автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве.

  • Год: 1974
  • Автор научной работы: Биче-оол, С. М.
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Биче-оол, С. М.

ВВЕДЕНИЕ.„.I

ГЛАВА I. Истоки традиционных форм брака и семьи

1. Пережитки дуально-родовой органи-» зации„.It

2. Посемейная терминология родства к проблеме экзогамии24

3. К проблеме группового брака34

4. Явления, отражающие матрилокальные брачные отношения^ 38

5. Переход к патрилокальному браку 47

6. Семья в составе аальной общины50

7. Моногамная семья и тувинский аал. .55

 

Введение диссертации1974 год, автореферат по истории, Биче-оол, С. М.

Исследование социально-культурных изменений, происшедших в жизни многонациональных народов нашейны, является одной из важнейших проблем этнографической науки. В плане этих изменений первостепенное значение придается изучению брачно-еемей-ных отношений, являющихся конкретным проявлением общесоциальных отношений.

В октябре 1974 г. Тувинская АССР отметила 30-летний юбилей вхождения в состав COOP, За годы Советской власти тувинцы достигли огромных успехов в политическом, экономическом и культур' ном строительстве. Значительные изменения произошли и в брачно-семейных отношениях тувинцев. Выкристаллизовываясь медленно, но уверенно, отметая элементы общинно-родовых и докапиталистически норм отношений, новые формы брака и семьи начали зарождаться еще в годы Тувинской Народной Республики. В настоящее время в Советской Туве вдет процесс становления социалистических брачных и внутрисемейных взаимоотношений, основанных на советски: нормах нравственности и морали.

Огромные социально-культурные преобразования, происшедшие в жизни тувинского народа, являются конкретным проявлением Ленинской национальной политики КПСС и Советского государства. Решения ХХП, ХХШ и ХХ1У съездов КПСС показывают, какое огромш внимание направлено на удовлетворение материальных и духовных потребностей советских людей, на преодоление пережитков прошл! го, на укрепление и утверждение семьи социалистического типа.

Исследование трансформационных процессов, совершающихся в брачно-семейной практике народов СССР, в том числе и тувинце! является в настоящее время весьма актуальным. Важным предстаз ляется исследование современных преобразований в сравнительном сопоставлении с прошлым, т.е. дореволюционными формами брака и семьи, В этом плане изучение брачно-семейных отношений у тувинцев имеет определенный научный и практический интерес.

Не будет преувеличением сказать, что изучение форм брака и семьи у тувинцев прольет свет на сложнейшую историю общественных отношений в Туве в конце XIX и в начале XX в.в., в которой смешались фрагменты разных общественно-экономических формаций т от общинно-родовых пережитков и докапиталистических элементов , особенности,причины, а также позволит, в свою очередь, выявить^ б уеловившие длительное бытование некоторых архаических черт брачных отношений, про следить отрицательные стороны пережиточных явлений, консервировавшихся традициями родового порядка и культивировавшихся феодальными кругами в своих антиобщественных и антинародных целя* ^ С другой стороны, исследование брачно-семейных отношений в mat трансформационных процессов позволит выявить пути формирования новых социалистических форм брака и семьи, необходимые для дал нейшего развития и совершенствования советских норм брачных от ношений у тувинцев.

Специального монографического исследования, посвященногс брачно-семейным отношениям тувинцев, в целом в тувиноведческо! науке пока нет. Несмотря на отрывочные, но интересные этногра^ фические данные дореволюционных исследователей;на большую нау ную ценность работ советских тувиноведов^ вопросы развития тра ционных форм брака и семьи и пути их преобразования нуждаюте* в дополнительном уточнении и изучении.

В.И.Дулов. Социально-экономическая история Тувы конца XIX начала XX в.в., м., 1956, с.114

Вышеперечисленные причины и предопределили выбор настоящей темы диссертации.

Предлагаемая работа посвящается теме "Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве".

Хронологически тема охватывает конец XIX - начало XX в.в. по настоящее время. Работа является попыткой исследования путем ретроспективного исторического анализа проследить историю развития традиционных форм брака и семьи у тувинцев и пути их преобразования в настоящее время. При исследовании этой проблемы автор преследовал следующие цели:

1. Осветить на основе сохранившихся пережиточных явлений истоки традиционных форм брака и семьи.

2. Восполнить и систематизировать данные по брачным обрядам тувинцев, а также по возможности дать объяснение их происхождения.

3. Проследить изменения традиционных брачно-семейных отношений в ходе культурной революции в периоды ТНР и Тувинской АССР.

Вопросы брачно-семейных отношений у тувинцев в дореволюционной литературе освещены в плане отдельных сведений и сооб

I 2 3 щений у М.И.Райкова, В.ф.Ладыгина , А.М.Африканова, F.Грумм

Гржимайло \ Более полными данными отличаются работы Е.К.Яков* М.й.Райков, Отчет о поездке к верховьям реки Енисея, совершенной в Й07 г. по поручению ймпер.Русск.Геогр.об-ва, гл. ХХХ1У, С.-Петербург, 1898, с. W-448.

В.Ф.Ладыгин, Этнографический очерк, Известия Императ.Русск. Геогр.общ-ва, С.-П. 1899, вып.3-4, с.638.

А. М.Африканов. Урянхайская земля и её обитатели. Известия восточно-сибирского Отдела ймпер. Русск.об-ва, 1890, вып.5, с, с.58.

Г.Грум^Гржимайло. Западная Монголия и Урянхайский край, Л., 1926, вып.I, т.Ш, с.120-122.

I 2 лева и Ф.Я. Кона ,

Материалы Е.К.Яковлева изобилуют весьма ценными данными, однако некоторые из них не лишены противоречивых сведений и толкований. Возможно, это объясняется тем, что Е.К.Яковлев не был в Туве и представленные материалы, записанные со слов других, оказались не совсем точными. Это относится к данным о степенях родства, о добрачных и брачных отношениях тувинцев. Вместе с тем, необходимо отметить, что материалы Е.К.Яковлева заслуживают особого внимания.

Работа Ф.Я, Кона, совершившего по поручению Восточного отдела Русского географического общества в 1902-1903 г.г.исследовательскую экспедицию в Туву, представила весьма существенные данные по брачно-семейным отношениям тувинцев. В главе своей работы, раскрывающей вопросы отношения к женщине, брака и семьи Ф.Я.Кон со всей очевидностью показывает, что в брачно-семейных отношениях тувинцев дореволюционного периода наряду с единобрачием в качестве порока существовали внебрачные половые связи с их крайней формой - проституцией и прелюбодеянием, широко практикуемые господствующими классами. Данные этнографических материалов Ф.Я.Кона свидетельствуют, что хотя эти социальные пороки осуждались общественным мнением, однако это осуждение, как отмечает Ф.Энгельс, были направлены "не против причастных к этому мужчин, а только женщин; их презирают и выбрасывают из общества, чтобы таким образом, снова провозгласить, как основной общественный закон, неограниченное господf

• Е.К.Яковлев. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея, Минусинск, 1900, с.89-91.

• Ф.Я.Кон. Экспедиция в Сойотию, М., 1934, с.128-139. ство мужчин над женским полом" Этот тезис очень хорошо отражает действительное отношение к тувинской женщине в дореволюционной Туве. Материалы Ф.Я.Кона отразили также полярность и противоречивость отношений, существовавших в брачно-семейной практике тувинцев, несомненно,связанных с самой природой единобрачия эксплуататорского общества.

Е.К.Яковлев и Ф.Я.Кон представили нам материалы по тувинской свадебной обрядности, описывая в общих чертах зафиксированные ими тогда обряды. Они описали некоторые этапы брачной обрядности, правда,не в той последовательности^ какой они существовали по традиции, но,все-таки, наличие в их работах описания таких обрядов, как колыбельный сговор, иас-белеи, йтукдери, "чай бузар^ перевоз придамого в аал жениха, имели для нас опре деленный научный и сопоставительный интерес,

В советской этнографической литературе вопросы брака и семьи отдельными статьями, главами в работах рассматривались учеными-тувиноведами.

Ценные этнографические материалы по брачно-семейным отнс шениям тувинцев находим в работах Л.П.Потапова , который не только просто описал, но сопоставил и дал состоятельную интерпретации свадебных циклов и обрядов нескольких районов Тувы.

В I960 г. выходит в свет первый том трудов ТКЭАН с рабе той Л.П.Потапова "Материалы по этнографии тувинцев районов Мс Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1970, с.71.

Л.П.Потапов. Материалы по этнографии тувинцев районов Мон tvh-Тайги и Кара-Холя. Труды ТКЭАН, т.1, М-Л., I960, с.30 -д>8: Очерки этнографии тувинцев бассейна левобережья Хем чика. Труды ТКЭАН, т.П, М-Л., 1966. с.28-37; Очерки наро,з ного быта тувинцев, М., 1969, с.228-266. гун-Тайги и Кара-Холя", где в главе "Семейно-брачные отношения" автор впервые в советской этнографической литературе представляет материалы, посвященные специально вопросам брака и семьи у тувинцев.

В 1966 г. выходит второй том трудов ТКЭАН, где в статье "Очерки этнографии тувинцев бассейна левобережья Хемчика" Л.П.Потапов излагает свои исследования по свадебных обрядам хемчик-ских тувинцев.

В 1969 г. выходит в свет монографический труд Л.П.Потапова, посвященный дореволюционному быту тувинцев - "Очерки народного быта тувинцев". В разделе "Свадебный обряд" Л.П.Потапов представил весьма богатый этнографический материал, собранный им в течение ряда лет в западных и южных районах Тувы. Особый интерес вызывает эта работа тем, что свадебный обряд дается впервые в сопоставительном плане, в локальном своеобразии каждой группы тувинцев, что делает работу Л.П.Потапова на сегодняшний день исключительной среди работ, посвященных брачно-семейны отношениям народов Южной Сибири.

В 1961 г. вышла работа С.Й.Вайнштейна "Тувинцы-тоджинцы"^ где в главе "Семья и брак" автор на основе анализа собранных ма териалов представил данные брачно-сенейных отношений тувинцев Тоджинского района.

В 1964 г. выходит следующая работа С.Й.Вайнштейна - "К и 2 тории ранних форм семейно-брачных отношений" , в которой автор впервые исследует молодежные сборы - игры "ойтулааш", бытовавшие в Туве вплоть до 30-40 г.г. г С.И.Вайнштейн. Тувинцы-тоджинцы, , 1961, с.135-141.

С.И.Вайнштейн. К истории ранних форм семейно-брачных отношений (ойтулааш у тувинцев), СЭ, 1964, М 2.

В 1969 г. в докторской диссертации "Происхождение и историческая этнография тувинского народа" * в главе "Семья и брак" С.М.Вайнштейн представил этнографические материалы, на основе анализа которых он рассмотрел вопросы развития брачных отношений тувинцев, отметил локальную специфику свадебных обрядов у скотоводов и оленеводов.

Данные работ Л.П.Потапова и С.И.Ёайнштейна в плане понимания сущности брачных институтов были использованы автором при написании диссертации.

Этнографические материалы по тувинской свадебной обрядности мы находим в рукописном фонде архива Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Среди них особого внимания заслуживает записи доктора филологических наук А.Ч.Кунаа . Свадебные обряды и церемонии тувинцев, бытовавшие в начале нашего столетия, представлены им в той последовательности, в какой они существовали по традиции.

За последние годы рукописный фонд пополнился материалами з

А.Ш.Баир , прекрасного знатока старомонгольской письменности и языка. Переведенные им с монгольского языка на тувинский, материалы о семейной жизни тувинской женщины, в дореволюционное время представляют собой важный этнографический материал, позволяющий более полнее и конкретнее рассмотреть некоторые аспекты брачно- и семейно-правовых отношений тувинцев.

Весьма ценные данные, отличающиеся этнографически подробным описанием и интерпретирующим значением каждого свадебного

С.И.Вайнштейн.Происхождение и историческая этнография туви; ского народа, , 1969, Рукопись докторской диссертации.

А.Ш.Баир. Тыва Херээженнернин, вг-б(/ле амыдыралы, Рукописный фонд ТНЙИЯЛИ, £ 371, c.I-I9 т

А.Ч.Кунаа. Куда дугайы.Рукописный фонд ТНШЯЖ (фольклорный * 86, с. 55-69. F обряда является повесть "Самбукайнын, чугазы" . Несмотря на то, что это художественная историческая повесть, тем не менее необходимо отметить, что этнографические материалы в ней имеют научную ценность.

Трансформационные процессы в области брачно-семейных отношений у тувинцев в советский период, не получили специального отражения в литературе.

Методологической основой для работы явились труды классиков марксизма-ленинизма, в особенности произведения В.И.Ленина ,0 задачах женского рабочего движения в Советской республике" , 3

Советская власть и положение женщины" . Классическим образцом научного анализа при рассмотрении выбранной темы явилась работа Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" .

Для теоретического осмысления и понимания сущности брачных институтов были использованы труды ведущих советских ученыхс i г7 этнографов - М.О.Косвена, С.А.Токарева , Д.А.Ольдерогге ,

Самбукайныц чугаза" (тоожу), Кызыл, 1961. Р

В.И.Ленин. О задачах женского рабочего движения в Советской Республике. (Речь на 1У Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г.), С оч. ,изд.1У, т.30.

B.И.Ленин. Советская власть и положение женщины, Соч., изд.13 т. 30.

Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства", Политиздат, М., 1970. с

• М.О.Косвен. Семейная община (опыт исторической характеристик! СЭ, 1948, Л 3, с.3-32; Переход от матриархата к патриархату, ТИЭ, новая серия, т.14. М 1951, с,67-94; Очерки истории первобытной культуры, Й., 1953, Брак - покупка, ж."Красная Новь", 1925, % 2.

C.А.Токарев. Докапиталистические пережитки в Ойротии,М-Л., 1936; Энгельс и современная этнография, ИАН,серия историки философии,3,1,1946; Пережитки родового культа у алтайцев^но-вая серия,т.1,19 47; Исторические формы бытовых взаимоотношений полов, М., 1970г. ч

Д.А.Ольдерогге. Из истории семьи и брака, СЭ, I I, 1947; Малайская система родства Т1Э, т.14, М. 1951- Некото рые вопросы изучения систем родства, СЭ, 19$8, $ I.

Т > 2 3

Н.А.Кислякова, ЧМ.Абрамзона, Н.А.Бутинова, Ю.И.Семено4 ва, и др.

При написании диссертации были использованы документы и материалы партархива Тувинского обкома КПСС, Государственного архива Тувинской АССР, рукописного фонда ТНЙИЯЛЙ, данные отдела женсовета при Тувинском Обкоме КПСС, фонды Кызыльского краеведческого музея, архивы Института Этнографии АН СССР г.г.Москвы и Ленинграда, труды Тувинской комплексной археояого-этнографи-ческой экспедиции (ТКЭАН) Института Этнографии АН СССР.

Были привлечены и использованы материалы, содержащиеся в

С /Г гт работах Е.Д.Прокофьевой, ^.И.Дулова, Л.В.Гребнева, М.Х.Мад-най-оола.® й.А.Кисляков. Калым и приданое у таджиков, ТИЭ, новая серия, т.14, И, 1951, с.180-223;Семья и брак у таджиков, М-Л.,1959> Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана, j1., 1969. 2 С.М.Абрамзон. Фоомы родоплеменной организации у кочевников Средней Азии.ТИЭ',новая серия, т.14,М. ,1951,с. 182-156; Киргизы

§их этногенетические и историко-культурные связи,Д., 1971; лияние перехода к образу жизни на преобразование социального строя, семейно-бытового уклада и культуры прежних кочевников и полукочевников, ТИЭ, новая серия, т.98, Л., 1973,с.235-248; Формы семьи у дотюркскнх и тюркских племен Вжной Сибири, Сем? речья и Тянь-Шаня в древности и средневековьи,-тюркологический сборни к-1972| М., 1973, с.287-305. *

Н.А.Бутинова. Проблема экзогамии.ТИЭ,новая серия, т.14,М., 1951,с.З-27; Локальность брака, в кн.;"Основные проблемы африканистики", М., 1973.

О.И.Семенов. Учение Моргана, марксизм и современная этнография, СЭ, 1964, Л 4; Групповой брак, его природа и место в эволюции сеыейно-брачных отношений, Доклад УП МКАЭН, М.,1964 Как возникло человечество, М., 1966.

Е.Д.Прокофьева. Некоторые этнографические данные о тувинцах западных районов Тувинской автономной области, КСИЭ, вып.23, М., 1955, с.3-18.

В.И.Дулов. Пережитки общинно-родового стооя у тувинцев в кон це XIX - начале XX в., СЭ, J 1951. J§ 4, с.57-76; Социально-экономическая история Тувы конца XIX-начала ХХв.в.М.,1956,

Л.В.Гребнев.Переход тувинских аратов-кочевников на оседлость Кызыл, 1955; Тувинский героический эпос,М,I960, с.128-145; . „----------- m---- ----и Т07Л

Автором были использованы работы Э.Таубе, преподавателя Лейпцигского университета в ГДР, в течение ряда лет (1966,1967, 1969,1972 г.г.) изучавшей быт тувинцев, проживающих в МНР.

Основным источником для написания настоящей работы послужили полевые этнографические материалы, собранные автором в течение ряда лет (196Э - 1973 г.г.) в Овюрском, Мецгун-Тайгинском, Хзун -Хемчикском, Улуг-Хемском, Таидинском, Пий-Хеиском районах и в пос. Кунгуртук Кызылккого Горсовета. Сбор полевых материалов проводился путем опроса старшего поколения тувинцев обоего пола. Полученные от ишр-орматоров данные уточнялись в беседе с другими, хорошо знающими тувинские традиции. Материалы по современным брачно-еемейным отношениям собирались путем непосредстве! ного наблюдения во время стационарных работ в поселках, районах, Для исследования возраста вступающих в брак молодых людей и ре-т гистрации брака,автор использовал посемейные анкетные данные, собранные им же. Данные анкет подвергались проверке в районных отделах ЗАГСов. Материалы по внедрение новых свадебных обрядов извлечены из газет "Тувинская правда", "Шин" и "Тнванын, аныяктары" за советский период. *

Тувинцы, язык которых образует особую уйгуро-тукуйскую 2 подгруппу уйгурской грзшпы тюркских языков, расселены в географическом центре Азиатского материка, в бассейне Верхнего Ен: сея.

U jaM^ceA. c/es#f№£*»2 ^ rt&etr*tc/n£ хм. Гесе&й /А

Ыс. vVide**8f>i-eae£crt# #<L&gtOHr U* J/fkp fattetfitt* c/e

Ttcrsltiev o/Lr и/бяйк&лаеЛи., Trw/rfiongj.eetpcisaJLe.&^L£S£e■ pe<u/>&.$ Al-icy&ues'fyc&ib c/e ^ra/tge,

2. Н.А.Баскаков. Тюркские языки Южной Сибири, в кн*: Младописг ные языки народов СССР", с.163.

Богата и сложна история древних предков тувинцев. Территория Тувы со времен эпохи бронзы изобилует разноязычными племенами. С УШ в.до н.э. четко прослеживается появление скифских племен ранних кочевников, которые вплоть до П в.до н.э. властвовали в степных просторах Тувы. В конце I тыс.до н.э. ив первых веках нашей эры на арене политической истории выдвигается Л союз гуннских племен, хозяйственные, культурные и бытовые черты

S которых прослеживаются до этнографической современности.*

В I тыс.н.э. до XI в. древнее население Тувы входит в состав тюркского каганата, уйгурского и кыргызского ханства. В ХШ в. население Тувы подпадает под власть Монгольской империи, а в ХУШ в. вплоть до 19II-1912 г.г. нашего столетия Тува находилась под властью маь&журо-китайских феодалов.

В результате национально-освободительного движения аратских масс в 1912 г. в Туве пало полуторавековое господство мань-чжурско-китайских колонизаторов, определившее новые предпосылки для воссоединения Тувы с Россией. Однако политическая обстановк была весьма сложной. Она отражала классовые противоречия в самой Туве и противоречия среди различных государств. Тувинские феодалы, напуганные размахом национально-освободительного движения аратских масс и опасавшиеся перехода аратов к антифеодал] ч ным выступлениям, искали упрочения своей власти, под покровите. ством сильного государства. Во второй половине 1913 г. тувинок нойоны посылают царю Николаю П прошение о принятии их хошунов под российское покровительство.

В 1914 г. Тува была принята под протекторат России, преследовавшей централизованную власть царизма в Туве. Но участь

Л.П.Потапов. Полевые исследования Тувинской археолого-этно-графической экспедиции, Труды ТКЭАН, т.П, М.-л.Д9бб,с.З царизма была предрешена самой историей.

В результате победы Октябрьской социалистической революции, с помощью российского пролетариата, руководимого Коммунистической партией в ходе ожесточенных боев Красной Армии и красных партизан с белогвардейцами в 1921 г. была создана Тувинская Народная Республика - первое в истории Тувы народно-революционное государство.

Образование ТНР и братская помощь Советского Союза способствовали развитию экономики и дальнейшему укреплению дружбы между тувинским и советским народами.

Это предопределило некапиталистический путь развития Тувы к социализму, явилось блестящим доказательством гениальности учения В.И Ленина о том, что ". с помощью пролетариата передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития - к коммунизму, минуя капит талистическую стадию развития. .н

Итоги 23-летнего развития Тувинской Народной Республики по некапиталистическому пути говорят, что выбранный тувинским народом путь привел к важным результатам в преодолении вековой экономической и культурной отсталости. Однако Тува еще значительно отставала: темпы социалистического строительства были далеко не достаточны для ускоренного решения задач коренной перестройки народного хозяйства, жизни и быта аратских масс на началах социализма. Жизнь настоятельно требовала, чтобы ТНР воссоединилась с Советским Союзом. 17 авг.1944 г. УП сессия Ма лого Хурала, ТНР, выражая давнее стремление народных масс, при

1т Ленин В.И. , ППС, т. 41, с.246. няла историческую декларацию о добровольном вхождении ТНР в состав СССР. II октября 1944 г, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об удовлетворении этой просьбы - Тува была принята в многонациональную семью народов Советского Союза, а в 1961 г. Тувинская автономная область была преобразована в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Вступление Тувы в состав Советского Союза открыло безграничный простор для расцвета материальных и духовных сил аратов. Весь путь тувинцев к высотам социалистической экономики и культуры насыщен многочисленными примерами повседневной заботы со стороны Коммунистической партии и Советского Правительства. Конкретным выражением этой заботы служат замечательные достижения трудящихся республики во всех сферах общественного развития за последние 30 лет.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве."

ЗШЮЧЕНИЕ

Суммируя вышеизложенный материал, приходим к следующим выводам.

Во всем комплексе семейно-брачных отношений тувинцев конца XIX - начала XX в.в. прослеживается, с одной стороны, преемственность культурно-бытовых черт ряда исторических эпох, свидетельствующая о этнокультурной связи древнего населения Тувы с современными тувинцами. Церемонии обрядов, их последовательность и названия благодаря лингвистическим и историческим источникам позволяет установить их весьма древнее происхождение, лишний раз подтверждающие состоятельный вывод Л.П.Потапова, что ". материалы свидетельствуют о сложном переплетении в жизни тувинцев прежде всего тюркских и монгольских элементов и об исторической связи дореволюционной культуры и дореволюционного быта тувинцев с культурой и бытом племен, т обитавших в гуннское и древнетюркское время."

С другой, фиксируется ряд пережиточных явлений, относящихся к традициям родового строя, что, конечно, не могло не сказаться на характеристике общественных отношений тувинцев в конце XIX - в начале XX в.в. Следует отметить, что эти пережитки родовых порядков дошли до рассматриваемого времени, в чрезвычайно трансформированном виде и порой их противоречивость и удивительная сочетаемость, казалось бы противоположных по своей сущности явлений, затрудняли интерпретирование реальной картины патриархально-феодального строя Тувы. т

Л.П.Потапов. Полевые исследования Тувинской археолого-этногоафической экспедиции, Труды ТКЭАН, т.П,"М-Л, 1966, с. 3

Данные материалов позволяют сказать, что у тувинцев сохранились пережитки родовой экзогамии, в её более поздней форме, в форме запрета браков в пределах поколенной лестницы родства. Вместе с тем, наличие внутриродовых браков в таких группах как оюн, монгуш, кыргыз, ооржак, хертек, бывшими, по всей видимости, в прошлом крупными племенными подразделениями и в начале нашего столетия численно превосходившие другие группы, свидетельствует, что у них родовая экзогамия сменилась родовой эндогамией, не переросшая в строгую племенную эндогамию, что привело к сочетанию предпочтительных внутри-родовых и внеродовых браков, основанных на запрете браков в пределах поколенной лестницы родства. Достаточно точно фиксируются значительные черты матрилокальных брачных отношений. Это прежде всего сказалось в обеспечении женщины юртой, домашним и хозяйственным обиходом, скотом, что несомненно сказалось в образовании матрилокальнок по содержанию и патриархальной по форме семьи.

Обеспечение женщины всем необходимым для самостоятельной жизни, позволившее ей иметь экономическую незавивимость, её весомый трудовой вклад в хозяйственной деятельности кочевого быта, а также её роль как воспролзводительницы производительных сил семьи, позволили быть тувинской женщине, несмотря на ниспровержение её прав в общественном плане, остаться относительно равноправной в семье и семейном быту. Далее это сказалось и на образовании формы и структуры семьи. Особенностью семьи тувинцев, как в составе большой патриархальной семьи, так и в еэ позднем варианте семейно-родственной группе аалов, является то, что в структурном отношении она представляла собой по численности мал^ю разделенную семью с сохранением в ней многих матриархальных черт, а в отношении формы она была моно-гамшой.

Традиционная свадебная обрядность тувинцев выявляет несколько этапов, а также форм заключения браков. Брачные отношения складываются из трех этапов сватовства ("уруг демдээк-тери", "суй белек тудары", "шай бузары") и двух этапов, состоящих - один из фактического заключения брака (обряд "дуг-дээшкин") и второй его символическим завершением заключения (уруг бээри-куда). Весь свадебный комплекс тувинцев полагаем, что нужно считать патриархальным, несмотря на важную роль, которую играет явный матрилокальный обряд "д^гдээшкин".

Бытование в конце Х1Хв. и особенно в начале XX в. брачных отношений типа "энааолуржуп алган улус", свидетельствует, что в условиях патриархально-феодального строя Тувы, уже существовала аратская (пролетарская) семья, в которой на нет сведены экономические соображения и потому свободной от них. Анализ добрачных полоеых отношений тувинцев, как показывает этнографические данные; видимо, следует рассматривать не с точки зрения проявления их как обычая тувинцев, а с точки зрения регрессивных проявлений, присущих моногамии эксплуататорского общества. Иное рассмотрение может привести к некритичному подходу в оценке брачных отношений тувинцев. Это в свою очередь сыграет отрицательную роль как в умалении значения нравственных и этических ценностей данного народа, так и в действительном выявлении отрицательных сторон пережиточных явлений, консервировавшихся, с одной стороны, традициями родового порядка, и с другой, культивировавшихся феодальными кругами в своих антиобщественных и антинародных целях.

Великая Октябрьская социалистическая революция и строительство социализма в Советской Туве дали возможность в кратчайшие сроки и безболезненным путем, рождению новых брачных отношений, основанных на социалистических нормах нравственности и морали, возникновению и формированию советской тувинской семьи.

Новые социалистические семейно-брачные отношения выкристаллизовывались медленно, но уверенно, отметая все старое, преодолевая ожесточенные феодально-теократические нападки. В первые годы Тувинской Народной Республики, взятый курс на равенство всех граждан ТНР явился важным условием для предо*. ставления тувинской женщине политического и общественного равноправия с мужчинами. Это оказало огромное революционизирующее значение на характер брачных отношений, из обрядов которых были выкинуты пережиточные явления выкупного брака. Однако подлинного и фактического равенства тувинская женщина получила в условиях Советской Тувы, в которых раскрылись широчайшие возможности политического, культурного и непосредственного активного участия в социалистическом труде.

Победа социализма в сельском хозяйстве, планомерный переход аратского населения на оседлость, преобразовало весь хозяйственный, общественный и духовный уклад тувинских трудящих* ся.

Переход советской деревни к крупному социалистическому хозяйству, - отмечается в Программе КПСС, - означал великую революцию в экономических отношениях, во всем укладе жизни крестьянства".*

Сегодня воочию видно, что в ходе социально-экономических и культурных преобразований в Советской Туве сформулировались новые общественные и семейные отношения, появились традиции и обряды, соответствующие нашей советской действительности.

Рост материального благосостояния обусловил коренные изменения в развитии жилища и его внутреннего убранства, обогатил и разнообразил одежду тувинских трудящихся.

Свадебная обрядность советских тувинцев, полностью свободны от частнособственнических интересов, от пережиточных черт старой обрядности. Несмотря на некоторое сохранения традиционности в обрядах сватовства,, следует отметить, что она являет собой результат сохранения положительных, соответствующих советской действительности национальных обычаев. В то же время, современная свадебная обрядность тувинцев восприняла и новые брачные права и обязанности, как регистрация брака.

Тувинская советская семья представляет в настоящее время моногамную по форме семью, но в отличие от дореволюционной, она основана на фактическом равенстве женщины в семье, на действительном равноправии супругов, отношения которых зиж-дятся на взаимоуважении. Сегодня идет процесс дальнейшего формирования тувинской семьи, семьи социалистического типа. Материалы ХХП съезда КПСС, с.383.

 

Список научной литературыБиче-оол, С. М., диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Маркс К., Конспект книги Л.Г.Моргана "Древнее общество", "Архив Маркса и Энгельса", т.IX, М, {9И.

2. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1970.

3. Ленин В.И., О задачах женского рабочего движения в Советской республике, ПСС, т.39.

4. Ленин В.И., Советская власть и положение женщины, ПСС, т.39.иартархив Тувинского обкома КПСС, ф.1, 4, 144.

5. Протоколы заседаний Президиума Верховного Совета Тувинской АССР, Кызыл, 1963г.

6. Абрамзон С.М., Влияние перехода к образу жизни на преобразова-v ■ ние социального строя, семейно-бытового уклада и культуры прежних кочевников и полукочевников: ТИЭ, т.98, Л., 1973.

7. Абрамзон С.М., К вопросу о патриархальной семье у кочевников Средней Азии, КСИЭ, вып.28, 1957.

8. Абрамзон С.М., Формы родо-племенной организации у кочевников Средней Азии, ТИЭ, Т.Х1У, 1951.

9. Абрамзон С.М., Киргизская семья в эпоху социализма, СЭ, № 5, 1957.

10. Абрамзон С.М., Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи, Л., 1911, t Абрамзон С.М., 0 пережитках ранних форм брака у киргизовв кн."История, археология и этнография Средней Азии, М., 1968.

11. Али-Заде А.С., К вопросу о причинах живучести пережитков прошлого в семейно-брачных отношениях, УЗАГУ, серия истории и философии, Баку, № 2, 1969.

12. Андрианов А.В., Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г., Записки ИРГО, СПб, т.XI, 1888.

13. Андрианов А.В., Сойоты и русская торговля, "Восточное обозрение", № 21, 1882.1. Анчима Х.А. ТьвА рШкНл, list, АОс.

14. Аранчын Ю.Л., Национально-освободительное движение тувинского народа I9II-I9I2, УЗТНИЙЯЛИ, вып.Ш, 1956.

15. Апарцын A.M., О развитии культуры и быта колхозной деревни впериод развернутого строительства коммунизма, Записки Ленинградского сельскохозяйственного института, т.78, I960.

16. Африканов A.M., Русская торговля в Урянхайской земле, ИВСО, ИРГО, т.XXI, № 5, Иркутск, 1890.

17. Африканов A.M., Урянхайская земля и её обитатели, ИВСОИРГО,I89C

18. Бадамхатан С., Дархаты, АКД, М., 1967.

19. Бадамхатан С., О свадебных обрядах урянхайцев, Studio, etjio — ^ra^licq t.I, у^ I, Улаан баатар, I960.

20. Бадамхатан С., Заметки о свадебных обрядах алтайских урянхайцев, ж. "Современная Монголия", № 4, 1963.

21. Базыр-Сат Х.Й., К итогам У1 съезда Тувинского Ревсомола, ж. "Новая Тува", № 6, 1938.

22. Базыр-Сат Х.К., Рост материального уровня и культуры трудящихся Советской '^увы, сб. "5 лет Тувы", Кызыл, 1949.

23. Баир А.Ш., Тыва херээженерниц ег-буле амыдыралы; Рукописный фонд ТНИИЯЛИ; № 371, 1971.

24. Байкара Т.Н., К итогам переписи 1970, УЗТНИИЯ1И, вып.ХУТ, Кызыл, 1973.

25. Банников Г.Г., Брак и семья у монголов, Ул&н-Удэ, 1964.

26. Басаева К.Д., Семья и брак у западных бурят, АКД, М., 1972.

27. Бартольд В.В., Связь общественного быта с хозяйственным укладом у турок и монголов, Сочинения, т.У, М., 1968.

28. Батманов И.А., Язык енисейских памятников древнетюркской письменности, Фрунзе, 1959.

29. Бахофен И.Я., Материнское право. Исследование гинекократиидревнего мира на основе его религиозной и правовой природы, Штутгарт, 1861.

30. Бебель А., Женщина и социализм, W., 1959. * Белиловский К.А., Женщина инородцев Сибири "Сборник работ поакушерству и женским болезням", чЛ, СПб, 1894.

31. Белиловский К.А., Об обычаях и обрядах при родах инородческих женщин Сибири и Средней Азии, УЖивая старина", ИРГО, вып. I, 1У, СПб, 1894.

32. Бернштам А.Н., Проблема распада родовых отношений у кочевников Азии, СЭ, № 6, 1934.ернштам А.Н., Социальный строй орхано-енисейских тюрок У1-У1 в; М., М-Л., 1946.

33. Бикжанова М.А., Семья в колхозах Узбекистана, Ташкент, 1959.

34. Бичурин Н.Я., (Иокин^ф), Собрание сведений о народах,обитавших 4 в Средней Азии в древние времена, т.1, П, М-Л., 1950

35. Биче-оол С.М. Краткие итоги этнографической экспедиции ТНИИЯЛИ, УЗ ТНЙИЯЛИ, вып.ХШ, 1968.

36. Биче-оол С.М., Новый быт в тувинской деревне, УЗ ТНЙИЯЛИ, вып. Х1У, 1970.

37. Биче-оол С.М., Проблема этнографического изучения современного быта тувинцев, УЗ ТНИИЯЛН, вып. ХУ, 1971.

38. Биче-оол С.М., Религиозные пережитки тувинцев и пути их преоло-ления сб. "Вопросы преодоления пережитков прошлогов быту и сознании людей и становления новых обычаев,обрядов и традиций у народов Сибири", вып.1, Улан-Удэ 1968.

39. Биче-оол С.М., Роль женвоветов Республики в преобразовании культуры и быта тувинского сельского населения, сб. "История рабочего класса, крестьянства и интеллигенции национальных районов Сибири", Улан-Удэ, 1971.

40. Бромлей Ю.В., Этнос и эндогамия, СЭ, № 6, 1969.-4

41. Бромлей Ю.В., Этнос и этнография, М., 1973.

42. Брудный В.И., Обряды вчера и сегодня, М., 1968

43. Бутинов Н.А., Локальность брака в кн. Основные проблемы африканистики", М., 1973.

44. Бутинов Н.А., Проблемы экзогамии, ТИЭ, Т.ХУ1, 1951.

45. В братской семье народов, Кызыл, 1970.

46. Вайнштейн С.И., К истории ранних форм семейно-брачных отношений (ойтулааш у тувинцев), СЭ, № 2, 1964.

47. Вайнштейн С. И. Происхождение и историческая этнография тувинского народа, М., 1969, РДД.

48. Вайнштейн С.И., Памятники скифского времени в Западной Туве, УЗ ТНШЯЖ, вып.З, Кызыл, 1955.

49. Вайнштейн С.И., Род и кочевая община у восточных тувинцев,1. СЭ, № 6, 1959.

50. Вайнштейн С.И., Родовая структура и патронимическая организация у тофаларов (до начала XX в.), СЭ, ¥ 3, 1968.

51. Вайнштейн С.й., Тувинци-тоджинцы, М., 1961.

52. Винников И.Н., К вопросу о возникновении института "избегания" ссборник этнографических материалов", № 2, 1927.

53. Владимирцов Б.Я., Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм, Ji, 1934.-

54. Владимирцов Б.Я., Поездка к Кобдоским дэрбэтам летом 1908 г., ИРГО, т. XL У1, 1928.

55. Ворожейкин Е.М., Правовые основы брака и семьи, М., 1969.

56. Вяткина К.В., Монголы Монгольской Народной республики, ТИЭ, т.60, I960.

57. Вяткина К.В., Общие черты материальной культуры у западныхмонголов, бурят и южных алтайцев, УП МКАЭН, М., 1964

58. Вяткина К.В., Очерки культуры и быта бурят, 1., 1969.

59. Гаадамба М.,"Сокровенное сказание монголов"как памятник художественной литературы (XIII в.) РДК, М., 1961.

60. Ганская О.А., Терентьева Л.Н., Исследование семьи в аспекте этнических процессов, УП Международный конгресс социологов, М., 1970.

61. Гафарова М.К., Духовный облик женщины Советского Востока, Душанбе, 1969.

62. Генинг В.Ф., Этнический процесс в первобытности, Свердловск, 1970.

63. Гершельман Э., Обычный уклад семейных отношений алтай-кижи, ж. "Революция права", № 4, 1929.

64. Гофман А.Б., Левкович В.П., Обычай как форма социальной регуляции, СЭ, № I, 1973.

65. Грач А.Д., Древнетюркские изваяния,Тувы, Кызыл, 1959.

66. Гребнев Л.В., Ведущая роль рабочего класса в социалистическом преобразовании Тувы е сб. "Торжество Ленинской национальной политики в Туве", Кызыл, 1970.

67. Гребнев Л.В., Переход тувинских аратов-кочевников на оседлость, Кызыл, 1955.

68. Гребнев Л.В., Тувинский героический эпос, М., I960.

69. Грумм-Гржимайло Г.Е., Западная Монголия и Урянхайский край, вып.I, т.Ш, Л., 1926.

70. Грязнов М.П., Некоторые вопросы истории сложения и развития ранних кочевых обществ Казахстана и Южной Сибири, КСИЭ, т.24, 1955.

71. Грязнов М.П., Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной ^ибири, "Археологический сборник", вып.З, Л., 1961.

72. Гурвич И.С., Была ли известна юкагирам экзогамия? СЭ, № 2, 1969

73. Джумагулов А., Семья и брак у киргизов Чуйской долины, Фрунзк, I960.

74. Долгих Б.О., Родовой и племенной состав народов Сибири в ХУЛ в. ТИЭ, н.с. т.55, М., I960.

75. Доруг-оол С.С., Женщины Тувы активные участницы строительства коммунизма, УЗ ТНИИЯЖ, вып.5, Кызыл, 1957.

76. Дубровский В.А., Тува в I9I9-I92I г.г., УЗ ТНШЩШ, вып.5, Кызыл, 1957.

77. Дубровский В.А., Конституции ТНР, УЗ ТНИИЯЖ, вып.У1, Кызыл, 1958.

78. Дулов В.И., Пережитки общинно-родового строя и родового быта у тувинцев в XIX начале XX в.в., СЭ, № 4, 1951.

79. Дулов В.И., Социально-экономическая история Тувы (XIX- начало XX в.в.), М., 1956.

80. Древнетюркский словарь, Л., 1969.

81. Дьяконова В.П., Культ природы у тувинцев, КСДГНСИЭ, Л., 1974.гт

82. Дьяконова В.П., Материалы по одежде тувинцев, т.1, М-Л., I960.

83. Дьяконова В.П., О погребальном обряде тувинцев, т.П, М-Л., 1966

84. Дьяконова В.П., Погребальный обряд тувинцев как историко-этно-графический источник, АКД, Л., 1970.

85. Дьяконова В.П., Дам у тувинцев, СМАЭ, вып. ХХУП, Л., 1971.

86. Дыренкова Н.П., Брак, термины родства и психические запреты у киргизов, сб. этнографических материалов, № 2, Л., 1927.

87. Дыренкова Н.П., Род, классификационная система и брачные нормы у алтайцев и телеутов, "Материалы по свадьбе и сепейно-родовому строю СССР, Л., 1926.

88. Дыренкова Н.П., Пережитки материнского рода у алтайских тюрков СЭ, № 4, 1937.

89. ЖданкоТ.А., Ленинская национальная политика на новом-истори-* ческом этапе (к проблеме развития социалистическихнаций Средней Азии по пути к коммунизму), СЭ, № 2, I960.

90. Кданко Т.Д. Международное значение исторического опыта перехода кочевников на оседлость в Средней Азии и Казахстане, СЭ, Л 4, 1967.

91. Залкинд Е.М. , Общественный строй бурят ХУШ и первой половины XIX века, М., 1970.

92. Золотарев A.M., К истории ранних форм брака, Ученые записки исторического факультета Московского областного педагогического института им.В.И.Ленина, т.$19 40,

93. Иконников Н.П., От Тувы феодальной к Туве социалистической, УЗ ТНИИЯЛИ, вып. ХП, Кызыл, 1967.

94. История Тувы, t.I-П, М., 64

95. Мсторико-этнографичеекий Атлас Сибири, М., 196I.йсхаков Г.М., Свадебные обряды у уйгуров восточного Туркестан в трудах русских ученых второй половины XIX в. ТИИАЭ АН Казахской ССР, т.18, Алма-Ата, 1963.

96. Кабо P.M., Очерки истории и экономики Тувы, т.1, М-Л, 1934.

97. Кагаров Е.Г., Состав и происхождение свадебной обрядности -сборник йузея антропологии и этнографии", т.УШ, Л., 1929.

98. Канаева И., Перспективы развития семьи и жилища, М., 1972.

99. Карташева К., Семья и жилище, М., 1972.

100. Каруновская Л.Э., Из алтайских верований и обрядов,связанных с ребенком, "Сборник Музея Антропологии и Этногра фии", т.71, Л., 1927.

101. Карпини Джиовани дель Плано, История Монголов "Путешествие в востояные страны Плано Карпини и Рубрук'а, М.Д957

102. КаррутерсД., Неведовая Монголия, т.1, Урянхайский край, СПб, 19X4,

103. Катанов Н.ф., Среди тюркских племен, Извести, ИРГО, т.ХХХУ, СПб, Х893.

104. Катанов Н.Ф., Письма Н.Ф.Катанова из Сибири и Восточного Туркестана, "Записки Императорской Академии Наук $ 8, (приложение кLХХШ тому), СПб, 1893.

105. Катанов Н. Ф., Дневник экспедиции Н.Ф.Катанова, 1889, ф.У, АИЭЛ.

106. Керейтов P. X., Семья и брак у кубанских ногайцев в прошлом и настоящем, АБД, М., 1973.

107. Киселев С.В., Разложение рода и феодализм на Енисее, Известия ГАИМК, вып.65, Л., 1933.

108. Кисляков Н.А., Калым и приданое у таджиков, ТИЭ, п.е., т.ХХУ, М., 1951.

109. Кисляков Н.А., Некоторые брачные церемонии у народов Средней• Азии и проблема материнского рода, УП, МКАЭИ, М.,1964.

110. Кисляков Н.А., Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана, Л., 1969.

111. Кисляков Н.А., Проблемы семьи и брака в работах советских этнографов (по материалам Средней Азии и Казахстана, СЭ, & 5, 1967.

112. Кисляков Н.А., Сохранение экзогамных норм у народов Средней

113. Азии и Казахстана в XIX-начале XX в. в. сб. "История археологии и этнографии Средней Азии и Казахстана", М., 1968.0, Кисляков Н.А. , Семья и брак у таджиков, ТИЭ, н.с., т.Х 1У,1. М-Л., 1959.я

114. Клеменц Д.А., О свадебных обрядах у Забайкальских бурят,

115. ИВСО, ИРГО, т.ХХП, $ I, 188I. Ковалевский М.М., Очерк происхождения и развития семьи исобственности, М., 19 39. Козлов П.К., Монголия и Кам, , 1947,

116. Кон Ф.Я., Экспедиция в Сойотию, "За 50 лет", т.Ш, М, 1934. Косвен М.О., Брак-покупка - ж. "Красная новь", М 2, 1925, Косвен М.О., К проблеме группового брака, КСИЭ, J I, 1946. Косвен М.О., Обычай возвращения домой(из истории брака),

117. Кунаа А.Ч., Куда-дугайы,Рукописный фонд ТНИИЯЛИ, J 86, Кызыл, 1955.

118. Курбатский Г.Н., Новая обрядность в Туве, "Вопросы преодоления пережитков прошлого. (доклады), вып.1, Улан-Удэ, 1968.

119. Курбатский Г.Н., Революционные праздники в ТНР, УЗ ТНИИЯЛИ, вып.Х1У, 1970.

120. Курбатский Г.Н., Тувинские праздники, АНД, Л., 1970.

121. Курылев В.П., К вопросу семейно-родственных группах у казахов, КСДГНСИЭ, Л., 1972.

122. Лавров Ф.Г., Развитие революционной культуры в ТНР, ж. "Новая Тува", J5 1-2, 1937.

123. Ладыгин В.Ф., Этнографический очерк ИзИРГО, т.ХХХУ, вып.3-4, СПб, 1899.

124. Лобачева Н.П., 0 формировании новой свадебной обрядности у народов Узбекистана, СЭ, J 2, 1967.

125. Левин М.Г., Дневник МЛ.Левина, АИЭ АН СССР, Москва, фонд.41, опись 2, В 116.

126. Маджеков й., Развитие брачно-семейных отношений в периодстроительства коммунизма (по материалам Туркменской ССР), ДНД, Ашхабад, 1967.

127. Майский И.М., Монголия накануне революции, М.f 1959.

128. Максимов А.Н., "Превращение пола" "Русский антропологический журнал", кн. XXIX, J I, М., 1912.

129. Максимов А.Н., Об одном свадебном обычае, ЭО, кн.79, 4, 1908.

130. Манас (Великий поход), киргизский эпос, М., 194б

131. Мацнай-оол М.Х., Тува в скифское время, М., 1970.

132. Марков Г.Е., Кочевники Азии, РДД, М., 1966.

133. Марков Г.Е., Некоторые проблемы возникновения ранних этапов кочевничества в Азии, СЭ, I I, 1973.

134. Мен-гу-ю-му-цзн, Записки о монгольских кочевьях (перев. с кит.яз.), Записки ИРГО, т.XXIУ, СПб, 1896.

135. Момбужай М.К., газвитие тувинской национальной культуры,сб. "25 дет Тувинской национально-освободительной революции", Кызыл, 1946.

136. Монгольско-русский словарь, М., 1957.

137. Морган Л.Г., Древнее общество, Л., 1934.1. Народы Сибири, М., 1956.

138. Ольдерогге Д.А., Из истории семьи и брака, СЭ, я I, 1947.

139. Ольдерогге Д.А., Малайская система родства, ТИЭ, т.Х1У, М.,1951.

140. Ольдерогге Д.А., Некоторые вопросы изучения систем родства, СЭ, р I, 1958.

141. Осипова В.В., Сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 г., как важнейший источник характеристики экономического строя сельского хозяйства Тувы (191-1931 г.г.), УЗ ТНИИЯЛИ, вып.IX. Кызыл, 1961.

142. Островских П.Е., Краткий отчет о поездке в Тоджинский хошун Урянхайской зешш, Из.йРГО, т.ХХХ1У, выпЛУ, СПб, 1898.

143. Оюун Э., Старинный свадебный обряд, ж."Современная Монголия", JB 8, 1968.

144. Первое собрание женщин г."Кызыл тараачын", февраль 27, 1926.

145. Первый Всетувинский Хурал женщин, г."Тувинская правда", 9,10,14 июня 1957.

146. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П., История первобытного общества, M.f 1974.

147. Потапов Л.П., Древний обычай, отражающий первобытно-общинный быт кочевников, "Тюркологический сборник", т.I, М-Л., 19 51.нотапов Л.П., К вопросу о патриархально-феодальных отношениях у кочевников, КСИО, вып.Ш, 1947.

148. Потапов Л.П., Материалы по семейно-родовому строю у узбеков, "кунград" ж. "Научная мысль" $ I, 1930

149. Потапов Л.П., Материалы по этнографии тувинцев районов Монгун-Таиги и Кара-Холя ТТКЭАН, т.1, М-Л., i960.

150. Потапов Л.П., О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана" -"Вопросы истории", к 6, 1954.

151. Потапов Л.П., Очерки этнографии тувинцев бассейна левобережья Хемчика, ТТКЭАН, т.П, М-Л., 1966.

152. Потапов Л.П., Очерки народного быта тувинцев, М., 1969.

153. Потапов Л.П., Пережитки родового строя у северных алтайцев (по материалам экспедиции в Ойротию в 1936 г.) Л., 1937.

154. Потапов Л.П., Этнографическое изучение социалистической культуры и быта народов СССР, СЭ, Л 2, 1962.

155. Прокофьева Е.Д. Некоторые этнографические данные о тувинцах западных районов Тувинской автономной области, КСИЭ, вып.23, 1955.

156. Радлов В.В., Образцы народной литературы тюркских племен,изданные В.В.Радловым, наречия урянхайцев, собранные и переведенные Н.Ф. Катановым, ч.1Х, СПб, 1907 (на тув. яз.)

157. Сухарева О.А., Бикжанова М.А., Прошлое и настоящее селения

158. Токарев С.А., Исторические формы бытовых взаимоотношений полов,1. М., 1970.

159. Токарев С.В., Пережитки родового культа у алтайцев, ТИЭ,н.с., т.I, 1947. Токарев С.А., Этнограыия народов СССР, М. , 1958. Толгар-оол О.А., Арат массалараныц баштыцы, Кызыл, 1969.

160. Толстов С. П., Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен, ПИДО, f 9-10, 1935.

161. Торжество Ленинской национальной политики в Туве, сборник, Кызыл, 1970.

162. Трофимова А.Г., Материалы отделов ЗАГС"а о браках как этнографический источник, СЭ, 1 5, 1965.

163. Тувинская правда", 1964, 1969, 1970, 1974.

164. Тумаркик Д.Д., К вопросу о сущности рода, СЭ, $ 5, 1970.

165. Ф.Энгельс и проблемы современной этнографии, СЭ, & 6, 1959.

166. Харузин Н., История развития жилища у кочевых и полукочевыхтюркских и монгольских народностей России, ЭО, 1 I, 1896, J 2-3, 1897.

167. Харчев А.Т., Некоторые методические проблемы исследования брака и семьи сб. "Семья как объект философского и социологического исследования, JIf 1974.

168. Ходжаева Р.Д., Общественное положение и семейный быт уйгурской женщины, ТНЙИАЭ, т.З.

169. Цибиков Б.Д., Обычное право селенгинских бурят, Улан-Удэ,1970.

170. Чаксым М., Рытая М., Женщины ТНР в дни Великой Отечественнойвойны. "Под знаменем Ленина-Сталина", J 4, Кызыл, 1943.

171. Шелемотов B.C., Строительство в колхозах Тувинской Автономнойобласти, УЗ ТНИИЯЛИ, вып. У, 1957.

172. Шырап Ш.Ш., Эки дуржулганы нептередир, чаа чуулду дилеп тывар, "Шын", 30 апреля, 1970.

173. Штернберг Л.Я., Семья и род у народов Северо-Восточной Азии;1. Л., 1933.

174. Шапов А.; Бурятская улусная родовая община, ИРГО, т.У, вып.3-4, 1874.

175. Этнографические очерки узбекского сельского населения, М., 1969.

176. Ядринцев Н.М., Сибирские инородцы, их быт и современное положение, СПб, 189I.

177. Яковлев Е. К., Этнографические заметки о сойотах-урянхайцах

178. Поверья, легенды, пословицы), Известия Красноярского подотдела ИРГО, тД, вып.З, Красноярск,1902.

179. Яковлев Е.К., Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея, Минусинск, 1900.

180. Mdio/f W.W., J-US с7~vбол?/; Leipz/p, -/893.

181. TaaSe £., J-/titer икс/ /Ti/idner c/ev tffegtMongo&L, isi „ /аЛг^лс^ Seimj far /обгег/oyjtcfe xu LefeZ'f*. За/гс/2?,

182. Жг re&giosey Уегз^&и/гре/г.

183. Wv afev TieHri/ter afertfks?t Trgdt/iP/tS

184. MS c/es peoples <J$/y'Qt/es '' Presses ii/tirergiiai1. V£$ de J/j/ice, /972.