автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Трансформация культуры Западной Европы в свете социально-политических и идеологических стратегий нового времени

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Петрова, Татьяна Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Трансформация культуры Западной Европы в свете социально-политических и идеологических стратегий нового времени'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформация культуры Западной Европы в свете социально-политических и идеологических стратегий нового времени"

На правах рукописи

ПЕТРОВА Татьяна Геннадьевна

ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СВЕТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Специальность 24.00.01 Теория и история культуры

Москва, 2004

Работа выполнена на кафедре теории и истории искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Научный руководитель -

доктор философских наук, профессор Дорогова Л.Н.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Зимин А.И.

кандидат культурологии Мамедова Н.О.

Ведущая организация -

Российский институт культурологии

часов на

заседании диссертационного совета К 210.001.01 по искусствоведению и культурологии при Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма по адресу: 123007, г. Москва, ул. 5-я Магистральная, д. 5, стр. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АПРИКТ. Автореферат разослан « ! ^ N С! а 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат культурологии

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования избранной темы вытекает из того состояния культурного развития современного российского общества, которое во многих своих проявлениях характеризуется как кризисное. Несмотря на то, что культура общества обладает относительной самостоятельностью, она, тем не менее, в огромной мере зависит от экономики, политики, права: Они в настоящее время не обеспечивают в полной мере разностороннего, поступательного развития науки, образования, общественного воспитания, культуры досуга, художественного развития и др. Изменение сложившегося положения немыслимо без выработки определенных стратегий развития, выбора социально значимых целей, приоритетов. В связи со сложившейся ситуацией особое- значение приобретают разнообразные стратегии в разных областях общественной практики, разрабатываемые и предлагаемые для осуществления, в том числе и в области культуры. Проблемами разработки, обсуждения, пропаганды стратегий в области экономики, политика, права и других областях занимается огромное число как правительственных, официальных учреждений и научно-исследовательских институтов, так и множество общественных организаций, фондов, движений. (В числе таких организаций можно назвать: Научно-исследовательский институт экономических стратегий РАН РФ, Национальный экологический фонд, НИИ социологии, различные институты, исследующие политические, экономические и другие проблемы, Фонд Горбачева, Центр стратегических разработок и т.п.).

Подобные разработки как способ реализации долговременных планов развития применяются и в сфере культуры. В основе общегосударственных и региональных программ культурного развития лежат принципы стратегического планирования.

Стратегические разработки как способ реализации долговременных планов не являются новшеством нашего времени. Исторически эта форма общественно-прогностической деятельности есть проявление интеллектуальных действий субъектов власти, различных профессиональных коллективов и отдельных личностей, предопределенная особенностями человеческого мышления, способного выбирать цели, в соответствии с ними вырабатывать модели поведения, связанные с осуществлением этих целей. Исторический аспект стратегического поведения в сферах, с одной стороны, политики, а с другой - культуры и является, с точки зрения диссертанта, наиболее предпочтительным для освещения взаимосвязей процессов социально-политического и культурного характера.. Как. показывает историческая практика, в периоды реформ усиление экономических основ, государства, укрепление исполнительной и законодательной власти сопровождается, как правило, привнесением в духовную жизнь общества элементов социального оптимизма, сплоченности, порождает новые организационные формы в разных областях жизни, в том числе и в культуре.

В свете проблемы выбора стратегии государственной культурной политики возникает необходимость разработки частных стратегий развития видов общественной практической деятельности, необходимость рассмотрения меры влияния их на те или иные стороны жизни общества, на социальные институты, определение степени эффективности этого влияния, а также, прогнозирование последствий этих мероприятий. Существующие противоречия во взаимоотношениях сфер культуры, с одной стороны, и государственных структур - с другой, выражаются в требованиях невмешательства государства в дела творчества. Но вместе с тем, все чаще можно слышать настоятельные требования усилить экономическую поддержку учреждений культуры, увеличить финансирование, оказать помощь в строительстве и ремонте зданий, ослабить налогообложение и т.п. В этих условиях учреждения культуры и государственные структуры

вырабатывают свою стратегию поведения. Живая, развивающаяся, противоречивая действительность постоянно ищет пути равновесия, которое постоянно нарушается в отсутствии четко прописанных правил, законодательных актов о соотношении должного и сущего в отношениях государство - деятель культуры. В этой связи представляются более значимыми шаги по выработке стратегии государственного регулирования сфер культуры в разные периоды истории культуры. Это относится особенно к тем периодам, которые отмечены реформированием социальных, идейных, художественно-культурных, образовательных и других областей культуры. По мнению диссертанта, особый интерес представляет период XVI-XVШ веков, время проведения значительного числа реформ в разных областях жизни в европейских обществах.

Политические и идеологические стратегии, используемые разными социальными, профессиональными слоями в тех или иных ситуациях общественного развития, позволяют понять, как осуществлялся процесс приспособления этих слоев к новым условиям, как выработанные стратегии влияли на характер институтов культуры конкретных эпох.

Степень научной разработанности проблемы. В связи с тем, что данная теоретическая проблема тесно связана с практикой перспективного планирования культурного развития страны в целом, разработкой региональных программ культурного развития, вопросы стратегического характера, естественно, вышли в такой практике за рамки лишь умозрительных схем и получили не только культурологическое, но и экономическое обоснование. Они рассматривались в тех работах, которые были посвящены в последние годы проблемам прикладной культурологии. Уже на заре новых социальных преобразований в нашей стране стратегическим проблемам развития культуры в 20-е годы были посвящены работы В.И. Ленина «О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и другие. Социологические исследования в сфере развития культуры дают

представление о направлениях такого развития, характере управленческих стратегий. Они также имеют цель не только продемонстрировать современное состояние культуры в стране, но и выявить тенденции дальнейшего развития, предложить пути выработки государственной стратегии применительно к разным сферам культурной практики1.

Однако историко-культурные исследования разных авторов дают возможность рассмотреть проблему под разными углами зрения. Разные периоды истории древних цивилизаций, политических и культурных событий Средневековья, период Нового времени - все они содержат

информацию об идейно-политических стратегиях, послуживших отправными

2

точками в изменении характера культуры эпохи .

Эти исторические труды насыщены описанием конкретных социальных событий, содержат множество юридических, фактических данных, рисующих облик исторических эпох, демонстрирующих политические, религиозные, научные, художественно-стилевые и другие стратегии.

Воссоздать изменения, имевшие место в национальных культурах, в том числе и в художественной, в разных странах помогают труды зарубежных историков и историков педагогики, искусства, филологов, социологов. В них рассматриваются конкретные проблемы культуры тех или иных стран, особенности трансформации разных видов культурной деятельности в результате проводимых в обществе реформ. К ним следует отнести труды: Альмамира-и-Кревеа Р., АрьесаФ., Баха А., Броделя Ф.,

'Художественная культура и развитие личности./ Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина. - М., 1987; Художественна! жизнь современного общества. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня / Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. В 4-х т. - СПб., 1997; Культурная деятельность. Опыт социологического исследования/Отв. ред. Л.Н. Коган.-М., 1981.

1 Авдиев В. Древнеегипетская реформация. - М., 1923; БаргМ.А. Кромвель и его время. - М, 1950. Поршмев Б.Ф. Социальная психология и история. - М, 1966; Его же: Феодализм и народные массы. - М., 1964; ТарлеЕ.В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России. - Пг., 1924; Его же: Крестьяне и рабочие во Франции в эпоху Великой революции. Изд. 4-е. - Пг., 1922; Его же: Наполеон Н Тарле Е.В. Соч. в 12-ти т. Т. 7. - М, 1959; Манфред А.З. Великая французская революция XVIII в. - М., 1956; Матье И.Э. Искусство Древнего Египта. - М., 1970; Морз А. Во времена фараонов - М., 1913 и др.

Бруннера К., ВебераМ., Вульфиуса А.Г., Доза А., Жигульского К., Зеворта Э., Сен-Симона, Тревельяна Д.М., Тьерсо Ж. и др.1

Следующая группа источников относится к истории разных видов культурно-исторической практики. В этих источниках содержится материал, конкретизирующий стратегии государства в отношении научной, художественной деятельности, учреждений искусства, положения художников и ученых в обществе, даются ответы на многие художественно-мировоззренческие вопросы. В ряду таких исследований в первую очередь должны быть названы труды научных коллективов, а также отдельных исследователей, содержащие сведения, касающиеся рассматриваемого в диссертационном исследовании времени. Такие работы включают в себя самые разные жанры научной публицистики, отрывки из эпистолярного наследия художников, архитекторов, драматургов; фундаментальные исследования, ставшие частью учебного материала. В числе таких работ: Мастера искусств об искусстве. Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми т. - М., 1965-1970. - Т. 7; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. - М., 1962-1970. - Т. II-III; История западноевропейского театра. В 5-ти т. - М., 1956-1970. - Т. 1-2; История зарубежного театра. В 4-х т. Изд. 2-е. - М., 1984. - Т. 3; Державин К. Театр французской революции. - Л.-М, 1937; Дорогова Л.Н. Западноевропейская культура Нового времени. - М., 2001; Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: от истоков до середины XVIII в. - Л., 1979; История зарубежного искусства. Изд. 3-е. - М., 1983; Мастера архитектуры об архитектуре. Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. - М., 1972 и другие работы.

1 Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. В 2-х т. Т. 2. - М., 1951; Арьес О. Человек перед лицом смерти. -М.. 1992; Бах А. Истории немецкого языка. - М., 1936; Бруннер К. Истории английского языка. - М., 1956; Вульфиус А.Г. Западна* Европа в Новое время. - М., 1920; Доза А. История французского языка. - М„ 1956; Жигульский К. Праздник и культура. - М., 1985; ЗевортЭ. История Нового времени ХУ|-ХУШвв; Тревельян Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий. - М„ 1959 и др.

Историко-искусствоведческие работы, анализирующие истоки изменений в художественно-стилевых приемах творчества, происходящих под влиянием разных идейно-политических реформ. В том числе времени амарнской реформы, средневекового периода, эпохи Возрождения, эпох барокко и классицизма. Рассматриваемое в этих трудах художественное наследие архитекторов, скульпторов, литераторов, композиторов, театральных деятелей, художников, творивших в периоды крупных социальных реформ. В их числе труды: Матье И.Э., Богославского Е.С., Либмана МЛ., Жирмунского В.М., Мюллера В.К., Вельфлина Г., Кон-Винера, Берков-ского Н. и других.

К особой группе трудов, созданных на границе науки и литературного творчества и позволяющих констатировать изменения в культурном облике эпох, относятся изыскания в области биографий выдающихся художников, музыкантов, литераторов, архитекторов. В этих трудах исследованы не только художественные процессы разных периодов, но также дана картина повседневной жизни, показаны процессы выработки социально-художественных стратегий того или иного времени. В этом ряду следует отметить труды, которые опираются на огромную документальную базу, например: Андронова С.А., Буркхарта Я., Вольской В.Н., Золотова Ю.К., Полевого В.М., Роллана Р., Сарабьянова Д.В., Чегодаева А.Д. и других искусствоведов.

Рассмотрение проблем, связанных с развитием идейных стратегий, складывающихся на базе научных, эстетических и философских воззрений мыслителей прошлого, было бы невозможно без обращения к трудам по философии, истории науки и образования: Бойда У., Вернадского В.И., Веймера Г., Гоббса, Паульсена Ф., Локка, Руссо, Лессинга и других.

Все это в совокупности позволяет диссертанту продолжить исследования по выявлению трансформирующих влияний политики и идеологии на социальные институты культуры, а также проанализировать

характер «ответных» стратегий разных социальных сил и социальных институтов культуры на действия властей. Тем самым выявить сущность трансформаций, переход одних качественных состояний институтов культуры в другие качественные состояния.

Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы показать зависимость культурных трансформаций от тех или иных социально-политических и идеологических стратегий на примере социальных институтов культуры некоторых стран Западной Европы Нового времени; для этого:

- раскрыть общественно-исторический смысл социально-политических и идеологических стратегий, избранных властными силами;

- показать характер влияния социально-политических и идеологических стратегий на культурные преобразования в Западной Европе XVI-XVIII вв. (в сферах художественной практики, науке, образовании).

Объектом исследования является процесс трансформации культурного облика Западной Европы Нового времени, складывающийся под влиянием тех или иных идеологических и политических стратегий.

Предмет исследования — специфика разнообразных стратегий. влияющих на институты культуры, на субъекты культурной деятельности.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В основе таковой лежат работы историков и искусствоведов по проблемам истории западноевропейской культуры Нового времени. В ходе написания работы применялись различные методы и приемы исследования. В основном это методы - сравнительного культурно-исторического анализа и синтеза, систематизации, теоретической рефлексии. В отдельных случаях, по причине необходимости восстановления недостающей исторической информации, применялся метод реконструкции.

Научная новизна работы:

- впервые показана зависимость культурных трансформаций от основных социально-политических и идеологических стратегий Нового времени (Возрождения, Реформации и Просвещения);

- новым является анализ смысла социально-политических и идеологических стратегий, а также их определение;

- элементом новизны обладает установление особенностей влияния социально-политических и идеологических стратегий на культурные преобразования в Западной Европе Нового времени.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать выводы исследования при формировании новых культурных программ и выработки стратегий развития разными институтами культуры, построении социокультурных моделей развития общественной практики, прогнозировании последствий, огосударствления и разгосударствления' учреждений культуры. Выводы и конкретные положения работы могут быть использованы при подготовке учебных программ, пособий по истории искусства, культурной политике государства, по проблемам художественного, культурного развития общества и т.д.

Положения, выносимые на защиту;

1. Реализация политических и идеологических стратегий разных социальных сил в период XVI-XVIIIBB. привела к трансформации институтов культуры в странах Западной Европы.

2. Процесс трансформации институтов культуры осуществлялся как целенаправленно с помощью реформ, осуществляемых властными структурами, так и через различные способы самоорганизации и кооперации внутри этих социальных институтов культуры, путем выработки собственных адаптивных стратегий.

Апробация работы. Основные положения' работы отражены в публикациях автора на данную тему, в выступлениях на научно-практических конференциях. Теоретические положения работы использовались при чтении лекционных курсов в различных учебных заведениях художественного профиля.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбора темы, сформулированы цели и задачи исследования, дана характеристика методов исследования, степени разработанности проблемы, названа научная новизна и практическая значимость работы.

Глава I. «Социально-политические и идеологические стратегии в контексте культурно-исторического развития».

В первом параграфе первой главы: «Социально-политические стратегии как предпосылка культурных трансформаций в обществе» обосновываются исходные понятия, описаны этимологические истоки понятия «стратегия». При этом обращается внимание на то, что в ходе общественно исторического развития смысловое поле понятия расширилось и ныне это понятие стало применяться к разным областям деятельности: политике, праву, экономике, экологии, культуре. Под стратегией диссертант понимает совокупность теоретических прогностических разработок и соответствующих им практических действий.

В разных работах по социально-политическим и гуманитарным наукам можно обнаружить широкий набор понятий, основанных на использовании термина стратегия. К ним относятся: «стратегическое мышление», «стратегические действия», «стратегическое планирование», «стратегические разработки», «стратегические цели», «стратегические принципы» и т.п.

При исследовании и анализе культурно-исторического развития понятие стратегии применимо в тех ситуациях, когда появляются условия, связанные с изменением существующих социально-экономических,

политических, религиозно-идеологических порядков, и когда появляются силы, способные провести те или иные реформы, соответствующие новым объективно-историческим тенденциям развития. Разработка мер, содействующих осуществлению таких реформ, а также реализация этих мер на практике неизменно отражаются на разных сторонах жизни общества, в том числе и культурных феноменах.

Социально-политические стратегии рассматриваются с точки зрения их определяющего влияния на все другие социальные процессы, происходящие в обществе. В этом диссертант видит сходство с современным развитием событий в российском государстве.

Показывается, что при разработке и реализации социально-политических стратегий на каждом этапе развития того или иного общества должны в той или иной мере согласовываться и учитываться интересы, как минимум, двух основных социальных сил: властных структур и масс. При этом, если вектор стратегического движения властей относительно совпадает с. вектором развития интересов социальных слоев, то создается ситуация, благоприятствующая проведению реформ. Это сказывается на культуре данного периода.

Примером реализации длительных стратегий преобразования общества на новых социально-политических основах в ХУ1-ХУ111ББ. служит время укрепления абсолютистских режимов в Западной Европе. Начальные шаги по преобразованию властных отношений на основе абсолютизма датируются в разных странах по-разному. В Англии его связывают с воцарением Тюдоров (1485 г.), во Франции- с царствованием Людовика XI (1461-1483), в Испании - с воцарением королей Кастилии и Арагонии (1479). В Италии в различных маленьких государственных образованиях появляются признаки таких форм правления также в XV в. (дом Медичи во Флоренции, Сфорца в Милане и т.д.).

На следующие века, т.е. XVI-XVШ, пришлись наиболее бурные события по окончательному «реформированию» государственного управления в западноевропейских странах. В этот исторический отрезок времени, происходит не только укрепление центральной власти, но и формирование национальной, государственности, внедрение элементов государственного управления в разные сферы деятельности, в том числе в художественную, научную, образовательную и другие сферы культуры. Процесс социальных преобразований (несмотря на длительный срок их осуществления) складывается в последовательную систему стратегических мер, направленных на самые разные объекты государственного регулирования. Но, как и во всяком общественно-историческом движении, в нем четко прослеживается и стратегия поведения объектов политической деятельности, и различных слоев общества, действовавших в соответствии со своими экономическими, политическими, идейными, культурными' интересами. Вектор движения стратегий, тем не менее, как стало очевидно, впоследствии имел линии совпадения, наиболее отчетливо обозначившиеся в сфере культуры.

В диссертации рассматриваются те стратегические действия, которые в итоге привели: к преодолению территориальной раздробленности, сплочению социально дифференцированного общества; развитию таких нравственных чувств, как патриотизм, верность королю, чувство национальной принадлежности, т.е. всего того, что консолидировало общество и определило его культурный облик. В параграфе делается вывод о том, что линия стратегического поведения, той силы, которая характеризовала деятельность властей, и линии стратегического поведения общественных сил в рассматриваемое время- были относительно однонаправленны и сходились именно на поле культуры.

В числе стратегических действий властей рассматриваются: создание устойчивой социальной пирамиды, закрепляющей еще в большей мере, чем

это было ранее, сословное деление общества; ограничение самостоятельности феодалов. В целях привлечения на службу государству как родовитой аристократии, так и богатых выходцев из третьего сословия разрабатывается система мер. В их числе: провозглашение доктрины «служения государству как условие дворянского достоинства», ведение новой социальной силы -дворянства «мантии» как опоры трона и социальной структуры, противостоящей родовитой аристократии, создание чиновничьего аппарата как института, призванного снизить роль родовой аристократии в вопросах внутренней и внешней политики; ограничение власти церкви и другое. В результате проведения данных стратегических мер были созданы предпосылки для изменения в разных областях европейской культуры Нового времени.

Во втором параграфе первой главы: «Роль идеологических стратегий в формировании культурного облика Западной Европы Нового времени» выявляется, что социальная жизнь не может не руководствоваться какими-то фундаментальными идейными, философскими,. религиозными, экономическими и другими учениями, взглядами, обосновывающими те или иные практические действия, как властей, так и определенных социальных сил. Идейная жизнь представляет собой динамичный процесс смены одних культурно детерминированных установок, взглядов, учений другими. Сторонники, как обновленных, так и ранее сформированных идейных установок вырабатывают стратегии либо, сохранения своих учений, либо стратегии замены учений, ставших догмами и не содействующих более упрочению господствовавшей идеологической доктрины и основанной на ней культуры. Причем, в идейной и культурной жизни не происходит полной замены всех идейных представлений новыми взглядами, установками, оценками. Наиболее яркими примерами идеологических стратегий XVI-XVШ вв. являются светские и религиозные

движения Ренессанса, Реформации и Просвещения, ознаменовавшие собой интенсивную трансформацию Западноевропейской культуры.

В ходе анализа стратегического поведения представителей каждого из этих социально-политических и идеологических направлений диссертант перечисляет те действия и теоретические положения, которые оказали существенное влияние на культурный облик эпох. В диссертации подчеркивается, что эти течения имели общие социально-экономические истоки (разрушение феодальных отношений, зарождение капиталистического способа производства, разрушение сословной структуры общества и др.). Гуманизм был социально активным явлением, сыгравшим исключительную роль в культурном развитии эпох. Его характеризовала последовательность интеллектуальной стратегии развития знания и применения его в разных областях деятельности. В работе обращается внимание на последствия гуманистических стратегий, среди которых: внедрение идеи «гражданского» государственного устройства, в противоположность господствующей «теологической»; разрушение авторитета церкви в вопросах науки; превращение искусства и литературы в значительную общественную силу; возрождение культурной светской среды, объединенной различными научно-художественными интересами; введение в практику археологических исследований; создание новой специальности -антиквара; внедрение в интеллектуальную практику эпох античного культурного наследия; усиление интереса к национальным языкам и многое другое'.

Осуществляя сравнительный анализ Ренессанса и Реформации, диссертант подчеркивает преобладание в деятельности реформаторов «религиозно охранительных» стратегий, которые были направлены не на отказ от церковной догматики в целом, но лишь на разрыв с римско-

1 Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - СПб., 1991; Культур» Возрождении и обшестао. - М, 19*6, Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. - М, 1995; История культуры стран Западной Европы ■ эпоху Возрождения. - М., 1999.

католической церковью. Сторонники реформ признали единственной основой веры Священное писание. Исходя из своей стратегии, предполагающей лишь частичное изменение в трактовке веры и социального института, ее обслуживающего, реформаторы из семи христианских таинств признавали только крещение и причастие (но лишь как символические обряды). Они выдвинули требование «дешевой церкви» и поставили под сомнение «божественный» авторитет священнослужителей, а также осуществляли практику переводов Библии на национальные языки, чем способствовали появлению национальной литературы, и т.п.

Стратегии гуманистов и реформаторов церкви имели отличие с точки зрения их функционирования в обществе и в культуре своего времени; отличен был и механизм их экспансии, поскольку ориентировались они на совершенно разные цели. Тот идеал, которому следовали гуманисты, по своей природе был демократичен, но он не мог быть отнесен ко всему обществу в целом, и в этом смысле он был элитарен. Он не стал лозунгом широких народных масс, в нем не было той истины, за которую нужно было сражаться, - отмечается в исследованиях, посвященных сравнительному анализу гуманистической и реформационной идеологий1. Напротив, рефор-мационные учения с самого начала превращались в жесткие программные требования со своими принципиальными и четкими формулами. «Реформаторы (самые искренние из них) готовы были и убивать, и умирать за идею. Реформация - это четко и однозначно сформулированная система истин, проводимая в жизнь. Поэтому за нее можно было и умереть, и убить»2.

Особое место в параграфе отведено идейно-философским и просвещенческим доктринам, имевшим место в культуре XVI-XVIII вв., стратегическая линия которых была связана с разработкой и пропагандой идеи критической переоценки всего и внедрения объясняющих схем,

1 См.: Петров М.Т. О критериях сопоставления Возрождения и Реформации // Культура эпохи Возрождения

и Реформация.-М., 1911.-С. 45-«. 'Там же.-С 46.

ставящих во главу угла - Разум. Подчеркивается, что с позиций этой переоценки осуществлялось переосмысление роли государства и монарха, правовых основ государственного устройства, обоснование теории естественного права, нравственных и эстетических основ, регулирующих взаимоотношения людей в государстве, влияющих на выбор идеала в искусстве, на формирование эстетических норм, а в конечном счете - и на культуру в целом. Подчеркивается, что в культурно-практическом плане идеи просветителей подготовили американскую революцию и революцию во Франции1.

Во второй главе «Влияние политических и идеологических стратегий на социальные институты культуры» анализируются способы и результаты политического и идеологического влияния на различные культурные институты общества.

Первый параграф второй главы «Влияние политических и идеологических стратегий на трансформацию художественных институтов общества» посвящен рассмотрению политических и идеологических стратегий, направленных на огосударствление художественных институтов.

Первоначально в параграфе рассматриваются различные точки зрения на понятие социальный институт (Т. Парсонса, Э. Дюркгейма и др.). Обращается внимание на то, что в ходе развития общества видоизменяются его отдельные институты, появляется потребность в корректировке стратегий их развития, создания или уничтожения. Под социальным институтом диссертант понимает социальное образование надындивидуального уровня, являющееся субъектом социальных отношений и связанное с определенным или определенными видами деятельности. Устанавливается специфика института культуры относительно социального института.

В параграфе рассматриваются культурно-исторические события и факты, имевшие место в рассматриваемый период, которые положили начало

' Европейское Просвещение и французская революция XVIIII. - М, 1968, НарскиА И С. Западноевропейская философия XVIII в. - М„ 1973; Французское Просвещение и революция - М, 1989.

созданию таких культурно-художественных институтов, как королевские музыкальные и драматические театры. В параграфе анализируются меры, которые предпринимались в этих целях: формирование государственной системы управления, ликвидация институтов театрального самоуправления, осуществление контроля за репертуарной политикой, организация подготовки творческой смены, т.е. культурно-художественных школ при театрах. Обращается внимание на создание в разных европейских странах в этот период кроме королевских театров Академий художеств и Академий архитектуры1.

Задачам контроля и осуществления стратегии государственного регулирования в сфере культурно-художественной практики отвечали и институты авторского права и цензуры. Помимо этого, введение стратегии публичного обсуждения художественных достоинств литературных, живописных, скульптурных произведений (что реализовывалось в ходе заседаний академий), проведение конкурсов с учреждением наград и премий, выставок с публичным обсуждением их итогов, издание журналов и др. - все это содействовало формированию государственной культурной политики и влиянию на трансформацию институтов художественной культуры.

Во втором параграфе второй главы: «Влияние социально-политических и идеологических стратегий на институт научной деятельности» рассматривается стратегия поведения властных структур по отношению к науке. В параграфе обращается внимание на стратегическое поведение того слоя, который формировал новую культуру научного знания этого времени. Подчеркивается, что в рассматриваемое время, ХУ1-ХУ111 вв., понятие науки имело более узкий объем, чем в наши дни. В культурном плане научная деятельность еще находилась под контролем церкви и

1 Историк западноевропейского театра. В 5-ти т. Т. 1-2. — М, 1936; Веселовский А.Н. Старинный театр • Европе. Исторические очерки. - М., 1(70, Морозов П.О. История европейской сиены. - М., 1903; Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории от истоков до сер. XVIII в. - Л., 1979; История »рубежного искусства. Изд. 4-е,-М, 1984.

церковной цензуры, и на многие научные объяснения природных и

1

социальных процессов еще оказывало влияние религиозное мировоззрение .

Поэтому стратегической линией научного развития в рассматриваемое время становится деятельность по размежеванию с теологией, выведение науки из-под контроля церкви. В связи с этим возникает необходимость поиска способов научного доказательства, отличного от теологического и логического. Таковым оказался экспериментальный способ, который мог быть положен в основу обновленного естественнонаучного знания.

В параграфе показано, что до середины XVII в. не существовало четко оформленной экспериментальной деятельности в науке, в рамках которой та или иная идея могла быть, подтверждена независимыми экспертами. Рассматривается политика королевских властей (Англии, Франции, Пруссии и некоторых других стран), направленная на институализацию науки, введение оплаты должностей- академиков, проведение конкурсов и т.п. Развитие производства и независимой деятельности ученых позволило придать науке статус социально-культурного института- и тем самым» ускорить ее востребованность производством «и светской образовательной деятельностью. Таковы, по мнению диссертанта, основные стратегические действия, которые были предприняты наукой в рассматриваемое время.

Особое место в работе отведено показу стратегического поведения революционных властей Франции в отношении развития науки в период Французской буржуазной революции2. Если развитие культуры научной деятельности испытывало на себе влияние политики и церковной идеологии, то познание, как способность разума проникать в новые области, осуществлялось независимо от деятельности властей и церкви, существуя как

1 Наука н ее место * культуре. - Новосибирск, 1990; Гайдснко П.П. Эволюция понятна науки (XVII— XVIII •■.) - М, 198$; История становления науки. Некоторые проблемы. - М., 1981; Виргинский В С. Очерки истории науки и техники ХУ1-Х1Х - М., 1984.

' Вавилов С.И. Наука и техника а эпоху французской революции П Вестник АН СССР. - 1939. - №7, Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. — М^ 1988; Старосельская-Ннкитииа О. Очерки по истории науки и техники периода Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. - М, 1946, Культура эпохи просвещении. Сб. ст. Пер. с фр. - М., 1993.

объективная потребность человечества и как ответ на потребности общественного производства. Это содействовало укреплению стратегической линии поведения творцов научного знания, создававших экспериментальное, философское, эстетическое знание.

Обращаясь к развитию гуманитарного знания, оказывавшего влияние на художественную практику, диссертант подчеркивает общественную значимость идейно-формирующей роли рационализма, механистического материализма, нормативной эстетики и нормативного искусствознания. Становление эстетики и искусствознания как новых областей научного знания оказало огромное влияние на культурно-художественную практику последующих веков. Ориентированность художественно-критической и эстетической мысли на теоретическое обоснование эмпирических наблюдений - закономерная черта развития мышления, с одной стороны, а с другой - потребность в выработке строго рациональных правил, критериев оценок, придание им научно оформленного обоснования.

Большая заслуга в развитии такой области философского знания, как эстетика, принадлежит немецкому ученому И. Баумгартену. Касаясь факта зарождения и распространения искусствоведческого знания, получившего развитие в XVIII в. в Германии в трудах Винкельмана, диссертант видит в этом подтверждение тех общественных задач, которые выполнял в культурном плане классицизм. Последний активно служил задачам упрочения идей государственности, национального единства, гражданственности, что в целом не расходилось со стратегической идейно-политической линией упрочения абсолютизма. Также представляется, что теоретическая разработка принципов оценки художественного произведения подпитывалась настоятельным требованием приносить обществу пользу, т.е. «создавать произведения, полезные обществу» (аналогично тому, как этот лозунг звучал в политической жизни: «служение государству как высший

долг дворянства»), что и проявлялось в системе требований классицизма как художественного способа воплощения культурной нормы Нового времени.

В диссертационном исследовании обращается внимание на то, что идеи Винкельмана, сформулированные как итог наблюдений за античной культурой и живописью, оказались применимыми не только ко всей области искусства, но и послужили делу пропаганды образцового творчества, были внедрены последователями ученого в систему художественного образования. В числе последователей Винкельмана были Гаман, применивший его метод анализа к искусству поэзии, Шлегель - к истории литературы. Труды Винкельмана подготовили почву для теоретических работ Лессинга1.

Третий параграф второй главы «Образование в контексте идейно-политических стратегий в Новое время» посвящен рассмотрению изменений, происходивших в сфере образования под влиянием различных трансформаций в культурной, экономической и политической жизни европейских стран. В параграфе анализируются стратегии государства и разных социальных сил, осуществляемые в образовательной практике: университетов, школ начального образования и профессиональных школ.

Применительно к образовательному процессу в рассматриваемый период отмечается, что Новое время восприняло от средних веков образовательные учреждения, методы обучения, внеучебные формы организации жизни студентов и преподавателей, строившиеся по типу либо монастыря, либо по типу цеховой организации, с обязательными годами

ч 2

странствий .

До XVIII в. университеты были самоуправляемыми единицами в системе административного деления таких, например, государств, как Франция, Англия. Они посылали в парламенты своих представителей.

1 Винкельман И. Избранные произведения и письма. - М.-Л, 1933; Идеи эстетического воспитания. В 2-х т. Т.2. - М, 1973; МерингФ. Литературно-критические статьи. Т. 1. - М.-Л., 1934; Лессинг. Лаокоон или о границах живописи и поэзии.- М., 1957.

2 Соколов П.П. История педагогических систем. - Пг, 1916; Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. -М., 1994; Зерл игер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли - Л., 1986.

Реализация социально-политических стратегий властей и внедрение идеологии протестантизма привели в ряде стран к ограничению самостоятельности университетов, введению государственных наблюдателей за их деятельностью, выплаты денежного содержания профессорам и стипендий студентам. В результате исчезло безбрачие профессуры, отпала необходимость странствий для студентов, получения папских грамот для открытия университетов. Таким образом, появилась возможность усилить научное содержание образовательных процессов, расширить круг образовательных программ, открыть научные лаборатории и т.п.1 Таким образом, стало очевидным различие в подходах к образованию в протестантских и католических странах, в странах с просвещенной монархией и без таковой. Отмечаются приоритетные направления в образовательной деятельности Пруссии, Австро-Венгрии, Швеции.

В диссертационном исследовании подчеркивается, что развитие мануфактурного производства и появление капиталистических отношений оказали влияние на выработку новых стратегий в образовательном процессе, которые оказались связанными с процессом культурного приспособления образования к промышленному развитию. В связи с данным аспектом исследования анализируется педагогическая и образовательная практика Франции, Швейцарии, Англии и Германии

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения данной темы.

Работы, опубликованные по теме диссертации:

- Петрова Т.Г. Социально-политические реформы и процесс трансформации культур / Т. Петрова // Актуальные проблемы культуры и искусства. Сборник статей аспирантов. - М., 2003 - Вып. 7. - С. 8-15.

- Петрова Т.Г. Влияние социально-политических и идеологических стратегий на деятельность институтов культуры. - М., 2004. - 51 с.

' Историк становления туки. Некоторые проблемы. - М„ 1981. 22

Подписано • печать 30.04.04 г. Объем 1,0 по. Тираж 100 экз. Заказ№ 3? £ Ротапринт АПРИКТ Адрес: 123007, Москва, 8-я Магистральная ул., д. 3, стр. 1

Ш-98 42

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Петрова, Татьяна Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

§ 1. Социально-политические стратегии как предпосылка культурных трансформаций в обществе

§ 2. Роль идеологических стратегий в формировании культурного облика Западной Европы Нового времени.

ГЛАВА И.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ

СТРАТЕГИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Влияние политических и идеологических стратегий на трансформацию художественных институтов общества.

§ 2. Влияние социально-политических и идеологических стратегий на институт научной деятельности

§ 3. Образование в контексте идейно-политических стратегий в Новое время

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Петрова, Татьяна Геннадьевна

Актуальность исследования избранной темы вытекает из того состояния культурного развития современного российского общества, которое во многих своих проявлениях характеризуется как кризисное. Несмотря на то, что культура общества обладает относительной самостоятельностью, она, тем не менее, в огромной мере зависит от экономики, политики, права. Они в настоящее время не обеспечивают в полной мере разностороннего, поступательного развития науки, образования, общественного воспитания, культуры досуга, художественного развития и др. Изменение сложившегося положения немыслимо без выработки определенных стратегий развития, выбора социально значимых целей, приоритетов. В связи со сложившейся ситуацией особое значение приобретают разнообразные стратегии в разных областях общественной практики, разрабатываемые и предлагаемые для осуществления, в том числе и в области культуры. Проблемами разработки, обсуждения, пропаганды стратегий в области экономики, политика, права и других областях занимается огромное число как правительственных, официальных учреждений и научно-исследовательских институтов, так и множество общественных организаций, фондов, движений. (В числе таких организаций можно назвать: Научно-исследовательский институт экономических стратегий РАН РФ, Национальный экологический фонд, НИИ социологии, различные институты, исследующие политические, экономические и другие проблемы, Фонд Горбачева, Центр стратегических разработок и т.п.).

Подобные разработки как способ реализации долговременных планов развития применяются и в сфере культуры. В основе общегосударственных и региональных программ культурного развития лежат принципы стратегического планирования.

Стратегические разработки как способ реализации долговременных планов не являются новшеством нашего времени. Исторически эта форма общественно-прогностической деятельности есть проявление интеллектуальных действий субъектов власти, различных профессиональных коллективов и отдельных личностей, предопределенная особенностями человеческого мышления, способного выбирать цели, в соответствии с ними вырабатывать модели поведения, связанные с осуществлением этих целей. Исторический аспект стратегического поведения в сферах, с одной стороны, политики, а с другой - культуры и является, с точки зрения диссертанта, наиболее предпочтительным для освещения взаимосвязей процессов социально-политического и культурного характера. Как показывает историческая практика, в периоды реформ усиление экономических основ государства, укрепление исполнительной и законодательной власти сопровождаются, как правило, привнесением в духовную жизнь общества элементов социального оптимизма, сплоченности, порождают новые организационные формы в разных областях жизни, в том числе и в культуре.

В свете проблемы выбора стратегии государственной культурной политики возникает необходимость разработки частных стратегий развития видов общественной практической деятельности, необходимость рассмотрения меры влияния их на те или иные стороны жизни общества, на социальные институты, определения степени эффективности этого влияния, а также прогнозирования последствий этих мероприятий. Существующие противоречия во взаимоотношениях сфер культуры, с одной стороны, и государственных структур - с другой, выражаются в требованиях невмешательства государства в дела творчества. Но вместе с тем, все чаще можно слышать настоятельные требования усилить экономическую поддержку учреждений культуры, увеличить финансирование, оказать помощь в строительстве и ремонте зданий, ослабить налогообложение и т.п. В этих условиях учреждения культуры и государственные структуры вырабатывают свою стратегию поведения. Живая, развивающаяся, противоречивая действительность постоянно ищет пути равновесия, которое постоянно нарушается в отсутствии четко прописанных правил, законодательных актов о соотношении должного и сущего в отношениях государство - деятель культуры. В этой связи представляются более значимыми шаги по выработке стратегии государственного регулирования сфер культуры в разные периоды истории культуры. Это относится особенно к тем периодам, которые отмечены реформированием социальных, идейных, художественно-культурных, образовательных и других областей культуры. По мнению диссертанта, особый интерес представляет период XVI-XVIII веков, время проведения значительного числа реформ в разных областях жизни в европейских обществах.

Политические и идеологические стратегии, используемые разными социальными, профессиональными слоями в тех или иных ситуациях общественного развития, позволяют понять, как осуществлялся процесс приспособления этих слоев к новым условиям, как выработанные стратегии влияли на характер институтов культуры конкретных эпох.

Степень научной разработанности проблемы. В связи с тем, что данная теоретическая проблема тесно связана с практикой перспективного планирования культурного развития страны в целом, разработкой региональных программ культурного развития, вопросы стратегического характера, естественно, вышли в такой практике за рамки лишь умозрительных схем и получили не только культурологическое, но и экономическое обоснование. Они рассматривались в тех работах, которые были посвящены в последние годы проблемам прикладной культурологии.

Уже на заре новых социальных преобразований в нашей стране стратегическим проблемам развития культуры в 20-е годы были посвящены работы В.И. Ленина «О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и другие. Социологические исследования в сфере развития культуры дают представление о направлениях такого развития, характере управленческих стратегий. Они также имеют цель не только продемонстрировать современное состояние культуры в стране, но и выявить тенденции дальнейшего развития, предложить пути выработки государственной стратегии применительно к разным сферам культурной практики1.

Однако историко-культурные исследования разных авторов дают возможность рассмотреть проблему под разными углами зрения. Разные периоды истории древних цивилизаций, политических и культурных событий Средневековья, период Нового времени - все они содержат информацию об идейно-политических стратегиях, послуживших отправными точками в изменении характера культуры эпохи2.

Эти исторические труды насыщены описанием конкретных социальных событий, содержат множество юридических, фактических данных, рисующих облик исторических эпох, демонстрирующих политические, религиозные, научные, художественно-стилевые и другие стратегии.

Воссоздать изменения, имевшие место в национальных культурах, в том числе и в художественной, в разных странах помогают труды зарубежных историков и историков педагогики, искусства, филологов,

Художественная культура и развитие личности / Под ред. Ю.У. Фохт-Бабушкина. — М., 1987; Художественная жизнь современного общества. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня / Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. В 4-х т. - СПб., 1997; Культурная деятельность. Опыт социологического исследования / Отв. ред. Л.Н. Коган. - M., 1981.

2 Авдиев В. Древнеегипетская реформация. - М., 1923; БаргМ.А. Кромвель и его время. - М., 1950. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1966; Его же: Феодализм и народные массы. - М., 1964; Тарле Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России. - Пг., 1924; Его же: Крестьяне и рабочие во Франции в эпоху Великой революции. Изд. 4-е. - Пг., 1922; Его же: Наполеон // Тарле Е.В. Соч. в 12-ти т. Т. 7. - М., 1959; МанфредА.З. Великая французская революция XVIII в. - М., 1956; Матье И.Э. Искусство Древнего Египта. - М., 1970; Морэ А. Во времена фараонов - М., 1913 и др. социологов. В них рассматриваются конкретные проблемы культуры тех или иных стран, особенности трансформации разных видов культурной деятельности в результате проводимых в обществе реформ. К ним следует отнести труды: Альмамира-и-Кревеа Р., Арьеса Ф., Баха А., Броделя Ф., БруннераК., ВебераМ., Вульфиуса А.Г., Доза А., Жигульского К., Зеворта Э., Сен-Симона, Тревельяна Д.М., Тьерсо Ж. и др.1

Следующая группа источников относится к истории разных видов культурно-исторической практики. В этих источниках содержится материал, конкретизирующий стратегии государства в отношении научной, художественной деятельности, учреждений искусства, положения художников и ученых в обществе, даются ответы на многие художественно-мировоззренческие вопросы. В ряду таких исследований в первую очередь должны быть названы труды научных коллективов, а также отдельных исследователей, содержащие сведения, касающиеся рассматриваемого в диссертационном исследовании времени. Такие работы включают в себя самые разные жанры научной публицистики, отрывки из эпистолярного наследия художников, архитекторов, драматургов; фундаментальные исследования, ставшие частью учебного материала2.

Историко-искусствоведческие работы, анализирующие истоки изменений в художественно-стилевых приемах творчества, происходящих под влиянием разных идейно-политических реформ. В том числе времени

1 Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. В 2-х т. Т. 2. - М., 1951; Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М., 1992; Бах А. История немецкого языка. — М., 1956; Бруннер К. История английского языка.

- М., 1956; Вульфиус А.Г. Западная Европа в Новое время. - М., 1920; Доза А. История французского языка. - М., 1956; Жигульский К. Праздник и культура. - М., 1985; ЗевортЭ. История Нового времени. XVI-XVIII вв.; Тревельян Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий. - М., 1959 и др.

2 В числе таких работ: Мастера искусств об искусстве. Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми т. - М., 1965-1970. - Т. 7; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. - М., 1962-1970. - Т. II-III; История западноевропейского театра. В 5-ти т. - М., 1956-1970. -Т. 1-2; История зарубежного театра. В 4-х т. Изд. 2-е. - М., 1984. - Т. 3; Державин К. Театр французской революции. - Л.-М., 1937; ДороговаЛ.Н. Западноевропейская культура Нового времени. - М., 2001; Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: от истоков до середины XVIII в.

- Л., 1979; История зарубежного искусства. Изд. 3-е. — М., 1983; Мастера архитектуры об архитектуре. Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. — М., 1972 и др. амарнской реформы, средневекового периода, эпохи Возрождения, эпох барокко и классицизма. Рассматриваемое в этих трудах художественное наследие архитекторов, скульпторов, литераторов, композиторов, театральных деятелей, художников, творивших в периоды крупных социальных реформ. В их числе труды: Матье И.Э., Богославского Е.С., Либмана М.Я., Жирмунского В.М., Мюллера В.К., Вельфлина Г., Кон-Винера, Берковского Н., Асафьева Б.Д., Конен В.Д., Холоповой В.Н., Скребкова С.С., Ливановой Т.Н. и других.

К особой группе трудов, созданных на границе науки и литературного творчества и позволяющих констатировать изменения в культурном облике эпох, относятся изыскания в области биографий выдающихся художников, музыкантов, литераторов, архитекторов. В этих трудах исследованы не только художественные процессы разных периодов, но также дана картина повседневной жизни, показаны процессы выработки социально-художественных стратегий того или иного времени. В этом ряду следует отметить труды, которые опираются на огромную документальную базу, например: Андронова С.А., Буркхарта Я., Вольской В.Н., Золотова Ю.К., Полевого В.М., Роллана Р., Сарабь-янова Д.В., Чегодаева А.Д. и других искусствоведов.

Рассмотрение проблем, связанных с развитием идейных стратегий, складывающихся на базе научных, эстетических и философских воззрений мыслителей прошлого, было бы невозможно без обращения к трудам по философии, истории науки и образования: БойдаУ., Вернадского В.И., Веймера Г., Гоббса, Паульсена Ф., Локка, Руссо, Лессинга и других.

Все это в совокупности позволяет диссертанту продолжить исследования по выявлению трансформирующих влияний политики и идеологии на социальные институты культуры, а также проанализировать характер «ответных» стратегий разных социальных сил и социальных институтов культуры на действия властей. Тем самым выявить сущность трансформаций, переход одних качественных состояний институтов культуры в другие качественные состояния.

Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы показать зависимость культурных трансформаций от тех или иных социально-политических и идеологических стратегий на примере социальных институтов культуры некоторых стран Западной Европы Нового времени; для этого: раскрыть общественно-исторический смысл социально-политических и идеологических стратегий, избранных властными силами; показать характер влияния социально-политических и идеологических стратегий на культурные преобразования в Западной Европе XVI-XVIII вв. (в сферах художественной практики, науке, образовании).

Объектом исследования является процесс трансформации культурного облика Западной Европы Нового времени, складывающийся под влиянием тех или иных идеологических и политических стратегий.

Предмет исследования — специфика разнообразных стратегий, влияющих на институты культуры, на субъекты культурной деятельности.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В основе таковой лежат работы историков и искусствоведов по проблемам истории западноевропейской культуры Нового времени. В ходе написания работы применялись различные методы и приемы исследования. В основном это методы — сравнительного культурно-исторического анализа и синтеза, систематизации, теоретической рефлексии. В отдельных случаях, по причине необходимости восстановления недостающей исторической информации, применялся метод реконструкции.

Научная новизна работы: впервые показана зависимость культурных трансформаций от основных социально-политических и идеологических стратегий Нового времени (Возрождения, Реформации и Просвещения); новым является анализ смысла социально-политических и идеологических стратегий, а также их определение; элементом новизны обладает установление особенностей влияния социально-политических и идеологических стратегий на культурные преобразования в Западной Европе Нового времени.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать выводы исследования при формировании новых культурных программ и выработки стратегий развития разными институтами культуры, построении социокультурных моделей развития общественной практики, прогнозировании последствий огосударствления и разгосударствления учреждений культуры. Выводы и конкретные положения работы могут быть использованы при подготовке учебных программ, пособий по истории искусства, культурной политике государства, по проблемам художественного, культурного развития общества и т.д.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реализация политических и идеологических стратегий разных социальных сил в период XVI-XVIII вв. привела к трансформации институтов культуры в странах Западной Европы.

2. Процесс трансформации институтов культуры осуществлялся как целенаправленно с помощью реформ, проводимых властными структурами, так и через различные способы самоорганизации и кооперации внутри этих социальных институтов культуры, путем выработки собственных адаптивных стратегий.

Прежде чем приступить к изложению заявленной в названии работы темы, следовало бы определить ключевые понятия и некоторые исходные положения. Они касаются в первую очередь содержания понятия «стратегии». Понятие «стратегия» пришло из греческого языка и было связано с военной деятельностью.

В древней Греции стратегами называли лиц, избираемых народным собранием для осуществления командных действий во время войн. Под стратегией длительное время понимали подготовку и ведение войн, деятельность высшего военного командования по подготовке и осуществлению военных операций. В ходе общественно-исторического развития смысловое поле понятия расширилось, и ныне это понятие стало применяться к разным областям деятельности: политике, праву, экономике, экологии, культуре.

Под стратегией в диссертационном исследовании понимается совокупность теоретических прогностических разработок и практических действий, направленных на их реализацию.

Ныне в разных работах можно обнаружить широкий набор понятий, основанных на использовании термина стратегия. К ним относятся: «стратегическое мышление», «стратегические действия», «стратегическое планирование», «стратегические разработки», «стратегические цели», «стратегические принципы» и т.п.

В историко-культурном развитии понятие стратегии применимо, с точки зрения диссертанта, в тех ситуациях, когда появляются условия, связанные с изменением существующих социально-экономических, политических, религиозно-идеологических порядков, и когда появляются силы, способные провести те или иные реформы, соответствующие новым объективно-историческим тенденциям развития.

Реформа - это преобразование, изменение содержания отдельного социального (политического, экономического, культурного) объекта или процесса. Реформа - необходимый элемент социального изменения, эволюционный этап общественного процесса, способ введения инноваций.

Разработка мер, содействующих осуществлению таких реформ, а также реализация этих мер на практике неизменно отражаются на разных сторонах жизни общества, в том числе и на культурных феноменах. В древний период наиболее ярким примером несоответствия стратегического поведения в области культуры, равно как и в политике, можно считать реформы Аменхотепа IV или Эхнатона.

Выработка стратегии предполагает использование как реформ, так и коренных переворотов, революций. В любом случае это включает в себя ряд последовательных действий: изучение конкретной ситуации, постановку целей и задач, выбор средств осуществления этих целей. Стратегическое мышление должно включать в себя учет интересов разных сил, так или иначе втянутых в реализацию действий по осуществлению стратегического поведения.

В отличие от военной сферы, как показывает анализ теоретических работ и реальное соотнесение их содержания с исторической практикой, существует отличие в степени обязательности выполнения стратегических планов одних субъектов от других. Так, считается, что для военной деятельности стратегия едина и ее рекомендации обязательны для всех участников военных действий в данной политической системе. Что же касается реального поведения субъектов в других сферах деятельности, то обязательность выполнения стратегических действий для них может и не быть обязательной. Основываясь на материалах по истории культуры, можно констатировать отсутствие такой же меры обязательности для тех социальных сил, которые не включают себя в данную стратегическую линию поведения, враждебны ей. Так, стратегические действия королевских дворов Западной Европы в XV-XVIII вв. по обузданию феодальной анархии и установлению абсолютистских режимов наталкивались на отчаянное сопротивление феодалов, что вынуждало при реализации стратегии единовластия определять меры борьбы с этой социальной силой.

Стратегическое поведение всегда осознано и целенаправленно. Оно включает в себя целенаправленные действия по организации и самоорганизации.

Целенаправленная деятельность осуществляется в обществе не только в форме внешних предписаний, но и в формах внутренней самоорганизации различных групп. При этом внутри социальных групп происходят культурообразующие процессы, затрагивающие самые разные аспекты структурирования производственной практики, духовной жизни, способов и органов управления и др. Проведение церковной реформы в западноевропейских государствах в XVI - начале XVII вв., как известно, сопровождалось рядом нововведений, затронувших самые разные стороны жизни. В соответствующих разделах диссертационного исследования будут рассмотрены примеры самоорганизации различных социальных групп, связанные с проявлением их стремления к национальной сплоченности, к преодолению раздробленности и сословной разобщенности, что ярко проявилось, в частности, в годы Великой французской революции. Целенаправленная практика властей по проведению в жизнь своих стратегических намерений сопровождается формированием внутренних защитных механизмов в самых разных социальных институтах, в том числе в институтах, обеспечивающих функционирование основных культурных потребностей общества, этноса. Самоорганизация различных социальных слоев, социальных страт осуществляется на принципах кооперации, благодаря кооперации, благодаря усилиям, связанным с отказом от некоторых индивидуальных групповых интересов в пользу общества. Так реализуется культуро-творческая деятельность людей. «Существует, - писал Спенсер, самопроизвольная кооперация, которая происходит непреднамеренно во время преследования целей частного характера, существует также сознательно установленная кооперация, предполагающая признанные цели общественного интереса»1.

1 Цит. по: Дюркгейм Э. Социология. - С. 426.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Трансформация культуры Западной Европы в свете социально-политических и идеологических стратегий нового времени"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы «Трансформация культуры Западной Европы в процессе социально-политических и идеологических стратегий Нового времени» позволило сделать следующие выводы.

Культура общества на любом этапе ее развития в огромной мере зависит от экономики, политики, права. Изменения, происходящие в культурной, экономической и социальной сферах общественной жизни, обусловливаются определенными стратегиями, вырабатываемыми разными социальными силами, классами, сословиями, обществами.

В диссертации раскрыто, что стратегические разработки, и как формы общественно-практической деятельности, предопределенные ходом общественно-экономического развития общества, и как способы проявления интеллектуальных действий различных субъектов (властных структур, различных коллективов и отдельных личностей), предопределены особенностями социокультурной динамики и определенного ей человеческого мышления, способного выбирать цели и в соответствии с ними вырабатывать модели поведения, связанные с осуществлением этих целей.

Выработка стратегий разными социальными силами является обязательным условием изменений, трансформаций в обществе. Трансформация культурных институтов осуществляется в ходе реализации социально-политических и идеологических стратегий. Исследование показывает, что социально-политические стратегии, реализуемые в практической жизни властными структурами, могут оказывать как позитивную роль в развитии культурной жизни общества, так и подавлять те или иные социокультурные процессы. Стратегическое поведение в сфере политики неизбежно включает в себя прогностический элемент и учитывает социально-культурные потребности тех социальных слоев, которые имеют принципиальное значение для полноты реализации намеченных политиками целей, в том числе, и в сфере культурного развития общества.

Рассматривая действия властных сил по преобразованию структуры общества, созданию сословной пирамиды, удобной для распределения различных экономических и идеологических функций, было показано, что при этом идет выработка разными социальными силами собственных стратегий поведения, которые в период образования абсолютных монархий связаны с таким социокультурным состоянием, как демонстративная сплоченность, что свидетельствует о наличии факторов, объединяющих действия разных сословий.

В ходе анализа роли идеологических стратегий в процессе формирования культурного облика стран Западной Европы выявлены действия разных социальных сил, представлявших гуманистические, реформационные, философско-рационалистические, просветительские идеи и соответствующие им способы действий, оказавшие влияние на развитие разных сфер культурной деятельности. Установлено, что Ренессанс, Реформация, Просвещение как идейные течения содействовали тому, что формирование национальной государственности и укрепление центральной власти сопровождалось оформлением, если и не принципиально новой, то значительно обновленной идеологии, позволявшей подчинить власти королей столь мощный социокультурный институт, каким была церковь, создать на этой основе новые идеологические установки, соответствующие новым социально-экономическим и культурно-историческим условиям, и содействовать возникновению принципиально новых явлений в разных областях культуры.

В результате исследования проблемы влияния политических и идеологических стратегий на институты художественной культуры было дано определение понятия социальный институт, выявлено, с помощью каких мер властные структуры осуществляли свои стратегические действия в отношении институтов художественной культуры, каким образом в результате подобных действий происходила институализация в разных областях культурной практики (появились королевские театры, академии наук и искусств, возникли музеи, была поставлена на службу Ф государству цензура и авторское право, введена практика художественного образования, соответствующая официальным политико-идеологическим стратегиям).

В результате исследования проблемы влияния социально-политических и идеологических стратегий на институты научной деятельности диссертантом были показаны истоки процесса институализации науки, рассмотрено влияние социально-политических Щ стратегий на процесс огосударствления науки, продемонстрированы идейные истоки философско-эстетических доктрин, обосновывавших с позиций рационализма эстетические каноны классицизма.

В результате исследования установлено, что теоретическая практика рассматриваемого периода ориентировалась на «образцовое», щ «нормированное» искусство античности, расценивала обязательность следования ему как в общественной, так и в художественной жизни. При этом выявлена непосредственная связь нормативного классицистского творчества с задачами государственной, гражданской значимости искусства, с его воспитательной ролью, с поощрением такого понимания роли искусства и эстетических теорий правящими слоями государства. % Рассмотрение трансформаций в области культурной жизни XVI—

XVIII вв также включало анализ процессов, происходивших в сфере образования. Данный аспект проблемы связывался с влиянием стратегий различных социальных сил в области образования. В результате было выявлено, что активизация интереса к образованию, с одной стороны, порождалась объективным ходом развития общественного производства, необходимостью применять полученные знания на практике, использовать новое знание в развитии машинного производства. С другой стороны, активизация образовательной деятельности явилась следствием развития идейных стратегий образованных слоев, просветительских кругов, призывавших в своих выступлениях, работах, лекциях к расширению доступа народа к образованию.

Таким образом, заявленная в названии тема была раскрыта, и замысел был реализован в ходе анализа перечисленных аспектов проблемы.

 

Список научной литературыПетрова, Татьяна Геннадьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Асафьев Б.Д. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. — М., 1930.

2. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1963.

3. Барг М.А. Кромвель и его время. М., 1950.

4. Баркер Р. и Эскарпи Р. Жажда чтения. М., 1990.

5. Бах А. История немецкого языка. М., 1956.

6. Боссан Ф. Людовик XIV, король-артист. М., 2002.

7. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.

8. Брод ель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. — М., 1986.

9. Брунер К. История английского языка. Т. II. М., 1956. Быкова А.О. Англия и англичане, их прошлое и настоящее. - Ростов-на-Дону, б/г.

10. Вавилов С.И. Наука и техника в эпоху французской революции // Вестник

11. АН СССР.- 1939.-№7. Вебер М. Протестантская этика. Сб. статей. Ч. 1. М., 1972. Век Просвещения. - М.-Париж, 1970.

12. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. -М., 1930. Веселовский А.Н. Старинный театр в Европе. Исторические очерки

13. А. Веселовского. М., 1870. Винкельман И. Избранные произведения и письма. - М., 1965. Винкельман И. История искусства древности. - М.-Л., 1933. Виппер Р.Ю. и др. История Нового времени. - М., 1995.

14. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. — М., 1972.

15. Вольская В.Н. Пуссен. М., 1964. Вольтер. Философские сочинения. - М., 1988. Вульфиус А.Г. Западная Европа в Новое время. - Пб., 1920. Вызинский Г. Англия в 18 столетии. - СПб., 1860.

16. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.): Формированиенаучных программ нового времени. — М., 1987. Гете и Шиллер. Переписка. Т. 1. М., 1937.

17. Ги Бесс. «Полезность» как основное понятие Просвещения // Вопросыфилософии. 1972. - № 4. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. - СПб., 1898. Гликман А.С. Никола Пуссен. - M.-JL, 1964. Гоббс. Избранные сочинения. - М., 1936. Гоббс. Левиафан. - М., 1936.

18. Гоббс. Философские основания учения о гражданине. М., 1914. Голованов Я.К. Этюды об ученых. - М., 1976. Градобитова и др. Дания. - М., 1990.

19. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. — М., 2000. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII вв. В 2-х ч. -СПб., 2001.

20. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. II. М.-Л., 1941. Гулыга А. Кант. - М., 1977.

21. Деборин А. Очерки по истории материализма XVII-XVIII вв. М.-Л., 1929.

22. Декарт. Правила для руководства ума. М., 1936. Державин К. Театр французской революции. - Л.-М., 1937. Дилакторская Н. Повесть о Гайдне. - Л., 1974.

23. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. I—III. М., 1986-1993.

24. Доза А. История французского языка. М., 1956.

25. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985.

26. Зеворт Э. История Нового времени. XVI-XVIII вв. Кн. 1. Киев, 1883.

27. Золотов Ю.К. Пуссен. -М., 1988.

28. Идеи эстетического воспитания. В 2-х т. М., 1973. - Т. 2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1983. Искусство Запада. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. — М., 1971.

29. Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997.

30. Искусство нового времени. СПб, 2000. Искусство XVIII в. -М., 1977.

31. История XIX в. / П/р Лависса и Рамбо. М., 1938. Каган М.С. Морфология искусства. — Л., 1972.

32. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века: Театр эпохи Просвещения: тенденции итрадиции. — М., 1987. Кареев Н. История Западной Европы в Новое время. Т. 2. Реформация. -М., 1893.

33. Каутский К. Предшественники научного социализма. Пг., 1923. Книгге А. Об обращении с людьми. — Дубна, 1994. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. — М., 1968. Конен В.Д. Клаудио Монтеверди. - М., 1971.

34. Конен В.Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии). Изд. 2-е. М., 1974.

35. Косарева JI.M. Социокультурный генезис науки Нового времени. — М., 1987.

36. Крылов В. Очерки театрального дела в Европе. Б/м, б/г.

37. Крылов Н.С. Английское государство. М., 1981.

38. Крэк У. Краткая история современного рабочего движения в Англии. — М., б/г.

39. Культура Испании. М., 1940.

40. Культура эпохи Возрождения и Реформации: Сборник статей. — M.-JL, 1981.

41. Культура эпохи Просвещения: Сборник статей. М., 1993.

42. Культурология: История мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. Марковой А.Н. М., 1995.

43. Лавровский В.М., Барг М.А. Английская буржуазная революция. — М., 1958.

44. Лазарев В.Н. История византийского искусства. Т. 1. — М., 1947.

45. Левик Б. История зарубежной музыки. Вторая половина XVIII в. Вып. 2. — М., 1980.

46. Лессинг Г.Э. Избранные произведения. — М., 1953.

47. Ливанова Т.Н. На пути от Возрождения к Просвещению 18 века. (Некоторые проблемы музыкального стиля) / От эпохи Возрождения к двадцатому веку. Сб. — М., 1963.

48. Лобанова М. Западноевропейская музыка барокко. — М., 1994.

49. Манфред А. Великая французская революция XVIII в. М., 1956.

50. Марлей Дж. Дидро и энциклопедисты. — М., 1982.

51. Марченко С.Т., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск, 1991.

52. Матье А. Как побеждала Великая французская революция. М., 1928. Мелье Ж. Завещание. — М., 1937.

53. Меринг Ф. Литературно-критические статьи. Т. 1. — M.-JL, 1934. Меркантилизм. — М., 1935.

54. Поршнев Б.Ф. Мелье. М., 1964.

55. Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. М., 1964. Пуссен Н. Письма Пуссена. - М.-Л., 1939. Рат-Вег И. История человеческой глупости. - Дубна, 1996. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. -М., 1988.

56. Рогинская А.Е. Очерки по истории Франции XVII-XIX вв. М., 1958. Роллан Р. Гендель. -М., 1984.

57. Ротенберг Е.И. Искусство Голландии XVII в. М., 1971. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве: статьи, высказывания, отрывки из произведений.-Л., 1959. Савин А.Н. Век Людовика XIV. - М., 1930.

58. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. М., 2000.

59. Салимова К.И. История трудового обучения в Англии (От Т. Мора до наших дней). М., 1967.

60. Сапонов М.А. Искусство импровизации. М., 1982.

61. Салонов М.А. Менестрели. М., 1996.

62. Сен-Симон. Мемуары: В 2-х т. -М., 1934.

63. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.

64. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII вв. М., 1984.

65. Старосельска-Никитина О. Очерки по истории науки и техники периода Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. М., 1940.

66. Театр французского классицизма. М., 1970.

67. Типология и периодизация культуры Возрождения. — М., 1978.

68. Тревельян Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий. — М., 1959.

69. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир, его герой и его время. М., 1964.

70. Французский театр эпохи Просвещения. — М., 1957.

71. Французское Просвещение и революция. — М., 1989.

72. Холопова В.Н. О понятии «музыка» // Музыкальное содержание: наука и педагогика (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002 года). Астрахань, 2002.

73. Хрестоматия по западноевропейской литературе. — М., 1938.

74. Художественная культура в капиталистическом обществе. JL, 1986.

75. Художественная культура XVIII в. М., 1974.

76. Цехновицер О.В. Празднества революции. — JL, 1931.

77. Человек эпохи Просвещения. — М., 1999.

78. Черня Е.Б. Невидимые империи: Тайные общества старого и нового времени на Западе. М., 1987.

79. Черняк Е. Приговор веков. М., 1971. Черняк Е. Судьи и заговорщики. — М., 1984.

80. Чистозвонов А.Н. Реформационные движения и классовая борьба в Нидерландах в I половине XVI в. М., 1964. Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена. - СПб., 1902. Эйнштейн А. Моцарт. - М., 1977. Энгр об искусстве. — М., 1952.

81. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. — СПб., 1890— 1907.1. Эстетическое. М., 1964.