автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс в культуре Южного Урала
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс в культуре Южного Урала"
На правах рукописи
Сафонова Наталья Александровна
ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС В КУЛЬТУРЕ ЮЖНОГО УРАЛА
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
культурологии
005549674
Саранск-2014
005549674
Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Научный руководитель доктор философских наук, профессор Апухтина Нина Георгиевна
Официальны оппоненты:
Демина Лилия Васильевна, доктор культурологии, доцент, директор института музыки, театра и хореографии ФГБОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Митина Виолетта Валериевна, кандидат культурологии, научный сотрудник отдела этнографии и этнологии ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия»
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Защита состоится 25 июня 2014 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.117.10 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Полежаева 44, корпус 3, ауд. 401.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» и на сайте университета: http://www.шrsu.ru/ru/diss/diss.php?ELEMENT_ID=28894
Автореферат разослан « » мая 2014 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Кузнецова Ю. В.
Общая характеристика работы Актуальность темы исследования. Актуальность
культурологического исследования феномена традиционного свадебно-обрядового комплекса определяется изменениями социокультурной ситуации. Традиции прошлого забываются, и их изучение становится с каждым годом всё менее доступным. В рамках происходящих перемен культурологический анализ реликтов традиционного свадебно-обрядового комплекса представляется особо необходимым, поскольку он является ценнейшим источником информации по истории функционирования культуры в прошлом, а также ее трансформации в настоящем и будущем.
Отдельные элементы и целые направления обрядовой культуры прошлого важно и нужно анализировать не только как достояние истории, а как отражение культуры в ее сегодняшнем состоянии. Охватившая современную культуру глобализация с ее модернизационными процессами, переакцентировкой ценностей, которые влекут за собой ощутимые и далеко не однозначные трансформации в сфере семейных отношений, стимулирует актуальность и важность культурологического осмысления современных изменений исследуемого феномена как части общих социокультурных трансформаций современности.
Пристальный интерес к проблеме сохранения в современном культурном поле уникального традиционного свадебно-обрядового комплекса можно объяснить разными факторами: во-первых, осознанием важности этнокультурной информации, сохраняющей и транслирующей наиболее значимые ценности и нормы, выступающие своего рода индикатором культурного состояния общества и происходящих в нем изменений; во-вторых, особым местом свадьбы в системе традиционных обрядов как жизненно-важного, символически наполненного события в жизни человека; в-третьих, своеобразием этнической специфики сохранения традиционных черт свадебно-обрядового комплекса в современных условиях на региональном уровне; в-четвертых, быстро меняющимися условиями
3
жизни, темпом и ростом технического прогресса, компьютеризацией жизненного пространства, снижающими природную потребность человека в реализации культуро-творческого потенциала.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы традиций, обычаев, обрядов и ритуалов, их социальную сущность и противоречивую природу, процесс их генезиса и исторического развития, специфику становления и функционирования в разное время изучали как отечественные (С. Н. Артановский, С. А. Арутюнов, Б. М. Бернштейн, Н. С. Злобин, Л. Г. Ионин, Ю. А. Левада, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, В. Я. Пропп, Б. А. Рыбаков, И. В. Суханов, В. Н. Топоров, Д. М. Угринович, К. В. Чистов и др.), так и зарубежные исследователи: А. ван Геннеп, К. Леви-Стросс, Э. Б. Тайлор, В. Тэрнер, Дж. Дж. Фрэзер, К. Г. Юнг и мн. др.
Ключевые аспекты исследования славянских обрядов и ритуалов содержатся в работах отечественных исследователей: А. К. Байбурина, Д. М. Балашова (Русский Север), Т. А. Бернштам, Л. В. Деминой (Западная Сибирь), В. И. Ерёминой, Б. Б. Ефименковой (Русский Север), Г. В. Жирновой, Н. В. Зорина (Среднее Поволжье), В. В. Иванова, Т. И. Калужниковой (Средний Урал), И. Е. Карпухина (Башкортостан), Г. С. Масловой, В. П. Фёдоровой (Зауралье) и др., в которых кроме основной проблематики поднимаются вопросы региональной специфики свадебных обрядов. Вопросы изучения региональной культуры предопределило обращение к работам Г. М. Казаковой, И. Я. Мурзиной, В. С. Цукермана и др.
Первые упоминания о семейных и свадебных традициях мы находим в
памятнике русской культуры XVI в. «Домострое». В записях
путешественников и историков XVIII - первой половины XIX вв. содержатся
фрагментарные и достаточно поверхностные сведения о русских свадебных
обрядах. В XIX - начале XX вв. появляются работы П. С. Богословского,
М. Забылина, Д. К. Зеленина, Е. Г. Кагарова, Н. Ф. Сумцова,
А. В. Терещенко, П. В. Шейна, в которых поднимаются вопросы
происхождения свадебной обрядности, проводится сравнительный анализ,
4
освещается тема свадебной терминологии и др. В данный период изучение русской свадебной обрядности на территории Южного Урала не носило целенаправленного характера и было связано с научной деятельностью Русского Географического Общества, исследователей А. Ф. Божко, М. Д. Голубых, В. И. Даля, А. и В. Железновых, А. И. Мякутина, Н. Г. Мякушина, А. С. Невзорова, В. Н. Плотникова. Наиболее полные сведения о свадебно-обрядовых традициях Южного Урала содержатся в трудах: В. П. Бирюкова, Е. М. Блиновой, А. В. Глинкина, В. Е. Гусева, И. С. Зайцева, Н. П. Колпаковой, А. И. Лазарева, Э. В. Померанцевой.
Начиная с 1990-х годов изучение традиционной культуры народов Южного Урала приобретает комплексный характер. Появляются работы о традиционном костюме (О. В. Новикова), об архитектуре и жилище (А. А. Рыбалко), о декоративно-прикладном творчестве (Е. И. Артюшкина), о песенном фольклоре (Н. И. Бухарина, Т. А. Валиахметова, И. Н. Вишнякова, А. В. Глинкин, А. И. Лазарев, Л. Г.Чайка-Ованесян, О. Л. Юровская), народной хореографии (Н. Э. Мартынова), о семейно-бытовых обрядах и обычаях (В. М. Кузнецов, С. А. Моисеева, Н. А. Сафонова).
Тем не менее, несмотря на обширный материал теоретических и эмпирических исследований, проблематика изучения традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала не находит должного осмысления в рамках культурологического знания.
Проблемное поле данного диссертационного исследования предопределило необходимость обращения к теоретическим разработкам отечественных философов, культурологов, этнографов, фольклористов и др., касающимся определений таких важных для нашего исследования понятий как «традиционная культура», «традиция», «обычай», «традиционная обрядовая культура», «обряд», «ритуал», «традиционный свадебно-обрядовый комплекс». Эти научные термины до настоящего времени являются предметом дискуссии в культурологии, этнографии, фольклористике и других науках.
Таким образом, проблемное поле исследования включает противоречия между исторически выработанными традициями празднования свадебных обрядов и современными процессами их социокультурного бытия, а также актуализацию значимости традиционных истоков и недостаточную изученность исследуемого феномена в современном социогуманитарном знании.
Гипотеза исследования. Решение проблемы существующих противоречий между исторически выработанными традициями празднования свадебных обрядов и современными процессами социокультурного бытия будет успешным при условии реализации необходимого комплекса действий, связанных с активным использованием культурного потенциала традиционного свадебно-обрядового комплекса Южного Урала в современных условиях. Основой подобной актуализации могут послужить значимые, глубинные, ценностно-смысловые элементы традиционного обрядового действа, связанные с ментальностью региональной культуры Южного Урала.
Объектом исследования является традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала в социокультурном контексте прошлого и современности.
Предметом исследования являются структурно-функциональные, смысловые и региональные особенности, а также социокультурные трансформации традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала.
Цель исследования - выявление возможностей актуализации культурного потенциала традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала в современных условиях.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи исследования:
рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения традиционной культуры;
провести культурологический анализ традиционной обрядовой культуры;
выявить особенности формирования традиционной обрядовой культуры Южного Урала;
реконструировать и провести структурно-семантический анализ традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала;
охарактеризовать актуальное состояние традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала и выявить механизмы сохранения и развития исследуемого явления в современности.
Территориальные рамки исследования определяются регионом «Южный Урал». По отношению к термину «Южный Урал» необходимо отметить как широкое, так и узкое его понимание. В широком контексте -Южный Урал располагается на территории Предуралья, Южных острогов Уральских гор, Зауралья, части Башкирии и части Оренбуржья. В узком контексте (применяемом в данном исследовании) - это территория современной Челябинской области (к югу от р. Исеть и к северу от истоков двух рек Урала и Уй), являющаяся «ядром историко-культурного региона»1.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на концептуальных достижениях зарубежных и отечественных учёных по философии и культурологии (М. С. Каган, Г. М. Казакова, А. В. Костина, Э. С. Маркарян, Н. Г. Михайлова, И. В. Суханов, А. Я. Флиер, В. С. Цукерман), социологии (А. В. Захаров, К. Б. Соколов), истории (В. М. Кузнецов, О. В. Новикова), диалектологии (Г. А. Турбин), этнографии (А. ван Геннеп), фольклористики (А. К. Байбурин, В. Е. Гусев, К. В. Чистов, А. И. Лазарев, Г. А. Левинтон) и др.
'Казакова Г. М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения: монография [Текст]. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. С. 9-10.
В работе использовался комплекс теоретико-методологических подходов и методов, обусловленных спецификой объекта и предмета, цели и задач исследования. Общефилософские подходы: аксиологический (выявление ценностной основы традиционного свадебно-обрядового комплекса, его значимости в прошлом и сегодня); деятельностный, позволяющий рассматривать традиционный свадебно-обрядовый комплекс как механизм (способ) регуляции, сохранения, воспроизведения и развития человеческого общества (человеческой деятельности); диалектический (помогает рассмотреть традиционный свадебно-обрядовый комплекс в контексте изменения актуализации и степени значимости данного культурного образца и его распространенности в данном регионе).
Общенаучные подходы: системный (понимание объекта исследования как сложноорганизованной, сложнодинамической системы, при этом изучаемая система берётся как относительно автономная подсистема более обширной и сложной метасистемы); методы классификации и типологизации способствуют выявлению специфических особенностей традиционного свадебного обряда), а также методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Подходы и методы социально-гуманитарных наук: в рамках семиотического подхода традиционный свадебно-обрядовый комплекс рассматривается как знаковая система, выступающая посредником между человеком и окружающим миром, выполняющая функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире; сравнительно-исторический метод (выявление особенностей, трансформационных изменений традиционного свадебно-обрядового комплекса в разные исторические периоды); а также метод наблюдения, метод интервью, контент-анализ материалов полевых исследований.
Источники и материалы исследования (эмпирическая база
исследования). В основу исследования положен полевой материал,
собранный преподавателями и студентами кафедры этнокультурного
8
образования Челябинской государственной академии культуры и искусств при непосредственном участии автора работы во время фольклорно-этнографических экспедиций по Челябинской области. В рамках экспедиционной деятельности были обследованы следующие районы: Ашинский (г. Миньяр, с. Биянка, с. Муратовка); Брединский (п. Андреевский, п. Бреды, п. Мариинский, п. Наследницкий); Каслинский (п. Воздвиженка, с. Багаряк, с. Воскресенское, с. Ларино); Катав-Ивановский (с. Орловка, с. Серпиевка); Пластовский (г. Пласт, д. Демарино, д. Михайловка, с. Кочкарь) в период с 1998 по 2011 гг..
Всего было обследовано около 20 населённых пунктов, причём в некоторых сёлах экспедиционная деятельность велась неоднократно. Фольклорно-этнографические особенности местных вариантов свадебного обряда записывались в процессе живого общения с носителями традиций. В роли информантов в основном выступали люди старшего поколения, что дало возможность судить о состоянии традиции в 1920-х - 1950-х гг.. Достоверность полученных в ходе полевых исследований материалов была обеспечена их массовостью, повторяемостью, множественностью вариантов, отражающих осмысление явления разными носителями традиции, взаимодополняемостью и взаимопроверяемостью полевых материалов другими видами источников. Полученные результаты полевых исследований позволили в рамках методологии культурологического исследования дать ретроспективный анализ и восстановить картину (провести реконструкцию) русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала первой половины XX в.
Научная новнзна исследования:
1. Выявлены основные аспекты и сущностные характеристики традиционной культуры, необходимые для определения специфики компонентов обрядовой культуры. Для более фундаментального обоснования традиционального начала в культуре разработан концепт «мета-традицйя»,
показывающий наличие, неустранимость и проективность традиционных элементов в социокультурном пространстве.
2. Определено и раскрыто, понимаемое в контексте данного культурологического исследования, содержание понятия «традиционная обрядовая культура», конкретизирующее ее сущностные, ценностно-смысловые основы, функциональную значимость в современном социокультурном пространстве.
3. На основании анализа факторов, связанных с природно-географичёскими, историческими, социально-экономическими особенностями освоения и заселения региона, определены особенности формирования и развития традиционной обрядовой культуры Южного Урала.
4. Впервые в контексте культурологического дискурса предпринято комплексное исследование традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала. Введен в научный оборот корпус реконструированных фольклорно-этнографических материалов, расширяющий и дополняющий имеющиеся сведения о свадебных традициях Южного Урала. Дано сущностное определение «традиционного свадебно-обрядового комплекса», раскрывающее ценностно-значимые основы его современного бытия.
5. Установлено, что в контексте социокультурных перемен в традиционном свадебно-обрядовом комплексе происходят: изменения содержательно-смысловой и функциональной направленности, утрата значимости и актуальности составляющих традиционных компонентов и появление современных его интерпретаций; на фоне существенных трансформаций в сфере семейных отношений. Сформулированные в работе методологические положения дают основания теоретического видения проблемы актуализации культурного потенциала традиционного свадебно-обрядового комплекса в современных контекстах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторская интерпретация концепта «мета-традиция» обосновывает закономерность, неустранимость и реальную культурную действенность «традиционного» в современном культурном пространстве. Под «мета-традицией» понимается комплекс явлений, возникших как в историческом прошлом, так и в современных практиках, включающий следующие аспекты: сохранение в поле культуры наиболее значимого из традиционного опыта прошлого; актуализация и трансляция способных к адаптации в современных условиях традиционных элементов в пространство будущей культуры. Жизнеспособные традиции, обладающие «корневым» характером, как и в целом традиционная культура органически неустранимы из культуры. Исходя из такого понимания «мета-традиции», автор утверждает закономерность и актуальность в современности традиционной культуры.
2. Традиционная обрядовая культура определяется как сложное, многослойное явление, вбирающее в себя различные исторически выработанные способы воплощения наиболее значимого социокультурного события с помощью совокупности выразительных средств, исходя из ценностей и норм данной культуры, закрепленных и транслируемых традицией. Обрядовая культура детерминирована общественными нормами, отражающими стандарты социокультурной жизни общества, а также ценностной ориентацией, основанной на преемственности предыдущего, исторического опыта в новых реалиях современной жизни.
3. Традиционная обрядовая культура как явление социокультурное
рассматривается в контексте способствующих ее формированию и развитию
факторов: месторасположение региона, природно-географические
характеристики, экономические преобразования, исторически сложившиеся
особенности освоения и заселения региона, определившие складывание трех
социокультурных общностей (крестьянство, казачество, горнозаводское
население), а также различных языковых общностей (фино-угорских,
тюркских, индоевропеских). Она приобретала свойства и характеристики,
и
порожденные социальными, культурными, внешними воздействиями и складывалась как вторичная культура позднего формирования.
4. Под традиционным свадебно-обрядовым комплексом понимается исторически вырабатываемая, закрепленная в культурных практиках, органичная для данной культуры совокупность культурных смыслов, закономерностей, выразительных средств, структурно-функциональных особенностей, культурно-тематическим ядром которой является соединение двух родов и создание новой молодой семьи. Вследствие миграционных процессов, природно-географических и экономических факторов, меняющихся социокультурных условий, традиционный свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала, формирующийся во взаимодействии этнических и социокультурных общностей, определил многообразие локальных вариантов, многие черты которых коррелируют с северорусским и южнорусским типами свадеб.
5. Процессы модернизации, отразившиеся на свадебно-обрядовом комплексе Южного Урала, характеризуются изменением ритуального поведения, регламента проведения свадебного действа, утратой взаимосвязи с календарным циклом сельскохозяйственных работ, забвением, либо заменой основополагающей магической функции на развлекательно-игровую, изменением смысловой нагрузки многих традиционных действий в обряде, а также актуализацией процесса создания новационных форм и совершенствованием утвердившихся. Деструктивные трансформации в сфере семейных отношений предопределили поиск целесообразных решений, направленных на гармонизацию супружеских и детско-родительских отношений, а также гармоничного сосуществования традиций и новаций в современной культуре.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что, во-
первых, углубляется представление о специфических особенностях
традиционного свадебно-обрядового комплекса Южного Урала, во-вторых,
феномен рассматривается в его актуальном состоянии, тем самым
12
конкретизируется представление о традиционной культуре, что позволяет расширить проблемное поле культурологии; в-третьих, в научный оборот вводится собранный при непосредственном участии автора диссертации фольклорно-полевой материал экспедиций кафедры этнокультурного образования Челябинской государственной академии культуры и искусств за последние 13 лет.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть внедрены в учебный процесс высших и среднеспециальных учебных заведений, в разработке образовательных программ по освоению и приобщению к традициям исследуемого региона, на курсах повышения квалификации для работников социокультурной деятельности и дополнительного образования, использованы в ходе педагогической практики.
Основные выводы и рекомендации автора могут найти применение в работе культурно-досуговых и образовательных учреждений, а также в творческой деятельности фольклорных коллективов.
Апробация и достоверность полученных результатов. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и научных статьях автора на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Лазаревские чтения» (Челябинск, 2006, 2011, 2013) , «Молодёжь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2007, 2012, 2013), «Культура - искусство -образование: синтез теории и практики» (Челябинск, 2007), «Второй Всероссийский конгресс фольклористов» (Москва, 2010), «Фольклор в современной культуре» (Тверь, 2010), «Культура - искусство - образование: сохранение традиций и новаторство» (Челябинск, 2011), «Культура -искусство - образование: векторы преобразования» (Челябинск, 2013), «Культура и общество: актуальные проблемы теории и практики» (Ростов-на-Дону, 2012), «Культура и искусство: традиции и современность» (Чебоксары, 2013).
Научно-исследовательский проект «Современное состояние традиционной свадебно-обрядовой культуры русского населения Южного Урала» получил грант областного конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений, Челябинской области (2011). В рамках передачи «Странствия музыканта» (телеканал «Культура», режиссер С. Старостин) преподавателями и студентами кафедры этнокультурного образования (ЧГАКИ) был проведен показ реконструированного традиционного свадебного обряда по экспедиционным материалам Челябинской области (Москва, 2007).
Основные положения и результаты исследования обсуждены на кафедрах культурологии и социологии, этнокультурного образования, на семинарах-практикумах РИФКИ при Челябинской государственной академии культуры и искусств.
Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется использованием научных публикаций, применением общенаучных и специальных методов исследования, личным участием автора в сборе фольклорно-этнографического материала, объективным анализом исходных данных, обоснованностью научных положений и выводов.
Автором опубликовано 14 работ общим объёмом 8, 8 п. л., в том числе три в журналах перечня ВАК.
Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованной литературы. Общий объём текста составил 158 страниц; библиографии - 265 наименований.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования, обосновывается теоретико-
методологическая база, определяется научная новизна, выявляется теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Традиционная обрядовая культура как объект культурологического исследования» систематизированы основные подходы к изучению традиционной культуры, обрядов и ритуалов, обозначены ключевые функции традиций, выработано собственное понимание традиционной обрядовой культуры.
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения традиционной культуры. Среди всего многообразия существующих подходов к осмыслению традиционной культуры автор выделяет несколько основных. 1). Социально-философский: традиция предстает как явление социальной коммуникации; предполагает выделение двух ее аспектов субстанционального (что транслируется) и функционального (каким способом осуществляется эта передача); способ трансляции культурного наследия зависит от коммуникативных технологий, имеющихся на тот или иной исторический период, следовательно, к традиционной культуре можно отнести не только архаичные фольклорные явления, но и новообразования, возникающие уже в постфольклорную эпоху. 2). Социокультурный подход: основное функциональное предназначение традиционной культуры -утверждение определенной картины мира; акцентировка не на содержательную сторону явлений (артефактов) культуры, а на функциональный аспект, способы трансляции, тиражирования, потребления. 3). Социокультурологический подход: народная культура определяется как культурный текст, создаваемый особым социальным носителем, имеющий социальные механизмы и функции культуры в обществе; как культура исключительно устной традиции, бытующая и в прошлом и в настоящем по фольклорному типу; выявляется способность традиционной культуры функционировать вне институционально-организационных форм;
акцентируется внимание на сам «субъект исторического действа»2. 4). Этнографический подход: отождествление терминов: «народная культура», «традиционная культура», «фольклорная культура» и даже «фольклор»; традиционная культура сопоставляется с архаической культурой, носителем которой выступает аграрное общество, т. е. соотносится только с крестьянскими традициями.
В рамках предлагаемых подходов понимание традиционной культуры складывается от узкого (отождествление только с архаичной культурой) до самого широкого, вбирающего в себя содержательный, функциональный аспекты, а также самого носителя как субъекта культуры.
Многогранность традиции определяет широкий спектр ее трактовок. Она рассматривается как «предание», социокультурный опыт; как действие, процесс, передача информации; как некий «измеритель» культуры, выступает механизмом связи настоящего с прошлым, обеспечивая преемственность между поколениями. Традиции сохраняют и закрепляют, регулируют и стабилизируют, регламентируют и воспроизводят, передают и поддерживают разнообразный социальный опыт (принципы, нормы, ценности, правила и т. д.), функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Посредством значимой новационной функции устаревшие традиционные ценности и установки утрачивают свое содержание, вследствие чего один из утвердившихся вариантов новаций интегрирует новые традиционные системы ценностей. В рамках концепта «мета-традиции» раскрывается совокупность аспектов и функций традиционной культуры, способствующих дальнейшему рассмотрению и пониманию ее составляющей обрядовой культуры, обладающей основными ее характеристиками.
т
"Костина А. В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] // Информац. гуманитар, портал: «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 4. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zp п/2009/4/Ко5Йпа/.
1.2. Культурологический анализ традиционной обрядовой культуры. В рамках культурологического исследования традиционная обрядовая культура рассматривается с точки зрения ценностно-нормативных и регулятивно-коммуникативных механизмов социальной организации, выявляется общий культурный смысл обрядовой культуры, систематизируются ее социально-значимые характеристики.
Анализ научных источников позволяет сделать выводы о том, что термин «обрядовая культура», встречающийся в современных исследованиях, в работах ученых Х1Х-ХХ вв. в данном звучании не использовался, предметом анализа были явления, обозначенные терминами «традиция», «обряд», «ритуал». И сегодня дефиниция «обрядовая культура» теоретически не разработана и зачастую подменяется терминами «обряд» либо «ритуал».
Лежащее в основе обряда событие определяет пространственно-временные границы и возвышает его над обыденностью. В основе древнего обряда заложен символический переход между разными формами бытия (между земным и потусторонним, между сакральным и профанным и т. д.).
В основе традиционной обрядовой культуры заложены передающиеся от поколения к поколению духовно-нравственные идеалы и ценности, нормы и каноны, воплощающиеся через строго-регламентированный обрядово-ритуальный комплекс. Происходящие глобализационные процессы влекут за собой стирание культурных различий, и в этой складывающейся не простой ситуации, заложенные в традиционной обрядовой культуре ключевые ценностные установки, «культурные коды» способны регулировать процессы этнокультурной идентичности. Последняя интегрирует общности людей, является своеобразным фундаментом социального равновесия и порядка, отражает элементы как духовной, так и материальной, эстетической и этической культур.
В современных условиях обрядовая культура становится связующим звеном между историческим прошлым и реалиями современной жизни;
17
выступает одним из регуляторов социальных норм, ценностей, форм культурной жизни, организации коллективного человеческого бытия; играет стабилизирующую роль в жизни социокультурных обществ, образов их жизни, смысловых акцентов картин мира, а также стереотипов сознания и поведения людей минувших эпох и современности; обеспечивает коммуникационное единство, помогает сохранить этнокультурную идентичность. «Корневое» традиционное начало обрядовой культуры неустранимо и значимо в современном культурном пространстве, что подтверждает и обосновывает действенность концепта «мета-традиции».
Во второй главе «Историко-культурные и типологические характеристики традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала» определяются факторы, способствующие формированию и развитию традиционной обрядовой культуры Южного Урала; на основе реконструкции фольклорно-этнографических материалов раскрывается структурно-семантический аспект свадебно-обрядового комплекса Южного Урала; выявляется основной круг проблем, формируется необходимый комплекс действий, направленных на сохранение и развитие свадебных традиций.
2.1. Особенности формирования традиционной обрядовой культуры Южного Урала. Традиционная обрядовая культура Южного Урала - сложное культурное явление, основные черты которой сложились относительно поздно. Встроенная в многомерное социокультурное пространство, традиционная обрядовая культура функционирует внутри разных его подсистем, подчиняется законам природы, общества, культуры, находится во взаимосвязи и взаимодействии с разными элементами этой системы, среди которых можно выделить: месторасположение региона и природно-географические особенности, способствующие развитию горнорудного и металлургического производства, торговых отношений на границах Европы и Азии, становлению военного дела и строительству военных укреплений; миграционные процессы, которые предопределили
18
особенности освоения и заселения Южного -Урала, связанные с формированием северорусских и южнорусских основ традиционной обрядовой культуры. Образование в регионе «трех социокультурных общностей»3 - крестьянства (способствующего укоренению русских традиций на Южном Урале), горнозаводского населения (деятельность которого развивалась в русле, установленных заводом правил и потребностей, тем самым изменяя их образ жизни, быт и культуру) и казачества (пестрый состав которого: русские, калмыки, башкиры, татары) определило заимствование традиций, имеющих восточное (тюркское) происхождение, взаимовлияние различных языковых общностей (финно-угорской, индоевропейской и тюркской), этносов, проживающих на одной территории, что способствовало формированию специфических традиций в данном регионе. На Южном Урале постоянно происходило взаимовлияние культур, смешение фольклорных традиций и постепенное становление своей неповторимой, самобытной культуры с многовариантными локальными особенностями.
2.2. Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала: структурно-семантический анализ. Концепт «мета-традиции» объясняет определенную универсальность исследуемого явления, раскрывающую органическую взаимосвязь и преемственность самых, казалось бы, «отживающих» явлений и актуальных ситуаций. В этом свете представляется целесообразным обращение к обрядовым аспектам культур прошлого, несущим коренные эстетические и нравственно-этические смыслы, значимые отнюдь не только для прошлого.
Традиционный свадебно-обрядовый комплекс является своеобразным культурным феноменом, значимым социокультурным событием, обладающим сложным набором жизненно-необходимых и содержательно-смысловых характеристик, связанных с аграрно-продуцирующей магией и
3 Казакова, Г, М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения: монография [Текст]. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. С. 81.
19
почитанием культа предков; включающий ритуально-маркированные поэтапные действия, объединяющим началом которых является общая смысловая направленность на соединение двух родов и создание новой молодой семьи.
В первой половине XX в. семейная обрядность русского населения Южного Урала во многом сохраняла традиционный характер. Испытывая на себе воздействия менявшихся социокультурных условий, экономических преобразований и других внешних факторов, традиционный свадебный обряд видоизменялся и модернизировался.
Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала сформировался на основе традиций переселенцев, мигрирующих из разных регионов России. Осваивая южноуральские земли, они адаптировались к новым климатическим, природно-географическим, социальным условиям проживания и привносили в них традиции своих мест. Исследование традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала, относящегося к культуре позднего формирования, предполагает выявление типологических особенностей на основе исходных свадебных комплексов, относящихся к очаговым культурам.
В свадебно-обрядовом комплексе Южного Урала прослеживаются ярко выраженные составляющие двух типов свадьбы: северорусского и южнорусского, выделенные ранее при классификации свадебных обрядов восточных славян Б. Б. Ефименковой4. Среди элементов, характеризующих северорусский тип свадьбы, выявлены следующие: инициационный (вертикальный) переход невесты; линейное развертывание обрядовых действий, начинающихся в доме невесты до венчания и после переходящих в дом жениха; преобладание свадебных причитаний представителями рода невесты в предсвадебный и собственно свадебный периоды до венчания в
4Ефименкова, Б. Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян [Текст] // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования): тез. докл. науч.-практ. конф. Москва: КМ и Ф СК РСФСР, 1987. С. 8-15.
локусе невесты («вытьё на зорю»), раздача «девьей красоты» (лент), ритуальная баня и в целом общий драматический настрой обрядового действа.
Характерными особенностями южнорусской свадьбы, реализующимися на исследуемой территории и обусловливающими подобную атрибуцию, являются: доминирование плана территориального (горизонтального) перехода невесты; развертывание обрядовых действий параллельно в двух локусах - в доме жениха и невесты (сборы, благословение жениха и невесты); актуализируется комплекс обменных действий (обмен хлеба, подарков для жениха и невесты), купли/продажи (выкуп невестиного места и косы), маркирующих процесс соединения двух родов; четко прослеживается коллективность и общинность («обход дворов»); доминирование свадебных песен: поезжанских, исполняющихся на встречу свадебного поезда, величальных, корильных и незначительная роль свадебных причитаний; украшение срубленного деревца, как правило, березки, либо репья, символизировавшего «девью красоту», баня.
В рамках проведенного исследования были выделены региональные особенности, характеризующиеся параллельно сосуществующими, имеющими разные социокультурные основы, двух типов свадеб (северорусской и южнорусской) по-разному проявляющиеся на исследуемой территории, а также такие обрядовые действия, как: предсвадебная вечеринка у жениха «мальчишник», символичные сборы и благословение жениха, обход дворов, обмен хлеба, окликание «Косьмы и Демьяна», «красу терять», «порывышная» (окончание свадебного обряда).
Дальнейшее исследование русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала предполагает выявление трансформационных процессов, происходящих с традиционными обрядовыми действиями, и интенсивно формирующихся новых символов, привносящих в обрядовую практику элементы других культур, более креативные решения празднования жизненноважного события.
2.3. Проблемы сохранения и развития традиционного свадебно-обрядового комплекса Южного Урала в современных условиях.
Модернизационные процессы, связанные с изменениями смысловой и функциональной направленности, с внедрением и адаптацией новационных элементов, с разрушением, а порой забвением архаичных сакральных основ свадебного комплекса обуславливают поиск решения основной проблематики исследуемого феномена.
Сегодня основной круг проблем, влияющих на сохранность и стабильность семейных ценностей в обществе, к сожалению, становится достаточно активным и разнородным: «проблемы демографического характера»5, негативное пагубное воздействие СМИ (ТВ, Интернет, пресса, радио и т. д.), увеличение количества разводов, подмена официального брака гражданским, диверсификация форм семейных отношений, а именно легализация однополых браков, сексуальная распущенность и мн. др. ставит под сомнение те ценности и устои, на которых длительный исторический период базировалось общество, и говорит о глубоком социальном кризисе семейного института.
Недостаточное освещение материалов, касающихся свадебных традиций, вызывает острую необходимость проведения научных и экспедиционных исследований, научно-практических конференций, публикации методической литературы, проведения фолыслорно-этнографических фестивалей. Решению проблем сохранения и пропаганды традиций будут способствовать осознание роли и места деятельности этнокультурных и национальных центров, домов фольклора, а также подготовка квалифицированных руководителей в сфере народной художественной культуры. Проблемы семьи и института брака должны находиться в сфере особого внимания представителей органов государственной власти, непосредственно связанных с формированием и
5Антонов, А. И. «Сохранение семейных ценностей в XXI веке» - круглый стол в рамках МОФ «Диалог цивилизаций» (о. Родос, Греция, октябрь - 2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demographia.net/world.
осуществлением культурной политики исследуемого региона; существует острая необходимость в создании специализированных организаций, чья деятельность будет направлена на поддержание брака, ответственного добрачного поведения, профилактику разводов, повышение рождаемости, гармонизацию семейно-брачных отношений.
Многие вопросы, касающиеся свадебных традиций и в целом связанные с институтом брака и семейных ценностей остаются открытыми. В научно-исследовательской мысли и сегодня имеются лакуны, не получившие глубокого теоретического осмысления. Существует проблематика исследования межэтнических отношений; недостаточно изучены вопросы, касающиеся трансформации традиционных свадебных обрядов, анализа музыкального кода свадьбы Южного Урала. В научной литературе недостаточно уделяется внимания анализу современного состояния свадебной обрядности, ее социокультурной значимости в современном обществе, а также выявлению и решению проблем эффективного развития семейно-бытовых традиций предметно-технологического уровня. Реализация поставленных задач будет способствовать сохранению и развитию традиционных форм обрядовой культуры в современных условиях.
Заключение. Разработанный в рамках данного исследования концепт «мета-традиции», вбирающий в себя все традиционные проявления, реинтерпретирующиеся в современном контексте и верифицированный материалами полевых фольклорно-этнографических исследований, показал полное соответствие теоретических аспектов, представленных в концепте, реальным культурным практикам, что особенно отчетливо проявилось при анализе свадебно-обрядового комплекса Южного Урала. В рамках проведенного исследования были выделены структурно-функциональные характеристики, социокультурные трансформации, а также региональные особенности, характеризующиеся параллельно сосуществующими, имеющими разные социокультурные основы, двумя типами свадеб (северорусской и южнорусской), по-разному проявляющимися на
23
исследуемой территории. Обозначены основные проблемы и перспективы развития традиционного свадебно-обрядового комплекса Южного Урала в современных условиях.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
Статьи в научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ:
1. Апухтина, Н. Г., Сафонова, Н. А. Традиционная обрядовая культура в контексте культурологических исследований: обзор подходов [Текст] / Н. Г. Апухтина, Н. А. Сафонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2012.-№3(31).-С. 57-63.
2. Сафонова, Н. А. Проблемы сохранения и развития традиционной свадебно-обрядовой культуры Южного Урала в современных условиях [Текст] / Н. А. Сафонова // Фундаментальные исследования. - Москва. - 2013. - № 1. - С. 345-347.
3. Сафонова, Н. А. Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала: структура и сущность [Текст] / Н. А. Сафонова // Вестн. Казан, гос. ун-та культуры и искусств. - Казань. - 2013. -№ 3. - С. 33-39.
Статьи в сборниках научных трудов, сообщения и материалы научно-практических конференций:
4. Сафонова, Н. А. Современное состояние русского свадебного обряда на Южном Урале: к проблеме сохранения традиции (по экспедиционным материалам горнозаводских районов Челябинской области) [Текст] / Н. А. Сафонова // Фольклор в современной культуре: материалы науч.-практ. конф. - Тверь: «СФК-офис», 2010. - С. 56-60.
5. Сафонова, Н. А. Методы изучения семейно-бытовых обрядов [Текст] / Н. А. Сафонова // Культура - искусство - образование: сохранение традиций и новаторство: материалы XXXII науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава акад., Челябинск, 8 февраля 2011 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, - 2011. - С. 11-16.
6. Сафонова, Н. А. Из истории собирания и изучения русского свадебного обряда Южного Урала [Текст] / Н. А. Сафонова // Пятые Лазаревские чтения: материалы международной научной конференции, Челябинск, 25-26 февраля 2011 г. Ч. 2. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. -Челябинск, 2011. -С. 339-342.
7. Сафонова, Н. А. Основные факторы формирования этнических традиций на Южном Урале [Текст] / Н. А. Сафонова // Культура и общество: актуальные проблемы теории и практики: межрегиональная научная конференция молодых ученых / Гуманитарные и социальные науки, Ростов на Дону, 2012. - № 1 (январь - февраль) / Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета. - С. 420-422.
8. Сафонова, Н. А. Теоретико-методологические аспекты изучения традиционной культуры [Текст] / Н. А. Сафонова // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума, Челябинск, 1 -2 ноября 2012 г. Ч. 1. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е. В. Швачко. - Челябинск, 2012. - С. 143-145.
9. Сафонова, Н. А. К проблеме сохранения семейных ценностей [Текст] / Н. А. Сафонова // Культура - искусство - образование: векторы преобразования: материалы XXXIV науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава акад., Челябинск, 8 февраля 2013 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. А. В. Штолер. - Челябинск, - 2013. - С. 210-213.
10. Сафонова, Н. А. Традиционная свадебно-обрядовая культура русского населения Южного Урала: к вопросу о сохранении традиций [Текст] / Н. А. Сафонова // Шестые Лазаревские чтения: материалы международной научной конференции, Челябинск, 26-27
февраля 2013 г. Ч. 2. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Л. Н. Лазарева. -Челябинск, 2013. - С. 313-316.
11. Сафонова, Н. А. Традиционная обрядовая культура Южного Урала как объект социокультурного анализа [Текст] / Н. А. Сафонова // Культура и искусство: традиции и со временность: материалы Международной очно-заочной научно-практической конференции, г. Чебоксары, 11-12 декабря 2012 г. / Чуваш, гос. инст. культуры и искусств; сост. Л. Г. Григорьева. - Чебоксары, 2013. - С. 479-484.
12. Сафонова, Н. А. Русские свадебные обряды горнозаводских сел Челябинской области: репертуарный сборник [Текст] / Н. А. Сафонова. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2013. - 82 с.
13. Сафонова, Н. А. К вопросу об определении понятия «традиция» [Текст] / Н. А. Сафонова // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума, Челябинск, 1-2 ноября 2013 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е. В. Швачко. — Челябинск, 2013. - С. 65-67.
14. Сафонова Н. А. Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала в соотношении традиций и новаций [Текст] / Н. А. Сафонова // Традиционная народная культура как фактор формирования единого социокультурного пространства : матер, межрег. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Челябинск, 5 декабря 2013 г.) / М-во культуры РФ, М-во культуры Челяб. обл., Гос. Рос. Дом нар. творчества, Челяб. гос. центр нар. творчества, Челяб. гос. акад. культуры и искусств ; отв. за вып. В. Я. Рушанин ; отв. ред. А. А. Суслов, сост. Л. Л. Костюкова, Л. Н. Лазарева. - Челябинск, 2013. - С. 322 -327.
САФОНОВА Наталья Александровна
ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС В КУЛЬТУРЕ ЮЖНОГО УРАЛА
24.00.01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Подписано в печать 25.04.2014 г. Формат 60x84 1/16. Объем 1.0 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №1412 Челябинская государственная академия культуры и искусств 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а Отпечатано в типографии ЧГАКИ
Текст диссертации на тему "Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс в культуре Южного Урала"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
04201459343 САФОНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС
В КУЛЬТУРЕ ЮЖНОГО УРАЛА
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата культурологии
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Н. Г. Апухтина
Челябинск - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Традиционная обрядовая культура как объект культурологического исследования 17
1.1. Теоретико-методологические . аспекты изучения традиционной культуры 17
1.2. Культурологический анализ традиционной обрядовой культуры 40 Глава II. Историко-культурные и типологические характеристики традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала 56
2.1. Особенности формирования традиционной обрядовой культуры Южного Урала 56
2.2. Традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала: структурно-семантический анализ 70
2.3. Проблемы сохранения и развития традиционного свадебно-обрядового комплекса Южного Урала в современных условиях 100 Заключение 122 Список использованной литературы 131
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность
культурологического исследования феномена традиционного свадебно-обрядового комплекса определяется изменениями социокультурной ситуации. Традиции прошлого забываются, и их изучение становится с каждым годом всё менее доступным. В рамках модернизационных перемен культурологический анализ реликтов традиционного свадебно-обрядового комплекса представляется особо необходимым, поскольку он является ценнейшим источником информации по истории функционирования культуры в прошлом, а также ее трансформации в настоящем и будущем.
Отдельные элементы и целые направления обрядовой культуры прошлого важно и нужно анализировать не только как достояние истории, а как отражение культуры в ее сегодняшнем состоянии. В условиях глобализации и переосмысления духовно-нравственных ценностей важно сохранить в современном культурном поле тонкие нити, связывающие уникальность традиционного свадебно-обрядового комплекса прошлого с современной его мотивацией.
Разработка данного вопроса остаётся в поле зрения актуальных сегодня дискуссий, т. к. проблема сохранения, изучения и развития традиционных культурных ценностей, аккумулированных в традиционном свадебно-обрядовом комплексе, является одной из приоритетных для любой культуры, для каждого из этапов её развития. Эту заинтересованность можно объяснить разными факторами.
Во-первых, осознанием важности этнокультурной информации, сохраняющей и транслирующей наиболее значимые духовно-нравственные ценности и нормы, в том числе связанные с институтом брака необходимые для нормальной жизнедеятельности общества.
Во-вторых, особым местом свадьбы в системе традиционных обрядов как жизненно-важного, символически наполненного события в жизни человека.
В-третьих, своеобразием этнической специфики сохранения традиционных черт свадебно-обрядового комплекса в современных условиях на региональном уровне.
В-четвертых, быстро меняющимися условиями жизни, темпом и ростом технического прогресса, компьютеризацией жизненного пространства, снижающими природную потребность человека в реализации культуро-творческого потенциала.
В-пятых, определением актуального состояния традиционного свадебно-обрядового комплекса, выступающего своего рода индикатором культурного состояния общества и происходящих в нем изменений.
В-шестых, модернизационными процессами, переакцентировкой ценностей, которые влекут за собой ощутимые и далеко не однозначные трансформации в сфере семейных отношений, что стимулирует актуальность и важность культурологического осмысления современных изменений исследуемого феномена как части общих социо-культурных трансформаций современности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы традиций, обычаев, обрядов и ритуалов, их социальную сущность и противоречивую природу, процесс их генезиса и исторического развития, специфику становления и функционирования в разное время изучали как отечественные (С. Н. Артановский, С. А. Арутюнов, Б. М. Бернштейн, Н. С. Злобин, Л. Г. Ионин, Ю. А. Левада, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, В. Я. Пропп, Б. А. Рыбаков, И. В. Суханов, В. Н. Топоров, Д. М. Угринович, К. В. Чистов и др.), так и зарубежные исследователи: А. ван Геннеп, К. Леви- Стросс, Э. Б. Тайлор, В. Тэрнер, Дж. Дж. Фрэзер, К. Г. Юнг и мн. др.
Ключевые аспекты исследования славянских обрядов и ритуалов содержатся в работах отечественных исследователей: А. К. Байбурина,
Д. М. Балашова (Русский Север), Т. А. Бернштам, Л. В. Деминой (Западная Сибирь), В. И. Ерёминой, Б. Б. Ефименковой (Русский Север), Г. В. Жирновой, Н. В. Зорина (Среднее Поволжье), В. В. Иванова, Т. И. Калужниковой (Средний Урал), И. Е. Карпухина (Башкортостан), Г. С. Масловой, В. П. Фёдоровой (Зауралье) и др., в которых кроме основной проблематики поднимаются вопросы региональной специфики свадебных обрядов. Вопросы изучения региональной культуры предопределило обращение к работам Г. М. Казаковой, И. Я. Мурзиной, В. С. Цукермана и др.
Первые упоминания о семейных и свадебных традициях мы находим в памятнике русской культуры XVI в. «Домострое». В записях путешественников и историков XVIII - первой половины XIX вв. содержатся фрагментарные и достаточно поверхностные сведения о русских свадебных обрядах. В XIX - начале XX вв. появляются работы П. С. Богословского, М. Забылина, Д. К. Зеленина, Е. Г. Кагарова, Н. Ф. Сумцова,
A. В. Терещенко, П. В. Шейна, в которых поднимаются вопросы происхождения свадебной обрядности, проводится сравнительный анализ, освещается тема свадебной терминологии и др. В данный период изучение русской свадебной обрядности на территории Южного Урала не носило целенаправленного характера и было связано с научной деятельностью Русского Географического Общества, исследователей А. Ф. Божко, М. Д. Голубых, В. И. Даля, А. и В. Железновых, А. И. Мякутина, Н. Г. Мякушина, А. С. Невзорова, В. Н. Плотникова. Наиболее полные сведения о свадебно-обрядовых традициях Южного Урала содержатся в трудах: В. П. Бирюкова, Е. М. Блиновой, А. В. Глинкина,
B. Е. Гусева, И. С. Зайцева, Н. П. Колпаковой, А. И. Лазарева, Э. В. Померанцевой.
Начиная с 1990-х годов изучение традиционной культуры народов Южного Урала приобретает комплексный характер. Появляются работы о традиционном костюме (О. В. Новикова), об архитектуре и жилище (А. А. Рыбалко), о декоративно-прикладном творчестве (Е. И. Артюшкина), о
песенном фольклоре (Н. И. Бухарина, Т. А. Валиахметова, И. Н. Вишнякова, А. В. Глинкин, А. И. Лазарев, Л. Г.Чайка-Ованесян, О. Л. Юровская), народной хореографии (Н. Э. Мартынова), о семейно-бытовых обрядах и обычаях (В. М. Кузнецов, С. А. Моисеева, Н. А. Сафонова).
Вместе с тем, обширный материал теоретических и эмпирических исследований, проблематика исследуемого явления все еще не находит должного осмысления в рамках культурологического знания. Проанализированный материал определяет существующую потребность в комплексном рассмотрении традиционного свадебно-обрядового комплекса Южного Урала, основанную на стыке частных дисциплин в русле культурологии, как науки изначально междисциплинарной.
Проблемное поле данного диссертационного исследования предопределило необходимость обращения к теоретическим разработкам отечественных философов, культурологов, этнографов, фольклористов и др., касающимся определений таких важных для нашего исследования понятий как «традиционная культура», «традиция», «обычай», «традиционная обрядовая культура», «обряд», «ритуал», «традиционный свадебно-обрядовый комплекс». Эти научные термины до настоящего времени являются предметом дискуссии в культурологии, этнографии, фольклористике и других науках.
Исходя из перечисленного, проблемное поле исследования включает противоречия между исторически выработанными традициями празднования свадебных обрядов и современными процессами их социокультурного бытия, а также актуализацию значимости традиционных истоков и недостаточную изученность исследуемого феномена в современном социогуманитарном знании.
Объектом исследования является традиционный русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала в социокультурном контексте прошлого и современности.
Предметом исследования являются структурно-функциональные, смысловые и региональные особенности, а также социокультурные трансформации традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала.
Гипотеза исследования. Решение проблемы существующих противоречий между исторически выработанными традициями празднования свадебных обрядов и современными процессами социокультурного бытия будет успешным при условии реализации необходимого комплекса действий, связанных с активным использованием культурного потенциала традиционного свадебно-обрядового комплекса Южного Урала в современных условиях. Основой подобной актуализации могут послужить значимые, глубинные, ценностно-смысловые элементы традиционного обрядового действа, связанные с мёнтальностью региональной культуры Южного Урала.
Цель исследования - выявление возможностей актуализации культурного потенциала традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала в современных условиях.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи исследования:
рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения традиционной культуры;
провести культурологический анализ традиционной обрядовой культуры;
выявить особенности формирования традиционной обрядовой культуры Южного Урала;
реконструировать и провести структурно-семантический анализ традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала;
охарактеризовать актуальное состояние традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала и выявить
механизмы сохранения и развития исследуемого явления в современности.
Территориальные рамки исследования определяются регионом «Южный Урал». По отношению к термину «Южный Урал» необходимо отметить как широкое, так и узкое его понимание. В широком контексте — Южный Урал располагается на территории Предуралья, Южных острогов Уральских гор, Зауралья, части Башкирии и части Оренбуржья. В узком контексте (применяемом в данном исследовании) - это территория современной Челябинской области (к югу от р. Исеть и к северу от истоков двух рек Урала и Уй), являющаяся «ядром историко-культурного региона» [95, с. 9-10].
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на концептуальных достижениях зарубежных и отечественных учёных по философии и культурологии (М. С. Каган, Г. М. Казакова, А. В. Костина, Э. С. Маркарян, Н. Г. Михайлова, И. В. Суханов, А. Я. Флиер, В. С. Цукерман), социологии (А. В. Захаров, К. Б. Соколов), истории (В. М. Кузнецов, О. В. Новикова), диалектологии (Г. А. Турбин), этнографии (А. ван Геннеп), фольклористики (А. К. Байбурин, В. Е. Гусев, К. В. Чистов, А. И. Лазарев, Г. А. Левинтон) и др.
В работе использовался комплекс теоретико-методологических подходов и методов, обусловленных спецификой объекта и предмета, цели и задач исследования. Общефилософские подходы: аксиологический (выявление ценностной основы традиционного свадебно-обрядового комплекса, его значимости в прошлом и сегодня); деятельностный подход, позволяющий рассматривать традиционный свадебно-обрядовый комплекс как механизм (способ) регуляции, сохранения, воспроизведения и развития человеческого общества (человеческой деятельности); диалектический (помогает рассмотреть традиционный свадебно-обрядовый комплекс в контексте изменения актуализации и степени значимости данного культурного образца и его распространенности в данном регионе).
В рамках общенаучных подходов применен системный подход (понимание объекта исследования как сложноорганизованной, сложнодинамической системы, при этом изучаемая система берётся как относительно автономная подсистема более обширной и сложной метасистемы);
- методы классификации и типологизации (способствуют выявлению специфических особенностей традиционного свадебного обряда);
- методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
В рамках подходов и методов социально-гуманитарных наук использованы:
- семиотический подход (традиционный свадебно-обрядовый комплекс рассматривается как знаковая система, по существу, являясь посредником между человеком и окружающим миром, выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире);
сравнительно-исторический метод (выявление особенностей, трансформационных изменений традиционного свадебно-обрядового комплекса в разные исторические периоды);
- метод наблюдения, метод интервью, контент-анализ материалов полевых исследований.
Источники и материалы исследования (эмпирическая база исследования). В основу исследования положен полевой материал, собранный преподавателями и студентами кафедры этнокультурного образования Челябинской государственной академии культуры и искусств при непосредственном участии автора работы во время фольклорно-этнографических экспедиций по Челябинской области. В рамках экспедиционной деятельности были обследованы следующие районы: Ашинский (г. Миньяр, с. Биянка, с. Муратовка); Брединский (п. Андреевский, п. Бреды, п. Мариинский, п. Наследницкий); Каслинский (п. Воздвиженка, с. Багаряк, с. Воскресенское, с. Ларино); Катав-Ивановский
(с. Орловка, с. Серпиевка); Пластовский (г. Пласт, д. Демарино, д. Михайловка, с. Кочкарь) в период с 1998 по 2011 гг..
Всего было обследовано около 20 населённых пунктов, причём в некоторых сёлах экспедиционная деятельность велась неоднократно. Фольклорно-этнографические особенности местных вариантов свадебного обряда записывались в процессе живого общения с носителями традиций. В роли информантов в основном выступали люди старшего поколения, что дало возможность судить о состоянии традиции в 1920-х - 1950-х гг. Достоверность полученных в ходе полевых исследований материалов была обеспечена их массовостью, повторяемостью, множественностью вариантов, отражающих осмысление явления разными носителями традиции, взаимодополняемостью и взаимопроверяемостью полевых материалов другими видами источников.
Полученные результаты полевых исследований позволили в рамках методологии культурологического исследования дать ретроспективный анализ и восстановить картину (провести реконструкцию) русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала первой половины XX века.
Значимость полевых источников определяется так же тем, что все другие источники, даже в совокупности, не позволяют составить целостного представления о традиционной свадебно-обрядовой культуре русского населения Южного Урала.
В ходе исследования использовались документальные источники, архивные материалы, хранящиеся в районных музеях Челябинской области (г. Касли, г. Миньяр, г. Пласт, п. Бреды, с. Серпиевка). В целом полевые записи и архивные материалы помогли восстановить историко-этнографическую наполненность свадебного обряда Челябинской области первой половины XX - начала XXI вв.
Научная новизна исследования:
1. На основании теоретико-методологического анализа традиционной культуры выявлены ее основные аспекты и сущностные
характеристики, необходимые для определения специфики компонентов обрядовой культуры. Для более фундаментального обоснования традиционального начала в культуре разработан концепт «мета-традиция», показывающий наличие, неустранимость и проективность традиционных элементов в социокультурном пространстве.
2. Определено и раскрыто понимаемое в контексте данного культурологического исследования содержание понятия «традиционная обрядовая культура», конкретизирующее ее сущностные, ценностно-смысловые основы, функциональную значимость в современном социокультурном пространстве.
3. На основании анализа факторов, связанных с природно-географическими, историческими, социально-экономическими особенностями освоения и заселения региона, определены особенности формирования и развития традиционной обрядовой культуры Южного Урала.
4. Впервые в контексте культурологического дискурса предпринято комплексное исследование традиционного русского свадебно-обрядового комплекса Южного Урала. Введен в научный оборот корпус реконструированных фольклорно-этнографических материалов, расширяющий и дополняющий имеющиеся сведения о свадебных традициях Южного Урала. Дано сущностное определение «традиционн�