автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Моделирование процессов социокультурных трансформаций
Полный текст автореферата диссертации по теме "Моделирование процессов социокультурных трансформаций"
гг: од
Министерство культуры РФ _ ..........Российская Академия наук
Российский институт культурологии
КУПРИЯНОВ ВСЕВОЛОД АЛЕКСЕЕВИЧ
На правах рукописи
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Специальность 24.00.01 - Теория культуры
Автореферат диссертации па соискапие ученой степени кандидата философских паук
Москва—1998
Работа выполнена в Российском институте культурологии Министерство культуры РФ Российская академия наук
Научные руководители:
доктор философских наук, профессор Орлова Э.А.,
кандидат технических наук, доцент Юрина А.А.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Барулин B.C.
доктор философских наук, профессор Никифоров А.Л.
Ведущая организация - Московский государственный технический университет им.Н.Э.Ьаумана
Защита состоится "_"_1998 года в_часов
на заседании диссертационного Совета Д 092-13.02 при Российском институте культурологии (109072, Москва, Берсеневская наб., 20)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского института культурологии
Автореферат разослан "_"_1998 года
Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат экономических наук__Волынская Л.Б.
© Российский институт культурологии МК РФ и РАН
1. Общая характеристика диссертации
Моделирование процессов социокультурных трансформаций является важным методом исследования социальной и культурной динамики. В данном исследовании используются деонтические модели. В основу метода заложена идея об идентичности формы математических зависимостей, описывающих структуру объектов исследования, и однозначности соотношений между переменными в этих уравнениях и в модели, - то есть аналогия оригинала и модели. Деонтическое моделирование представляет собой разновидность квазианслогового моделирования, суть которого заключается в изучении нормативных аспектов объекта, которые описываются математическими соотношениями, эквивалентными оригиналу относительно получаемых результатов нормативного характера. В качестве квазианалога социокультурных процессов и явлений в диссертационном исследовании принята нормативная структура логики действий, то есть ее рациональная, формализованная представленность, позволяющая использовать метод деонтического моделирования. Характеристики структуры логики действий определяют типы отношений между составляющими ее элементами, их качественные и количественные характеристики1.
Обращение к теме исследования обусловлено теоретической и практической значимостью многофакторного анализа и прогнозирования направленности и форм социокультурных процессов, их проектирования.
Актуальность исследования в теоретическом аспекте обусловлена рядом причин:
\ .невозможностью проведения социальных экспериментов для проверки существующих ныне гипотез о механизмах социокультурных процессов;
2-многозначностью современных интерпретаций результатов теоретических построений, возникающей вследствие многозначности категорий, используемых для описания социокультурных процессов, когда все, что происходит "здесь и теперь", описывается в соответствии с целями исследователя;
' Аналогично, в формальной логике структура "логический квадрат" отражает все возможные типы отношений между суждениями и определяет их качественные и количественные характеристики.
3.недостаточностью статистических методов при исследовании непредсказуемых и процессов, вызванных структурными изменениями в социокультурных системах;
4. методологической сложностью изучения слабоформализованных процессов, механизмов их порождения и динамики, действия и взаимодействия факторов, обусловливающих их существование;
5.множественностью толкований ключевых понятий: культура, человек, общественный процесс, требующей интеграции по единому основанию при их применении к исследованию социокультурных процессов;
б.отсутствием в социальнонаучном знании формального языка описания сложных объектов и процессов, позволяющего эффективно использовать математические методы оценки количественных и качественных характеристик, определяющих их фиксированные состояния.
Актуальность исследования в практическом аспекте обусловлена необходимостью в создании эффективных систем социального управления, основанных на использовании результатов проведения теоретических экспериментов с логико-математическими моделями, адекватными социокультурной реальности.
Степень научной разработанности темы
Теория моделирования слабоформализованных систем и объектов, вообще, и социокультурных процессов, - в частности, является одним из наименнее разработанных направлений научных исследований. Подавляющее большинство работ, появившихся за последние двадцать лет и посвященных моделированию процессов социокультурных трансформаций, были ориентированы на логико-философское осмысление или на исследование с помощью статистических методов. Среди всего обилия литературных источников менее всего представлены работы, касающиеся проблем моделирования структуры процессов трансформаций.
Оценивая общее состояние и степень разработанности выбранной темы исследования, необходимо отметить, что важной теоретической предпосылкой постановки проблемы и подхода к решению поставленных перед автором задач стали работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные логико-философскому, культурологическому, социологическому и методологическому осмыслению основа-ний социо-
культурных трансформаций. Теоретические основания исследования составляют ключевые положения о связи онтологии и рационального познания из работ Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Платона, Г. Рнккерта, А.Н. Уайтхеда, П-Д.Успепского, И.Г. Фихте, М.Г. Чепикова. Эти положения были выделены автором как взаимодополняющие в тех границах, в которых использованные философские работы не противоречили друг другу.
Исходные социокультурные основания были выделены из ряда общих работ по социальной философии, философии истории и социологии В.С.Барулппа, Внко Дж., П.К.Гречко, Карсавина JI.IL, Коллингвуда Р.Дк., Кондорсе Ж.А., Копта О., Поп-пера К., Сорокина П.А., Спенсера Г., Тойнби А.Дж, Трельча Э., Фукуямы Фр.,
A.С.Хомякова, Штомпки П., Ясперса К.; культурологии и философии культуры
B.С.Библера, Злобина Н.С., Зильбериана Э., Лосева А.Ф., Межуева В.М., Рознна
B.М., Спльвестрова В.В., Туровского М.Б.; истории философии Н.ОЛосского, социальной антропологии С.Айзеиштадта, У.Гудинафа, К.Гиртца, КЛеви-Стросса, Г.Гарфинкеля, И.Гафмана, Л.Ионина, Э.А.Орловон; философии психологии, психологии истории и социальной психологии Кайтукова В.М., Лебона Г., Ф.Ннцше,
C.Л.Франка; социологии культуры Т.М.Дридзе. Именно в этих работах были найдены общие, повторяющиеся концептуальные основания определения понятий культуры, человека, общественного процесса.
Обобщение результатов исследований по лотке, экономической и социальной кибернетике, синергетике В.И.Арнольда, Р.Г. Баранцева, А.Л.Блинова,
B.В.Дружинпна, Л.А.Клнмснко, Е.И.Князевон, Н.Д.Кондратьева, Д.С.Коиторова,
C.П.Курдюмова, С.М.Меныпикова, И.С.Нарского, В.В.Петрова, Ю.М.Плотинского, А.И.Уемова, А.АЛОриной позволило разработать алгоритмы интеграции взаимодополняющих подходов при дефиниции понятий с предельно большим объемом, а также алгоритмы моделирования сверхсложных слабоформализован-ных систем. Из анализа этих работ были выделены исходные методологические основания социокультурного моделирования.
Исходные данные по истории России, ее специфике, необходимые для проведения теоретического эксперимента с использованием разработанных моделей, были взяты из ряда работ по истории Анисимова Е.В., Каменского А.Б., Кацва Л.А., Зуева
М.Н., Рыбакова Б.А., Семенова В.Ф., Смирнова С., Федосова И.Л., Юрганова A.JI., Эдельмана н., где они полностью совпадали. Анализ литературы по истории России и истории русской и западной философии (Лосский Н.О., Зотов А.Ф., Мельвнль Ю.К.) подтвердил обоснованность результатов анализа с помощью деонтических моделей общих закономерностей социокультурных трансформаций применительно к эволюционному и циклическому типам процессов.
Из приведенного перечня источников видно, что исследование носит комплексный междисциплинарный характер на стыке философии социальных наук: социологии, антропологии, культурологии, психологии; формальных теорий: логики, кибернетики, синергетики, математики. Рассмотрение существующих подходов к социальному проектированию позволил сделать вывод о том, что в настоящее время вопросам моделирования процессов социокультурных трансформаций, обусловленных структурными изменениями в обществе и культуре, соответствующих изменений поведения людей посвящено незначительное количество работ (См. В.А.Куприянов, 1997; Ю.М.ПЛ0ТИНСКИЙ, 1992; Сальков Н.Д., 1998; А.А.Юрина, 1997; Ю.В.Яковсц, 1995; Ю.Н.Соколов, 1996; Тезисы докладов на III Международной Кондратьевской конференции "Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: закономерности, противоречия, приоритеты" (Кострома, 18-22 мая 1998 г.). В тоже время, структурные изменения в постсоветском обществе на пространстве бывшего СССР актуализировали исследования в этой области в связи с их практической значимостью.
Российские и зарубежные авторы философских эссе: философы, писатели-публицисты, просветители, общественные деятели, историки (Герцен А.И., Гумилев JI.H., Данилевский Н.Я., Чаадаев ПЛ., Чернышевский Н.Г., Чижевский А.П., Чичерин Б.Н.) - в прошлом уже поднимали и описывали некоторые исследуемые в диссертации проблемы. Но многомерный анализ причин социокультурных изменений и их взаимосвязей стал возможным только во второй полвине XX века, когда в различных областях знания получены взаимоподгверждающие социальнонаучные данные и к ним можно применять методы кибернетики и синергетики при моделировании соответствующих сложных систем.
Изучение автором концепций социокультурных процессов позволило классифицировать многообразие подходов к исследованию социокультурных трансформаций и
аспектов применения социальных теорий. Наибольшее распространение получили: линеарные модели (Вольтер, Даламбер, Дидро, Ж.А.Н. Кондорсе, О. Конт, Г.Спенсер, Ф.Фукуяма, М.Фридмен, Дж.Робинсон, Дж.М.Кейнс), включая концепцию осевого времени (К.Ясперс); циклические (Гераклит, Платон, Джамбатиста Вико, А.Тойнбн, О.Шпенглер, Н.Д.Копдратьев); спиралевидные модели (Аристотель, Г.-В.-Ф.Гегель, В.И.Вернадскнй). В современных условиях наблюдается обострение интереса к формализации циклических и спиралевидных моделей исторического процесса, позволяющей воспроизвести смену состояний общества через моделирование процессов трансформаций в социальных отношениях и в культуре.
Обобщая сказанное выше, автор определил научную проблему исследования как расхождение между спекулятивными рассуждениями культурологов о социокультурных трансформациях, с одной стороны, и существующими возможностями синтеза социальнонаучных и общенаучных оснований знания об обществе и культуре в целостную структуру, позволяющую определить наиболее общие законы периодических изменений общества и культуры во времени и в пространстве, - с другой. Соответственно, гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: логико-философские основания общих понятий социальной философии, социальной антропологии, социальной психологии, культурологии, кибернетики и синергетики с необходимостью отражаются в структуре этих понятий, следовательно, внутренняя логика средств формализации социальнонаучного знания должна быть адекватной структуре общих понятий.
Доказательство этой гипотезы делает возможным переход от эмпирических наблюдений к научно-обоснованным теоретическим (нормативным) моделям исследова-Н1и социальных и культурных процессов. Поэтому целью исследования стала разработка деонтических моделей процессов социокультурных трансформаций. В качестве объекта исследования выбраны периодические процессы социокультурных трансформаций, поскольку их внешние проявления наблюдаемы и их описания широко представлены в имеющейся литературе об обществе и культуре. В этой связи предмет исследования определяется как принципы моделирования процессов социокультурных трансформаций в их системном выражении.
Для достижения сформулированной цели необходимо было решить несколько групп задач, последовательно раскрываемых по главам работы:
Первая группа обусловлена необходимостью теоретического обосно-вания причинности социокультурных трансформаций и включает задачи определения:
• причин смены конфигураций социальных условий и культурных ориентиров,
• сущности процесса социокультурных трансформаций, проявляющейся в логической конструкции дефиниции этого понятия,
• условий, позволяющих рассматривать социокультурные трансформации как последовательный процесс,
• принципов структурирования социокультурной жизни, соответствующих возможно-■ стям теоретического исследования этих процессов,
• траекторий процессов социокультурных трансформаций,
на этом выделенном и структурированном таким образом концептуальном поле.
Вторая группа предполагает моделирование периодических социокультурных процессов, связана с проведением теоретического эксперимента по деонтическому моделированию процессов социокультурных трансформаций и включает определение:
• классов общепринятых в философии и социальных науках моделей социокультурных процессов,
• условий соответствия непрерывных и дискретных процессов социокультурных трансформаций,
• детерминант и доминант выделенных типов процессов социокультурных трансформаций,
• алгоритмов проверки гипотез в структуре теоретического эксперимента и алгоритмов моделирования выделенных типов процессов социокультурных трансформаций.
Третья группа обусловлена необходимостью оценки адекватности результатов деонтического моделирования периодических процессов социокультурных трансформаций и включает:
• установление взаимосоответствия структуры культуры как концептуального поля для изучения изменений культурных феноменов и принципа связи формообразований родового человека,
• оценку точности описания в модели периодических процессов социокультурных трансформаций и логической обоснованности их моделирования,
• определение эвристик моделирования периодических процессов социокуль-турных трансформаций,
• определение перспектив и границ использования деонтических моделей в социаль-нонаучном знании для исследования социокультурных процессов.
Теоретико-методологическая база исследования
В диссертации использовались методологические подходы отобранных для комплексного исследования областей познания: философской, гуманитарной, социально-научной, логико- математической.
Для достижения поставленной цели использовались методы: логико-философского анализа, научного анализа и обобщения результатов теоретических и экспериментальных исследований, деонтического моделирования, теории графов, статистической оценки результатов исследования; приемы сравнения, систематизации, классификации, группировки данных различных литературных источников.
Эмпирическая база исследования
В диссертационном исследовании использовались общепринятые высказывания, приведенные в авторитетных отечественных источниках по истории России с древнейших времен до конца XVIII века и с XIX по начало XX века, в справочных изданиях по истории СССР и России. В дополнение к этому, использовались данные исследований в области социально-экономического и социально-политического прогнозирования специалистов Высшей народной школы.
Объектами междисциплинарного теоретического обобщения, сравнений, группировок, классификаций и систематизации были категории и нормативные высказывания, приведенные в этих работах, а также в энциклопедических словарях по философии, русской философии, социологии, психологии, кибернетике, математике, Большого энциклопедического словаря, словарей по современной западной философии, этике, эстетике, экономике, статистике, словарей философов, культурологов.
2. Структура и основное содержание диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и практических рекомендаций по использованию деонтического моделирования в социальнонауч-ных исследованиях, библиографии из 144 наименований и глоссария из 78 специальных терминов, использованных в диссертации. В диссертации приведен 21 рисунок, 6 графиков, 1 таблица. По каждому параграфу диссертации сформулированы выводы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются проблема и гипотеза исследования, определяются предмет и объект исследования, цели и задачи исследования, его теоретико-методологическая и эмпирическая база, дается оценка степени научной разработанности темы и новизны проведенного исследования.
В первой главе: "Теоретическое обоснование причинности социокультурных трансформаций", - рассматриваются причины смены конфигурации социальных условий и культурных ориентиров, определяется категория "процесс социокультурных трансформаций", условия, формы и закономерности, связанные с описанием подобных процессов.
Во второй главе: "Деонтическое моделирование трансформаций как способ воспроизведения фаз периодического социокультурного процесса", - представлен обзор моделей периодических социальных и культурных процессов, определены условия взаимосоответствия фаз дискретных и непрерывных процессов, определены детерминанты и доминанты волнообразных и эволюционных социокультурных трансформаций, разработаны алгоритмы проверки гипотез теоретического эксперимента и моделирования траекторий социокультурных трансформаций.
В третьей главе: "Оценка адекватности моделирования социокультурных трансформаций", - устанавливается взаимосоответствие структуры культуры как концептуального поля для изучения изменений культурных феноменов и принципа связи формообразований родового человека, приводятся данные оценки точности деонтического моделирования процессов социокультурных трансформаций.
и
В заключении обобщаются результаты исследования: формулируются эвристики, полученные в ходе деонтического моделирования периодических процессов социокультурных трансформаций; выводы и практические рекомендации по исполь-зованию деонтического моделирования в социально-научных исследованиях.
3. Научная новизна исследования и обоснование положений, выносимых на защиту
В диссертации существенно изменено традиционное для социальных наук представление об исследовании сверхсложных слабоформализованных систем и процессов, обоснован новый теоретический подход к моделированию процессов социокультурных трансформаций и на этой основе даны теоретические и методические рекомендации по формированию деонтических моделей периодических социокультурных процессов и организации теоретического эксперимента в социальнонаучной области знания.
Новизна исследований состоит в теоретическом разрешении проблемы формализации социальнонаучного знания, имеющей важное методологическое значение для организации и проведения исследований, относящихся к изучению человека, общества и культуры.
Полученное при этом приращение научных знаний формулируется следующими положениями:
1. Впервые были сформулированы культурологические основания логики формализации социальнонаучного знания, содержащегося в ключевых понятиях: "человек", "культура", "социокультурный процесс".
2.Разработан и впервые применен специфический культурологический метод исследования слабоформализованных систем и процессов - метод деонтического моделирования.
3.Впервые определены и структурированы регуляторы периодических процессов социокультурных трансформаций.
4.Разработан способ интеграции взаимодополняющих подходов и аспектов при-
I
менения понятий с предельно большим объемом в изучении периодических социокультурных процессов.
Положения, выносимые на защиту, и их обоснование
1. Авторская концепция понятия "культура". В категории "культура", обозначающей искусственный мир человека и заученное поведение, выделяется ее значимая для целей данной работы составляющая - мера индивидуального развития человеческих (антропологических) возможностей упорядочения отношений с окружением. 2
Для обоснования определения величины этой меры автором диссертации использовалась деятельностная концепция культуры, которая нашла свое обоснование в работах Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, М.С.Кагана, Н.С.Злобина и других. В ней деятельность понимается как активность людей, направленная на преодоление энтропий-ности и поддержание целостности отношения с окружающим миром.3
2. Авторская концепция понятия "социокультурный процесс". Это процесс, организующий последовательности событий в сфере социокультурных отношений в направлении уменьшения энтропии.
Для обоснования качественных характеристик типоз отношений в обществе автором исследовалась теория межиндивидуальных отношений, разработанная Библером B.C. В ней формулируются две регулятивные идеи социокультурной самодетермииа-ции, которые выводятся из социальной формы человеческой активности, направленной на упорядочение связей человека с окружением в соответствии с познавательным (контроль), этическим (регуляция) и эстетическим (формообразование) компонентами.4
Первая регулятивная идея связывается с активностью личности и указывает па сопряжение событий в процессах социальной коммуникации. Существование этой регулятивной идеи обеспечивает возможность рассмотрения альтернатив продолжения
2 "поскольку ... культура на каждом этапе исторически-конкретна, то она имеет свою исторически-конкретную меру, то есть свой диапазон невозможного и возможного" В.С.Барулин. Социальная философия. T.l, С.135
3 См., например: Маркарян Э. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Каган М. Человеческая деятельность. М., 1954; Злобин Н. Культура и общественный прогресс. М., 1981.
4 См., например:Яибле/) B.C. О культуре, об ее доминанте и еще о цивилизации. М., 1992
траектории социокультурного развития путем смены системы ценностей и приоритетов. Феноменологически она относится к существованию конкретного (живого, природного) человека, поведение которого на каждой траектории социокультурных трансформаций приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-исторической направленностью, предметным содержанием, нормами и правилами межиндивидуальных отношений. Эта идея позволяет построить модель социокультурных трансформаций как процесса, который связан с определением деятельности человека, ее значением и смыслом в контексте существующих форм социального взаимодействия.
Вторая регулятивная идея "открывает путь поиска той "точки", в которой возможности мышления детерминируют возможности бытия" и существования личности. Она обусловлена культурными особенностями человека, его познавательными, этическими и эстетическими побуждениями. Эта идея позволяет построить обоснованную модель социокультурных трансформаций, которая связана с определением трех теоретических измерений человека: родового, действенного и селективного.
Родовое измерение указывает на объективные свойства человека, внутреннее единство всех форм проявления этих свойств и наследование этих форм в процессе социального взаимодействия конкретных людей. Оно определяет область познания активных причин формообразований в отношениях человека как вида с его окружением. В теоретической модели социокультурных трансформаций оно предстает как Набор субстанциональных оснований формирования любой социокультурной системы и наблюдаемо в показателях различных состояний общества, характеризуемых стандартными общераспространенными формами производственно-экономических, культурных, правовых, политических и других сфер социальной деятельности.
Действенное измерение характеризует способы и процедуры деятельности, определяемые родовым измерением, направленные на преодоление энтропии в отношениях человека с окружением.
Селективное измерение относится к процессу согласования мира человека с природным окружением и определяется врожденной способностью каждого человека к пониманию и выбору из множества возможных способов поведения такого, который обеспечивал бы согласование внутренних и внешних условий существования социокультурной системы.
3. Смысл теоретического концепта процессов социокультурных трансформаций обусловлен необходимостью изучения причин самоизменения культуры и заключается в выявлении общих свойств и однородных характеристик содержания культурных феноменов во всех рассматриваемых формах социокультурной жизни. Это возможно бча-годаря сбору и анализу информации, относящейся к взаимному соответствию процессов материальной и идеациональной деятельности человека и ее результатов. Выявление такого соответствия возможно благодаря использованию в диссертации трехмерной модели человека.
Этот вывод был получен в процессе логико-философского анализа существующих дефиниций понятий: культура, человек, деятельность, социокультурный процесс; определения субстанции и субстрата культуры, субстанции и субстрата исторического процесса.
Благодаря концептуализации принципа соответствия характеристик различных структурно связываемых элементов культуры, социокультурная система может рассматриваться как целое, обеспечивающее самовоспроизводство и развитие, описываемое как исторический процесс. Субстрат исторического процесса определяется как деятельность человека, субстрат культуры - как информация, которая относится к соответствию характеристик материальному и идеальному типам деятельности человека и ее результатов. Следовательно, мерой качественной оценки социокультурных процессов, развертывающихся во времени и в пространстве, можно считать величину энтропии или негэнтропии информации, циркулирующей в социуме в каждый конкретный исторический период.
Благодаря выдвижению концепции субстанции культуры в качестве порождающего и развивающего начала, процессы социокультурных трансформаций причинно обусловлены изменением элементов культуры под влиянием активного и селективного измерений родового человека. С этой точки зрения, субстанцией истории можно считать феномены культуры, а субстанцией культуры - формы этих феноменов, обусловленные активностью человека, содержание которых раскладывается по трем выделенным ранее измерениям. Следовательно, все возможные причины социокуль-
турных трансформаций являются антропоморфными, лишь косвенно зависят от природных явлений и могут быть познаны через логику культурной анторополопш.5
Все причины смены конфигурации социальных условий и культурных ориентиров, которые автор называет трансформациями, антропологичны, а сами изменения детерминируются конкретной исторической и геополитической ситуацией, условиями, определяющими формы и нормы динамики реальных социокультурных процессов во времени и пространстве. Реализация возможных причин в качестве действительных зависит от сознательного или несознаваемого выбора и целенаправленной деятельности людей, от степени их контроля над окружением.
4. Каждая форма организации субстанции культуры предполагает свойственную только ей Форму процесса социокультурных трансформаций. Совокупность устойчивых Форм такого рода, соответствующая отдельным областям культуры, образует социокультурный код, обусловливающий очередность смены характеристик формообра-зованкя у родового человека в процессе социокультурных трансформаций, и. таким образом, определяет их траекторию.
Сформулировав в исследовании тезис о детерминации процесса социокультурных трансформаций очередностью смены характеристик формообразования родового человека, автор получил возможность считать относительно инвариантными совокупности общественных ценностей, картин мира, видов активности человека, которые в рамках заданного периода времени и пространства6 придают процессу социокультурных трансформаций качественную определенность, являющуюся основой любой периодизации. Такая относительная инвариантность предусматривает также качественную определенность потребностей, проявлений воли, чувств, отдельных личностей, мотивов, целей их социального поведения в определенный период времени. Этот прием
5 В.С.Библер в монографии Кант-Галелей-Кант на с.21 отмечает, что прообраз логики культуры выявлен в искусстве М.М.Бахтиным - в нашей стране, Леви-Строссом - на Западе. ■ -
6 Культурологический подход связан с фиксацией объекта исследования во времени и в пространстве для выделения внутренних свойств явления, которые определяют причинно-следственные зависимости его становления и существования. Используя прием фиксации во времени и в пространстве, исследователь при этом не абстрагируется от временной длительности и пространственной протяженности исследуемого явления. Особенностью культурологического подхода, отличающей его от социологического, является абстрагирование от разнообразия в заданных исследованием рамках пространственно-временного диапазона.
позволил автору диссертации определить совокупность регуляторов социального поведения людей, то есть выйти на нормативный уровень рассмотрения культуры.
Поочередная актуализация этих регуляторов образует в пространстве исторического процесса детерминированные нормами устойчивые соединения в форме последовательной цепи, которые автор называет "траекториями социокультурных трансформаций". Количество этих траекторий, согласно теории катастроф, конечно так же, как конечен набор возможных формообразований родового человека. Допущение о конечности множества траекторий социокультурных трансформаций в сочетании с допущением о линейности типа связи актуализированных регуляторов поведения людей и связности элементов социокультурной системы, которая сохраняется в рассматриваемый промежуток времени и обеспечивает непрерывность процесса, означает, что социокультурные трансформации носят не случайный харахтер, то есть каждой причине в этой логике рассуждений соответствует только одно следствие.
5. Функциональная и структурная обусловленность последовательной смены форм социокультурных трансформаций - причина цикличности социокультурных процессов. имеющих периодический характер.
Так как структурная целостность социокультурной системы обусловливает начало и конец процессов актуализации свойственных ей регуляторов поведения людей в одном и том же элементе - ядре и разнообразие формообразований этого элемента конечно, то последовательная смена форм социокультурных трансформаций должна носить цикличный характер до тех пор, пока система остается самотождественной. Как показали исследования, выполненные Юриной A.A., каждый из шести возможных "больших" циклов социокультурных трансформаций в системе имеет специфический рельеф (график) изменения уровня социальной активности в зависимости от изменения нормы времени разных фаз "большого" цикла.
В связи с тем, что социокультурные трансформации рассматриваются как обусловленные эндогенными причинами, и причинно-следственные отношения являются детерминированными, процедура деонтического моделирования социокультурных трансформаций сводится к масштабированию продолжительности исследуемого цикла на интервале, заданном соответствующим типом траектории трансформаций. Анализ точек излома и их интерпретация с учетом того, что речь идет о социокультурных нор-
мах как об определенном типе реальности, завершают процесс моделирования социокультурных трансформаций на системном уровне.
Качественный анализ графиков траекторий социокультурных трансформаций подтвердил предположение, что 1Ч-образная кривая описывает все возможные типы социокультурных трансформаций такого рода.
б. Процессы социокультурных трансформаций в рамках исследуемой системы детерминируются различными регуляторами и имеют различную продолжительность. но несмотря на это, они могут бьггь представлены одной и той же формой деонтической модели. Их отличие заключается только в разном содержании составляющих модель элементов.
Анализ фаз процесса трансформаций в рамках социокультурной системы подтвердил предположение о том, что количество типов траекторий социокультурных трансформаций может бьггь сведено к шести. Условием смены фаз процесса трансформаций является не только их строгая очередность следования: катарсис (1), распад (2), структурная перестройка (3), синтез (4), формирование (5), существование (6),'- но и строгая регламентация промежутков времени смены вариативных изменений структурными.
Структурные изменения определяют характер фазы процесса трансформаций и могут быть представлены количественными характеристиками состояний этих процессов. Поэтому качественный анализ фаз непрерывной вариативной динамики системы, дополненный временными параметрами фаз дискретной модели социокультурных трансформаций - структурных изменений - позволил автору диссертационного исследования создать логический конструкт (графему) для расчета идеально-нормативной длительности фаз цикла внутренних перестроек социокультурной системы. Длительность "малого" цикла социокультурных трансформаций, в идеале, составляет 26.25 лет. Длительность "большого" цикла - 157.5 лет. Длительность "полного" цикла - 945 лет. Расчетные данные были подтверждены в ходе теоретического эксперимента при анализе сведений, приведенных в авторитетных отечественных источниках по истории России. Максимальное отклонение расчетных показателей и экспериментальных данных составило для "малого" цикла 0.476% от продолжительности "малого" цикла, для "большого" цикла, соответственно, 1.27%.
Анализ детерминант и доминант рассмотренных процессов социокультурных трансформаций позволил определить перспективы и границы применения деонтических моделей периодических процессов социокультурных трансформаций. Процесс детерминации автор понимает как возникновение качественного своеобразия соотношения частей динамической структуры (конфигурации), которое определяет (детерминирует) дальнейшее развитие частей социокультурной системы. Доминирование определенных типов нормативных регуляторов, как было показано в диссертации, обусловлено сохранением взаимосвязи всех регуляторов социокультурной системы в пространственно-временном континууме ее существования.
В результате анализа детерминант процессов социокультурных трансформаций •были выявлены:
• нормативный смысл социокультурных трансформаций,
• механизмы сохранения социокультурной системы,
• антропологические детерминанты динамики социокультурных систем, и установлены следующие начальные нормативные закономерности:
• "Малая" волна социокультурных трансформаций детерминирует социальное поведение человека.
• "Большая" волна детерминирует социокультурные трансформации государственного управления.
• "Полный" цикл детерминирует последовательность смены характеристик формообразования родового человека.
• Социально-психологические детерминанты, определяющие интенциональность социокультурной деятельности человека, являются факторами-регуляторами "малых" социокультурных волн, продолжительность которых составляет 26.25 лет.
• Социокультурные принципы формообразования родового человека, определяющие траектории социокультурных трансформаций массовых процессов в обществе, являются детерминантами "больших" социокультурных волн, продолжительность которых составляет 157.5 лет.
• Триада пар: природа-обычай (нрав), культурный паттерн (образ)-эмоция (чувство), знание (рациональность)-язык, образующих "внешнюю" сферу структуры социокультурной системы и определяющих альтернативы ее динамики,- является детер-минантой "полного" цикла, продолжительность которого составляет 945 лет.
• Субстанция культуры детерминирует стабильное существование и смену состояний социокультурной системы.
• Внешние условия детерминируют стабильное существование и изменение субстанции культуры.
® Сопоставимость характеристик культурной системы и ее окружения детерминируется структурами социального взаимодействия (коммуникация, обмен) и его регуляторами (утилитарные, этические, эстетические нормы), процессом усвоения и дальнейшего развития человеком социально-культурного опыта через образование и воспитание.
• Социальное самоопределение людей детерминируется регуляторами потребностей, нормами деятельности, техники и технологии воспроизведения социального взаимодействия, обусловленных системой принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, нормами права, техникой и технологией труда.
• Массовое сознание, отражающее условия повседневной жизни, потребности и интересы социальных групп, детерминируется культурными паттернами, социальными чувствами людей, их взглядами, представлениями, идеями, знаниями, языком, жизненными обстоятельствами и традициями.
1. Алгоритмы моделирования социокультурных трансформаций
Для моделирования различных процессов социокультурных трансформаций автором диссертации были разработаны и применены в ходе теоретического эксперимента следующие алгоритмы:
• алгоритм программы анализа гипотез в социальнонаучном знании,
• алгоритм конструирования деонтической модели социокультурных трансформаций,
• алгоритмы программ моделирования социокультурных трансформаций с различной длительностью волн,
• алгоритм расчета параметров деонтической модели периодических социокультурных трансформаций,
• алгоритм расчета характеристик переходного процесса социокультурных трансформаций.
Всего в диссертационном исследовании использовалось 7 алгоритмов. Из них: четыре алгоритма использовались в программах организации и проведения теоретического эксперимента, два алгоритма - при расчетах параметров социокультурной системы и характеристик периодических социокультурных трансформаций, один алгоритм - при конструировании деонтической модели социокультурной системы.
Все использованные алгоритмы, кроме расчета параметров социокультурной системы и характеристик процессов периодических социокультурных трансформаций, носят итерационный характер. Для проведения расчета характеристик социокультурных процессов использовались традиционные методы статистического анализа результатов теоретического эксперимента и нормативные методы оценки качества переходных процессов, традиционно применяемые в теории управления. Для расчета параметров социокультурной системы использовался метод потенциалов, применяемый в теории графов.
Использование алгоритма организации и проведения теоретического эксперимента в социальнонаучном исследовании позволяет эффективно использовать приемы формализации для определения количественных характеристик объектов и процессов исследования, существенно снизить уровень энтропии не только при трактовке полученных результатов, но и при доказательстве гипотез.
4. Практические рекомендации и апробация исследования
Выдвинутое автором диссертации предположение о том, что логико-философские основания общих понятий социальной философии, социальной антропологии, социальной психологии, культурологии, кибернетики и синергетики с необходимостью отражаются в структуре этих понятий, следовательно, внутренняя логика средств формализации социальнонаучного знания должна быть адекватной структуре общих понятий, нашло свое подтверждение в научно-теоретическом, методологическом и практическом отношениях.
Проведенный автором анализ результатов диссертационного исследования позволяет предложить ряд практических рекомендаций, условно выделенных по следующим направлениям:
Рекомендации методологического характера. Использование деонтических моделей позволяет быстро, экономично и с высокой степенью точности и надежности выполнить анализ и сделать достоверный прогноз динамики процессов структурных трансформаций в исследуемых системах, определить характеристики качества переходных процессов, дать количественную оценку параметрам исследуемых систем и процессов, выявить регуляторы "поведения" исследуемых систем, обеспечить полноту исследования за счет выявления эндогенных причин структурных перестроек.
Использование деонтической логики, кибернетики, синергетики, математики для анализа и моделирования процессов социокультурных трансформаций позволяет не только расширить набор специфических специальных методов социальнонаучного исследования, но и разработать специфический культурологический метод исследования сверхсложных слабоформализованных систем и процессов, базирующийся на анализе и структурировании признаков основных понятий, используемых для описания этих систем и процессов.
Рекомендации просветительского характера основываются на необходимости повышения профессиональной квалификации в области логики нормативных действий (деонтической логики), кибернетики, синергетики специалистов, работающих в области социальных наук, теории культуры, философии.
Практическая значимость исследования состоит прежде всего в утешении объяснений и прогнозов в рамках социологии и культурологии, что позволяет делать более обоснованными процедуры разработки и реализации социокультурной политики, организационно-пракгической и просветительской деятельности научных работников.
Апробация иследования
Разработанные в диссертации деонтические модели социокультурных трансформаций применялись в прикладных социологических, культурологических, экономических и других социальнонаучных исследованиях в качестве эталонных структур и синхронизирующих процедур. Структуры малого, большого и полного цикла социокультурных трансформаций, как подтвердили исследования, проведенные в Высшей народной школе в 1996-1998 годах, являются эталонными вследствие того, что исследованные в диссертации процессы периодических социокультурных трансформаций
задают эталонную частоту синхронизации процессов в макроэкономике, государственном управлении, культуре, образовании и других сферах социальной деятельности.
В ходе диссертационного исследования была разработана методология проведения научных исследований в социальнонаучной области знаний, примененне которой специалистами Высшей народной школы (г.Тула) в научно-исследовательской практике позволили получить нетривиальные решения ряда научных проблем. Разработанные совместно с Юриной A.A. алгоритмы моделирования социокультурных трансформаций использовались для определения социокультурного кода поведения различных систем и объектов. Эти коды применялись:
Сальковым Н.Д. - для разработки алгоритма адаптации системы профессионального образования в сфере культуры и искусств,
Юриной A.A. - для исследования и разработки алгоритмов инвестиционной политики, Лапиным В.Е. - для исследования и определения алгоритма разрешения конфликтных ситуаций на примере торговых сделок,
Алешиным В.В. - для определения социально-экономических условий синхронизации циклов социокультурных трансформаций.
Использование социокультурных кодов позволило: Салькову Н.Д. - определить систему оценок качества процессов структурных трансформаций социальных институтов на примере системы образования, Алешину В.В. - определить систему показателей оценки качества процессов структурных трансформаций экономики России с 1670 года по 1998 год,
Мартынову A.A. - определить систему оценок качества процессов структурных трансформаций системы государственного управления,
Лапину В.Е. - синтезировать четыре концепции маркетинга торговли и определить циклы трансформаций маркетинга коммерческих фирм.
По перечисленным выше исследованиям были сделаны доклады: •Подходы к исследованию и аспекты моделирования процессов социокультурных трансформаций. / На III Международной Кондратьевской конференции "Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: закономерности, противоречия, приоритеты" (г.Кострома, май 1998 г.),
•Модальности формообразований родового человека как поведенческий код. / На конференции "Ломоносовские чтения", проведенной ИППК МГУ имени М.В.Ломоносова (Москва, апрель 1998 г.).
В процессе апробации разработали!« в диссертации деонтических-моделей циклических социокультурных трансформаций было установлено, что
• применение деонтических моделей эффективно при логическом выводе причинно-следственных зависимостей циклических трансформаций слабоформализованных сверхсложных систем и процессов,
• развитие эвристических методов на алгоритмической базе с использованием деонтических моделей придает точный смысл понятиям, связанным с открытием нового в ситуации неопределенности, случайности и непредсказуемости.
Предшествовавшие диссертации исследования показали, что метод деонтического моделирования, разработанный в диссертации, не имеет аналогов в мировой и отечественной научно-исследовательской практике.
Разработанные в диссертации алгоритмы деонтического моделирования приняты к внедрению в исследовательской практике Центром социально-психологической помощи молодежи "Шанс" Комитета по молодежной политике Управы г.Тулы.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
1. Куприянов В.А., Юрина A.A. Логико-философские основания интеграции подходов к исследованию культуры. / В сб. Первые культурологические чтения. Серия: Науки о культуре и человеке. Вып.5.- М.: Диалог-МГУ, 1997. - 0.2 п.л.
2. Куприянов В.А. Модель цикла социокультурных трансформаций. / В сб. Вторые культурологические чтения. Серия: Науки о культуре и человеке. Вып.8.- М.: Диалог-МГУ, 1997. С. 17-22. - 0.25 п.л.
3. Куприянов В.А., Юрина A.A. О моделировании структурных перестроек, о культуре, русском алфавите и его значении в познании "случайных" процессов. / В сб. Вторые культурологические чтения. Серия: Науки о культуре и человеке. Вып.8.- М.: Диалог-МГУ, 1997. -0.1-5 п.л.
4. Куприянов В.А. Модальности формообразований родового Человека. / В сб. Третьи культурологические чтения. Серия: Науки о культуре и человеке. Вып.10.- М.: Диалог-МГУ, 1998. - 0.35 п.л.
5. Куприянов В.А. Теоретический эксперимент в гуманитарном исследовании. / В ежегоднике МИПК РЭА.- М.: Изд. РЭА, 1998. - 0.25 п.л.
6. Куприянов В.А., Юрина A.A. Принципы деонтического моделирования социокультурных циклов. / В сб. НИО "Информкультура". - М.: 1998. - 1.2 п.л.
7. Куприянов В.А., Юрина А.А. Деонтическое моделирование социокультурных трансформаций. / В сб. НИО "Информкультура". - М.: 1998. - 2.45 п.л.
8. Куприянов В.А. Результаты теоретического эксперимента по реализации и прогнозированию социокультурных трансформаций. / В сб. НИО "Информкультура". - М.: 1998.-0.35 п.л.
9. Куприянов В.А. Деонтическое моделирование "полного" цикла трансформаций цивилизаций (результаты теоретического эксперимента по материалам истории России). / В сб. НИО "Информкультура". - М.: 1998. - 0.6 п.л.
Ю.Куприянов В.А. Подходы к исследованию и аспекты моделирования процессов социокультурных трансформаций. / Тезисы докалада на III международной Кондратьевской конференции "Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: закономерности, противоречия, приоритеты". -Кострома, 1998. - 0.25 п.л.
Общий объем публикаций по теме диссертации - более 6 п.л.
Заказ № 1047. Тираж 100 экз.
Отпечатано с оригинал-макета в Тульском производственном полиграфическом объединении. 300600, Тула, Каминского, 33.