автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Транссубъективный аспект внутренней реальности

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Голуб, Николай Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидат философских наук
  • Место защиты диссертации: Симферополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Транссубъективный аспект внутренней реальности'

Текст диссертации на тему "Транссубъективный аспект внутренней реальности"

62 12/16

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО

ТРАНССУБЪЕКТНЫЙ АСПЕКТ ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

(ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

09.00.01. - онтология, гносеология, феноменология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

философских наук

Научный руководитель

На правах рукописи

Голуб Николай Николаевич

УДК 165.324:165.62

Симферополь - 2004

Николко Владимир Николаевич доктор философских наук, профессор

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1. ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Р81/М-РЕАЛЬНОСТИ:

МЕТОДЫ ТРАНССУБЪЕКЦИИ.............................................г 8

1.1. Феноменологический метод......................................................................................27

1.2. Экспериментальный метод......................................................................................33

1.3. Интегральный метод....................................................................................................60

Выводы по Разделу 1..................................................................................................................65

РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ Р81/М-РЕАЛЬНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ....................................................................... 68

2.1. Теоретический аспект философских интерпретаций...........................70

2.1.1. Иррационалистические интерпретации....................................... 70

2.1.2. Феноменологические интерпретации.................................... 73

2.1.3. Экзистенциальные интерпретации ......................................... 75

2.2. Эмпирический аспект философских интерпретаций...........................79

2.2.1. Прагматические интерпретации............................................. 79

2.2.2. Фрейдистские интерпретации ....................................... §2

2.2.3. Трансперсоналистские интерпретации..........................................87

Выводы по Разделу 2..............................................................................................94

РАЗДЕЛ 3. АРХИТЕКТОНИКА Р81/М-РЕАЛЬНОСТИ............................97

3.1. Топография психомодальностей.............................................. 97

3.2. Персональная психомодальность........................................... 225

3.3. Трансперсональные психомодальности..........................................134

3.4. Имперсональная психомодальность.................................................

Выводы по Разделу 3..........................................................................................................................154

ВЫВОДЫ.....................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................168

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Категоризация психического всегда привлекала философов, а в настоящее время приобрела особую актуальность. С одной стороны, это связано с моно- и полидисциплинарными исследованиями внутренней реальности, с другой - с отсутствием интегрального подхода к осмыслению накопленных данных. Имеющийся материал не только существенно корректирует традиционные представления о субъективной реальности, но и в ряде случаев опровергает их.

Решение важнейших философских проблем немыслимо без адекватного понимания субъективности, как явной, так и неявной ее сфер1. История философии изобилует примерами, когда в силу недостаточной ясности представлений в субъективной сфере, происходило неверное отождествление или подмена базовых категорий, что приводило к сомнительным выводам и построениям . В контексте настоящего исследования не могут быть приняты взгляды, ограничивающие содержания психики исключительно внешними импринтами, как в случае, к примеру, с утверждением C.JI Рубинштейна: «Всякая психическая деятельность есть отражение объективной действительности...»3. Современные исследования субъективной реальности показывают многообразие как психической деятельности, так и состояний, коррелирующих эту деятельность. Под субъективной реальностью, уточним, понимаются как формы, в которых реализуется бытие, привнесенных извне,

1 Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб.: Юридический центр Пресс 2001 - С 208-212. '

Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая школа 1991.-С. 101.

Рубинштейн C.JI. О сознании // Психология сознания / Сост. JIВ Куликов -СПб.: Питер, 2001.-С.51.

в психику содержаний мира, так и собственное содержание психики. Актуальность темы настоящего исследования заключается во внесении некоторых корректив и дополнений в традиционные представления о субъективной реальности.

Широта и качественное своеобразие информации о субъективном содержании психики ставит под сомнение не только универсальность теории отражения, но и существующие интерпретации категориального деления психики в формах феноменологии, экзистенциализма, иррационализма, фрейдистской и прагматической философии. Суть дела - и в этом основной пафос представленной диссертации, в том, что глубинные психологические обобщения доставляют материал, который можно рассматривать как не укладывающийся в имеющиеся категориальные схемы психического, что, естественно, предполагает необходимость принципиально новых решений.

В логико-методологическом аспекте актуальность тематики представленной диссертации выражается в разработке новой, «чистой» (независимой от прежних интерпретаций) терминологии, уточнении смыслов и возможностей существующих толкований фактов глубинной психологии, создания нового дискурса и прочтения оснований комплекса логико-психологических наук. С общефилософской точки зрения, расширение поля интерпретации психической данности субъекта, конечно же, предполагает гамму изменений и уточнений, как историко-философских концепций, когнитивных парадигм, так и антрополого-культурологических содержаний современной философии: различные изменения категориального деления психики, на что указывает история философии, неизбежно вызывают модернизацию понятийной сферы в целом и в отдельных моментах.

Таким образом, методологическая задача, обусловливающая актуальность темы настоящего исследования, заключается в расширении поля философского знания о субъективной реальности и, как следствие - модернизации представлений в важнейших областях философской проблематики на современном этапе.

Необходимость расширения поля философского знания вызвана тем, что огромный теоретический и эмпирический материал, накопленный современной научной мыслью, существенно корректирует традиционные представления о природе субъективной реальности, а в ряде случаев и опровергает их.

Украина своим стремительным развитием врывается в европейский мир. Она остро нуждается в эффективных инновационных стратегиях в области экономики, строительства собственной государственности, управления в условиях свободного демократического функционирования политических институтов, совершенствования системы образования. Представляется, выполнение этих задач будет более успешным, если в своем развитии она будет ориентироваться на новейшие философские обобщения в области глубинной психологии. Этому служит предлагаемая диссертация.

Важнейшими в настоящей работе являются понятия транссубъекции, методов транссубъекции, Psi/M-Реальности и психомодальностей. Введенный нами составной термин транссубъекция образован от латинского trans, что означает - переступать, выходить за пределы и sabjectus - источник познавательной активности, направленной на объект4. Под транссубъекцией будем понимать преодоление познающим субъектом обыденного, повседневного состояния субъективности, определяемого наукой как «нормальное состояние сознания».

Состояния, достигаемые в процессе транссубъекции и именуемые в настоящей диссертации транссубъектными состояниями, соотносятся с созерцанием, как способом вовлеченности человека в универсум культуры. Напротив, личностное обыденное состояние психики субъекта, называемое, как уже было сказано, в современной науке «нормальное состояние сознания» соотносится с деятельностью5.

4 Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичева и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815с.

5 Шоркин А.Д. Ментальность: культурологический аспект // Калина Н.Ф., Черный Е.В., Шоркин А.Д. Лики ментальности и поле политики - К.: Агропромвидав УкраТни 1999.-С.38.

Методами транссубъекции является ряд последовательных преднамеренных действий, направленных на преодоление личностного сознания, с последующим переходом субъекта из модуса деятельности в модус созерцания. А.Д. Шоркин подчеркивает: «...о созерцании можно лишь сказать, что оно интенционально, и что главной его интенцией является некоторое состояние самого субъекта созерцания, который в случае успешности созерцания как раз перестает быть субъектом6 (курсив мой. - Н.Г.)».

Операциональные характеристики7 методов транссубъекции заключаются в изменении структур и содержаний психического, ответственных за восприятие внешней и внутренней реальности, посредством воздействия на субъекта психических, физиологических и психоделических модулирующих (изменяющих психику) средств в форме медитации, гипноза, сенсорной депривации, психотропных веществ, интегральных психотехнологий и т.д.

Таким образом, термины «измененные состояния сознания», «необычные состояния сознания», «особые состояния сознания», «расширенные состояния сознания» в контексте философского дискурса в настоящей диссертации синонимизируются как транссубъектные состояния.

Внутренние пространства субъективной реальности, объединенные сходными сущностными параметрами в настоящей работе именуются психомодальностями8.

Центральным понятием предлагаемой диссертации является Рб1/М-Реальность9. Под РзШС-Реальностью понимается особая сфера психического, представляющая собой множество транссубъектных состояний, их взаимосвязей и переходов друг в друга. Первая часть составного термина

6 Шоркин А.Д. Ментальность: культурологический аспект // Калина Н.Ф., Черный Е.В., Шоркин А.Д. Лики ментальности и поле политики - К.: Агропромвидав Украши 1999.-С. 42-43.

Николко В.Н. Теория определения. - Симферополь: Изд-во ТНУ, 2002. - 80с.

Полный анализ психомодальностей дан в Разделе 3.

9Полное операциональное определение РзШ-Реальности дано в выводах РАЗДЕЛА 1.

«Psi/М» как раз и указывает на специфику достигаемых состояний, имеющих принципиальное отличие от иных уровней и сфер субъективности, не связанных с транссубъекцией, т.е. преодолением познающего «Я».

Нельзя сказать, что область субъективности, обозначенная в настоящей диссертации Psi/M-Реальностью, находилась вне сферы научного, обыденного или оккультного освоения действительности10. Данные о ней, ее формах, динамике, структурах в разрозненном виде можно встретить в разных по своей природе источниках: религиозных, литературных, научных, магических и т.д. Исследование описания отдельных форм транссубъекции можно встретить у этнографов, историков, социологов, невропатологов, философов, медиков, психологов и т.д.

В настоящее время накопился обильный научный и литературный материал, прямо или косвенно связанный с транссубъектными состояниями. Перечень только основных направлений литературы, представленный ниже, включает десятки единиц, это:

1. Исследования в области психологии и философии, направленные на анализ природы сознания и бессознательного. Источниками в этом направлении являются работы таких авторов, как А. Шопенгауэр [278], М. Хайдеггер [257], Р. Декарт [79-81], С.С. Абрамов [1], В.М. Аллахвердов [8], А.Г. Асмолов [10], В.М. Бехтерев [23], Сб. [17-19], Ф.В. Бассин [16], В.К. Вилюнас [40], Дж. Брунер [31], JI.C. Выготский [45], У. Джеймс [84; 85], В.Н. Николко [170], В.В. Налимов [166], В.Н. Мясищев [163], В.В. Иванов [98], В.П. Зинченко [97], JI.P. Зенков [96] и др.

2. Собственно психологические исследования в русле глубинной психологии:

• психоанализ представлен работами 3. Фрейда [245-252], Ю.М. Пратусевича [189], Ж. Лакана [125; 126], П. Куттера [123], А. Лоренца [142], P.P. Гринсона [62], Э. Берна [24] и др.;

10Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия: Учебник. - Симферополь: Сонат, 1999. -352с.

• оргонная психология: В. Райх [201], У. Уэст [238];

• перинатальная психология: О. Ранк [204; 205], С.М. Морозов [160], В. Менжулин [156];

• индивидуальная психология: А. Адлер [3-5];

• онтопсихология: А. Менегетти [152-153];

• психосинтез: Р. Ассаджоли [11], Д. Мэтерс [162];

• аналитическая психология: К.Г. Юнг [293-307], Н.Ф. Калина [103-105], И.Г. Тимощук (в соавт.) [104];

• социальный психоанализ: Э. Фромм [253-256].

3. Родственные глубинной психологии терапевтические направления:

• соматотропная терапия: У.Р. Эмерсон, С. Шорр-Кон [284];

• терапевтическая антропология: Л. Бинсвангер [25];

• гештальттерапия: Ф. Пёрлз [183-186], П. Гудмен, Р. Хефферлин (в соавт.) [184].

4. Гуманистическая психология: А. Маслоу [148; 149].

5. Трансперсональная психология: С. Гроф [64-72], Т. Лири (139), Дж. Лилли [138], С. Кардаш [111], Т.И. Ахмедов, М.Е Жидко [14, с. 113-132], В.В. Козлов [114-117], М.В. Молоканов [159], Ч. Тарт [231], К. Уилбер [237], М. Харнер [258], Н. Друри [91] и др.

6. Источники по исследованиям гипнологии: О.В. Овчинникова, Е.Е. Насиновская, Н.Г. Иткин [176], [177], Н. Петров [188], В.Л. Райков [200], В.Е. Рожнов, М.А. Рожнова [210], К. Теппервайн [232], Л. Шерток [275], М. Эриксон [286-290], Л. Лекрон [135], В.В. Кондратов [119], А.П. Гришин [63], П.И. Буль [32; 33], В.М. Бехтерев [21], [22] и др.

7. Данные парапсихологии: Ч. Хэнзел [260], А.П. Дубров, В.Н. Пушкин

[92].

8. Работы по нейрофизиологии: Н.И. Чуприкова [270], [271], И.П. Павлов

[181].

9. Источники в области психофизиологии: B.C. Ротенберг [212], П.В. Симонов [216], И.В. Равич-Щербо [191].

10. Исследования по психопатологии: A.M. Свядощ [214], П.В. Симонов [216], А.Р. Лурия [145], Д.Р. Лунц, Н.И. Морозов, Н.И. Фелинская [144], Б.Д. Карвасарский [110], A.M. Вейн, К. Хехт [37], Н.И. Гращенков (в соавт.) [38], Л. Бинсвангер [25] и др.

11. Лингвистические исследования: В.В. Иванов, В.Н. Топоров [99], Ю.Н. Караулов [109], Г.В. Колшанский [118], В.А. Звегинцев [95], В.В. Налимов [165], А.Ф. Грязнов [73], А. Вежбицкая [36] и др.

12. Данные по психофармакологии: М. Добкин де Риос [88], Т.И. Ахмедов, М.Е. Жидко [14, с. 10-14], В.В. Козлов [117, с. 25-30], С. Гроф [65-67], Т. Лири [139, с. 53-54], Дж. Лилли [138] и др.

13. Источники по нейролингвистическому программированию: Д. Гриндер, Р. Бэндлер [59-61], [ 34], ДО. Коннор, Д. Сеймор [179].

14. Данные психолингвистики: Д.Л. Спивак [224-227], И.Ю. Черепанова [263-268], В.В. Налимов [165-167], В.И. Жельвис [94].

15. Исследования в области логики и гносеологии: В.Н. Николко [171], [173], Н.С. Автономова [2], П.В. Алексеев, A.B. Панин [7], Аристотель [9].

16. Научные работы онтологической проблематики: К.Э. Циолковский [262], А.Л. Чижевский [269], В.И. Вернадский [39], Ф. Капра [108].

17. Данные исследований в области мифологии: К.Г. Юнг [293], [301], [303], К. Хюбнер [261], В.М. Найдыш [164], К. Леви-Стросс [130-133], А.Н. Леонтьев [136], Л. Леви-Брюль [128], [129], Дж. Кемпбелл [112].

18. Источники по восточной философии: М. Томпсон [235], B.C. Семёнцов [215], Шри Раджниш [192-198], С. Радхакришнан [199], Сб. [180], Шри Рамана Махарши [150], Д. Кришнамурти [121], [122], В.В. Бродов [30], Г. Фёрштайн [239] и др.

19. Исследования в области медитации: Шри Раджниш [195], Н. Озанец [178], Э. Конзэ [120], Д. Големан [48], Шалаграма Дас [272], Шри Шивананда [277], Г. Фёрштайн [239].

20. Данные теоретических и практических исследований религиозно-философских (духовных) традиций мира:

• даосизм: Э. Юдлав [292], Ли Куань Юй [137], Вон Кью-Кит [42];

• йога: К.Г. Юнг [295], Шалаграма Дас [272], Шри Шивананда [276], М. Элиаде [282], Рамачарака [202], Свами Рамаянда [203], Шри Ауробиндо [12], [13], Г. Фёрштайн [239] и др.

• суфизм : И. Шах [273], Шри Раджниш [196];

• вуду: П.А. Гросс [56], С. Дж. Блэк, Кр. С. Хайатт [26];

• шаманизм: М. Элиаде [283], М. Харнер [258], A.B. Смоляк [221], Е.С. Новик [174], К. Медоуз [151], H.A. Алексеев [6], В.Н. Басилов [15];

• буддизм: Ч. Трунгна [236], Д.Т. Судзуки [228-229], Ринчендуб Будон [208], О.О. Розенберг [211], Шри Раджниш [194], Р. де Мартино [147], А.Н. Игнатович [100], Г. Дюмулен [93], Б. Дандарон [78].

Таким образом, исследований, затрагивающих транссубъектные уровни психического в научной литературе достаточно много. Проблема заключается в их разобщенности, порой, в узконаправленности. Как правило, в рамках той или иной дисциплины разрабатывается определенный аспект Psi/M-Реальности, отвечающий общей методологии дисциплины.

Необходимо собрать воедино все знания относительно указанных сфер внутренней реальности, рассмотреть их с общей методологической философской базы, исследовать многообразие транссубъектных явлений психики в едином методологическом ключе.

Предлагаемая диссертационная работа является попыткой интегрировать многочисленные научные данные, касающиеся Psi/M-Реальности.

За последние годы в Украине практически не появилось работ по философскому осмыслению огромного материала в указанной сфере исследований. В психологии, однако, подобная тематика разрабатывается. Примером может служить диссертационная работа A.A. Гребенюка на тему: «Особенности коннотативной организации сознания наркологических больных» (Дис... канд. психол. наук: 19.00.04 / Симферопольский гос. ун-т. -Симф., 1999. - 147 л. - Библиогр.: л. 131-147 / Шифр диссертации в НБУВ: ДС66293).

В известном смысле близкой по направлению исследований является работа Т.Б. Кодлубовской на тему: «Особенности проявления эмоциональных состояний человека под влиянием запаха эфирных масел» (Дис... канд. психол. наук: 19.00.01 / Киевский национальный ун-т. - К., 2000. - 214л. - Библиогр.: л. 188-205 / Шифр диссертации в НБУВ: ДС60612).

Непосредственно в сфере философских исследований проблема и