автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Традиция и новаторство в романах Якоба Вассермана 1897-1914 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Васильев, Геннадий Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Традиция и новаторство в романах Якоба Вассермана 1897-1914 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Васильев, Геннадий Вячеславович

ГЛАВА 1. ИСТОКИ РОМАННОГО ТВОРЧЕСТВА С.21-55.

ГЛАВА 2. РОМАНЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ С.56-96.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ РОМАНЫ С.97-149.

ГЛАВА 4. РОМАНЫ С ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ С. 150-206. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.207-211.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Васильев, Геннадий Вячеславович

В начале XX века одним из наиболее читаемых авторов, причем не только в немецкоязычном пространстве, являлся немецко-австрийский прозаик Якоб Вассерман (1873-1934). Обширное наследие писателя включает в себя 17 романов, 5 пьес, десятки новелл и эссе. Проза его беллетристична, рассчитана на широкий круг читателей. В ней проглядывает сюжетная завершенность, повторяемость событий, интонационное сходство в речах персонажей. Наряду с умением заинтересовать читателей судьбой героев, в процессе чтения его романов происходит массовое самопознание современников, что и обусловило популярность произведений прозаика. Еврей по происхождению, современник Артура Шницлера (1862-1931) и Гуго фон Гофмансталя (18741929), дружный со многими членами кружка «Молодая Вена» и другими известными писателями, Якоб Вассерман снискал себе славу как прекрасный рассказчик и романист.

Время вступления Вассермана в литературу исторически совпадает с началом эпохи демократизации общества, появлением массового читателя и зрителя, развитием социалистических идей, что по-новому ставит вопрос об отношении личности и массы. Человек теряет свою неповторимость, стирается его индивидуальность. И на самом высоком и на бытовом уровне эта проблема умаления роли личности, черпающей свою силу в единении с коллективом и нередко расплачивающейся за это собственной неповторимостью, остается чрезвычайно важной.

Эта проблема оказывается в центре внимания многих писателей, таких как Генрих Манн (1871-1950) и Томас Манн (1875-1955), Артур Шницлер, Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке (1875-1926), Теодор Фонтане (1819-1898). Не проходит мимо нее и Якоб Вассерман. Постановка ее была обусловлена противоречивым характером эпохи, процессом ломки общественного сознания, выразившимся в крушении идеалов предыдущих поколений.

В творчестве писателя можно выделить два периода: с 1897 по 1914 и с 1915 по 1934 год. Рубежом между ними стали события первой мировой войны, заставившие Вассермана, так же, как и многих других авторов, переосмыслить ряд процессов, происходящих в обществе, попытаться объяснить причины катастрофы, постигшей Европу и предотвратить будущие катаклизмы.

Объектом исследования данной работы является романное творчество Якоба Вассермана в период с 1897 по 1914 год, когда закладываются основы поэтики и происходит становление писателя в жанре романа. При этом под жанром подразумевается «установленный традицией тип сочетания определенной темы с композиционной формой и особенностями поэтического языка»1.

Жанровая форма романа на рубеже веков остается весьма популярной. Автор «Немецкой литературы» Артур Элоессер ( Eloesser Arthur. Die deutsche Literatur vom Barock bis zur Gegenwart) пишет о том, что Томас Манн и Якоб Вассерман делают труднопонимаемую немецкую литературу значительной в мире2. Сам Томас Манн называет Вассермана «мировой звездой романа», а в глазах Генриха Манна «он был романистом по призванию» и «если бы до него не было романа, то он стал бы человеком, который его придумал»3. Важную роль играет и время вступления Вассермана в немецкоязычную литературу. Это происходит за год до смерти общепризнанного романиста Теодора Фонтане, когда успешный дебют начинающего писателя знаменуется выходом в свет романа «Цирндорфские евреи» (1897).

1 Жирмунский В.М. Введение в литературоведение.Санкг-Пехербург.!1996.С.381-382.

2 Eloesser Arthur. Die deutsche Literatur vom Barock bis zur Gegenwart.Berlin.,1930-31.S.537.

3 Koester Rudolf. Jakob Wassermann.Berlin., 1996.S.82-83.

Классическое определение романа было сформулировано в «Эстетике» Г.В.Ф. Гегеля, где он предстает как «современная буржуазная эпопея»4. На принципах Гегеля базируется и ряд современных концепций жанра, в частности В.В. Кожинова, В. Днепрова5. Различные принципы классификации романа - по типу проблематики (Г.Н. Поспелов, А.Я Эсалнек), по организации пространства и времени (М.М. Бахтин), по характеру критики буржуазного общества (Р. Фокс, Г. Лукач) - позволяют установить его жанровую типологию. Для нас особенно значимы: 1) синтетический характер романа, его связь с лирикой и драмой6; 2) становящийся характер жанра, его способность вбирать в себя различные жанровые модификации7; 3)многоплановость и проблематичность романа8; 4) новое отношение слова к предмету изображения9; 5) определенные способы организации пространства и времени, в частности иерархия пространства; 6) глубина истолкования характеров героев10.

На основании этих признаков устанавливаются жанровые модификации произведений Якоба Вассермана: романы с исторической проблематикой, социально-бытовые романы, романы с философской проблематикой. Особенности жанровых модификаций были продиктованы методом прозаика, под которым вслед за А.Н. Соколовым, понимается «своеобразный принцип или система принципов отражения действительности в художественных образах»11, непосредственно связанный с новым художественным заданием писателя. Суть его

4 Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-хтомах.т.З.М.Д971.С.474.

5 Подробнее об этом см: Кожинов В. Происхождение романа.М.,1963.; Его же. Роман - эпос нового времени//Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры лигературы.М.Д964.; Днепров В. Идеи времени и формы времени.Л.,1980.; Его же. Черты романа XX века.М.-Л.Д965.; Его же. Проблемы реализма.Л.,1961.

6 Этот принцип выделяют Б. Г. Грифцов, В. Днепров, В. В. Кожинов. (См: Грифцов Б. А. Теория романа. М., 1927.С.27.; Днепров В. Проблемы реализма.Л.,1961.С. 141.; Его же. Идеи времени и формы времени. Л.Д980.С.172-177.; Кожинов В. Происхождение романа.М.,1963.С.131.

7 См: Бахтин М.М. Вопросы литературы иэстетики.М.Д975.С.448.

8 См: Поспелов Г.Н. Теория литературы.М.Д978.С.258-260.

9 См: Кожинов В. Происхождение романа.М. Д963.С. 131.

10 См: Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения.М.Д985.С.92-93.

11 Соколов А.Н. Теория стиля.М.Д 968.С.76. заключается в том, что «писатель не изображает события реального мира, а выражает свой взгляд на них, вынуждает публику смотреть на мир его глазами»12. Авторская концепция действительности оказывается не просто доминирующей, но и всячески утверждает свое господствующее положение, что обнаруживается в построении сюжета, композиции, образной системе, постановке проблемы. Мир, пропущенный сквозь призму авторского сознания и оставленный «развоплощенным» перед читателем, которому предстоит принять или отклонить предложенную ему концепцию, становится основным объектом художественного задания. В этом отношении Якоб Вассерман вполне оказывается «сыном века».

Установка на самовыражение возникает еще в романтизме и ее реализация в XX веке у Якоба Вассермана позволяет говорить о неоромантическом характере метода прозаика13. Неоромантизм отличает резкая конфронтация общечеловеческого начала и господствующего социально-классового фактора, которые предстают непримиримыми противниками14. «Мир неоромантиков - это мир не только фактов, определяющих сегодняшний день, но и потенции будущего. Неоромантик рисует и искажение духовных законов бытия в буржуазном мире, и их непреложность, реванш там, где хоть на миг ослабляется давление этого мира. Неоромантик понимает наличный буржуазный мир как отклонение от подлинной сущности жизни», - замечает A.A. Федоров15.

Установка на самодовлеющую личность, характерная для классического романтизма, оттесняется в неоромантизме установкой на воссоединение человека и мира как подлинную основу всестороннего и

12 Карельский А. От героя к человеку: Два века западноевропейской прозы.М.,1990.С.23.

13 Самовыражение присуще в том или ином виде каждому писателю, однако раскрывается оно по-разному. Л.Я. Гинзбург замечает по этому поводу: «Каждое подлинное произведение искусства выходит из внутреннего опыта художника, перерабатывающего действительность. Но дистанция между опытом и творчеством у разных писателей разная и разные между ними соотношения». (См: Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.Л.,1971 .С.315.)

14 Царик Д.К. Типология неоромантизма.Кишинев.,1984.С. 11.

15 Федоров A.A. Зарубежная литература Х1Х-ХХ веков. Эстетика и художественное творчестао.М.,1989. С.51-52. гармонического развития индивидуальности. Оценивая буржуазный строй как губительный для личности, неоромантики отклоняют детальное, аналитическое исследование конкретно-исторических форм социальной и духовной жизнедеятельности человека. На первом плане оказывается проблема возрождения подлинно человеческих морально-этических начал16.

Для неоромантиков идеальное не отделено во времени и пространстве, а находится рядом. Герой неоромантизма не замахивается на миропорядок, а действует в пределах своего микромира. Персонажи произведений неоромантиков - это, как правило, антропоморфизированные категории добра и зла, гуманности и бесчеловечности, благородства и низости. Конфликт в неоромантизме абстрагируется от конкретных исторических и социальных обстоятельств. Специфику творческого метода неоромантизма Д.К. Царик видит в использовании романтических приемов 1 при ведущей роли реалистического метода . Представляется, что именно подобное сочетание в большей мере свойственно прозе Якоба Вассермана. Негативной стороной подобного метода оказывается «вторичность текста» как результат переработки старинных исторических или литературных сюжетов, использование образного строя и лирической атмосферы иных эпох. «Вторичность» эта - результат отказа от мелкого и легковесного искусства и поиск национальных традиций18.

Творчество Якоба Вассермана в широком смысле включает в себя три традиции: еврейскую, немецкую и австрийскую19. Внутри этих наиболее крупных культурных традиций следует выделить ряд мелких, обусловленных спецификой творческого метода прозаика. Среди них -влияние венского театра, мелодрамы, беллетристики. Особенности

16 Царик Д.К. Типология неоромангизма.Кишинев.,1984.С. 14-15.

17 Тамже.,С.15-16.

18 См: Михайлов А. Драматургия Эдмона Ростана//Ростан Э. Пьесы.М.,1983.С.7. драматической формы - развертывание действия в диалогах, наличие многочисленных перипетий, наглядность противостояния положительных и отрицательных персонажей, - все эти черты находят отражение в романах Вассермана. Обращение прозаика к беллетристике, массовой литературе было продиктовано стремлением к читательской популярности и коммерческому успеху20. Свойство это вряд ли можно оценивать однозначно негативно. По мнению Д.С. Лихачева, развитие «беллетристичности» есть прежде всего развитие повествовательного искусства, причем повествования сюжетного, посвященного динамической теме (событию или событиям, происходящим в течение определенного времени) и излагаемого также динамично как процесс, развертывающийся перед читателем. При этом автор втягивает читателя в некое сотворчество, оставляя в повествовании нечто недосказанное и принуждая его делать умозаключения, выводы, обобщения21. Использование Якобом Вассерманом принципов массовой литературы не умаляет его значения как писателя. Ю.М. Лотман обращает внимание на то, что границы между «вершинной» и «массовой» литературой являются подвижными. Понятие «массовой литературы» подразумевает отношение того или иного коллектива к группе текстов, при этом одно и то же произведение с разных

22 точек зрения может включаться и исключаться из этой категории . «Массовая» литература подразумевает в качестве обязательной антитезы «вершинную» литературу, при этом может копировать последнюю, создавая ее упрощенный вариант. В свою очередь «вершинная» литература выбирает себе жанровые формы литературы массовой. Борьба этих двух

19 Под традицией понимается «культурно художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателем в качестве актуального». (См: Мозолева И.А., Хализев В.Е. Традиция//Литературный энциклопедический словарь.М.,1987.С.443.)

20 Термин «беллетристика» понимается вслед за В.Г. Белинским как совокупность жанров художественной прозы преимущественно развлекательного характера.

21 Циг. по: Истоки русской беллетристики/Отв. ред. А. Лурье: Л.,1970.С.7.

22 Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах.т. 1 .Таллинн.,1992.С.211. тенденций, их взаимопроникновение обеспечивают тем самым текучесть

23 литературного процесса .

Одной из важных функций массовой литературы является ее способность донести до читателя в доступной форме ряд важных, злободневных проблем. Эту функцию вполне сознательно использует и Якоб Вассерман. Предметом рассмотрения в его романах становятся проблемы национального и социального, столкновения титанической личности и массы, места женщины в обществе, роли художника по отношению к другим людям. Проблематика романов определяет и этапы творческого пути писателя с 1897 по 1914 год24.

В первый период с 1897 по 1905 год писатель находится в поиске подходящих жанровых форм для воплощения центрального конфликта «личность» - «общество», раскрываемого с разных позиций. Прозаик создает романы с исторической проблематикой и социально-бытовые романы. Поиск собственной темы и романной формы подготавливает второй период с 1905 по 1910 годы. Центральное место в нем занимает роман с философской проблематикой «Каспар Хаузер, или Леность сердца» (1908). С 1910 по 1912 год события личной жизни автора, в какой-то степени, подталкивают его к работе в жанре семейно-бытового романа. Наконец четвертый период с 1912 по 1914 годы окончательно завершает становление писателя, создавшего в это время роман «Человечек с гусями», ставший одной из вершин его мастерства.

С учетом данной периодизации и проблематики романов построено и само диссертационное исследование. Методологическую основу работы составили труды М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского , Д.В. Затонского, А.В. Карельского, Н.С. Павловой, Б.Г. Реизова и некоторых немецкоязычных

23 Лотман Ю.М. Избранные статьив 3-х томахл\ I Таллинн.,1992.С.211-213.

24 Периодизация устанавливается на основании критериев, указанных М. Верли, по мнению которого необходимо «ограничить литературно-исторические периоды литературными критериями». Периоды должны выражать вторичные стилевые связи и охватывать по возможности большее количество аспектов исследователей. При анализе материала наиболее продуктивным представляется подход, включающий моменты различных методов: биографического, культурно-исторического и социально-исторического.

Исследовательских работ, посвященных творчеству Якоба Вассермана не так много. В основном все они принадлежат немецкоязычным авторам. Так в «Немецкой литературе XX века» в двух томах, изданной Германом Фридманом и Отто Леоном (Deutsche Literatur im XX Jahrhundert. In 2 Band. Herausgegeben von Hermann Friedmann und Otto Mann. Heidelberg., 1961) упомянут лишь роман «Каспар Хаузер, или Леность сердца» (1908). В «Истории немецкой литературы» в двух томах Эрнста Алкера (Geschichte der deutschen Literatur in 2 Band.Stuttgart.,1950) лишь названы основные произведения Вассермана. Не нашлось писателю места и в книге немецкого литературоведа Альтхауза Хорста «Между монархией и республикой» (Horst Althaus. Zwischen Monarchie und Republik.Munchen.,1976). Только краткое упоминание есть о нем в «Истории немецкой литературы в 3-х томах» под общей редакцией А. Дмитриева (М.,1986).

В немецкоязычном литературоведении выделяются несколько подходов к анализу творчества Якоба Вассермана. Среди них следует назвать биографический подход (3. Бинг, Г. Штикс, Р. Кестер), выделение лишь одного аспекта в биографии писателя - его еврейского происхождения (Ф. Мартини, И. Винклер, К. Йоерис), психоаналитический подход (Р. Шефер), анализ творчества писателя в контексте ряда традиций (В. Фогели, А.Л. Зейл, М. Нойбауэр).

Так Зигмунд Бинг в работе «Путь и произведение писателя» (Нюрнберг, 1929) использует биографический метод, истолковывая поведение персонажей романов Вассермана через эпизоды личной формального, смыслового, структурного содержания. (См: Верли М. Общее лкгературоведение.М.,1957. С. 194. биографии писателя. При этом Бинг анализирует понятие «ландшафта», используемое Вассерманом, который выделял внешний и внутренний ландшафт. Под «внешним ландшафтом» подразумевается место действия, в основном это городской или деревенский ландшафт. Под «внутренним ландшафтом» скрывается сам кристалл настоящей жизни, место, где создается его истинная судьба, перед которой все развертывающееся в так называемой действительности есть всего лишь отражение25. «Внутренний ландшафт» -это не только детские переживания и впечатления, но и как писал Вассерман "meine eigene innere Seelenlage, durch welche die der Gestalt entsprechende Landschaft produziert wird, ja noch mehr, durch die Gestalt selbst, das ganze Gefüge der Gestalten zustande kommt" («мое собственное внутреннее состояние души, благодаря которому создается соответствующий образу ландшафт, более того, через который образ творит сам себя»)26. Бинг рассматривает и отношение писателя к слову. Слово обозначает для Вассермана принадлежность к языковому организму, одушевленный инструмент, внутреннее обладание.

В книге Готфрида Штикса «Тракль и Вассерман» (Рим, 1968) анализируются общие тенденции обоих писателей в разработке темы «нюрнбергского найденыша» в романе Якоба Вассермана «Каспар Хаузер, или Леность сердца» и в «Песне Каспара Хаузера» (1913) Георга Тракля (1887-1914). Это общность подчеркивается и схожестью биографий обоих писателей: несчастливое детство, неспособность жить повседневной жизнью, любовь к ландшафту и природе. Оба писателя находились под сильным влиянием Достоевского (1821-1881), на которых он произвел неизгладимое впечатление. Так и в образе Каспара Хаузера в романе Вассермана легко прослеживаются общие черты с князем Мышкиным из

25 Bing Siegimind. Jakob Wassermann. Weg und Werk des Dichters.Niirnberg.,1929.S.87.

26 Jakob Wassermann. Tagebuch aus dem Winkel.München-Wien.,1987.S.171. романа Достоевского «Идиот» (1868) и обнаруживается ряд схожих мотивов27.

Биографический подход к творчеству Вассермана использует Рудольф Кестер в книге «Якоб Вассерманн» (Берлин, 1996). Наряду с этапами жизненного пути Кестер демонстрирует и эволюцию творчества писателя. В работе исследуются не только романы, но и эссе, новеллы, некоторые критические статьи.

В сборнике документов «Якоб Вассерман. Путь как немца и еврея» (Бонн, 1984) под редакцией Фрица Мартини ставится проблема ассимиляции в контексте биографии писателя. Еврейский аспект творчества прозаика исследуется и в сборнике статей «Якоб Вассерман. Произведение и влияние», изданном Рудольфом Вольфом (Бонн, 1987). Особое внимание уделяется роману «Цирндорфские евреи» и отношению писателя к идее мессианства.

Пониманию Вассерманом себя как немца и еврея посвящена и работа Инго Винклера «Ассимиляция и индивидуализация» (к вопросу еврейской проблематики в романах Якоба Вассермана) (Зальцбург, 1990). Вассерман не считал себя евреем с точки зрения принадлежности к конфессии иудаизма. Причиной этого было и то, что Вассерман негативно относился ко всякого рода обрядовости. Это удерживало его и от вступления в христианство, так как означало бы всего лишь перемену институтов официально исповедуемой религии. Вместе с тем было бы неправильным считать, что он был нерелигиозным человеком или атеистом. «Не вера в трансцендентное божество, а вера в божественное внутри человека определяла образ мыслей Вассермана»28. С другой стороны писатель относил себя к еврейству, исходя из самого факта рождения, что означало для него иметь общую судьбу со всеми другими евреями. Любопытно, что

27 Stix Gottfiied. Trakl und Wassemrnrm.Roma.,1968.S.28-38.

28 Winkler Ingo. Assimilation und Individuation: zur judischen Problematik im Werk von Jakob Wassermann. Salzburg., 1990. S. 30.

Вассерман сознательно уклоняется от понятия расы в биологическом смысле слова, так как это могло бы быть истожовано в националистическом смысле. По его мнению, климат, ландшафт и язык играют большую роль, чем понятие расы. И с этой точки зрения, в культурно языковом смысле, Вассерман чувствовал себя немцем и всячески подчеркивал эту принадлежность. Вновь избегая националистического истолкования, он замечает, что бессмысленно говорить о «чистоте крови», которая смешивалась в Германии в течение нескольких веков, и что «связь с еврейством не умаляет национальной лояльности»29. Желанием Вассермана же всегда было решение проблемы еврейского общества с точки зрения немецко-еврейской кооперации.

Тему еврейского происхождения писателя продолжает и работа к*

Кристы Иоерис «Аспекты еврейства в произведениях Якоба Вассермана» (Аахен, 1996). При этом учитывается вся сложность процесса ассимиляции Вассермана как немца и еврея. И антисемитизм, и еврейский национализм были одинаково непригодны для него. Кроме того, антисемитизм является порой, по мнению писателя, прикрытием беспомощности внешней и внутренней политики страны. Так Вассерман писал о русском антисемитизме, что «неограниченные властители России и их ставленники пробуждают ненависть народа к евреям, чтобы отвлечь их от пагубного управления, оттянуть приход революции и занять массы иного рода деятельностью»30.

При всей важности биографических и национальных элементов в художественном наследии Якоба Вассермана авторы названных работ преувеличивают значение еврейского аспекта. Происхождением писателя не исчерпывается художественное своеобразие его романов, хотя этот биографический момент и сыграл определенную роль при создании

29 Winkler Ingo. Assimilation md Individuation: zur judischen Problematik im Werk von Jakob Wassermaim. Salzburg.,1990. S. 33.

30 Joeris Christa. Aspekte des Judentums im Werk Jakob Wassermarais.Aachen.,1996.S.18. произведений. Несколько иной подход использует Регина Шефер в книге «Речь защитника для Ганны. Мужчины и женщины в романах Якоба Вассермана» (Тюбинген, 1992). Шефер разграничивает понятия биографического и так называемого «концепированного» автора и интерпретирует произведения Вассермана с точки зрения психоанализа31. С помощью фрейдизма объясняется, что поэт может наслаждаться без стыда своими мечтаниями, воплощая их в художественном произведении. Произведение, таким образом, перерабатывает биографию поэта. Ряд автобиографических моментов находит свое отражение в романах писателя, в частности в его взаимоотношениях с первой женой Юлией Шпейер и второй - Мартой Карлвайс в романе «Йозеф Керкховен. Третье существование» (1934) .

Наиболее плодотворным представляется подход к анализу творчества Вассермана в контексте различных традиций. Этим путем следует Анна-Лиза Зейл в монографии «Метафизически-реалистическая картина мира Якоба Вассермана» (Берн, 1932), где рассматривается проблема взаимодействия двух начал в творчестве писателя. Следование реалистической традиции, по мнению Зейл, осложняется у Вассермана различного рода мистическими элементами. «Метафизический мир» писателя включает в себя философию Бенедикта Спинозы (1632-1677) и Иммануила Канта (1724-1804), идеи буддизма и Франциска Ассизкого (1181 или 1182-1226). В этой связи важную роль играет понимание прозаиком мифа. Вассерман различает реальный миф и миф поэтический. По его мнению, сутью реального мифа является романтика и мистика, которые,

31 В отечественном литературоведении понятие биографического и «концепированного» автора наиболее четко разграничивается Б.О. Корманом. Так под «биографическим автором» подразумевается реально существующий или существовавший человек. Руководствуясь некой концепцией действительности, реальный биографический автор создает с помощью воображения, отбора и переработки жизненного материала автора художественного (концепированного), который раскрывается на протяжении всего текста произведения. (См: Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск.,1982. С. 4.)

32 Schäfer Regina. Plaidoyer für Ganna. Männer und Frauen in den Romanen Jakob Wassermarais.Tübingen., 1992.S.20-37. однако, не формируют его, так как сами не являются реальностью. В поэтическом мифе Вассерман обнаруживает некоторые религиозные черты. Различие между реальным и поэтическим мифом состоит в том, что первый передает узнаваемую действительность, а второй преобразует внутренне увиденное. Вассерман говорит и о происхождении поэтического мифа из мифа реального, при этом первый создается благодаря «мифообразующей силе» (фантазии), которая творит миф в душе поэта. Все элементы жизни, таким образом, переплавляются в художественные. Исходя из этого, исследовательница делает вывод, что «метафизический мир» является важнейшей составляющей картины мира Якоба Вассермана.

Другой исследователь, Вальтер Фогели, в книге «Якоб Вассерман и Леность сердца» (Винтертур, 1956) указывает на то обстоятельство, что ранние романы Вассермана представляют собой поиск формы. В центре внимания Фогели оказываются понятия "die zeugende Welt" («порождаемого мира») и "die erstarrte Welt" («застывшего мира»). Под «порождаемым миром» подразумевается внутренний духовный мир человека. Ему (человеку - Г.В.) нужно активизировать силы своего сердца, чтобы пробудить сердечные силы мира33. «Застывшим миром» является леность сердца, понимаемая как ничегонеделание ("Nicht-Tun"), все, что пренебрегает любовью. Сам Вассерман в качестве прототипа недостигнутой духовности приводит пример Генриха Гейне (1797-1856). «Гейне действительно был со всей наивностью еврей и со всей наивностью немец. Он оплакивал свою еврейскую судьбу и страдания и предал еврея в себе самом. Он представлял себя немецким патриотом, эмигрантом, немцем по происхождению и по выбору и предал в самом себе немца»34. В его случае дух оторвался от сердечных сил и стал вести самостоятельное существование. Он стал доминировать, вместо того, чтобы подчиняться. А

33 Voegeli Walter. Jakob Wassermann und die Trägheit des Herzens.Winterfhur.,1956.S.26.

34 Ebenda.,S.38. это порождает «леность сердца», которая ведет к гибели человеческого. Фогели затрагивает вопрос происхождения Вассермана, его ощущение себя и немцем и евреем, применительно к понятиям «порождаемого» и «застывшего» миров. Исходя из этого исследователь делает вывод, что родина Вассермана в человеческом, а основной темой его произведений является разоблачение «лености сердца».

В работе Мартина Нойбауэра «Якоб Вассерман. Писатель в оценке современников» (Франкфурт на Майне, Вена, 1994) основное внимание уделяется литературно-художественному контексту, в котором пребывал автор. Нойбауэр рассматривает отклики критики на романы Вассермана и исследует влияние на него других авторов. При этом указывается на своеобразие стиля Вассермана, что часто служило объектом пародий его современников. Дважды смеялся над ним австрийский писатель Роберт Нойман (1897-1975) в книге «Чужими перьями» (1927) и «Под фальшивым флагом» (1932). Помимо стилевых несообразностей критика упрекала Вассермана в том, что он пользуется в своих произведениях другими источниками, существенно их не перерабатывая. Вассерман в свою очередь указывал на то, что так поступали и многие другие авторы, и он лишь следовал этой традиции. Несмотря на ряд замечаний со стороны критики, творчество Вассермана в целом получило весьма высокую оценку современников, что связано с заслугами писателя в области романного жанра. Работа Нойбауэра в целом сконцентрирована не на каком-либо аспекте в творчестве Вассермана, а исключительно на анализе критических откликов в его адрес. Исследователь не ставит своей целью рассмотрение поэтики романов писателя.

Отечественных работ, посвященных Якобу Вассерману, - единицы. Среди них следует назвать критико-биографический очерк П.С. Когана, в котором исследователь обращает внимание на своеобразие стиля писателя, в частности отсутствия законченности в его произведениях. «Словно грубые кирпичи, куски и обрубки пущены без разбору в дело, вместе с прекрасно отделанными колоннами.»35. Столь разительные контрасты в его произведениях одновременно и привлекают и отталкивают, что связывается с его успехом и падением популярности у читателей. По мнению Когана, Вассерман - один из самых характерных писателей своего времени и «его читают, потому что он так любовно сжился с психикой современного декадентствующего интеллигента, но он утомляет, когда становится философом и комментатором»36. Исходя из перечисленных особенностей стиля, Вассерман характеризуется как неоромантик, что косвенно подтверждается выбором писателем необыкновенных сюжетов. Так, по мнению Л.С. Утевского, детективный аспект привлекает внимание Якоба Вассермана в истории с «нюрнбергским найденышем» - Каспаром Хаузером .

Интерес к необыкновенному и переломным событиям в судьбе каждой отдельной личности раскрывается и в новеллах Вассермана, которые, как считает Г.П. Охотникова, «особенно наглядно передают разорванность сознания человека конца века» . В статье, посвященной типологии немецкой новеллы, делается вывод, что обращение Вассермана к темам нужды, бедности, страданиям человека позволяет назвать писателя гуманистом. Указывая на сложность метода Якоба Вассермана, исследовательница выделяет в нем черты натурализма и романтизма, в частности внимание к патологическим проявлениям чувства и «местный колорит». В столкновении исключительной личности и мира романтический герой Вассермана терпит поражение. Это становится одной из причин нарастающей социологизации конфликта в новеллах Якоба Вассермана.

35 Коган П.С. Якоб Вассерман. Кригико-биографический очерк//Вассерман Якоб. Цирндорфские евреи.

Петроград.,1917.С.5.

36Тамже.,С.13.

37 Утевский Л.С. Предисловие к русскому изданию//Вассерман Якоб. Каспар Гаузер.Л.,1926.С.З-4.

Однако это заключение исследовательницы нуждается в некотором уточнении. Применительно к романам Якоба Вассермана говорить о «поражении» романтического героя не всегда уместно. Так в результате столкновения с обществом выходят если не победителями, но никак не проигравшими главная героиня романа «История юной Ренаты Фукс», Даниэль Нотгафт в романе «Человечек с гусями». Социологизация же конфликта объясняется не столько «победами» или «поражениями» романтического героя, сколько особенно остро стоявшей на рубеже веков проблемой «стандартизации» личности и попыткой спастись от нее.

Одной из последних отечественных работ, посвященных Якобу Вассерману, является предисловие Г. Бергельсона «Братство дурных и равнодушных» к роману «Каспар Хаузер, или Леность Сердца» (Москва, 1990). Этот роман относился к числу наиболее популярных в России и переводился четыре раза: в 1909 году (Спб., пер. Н.Я. Брука), в 1926 году (Л., пер. Л.С. Утевского), в 1930 году (М., пер. М. Смелянова) и в 1990 году (М., пер. Н. Ман). В предисловии Бергельсона исследуется история создания романа, система образов, проблематика произведения. В центре внимания оказывается тема «лености сердца», равнодушия большинства людей к трагедии Каспара Хаузера. Художественный метод писателя оценивается как критический реализм.

Подобная точка зрения высказывается и в «Истории немецкой литературы в пяти томах» (т.4.,М.,1968), где Якобу Вассерману посвящена целая рубрика, автор которой В.Г. Адмони обращает внимание на гуманистический характер творчества Вассермана в целом. При этом исследователь указывает на хаотичность социальных взглядов писателя и на то обстоятельство, что основные явления буржуазного общества приобретают в глазах прозаика «чисто метафизическое и абстрактно

38 Охотникова Г.П. К проблеме типологии немецкой новеллы конца Х1Х-начала XX века (Я. Вассерман, Л.Тома, Г. Манн, Т. Манн)//Проблема метода и жанра в зарубежной литературе: Сб. трудов.М.,1978.С.132. моральное значение»39. Исследуя своеобразие языка Вассермана, Адмони полагает, что образцами для него были Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) и Генрих Клейст (1777-1811). Особое место в языке Вассермана принадлежит глаголу, так как он выражает движение, прилагательное же имеет для прозаика лишь вспомогательное значение. В.Г. Адмони пишет о реалистической основе творчества Вассермана и определяет его как художника реалиста.

Вместе с тем и точка зрения Г. Бергельсона и В.Г. Адмони относительно метода Якоба Вассермана представляется спорной. Метод, как уже указывалось, связан с установкой художника, которая у Вассермана носит не реалистический, а романтический характер. «Романтический художник XX века - это творец, который не только присутствует, но и заявляет о своем присутствии в каждом элементе творимого им мира, - все время держит призму перед нашими глазами»40. От романа к роману меняется призма авторского сознания, но неизменной остается глобальная установка писателя, суть которой в раскрытии собственного внутреннего мира на художественном материале, что позволяет говорить о неоромантическом характере метода Якоба Вассермана и возможности отнести его к романтикам XX века.

Обращение к ранним романам Вассермана открывает новые перспективы в исследовании немецкоязычной литературы до 1914 года. Литературно-художественный контекст эпохи «рубежа веков», сформировавший автора, обусловил также тематику и проблематику его произведений. Сложность и неоднозначность проблем данной эпохи объясняет попытки писателя разрешить их в модификациях наиболее крупного и многопланового жанра - романа.

39 Адмони В.Г. Якоб Вассерман//История немецкой литературы в пяти томах.т.4.,М.,1968.С.507.

40 Карельский А. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М.,1990.С.23.

Таким образом, главной задачей работы становится изучение взаимодействия традиционного и новаторского в романах Вассермана, обусловленного характером авторской установки, рядом популярных на рубеже веков философских идей, кругом чтения писателя, а также некоторыми фактами биографии.

Новизна исследования заключается прежде всего в самом предмете анализа, в привлечении малоизученного материала, а также способах его интерпретации. В работе рассматривается семь романов Вассермана, которые анализируются на широком историко-культурном фоне, позволяющем наиболее полно охарактеризовать взаимосвязь традиционного и новаторского, обусловивших специфику романного жанра. Диссертация является первой монографической работой, посвященной романному творчеству Якоба Вассермана.

На защиту выносятся следующие положения:

- Объединяя в своем творчестве различные национальные и исторические традиции, Вассерман синтезирует наследие классического реализма XIX века с модернистскими явлениями новой эпохи;

- Становление писателя как зрелого романиста происходит в период с 1897 по 1914 год, когда определяется основная проблематика и поэтика его романов;

- Основными жанровыми формами этого периода можно считать романы с исторической проблематикой, философской проблематикой, социально-бытовые романы;

- Работая одновременно в русле «высокой» и «массовой» литературы, Вассерман обогащает немецкую и австрийскую литературную традицию, оставаясь при этом в духе эпохи рубежа веков.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиция и новаторство в романах Якоба Вассермана 1897-1914 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Якоб Вассерман как писатель рубежа веков в полной мере воплощает наиболее характерные тенденции времени в своих романах. Установка на самовыражение, типичная для многих писателей эпохи, обнаруживается и в его произведениях. С одной стороны, она имеет автобиографический характер, когда события личной жизни и особенности судьбы Вассермана получают свое художественное воплощение. Выбор темы произведений, особенности сюжета, композиции и образной системы продиктованы, не в последнюю очередь, фактами биографии в романах «Цирндорфские евреи», «Каспар Хаузер», «Роман мужчины сорока лет». С другой стороны, прозаик не обходит вниманием и многие злободневные вопросы времени, такие как женская эмансипация, проблема официальной религии и индивидуальной веры, подавление личности социумом и как ответная реакция - эгоизм и бунт против основ традиционной морали. Пропущенные сквозь авторскую установку, эти проблемы обретают в романах Вассермана новое звучание, обусловленное их трактовкой писателем. В этом случае «самовыражение» осуществляется в самой интерпретации данных проблем.

В целом же установка на самовыражение характерна для художественного метода неоромантизма, синтезирующего реалистические и романтические традиции. Для Вассермана наиболее важными среди них, в широком смысле, оказываются еврейская, немецкая и австрийская. Еврейская традиция связана непосредственно с происхождением Вассермана, двойственным характером его мироощущения как немца и еврея, с подозрением принимаемого и в той и в другой среде. Немецкая традиция имеет своими истоками работу Вассермана в различных изданиях как «Югенд», «Симплициссимус», «Франкфуртер Цайтунг», а также круг чтения прозаика, его литературные и философские пристрастия. Австрийская традиция во многом связана с деятельностью кружка

Молодая Вена», дружбой и личными контактами Вассермана с писателями, входящими в него.

Соединение этих трех традиций в одно целое, а также слияние воедино принципов реалистического и романтического методов позволяет говорить о Якобе Вассермане как о неоромантике. Традиции XIX века, среди которых следование критерию правдоподобия, обусловленность, до некоторой степени, поступков персонажей факторами наследственности, предопределяет выбор соответствующих приемов, таких как выписанность предметного мира, зооморфизм. Наряду с традиционными для литературы XIX века средствами изображения Вассерман вводит и новаторские, разработанные в дальнейшем писателями XX века. Среди них следует отметить прием маски, возникающий в романах «История юной Ренаты Фукс» и «Маски Эрвина Райнера». Невозможность персонажа «сохранить собственное лицо» возникает вследствие строгой регламентированности поведения человека в социуме. Общество вынуждает личность носить ту или иную маску, а попытка быть самим собой вызывает осуждение и гонение.

В типологии героя Вассерман следует романтической традиции, большинство его персонажей являются необыкновенными личностями, противопоставленными обществу. Так Рената Фукс бросает вызов обывательской морали, Агатон Гейер - официально исповедуемой религии, Даниэль Нотгафт - миру бюргерства в целом. Однако необходимо отметить, что в конфликте «личность- общество» Вассерман не всегда оказывается на стороне индивидуума. Так философия индивидуализма, берущая свое начало во многом от ницшеанской концепции «сверхчеловека», в том случае, если она затрагивает интересы других людей, а не некие «общественные представления» о морали, религиозности, нравственности, осуждается Вассерманом. Бремя «сверхчеловека» оказывается непосильным для его героев, таких как Александр

Македонский, Сильвестр фон Эрфт, Эрвин Райнер. Писатель дает и отрицательную оценку декадансу, выразившуюся в критическом изображении эгоизма и безответственности поведения ряда персонажей. Вместе с тем критикуя и буржуазную мораль, замечая недостатки и несовершенство общества, Вассерман остается противником «бунта против всех основ», насилия или революций. Это объясняет во многом некоторую неоотчетливость социальных взглядов писателя, в то время как его «идеальный герой» носит пассивный характер. Таким предстает Каспар Хаузер - «чистый человек», не обремененный понятиями о лжи, ненависти, зле, обществе, гибель которого становится своего рода обвинительным приговором окружавшим его людям.

Вассерман использует романтическую традицию, связанную с именами Э.Т.А. Гофмана, Адальберта фон Шамиссо, Генриха Вакенродера, Людвига Тика, Новалиса, Бонавентуры в изображении конфликта художника с обществом в романе «Человечек с гусями». Противопоставление художника миру обывателей объясняется у Вассермана не только приземленностью их интересов, но и враждебностью к любой неординарной личности. Музыкант Даниэль Нотгафт, живущий в идеальном мире искусства, никак не соответствующему реальному миру, оказывается в творческой изоляции. Его оторванность от людей во имя искусства рассматривается писателем как негативное явление. Вместе с тем прослеживается мысль, что эгоистичный творец не может создать подлинного шедевра, способного пробудить лучшие чувства в человеке.

Соединение романтического и реалистического в романах Якоба Вассермана, свойственное неоромантизму, подчеркивает такое художественное свойство метода как его вторичность, активное использование художественных моделей, взятых из предыдущих эпох, а также современных заимствований, объединенных авторской установкой.

Это свойство неоромантизма смыкается с принципами массовой литературы, которая вырабатывает ряд устойчивых схем, мотивов, клише, образов. Якоб Вассерман часто использует в романах приемы массовой литературы для реализации задач, не связанных непосредственно с ее функциями. Внешняя развлекательность при этом служит не только средством поддержания читательского интереса, но и позволяет в доступной форме обозначить и попытаться найти ответы на наиболее острые вопросы времени. Вместе с тем границы между приемами массовой и «высокой» литературы у Вассермана, как и у многих других писателей, неустойчивы, подвижны. Тот или иной прием массовой литературы, попадая в окружение других приемов в его романах, становится «стертым». Типичным в этом смысле для романов Вассермана и новаторским по своим функциям оказывается так называемая «игра формами». Используя средства массовой литературы, динамично развивающийся сюжет, заимствования из других источников Вассерман обманывает ожидания читателей, совершенно сознательно скрывая за внешней сюжетной канвой одного жанра принципиально иную его разновидность.

В отношении жанровых модификаций романов Вассермана необходимо отметить их последовательную эволюцию. Начав с романов с исторической проблематикой, где история является лишь фоном развития действия и отсылает к наиболее важным проблемам современности, писатель отказывается от подобной жанровой формы. Причина этого заключается в том, что романы с исторической проблематикой уже не могли вобрать актуальное социальное содержание, что приводит к обращению писателя к жанру социально-бытового романа. Вместе с тем этот жанр, давая критику общества в целом, не позволяет представить обширный философский пласт и раскрыть принципиально важную для мировоззрения писателя тему «лености сердца» и попытаться «излечить» ее. Тем самым романы с философской проблематикой, использующие

211 достижения писателя в разработке предшествующих жанровых модификаций, позволяют наиболее полно раскрыть доминантную идею, проходящую через все его произведения, суть которой заключается в гуманизме и человечности по отношению к каждой отдельной личности.

 

Список научной литературыВасильев, Геннадий Вячеславович, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Wassermann Jakob. Sabbatai Zewi. Ein Vorspiel. Die Juden von Zirndorf// Wassermann Jakob. Gesammelte Werke in 10 Band.Bd.2.,Berlin., 1925.S.9-293.

2. Wassermann Jakob. Die Geschichte der jungen Renate Fuchs// Wassermann Jakob. Gesammelte Werke in 10 Band.Bd.7.,Berlin.,1925. 383 S.

3. Wassermann Jakob. Alexander in Babylon.Berlin.,1990.224 S.

4. Wassermann Jakob. Caspar Hauser oder die Trägheit des Herzens.München., 1994. 390 S.

5. Wassermann Jakob. Erwin Reiner. Leben eines jungen Herrn um 19051i Wassermann Jakob. Gesammelte Werke in 10 Band.Bd.10.,Berlin.,1925. S.9-300.

6. Wassermann Jakob. Der Mann von vierzig Jahren. Ein kleiner Roman// Wassermann Jakob. Gesammelte Werke in 10 Band.Bd.lO.,Berlin.,1925. S.301-440.

7. Wassermann Jakob. Das Gänsemännchen// Wassermann Jakob. Gesammelte Werke in 10 Band.Bd.9.,Berlin.,1929. 605 S.

8. Wassermann Jakob. Hofmannsthal der Freund.Berlin.,1930. 62 S.

9. Wassermann Jakob. Selbstbetrachtungen.Berlin.,1933.109 S.

10. Wassermann Jakob. Briefe an seine Braut und Gattin Julie.Basel.,1940. 208 S.11 .Wassermann Jakob. Tagebuch aus dem Winkel.München-Wien.,1987. 208 S.

11. Wassermann Jakob. Deutscher und Jude. Reden und Schriften 1904-1933. Heidelberg., 1984.296 S.

12. Wassermann Jakob 1873-1934. Ein Weg als Deutscher und Jude. Lesebuch zu einer Ausstellung.Bonn., 1984.152 S.

13. Wassermann Jakob. Über Technik und Ästhetik des Romans// Das junge Wien. Österreichische Literatur und Kunstkritik 1887-1902. In 2 Band.Bd.2.,Tübingen.,1976. S.718-720, 882-886.

14. Geliebtes Herz. Briefe von Jakob Wassermann. Wien.,1948. 149 S.

15. Вассерман Якоб. Цирндорфские евреи.Санкт-Петербург.,1909. Пер. с нем. А. Полоцкой. 229 С.

16. Вассерман Якоб. История юной Ренаты Фукс.М.,1912. Пер. с нем. А. Полоцкой. 396 С.

17. Вассерман Якоб. Александр в Вавилоне.Санкт-Петербург-Москва.,1905. Пер. с нем. Е.Г. Арронет. 129 С.

18. Вассерман Якоб. Каспар Хаузер, или Леность сердца.М.,1990. Пер. с нем. Н. Ман. 383 С.

19. Вассерман Якоб. Маски Эрвина Райнера.М.,1912. Пер. с нем. М. Розенфельд. 327 С.

20. Вассерман Якоб. Роман мужчины сорока лет.Санкт-Петербург.,1913. Пер. с нем. 3. Венгеровой. 136 С.

21. Вассерман Якоб. Человечек с гусями.Л.-М.,1925. Пер. с нем. И.Б. Мандельштама. 511 С.

22. Вассерман Якоб. Мой путь как немца и еврея.Петроград-Москва., 1923. Пер. с нем. М.М. Гутмана. 123 С.

23. Австрийская новелла XX века/Сост. и предисл. Ю. Архипова.М.,1981. Пер. с нем. 519 С.

24. Бальзак О. Этюд о Бейле//Бальзак Оноре. Собрание сочинений в 24-х томах.т.24.М., 1960. СД62-217.

25. Белый А. Революция и культура//Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции.М.,1990. С.471- 489.

26. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии.М.,1994.232 С.

27. Гофман Э.Т.А. Избранные произведения в 3-х томах.М., 1962.

28. Гуго фон Гофмансталь. Драмы. Смерть Тициана. Безумец и смерть. Женщина в окне. Свадьба Зобеиды. Авантюрист и певица.М.,1906. Пер. с нем. С. Орловского. 185 С.

29. Гуго фон Гофмансталь. Избранное. Драмы. Проза. Стихотворения. М.,1995. 846 С.

30. Итальянская новелла Возрождения.М.,1957. 670 С.

31. Манн Т. Новеллы. М.,1973.384 С.

32. Метерлинк М. Пьесы.М.,1958. 574 С.

33. Плутарх. Александр и Цезарь//Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х томах.т.2.М.,1963.С.395-450.

34. Прекрасная дама. Из средневековой лирики/Состав: О.В. Смолицкая, A.B. Парин.М.,1984.462 С.

35. Тик Людвиг. Странствия Франца Штернбальда.М.,1987. Пер. с нем. С.С. Белокриницкой. Стих, переводы В.Б. Микушевича. 360 С.

36. Фонтане Теодор. Эффи Брист.М.Д960. 299 С.

37. Шамиссо Адельберт. Необычайные приключения Петера Шлемиля. М.,1955. Пер. с нем. И. Татариновой. 72 С.

38. Шницлер Артур. Зеленый попугай. Подруга жизни.С.-Петербург.,1911. 87 С.

39. Шницлер А. Барышня Эльза.Новеллы/Пер. с нем.Спб.,1994. 334 С.:ИЛ.

40. Blei Franz. Das grosse Bestiarium. Zeitgenossische Bildnisse.München.,1963. 163 S.

41. Brandes Georg. Der Essay als kritischer Spiegel.Hain.,1980.169 S.

42. Brentano Franz. Wahrheit und Evidenz. Erkenntnistheorie.Leipzig., 1930. 228S.

43. Hofmannsthal Hugo von. Ein Brief. Reitergeschichte.Stuttgart., 1981. 80 S.

44. Novalis Werke. Foyqes Undine.Wien., 1900. S.9-20.46 .Zweig Stefan. Die Welt von Gestern. Errinnerungen eines Europaers.Frankfurt am Main., 1992.496 S.

45. Zweig Stefan. Zeit und Welt. Gesammelte Aufsätze und Vorträge. 1904-1940.Stockholm., 1946. 374 S.

46. ОБЩИЕ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ, ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ, ФИЛОСОФИИ, ЭСТЕТИКЕ.

47. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: динамика замкнутости и разомкнутости//Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы/Отв. ред. С.С. Аверинцев и М.Л. Гаспаров. М.,1989.С.З-25.

48. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы.М., 1997. 343 С. ЗО.Адмони В. Поэтика и действительность.Л.,1975. 312 С.

49. Андреев Л.Г. Импрессионизм.М.,1980. 250 С.

50. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVI11 вв: Учебник для студентов пед. институтов.М.Д988. 608 С.

51. Архипов Ю. Гуго фон Гофмансталь: поэзия и жизнь на рубеже веков//Гуго фон Гофмансталь. Избранное. Драмы. Проза. Стихотворения. М.,1995.С.6-43.

52. БартР. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.М.,1989. 616 С.

53. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.М.,1975. 504 С.

54. Бахгин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.М.,1979. 320 С.

55. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.М.,1986. 445 С.

56. Бахтин М.М. Человек в мире слова.М.,1995.140 С.

57. Бельский A.A. Английский роман 1820-х годов.Пермь., 1975.204 С.

58. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция конец Х1Х-начало XX века.М.Д987. 320С.

59. Введение в литературоведение: Учебник/Под ред. Г.Н. Поспелова. М.,1988. 528 С.

60. Верли М. Общее литературоведение.М., 1957.243 С.

61. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.М.,1989.406 С.

62. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.,1993. 105 С.

63. Виноградов В.В. История русского литературного языка. Избранные труды.М.Д978.320 С.

64. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды.М.,1980. 360 С.

65. Выготский Л.С. Психология искусства.М., 1968. 576 С.

66. Гароди Р. О реализме без берегов.М.,1966. 203 С.

67. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, рифмика, рифма, строфика.М,, 1984.320 С.

68. Гинзбург Л. О старом и новом.Л.,1982. 424 С.

69. Гинзбург Л. О литературном герое.Л.,1979. 224 С.

70. Гинзбург Л. О лирике.Л., 1974.408 С.

71. Гинзбург Л. О психологической прозе.Л.,1977.445 С.

72. Глумов А. Музыка в русском драматическом театре.М.,1955. С.401-406.

73. Грамши А. Избранные произведения в 3-х томах.т.З.М.,1959. С.529-541.

74. Гризова И.А. Художественный образ как система.0десса.,1970.28 С.

75. Грифцов Б.А. Теория романа.М.,1927. 151 С.

76. Гроссман Л. Достоевский.М.,1965. 608 С.

77. Деке П. Семь веков романа.М., 1962. 482 С.

78. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX-начала XX века.Л., 1985. 352 С.85 .Достоевский Ф.М. Новые материалы и исследования//Литературное наследство.т.86.М.Д973. С.678-716.

79. Днепров В. Идеи времени и формы времени.Л.,1980. 600 С.

80. Днепров В. Проблемы реализма.Л.,1961. 372 С.

81. Днепров В. Черты романа XX века.М.-Л., 1965. 548 С.

82. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций.Санкт-Петербург.,1996.440 С.

83. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.Л.,1977. 408С.

84. Ингарден Р. Исследования по эстетике.М.,1962. 572 С.

85. Истоки русской беллетристики/Отв. редактор. Я.С. Лурье.Л.,1970. 596 С. ЮО.История всемирной литературы в 9-ти томах.т.8.М.,1994. С.338, 347355.

86. История западноевропейского театра в 6-ти томах.т.6. Под общей ред. Г.Н. Бояджиева.М., 1974. 656 С.

87. История зарубежной литературы XIX века в двух частях. Учебник под редакцией Н.П. Михальской.М., 1991. Ч. 1. 256 С. 4.2. - 256 С. ЮЗ.История немецкой литературы в трех томах/Общ. ред. А. Дмитриева.т.2.М.,1986.С. 186-315. т.З.М.,1986.С.6-78. Пер. с нем.

88. История немецкой литературы в пяти томах.т.4.М.,1968. С.7-11, 310461, 503-513, 536-564.

89. История французской литературы в 4-х томах.М.-Л.,1946-1963 .Т.2.С.246-511.

90. Юб.Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века.М.,1975. 280 С.

91. Кирпотин В .Я. Мир Достоевского.М., 1983. 472 С.

92. Кожинов В. Происхождение романа.М.,1963. 439 С.

93. Кожинов В.В. Роман эпос нового времени//Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы.М.,1964. С.97-172.

94. ПО.Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора.Ижевск.,1982. 19 С.

95. П.Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве.М.,1978. 184 С.

96. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.М.,1990. 397 С.

97. Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х томах.т.З.,Л.,1987. 520 С.

98. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона//Платон. Сочинения в трех томах.т. 1 .М., 1968.С.5-73.

99. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм.М.,1980. 766С.

100. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.М.,1976. 367С.

101. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-2 вв.н.э.М.,1979.416 С.

102. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.М.,1978. С.217-220.

103. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.Л., 1972. 272 С.

104. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах.т. 1 .Таллинн., 1992. 479 С.

105. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.М.,1970. 384 С.

106. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа.М.,1994. 560С.

107. Лукач Г. К истории реализма.М.,1939. 371 С.

108. Манн Ю. Диалектика художественного образа.М.,1987. 318 С.

109. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: в 2-хтомах.М.Д983.тД.- 605 С. т.2.-704 С.

110. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении.М.,1993.207 С.

111. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.М.Д976. 408 С.

112. Михайлов A.B. О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбальда»//Тик Л. Странствия Франца Штернбальда.М.,1987.С.279-340.

113. Михайлов А.Д. Любовная лирика средневекового Запада/ЯТрекрасная дама. Из средневековой лирики/Состав.О.В. Смолицкая, A.B. Парин. М.Д984.С.З-14.

114. Мотылева Т. Роман свободная форма. Статьи последних лет. М.,1982. 400 С.

115. Нефедов Н.Т. История зарубежной критики и литературоведения. М.,1988. 272 С.

116. Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрии.М.Д987. 192 С.

117. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах/Состав, и вступит, статья. К.А. Свасьян.М.,1990. т.1.- 832 С, т.2- 832 С.

118. Пискунов А.И. Проблемы трудового общения и воспитания в немецкой педагогике XVI11- начала XX в.М.,1976. 296 С.

119. Поспелов Г.Н. Теория литературы.М.,1978. 351 С.

120. Потебня A.A. Теоретическая поэтика.М.,1990. 344 С.

121. Проблема автора в художественной литературе/Сб. статей под ред. Б.О. Кормана.Воронеж.,1969. 92 С.

122. Проблема автора в художественной литературе/Сб. статей под ред. Б.О. Кормана. Воронеж. ,1972.160 С.

123. Пузиков А. Портреты французских писателей. Жизнь Золя.М.,1981. С.6-69.

124. Пузиков А. Золя.М.,1969.272 С.141 .Райнов Б. Массовая культура.М., 1979. 488 С.

125. Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур.Л.,1970. 375 С.

126. Реизов Б.Г. История и теория литературы.Л.,1986. 320 С.

127. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта.Л.,1965. 499 С.

128. Реизов Б.Г. Творчество Флобера.М.,1955. 524 С.

129. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.,1958. 568 С.

130. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века.М.,1977. 304 С.

131. Русская художественная культура конца XIX- начала XX века (1895-1907).книга 1 .М., 1968.442 С.

132. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн.М.,1989.294 С.:ИЛ.

133. Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические статьи.М.,1970. 582С.

134. Слободкин Г. Шамиссо и его «Петер Шлемиль»//Шамиссо А. Необычайные приключения Петера Шлемиля.М.,1955.С.З-9.

135. Соколов АН. Теория стиля.М.,1968. 224 С.

136. Спиноза//Антология мировой философии в 4-х томах.т.2.М.,1970. С.349-408.

137. Спиноза Б. Эгика.СПб.,1993.248 С.

138. Структурализм: «За» и «против».Сб.статей.М.,1975. 468 С.

139. Структурно-типологические исследования. Сб.статей АН СССР. М., 1962. 298 С.

140. Сумерки богов/Состав, и общ. ред. А.А. Яковлева.М.,1990. 398 С.

141. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М.-Л.Д927. 232 С.

142. Труды по знаковым системам. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике.Вып. 1 .ДагШ., 1964. 196 С.

143. Туровская М. Герои «безгеройного времени».М., 1971. 240 С.

144. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино.М.,1977. 574 С.

145. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец Х1Х-начало XX в.)М.Д970. 432 С.

146. Успенский Б.А. Поэтика композиции.М.Д970.256 С.

147. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы.Л.Д 982. 185 С.

148. Уэллек Р. и Уоррен О. Теория литературы.М.Д978. 325 С. Пер. с англ.

149. Федоров А.А. Зарубежная литература Х1Х-ХХ веков. Эстетика и художественное творчество.М.Д989. 256 С.

150. Фокс Р. Роман и народ.М.Д960. 247 С.

151. Фрейд Зигмунд. Толкование сновидений.Киев.,1991.384 С.

152. Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного.М.Д990. 448 С.

153. Фрейд Зигмунд. «Я» и «Оно».Труды разных лет./Предисл. Нанейшвили Б., Нанейшвили Г.Тбилиси.,1991. книга 1 С. 15-351, книга 2- 429 С.

154. Фрейд Зигмунд. По ту сторону принципа удовольствия.М.,1992. С.91-201.

155. Фридлендер Г. Литература в движении времени.М.Д983. 300 С.

156. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература.Л.,1985. 456 С.

157. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек.М.,1982. 416 С.

158. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.М., 1970. 392 С.

159. Царик Д.К. Типология неоромантизма.Кишинев.,1984.168 С.

160. Цвейг С. Зигмунд Фрейд//Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.М., 1992. С.3-91.

161. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи.М.,1975. 376 С.

162. Шифман И.Ш. Александр Македонский.Л.,1988.208 С.

163. Шкловский В. Гамбургский счет.М.Д990. 544 С.

164. Шопенгауэр А. Избранные произведения.М.Д993.479 С. 182.Эйхенбаум М. О литературе.М.,1987. 544 С.

165. Эйхенбаум М. О прозе.Л.,1969. 504 С.

166. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения.М.,1985. 184 С.

167. Эткинд Э. Театр Мориса Метерлинка//Метерлинк М. Пьесы. М.Д958.С.5-32.

168. Zollner Erich-Schussel Therese. Das Werden Österreichs.Wien.,1990.292 S. РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ НЕМЕЦКОЙ И АВСТРИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ТВОРЧЕСТВО ЯКОБА ВАССЕРМАНА В РУССКОЙ КРИТИКЕ.

169. Адмони В.Г. Якоб Вассерман//История немецкой литературы в 5-ти томах.т.4.М.Д968. С.503-513.

170. Апт С. Восемь новелл//Манн Т. Новеллы.М.Д973. С.3-13.

171. Апт С. Над страницами Томаса Манна. 0черки.м.,1980. 392 С.

172. Апт С. Томас Манн.М.Д972. 352 С.

173. Белобратов A.B. Роберт Музиль. Метод и роман.Л.Д990. 160 С.

174. Бергельсон Г. «Братство дурных и равнодушных». О романе Якоба Вассермана «Каспар Хаузер, или Леность сердца»//Вассерман Якоб. Каспар Хаузер, или Леность сердца.М.Д990. С.3-17.

175. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии.Л.,1973. 568 С.

176. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Фр. Шлегель, Новалис.М.Д978. 287 С.

177. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер.М.Д 989. 160 С.

178. Гиджеу С. Теодор Фонтане//Фонтане Теодор. Эффи Брист.М.,1960.С.З-18.

179. Жеребин А. Новеллы Артура Шницлера в контексте русской литературы//Шницлер А. Барышня Эльза. Новеллы.Спб.,1994. С.5-20.

180. Карельский А. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы.М., 1990.400 С.

181. Карельский А. Драма немецкого романтизма.М.,1992. 336 С.

182. Коган П.С. Якоб Вассерман. Критико-биографический очерк // Вассерман Якоб. Цирндорфские евреи.Петроград.,1917. С.5-13.

183. Коган П.С. Предисловие//Вассерман Якоб. Каспар Гаузер.М.,1930. С.3-10.

184. Павлова Н.С. Предисловие//Экспрессионизм: Сборник/Сост.Н.С. Павлова.М.,1986. На нем. яз. 464 С.

185. Павлова Н.С. Типология немецкого романа 1900-1945.М.,1982.280 С.2Ю.Пронин В.А. «Стихи, достойные запрета.» Судьба поэмы Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка».М.,1986.144 С.

186. Сучков Б. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе. М.,1976. 416 С.

187. Тураев C.B. От Просвещения к романтизму.М.,1983.256 С.

188. Утевский Л.С. Предисловие к русскому изданию//Вассерман Якоб. Каспар Гаузер.Л.,1926. С.3-4.

189. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.456 С.

190. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана.М.,1982.296 С.216.«Экспрессионизм»/Сб.статей под ред. Е.М. Браудо.Петроград-Москва., 1923.234 С.217.«Экспрессионизм»/Сб.статей. Отв. ред. Б.И. Зингерман.М.,1966.155 С.

191. Peter Altenberg: Rezept die Welt zu sehen.von Andrew Barker und Leo A.Lensing.Wien.,1995.437 S.

192. Althaus Horst. Zwischen Monarchie und Republik. Schnitzler, Hofmannsthal, Kafka, Musil.München.,1976.188 S.

193. Boutz Astrid. Die Künstlerproblematik der Jahrhundertwende und ihre Darstellung in der Literatur der Decadence.Klagenfurt, 1988.164 S.

194. Brinkmann Karl. Realismus des 19. und 20.Jahrhunderts.Hollfeld.,1970. 80S.

195. Doppler Alfred. Der Abgrund des Ichs. Ein Beitrag zur Geschichte des Poet Ichs im 19.Jahrhundert.Wien,Köln,Graz.1985. 116 S.

196. Ederer Hannelore. Die literarische Mimesis entfremdeter Sprache. Zur sprachkritischen Literatur.Köln.,1979. 434 S.

197. Eloesser Arthur. Die deutsche Literatur vom Barock bis zur Gegenwart. Berlin., 1930-31. 537 S.

198. Eloesser Arthur. Vom Chetto nach Europa. Das Judentum im geistigen Leben des 19.Jahrhundert.Berlin.,1936.292 S.

199. Eschenbacher Walter. Fritz Mauthner und die deutsche Literatur um 1900. Bern.,1977. 183 S.

200. Fin de siecle. Kommentar zu einer Epoche von Jens Malte Fischer.München., 1978.298 S.

201. Geschichte Österreichs in Stichworten.Teil 4.Von 1815 bis 1918.Wien.,1976. 248 S.

202. Goff Penrith. Wilhelmisches Zeitalter.Bern,München. 1970.215 S.

203. Guthke Karl. Das Abenteuer der Literatur. Studien zum literarischen Leben der deutschsprachigen Lander.Bern,München.l981.366 S.

204. Hatfield Henry. Grisis and continuity in modern German fiction.Ithaca-London.,1969.201 p.

205. Hof Walter. Der Weg zum heroischen Realismus, Pessimismus und Nichilismus in der deutschen Literatur.Rotsch.,1974. 301 S.

206. Johnston William M. Österreichische Kultur- und Geistesgeschichte. Gesellschaft und Ideen im Donauraum 1848 bis 1938.Wien,Köln,Weimar.1992. 503 S.

207. Just Klaus Gunther. Von der Gründerzeit bis zur Gegenwart. Geschichte der deutschen Literatur seit 1871.Bd.4.Bern,München., 1973. 702 S.

208. Lennartz Franz. Deutsche Schriftsteller des 20Jahrhunderts im Spiegel der Kritik. In 3 Band .Bd. 3. Stuttgart.,1984. S.1809-1811.

209. Lukacs Georg. Skizze einer Geschichte der neueren deutschen Literatur.Berlin., 1953.161 S.

210. Magris Claudio. Der habsburgische Mythos in der österreichischer Literatur. Salzburg., 1966. 356 S.

211. Mayer Hans. Von Lessing bis Thomas Mann.Wandlungen durch bürgerliche Literatur in Deutschland.Neske.,1959.414 S.

212. Melancholie und Enthusiasmus. Studien zur Literatur und Geistesgeschichte der Jahrhundertwende.Frankfurt am Main,Bern.l985. 274 S.

213. Müller Karl Johann. Das Dekadenzproblem in der österreichischer Literatur um die Jahrhundertwende.Salzburg.,1975.280 S.

214. Pascal Roy. The German novel.Manchester.,1956. 344 p.

215. Rasch Wolfdietrich. Die literarische Decadence um 1900.München.,1986. 284 S.

216. Reich-Ranicki Marsel. Aufbruch der Gegenwart. Deutsche Geschichten 1900-1918.München., 1971. 534 S.

217. Reich-Ranicki Marsel. Über Ruhestörer. Juden in der deutsche Literatur. Stuttgart, 1989.203 S.

218. Requadt Paul. Bildlichkeit der Dichtung. Aufsätze zur deutschen Literatur von 18. bis 20. Jahrhundert.München.,1974. 278 S.

219. Ruprecht Erich. Literarische Manifeste der Jahrhundertwende 1890-1910. Stuttgart., 1970. 579 S.

220. Schmidt Adalbert. Literaturgeschichte unserer Zeit.Salzburg,Stuttgart.,1968. 893 S.

221. Seiler Bernd W. Die leidigen Tatsachen. Von den Grenzen der Wahrscheinlichkeit in der deutschen Literatur. Stuttgart., 1983. 340 S. 249.Simplicissimus. Facsimile-Querschnitt durch den Simplicissimus. Bern,Stuttgart. 1963.207 S.

222. Studien zur Literatur des 19. Und 20. Jahrhunderts in Osterreich/Herausgegeben von Johann Holzner,Michael Klein und Wolfgang Wiesmuller.Insbruck.,1981. S.55-93.

223. Warning Rainer. Rezeptionsästhetik. Theorie und Praxis.München., 1975. 504 S.

224. Weinhold Ulrike. Künstlichkeit und Kunst in der deutsprachigen Dekadenz-Literatur.Frankfurt am Main,Bern. 1977. 331 S.

225. ТВОРЧЕСТВО ЯКОБА ВАССЕРМАНА В ЗАРУБЕЖНОЙ КРИТИКЕ.

226. Wassermann Jakob. Jakob Wassermann zum 50. Todestag. Ein Beitrag seiner Wahlheimat Altaussee. Altaussee., 1983. 5 S.

227. Wassermann Jakob. Ein Beitrag der Stadt Furth zu seinem lOO.Geburtstag am 1 O.Marz 1973.Furth.Д973. 51 S.

228. Wassermann Jakob. Jakob Wassermann. Werk und Wirkung.Bonn.,1987. 160 S.

229. Wassermann-Speyer Julie. Jakob Wassermann und sein Werk.Wien,Leipzig., 1923.139 S.

230. Bamberg Irmgard. Das Prinzip der Freiheit in Jakob Wassermanns Werken. Berlin-Marburg., 1934.104 S.

231. Bing Siegmund. Jakob Wassermann. Weg und Werk des Dichters.Nürnberg., 1929.260 S.

232. Joeris Christa. Aspekte des Judentums im Werk Jakob Wassermanns. Aachen., 1996.170 S.

233. Karlweis Marta. Jakob Wassermann. Bild, Kampf und Werk. Amsterdam., 1935.472 S.

234. Koester Rudolf. Jakob Wassermann.Berlin.,1996.96 S.

235. Neubauer Martin. Jakob Wassermann: Ein Schriftsteller im Urteil seiner Zeitgenossen.Frankfurt am Main,Wien.,1994.245 S.

236. Schäfer Regina. Plaidoyer für Ganna: Männer und Frauen in den Romanen Jakob Wassermanns.Tübingen.,1992. 342 S.

237. Schneider-Handschin Estner. Das Bild des Burgertums in Jakob Wassermanns "Andergast-Trilogie".Bern,Frankfurt am Main.,1990.233 S. 267.Schnetzler Kaspar. Der Fall Maurizius Jakob Wassermanns. Kunst des Erzahlens.Bern.,1968.117 S.

238. Seil Anne-Liese. Das metaphusische-realistische Weltbild Jakob Wassermanns.Bern.,1932. 168 S.

239. Stix Gottfried. Trakl und Wassermann.Roma., 1968. 133 S.

240. Struve Ulrich. Der Findling. Kaspar Hauser in der Literatur.Stuttgart1. Metzler., 1992. S.l-9.

241. Voegeli Walter. Jakob Wassermann und die Trägheit des Herzens. Winterthur.,1956.158 S.228

242. Weindl Marion. Funktion und Konstruktion des Erzahlkunstwerkes.Wurzburg., 1995. 370 S.

243. Winkler Ingo. Assimilation und Individuation: zur judischen Problematik im Werk von Jakob Wassermann.Salzburg.,1990. 193 S.

244. Wolkerstopfer Andreas. Jakob Wassermanns Romanwerk.Salzburg., 1990. 118 S.1. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

245. Литературный энциклопедический словарь/Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаевом., 1987. 751 С.

246. Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский.М.,1991. 736 С.

247. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах/Гл. ред. Токарев С.А. М.,1994. Т.1 -671 С.:ИЛ.Т.2.- 719 С.:ИЛ.

248. Современная западная философия. Словарь/Сост. Малахов B.C. и Филатов В.П. М.,1991.414 С.

249. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова.М.,1980.446 С.

250. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. испр. и доп.М.,1990.1630 С.