автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Традиционное и современное в мировоззрении североафриканского крестьянства в новое время
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционное и современное в мировоззрении североафриканского крестьянства в новое время"
' - у РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НЛУК
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ - ^ ¡.и:* ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
На правах рукописи
БОБРОВНИКОВ Владимир Олегович
ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ В МИРОВОЗЗРЕНИИ СЕВЕРОАФРИКАНСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В НОВОЕ ВРЕМЯ
Специальность 07.00.03 — Всеобщая история (Новое и носейшее время)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва — 1993
Диссертация выполнена" в Институте востоковедения РАН
Научный руководитель — доктор экономических наук
АЛЕКСАНДРОВ Ю. Г.
Официальные оппопепты: доктор исторических наук
ГОРДОН А. В.
кандидат экономических наук ЗУДИНА Л. П.
Ведущая организация: Институт стран Азии и Африки при
МГУ
Защита состоится —схгл<аор.9(--1993 г па
заседании Специализированного совета по историческим наукам Д.003.01.01. Института востоковедения РАН по адресу:" 103777; Москва, ул. Рождественка, 12
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения РАН.
Автореферат разослан « юоч г.
Ученый секретарь /2, ~ ула^И >
специализированного совета Л
кандидат исторических наук ^ ' ВОЛОДИН А. Г.
Институт г.остоковедения РАН, 1993 г.
ОБЩШ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Диссертация посвящена злободневной ныне проблеме - феномену традиционности современной восточной деревни. За последние десятилетия интерес к ней ученых резко возрос. Массовые оельокие миграции оказали большое влияние на формирование современного восточного города. Немаловажен и вклад деревни в распространение фундаментализма, волна которого захлв-огнула целые регионы зарубежного и советского Востока.
> Крестьянский традиционализм не всехда негативен. Пример са-вероафриканоких регионов арабского мира показывает, что бн может служить источником социальной стабильности общества, способствовать сохранении преемственности в развитии цивилизации. К такому выводу, подводят-сделанные'на североафриканских материалах работа Ж;Беряа» П.Бурдье, Э.Геллнера и других крупных современных ученых, посвященные проблемам социокультурных мутаций в мусулшаноком селе.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы - на примере Северной Африки построить модель традиционного крестьянекого, мировоззрения, а затем проследить, как она отражается в повседневной жизнедеятельности деревни и постепенно адаптируется к меняющимся условиям сельского существования в ХП-ХХ вв. Дпо-сертант отремился сочетать логический (в гл. П) и исторический (в гл. Ш-1У) подходы к проблеме. Социокультурные мутации села показаны нами на фоне глобальных перемен, потрясших североафрл-канское общество в Х1Х-ХХ вв.
Основные задачи диссертации таковы: во-первых, установить причины устойчивости крестьянского мировоззрения и нейти его защитные механизмы. Затем, выделив рйд основных'груш носителей традиционного сознания, уточнить соотношение юдагаидуалгьно-
го и коллективного в деревенской культуре. Наконец, определить ее основные области и категории, проследив их эволюцию на протяжении •Х1Х-ХХ вв.
Нужно особо подчеркнуть,'что подробное узкострановедческое описание типов крестьянских традиций по всей Северной Африке не входило в планы диссертанта. Цель диссертации - внявить общую североафриканскую систему земледельческих институтов и ценностей, по-разному-преломляющуюся в ее разных регионах. Для решения этой задачи наиболее показательны материалы, собранные в Алжире и Египте. Данные по Тунису и Марокко носят в работе чаще вспомогательный Характер.
Объектом данното исследования избрана отдельная деревня. Изучение североафриканских источников убеждает нас в том, что именно в ней находится формообразующий уровень крестьянского мировоззрения. Доказательство этого положения - одна из важнейших задач диссертации.
Хронологические рамки работы охватывают переломные для -крестьян Северной Африки последние полтора столетия, с первой трети XIX в. по 80-90-е гг. XX в. Столь широкий временной охват был избран в первую очередь в сил? многослойности мировоззрения крестьянства Магриба и Египта, включающего ныне современный, колониальный и доколониальные культурные пласты. В эволюции традиционного села диссертант выделяет 3 этапа: колониальный, революционно-освободительный и современный. При переходе от этапа к этапу существенно менялись форма отношений деревни с внешним миром, отдельные элементы и функции деревенской . традиции, но ее крестьянский характер и. общее направление эволюции оставались прежними. .
Научная' новизна. В отечественной литературе традиционное мировоззрение крестьян Северной Африки специально не изучалось. Зарубежные авторы 'обращались лиить к отдельным его частным проблемам. Причем их работы посвящены конкретным узким районам Магриба или Египта. В диссертации впервые проведено комплексное исследование системы важнейших мировоззренческих категорий деревенской культуры, а также комплекса ее защитных механизмов, обеспечивающих непрерывность передачи традиции. Впервые прослежен прогрсо локализации внешних социокультурных влияний при пере осмысливании их крестьянами.
/ Работа написана на основании обширного фактического мате-
риала. При этом попытка взглянуть на ряд уде хорошо известных источников под новым необычным углом зрения позволяла оделать рад новых интересных выводов.
Практическая значимость работы. Результаты диссертации углубляют понимание природы традиционной деревни Востока, крестьянской мотивации земледельческого бытия, свидетельствуют о способности феллахов к переосмыслении окружающих некрэстьянских институтов. Материалы и выводы работы могут найти приложение в сравнительно-исторических монографиях и учебных курсах, посвященных аграрным проблемам арабо-мусульманского мира. Они также могут быть использованы для прогнозирования социально-политических ситуаций в разных аграрных исламских регионах.
Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации получили одобрение на У школе молодого востоковеда ИВ РАН (1988 г.), крестьяноведческих "круглых столах" в Институте Африки РАН и в журнале "Восток" (1990 и 1991 г.), а также на Всесоюзной конференции "Восток-Запад" в Ташкенте (1990 г.), на которых автор выступил с докладами.
Диссертация обсувдалась, получила положительные оценки и , была рекомендована к защите на расширенном заседании Группы аг-рарно-крестьяноких проблем Отдела общетеоретических проблем ИВ РАН (декабрь'1990 г.). По тема диосэртации опубликовано 8 статей.
■ -Методологическая основа и источники исследования. Собранный 'в работе.фактический материал был проанализирован с точки , зрения "принципа деятельности"', разработанного советскими фи-•-'лософамй й историками. Это^ общетерратичэский принцип еще не /получил,широкого распространения в исторических исследованиях. ' Поэтому, особое внимание было уделено выработке на его основе ' '.понятийно-огрночных категорий для характеристики крестьянского сознания. Наряду с этим диссертант исходил из методологических, рекомендаций социальной антропологии о мэвдисцишшпарном изучения комплекса традиционных"и современных институтов общества. Сопоставление данных, полученных разными вспсога тельными, ис-- торическими дисциплинами (социологией, экономической антропологией, политологией, культурологией, этнографией), позволило усовершенствовать научную критику источников, сделав ее глубже и многостороннее..
При этом мн смогли существенно расширить источниковэдчес-
куп базу диссертаций, использовав разные категории источников, взаимодополняющие и проверяющие друг друга. Большинство из них повествовательные, но есть немало и документальных. Это официальная колониальная и современная статистика,публикации научных обществ колониального Алжира и Египта, npécca. "Лы также опирались на документы из французских'.Националышх архивов и Архивов заморских территорий, часть из которых опубликована в работах французских и магрибинских ученых. Ддя современного периода важную информации несут отчеты экспертов ООН и ЮНЕСКО, в частности оценки ФАО, Международной организации труда.
Нарративные источники работы делятся на три большие группы. Первая и важнейшая из них - конкретные обследования отдельных североафриканских сел, проведенные западными и арабскими антропологами в 50-80-е гг. XX в. У истоков втого направления
3 крестьяновэдении Египта и Магриба лежат известные работы B.C. Елэкмен, А.Айру, А.Нуши, М.Лонея, Ж.Куло. Вторую группу нарративных источников составляют общие этнографические описания социальной организации, быта л нравов североафриканских народов XIX-XX вв. Среди них наиболее информативны и точны сочинения профессиональных колониальных и современных английских и французских ученых, В-третьих, в диссертации использованы записи сельского фольклора, обычаев и адатов Северной Африки; Для характеристики мировоззрения сельских мигрантов-были проанализированы произведения арабской и франкоязычной деревенской прозы 20-60-х гг. XX в., автобиографические записки известных писате-лэй-франкоалжирцвв А.Камг и Я.Руа. При работе над источникам? диссертант учитывал характерные недостатки каждой их группы, . подробно разобранные В 1-Я главе нашего исследования.
Соотояние научной разработки темы.Тема диссертации восходит к проблематике традиционного общества, теоретическая разработка которой на материалах Северной Африки началась еще в прошлом веке. В колониальную эпоху традиционализм местных феллахов пытались объяснить о точки зрения концепций национального (колониальные этнографы) либо географического факторов (А.Айру, В.Бхэшен, О.Бернар), а также популярной в первой половине XX в. теории модернизации (Ж.Тийон, Ж.Фавре, П.Бурдье и проч.). , Крятвга этих теорий посвящен § 2 1-й главы диссертации. По мне' нкю диссертанта, общий порох вышеуказанных концепций - это взгляд на траддцвонцую деревню как на статичное инертное обще-
oteo, не способное к самостоятельно:iy развитию. Корни этого "застоя" искали либо в особенностях, национального характера арабов, либо в природно-климатических условиях Северной Африки (как С.Амин), или же в архаичной сельской экономике.
Нельзя отрицать и позитивного вклада в изучение североафриканского крестьянства западных и арабских, ученых, находившихся под влиянием теорий модернизации и географического ([актора. Из таких авторов для диссертации особенно важны были работа французских магрибястов Ш.-А. Ешьена, Ш.-Р. Лжерона, П.Бурдьо, Р.Мснтаня, К.Яконо, американских арабистов И.Исагя, Д.Гордона, Дж.Руди, этнографов В.Блэвмен и А.Аиру, крупнейшего египетского экономиста и социолога С.Амина, магрибинскпх историков М. Лакрафа, А.Ларуи. Ряд интересных, :сотя и не бесспорных соображений о мутации сельского повстанчества в колониальную эпоху содержится в концепции знаменитого идеолога ФГО Ф.Фанона, видевшего в алжирских феллахах аутсайдеров и могильников колониального общества.
Диссертант во многом основывался и на отечественных исследованиях социально-экономической структуры североафриканской деревни колониального и послеколониального периодов. В первуя очередь ну."шо ометить монографии H.A. Иванова, Р.Г. Ланды, Л.П, Зудиной, И .П. Ивановой, -Т.Л. Фридмана, М.Ф. Еатауллина,' 1Д.Ф. Видясовбй а A.A. Кууза. .Для правильного подхода к проблематике традиционного Ьбщэства Северной Африки немаловажны модель арабо-османской разновидности "восточного феодализма", ■разработанная H.A. Ивановым, С.Ф. Орешковой и-М.С. Мейером, работы А.И. Левковского о многоукладнссти, В,В. Крылова о концепции зависимого развития, модель "дуалистичэскои" структуры раз-* .виващихся стран, построенная А.П. Колонтаевнм и Г.К. Широковым. Достоинство этих теоретических построений в отказе от-универсалистского одностороннего понимания исторического прогресса, стремления учесть специфику регионов Востока в общей формацяол-■ ной модели. В то se время под влиянием формагйонного подхода их авторы не смогли освободиться от типично модо рш: за торс кого представления о пассивности и аморфности традиционной деревня.
Преодолэние ошибок теорий модернизации началооь в американской, а несколько позднэе в европвйско! социальной антропологии 60-70-х гг. Определенную-роль при этш сщршп крах прогнозов об.отмирании градационного доиндустонального обиества я
1 оовременнсй мире, а также неудачи рада попыток модернизации восточной деревни,при-помощи индустриализации и "зеленой раволю-' ции". На основа.-папевщ; обследований деревни третьего мира бил ' . сделан ряд важнах теоретических выводов, из которых дай диссертанта особенно полезны были положения, выдвинутые известными американскими социоантрояологач^ Дк.Скоттом, Э.Зольфом, Р.Ред-фидцом и К.Гирцем. Модель "моральной экономики" Скотта вскрывает морально-этические корни крестьянского труда на Востоке, что
• прежде игнорировалось при его модернизаторских "политэкономи-ческих" оценках. Э-Вольф отметил противоречивость.общественной структуры традиционного села. В ней, по его мнению, кроется удивительная устойчивость крестьянских традиций, способность их адаптироваться к резко меняющимся условиям существования деревни. Согласно гипотезе Редфилда, позднее поддержанной йрцем, такая адаптация есть способ эволюции традиционного микрокосма. По Релфилду, доревня непрерывно впитывает в себя современную универсалистскую культуру городов, прообразуй ее в земледельческую "малую традицию".
В арабской национальной историографии отказ от модернизаторских установок наметился в ходе движения за "деколонизацию • ■" истории" в 60-80-е гг.'Негативистские дцэнки крестьянства,' свой-'.ственные колониальной науке, были подвергнуты сомнению. Полевке исследования североафриканских антропологов .обнаружили позитив-, ную данность местных крестьянских традиций. Работы экономистов М.С. Мухаммеда, Ф.Абдель Фаттаха, историков М.Каддаша, М.Тегиа и др. еще но свободны от идеологизации и некоторых упрощений. _____
• Однако их автора ужа. смогли отойти от универсалистских эконом о- ■ цэнтрячнах оценок крестьянства, предпочтя им этнокультурные аспекты социогене за традиционного села.
За последнее время модэрнизаторский. уклон ео многом прео- . долен и в отечественном востоковедении. Для темы диссертации несомненный интерес представляют вывода Ж.Д, Смиренской и А.И. Фурсова. Не отказываяоь от основных положений формационной теории, они подвергли сомнению универсалии ее классовой оценки крестьянства. Смиренекая ранше других советских ученых отметила, что у основных групп современного восточного крестьянства так и не сложился классовый тип социальной организации и самосознания. Заслугой А.И. Фурсова является выделение им исторический субъективности крестьянства, ранее игнорировавявйся в
марксистской историографии.
На взгляд диссертанта, преодоление модернизаторских установок идет успешнее у советских ученых, в последние годы отошедших от чисто формационного подхода к традиционному обществу. Среди них хочется отметить A.B. Гордона, предложившего истори-ко-субъектньй подход к крестьянству не как к классу одной из форлаций, а как к более широкой саморазвивающейся этнокультурной общности. Перспективным нам кажется и стремление Ю.Г. Александрова объединить политэкономический и антропологические подходы к хозяйству традиционной деревни. В методологическом плане диссортант исходил из предложения ряда историков о циваниза-ционно-региональном изучении современного восточного общества.
Теоретической базой диссертационного исследования послужила концепция общественного синтеза, наиболее полно изложенная в коллективной монографии "Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного". В ней H.A. Симония и Л.И. Рейс- нер, отталкиваясь от формацяонной теории, попытались доказать,
■ что исторический прогресс на Востоке возложен главным образом в виде синтеза традиционных и новых общественных'структур. При этом кадая ношя формация усваивает часть исторического насло-
■ дия предыдущих, переработать которое она не может. Так традиции постепенно принимают новое'общественное содержание, а современное переходит в разряд традиций.. B.C. Ерасов, С.В. Прожогина, НД. Ксенофонтова подтвердили наличие подобных тенденций з общественном сознаний города и деревни современной Африки. A.B. -Горгон обнаружил, что формой синтеза при осовременивании тра-
''' лиционного сознания у интеллигенции колониальных стран было за-
имствов'ание социокультурного опыта европейских колонизаторов - чорэз его" отрицание. '
i'-*"; fi-диссертации модель общественного синтеза бшга конкрати- ■ зирована на севэроафрикаяских.материалах XIX-XX вв. Диссертант 'привел к выводу, что развитие традиционных структур арабо-му-сулшанской деревни шго путем синтеза в форме. заимствования внешних некрестьянски: влияний чэрэз отрицание. Прячем результат® этого процесса' бани не столько фораацибнннэ сдвиги, Ьвглъ-ко эволюция цивщшзациошшх характеристик села , Активнш преобразующим началом в нем были сами традгщгоанне структура, адап- . .. тировавшие для жителей деревни совроманниэ института и ярннос-. - ТН." '. ' • ■ ...-'; ■■ ,'- ■ ■ ,. '- ' '.>'-.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. В приложении помещен список использованной литературы и источников. ' .
Во, вшденди обосновывается выбор теш, ее актуальность, формулируются задачи исследования4-.
Глава I - Иптпчттитш и уртприп-рплйпгг тпчдяттстптшпрп п^рг-твя. Северной Африки - посвящена разбору источников по теме диссертации. В не« такяэ содержится подробный историографический обзор проблематики работы.
ГлавапП - Традиционное мировоззрение., и, дго потртЕЦГьгив ^пр-ни в североафщкаяской дерэтд_ДХдД_ЕД.. В ней рассматривается исходная доколониальная структура крестьянского микрокосма, в основных чертах дожившая до наших дней: внутренняя организация села (§ 1-3), положение крестьян в системе меядеревенских ин-' статутов (§ 4) и само их традиционное мировоззрение' (§5). Главное внимание уделено социокультурной роли рас ширен., ой сельской семьи и ее повседххэвного крестьянского груда.
Устойчивость патриархальной крестьянской' семьи основана на рациональной организации земледельческого труда ее. членов. В работа рассмотрено нередко игнорирукцееся в -литературе социокультурное значение этого труда, отмечены .его местная специфика',, а' также отличия от труда крестьян России и Европы. Диссертант пришел к выводу о двойственном характера крестьянского труда в Северной Африке. С 'одной стороны, его" определяют бескорыстие морально-этические установки деревенской,общины.' С другой - это чисто прагматические стремления отдельных семей • и их -членов к "собственной выгоде и сытости. При этом для крестьянина сам процесс труда не менее притягателен, чем его продукты.
В диссертации также изучено, как фетишизацю! семьи на уровне отдельной деревни укрепляет связность сельского микрокосма. Принщпы внутрисемейных отношений распространяются на ' все село. На них строится иерархия связей мэзду большими семьями, лЕнгдааиа, отделениями религиозных братств, а а Магрибе г некоторых районах Верхнего Египта к плвменншп фракциями. Повоиду единый деревенский организм в отличие от семьи функционирует непостоянно. Ваянш выводом работы является открытие
/
его "пульсару юнрго характера". Созяотво общодеревонско! солидарности пробуждается лишь в случае необходимости общэдергвекской ■ кооперации: во время страды, строительства домов, круплкх местных праздников, войн, восстаний, природных катастроф. IIa это , вроия дзровяя нивет п действует как единая огромная семья.
Отечественные п зарубэшшо арабисты подробно исследовал! племена и сельские братства Северной Африки кап сродство эксплуатации крестьянства местной военной и духовной элитой, а через них л османской администрацией ХУ1-ХУШ вв. Но, как отмочено в работе, до сих пор недооценивалась позитивная ценность . этих институтов для самих крестьян. Культы общего фиктивного предка я местных святшмюкровителзй укрепляли единство деревни. Покровительство военной знати племен, шэйхов братств и марабутов защищало крестьян от неурядиц в условиях политической нестабильности позднесредневеповой Северной Африки. Празднование маулвдов (рокдества) святых, привлекавшее в деревню паломников, способствовало культурному обмену меяду крестьянами разных районов. В диссертации установлено, что племена и -братства обладают таким гэ пульсирующим типом солидарности, что и деревам.
Изучение крестьянского мировоззрения привело диссертанта к выводу об ошибочности распространенного представления о народной культура как безличности см коллективном творчества. Кол- ■ лектишо, как показано в работо, происходит 'только передача тра-дицип, а ее выработка является делом рук отдельных людей, названных в диссертации "советчиками". Это наиболее незаурядные патриархи семей, знатоки местной мусульманской традиции, народные доэтн. Наряду с индивидуальным и коллективным в традшдаон-ном сознании следует выделить групповой уровень. Прячем, как бы- . ло установлено в работе, он соответствует но имущественной диф- ■ . ференциации крестьянства, а делению кителей деревни на ряд ус- • тойчивых половозрастных групп: стариков-патриархов, отцов се-,: мейств, замужних генщин, детей я сельскую молодежь.
Одна из.осноеных черт мировоззрения североафриканских кра- -стьян, по мнению диссертанта, социализация природы. Для них это раздвигает узкие рамки деревенского общества, позволяя включать в него одухотворяемую землю, ее плоды и гивотных. Тем сзцш сознание попадает под влияние природного детерминизма. Линейная концепция общественного прогресса, предложенная христианством
. к исламом, презравдется у сельских жителей в циклическую, основанную на идее постоянного возрождения 'старого,, традиционного в человеческом мире, как к в природе. Б-диссертации отмечен и * откровенный практицизм деревенского традиционализма. Апелляция ; к традиции составляет не только квинтэссенции.миросозерцания феллахов, но и неписанный закон деревенской аизни.
Структура крестьянского мировоззрения, как доказывается в работе, вопреки распространенному мнению не гармонична, а внутренне противоречива. Коллективистские настроения увиваются в , нем с извечным соперничеством деревенских факций, консерватизм со способностью адаптация к новому. Столь ае противоречива и поведенческая модель феллаха, способного от полной покорности .внезапно переходить к взрывам насилия. По мнению диссертанта, ; это сочетание обеспечивает гибкость традиционного общества, да-,ет ему импульс к саморазвитию. Корни такой структуры лежат в многосложности традиционной культуры'североафриканского села: „исторически она складывалась в ходе синтеза взаимно[иротиворечи-.'вых "малой" деревенской традиции и "большой традиции" городов.
■ Рга-ва III - Эволюция деревенской традиции в колониальную зпо-ху. В ней прослеяивается реакция североафриканского крестьянет-ва на социальные (§ I), экономические (§ 2) и культурные прзоб-, ,раз'ования французских и английских колонизаторов (§4). Ташш ■ изучается мутация социальной организации деревни и ее мировоз-, зрения вследствие проникновения в нее товарно-денежных отноша-
ний и распространения сельских'миграций, (§ 2-3). История коло- '' ;"ниального порабощения Магриба и Египта показывает, что для кре-.; стьян главным средствам борьбы, с колонизаторами было^з откры- ' ,теэ восстание, а пассивное ненгсняьственное сопротивление. Оно ;.\рсновывалооь на целом комплексе защитных механизмов села, впер-./
выз подробно описанном,в диссертации. К ним/относится автаркия • большой семьи, система общедоревапской и общешшэнной взаимо-/-'помощи,,основанная на недедамоотг общинных земель, деревенское -; религиозное образование, религиозный, этнический а языковый ' .'барьера, отделяющие крестьян от горожан в кочевников. •О,. : Попытки колонизаторов модернизировать североафряканс'кую деревню не увенчались успехом. Причина этого фиаско, .на взгляд Л; диссертанта/кроется не толькси в актигасн сопротивлении кресть-янсгва» но, и в неяизвеспособности колониальных моделей надёрни. зации. В условиях Мах^иба и Египта традиционная техника земледа-
лия, организация общественной лизни и образования фолляхов ока-' ' зались рациональнее вводимых европейцами машин, институтов грг,-зданского общества, современной школы и медицины. Колонизаторам приплось довольствоваться подчинением деревни местным ксяо-'ниалышм чиновник®, а в экономике - навязыванием крестьянам экспортных товарных культур. Эти преобразования, как установлено в работе, не подорвали традиционного земледелия, а вызвали лишь его адаптации к условиям, налагаемым капиталистическим ркн-ком.
Но в то же время распространение в Северной Африке товар/ но-денеяных отношений дестабилизировало традиционную деревню. В первой трети XX в. ее поразили экологстеский, экономический и демографический кризисы, в Магрибе обостренные переходом зка- •. . чительной части крестьянских земель в руки европейских колонис-', тов. Чтобы выкить, крестьяне Магриба стали регулярно посылать сначала в местные, а затем и во французские города молодежь и взрослых мужчин на заработки. Диссертант'пришел к выводу, что именно у мигрантов и крестьян, сражавшихся в рядах французской . и английской армий в года мировых войн, под влиянием ценностей современной европейской цивилизации начинается мутация традици- ' онного мировоззрения. В последние десятилетия колониальных рэ-: ■ ' жимов этот процесс при посредничестве "советчиков" охватил и крестьян, оставшихся .в деревне. В диссертации он определен как . / заимствование через отрицание: сначала феллахи видят в европейском города лиаь отриданяе иерархии и порядка деревенского мира, потом постепенно и нвбамезно для себя вводят современные культурные категорйи в систему традиционного ..мировоззрения, пе-\ реосмысливая их в духе логики земледельческой цивилизации. Та-' кой синтез служит 'импульсом саморазвития традиционной культура деревни Магриба и Египта.
Ргава 17 - Традиционная деревня в современной Северной Аф~-2223.. В ней исследуется вволвцая самосознания и социальной организации села з переломные для Северной Африки годы нацзоначь--но-освободительнш: революций (§ I) и последуицпх аграрных прэ- . • образований (§ 2-4). На примере классической крестьянской революции - Алжирской войны 1354-1962 гг. - сделан вывод о тем, . что рзволпционизация традиционного сознания не разрушаемого, а лишь временно преображает. В революции деревня выступает уха не как хранитель культурной традиции прошлого, а как главный
разрушитель отжившего колониа-'тьного релниа. Под влиянием пропаганда;' городских радикалов был гипертрофирован утопический негативизм, всегда свойственный крестьянскому сознании. В годы ' алжирской рэвачвции активизируется процесс заимствования через отрицание: политический словарь арабских и берберских сельских '■ говоров слог.плся за счет французской революционной лексики. Революционные настроения деревни оказались непрочными и в.первые . послевоенные годы уступили место традиционной система ценностей. Причину быстрой дереволвциокизации крестьянства диссертант видит в возвращении его к мирному земледельческому труду.
Революционные националистические партии горожан, пришедшие к власти в Египте и Алжире в 5С-60-е гг., не заметили дереволюциокизации деревни и жизнеспособности ее традиционных институтов. Негативизм в отношении последних представляет, по мнению диссертанта, важную теоретическую ошибку разработанных юли программ перестройки сельского общества. Ту на ошибку могно найти „в планах аграрной рефор:,ш в странах с более умеренными режима-ми - Тунисе и' Марокко. Главной практической ошибкой преобразований 50-80-х гг. была передача реализации аграрной реформы в руки техЕобюрократии, стремящейся свести реформу к собственному своему обогащении,. Поэтому в конечном счете национальные государства так и не смогли защитить крестьян от продолжающегося ', обезземеливания, сократить массовке миграции и освободить де-
ровню от власти мирового капиталистического рынка. ( Но, как показано в работе', в большинстве районов Северной
Африки эти деструктивные по сути своей процессы не смогли раз,;> рушить традиционного общества. Его спасли гибкость организации
и вышеописанные защитные механизмы (см. гл. Ш). При этом по-¡' следние немало изменились: интеграция деревни в общеноциональ-:шэ макроструктуры ослабила авгаркив крестьянского хозяйства, ,,.но ого двойная специализация (на рынок и для собственного потребления) сохранилась. Постепешю стирается Етноконфессяональ-1ша барьеры между'городом и деревней, однако сельские культы :святых успешно конкурируют с официальным пуристским исламом, '■Гстарое религиозное образование - оо светской школой, а деревэн-I скио Екахари -с'.государственными врачами. Литературный араб-;';:окий-язык попрека прогнозам теоретиков арабизации так ц ко .ч"вког заманить оальекка диалекты. Обезземеливание крестьянства И: прешедешшй в болшанотва североафракагских стран раздал об-
щинных земель ослабили большую патриархальную семью. Но одновременно с этим в раде районов, как было обнаружено диссертантом, начинается формирование новой большой семьи на основе экзогамии .и кооперации меэду мигрантами и их сельскими родственниками. Э1ика родственной верности и подчинения в них уступает место . этике дружбы и взаимообязательной поддержки.
Под влиянием социальных мутаций деревни меняются и отдельные элементы традиционного мировоззрения феллахов. В диссерта-' ции установлено, что его эволюция по-прежнему идет по пути за- . имствования через отрицание. За последние десятилетия бил реа-' билитирован прежде принижаемый труд мигрантов и женщин. Роль главного хранителя местных традиций от отца семьи переходит к замужним крестьянкам. Не столь негативно, как в колониальную эпоху, феллахи оценивают современные города и государство. Однако, даже смирившись о подчинением им деревни, крестьяне продолжают перерабатывать на свой лад все навязанные им институты современного общества. Так, например, кооперативы и сельские органы выборной власти превратились в традиционные патронажные структуры. А образцовые поселка городского типа, построенные в Египте и Алжире, были вскоре "испорчены" так, чтобы приблизить их к традиционным нормам деревенского общежития.
Местная сельская традиция, как показано в работе, остается основным источником мировоззрения, и поведенческих норм североафриканских крестьян. Более того, благодаря массовым сельским-* миграциям второй .половины.XX в. под влиянием сельского традиционализма оказалась .и часть горожан Северной Африки. Но в миг-рантской среде, в условиях ностальгии по традиционным добродетелям седа и крестьянскому труду, традиционализм приобрел более негативное, разрушительное значение. Лидеры фундаменталистские! , групп с его помощью используют мигрантов- как мощную дестабили- . зирущую силу, противостоящую всему новому и светскому, в той числе и современная национальным правительствам. Наоборот,в деревне, в условиях земледельческого бытия, крестьянский традиционализм преимущественно позитивен. На современном этапе его функцией стало восприятие нового, адаптация к нему феллахов.
В заключении подводятся итоги диссертации и суммируются ое основные выводы:
,1. Очагом традиционной культуры в современной Северной Африке остается отдельное крестьянское поселение. Внутри больпой
'семьи в процессе непрерывного земледельческого труда формиру-■ втоя мировоззренческие установки феллахов.
2. Деревня и мел-деревенские религиозные и племенные объединения обладают "пульсирующим" типом солидарности. Все кители села сплачиваются в единую общину лишь в случае необходимости
, общодеревенскоы кооперации.
3. Социальное и имущественное расслоение не приводит к классовой дифференциации крестьянского сознания. Все жители деревни апеллируют к единой традиционной системе цзнностей. Частные особенности в ее толковании разделяют основные половозрастные группы села.
4. Традиционное мировоззрение есть результат индивидуального творчества духовных лидеров ("совегчггков") деревни. Кол. лектзвно происходит лишь передача выработанных советчиками социокультурных норм, протекающая внутри каждой из основных поло' возрастных групп деревни.
; Ь. Эволюция традиционного мировоззрения в колониальный и ^.постколониалышй периоды есть результат общественного синтеза, » протекающего в форле заимствования через отрицание.
6. Свою устойчивость сельская традиция черпает в системе защитных социальных механизмов деревни. Для Северной Африки это до сих пор крепкие институты внутрисемейной и общедеревенской взаимопомощи, градационная местная религиозная школа и медици-
', на; этнорелигиозный барьер, отделяющий 1фестьян от горожан и ! кочевников. *
7. Участие крестьянства В революциях ускоряет его интеграцию в общенациональные структуры, цо не может модернизировать ' ;его мировоззрения. ^
1 • 8. Адаптация крестьян к обществу с рыночной экономикой . ^неизбежно вызывает мутацию социальных институтов деревни. В . ■ Северной Африке последник результат этого процесса - это пере-1. .' рождение большой патриархальной семья, в ряде районов превратившейся в полицэнтричное объединение мигрантов с их сельскими родными и друзьями. ,
9. Б настоящее время происходит постепенное изменение социальной функции традиционного крестьянского мировоззрения. *. V Теперь традиционная" культура не столько охраняет деревню от : разрушительных внешних влияний, сколько помогает ее жителям усвоить данности современного общества, переработать ех в coot- :
ветствяи с традиционными нущцами и интересами крестьянства.
10. Массовые миграции XX в. резко расширили социальное .';/ пространство традиционного крестьянского мировоззрения. Но so- : ли в деревне в условиях повседневного занятия земледельческим трудом местные традиции стабилизируют общество, то в мигрант-окой среде, лишенной крестьянских корней, они нередко становятся источником политической нестабильности. •,
По теме диссертации опубликованы следующие работы: . ■
1. Община и социокультурные представления современных зги-.- петских крестьян // Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников ИВ АН СССР. Экономика. История. М., Наука, 1988. - 0,1 п.л.
2. Синтез монотеизма и языческой традиции в культе североафриканских святых // Тезисы Всесоюзной конференции "Восток-Запад: этнокультурные особенности поведения и социализации личности". Ташкент, .Наука, I9S0. -0,1 п.л.
3. Алжирский феллах и политическая культура (1830-1962) //' , Народы Азии И Африки* 1990. № 5. - 0,5 п.л.
4. "Круглый стол" по обсуждению книги A.B. Гордона "Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, социальная общность" // Восток./1991. № 3. - личный вклад 0,2 п.л.
5. Механизмы сохранения крестьянской традиции в современной североафриканской деревне // Место и роль крестьянства в ^ современной Африке (материалы "круглого стола", проведенного в ■ Институте Африки РАН I9-2Ö апреля 1990 г.). М., 1992. - 0,3 п.л. . ~
• 6. Совместно о-Н.Л. Жуковской. Сельская., традиционность на советски,! Востоке (по антропологическим исследованиям К.ХзмфрИ и Т.Драгадзе) // Восток. 1992. № 3. - личный вклад 0,3 п.л. .'
7. Стратегия социалистической индустриализации и судьба дереЕни в Алжире и Египте// Крестьянство и индустриальная цивилизация: Сб.ст. под ред. Ю.Г. Александрова и С.А. Панаряна. • М,, Наука, 1993. - 1,1 п.л. (рукопись находится в печати).
8. Личность и группа в культе святых у северсафриканскшс крестьян// Религия и духовное пространство субъекта в доинду-стриальных обществах: Сб.ст. под ред. A.B. Коротаева. - 8,5 п.л. (рукопись находится в печати).