "жестких" организационных форм' деятельности, "люфтизированност^" структуры, неполное соблюдение принципа родстьа при формировании, сравнительная слабость внутренних интегрирующих сил. Функции же их аналогичны старым, ' классическим" кланам. Это осуществление деятельности, связанной с культом предков, а также выполнение сопряженных с этим культом похоронных обрядов; осуществление координационных функций в хозяйственной жизни; проведение прздников; контроль и управление поведением членов клана [ Цянь Хан, Ое Вэйян 1990] .

Конфликты и столкновения между кланами стали фактором, серьезно влияющим на состояние общественного порядка в Китае. По данным одного из местных судов, в ■•юнце 1980-ых годов от св. 20-30* до св. 70"^ рассматривавшихся там дел С по разным группам преступлений - нанесение телесных повреждений, незаконное

вторжение в чужое жилище, причинение ущерба чужому имуществу!) было вызвано клановыми конфликтами или в них играл роль "клановый фактор". Проведенные подсчеты показывают, что количество убитых и раненных в таких конфликтах за последние десятилетия в некоторых местностях исчисляется отнями жертв, а нанесенный уицгрб - миллионами юаней. К числу такого рода действий относятся и получившие определенное распространение "шумные похороны'1 С наоцзан) - месть за убитого сородича С так, в деревнях, подчиненных г. Одахуа пров. Цзянсу с 1987 по 1989 гг. они имели место более чем в 25" случаев гибели местных жителей в конфликтах).

В КНР отмечается также такое явление, как формирование разного рода социальных образований, автономных от государства. К их числу относятся поселение людей, покинувших родные места вследствие стихийных бедствий и из-за трудностей в добывании средств к существованию. а также из-за стремления избежать контроля над рождаемостью. К появлению обособленных социальных образований приводит и микромонархизм: при этом некоторое лицо объявляет себя императором и распространяет свою власть- на небольшую территорию.

Традиционные нормы лежат также в основе системы отношений в коллективах предприятий и в аппарате управления. Китайскому менеджменту традиционно свойственен ряд особенностей, отличающих его не только от европейского, но и от японского. Так. если в японском бизнесе присутствует стремление создать в рамках фирмы высоко интегрированную общность из сотрудников, не язляющихся родственниками, воспитать у них чувство "одной семьи", то китайские предприниматели стремились и стремятся вовлечь в дело своих родичей и перенести в фирму уже имеющееся родственные отношения. В условиях государственных предприятий и организаций

такого рода ориентации проявляются в стремлении ' работникоэ привлечь родственников на то предприятие, где работают они сами. Так, при обследовании группы предприятий пров. Гуандун было выявлено, что при росте общего числа работающих на 89 », число родственников там выросло на 475 ». Доля родственников среди работающих, по данным обследования других предприятий, составляла от 30 до 50 * С иногда до 70 Ю. Такого рода ситуация характерна и для административных учреждений местных руководящих органов партии и массовых организаций.

Оохраняются в обществе КНР и традиционные отношения типа "патрон - клиент", Сни получили определенное распространение на промышленных предприятиях и огромное распространение - в деревне. t

В КНР существуют и тайные общества, правда, в масштабах • значительно меньших, чем в Китае до 1949 г. Тем не менее и сейчас, даже по полуофициальным данным, в КНР насчитывается свыше 500 тайных обществ, а численность некоторых из них превышает 400 чел. Особенно активны тайные общества в пров. Гуандун, поддерживающие, зачастую, тесньв связи с тайными обществами Сянгана.

На Тайване родственные и квазиродственные структуры представляют собой своего рода мозаику. в которой присутствуют и мощные клана, имеющие.es. 10 тыс. членов [Чжуан Ичжан, Чзнь Цинань1982, с. 293] . и отноотгелъно небольшие кланы С или близкие к ним сообщества) , включающие от 200-300 до менее 2 тью. чел.

[ Ahern 1973; Pasternak 1972; Cohen 1969; Jordan 1972], и деревни, где кланы отсутствуют и доминируют отношения родства и свойства между отдельными семгами. а также отношения побратимства I Harreil 1982]. Отсутствие или неразвитость кланов могут быть связаны как, например, с тем, что данная деревня •

образована семьями, живущими в отрыве от родственников, существует относительно недавно и жители ее не имели необходимости активно сплачиваться [ Harreil 1982] , так и с тем. что данное население образовано выходцами из низов, слабо ВОВЛечеННЫМИ В КЛаНОВЬГе Структуры И У Себ'Я На рОДИНе [ Diamond •

1969]. Существующие кланы сохранялись и в тех случаях, когда часть их функций переходила к новым общественным структурам и важность кланов в жизни их членов постепенно уменьшалась [ ВаН Жэньин 1974].

. . С развитием индустрии и сферы обслуживания С в настоящее время в сельском хозяйстве занято менее четверти населения острова) на ТаЛйане постоянно росло значение менеджмента, всей совокупности отношений в коллективах, занятых производством и сервисом. Большинство частных предприятий на Тайване -"семейного типа" Сцзяцзу ши дь£>. В 1981 г. на существовавших тогда 513133 частных предприятиях в среднем было занято по 8 чел. . а на 98* из них численность занятых не превышала 50 чел. С в частных предприятиях занято порядка 80* лиц наемного труда?. Традиционность присуща! и стилю управления на этих предприятиях. Так. отсутствует четкое разделение функций, нет жестких норм ведения дел. разделения прав и обязанностей и т. д. Управление зачастую осуществляется при помощи авторитета главы семьи [ Гао Хуа 1989] , В более крупных фирмах владелец и глава предприятия стремится назначить своих родственников на посты начальников или их заместителей во все значительные подразделения кампании. При этом остальные наемные работники воспринимают родственников босса как целостную группу [ Silin 1976, Р. 166-167] . Такого рода практика свойственна и гигантам тайваньского бизнеса. например. так называемой "Формозской пластиковой группе" [ Taoio 1989] .

На конец 1980-ых - начало 1990-ых годов на Тайване

насчитывалось около 1 тыс. больших и малых тайных обществ, контролировавших в значительной степени игорный ' бизнес. проституцию, торговлю наркотиками. индустрию увеселений, биржу. По некоторым оценкам, тайные общества контролировали также четверть производимого на Тайване продукта.

В Сянгане кланы сохранились в сельской местности, где некоторые из них насчитывают по нескольку тысяч человек каждый. Даже тогда, когда кланы в значительной степени утратили свою традиционную политическую и экономическую роль, они сохранились, объединение общей ритуальной деятельностью С включая поклонение предкам) и сильным чувством принадлежности к клану, объединенные клановой "идеологией" [ Watson 1985] , своего рода "клановым самосознанием''.

В промышленности и сфере сервиса в Сянгане, как и на Тайване ■ основу составляют предприятия, созданные с привлечением на работу родственников. Если на предприятии заняты лица, не шляющиеся родственниками, то предприниматели стремятся, чтобы это были люди. служащие долго и преданные главе предприятия, со временем такие люди "становятся почти почетными членами семьи". На таких предприятиях создается сплоченный коллектив, члены которого имеют сильную мотивацию к труду. к деятельности, резко сокращаются расходы на управление С так, при обследовании малых фабрик в одном из районов Сянгана, было выявлено, что 73.3" всего обмена информацией и отдачи приказов там делается только устно). Возможно, что наибольшее соответствие именно таких предприятий социо-кулътурным условиям Сянаган привело к тому. что доля фирм с числом занятых до 50 чел, непрерывно возрастала С если в 1951 г. они составляли 79*, в 1971 г. - 88", то в 1981 г. - уже 92%; одновременно доля предприятий с численностью занятых от 50 до 500 чел. сократилась с 19* в 1951 г. до 8" в

1971 г. и до 7.бх в 1981 г.).

В Сянгане действуют также влиятельные тайные общества, насчитывающее■ по оценкам местной полиции, порядка 100 тыс. членов.

Традиционные ценности, ставшие частью этнического автостереотипа китайцев, во взаимодействии с китайским языком, играют определенную роль- и в ходе контактов китайцев с инозтническими общностями. СЬгласно результатам одного из экспериментов, человек, говорящий на китайском языке С а именно, на гуандунском диалекте) , кажется китайцам Сянгана в большей степени обладающим традиционными ценностями, а говорящий по-английски - современными ценностями. Участниками другого эксперимента Стакже сянганскими китайцами) говорящий на гуандунском диалекте в целом оценивался выше, чем говорящий

по-английски. Сн казался им более "благожелательным" С что »

включало большие "честность", "дружелюбие" и "доброту") . более "компетентным" и более "привлекательным".

Такого рода явления иногда имеют место не только на сознательном уровне. Так. китайцы Сянгана при тестировании на английском языке по наиболее важным проблемам давали ответы, в большей степени соответствующие традиционным китайским ценностям, чем при тестировании на китайском языке. Здесь, очевидно, имеет место подсознательное противодействие аккультурационным процессам.

Таким образом, в процессе модернизации в разных ее вариантах, в условиях разных социально-экономических и политико-идеологических систем основные составные элементы и базовые принципы китайской социальной культуры во мнсгсм продолжают удерживать ведущие позиции в современном китайском обществе. - Становление в Китае той или иной общественной системы,

достижение там того или иного уровня развития страны не способны их изжить и заменить их чем-то принципиально новым. Воздействие всех этих факторов способно привести лишь к "перегруппировке сил" Ст.е. развитию одних элементов традиционной социальной культуры и ослаблению других) , некоторым изменениям внутри самих элементов и возникновению неотрадиционных феноменов.

В заключении на основаниии приведенных в диссертации данных делаются следующие выводы.

1. Система ценностей современных китайцев в своих основах аналогична традиционной. Изменения в ней произошли и идут посредством добавления новых ценностей к уже существующему ценностному ядру, посредством создания модифицированных вариантов традиционных ценностей и за счет понижения или утраты I значимости части традиционных ценностей для современных китайцев. В целом традиционные ценности в основном доминируют

в сознании большинства китайцев ■ определяют характер решения ими проблемных ситуаций, устойчиво воспроизводятся в процессе социализации и оказывают влияние на характер протекания у китайцев психопатологических процессов.

2. Сохраняются у современных китайцев и традиционные религиозные начала, в том числе - религиозное сознание, связанное' с традиционными системой ценностей и образом мира. Религиозную систему китайского общества по-прежнему образуют религиозные феномены, типичные еще для императорского Китая: синкретические народные верования и связанная с ними практика. синкретические религии С секты) и институционизирозанные религии С буд дизм и даосизм), Наряду с ними в данной сфере также имеет место такой неотрадиционалистический феномен. как существование слоя людей. формально арелигиозных. но воспринявших традициоонные религиозные идей в "снятых формах". Определенное

распространение среди ' китайцев получило христианство ' С протестантиз и католицизм) . однако доля христиан в общей массе китайцев еще не велика.

3. Продолжают устойчиво существовать С или. будучи разрушенными. активно восстанавливаются)' созданные на основе' традиционных социально-этических норм клановые объединения. Шрское распространение на Тайване и э Сянгане получили фирмы и производственные объединения. созданные на родственной основе С или те. в которых родственники владельца назначаются на' -руководящие посты) , В КНР же распространено устройство на работу на предприятия и в структуры аппарата управления лиц. родственники 'Которых уже работало там. Как в КНР. так и на Тайване и в Сянгане действуют тайные общества. На Тайване и в Сянгане они имеют особенно сильные позиции.

Таким образом, основные нормы и институты традиционной культуры занимают господствующие позиции у китайцев вне зависимости от того, в условиях какой социально-политической системы они яизут. ,

Будучи подавляемы.« или разрушаемыми, эти нормы и институты либо продолжают свое существование в измененном Биде, либо на какое-то время уходят, так сказать, в "подсознание общества". В более благоприятных условиях они восстанавливаются. В ряде случаев содержание традиционных феноменов переосмысляется. Иногда на базе традиционных норм возникают неотрадиционные феномены. Основы культуры, ее, как принято говорить, "генотип" С "грамматика", "кристаллическая рагтгка" культуры) в основном сохраняется. Неизбежные изменения, происходящие в китайской культуре, на приводят к коренной ломке ее основ. Новые элементы и явления дополняют совокупность существующих, их содержание проходит "перекодировку" на основе традиционных норм.

Огромную роль в восстановлении норм традиционной культуры играет также состояние этнического самосознания. В од^ом случае кризис институтов, заимстованных извне, может вызвать желание обратиться к утраченным традиционным началам С такого рода процесс идет с конца 1970-х годов в КНР). В другом случае позитивное отношение к ценностям собственной культуры С и ко всей культуре в целом) усиливается под влиянием успехов, достигнутых в экономическом и социальном развитии Стакой процесс в определенной степени начался на Тайване в конце 1960-х, начале 1970-х и усилился в 1980-е годы). Несомненно, что дальнейшее развитие Китая, ликвидация там авторитарного режима, демократические преобразования приведут к дальнейшему усилению начал традиционной культуры в жизни китайцев, даже при 1 одновременном восприятии ряда элементов культуры Запада.

По теме диссертации имеются следующие работы:

1. Лингво-психологический подход к определению специфики китайского этноса. - Девятнадцатая научная конференция "Общество и государство в Китае". Тезисы докладов, 4.1. М. . 1988.- 0.2 л.

2. О религиозной ситуации в КНР. - Вторая общесоюзная научная конференция "Китай и мир". Тезисы докладов. Ч. 2. М. . 1991. С. 125-130. - 0.2 л.

3. Изучение китайской традиционной культуры в КНР (вторая половина 80-ых годов) - Восток. 1991. N б. - 1 л.

4. СЬцио-культурные характеристики индивида в системе китайской цивилизации С исследования ученых КНР в 80-ые годы).

С Аналитический обзор). - М. . ИШСН РАН. - 2 л. С в печати).