автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Трансформация социокультурных ценностей в контексте исторического сознания
Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформация социокультурных ценностей в контексте исторического сознания"
На правах рукописи
САДЫКОВА Знля Раисовиа
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Специальность 09.00.1 I - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
15 АПР 2015
УФА - 2015
005567167
005567167
Работа выполнена на кафедре философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет».
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Азаматов Да мир Мустафеевич,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы Башкирского государственного медицинского
университета
Федоровский Александр Петрович,
доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных
дисциплин, проректор по науке и связям с общественностью Северо-Кавказского социального института
Ведущая организация:
Леопа Александр Владимирович,
кандидат философских наук, профессор Учебного военного центра Военно-инженерного института Сибирского федерального университета
ФГБОУ ВПО «Оренбургский
госуда рствен н ы й педа го ги ч ее к ий
университет», г. Оренбург
Зашита состоится «21» мая 2015 года в 14.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.013.03 в ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450076. г. Уфа. ул. З.Валиди, 32. физматкорпус. ауд. 400.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета, а также на официальном сайте: 1п1р:/Л\и-\у.Ьа511ес1и.ги/с11550\'е15?с1=3.
Автореферат разослан « 04 » апреля 2015 года.
Учёный секретарь диссертационного совета
Р.Х. Лукманова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в ходе истории в любом обществе постоянно происходят процессы отмирания старых и появления новых социокультурных ценностей, которые не только выступают как духовно-нравственные ориентиры для людей, но и являются мерой цивилизованности и гуманности общества. Формирование социокультурных ценностей в контексте исторического сознания происходит не стихийно, а в соответствии с закономерностями развития исторического процесса.
В настоящее время проблема трансформации социокультурных ценностей приобретает особое значение в связи с тем, что процессы глобализации за короткий промежуток времени породили не только положительные, но и отрицательные последствия, что, в определенной степени, дезориентировало людей. Это нашло отражение в том. что современное общество вышло за границы установленных веками и закреплённых в историческом сознании люден ценностных установок и традиций. Научно-технический прогресс, глобализация в форме вестернизации и информатизации всех сфер современного общества привели к содержательному изменению аксиологической компоненты. Возникли сомнения в том. что является «добром», а что - «злом».
Следствием изменений как социокультурных ценностей, гак и исторического сознания, размывается национальная компонента идентичности человека. Такая потеря идентичности приводит, в частности, к исчезновению диалектов и языков: по данным ЮНЕСКО на 7 марта 2013 г. под угрозой исчезновения находятся около 2500 из 6800 языков мира, в России в зоне риска оказались 136 языков, из них под угрозой исчезновения 49.
Данные факты, безусловно, говорят о том, что происходит обесценивание многокомпонентной общечеловеческой культуры, и указывают на процессы нарастающей ассимиляции малых народов. Происходит процесс замещения национальных культур глобальной культурой, в первую очередь, в форме вестернизации местных культур и традиционных социокультурных ценностей незападного мира, что приводит к изменению содержания их исторического сознания, к утрате традиционных нравственных ценностей, диссоциации прошлой и настоящей исторической памяти и неизбежной социокультурной унификации и ассимиляции народностей в будущем. Этот процесс требует пристального социально-философского анализа.
Все эти процессы в массовом сознании вызывают рост нигилистического отношения к культуре, истории, традициям незападных
народов и ведёт к нивелированию традиционных ценностей в общечеловеческой культуре. Именно в кризисные моменты истории следует обратиться к феномену исторического сознания, которое несет в себе традиционные ценности, накопленные веками.
В нынешнем мире, естественно, невозможно ограничить общество только одними традициями, так как современный темп общественной жизни задаёт столь же высокий ритм изменений социокультурных ценностей. Одновременное существование в историческом сознании традиционных социокультурных ценностей и ценностей глобального социально-экономического порядка указывает на наличие в нем как константных, так и изменяющихся структур. В связи с этим весьма актуальной в социальной философии становится проблема анализа трансформации социокультурных ценностей в историческом сознании.
Любой социум без развивающихся положительных социокультурных ценностей обречен на стагнацию, потерю своей духовной и интеллектуальной мощи. Для такого общества характерна разобщенность между его членами, оно постепенно лишается целостных, основных ценностных установок.
Феномен существования социокультурных ценностей во взаимосвязи с историческим сознанием есть важнейший компонент идентичности национального сознания и культуры, обеспечивающий преемственность их содержания, связь и неразрывность поколений народа, основу государственной идеологии. В глобализирующемся мире социокультурные ценности и историческое сознание общества подвергаются трансформационному воздействию западной цивилизации, что требует глубокого анализа и планомерного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованиями, посвященными философскому пониманию исторического сознания, занимались такие представители западноевропейской философии, как Г.В.Ф. Гегель. А.Дж. Тойнби, П. Рикер. Г. Риккерт, Ж.А. Гобино, О. Шпенглер, И.Г. Фихте. К. Маркс. К. Ясперс. X. Ортега-и-Гассет. И. Кант, В. Виндельбанд. А. Шопенгауэр и др.
Особенности непосредственно исторического исследования, способы получения исторических знаний, их хранения и трансформации изложены в работах отечественных мыслителей М.Ю. Ширманова, А.И. Ракитова, С.И. Дудника, А.Я. Гуревича. Г.В. Иващенко. Т.В. Науменко и др.
Развитие социокультурных ценностей и исторического сознания с точки зрения развития цивилизации рассматривали такие ученые, как Ле Гофф, И.Н. Ионов, И.Г. Яковенко и др.
Исследование сущности исторического сознания, его генезиса, структуры и функций нашло своё отражение в работах М.А. Барга, В. Феллера. В.И. Воловика, P.A. Каменской, В. Дильтея и др.
Историческое сознание рассматривается с точки зрения антропологии и культуры в трудах Н. Макиавелли, Ф.М. Вольтера, Ш. Монтескье. H.A. Бердяева. Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова, Т. Куна. B.C. Невелевой, Н.Б. Бурыкиной, Л.В. Владимировой, О.М. Фрейденберга, К. Дойч. Э. Алларта, Р.В. Агузумцяна, Н.Г. Хачатуряна, В.И. Шувалова, H.A. Киселевой, И.Б. Романенко, С.И. Некрасова, З.В. Макатова и др.
С позиции соотношения мифологии, археологии и истории проблему изучают О.Н. Бадер, В.Т. Петрии, H.A. Мажитов. Б. Малиновский, А.Н.Султанова, С.А. Галлямов, К.Ф.Смирнов, Н.Л. Членова, А.З. Асфандияров, В.И. Филоненко, Б.Г. Хусаинов и др.
Научные исследования социокультурных ценностей в контексте исторического сознания башкир представлены в работах ученых философской школы Башкортостана Д.М. Азаматова. Б.С. Галимова, Р.И. Ирназарова и др.
Проблема глобализации культуры отражена в работах таких ученых, как В.А. Кутырёв. С.Г. Кара-Мурза, В.А. Рыбин, И.А. Муратова. К.С. Гаджиев, Ю.Н. Кулюткин. З.В. Макатов, Н.Г. Козин, М. Мил. Е.В. Пильчинова и др.
Однако необходимо отметить, что многие аспекты трансформации социокультурных ценностей в контексте исторического сознания изучены не в достаточной степени, что и стало проблемным полем нашего исследования.
При социально-философском исследовании социокультурных ценностей в контексте исторического сознания целесообразно рассмотрение данной проблемы на примере башкирского народа как-типичного этноса. подвергающегося воздействию глобальных трансформационных процессов.
Объектом исследования являются социокультурные ценности в контексте исторического сознания общества.
Предмет исследования - трансформация социокультурных ценностей в историческом сознании.
Цель - исследовать механизмы, особенности, тенденции трансформации социокультурных ценностей в контексте исторического сознания общества с целью выявления и последующего решения кризиса исторического сознания в условиях современности.
Задачи исследования:
- обосновать необходимость исследования феномена исторического сознания как особой формы общественного сознания;
- изучить изменения социокультурных ценностей народа в процессе развития исторического сознания;
- выявить роль образа личности для становления социокультурных ценностей и исторического сознания общества;
- обозначить пути решения социально-философской проблемы нивелирования социокультурных ценностей в историческом сознании общества.
Методологическая основа диссертационного исследования. В
основу данного исследования заложены как феноменолого-герменевтический, так и диалектико-материалистический подходы, позволяющие рассмотреть развитие социокультурных ценностей и исторического сознания на современном этапе как социально-философскую проблему. Также методологической основой данного исследования послужила «пассионарная теория этногенеза» Л.Н. Гумилева. Помимо этого, в работе используются общефилософские принципы системности, объективности, историзма для рассмотрения социальных явлений.
Эмпирической базой диссертации является история и культурное наследие башкирского народа.
Научная новизна диссертации заключается в обосновании следующих положений:
1. Доказано, что историческое сознание проходит в своём развитии четыре периода (мифологический. религиозный, национальный, информационно-глобальный), при этом смена типа социокультурной реальности обеспечивает доминирование определенной идентичности.
2. Выявлено, что развитие исторического сознания осуществляется через социальный кризис, проявляющийся в форме трансформации социокультурных ценностей.
3. Доказано, что прогрессивное доминирование гуманистических взглядов на национальном уровне развития исторического сознания предопределило его индивидуалистический характер.
4. Разработаны пути решения проблемы замещения западных и иных социокультурных ценностей традиционными российскими, что в условиях глобализации позволит сохранить историческое сознание российского общества и его цивилизационную идентичность.
Положения, выносимые на защиту:
1. Историческое сознание выступает как один из факторов социальной стабилизации, который при этом выполняет функцию консолидации разных поколений народов, государства на основе осознания общности единого исторического развития, регулятора общественного сознания.
что имеет все возрастающее значение в кризисные моменты общественного развития.
2. Трансформация социокультурных ценностей в историческом сознании народа происходила в результате деятельности его пассионарных личностей, «захваченных» идеями и ценностями новой идентичности на этапе перехода к новому уровню развития исторического сознания.
3. На каждом последующем уровне развития исторического сознания человечества происходило обогащение и усложнение социокультурных ценностей, так же в нем возрастало значение личностного начала.. Кризис, предшествующий переходу к четвертому периоду исторического сознания, должен привести к качественному скачку социокультурных ценностей, где новый человек будет определяться как «глобальный человек».
4. Необходимо воспитание подрастающего поколения в соответствии с этапами развития исторического сознания, так как каждому уровню развития исторического сознания соответствует собственная форма патриотизма с присущими ему особенностями. Например, на мифологическом уровне патриотизм основан на образе героя сказки, былины, мифа, который защищает общество или государство: на религиозном уровне религия выступает фактором объединения и стабилизации крупных обществ и государств через ценности метафизического порядка: с переходом на национальный уровень патриотизм приобретает государственно-идеологический характер: на четвертом информационно-глобальном уровне патриотизм будет характеризоваться свободой выбора культурной идентичности личности благодаря широкому информационному доступу к глобальной культуре.
Теоретическое значение работы состоит в том. что впервые был дан социально-философский анализ трансформации социокультурных ценностей в контексте исторического сознания современного общества, дана концептуализация развития исторического сознания, определяющих характер социального действия в обществе. Результаты данной работы могут служить основой для дальнейшего социально-философского исследования социокультурных ценностей и исторического сознания общества.
Практическое значение работы заключается в том, что ряд ее положений может явиться методологической основой для разработки реальных стратегий управления процессом формирования социокультурных ценностей в контексте исторического сознания современного российского общества. Материалы диссертационного исследования могут найти свое применение в процессе преподавания
философских дисциплин, а также могут стать основой специальных курсов для студентов высшей школы.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в выступлениях на всероссийских и региональных конференциях «Человек и мир» (Уфа -Бирск, 2010); «Идентичность личности в условиях глобапизации» (Уфа, 2010); «Человек. Общество. Образование» (Уфа. 2011); «Здоровье как социально-философская проблема» (Уфа, 2011); «Академическая наука -проблемы и достижения» (7-8 июля 2014 г., Norh Charleston. USA), а также нашли отражение в научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 4,6 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 272 наименования. Общий объем диссертации составляет 161 страницу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуачьность избранной темы, дается краткая характеристика степени изученности проблемы, формулируются объект и предмет исследования, цель, задачи, определяется научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава «Развитие социокультурных ценностей в контексте исторического сознания» состоит из двух параграфов и посвящена социально-философскому анализу феномена исторического сознания как формы общественного сознания, а также соответствия социокультурных ценностей определенному периоду развития исторического сознания.
В первом параграфе «Социально-философский ана.ип исторического сотания как формы общественного сознания» автор раскрывает проблемы развития исторического сознания как формы общественного сознания.
Автор показывает, что непосредственное содержание исторического сознания складывается из социокультурных компонентов духовного и материального порядков. При этом отбор тех или иных социокультурных ценностей, остающихся как «исторический багаж», обусловлен общественной целесообразностью и объективной необходимостью на каждом отрезке исторического развития народа. Со времени появления национальных государств и до настоящего времени государство через систему тесно связанных с ним социальных институтов формирует, поддерживает и транслирует следующим поколениям ценностное наполнение исторического сознания.
В связи с геополитическими изменениями последних десятилетий сложилась неоднозначная и противоречивая ситуация, когда в одном государстве сосуществуют различные по содержанию исторические дискурсы. Попытка методичного вытеснения традиционного исторического сознания и соответствующих ему социокультурных ценностей «иным» историческим сознанием приводит к конфликту ценностных систем, к переписыванию истории, вплоть до вооруженных конфликтов. Если говорить о конкретных формах, то такое внутригосударственное противостояние выглядит как проявление национализма, с одной стороны, и сепаратизма, с другой.
Историческое сознание «является призмой. через которую преломляются все аспекты культуры данной эпохи». (М.А. Барг) Историческое сознание мы трактуем в двух аспектах: как-экзистенциальный процесс и как систематизацию опыта прошлого с целью истолкования его в настоящем. Систематизация накопленного опыта позволяет в дальнейшем упорядочить саму жизнь человека и социума посредством традиций и обычаев.
Спецификой данной систематизации, на наш взгляд, является то, что историческое сознание, проходя различные периоды своего развития, включает в себя сравнительную рефлексию, то есть позволяет через другое социокультурное «Я» (например, через сравнение с другим этносом) идентифицировать себя и свою историю.
Историческое сознание вызревало в недрах мифологии. ЬСак показывает анализ, не у каждого народа оформились элементы исторического сознания: для этого должны созреть конкретные, объективные социальные условия, без которых невозможно зарождение и становление исторического сознания.
Первым условием зарождения исторического сознания является сложноорганизованная социальная структура общества, которая характеризуется имущественным расслоением, интенсивным и динамичным развитием и социальной мобильностью.
Вторым условием зарождения исторического сознания является соседство с культурами «иных» народов, сопоставимыми по социальному и материальному уровню развития (торговые, военные, культурные связи как мирного, так и конкурентного характера). Данное условие способствует возникновению сравнительной рефлексии, которая посредством противопоставления, сравнения и оценки своей истории и культуры с историей и культурой соседей развивает национальное самосознание, способствующее становлению самоидентификации и исторического сознания.
Третье условие зарождения исторического сознания - наличие мифологического сознания, когда оно обретает антропоцентрическую направленность, совершая восхождение от абстрактного содержания к конкретному описанию активной включённости человека в динамику меняющегося мира, определяя его специфическое место и активную роль в мифологической картине истории. Данное условие детерминируется предыдущими двумя.
Четвёртым условием зарождения исторического сознания является наличие письменной культуры, которая позволяет зафиксировать на материальных носителях важнейшие исторические факты, исторические события, а также сами мифы. Письменная фиксация исторических фактов и событий накапливают знания о прошлом: эти знания в соединении с осознанием континуальности социального времени (фактора времени) рождает историческое сознание, которое есть не что иное, как экстраполяция информации о прошлом в желаемое будущее, через осуществляемую в настоящем материальную и интеллектуальную практику.
В тех культурах, где отсутствовало хотя бы одно из этих условий, историческое сознание не нашло своего оформления и развития. Также происходило торможение становления исторического самосознания.
Наряду с перечисленными, можно выделить еще один аспект влияния на зарождение исторического сознания общества. Таковым является ускорение социального времени, которое проявляется в том социальном пространстве, где отчётливо наблюдается как бы «уплотнение» общественных процессов.
На наш взгляд, такое ускорение могло происходить исключительно в обществах с высоким уровнем материального производства, сложной социальной организацией и государственной иерархией, то есть в культурах, достигших качества цивилизации. Ускорение социального времени диктовалось появлением централизованной формы государственного устройства, когда властные и политические процессы обрели основное управляющее значение и институционализированные формы. Переплетение и постоянное политическое столкновение властных интересов различных сил господствующих слоёв общества вызвало и поддерживало перманентное социальное напряжение с момента зарождения государства. Время, помимо природно-архаичного содержания, связанного с элементарными потребностями аграрного и скотоводческого хозяйствования, постепенно обретало социальное содержание, как следствие возникновения политической борьбы за власть в государстве. Проявлением этих сдвигов в общественном сознании, в изменении представлений о мироустройстве является рождение
персонифицированной фигуры Времени - Бога Хроноса. Отчаянная борьба за власть в древнегреческих полисах, трагедия смены властей и правителей, сильное социальное напряжение, социальные катаклизмы, сопровождавшее эти исторические события, пережитые обществом, в греческой мифологии выразились в беспощадном и плотоядном характере Хроноса, который пожирал собственных детей - так-общественное сознание восприняло и оценило результат «уплотнения» и ускорения социального времени.
Из перечисленных нами условий первые два относятся к внешним условиям зарождения исторического сознания. Это сложноорганпзованная социальная структура общества и тесное соседство с культурой «иных» народов. Другие два можно отнести к внутренним - развитие мифологического сознания и наличие письменной культуры. При этом указанные факторы дополняются следующими компонентами: религиозными воззрениями, сложившимися социокультурными ценностями и типом социальной организации.
Важнейшим параметром цивилнзационной преемственности являются качественные сдвиги в историческом сознании общества, что выражается в его культурном и технологическом развитии. Появление новых орудий труда, изобретений приводят к увеличению накопленных знаний, что приводит к качественному изменению жизни общества. Каждое последующее поколение, опираясь на арсенал накопленных знаний, расширяет новые горизонты. Данное отличие существующих знаний от полученных ранее пропорционально увеличивается в последующем развитии.
Таким образом, для автора историческое сознание есть некая форма цивилизационного отличия определенной социальной общности, неотъемлемой частью которой является объем накопленных, сохраняемых и передаваемых последующим поколениям знаний, навыков, опыта и традиций.
Далее автор переходит к рассмотрению периодов развития исторического сознания общества (доисторический период не рассматривается в связи отсутствием исторического сознания как такового).
На наш взгляд, историческое сознание в ходе своего развития имеет 4 периода (уровня):
1. IV тыс. до н.э. - У-УП в. н.э - мифологический уровень;
2. У-УП в. н.э. - сер. XVII в. - религиозный уровень;
3. сер. XVII в. - сер. XX в. - национальный уровень;
4. сер. XX в. - XXI в. (по настоящее время) - информационно-глобальный уровень.
Обратим внимание на то, что с переходом на следующий уровень влияние предыдущего не исчезает, а отступает под давлением новых детерминант содержания исторического сознания на его периферию, что продолжает оказывать влияние на функционирование исторического сознания в более «слаженном» варианте.
Во втором параграфе «Трансформация социокультурных ценностей в историческом сотшши этноса» автор отмечает, что историческое сознание является составляющей индивидуального сознания человека, оно возникает на основе накопленного в общественном сознании исторического опыта в результате его интериоризации сознанием человека.
В данном параграфе автор ставит перед собой задачу рассмотреть трансформацию социокультурных ценностей в историческом сознании народа, выявить закономерности данного процесса в качестве методологического основания для анализа проблемных моментов в современном, в том числе, российском обществе. Для решения этой задачи мы рассмотрим различные периоды исторического развития башкирского народа, имеющего ярко выраженную самобытную историю и культуру среди народов России.
На каждом уровне объем накопленных знаний начинает быстрее перерабатываться сознанием человека, что в дальнейшем приводит к переизбытку внутренней энергии, которая способна «заражать» окружающих, то есть, с точки зрения Л.Н. Гумилева (в книге «Конец и вновь начало») происходит пассионарный взрыв. По его мнению, эффект пассионарности возникает из-за потоков космических частиц, которые вызывают мутацию, приводящую к расширению полос возбуждения и захватывающую огромные области общественного сознания. По нашему мнению, данная энергия возникает именно вследствие взаимодействия двух составляющих в человеке - биологической и социальной. Сознание человека постоянно накапливает, перерабатывает полученные знания и опыт, и этот непрерывный процесс приводит к определенному противоречию, а затем к конфликту, что вызывает всплеск внутренней энергии человека. Огромный накопленный энергетический потенциал начинает искать выход, как жидкость из переполненного сосуда, что приводит к вспышкам в виде пассионарных толчков. Накопленная энергия «выплескивается». например, в виде геополитических разногласий или научных открытий. Но перед «выплеском» такой энергии наступает переоценка социокультурных ценностей общества, которая, в свою очередь, приводит к кризису исторического сознания.
По нашему мнению, в современный период кризис социокультурных ценностей проявляется как кризис гуманизма, утраты традиционных
ценностей и системной дезориентации общества. В связи с этим одной из основных проблем социальной философии становится проблема трансформации ценностных ориентации общества.
В течение многих веков развитие социокультурных ценностей схожим образом происходило у различных народов и культур, которые опирались на свой исторический опыт, то есть на тот накопленный материл, который через пассионарный толчок давал импульс для дальнейшего развития того или иного этноса. При этом переизбыток внутренней энергии мог привести к гибели народов или его стагнации.
Каждый субъект культуры, который складывался веками, имеет свою уникальность, он феноменален в своем социокультурном «ядре». Все изменения, происходящие в социокультурной среде человечества, формируются в контексте истории.
Автор полагает, что на каждом новом витке развития исторического сознания предыдущая культура не отмирает полностью, но включается в него как историческая часть социокультурного багажа, сохраняется как наследие благодаря пассионариям, а также когнитивным источникам.
Автор обращается к периодам развития исторического сознания башкирского народа. Первый период развития исторического сознания башкир, полагает автор, происходит через развитие мифологии.
Трансформация исторического сознания осуществляется в форме социокультурного кризиса. В этом случае увеличивается количество людей, которые лишены высоких идеалов и устремлений, с приоритетом материальных ценностей, избегающих совершения героических поступков. Эти люди при подъеме пассионарное™ были незаметны, но при ее упадке данная прослойка населения все больше становится очевидной. Л.Н. Гумилев назвал их «субпассионариями». Для субпассионариев историческая память абсолютно не нужна, так как воспоминание требует затрат пассионарной энергии, в связи с чем их кругозор сокращается до отношений с ближайшим окружением. При этом оставшиеся пассионарии начинают использовать означенную прослойку людей в своих целях, например, в качестве слуг или наёмников за деньги и материальные ценности. Объем накопленных знаний у пассионариев вырастает настолько, что, к примеру, к концу первого мифологического уровня происходит смена мировоззрения с последующим переходом на новый - религиозный уровень, и формируется идея Абсолюта как единой системной духовной первоосновы всего сущего. Таким образом, внутренняя энергия пассионариев направляется к новому содержанию - к монотеистической религии, которая, в свою очередь, видится человечеством как выход из системного социокультурного кризиса.
Границами второго уровня (периода) развития исторического сознания - религиозного, мы условно определили сер. V в. н.э. - сер. XVII в. Как мы уже отмечали, консервативная часть культуры сохранила мифы, культуру взаимоотношений и поведения, которую предстояло в новых исторических социальных реалиях только подкорректировать с помощью религиозных догм, чтобы сохранить баланс прошлого и настоящего, традиций и новых истин.
Названные процессы не обходят стороной и Южный Урал. В VI—VIII вв. на Южном Урале на исторической арене появляются новые этносы, среди которых формируется и башкирский, что является показателем появления сильных пассионариев внутри этноса.
По описанию Л.Н. Гумилева в XIII веке, спустя почти столетие после пассионарного взрыва у монголов, происходит подобный взрыв «в Великой Венгрии, ныне именуемой Башкирией». Итогом стала четырнадцатилетняя война между монголами и башкирами, закончившаяся подписанием договора о дружбе и союзе, после чего они объединились для дальнейших завоеваний. Башкиры участвовали в различных войнах совместно с монголами, но постепенно, к XV в. их пассионарность, как у монгол и татар, начинает угасать. Параллельно пассионарный толчок поднимает Московское государство на качественно новый уровень развития.
В XV в. башкирский народ начинает переживать социокультурный кризис, связанный с ослаблением Орды. Количество пассионариев уменьшается, они уступают место субпассионариям, которым нацелены на материальные ценности и власть. Вследствие чего начинается племенное дробление и междоусобицы.
На втором уровне (период) развития исторического сознания башкир, когда они обрели монотеистическую религию (ислам) сохраняются и существенные элементы предыдущего мифологического уровня: фольклор прочно сохраняет эпосы «Урал Батыр». «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу». «Алдар и Зухра», «Бабсак и Кусэ».
Третий уровень (период) развития исторического сознания башкир мы обозначили, как национальный (ему соответствуют ХУН-ХХ вв.). На данном этапе основное содержание определяется формированием национальных государств современного типа, этот период также характеризуется научно-техническими достижениями, в первую очередь, в европейской культуре. На Востоке, из-за недостаточного объема когнитивного пласта, дольше сохраняется религиозное мировоззрение.
Третий уровень развития исторического сознания у башкир характеризуется появлением социально-философских трактатов, что было обусловлено острыми социокультурными проблемами, вставшими перед
обществом. К примеру, социально-философские тракты и документально-исторические произведения связаны с именами Б. Юнаева, Т. Ишбулатова, Б. Алиева, К. Арсланова, С. Юлаева - вновь появившихся пассионариев башкирского народа.
Начало кризиса третьего уровня (этапа) развития исторического сознания прослеживается в конце XIX в. - начале XX в. Россия, как и другие капиталистические страны мира, вступает в эпоху империализма. Активность рабочего класса возрастает, вместе с этим усиливается борьба за национальную независимость. Национальная борьба нарастает и на территории Башкирии.
Таким образом, историческое сознание башкир в третий период развития исторического сознания, как и во многих других странах, формируется преимущественно под влиянием философии рационализма, из которой заимствована идея общественной эволюции - достижения всеобщего блага. Третий и четвертый уровень формирования исторического сознания башкир протекает в контексте дальнейшего развития российской, и далее, мировой культуры.
В XX в. идея европоцентризма начала терять свое былое могущество. Образовавшийся вакуум заполняется новыми взглядами молодой пассионарной страны - США. На смену европоцентризму приходит «вестернизация» американского образца, что и обусловливает начало четвертого уровня развития исторического сознания - глобального, основанного на философии индивидуализма.
Ускоренное развитие научно-технического прогресса со второй половины XX века приводит к социокультурной трансформации и к последующему кризису. Общественное сознание человечества вновь начинает искать пути выхода из кризиса, гак как внешний показатель исторического сознания - социокультурные ценности прежнего, национального периода - деформируются под новым ударом пассионарности.
Ярким примером тому служит, что на третьем уровне развития исторического сознания таким образцом были социокультурные ценности европейской цивилизация, а на четвертом уровне её место заняла североамериканская, которая в последующем стала универсальной и захватила буквально все сферы и умы большинства пассионариев благодаря мощному научно-техническому багажу, экономическому и культурному доминированию в мире.
В XX веке важнейшую роль в трансформации социокультурных ценностей играет культурное доминирование пассионарного социума, который, пребывая на технологическом, научном, экономическом и культурном подъеме создаёт новые стандарты и нередко диктует их
остальным странам (например, США). В связи с этим, трансформация социокультурных ценностей в историческом сознании народа происходит в результате деятельности его пассионарных личностей, «захваченных» идеями и ценностями новой идентичности на этапе перехода к новому уровню развития исторического сознания.
Автор приходит к выводу, что кризис исторического сознания в общественном сознании происходит вследствие трансформации социокультурных ценностей, когда прежние представления о мироустройстве и связанный с ними пласт духовных и материальных ценностей перестают адекватно отражать объективную, в том числе социальную реальность, а социальные доктрины перестают отвечать на вызовы времени.
Следует отметить, что в современный период субпассионариев стало больше, чем пассионариев (как отмечалось ранее, субпассионариям нужны только материальные ценности, их не интересуют высшие смыслы), в связи с этим человек в глобализирующемся мире легко становится объектом манипуляции. Создается общество потребления, люди в нем уподобляются животным высокого уровня «потребительского типа».
Во второй главе «Особенности социокультурных ценностей в контексте исторического сознания в процессе преобразования общества» автором рассматривается трансформация социокультурных ценностей через антропологический компонент исторического сознания посредством анализа изменения образа человека на каждом уровне развития исторического сознания, намечаются возможные пути разрешения социокультурного кризиса в современном российском обществе.
В первом параграфе «Трансформация социокультурных ценностей и историческом сознании личности» выявляются роль личности на всех уровнях развития общественного исторического сознания, чтобы представить, каким образом человек влиял на ход развития истории, и каким должен быть образ современного человека, так как именно личность является антропологическим стержнем, носителем исторического сознания.
Социокультурные ценности в историческом сознании народа, на наш взгляд, сконцентрированы в основном в образе легендарной, мифологической или исторической личности. Такой герой является носителем ценностей, которые являются для народа значимыми и приоритетными. Посредством мифов об этом герое идет закрепление этих черт в историческом сознании, их дальнейшее оформление в качестве общественного образца. В дальнейшем представители того или иного
народа идентифицируют себя с данной мифологической или эпической личностью, Так появляется культ легендарных героев. Например, у башкир таким национальным героем является Урал батыр, у греков -Геракл, у русских - Илья Муромец, Добрыня Никитич.
Во втором периоде развития исторического сознания, что соответствует религиозному уровню, наряду с образами мифических героев возникают и различные образы религиозных пророков, которые олицетворяли все ценностные ориентации человечества.
В отличие от мифологического и религиозного уровней становления исторического сознания, на национальном уровне приходит понимание роли личности и социальных групп в процессе исторического развития, то есть люди понимают, что они сами творят историю. На третьем уровне развития исторического сознания начинают преобладать материалистические взгляды, и вопрос о роли человека-личности в истории выходит на первый план. В данный период активно изучаются биографии выдающихся личностей. Например. Н. Макиавелли в своей работе «Государь»1 пишет, что успехи государства и нации всецело зависят от политики правителя, а для достижения блага государства могут быть полезны в равной степени как положительные личности, так и отрицательные. Национальная идея начинает развиваться, в первую очередь, в передовых европейских странах, в частности во Франции, где в основу Великой французской революции (I 789-1 794) был заложен лозунг «Свобода, равенство, братство!» Так, в своем труде «О Духе закона»" Монтескье раскрывает идею о том. что все люди равны и миром управляет не божественный промысел, а «дух народа», поэтому многие явления управляются самими людьми, а для естественного развития государства нужна политическая свобода его граждан.
В конце третьего, национального уровня развития исторического сознания вновь поднимается вопрос о роли и месте человека в обществе и в истории. Философские учения начала XX в. обращают внимание на уникальность человеческого бытия, на присущие ему свойства свободы и творчества, вырабатываемые при социализации личности в обществе.
Внешнее проявления трансформации исторического сознания, в виде изменений социокультурных ценностей общества ярко проявляются в сер. XX в., так как традиционный уклад жизни перестает реально отражать научно-технический прогресс в соответствии с потребностями самого человека. С появлением телевидения и средств массовой коммуникации историческое сознание постепенно переходит на информационно-глобальный уровень, при этом социокультурные
' Макиавелли Н. Государь: сборник. - М.: ACT. ACT Москва. 2009. - 36 с. : Монтескье ILI. О духе законов. - М.: Мысль. 1999.-672 с.
17
ценности претерпевают кризис в виде нивелирования традиционных ценностей.
Таким образом, нивелирование социокультурных ценностей общества и исторического сознания приводит к четкой демаркации человека на две составляющие - духовную и телесную. Духовная составляющая базируется на историческом сознании индивида, которое начинает опираться не на этническую историю своего народа, как прежде, а на западную трактовку мировой истории, телесное же начало ориентируется на продиктованные образы гламурных личностей, которые, в свою очередь, базируются на образах героев комиксов, кинематографа и шоу-бизнеса.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что на переходе к четвертому уровню развития исторического сознания стремительная вестернизация культуры через технологизацию и информатизацию вместе с манипулированием историческим сознанием привела к тому, что наступил кризис исторического сознания общества, которое проявился через индивидуальное сознание личности: во-первых, в виде внешнего отрыва социокультурных ценностей личности от исторического сознания общества (утрата нравственности, семейных ценностей и т.д.): во-вторых, в недоверии личности и общества к власти в результате столкновения манипуляционных систем различных государств, дезориентирующих личность и общество.
Отметим, что всему этому способствовало прогрессирующее доминирование антропоцентрических и гуманистических взглядов на национальном уровне развития исторического сознания, которые предопределили его индивидуалистический характер.
Во втором параграфе «Воспитание патриотизма на основе исторического сознания общества» автором подчеркивается, что в условиях глобализации практически всех сфер общественной жизни острым становится вопрос об идентификации личности в условиях изменившейся социальной реальности.
Для гармоничного соотношения исторического сознания и социокультурных ценностей общества следует возродить утерянные звенья воспитания: во-первых, через актуализацию предшествующих уровней исторического сознания (мифологию, религию, семью), во-вторых. посредством подъема образования на качественно новый уровень. Эти меры должны привести к выходу из социокультурного кризиса и стабилизации общества. Также следует обратить внимание на то, что в условиях формирования образа «глобального человека», историческое сознание каждого народа выступает за национальную идентичность, пытается противостоять вестернизации. Но самозащита
может обернуться, на наш взгляд, и самоуничтожением. Данная реакция на глобализацию является уникальным свойством исторического сознания. Кризис исторического сознания и социокультурных ценностей, вызванный глобализацией, призывает народы и государства адекватно реагировать на возникшую проблему.
Задача сохранения своей социокультурной исторической уникальности, многонациональной идентичности стоит и перед современным российским обществом. Поэтому воспитание подрастающего поколения должно учитывать все четыре уровня развития исторического сознания - мифологический, религиозный, национальный и информационно-глобальный. Только опираясь на багаж всех четырех уровней развития исторического сознания, возможно найти выход из сложившейся кризисной ситуации не только в нашей стране, но и во всем мире. Вместе с тем искажения и манипуляции историческим сознанием, на наш взгляд, могут привести к ещё большему углублению кризисной ситуации.
Модернизация современного мира по западному образцу вызывает конфликты между различными элементами общественной системы, не совпадающими с параметрами вестернизации: этносами, языками, вероисповеданиями, социально-экономическими, социально-
политическими, гражданскими, правовыми статусами, сложившимися интересами общества.
О высокой роли патриотического воспитания говорит и Президент России В.В. Путин: «...Вопрос о патриотическом воспитании молодёжи... это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге, укреплять нашу страну. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент - это патриотизм. Как бы долго мы ни обсуждали, что может быть фундаментом и прочным моральным основанием для нашей страны - ничего другого все равно не придумаем»'.
На наш взгляд, воспитание подрастающего поколения должно соответствовать современному этапу развития исторического сознания, так как каждому такому уровню соответствует особая форма патриотизма. Например, на мифологическом уровне идентификация с определенным народом происходила в образе мифологического героя -героя сказки, былины, эпоса; на религиозном уровне религия выступала фактором объединения и стабилизации крупных обществ и государств через ценности метафизического порядка; с переходом на национальный
1Ж1.: http://maxpark.com/community/129/contenl/1499696.
19
уровень патриотизм приобрел государственно-идеологический характер; на четвертом современном уровне патриотизм отличается свободой выбора культурной идентичности, благодаря широкому информационному доступу к глобальной культуре.
Опираясь на эти рассуждения, мы полагаем, что воспитание патриотизма - это длительный процесс, который необходимо начинать в детстве и продолжать в юности и зрелости человека:
- дошкольный период (дети с 3 до 6 лет) - соответствует мифологическому уровню исторического сознания. воспитание основывается на образах мифологических героев;
- начальная школа (с 7 до 1! лет) - примерно соответствует религиозному уровню исторического сознания, воспитание патриотизма на основе ценностей религиозных учений:
- подростковый (с 12 до 15 лет) - соответствует национальному уровню, воспитание через образы литературных, реальных исторических героев и саму историю;
- молодежный (старшие классы и студенты) - соответствует информационно-глобальному уровню, воспитание на основе достижений и открытий современной науки и на основе социальной философии и культурологии.
Таким образом, нами предложены пути формирования исторического сознания посредством образования и воспитания чувства патриотизма в разных социальных институтах общества. Только тогда историческое сознание современного российского общества будет развиваться в нужном направлении, произойдет отход от проблемы замещения традиционных российских социокультурных ценностей западными и иными социокультурными приоритетами.
В Заключении диссертации в сжато сформулированы основные идеи, обоснованию которых посвящено настоящее исследование, обозначены наиболее перспективные направления дальнейшей разработки указанной проблематики.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Статьи в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобриауки России:
1. Садыкова З.Р. Историческое самосознание башкир в мифологии // Социально-гуманитарные знания. -2010. -№ 9. - С. 201-207.
2. Камалиева И.Р., Садыкова З.Р. Гуманизм и милосердие как факторы нравственного воспитания // В мире научных открытий. - Красноярск: Издательство «Научно-инновационный центр», 2011. - С. 210-214.
3. Садыкова З.Р., Камалиева И.Р. Воспитательная функция в эпосе «Урал Батыр» // В мире научных открытий. - Красноярск: Издательство «Научно-инновационный центр», 201 1. - С. 220-223.
4. Садыкова З.Р. Эволюция структуры исторического сознания // Исторические, философские, политические, и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Издательство «Грамота», 2014. № 10. С. 170-173.
5. Садыкова З.Р., Азаматов Д.М. Социокультурные ценности в историческом сознании как объект социально-философского анализа /7 European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). -Москва, 2014. №8. Том I.
Другие публикации:
1. Садыкова З.Р. Историческое самосознание и его социально-философская фунуция /7 Человек. Общество. Образование. Сборник-научных статей - Уфа: РИЦ БашГУ. 201 I. - С. 178-180.
2. Садыкова З.Р. Воспитательная функция в эпосе «Урал Батыр» // Здоровье как социально-философская проблема: Сборник научных статей.-Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.-С. 134-136.
3. Садыкова З.Р. Формирование исторического сознания в мифологии /7 Человек и мир. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Третьи Чудиновские чтения». Уфа-Бирск, 2010 - С. 55-65.
4. Азаматов Д.М.. Садыкова З.Р. Историческое сознание башкир как-социокультурный феномен // Идентичность личности в условиях глобализации: сборник научных статей - Уфа: РИЦ БашГУ. 2010. - С. 174-178.
5. Азаматов Д.М.. Садыкова З.Р. Историческое самосознание башкир в мифологии как социокультурный феномен // Актуальные проблемы социальной философии. Межвузовский научный сборник - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.-С. 80-86.
6. Азаматов Д.М., Садыкова З.Р. Миф как предпосылка формирования исторического сознания // Проблемы востоковедения. Научный журнал -Уфа-2012 / 1 (55)-С. 10-14
7. Садыкова З.Р. Развитие исторического сознания // Вопросы теоретической и практической медицины - Уфа - 201 1. Т.2. - С. 96-97.
8. Садыкова З.Р. Национальное сознание башкир в условиях современности // Здоровье нации как стратегическая задача. Сборник статей Республиканской межвузовской научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013.-С. 97-100.
9. Садыкова З.Р. Теоретический уровень исторического сознания башкир в эпоху социально-классовых отношений // Буква и дух закона: Сборник научных работ. - Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС 2013.-С. 101 - 107.
10. Садыкова З.Р. Трансформация социокультурных ценностей в контексте исторического сознания на современном этапе // Материалы IV международной научно-практической конференции. Академическая наука - проблемы и достижения. - North Charleston. SC, USA 2014 - С 182-185.
IL Садыкова З.Р. Социокультурные ценности в контексте исторического сознания // Человек. Общество. Образование. Сборник-научных статей - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 26-27.
Садыкова Зиля Раисовна
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Подписано в печать 17.03.2015 г. Формат 60x84/16 Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100. Заказ 31.
Редакционно-издателъский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Отпечатано в редакционно-шдательском отделе Института права Башкирского государственного университета 450005, РБ, г. Уфа, ул. Достоевского, 131-105.