автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Трансцендирование в самопознании
Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансцендирование в самопознании"
МОСКОВСКИ!! ОРДЕНА ЛЕНППА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный Совет К 033.01.07
На правах рукописи
СЕРДЮКОВ Юрий Михайлович
ТРАНСЦЕПДПРОВАНИЕ В САМОПОЗПАППИ
Специальность 09.00.01 — диалектика и теория нозпашш
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации па соискание ученой степени кандидата философских паук
Москва 1992
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
доктор философских наук Г. Д. ЛЕВИН кандидат философских наук, доцент М. С. КЕЛЬНЕР
Ведущая организация: Институт системного анализа РАН.
на заседании специализированного совета 'К 053.01.07 но присуждению ученой степени кандидата философских наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, ир-т Вернадского, д. 88, ауд. № 818.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ им. В. И. Ленина. Адрес института: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Научный р у к о в о д и т е ль:
доктор философских наук, профессор Д. И. ДУБРОВСКИЙ
Официальные оппоненты:
Защита состоится «
1992 г. в 15 час. 00 мин.
Автореферат разослан ........fi^?.!^.....1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета
И. Н. ГРИФЦОВА
X. ОБЩАЯ ХАР. 1КТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Актуальность и значимость нетрадиционных философских проблем несомненна. Однако, какую бы область философского знания ни избрал индивид сферой приложения своих мыслительных сил, какие бы, - пусть даже самые отдаленные от классических, - проблемы ни стали предметом его непосредственного анализа, он непременно будет вынужден вновь и вновь возвращаться к традиционной философской проблематике. И это так тленно потому, что, как бы ни был дифференцирован мнениями предмет философии, какие бы взгляды ни существовали на то, что она есть и каков ее метод, философия по-прежнему остается философией - особым, метафизическим способом теоретизирования, и неисчерпаемым многообразием рожденных этим способом идей и концепций. Актуальность классических философских проблем вечна, и это является той истинной причиной, которая обусловила выбор одной из них в качестве объекта непосредственного внимания автора. В наиболее общем,предельно абстрактном виде, предает работы можно ограничить проблемой самопознания личности.
В ограниченном несколькими глобальными идеями ряду важнейших философских проблем - многообразно дашь число их аспектов и формулировок - проблеме самопознания личности принадлезкит особое, по ее значимости, место. И это так именно потому, что, в конечном итоге, вся совокупность воззрений философствующего субъекта основывается на его понимании собственного Я. Неоправданное расширение пределов самосознания влечет за собой неоправданное сужение пределов внешнего мира. Ограничение Я идеально-личноотщзл и полагаете ин'терсубъективного внешним сознанию, неоправданно внешний мир расширяет. Необходимым условием построения истинной картины мира является истинное знание Я.
Что я есть? - необходимый и вечный вопрос философского мышления. Необходимый, ибо вне предварительного определения Я невозможно сконструировать ни собственное представление о мире, ни, тем более, представление о месте человека в Космосе. Вечный,ввиду принципиальной недостижимости полного определения самосознания: противоречие между фиксированностью определения ж непрерыв-. ностыэ движения мысли исключает совпадение действительного самосознания-с его представлением о себе; всякая определевдад рефлексия спонтанно порождает выходящее за пределу осознанности знание.
Коль скоро вопрос: что я есть? -необходим и вечен, то каждое закономерное стремление к его разрешению следует считать не более чем очередной, претендующей на большую или меньшую степень полноты и достоверности, попыткой. Попыткой связи в рамках единого представления конечного объема наличных фиксированных знаний.
Выбор конкретного аспекта проблемы самопознания не имеет абсолютно произвольного характера. Помимо собственных интересов автора, предпочтение определенной области обусловлено, прежде всего, современным состоянием философских исследований. Оно же по отношению к различным объектам неодинаково. И, несомненно, одной из наиболее догматизированных и наименее разработанных областей-отечественного философского знания является философия религии.
На протяжении последних семи десятилетий господствующее официальное отношение к религии было однозначно отрицательным. Идея высшего сакрального объекта трактовалась в качестве иллюзии заблуждавшегося разума, религиозное отношение к Богу представлялось особым способом одурманивания трудящихся. Основными предметами ортодоксальной философии были, в лучшем случае, выявление причин религиозных заблуждений, в худаем, - в духе Е.Ярославского, -прямое подавление инакомыслия. Позитивное гносеологическое отношение к религиозным верованиям беспощадно искоренялось, всякая попытка взвешенного осмысления многообразного содержания религиозных представлений объявлялась ересью.
Однако не вызывает сомнений, что на протяжении тысячелетий идея Бога являлась существеннейшим компонентом духовной жизни цивилизации. Содержанием сакральных образов определялись интеллектуальная, эмоциональная и практическая сферы деятельности индивида. Бог и личная вера в Бога являлись теми реальными, но не иллюзорными, факторами, ценность которых была для индивида неизмеримо значимей ценности многих земных благ. В соответствии с "божественными" указаниями строилась земная'жизнь индивида, и в лоне "Царства Божия" виделось ему загробное существование душ. Бог давал жизнь субъекту, руководил ею, и к Богу устремлялась душа после кончины бренного тела. В течение всей жизни Бог незримо присутствовал рядом с субъектом, ограничивал пределы его личных возможностей областью своей исключительной компетенции, руково-: дал помыслами и стремлениями индивида. Самосознание индивида ограничивалось и формировалось сверхличностной идеей Бога. Многие представления о существеннейших чертах своей собственной личное-
ти человек получал из содержания религиозных верований, и в процессе личной религиозной деятельности. Идеальность самосознания индивида была ограничена идеальностью высшего сакрального объекта, самопознание субъекта происходило, помимо всего прочего, и в его отношении к сверхъестественному.
Коль скоро это так, то выявление сущности и форм процесса самопознания личности в ее отношении к Богу совершенно необходимо и, соответственно сказанному, именно рассмотрение специфики и основных форм самоопределения личности в ее отношении к трансцендентной самосознанию идее высшего сакрального объекта является основным предметом настоящей работы.
Степень научной разработанности проблемы. Специфика религиозного способа самопознания и самосознания личности никогда не являлась предметом пристального внимания отечественной философии. Настоящая проблема, настолько мало разработана, что мы даже затрудняемся назвать какой-либо конкретный труд, ее освещающий. По нашему, основанному на изучении религиоведческой литературы,мнению, проблема самоопределения личности в ее отношении к Богу, -- трансцендентной идеальной сущности мира, - в отечественной философии последних десятилетий не ставилась и не разрабатывалась.
Однако, поскольку для всемирной истории философии предмет настоящего исследования далеко не нов, - возможность самопознания личности в ее отношении к Богу не отрицалась и в прошлом, - то расоувдения автора основывались на солидном этногрфическом, психологическом и философском материале.
В изложения специфики архаического мышления мы руководствовались, в первую очередь, трудами представителей французской школы социологии начала 20-го века. И прежде всего, фундаментальным исследованием Л.Леви-Брюля "Первобытное мышление", а также сравнительно небольшой по объему работой Ф.Р.Лемана "Мана".
Основываясь на выдвинутых Э.Дюркгеймом идеях, а также на объемном и заслуживающем доверия этнографическом материале указанные авторы, особенно это касается Л.Леви-Брюля, выдвинули и тщательнейшим образом обосновали идею о предшествовавшем современному,-основанному на сформулированных Аристотелем законах формальной логики, - мышлению, особой формы первобытного сознания, - мышления пра-логического.
Будучи, несомненно, продуктивной, концепция пра-логического мышления отнюдь не бесспорна, и вряд ли может быть безоговорочно
принятой без некоторой корреляции. Такая корреляция содержится в идее К.Леви-Строса об уникальности предмета архаического мышления, и в идее В.Вундта о специфичности мифологической апперцепции. Соединение указанных идей дает, на наш взгляд, весьма полное и, - насколько мы можем судить, - достаточно адекватное представление о специфике мифологического сознания.
В раскрытии предоета второго параграфа первой главы мы использовали как ряд тех богословских произведений, в которых выражена ортодоксальная точка зрения христианской теологии, например, работы А.М.Клятина, Т.И.Буткевкча, Боэция, 'Августина Аврелия и проч., так и целую группу других источников. Некоторые из них,не. являясь систематическим изложением религиозной догматики, содержат непосредственно относящийся к проблеме материал. К этой группе следует, в первую очередь, отнести "Метафизику" Аристотеля, трактаты Б.Спинозы, Г.Лейбница, исследования Г.Г.Майорова, В.В. Соколова и др.
Особое место в структуре первой главы занимает параграф третий. В нем предлагается собственная интерпретация автора специфики отношения субъекта к надличностным образованиям интерсубъективного слоя ментальности. Поэтому и используемые в нем идеи имеют по отношению ко всему ранее изложенному особое значение. Это касается, в первую очередь, принадлежащей И.Канту концепции Бога как необходимой диалектической идеи разума, идей "Философии религии" Гегеля и идей "Сущности христианства" Л.Фейербаха.
Основное содержание первого параграфа второй главы раскрывается автором на основании изложения главных идей нескольких фундаментальных мистических трактатов.В первую очередь, такими трактатами являются произведения Мейстера Экхарта, РэЙсбрука Удивительного, Инайят-Хана, Р.Штейнера, М.Гюйо, Фомы Кемпийского, Дионисия Ареопагита, извлеченный из Бхагавад-Гиты материал. Именно в трудах названных авторов, на наш взгляд, наиболее полно и точно выражена сущность мистического миросозерцания, идея одновременной трансцендентности и имманентности Бога человеку, диалектика взаимосвязи души и Абсолюта.
Следуицая группа источников использовалась автором при раскрытии содержания второго параграфа второй главы. В основном, она ; включает в себя те произведения, которые содержат осмысление мистического опыта в рамках трансцендентальной философии религии. Поскольку сама идея трансцендентальной философии была впервые
сформулирована и обоснована И.Кантом, то естественным основанием всех рассматриваемых воззрений является идея Канта о недостижимости души дискурсивному анализу.
Первая интерпретация трансцендентального в качестве бессознательного принадлежит Эдуарду фон Гартману, и именно поэтому с изложения его взглядов на природу мистического опыта нашагается развертывание концепции трансцендентально-бессознательного. Наиболее полно указанная концепция представлена в трудах Карла Дю-Преля, В.Джемса и С.Л.Франка. Именно на основании анализа работ названных авторов нами воспроизводится одна из важнейших философских интерпретаций идей возможности непосредственного единения индивида с Абсолютом в глубинах субъективности.
В заключительном, третьем параграфе второй главы, автор делает попытку противопоставления трансцендентальному учению о бессознательном, которое имеет в себе, на его взгляд, слишком много предположительного, иной, по его мнению, более достоверной концепции. Логика предлагаемой концепции имеет в своем основании учение о бессознательном З.Фрейда и теорию архетипов коллективного бессознательного К.Г.Юнга.
Автор считает, что значительная часть того логически непостижимого, которое представители трансцендентального идеализма склонны были полагать в качестве доказательства существования истинного Я, души субъекта, Бога, является вытесненным в бессознательное содержанием коллективных представлений. Применительно к мистическому опыту данная идея естественным образом вытекает из соответствующих воззрений З.Фрейда и К.Г.Юнга.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Из всего многообразия воспринятых автором идей, наиболее сильное влияние на него оказали идеи "Критики чистого разума" Иммануила Канта и идеи "Феноменологии духа" Г.В.Ф.Гегеля. По мнению самого автора, указанное влияние настолько сильно, что оно должно достаточно явно прослеживаться и в логике изложения, и в терминологии, и в самом стиле написания работы. И, если говорить о методологии настоящего исследования, то она во многом определена тщательнейшей разработкой Кантом проблем самосознания личности и идеей Гегеля 'о восхождении самосознания субъекта от определенности по отношению к непосредственной чувственной достоверности предмета к определенности по отношению к понятию.
Целью исследования, в прямом соответствии с его предметом,
является рассмотрение специфики самоопределения личности в ее отношении к отчужденным от самосознания содержаниям интерсубъективного.
Определение предаете и цели исследования дает возможность сформулировать его основные задачи. Ими являются:
- выявление основных способов самоопределения личности в отношении к сверхъестественному и их описание;
- обоснование такой точки зрения на трансцендентное, согласно которой оно представляет собой не нечто внешнее сознанию субъекта, а содержание отчужденного от самосознания пнтерсубъективного слоя менталъности;
- доказательство исторической и логической необходимости тран-сцендирования коллективных представлений в процессе самопознания личности;
- определение области бытия идеального;
- доказательство тезиса о том, что самоопределение личности по отношению к Богу есть, во-первых, реальное, а не иллюзорное, ограничение самосознания субъекта, н, во-вторых, процесо и прямо-' го и косвенного самопознания личности. Прямого, поскольку в противопоставлении себя трансцендентному самосознание получает знание о том, что оно есть в своем собственном представлении. Косвенного, поскольку, определяя содержание трансцендентного, индивид определяет содержание интерсубъективного уровня своего собственного сознания.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- автор выделяет и описывает три способа религиозной формы самопознания личности;
- в диссертации прослеживается эволюция самоопределения субъекта от смутного ощущения личности до противопоставленности самосознанию рационализированных и вытесненных содержаний интерсубь- . ■ ективного;
- предлагается нетрадиционный подход к определению содержания понятий "грансцендетное" и "трансцендентальное", устанавливается выводимость "трансцендентальных" содержаний из феноменального опыта индивида;
- систематизируются основные черты мистического миросозерца- : ния и трансцендентальной философии религии;
- выдвигается и обосновывается идея спонтанной рефлексии.
На защиту выносятся следупцие положения:
X. Существует три исторических способа самоопределения личности по отношению к сакральному. Результатом первого способа является движение самосознания индивида от смутного ощущения личности к представлениям о противопоставленности идеальности души материальности предметов. На данном этапе возникает знание о разли-ченности чувственного и сверхчувственного. Он доминирует в первобытном мышлении, но сохраняется и в дальнейшем.
На втором этапе идеальности своего Я человек противопоставляет идеальность трансцендентных сущностей внешнего мира. Отличая субъективное знание Бога от самого Бога и субъективное знание сущности предметов от самой сверхчувственной сущности предметов, субъект ограничивает свою самость душой, аффектами и личностным знанием. Содержание интерсубъективного слоя ментальности полагается трансцендентным, квинтэссенцией сущности этого трансцендентного является Бог,, который, подавляя своей абсолютностью конечность самосознания, регламентирует жизнедеятельность субъекта. Классической формой указанных представлений является рационалистическая теология средневековья.
Третий этап религиозного способа самопознания личности характеризуется смещением акцента с трансцендентности Бога на его имманентность субъекту. Истина самоопределения личности видится мистика!,! в достижении субъектом собственной души. Доказательство тождества души и Бога одновременно предполагает возможность достижения Истины, Непреодолимая ранее граница между трансцендентностью Бога и имманентностью Я снимается в переходе субъекта из феноменального в трансцендентальное состояние.
2. В качестве, сверхчувственной сущности предметов и Бога - их квинтэссенции, понятие представляет собой содержание интерсубъективного слоя ментальности, п область его бытия заключена в сознании. Процесс отчуждения от самосознания и процесс видения в предаете сверхчувственного объяснимы без полагают трансцендентности сущности. Достигаемые в личном религиозном опыте сверхчувственные образы также находятся в пределах сознания индивида.Мистическая традиция свидетельствует не об их залредольности сознанию, а об их отличил от осознанных содержаний. Идеальность ограничена пределами сознания. Вопрос же о существовании "чистой" души так не некорректен, как и проблема "вещи в себе".
3. Трансцендярование есть исторически необходимый способ самопознания личности. Только в процессе трансцендирования возможно
реальное противопоставление личностных свойств индивида идеальному смыслу предметов внешнего мира и иному интериоризированному содержанию коллективных представлений. Доказательством этому является специфика процесса самопознания, повсеместное распространение религиозных верований и идеалистической философии.
4. Помимо сознательного отношения к содержанию своих представлений, человеку свойственна и спонтанная форма рефлексии. Она представляет собой неконтролируемое субъектом воздействие способности мышления на многообразное содержание осознанных и вытесненных представлений. Синтезы спонтанной формы рефлексии видятся субъекту внеличностными трансцендентальными формами, ибо не осознаются им в качестве результата 'своей собственной деятельности.
Практическая и теоретическая значимость настоящего исследования состоит как в некотором определенном вкладе автора в прояснение спорных моментов проблемы самопознания, так и в возможности использования материала диссертации в преподавании различных фи-лофоских курсов.
Апробация результатов и основных положений диссертационного исследования осуществлена в публикациях автора, его выступлениях на научных конференциях и методологических семинарах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении, обосновывается актуальность теш исследования .характеризуется степень разработанности ее отдельных аспектов, формулируется цель и задачи работы, выносимые на защиту положения, научная новизна исследования.
Первая глава диссертации - "Трансцендирование в феноменальное" начинается с установления автором отправных пунктов исследования и определения его отношения к проблеме познаваемости чувственного. Затем автор переходит к параграфу первому - "Специфика первой самоопределенности", в котором путем анализа специфики мифологи- ■ ческого мышления приходит к следукщим выводам:
1. Началом и первым основанием самопознания субъекта является возможность негативного отношения сознания к предметности. Познаваемость внешнего мира есть абсолютно необходимое условие истинного знания Я и действительности самого процесса самопознания.
2. Первым специфицируюцим существование самосознания субъекта
признаком является интуитивное представление о принпншальной различенное™ идеальности сознания с материальностью предметов.
3. Знание о первом уникальном признаке сознания не имманентно субъекту, оно возникает в процессе длительной эволюции мифологического мышления. От сытного ощущения личности человек постепенно приходит к идее отличия души от тела.
4. В пределах мифологического мышления мы не имеем никаких оснований для противопоставления естественного сверхъестественному: для первобытного человека иллюзорные свойства вещей так же органичны и естественны, как и свойства природные. Но,.поскольку мы, во-первых, способны различить в представлении о вещах иллю- . зоркое и действительное, и, во-вторых, видим, что..путём отчуждения от самосознания представлений о собственной душе и ее созерцания в качестве чего-то отличного человек получает истинное знание о первом признаке своей уникальности, то истинным будет при- . знание гносеологического отношения к сверхъестественному в качестве источника достоверного знания человека о себе.
5. Помимо осознания своего принципиального отличия от предметности, еще одним существеннейшим признаком самосознания первобытного человека является крайне высокая степень ограниченности пределов его самосознания представлением о тотальном могуществе, сверхличностных сил.
6« Наложение специфических признаков мифологического мышления на картину наших представлений о генезисе менталитета цивилиза-, ЦИИ позволяет сделать вывод об их сохраняемости.
Второй параграф - "Самосознание в рационалистической теологии" содержит в себе реконструкцию логики трансцендирования рационализированных осознанных содержаний и изложение существеннейших признаков рационалистической теологии. Анализ специфики, доплати-; ческого богословия приводит автора к следующим выводам:
I. В разведении материального тела предмета с его сверхчувственной сущностью, - но не душой, представление о душе предмета насквозь антропоморфно; оно, являясь, может быть, источником фор-' мирования представлений о различенности телесности со смыслом, все яе качественно отлично от идеального значения предметности,-индивид находит противопоставленность самосознанию внешних идеальных сущностей мира. Сверхчувственность уже не является исключительным свойством души, и ее отличие от множества значений предметности устанавливается путем конкретизации понятия "само-
сознание" рядом дополнянцих идеальность предикатов. Данными цре— дшсатами человек фиксирует свое отличие как от материального тела предмета, так и от его идеальной сущности.
2. В отличие имманентности индивидуального знания от трансцендентности сущности первое полагается вторичным, репродукцией идеального измерения реальности.
3. Синтетическая деятельность разума по отношению к идее множественности объективных идеальных сущностей мира приводит к заключению о необходимости их субстанциального единства в пределах некого общего. Таким общим.является сверхсущность Бога. Бог абсолютен и трансцендентен субъекту. Он. есть абсолютная, вечная,сверх-времекная и сверхпроотранственная, сверхразумная и т.д. и т.п. Истина. '
4. Существует религиозное отношение к Богу и имеется гносеологический аспект этого отношения. Человек определяет Бога по отношению к себе, и себя по отношению к Богу. Основными предикатами указанного взаимоопределения Бога и человека являются абсолютность и бесконечность первого и ограниченность и конечность вто- ■ •poro. Это, а также приложение к идее Бога деятельностного начала, ограничивает субъект по всем направлениям его жизнедеятельности. Абсолютности и полной свободе деятельности высшего сакрального объекта индивид противопоставляет конечность и зависимость своего собственного существа. Тотальности Абсолюта противостоит конечность самосознания. Нкчтолснов Я не гложет не только противиться воле .Бога, но лишь лелеет надежду о возможности-загробного вступления души в ряд приближенных к нему сущностей..
5. Ограничение Я идеей Бога есть не иллюзорное, но реальное знание субъекта о границах самосознания. И это так тленно потому,' что все многобразные формы деятельности верующего детерминируются его представлением о Боге. Практические действия человека оцениваются им'самим и обществом"в прямом соответствии с содержали- ' ем сакрального и, даже если человек не придерживается установленного каноном, то он все же соизмеряет свои поступки с совокупностью божественных предписаний. Отношение Бог , - самосознание имеет регулятивный по отношению к поведению характер. Царство Божие есть конечная и существеннейшая цель всей земной жизни верующего.
Третий параграф - "Истинное существо трансцендирования в фе~ ' номенальное" содержит в себе опровержение идеи запредельности сущности сознанию и обоснование такого понимания трансцендентко-
го, согласно которому оно имманентно сознанию, но трансцендентно самосознанию. Материал третьего параграфа позволяет сделать общие для всей первой главы выводы. Они таковы:'
1. Если под феноменальным понимать совокупность являющихся индивиду структур реальности - материальные тела предметов внешнего мира, многообразные содержания осознанных, в качестве принадлежащих самосознанию субъекта сверхчувственных идеальных форм,
то необходимо следует констатировать бытие трансцендентного только лишь и исключительно в пределах сознания индивида.
Противопоставление трансцендентного имманентному (самосознанию) есть оппозиция содержаний интерсубъективного уровня'менталь-ности содержаниям самосознания. И как трансцендентное и как им- -манентное, идеальное ограничено предела™ сознания.
Существование идеи трансцендентного и самих, полагаемых тран-_ сцендентными, представлений, свидетельствует о несовпадении со- . знания личности с ее самосознанием: не все осознанные содержания ментальности включаются субъектом в содержание собственного Я. Объем термина "сознание" шире объема термина "самосознание".
2. Трансцендироваяяе в феноменальное представляет, собой некоторый мыслительный акт, сущность которого заключается-в присвое- '. нии внешнему миру сверхчувственных содержаний. На самом-деле, указанные содержания включаются в_ состав наших представлений о мире, но не в состав самого внешнего мира. Процесс трансцендирова-шш ограничен взаимодействием самосознания с интерсубъективным. . Он - реальное содержание процесса мышления. Наиболее близкое к термину "трапецендарование" определение - отчуждение сознания.
3. "Я" субъекта имеет равное отношение и к тем содержаниям, которые оно включает в трансцендентное и к тем, которые полагают- ' ся 12.1 имманентными:- трансцендентное так же продуцируется способу ■ ностыэ мышле1шя, как к имманентное. Самопознание в трансцендиро-вашш есть, следовательно, определение содержаний самосознания в его отношении к содержаниям интерсубъективного. В сравнении им-глнентного с трансцендентным способность мышления выявляет специ- ' фэдпрующие "Я" признаки. Этот'процесс так же закономерен, как и лэбая другая форма самопознания.
4. Поскольку трансцендентные содержания выходят за пределы самосознания и за пределы эмпирического, то они полагаются субъектом сверхъестественными. Поэтому самопознание субъекта через трансцендентное есть процесс его самоопределения по отношению к
сверхъестественному, или, что то не самое, поскольку сверхъестественное составляет содержание религиозных представлений, рели-_гиозную форму самопознания личности.
5. На протяжении всего своего существования человечество определяло ^определяет свою природу и содержание по отношению к сверхъестественному. Достоверным свидетельством этого является и
"повсеместное распространение религиозных верований, и их эволюция. В указанной форме самоопределения личности можно выделить косвенный и прямой способы. Косвенный способ представляет собой знание о свойствах человека и содержании его сознания в форме • • знания о содержании сверхъестественного. Прямой способ есть самоограничение личности сверхъестественным. Результатом первого способа'можно считать продуцирование неявного знания о содержаниях сознания, результатом второго - самосознание.
6. Возможна же достоверность всего вышеизложенного благодаря факту двойственности идеально-материальной природы человека и единству его самосознания. Первое представляет собой субстанциальное, т.е. первичное, основание отношения идеальное-материаль-
; ное, второе объединяет чувственность, интерсубъективное и идеально-личностное в такое единство, в рамках которого только и возможна всякая форма познания.
Вторая глава-- "Трансцендирование в бессознательное" начинает. ся параграфом "Субъект познания, дута и логика их мистической интерпретации". В данном параграфе излагается проблема субъекта познания ,и основные черты мистического миросозерцания. Весь материал первого параграфа суммирован в следующих выводах:
1. Мысленная оппозиция Я - Не-я не ограничивается противопоставлением самосознанию логических структур интерсубъективного ■ слоя ментальности: Не-я включает в себя также совокупность иррациональных коллективных представлений о душе субъекта.
2. Иррациональность названных представлений-не случайна и не произвольна. Ее необходимость обусловлена запредельноетью субъекта познания дискурсивному мышлению, закономерность - устойчи-. ; вым стремлением самосознания к знанию о деятельностном начале субъективности. '
3. Означенные моменты порождают иной, по отношению к чувственному, созерцанию, практической деятельности по преобразованию материальных тел и дискурсивному анализу, способ самопознания субъекта - опыт сверхчувственной деятельности по достижению едкнет-
ва с душой.
4. Не-эмпиричность и не-рациональность души выводят ее за пределы феноменального и полагают трансцендентальным основанием личности; именно трансцендентальным, а не трансцендентным, поскольку душа находится не вне пределов самости субъекта, но в нем самом.
5. Важнейшим условием достижения души является последовательное отрешение от феноменального и концентрация на трансцендентальном.
6. Из равной невозможности положительного определения души и положительного определения Бога следует заключение о необходимо- . сти их определения в качестве "ничто", и, далее, вывод о тождестве Бога и души в пределах субъективности. Тезис о трансцендентности Бога дополняется положением о его имманентности субъекту. .
7. В допущении имманентности высшего сакрального объекта, высшие цели существования человека - достижение Истины и бессмертия ограничиваются пределами самосознания; в субъективности Я содержится вся полнота реальности мира.
8. Мистическая устремленность к глубинам субъективности реализуется на основании противопоставления Я феноменального (сат.ю-сознания),-Я трансцендентальному (душе). По отношению « рационалистической теологии это есть иной способ религиозной формы самопознания личности. Личный религиозный опыт позволяет достичь истинного знания мира, Бога и человека.
Параграф второй - "Трансцендентальная философия религии" посвящен описанию первой философско-психологической интерпретации личного религиозного опыта. Влиятельность исследуемого философского направления базируется на том солидном эмпирическом и теоретическом материале, на котором построены рассувдения его пред-, ставителей. Итог анализа воззрений представителей данного философского направления содержится в следующих выводах:
1. Во взглядах представителей трансцендентальной философии религии содержатся аналогичные мистическому миросозерцанию выводы и о мироустройстве в целом, и об основных принципах взаимосвязи человека и Космоса.
2. Данные вывода получены не из априорного допущения бытия сверхчувственного Абсолюта, не из безусловной убежденности в истинности изречений отцов церкви и текстов святых книг, не путем схоластического теоретизирования, но путем тщательнейшего изу-
чения многообразия психической деятельности субъекта.
3. Следовательно,-и само содержание мистических трактатов является, помимо всего прочего, отражением действительных психических процессов и реалий самосознания индивида.
Поскольку, по мнению автора, во взглядах представителей трансцендентальной философии религии слишком много гипостазируемого, ' то критическому исследованию отношения личного религиозного опита к бессознательному посвящен третий параграф - "Феноменальность бессознательного". Основанный на воззрениях З.Фрейда и К.Г.Юнга анализ ^рационализированных коллективных содержаний бессознательного позволил автору сделать следующие выводы:
1. Проблема субъекта познания действительно существует. Исторически первой попыткой построения развернутой и последовательной теоретической концепции души явилась теология религиозного . мистицизма, попыткой практического достижения непосредственного тождества Я - личный религиозный опыт.
2. В распоряжении индивида имеется два противоположных, но взаимодополнительных способа достижения истинного знания о душе.
• Логический - путем элиминации из объема понятия "душа" совокупности не принадлежащих ему предикатов. Интуитивный - путем непосредственного ощущения тождества Я и, в последовательном отрешении от всего феноменального, в попытке практического достижения _ субъекта познания.
3. У нас нет никаких достаточных оснований для утверждения истинности идеи об одновременной трансцендентности и имманентности Бога, как нет оснований для заключения о тождестве Бога и души. И это так именно потому, что единственное реальное основание подобных умозаключений - существование в пределах ментально-сти субъекта невыводимых из его личного опита представлений -вполне объяснимо динамикой взаимодействия осознанной и бессознательной сфер ыентальности, превращением осознанных представлений в бессознательные и наоборот, а таете спонтанным продуцированием! новых содержаний/ Бог есть идея разума и он так же имманентен ; сознанию субъекта, как его самосознание и трансцендированные в ! интерсубъективный слой ментальностк логические содержания. , '
4. Являющиеся бессознательные содержания так же противостоят , самопознанию, как и отчужденные логические структуры. Они, как правило, есть вытесненные надличностные содержания - интерсубъективное, и по отношению к ним происходит как прямое самоограни-
чение личности, так и извлечение субъектом косвенного знания о своих собственных содержаниях.
В заключении излагаются общие всему исследованию выводы. Они таковы:
1. Область бытия идеального ограничена пределами ментальности субъекта. И сверхчувственный смысл вещей, и идея Бога, и все иные представления существуют и продуцируются в пределах сознания. Они ему имманентны. . "
2. Истинный смысл термина "трансцендентное" состоит в опреде-. лении им отчужденного от самосознания субъекта интерсубъективного слоя ментальности. Соответственно этому, понятие "трансценди- • рование" обозначает процесо полагания субъектом некоторой - части • овоих идеальных содержаний за пределами сознания.
3. Будучи религиозной формой рефлексии, трансцендирование . представляет собой необходимое условие самопознания личности: в определенной и исторически необходимой парадигме мышления, вне противопоставления идее Я идеи объективно-идеального, невозможно ни познание, ни самопознание.
4. Траяоцендирование реализуется по двум направлениям.Во-пер-вых, путем заключения об имманентности предметам их сверхчувст- . венного смыола и имманентности Универсуму Бога - в данном-варианте человек находит сверхъестественное в феноменальном.Во-вто-рых, путем противопоставления сознанию индивида бессознательных структур личности - в этом случае бессознательные содержания считаются результатом трансцендентальной деятельности души.
5. Данные способы имеют не изолированное существование, но, как правило, синтезированы единой системой религиозного миросозерцания. Оправдана лишь констатация степени актуализации того или иного момента.
6. Существует религиозный способ самопознания личности. В пределах данного способа человек определяет границы и содержание своего самосознания - путем сравнения-специфицирущих самость индивида предикатов с предикатами высшего сакрального объекта, и, косвенным путем, - содержание сознания в целом. В первом случае мы можем говорить об истинности определения самости Я - самосознание тождественно с самоограничением; во втором случае,•когда интерсубъективное выносится за пределы сознания, - о заблуждении: полагание содержаний сознания за его пределами неверно. Ввиду принципиальной недостижимости тождества сознания и самосознания
(значительная часть содержаний ментальности неизбежно остается нерефлексированной) первое условие истинности самопознания зак-^лючается в адекватном пошшании принципов их соотношения, и, прежде всего., в наличии представлений о несовпадении сознания и самосознания и ограниченности идеального сознанием субъекта. Можно различать осознанное и бессознательное, но не субъективно-идеальное с объективно-идеальным. Последнее противопоставление ■ возможно лишь в рассмотрении отношения самосознания к интерсубъективному слою ментальности индивида.
7. Существуют три этапа религиозного способа самопознания личности. На первом человек получает знание о целостности своего Я; на втором - знание об уникальности самосознания в отношении феноменального; на третьем - происходит попытка теоретического и практического осмысления сущности свободного деятельностного начала.
8. Природное - материальные предметы действительности и сво-. бодное деятельностное начало личности - находится за пределами рациональности. Его существование логически недоказуемо и уверенность в битки вещей и субъекта познания основана на достоверности сввдетельствования чувств. Непосредственное логическое знание обоих феноменов недостижимо. Возможность дискурсивного анализа необходимо- опосредована бытием в явлении. В этом смысле, указанные феномены являются безусловным - необусловленным основанием возможности всякого знания.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. К проблеме истины в религиозном знании // Атеизм, религия, культура, личность: Тезисы докладов. - Уфа, 1990. - С.25-26.
2. Первая рефлексия: к проблеме религиозного способа самопознания. - М., Депонир. в ИНИОН РАН, й 46170 от 3.03.92 г. - 21 с.