автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Трактат Мухаммада Юсуфа Мунши "Та`рихи Муким-хани" как источник по истории Мавераннахра и Хорасана XVI - начала XVIII вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Гераеликорпи Мохаммад Асгар
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Трактат Мухаммада Юсуфа Мунши "Та`рихи Муким-хани" как источник по истории Мавераннахра и Хорасана XVI - начала XVIII вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трактат Мухаммада Юсуфа Мунши "Та`рихи Муким-хани" как источник по истории Мавераннахра и Хорасана XVI - начала XVIII вв."

На правах рукописи

ГЕРАЕЛИКОРПИ МОХАММАД АСГАР

ТРАКТАТ МУХАММАДА ЮСУФА МУНШИ «ТА'РИХИ

МУКИМ-ХАНИ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА XVI -НАЧАЛА XVIII вв

Специальность 07.00.09 - историография, источниковедение и методы исторического исследования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Душанбе -2013

005545290

Работа выполнена в Отделе истории, этнографии и археологии Института гуманитарных наук им. академика Б.И. Искандарова Академии наук Республики Таджикистан

руководитель: Саидов Абдукаххор

Научный доктор исторических наук

консультант: Камолов Хамзахон Шарифович

Официальные доктор исторических наук, профессор,

истории Российско-Таджикского (славянского) университета Мухидинов Сайдали Раджабович

Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни Муродов Ахмадхон Амрохонович

Ведущая

организация: Таджикский национальный университет

Защита состоится « 28 » ноября 2013 года в Ю00 часов на заседании Диссертационного совета Д.047.008.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук, на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан по адресу: 734025, г.Душанбе, пр. Рудаки, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. И. Ганди Академии наук Республики Таджикистан.

Автореферат разослан << » октября 2013 г.

Научный

доктор исторических наук

оппоненты:

заведующий кафедрой отечественной

Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Изучение письменных памятников и введение их в научный оборот является одной из первостепенных и основных задач исследователей, ибо в них содержится немало ценных сведений об историческом прошлом народов. Особенно важно исследование неизученных или малоизвестных письменных памятников для уточнения истории народов Мавераннахра и Хорасана, имеющих богатую и древнюю культуру. В этом контексте исследование и введение в научный оборот «Та'рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши как ценного и уникального средневекового памятника имеет первостепенное значение.

Актуальность темы реферируемой диссертации заключается в том, что ХУГ- XVIII вв., которым посвящен исследуемый письменный памятник, представляет собой один из ^ложных и в некоторой степени малоизученных периодов истории народов Мавераннахра и Хорасана. Поэтому введение в широкий научный оборот материалов данного исторического сочинения имеет большое значение для выяснения многих неизученных, а порой и спорных вопросов, касающихся политической и социально-экономической ситуации в данном регионе указанного периода. Ценность сведений автора этого сочинения состоит и в том, что он являлся очевидцем и участником описываемых событий.

Актуальность работы обусловлена также тем, что при исследовании памятника проведен критический анализ содержащихся в нем исторических сведений в сопоставлении с материалами других письменных источников этого периода и определено его место в историографии народов Центральной Азии. Введение в научный оборот сведений Мухаммад Юсуфа Мунши способствует выяснению многих проблем, связанных с историей народов Центральной Азии в XVI- XVIII вв.

Следует также отметить, что в современной историографии до настоящего времени не осуществлялось системное исследование этого важного исторического сочинения, тем более не предпринимались попытки выявить степень достоверности сведений данного памятника.

Степень изученности проблемы. «Та'рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши как важный письменный памятник средневековья привлёк внимание европейских ученых в начале XIX в. Первым об этом сочинении сообщил русский посол А.Ф. Негри, который в 1820-1821 гг. во время своего пребывания в Бухаре получил в подарок экземпляр рукописи этого сочинения от самого эмира Бухары Хайдара (1800-1826 гг.) и привез ее в Петербург. Затем в 1832 г. английский посол в Бухаре А. Берне приобрёл список этого сочинения, который увез затем в Англию.1

На основе списка, привезенного из Бухары А.Ф. Негри, это сочинение стало известно европейским ученым. В 1824 г. по инициативе известного востоковеда профессора Петербургского университета О.И. Сенковского2 часть материалов «Та'рихи Муким-хани» в объеме 24 стр. с подробным комментарием (132 стр.) на французском языке была опубликована как учебное пособие для студентов.3 Эта публикация О.И. Сенковского много лет служила

'Мухаммад Юсуф мунши. Муким-ханская история / перевод с тадж.,. предисл., примеч. и указатели проф. А.А. Семенова. -Ташкент, 1956. -С. 6. (далее Муким-ханская история).

2Инициалы этого ученого указаны А.А. Семеновым. Неверно. Правильные его инициалы: О.И. См.: Бартольд В.В. Сочинения. T. IX. -М.: Наука, 1977. -С. 6, 56 и др.

3 Senkowski J. Supplément a L'histoire geneiale des Huns, des Turcs, des Mongols, contenant un abrégé de L'histoiry de la domination des Uzbeks dans la Grande Bukharie, depuis leur établissement dans ce paus jusqu'à l'an 1709, et une continuation de Kharezm, depuis mort d'Aboul-ghazi-Khan jusqu'à La meme epoque. Приложение к «Объявлению публичного преподавания наук в Императорском Санкт-Петербургском Университете на сей 1824 год». -СПб., 1824.

европейским ученым в качестве единственного путеводителя по истории Мавераннахра.1

В 1854 г. ориенталист Морли в каталоге, изданном библиотекой Королевского Азиатского Общества Великобритании в Ирландии, дал описание сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши.2 Об этом сочинении написал специальную статью немецкий ориенталист Ф. Тейфел.3

Венгерский ориенталист Г. Вамбери использовал при подготовке своего труда «Истории Бухары или Трансоксании» некоторые материалы из сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши.4

Перевод отдельных фрагментов сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши на русский язык был осуществлен Н.Г. Маллицким 5 и A.A. Семеновым.6 В 1956 г. академик A.A. Семенов осуществил полный перевод сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши на русский язык и издал его в Ташкенте.7

Материалы сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши «Муким-ханская история» использованы таджикскими,8 иранскими, узбекскими2 и другими исследователями.

'Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России // Соч. Т. IX. -М.: Наука, 1977.-С. 511.

2Morley W.H. Descriptive Catalogue of the Historical MSS.-London. -PP. 152-153.

3 Teufel F. Quellenstudien zur neueren Geschichte, Chanate, Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. 2-3 Heft, 1884. -PP. 235,240.

4 Вамбери Г. История Бохары, или Трансоксании, с древнейших времен до настоящего / пер. А.И. Павловского: в 2 т. -СПб., 1873.

5 Маллицкий Н.Г. Разгром Ташкента Имамкули-ханом бухарским в 1613 г. // Протоколы заседаний и общения членов Туркестанского Кружка любителей археологии. Год 5. -Ташкент, 1900. -С. 140-145.

6 Семенов A.A. Происхождение Чингиз-хана и его завоевания // Туркестанские ведомости. - 1907. - № 15-16.

7 Мухаммад Юсуф мунши. Муким-ханская история. -Ташкент, 1956.

8Саидов А. Политическое и социально-экономическое положение Бухарского ханства в XVII - первой половины XVIII вв. -Душанбе: Дониш, 2010; Хамза Камол. История вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в Мавераннахр и Хорасан (XVI в.).- Душанбе: Дониш, 2012; Гоибов Г. Таърихи Хатлон аз огоз то имруз. —Душанбе, 2006 и др.

Иранский ученый Фаришта Саррофон на основе списков этого сочинения, хранящихся в книгохранилищах Ирана, издал в 1979 г. критический текст данного сочинения.3

Несмотря на то, что материалы «Та'рихи Муким-хани» были частично использованы некоторыми учеными, сам памятник еще не подвергался специальному исследованию. Поэтому всестороннее источниковедческое исследование данного труда является своевременным и полезным для решения многих проблем, связанных с историей народов Центральной Азии XVI - начала XVIII вв.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является источниковедческий анализ сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши «Та'рихи Муким-хани», установление исторической достоверности имеющихся в нем материалов и их полноты, введение в научный оборот отдельных исторических фактов и сведений, отсутствующих в других первоисточниках, и определение места этого памятника в историографии XVI-нaчaлa XVIII вв.

Исходя из этого, в диссертации предпринято решение следующих конкретных задач:

-уточнить биографию и деятельность автора на основе материалов «Та'рихи Муким-хани»;

' Никзад Келорази . Взаимоотношения Джанидов с Сефевидами в XVII-XVIII вв.// Фарханг. Научно-литературный журнал. -2010. -№ 5-.6. -С. 3032; Он же. Сведения средневековых письменных источников о проблеме взаимоотношений Бухары и Балха в XVII в. // Вестник Таджикского национального университета. -Душанбе: Сино, 2010. - №1 (57). -С. 53-57; Хусайни Фаррухяр. О церемониале при дворе Аштарханидов в XVII веке // Вестник Таджикского национального университета. -Душанбе- Сино 2010. -№4(60).-С. 20-22 и др.

Абдураимов М. А. Очерки аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVI1-первой половине XIX века. ТЛ.-Ташкент: Фан, 1966; Ахмедов Б. А. История Балха (XVII - первая половина XVIII в.). -Ташкент: Фан, 1982. Мухаммад Юсуф мунши. Тазкираи Муким-хани / предисл. и коммент. Фаришта Саррофона. -Тегеран: Мероси мактуб, 1370 г.ш. (1979) (далее Тазкираи Муким-хани).

-определить структуру и содержание глав «Та'рихи Муким-хани»;

-выявить новые исторические материалы, касающиеся истории Мавераннахра XVI - начала XVIII вв., определить их достоверность и с целью введения их в широкий научный оборот;

-проанализировать систему административного управления изучаемого периода;

-раскрыть причины и последствия противостояния и междоусобиц правителей Бухары и Балха;

-осветить роль и влияние представителей духовенства на социально - политическую жизнь государства;

-установить причины столкновения интересов землевладельцев и кочевников.

Источниковедческая база исследования. Автором диссертации использован ряд исторических средневековых письменных памятников XVI-XVIII вв., имеющих отношение к исследуемой теме, путевые записки европейских путешественников, каталоги восточных рукописей, труды отечественных и зарубежных ученых.

Письменные источники, привлеченные к анализу в данном исследовании: «Шейбани-наме» Камал ад-Дина Бинаи, «Таварих-и гузида - Нусрат-наме» («Избранные истории - Книга побед») Мухаммада Салиха, «Михман-наме-йи Бухара» («Записки бухарского гостя») Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани, «Хабибу-с-сияр» («Друг жизнеописаний (биографии)» Хондемира, «Бабур-наме» Захириддина Мухаммада Бабура, «Джаханкушаи хакан» («Завоевания хакана») (неизвестного автора), «Та'рихи шах Исмаил и шах Тахмаспи Сефеви («Зайли Хабибу-с-сияр») («История шах Исмаила и шах Тахмаспа Сефеви» или «Зайли Та'рихи Хабибу-с-сияр») («Продолжение истории Хабибу-с-сияр») Амир Махмуда Хондемира, «Та'рих-и Рашиди» («Рашидова истории») Мирза Мухаммада Хайдара Доглата, «Ахсану-т-таварих» («Лучшая из историй») Хасанбека Румлу, «Шараф-наме-йи шахи» («Книга шахской славы»), известная также под названием «Абдуллах-наме» («Книга о Абдуллах-

7

хане») Хафиз-и Таныша, «Хуласат-ат-таварих» («Краткие истории») Казн Ахмада ибн Шараф ад-Дина Хусайни Куми, «Та'рихи 'аламарайи 'Аббаси» («Мироукрашающая 'Аббасова история») Искандарбеки Туркмона, «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» («Море тайн о доблести благородных») Махмуда ибн Вали, «Мусаххиру-л-билад» («Завоеватель стран») Мухаммадяра ибн Араба Катагана, «Матлаб ат-талибин» («Устремления ищущих /истину/») Абу-л-'Аббаса Мухаммадталиба, «'Аламараи Сефеви» («Мироукрашающая книга Сефеви») (неизвестного автора), «Мухит ат-таварих» («Океан летописей») Мухаммадамина ибн Мухаммад Замани Бухари Суфияни, «Убайдулла-наме» («Книга об Убайдулла-хане») Мир Мухаммад Амини Бухари, «Та'рихи Абулфайз-хан» («История Абулфайз-хана») Абд ар-Рахмана Даулата Тали', «Та'рихи Кипчак-хани» («История Кипчак-хани») Ходжамкули-бека Балхи, «Дастур ал-мулук» («Назидание государям») Ходжа Мухаммеда Бара' (Самандар-ходжа), «Та'рихи 'аламарайи Надири» («Мироукрашающая Надирова история») Мухаммада Казима, «Тадж ат-таварих» («Венец летописей») Мухаммадшарифа ибн Мухаммаднаки, «Та'рихи Бухоро, Хуканд ва Кошгар» («История Бухары, Хуканда и Кашгара») Мирзо Шамси Бухорои, «Катаган ва Бадахшан» («Катаган и Бадахшан») Бурхан ад-дина Кушкеки, «Кашкули Салими» («Котомка Салими») Мухаммадсалима ибн Рахима, «Та'рихи Бадахшан» («История Бадахшана») Санг Мухаммада Бадахши, «Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях носителей их в средневековой Бухаре» и др. Научная новизна исследования состоит в том, что в ней: -на основе материалов «Та'рихи Муким-хани» уточнена биография и деятельность автора;

-определены структура и содержание глав «Та'рихи Муким-хани»;

-выявлены новые исторические материалы, касающиеся истории Мавераннахра XVI .-XVIII вв., и • путем сопоставительного анализа установлена их достоверность;

-проанализирована система административного управления изучаемого периода и определена функция каждого чина;

-раскрыты причины и последствия противостояния и междоусобиц правителей Бухары и Балха;

-определены роль и влияние представителей духовенства на социально - политическую жизнь государства;

-установлены причины столкновения интересов землевладельцев и кочевников.

Методологические и теоретические основы исследования. В исследовании использованы структурно-типологический, сравнительно-исторический и историко-теоретический методы анализа, что способствовало выработке концептуальных положений для решения поставленных задач и научного интерпретирования материалов, содержащихся в первоисточниках. Методологическая основа исследования базировалась на научных методах познания, позволяющих объективно оценивать позиции других авторов.

Хронологические рамки исследования охватывают период ХУ1-первой половины XVIII вв., так как сведения исследуемого памятника относятся именно к этому важному для народов Центральной Азии историческому периоду.

Географические рамки исследования охватывают территорию Мавераннахра, Хорасана и Ирана.

Объектом исследования в настоящей работе являются материалы ценного и малоизученного письменного источника «Та'рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши, которые впервые вводятся в широкий научный оборот.

Предметом исследования является сравнительно-сопоставительный анализ сведений трактата «Та'рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши и других письменных памятников, а также определение его места в средневековой историографии.

Теоретическая и практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты дополняют новыми историческими материалами сведения о событиях, которые

9

происходили в Мавераннахре, Бухарском ханстве и соседних странах в изучаемый период и способствуют более объективному переосмыслению некоторых страниц политических взаимоотношений между регионами. Сведения и выводы исследования могут быть полезны при написании монографий и разработке отдельных проблем, связанных с историей данного периода, а также при чтении курсов и спецкурсов для студентов исторических факультетов вузов. Основные положения, выносимые на защиту: -труд Мухаммад Юсуфа Мунши «Та'рихи Муким-хани» и его особое место среди исторических источников на истории Мавераннахра и Хорасана XVI- XVIII вв.;

-при отсутствии сведений об авторе исследуемого памятника в средневековых письменных памятниках восстановить биографию Мухаммада Юсуфа Мунши и его научную деятельность на основе материалов трактата «Та'рихи Муким-хани», определить цели и позиции автора при изложении исторических событий;

-научное описание памятника, осмысление его материалов, определение его структуры и его содержания;

-изучение, анализ и интерпретация сведений Мухаммада Юсуфа Мунши о сложном периоде народов Мавераннахра и Хорасана важных, порой уникальных материалах, отсутствующих в других аналогичных письменных памятниках;

-анализ истории народов Мавераннахра и Хорасана в XVII-первой половине XVIII вв., политической и социально-экономической жизни данной эпохи;

-исследование исторических сведений о Бухарском ханстве по материалам трактата «Та'рихи Муким-хани»;

-сравнительно-сопоставительный критический анализ материалов трактата Мухаммада Юсуфа Мунши и других письменных источников для определения достоверности приводимых в них исторических данных, а также их сопоставительный анализ с другими письменными источниками той эпохи.

Апробация работы. Диссертация обсуждена в Отделе истории, этнографии и археологии Института гуманитарных наук им. академика Б.И. Искандарова Академии наук Республики Таджикистан. Результаты исследования отражены в трех опубликованных автором статьях, включенных в Перечень ВАК Минобразования и науки Российской Федерации.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснованы актуальность темы, степень ее изученности, научная новизна и практическая значимость, сформулированы цели и задачи исследования, охарактеризована источниковедческая база и определена научно-теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Сведения об авторе и его сочинении «Та'рихи Муким-хани» состоит из двух разделов.

1.1. Биографические сведения об авторе и описание рукописей. Автором «Та'рихи Муким-хани» («Муким-ханская история») является придворный историк балхского правителя Мухаммад Муким-хана (1702-1707) Мухаммад Юсуф Мунши ибн Ходжа Бака.1 Об этом авторе ни в одном из доступных нам письменных источников сведений не имеется. Все материалы, касающиеся автобиографических данных о нем, получены из его же сочинения «Та'рихи Муким-хани». Прозвище «мунши» указывает на то, что наш автор при дворе Мухаммад Муким-хана работал в качестве секретаря и вел всю его переписку с другими правителями. По поручению Мухаммад Муким-хана он приступил к созданию своего труда, назвав его в честь своего покровителя «Та'рихи Муким-хани».2 При написании предыдущей истории, как отмечает сам Мухаммад Юсуф Мунши, он опирался на сочинения прежних авторов, однако имена авторов или названия их сочинений не приводит.

1 Тазкираи Муким-хани. -С. 55; Муким-ханская история. -С. 34.

2 Там же. -С. 34-35; Тазкираи Муким-хани -С. 55-56.

11

Судя по материалам «Та'рихи Муким-хани», Мухаммад Юсуф, будучи высокообразованным и сведующим человеком, имел большой вес в придворных кругах. Об этом свидетельствует, например, то, что он был послан в Индию ко двору Великих Моголов в качестве дипломатического чиновника.1

При изложении событий, происходивших в Бухаре и Балхе, историк, исходя из своего социального статуса, поддерживал деяния правителей и их окружения, однако иногда осуждал неприемлемые действия ханов и их ставленников.2 В высказываниях Мухаммад Юсуфа Мунши, которые выражены льстивыми и вычурными выражениями, иногда проскальзывают нотки осуждения злодеяний и аморальных поступков детей высокопоставленных чиновников в отношении друг к другу.3

Одной из характерных черт сочинений Мухаммад Юсуфа Мунши является то, что он, называя имена чиновников, обязательно приводил сведения о названии их рода или племени, к которому этот человек принадлежал.4

Автор не указывает время создания книги, однако примерную дату ее написания можно установить по тому, что Мухаммад Муким-хан, заказавший написание книги, правил в 1702-1707 гг. и последней датой, вообще указанной в книге, является 1707 г. Отсюда можно предполагать, что она была завершена не позднее 1707 г.

В работе приведено описание восьми списков «Та'рихи Муким-хани», хранящихся в библиотеках г. Ташкента, коллекции A.A. Семенова, а также трех списков, находящихся в библиотеках Ирана.

Таким образом, анализ вышеизложенных материалов показывает, что сведения о биографии автора «Та'рихи

1 Тазкираи Муким-хани. -С. 26; Муким-ханская история. -С. 26.

2 Там же. -С. 68.Тазкираи Муким-хани. -С. 113;

3Там же. -С. 208-210, 211-213 и др.; Муким-ханская история. -С. 124-127, 128-129 и др.

"Тазкираи Муким-хани. -С. 123, 125, 171, 172, 221 и др.; Муким-ханская история. -С. 207, 208,270,271, 328 и др.

12

Муким-хани» получены только из его сочинения, которое было написано в 1707 г. Что касается различных списков рукописей этого сочинения, то почти все они были переписаны в XIX веке. Оригинал рукописи пока не обнаружен.

1.2. Структура и содержание глав «Та'рихи Муким-хани».

Сочинение «Та'рихи Муким-хани» состоит из вступления, введения и трех глав.

Во вступлении автор излагает причину написания сочинения и приводит очень краткую характеристику ее глав. Эта часть содержит большое количество хвалебных стихов.

Введение состоит из десяти разделов, где изложены история происхождения Чингизидов, генеалогия Чингиз-хана, история восхождения Чингиз-хана на престол, рассказы о его завоевательных походах, сведения о сношениях Чингиз-хана с Хорезмшахом, о разграблении монгольского каравана и истреблении членов посольства, о походе Чингиз-хана на Мавераннахр, покорении его городов и т.д.

Первая глава книги состоит из десяти разделов, в которых рассказывается о вторжении кочевых племен Дашт-и Кипчака во главе с Шейбани-ханом в Мавераннахр, захвате им. Хорасана, взаимоотношениях Шейбанидов с Сефевидами, столкновениях Убайдулла-хана с Бабуром в борьбе за Бухару, правлении Искандар-хана и Пирмухаммад-хана, занятии престола Мавераннахра Абдуллах-ханом и отправлении Абдулм'умин-хана в Балх, о смерти Абдуллах-хана, восшествии Абдулм'умин-хана на престол Бухары и его убиении и т.д.

Вторая глава охватывает тридцать восемь разделов. Здесь излагается политическая ситуация Бухарского ханства в ХУП-начале XVIII вв., в частности, приводятся сведения о переходе власти от Шейбанидов к Аштарханидам, противоборстве Балха и Бухары и междоусобицах правителей и эмиров, которые ослабляли центральную власть, о взаимоотношениях Бухарского ханства с Ираном и Индией, набегах хивинцев на Бухару и её окрестности и др.

В третьей главе, состоящий из одиннадцати разделов, излагается история восхождения на престол Балха Мухаммад Муким-хана и его отношений с Бухарой, рассказывается о захвате Гиссара Махмуд-бий аталыком и др.

Таким образом, содержание глав «Та'рихи Муким-хани» свидетельствует, что автор при изложении исторических событий исследуемого периода особое внимание уделяет политическим событиям.

Вторая глава диссертации «Отражение истории Мавераннахра и Хорасана XVI в. в трактате «Та'рихи Муким-хани» состоит из двух разделов:

2.1. Шейбаниды и их вторжение в Мавераннахр и Хорасан. Мухаммад Юсуф Мунши сообщает, что Шейбани-хан родился в 1451 г., когда царствовал его дед Абулхайр-хан. Последний назвал его Мухаммад Шейбани-ханом. Их племена и роды после смерти Абулхайр-хана остались без предводителя, и, когда Шейбани-хан достиг совершеннолетия, то он, объединив свои племена и родственников, предпринял покорение Мавераннахра.1 Эти сведения подтверждает Хафиз-и Таныш.2

По сведениям Мухаммад Юсуфа Мунши, когда Балхом правил Тимурид Бади' аз-Заман Мирза ибн султан Хусайн мирза, Шейбани-хан для его завоевания перешел через Амударью и, покорив его, передал своему среднему брату Хуррам-шаху султану.3

О назначении Хуррам-шаха султана правителем Балха сообщает также автор «Мусаххиру-л-билада» Мухаммадяр ибн Араб Катаган.4 По словам Мухаммадяра, мать Хуррам-

'Тазкираи Муким-хани. -С. 85-86; Муким-ханская история. -С. 50. Хафго-и Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари. Шараф-наме-йи шахи / пер. с

перс., введ., примеч. и указ. М.А. Салахетдиновой. Ч. I. -М.: Наука, 1983. -С. 79.

3 Тазкираи Муким-хани. -С. 87; Муким-ханская история. -С. 51. 4Мухаммадяр ибн Араб Катаган. Мусаххиру-л-билад / под ред. Нодираи

Джалали. -Тегеран, 1385 г.ш. -С. 82.

шаха была сестрой Бабура, и до конца своей жизни он так и не обзавелся детьми.1

Мухаммад Юсуф Мунши сообщает, что в 1510 г., когда Шейбани-хан овладел Хорасаном, он потребовал от шаха Исмаила, чтобы тот либо принял суннитское вероисповедание, либо приготовился к войне с ним. Шах Исмаил, собрав в Ираке многочисленное войско, выступил против Шейбани-хана. Оба войска встретились вблизи Мерва, и в итоге Сефевиды одержали победу над Шейбанидами, а Шейбани-хан был убит.2 Эту информацию подтверждают и другие авторы.3

По сведениям Мухаммад Юсуфа Мунши, после смерти Исмаила на трон посадили его сына Тахмаспа, и Шейбаниды, чтобы отомстить за Шейбани-хана, объявили Сефевидам священную войну. В районе Бахарзи Джама между ними состоялось ожесточенное сражение, где Шейбаниды потерпели поражение.4

Аналогичные сообщения имеются также у Хасанбека Румлу.' Как свидетельствует Бабур Сефевиди, в этом бою использовали огнестрельное оружие и пушки.6

Далее Мухаммад Юсуф Мунши пишет, что после отступления Шейбанидов в этой схватке Джанибек султан

1 Мухаммадяр ибн Араб Катаган. Мусаххиру-л-бштад. -С. 120.

2^Тазкираи Муким-хани.-С. 87-88; Муким-ханская история. -С. 51-52. Казн Ахмад ибн Шараф ад-Дин Хусайни Куми. Хуласат-ат-таварих / подг. к печати Эхсан Ишраки. -Тегеран, 1359 г.ш. -С. 102; Мирза Мухаммад Хайдар Доглаг. Та'рих-и Рашиди / под ред. д-ра Аббаскули Гаффарифарда.

-Тегеран, 1383. г.ш. -С. 362-365; Хасанбек Румлу. Ахсану-т-таварих. Т. II. Тегеран, 1384 г.ш. -С. 1046; Мухаммадяр ибн Араб Катаган. Мусаххиру-л-билад. -С. 105, 111; Хондемир. Хабибу-с-сияр / под ред. Джалалуддина

Хумайи. Т. IV. -Тегеран, 1380 г.ш. -С. 513; 'Аламараи Сефеви / подг. к печ. Ядуллахи Шукри. -Тегеране, 1363 г.ш. -€.314. * Тазкираи Муким-хани. -С. 93-94; Муким-ханская история. -С. 55.

Хасанбек Румлу. Ахсанут-т-аварих. Т. II. -С. 1174.

63ахириддин Мухаммад Бабур. Бабур-наме / пер. М. Салье -Ташкент 1958.-С. 404.

вернулся домой, но вскоре сильно заболел и в конце 935 / 15281529 г. скончался в Кермине.1

Такие же сведения приводят Амир Махмуди Хондемир и Мухаммадяр ибн Араб Катаган.3

Таким образом, сопоставление сведений Мухаммад Юсуфа Мунши об истории правления династии Шейбанидов и их вторжении в Мавераннахр и Хорасан с другими письменньми источниками показывает, что его информация является достоверной и соответствует действительным историческим событиям.

2.2.Междоусобная борьба за власть и распад государства Шейбанидов. Мухаммад Юсуф Мунши сообщает, что после смерти Абдулазиза на трон Бухары воссел сын Мухаммад Рахима Шах Бурхан, который постоянно пьянствовал и совершал недостойные поступки. Тогда против него организовали заговор, и он был убит.

Аналогичные сведения приводят Хафизи Таныш, Мухаммадяр ибн Араб Катаган.

Мухаммад Юсуф Мунши, излагая историю правления Шейбанидов, пишет, что Динмухамм ад-хан расстроился из-за неподчинения Абдулму'мин-хана центральной власти и для установления согласия между ними отправил к нему посольство во главе с мавлана Мухаммад Захидом, известным известным под именем Махдуми базарчи.

' Тазкираи Муким-хани. -С. 93; Муким-ханская история. -С. 55.

2Амир Махмуда Хондемир. Та'рихи шах Исмаил и шах Тахмаспи Сефеви (Зайли Хабибу-с-сияр) / введ., примеч. и указ. д-ра Мухаммадали Джарохи. —Тегеран, 1370 г.ш. —С. 81

3 Мухаммадяр ибн Араб Катаган. Мусаххиру-л-билад. -С. 134.

4 Тазкираи Муким-хани -С. 97-98; Муким-ханская история. -С. 58-59.

5 Шарафнама-йи шахи. Ч. I. -С. 106, 137, 163.

6 Мухаммадяр ибн Араб Катаган. Мусаххиру-л-билад. -С. 142-143.

7Мухаммадзахид - один из святейших шейхов и образованнейших людей своего времени, умер в 1010 / 1601-1602 г., похоронен в село Амкана Шахрисабза. Мирсаид Шариф Ракими Самарканди. Та'рихи Ракими / подг. к изд. Манучехр Ситуда. -Тегеран, 1380 г.ш. -С. 179-180.

8 Тазкираи Муким-хани. -С. 103; Муким-ханская история. -С. 62.

16

О посольстве Мухаммад Захида сообщают также Хафизи Таныш и Мухаммадяр ибн Араб Катаган.2

Анализ этих сведений показывает, что наш автор при изложении истории посольства мавлана Мухаммад Захида допускает ошибку, так как в действительности это посольство было отправлено не к Абдулму'мин-хану, как указывает Мухаммад Юсуф Мунши, а к Абдуллах-хану.

По словам Мухаммад Юсуфа Мунши, Абдулму'мин-хан принял активное участие при покорении Мешхеда и инициировал там массовое избиение шиитов. По его указанию кости шаха Тахмаспа были изъяты из могилы и брошены в огонь, а пепел был развеян по ветру.3

Эта история подробно изложена в сочинении Искандарбеки Туркмона «Та'рихи 'аламараи 'Аббаси»,4 что подтверждает рассказ нашего автора.

Мухаммад Юсуф Мунши сообщает, что Абдуллах-хан после сорокалетнего правления скончался 2 раджаба 1006 / 8 февраля 1598 г.5

Относительно смерти Абдуллах-хана в письменных источниках имеются разные сведения. По словам автора «Матлаб ат-талибийн» Мухаммад Талиба, Абдуллах-хан умер в результате отравления. Этот заговор был организован его сыном Абд ал-Му'мином, а исполнителем убийства стал один из его приближенных - Мухаммад Баки-бай.6 Искандарбеки Туркмон сообщает, что Абдуллах-хан скончался от болезни в ша'бане 1006/март 1598 г.

'Хафиз-и Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари. Шараф-наме-йи шахи / пер. с перс., введ., примеч. и указ. М.А. Салахетдиновой. Ч. II. -М • Наука 1989. -С. 90, 127.

2 Мухаммадяр ибн Араб Катаган. Мусаххиру-л-билад. -С. 284.

3 Тазкираи Муким-хани. -С. 104; Муким-ханская история. -С. 62.

4Искандарбеки Туркмон. Та'рихи 'аламарайи 'Аббаси / предисл. Ираджа Афшара. - 4-е изд. -Тегеран, 1387 г.ш. Т. I. - С. 411-413; 526-528.

5 Тазкираи Муким-хани. -С. 114; Муким-ханская история. -С 69 Абу -л-Аббас Мухаммад Талиб ибн Хаджи Тадж-ад-Дин. Матлаб ат-

талибин // Рук. ИВ АН РУ № 80. -Л. 124а.

По словам Мухаммад Юсуфа Мунши, Абдулму'мин-хан намеревался уничтожить часть знатных и известных людей из числа своих приближенных. Последние, узнав о его недостойных планах, организовали против него заговор и обезглавили его.1 Это подтверждает и Искандарбеки Туркмон.

Мухаммад Юсуфа Мунши также сообщает, что после смерти Абдулму'мин-хана в стране возникли анархия и беспорядки и престол Мавераннахра, Балха и Бадахшана остался без хозяина.3

Данные сообщения находят подтверждения в сочинениях других

авторов.4

Таким образом, можно заключить, что в основном все сведения Мухаммад Юсуфа Мунши о Шейбанидах, за исключением отдельных моментов, соответствуют историческим фактам и достаточно достоверны.

Третья глава диссертации «Освещение истории Бухарского ханства в ХУИ-начале XVIII вв.» состоит из трех разделов.

3.1. Переход власти Мавераннахра к представителям дома Аштарханидов. Мухаммад Юсуф Мунши сообщает, что, когда в Астрахани началась междоусобная борьба, Ярмухаммад-хан, забрав своего сына Джанибека, покинул Астрахань и прибыл в Бухару к Искандар-хану. Тот принял его доброжелательно и дружественно и даже выдал за него свою дочь Зухру - ханум. У них родились три сына: Динмухаммад-хан, Бакимухаммад-хан и Валимухаммад-хан. хан.6 Эти сведения подтверждает также Мухаммад Салим.

'Тазкираи Муким-хани. -С. 115; Муким-ханская история. -С. 70

2Искандарбеки Туркмон. Та'рихи 'аламарайи 'Аббаси. Т. И. - С. 556-557.

3 Тазкираи Муким-хани. -С. 116; Муким-ханская история. -С. 70.

"Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар. Фотокопия рукописи библиотеки Индиа Офис № 575 (далее: Бахр ал-асрар // Рук. № 575). -ЛЛ. 516, 53а, 160б-161а; Та'рихи аламарайи Аббаси. T. II. -С. 557-558.

5 Искандар-хан - отец Абдуллах-хана.

6Тазкираи Муким-хани. -С. 119-121; Муким-ханская история. -С. 72-73.

18

Автор «Муким-ханской истории» пишет, чш после убийства Абдулму'мин-хана на бухарский престол был возведен Динмухаммад-хан. Но анализ нумизматических материалов выявил, что еще в 1600-1603 гг. в Бухаре, Самарканде и Ташкенте были выпущены монеты от имени Джанибека.3 Данный факт подтверждает, что первым фактическим правителем Аштарханидов был Джанибек - султан.4

Другие письменные источники так же подтверждают это.5 Таким образом, в данном случае факты, изложенные нашим автором, не нашли подтверждения в других письменных источниках и нумизматических данных

По сведениям Мухаммад Юсуфа Мунши, Сефевиды, услышав о смерти Абдуллах-хана и Абдулму'мин-хана, совершили поход в Хорасан и одержали победу. Динмухаммад-хан направился в Мавераннахр и по дороге был убит представителями племени карайи.6

Такие - же сведения мы встречаем в «Та'рихи 'аламраи Аббаси», «Шахджахан-наме»8 и «Та'рихи вакое' ва саванихи Афгонистон» («История событий и происшествий в Афганистане»).9

'Мухаммадсалим ибн Рахим. Кашкули Салими. -Ташкент, 1331 г х -С 244-245.

2 Тазкираи Муким-хани. -С. 121; Муким-ханская история. -С. 73.

3 Давидович Е.А. История монетного дела Средней Азии XVII - XVIII вв. (Золотые и серебряные монеты Джанидов) - Душанбе, 1964 -С 12-14" 243-244.

Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя, средневековая история. Кн.2,-Душанбе, 1989.-С. 309; Давидович Е .А. Указ. раб. 1964.-С. 18-20; 244.

5 Об этих источниках см.: Ахмедов Б.А. История Балха. -Ташкент 1982 -С. 97, прим. 123.

6Тазкираи Муким-хани. -С. 122-23; Муким-ханская история. -С. 73-74.

7 Та'рихи 'аламараи Аббаси. Т. II. -С. 572-574.

Мухаммад Салих Лахури. Шахджахан-наме: в 3-т / под ред. д-ра. Гуляма Яздани. -Лахор, 1967-1972. Т. I. -С. 253-254.

Та'рихи вакое' ва саванихи Афгонистон / под ред. Мирхашима Мухаддиса. -Тегеран, 1365 г.ш. -С. 103.

По словам Мухаммад Юсуфа Мунши, когда Бакимухаммад-хан сильно заболел, то кочевые племена, воспользовавшись данным обстоятельством, занялись разграблением государства. Население тех районов, которые подвергались их нашествию, покинуло родные места и мигрировало в другие регионы. В итоге Бакимухаммад-хан после семилетнего правления скончался на пятьдесят первом году жизни.1

Махмуд ибн Вали2 и Абу-л-Аббас Мухаммад Талиб ибн Хаджи Тадж-ад-Дин3 приводят аналогичные сведения. По сообщениям авторов «Кашкули Салими» и «Та'рихи Аббоси ё рузнамаи Мулладжалал», Бакимухаммад-хан после семилетнего правления скончался в 1014 / 1605 г. в возрасте 51 года и был похоронен в мазаре Ходжа Бахауддина Накшбанда.4 Такие же сведения имеются в труде «Та'рихи Бухоро, Хуканд ва Кошгар».5

После смерти Бакимухаммад-хана на престол Бухары был посажен Валимухаммад-хан, который большую часть времени проводил за распитъем вина, а также в других недостойных занятиях. Он назначил правителем Балха тирана^ Шахбек кукельташа, который жестоко обращался с населением.

Это подтверждают Махмуд ибн Вали7 и Мухаммадшариф ибн Мухаммаднаки.1

1 Тазкираи Муким-хани. -С. 130-131 ; Муким-ханская история. -С. 78-79.

2 Бахр ал-асрар // Рук. № 575. -Л. 766-776.

3Абу-л-Аббас Мухаммад Талиб ибн Хаджи Тадж-ад-Дин. Матлаб ат-талибийн // Рук. Института языка, литературы востоковедения и письменного наследия АН РТ №44.-JI. 106а.

4Кашкули Салими. -С. 245-246; Мунаджим Мулла Джалалиддин. Та'рихи Та'рихи Аббоси ё рузномаи Мулладжалал / под ред. Сайфуллаха Вахидния. -Тегеран, 1366 г.ш. -С. 283.

5 Мирзо Шамси Бухорои. Та'рихи Бухоро, Хуканд ва Кошгар / подг. к изд. изд. Мухаммадакбар Ашик. -Тегеран, 1998. -С. 66.

6Тазкираи Муким-хани.-С.132-134; Муким-ханская история. -С. 79-80.

7 Бахр ал-асрар // Рук. № 575. -ЛЛ. 84а,. 86а, 182 б.

20

Мухаммад Юсуф Мунши пишет, что Имамкули-хан со своим братом Надирмухаммад-ханом для наказания Валимухаммад-хана отправился в Бухару. Последний, узнав об этом, бежал со своими сыновьями к правителю Ирана шаху Аббасу, который принял его весьма гостеприимно. Затем шах направил беглецов с большим войском против бухарцев. В итоге войска Сефевидов были разбиты, а Валимухаммад-хан, попавший в плен, по приказу Имамкули-хана был обезглавлен.2

То же самое сообщают Махмуд ибн Вали,3 Ходжамкулибек Балхи,4

Искандарбеки Туркмон,5 Мухаммад Салих Лахури,6 Мухаммадсалим ибн Рахим7 и Насруллах Фалсафи.8

Таким образом, сведения Мухаммад Юсуфа Мунши о бегстве Валимухаммад-хана в Иран, его противостоянии с Имамкули-ханом и его убийстве последним являются верными и сообщают о реальных исторических событиях.

Мухаммад Юсуф Мунши приводит множество ценных сведений о взаимоотношения Бухарского ханства с Индией,9 которые подтверждаются и другими авторами.10

1 Мухаммадшариф ибн Мухаммаднаки. Тадж ат-таварих // Рук. Ин-та языка, литературы, востоковедения и письменного наследия АН РТ № 2282. -JI.80a.

2Тазкираи Муким-хани. -С.134-137; Муким-ханская история. -С. 80-82.

3 Бахр ал-асрар // Рук. № 575. -ЛЛ. 966-996.

4Ходжамкулибекаи Балхи. Та'рихи Кичак-хани // Рук. Института востоковедения АН РУ № 4468/11. -Л. 12а.

5Искандар беки Туркмон. Та'рихи Оламорои Аббоси. T. II. - Тегеран, 1387 г.х. -С. 836-847.

6 Мухаммад Салих Лахури. Шахджахан- наме: в Зт. T. I. / под ред. д-ра Гуляма Яздани.-Лахор, 1967-1972.-С. 254-255

7 Кушкули Салими. -С. 246.

8Насруллах Фалсафи. Зиндагии шах Аббаси аввал. -T. I. -Тегеран, 1353 г.х. -С. 139.

9Тазкираи Муким-хани. -С. 147-165; Муким-ханская история. -С. 88-99.

10Хафихан Мухаммад Хашимхан. Мунтахабу-л-лубаб / под ред. Мавлави Кабириддина Ахмада Сахиба. T. I. -Оснабург, 1983. -С. 400; Бахр ал-асрар // Рук. № 575. -ЛЛ. 2616, 265а,б;Матлаб ат-талибийн. Рук. Ин-та языка,

21

Итак, сопоставление сведений Мухаммад Юсуфа Мунши с данными других письменных источников свидетельствует, что наш автор правдиво излагает события той эпохи.

3.2. Военное противостояние Бухары с Балхом. В результате усиления междоусобиц и внутренних противоборств многие области государства Аштарханидов считали себя самостоятельными и не подчинялись центральной власти. Особенно сильное противостояние наблюдалось между столичным городом Бухарой и вторым по значению городом Балхом, в котором обычно сидел наследник престола Бухары.

По сообщению Мухаммад Юсуфа Мунши, в 1061 / 16501651 г. бухарский хан Субханкули отправился с походом на Балх против своего отца Надирмухаммад-хана. Последний в отчаянии, отправился в сторону Мекки и по дороге скончался. Отношения Бухары с Балхом настолько ухудшились, что Субханкули-хан в борьбе против Бапха побуждал к вражде даже хивинцев.

Эти сведения автора мы находим и у других авторов.

Как пишет Мухаммад Юсуф Мунши, когда в Мавераннахре обострилась вражда между влиятельными феодалами и центральной властью, то хивинцы во главе с Ануша-ханом усилили свои набеги на Бухару и Самарканд,

литературы, востоковедения и письменного наследия АН РТ №44, -Л. 1076; Тадж ат-таварих. Рук. № 2282. -Л. 88а-88б; Та'рихи Бухоро, Хуканд ва Кошгар. -С. 36-37; Лата'ифу-л-ахбар // Рук. ИВ АН РУ № 5400. -Л. 6а; Ходжамкулибеки Балхи. Та'рихи Кипчак-хани. -ЛЛ. 1136, 144а и др. 'Тазкираи Муким-хани. —С.169-174; Муким-ханская история. -С. 101-104.

2Мухаммадя'куб ибн амир Даниял. Гулшан-л-мулук // Рук. Ин-та языка и литературы, востоковедения и письменности наследия АН РТ № 2663. -Л. 786; Тадж ат-таварих. Рук. № 2282. -Л. 89а; Ходжа Самандар Термези. Дастуру-л-мулук Факсимиле старейшей рукописи, пер. с перс.; предисл., примеч. и указ. М. А. Салахетдиновой. -М., 1971. -С. 77-85; Мухаммад Амин ибн Мухаммад Замани Бухари Суфияни. Мухит ат-таварих // Рук. № 835. -Л. 84а; Наказ Борису и Семену Пазухиным, посланным в Бухару, Балх и библиотека (РИБ). -Т. 15. СПб., 1894. -С. 45-63; Русско-индийские отношения в XVII в. Сборник документов. -М, 1958. -С. 321, док. № 126. и др. Юргенчъ, 1669 г. / Издано под ред. А. Н Труворова // Русская историческая библиотека (РИБ). Т. 15. -СПб., 1894. -С. 45-63; Русско-индийские отношения в XVII в. Сборник документов. -М., 1958. -С. 321, док. № 126. и др.

опустошили их окрестности и, истребив много населения, большую часть взяли в плен. В Самарканде на имя Ануша-хана были прочитана хутба и отчеканены монеты. Субханкули-хан обратился за помощью к своему сыну Сиддикмухаммад-хану, но тот не отозвался на его просьбу. Тогда Субханкули-хан обратился за помощью к правителю Бадахшана Махмуд-бий аталыку.1

Аналогичные сведения приводят и другие авторы ,2 По свидетельству Мухаммад Юсуфа Мунши, Махмуд-бий аталык незамедлительно ответил на просьбу хана о помощи, в результате чего Ануша-хан с группой своих сторонников покинул Самаркандскую область и бежал в сторону Ургенджа. Махмуд-бий аталык наказал и других бунтовщиков, за что Субханкули-хан пожаловал ему большие деньги и ценное вознаграждение.3

В 1091/1680-1681 г. Субханкули -хан, решив отомстить своему сыну Сиддикмухаммад-хану за предательство, отправился в Балх, однако тот оказал ему сопротивление. В итоге Сидцикмухаммад-хан в середине месяца раби' II 1096 / 7 марта-4апреля 1685 г. был убит.4

Данные сведения подтверждают авторы «Дастуру-л-мулук» и «Мухит ат-таварих».6

Мухаммад Юсуфа Мунши пишет, что 21 числа месяца раби' II 1114 / 14 сентября 1702 г. от тяжелой болезни на 77 году жизни скончался хан Бухары Субханкули-хан. Он стал правителем Балха в 1061 / 1650-1651 г. в возрасте двадцати трех лет и правил там тридцать один год. Затем двадцать три

^Тазкираи Муким-хани. -С. 205-207; Муким-ханская история. -С. 124-125.

Ходжа Самандар Термези. Указ. соч. С 101-102; Мухит ат-таварих // Рук. № 835. -ЛЛ. 124а-б.; Мухаммад Бади' ибн Мухаммад Шарифи Самарканди (Малехо). Музаккир ал-асхаб // Рук. ИВ АН РУ № 4270 -ЛЛ. 90б-94а.

^Тазкираи Муким-хани. -С. 207-209; Муким-ханская исгория.-С. 125-126. Там же. -С. 126-129; Тазкираи Муким-хани. -С. 209-214. Ходжа Самандар Термези. Указ. соч. -С. 114-117. 6Мухит ат-таварих.-Л. 131а.

года был правителем Мавераннахра. Всего он находился у власти пятьдесят четыре года.1

О дате смерти Субханкули-хана в письменных источниках приводятся разные сведения. Так, автор «Убайдулла-наме» Мухаммад Амини Бухари пишет, что Субханкули-хан скончался 23 джумади I 1113/26 октября 1701 г? В сочинении «Тадж ат-таварих» сообщается, что он умер в 1116 / 1704-1705 г.3 Автор «Гулшан ал-мулук» так же приводит эту дату и указывает, что Субханкули-хан прожил 90 лет, из которых 68 лет восседал на престоле. Он правил 40 лет в Балхе и 28 лет в Бухаре.4

По нашему мнению, точная дата смерти Субханкули-хана приведена нашим автором, так как, по историческим данным, Субханкули-хан, начиная с 1061 / 1650-1651 г., более тридцати лет правил Балхом, затем до самой своей смерти 21 раби' II 1114 / 14 сентября 1702 г. был правителем Бухарского ханства.

Мухаммад Юсуф Мунши пишет, что после смерти Субханкули-хана на престол Бухары был посажен его сын Убайдулла-хан. С приходом к власти Убайдулла-хана его отношения с правителем Балха Мухаммад Муким-ханом резко обострились. Первый ставил перед собой задачу покончить с независимостью Балха, в связи с чем он неоднократно предпринимал туда походы.

Сообщения нашего автора подтверждают Мирза Абдал Азим Сами6 и Мухаммад Амини Бухари.

'Тазкираи Муким-хани. -С. 281-283; Муким-ханская история. -С. 179-180.

2 Мухаммад Амини Бухари. Убайдулла-наме. -Ташкент, 1957. -С. 18.

3Тадж ат-таварих. Рук. №2282. -Л.96б,97б.

4Мухаммадя'куб ибн амир Даниял. Указ. соч. -Л. 806.

5Тазкираи Муким-хани. -С. 282, 312-315; Муким-ханская история. -С. 180, 200-202.

6Мирза Абдал Азим Сами. Та'рих-и салатин-и Мангитийа, Узбакийа ва Аштарханийа // Рук. Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия АН РТ № 927/Ш..-Л. 143а.

1 Мир Мухаммад Амин-и Бухари. Убайдулла-наме / пер. с тадж. с примеч. примеч. А. А. Семенова. - Ташкент, 1957. -С. 63.

24

Таким образом, сведения Мухаммад Юсуфа Мунши о политической ситуации Бухарского ханства в ХУН-начале XVIII вв. совпадают с материалами других письменных источников, что подтверждает их достоверность.

3.3. Сведения Мухаммад Юсуфа Мунши об административном устройстве Бухарского ханства в XVI - начале XVIII вв. Вопрос о государственном устройстве Бухарского ханства при Шейбанидах и Аштарханидах до настоящего времени полностью не изучен. В «Та'рихи Муким-хани» приведено немало сведений о государственной системе этого периода. Изучение и систематизация этих исторических материалов дают возможность получить представление о структуре государственного строя в Бухарском ханстве той эпохи. Согласно сведениям, в тот период функционировала сложная, но в определенной степени налаженная система управления государством. Естественно, она была унаследована от предыдущих эпох, но в соответствии с местными условиями и общественно-политической ситуацией подвергалась некоторым изменениям. Главы наиболее влиятельных кочевых племен обычно назначались на высшие государственные должности, что еще больше способствовало усилению влияния племенных эмиров. Из числа многочисленных должностей, существовавших в Мавераннахре изучаемого периода, автор приводит название девятнадцати чинов.

Сопоставление материалов Мухаммад Юсуфа Мунши об административном управлении государства с другими письменными источниками позволяет прийти выводу, что в XVII -XVIII вв. в Мавераннахре существовала сложная и достаточно упорядоченная система управления.

Совпадение описаний административного устройства в Мавераннахре данной эпохи в «Муким-ханской истории» Мухаммада Юсуфа Мунши и других исторических источниках доказывает достоверность и ценность для исследователей изучаемого нами письменного памятника.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы выводы и обобщения.

25

Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих публикациях автора в рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

1.Гераеликорпи Мохаммад Асгар. Сведения письменных источников об Абулхайрхани Шейбани // Вестник педагогического университета (научный журнал). -Душанбе, 2011.-№ 6.-С. 135-138.

2. Гераеликорпи Мохаммад Асгар. Отношения Балха и Бухары в XVII в. По сведениям Мухаммад Юсуфа Мунши // Вестник университета. Научный журнал (Российско-таджикский (славянский) университет. - 2012. - №3 (38), -С. 175-179.

3. Гераеликорпи Мохаммад Асгар. Сведения «Та'рихи Муким-хани» о положение Бухары и Балха в XVII в. // Вестник педагогического университета (научный журнал). -Душанбе, 2012. - №3. -С. 129-133.

Подписано в печать 24.10.2013 г.

Формат 60x84 Vie. Тираж 100 экз.

Типография Министерство образования Республики Таджикистан г. Душанбе, 1-й проезд, ул. Лахути 6.

 

Текст диссертации на тему "Трактат Мухаммада Юсуфа Мунши "Та`рихи Муким-хани" как источник по истории Мавераннахра и Хорасана XVI - начала XVIII вв."

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ИМ. АКАДЕМИКА Б.И. ИСКАНДАРОВА АН РТ

0420П522?* и

с ^ ^ о На правах рукописи

ГЕРАЕЛИКОРПИ МОХАММАД АСГАР

ТРАКТАТ МУХАММАДА ЮСУ ФА МУНШИ «ТА'РИХИ МУКИМ-ХАНИ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА XVI -НАЧАЛА XVIII вв.

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07. 00. 09 - Историография, источниковедение и методы

исторического исследования

Научный руководитель: доктор исторических наук А.Саидов

Научный консультант: доктор исторических наук Х.Ш. Камолов

Душанбе - 2013

Введение

Оглавление

3-18

Глава I. Сведения об авторе и его сочинении «Та'рихи Муким-хани»........................................................................19-38

I.1. Биографические сведения об авторе и описание рукописей...........19-24

I .2. Структура и содержание глав «Та'рихи Муким-хани»................24-38

Глава II. Отражение истории Мавераннахра XVI в. в трактате «Та'рихи Муким-хани»...........................................................39-73

II. 1. Появление Шсйбанидов и их вторжение в Мавераннахр

и Хорасан..............................................................................39-51

II.2. Междоусобная борьба за власть и распад государство Шейбанидов............................................................................52-73

Глава III. Освещение истории Бухарского ханства

в XVlI-начале XVIII вв...........................................................74-147

III.1. Переход власти Мавераннахра представителям дома

Аштарханидов........................................................................74-101

III.2. Военное противостояние Бухары с Балхом...........................101-132

II 1.3. Сведения Мухаммад Юсуфа Мунши об административном устройстве Бухарского ханства в XVII - начале XVIII вв.................132-148

Заключение........................................................................148-151

Список литературы..............................................................152-159

Список сокращений...................................................................160

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение письменных памятников и введение их в научный оборот является одной из первостепенных и основных задач исследователей, ибо в них содержится немало ценных сведений об историческом прошлом пародов. Особенно важно исследование неизученных или малоизвестных письменных памятников для уточнения истории народов Мавераннахра и Хорасана, имеющих богатую и древнюю культуру. В этом контексте исследование и введение в научный оборот «Та'рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши как ценного и уникального средневекового памятника имеет первостепенное значение.

Актуальность темы реферируемой диссертации заключается в том, что XVI - XVIII вв., которым посвящен исследуемый письменный памятник, представляет собой один из сложных и в некоторой степени малоизученных периодов истории народов Мавераннахра и Хорасана. Поэтому введение в широкий научный оборот материалов данного исторического сочинения имеет большое значение для выяснения многих неизученных, а порой и спорных вопросов, касающихся политической и социально-экономической ситуации в данном регионе указанного периода. Ценность сведений автора этого сочинения состоит и в том, что он являлся очевидцем и участником описываемых событий.

Актуальность работы обусловлена также тем, что при исследовании памятника проведен критический анализ содержащихся в нем исторических сведений в сопоставлении с материалами других письменных источников этого периода и определено его место в историографии народов Центральной Азии. Введение в научный оборот сведений Мухаммад Юсуфа Мунши способствует выяснению многих проблем, связанных с историей народов Центральной Азии в XVI- XVIII вв.

Следует также отметить, что в современной историографии до настоящего времени не осуществлялось системное исследование этого

важного исторического сочинения, тем более не предпринимались попытки выявить степень достоверности сведений данного памятника.

Степень изученности проблемы. «Та'рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши как важный письменный памятник средневековья привлёк внимание европейских ученых в начале XIX в. Первым об этом сочинении сообщил русский посол А.Ф. Негри, который в 1820-1821 гг. во время своего пребывания в Бухаре получил в подарок экземпляр рукописи этого сочинения от самого эмира Бухары Хайдара (1800-1826 гг.) и привез ее в Петербург. Затем в 1832 г. английский посол в Бухаре А. Берне приобрёл список этого сочинения, который увез затем в Англию.1

На основе списка, привезенного из Бухары А.Ф. Негри, это сочинение стало известно европейским ученым. В 1824 г. по инициативе известного востоковеда профессора Петербургского университета О.И. Сенковского2 часть материалов «Та'рихи Муким-хани» в объеме 24 стр. с подробным комментарием (132 стр.) на французском языке была опубликована как

Л

учебное пособие для студентов. Эта публикация О.И. Сенковского много лет служила европейским ученым в качестве единственного путеводителя по истории Мавераннахра.4

В 1854 г. ориенталист Морли в каталоге, изданном библиотекой Королевского Азиатского Общества Великобритании в Ирландии, дал описание сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши.5 Об этом сочинении

'Мухаммад Юсуф Мунши. Муким-ханская история / пер. с тадж. предисл. примеч. и указ. проф. А.А. Семенова. -Ташкент, 1956. -С. 6. (далее Муким-ханская история).

Инициалы этого ученого неверно указаны АА Семеновым. Правильные его инициалы О.И. См.: Баргольд В.В. Сочинения. T. IX. -М.: Наука, 1977. -С. 6,56 и др.

3 Senkowski J. Supplément a L'histoire generale des Huns, des Turcs, des Mongols, contenant un abrégé de L'histoiry de la domination des Uzbeks dans la Grande Bukharie, depuis leur établissement dans ce paus jusqu'à l'an 1709, et une continuation de Kharezm, depuis mort d' Aboul-ghazi-KJian jusqu'à La meme epoque. Приложение к «Объявлению публичного преподавания наук в Императорском Санкт-Петербургском Университете на сей 1824 год».-СПб., 1824.

4 Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России // Соч. Т. К. -М.: Наука, 1977.-С. 511.

5Morley W.H. Descriptive Catalogue of the Historical MSS. -London. -PP. 152-153.

написал специальную статью немецкий ориенталист Ф. Тейфел.1

Венгерский ориенталист Г. Вамбери использовал при подготовке своего труда «Истории Бухары или Трансоксании» некоторые материалы из сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши."

Перевод отдельных фрагментов сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши на

л

русский язык был осуществлен Н.Г. Малпицким и A.A. Семеновым. В 1956 г. академик A.A. Семенов осуществил полный перевод сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши на русский язык и издал его в Ташкенте.5

Материалы сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши «Муким-ханская

f 7 Й

история» использованы таджикскими, иранскими, узбекскими и другими исследователями.

Иранский ученый Фаришта Саррофон на основе списков этого сочинения, хранящихся в книгохранилищах Ирана, издал в 1979 году критический текст данного сочинения.9

Несмотря на то, что материалы «Та'рихи Муким-хани» были частично

1 Teufel F. Quellenstudien zur neueren Geschichte, Chanate, Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. 2-3 Heft, 1884. -PP. 235, 240.

2 Вамбери Г. История Бохары или Трансоксании с древнейших времен до настоящего. Перев. А.И. Павловского. Т. 1-2. СПб., 1873.

3 Маллицкий Н.Г. Разгром Ташкента Имамкули-ханом бухарским в 1613 г. // Протоколы заседаний и общения членов Туркестанского Кружка любителей археологии. Год 5. -Ташкент, 1900.-С. 140-145.

4 Семенов A.A. Происхождение Чингиз-хана и его завоевания // Туркестанские ведомости. - 1907. -№15-16.

5 Мухаммад Юсуф мунши. Муким-ханская история. -Ташкент, 1956.

6Сшщов А. Политическое и социально-экономическое положение Бухарского ханства в XVII - первой половины ХУШ вв. -Душанбе: Дониш, 2010; Хамза Камол. История вторжения кочевых племен Дашг-и Кипчака в Мавераннахр и Хорасан (XVI в.).- Душанбе: Дониш, 2012; Гоибов Г. Таърихи Хал юн аз огоз то имруз. -Душанбе, 2006 и др.

7 Микзад Келорази . Взаимоотношение Джанидов с Сефевидами в XVII-XVIII ввЛ Фарханг. Научно-литературный журнал. 2010 № 5-6 (сентябрь-декабрь). -С. 30-32; Он же. Сведения средневековых письменных источников о проблеме взаимоотношений Бухары и Балха в XVII в. // Весшик Таджикского национального университета. -Душанбе: Сино, 2010. - №1 (57).-С. 53-57; Хусайни Фаррухяр. О церемониале при дворе Анггарханидов в XVII веке // Вестник Таджикского национального универаггета. -Душанбе: Сино, 2010. -С. 20-22 и др.

8Абдураимов М. А. Очерки аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVll-первой половине XIX века. Т.1.-Ташкент: Фан, 1966; Ахмедов Б. А. История Балха (XVII - первая половина XVIII в.). -Ташкент: Фан, 1982.

9Мухаммад Юсуф мунши. Тазкираи Муким-хани/предисл. и коммент. Фаришта Саррофон. -Тегеран: Мероси мактуб, 1370 г.ш. (1979) (далее Тазкираи Муким-хани).

использованы некоторыми учеными, сам памятник еще не подвергался специальному исследованию. Поэтому всестороннее источниковедческое исследование данного труда является своевременным и полезным для решения многих проблем, связанных с историей народов Центральной Азии XVI - начала XVIII вв.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является источниковедческий анализ сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши «Та'рихи Муким-хани», установление исторической достоверности имеющихся в нем материалов и их полноты, введение в научный оборот отдельных исторических фактов и сведений отсутствующих в других первоисточниках, и определение места этого памятника в историографии XVI-нaчaлa XVIII вв.

Исходя из этого, в диссертации предпринято решение следующих конкретных задач:

-уточнить биографию и деятельность автора на основе материалов «Та'рихи Муким-хани»; -определить структуру и содержание глав «Та'рихи Муким-хани»; -выявить новые исторические материалы, касающиеся истории Мавераннахра XVI - начала XVIII вв., определить их достоверность и с целью введения их в широкий научный оборот;

-проанализировать систему административного управления изучаемого периода;

-раскрыть причины и последствия противостояния и междоусобиц правителей Бухары и Балха;

-осветить роль и влияние представителей духовенства на социально -политическую жизнь государства;

-установить причины столкновения интересов землевладельцев и кочевников.

Источниковедческая база исследования. При исследовании этой темы автором использован ряд исторических средневековых письменных

памятников XVI-XVIII вв., имеющих отношение к исследуемой теме, путевые записки европейских путешественников, каталоги восточных рукописей, исследования отечественных и зарубежных ученых.

Для анализа материалов «Муким-ханской истории» и установления достоверности его сведений нами были привлечены различные письменные источники.

Одним из важных источников этого периода является сочинение Камал ад-Дина Бинаи (1453-1512) «Шейбани-наме», где содержатся ценные сведения о нападении кочевых племен на Мавераннахр, описания их разбоев, грабежей и бесчинств в отношении местного населения. Здесь приводятся важные сведения о названиях кочевых племен, именах их предводителей, при поддержке которых Шейбани-хан проник в Мавераннахр и захватил там власть. Одна рукопись этого сочинения находится в Душанбе,1 а другая - в Ташкенте.2

Много важных материалов, касающихся нашего исследования, содержит труд «Таварих-и гузида - Нусрат-наме» («Избранные истории -Книга побед»), написанный в 1504 г. на турецком языке и посвященный Шейбани-хану. Многие исследователи считают, что его автором является Мухаммад Салих, который написал это сочинение по приказу Шейбани-хана. Данное сочинение состоит их трех частей: первая часть представляет сведения об истории чингизидов, во второй части изложена история Тамерлана, а третья рассказывает об истории Шейбани-хана. Первые две части имеют компилятивный характер, а третья - самостоятельный труд автора книги. Критический текст этого сочинения издан А.М Акрамовым.

Другим важным источником в котором описываются интересующие нас события, является сочинение Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани «Михман-наме-йи Бухара» («Записки бухарского гостя»). Автор, являясь

1 Камалиддин Бинаи. Шейбани-наме // Рук. Библиотеки им. A.A. Семенова Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ №38. .

2 Камалиддин Бинаи. Шейбани-наме // Рук. ИВ АН РУ № 844.

3Таварих-и гузида - Нусрат-наме / Иссл., критич. текст A.M. Акрамова. -Ташкент: Фан, 1967.

7

известным богословом при дворе ряда восточных правителей, занимал высокое положение в придворных кругах и был в курсе многих политических событий, которое описывает в своем труде. Здесь приведено немало сведений

0 взаимоотношениях Шейбанидов с Сефевидами. Это сочинение издано в

1 9

Тегеране Манучехром Сутуда. Имеется и его русский перевод.

Сочинение Хондемира «Хабиб ас-сияр» («Друг жизнеописаний (биографии)», написанное в 1521-1524 гг., представляет собой свод ценных материалов об истории проникновения Шейбанидов в Хорасан и его покорения. Ценность этого исторического труда состоит в том, что его автор, будучи приближённым ко двору правителя Герата, был очевидцем всех событий связанных с развитием взаимоотношений Сефевидов с первыми Шейбанидами. Сочинение Хондемира было издано в Иране в четырех томах.3

Для изучения истории исследуемого региона большой интерес представляет сочинение Захириддина Мухаммада Бабура «Бабур-наме». В нем приводятся ценные сообщения о политической истории Мавераннахра, Хорасана и Северной Индии вплоть до 1529 г. Книга издана в Ташкенте.4 Имеется перевод этого сочинения на русский язык.5

Следующим источником, содержащим важные сведения по истории периода первой половины XVI в., является анонимное сочинение «Джаханкушаи хакан» («Завоевания хакана»), которое было написано между 1541-1548 годами. Сочинение содержит сведения о военных и политических взаимоотношений Сефевидов с Шейбанидами. Интересно, что временами автор анализирует происходившие события и излагает свои выводы и размышления. Это сочинение было издано в 1986 г. в Исламабаде.6

1 Фазлуллах ибн Рузбихан Хунджи. Михман-нама-йи Бухара / подг. к печати Манучехр Сутуда.-Тегеран, 1341 г.ш.

2 Фазлуллах ибн Рузбихан Иефахани. Хунджи. Михман-наме-йи Бухара (Записки бухарского гостя) / пер., предисл. и примеч. Р.П. Джалиловой. ~М., 1978.

3 Хондемир. Хабибу-с-сияр / под ред. Джалалудцина Хумайи. Т. I-IV. -Тегеран, 1380 г.ш.

4 Захириддин Мухаммад Бобир. Бобирнома (на чагатайском языке). -Ташкент, 1960.

5 Захириддин Мухаммад Бабур. Бабур-наме / пер. М. Салье. -Ташкент, 1958.

6Джаханкушаи хакан (Завоевания хакана) (без автора) / предисл. д-ра А. Музтара. -Исламабад, 1364(1986).

Политические события в Мавераннахре, Хорасане и Иране в интересующий нас период нашли отражение в сочинении Амир Махмуда Хондемира, сына автора «Хабабу-с-сияр» Хондемира под названием «Та'рихи шах Исмаил и шах Тахмасби Сефеви (Зайли Хабибу-с-сияр) («История шаха Исмаила и шаха Тахмасби Сефеви» или («Продолжение истории Хабибу-с-сияр»). Это сочинение издано в Иране.1

Другим важным источником по исследуемой теме является сочинение «Та'рих-и Рашиди» («Рашидова история») Мирза Мухаммада Хайдара Доглата, известного как Мирза Хайдар. Оно состоит из двух книг: в первый содержится история Чагатаидов Моголистана и Кашгарии со времен Туглук-Тимура до Абдуррашид-хана, а вторая представляет собой мемуары самого автора и превышает первую часть по объему в четыре раза. Книга издана в

г)

Иране,~ имеется также перевод извлечений из этого сочинения на русский язык.3

Исторический труд Хасанбека Румлу «Ахсану-т-таварих» («Лучшая из историй») содержит много интересных сведений о правлении династии Шейбанидов и их противостоянии с Сефевидами и рассказывает о событиях 1494-1578 гг. Автор был близок ко двору сефевидского шаха Тахмаспа, в связи с чем имел возможность наблюдать развитие взаимоотношений этих двух государств. Часть сведений, сообщаемых автором данного труда, отсутствуют в других первоисточниках. Это сочинение издано в Тегеране.4

Еще одним важным источником, имеющим отношение к этому периоду, является труд Хафиз-и Таныша «Шараф-наме-йи шахи» («Книга шахской славы»), который известен также под названием «Абдуллах-наме» («Книга о Абдуллах-хане»). Данный памятник посвящен деяниям

1 Амир Махмуд Хондемир. Та'рихи шах Исмаил. и шах Тахмаспи Сефеви (Зайли Хабибу-с-сияр) / введ., примеч. и указ. д-ра Мухаммадали Джарохи. -Тегеран, 1370 г.ш.

2 Мирза Мухаммад Хайдар Доглат. Та'рих-и Рашиди / под ред. д-ра Аббаскули Гаффарифарда.-Тегеран, 1383. г.ш.

3 Мирза Мухаммад Хайдар Доглат. Та'рих-и Рашиди / пер. с перс. Р.П. Джалиловой и Л.М. Епифановой // Материалы по истории Средней и Центральной Азии Х-Х1Х вв. -Ташкент, 1988.-С. 185-214.

4 Хасанбек Румлу. Ахсану-т-таварих. Т. 1-Ш. -Тегеран, 1384 г.ш.

9

известного шейбанидского правителя Абдуллах-хана II, который фактически правил в Мавераннахре с 1560 г. по 1598 г., а официально правил с 1583 г. Труд содержит ценные материалы по истории Шейбанидов второй половины XVI в. Его списки хранятся в библиотеках различных стран, один из которых находится в Душанбе.1 Имеется перевод этого сочинения на русский язык.2

Сочинение Ахмада ибн Шараф ад-Дина Хусайни Куми «Хуласат-ат-таварих» («Краткие истории») посвящено истории государства Сефевидов, в нем можно получать немало ценных сведений о взаимоотношениях Сефевидов с Шейбанидами. Автор