автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Историческое сознание как явление культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческое сознание как явление культуры"
На правах рукописи
СВИРИДА Надежда Николаевна
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Специальность 09.00.13 -
религиоведение, философская антропология, философия культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Омск 2004
Работа выполнена на кафедре философии Омского государственного педагогического университета
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Чинакова Лидия Ивановна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Мартишина Наталья Ивановна
кандидат философских наук, доцент Собольникова Елена Николаевна
Ведущая организация: Челябинский государственный университет
Защита состоится 20 января 2005 г. в /V часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Омского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан «_££_» декабря 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
Л.М. Карпова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена многими факторами. Во-первых, историческое сознание всегда играло большую роль в жизни общества, о чем свидетельствует вечный интерес человечества к своей истории. Во-вторых, актуальность диссертационного исследования заключается в значимости исторического сознания в период трансформации российского общества, когда происходят сущностные изменения в общественном сознании, в культурных и поведенческих ориентациях социального субъекта; она также вытекает из необходимости формирования у новых поколений действенного исторического сознания, основанного на исторической памяти, знании отечественной истории и культуры; из задач, связанных как с оценкой пройденного пути, так и с выбором дальнейших путей развития общества. В-третьих, изучение исторического сознания актуализируется как внутренними, так и внешними социальными реалиями. Значительные изменения происходят в настоящее время в глобальном масштабе, что связано с переходом от эпохи модерна к эпохе постмодерна, к постиндустриальному информационному обществу, с противоречиями глобализации. В-четвертых, в актуализации проблемы исторического сознания сыграли свою роль и факторы, находящиеся в сфере философского знания. В отечественной философской литературе историческое сознание стало объектом целенаправленного изучения примерно в конце 60-х годов XX в. Имеющиеся в философии подходы к феномену исторического сознания располагают богатыми возможностями осмысления его специфики. Тем не менее недостаточно внимания уделяется исследованию исторического сознания как явления духовно-практической деятельности субъекта истории, выявлению места исторического сознания в «механизмах» трансляции культуры. Категориальный статус понятия «историческое сознание» определяется не только его местом в системе категорий философии истории в целом, но и методологической значимостью в исследовании общественного сознания и духовной культуры в особенности. Поэтому обращение к проблеме исторического сознания вызвано необходимостью целостного осмысления его места и роли в системе общественного сознания, в духовной культуре.
Итак, актуальность предпринимаемого исследования определяется значимостью того культурологического потенциала, который заключен в историческом сознании, необходимостью выявления каналов реализации этого потенциала в практической деятельности субъекта истории. Теоретическая и практическая актуальность изучения проблемы исторического сознания как явления культуры определила выбор диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. В философской и научной литературе к настоящему времени сложилось несколько направлений в исследовании исторического сознания, в рамках которых накоплен значительный материал, позволяющий заострить внимание на различных аспектах исторического сознания и наметить пути дальнейшего изучения данной проблемы. Можно выделить ряд проблемных блоков.
1. Исследования, посвященные той реальности, которую изучает история как наука, а также философскому осмыслению исторического сознания человека как субъекта исторического процесса (Х.-Г. Гадамер, Н. Гартман, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, М. Блок, К. Маркс, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, А. Дж. Тойнби, П. Рикер, Г. Риккерт, О. Шпенглер, И.Г. Фихте, К. Ясперс и др. представители западно-европейской философии). Особенности знаний об истории, способы их получения, хранения и трансформации рассматривают отечественные мыслители B.C. Барулин, Е.М. Жуков, Р.И. Иванова, В.Е. Кеме-ров, В.И. Копалов, Н.Е. Колосов, ВА Лекторский, В.М. Межуев, К.Х. Момджян, А.И. Ракитов, Е.Б. Рашковский, К.В. Хвостова и др.
2. Литература, в которой акцентируется внимание на сущности исторического сознания, его структуре, функциях и генезисе (работы Г.А Антипова, М.А Барга, А.В. Гулыги, А.Я. Гуревича, Г.Т. Журавлева, В А Ельчанинова, Ю.А Кимелева, И.С Кона, ЮА Левады, В.И. Меркушина, Б.Г. Могильницкого, А.И. Панюкова, А.Х. Самиева, В.Б. Устьянцева, Н.П. Французовой и др.). Одним из существенных аспектов в изучении исторического сознания выступает вопрос о его связи с историческим временем. Здесь, помимо исследований западных философов М. Блока, Г. Зиммеля, А. Игнатова, Г. Люббе, П. Тиллиха, М. Хайдеггера и др., мы отметим работы отечественных мыслителей А.Л. Андреева, М.А Барга, И.М. Меликова, А.В. Полетаева, И.М. Савельевой и др. Соотношение исторического сознания с другими формами общественного сознания рассматривают И.А. Гобозов, Ф.Т. Михайлов, А.Г. Спиркин, А.К. Уледов и др.
3. Изучению различных феноменов духовной жизни общества и культуры в целом, являющихся выражением исторического сознания, посвящены исследования МА Кисселя, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, А.Ф. Лосева, М.К. Петрова, В.Н. Романова, Л.В. Скворцова, B.C. Сте-пина, Ю.М. Шора, М. Элиаде и др.; ценные работы по историческому сознанию как феномену культуры созданы В.Е. Гусевым, Д.С. Лихачевым, Ю.М. Лотманом и др.
4. Социальную обусловленность исторического сознания и исторической памяти рассматривают ЮА Афанасьев, В.Э. Бойков, В.К. Егоров, ВА Колеватов, Я.К. Ребане, Ж.Т. Тощенко, В.Б. Устьянцев и др.
Исторической преемственности и социальному наследованию уделяют внимание ЭА Баллер, М.П. Завьялова, И.Т. Касавин, Ф.Т. Михайлов,
B.Н. Расторгуев и др.
5. Важным блоком является проблематика, связанная с рефлексией отечественной философской традиции по поводу специфики исторического сознания русского народа. Мы опирались на исследования, посвященные анализу национальных и религиозных аспектов исторического сознания русского народа (работы НА Бердяева, М.О. Гершензона, В.И. Иванова, М.О. Кояловича, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, СЛ. Франка, Н.Ф. Федорова, ПА. Флоренского, АС. Хомякова, ПЛ. Чаадаева и др.). Особое значение в исследовании исторического прошлого русского народа имеют работы Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, СМ. Соловьева. Особенности исторического сознания русского народа изучают также П.М. Золин, В.М. Кандыба, В.М. Межуев, В.И. Мильдон, Л.И. Новикова, И.К. Пантин, А.И. Панюков, Е.Г. Плимак, АА Преображенский, Ю.И. Семенов, И.Н. Сиземская, Н Л. Эйдельман и др.
6. Анализ идеологической направленности исторического сознания дан в исследованиях О.В. Волобуева, МЛ. Геллера, АЛ. Зиновьева,
C.Г. Кара-Мурзы, МА Кисселя, СВ. Кулешова, РА Медведева, А.В. Пы-жикова, А.В. Юревич и др.
7. Нами привлечены исследования, посвященные трансформации современного российского общества (Л.И. Абалкин, А. С Ахиезер, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, СТ. Кара-Мурза, А.С. Панарин, Г. Померанц, Н.С Розов, Л.И. Семенникова, З.В. Сикевич, Л.И. Чинако-ва, МА Шабанова и др.) и влиянию социальных факторов на динамику исторического сознания.
Наряду с теоретическими исследованиями, в диссертации привлечена художественная, публицистическая и мемуарная литература (Ч. Айтматов, СТ. Аксаков, В.И. Белов, ИА Бунин, М. Горький, Ф.М. Достоевский, Г.К. Жуков, Е.И. Замятин, В.В. Набоков, А.С. Пушкин, B.C. Соловьев, К.М. Симонов, А.И. Солженицын, В.А Солоухин, Л.Н. Толстой и др.).
Тем не менее, до сих пор остаются спорными и малоизученными многие вопросы, относящиеся к проблеме исторического сознания, а именно: предметная область исторического сознания; его соотношение с модусами времени; формы его выражения; структурные компоненты; наличие или отсутствие у него специфических функций; соотношение исторического сознания и исторического познания; место и роль исторического сознания в системе общественного сознания; недостаточно внимания уделяется вопросу об историческом сознании как особом духовном образовании.
Основная проблема исследования обусловлена недостаточным философским осмыслением исторического сознания как явления культуры и может быть зафиксирована в вопросах: 1) в чем состоит сущность исторического сознания? 2) Каким образом происходит трансляция исторического сознания в культуру? 3) Каковы роль и место исторического сознания в духовной культуре?
Основная цель исследования: осмысление сущности, структуры и функций исторического сознания, исследование его роли в духовной культуре,
Задачи исследования:
• осмыслить сущность понятия исторического сознания;
• охарактеризовать опосредствующие звенья, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры;
• выявить структурные элементы исторического сознания;
• рассмотреть функции исторического сознания и его связь с некоторыми другими формами общественного сознания;
• определить особенности исторического сознания русского народа.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Фундаментальную роль в процессе исследования играли такие философские методологические принципы, как объективность; историзм; взаимосвязь, развитие и противоречие, принцип системности. В работе используется также метод философской рефлексии.
Отметим междисциплинарный характер нашего исследования. Для обоснования выводов работы необходимо философское, историческое, культурологическое знание в синтезе. Исследование основывается на трудах отечественных и тех зарубежных мыслителей, которые обосновывают социокультурную специфику исторического сознания, для которых характерна рефлексия по поводу собственной истории. Эти труды перечислены выше.
Научная новизна исследования определяется выбранным аспектом проблемы исторического сознания: его рассмотрением как явления, относящегося не к одной какой-либо области духовного бытия, а ко всей духовной культуре. Основные результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях.
1. Выделены два основных подхода к пониманию исторического сознания; показано, что оба они заключают в себе принципиальный общий момент: акцентирование связи исторического сознания и исторического времени. Выявлено существенное различие между названными подходами:
1) при первом из них историческое сознание понимается более узко как отражение только прошлой истории, формирующееся главным образом на основе исторической науки;
2) при втором подходе историческое сознание трактуется более широко: его предметной областью считается исторический процесс в единстве трех модусов времени; оно формируется не только средствами исторической науки, но и всех других форм общественного сознания. Показано, что эти подходы не следует противопоставлять: в каждом из них фиксируются действительные черты сложного и противоречивого духовного феномена - исторического сознания. В диссертации, в соответствии с ее темой, обосновывается и развивается второй подход к историческому сознанию как универсальному явлению духовной культуры.
2. Представлена дефиниция понятия исторического сознания, фиксирующая его особенности как определенного компонента общественного сознания и духовной культуры.
3. Показано, что основными звеньями, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры, являются историческая память, историческая преемственность, социальное наследование. Обоснована необходимость включения в указанную группу категорий понятия «социальное наследование»; выявлены общие черты и различия названных категорий; показана роль исторического сознания в функционировании исторической памяти, исторической преемственности и социального наследования. Единством этих категорий выражается исторически обусловленный социокультурный контекст жизнедеятельности социального субъекта.
4. Определены логические основания для расчленения структуры исторического сознания на четыре основные группы компонентов; показано, что историческое сознание - специфическое духовное образование, это аспект, срез всех форм общественного сознания, духовной культуры; рассмотрено, какими путями элементы содержания различных форм общественного сознания вплетаются в ткань исторического сознания; раскрыты, вместе с тем, относительная самостоятельность исторического сознания, которая проявляется в наличии у него собственной предметной области, специфической структуры и только ему присущей функции хранения и осмысления исторической памяти.
5. Осуществлена конкретизация роли исторического сознания в социокультурном процессе применительно к историческому сознанию русского народа, выделены некоторые особенности исторического сознания русского народа, прослежена их изменчивость, показано их влияние на историческое развитие России.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: Во-первых, материалы диссертации могут быть применены для дальнейшего исследования содержания, места и роли исторического сознания в духовно-практической деятельности человека и общества. Во-вторых, материалы исследования могут быть использованы в разработке теоретических и методических материалов по философии культуры, культурологии, теории истории, этике, философской антропологии.
Апробация работы. Положения и выводы диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического института, излагались в ряде статей и тезисов, уточнялись в ходе работы конференций и семинаров в 2000-2004 гг. Некоторые разделы темы апробированы на занятиях по философии и культурологии со студентами исторического и филологического факультетов СурГПИ. Диссертация обсуждена также на кафедре философии Омского государственного педагогического университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Содержание работы изложено на 151 странице. Библиография включает 230 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, описывается степень ее научной разработанности, формулируются проблемная область, цель и задачи диссертации, ее методологические и теоретические основания, показывается научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования исторического сознания» раскрываются содержание и специфика категорий общественного сознания и особенно - исторического сознания. Большое внимание уделено темпоральной характеристике исторического сознания и опосредствующим звеньям, через которые осуществляется связь исторического сознания с культурой в целом.
В первом параграфе «Феномен и понятие исторического сознания» рассматриваются представления о времени возникновения и содержании феномена и категории «историческое сознание» в отечественной и, отчасти, западной философской традиции. Ближайшим родо-
вым понятием по отношению к понятию «историческое сознание» является общественное сознание как многоуровневое, многокомпонентное, многогранное образование, одной из граней которого и выступает историческое сознание; а более широким понятием служит духовная культура. Общественное сознание рассматривается как особый вид бытия общества, духовное бытие, совокупность продуктов духовного производства, что задает важную методологическую установку для анализа исторического сознания, которое понимается не только как отражение общественного исторического процесса, но и как действующий фактор, непосредственно вплетенный в исторический процесс, без которого этот процесс не может осуществляться. Прослеживается длительная историческая эволюция самого исторического сознания от его элементарных (мифы, эпос, былины, исторические песни и предания и др.) до современных форм, в том числе научной.
Большое внимание уделено спорному вопросу о предметной области исторического сознания. Большинство исследователей (М.А. Барг, И.С. Кон, ЮА Левада, А.Х. Самиев и др.) выделяет такой предметообра-зующий признак, как движение общества по оси исторического времени; иные авторы (Г.Т. Журавлев, В.И. Меркушин, И.М. Савельева, А.В. Полетаев, Ю.К. Фомичев и др.) полагают, что историческое сознание имеет в качестве предметной области не только историческое время, но и историческое пространство. Обосновано, что нельзя уравнивать категории исторического времени и исторического пространства по их статусу как предметов постижения в историческом сознании. Без осознания движения общества по оси исторического времени нет исторического сознания, а есть лишь констатация настоящего, существующего в каком-то историческом пространстве. Историческое сознание как осознание всемирной истории имеет в своем фокусе не столько категорию исторического пространства, сколько категорию исторического времени, так как историческое пространство - это форма сосуществования исторических событий, а историческое время - форма смены исторических событий, состояний и т.д. Системообразующим фактором, объединяющим самыеразличные духовные феномены в одно целое—историческое сознание, - служит историческое время. В этой связи уделено значительное внимание анализу категории исторического времени, под которым (в онтологическом плане) мы понимаем длительность, последовательность исторических событий, процессов и явлений, смену исторических состояний. Сделан упор на раскрытии субъектно-объектного характера исторического времени и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; дана критика позиций, делающих односторонний акцент либо только на прошлое, либо - на будущее.
В диссертации рассматривается и спорный вопрос: историческое сознание - это осознание только прошлого или исторического процесса в единстве прошлого, настоящего и будущего? В литературе имеют место два понимания исторического сознания в аспекте его соотношения с модусами времени. Согласно первому, историческое сознание - это отражение и осмысление прошлого (ПА. Антипов, В.И. Копалов, А.И. Ракитов, А.К. Уледов и др.); согласно второму - прошлого, настоящего и будущего в их единстве (АЛ. Андреев, ЮА Кимелев, А.И. Панюков, Н.П. Францу-зова и др.). Историческое сознание, согласно первой точке зрения, базируется главным образом на исторической науке, отчасти - на художественно-образных и социально-психологических представлениях о различных исторических сюжетах. Историческое сознание, согласно второму пониманию, включает в своей теоретической части, по крайней мере с Нового времени, три сферы: теологию истории, философию истории, историческую науку. Наличие двух разных трактовок исторического сознания вытекает не только из его сложности, но прежде всего из разного понимания самой истории: а) только как прошлого, что характерно для ряда ученых-историков (О.В. Волобуев, СВ. Кулешов, Б.Г. Могильницкий и др.) и б) как процесса, протекающего во времени в единстве прошлого, настоящего и будущего, что связано с философской традицией (Ж.А Кондррсе, И.Г. Гердер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс и многие другие). Настоящая диссертация выполнена в русле названной философской традиции, ввиду чего основное внимание уделено историческому сознанию в широкой трактовке.
Предлагается следующая дефиниция исторического сознания в широком смысле термина. Историческое сознание - это компонент, аспект, срез общественного сознания, духовного бытия, духовной стороны исторического процесса, духовной культуры, представляющий собой отражение, познание, осмысление, интерпретацию, вынесение оценок, выражение эмоций, постижение человеческой истории как процесса, протекающего во времени, в единстве прошлого, настоящего и будущего. Оно формируется: а) на основе обыденных, социально-психологическихпредставлений как обиндивидуально-событийнойсторо-не исторического процесса, так и о его философско-исторических, теологическихи др. проблемах; б)на базе теоретических(разрабаты-ваемыхисторической наукой, философией истории и теологией истории) представлений и концепций; в) на основе художественно-образного воспроизведения исторического процесса; г)на базе полити-ко-идеологическихиморально-оценочныхпредставлений, вплетенных в ткань историческихописаний иразмышлений.
Трудность определения исторического сознания состоит в его полифоническом характере, его кажущейся «растворимости» в различных формах духовной культуры. Приведенный в данном параграфе материал отчасти дает ответ на поставленный во введении первый вопрос: в чем состоит сущность исторического сознания. Дополнения к этому ответу будут изложены ниже.
Во втором параграфе «Историческая память, историческое сознание, историческая преемственность, социальное наследование» анализируется ряд философских понятий, тесно связанных с категорией исторического сознания. Фундаментом исторического сознания является историческая память как устойчивая система представлений о прошлом, бытующая в общественном и индивидуальном сознании; хранилище результатов различных видов деятельности социального субъекта и вообще всех проявлений социальности; важное звено в наследовании культуры. Историческая память имеет сложную структуру и делится на компоненты по разным основаниям, а именно: на историческую память личности, социальных групп, общества (в зависимости от субъекта-носителя); краткосрочную и долгосрочную память (в зависимости от места на оси исторического времени); память о благоприятных и неблагоприятных временах в истории общества и народа (по социальным и нравственным основаниям). Историческое сознание и историческая память имеют много общего: в обоих случаях речь идет о воспроизведении исторического процесса; оба эти явления играют важную, если не первостепенную, роль как опосредствующие звенья в процессе трансляции культуры. Различия между названными феноменами и, соответственно, понятиями состоят в том, что: а) историческая память является фундаментом исторического сознания, она возникает ранее развитого, тем более, научного исторического сознания; б) историческая память в большей мере, чем историческое сознание, базируется на социально-психологических компонентах и неосознанных структурах человеческой психики; в) историческая память может быть только о прошлом, а историческое сознание в широком смысле отражает историю в единстве трех модусов времени. Историческая память и историческое сознание - перекрещивающиеся понятия. Первое шире второго в том смысле, что историческая память возникла раньше исторического сознания; второе - шире в том отношении, что оно касается трех модусов времени, а не только прошлого.
В тесной связи с понятиями исторического сознания и исторической памяти находятся понятия социальной (исторической) преемственности и социального наследования. Историческая преемственность -
это проявление в истории всеобщего закона преемственности как связи между различными ступенями развития, это сохранение элементов старого при переходе к новому состоянию. Преемственность в истории проявляется только через деятельность людей. В содержании понятий «историческое сознание», «историческая память» и «историческая преемственность» много общего: все они характеризуют отношение к истории. Историческое сознание и историческая память служат детерминантами духовной и практической деятельности при решении вопроса, что именно из прошлой историй подлежит сохранению, накоплению, преемственности; тем самым они вплетаются в живую ткань исторического процесса. Между указанными понятиями есть и различие: историческое сознание -это явление духовной культуры, а историческая преемственность относится ко всем сторонам общественной жизни. В диссертации дается критика нигилистического отношения к прошлому.
К названым здесь трем понятиям имеет прямое отношение и социальное наследование как осуществляемое надбиологическим путем наследование культуры. Существует множество определений и трактовок понятия культуры. Мы разделяем точку зрения B.C. Степина: культура - «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях». Понятия исторической преемственности и социального наследования во многом тождественны, оба они фиксируют непрерывность человеческой истории, связь модусов времени, связь поколений, ориентируют на то, чтобы не допустить распада связи времен и утраты культурных ценностей. Между ними существуют и различия. В понятии исторической преемственности в большей мере, чем в понятии социального наследования, отражен кумулятивный характер исторического процесса, оно содержит предостережение от нигилистического отношения к прошлому. В понятии же социального наследования делается акцент на отличии форм наследования в обществе от таковых в природе. Наиболее широким и фундаментальным в этой группе категорий является понятие социального наследования как специфически человеческого способа передачи культуры от поколения к поколению, обеспечения целостности культурно-исторического процесса. Важной формой исторической преемственности и социального наследования являются традиции, они составляют непременное условие сохранения и трансляции культуры, действенного функционирования исторического сознания. Изложенное в данном разделе является ответом на поставленный во введении второй вопрос: каким образом происходит трансляция исторического сознания в культуру.
Глава II «Структура, функции исторического сознания и его место в духовной культуре» посвящена выявлению логических оснований деления исторического сознания на компоненты, раскрыто содержание каждого компонента и их взаимосвязь, а также функции исторического сознания и его место в духовной культуре. Глава включает и рассмотрение некоторых особенностей исторического сознания русского народа.
В первом параграфе «Структура исторического сознания»
выделены четыре структурных компонента исторического сознания, в широком смысле термина, а именно: 1) обыденное и массовое сознание и социальная психология в тех своих частях, которые отражают исторический процесс; 2) теоретический компонент (историческая наука, философия истории, теология истории); 3) художественно-образный «блок» (некоторые жанры профессионального искусства и фольклора); 4) политико-идеологический компонент (политическое, правовое, моральное сознание в тех частях, которые непосредственно вплетены в ткань исторических исследований и описаний).
Логическое основание для вычленения этих четырех групп элементов - уровни, а также формы, способы осознания, выражения, воспроизведения исторического процесса в историческом сознании. Между обозначенными компонентами нет жестких граней. Исторические знания, политическое и моральное сознание представлены в историческом сознании как на социально-психологическом, так и на теоретическом и идеологическом уровнях, т.е. второй и четвертый компоненты частично пересекаются с первым. В диссертации дается критика недооценки тех или иных компонентов исторического сознания, например, морали или теологии истории.
Характеризуя первый компонент, мы акцентируем внимание на единстве и взаимосвязи обыденного и массового исторического сознания и социальной психологии как действующих факторов исторического процесса. Описывая второй компонент, мы даем критику отождествления исторического сознания и исторического познания, анализируем соотношение исторического сознания и исторической науки. Нельзя отождествлять историческое сознание и историческое познание: в первом сильнее выражена ориентация на ценности; во втором - на истинность. В отличие от исторического познания, в историческое сознание входит как познавательное, научно-теоретическое отношение к истории, так и те виды духовного освоения исторической действительности, которые не являются специализированной познавательной деятельностью. Историческое сознание предшествует научной форме историче-
ского познания, лишь на определенном этапе развития оно включает в себя научно-познавательный компонент. В диссертации показано содержание, место и значение философии истории и теологии истории в теоретическом компоненте исторического сознания и в этом феномене сознания как целостном образовании. При характеристике третьего, художественно-образного, компонента исторического сознания привлечен большой конкретный материал, касающийся различных жанров фольклора и профессионального искусства. В состав третьего компонента мы включаем и историческую публицистику, которую зачастую неосновательно оставляют за рамками исторического сознания. Она имеет большое значение как в формировании массового исторического сознания, так и в определении круга вопросов, требующих научного изучения. Важное место в этом «блоке» занимают также исторические мемуары, которые являются формой запечатления личного участия в исторической жизни; овеществленной исторической памятью; одним из средств духовной преемственности поколений. Раскрывая содержание четвертого компонента исторического сознания, мы, во-первых, показываем, что его взаимодействие с политической идеологией противоречиво. Будучи главным источником искажений в понимании истории, политическая идеология, вместе с тем, в определенной мере способствует формированию исторического сознания и является одной из форм его выражения. Во-вторых, подчеркиваем, что правовое сознание, обращаясь к опыту прошлого, формирует тем самым исторический взгляд на общественные явления, ибо правовые артефакты четко локализованы во времени. В-третьих, обосновываем важное значение в историческом сознании морали, которая входит в его содержание многими путями: через традиции, обычаи и привычки больших масс людей; в виде моральных оценок, которые «выставляются» историческим персонажам, их деяниям, историческим событиям; через рассуждения о степени свободы исторического деятеля и наличии (отсутствии) у него выбора при реализации исторических задач; путем размышлений о критериях добра и зла, о соотношении целей и средств исторической деятельности; изучение нравов определенной эпохи является одной из граней предмета исторической науки и др. Историческое сознание - сложное духовное образование, имманентно присущее общественному сознанию как целому и его отдельным формам.
Во втором параграфе «Функции исторического сознания и его место среди других форм общественного сознания» выделяется несколько функций. Это - 1) мировоззренческая функция, заключающаяся
в том, что историческое сознание выражает важные аспекты мировоззрения людей, способствует пониманию социальным субъектом своей роли, места в истории, в прошлом, настоящем и будущем. Мировоззренческую функцию можно дифференцировать на: а) информационную, так как историческое сознание содержит информацию о важнейших событиях прошлого и настоящего и помогает определить перспективы будущего; позволяет использовать историческую информацию в решении современных проблем; расширяет границы исторического бытия человека; б) оценочную, когда субъект, в соответствии со своими интересами, целями оценивает исторические события, что дает ему необходимую ориентацию в прошлом и современности; в) идеологическую, так как историческое сознание включает в себя идеологические моменты и часто служит для обоснования ее программ; оно также используется социальными силами с целью достижения групповых интересов; г) культурно-воспитательную функцию, ибо историческое сознание необходимо для воспитания чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за результаты своей деятельности.
2) Познавательная функция исторического сознания дает возможность человеку вступить в диалог с прошлым; расширяет возможности социальной практики; позволяет познать динамику всемирно-исторического процесса. Для каждого компонента исторического сознания характерны свои средства и методы познания исторической реальности. 3) Методологическая функция исторического сознания заключается в применении исторических знаний как методологических принципов, служащих орудиями дальнейшего познания исторического процесса. Историческое сознание (на научном уровне) включает в себя историзм, как методологический принцип объективного познания явлений социальной действительности. 4) В диссертации рассматривается и дискуссионный вопрос о наличии у исторического сознания особых,' только ему присущих функций, в качестве которых называют интегративную, ретроспективную, компенсаторную, гедонистическую и др. (А.В. Гу-лыга, В А Ельчанинов, Г. Люббе и др.). Показано, что действительно уникальной функцией исторического сознания, присущей только ему и никакому иному духовному феномену, является сохранение и осмысление исторической памяти; все остальные функции в той или иной форме выполняют и другие формы общественного сознания.
Историческое сознание заслуживает вычленения в качестве особого компонента общественного сознания, но не в качестве формы, стоящей в одном ряду с традиционно выделяемыми формами и удлиняющей привычный список из «семи форм». Оно есть скорее срез, аспект всех
форм общественного сознания; оно проявляется и выражается через все эти формы, а не стоит в одном ряду с ними. Оно имеет свою предметную область, но для него не характерны ни свои особые формы и способы воспроизведения общественной жизни; оно, напротив, пользуется «чужими способами», что видно из его структуры, ни свои особые функции, свойственные только ему, кроме одной: сохранения и осмысления исторической памяти. Вместе с тем не следует отрицать бытие исторического сознания в качестве особого компонента общественного сознания и духовной культуры. Оно «пронизывает» все формы общественного сознания не только и не столько в том смысле, что все они имеют свою историю (любое явление имеет свою историю, но это не основание для включения его в историческое сознание),а в том смысле, что все формы общественного сознания, в соответствии со своими предметами и способами выражения, отражают определенные стороны развития человечества по оси времени. Историческое сознание - не механическая совокупность элементов разных форм общественного сознания, а целостная система, и эта целостность задается его предметом, взаимосвязью структурных компонентов и действительно специфической функцией сохранения и осмысления исторической памяти.
Материал, приведенный в первом и втором разделах второй главы, конкретизирует ответ на поставленные во введении первый и третий вопросы: в чем состоит сущность исторического сознания; каковы его роль и место в духовной культуре.
В третьем параграфе «Особенности исторического сознания русского народа» рассматриваются названные особенности, начиная со времени его пробуждения, вызванного Отечественной войной 1812 г. и включая дооктябрьский период, советское и постсоветское время. В данном разделе проанализированы особенности исторического сознания русского народа, не получившие достаточного освещения в литературе или трактуемые неоднозначно.
1. Одной из особенностей исторического сознания русского народа является его связь с национальным сознанием, так как национальное сознание зиждется на исторической памяти, на знании истории нации; ее традициях; включает в себя эмоционально-ценностную оценку прошлого и современного состояния народа, его взаимосвязи с другими нациями и народами; опирается на исторический опыт нации, национальные институты, с помощью которых историческое сознание становится, в той или иной мере, общим достоянием нации. Тесная связь исторического и национального сознания русского народа вытекает из того, что в его истории было много событий, сплачивающих нацию воедино.
2. Другая особенность исторического сознания русского народа - его противоречивость, которая, являясь общей чертой всех вещей и явлений, имеет специфические формы проявления в историческом сознании русского народа в виде противостояния западничества и славянофильства в XIX в; официальных и неофициальных трактовок Октябрьской революции и строительства социализма в советское время; в форме различных и противоположных оценок советского прошлого, современных реформ, будущего России и путей его достижения - в постсоветский период. Историческое сознание русского народа в настоящее время расколото на несколько самостоятельных подсистем: фрустрированное сознание; консервативное критическое сознание; демократическое космополитическое сознание; демократическое национально-нейтральное сознание и др. (ЮА Левада, З.В. Сикевич, А.И. Панюков и др.).
3. Еще одна особенность исторического сознания русского народа - его перегруженность политико-идеологическими компонентами, что было обусловлено самодержавным характером власти в досоветский период; однопартийностью политической системы в советское время; недостаточным развитием демократии в постсоветский период; сильным давлением государственных структур на общественное, в том числе, историческое сознание с целью придать ему нужную властям предержащим политико-идеологическую направленность. Показано, что отмеченные особенности исторического сознания русского народа по-разному проявлялись в различные периоды истории. Рассматривая дискуссионный вопрос о деидеологизации исторического сознания современной России, мы утверждаем, что и в настоящее время историческое сознание не свободно от идеологии, хотя способы ее распространения изменились по сравнению с советским временем: стали менее прямолинейными, более технически оснащенными и основанными на современных приемах воздействия на психику. В целом историческое сознание русского народа отличается большим богатством и сложностью; в нем нашли отражение пути формирования и развития народа; драмы, трагедии и звездные часы его истории. Содержание данного раздела конкретизирует ответ на поставленный во введении 3-й вопрос.
В заключении формулируются основные выводы проведенного исследования.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Свирида Н.Н. Нравственные оценки в историческом сознании // Актуальные вопросы образования и воспитания педагогических кадров: Сборник материалов научной конференции СурГПИ. -Сургут: РИО СурГПИ, 2000. - С. 123-125.
2. Свирида Н.Н. Историческое сознание общества: философский аспект: Учебно-методическое пособие. - Сургут: РИО СурГПИ, 2002.-68 с.
3. Свирида Н.Н. Конфликт и национальный интерес // Конфликт как форма социального взаимодействия: теоретические и прикладные аспекты: Сборник материалов Всероссийской научной конференции 25-27декабря 2002 г. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. - С. 23-26.
4. Свирида Н.Н. Формирование исторической идентичности в российском обществе // Проблемы качества образовательной системы СурГПИ: поиски и решения: Сборник тезисов докладов восьмой отчетной научной конференции 30 января 2004 г.: В 2 ч. - Сургут: РИО СурГПИ, 2004. - Ч. 2. - С. 146-148.
5. Свирида Н.Н. Аксиологические аспекты исторического сознания // Философия ценностей. Материалы Российской конференции (Курган, 15-16 апреля 2004). - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2004.-С. 223-227.
Сдано в печать 23.11.04 г. Формат 60x84/16 Печать ризограф. Гарнитура Times NR Тираж 100 экз. Заказ №113. Усл. п.л. 1
Редакционно-издательский отдел Сургутского государственного педагогического института 628417, г. Сургут, 50 лет ВЛКСМ, 10/2
Отпечатано в РИО СурГПИ
»273 1 7
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Свирида, Надежда Николаевна
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования исторического сознания.
1.1. Феномен и понятие исторического сознания.
1.2. Историческая память, историческое сознание, историческая преемственность, социальное наследование.
Глава 2. Структура, функции исторического сознания и его место в духовной культуре.
2.1. Структура исторического сознания.
2.2. Функции исторического сознания и его место среди других форм общественного сознания.
2.3. Особенности исторического сознания русского народа.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Свирида, Надежда Николаевна
Актуальность темы исследования обусловлена многими факторами. Во-первых, историческое сознание всегда играло большую роль в жизни общества, о чем свидетельствует вечный интерес человечества к своей истории. Во-вторых, историческое сознание как связующее звено между прошлым, настоящим и будущим приобретает особо важное значение в эпоху коренных преобразований российского общества. Новая социальная реальность изменяет в историческом сознании субъекта сложившийся облик прошлого, соответственно, разрушаются многие стереотипы исторически обоснованной социальной практики. Тем не менее в этот период необходимым условием успешной деятельности субъекта является осознанное практическое использование культурно-исторического опыта. В этой связи большую роль играет рефлексия по поводу конструирования образа своей истории. В осмыслении и переосмыслении отечественной истории происходят противоречивые процессы. С одной стороны, увеличился интерес общества к собственной истории. Подтверждением этого интереса является актуализация исторической проблематики в научных публикациях, в средствах массовой информации. С другой стороны, плюрализм мнений ведет к субъективным интерпретациям, к очередному переписыванию истории, к фальсификации тех или иных страниц исторического прошлого и настоящего. Актуальность диссертационного исследования заключается в значимости исторического сознания в период трансформации российского общества, когда происходят сущностные изменения в общественном сознании, в культурных и поведенческих ориентациях социального субъекта; она также вытекает из необходимости формирования у новых поколений действенного исторического сознания, основанного на исторической памяти, знании отечественной истории и культуры; из задач, связанных как с оценкой пройденного пути, так и с выбором дальнейших путей развития общества. В-третьих, изучение исторического сознания актуализируется как внутренними, так и внешними социальными реалиями. Значительные изменения происходят в настоящее время в глобальном масштабе, что связано с переходом от эпохи модерна к эпохе постмодерна, к постиндустриальному информационному обществу, с противоречиями глобализации. В целом историческое сознание современного человека характеризуется разорванностью, фрагментарностью, сосуществованием зачастую несовместимых представлений. Отсюда - зыбкость сознания, утрата смыслообразований. Такое историческое сознание человека не способно связать новые впечатления бытия со старыми, определить соотношение объективного и субъективного в знаниях о прошлом, корректировать исторические представления с помощью новой информации и оценки ее достоверности. В-четвертых, в актуализации проблемы исторического сознания сыграли свою роль и факторы, находящиеся в сфере философского знания. В отечественной философской литературе историческое сознание стало объектом целенаправленного изучения примерно в конце 60-х годов XX в. Вследствие обострения интереса обществоведов к проблематике духовной жизни общества, а также осознания чрезмерной упрощенности прежних подходов, начали утверждаться новые методологические основания исследования духовных феноменов. В отечественной философской литературе проблема исторического сознания была впервые поставлена Ю.А. Левадой и И.С. Коном. "Этим понятием охватывается все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспроизводит и оценивает) свое прошлое, точнее, в которых общество воспроизводит свое движение во времени"1, - отмечал Ю.А. Левада. И.С. Кон определял историческое сознание как «осознание обществом, классом, социальной группой своей идентичности, своего положения во времени, связи своего настоящего с прошлым и будущим»2. Эти положения получили развитие в работах ряда отечественных исследователей. При определении исторического сознания, его сущности, структуры и функций в философии левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод// Философские проблемы науки. М., 1969. С. 192.
2 Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 9-10. существует немало подходов, что свидетельствует о многогранности его проявления в духовной культуре общества. Имеющиеся в философии подходы к феномену исторического сознания располагают богатыми возможностями осмысления его специфики, тем не менее, недостаточно внимания уделяется исследованию исторического сознания как явления духовно-практической деятельности субъекта истории, выявлению места исторического сознания в «механизмах» трансляции культуры. Категориальный статус понятия «историческое сознание» определяется не только его местом в системе категорий философии истории в целом, но и методологической значимостью в исследовании общественного сознания и духовной культуры в особенности. Поэтому обращение к проблеме исторического сознания вызвано необходимостью целостного осмысления его места и роли в системе общественного сознания, в духовной культуре.
Историческое сознание социального субъекта не только отражает времяположение прошлого, настоящего и будущего, оно конструирует и множество сложных временных форм: прошлое в настоящем, будущее в настоящем и т.д. Анализ роли темпоральных представлений в историческом сознании является предпосылкой для исследования более конкретных вопросов: его динамики в российском обществе, выделения опорных точек в исторической памяти русского народа и ценностей глубинной личностной и общественной значимости.
Итак, актуальность предпринимаемого исследования определяется значимостью того культурологического потенциала, который заключен в историческом сознании, необходимостью выявления каналов реализации этого потенциала в практической деятельности субъекта истории. Теоретическая и практическая актуальность изучения проблемы исторического сознания как явления культуры определила выбор темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. В философской и научной литературе к настоящему времени сложилось несколько направлений в исследовании исторического сознания, в рамках которых накоплен значительный материал, позволяющий заострить внимание на различных аспектах исторического сознания и наметить пути дальнейшего изучения данной проблемы. Можно выделить ряд проблемных блоков.
1. Исследования, посвященные той реальности, которую изучает история как наука, а также философскому осмыслению исторического сознания человека как субъекта исторического процесса (Х.-Г. Гадамер, Н. Гартман, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, М. Блок, К. Маркс, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, А.Дж. Тойнби, П. Рикер, Г. Риккерт, О. Шпенглер, И.Г. Фихте, К. Ясперс и др. представители западно-европейской философии). Особенности знаний об истории, способы их получения, хранения и трансформации рассматривают отечественные мыслители B.C. Барулин, Е.М. Жуков, Р.И. Иванова, В.Е. Кемеров, В.И. Копалов, Н.Е. Колосов, В.А. Лекторский, В.М. Межуев, К.Х. Момджян, А.И. Ракитов, Е.Б. Рашковский, К.В. Хвостова и др.
2. Литература, в которой акцентируется внимание на сущности исторического сознания, его структуре, функциях и генезисе (работы Г.А. Антипова, М.А. Барга, A.B. Гулыги, А.Я. Гуревича, Г.Т. Журавлева, В.А. Ельчанинова, Ю.А. Кимелева, И.С. Кона, Ю.А. Левады, В.И. Меркушина, Б.Г. Могильницкого, А.И. Панюкова, А.И. Ракитова, А.Х. Самиева, В.Б. Устьянцева, Н.П. Французовой и др.). Одним из существенных аспектов в изучении исторического сознания выступает вопрос о его связи с историческим временем. Здесь помимо исследований западных философов М. Блока, Г. Зиммеля, А. Игнатова, Г. Люббе, П. Тиллиха, М. Хайдеггера и др., мы отметим работы отечественных мыслителей А.Л. Андреева, М.А. Барга, И.М. Меликова, A.B. Полетаева, И.М. Савельевой и др. Соотношение исторического сознания с другими формами общественного сознания рассматривают И.А. Гобозов, Ф.Т. Михайлов, А.Г. Спиркин, А.К. Уледов и др.
3. Изучению различных феноменов духовной жизни общества и культуры в целом, являющихся выражением исторического сознания, посвящены исследования М.А. Кисселя, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, А.Ф. Лосева, М.К. Петрова, В.Н. Романова, Л.В. Скворцова, B.C. Степина, Ю.М. Шора, М. Элиаде и др.; ценные работы по историческому сознанию как феномену культуры созданы В.Е. Гусевым, Д.С. Лихачевым, Ю.М. Лотманом и др.
4. Социальную обусловленность исторического сознания и исторической памяти рассматривают Ю.А. Афанасьев, В.Э. Бойков, В.К. Егоров, В.А. Колеватов, Я.К. Ребане, Ж.Т. Тощенко, В.Б. Устьянцев и др. Исторической преемственности и социальному наследованию уделяют внимание Э.А. Баллер, М.П. Завьялова, И.Т. Касавин, Ф.Т. Михайлов, В.Н. Расторгуев и др.
5. Важным блоком является проблематика, связанная с рефлексией отечественной философской традиции по поводу специфики исторического сознания русского народа. Мы опирались на исследования, посвященные анализу национальных и религиозных аспектов исторического сознания русского народа (работы H.A. Бердяева, М.О. Гершензона, В.И. Иванова, М.О. Кояловича, Л.П. Карсавина, И.О. Лосского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, A.C. Хомякова, П.Я. Чаадаева и др.). Особое значение в исследовании исторического прошлого русского народа имеют работы Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева. Особенности исторического сознания русского народа изучают также П.М. Золин, В.М. Кандыба, В.М. Межу ев, В.И. Мильдон, Л.И. Новикова, И.К. Пантин, А.И. Панюков, Е.Г. Плимак, A.A. Преображенский, Ю.И. Семенов, И.Н. Сиземская, Н.Я. Эйдельман и др.
6. Анализ идеологической направленности исторического сознания дан в исследованиях О.В. Волобуева, М.Я. Геллера, A.A. Зиновьева, С.Г. Кара-Мурзы, М.А. Кисселя, C.B. Кулешова, P.A. Медведева, A.B. Пыжикова, A.B. Юревич и др.
7. Нами привлечены исследования, посвященные трансформации современного российского общества (Л.И. Абалкин, A.C. Ахиезер, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, С.Г. Кара-Мурза, A.C. Панарин, Г. Померанц, Н.С. Розов, Л.И. Семенникова, З.В. Сикевич, Л.И. Чинакова, М.А. Шабанова и др.) и влиянию социальных факторов на динамику исторического сознания.
Наряду с теоретическими исследованиями, в диссертации привлечена художественная, публицистическая и мемуарная литература (Ч. Айтматов, С.Т. Аксаков, В.И. Белов, И.А. Бунин, М. Горький, Ф.М. Достоевский, Г.К. Жуков, Е.И. Замятин, В.В. Набоков, A.C. Пушкин, B.C. Соловьев, K.M. Симонов, А.И. Солженицын, В.А. Солоухин, JI.H. Толстой и др.).
Тем не менее, до сих пор остаются спорными и малоизученными многие вопросы, относящиеся к проблеме исторического сознания, а именно: предметная область исторического сознания; его соотношение с модусами времени; формы его выражения; структурные компоненты; наличие или отсутствие у него специфических функций; соотношение исторического сознания и исторического познания; место и роль исторического сознания в системе общественного сознания; недостаточно внимания уделяется вопросу об историческом сознании как особом духовном образовании.
Основная проблема исследования обусловлена недостаточным философским осмыслением исторического сознания как явления культуры и может быть зафиксирована в вопросах: 1) в чем состоит сущность исторического сознания? 2) Каким образом происходит трансляция исторического сознания в культуру? 3) Каковы роль и место исторического сознания в духовной культуре?
Основная цель исследования: осмысление сущности, структуры и функций исторического сознания, его роли в духовной культуре.
Задачи исследования:
• осмыслить сущность понятия исторического сознания;
• охарактеризовать опосредствующие звенья, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры;
• выявить структурные элементы исторического сознания;
• рассмотреть функции исторического сознания и его связь с некоторыми другими формами общественного сознания;
• определить особенности исторического сознания русского народа.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Фундаментальную роль в процессе исследования играли такие философские методологические принципы, как объективность; историзм; взаимосвязь, развитие и противоречие, принцип системности. В работе используется также метод философской рефлексии.
Отметим междисциплинарный характер нашего исследования. Для обоснования выводов работы необходимо философское, историческое, культурологическое знание в синтезе. Исследование основывается на трудах отечественных и тех зарубежных мыслителей, которые обосновывают социокультурную специфику исторического сознания, для которых характерна рефлексия по поводу собственной истории. Эти труды перечислены выше.
Научная новизна исследования определяется выбранным аспектом проблемы исторического сознания: его рассмотрением как явления, относящегося не к одной какой-либо области духовного бытия, а ко всей духовной культуре. Основные результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях.
1. Выделены два, имеющие место в литературе основные подхода к пониманию исторического сознания; показано, что оба они заключают в себе принципиальный общий момент: акцентирование связи исторического сознания и исторического времени. Выявлено существенное различие между названными подходами:
1) при первом из них историческое сознание понимается более узко как отражение только прошлой истории, формирующееся главным образом на основе исторической науки;
2) при втором подходе историческое сознание трактуется более широко: его предметной областью считается исторический процесс в единстве трех модусов времени; оно формируется не только средствами исторической науки, но и всех других форм общественного сознания. Показано, что эти подходы не следует противопоставлять: в каждом из них фиксируются действительные черты сложного и противоречивого духовного феномена — исторического сознания. В диссертации, в соответствии с ее темой, обосновывается и развивается второй подход к историческому сознанию как универсальному явлению духовной культуры.
2. Представлена дефиниция понятия исторического сознания, фиксирующая его особенности как определенного компонента общественного сознания и духовной культуры.
3. Показано, что основными звеньями, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры, являются историческая память, историческая преемственность, социальное наследование. Обоснована необходимость включения в указанную группу категорий понятия «социальное наследование»; выявлены общие черты и различия названных категорий; показана роль исторического сознания в функционировании исторической памяти, исторической преемственности и социального наследования. Единством этих категорий выражается исторически обусловленный социокультурный контекст жизнедеятельности социального субъекта.
4. Определены логические основания для расчленения структуры исторического сознания на четыре основные группы компонентов; показано, что историческое сознание - специфическое духовное образование, это аспект, срез всех форм общественного сознания, духовной культуры; рассмотрено, какими путями элементы содержания различных форм общественного сознания вплетаются в ткань исторического сознания; раскрыты, вместе с тем, относительная самостоятельность исторического сознания, которая проявляется в наличии у него собственной предметной области, специфической структуры и только ему присущей функции хранения и осмысления исторической памяти.
5. Осуществлена конкретизация роли исторического сознания в социокультурном процессе применительно к историческому сознанию русского народа, выделены некоторые особенности исторического сознания русского народа, прослежена их изменчивость, показано их влияние на историческое развитие России.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем: Во-первых, материалы диссертации могут быть применены для дальнейшего исследования содержания, места и роли исторического сознания в духовно-практической деятельности человека и общества. Во-вторых, материалы исследования могут быть использованы в разработке теоретических и методических материалов по философии культуры, культурологии, теории истории, этике, философской антропологии.
Апробация работы. Положения и выводы диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического института, излагались в ряде статей и тезисов, уточнялись в ходе работы конференций и семинаров в 2000-2004 гг. Некоторые разделы темы апробированы на занятиях по философии и культурологии со студентами исторического и филологического факультетов СурГПИ. Диссертация обсуждена также на кафедре философии Омского государственного педагогического университета
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 151 странице. Библиография включает 230 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Историческое сознание как явление культуры"
• Выводы. Историческое сознание русского народа отличается большим богатством и сложностью. В нем нашли отражение перипетии формирования и развития народа, драмы и трагедии его истории, его огромный исторический опыт. Важными его особенностями выступают а) тесная связь с национальным сознанием; б) противоречивость; в) чрезмерная нагруженность идеологическими компонентами. Эти особенности по-разному проявляются на разных этапах развития русского народа.
76 Бушуев В. Свет и тени нашего прошлого. Статья первая // Свободная мысль - XXI. 2004. № 1. С. 124.
77 См.: Арин О. Царская Россия: мифы и реальность. М., 1999. С. 3-5.
78
Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 94, 113.
Заключение
Историческое сознание может быть исследовано на философском уровне с разных сторон и в разных аспектах. Один из аспектов - осмысление феномена исторического сознания как явления культуры. Данный контекст исследования задает способы философского поиска специфики исторического сознания, его роли в духовно-практической деятельности социального субъекта в сохранении и трансляции культурных ценностей. Работая, в основном, в русле классической философской традиции, мы пришли к следующим результатам:
1. Историческое сознание - сложное и многогранное духовное явление, его предметообразующим признаком служит движение общества по оси времени. В узком смысле этого термина историческое сознание - это отражение прошлого. В широком смысле - это компонент, аспект, срез общественного сознания, духовной реальности, духовной стороны исторического процесса, духовной культуры, представляющий собой отражение, познание, осмысление, интерпретацию, вынесение оценок, выражение эмоций, постижение человеческой истории как процесса, протекающего во времени, в единстве прошлого, настоящего и будущего. Понимание исторического сознания в узком и широком смысле характеризуют не два разных феномена духовной культуры, а один сложный и противоречивый феномен — историческое сознание.
2. Историческое сознание включается в механизм трансляции культуры через опосредствующие звенья, которыми являются историческая память, историческая преемственность, социальное наследование, выступающие важными универсалиями культуры. Фундаментом исторического сознания является историческая память, которая определяет связь между прошлым и настоящим в событийном и человеческом измерениях. Историческая память и историческое сознание - перекрещивающиеся понятия. Первое понятие шире второго в том смысле, что историческая память возникла ранее развитого исторического сознания; второе - шире в том смысле, что оно касается трех модусов времени, а не только прошлого.
3. Историческое сознание реализуется в процессе преемственности и социального наследования; оно служит ориентиром при решении вопроса, что именно из прошлой истории подлежит сохранению, накоплению, преемственности; позволяет субъекту осознать свою причастность к достижениям культуры и осуществлять культурно-историческую преемственность. Наиболее широким и фундаментальным в этой группе понятий является понятие социального наследования как специфически человеческого способа передачи культуры от поколения к поколению, обеспечения целостности культурно-исторического процесса. Единством этих категорий выражается исторически обусловленный социокультурный контекст жизнедеятельности социального субъекта.
4. В структуре исторического сознания можно выделить четыре группы компонентов: 1) обыденное и массовое сознание и социальная психология в тех своих частях, которые отражают исторический процесс; 2) теоретический "блок" (историческая наука, философия истории, теология истории); 3) художественно-образный "блок" (некоторые жанры профессионального искусства и фольклора); 4) политико-идеологический "блок" (политическое, правовое, моральное сознание в тех компонентах, которые непосредственно вплетаются в ткань исторических исследований и рассуждений).
5. Роль исторического сознания в общественной жизни более конкретно проявляется в его функциях: а) мировоззренческой, которую можно дифференцировать на информационную, оценочную, идеологическую, культурно-воспитательную; б) познавательной; в) методологической; г) так называемых «специфических» функциях. Специфика исторического сознания в аспекте его функций состоит в конкретном содержании этих функций и в значении каждой функции исторического сознания по сравнению с функциями других форм общественного сознания. Историческое сознание проявляется и выражается через все формы общественного сознания, а не стоит в одном ряду
Ф с ними. Вместе с тем, историческое сознание не является механической совокупностью элементов разных форм общественного сознания; оно есть целостная система, и эта целостность задается его предметом, взаимосвязью структурных компонентов и действительно специфической функцией сохранения и осмысления исторической памяти.
6. Историческое сознание русского народа формируется в первую очередь на базе осмысления и коллективного переживания грандиозных исторических
• событий, не раз коренным образом меняющих судьбы граждан и страны. Среди особенностей исторического сознания русского народа можно выделить а) связь исторического сознания с национальным сознанием; б) противоречивый характер; в) чрезмерную нагруженность идеологическими компонентами. Историческое сознание русского народа изменчиво в своей устойчивости. Причинами изменчивости являются и сама длительность исторического пути народа, и различного рода социальные, политические, идеологические и другие коллизии. Названные особенности исторического • сознания русского народа имеют разные формы проявления в досоветское, советское и постсоветское время.
7. Особенности исторического сознания русского народа демонстрируют большое значение в культурно-историческом процессе мировоззренческой, воспитательной и идеологической функций исторического сознания, а также его связь с политикой, моралью, искусством и другими областями духовной культуры.
8. Современные оживленные дискуссии по проблемам исторического сознания - свидетельство его громадной роли в социокультурном процессе. Дальнейшие исследования исторического сознания вообще и исторического сознания русского народа - важная часть развития философии и духовной культуры.
Список научной литературыСвирида, Надежда Николаевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абалкин Л.И. Н.Я. Данилевский о России, Европе и славянском единстве // Социс. 2003. № 5. - С. 3-7.
2. Августин А. Исповедь. М.: Канон, 1997. - 464 с.
3. Айтматов Ч. Буранный полустанок (И дольше века длится день) // Роман-газета. М.: Госкомиздат СССР, 1982. № 3. - 112 с.
4. Аксаков И.С. Из речи о A.C. Пушкине // .Из русской думы /Сост. Ю. Селиверстов. В 2 т. Т. 1. М.: Роман-газета, 1995.- С. 216-219.
5. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука; Воспоминания. Л.: Лениздат, 1984.-448 с.
6. Андреев А.Л. Историческое самосознание. Теория. История. Практика. -Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 280 с.
7. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990. - 223 с.
8. Анисимова И.И. Историческое сознание как феномен культуры (к постановке проблемы) // Сознание и диалектика познания: Сб. науч. тр./ отв. ред. Г.Н. Гумницкий и др. Иваново, 1986. - С. 49-53.
9. Анисимова И.И. Динамика исторического сознания // Природа общественного и индивидуального сознания / Отв. ред. Г.Н. Гумницкий. Иваново, 1989. - С. 49-53.
10. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск: Наука, 1987.- 242 с.
11. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988.- 126 с.
12. Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое, настоящее, будущее (Историко- философская мысль России XIX-XX вв.). М.: ТОО «ИНТЕЛТЕХ», 1995.208 с.
13. Аткинсон Р. Управление кратковременной памятью // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 1998.- С. 508-546.14