автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи"
На правах рукописи
Азиуллина Татьяна Раифовна
КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО
ГОРОДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
(на материалах города Набережные Челны)
Специальность 22. 00. 04.—социальная структура, социальные институты и процессы.
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Казань-2004
Диссертация выполнена в отделе социологии института социально-экономических и правовых наук АНТ
Научный руководитель—доктор философских наук,
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Гизатов К. Т., кандидат социологических наук Компаниец
Защита состоится «17» декабря 2004 года в «14» часов на заседании диссертационного совета Д 212.028.03 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук в Казанском государственном энергетическом университете по адресу: г. Казань, ул. Красносельская, 51, корп. В, ауд. 210.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Казанского государственного энергетического университета.
Автореферат разослан «16» ноября 2004 года.
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат исторических наук,
профессор Нугаев М. А.
О. Б.
Ведущая организация Казанский государственный финансово- экономический институт
доцент
¿006 -» 23024
¿ы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Период радикальных преобразований, переживаемый российским обществом,
характеризуется интенсивными изменениями в социально-экономической и социокультурной сферах. Ломка привычного образа жизни, разрушение государственной системы воспитания молодежи вызвали большие проблемы, связанные с обесцениванием традиционных нравственных ориентиров,
бескультурьем молодежи, ростом ожесточенности, преступности и насилия.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что духовное обнищание населения и, прежде всего молодежи, происходит при наличии в стране неисчерпаемого культурного потенциала, накопленного предшествующими поколениями.
Чтобы спасти свое будущее, общество должно спасти молодежь от безнравственности, воспитывая этическую и моральную устойчивость средствами культуры через согласованное влияние всех социальных институтов. Мера культурности общества может быть определена только при оценке культуры индивида как носителя культурного потенциала, живущего в этом обществе и составляющего нравственный ресурс города, страны в целом. Отсюда вытекает актуальность данного исследования, рассматривающего проблему нравственного воспитания молодежи в условиях современного молодого города.
РОС НАЦИОНАЛЬНА! БИБЛИОТЕКА СЯ< гщвург ЯО^РК
Степень разработанности проблемы.
Освещение вопросов нравственного воспитания молодежи находим в трудах древних ученых (Аристотель, Конфуций, Платон, Плутарх, Сенека, Сократ, Цицерон и др.)1
В дальнейшем, опираясь на идеи древних, ученые развили идеи нравственного воспитания на принципах гуманизма, обосновывали связь обучения с воспитанием, особо выделяя значимость передачи нравственного опыта от старших поколений молодым. Из российских педагогов наиболее заметный вклад в теорию нравственного воспитания внесли А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский, П. П. Блонский и др.2 Среди татарских просветителей—Закир Хади, Т. Г. Яхин, Риза Фахретдинов и др.3
Воспитание нравственности возможностями культуры, через эстетическое образование обосновали в своих трудах В. С.Библер, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Б. Д. Неменский, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский и др.4 Они считали, что овладение культурным наследием прошлого способствует развитию творческих способностей, учит сопереживанию, эмоциональному
1 Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1981-1983; Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2-х т. Т. 1. M., 1972.-С. 170.; Платон. Сочинения в 3-х т. М., 1968-1972; Плутарх. Застольные беседы. JL, 1990; Сенека JT. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986; Цицерон М. Т. Избр. соч. М., 1975.-С. 255.
2 Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. М.: Педагогика, 1983-1986; Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1979-1981; Блонский П. П. Избр. пед. произв. М., 1961.
3 Закир Хади. Избранные произведения. Казань: Таткнигоиздат, 1957; Яхин Т. Рассказы и пословицы, желательные для мальчиков и девочек...Казань: Типогр. университета, 1897; Фахретдинов Риза. Адэбе тэглим (обучение нравам); Тэрбияле бала (Воспитанный ребенок).
4 Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990;Выготский JI. С. Психология искусства. М., 1968;Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973;Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., 1981;
Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. М., 1974;Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в шести томах. М.: Педагогика, 1988-1990.
восприятию окружающей действительности, формирует
потребность строить жизнь по законам красоты.
Татарстанские ученые Л. А. Волович, К. Т. Гизатов, Т. Г. Исламшина, Г. И. Макарова, Р. Г. Нугманов, В. К. Падерин, Л.А. Харисова1 в своих работах показали связь между состоянием культуры, культурным потенциалом социума и его нравственным здоровьем, возрастание роли культуры в постиндустриальном обществе. В настоящее время вопросы нравственного воспитания зарубежными и российскими учеными рассматриваются в русле процесса социализации. Зарубежные социологи и социальные психологи (А.Бандура, А. Маслоу, Дж. Мид, А. Оллпорт, Г. Роджерс, В. Уолтере и др.)2 рассматривают личность как продукт социального взаимодействия людей с их разными социальными ролями и статусами.
Нравственное воспитание в процессе социализации обосновали советские и российские ученые Б. Г.
Ананьев, Г. М. Андреева, И. В. Бестужев-Лада, С. П. Иваненков, И. С. Кон, В. С. Мерлин, Б. Д. Парыгин, В. Я. Ядов и др.3
1 Волович JI. А.., Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных факторов в средней профессиональной школе. Казань. 1990; Гизатов К. Т., Хусаинов JI. Формиррование у российского студенчества общественного идеала. Казань, 2000; Исламшина Т. Г Этнические ценности полиэтнического общества. // Кому принадлежи! культура? Казань, 1999; Макарова Г. И. Культурная политика i полиэтническом обществе. // Кому принадлежит культура? Казань 1999;Нугманов Р. Г. Перспективы развития культуры в Татарстане. Научно теоретическое исследование. Казань: Иэд-во «НПО ВТИ», 2003; Падерин В К. Ценности в трансформирующемся обществе. Научные труды ИСЭГП-АНТ, 2003, т. 15.-С. 31. Харисова Л. А. Педагогический потенциаг национальной культуры. Казань, 1996.
2 Bandura A. And Мс. Donnald F. Influence of Social Reinforcement ant the Behavior of Models in Shaping Childrens Moral Judgeements Bandura A. and Walters D. H. Social learning and personality development.-New York. 1969; Маслоу А. Самоактуализация. / Психология личности. Тексты. М., Изд-во Москов. ун-та, 1982.
3 Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации. Человек i общество. Вып. 9, JI., 1971; Андреева Г. М. Социальная психология. М.
МГУ, 1980; Бестужев-Лада И. В. К школе 21 века: Размышленш социолога. М., Педагогика, 1981; Иваненков С. П. Проблемь социализации современной молодежи. Оренбург: Димур, 1999; Кон И. С
5
Из татарстанских ученых проблему формирования
нравственности в процессе социализации исследовали Р. Ф. Минкина, Ю. Р. Хайруллина, А. Н. Хузиахметов, А. 3. Хурамшина.'
При всем многообразии имеющихся работ, посвященных нравственному воспитанию, есть необходимость переосмысления ранее наработанного. Остается актуальным изучение механизмов формирования нравственных ценностей в условиях быстрых социокультурных изменений.
Нам не встретилось исследований, посвященных особенностям формирования нравственных ценностей молодежи под влиянием элементов культурного потенциала города в условиях модернизации общества.
Недостаточно работ, рассматривающих влияние культурного потенциала на формирование нравственных ценностей молодежи при условии взаимодействия, взаимозависимости всех институтов общества: семьи, школы, науки, СМИ, религии, армии и т. д.
Все это в совокупности делает актуальным настоящее исследование, определяет его цели и задачи.
Цель исследования—выявить комплекс основных
социальных факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи на основе реализации культурного потенциала и определить пути оптимизации работы общества в
Социология личности. М., Политиздат, 1967; Мерлин В. С. Становления индивидуальности и социализация индивида. М., 1970; Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль, 1971; Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентификации личности. М., РАН, Институт социологии, 1993.
1 Минкина Р. Ф. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации российского общества: Автореф. дисс. ...канд. социол.
наук. Казань, 2000; Хайруллина Ю. Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. Казань: ИСЭПН АНТ, 1998; Хузиахметов А.. Н. Формирование личности школьника: проблемы
социализации и индивидуализации. Казань: «Дело», 1997; Хурамшина А.
3. Образ жизни как фактор социализации личности. Автореф.
дисс...канд. социол. наук. Казань, 1999.
6
этой области. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
— уточнить понятия «нравственность», «нравственные ценности»; «культурный потенциал»;
— раскрыть место культурного потенциала современного города в системе факторов формирования и развития нравственных ценностей молодежи;
— проанализировать механизм влияния культурного потенциала на формирование нравственных ценностей современной городской молодежи;
-наметить основные направления оптимизации влияния культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей современной молодежи.
Объектом исследования являются нравственные ценности молодежи в условиях современного города.
Предметом—культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи..
Теоретико-методологической основой исследования
послужили следующие социально-философские и
социологические теории, концепции, подходы:
- системный метод и комплексный подход как направления методологии научного познания социальных процессов (С. А. Беличева, Л.С. Выготский, В. В. Иванов, И. С. Кон, А. П. Косарев, Крашенинников М. А., Н. М. Мухарямов, Э.А. Тайсина, Ю. Р. Хайруллина, Э.Г Юдин, В.А. Ядов);
- деятельностный подход к формированию нравственных ценностей личности (В. Г. Афанасьев, Л. Г. Буева, А. 3. Гильманов А. И. Леонтьев, В. С. Швырев и др);
- концепция социальной стратификации, позволяющая охарактеризовать процессы в современном российском обществе, в условиях которых происходит формирование нравственных ценностей молодежи
(М. Вебер, Т.Парсонс, Р.В. Рывкина, П. А. Сорокин и др.);
- социологическая концепция культурного детерминизма, согласно которой явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества (М. Вебер, Т. Парсонс, М. Мид);
— функциональная теория культуры, доказывающая, что одной из главных задач культуры являются закрепление, развитие и передача потомкам духовных потребностей (Б. К. Малиновский, А. Р. Родклиф-Браун).
Информационную базу исследования составили данные статистики, вторичного анализа социологических исследований по Российской Федерации и Республике Татарстан; данные статических отчетов Управлений образования, культуры и по делам молодежи мэрии города Набережные Челны, а так же результаты социологических исследований, проведенных автором диссертационной работы в школах, в Училище Искусств, педагогическом институте, на промышленном предприятии города Набережные Челны в период с 2002 по 2004 годы. Выборочная совокупность отражает социально-демографические характеристики молодой части населения города Набережные Челны. Из 250 тысяч молодых людей, проживающих в городе 25 тысяч—студенты (10%), 83 тысячи—учащиеся (33%), 60 тысяч—работающие в возрасте до 30 лет (24%), 80 тысяч—неработающие молодые люди (32%). Поэтому из 1423 опрошенных человек 10% (142 человека) составили студенты, 33% (470 человек)—учащиеся школ, 24% (342 человека)—работающие, 32% (456 человека)— неработающие. Предельная ошибка репрезентативности составила 5%.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
— уточнены и конкретизированы понятия «нравственность», «нравственные ценности», «культурный потенциал».
— на основе эмпирического материала определены место и роль культурного потенциала в системе факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи;
— раскрыты социальные механизмы влияния культурного потенциала на формирование и развитие нравственных ценностей современной молодежи в городских условиях, звеньями которых являются имитация, идентификация, социализация, инкультурация;
— оптимизация влияния культурного потенциала общества на формирование нравственных ценностей молодежи в условиях современного города (регуляция, корректировка влияния социальных институтов в масштабах города; модернизация
системы образования и воспитания, совершенствование деятельности социальных педагогов и работы СМИ; обогащение культурного потенциала семьи; государственная поддержка учреждений культуры; разработка государственной воспитательной программы, расчитанной на дальнюю перспективу).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Молодое поколение современного города—это особая социальная общность, характеризующаяся не только специфическим статусом, но и субъективными характеристиками. Для современной молодежи, с одной стороны, характерны индивидуализм, рационализация мышления, меркантильность и неопределенность, размытость сформированных нравственных ценностей, детерминированных необходимостью адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. С другой стороны—стремление к совместной деятельности для большей адаптивности; толерантность к иным вероисповеданиям и видам деятельности; открытость, высокая информированность, широта интересов, приверженность к общечеловеческим ценностям.
2. Основной особенностью процесса нравственного становления современной городской молодежи является потребность индивидов в общественном признании, получение доступа к высшему образованию, возможность хорошо зарабатывать, частых развлечениях.
3. Влияние культурного потенциала города на формирование системы нравственных ценностей неодинаково: первенстве принадлежит малым группам (семья, друзья). Постояннс возрастающее влияние СМИ как детерминанты инкультурацш ставит их по силе воздействия на уровень малых групп Недостаточно влияние таких компонентов культурного потенциала как образовательные учреждения, религия, учреждения культуры.
4. В сегодняшнем российском поляризованном обществе характеризующемся социальным расслоением, противоречивое™ ценностных детерминант усложняет процесс воспитания молодежи затрудняет культурное воспроизводство, под которым понимаете: передача ценностей и норм культуры от поколения к поколению.
5. Социальные механизмы влияния культурного потенциал; города на формирование нравственных ценностей молодежт
обусловлены не только городскими возможностями, но и особенностями людей молодого возраста, принадлежащих к различным стратам, с вытекающим отсюда неравенством в доходах, степени власти, образовании. Функционально-динамическим звеном механизма формирования нравственных ценностей выступает, с одной стороны, социальная активность молодежи, ее деятельность и поведение, а с другой—социально-психологическое воздействие среды, ее культурный потенциал.
6. Осмыслению сложившейся ситуации в сфере воспитания и формирования нравственных ценностей молодежи способствовало возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности, как нового социального института. Социально-педагогическая деятельность призвана строиться на принципах природосообразности, культуросообразности и гуманизма.
Научно-практическая значимость работы состоит в приращении знаний в области теории культурного потенциала и формирования нравственных ценностей молодежи современного города.
Предложенная аналитика может быть использована при разработке оперативных и долгосрочных программ нравственного воспитания городской молодежи, в деятельности муниципальных органов.
Результаты исследований могут служить основой для социальной диагностики уровня нравственности молодых людей, их приоритетов и потребностей; в преподавании спецкурсов по социологии молодежи, культурологии, социологии образования и воспитания.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на ряде научно-практических конференций всероссийского, регионального, городского. (г. Казань, г. Набережные Челны, 2003-2004 гг.), использовались для разработки программ нравственного воспитания учащихся средних школ города Набережные Челны и спецкурса «Физическое и духовное развитие молодежи» для студентов Камского государственного института физической культуры (2004 год); отражены в 5-ти публикациях.
Структура диссертации. Цели и задачи работы определили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы и приложениях. Работа изложена на 195 страницах и включает 238 источника.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется и характеризуется степень ее разработанности, определяются цели и задачи работы, выявляется ее объект и предмет, теоретико-методологическая и эмпирическая базы исследования, формируются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, формы ее апробации.
В первом разделе—«Формирование нравственных ценностей молодежи как проблема социологической науки» рассматриваются сущность, содержание, а так же особенности процесса нравственного воспитания молодежи в условиях современного общества.
Дается анализ основных подходов к изучению проблем формирования нравственных ценностей представителями различных областей научного знания. Раскрывается специфика и преимущества социологического подхода.
В гуманитарной и общечеловеческой (философской, педагогической, психологической) литературе понятия «нравственность», «нравственные ценности» трактуются как общий ориентир, система миропонимания, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла.
Толкование нравственных норм и ценностей исторически менялось: первыми нормами были обычаи, носившие рекомендательный характер и служившие образцами поведения. Ценности—это образцы в «чистом виде», абстрактные понятия о том, что правильно, что неправильно.
Нравственные ценности индивида измеряются его отношением к гуманности, честности, коллективизму. Если выполнение норм обществом одобряется, то служение ценностям—это стремление к высшему идеалу.
В каждой культуре существует своя система ценностей, а общечеловеческие ценности не зависят от социальных, этнических и других различий и в то же время входят в состав конкретных культур, характеризуя то общее, что в них есть.
Мир ценностей творит человек при помощи своего сознания, поэтому ценности вне человека не существуют.
Ценностные ориентации выражают индивидуальное отношение к ценностям.
Нравственные нормы и ценности меняются исторически. В наши дни мы наблюдаем проникновение общечеловеческих ценностей в разные сферы жизни, что выражается в признании человека высшей ценностью, в приравнивании его к Творцу.
Современное постиндустриальное (информационное) общество с присущими ему быстрыми изменениями, требует от социологов выявить, следуя М. Веберу, «идеальный тип», создать модель человека, наиболее подходящего для существования на планете, способного обеспечить прогресс общества и улучшение качества жизни людей.
Рассматривая в данном разделе связь между состоянием нравственности в молодежной среде и перспективами развития общества, автор полагает, что включаясь в новую социальную реальность без четко определенной системы ценностей, молодые люди—те, от кого зависит судьба страны—должны стать объектом пристального внимания и воздействия со стороны всех социальных институтов общества.
Учитывая разные определения понятия «молодежь» диссертант в своем исследовании склонен придерживаться определения молодежи как социально-демографической группы общества в возрасте 15-30 лет с характерными для нее социально-психологическими свойствами и нравственными ценностями, как дифференцирующего, так и интегрирующего характера. Опора на интегрирующие факторы могла бы дать ориентиры для разработка объединяющей идеи в работе с молодежью, для преодоления нравственной деградации.
Опора на традиционные ценности, заложенные в память социума на генном уровне, позволит осуществлять воспитание нравственных ценностей, которые не будут отвергнуты. Особенно это актуально в многонациональном и «молодежном» пс возрастной структуре населения городе Набережные Челны.
В выводе первого раздела автор подчеркивает, что в период быстрых социльно-экономических изменений важнейшим условием выживания общества является то, участвует ли в этом процессе молодежь. Помогут выжить в нынешней сложной ситуации сформированные у молодежи нравственные нормы и ценности выступающие в роли социальных ориентиров.
Во втором разделе—«Место культурного потенциала города в системе факторов формирования нравственных ценностей молодежи» рассматривается взаимосвязь процесса формирования нравственных ценностей с элементами культурного потенциала города в роли которых выступают люди (семья, друзья) и институты (образование, государство, СМИ, религия, политика, религия, искусство).
Автор с позиции деятельностного подхода дает толкование понятию «культурный потенциал» как системе элементов, непосредственно определяющих социально-культурную активность населения и обеспечивающих возможность получения культурно и нравственно значимых результатов. Наличный культурный потенциал города—это те возможности, которые уже есть; перспективный культурный потенциал—это способности и возможности, могущие появиться в будущем, если для этого в городе будут созданы соответствующие условия. Каждый человек, являясь носителем культурного потенциала, накапливает свой культурный опыт с детства, по мере взросления пополняя или ослабляя потенциал культуры. Культурный потенциал индивида или социальной группы, являясь внутренним достоянием, побуждает к действию, к воплощению в надчеловеческую реальность, то есть культуру.
Нередко творческая деятельность саморазвивающегося человека вступает в противоречие с системой ценностей, нравственных норм и идеалов данного общества. Культура, с одной стороны, через систему ценностей препятствует творчеству, а с другой—обогащается за счет проявления творческой свободы, гениальности.
По мнению диссертанта—налицо зависимость: накопление и реализация культурного потенциала зависят от мировоззрения общества, наличествующих нравственных ценностей, политики, права, морали, системы образования, а нравственный потенциал, в свою очередь, является могущественным фактором развития культуры.
В многонациональном, молодежном городе Набережные Челны, где имеются реальные возможности увеличения и накопления существующего культурного потенциала, следует учитывать в развитии культуры этноцентризм и культурный релятивизм.
Исследования, проведенные автором, свидетельствуют с лояльном отношении большинства молодых людей города к представителям других национальностей. Не имеет значения национальная принадлежность при выборе спутника жизни дня 66% старшеклассников, для 79% студентов, для 51% молодых рабочих. Молодые люди всех национальностей самым важным среди личностных качеств, необходимых для успешной жизни, назвали умение ладить с людьми. Наши выводы согласуются с исследованиями Ю. Р. Хайруллиной.1
В ходе коррелятивного взаимодействия индивида с социальной средой реализуются заложенные в человеке природные задатки; с другой стороны, общество, приобщая человека к культуре, формирует нравственные качества при активном участии самого человека.
В городе есть большие возможности, в том числе потенциальные, для нравственного становления молодежи через семейное, религиозное, социальное воспитание; через стихийную и направленную инкулыурацию.
К факторам, способствующим формированию нравственных ценностей, относятся социальные группы (профессиональные ассоциации, специализированные объединения, кружки, семьи, компании, этносы) и социальные институты (учреждения культуры и образования, средства массовой информации, церковь, армия и т.
д.).
По данным нашего исследования в городе Набережные Челны на первом месте по влиянию на молодежь стоит семья (61,2%). на втором—друзья (30,6%), далее—занятия в учреждениях дополнительного образования, клубах (37,4%), СМИ (35,6%). Школа у многих подростков вызывает эмоциональное отчуждение; слабо влияет религия, хотя в Набережных Челнах верующими себя считают 43,9% школьников.
Предназначением культуры, культурного потенциала является всемерное культивирование общечеловеческих, универсальных ценностей. Необходимым условием прогресса общества является приоритет культуры в общественном развитии, возрастание ее роли во всех сферах.
1См.: Хайруллина Ю. Р. Социализация личности в полиэтническом обществе. // Научные труды ИСЭПН АНТ, 1997, том 9.—С. 41.
15
В выводе, диссертант подчеркивает, что жизнь человека, его социальное самочувствие зависят от многих факторов, но в первую очередь от культурного потенциала общества, обеспечивающего развитие на основе преемственности и прогрессивных изменений в нравственных ориентирах. Культурный потенциал—самый мощный фактор формирования нравственных ценностей и создания новых ценностей в перспективе.
В третьем разделе—«Социальные механизмы влияния культурного потенциала современного города на формирование нравственных ценностей молодежи» показаны виды активного взаимодействия индивида с социальной средой, посредством которых он включается в систему общественных отношений, усваивает социальные нормы и ценности.
Функционально-динамическим звеном механизма
формирования нравственных ценностей выступает, с одной стороны, социальная активность молодежи, ее деятельность и поведение, а с другой—социально-психологические воздействия среды, ее культурный потенциал. Дефекты, сбои внутри этих детерминант приводят к различным отклонениям в поведении молодежи. По нашим исследованиям, главной жизненной ценностью молодежь города Набережные Челны считает здоровье (19%), верных друзей (18,6%), любовь (13,6%), богатство (10%), а наименее значимыми были названы честность и порядочность (2,3%), служение на благо Родины (0,5%). Такие ценности, как совесть и честность, по мнению респондентов, только мешают и способствуют попаданию в неприятные ситуации (37,1%). Налицо—четко выраженная эгоистическая и меркантильная направленность жизненных планов большой части молодых. Среди качеств, помогающих жить, молодые респонденты назвали напористость, изворотливость. Среди предпочитаемых способов добывания денег наряду с честным трудом назвали спекуляцию, брак по расчету, взятки и т. д.
Механизм усвоения нравственных ценностей в семье представлен в виде имитации и подражания, которые ведут к «вбиранию» нравственных ценностей родителей. У ребенка в семье нет выбора «значимых других», поэтому он интернализует родительские ценности, которые прочнее укореняются в сознании, чем ценности, интернализуемые в процессе вторичной
социализации. Подтверждение этому находим в работах П. Бергера, Т. Лукмана.1
В связи с ростом количества неполных, асоциальных семей, с одной стороны, мы наблюдаем большую значимость мнения родителей для молодежи (51,2%), а с другой только 30% хотели бы в общих чертах повторить жизнь своих родителей. Просматривается разрыв преемственности между молодежью и родительским поколением. Проведенная нами диагностика методов и форм семейного воспитания показала, что физические наказания применяются в 75% челнинских семей. Ущербность семейного воспитания влечет за собой рост тяжких преступлений среди несовершеннолетних. Насильственные методы регуляции поведения применяются в семьях с низким культурным потенциалом и не ведут к формированию высокой нравственности у детей.
Механизм влияния школы на формирование нравственных ценностей молодежи представлен в разделе через деятельностно-опосредованные отношения в ходе воспитания и обучения (основные функции школы), общения (ведущая деятельность в подростковом возрасте). Социальные нормы и нравственные ценности усваиваются в школе в результате как целенаправленного, так и стихийного процесса. Ученики усваивают не декларируемые нормы и ценности, а реально испытываемые чувства при взаимодействии учителя с учениками, учеников между собой. Эти чувства могут совпадать с целями процесса воспитания, а могут и противоречить поставленным целям.
Молодым людям присуще желание иметь признание окружающих. Сравнивая себя с другими, каждый человек активно осуществляет поиск идентичности. Не зря на первое место среди ценностей жизни 15-21-летние молодые люди ставят верных друзей, 82% молодых людей, по данным автора, отрицают участие школы в формировании их нравственных ценностей. Главную причину неэффективного воспитательного воздействия школы диссертант видит в недостаточно высоком ее культурном потенциале и в носителях этого потенциала—нынешних педагогах.
1 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.—С. 219.
Могучим по силе воздействия является искусство, способное, затронув эмоции, пробудить в человеке стремление к высоким общечеловеческим идеалам. По данным автора, молодые люди, знакомые с классическим искусством, в два раза чаще, чем другие отрицают криминальные способы добывания денег (60% против 30%).
Используя возбуждение положительных эмоций, вызывая гуманные переживания, распространяет свое влияние на молодежь церковь. Для всех мировых религий характерна проповедь абсолютных, вечных ценностей. По данным автора 41,6% молодых респондентов через религию ощущают принадлежность к культуре своего народа.
Быстро возрастающее влияние средств массовой информации, прежде всего экранных, объясняется механизмом символического интеракционизма. Телевизионные сюжеты на сознательном и подсознательном уровне сообщают особый символический мир, который обуславливает образ мышления и поведения молодежи.
В выводе раздела говорится, что механизм влияния культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей молодежи обусловлен не только городскими возможностями, но и способностями молодых людей.
Формирование нравственных ценностей молодежи может осуществляться только в процессе деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, возникших при их осознании. На социально-психологическом уровне интернализация нравственных ценностей происходит через имитацию и идентификацию.
В четвертом разделе—«Основные направления совершенствования влияния культурного потенциала современного города на формирование нравственных ценностей молодежи» намечены пути оптимизации деятельности социальных институтов города в условиях модернизации. Скоординированность их действий, обновление существующих и появление новых социальных институтов возможно при преодолении кризиса во всем обществе, достижении экономической и общественно-политической стабильности для разработки четкой нормативно-правовой базы, финансового обеспечения. Появление социальной педагогики, как нового социального института, и эффективное его функционирование могут способствовать профилактике социальной дезадаптации, повышению воспитательного и культурного
потенциала семьи, оказанию скорой психолого-педагогической помощи.
Основная цель предложенных автором диссертационной работы мер—это создание условий для успешного нравственного воспитания молодежи, формирования у молодых людей общечеловеческих, государственных, национальных ценностей, позволяющих реализовывать личностные потребности и обеспечить прогресс общества, процветание страны, благополучие своего народа.
В заключении представлены основные выводы и практические рекомендации, намечены перспективы дальнейшего исследования данной проблемы. В масштабах города в ближайшей перспективе деятельность по нравственному воспитанию можно корректировать, улучшать.
Требуется всемерное укрепление института семьи через серьезную государственную поддержку малоимущих и молодых семей. Повышая уровень образованности и просвещенности родителей, можно увеличивать культурный потенциал семьи, улучшать поведенческую культуру всех ее членов. Тесное сотрудничество семьи и школы, совместная деятельность благоприятно скажутся на нравственном воспитании подростков, на внутрисемейном климате.
Модернизация системы образования должна быть связана со смещением акцентов в сторону воспитания, опорой на культурно-историческую педагогику, природосообразность.
Государство заинтересовано в создании единого образовательного пространства, сохранении и расширении сети государственных образовательных учреждений, в обеспечении профориентационного просвещения и трудоустройстве выпускников государственных учебных заведений.
Приток в систему образован™ свежих сил, повышение уровня профессионализма преподавателей, качества их работы связаны с повышением социального статуса педагога, его материальной поддержкой.
Для удовлетворения фундаментальной потребности молодых е общении в городе должны создаваться клубные пространства как альтернатива уличному времяпровождению, расширяться сеть учреждений дополнительного образования, молодежных культурно-деловых центров, спортивных школ. Работа с разновозрастно?
молодежью в микрорайонах способствует популяризации здорового образа жизни, вовлечению в занятия спортом. Способствуют формированию нравственных ценностей занятия общественной деятельностью. Желательно участие молодежи в общественных движениях, в управлении своим учебным заведением,
предприятием; необходимо молодежное представительство в государственных органах власти.
Для увеличения положительного воздействия электронных и других средств информации на ценностные ориентации молодежи необходима четкая законодательная база для осуществления профессиональной и общественной экспертизы продукции СМИ, всемерная активизация деятельности общественных организаций для защиты молодежи от аморального воздействия, создание цивилизованного рынка телевизионных программ, развития маркетинга в социокультурной сфере, льготная подписка на печатную продукцию для молодых.
Учреждения культуры города для работы с молодежью могут шире использовать современные, привлекательные формы работы: тематически конкурсы, викторины, ток-шоу, фестивали и т. д.
Необходимо введение дисциплин, знакомящих с историей религий, религиозными канонами в систему образования, обеспечение систематического доступа религиозных деятелей в СМИ.
На каждом предприятии должен быть создан отдел по работе с молодежью для организации досуга, повышения профессионального мастерства, защиты прав.
Принципиально новая система трудоустройства молодежи может обеспечить всеобщую занятость, реальный заработок, реализацию потребности в самовыражении.
Для воспитания патриотизма, подготовки к службе в армии, искоренения преступности все социальные институты и службы города должны работать скоординированно, на основе общей цели—воспитание физически и нравственно здорового человека-гуманиста.
Основные результаты диссертационной работы нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Азиуллина Т. Р. Роль нравственного воспитания в физической культуре и спорте. // Теоретические и практические аспекты физического воспитания. Материалы научно-практической конференции молодых ученых и студентов Камского государственного института физической культуры. Набережные Челны, 2004.—С. 50-52.
2. Азиуллина Т. Р. Роль культурного потенциала учителя в формировании нравственных ценностей молодежи. // Наука и школа. Набережные Челны, 2004., № 10.—С. 8-10;
3. Азиуллина Т. Р. Нравственное воспитание молодежи средствами искусства, ценностями художественного культуры. // Наука и школа. Набережные Челны, 2004, № 12.—С. 36-39.
4. Азиуллина Т. Р. О роли культурного потенциала семьи в нравственном становлении молодежи, г. Набережные Челны, ИНПО, 2004.
Азиуллина Татьяна Раифовна
КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО
ГОРОДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
(на материалах города Набережные Челны)
Специальность 22. 00. 04.—социальная структура, социальные институты и процессы.
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
ЛР №001323 от 17.02.2000 г. Подписано в печать 1.07.2004 г. Формат А5 Объём 1,5 усл.-п. л. Печать ризографическая Гарнитура Times New Roman Тираж 60 экз. Издательство КамГИФК
РНБ Русский фонд
2006-4 23024
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Азиуллина, Татьяна Раифовна
Введение.
Раздел 1. Формирование нравственных ценностей молодежи как проблема социологической науки.
Раздел 2. Место и роль культурного потенциала города в системе факторов формирования нравственных ценностей молодежи.
Раздел 3 Механизм влияния культурного потенциала современного города на формирование нравственных ценностей молодежи.
Раздел 4. Основные направления совершенствования влияния культурного потенциала современного города на формирование нравственных ценностей молодежи.
Введение диссертации2004 год, автореферат по социологии, Азиуллина, Татьяна Раифовна
Актуальность исследования.
Период радикальных преобразований, переживаемый российским обществом, характеризуется интенсивными изменениями в социально-экономической и социокультурной сферах.
Ломка привычного образа жизни, разрушение государственной системы воспитания молодежи, исчезновение тотальных общественных организаций, занимавшихся нравственным воспитанием (пионерская организация, комсомол) вызвали большие проблемы в социокультурной жизни страны, связанные с обесцениванием традиционных нравственных ориентиров, массовым бескультурьем молодежи, распространением «массовой» культуры, и, как следствие этого, ожесточенность, рост преступности и насилия.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что духовное обнищание населения и, прежде всего молодежи, происходит при наличии в стране неисчерпаемого культурного потенциала, накопленного предшествующими поколениями.
Чтобы спасти свое будущее общество должно спасти молодежь от безнравственности, воспитывая этическую и моральную устойчивость средствами культуры через согласованное влияние всех социальных институтов.
Мера культурности общества может быть определена только при оценке культуры индивида как носителя культурного потенциала, живущего в этом обществе и составляющего нравственный ресурс социума, города, страны в целом.
Отсюда вытекает актуальность данного исследования, исследования рассматривающего проблему нравственного воспитания молодежи в условиях современного города.
Степень разработанности проблемы.
Освещение вопросов нравственного воспитания молодежи мы находим в трудах древних ученых (Аристотель, Конфуций, Платон, Плутарх, Сенека, Сократ, Цицерон и др.)1 Общим в их взглядах на воспитание является признание насилия, физических наказаний воспитуемых и наличие абсолютного авторитета наставника.
В дальнейшем, опираясь на идеи древних, ученые развили идеи нравственного воспитания на принципах гуманизма, обосновав необходимость связи обучения с воспитанием, особо выделяя значимость передачи нравственного опыта от старших поколений молодым. Из российских педагогов наиболее заметный вклад в теорию нравственного воспитания внесли П. П. Блонский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский, и др.2 среди татарских просветителей—Закир Хади, Т. Г. Яхин, Риза Фахретдинов и др.3
Воспитание нравственности возможностями культуры, через эстетическое образование обосновали в своих трудах В. С.Библер, JL С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Б. Д. Неменский, Н. Г. Чернышевский,
Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1981-1983;Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2-х т. Т. 1. М., 1972.-С. 170.; Платон. Сочинения в 3-х т. М., 1968-1972; Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990; Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986; Цицерон М. Т. Избр. соч. М., 1975.-С. 255.
2 Макаренко A.C. Педагогические сочинения в 8-ми томах. М.: Педагогика, 1983-1986; Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1979-1981; Блонский П. П. Избр. пед. произв. М., 1961.
3. Закир Хади. Избранные произведения. Казань: Таткнигоиздат, 1957; Яхин Т. Рассказы и пословицы, желательные для мальчиков и девочек. .Казань: Типогр. университета, 1897; Фахретдинов Риза. Адэбе тэглим (обучение нравам); Тэрбияле бала (Воспитанный ребенок).
К. Д. Ушинский и др.1 Они считали, что овладение культурным наследием прошлого способствует развитию творческих способностей, учит сопереживанию, эмоциональному восприятию окружающей действительности, формирует потребность строить жизнь по законам красоты.
Татарстанские ученые, Л. А. Волович, К. Т. Гизатов, Т. Г. Исламшина, Г. И. Макарова, В. К. Падерин, Л. И. Харисова2 в своих работах показали связь между состоянием культуры, культурным потенциалом социума и его нравственным здоровьем, возрастание роли культуры в постиндустриальном обществе. В настоящее время вопросы нравственного воспитания и зарубежными, и российскими учеными рассматриваются в русле процесса социализации.
Зарубежные социологи и социальные психологи (А.Бандура,
А. Маслоу, Дж. Мид, А. Оллпорт, Г. Роджерс, В. Уолтере и др.) рассматривают личность как продукт социального взаимодействия людей с их разными социальными ролями и статусами.
Нравственное воспитание в процессе социализации обосновали советские и российские ученые . Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева,
1Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. M., 1990; Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968; Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973; Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., 1981;Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. М., 1974;Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988—1990.
2 Волович Л. А., Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных факторов в средней профессиональной школе. Казань, 1990; Гизатов К. Т., Хусаинов Л. Формиррование у российского студенчества общественного идеала. Казань, 2000; Исламшина Т. Г. Этнические ценности полиэтнического общества.// Кому принадлежит культура? Казань, 1999;Макарова Г. И. Культурная политика в полиэтническом обществе.// Кому принадлежит культура? Казань, 1999;Харисова Л. И. Педагогический потенциал национальной культуры. Казань, 1996.
3 Bandura A. And Мс. Donald F. Infuence of cocial Reinforcement and the Behavior of Models in Shaping Childrens Moral Judjeements. Bandura A. and Walters D. H. Social learning and personality development.-New York. 1969; Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Текты. M., Изд-во Москов. ун-та, 1982.
И. В. Бестужев-Лада, С. П. Иваненков, И. С. Кон, В. С. Мерлин, Б. Д. Парыгин, В. Я. Ядов и др.1
Из татарстанских ученых проблему формирования нравственности в процессе социализации исследовали Р. Ф. Минкина, Ю. Р. Хайруллина, А. Н. Хузиахметов, А. 3. Хурамшина.2
При всем многообразии имеющихся работ, посвященных нравственному воспитанию молодежи, есть необходимость переосмысления ранее наработанного в связи с происходящими общественными изменениями. Остается актуальным изучение механизмов формирования нравственных ценностей в условиях быстрых социокультурных изменений.
Нам не встретилось исследований, посвященных особенностям формирования нравственных ценностей молодежи над влиянием элементов культурного потенциала города в условиях модернизации общества.
Недостаточно работ, рассматривающих влияние культурного потенциала на формирование нравственных ценностей молодежи при условии взаимодействия, взаимозависимости всех институтов общества: семьи, школы, науки, СМИ, религии, армии и т. д.
Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации. Человек и общество. Вып. 9, Л., 1971; Андреева Г. М. Социальная психология. М., МГУ, 1980; Бестужев-Лада И. В. К школе 21 века.* Размышление социолога. М., Педагогика, 1981; Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Димур, 1999;Кон И, С. Социология личности. М., Политиздат, 1967; Мерлин В. С. Становления индивидуальности и социализация индивида. М., 1970;Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль, 1971; Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентификации личности. М., РАН, Институт социологии, 1993.
2 Минкина Р. Ф. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации российского общества: Автореф. дисс. .канд. социол. наук. Казань, 2000; Хайруллина Ю. Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. Казань: ИСЭПН АНТ, 1998; Хузиахметов А. Н. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации. Казань: «Дело», 199;Хурамшина А. 3. Образ жизни как фактор социализации личности. Автореф. дисс. канд. социол. наук. Казань, 1999; Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М., Педагогика, 1990.
Все это в совокупности делает актуальным настоящее исследование, определяет его цели и задачи.
Цель исследования—выявить комплекс основных < социальных факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи на основе реализации культурного потенциала и определить пути оптимизации работы общества в этой области.
Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач: с позиций социологического подхода уточнить понятия «нравственность», «нравственные ценности»; «культурный потенциал»; —показать место культурного потенциала современного города в системе факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи; раскрыть социальные механизмы влияния культурного потенциала на формирование нравственных ценностей современной городской молодежи; наметить основные направления оптимизации влияния культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей современной молодежи.
Объектом исследования являются нравственные ценности молодежи в условиях современного города.
Предметом—культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи.
Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие социально-философские и социологические теории, концепции, подходы: системный метод и комплексный подход как направления методологии научного познания социальных процессов
Г.М. Андреева, С. А. Беличева, Л.С. Выготский, В. В. Иванов, И. С. Кон, А. П. Косарев, М. А. Крашенинников, Н. М. Мухарямов, Э. А. Тайсина, Ю. Р. Хайрудлина, Э.Г Юдин, В.А. Ядов); деятельностный подход к формированию нравственных ценностей (Р.З. Алтынбаев, Е. А. Ануфриев, В. Г. Афанасьев, Л. Г. Буева, А. 3. Гильманов, А. И. Леонтьев, В. С. Швырев и др); —концепция социальной стратификации, позволяющая охарактеризовать те процессы в современном российском обществе, в условиях которых происходит формирование нравственных ценностей молодежи
М. Вебер, Г. И. Заславская, В. И. Ильин, Т.Парсонс, Р.В. Рывкина, П. А. Сорокин и др.); социологическая концепция культурного детерминизма, согласно которой явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества (М. Вебер, Т. Парсонс, М. Мид); —функциональная теория культуры, доказывающая, что одной из главных задач культуры являются закрепление, развитие и передача потомкам духовных потребностей (Б. К. Малиновский, А. Р. Родклиф-Браун).
Информационную базу исследования составили данные вторичного анализа социологических исследований по Российской Федерации и Республике Татарстан; данные статических отчетов Управления образования, культуры, по делам молодежи администрации города Набережные Челны, а также результаты социологических исследований, проведенных автором диссертационной работы в школах, в Училище Искусств, педагогическом институте, на промышленном предприятии города Набережные Челны в период с 2002 по 2004 годы. Выборочная совокупность отражает социально-демографические характеристики молодой части населения города
Набережные Челны. Из 250 тысяч молодых людей, составляющих генеральную совокупность, 25 тысяч—студенты (10%), 83 тысячи— учащиеся (33%), 60 тысяч—работающие в возрасте до 30 лет (24%), 80 тысяч—неработающие молодые люди (32%)—поэтому в выборочной совокупности 1423 человека 10% (142 человека) составили студенты, 33% (470 человек)—учащиеся школ, 24% (342 человека)— работающие, 32% (456 человека)—неработающие. В роли экспертов выступили 11 преподавателей школ и 69 родителей учащихся— старшеклассников. Предельная ошибка репрезентативности составила 5%.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: уточнены и конкретизированы понятия «нравственность», «нравственны ценности», «культурный потенциал»; на основе эмпирического материала определены место и роль культурного потенциала в системе факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи; обосновано, что степень влияния культурного потенциала на формирование нравственных ценностей молодежи, определяемая характером его связей с отдельным индивидом, степенью проникновения в его внутренний мир; раскрыты социальные механизмы влияния культурного потенциала на формирование и развитие нравственных ценностей современной молодежи в условиях молодого города, звеньями которого являются имитация, идентификация, социализация и инкультурация; оптимизация влияния культурного потенциала общества на формирование нравственных ценностей молодежи в условиях молодого города: регуляция, корректировка влияния социальных институтов в масштабах города; модернизация системы образования и воспитания в образовательных учреждениях; совершенствование деятельности социальных педагогов и работы СМИ; обогащение культурного потенциала семьи; государственная поддержка учреждений культуры; разработка государственной воспитательной программы, расчитанной на дальнюю перспективу.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Для эффективного функционирования социальных институтов как факторов формирования нравственных ценностей молодежи требуется соблюдение таких условий, как четкое определение целей, функций деятельности каждого института; скоординированность действий всех институтов; оптимизация деятельности существующих или появление новых институтов.
Выполнение названных условий возможно при преодолении кризиса во всем обществе, при достижении в нем экономической и общественно-политической стабильности, что позволит обеспечить четкую нормативно-правовую базу выполнения долговременных и целевых молодежных программ, их финансовое обеспечение и координацию в соответствии с общенациональной доктриной. Руководство должно осуществляться на самом высоком—президентском уровне и в масштабах всей страны. В масштабах же города или конкретного социального окружения деятельность по нравственному воспитанию молодежи возможно корректировать, улучшать, без ожидания коренных изменений в социальных качествах народонаселения.
2. В условиях современного города формируется молодое поколение—особая социальная общность, характеризующаяся не только специфическим статусом, но и субъективными характеристиками. Для современной молодежи, с одной стороны, характерны и индивидуализм, рационализация мышления, меркантильность, размытость сформированных нравственных ценностей, детерминированных необходимостью адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. С другой стороны, формируется -слой юношества, имеющий свою ценностную систему, свои цели: стремление к совместной деятельности для большей адаптивности; толерантность к иным вероисповеданиям и видам деятельности; открытость, высокая информированность, широта интересов, приверженность к общечеловеческим ценностям.
3. Основной особенностью процесса нравственного становления современной городской молодежи является потребность индивидов в общественном признании, получении доступа к высшему образованию, частых развлечениях; возможность хорошо зарабатывать.
4. Влияние элементов культурного потенциала города на формирование системы нравственных ценностей неодинаково: первенство принадлежит малым группам (семья, круг друзей). Постоянно возрастающее влияние СМИ как детерминанты инкультурации ставит их по силе воздействия на уровень малых групп. Недостаточно влияние таких компонентов культурного потенциала, как образовательные учреждения, религия, учреждения культуры.
5. В условиях большого города, в силу специфики его устройства, особенно сильное влияние на формирование нравственных ценностей молодежи как внешние факторы оказывают институциональные механизмы в силу того, что в городе есть возможности широкого выбора учреждений образования, досуга и культуры.
6. . В сегодняшнем российском поляризованном обществе, характеризующемся материальным и социальным расслоением, противоречивость ценностных детерминант усложняет процесс воспитания молодежи, затрудняет культурное воспроизводство, под которым понимается передача ценностей и норм культуры от поколения к поколению.
7. Социальные механизмы влияния культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей молодежи обусловлены не только городскими возможностями, но и особенностями людей молодого возраста, принадлежащих к различным стратам, с вытекающим отсюда неравенством в доходах, степени власти, образовании. Функционально-динамическим звеном механизма формирования нравственных ценностей выступает, с одной стороны, социальная активность молодежи, ее деятельность и поведение, а с другой—социально-психологические воздействия среды, ее культурный потенциал.
8. Осмыслению сложившейся ситуации в сфере воспитания и формирования нравственных ценностей молодежи способствовало возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности как нового социального института. Социально-педагогическая деятельность должна строиться на принципах природосообразности, культуросообразности и гуманизма.
Научно-практическая значимость работы состоит в приращении знаний в области теории культурного потенциала и формирования нравственных ценностей молодежи современного города.
Предложенная аналитика может быть использована при разработке оперативных и долгосрочных программ нравственного воспитания городской молодежи, в деятельности муниципальных органов.
Результаты исследований могут служить основой для социальной диагностики уровня нравственности молодых людей, их приоритетов и потребностей; в преподавании спецкурсов по социологии молодежи, культурологии, социологии образования и воспитания.
Апробация работы.
Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на ряде научно-практических конференций всероссийского, регионального, городского уровней (г. г. Казань, Набережные Челны, 2003-2004 г. г.), отражены в 5-ти публикациях: Роль нравственного воспитания в физической культуре и спорте. // Теоретические и практические аспекты физического воспитания. Материалы итоговой научно-практической конференции молодых ученых и студентов Камского государственного института физической культуры. Набережные Челны, 2004.—С. 50-52; Роль культурного потенциала учителя в формировании нравственных ценностей молодежи. // Наука и школа. Набережные Челны, 2004., №10.—С 810; Нравственное воспитание молодежи средствами искусства, ценностями художественной культуры // Наука и школа. Набережные Челны, 2004, № 12; Азиуллина Т. Р. О роли культурного потенциала семьи в нравственном становлении молодежи, г. Набережные Челны, ИНПО, 2004.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений и насчитывает 216 страниц печатного текста.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи"
Выводы:
Функционирование институтов общества, выступающих в роли элементов культурного потенциала города, характеризуется противоречивостью. Для эффективного влияния на формирование нравственных ценностей молодежи они должны воздействовать согласованно, однонаправлено, системно.
Формирование нравственных ценностей происходит как целенаправленно, через воспитание, так и стихийно, под воздействием среды. Поэтому нужна государственная воспитательная программа, расчитанная на дальнюю перспективу, а в ближайшее . время возможна регуляция, корректировка влияния социальных институтов в масштабах города.
Главные пути оптимизации воздействия элементов культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей молодежи лежат через модернизацию системы образования с опорой на личностно-ориентированную педагогику, культурноантропологический подход, перенос акцентов на воспитание; —совершенствование деятельности социальных педагогов; —обогащение культурного потенциала социума через всеобщее эстетическое образование и воспитание; государственную поддержку учреждений культуры, увеличение количества театров, музеев, библиотек, культурных центров; сотрудничество светских социальных институтов с религиозными организациями с целью нравственного воздействия на молодежь по формированию и развитию у нее позитивных нравственных традиций; —качественное улучшение продукции СМИ через изменение ее форм и содержания, совершенствование законодательно-правовой базы; —направление социальной активности молодежи на общественно-и личностнозначимую деятельность; —создание новой системы трудоустройства молодежи.