автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Традиционное земледелие горной Осетии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционное земледелие горной Осетии"
На правах рукописи
Кулумбегов Роберт Петрович
ТРАДИЦИОННОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ГОРНОЙ ОСЕТИИ
07.00.07- этнография, этнология и антропология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
13 МАЯ 2015
Владикавказ 2015
005568670
Работа выполнена в отделе этнологии ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства PCO - Алания»
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ Чибиров Людвиг Алексеевич
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнографии Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета» института гуманитарных исследований Керейтов Рамазан Хусинович;
доктор исторических наук, зав. отделом этнологии Института гуманитарных исследований АН Чеченской Республики Гарсаев Лейчий Магомедович
Ведущая организация: Музей антропологии и этнографии им. П.Великого (Кунсткамера) РАН (г.Санкт-Петербург)
Защита состоится 11 июня 2015 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.248.01 при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» по специальности 07.00.07 -этнография, этнология и антропология по адресу: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» и на официальном сайте СОГУ.
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК Минобрнауки России 9 апреля 2015 года, режим доступа: http:// vak.ed.gov.ru. и на сайте ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова. Режим доступа: http://www.nosu.ru.
Автореферат разослан «_»_2015 г.
Ученый секретарь __
диссертационного совета, профессор С С. Р. Чеджемов
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В сфере изучения этнографической науки находятся важнейшие отрасли хозяйственной деятельности человека. Это позволяет раскрыть жизнь народа в культурно-историческом и этносоциальном аспектах.
Земледелие, как и скотоводство, имело важное значение в жизни осетин. После ухода в горы по причине падения равнинной Алании в результате монголо-татарского нашествия ХШ-Х1У вв. во многом были утрачены возможности для развития этих важных отраслей хозяйственной жизни. Однако и в стесненных горных ущельях, с их сложными почвенно-климатиче-скими условиями осетинский народ не только продолжал выращивать хлеб и разводить скот, но и сумел вывести земледелие и скотоводство на высокий уровень интенсивности.
Этнографическое изучение Осетии всегда было в центре внимания ученых и охватывает большие временные и тематические рамки. Однако преимущественно объектом изучения являлись и являются сегодня вопросы общественного строя, социальной сферы, культурных традиций и религиозных воззрений. При этом хозяйственный быт в научных исследованиях, посвященных Осетии, по нашему мнению, освещался по большей части в общих чертах либо как иллюстративный фон для отдельных тематических исследований.
Не получило своего развития в трудах, посвященных земледелию Осетии, изучение полеводства горной ее части. Научные исследования касались либо земледелия всей Осетии, либо изучались исключительно вкупе с общими традициями земледелия Кавказа. Однако такой подход не дает возможности выявить традиционные формы земледельческой культуры осетин, сформировавшейся в ее горной части. Именно здесь мы находим массив понятий, представлений и терминов, которые избежали трансформации от стороннего языкового и культурного влияния, оставаясь неизменными на протяжении веков.
В научных изысканиях, посвященных земледелию, лишь обобщенно рассматривалось земледелие в южной части горной Осетии. Представленные данные по ущельям Южной Осетии носили фрагментарный характер и служили, прежде всего, вспомогательным, сравнительным материалом в отдельных исследованиях.
Агроэтнография как часть этнографической науки опирается на богатый полевой и исследовательский материал. Изыскания в этой сфере челове-
ческого быта показывают, что становление элементов земледелия зависит от уровня социально-экономического развития общества, особенностей почвенно-географических условий. В процессе развития этой стороны хозяйственной деятельности формируется этническая обусловленность форм земледельческой культуры народа1. Говоря о месте и роли агроэтнографии, необходимо отметить важность тезиса Н.И. Вавилова о том, что «культура полей неотделима от общей культуры народа»2. Существование этнических традиций в хозяйственном быту является особенностью развития каждой этнической общности3.
Исходя из этого, считаем необходимым выявить в настоящем исследовании, в первую очередь, этническую составляющую хозяйственной жизни осетинского народа.
Этому важному аспекту обычно не уделялось должного внимания исследователями, хозяйственная деятельность бывала представлена перечнем трудовых процессов, описанием орудий труда и возделываемых культур. Но особенности, присущие каждому народу и осетинам, в частности, не определялись.
В последнее время растет интерес современного общества к своей истории и традициям. В общеобразовательных учебных учреждениях, в творческих коллективах предпринимаются попытки реконструкции быта осетинского народа. Данное исследование дает фактический материал для практической реконструкции хозяйственной деятельности осетин, их религиозных воззрений в историческом прошлом. В самом обществе усиливается общий интерес к этнологии, к вопросам касающихся культурных традиций, истории народов4.
Исходя из изложенного, считаем, что необходимо монографическое исследование, в котором в полном объеме были бы раскрыты формы традиционного земледелия горной Осетии.
Степень разработанности темы исследования. Кавказ - часть древнего мирового очага земледелия, об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки орудий труда и остатков зерновых злаков5. Камен-
1 Суринов B.M.K определению этнических традиций в земледелии//СЭ, 1971,№3.
2 Вавилов Н.И. Горное земледелие Северного Кавказа и перспективы его развития // Избранные труды. - M-JI.: Издательство АН СССР, 1965. Т.5. - 480 с.
3 Der Problem der «Volkershaft» eine völkerkundliche Kontroverse// Ethnographisch Zeitschrift, 1990, №2.
4 Четко C.B. От советской этнографии к российской этнологии/ЭО. 2005, №2, с. 9.
3 Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. - М: «Наука»,1981, с.6.
ные орудия труда, относящиеся ко второй половине III тысячелетия до н.э., археологи находят на территории современной Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни и Ингушетии. В перечне древних орудий земледелия -кремневые вкладыши, зернотерки, теречники6.
Дальнейшее развитие земледелие на Кавказе получило в эпоху меди и бронзы. В результате археологического изучения края установлено два крупных очага металлургии: Кобанский и Прикубанский7.
Распространение железа на Кавказе относится к первой половине I тысячелетия до н.э., эпохе, характеризующейся переходом от мотыжного земледелия к плужному. При этом плужное земледелие на Северном Кавказе в скифо-сарматскую эпоху наличествует не только на равнинах, но и в горной полосе, где земледелие, в силу неблагоприятных природных и почвенных условий, находилось на более низком уровне развития8. Немало свидетельств существования развитого земледелия и у аланских племен. Среди предметов, обнаруженных на Змейском городище и в аланских катакомбах (Х-ХП вв), были железные мотыги, серпы, лемехи, большое количество мельничных жерновов9.
В верховьях Кубани, где было раскопано аланское городище Гиляч, были найдены части тяжелого деревянного передкового плуга. Свидетельством занятия алан земледелием в горной полосе Южной Осетии являются находки серпов на городище «Царциаты калак»10. Территория Южной Осетии, по данным археологический исследований, с древних времен является зоной активного земледелия".
Начальные сведения о занятии осетин земледелием мы находим в «Статейных списках посольства стольника Толочанова и дъяка Ивлева»(Х\П1 в). В этом документе говорится, что осетины Дигории от каждого селения в
6 Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа - М.: Издательство АН СССР, 1960, с.312.; Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии - Нальчик: Эльбрус,1969, с. 18.'
7 Крупное Е.И. Указ. работа; Иессен A.A. Прикубанский очаг металлургии и металлообработки в конце медно-бронзового века // МИА 1951. №23.
8 Крупнов Е.И. Указ.работа,с.313.
9 Археологические раскопки в районе Змейской Северной Осетии// ТАЭ. - Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство,1961, с.19.
10 Дзаггиагы Р.Г. Царциатские памятники: Едысское городище и могильники - Владикавказ: «ИР», 2006, с.125.
" Очерки истории Юго-Осетинской автономной области. - Тбилиси: Мецниере-ба, 1985, с.18-19; Гашоев Р.Х. Земледелие на территории Южной Осетии в древности/ ИЮОНИИ. -Тб.:Мецниереба, 1990. Вып.ЗЗ, с.21-23.
качестве подати кабардинцам, наряду с определенным количеством скота дают пшеницу и просо12.
Полеводство - одно из древних и важных отраслей хозяйства населения и горной части Осетии, охватывающей северный и южный горные склоны Главного Кавказского хребта. Именно поэтому важное значение имеет выявление и научное осмысление традиционных форм этой отрасли хозяйствования у осетин, их влияние на формирование особенностей хозяйственного быта, их отражение в социальной культуре и народных представлениях.
Древность культуры земледелия у осетинского народа подтверждается и фольклором. В осетинских нартовских сказаниях мы находим широкое бытование этой формы хозяйственной деятельности народа. В сказаниях «Как появилось пиво», «Чем небожители одарили нарта Сослана», «Сослан в стране мертвых» и др. представлены все стороны деятельности древних земледельцев: вспашка, сев, боронование, жатва'3. Широко тема земледелия представлена в осетинской обрядовой поэзии и сказках14.
Природно-хозяйственные условия формируют производственные навыки и особенности трудового опыта, создавая тем самым специфическую форму отрасли хозяйства при определенном уровне социального развития. Это положение позволяет нам выделить в горной полосе Осетии типичную разновидность горного земледелия, представленную исключительно полеводством, так как для других отраслей земледелия (садоводство, виноградарство, бахчеводство) не существовало требуемого для этого минимума естественных условий.
Мы должны учитывать то обстоятельство, что историко-хозяйственное развитие горной Осетии, наблюдавшееся на протяжении веков, изменили настолько самобытные элементы земледелия, что восстановление первоначальной картины достаточно сложно. Этнографические материалы, отражающие хозяйственный быт и культуру осетин относятся преимущественно ко второй половине XIX и началу XX веков. Имеются и более ранние материалы, главным образом, археологические, частью фольклорные, однако
12 Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650-1652. - Тифлис, 1926, с.120.
13 Осетинские нартовские сказания. - Дзауджикау:Госиздат, 1949.
14 Памятники народного творчества осетин/ Трудовая и обрядовая поэзия. - Владикавказ: «Ир», 1992. - 438 е.; Осетинская притча/Сост. Цгоев Х.Ф.. - Владикавказ: Рухс,1997. - 382 с; Орудия труда в сказках и преданиях/Со ст. А. Биазырти //Ф.1957 Выл 10.
главный источник в понимании предмета исследования - это полевые этнографические данные.
Земледелие как отдельная форма хозяйственной деятельности у осетин получила отражение в трудах многочисленных путешественников и естествоиспытателей, посетивших Осетию в ХУШ-Х1Х веках. Л.Л. Штедер, посетивший Осетию в 1781 году, отмечал здесь не только факты развитой обработки почвы, но и наличие в предгорных районах страны садов и огородов. Особенно он выделил Куртатинское ущелье, где, по его наблюдениям, «земледелие вполне обеспечивает жителей»15.
Общие сведения Штедера о состоянии земледелия у осетин дополнены подробным и интересным отчетом И. А. Гюльденштедта. Во время путешествия по Северной и Южной Осетии он сделал много содержательных зарисовок о жизни осетин. В частности, у него мы впервые находим описание деревянного рала16.
В труде об Осетии А. Гакстгаузена мы находим упоминание о существовании у осетин террасного земледелия, широкого набора возделываемых зерновых злаков, навыков обработки почвы17.
Отдельного внимания заслуживает и труд Ю.Клапрота. В записках, сделанных им во время путешествия по Осетии в 1807-1808, мы находим богатый фактологический материал. Здесь мы также встречаем детальное описание горного рала, которое, как указывает автор, применяется и другими народами Кавказа. Клапрот отмечает, что в горах Осетии хлеба жнут маленькими зазубренными серпами, он приводит описание осетинской косы, способы молотьбы и веяния, использование для получения муки водяных мельниц. Мы узнаем, что осетины сеют пшеницу, шестирядный ячмень и овес18.
В отличие от многих авторов, писавших об Осетии, представитель российской администрации на Кавказе А. Яновский несколько лет провел среди осетин. Об этом свидетельствуют его подробные и разносторонние свидетельства. Он подробно описывает природные условия страны, народонасе-
15 Штедер JI.JI. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году//ОГРИП,1967, с.50.
16 Guldenstadt А., Reisen durch Russland und im kaukasischen Geburge. - St.Peterburg, 1791, B. II.s.541.
17 Гаксггаузен А. Закавказский край. Заметки о семейной и общественной жизни -СПб. 1857. 4.11.
18 Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии// ОГРИП. - Орджоникидзе, 1967. -С.105-180.
ление, пути сообщения, социальные отношения и, конечно же, хозяйственные занятия осетин".
Ценное свидетельство о полеводстве горной Осетии мы находим в труде А. Скачкова «Опыт статистического исследования горного уголка». Автор обобщает демографические данные Дагомского прихода Алагирского ущелья, социальную структуру осетинского общества, хозяйственный уклад. Особый интерес представляет описание земледельческого труда, в том числе орошение пашен20.
В исследовании Г.Ф. Чурсина «Осетины» находим богатые сведения о социальных отношениях у осетин, элементах материальной культуры и быта. Без внимания ученого не остались орудия земледельческого труда и религиозные воззрения, связанные с земледелием21.
Однако собственно научное изучение земледелия как отдельной отрасли хозяйствования осетин начинается сравнительно недавно. Начало было положено профессором 3. Д. Гаглоевой22. На основе изучения земледельческих орудий южных осетин ею рассматриваются локальные особенности орудий обработки почвы. Описываются пахотные орудия горной и равнинной части Южной Осетии, трудовые процессы, формы взаимопомощи, используемые в земледелии южными осетинами.
Конструктивные особенности орудий труда земледельца, трудовые процессы становятся предметом исследования и в трудах Г. С. Читая23.Ученый рассматривает общие закономерности бытования пахотных орудий у народов Кавказа, в том числе и у осетин.
Описание земледелия как важного элемента хозяйственного быта осетинского народа мы находим в исследовании А.Х. Магометова «Культура и быт осетинского народа»24. Автор предлагает общий обзор земледелия в Северной Осетии, давая описание конструкции и способов применения сельскохозяйственных орудий горной, предгорной и равнинной частей региона. Традиция возделывания культурных растений дана как в территориальной зависимости, так и в связи с изменением социальной обстановки в Осетии. В последнем случае развитие товарных отношений приводит
19 Яновский А. Осетины. - Цхинвал. 1993. - 56 с.
20 Скачков А. Опыт статистического исследования горного уголка. Экономический очерк/ ППКОО, том 6. - Владикавказ: «Ир», 2003. - С.285-317.
21 Чурсин Г.Ф. Осетины. Этнографический очерк. - Тифлис, 1925. - 100с.
22 Гагаоева 3. Земледельческие орудия южных осетин//ИЮОНИИ, 1957. Вып.8.
23 Читая Г. С. Горное земледелие на Кавказе//МЭГ. - Тбилиси, 1960. Вып.11.
24 Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа.-Орджоникидзе: «Ир», 1968 -568 с.
к выводу ряда зерновых культур из оборота и внедрению земледельцами других культур.
Дается описание сельскохозяйственных работ, которые земледелец осуществлял в течение года, Орудия жатвы, обмолота, помещения для хранения урожая - также не остались без внимания А. Магометова. В отдельном исследовании автора есть сведения и о земледельческом культе осетин25.
Терминология, связанная с трудовыми процессами, отражена в отдельном лингвистическом исследовании Г.З. Тедеева26.Здесь на языковом материале дается описание не только элементов конструкции орудий труда, но и рассматриваются термины, определяющие названия трудовых процессов, форм трудовых объединений, названий земельных угодий и их категорий, народных мер площадей - одним словом, всего земледельческого комплекса осетин.
Некоторые вопросы земледельческого быта горной Осетии были изучены и грузинской этнографической наукой. Предметом этнографических исследований стали земельные отношения, орудия труда, формы взаимопомощи и грузино-осетинские параллели в полеводстве27.
Земледелие у осетин и его связь со скотоводством рассматривается в исследовании Б. А.Калоева28. Этот автор наиболее тщательно подходит к вопросу изучения хозяйственного быта осетин и, прежде всего, земледелия. Бытование этой традиционной отрасли анализируется на материале, собранном в Северной и Южной Осетии. Насколько позволяли особенности исследования общего характера, Б.Калоев рассматривает ареалы распространения пахотных орудий у осетин, их конструктивные и функциональные особенности. Отдельной темой стали вопросы удобрения полей, организация пахоты и сева, жатвы урожая, его обмолот и складирование.
Позже богатый материал, собранный по этой теме по всему Северному Кавказу, позволил Б.Калоеву проследить развитие традиционного земледе-
25 Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (ХУШ-ХХ вв.) - Орджоникидзе, 1974.-260 с.
26 Тедеев Г. Термины, связанные со вспашкой.//ИЮОНИИ. 1969. Вып.16.-С.133-155. 21 Робакидзе А.И. Супряги как форма эксплуатации в дореволюционной Грузии -
Тб.: Мецниереба, 1951-259 с;Его же: Некоторые черты горского феодализма на Кавка-зе//СЭ, 1978, №2; Кантария М.В. Некоторые вопросы земледельческого быта горной Осетии/КЭС. - Тб.:«Мецниереба», 1980, Вып. 5. - С.92-174; Ее же: Грузино-осетинские этнокультурные контакты в земледелии/Проблемы исторической этнографии осетин. -Орджоникидзе.1988. - С.71-91.
28 Калоев Б.А. Осетины. Историко-этнографическое исследование. - М.: Наука, 1967.-247 с.
лия осетин в русле земледельческой культуры народов Северного Кавказа29. Развитие земледелия дается у него в исторической ретроспективе, в которой отразились системы земледелия, орудия обработки почвы, зерновые культуры, орудия и способы уборки хлебов, молотьбы, веяния, помещения для хранения зерна, устройства мельницы. Отдельной темой исследования стали верования и обряды, связанные с земледелием.
Надо отметить, что со временем элементы аграрного культа у осетин, обычно представляемые как дополнение к общей теме, становятся предметом специального изучения. Исследования охватывали как локальное бытование аграрного культа у южных осетин30, так и верования, легшие в основу общего земледельческого календаря осетин31.
Традиционная духовная культура осетин рассматривается в одноименном фундаментальном исследовании Л. Чибирова, - одного из авторитетных знатоков этой стороны жизни народа32. В работе «Традиционная духовная культура осетин» мы находим сведения о ранних формах народных верований осетин, место времени в контексте праздничной обрядности, исчисление народного календаря; Л. Чибиров делает обзор этнокультурных связей осетин с соседними народами.
Праздничный мир осетин, связанный, в частности, и с земледельческим трудом, находит свое отражение в трудах B.C. Уарзиати33.
Вопросы хозяйственного быта и религиозных воззрений рассматриваются и в фундаментальном исследовании «Осетины»34.
Таким образом, несмотря на обилие исторических свидетельств и научных изысканий, земледелие у осетин не стало предметом специального исследования. Однако изучение отдельных сторон мира земледельца, без территориального обобщения, без анализа взаимовлияния элементов хозяйственного быта и религиозных воззрений необходимо для создания целостной картины традиционного земледелия осетин.
29 Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. - М: «Наука», 1981. -247 с.
30 Гагаоева 3. Д. О пережитках аграрного культа в Джавском районе Юго-Осетинской АО// ВЭК. -Тб.: Издательство АН ГССР, 1952. -С.319-326.; Ее же: Составные элементы праздника «Ног бон»// ИЮОНИИ, 1958. Вып 9.
31 Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин - Цхинвал: Ирыстон 1976.-280 с.
32 Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. - Владикавказ: «Ир» 2008.-599 с.
33 УарзиатыВ. Праздничный мир осетин.-Владикавказ, 1995.-231 с.
34 Осетины/ Под редакцией 3. Цаллаговой и Л. Чибирова//Серия «Народы и культуры». - М.:Наука, 2012. - 604 с.
Объект исследования - традиционное земледелие горной Осетии, как ее центральной, так и южной и северной частей в общих и локальных особенностях.
Предметом исследования являются традиции земледельческого хозяйства горной Осетии в развитии их составляющих: орудий труда, систем земледелия, возделываемых культур, трудовых процессов, аграрных культов, народной фенологии и метеорологии.
Цель исследования - в выявлении общих черт и региональных особенностей полеводства горной Осетии в сравнении с другими природно-хозяй-ственными зонами Осетии и с соседними регионами.
Задачи исследования определяются объектом, предметом и целью исследования и заключаются в следующем:
- проследить генезис земледельческих орудий труда и пахотных орудий в первую очередь. Определить степень соотношения в этом процессе традиций и инноваций;
- рассмотреть формы бытования систем земледелия и их влияние на формирование трудового годичного цикла;
- изучить место и роль аграрного культа в хозяйственном быту земледельца;
- выявить степень влияния почвенно-климатических условий на формирование земледелия;
- определить практическую значимость фенологических и метеорологических знаний народа.
Методологическая основа исследования:
- принцип объективности, исходя из которого достигается непредвзятость и обоснованность в оценке процессов, протекавших на протяжении истории в хозяйственном быте и деятельности осетин;
- комплексный подход в изучении полеводства горной полосы Осетии, основывающийся на данных истории, этнографии, археологии, фольклора и мифологии;
- принцип всеобщей связи явлений и событий, позволяющий рассматривать развитие процессов в земледелии осетин вместе с соседними регионами.
Географические рамки исследования определяются понятием природ-но-хозяйственных зон, определенных вертикальной градацией. Всего определено три такие зоны: горная, предгорная, равнинная.
Объект нашего исследования - горная зона Осетии - начинается с высоты в 1500 метров над уровнем моря, простираясь к основанию альпийских
лугов, и характеризуется, как, впрочем, и другие зоны, климатическими и почвенными условиями. Территориально включает в себя ущелья Центральной Осетии и примыкающие к ней селения горной полосы южных и северных склонов Главного Кавказского хребта. Это исторические районы Кур-татинского, Тагаурского и Алагирского ущелий, горная Дигория, верховья реки Большая и Малая Лиахва, Ксанская зона и Кударское ущелье.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с середины XIX века по первую треть XX века. В этом временном отрезке мы имеем возможность оперировать достаточным объемом этнографических источников и разносторонним полевым материалом - что дает нам возможность выявить традиционные формы, присущие объекту исследования. После указанного периода в регионе начинается коллективизация, которая приводит к постепенной утрате традиционного характера земледелия горной Осетии.
Научная новизна. Диссертационная работа является первой попыткой специального и всестороннего изучения полеводства горной Осетии. С учетом этнографических материалов, собранных автором, в исследовании представлена комплексная характеристика горного полеводства рассматриваемого региона: природно-хозяйственные условия, народные агрокультурные знания, производственно-материальная база, формы организации труда и взаимопомощи, религиозные воззрения.
Обозначен и новый подход к пониманию мировоззрения земледельца, в основе которого лежит, в частности, и элемент магико-интимных действий, направленных на получение максимальной отдачи от земледельческого труда.
С учетом собранных автором полевых этнографических материалов рассматривается генезис пахотных орудий горной зоны, оформляющийся в появлении усовершенствованных орудий плужной обработки почвы.
Автор пытается рассмотреть и пантеон божеств, покровительствующих земледелию у осетин, в плане соотношения дохристианских и христианских верований. Автором предпринята попытка реконструкции дохристианского пантеона. Объясняется возможность одновременного бытования двух понятий об одном божестве - Уацилла//Елиа.
Автор в своем исследовании раскрывает присутствие этнического элемента в полеводстве осетин горной полосы Осетии, проявившегося в генезисе земледельческих орудий и элементов аграрного культа.
Теоретическая и практическая значимость работы. Изучение земледелия горной Осетии позволит понять, как природные условия не только формируют определенный тип хозяйствования, но и становятся своеобразным консервантом для сохранения традиций.
Каждый из традиционных элементов интересен в своем собственном развитии, особенностях регионального использования и бытования.
Изучение пахотных орудий земледелия представляет значительный интерес исследования как в агроэтнографическом, так и в культурно-историческом плане. Конструкция пахотного орудия и его основных элементов, особенности форм и функционального назначения орудия в целом и его составных частей, композиция соединения и взаимного расположения элементов и т. п., дает материал, позволяющий в какой-то мере осветить не только историю землеобрабатывающих орудий, что само по себе немаловажно, но и, в целом, агроэтнографию, ответить на ряд вопросов истории земледелия, культурно - исторического и этнокультурного генезиса элементов культуры, а также проблем этнокультурного взаимодействия.
Набор возделываемых культур отражает не только возможности их возделывания, определяемые почвенными и климатическими условиями горной Осетии. Это, прежде всего, умение и опыт земледельца приспособить культурные растения к сложным условиям ведения полеводства. И достижения в этом роде деятельности являются показателем развитости самой земледельческой культуры народа.
Трудовые процессы дают возможность понять и определить цикличность труда земледельца. Каждый этап трудовой деятельности на земле регламентировался вегетативными сроками созревания зерновых и включал в себя регламентированный набор орудий, приемов и правил. При этом часть трудовых процессов зависела от преобладания той или иной системы земледелия рассматриваемого региона.
Аграрный культ являлся средством, прежде всего сакральной поддержки успешного ведения хозяйственной деятельности, обеспечивая поддержку магических сил в получении богатого урожая. Народная фенология и метеорология были подспорьем в практическом предсказании изменений погоды, и в определенной мере диктовали сроки и формы планирования работы на земле.
Проведенное исследование позволило выявить особенности ведения полеводства в разных природно-хозяйственных зонах, этническую обусловленность некоторых сторон хозяйственной деятельности, показать влияние полеводства не только на материальную, но и духовную культуру осетин.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при дальнейшем изучении различных аспектов хозяйственного и духовного мира осетин, для написания обобщающих тру-
дов и отдельных учебных курсов по традиционной этнографии осетин, при изучении истории и культуры народа в образовательных учреждениях.
В последнее время в Осетии активизируются процессы по возвращению населения в горные районы. Людям предлагают вернуться в свои родовые селения, государство обеспечивает желающих товарным и денежным кредитами. При этом для успешного возрождения сел важно и возобновление хозяйственной деятельности, и земледелие в определенных масштабах вновь может стать одной из форм хозяйственного быта. При этом сведения об особенностях полеводства горной зоны могут послужить полезным подспорьем при возрождении хозяйственных традиций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Горная Осетия, благодаря определенной природной замкнутости, стала ареалом, где стойко сохраняются традиции в ведении хозяйства, что позволяет реконструировать традиционный хозяйственный быт и связанные с ним верования.
2. Нормирование комплекса земледельческих орудий труда в полеводстве осетин происходило в тесной взаимосвязи со многими факторами. Большое влияние на развитие почвообрабатывающих орудий оказывают почвенные условия. В зависимости от характера почв в каждой природно-хозяйствен-ной зоне получает преимущественное развитие то или иное орудие обработки почвы.
3. Соответствие формы и конструкции орудия труда природной среде, системе и технике земледелия не абсолютно, а относительно. Этим объясняется то, что на одних и тех же землях и в одинаковых условиях орудия варьируются в известных пределах и при этом сохраняют в своей конструкции, как элементы генезиса, так и традиций.
4. Земледелие в горной Осетии, при острой нехватке пахотных земель отличается максимально эффективным использованием народных агротехнических традиций. К ним относятся веками накапливавшиеся эмпирические знания почвы, применение строго продуманного севооборота, естественных удобрений, орошения, горного пахотного орудия, наиболее отвечающего локальным особенностям рельефа и почв.
5. Специфика горного земледелия Осетии состояла в его сочетании со скотоводством, обеспечивающим его естественными удобрениями и тягловой силой.
Не являясь по своему удельному весу главной отраслью хозяйства, полеводство горцев Кавказа, традиционное по характеру агротехнических приемов, связанных с ним обрядов, тем не менее, по степени использования
пахотной земли, сложившихся навыков человеческого труда и эмпирически найденных способов хозяйствования было интенсивным.
6. Несмотря на общий характер развития полеводства в горной Осетии, существовали отдельные элементы, которые позволяют говорить и об этнической обусловленности этой стороны хозяйственного быта народа.
7. Народные верования и обряды у осетин горной Осетии, связанные с земледелием, имели много общего с жителями равнинных территорий страны и всего Кавказа, и в то же время характеризовались яркими этническими и локальными особенностями.
Диссертационное исследование соответствует следующим пунктам Паспорта специальности 07.00.07 - «Этнография, этнология и антропология» ВАК при Министерстве образования и науки России:п.2.Классическая дескриптивная этнография; п.4.Этнологическое регионоведение; п.6 Этнокуль-туроведение; п.7.Этнодемография и этноэкология.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации опубликованы в 6 научных статьях. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите отделом этнологии ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН».
Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка информантов и отдельного приложения.
Приложение включает 28 таблиц с рисунками и фотографиями.
1!. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены объект и предмет исследования, его цели, задачи и методологическая основа, обозначены географические и хронологические рамки, проанализированы историография и источниковая база, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Орудия обработки почвы, жатвы и обмолота» три параграфа: «Пахотные орудия», «Ручные и вспомогательные сельскохозяйственные орудия», «Орудия уборки и обмолота урожая».
В горной Осетии при пахоте использовалось легкое пахотное орудие типа «рало», имевшее у осетин название дзыбыр//дзывыр. По своей конструкции оно было простым орудием вспашки, имело всего одну железную
часть-лемех. Однако в течение веков это орудие труда совершенствовалось, что привело к возникновению нескольких типов легкого пахотного орудия. Каждый из них был идеально приспособлен к почвенным и рельефным условиям горных пашен того или иного региона Осетии.
Казалось бы, что абсолютная приспособленность рала к конкретным почвенно-климатическим условиям не предполагает каких-либо существенных изменений на всем протяжении бытования этого орудия. Исследователи пахотных орудий типа рала отмечают неизменность их конструктивных особенностей, отмечая лишь небольшие изменения (рукоятка, элементы крепления, степень обработанности подошвы). Вместе с тем, говоря о традиционных орудиях земледелия, не стоит считать, что они в силу традиции переходили из поколения в поколение в неизменном виде, не претерпевая никаких изменений. Ведь важным достоинством традиционных орудий труда является и то, что при чрезвычайно медленном эмпирическом поиске неудачные формы сами собой отмирали, а удачные мало-помалу совершенствовались. Как пример такого процесса в диссертационном исследовании рассматривается эволюция пахотного орудия, выразившаяся в появлении так называемого «Ерманского дзыбыра». Здесь модернизация пахотного орудия проявилась в изменении подошвы рала. «Ерманский дзыбыр» демонстрирует пример того, как элементы модернизации пахотного орудия не нарушают общего принципа базовых требований к конструкции рала.
Среди ручных орудий обработки почвы выделяются мотыги късепи. В горной полосе это было связано с необходимостью обрабатывать труднодоступные участки и террасные поля. К орудиям полеводства, имеющим вспомогательные функции, отнесены приспособления для сева. К вспомогательным орудиям труда мы относим бороны и волокуши.
В Осетии орудиями жатвы служили серп сехсырф и коса цсевсег. Каждая природно-хозяйственная зона отличалась разной степенью использования каждого из этих орудий труда земледельца.
Название косы в осетинском языке «цсевсег» (от цсевын - бить,ударять) позволяет предположить, что технология кошения ранее была иной. Возможно, такой косой не косили в современном понимании, а били по основанию трав; с появлением иного вида косы меняется и технология скашивания.
В горной зоне для обмолота хлебов использовали преимущественно крупный рогатый скот. Однако в начале XX века в верхней полосе этой при-родно-хозяйственной зоны Осетии при обмолоте хлебов начинают применять катки (найгсенсен дур).
Во второй главе «Трудовые процессы» пять параграфов: «Системы земледелия», «Подбор и удобрение пашен», «Пахота, сев и уход за посевами», «Жатва, обмолот и складирование урожая», «Фенология и метеорология»
В Южной Осетии наличие больших лесных массивов создавало все условия для развития подсечного земледелия. Поэтому у южных осетин подсечное земледелие было распространено в большей степени, чем у осетин Северного Кавказа, где лесные ресурсы были ограничены.
Наряду с подсечной системой земледелия в горной Осетии мы встречаем применение перелога (нсеудзар). Распространение переложной системы охватывает всю горную полосу. В рассматриваемом регионе использовался и зеленый пар (зсерсгстон уагъд). Паровое поле {зсерсестон) оставалось без обработки в течение одного-трех лет.
Для повышения плодородия почвы и эффективности полеводства осетины широко применяли севооборот (ивгсетыд). В горной полосе Осетии плодосменная система земледелия практиковалась преимущественно на тех пашнях, которые находились на солнечной стороне.
Непосредственно в Осетии мы находим искусственные террасы в горной и предгорной зонах. Отличительной особенностью рассматриваемого региона является то, что террасное земледелие здесь было подчинено преимущественно интересам полеводства. Единичны примеры, когда на террасах сажали плодовые деревья, в основном же на них высаживали зерновые культуры.
Этнографический материал указывает, что в технологической цепочке каждой системы земледелия удобрения занимают значительное место. Применение удобрений в полеводстве в рассматриваемый период является наиболее эффективным средством повышения плодородия почв.
Осетины в основном применяли навоз крупного и мелкого рогатого скота. При этом лучшим по качеству считался старый навоз.
Пахота в высокогорье была нескольких разновидностей: под посев, паровая, поднятие целины. Наиболее распространенной являлась обычная, под посев, вспашка. Успешное проведение процесса пахоты во многом зависело от умения пахаря. Ему было необходимо не только сноровисто управлять пахотным орудием, но и пахать, сообразуясь с особенностями пашни.
Жатва наиболее урожайных нив начиналась с южных склонов, равнинных участков и уже потом жнецы переходили к северным склонам. По этой причине последние нивы зачастую не успевали убирать до заморозков, которые в горной полосе всегда наступали рано. Конкретные сроки начала уборки каждой нивы зависели от степени зрелости возделываемых культур.
Например, готовность колосовых определялась как по цвету стебля (зсеиг) и колоса (сефсир), так и по твердости зерен (нсемыджы сегьуыд).
Вывоз урожая (лассентсе) начинался только после уборки и просушки всех хлебов. В высокогорье для этого использовались преимущественно сани, а на крутых склонах плетеные корзины.
Собранный урожай (тыллсег) обмолачивался после окончания процесса вывоза. Обмолот (найгсенш) в каждой природно-хозяйственной зоне имел свои особенности. В горной полосе Осетии хлеба обмолачивали преимущественно с помощью крупного рогатого скота (къахсгй най).
В трудовой цепочке заключительный этап был связан с помолом урожая. В горной полосе Осетии для этих целей существовали ручные и водяные мельницы.
Фенологические и метеорологические знания народа складывались в процессе наблюдения за сезонными явлениями природы, прилетом и отлетом птиц, цветением различных растений, повадками животных и т. п.
В третьей главе «Аграрный культ и связанный с ним праздничный мир» три параграфа: «Зимний цикл аграрного календаря», «Весенний цикл аграрного календаря», «Летний цикл аграрного календаря», «Осенний цикл аграрного календаря»
Праздники и обряды - это историческое, закономерное и устойчивое во времени, действо. Народный земледельческий календарь следует рассматривать как сложное общественное явление. В нем нашла своеобразное отражение социально-экономическая, бытовая и религиозно-обрядовая жизнь осетинского народа на протяжении ряда исторических эпох. Именно в народном календаре и через него раскрываются особенности материальной и духовной культуры народа.
Самой важной у осетин считалась ночь накануне Нового года (Ног Боны сехссев), с которой увязывались многочисленные обрядовые ритуалы и которые становились началом долгой череды аграрных празднеств.
Важное значение придавали осетины обновлению огня в домашнем очаге. Огонь, зажженный новыми бревнами (сендзарсенхьседтсе), был в большом почете у осетин: он должен был гореть, не переставая, в течение целого года, награждая семью благополучием и изобилием.
Значительное место в новогоднем празднике осетин занимали многочисленные ритуальные и обрядовые фигурные хлебцы. Главной ритуальной выпечкой был большой сакральный новогодний пирог, известный под названием сертхурон. Он имел круглую форму с радиальными желобками-линиями.
Жртхурон выпекали с расчетом на всех членов семьи, чтобы каждый мог получить по куску.
В начинку пирога клали монету, хлебные зерна, кусочки внутренностей жертвенного животного, стебли соломы, сено, пучок шерсти, небольшой кусочек материи и т.д. В зависимости оттого, кому что достанется при дележе пирога, тем они будут богаты в наступающем году: монета означала удачу, счастье, деньги, кусочек материи - обновку, шерсть - богатство скотом, хлебные зерна - урожай хлебов и т. д
Первый день Великого поста совпадал с началом одного из важнейших календарных праздников осетин - «Тутыртж», посвященный осетинскому божеству «Тутыр». Празднование длилось неделю, но наиболее значительными и ритуально насыщенными были первые три дня.
Горцы считали, что лесоматериал, заготовленный во вторник праздника «Тутыртае», обладает прочностью, не подвержен древесным вредителям и, что немаловажно, недосягаем сглазу и козням злых сил. По этой причине изготовление деревянных орудий труда (рала, вил, ярма) приурочивалось к этому дню. В среду празднования «Тутыртж» доставали семенной фонд, перебирали его на больших деревянных блюдах.
Весенний цикл аграрного календаря открывается одним из наиболее крупных аграрных праздников у осетин «Хор-хор» (букв, «хлеб-хлеб» или «зерно-зерно»). Праздник был известен и под другими названиями: «Хоры бон» (день хлеба), «Хумидайген» (начало пахоты).
Осетины отмечали не только начало весенне-полевых работ, но и окончание пахоты и сева. Праздник этот был известен под названием «Стыр хуыцаубою> (букв, «большое воскресенье»).
Более широко он отмечался осетинами - дигорцами. В селении Нар (Ди-гория) имелось святилище - «Будури зади» (букв, «ангел поля»). По окончании пахоты и сева мужская часть села устраивала около него пиршество.
Необходимо отметить, что в честь окончания работ тогда же устраивали отдельное пиршество и женщины «Осталти кувд». В своих молитвах старшая по возрасту женщина обращалась к покровителю хлебопашцев Уацил-ла, просила о расположении, богатом урожае. Наличие в аграрном культе осетин специального женского праздника свидетельствует об архаичности религиозно-обрядового культа осетин, который восходит к древнейшему периоду, когда земледельческим трудом полностью распоряжалась еще женщина.
В воскресенье, за неделю до Пасхи, осетины отмечали «Къутугсенагн» (букв, «делание куту»). В день праздника, наряду с другими яствами, пекли
фигурные хлебцы в виде конусообразных сапеток (кьуту), от наименования которых и пошло его название.
Общеизвестным обрядом вызывания дождя у осетин был «Цоппай». Группа мужчин определенного населенного пункта ходила вместе из одного селения в другое. Шествие сопровождалось специальными песнями, которые должны были вызвать дождь (вербальная магия). Участники несли с собой флаг из красной или белой материи. В пути, когда они проходили мимо рек, обливали друг друга водой. В каждом селении им давали зерно, солод, другие продукты, деньги. По завершении шествия они возвращались в исходное (отправное) село, закалывали жертвенное животное, приобретенное на собранные деньги, и устраивали большой пир в честь покровителя хлебных злаков и громовика «Уацилла», прося его отпустить на их нивы дождь.
К осеннему циклу относятся три праздника, имеющие явную аграрную сущность - «Хоры сэерты куывд», «Сагаейтгы агхсаев» и «Зыгуымон аехсаев». Все они посвящены уборке урожая и окончанию полевых работ. В отличие от других праздников, они не имеют конкретной даты отправления и отмечаются в зависимости от традиции того или иного региона.
В отправлении праздников аграрного культа важное значение имеет ритуальная пища (кувинаг/ковужаг), включающая в себя статусный комплекс пищи и питья: выпечку (пироги и пирожки), отварное мясо, шашлык, пиво и брагу. Свои особенности имели у осетин и зримые воплощения присутствия божественной сути - святилища (кувсендон/ковсендонсе).
Основные выводы диссертационного исследования. Представленный материал свидетельствует о том, что в горной Осетии бытовало именно традиционное земледелие. Заимствования в горной Осетии, по сравнению с другими районами проживания осетин - предгорной и равнинной, незначительны. Имея много общего с земледельческими традициями народов Кавказа по форме, земледелие нагорной полосы Осетии имеет свои отличия по содержанию.
Почвенно-климатические условия определяли характер земледелия. В горной полосе Осетии подсечно-огневая система рано исчерпала свой ресурс ввиду отсутствия лесного фонда и обновляемости лесов. В Северной и Центральной Осетии сведения о подсеке сохранились только в связи с преданиями об образовании отдельных населенных пунктов, которые были созданы на лесных участках. В южной части страны, где и сегодня еще существуют большие лесные площади, устройство подсек было широко распространено. Об это свидетельствуют не только данные топонимики, но и широкий набор специальных орудий труда. Однако наиболее характерными
для горной Осетии были другие системы земледелия: паровая, чередование культур и локально - террасное земледелие.
Большой набор ручных и вспомогательных орудий обработки почвы свидетельствует об интенсивном характере полеводства в горной Осетии. Каждое орудие было индивидуальным по функциональности и конструкции и было приспособлено под конкретную трудовую операцию.
Каждая сельскохозяйственная зона Осетии характеризовалась своим набором пахотных орудий. Понятно, что такая зональность не была четко очерчена и характеризовалась наличием ровных пахотных участков или преобладанием пашен на склонах. Этим и определялась в первую очередь конструктивная особенность и преобладание того или иного пахотного орудия. Но не в меньшей степени формирование облика сельскохозяйственных орудий определялось и индивидуальными рационализаторскими способностями самих горцев, примером чего явилось появление «Ерманского дзыбыра».
В годовом цикле земледельческих работ отразилось все разнообразие трудовой деятельности земледельца. Начинаясь зимой вывозкой на поля удобрений, полевые работы заканчивались осенью обмолотом и складированием урожая. Трудовой процесс в полеводстве осетин был насыщен и разнообразен.
Основной объем трудовых затрат в полеводстве приходился на пахоту. При этом каждая природно-хозяйственная зона имела свои особенности обработки почвы, определяемые почвенно-климатическими условиями, возделываемыми культурами и орудиями труда.
Последующие этапы земледельческой деятельности - сев, прополка, жатва, обмолот - также проводились на основе традиционных технологий, складывавшихся благодаря эмпирическому опыту народа.
Специфическая особенность фенологических и метеорологических наблюдений выражается в том, что предсказывается не абстрактный характер предстоящей погоды, а во взаимосвязи с влиянием на хозяйственную жизнь земледельца.
Торжественно отмечая итоги сельскохозяйственного года, осетины, как и другие земледельческие народы, не столько выражали благодарность сверхъестественным силам за удачные итоги текущего года, сколько обращались с молитвами и просьбами о благополучии будущего хозяйственного года.
Приложение включает 28 таблиц с рисунками и фотографиями
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Статьи в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Годовой цикл полевых работ в традиционном земледелии горной Осе-тии//Журнал «Фундаментальные исследования». - 2013. №. 10 (часть 8) -С. 1847-1851.(0,3 п.л.).
2. Системы земледелия в полеводстве горной Осетии// Журнал «Современные проблемы науки и образования. - 2013. №5. (0,2 пл.)
3. Зимний цикл аграрного календаря в традиционном земледелии горной Осетии// Журнал «Фундаментальные исследования». - 2014. №.6 (часть 3).-С.628-631.(0,3 п.л.)
Статьи в научных сборниках и журналах:
4. Гуджаретские осетины. Традиционный быт и хозяйство// Журнал «Фидиуагг». - 1985. № 12. - С. 12-16. (0,2 пл.)
5. Народная агротехника осетин// Журнал «Фидиуагг». - Цхинвал, 1990. №8.-С.23-28. (0,3 пл.)
6. Земледельческие орудия южных осетин// Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. 3. Ванеева. - Цхинвал, 2014. Вып.40.-С.113-138. (1,0 пл.)
Подписано в печать 05.03.2015. Усл.печл. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 63.
Отпечатано ИП Цопановой А.Ю. 362002, г. Владикавказ, пер. Павловский, 3.