автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Казибекова, Гюльжаган Каировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи"

Дагестанский государственный университет

На правах рукописи^ Казибекова Гюльжаган Каировна

Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Специальность - 09 00 11 социальная философия

Махачкала 2007

003071793

Работа выполнена в Дагестанском государственном университете

Научный руководитель доктор философских наук, профессор

О М Гусейнов

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

ТЭ Кафаров

Кандидат философских наук, доцент

МГ Курбанов

Ведущая организация - Дагестанская государственная сельскохозяйственная

академия

Защита состоится «26» июня 2007 г в 14 00 ч на заседании диссертационного совета К 212.053 07 при Дагестанском государственном университете по адресу 367025, г Махачкала, ул Дзержинского, 14

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дагестанского государственного университета

Автореферат разослан « 24 » мая 2007г

Ученый секретарь диссертационного совета д ф н, проф.

С Ш Муслимов

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Духовно-нравственная жизнь общества является важной сферой его жизнедеятельности, а ее воспроизводство в трансформирующихся современных условиях становится основной задачей дальнейшего общественного развития.

Одним из основных субъектов воспроизводства духовно-нравственных норм и ценностей общества является молодежь, сущностной характеристикой которой предстает способность наследовать и воспроизводить социокультурные образцы, трансформировать их с учетом меняющихся реалий жизни на основе собственного инновационного потенциала и транслировать будущим поколениям, внося, тем самым, свой вклад в развитие социума В ходе духовно-нравственного развития подвергаются существенному изменению знания, идеи, потребности, интересы, отражающие совокупный социальный опыт и играющие важную роль в индивидуально-личностном и общественном развитии Молодежь, проходя все ступени социализации в условиях межкультурного столкновения и возникшей неопределенности, одновременно воспринимает различные образцы, своеобразно переплетающиеся в ее сознании. В результате активной реакции на культурные вызовы времени она расширяет свои духовные потребности и интересы, ориентируясь на референтные группы соотнесения, представленные в массовой культуре, постепенно отдаляется от традиционной культуры старших поколений.

Исследование влияния трансформации общественно-политических процессов на духовно-нравственные ценности молодежи требует социально-философского осмысления, которое позволит всесторонне раскрыть ее природу, глубже понять влияние данного фактора на формирование сознания и поведение молодежи, расширить представление о детерминантах, определяющих качественные изменения социокультурных характеристик молодежи как социальной группы, и выявить особенности формирования индивидуального и группового сознания молодежи в гармоничном

соотнесении общественно значимых и индивидуальных норм и ценностей.

Все это в совокупности и обуславливает актуальность данного исследования

Степень научной paзpaбotaннocти проблемы. Проблема духовных ценностей берет свое начало еще в работах античных мыслителей, но наибольшую разработку получила в трудах Г. Гегеля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М Вебера. Развернутая социально-философская концепция духовно-нравственной жизнедеятельности общества представлена в марксистском подходе, опирающемся на диалектический метод (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) Разработке актуальных проблем духовно-нравственной жизни в современной отечественной социальной философии и социологии посвящены работы М С Кагана, Л Н Когана, Ф И Минюшева и др.

Некоторые теоретические аспекты изменения сознания молодежи были затронуты в неомарксистских концепциях трансформации общества (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю Хабермас, Э. Гоулднер и др.), в теориях структурного функционализма (Т Парсонс, Р. Мертон), системного подхода в социологии (Н Луман), в социологии социальных изменений (Д Белл, П Штомпка, М Жулковский), в теории переходного возраста (К. Гроос, В. Штерн, А Бидль, Ф. Гизе, А. Буземан), психоналитических концепциях 3 Фрейда и представителей его школы и др

Особым теоретико-методологическим основанием

философского анализа особенностей духовно-нравственных ценностей различных социальных групп предстает разработка концепции социального развития молодежи в которой дается обоснование ее субъектности в духовном производстве и в духовной жизни (В.И Чупров) Анализ различных аспектов духовно-нравственных приоритетов молодежи содержится также в специальных философских и социологических теориях: социального самоопределения (С.Н. Иконникова, В.Т Лисовский), социоструктурных изменений (В И. Староверов), социализации (А.И Ковалева, А.А Щегорцов), социального конструирования реальности молодежью (В.А Луков), культурологических концепций молодежи

(В Ф Левичева, А Л Маршак, В К Сергеев, А И Шендрик), гражданских идентификаций (Е А Гришина, А А Козлов), образовательных стратегий (В И Добрынина, Т В. Ковалева, Т И Кухтевич, Т Э. Петрова), инновационного потенциала (О.В Афанасьева, Б К. Лисин), экстремистских проявлений молодежного сознания (А.А Козлов) и др

Проблемам выявления духовно-нравственных ценностей дагестанского социума посвящены работы таких ученых, как РМ Абакарова, М А Абдуллаев, А Г. Агаев, А К Алиев, М И Билалов, О М. Гусейнов, Э.Ф. Кисриев, М.Г Курбанов, Р М. Магомедов, С Ш Муслимов, Д С Шихалиева и др

Тем не менее, заметим, что в социально-философской литературе, практически, отсутствует целостная концепция ценностных ориентации современной молодежи и механизмов ее регуляции в условиях трансформирующейся социальной среды, что и предопределило объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - духовный мир молодого человека, в котором постоянно актуализируется система ценностных ориенгаций, объективно переходящих от одних форм устойчивого функционирования к другим, более сложным и зрелым, при условии динамичного развития личностных особенностей молодежи.

Предмет исследования социокультурная регуляция и ценностная саморегуляция духовно-нравственной жизни современной молодежи в условиях трансформации общества

Цель исследования состоит в разработке основ социально-философского изучения ценностных предпочтений молодежи с учетом трансформационных процессов в жизнедеятельности современного общества

В соответствии с данной целью поставлены следующие исследовательские задачи*

- обосновать социальную значимость молодежи в механизме воспроизводства и развития духовно-нравственных ценностей в жизни общества;

- проанализировать специфику социальных идентичностей в молодежной среде,

- выявить особенности и тенденции изменения сознания современной дагестанской молодежи в условиях трансформации социума,

- исследовать основные современные тенденции и противоречия в изменении ценностных предпочтений дагестанской молодежи

Теоретико-методологическую основу исследования составляют, диалектический подход к анализу духовной жизни молодёжи как сложной целостной структуры, осмысливаемой в ее взаимосвязи с обществом, философские и общесоциологические принципы исследования - развития и всеобщей связи, диалектического единства анализа и синтеза, объективности, системности, историзма, детерминизма; методология социологии социальной неопределенности и нестабильности Предмет и объект исследования рассматриваются в единстве системно-структурного и социально-генетического подходов, с учетом междисциплинарного анализа и других смежных методов исследования

Теоретической базой настоящей работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы теории духовно-нравственной жизни, становления молодежи как субъекта общественного процесса

Эмпирической базой исследования послужили материалы исследования "Динамика ценностных ориентации дагестанской молодёжи в условиях трансформации общества", осуществленного автором на базе кафедры прикладной социологии ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет», филиал г. Махачкала в 2000-2006 гг. Всего в анкетировании и интервьюировании приняло участие 824 респондента, обучающихся в Дагестанском государственном университете, Дагестанском государственном педагогическом университете, Дагестанском государственном техническом университете, Дагестанской государственной медицинской академии.

Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальным подходом к изучению ценностных

предпочтений и особенностей духовно-нравственных характеристик современной молодежи в условиях трансформации общества

Научная новизна исследования также прослеживается в положениях, выносимых на защиту

1 Трансформации социальной системы в современном обществе охватывают все процессы, происходящие в жизни людей Современный молодой человек вовлечен в глобальный процесс перемен, в котором постоянно сталкиваются противоположные ценности и ориентации, бросающие вызов и требующие адекватного выбора необходимых решений

В качестве трансформаций социальной системы рассматриваются процессы последовательной смены внутренних качеств, структур, функций и свойств самой социальной системы, при переходе ее от одних способов устойчивости к другим В условиях динамичных трансформаций социальной системы столь же динамично трансформируются и элементы духовного сосуществования людей, - особенно в социальной среде молодого поколения. Возникают новые коллективные формы духовной самоорганизации молодежи, среди которых важное место занимают духовно-нравственные ценности.

2 Современная молодёжь развивается в крайне неблагоприятных социокультурных условиях, связанных с системным кризисом российского общества, в котором нарастает конфликт поколений и нивилируются традиционные ценности, и в этих условиях роль и значение молодежи двойственны - она является носительницей не только потенциала прогрессивных перемен в обществе, но одновременно и достаточно мощного взрывного фактора социальной нестабильности

3 Молодежь рассматривается как специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т д), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на

определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия

4. Современное положение молодых людей в обществе является нестабильным. В период, когда идет переоценка ценностей и норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются ее жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Условия нестабильности переходного периода приводят к обострению молодежных проблем, потеря социальных гарантий, утрата чувства собственной безопасности; снижение жизненного уровня, неудовлетворенность материальным положением, жилищными условиями, работой

5. Исследование показывает, что в отношении молодежи к получению образования преобладает утилитарный подход Образование перестает быть самостоятельной ценностью Оно является не столько самостоятельной ценностью и становится преимущественно средством для достижения более высоких позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью В последние годы произошел заметный сдвиг в целевых ориентациях молодежи, связанный с подчинением ценности образования задачам личного обогащения. Иными словами, образование ценится в той мере, в какой оно приносит доход и повышает статус.

6 Демократизация общественной жизни и проведение курса рыночных реформ, с одной стороны, позволило каждому человеку стать социально и политически активным, выражать свое мнение, в той или иной мере влиять на политическую ситуацию в стране, с другой - повлекло за собой разрушение прежних стереотипов мышления и поведения, системы сложившихся ценностей На первый план выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии. В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и в то же время быстро приспосабливается к новым условиям жизни Политические процессы и другие социально-значимые события не привлекают внимания молодежи, если непосредственным образом не затрагивают ее собственные интересы

Научно-практическая значимость работы состоит в обосновании научной перспективы данного исследовательского направления Методологический подход, реализованный в диссертации, теоретическая разработка проблемы противоречий в механизме социокультурной регуляции позволили расширить сложившиеся представления о социальной сущности молодежи, понять механизмы формирования ее духовной жизни, что способствует более фундаментальному исследованию молодежной проблематики

Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут служить основанием для разработки новых направлений государственной молодежной политики в современных условиях.

Апробация работы. Материалы, рабочие гипотезы и ключевые положения диссертационного исследования апробированы в ходе преподавания автором курсов «Философия», «Социология», в ряде спецкурсов, подготовленных для студентов дагестанских вузов. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры социологии и политологии и кафедры философии Дагестанского государственного университета. Основные положения диссертации докладывались на конференциях и изложены в 8 публикациях автора

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении дается общая характеристика диссертационного исследования, а именно: излагаются общие положения диссертации, выносимые на защиту, раскрываются ее актуальность, степень разработанности проблемы, научная новизна, определяется цель исследования и научно-практическое значение, приведены формы и способы научно-практической апробации основных положений диссертации Во введении раскрыта также фундаментальная особенность предпринятого исследования - ее комплексный характер, отразившийся на его методологии и разнообразии исследовательских методов

В первой главе «Молодежь в контексте трансформаций социальной системы» проводится философский анализ адаптации современной молодежи к современным трансформационным процессам Трансформации социальной системы в современном обществе охватывают все процессы, происходящие в жизни людей Современный молодой человек вовлечен в глобальный процесс перемен, в котором постоянно сталкиваются противоположные ценности и ориентации, бросающие вызов и требующие адекватного выбора необходимых решений

В качестве трансформаций социальной системы рассматриваются процессы последовательной смены ее внутренних качеств, структур, функций и свойств, при переходе ее от одних состояний устойчивости к другим В условиях динамичных трансформаций социальной системы столь же динамично трансформируются и элементы духовного сосуществования людей, -особенно в социальной среде молодого поколения. Возникают новые коллективные формы духовной самоорганизации молодежи, среди которых важное место занимают духовно-нравственные ценности

В первом параграфе «Молодежь в социальной структуре общества» изучено многообразие теоретических концепций (стратификационный, психофизиологический, субъективный, социологический интегративный и др.), толкования и определения понятия «молодежь» и генезис этой научной категории как отражения соответсвующей социально-демографической группы Автором последовательно проводится анализ и соотношение таких понятий как «социализация» и «социальная адаптация»

Современный мир находится в процессе глобальных крупномасштабных трансформаций, которые не могли не затронуть и российское общество В условиях фактического расслоения российского общества, неравенства возможностей в получении образования, жилья, в исполнении воинского долга обостряются проблемы, связанные с молодёжью И это при том, что в современных условиях трансформирующегося социума молодежь предстает как основной социальный ресурс с точки зрения стоящих перед обществом стратегических задач

Молодежь определяется автором как специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и тд), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений, хотя на определенных и продолжительных этапах своего становления являющаяся одновременно объектом и субъектом общественного воздействия

Рассматривая 4 этапа, характеризующие процесс становления молодежи как субъекта общественной жизни, автор отмечает, что каждому этапу присущ ведущий характер деятельности, особый социальный статус, своя специфика освоения социального опыта

Во втором параграфе «Современное состоянне и тенденции развития ценностных ориентации современной молодежи» автор считает, что преимущественно ценностные ориентации объединяют молодое поколение в социальном пространстве На основе проведенного социологического опроса, делается вывод, что молодое поколение (по самооценке) считает себя главным фактором устойчивости развития России и в определенной степени (68%) движущей силой коренных преобразований в обществе Современное молодое поколение в целом видит себя в качестве граждан новой России с весьма высокими показателями российского патриотизма и этноцентричности. по результатом исследования, проведенного автором, 76% опрошенных считают Россию великой страной, 63% считают, что россиянам есть чем гордиться; 66% считают, что роль России в мире будет возрастать.

Вместе с тем, общественные трансформации оказали существенное негативное влияние на социальное положение и некоторые ценностные ориентации молодежи, что, в свою очередь, влияет и на ее политическое поведение

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, автор учитывает, что она является носительницей не только потенциала прогрессивных перемен в обществе, но одновременно достаточно мощного взрывного фактора социальной нестабильности. Ясности в

вопросе о том, резервом каких перемен может стать в ближайшем будущем основная масса юношества, нет Так, почти половина (44,7%) из числа опрошенных отметили «потерю социальных гарантий», 30% — снижение жизненного уровня и возможность стать бёзработными, 19%— утрату чувства собственной безопасности.

При этом основная часть юношества слабо ощущает поддержку властей в решении таких вопросов, как получение жилья (ощущают в среднем по разным категориям молодежи — 5,0%, не ощущают — 80,5%), профессиональная подготовка соответственно — 19,9% и 52,3%; занятость 10,2% и 70,1%; развитие предпринимательства. 22 2% и 48,8%.

Другой особенностью современного молодежного сознания является нарастающее падение интереса к системе смысложизненных ценностей Это связано со сложностями модернизационного процесса, которые способствовали росту разочарования в любых смысложизненных ценностях и идеалах, а нарастание социальных проблем заставляло концентрироваться главным образом на жизненных вопросах. Универсальные ценности стали преобладающими

Кроме того, интерес к смысложизненным ценностям требует достаточно высокого уровня культуры личности, развития ее креативных способностей. Чем они выше, тем чаще встает перед молодым человеком вопрос о смысле его жизни Реальностью нынешнего дня является снижение общего уровня духовной культуры, что проявляется в отсутствии у многих молодых людей установки на духовное саморазвитие, на обеспечение полноты и всесторонности личности

Коллективные ценности отходят в молодежном сознании на второй план Молодые люди становятся все более прагматичными и рационально мыслящими Они ориентируются на богатство и карьеру, а возможность их достижения связывается с получением хорошего профессионального образования Профессиональный рост и карьера - третья по значимости проблема, волнующая студентов, после нехватки денег и учебы.

Российская молодежь в своем большинстве принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она поддержала демократические преобразования Как реальность сегодня в России большинством молодежи признается свобода выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью и убеждениями, более трети ценят возможность участия в выборах и воздействия на политическую ситуацию в стране Молодежь является политическим резервом, прежде всего для сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса

В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой В целом молодое поколение быстро адаптируется к рыночным условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение Значительная часть настроена на продолжение реформ (за переход к рыночной экономике высказались 78 % 17-летних, 68 % 24-летних; 64 % 30-летних)

Для современного поколения молодых дагестанцев свойственны фрагментарность «картины мира», сочетание в общественном сознании различных философских, религиозных, технократических представлений, в том числе, отживших стереотипов и устаревших суждений Мировоззренческий плюрализм особо распространен среди молодой интеллигенции треть гуманитариев и естественников из ее представителей считают себя сторонниками сочетания различных идей и доктрин

В третьем параграфе «Основные молодежные проблемы п роль государственной политики в их решенив» автором выявлены следующие проблемные для молодежи вопросы в условиях прогрессирующей коммерциализации системы образования сохраняются ограничения доступа подрастающего поколения к получению среднего (специального) и высшего образования, усиливается социальная и политическая апатия молодежи, падает престиж честного труда; растут потребительские настроения,

замещающие собой установки на активную трудовую деятельность, а также личностный настрой на духовность; углубляется разрыв между поколениями - на фоне критического отношения к образу жизни, ценностям и взглядам родителей падает авторитет последних, отмечается кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде практически половины молодых семей, сокращении рождаемости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте негативных проявлений в воспитании, образовании, социализации детей в семьях (в первую очередь - проблемных семьях), росте насилия над детьми в семьях, раздвигаются границы девиантного поведения, регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц женского пола; в сферу организованной преступности вовлекается все большее число детей и подростков

Автором отдельно выявлены проблемы материального характера молодежи, к которым относятся: низкая зарплата или стипендия, возможность работы по специальности, кредит для покупки жилья, предоставление рабочих мест выпускникам учебных заведений, помощь молодой семье, медицинское обслуживание

Среди социальных проблем молодежи следует выделить такие наиболее острые, как сокращение доли молодежи в составе населения (с 1979 года она сократилась почти на 15%), тенденция ухудшения здоровья (лишь 14% детей практически здоровы, 35% детей хронически больны), быстрыми темпами происходит снижение интеллектуального потенциала российской нации, ухудшение положения системы образования, идет процесс десоциализации, маргинализации молодежи, ускоряющиеся темпы криминализации детей и молодежи ныне молодыми людьми совершается 57% всех преступлений; этому способствует ухудшившиеся социально-экономические условия, психологическая обстановка неустойчивости в обществе, крушение прежних идеалов и моральных устоев.

Решение этих проблем под силу только государству. И их реализация определяет степень доверия органам власти и электоральную активность. Приостановление кризисных явлений,

разрешение молодежных проблем, обеспечение перспектив для реализации подрастающего поколения как инновационного потенциала общества в условиях реформирования и системного кризиса возможны только при условии формирования и проведения научно обоснованной эффективной государственной политики в отношении подрастающего поколения - детей, подростков и молодежи, которая проанализирована в диссертации на основе принятых нормативно-правовых актах и государственных социальных программ.

Тем не менее, автор, проводя сравнительный анализ опрошенных в 2000 и в 2006 году приходит к выводу, что акценты жизненных ожиданий современной молодежи заметно сместились -усиливается требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни в трансформирующемся обществе, что и заставляет ее ставить перед собой задачи по овладению современными образованием и профессией Современной молодежи присуще стремление к большой жизнестойкости, у нее упрочняются надежды лишь на себя и своих близких, и надо понять, что это естественно для условий физического выживания, в которых она оказалась Разумеется, серьезно тревожит усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими «жизненного успеха» Многое здесь продиктовано тем, что наше общество, словесно и наглядно провозглашая современные ценностно-нормативные координаты людей, ввиду ослабления социального контроля совершенно не достаточно заботится об идейной, моральной и даже правовой регламентации способов достижения молодежью своих жизненных целей.

Во второй главе «Трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в условиях переходного периода» автор отмечает, что система ценностей, принятых в обществе, всегда имеет четко выраженный иерархический порядок, в котором одна ценность всегда доминирует над другой, или один ряд взаимосвязанных ценностей - над другим рядом

Социальные трансформации делают такое доминирование динамичным и неустойчивым. Традиционно доминирующие ценности теряют свою роль и становятся сильно зависимыми от

складывающейся ситуации в жизни молодежи Это стало вполне заметным по той причине, что положение молодежи в современном российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно больно ударили по положению молодежи лишь небольшая ее часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и ДР

В первом параграфе «Трансформация духовно-нравственных ценностей и ценностных предпочтений молодежи в современном российском обществе» автор, отмечает, что духовные ориентации молодежи, рождаясь в новых условиях жизни, под влиянием новых проблем могут либо совпадать с действительностью и быть реальными, нацеливающими на успех в жизни, либо не совпадать с ней и становиться иллюзорными и мешать дальнейшему развитию Если духовно-нравственные ценности молодежи уводят ее в сторону от объективных процессов развития общества, то общество неизбежно приходит в упадок и тенденции регресса усиливаются Поэтому в социальной философии и в других гуманитарных науках актуализируется потребность взять под контроль эту ситуацию и не пустить ее на самотек

Анализируя социологические данные, автор делает вывод, что для современной молодежи наиболее значительными являются деньги, здоровье, жилищная проблема, возможность получения образования, повышение квалификации, карьера, продвижение по службе. Значимость проблемы изменяется в зависимости от возраста так, для современной молодежи наиболее значимыми являются (приведем пять наиболее важных): деньги (43,8%), здоровье (37,4%), жилищная проблема (24,7%), возможности получения образования,

повышение квалификации (23,9%), карьера, продвижение по службе (15,3%). При этом здоровье занимает 2-е место и у 17-летних (36,2%) и у 31-летних (37,4%) 17-летняя молодежь важными считает. -образование (39,6%), 3 - деньги (35,5%), 4 - материальная зависимость от родителей (21,6%), 5 - любовь (16,9%) 31-летняя молодежь приоритет отдает другим проблемам- 1 -деньги (54,3%), 3-жилищная проблема (33,9%), 4 - воспитание детей (24,6%), 5 -возможность потерять работу (23,6%)

Молодое поколение с оптимизмом смотрит в будущее и настроено весьма патриотично 39% опрошенных гордятся победой в Великой Отечественной войне, 35%- культурным наследием, 26% -природными богатствами, 38% - историей страны в целом, 20% молодых людей уверены в том, что XXI век — это век расцвета России и ее ждут великое будущее

Современная российская молодежь поддерживает в большинстве своем демократические преобразования Главным достижением сегодняшней России молодые люди считают права и свобода, хотя и утверждают, что большинство свобод не гарантируется, а лишь декларируются государством. Они считают себя главным фактором устойчивого развитая России, а 54% из них -движущей силой коренных преобразований в обществе

Во втором параграфе «Отношение к знанию как ценности и его приобретение современной молодежью» исследуется роль образования на современном этапе развития России и отношение молодежи к получению образования. Спецификой молодежи в данном аспекте общественной жизнедеятельности является то, что она легче, чем старшее поколение, адаптируется к новым социально-экономическим условиям Для нее свойственна особая активность в развитии частного сектора экономики, престижных областях деятельности с высокой оплатой труда и высокими квалификационными требованиями В молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал, растет число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем В молодежной среде растет самостоятельность, практичность и расчетливость, ответственность за свою судьбу, реальная оценка

своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам; увеличивается престижность образования, растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья, как основы материального благополучия

Стремление граждан к образованности — важный ресурс для сохранения и приумножения интеллектуального капитала в обществе, но этот ресурс будет работать лишь при условии, что получение образования напрямую связывается с установкой на получение знаний и их дальнейшее применение в практической профессиональной жизни Социологические исследования показывают, что молодежь относится к получению образования преимущественно утилитарно Оно является не столько самостоятельной ценностью, сколько средством для достижения более высоких позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью В какой-то степени образование используется как средство подъема в социальной иерархии и доступа к более высоким общественным и материальным позициям еще с советских времен. Однако в последние годы произошел заметный сдвиг в целевых ориентациях дагестанской молодежи и на сегодняшний день ценность образования подчинена задачам обогащения Иными словами, образование ценится в той мере, в какой оно приносит доход и повышает статус; если оно не приносит таких результатов, его ценят довольно невысоко

Ориентация на образование и продолжение его после школы у молодых дагестанцев и их родителей во многом связана именно со стремлением расширить возможности достижения более высокого статуса Молодежь, в принципе, не против получить при этом еще и знания — однако знания только такие, которые будут напрямую способствовать реализации ее статусных устремлений Утилитарное отношение к образованию оказывает мощное давление на учебные заведения — от школы до вуза, подталкивая их к «практической» переориентации учебных курсов на основе текущей рыночной полезности

Тяга к образованию соединяется в сознании молодежи с пониманием того, что знание как таковое не гарантирует высокого, а

часто и сколько-нибудь достойного социального положения: для большинства профессий, связанных с производством, воспроизводством и применением знания (таких, как школьные учителя, преподаватели вузов, врачи, ученые, инженеры, многие категории высококвалифицированных рабочих и т. д.), характерен низкий уровень оплаты труда Стремления работать в этих профессиях в настоящее время почти не наблюдается Даже получив специализированную подготовку для работы в этих родах занятий, молодежь зачастую делает выбор в пользу более перспективных карьер, не связанных с полученными в учебных заведениях знаниями

Примечательно, что студентов научные и преподавательские карьеры не привлекают Хотя 27% студентов ориентированы на обучение в аспирантуре, из них только 22% собираются заниматься наукой (6% от общего числа студентов) и только 14% — преподаванием (4% от числа студентов) Иначе говоря, лишь треть потенциальных аспирантов нацелена на карьеры, предполагаемые учебой в аспирантуре Сферы науки и образования, имеющие ключевое значение для общества Б XXI в, испытывают острый дефицит высококвалифицированных кадров

В третьем параграфе «Политические ценности и приоритеты молодежи» проанализированы показатели социальной и политической активности молодежи

Таким образом, демократизация и проведение курса рыночных реформ, с одной стороны, позволило каждому человеку стать социально и политически активным, выражать свое мнение, в той или иной мере влиять на политическую ситуацию в стране, с другой -повлекло за собой разрушение прежних стереотипов мышления и поведения, системы сложившихся ценностей. Сейчас на первое место выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии При этом первое является главенствующим В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и в то же время быстро приспосабливается к новым условиям жизни На современном этапе из основных целей

жизнедеятельности молодого поколения являются получение престижного образования и высокого уровня материального достатка, независимо от способов их достижения Политические процессы и другие события не привлекают внимания молодежи, если непосредственным образом не затрагивают ее собственные интересы Среди основных причин политической пассивности опрошенная молодежь называет, политическую неграмотность - 30%, неверие в свои силы в сфере политики - 19%, наличие у молодежи безответственного отношения к себе и к будущему - 15%, состояние общей пассивности населения страны - 13%, недостаток объективной политической информации -12%

Снижение политической активности молодежи в последнее десятилетие свидетельствует об ослаблении её влияния в политической сфере по сравнению с другими возрастными группами, хотя избирательное право в России имеют около 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, а это составляет 23% от числа всех избирателей РФ Представители молодого поколения демонстрируют более низкие показатели политической активности во всех формах; электоральном участии, организационной и протестной деятельности Молодежь сегодня в большинстве своем является наблюдателем политических процессов в обществе. Причиной этого является недостаточно эффективная государственная молодежная политика Необходима выработка механизмов воздействия на молодежь для ее активного участия в политической жизни страны

Формированию мнения о политике как сфере далекой от интересов молодежи способствуют представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится во властных структурах и разочарование молодых избирателей ходом и результатом политических процессов, происходящих в РФ за последнее десятилетие Более 40% молодых дагестанцев объясняют свою пассивность тем, что им "сейчас не до гражданской активности, так как важней всего выжить, завершить учебу, найти работу"

Естественно, что «успех» или «неудача» политической социализации молодежи зависит также и от методов и средств,

применяемых для ее осуществления Это требует разработки программы политической социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без создания образа человека будущего поколения, с его правами и предъявляемыми к нему требованиями

В Заключении автором подводятся итоги проделанного исследования, формулируются основные выводы. Обобщая использованный в диссертационной работе материал, можно сделать следующие выводы

1 Заметно снизилась значимость духовно-нравственных ценностей среди молодежи

2 В условиях социально-экономической трансформации общества образование не утрачивает своей ценности, хотя отношение молодежи к образованию все больше выражается в статусно-материальной заинтересованности.

3 Вызывает беспокойство ряд сложных психологических сдвигов в сознании молодежи Дагестана, обусловленных растущим нигилизмом и инфантилизмом в молодежной среде.

4 Изучение прогрессивных обычаев и традиций имеет большое значение для возрождения нравственной культуры личности и благоприятно влияет на взаимоотношения людей

Исходя из установленных в ходе диссертационного исследования фактов, даются конкретные рекомендации по проблеме. Здесь также намечены вопросы, требующие дальнейшей научной разработки

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих научных публикациях автора:

1. Казибекова Г К Молодежь в условиях трансформаций социальной системы// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология Спецвыпуск.- М, 2007 С. 123-127

2. Казибекова Г К. Современное состояние и тенденции развития ценностных ориентации современной молодежи // Голос разума Республиканский философский журнал- Махачкала, 2007 - №2.- С. 23-26

3 Казибекова Г.К Политические ценности и приоритеты молодежи // Голос разума. Республиканский философский журнал - Махачкала, 2007 - №2 - С 19-22.

4 Казибекова Г.К.Роль и значение нравственной культуры студента в его образовательной и профессиональной подготовке// Социально-политические процессы в Республике Дагестан (1991-2000 гг.) Материалы республиканской НПК,-Махачкала, 2002. С. 156-159.

5. Казибекова Г.К Преодоление морального нигилизма -необходимое условие перехода общества к рыночным отношениям//Вестник ДГУ. Философия Право Экономика-Махачкала, 2000.-№2 С 152-156

6. Казибекова Г.К. Социальное и этническое в условиях обновляющегося общества// Реформы в Дагестане. Сборник научных трудов Вып.П1,-Махачкала, 2000. С. 178-180

7 Гусейнов О.М., Казибекова Г К. Университетское образование как фактор формирования нравственной культуры студента. Учебная лекция - Махачкала ИПЦ ДГУ, 1998 19 с. (1,2 п л )

8. Казибекова Г К, Шихалиева Д С Роль педагога в формировании нравственной культуры студента//Вестник ДГУ Философия. Право Экономика- Махачкала, 1998.- №2 С 19-22

Подписано в печать 24 05 07, Бумага офсетная Печать офсетная Формат 60*84 1/16. Уел печл-1,5 Заказ № 069 Тираж 100 экз

Отпечатано в Типографии "Радуга-1" г Махачкала, ул Коркмасова 11 "а"

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Казибекова, Гюльжаган Каировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

1.1. Молодежь в социальной структуре общества.

1.2. Состояние и тенденции развития ценностных ориентации современной молодежи.

1.3. Основные молодежные проблемы и роль государственной политики в их решении.

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.

2.1. Трансформация духовно-нравственных ценностей и ценностных предпочтений молодежи в современном российском обществе.

2.2. Отношение к знанию как ценности и его приобретение современной молодежью.

2.3. Политические ценности и приоритеты молодежи.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Казибекова, Гюльжаган Каировна

Актуальность темы исследования. Современное российское общество проходит глубокое реформирование всех сфер жизнедеятельности, масштабность которых свидетельствуют о глубоких процессах модернизации. В обстановке объективного возрастания интереса к проблемам приспособления, связанным с модернизацией государства и общества, философское постижение социальной адаптации личности к текущим переменам представляется как никогда актуальным. Современный молодой человек вовлечен в глобальный процесс перемен, в котором постоянно сталкиваются противоположные ценности и ориентации, бросающие вызов и требующие адекватного выбора необходимых решений.

В условиях динамичных трансформаций социальной системы столь же динамично трансформируются и элементы духовного сосуществования людей, особенно в социальной среде молодого поколения. Возникают новые коллективные формы духовной самоорганизации молодежи, среди которых важное место занимают духовно-нравственные ценности.

Традиционно доминирующие ценности теряют свою роль и становятся сильно зависимыми от складывающейся ситуации в жизни молодежи. Это стало вполне заметным по той причине, что положение молодежи в современном российском обществе достаточно противоречиво.

Исследование влияния трансформации общественно-политических процессов на духовно-нравственные ценности молодежи требует социально-философского осмысления, которое позволит всесторонне раскрыть ее природу, глубже понять влияние данного фактора на формирование сознания и поведение молодёжи, расширить представление о детерминантах, определяющих качественные изменения социокультурных характеристик молодежи как социальной группы, и выявить особенности формирования индивидуального и группового сознания молодежи в гармоничном соотнесении общественно значимых и индивидуальных норм и ценностей.

Все это в совокупности и обуславливает актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема духовных ценностей берет свое начало еще в работах античных мыслителей, но наибольшую разработку получила в трудах Г. Гегеля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Развернутая социально-философская концепция духовно-нравственной жизнедеятельности общества представлена в марксистском подходе, опирающемся на диалектический метод. Некоторые теоретические аспекты изменения сознания молодёжи были затронуты в неомарксистских концепциях трансформации общества (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), в теориях структурного функционализма Т. Парсонса, системного подхода Н. Лумана в социологии, в теории переходного возраста, психоналитических концепциях.

Особым теоретико-методологическим основанием философского анализа особенностей духовно-нравственных ценностей различных социальных групп предстает разработка концепции социального развития молодежи В.И. Чупрова, в которой дается обоснование ее субъектности в духовном производстве и в духовной жизни. Анализ различных аспектов духовно-нравственных приоритетов молодежи содержится также в специальных философских и социологических теориях Е.А. Гришиной, В.И. Добрыниной, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, А.А. Козлова, В.Т. Лисовского, В.И. Староверовой, А.А. Щегорцова и др.

Разработке актуальных проблем духовно-нравственной жизни в современной отечественной социальной философии и социологии посвящены работы М.С. Кагана, Л.Н Когана, Ф.И. Минюшева и др.

Проблемам выявления духовно-нравственных ценностей дагестанского социума посвящены работы таких ученых, как P.M. Абакарова, М.А.Абдуллаев, А.Г. Агаев, А.К.Алиев, М.И. Билалов, О.М. Гусейнов, Э.Ф.

Кисриев, М.Г.Курбанов, P.M. Магомедов, С.Ш. Муслимов, Д.С. Шихалиева и Др.

Тем не менее, заметим, что в социально-философской литературе, практически, отсутствует комплексное исследование ценностных ориентаций современной молодёжи и механизмов ее регуляции в условиях трансформирующейся социальной среды.

Объект исследования - духовный мир молодого человека, в котором постоянно актуализируется система ценностных ориентаций, объективно переходящих от одних форм устойчивого функционирования к другим, более сложным и зрелым, при условии динамичного развития личностных особенностей молодежи.

Предмет исследования: ценностная саморегуляция духовно-нравственной жизни современной молодёжи в условиях трансформации общества.

Цель исследования состоит в разработке основ социально-философского изучения ценностных предпочтений молодежи с учетом трансформационных процессов в жизнедеятельности современного общества.

В соответствии с данной целью поставлены следующие исследовательские задачи:

- обосновать социальную значимость молодежи в социальной структуре общества и ее роль в последующей трансляции духовно-нравственных ценностей;

- проанализировать специфику современных социальных предпочтений в молодежной среде;

- выявить особенности и тенденции изменения духовно-нравственных приоритетов современной дагестанской молодёжи в условиях трансформации социума;

- исследовать основные современные направления и динамику в изменении ценностных предпочтений дагестанской молодёжи.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: диалектический подход к анализу духовной жизни молодёжи как сложной целостной структуры, осмысливаемой в ее взаимосвязи с обществом; философские и общесоциологические принципы исследования - развития и всеобщей связи, диалектического единства анализа и синтеза, объективности, системности, историзма, детерминизма. Предмет и объект исследования рассматриваются в единстве системно-структурного и социально-генетического подходов, с учетом междисциплинарного анализа и других смежных методов исследования.

Теоретической базой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы теории духовно-нравственной жизни, становления молодёжи как субъекта общественного процесса.

Эмпирической базой исследования послужили материалы исследования «Динамика ценностных ориентаций дагестанской молодёжи в условиях трансформации общества», осуществленного автором на базе кафедры прикладной социологии ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет», филиал г. Махачкала в 2000-2006 гг. Всего в анкетировании и интервьюировании приняло участие 824 респондента, обучающихся в Дагестанском государственном университете, Дагестанском государственном педагогическом университете, Дагестанском государственном техническом университете, Дагестанской государственной медицинской академии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в использовании новых методологических подходов к изучению ценностных предпочтений и особенностей духовно-нравственных характеристик современной молодежи в условиях трансформации общества.

Научная новизна исследования также прослеживается в положениях, выносимых на защиту:

1. Трансформации социальной системы в современном обществе охватывают все процессы, происходящие в жизни людей. Современный молодой человек вовлечен в глобальный процесс перемен, в котором постоянно сталкиваются противоположные ценности и ориентации, требующие от молодого поколения адекватного выбора и принятия необходимых решений.

В качестве трансформаций социальной системы рассматриваются процессы последовательной смены внутренних качеств, структур, функций и свойств самой социальной системы, при переходе ее от одних способов устойчивости к другим. В условиях динамичных трансформаций социальной системы столь же динамично трансформируются и элементы духовного сосуществования людей, - особенно в социальной среде молодого поколения. Возникают новые коллективные формы духовной самоорганизации молодежи, среди которых важное место занимают духовно-нравственные ценности.

2. Современная молодёжь развивается в крайне неблагоприятных социокультурных условиях, связанных с системным кризисом российского общества, в котором нарастает конфликт поколений и нивилируются традиционные ценности, и в этих условиях роль и значение молодежи двойственны - она является носительницей не только потенциала прогрессивных перемен в обществе, но одновременно и достаточно мощного взрывного фактора социальной нестабильности.

3. Молодежь рассматривается как специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.

4. Современное положение молодых людей в обществе является нестабильным. В период, когда идет переоценка ценностей и норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Условия нестабильности переходного периода приводят к обострению молодежных проблем: потеря социальных гарантий; утрата чувства собственной безопасности; снижение жизненного уровня; неудовлетворенность материальным положением, жилищными условиями, работой.

5. Исследование показывает, что в отношении молодежи к получению образования преобладает утилитарный подход. Образование перестает быть самостоятельной ценностью. Оно является не столько самостоятельной ценностью и становится преимущественно средством для достижения более высоких позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью. В последние годы произошел заметный сдвиг в целевых ориентациях молодежи, связанный с подчинением ценности образования задачам личного обогащения. Иными словами, образование ценится в той мере, в какой оно приносит доход и повышает статус.

6. Демократизация общественной жизни и проведение курса рыночных реформ, с одной стороны, позволило каждому человеку стать социально и политически активным, выражать свое мнение, в той или иной мере влиять на политическую ситуацию в стране, с другой - повлекло за собой разрушение прежних стереотипов мышления и поведения, системы сложившихся ценностей. На первый план выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии. В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и в то же время быстро приспосабливается к новым условиям жизни. Политические процессы и другие социально-значимые события не привлекают внимания молодежи, если непосредственным образом не затрагивают ее собственные интересы.

Научно-практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования позволяют углубить теоретические представления о сущности и содержании изменений, происходящих в духовно-нравственной жизни молодежи, систематизировать и концептуализировать новое знание о характере протекающей трансформации духовных ценностей. Они могут быть использованы: в дальнейших исследованиях проблем молодежи; в ходе модернизации системы образования полиэтничных субъектов Российской Федерации; в процессе преподавания дисциплин общегуманитарного цикла в вузах (философии, социологии и культурологи, а также специальных обществоведческих дисциплин).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи"

Заключение

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в том, во-первых, как молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, как оценивает молодое поколение свой вклад в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.

Актуальность темы исследования обусловлена также потребностями формирования новой государственной политики в отношении молодежи. Молодежная политика на предыдущих этапах не всегда отвечала потребностям развития молодежи как новой социальной силы. В этой связи наука и практика поставлены перед необходимостью осмыслить новую ситуацию, в которой находится сегодня молодежь. В результате этого осмысления в обществе должен выработаться новый взгляд на многие проблемы, в том числе на место и роль молодого поколения в жизни нашего общества, взгляд, более полно отвечающий требованиям новой исторической ситуации.

Государство призвано создать оптимальные условия для вовлечения юношей и девушек во все сферы социальной жизни, развивать творчество и самодеятельность молодежи, формировать у нее уверенность в собственных перспективах, обеспечить защиту социальных интересов молодежи при переходе к рынку.

Реализация данной цели предполагает выделение следующих приоритетов:

1. Формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие молодежи.

2. Обеспечение социальных прав молодежи в области труда, образования и охраны здоровья.

3. Создание условий для самореализации социально-экономических потребностей молодежи.

4. Создание условий для интеллектуального и физического развития молодежи.

5. Поддержка и стимулирование позитивной общественной молодежной инициативы.

6. Вовлечение молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы.

Духовное и физическое здоровье молодежи - стратегический капитал страны и важный фактор ее современного развития. Формирование нравственных и духовных ценностей подростков и молодежи должно основываться на изучении и пропаганде мировых и национальных культурных ценностей и исходить из возрастного уровня. Характеристика ценностей, присущих молодежи, отражает многообразие жизненных условий и судеб молодых людей, широкий спектр ценностных ориентиров. Необходимо учитывать, что на формирование эстетических и нравственных ценностей молодежи существенно влияют средства массовой информации, особенно электронные. Пропаганда культа жестокости и насилия оказывает массированное давление на психологическое состояние молодежи, формирует соответствующие модели поведения и стереотипы восприятия жизни. Ограничение пропаганды культа силы, рекламы сигарет и спиртных напитков - одна из первоочередных задач государства в деле духовного и физического оздоровления молодого поколения.

Усилия средств массовой информации, прогрессивной интеллигенции, направленность воспитательного процесса в целом должны способствовать созданию в обществе благоприятной среды, при которой престижными будут такие личностные качества, как порядочность, достоинство, патриотизм, профессионализм, уважение к старшим, осознание ответственности за себя и близких.

В целом можно отметить следующие тенденции, характерные для ценностных приоритетов современной молодежи:

1. Заметно снизилась значимость духовно-нравственных ценностей среди молодежи.

2. В условиях социально-экономической трансформации общества образование не утрачивает своей ценности, хотя отношение молодежи к образованию все больше выражается в статусно-материальной заинтересованности.

3. Вызывает беспокойство ряд сложных психологических сдвигов в сознании молодежи Дагестана, обусловленных растущим нигилизмом и инфантилизмом в молодежной среде.

4. Изучение прогрессивных обычаев и традиций имеет большое значение для возрождения нравственной культуры личности и благоприятно влияет на взаимоотношения людей.

 

Список научной литературыКазибекова, Гюльжаган Каировна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России). Махачкала.: Юпитер, 1993.

2. Антонов Г.В. Ценностные ориентации молодежи и демографическая ситуация в России на рубеже XX-XXI веков : (Опыт регионального исследования). Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. - Препр. -121 с.

3. Баева JI.B. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории / Астрах, гос. ун-т. Астрахань: Астрах, ун-т, 2004. - 254 с.

4. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Общие начала в социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.

5. Бердяев Н. О назначении человека // Мир философии. Т. 2. М., 1992.

6. Билалов М.И. Суфизм и познавательная культура. Махачкала, 2003.

7. Билалов М.И.Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания.- М.:Академия, 2003.

8. Волков В.Н. Онтология личности. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2001. - С. 20.

9. Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодежь России: три жизненные ситуации. М., 1998. С. 279,282.

10. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб, 1997. С.7713,Когда наступает время выбора : (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учеб. заведений) / Шубкин В.Н., Константиновский

11. Д.Л., Чередниченко Г.А.; Отв.ред. Чередниченко Г.А.; Ин-т социологии РАН. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 2001. - 566 с

12. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / МВД Рос. Федерации. Сарат. высш. шк. Саратов, 1995. - С.39

13. Кухтерина Е.А. Социальная мобильность молодежи.- Тюмень,2004.-77 с.

14. Магун B.C., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 80-е и 90-е гг. М., 1993

15. Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений -состязательность экономические амбиции. М., 2000. С. 38-39.

16. Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. В.И. Чупров. М.: Наука, 1989.С.47.

17. Молодёжь России: Тенденции, перспективы // Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. -М, 1993. -С. 61

18. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1989. С. 15

19. Муслимов С.Ш. Религиозные предрассудки школьников и пути их преодоления.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1988.- 48с.

20. Муслимов С.Ш. Философские размышления.- Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2005.265с.

21. Наше культурное наследие. Информационный бюллетень/Под ред. М.А.Абдуллаева.- Махачкала, 2006.24.0мельченко Е. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004. С. 12-13.

22. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1993. С.63

23. Симонов П. В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.

24. Соловьев В. С. Определение добра. Соч. в 2-х т. Т. 2. -М., 1988.

25. Социальная политика и формирование здорового образа жизни молодежи / Кураков B.JL, Александров А.Ю., Данилов А.П., Кураков A.JT. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. С.38

26. Социальная философия. Ставрополь, 1995. С. 134

27. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопр.теории и методол. /Ин-т молодежи. М., 1999.-183 с

28. Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1991.

29. Франк С. JI. Духовные основы общества. -М: Республика, 1992.

30. Цеева З.А., Казанов Х.М. Социальные реформы и трансформация культурно-нравственных ориентаций молодежи. Майкоп, 2002. - 21 с.

31. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути: (Опыт социол. исслед.) / Ин-т социологии РАН. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, социогуманитарного знания. - М., 2005. - Вып. 28. -С. 183-187

32. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. М., 2001. С.67.

33. Научные статьи, тезисы выступлений

34. Абдуллаев М.А. Методологические ориентиры в научном исследовании культурного наследия // Изучение культурного наследия народов России актуальная задача. Материалы Всероссийской НПК.- Махачкала, 2007.

35. Аникин JI.C., Немерюк Е.Е. Молодежь и рынок труда: проблема взаимодействия // Некоторые проблемы социально-политическогоразвития современного российского общества : Сб. науч. тр. Саратов, 2004.-Вып. 11.-С. 48-51

36. Антонова Т.П. Динамика ценностных ориентаций молодежи в XX столетии // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. -Новосибирск, 2001. С. 141-148

37. Апанасенко О.Н. Генезис ценностных ориентаций. Ценностные ориентации личности на разных этапах социального развития человека // Актуальные проблемы науки в России. Кузнецк, 2005. - Вып. 3. - Т. 1. -С. 118-125

38. Артемов В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность // "Философский пароход": Материалы XXI Всемир. филос. конгр. "Философия лицом к мировым пробл.", Стамбул, 10-17 авг. 2003 г.: Докл. рос. участников . Краснодар, 2004. - С. 16-20

39. Бабочкин П.И. Социально-философские основания социокультурного воспитания молодежи // Образование: философия, история, право, экономика. М., 2005.

40. Баскакова, О.В. Воздействие СМИ на формирование общественного мнения и ценностных ориентаций населения // Актуал. пробл. соврем, науки. М., 2004. - N 6. - С. 266-272

41. Белинская Е.П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образа социального мира // Мир психологии. М., 2004. - N 3. - С. 97-102

42. Билалов М. И. Религиозный иррационализм и перспективы гражданского общества // Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М.: Academia, 2003.

43. Блинова М.С. Методологические подходы к изучению динамики ценностей современной российской молодежи: проблемы, поиски, решения // Будущее России: стратегия развития : Материалы междунар. науч. конф. "Ломоносов -2005". М., 2005. - С. 23-30

44. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // СоцИс : Соц.исслед. М., 2004. - N 7. - С. 46-52

45. Ваховская К.А. Социальные проблемы молодежи в современном обществе // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность. СПб., 2005. - С. 62-64

46. Веряскина В.П. Ценностно-нормативные источники концепции человеческого потенциала // Человек. М., 2005. - N 2. - С. 41-45

47. Вотинцева Н.Н. Общее, особенное, единичное в анализе ценностной структуры индивида и общества // Новые идеи в философии. Пермь, • 2004. - Вып. 13 (2). - С. 204-208

48. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. № 1.С. 96.

49. Гарифуллина Е.Р. Этический идеал как ценностно-нормативная основа духовно-нравственного воспитания // Вестник МГУКИ. 2006. № 3.

50. Герасимова А. И. Природа живого и чувственный опыт // Вопросы философии. 1997. № 8.

51. Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 126.

52. Гринева С.В. Аксиологическое пространство индивида и общества:эпистемологичесий аспект // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. Ростов н/Д., 2004. - N 1. - С. 9-14

53. Гусейнов О.М. К вопросу о формировании толерантности в полиэтническом регионе// Современные проблемы теории и практикимежэтнических отношений: Материалы региональной НПК.-Махачкала.: ИПЦ ДГУ, 2004.

54. Десяткина М.В. Мировоззрение и ценности в трансформирующемся обществе: Поиск места в социальном пространстве // Наука, религия, образование : (Темат. сб.). Уфа, 2005. - С. 59-66

55. Дымов Э.М. Кризис идентичности молодежи в условиях социокультурной трансформации // Перспектива-2005: Материалы всерос. науч. конф.студентов, аспирантов и молодых ученых. Нальчик, 2005. - Т. 3.-С.

56. Еланскова Н.Ю., Никольский Ф.Н.Статистический анализ системы ценностей молодежи: (На примере студентов МИЭРА) // Математическое и компьютерное моделирование гуманит. ин-та, 2004. -503 с

57. Журавлев В.В., Цепляев А.Н. Ценностный мир современной российской молодежи // Культура. Политика.Молодежь: Сб. науч. ст. М., 2001. -Вып. 4,ч. 1.-С. 46-74

58. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. №8. С. 91.

59. Ковалева А.И. Социализация молодежи: проблемы нормы и отклонения // Научные труды аспирантов и докторантов. М., 2005. - Юбилейный выпуск (50). -С.93-108

60. Коркмазов А. Ю., Хубиева 3. А. Духовные ценности как проблема социальной философии// Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета.- 2006. № 1. Шопенгауэр А. Человек. М., 1995.

61. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопр. философии. М., 2005. - N 2. - С. 3-16

62. Лапин Н.И. Традиционные и либеральные ценности в современном российском обществе // Человек. Наука. Цивилизация : К семидесятилетию акад. B.C. Степина. М., 2004. - С. 738-754

63. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социол. исслед. 1997. № 3.

64. Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России. М., 2005. С. 41.

65. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 99.

66. Магун В.В., Энговатов М.В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 19852001 гг. // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России. Новое литературное обозрение. М., 2005. С. 180-233.

67. Мамаев К.С., Горбатова М.М. Особенности взаимосвязи системы ценностей родителей и детей в полярных сратификационных группах //

68. Сборник трудов студентов и молодых ученых Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2005. - Вып. 6. - С. 332-334

69. Маршак A.J1. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 96.

70. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // СоцИс : Соц. исслед. М., 2005. - N 2. - С. 104-113

71. Мойса Т.Р. Образование как критерий стратификационной динамики молодежи // Социологическое знание и социальные процессы всовременном белорусском обществе. Минск, 2004. - С. 162-168

72. Мордасова И.Г.Системный подход к изучению ценностных ориентаций молодежного социума // Социально-гуманитарные исследования : Теорет. и практ. аспекты. Саранск, 2004. - Вып. 4. - С. 57-60

73. Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология. М., 2001. - N 1. -С. 65-75

74. Пирожников В.Г. Молодежь как объект современного этапа политической социализации в российской федерации // Науч. мысль Кавказа: Прил. Ростов н/Д, 2004. - N 10. - С. 29-35

75. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 98.

76. Пробст Л.Э. Реформы, личность, молодежь в России (социологический аспект) // Россия на пути реформ: XXI век камо грядеши?. - Челябинск, 2000.- С. 93-99

77. Рахимова Л.А. Модели политической социализации молодежи // Актуальные проблемы социально-экономических процессов. М., 2004. -Вып. 3. - С. 120-132

78. Реутова М.Н. Межпоколенная мобильность молодежи: профессиональный и образовательный аспекты // Социал. политика и социол. М., 2004. - N3. - С. 143-152

79. Решетило О.А. Ценности современной молодежи : (к постановке проблемы) // Духовная жизнь провинции : Образы. Символы. Картина мира. Ульяновск, 2003. - С. 128-133

80. Ромашов О.В. Изменения социально значимых ценностей у молодежи // Народонаселение. М., 1999. - N 1. - С. 108-111

81. Сапелина, Ж.А. К постановке проблемы ценностей в философской и социологической литературе // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Белгород, 2002. - Вып. 4. - С. 205-207

82. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа)// Вестник СП6ГУ. Сер. 6. 1997. Вып. 2 (№ 13).

83. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 109.

84. Слепенков И.М. Социология молодёжи // Социологические исследования. 1993. - № 3 -С. 130

85. Сурина И.А. Молодежь в ценностном пространстве российского общества 90-х годов // Российское общество в социокультурном измерении: история и современность. М., 2000. - С. 52-60

86. Тесленко А. Социализация молодежи: теоретико-методологический аспект // Alma mater. М., 2005. - № 4. - С. 26-29

87. Томаров А.В.Влияние ценностных приоритетов на профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Гуманитарные и социальныенауки. -Магнитогорск, 2005. Вып. 4. - С. 72-77

88. ЮО.Тронина JT.A. Философское мировоззрение и ценности в период социальных кризисов // Актуальные вопросы социальной теории и практики. Ставрополь, 2004. - Вып. 3. - С. 22-26

89. Фомичева Т.В. Высшее образование: ценностные ориентации молодежи // Социальная сфера: состояние и тенденции развития. М., 1999.-Вып. 5,ч.2. - С.71-76

90. Ю2.Хлопова Т.В., Озерникова Ж.Г. Трудовые ценности молодежи // Народонаселение. 2002. № 4. С. 66 73

91. ЮЗ.Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социол. исслед., 1998. № 3

92. Ю4.Шахалова О.И. Проблема индивидуальности и нормативно-ценностный контекст общества // Наука, искусство, образование в III тысячелетии : Материалы III Междунар. науч. конгр. В 2 т. Т. 1. - Волгоград, 2004. -С. 131-133

93. Ю5.Ядова М.А. Особенности поведенческих установок образований молодежи // Будущее России: стратегии развития. М., 2005. - С. 129-136

94. Юб.Ях ьяев М. Я. Традиционная культура народов Дагестана и патриотическое воспитание молодежи// Изучение культурного наследия народов России актуальная задача. Материалы Всероссийской НПК.-Махачкала, 2007.1. Авторефераты, диссертации

95. Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Пермь, 1997.

96. Казанов Х.М. Трансформация ценностных ориентаций в современном российском обществе : Автореф. дис. . д-ра наук; Философские науки : 09.00.11 / Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова. Нальчик, 2002. - 42с.

97. Карпова Н.В. Политическая социализация молодежи современной .России: Автореф. дис. канд. наук; Социологические науки : 23.00.02 / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2003. - 27 с. ;

98. Коляда В.И. Целостность личности: социально-аксиологический аспект: Автореф. дис. . канд. наук; Философские науки : 09.00.11 / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2003. - 20 с.

99. Ш.Малышев С.И. Социальная справедливость в системе ценностных ориентаций современной молодежи России : Автореф. дис. . канд. филос. наук / Ин-т молодежи. Дис. совет Д 150.01.01. М., 1996. - 26 с.

100. ПЗ.Сакаев P.P. Ценности в период российских реформ: социально-философский анализ: Автореф. дис. . канд. наук; Философские науки :0900.11 / Рос. акад.гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2002. - 25 с.

101. Серов А. П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности: Автореф. дисс. канд. филос. наук. -СПб., 1994.

102. Цеева З.А. Динамика культурно-нравственных ориентаций студенчества в условиях реформирования общества : (На материалах Респ. Адыгея): Автореф. дис.канд. наук; Социологические науки: 22.00.06 / Адыг. гос. ун-т. Майкоп, 2002. - 21 с.

103. Пб.Шихалиева Д.С. Проблемы нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям (на примере Республики Дагестан). Дисс. .канд.филос. наук; Социальная философия: 09.00.11/Дагестанский госуниверситет. Махачкала, 1998.

104. Шпилев Д.А. Россия и Германия: проблема ценностей в процессах трансформации общества: Автореф. дис. канд. наук; Социологические науки: 22.00. 04 / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород, 2002. - 18 с