автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Трансформация общественного телевидения в мультимедийной среде

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Григорьева, Ирина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Трансформация общественного телевидения в мультимедийной среде'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформация общественного телевидения в мультимедийной среде"

На правах рукописи

ГРИГОРЬЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

Трансформация общественного телевидения в мультимедийной среде: зарубежный опыт

Специальность; 10.01.10 - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 9 МАР 2012

005012915

Москва - 2012

005012915

Работа выполнена на кафедре электронной и печатной журналистики ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания»

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

Голядкин Николай Алексеевич

ИПКработников ТВ u РВ

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Бакулев Геннадий Петрович

Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова

кандидат филологических наук, доцент Качкаева Анна Григорьевна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ведущая организация: Московский государственный университет

культуры и искусств

Защита состоится «19» апреля 2012 г. в Мчасов на заседании диссертационного совета Д.206.002.01 при ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания» по адресу: 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2, аудитория 1U.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания» по адресу: 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2.

Автореферат диссертации размещен на сайтах: Мр://щ]ш;

^ http://vak.ed.gov.ru

</Л>

Автореферат разослан <{Л> 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, /Ж/ упячова

кандидат филологических наук, доцент / / С Р

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЬОТЫ

Актуальность исследования. Глобальные процесс!,I информатизации и конвергенции радикально меняют фирмы организации массмедиа, их репертуар, средства и методы охвата ауди тории. Однако на фоне постоянно обновляемого медиарьшка не утрачивает ■ своей актуальности вопрос о функционировании традиционных институтов СМИ, особенно тех, деятельность которых в значительном степени оценивается вне категорий экономической эффективности п под углом приоритетов демократического развития. Одним из таких институтов является общественное телевидение - система, сложившаяся после Второй мировой войны в Европе и в ряде стран других континентов. По данным 2010 года, в мире насчитывается свыше 80 государств, позиционирующих один из секторов своего телевидения в качестве общественного'.

Согласно одному из определений, «общественное вещание -система организации некоммерческого телерадиовещания во многих странах Западной Европы и Северной Америки, рассматриваемая как элемент демократии и важный механизм гражданского общества. Деятельность общественных вещателен, т.е. компаний, реализующих на практике принципы общественного вещания, определяются социально значимыми целями. Принципы общественного вещания .включают: универсальный географический доступ к каналам общественных вещателей; стремление к удовлетворению интересов различных групп общества в программной политике; развитие национальной культуры и

'риЬНс зетсс Ьгоя^шип^ - ШЬ.:// 1Ш|):/Аууу\у. еплу1к1ресИа.огй/«1к1/1,11Ы1с_яегу1сс_1)1ож1с.гчПпв(д;1та доступа 09.06.2010).

идентичности; отстраненность от сиюминутных политических

2

интересов» .

.Под словом «общественный» в преломлении к информации понимается не принадлежность к общественным организациям или противопоставление государству, а ее доступность всем членам общества и служение всему обществу. Разумеется, нельзя ставить знак равенства между государственным и общественным вещанием, игнорируя прямую связь первого с властью. В чистом виде модель общественного телевидения встречается в очень небольшом числе стран, преимущественно европейских, а в большинстве преобладают системы государственного пли переходные государственно-общественные системы телевещания, которые в сравнении с коммерческим вещанием воспринимаются как в большей мере ориентированные на общественные интересы.

II то же время с развитием технологий (оцифровывание, сжатие, и т.д.), дополнительных форм передачи контента (спутник, кабель, сотовая связь, Интернет), когда растет выбор зрителя за счет тематических (шшгевых) каналов, и с появлением новых способов финансирования (платное телевидение) сектор общественного вещания трансформируется, соответствуя требованиям аудитории.

Актуальность темы данной работы во многом определяется востребованностью концепции общественного вещания на современном этане и непрекращающимися спорами в профессиональной печати, Союзе журналистов и Государственной Думе вокруг создания отечественного общественного телевещания. Предложение создать общественное телевидение содержится в Послании Президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному собранию (декабрь, 2011). Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека вывесил на своем

2 Вштмюна ПЛ. Мсдначкопомпка зарубежных стран. - М.: МГУ, 2009. - С.ЗЗ 1.

сайте проект закона 2002 года о создании в России обществсшюго'теле- л радиовещания на базе ВГТРК. Все желающие могут щи шить участие л доработке документа, который открыт для исправления в режиме "Википедии". Совет планирует передать президенту законопроект об общественном телевидении, доработанный н Интернете, не позднее I марта 2012 года3.

Несомненно, общественное вещание в пашей стране будет обладать набором уникальных качеств и характеристик. По столь же бесспорным представляется и то, что для создания или предметного изучения возможностей учреждения общественного телевидения I! России важен анализ зарубежного опыта. Он даст ответы па основные вопросы экспертов, представителей общественности и органов власти: как создается общественное вещание, как оно организовано, как финансируется, как функционирует в обстановке конкуренции со стороны коммерческого вещания.

Другое обстоятельство, определяющее актуальность заявленной темы, - это воздействие на (как бы) устоявшуюся модель общественного вещания со стороны новейших технологий - мультимедиа, под которыми понимается «любая комбинация двух пли более средств передачи информации в цифровом виде»'1.

Перед общественным телевидением па современном лапе встают задачи саморазвития и адаптации к требованиям мультимедийном среды принципов, заложенных при его создании. Особого внимания заслуживает такой аспект мультимедийных технологий, как жапрово-чематичеекпе сдвиги в репертуаре отдельных секторов СМИ - и, в первую очередь обществен нош вещания.

3 Концепция проекта федерального закона "Об общественном телевидении и радио л Российской Федерации".- ииЬ^фИрТ^^^мшЬйк

зоус1П|/81П1с1тч/ртрир 16Апа1&^аЬДш1сх.о1и>78РЬга8С к1'3979(яата обращения 10.01.2(112). 'Короткою ГШ. Медиапортал как средство создания качественного коптснта//Экранная культура XXI века.-М.: Издательство 625, 2010.-С. 380.

Степень разработанности научной проблемы. Отечественная литература, имеющая непосредственный выход на тему диссертации, довольна ск-ромна. В советский период немногочисленные работы по зарубежному телевидению5 содержали обязательный пропагандистский

налет, исключавший дифференцированный подход к национальным моделям вещания: между государственной и общественной системами ста ни j гея знак равенства, а коммерческое телевидение с его рекламой безусловi1 о осуждалось.

13 новых социально-экономических условиях изучение массмедиа, в том числе зарубежных, менее идеологизировано и более прагматично. В появившихся о зарубежном ТВ работах6 затрагиваются такие актуальные для всех стран вопросы, как структура собственности в СМК, государственное и рыночное регулирование вещания, фрагментация аудитории и модификация репертуара в различных секторах вещания.

В целом тема общественного телевидения получила определенное освещение в ряде диссертационных работ7. Однако все эти исследования, прежде всего посвященные вещанию в странах Западной Европы, оставляют за пределами внимания вопросы, связанные с трансформацией

s К'ампонко И.Ч>. Роботы к самураи. Радио и телевидение и современной Японии.' - М.: Искусство, 1989. - Г/4 е.; Карелии;) В.М. На экране и за жраном/Л1ропагапднстский механизм английского буржуазного телевидения. М.: Искусство, 1989,- 175с.; Котенок Р.Я. Телевидение ФРГ в двух измерениях. - М.: Искусство, 197«.- 102с.

6 Вартанова B.JI. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио Северной Европы между

государстве........ п рыночным регулированием. - М.: МГУ, 1997. - 18<1с.;ВартаповаЕ.Л. Финская модель

на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. - М.: МГУ, 1999. - 287с.; Воронепкова Г.Ф., Вороненков М.Ю. Электронные СМИ Германии: прошлое и настоящее. - М.:МГУ, 2008. - 201с.; Любимов Б.И. Общественное вещание: Британская модель. М.: МГУ, 2006. -280с.

7 Гачсчпладче 11.11. Телевидение Франции в контексте национальной культурной политики^ дисс. кандидата филолог, наук: 10.01.10. M., 2006;Гладько A.M. Социальные условия и предпосылки становления общественного телевидения в России: автореферат дне. - М.,2008; Кош,танов Е.В. Современные европейские концепции и модели общественного телевидения: автореферат дне. ... кандидата филологических паук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики М 4006- Муравлева П. 11. Баварское телевидение в системе телевещания Германии: автореферат дне....

. кандидата филологических паук: 10.01.10 / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания М 2006; Оганджапяи СЛ. Общественное радиовещание США: история и

соирембпиость: автореферат дне ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 201 l;Opeinicinia И.1-. Общественное телевидение в информационном обществе: британская модель: автореферат дис. - М., 2005.

рассматриваемых ими систем иод влиянием мультимедиа. В представляемой к защите диссертации содержится комплексное исследование теоретической и практической составляющих развития общественного телевидения именно в этой новом, мультимедийной среде. Учитывая поворот темы, заявленной в названии диссертации, автор

привлек ряд материалов, дающих представление о современных

£

мультимедийных процессах .

Наконец, пытаясь придать описанию современных трансформаций

зарубежного общественного вещания некое концептуальное обрамление,

диссертант обращался к трудам отечественных теоретиков массовых

коммуникаций, среди которых в первую очередь следует назвать труды

Г.П.Бакулева, Е.Л.Вартановой, Н.А.Голядкина,9 а также ряда зарубежных .. ю

исследователей.

Выбор темы обусловлен новыми тенденциями и развитии общественного телевидения в современную эпоху. На основании вышеизложенного рабочая гипотеза диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом: общественное

8 Борзешсо А., Федоров Л. Мультимедиа для псех. 2-е мзд. - М: КомпьютерПресс, 19%.— 251 е.; В ер мер, И. Все о мультимедиа. - Kncn: IHIV, 1996.-352 с; Дворко П.И. Профессия-режиссер мультимедиа. - СПб.: СШГУП, 2004 - 160 е.; Скиб, Л.Дж., ХэЯфмсйстср, С., Чсснпт, A.M. Оптимизации мультимедиа ПК/ Пер. с англ. - Кнсп: НИПФ «ДнаСофт Лтд», 1997. - 352 е.; Томпсон, С., Плшпр, К. Осваиваем мультимедиа/Пер. с англ. — М.:Восточная кн. компания, 1997. - 2.88 с. ; Лапгс, JUI., Ьароп, Л. Мультимедиа как зеркало будущего информационного общества// «Среда», 1996. - № 5-6. -- С/18-54.

9 Бакулев Г.П Кабелмю-снупшковое телевидение: мировой опыт. - М.:ВГИК, 1999,: Пакулев Г.11. I lonr.ic медиа: теория и практика,- М.:КЛМ, 2008. - 137с.; Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 190 е.; Вартанова RJI. Медиа:«.,помпка зарубежных

стран. - М.: МГУ, 2009. - 334с.; Голядкип П.Л. История отечественного н зарубежного тслсвиде....... -

М.: Аспект-Пресс, 2011,- 190с.

10 Лямзи К JI Мицкевич, Э., Фапрстоун, Ч. Автономия телевидения и государства. М.:3пак, ГШ.-лис., Armstrong м' Weeds П. 1'nblic service broadcasting in the digital world//Thc economic regulation ol broadcasting markets: evolving technology and challenges for policy//Can,bridge University Press, 2004-Atkinson D., Raboy.M. Public service broadcasting: The challenge оГ the 2 Г century, 200.).- UKU htlir//www.google.ru/books0iaTa доступа 09.07.2010); Hargravc A.M., Shaw C. Accountability and the public ¡п1егеГь broadcasting. - Houndmills: Palgravc-Macmillan, 2009; Mendel, T. Public scrv.ce broadcasting: a comparative survey, 2000. - URL: h^j/Amw.google.ru/booksOwra доступа 10.06.2010); Peacock, A., Graham D Public service broadcasting wiiltout BBC? Institute of Economic Allans (C.rcal Br,tain),2004. -URL: hUp://www.google.ги/Ьоокй(дата доступа 11.06.2010);Price M.E., Raboy.M. Public scrvicc b™teUng in transition: a documentary reader,2003. - URL: l^/mvw.google.ru/booksOtaTa Доступа 09Ж2010), Waul, D. Public service broadcasting: Change and Continuity: a special issue, 2004. - UKL. litlp://www.gooRle.ru/books(flaTa доступа 19.06.2010).

телевидение успешно адаптируется к современным условиям, и развивается и мультимедийной среде, находясь в поиске новых форм представления и распространения информации.

Теоретическая н методологическая основа настоящей работы выстраивается на известном тезисе о восхождении от фактов к обобщениям, применяемом при историческом и логическом анализе. При этом основой послужили фундаментальные положения журналистской науки, литературоведения, философии, культурологии, психологии, других паук'.

В диссертации учтены результаты отечественных и зарубежных ученых в этих областях: Р.А.Борецкого, Я.Н.ЗасурскогоДЛ.Цвика, Т.вап Дейка, Э.Кастельса, М.Маклтоэна и Э.Тоффлера.

И исследовании автор опирался на научные работы, в той или иной степени, охватывающие заявленную в диссертации /проблематику. Системный и типологический подходы в применении к отечественной журналистике стали возможны благодаря трудам Н.И.Дворко, Е.Я. Дугина, П.В. Егорова, О.В. Коноваловой, JT.A. Кохановой, Р.П. Овсеггяна, O.P. СамарЦева, СЛ. Уразовой, B.C. Хелемендика и других ученых.

Кроме того теоретико-методологическую основу исследования составляют:

. программные заявления и годовые отчеты общественных телекомпании Великобритании, Германии, Японии, США; нормативно-правовые документы, регулирующие их деятельность; материалы ГОН ГССКО, Совета Европы и других международных организаций;

» научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные деятельности общественного вещания и формирования ловом медиасреды. К наиболее значимым разработкам по данной теме можно отнести: Аналитический доклад Союза журналистов России «Перспективы создания общественного телерадиовещания в Российской

Федерации» иод редакцией Федотова М.Л."; «Энциклопедию общественного вещания» под редакцией Брнляковой Т.Л."'; «Справочник общественного вещания: справочник лучших приемов и методов работы» иод редакцией И. Банержн и К. Сенивератне.13

Важный вклад в развитие концепции взаимоотношении государства и массмедиа внесли российские ученые-юристы - авторы Ъкона о СМИ, 1991 года 10.М. Батурин, М.А. Федотов, В.Л. Эитин1'1.

Объектом исследования выступает зарубежное телевидение, точнее одна из его моделей - общественное вещание.

Предмет исследования предполагает анализ финансирования, управления, программной политики, а также ключевых проблем и трудностей, с которыми сталкивается общественное телевидение па современном этапе воздействия современной мультимедийной среды па устоявшиеся национальные системы телевещания.

Методы, использованные в настоящем исследовании, определялись задачами диссертации. Это, прежде всего, системный ' метод, обусловленный необходимостью комплексного подхода к многоаспектному предмету изучения, определения места общественного телевидения в современной мультимедийной среде, а также сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить и сопоставить этапы эволюции изучаемого объекта и наметить тенденции его развития.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная информация раскрывает характер процессов становления и развития

11 Аналитический доклад «Перспективы создания общественного телерадиовещания и Российской Федерации», 2002,- UliI: ЫЦпYa™/iM|/rii/pravcc»lcr/olv-aboul.lili)jl (лага доступа 09.06.2010)

12 Энциклопедия общественного вещания. - М.: Союз журналистов России, 2005. - 3S'lc.

13 Банержн И, Сепиверагне К. Справочник общественного вещания: справочник лучших приемок и методов работы. -М.: Гелпос, 2006. - 200с.

н Батурин Ю.М., Федотов М.А., Эптпн I3.JI. Закон о СМИ: па перекрестке веков и мнений. - М.: Союз журналистов России, 2004. - 532с.

общественного телевидения зарубежных стран в мультимедийной среде и предполагает творческое осмысление и использование зарубежного опыта как одного ич возможных путей развития отечественных массмедиа.

Знание системы финансирования и регулирования общественного телевидения позволит расширить спектр и проблематику научной и общественной дискуссии на тему создания подобной организации в нашей стране.

Материал диссертации может быть использован при создании учебных п исследовательских работ по истории журналистики зарубежных стран.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые проведено комплексное исследование трансформации общественного телевидения в мультимедийной среде. В работе рассматривается концепция общественного вещания, которая претерпевала изменения в ходе своего развития с учетом особенностей разных стран, а также эволюционировала с изменениями общественно-политического порядка и коммуникационной обстановки. Впервые проведен анализ зарубежных интернет-публикаций по становлению и развитию службы общественного телевещания.

Актуальные проблемы общественного телевидения рассматриваются в данном исследовании с позиций его историко-соцшшыгого развития. Положение общественного телевидения в эпоху развития новейших технологий - еще один важный аспект нашего исследования.

Цел г, диссертационного исследования состоит в разностороннем н объективном изучении, сравнении и анализе зарубежного опыта развития национальных моделей общественного телевидения в условиях внедрения новейших технологий и трансформации в мультимедийной среде.

Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:

проанализировать зарубежный опыт создания и совершенствования общественного телевидения;

выявить общие принципы функционирования общественного телевидения через механизмы финансирования и регулирования;

изучить способы воздействия власти на объективность информации;

определить основные направления трансформации общественного телевидения в условиях конкуренции с коммерческим ТВ;

проанализировать влияние спутниково-кабельных технологий на изменение программной политики общественного вещания;

проследить процесс фрагментации аудитории общественного телевидения в мультимедийной среде;

наметить пути дальнейшего развития общественного телевидения в контексте развития информационпо-коммуппкацпопных технологий и, в частности, внедрение иптсрактнвпостн. Эмпирическая база исследовании основана на материалах зарубежных СМИ, в том числе были использованы, публикации журналов TVWorld, Broadcasting, а также интернет-ресурсы: wwvv.bbc.coni; \vw\v.ARP,dc; wmv.indr.de; www.inediacu1tiire-online.de; wwwancdia-pcrspcclivcjulc; www.rbb-ojiline.de;www.foxfamilvcliajincl.coin;

www.bbcenlcrtainment.coin:www.bbclifestyle.coin; т^сЬссЬи^шщ

www.bbchd.coin;_____www.bbcki i о w|ed g e; MU

www.bbc.co.uk/russian/roiiing news; www.ofcom.org.uic/coiisult/condocs/psb2/psb2/cxecsum.

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается наличием обширного эмпирического материала, применением научной

методологии, использованием различных информационных и теоретических исследований.

Основные положения, пыноеимые на защиту:

1. Система общественного телевидения адаптируется к постоянно меняющейся меднасреде', продолжая выполнить возложенные на нее функции: информировать, просвещать, предоставлять качественные развлечения. Вся история существования общественного ТВ свидетельствует о том, что именно эта модель (по сравнению с государственной или коммерческой) институционально гарантирует аудитории качественное вещание и полную объективную информацию, без которой невозможно становление гражданского общества.

2. Новые информационно-коммуникационные технологии предоставляют общественному телевидению широкие возможности для расширения своего присутствия в национальной и международной меднасреде, а развитие Интернета, кабельного и спутникового вещания, мобильной связи ведет к росту числа специализированных каналов (образовательных, культурных и т.п.).

3. Становление глобального информационного общества предполагает изменения в сфере средств массовой информации и коммуникации, трансформируя традиционные аудиовизуальные медиа в соответствии с требованиями информатизации и конвергенции. Развитие технологий становится не угрозой, а новой возможностью реализации подлинного общественного телевидения, доступного аудитории на любых технологических платформах, в любом формате и ие ограничивающейся собственно ТВ-вещанием. Технологии XXI века несут с собой расширение возможностей общественного телевидения до службы общественной

коммуникации.

Апробации работы. Основные положения диссертации представлены в материалах конференций факультета иностранных языков РГСУ и ИПК

работников телевидения и радиовещания. Выводы исследования неоднократно использованы в докладах и сообщениях на российских (с международным участием) научных н паучпо-практлчсских конференциях, по итогам которых опубликованы сборники: «Интеграционные языковые процессы в современном лингвистическом образовании в России», 2008; «Современные модели 1! преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования», 2008, 2009, 2010, 2011; «Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетня», 201 I; апробированы в публикациях в научных журналах, в том числе из перечня ВАК.

Структура диссертации подчинена логике, целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность поставленной проблемы, обосновывается практическая необходимость ее рассмотрения, а также степень научной разработанности, формируются основные цели п задачи исследования, определяются его научная новизна п практическая значимость.

Первая глава «Становление национальных систем общественного вещания» посвящена анализу зарубежного опыта создания, совершенствования общественного телевидения и выявлению общих принципов его функционирования. О модели общественного телевидения мы можем говорить только в самом общем, классическом, смысле, поскольку концепции зарубежного телевещания различаются, а нас интересует не столько национальное своеобразие каждой системы ТВ,

сколько то общее, что их объединяет на родовом уровне (в отличие от государственных или коммерческих систем).

■'13 первом параграфе «Формирование концепции «служения общеаш!)'» под концепцией автором понимается задача, которую ставит перед собой национальная телеорганизация перед открытием вещания или в самом начале деятельности; со временем в нее вносятся изменения и дополнения. Следует отметить, что при создании общественного телевидения есть два пути: с опорой на структуры гражданского общества и при содействии политической воли со стороны государственной власти.

Исторически первым был британский вариант. Общественное радиовещание в этой стране было создано в'20-х годах прошлого века Королевской хартией. Еще в 1930-е годы первый генеральный директор В13С Джон Рейт четко сформулировал философию общественного вещания:

- корпорация должна существовать на деньги аудитории, поскольку абонентная плата избавляет ее от коммерческих соображений (поисков рекламы) п правительственных субсидий (а заодно давления властей);

- корпорация обслуживает всех и каждого, не угождая большинству, поскольку большинство никогда не выскажется за серьезпые передачи;

- корпорация постоянно совершенствует свой продукт, предлагая смешанную программу, дабы.информировать, просвещать и развлекать на разных уровнях;

- корпорация должна стать мощной монополией, способной противостоять любому давлению коммерческих и политических

15

интересов .

51 пс, Голадкни 11.Л. Истории oro.eCTeeunc.ro имрубежиого телеш.дешш. -М.: Аспект-Пресс, 2011. С.-11.

Автор обращает внимание на то, что, хотя большинство стран, в первую очередь - Британского Содружества при создании своих национальных систем общественного вещания взяли за образец В13С, 13 формулировки своих целей они внесли уточняющие дополнения с учетом времени, места и национальных особенностей. В послевоенной ФРГ телевидение оформилось в 1950г. и получило название общественно-правового. Во Франции телевидение формировалось па фоне острой политической борьбы - «майской рсволюцип»1968г. и может служить примером государственно-общественного телевидения. ! 1ослсвоспная Япония, изучив ситуацию в мире н опыт зарубежного ТВ, пришла к выводу, что лучшей формой из всех существующих является общественно-государственная16, но в том же 1953г. дополнила NHK коммерческими сетями американского типа. Следует подчеркнут!,, что американская модель общественного ТВ (PDS) - это культурно-просветительное вещание, в то время как в Европе общественными телекомпаниями именуются созданные государством структуры, достаточно автономные от правительства.

Исходя' из этого и сама концепция общественного вещания в зависимости от национальной специфики может существовать в разных формах - от «чистого» общественного вещания, изначально действующего в условиях конкуренции с коммерческими (I3BC) до общественно-государственного (France Television во Франции) пли публично-правового (ARD и ZDF в Германии)17 или культурно-просветительного (i'BS в США).

В диссертации подчёркивается, что. в России предпринимаются шаги jjo созданию общественного телевидения, разработана концепция в виде проекта Федерального закона об общественном телерадиовещании.

16 КорецкиИ P.A. Беседы об истории телевидения.-М.: М1'У, 2011. -С.90-93.

17 Нартанова Е.Л. Мсдиаэкономлка зарубежных стран. - М.: МГУ, 2009. - С.332.

Россия оказалась единственной страной, имеющей все предпосылки для создания общественного телевидения, но не имеющего такового.

Но втором параграфе «Финансирование и регулирование общественных телеслужб» диссертант отмечает, что первые разработчики концепции общественного вещания (например, лорд Рейт) исходили из того, что источником финансирования общественного телевещания будет абонентская плата.

Привилегированное положение общественного вещателя, действующего в рамках Королевской Хартии, позволяло ВВС ориентироваться на высшие профессиональные ценности, отдавая им приоритет перед коммерческими интересами. Это положение вещей оказалось под угрозой. В частности, в период «монетаристской революции», Маргарет Тэтчер предложила ВВС показывать рекламу, вызвав этим протесты общественности. Диссертант указывает на то, абонентская плата - основной источник финансирования общественного вещания, хотя ряд стран допускает ограниченную рекламу.

При рассмотрении вопроса о регулирование общественного вещании диссертант проследил ряд общих черт. Прежде всего, в исследовании акцептировано внимание па то, что законы и другие нормативные документы, определяющие работу телевидения, уходят своими корнями в ранее сложившуюся систему радийного права. В целом право следует за практикой и базовой философией вещательной политики. Лицензия и сегодня остается основным средством государственного контроля над деятельностью вещательных станций, к какому бы типу они ни относились.

Автор констатирует, что смоделированная по типу ВВС японская общественная вещательная корпорация имеет некоторые отличия, например, основанием для ее деятельности является не Хартия, а Закон о вещании. Деятельность общественно-правового телевидения Германии определяют два

фактора: оно создано па государственной базе и контролируется общественными советами, в которых представлены все общественно-политические силы общества, что закреплено законодательными актами, в частности, Государственным договором о радио и телевидении объединенной Германии, вступившим в силу 1 января 1992г.

Только в США Закон о коммуникациях, 1934г. оказался настолько универсальным, что телевидение стали регулировать по образцу радио (благо, что речь в этом документе идет о «вещательных станциях»).

Общественное телевидение регулируется помимо общих законов данной страны, специальными документами для общественного телевидения, в которых прописаны механизмы регулирования отношении телеком наши) с властями и аудиторией. В целом европейское право исходит из предпосылки о необходимости автономии органов, регулирующих вещание, которые должны быть законодательно и функционально защищены от политического и коммерческого влияния.

В третьем параграфе «информации и власть» диссертант

отмечает, что статус общественного вещателя, существующего па деньги

своих зрителей, обязывает его более ответственно подходить к освещению

событий и подаче информации. Информация, сообщаемая общественным

телевидением, должна подвергаться тщательной внутренней проверке,

чтобы зритель получал точные, достоверные факты. В «Руководстве для

продюсеров ВВС» отмечается: «Должная беспристрастность является

сердцевиной деятельности ВВС. Это ключевая ценность, и пи одна из

программ не освобождается от необходимости ее обеспечении. Все

программы н службы ВВС должны демонстрировать открытость ума,

18

справедливость и уважение к правде» .

18 Руководство для продюсеров BBC. - URL: http:// жаШшМММШаЛ******** доступа 09.08.2011).

Диссертант анализирует примеры освещения ВВС конфликтов, напрямую затрагивающих британские интересы - таких, как ссвероирландский вооруженный сепаратизм (1970-е гг.), «война против террора» и вторжение в Ирак (2003г.), а также прямые политические конфликты вещательной корпорации с британским правительством («Дело Келли»,2003г.). Более слабая, чем у государственных каналов, но, тем не менее, существующая политическая зависимость от властей ограничивает возможности ВВС по освещению конфликтов, чувствительных для официального Лондона.

Выводы по главе:

1. Характер той или иной вещательной системы определяется совпадением или столкновением интересов власти, радио-телевещательной организации и аудитории. В государственной модели решающее слово принадлежит властным структурам, в коммерческой - промышленно-фипапсовым группам, извлекающим прибыль через механизм рекламы, в то время как общественная модель нацелена на все слои населения и выполняет культурно-просветительную функцию. Сегодня большинство стран мира приняли смешанную систему, где общественное телевидение наряду с частным ТВ представляет собой лишь один из секторов массмедиа: наличие такого сектора - показатель демократичности.

2. Среди множества факторов, повлиявших на становление и концепцию развития вещательных систем, два можно считать определяющими: это способ финансирования (в случае с общественным телевидением - абонентская плата, избавляющая от правительственного давления через бюджет), и способ управления (автономию вещательной организации ограждает от мелочной опеки властей буферный орган, наделенный большими правами). Обе эти привилегии предоставляются в обмел па социальную ответственность программ.

3. Общественное телевидение институционально проявляет повышенное внимание к объективности и беспристрастности своих передач, в первую очередь информационных п аналитических, хотя практика свидетельствует о том, что этот важный критерий нередко подвергается испытанию, особенно в период кризисных и конфликтных ситуаций, затрагивающих интересы власть имущих.

'Вторая глава «Эволюция идеи общественного вещания» определяет основные направления политики общественного телевидения в условиях появления коммерческого телевидения и спутниково-кабельных технологий.

В первом параграфе «Общественное телевидение и условиях конкуренции с коммерческим ТВ» диссертант обращает внимание на то, что если американское ТВ сразу создавалось на коммерческой основе с Целью «превращать, эфир в золото» через механизм рекламы, (которая официально была допущена в эфир еще летом 1941г.), в европейских странах идея частного ТВ пробивалась с большим трудом - сначала и Англии (1954г.), затем в Италии (1975г.), по в19 80-е коммерческие каналы возникли и в таких крупных странах, как Германия, Франция, Испания. С 1980 по 1992 годы число одних эфирных телеслужб в Европе возросло с 4-х до 58-ми. Реклама не выходила только на ВВС, бельгийском' BRF, датском «Danmarks radio», норвежской NRK и шведской SVT.

Под натиском частного ТВ к концу 1990-х годов доля ВВС в общей аудитории ТВ сократилась с половины до одной третьей. ВВС - одна из немногих оставшихся в Европе общественных компаний, финансируемых исключительно благодаря абонентской плате, реклама здесь запрещена. Тем не менее, ВВС активно занимается коммерческой деятельностью. Значительная часть телепрограмм ВВС существует на средства, полученные от экспорта и совместных постановок. Корпорация, трезво оценивая обстановку, сформулировала свои задачи как «расширение

выбора и обслуживание всех групп аудитории»: не втягиваться в битвы с коммерческим ТВ и вместе с тем не превращаться в культурное гетто19.

Во втором параграфе «Влияние кабельпо-снушниковых технологий на развитие общественных, телекомпаний» исследуется воздействие кабелыю-спутишсового вещания на развитие общественного телевидения. В середине 1990-х в Европе насчитывалось 420 эфирных и спутниковых каналов, то через десятилетие их число уже превышало 1500м

Приняв этот вызов, общественное телевидение взяло на себя благородную миссию но созданию нужных обществу, но часто обреченных па узкую аудиторию образовательных и просветительных тематических каналов - детских, документальных и т.н., в то время как коммерческое ТВ делает ставку на развлечения - музыкальные, сериальные, спортивные.

В третьем параграфе «Фрагментация аудитории общественного телевидения в повой медиасреде» рассматривается один из важных показателей положения телеканала на рынке - размеры его аудитории. Автор приходит к выводу, что доли аудитории западноевропейских общественных телеканалов в начале XXI в. остались без изменения или незначительно снизились. Для примера, суммарная доля аудитории рассмотренных нами ВВС 1 и ВВС 2 в 1994 г. составляла 43%, в 2003г. -.18%, а в 2011г. - 26%21. Суммарная доля аудитории итальянских RAI 1,2,3 за тог же период изменилась с 48% - 46%-42,3%; немецких ARD и ZDF - с .14% - 28% до 26% аудитории; французских France 2,3 - с 42% до 37% аудитории, а по данным на 2011г. незначительно увеличилась до 38%. Такая стабильность может объясняться тем, что в Западной Европе

'"TVWorlJ,1993.-№l. -С.26.

Голялкпн H.A. История отечественного и зарубежного телевидения.- М.: Аспект-Пресс, 20ll.-C.48.

31 Iii lp://www. barb. со. ufc/iejioi t/vveeklyViewing

сложилась многолетняя культура телепотреблешш, основанная па взаимоотношениях гражданского общества и СМК.22

Потеряв в середине 1950-х монополию в эфире, тем не менее, ГШ С и сегодня остается «краеугольным камнем английского вещания» и «рупором нации». Делая упор па создание «многообразия» в эфире, общественное ТВ «входит в мультиплекс», дополняя свои мпогожапровые эфирные программы спутниковыми пищевыми каналами узкого профиля, которые напоминают так называемые качественные издания в прессе (в отличие от таблоидных, охотно создаваемых частным ТВ).

Выводы по главе:

1. Появление коммерческих сетей бросило первый .вызов общественному телевидению, и это был первый случай его адаптации к новым условиям. Конкуренция помогла оживить общественное ТВ, поднять культуру выпуска передач, улучшить их оформление, ускорить ритм, отказаться от старомодной подачи новостей.

2. Бели на первый вызов, брошенный коммерческими телееетямп, общественное телевидение отреагировало некоторым «облегчением» своего репертуара, то спутниково-кабельные технологии привели к созданию ншпевых каналов родственного профиля. Появление тсабельпо-спутииковых технологий позволило расширить национальные границы стран для распространения информации о культуре своего парода, о своей стране за рубежом, а затем и для своих сограждан, находящихся за границей.

3. По мере дробления аудитории массмедиа углубляется фрагментация социального опыта. Это означает конец эпохи, когда совместный просмотр двух-трех телепрограмм являлся для многих стран своего рода культурным «клеем». О полном исчезновении общего опыта

22 Гладысо A.M. Некоммерческое иещанпе и условиях диверсификации телевпденпя//Тоссня и социальные изменения п мир. - URL.: //lUilii/'lÜä^Güb^lüsUJil/l/Übrm^iiUTä обращения 09.1(i.20f I).

пока говорить рано, однако, обеспечить его и собрать массовую аудиторию хотя бы па время, становится все сложнее - аудитория расщепилась. Причем, благодаря продолжающемуся совершенствованию технологий, в частности, цифрового телевидения с функциями хштерактивпости этот процесс будет углубляться.

13 третьей главе «Влияние современных онлайновых технологий гш расширение з/санрово-темашичеспого разнообразия» исследуются пути дальнейшего развития общественного телевидения в контексте внедрения информационно-коммуникационных технологий,

рассматриваются механизмы воздействия новых технологий на структуру телепрограммы, анализируется внедрение интерактивно сти, и предпринимаются попытки проследить процесс конвергенция СМИ. и общественного вещания.

В первом параграфе «Воздействие новых технологий на структуру общественного вещания» диссертации отмечается, что рост объема вещания требовал совершенствования его материально-технической базы. В 1960 г. был построен новый телецентр ВВС. Ввод телецентра ВВС позволил выйти в эфир в 1964 году ВВС 2, начавшего иещаиие по второй телевизионной программе. Следует отметить, что в это десятилетне вторые программы открывают многие другие телеслужбы.

Позднее кабель, спутники и переход на цифровой формат позволили расширить спектр телеуслуг, предоставляемых гражданам. Одновременно с увеличением численности телеканалов, растет их жапрово-тематическое разнообразие, усиливается ориентация на узкие аудитории, определенные но одному или нескольким основным признакам, к которым можно отнести общность территории проживания, общность интересов, принадлежность к определенной социальной группе и т.д.

Современные онлайновые технологии обеспечивают синхронный обмен информацией в режиме реального времени, в том числе «разговорные» каналы, например, чат ы, видеоконференции и др. Оффлайновые технологии допускают асинхронный обмен данными и сообщениями, например: электронная почта, форумы, SMS и т.д. Все они доступны и позволяют оперативно обмениваться любой информацией -текстовой, графической, видео, аудио и т.д. При этом прослеживается яркая тенденция к сближению реальной среды с виртуальной средой, чему способствуют новые мультимедийные средства и технологии.

Автор отмечает, что появление всех этих технологий не песет в себе явного положительного или явно отрицательного эффекта, все зависит от их использования в конкретной практике мультимедийной коммуникации. Мультнмедийность - важнейшая особенность, приобретенная СМИ и результате конвергенции текста, звука и изображения. Сложность мультимедийных систем определяется тем, что мультимедпнпость включает в себя совокупность радио-, кино-, . телевизионных и компьютерных каналов и глобальные информационные сети такие, как-Интернет, обладающие огромной целевой аудиторией и силой воздействия па нее. Очевидно, что становление мультимедийной системы и ее развитие невозможно рассматривать вне связи с другими системами - искусством, кул ьту ро й, о б щест в о м.

Во втором параграфе «Внедрение иншерактшшостп о вещательную практику общественного телевидении» рассматривается такое важное преимущество цифрового телевидения, как интерактнвпость.

Интерактивность обеспечивает возможность общения пользователя с источником информации, предоставляя ему любой информационной материал, содержащийся в источнике, причем порядок- и режим использования информации определяются непосредственно пользователем. До появления иптерактивноети во второй половине 1980-х

гг. широкое распространение полумили платные адресные службы, или так называемые ppv (pay-per view). Одной из наиболее перспективных интерактивных услуг считается «видео по заказу» (video-on-demand, VOD) н «телевидение с задержкой»(бте shift), когда абонент имеет возможность смотреть любую телепередачу или кинокартину в удобное для себя

23

время .

Технологические инструменты обратной свяЗи с аудиторией -такие, как интерактивные опросы, мониторинг блогов, электронные письма в редакцию и любительские съемки (так называемая «гражданская журналистика») - сегодня широко используются в ток-шоу, реалити-шоу и других информационных и аналитических передачах. Мультимедиа обогащают существующие жанры новыми возможностями.

Ярким примером использования мультимедийиости (в рамках гражданской журналистики) может послужить документальный эксперимент, который стартовал 24 июля 2010. Режиссер и ряд продюсеров (среди них Ридли Скотт) обратились через портал YouTube с предложением запечатлеть па камеру одни сутки своей жизни. Коллективный «фотоснимок» земного шара оказался наиболее доходчивой метафорой глобализации и мультимедийиости24.

13 диссертации подчеркивается, что потенциальные возможности иитеракппшости затрагивают и художественное ТВ. Эксперименты в этой области малоизвестны, поэтому диссертант останавливается на них подробнее. Автор отмечает, что, хотя нарративные художественные произведения - будь то мыльные оперы, ситкомы, кинофильмы или сериалы - представляют собой основной поток телепродукции, предпринимается мало усилий, чтобы выяснить, какая интерактивная повествовательная форма работает наиболее эффективно. Эксперименты с

и Пакулев Г.П. Кабелг.по-спутиикопое телевидение: миропопопыт. - М.: Ш ИК, 1998.-С. 16. 71 Дондуреи т. Большая постановка жизни/Искусство .кино, 2011. - №5.-С.41-43.

телепередачами и Интернетом связаны с четырьмя концепциями интерактивности. Из-за отсутствия согласованной терминологии их можно классифицировать как: альтернативные 0K0ii4amifl(alternalive endings), ролевая игра (role playing), поиск рассказа (find the story), разные точки зрения (multiple points of view).

Нарративные эксперименты подобного рода представляют только видимую часть всех проводимых разработок. «Интерактивная революция» чаще всего игнорирует художественное творчество, а компании большей частыо отдают предпочтение «видео по заказу», новостям и спортивным обзорам, а также играм с элементами кино.

Наиболее радикальный прогноз состоит в том, что переход к

шггерактшшости в телевидении неизбежно изменит саму систему

общественного вещания. Это днстрибыоция контента в любую точку

планеты. Пользователь с помощью программ - навигаторов сможет

заказать нужные фильмы, видеозаписи концертов и спортивных событии,

игры и т.п. Автоматически исключив рекламные вставки и сохранив

заказанные программы, он сможет смотреть их в удобное время. С учетом

таких грядущих новаций ключом к экономическому процветанию

провайдеров и операторов явится контент и разработка методов

привлечения телезрителей к взаимодействию с авторами и ведущими 25

телепрограмм .

Национальный орган, регулирующий вещание Великобритании, —■ ОГсош — опубликовал несколько докладов о перспективах общественного вещания в неотвратимо надвигающейся цифровой эпохе. Такая модель может принять конкретную форму повой службы, финансируемой обществом, под названием «общественный издатель» (Public Service Publisher - PSP). Функцией PSP будет служение задачам общества с помощью новаторских идей с тем, чтобы повысить качество

25 Телековскнй С. Находясь в прямой интерактивно« cmml Broadcasting. - №3,2003. - СМ.

общественного вещания в мире цифровых технологий. PSP должен будет изучать пути содействия задачам общества, будучи свободен от необходимости защищать существующие телевизионные телеканалы, например, размещая заказы на материалы для цифрового распространения па различных платформах (конкурируя тем самым с цифровыми службами ВВС)26. Тормозом в развитии интерактивности можно считать неопределенность с обеспечением мультимедиа - будут ли они базироваться на телеоборудовании или на компьютере.

В третьем параграфе «Конвергенция СМИ и общественное вещшше» анализируются условия стремительного развития и нформацпошю-коммуникациоиных технологий.

Процессы дигнтализации и конвергенции медиасистем все больше размывают границы между разными типами СМИ, что сказывается на содержании массмедиа, которые принимают самые различные формы: одни и тог же материал может быть представлен и в газете, и на ее Интернет-портале, и. в телепередаче, и па сайте канала..

Развитие оилайп-нлатформ для общественно-правового вещания, в сущности, является вопросом выживания. Основной аудиторией традиционного телевидения и радио остается старшее поколение, в то время как молодежь уверенно отдает предпочтение Интернету. Если общественное телевидение не сможет завоевать «выозеров» - интернет-зрителей, то его существование вскоре может оказаться

г 27

нецелесообразным .

В феврале 2011 г. ВВС прекратила свои, радиопередачи на русском языке и сэкономленные средства направила на организацию русскоязычного сайта в Интернете. Иновещание корпорации традиционно

|>ппс.ржп П., Сепнвератие К. Справочник общественного вещания: справочник лучших приемов и методов работа. - М.: Гелнос, 2006. - С.Ш-182.

11 Алексеева М.М. Правовое регулирование онлайн-верспй германских общественно-правовых радпо-и телепрог рамм/ Всстпнк МГУ. Журналистика, 2009. -№5. - С. 178.

ориентировалось па «лидеров мнений» . - образованную, активную зарубежную аудиторию. Теперь эта аудитория имеет доступ к Сети (в России - 40 млн. пользователей). Учитываются и изменения и коммуникационной обстановке объектов вещания. Однако еще до того, как эти новые технологии конвергенции полностью войдут в обиход, традиционному наземному эфирному телевидению предстоит освоить цифровое вещание и подготовиться к объемному (30).

Выводы по главе:

1. Переход на «цифру» открывает безграничные возможности па расширение жанрово-тематического разнообразия на основе онлайновых технологий и дальнейшего сближения телевидения с Интернетом. Телевидение завтрашнего дня — это шнпевые каналы, ориентированные на узкосегментироианную аудиторию с четко очерченными характеристиками п интересами. Развитие цифровых технологий вполне может кардинально изменить структуру телевизионного рынка.

2. Интерактивность, являющаяся уникальным свойством мультимедийной среды, принципиально меняет восприятие объекта культуры и способы взаимодействия с ним. Восприятие становится многомерным и многоуровневым в связи с возможностью активного взаимодействия с объектом восприятия - человек из пассивного читателя или зрителя превращается в активного пользователя, соавтора мультимедийного произведения. Мультимедийная система осуществляет содействие плодотворным культурным и межкультурным диалогам, оптимизирующим межсистемное взаимодействие,

3. Процесс конвергенции наряду с развитием Интернета все чаще становится синонимом магистральных преобразований в массмедиа, которые в ближайшие десятилетия могут изменить не только системы' средств массовой информации и коммуникации, но и различные традиционные институты, в частности общественное телевидение.

Универсальные каналы потеряют часть зрителей, по восстановят свои потери за счет цифровых тематических каналов, индивидуальный зрительский выбор усилится конвергенцией с Интернетом.

В Заключении приводятся общие выводы диссертационного исследования.

1. Общественное вещание опирается на ряд основных принципов, которые сформированы в эпоху государственного телевещания, задолго до возникиовспия многоканальной системы. Принципы универсальности, разнообразия и независимости остаются сегодня основными в концепции зарубежного общественного вещания и не утрачивают своей актуальности. Крах социализма в Восточной Европе с его обязательным пропагандистским государственным вещанием потребовал пересмотра всех систем вещания. Цель реорганизации вещательных систем состояла в деидсологпзации н деполитизации старых структур, с упором на всестороннюю объективную информацию. Территория общественного вещания расширилась. Кроме этого, ускорение развития вещательных, 'телекоммуникационных, компьютерных технологий и замена аналоговой платформы 'ПЗ-вещашш на цифровую (что было окончательно решено в международном сообщество в 2000-м году), а также процессы информатизации и глобализации, включая социокультурную глобализацию, становление постиндустриального и информационного общества как общественно-экономической формации, изменили роль потребителя.

2. Абонентская плата - основной источник финансирования общественного вещания. Голь абонентской платы состоит, прежде всего, в создании независимой от правительства финансовой основы и установлении правовой и психологической связи между зрителем и тел ера; шоком пани ей.

3. Статус общественного вещателя, существующего па деньги своих зрителей, обязывает его более ответственно подходить к освещению событий н подаче информации. Обеспечение зрителей независимой, объективной информацией одна из основных задач, помогающая попять значимость общественного нещапия.

4. Благодаря продолжающемуся совершенствованию технологий, в частности, цифрового телевидения с функциями ннтерактншюстп процесс демассифнкащш будет углубляться. В отличие от традиционной моиомединной среды, которую часто упрекают в ограниченности выбора, новая мультиканальная и мультимедийная, расширяет информационный и развлекательный контент и выбор (или создает иллюзию выбора). Зрительский выбор индивидуализируется, что усложняет принципы социального управления. Исходя из этого, особенно актуально обеспечит!, существование хотя бы одной сильной общественной службы -общественного телевидения.

5. Развитие цифровых технологий делает количество каналов вещания самого разного профиля практически неограниченным, по это многообразие не снижает ценности общественного сектора распространения информации. К тому же, как показало данное исследование, весь процесс эволюционного развития общественного вещания доказывает его жизнеспособность и умение в процессе трансформации адаптироваться к любой обстановке, в том числе и тс условиям мультимедийной среды.

Основные положения диссертации отражены в следующих

научных публикациях:

Издания из перечня ведущих рецензируемых и реферируемых научных журналов и изданий ВАК РФ:

/. 1)тгорьева И.В. Эталон классической модели общественного телевидения в новомедишюй среде/Ученые записки РГСУ, 2010. - №9(97).-С.215-221.-0,7 п.л

2. 1 ¡шгорьева И.В. Трансформация идеи общественного телевидения в зарубежной медиасреде/ Ученые записки РГСУ, 2011. - №.10(98). - С.68-72,- 0,5п.л

Статьи в периодических изданиях и сборниках:

3. Григорьева И.В. Адаптация службы общественного вещания в иовомедийиой среде// Вестник электронных и печатных СМИ, 2010. -№14. -С. 34-44. -0,5п.л.

4. Григорьева И.В. Роль службы общественного вещания в процессе взаимодействия различных культур мира/Современные модели в преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента, качества образования//Материалы IV Всероссийской (с международным участием) конференции. Москва, РГСУ, 2010. - С.24-27,- 0,2п.л.

5. Григорьева И.В. Интерактивные повествовательные формы общественного телевидения/Кулыпурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтничиом ВУЗе// Материалы II Всероссийской (с международным участием научно-методической конференции. Москва, РГСУ, 2011. - С. 462-467.- 0,2 п.л.

6. Григорьева И.В. Влияние конвергенции на процессы службы оби/ествениого вещания/Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур/Материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической, конференции. Москва, РГСУ,2011. - С.61-65,- 0,3п.л.

Общим объем оиублшсопашшх материалов составляет 2,4 н.л.

Подписано к печати 13 марта 2012 г.

Формат 60*841/16. Объем 1,2 п.л. Тираж 100 экз.

Заказ № 75 РИО ИПК

 

Текст диссертации на тему "Трансформация общественного телевидения в мультимедийной среде"

61 12-10/785

ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников

телевидения и радиовещания»

На правах рукописи

ГРИГОРЬЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

Трансформация общественного телевидения в мультимедийной среде: зарубежный опыт

Специальность: 10.01.10 - журналистика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -кандидат филологических наук, доцент

ГоляДкин Н.А.

Москва-2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................3

Глава I Становление национальных систем общественного вещания..........13

1.1 Формирование концепции «служения обществу»..........................13

1.2 Финансирование и регулирование общественных телеслужб..........30

1.3 Информация и власть.............................................................50

Выводы по главе..........................................................................64

Глава II Эволюция общественного вещания........................................65

2.1 Общественное телевидение в условиях конкуренции с коммерческим ТВ............................................................................................65

2.2 Влияние кабельно-спутниковых технологий на развитие общественных телекомпаний..............................................................................79

2.3 Фрагментация аудитории общественного телевидения в новой

медиасреде.................................................................................94

Выводы по главе..........................................................................103

Глава III Влия ние процессов глобализации и конвергенции на адаптацию общественного телевидения..........................................................104

3.1 Воздействие новых технологий на структуру вещания................104

3.2 Внедрение интерактивности в вещательную практику общественного телевидения..............................................................................117

3.3 Конвергенция СМИ и общественные каналы..............................135

Выводы по главе............................. ...........................................153

Заключение...............................................................................154

Литература..............................................................................156

Приложения..............................................................................170

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Глобальные процессы информатизации и конвергенции радикально меняют формы организации массмедиа, их репертуар, средства и методы охвата аудитории. Однако на фоне постоянно обновляемого медиарынка не утрачивает своей актуальности вопрос о функционировании традиционных институтов СМИ, особенно тех, деятельность которых в значительной степени оценивается вне категорий экономической эффективности и под углом приоритетов демократического развития. Одним из таких институтов является общественное телевидение -система, сложившаяся после Второй мировой войны в Европе и в ряде стран других континентов. По данным 2010 года, в мире насчитывается свыше 80 государств, позиционирующих один из секторов своего телевидения в качестве общественного1.

Согласно одному из определений, «общественное вещание - система организации некоммерческого телерадиовещания во многих странах Западной Европы и Северной Америки, рассматриваемая как элемент демократии и важный механизм гражданского общества. Деятельность общественных вещателей, т.е. компаний, реализующих на практике принципы общественного вещания, определяются социально значимыми целями. Принципы общественного вещания включают: универсальный географический доступ к каналам общественных вещателей; стремление к удовлетворению интересов различных групп общества в программной

политике; развитие национальной культуры и идентичности; отстраненность

2

от сиюминутных политических интересов» .

Под словом «общественный» в преломлении к информации понимается не принадлежность к общественным организациям или противопоставление государству, а ее доступность всем членам общества и служение всему обществу. Разумеется, нельзя ставить знак равенства между

'Public service broadcasting. - URL.:// http://www.

en.wikipedia.org/wiki/Public_service_broadcasting(AaTaAOCTyna 09.06.2010).

2 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - M.: МГУ, 2009. - С.331.

3

государственным и общественным вещанием, игнорируя прямую связь первого с властью. В чистом виде модель общественного телевидения встречается в очень небольшом числе стран, преимущественно европейских, а в большинстве преобладают системы государственного или переходные государственно-общественные системы телевещания, которые в сравнении с коммерческим вещанием воспринимаются как в большей мере ориентированные на общественные интересы.

В то же время с развитием технологий (оцифровывание, сжатие, и т.д.), дополнительных форм передачи контента (спутник, кабель, сотовая связь, Интернет), когда растет выбор зрителя за счет тематических (нишевых) каналов, и с появлением новых способов финансирования (платное телевидение) сектор общественного вещания трансформируется, соответствуя требованиям аудитории.

Актуальность темы данной работы во многом определяется востребованностью концепции общественного вещания на современном этапе и непрекращающимися спорами в профессиональной печати, Союзе журналистов и Государственной Думе вокруг создания отечественного общественного телевещания. Предложение создать общественное телевидение содержится в Послании Президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному собранию (декабрь, 2011). Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека вывесил на своем сайте проект закона 2002 года о создании в России общественного теле- и радиовещания на базе ВГТРК. Все желающие могут принять участие в доработке документа, который открыт для исправления в режиме "Википедии". Совет планирует передать президенту законопроект об общественном телевидении, доработанный в Интернете, не позднее 1 марта 2012 года3.

3Концепция проекта федерального закона "Об общественном телевидении и радио в Российской Федерации".- иК.Ь.:/Лтр:/Аууу\у.рге51(1егП-

sovet.ru/structure/group 1 б/пМепаЬ/тскх. php7sphra.se ¡ё=3979("дата обращения 10.01.2012).

Несомненно, общественное вещание в нашей стране будет обладать набором уникальных качеств и характеристик. Но столь же бесспорным представляется и то, что для создания или предметного изучения возможностей учреждения общественного телевидения в России важен анализ зарубежного опыта. Он даст ответы на основные вопросы экспертов, представителей общественности и органов власти: как создается общественное вещание, как оно организовано, как финансируется, как функционирует в обстановке конкуренции со стороны коммерческого вещания.

Другое обстоятельство, определяющее актуальность заявленной темы, - это воздействие на (как бы) устоявшуюся модель общественного вещания со стороны новейших технологий - мультимедиа, под которыми понимается «любая комбинация двух или более средств передачи информации в цифровом виде»4.

Перед общественным телевидением на современном этапе встают задачи саморазвития и адаптации к требованиям мультимедийной среды принципов, заложенных при его создании. Особого внимания заслуживает такой аспект мультимедийных технологий, как жанрово-тематические сдвиги в репертуаре отдельных секторов СМИ - и, в первую очередь общественного вещания.

Степень разработанности научной проблемы. Отечественная литература, имеющая непосредственный выход на тему диссертации, довольна скромна. В советский период немногочисленные работы по зарубежному телевидению5 содержали обязательный пропагандистский налет, исключавший дифференцированный подход к национальным моделям вещания: между государственной и общественной системами ставился знак

4 Короткова E.H. Медиапортал как средство создания качественного контента//Экранная культура XXI века. - М.: Издательство 625, 2010. - С. 380.

5 Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Радио и телевидение в современной Японии. - М.: Искусство, 1989. -174 е.; Карелина B.M. На экране и за экраном//Пропагандистский механизм английского буржуазного телевидения. - М.: Искусство, 1989.- 175с.; Котенок Р.Я. Телевидение ФРГ в двух измерениях. - M.: Искусство, 1978,- 102с.

равенства, а коммерческое телевидение с его рекламой безусловно осуждалось.

В новых социально-экономических условиях изучение массмедиа, в том числе зарубежных, менее идеологизировано и более прагматично. В появившихся о зарубежном ТВ работах6 затрагиваются такие актуальные для всех стран вопросы, как структура собственности в СМК, государственное и рыночное регулирование вещания, фрагментация аудитории и модификация репертуара в различных секторах вещания.

В целом тема общественного телевидения получила определенное

у

освещение в ряде диссертационных работ . Однако все эти исследования, прежде всего посвященные вещанию в странах Западной Европы, оставляют за пределами внимания вопросы, связанные с трансформацией рассматриваемых ими систем под влиянием мультимедиа. В представляемой к защите диссертации содержится комплексное исследование теоретической и практической составляющих развития общественного телевидения именно в этой новой, мультимедийной среде.

Учитывая поворот темы, заявленной в названии диссертации, автор

привлек ряд материалов, дающих представление о современных

8

мультимедийных процессах .

6Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. - М.: МГУ, 1997. - 184с.;Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. -М.: МГУ, 1999. - 287с.; Вороненкова Г.Ф., Вороненков М.Ю. Электронные СМИ Германии: прошлое и настоящее. -М.:МГУ, 2008. -201с.; Любимов Б.И. Общественное вещание: Британская модель. М.: МГУ, 2006. -280с.

7 Гачечиладзе И.И. Телевидение Франции в контексте национальной культурной политики: дисс. кандидата филолог.наук: 10.01.10. М., 2006;Гладько A.M. Социальные условия и предпосылки становления общественного телевидения в России: автореферат дис. - М.,2008; Колыванов Е.В. Современные европейские концепции и модели общественного телевидения: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики М., 2006; Муравлёва Е. Н. Баварское телевидение в системе телевещания Германии: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания М., 2006; Оганджанян С.Л. Общественное радиовещание США: история и современность: автореферат дис ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 2011;Орешкина Н.Е. Общественное телевидение в информационном обществе: британская модель: автореферат дис. - М., 2005.

8 Борзенко А., Федоров А. Мультимедиа для всех. 2-е изд. - М.: КомпьютерПресс, 1996.— 251 е.; Вернер, И. Все о мультимедиа. - Киев: BHV, 1996.-352 с; Дворко Н.И. Профессия-режиссер мультимедиа. - СПб.: СПбГУП, 2004 - 160 е.; Скиб, Л.Дж., Хэйфмейстер, С., Чеснат, A.M. Оптимизация мультимедиа ПК/ Пер. с англ. - Киев: НИПФ « », 1997. - 352 е.; Томпсон, С., Элшир, К. Осваиваем мультимедиа /Пер. с

Наконец, пытаясь придать описанию современных трансформаций

зарубежного общественного вещания некое концептуальное обрамление,

диссертант обращался к трудам отечественных теоретиков массовых

коммуникаций, среди которых в первую очередь следует назвать труды

Г.П.Бакулева, Е.Л.Вартановой, Н.А.Голядкина,9 а также ряда зарубежных ~ 10

исследователей.

Выбор темы обусловлен новыми тенденциями в развитии общественного телевидения в современную эпоху. На основании вышеизложенного рабочая гипотеза диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом: общественное телевидение успешно адаптируется к современным условиям, и развивается в мультимедийной среде, находясь в поиске новых форм представления и распространения информации.

Теоретическая и методологическая основа настоящей работы выстраивается на известном тезисе о восхождении от фактов к обобщениям, применяемом при историческом и логическом анализе. При этом основой послужили фундаментальные положения журналистской науки, литературоведения, философии, культурологии, психологии, других наук.

англ. — М.:Восточная кн. компания, 1997. - 288 с. ; Ланге, Б.П., Барон, А. Мультимедиа как зеркало будущего информационного общества// «Среда», 1996. - № 5-6. - С.48-54.

9 Бакулев Г.П. Кабельно-спутниковое телевидение: мировой опыт. - М.:ВГИК, 1999.; Бакулев Г.П. Новые медиа: теория и практика,- М.:КЛМ, 2008. - 137с.; Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 190 е.; Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: МГУ, 2009. - 334с.; Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. - M.: Аспект-Пресс, 2011,- 190с.

10 Ламэй, К.Л., Мицкевич, Э., Файрстоун, Ч. Автономия телевидения и государства. М.:3нак, 1999.- 208с.; Armstrong, М., Weeds, Н. Public service broadcasting in the digital world//The economic regulation of broadcasting markets: evolving technology and challenges for policy//Cambridge University Press, 2004;Atkinson,D., Raboy,M. Public service broadcasting: The challenge of the 21st century, 2003,-URL:http://www.google.ru/booksfaaTaflQCTyna 09.07.2010); Hargrave A.M., Shaw C. Accountability and the public interest in broadcasting. - Houndmills: Palgrave-Macmillan, 2009; Mendel, T. Public service broadcasting: a comparative survey, 2000. - URL: http://www.google.ru/booksfaaTaflocTyna 10.06.2010); Peacock, A., Graham, D. Public service broadcasting without BBC? Institute of Economic Affairs (Great Britain),2004. -URL:http://www.google.ги/ЬоокБ(датадоступа 11.06.2010);Price, M.E., Raboy,M. Public service broadcasting in transition: a documentary reader,2003. - URL:http://www.google.ru/booksfaaTaflocTyna 09.08.2010); Ward, D. Public service broadcasting: Change and Continuity: a special issue, 2004. URL:http://www.google.ru/books(flaTaflocTyna 19.06.2010).

В диссертации учтены результаты отечественных и зарубежных ученых в этих областях: Р.А.Борецкого, Я.Н.Засурского,В.Л.Цвика, Т.ван Дейка, Э.Кастельса, М.Маклюэна и Э.Тоффлера.

В исследовании автор опирался на научные работы, в той или иной степени, охватывающие заявленную в диссертации проблематику. Системный и типологический подходы в применении к отечественной журналистике стали возможны благодаря трудам Н.И.Дворко, Е.Я. Дугина, В.В. Егорова, О.В. Коноваловой, Л.А. Кохановой, Р.П. Овсепяна, О.Р. Самарцева, С.Л. Уразовой, B.C. Хелемендика и других ученых.

Кроме того теоретико-методологическую основу исследования составляют:

• программные заявления и годовые отчеты общественных телекомпаний Великобритании, Германии, Японии, США; нормативно-правовые документы, регулирующие их деятельность; материалы ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций;

• научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные деятельности общественного вещания и формирования новой медиасреды. К наиболее значимым разработкам по данной теме можно отнести: Аналитический доклад Союза журналистов России «Перспективы создания общественного телерадиовещания в Российской Федерации» под

редакцией Федотова М.А.11; «Энциклопедию общественного вещания» под

12

редакцией Бриляковой Т.А. ; «Справочник общественного вещания: справочник лучших приемов и методов работы» под редакцией И. Банержи и

13

К. Сенивератне.

" Аналитический доклад «Перспективы создания общественного телерадиовещания в Российской Федерации», 2002,- URL: http://www/rui/ru/pravcenter/otv-about.htmlfaaTa доступа 09.06.2010)

12 Энциклопедия общественного вещания. -М.: Союз журналистов России, 2005. -384с.

13 Банержи И., Сенивератне К. Справочник общественного вещания: справочник лучших приемов и методов работы. - М.: Гелиос, 2006. - 200с.

8

Важный вклад в развитие концепции взаимоотношений государства и массмедиа внесли российские ученые-юристы - авторы Закона о СМИ, 1991 года Ю.М. Батурин, М.А. Федотов, В.Л. Энтин14.

Объектом исследования выступает зарубежное телевидение, точнее одна из его моделей - общественное вещание.

Предмет исследования предполагает анализ финансирования, управления, программной политики, а также ключевых проблем и трудностей, с которыми сталкивается общественное телевидение на современном этапе воздействия современной мультимедийной среды на устоявшиеся национальные системы телевещания.

Методы, использованные в настоящем исследовании, определялись задачами диссертации. Это, прежде всего, системный метод, обусловленный необходимостью комплексного подхода к многоаспектному предмету изучения, определения места общественного телевидения в современной мультимедийной среде, а также сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить и сопоставить этапы эволюции изучаемого объекта и наметить тенденции его развития.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная информация раскрывает характер процессов становления и развития общественного телевидения зарубежных стран в мультимедийной среде и предполагает творческое осмысление и использование зарубежного опыта как одного из возможных путей развития отечественных массмедиа.

Знание системы финансирования и регулирования общественного телевидения позволит расширить спектр и проблематику научной и общественной дискуссии на тему создания подобной организации в нашей стране.

14 Батурин Ю.М., Федотов М.А., Энтин В.Л. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. - М.: Союз журналистов России, 2004. - 532с.

Материал диссертации может б