автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Апофатическая традиция и концепция философской веры К. Ясперса

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Соколова, Марианна Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Апофатическая традиция и концепция философской веры К. Ясперса'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Соколова, Марианна Евгеньевна

Введение.

Глава I. Формирование и историческое развитие апофатической традиции.

1.1. Экзистенциализм и апофатическая традиция; общий обзор развития западной апофатической традиции.

1.2. Принцип негативного богопознания у представителей Александрийской школы (Филон, Ориген) и у Григория Нисского.

1.3. Византийско-русская традиция священнобезмолвия и православный исихазм как одна из разновидностей апофатической традиции: параллели с западным экзистенциализмом.

1.4. Учение об апофатической теологии в "Ареопагитиках"

Псевдо-Дионисия.;;.>.

1.5. Неоплатонические идеи и представление о непознаваемости

Бога у Эриутены и Экхарта.

1.6. Принцип "ученого незнания" у Николая Кузанского.

1.7. Экзистенциально-опытное понимание веры у Лютера и апофатическая традиция.

Глава II. Влияние апофатической традиции на понимание сущности веры у Ясперса.

2.1. Ясперс о соотношении философии и религии.

2.2. Гносеологическая структура апофатического учения и гносеология экзистенциализма.

2.3. Понимание сущности веры у Ясперса.

2.4. Характеристика и роль понятия объемлющего в концепции философской веры.

2.5. Понимание имманентности у Николая Кузанского и экзистенциалистская трактовка имманентности.

2.6. Структура диалектики Ясперса и наличие в ней мистико-апофатического элемента.

2.7. Понятие разума у Николая Кузанского и у Ясперса.

2.8. Влияние идей Канта и Гуссерля на апофатическую установку Ясперса.

Глава III. Теологические оценки влияния апофатической традиции на концепцию философской веры Ясперса.

3.1. Теологические оценки апофатической традиции и ее влияния на философские идеи Ясперса.

3.2. Сравнительный анализ философской веры Ясперса, этики благоговения перед жизнью А.Швейцера и концепции абсолютной веры П.Тиллиха.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Соколова, Марианна Евгеньевна

Актуальность и значимость классических философских проблем несомненна и вечна. Безусловно, это касается и такой проблемы, как соотношение разума и веры, философии и религии. Концепция философской веры К.Ясперса, на первый взгляд, кажется парадоксальным сочетанием двух противоположных точек зрения - разума и веры и выглядит как попытка традиционного решения этой проблемы в духе абстрактной философской религии. Не отрицая того, что Ясперс подходит к этой проблеме со стороны философии, тем не менее, с помощью историко-философского изучения самих предпосылок формирования ясперсовской концепции философской веры можно выяснить тот факт, что его понимание сущности веры и философии выводит Ясперса за уровень традиционных философских попыток развитого спекулятивного дискурса обособиться от веры как всеобъемлющего феномена, чтобы потом пытаться так или иначе осмыслить и ассимилировать веру, но уже как внешний по отношению к философии феномен. Ясперс же, напротив, своим обращением к истокам европейского сознания, подобно Хайдеггеру, подчеркивает первоначальное единство структуры этого сознания, общность той почвы, на которой позднее произошло разделение на философский субъективизированный дискурс и религиозно-ортодоксальную сферу веры.

Предметом данного исследования является рассмотрение концепции философской веры Ясперса в аспекте историко-философского анализа влияния на нее религиозно-философской традиции негативного богопознания. Концепция философской веры как философия религии Ясперса явилась логическим завершением его стремления к отходу от философско-спекулятивного стиля мышления и перехода к другому, синкретическому типу познания, соединяющему отвлеченную рациональность и личностно-экзистенциальный аспект, Возвышаясь над всей совокупностью его гносеологических, онтологических, этико-антропологических и историко-философских идей, она стала наиболее полным раскрытием и утверждением ясперсовского понимания трансцендирующего мышления. В философской вере Ясперс возвращает этому мышлению его первоначальную историческую сущность - связь мышления с сакральным моментом превосхождения разума и вступления в область веры. Именно это изначальное единство философии и сакрального, так явственно выраженное в апофатической теологии, привлекало Ясперса в концептуальных схемах учения о негативном богопознании,

Философская вера Ясперса может служить прекрасным примером отражения в сфере духовно-религиозных исканий ситуации, сложившейся в европейской философии и культуре в конце 19 - начале 20 вв. и связанной с назревающим недовольством классической формой рациональности, основанной на определенном типе активно-преобразовательного отношения к природе и к окружающему миру вообще. Формирование этого способа мышления связано с историческим активным нарастанием в европейской философии индивидуалистически-субъективного начала, что привело ее к антропологизации в период Ренессанса и впоследствии полному освобождению от сакральной оболочки в период Нового времени. Процесс десакрализации достиг своего логического пика в эпоху Просвещения и выразился в виде зрелого философского дискурса в форме классической философии 19 века и, особенно, в немецкой классической философии. Но эта зрелая спекулятивная форма философского дискурса стала вместе с тем и исчерпанием этого типа рациональности.

Наряду с существованием и активным функционированием в философии, науке и культуре исторически сложившейся классической формы рациональности, вместе с появлением европейского романтизма, философии жизни, идей Ницше, Кьеркегора, Бергсона и экзистенциализма начинает постепенно формироваться и функционировать другой тип рациональности, возникший в рамках законов, управляющих развитием всей европейской традиции в целом, однако вначале неузнанный и отвергаемый в качестве наследника своими предшественниками. Вследствие чего этот тип рациональности долгое время называли иррационализмом, что фактически означало для современников "антирационализм". Как и во многих случаях, в европейской традиции этот поворот был основан на обращении к ее собственным истокам, т.е. на оживление интереса к платоновско-неоплатонической парадигме, основанной на утверждении не центральности субъекта, а его "вписанности" в космос и единстве с бытием. В свое время в подобном положении возобновления интереса к неоплатоническим идеям находились многие средневековые и предренессансные мыслители - Эриугена, Экхарт, Беме, Николай Кузанский, а впоследствии и Лютер. Неоплатонизм был также основой ренессансного антропологизма и универсализма. И Шеллинг, и немецкие романтики, и

Кьеркегор, и Ницше дали новый стимул актуализации этих идей в постоянно эволюционирующей картине развития европейской философии. Экзистенциализм, утверждая новую, отличную от спекулятивно-рационалистической картины, структуру сознания, где акцент ставился на экзистенции, первичности человеческого существования, а не разума, т.е. на целостности человеческого бытия и его соединенности с миром, и этим экзистенциальным пафосом были пронизаны и гносеология, и онтология, и этика, и антропология, тем самым возвращался на новом витке развития европейского сознания к его истокам, к мироощущению, основанному на единстве с Универсумом, понимая, однако, это единство в новом субъективистском ключе. Но, поскольку экзистенциализм возник уже на основе формирования новой европейской гносеологической парадигмы, акцентирующей имманентность Абсолюта субъекту, то представление о тождестве души и Бога, лежащее в основе античного неоплатонизма и отраженное в апофатической теологии, в ясперсовской экзистенциальной философии превратилось в неразрывное единство трансценденции и экзистенции, осуществляемое в процессе бесконечного стремления, "прорывающего движения" этой последней к трансцендентному началу.

Для европейской философии этот этап изменения представления о рациональности был закономерным моментом ее постсекуляризационного развития и возвращения к собственному истоку, от которого она была отрешена в период, последовавший после античности, когда преобладали ортодоксальные теологические схемы. И у Хайдеггера, и у Ясперса достаточно отчетливо проявляется это внутреннее ощущение завершения круга традиции, выразившееся и в хайдеггеровском понимании истины как алетейи, и в ясперсовских декларациях о необходимости возвращения к "корням", к началу "оси", пронизывающей европейскую историю.

Категория историчности, занявшая такое значительное место в экзистенциальной философии и означавшая новое, связанное с духом времени понимание "встречи человека и Бога", их "пересечения", т.е. соединения экзистенции и трансценденции в мимолетности и временности мира человеческой реальности ("присутствие вечного во временном"), может быть рассматриваема как результат длительной эволюции платоновско-неоплатонического понимания структуры экстатического акта, утверждавшего онтологичность опыта самопогружения человека в глубины своей души как его пути к слиянию с Единым.

Апофатическое понимание темноты и молчания слияния с Единым означало утверждение возвращения человека к осознанию бесконечности собственной природы, к изначальному единству с Универсумом, из которого "вырастало" его собственное сознание. Существуя как подтекст взглядов целой череды античных, средневековых, ренессансных и нововременных философов и богословов, апофатизм как утверждение значимости "незнания" - того, что одновременно и до-знания, и после-знания, - нес в себе платоновско-неоплатоническое влияние, находясь на протяжении всей истории европейского мышления в отношении скрытой оппозиции к креационистскому дуализму. Концепция философской веры Ясперса входит в этот ряд взглядов мыслителей, связанных с апофатической традицией.

Вера для Ясперса не ограничивается рамками веры религиозной, рамками какой-либо определенной религии. Но "философская вера", как уже отмечалось, не является философской религией, которая пытается объединить все религии за счет утверждения абстрактности веры, игнорируя ее конкретно-исторические формы. Вера для Ясперса - это первичный акт осознания связи с бытием, что для индивидуального человеческого сознания осуществляется в индивидуальном экзистенциальном озарении, в осознании своей связи с тайной трансценденции -"скрытым Абсолютом", в осознании "дарованности" себя самому себе трансценденцией, или, говоря хайдеггеровскими словами, в ощущении себя "голосом бытия". Прийти же к этому осознанию можно и в опыте веры религиозной, и в опыте пограничных ситуаций, и посредством экзистенциального философствования, но всегда через отношение к любому жизненному явлению как к шифру скрытой трансценденции, которая не может быть познана никаким другим образом. Молчание и молчаливое созерцание шифров трансценденции являются, таким образом, единственным способом познания трансценденции. Такой историко-философский срез рассмотрения философской веры Ясперса дает возможность исследовать формирование ее категорий не в статическом плане сравнения ее с современными ей философскими и религиозными концепциями, а также не только в рамках ее соотношения с другими частями философской концепции самого Ясперса, но скорее на уровне формирования самих предпосылок того мировоззрения, которое сделало возможным появление такого оформленного теоретически феномена как концепция философской веры, и, таким образом, рассматривать философскую веру в перспективе эволюции самих основ европейского философского сознания.

Подобный подход позволяет разрешить парадокс сочетания в "философской вере" двух столь различных сфер как философия и религия. Переосмыслив в духе экзистенциальности познания, приобретающего сходство с апофатически пониманием созерцания у древних, и сущность философии (как открытого, экзистенциального, затрагивающего все существо человека философствования), и сущность веры (как осознания собственной экзистенциальной бесконечности, которая является проявлением бесконечности бытия) Ясперс тем самым смог объединить на единой экзистенциальной основе.

Говоря о степени научной разработанности проблемы, необходимо отметить, что экзистенциализм как направление в философии 20 века подробно изучен как в отечественной, так и в зарубежной историко-философской литературе. Этой теме посвящено множество фундаментальных трудов и еще большее количество научных статей, анализирующих различные аспекты экзистенциализма как философии и как мировоззрения, присущих определенной исторической эпохе, а также рассматривающих формирование историко-философских и культурных предпосылок экзистенциализма. Многие из этих работ посвящены К.Ясперсу как одному из основоположников и главных фигур экзистенциализма. Из последних значительных работ, посвященных роли и месту экзистенциализма Ясперса, можно упомянуть сборники "Karl Jaspers today: Philosophy at the threshold of the future" (1988) и "Karl Jaspers: Denken zwishen Wissenschaft, Politik und Philosophie" (1989).

В отечественной философской литературе свой вклад в изучение экзистенциализма внесли такие известные исследователи как В.В.Бибихин, А.С.Богомолов, Р.М.Габитова, П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдов и многие другие. Всесторонний анализ философских и философско-религиозных взглядов Ясперса и, в частности, его концепции философской веры в сравнении со взглядами Хайдеггера и Блоха, дан в работах А.Н.Типсиной ("Немецкая философия религии 20 века: К.Ясперс, М.Хайдеггер" (1990 г.), "Немецкий экзистенциализм и религия" (1990 г.), "Философия религии К.Ясперса. Критический анализ" (1982 г.). Непосредственно связана с темой данной работы статья В.В.Бибихина "Католические теологи и философия" (1985 г.), где дается характеристика апофатического влияния в философии К.Ясперса и делается попытка определения ее места в апофатической традиции.

Помимо таких известных работ, посвященных истории возникновения и развития самой апофатической традиции, как работы В.Н.Лосского,

Г.В.Флоровского, автор данного исследования опирался на ряд столь же авторитетных отечественных источников, среди которых необходимо отметить работы Л.М.Баткина, В.В.Бычкова, А.Х.Горфункеля, А.Л.Доброхотова, А.Ф.Лосева, Г.Г.Майорова, Ю.Малкова, В.В.Соколова, З.А.Тажуризиной, С.С.Хоружего и др., посвященные развитию как непосредственно самой апофатической традиции, так и анализу взглядов тех философов и богословов, которые являлись носителями этой традиции - Эриугены, Экхарта, Я.Беме, Лютера, Канта, Кьеркегора, Климента Александрийского, Оригена Александрийского, Плотина, Григория Нисского, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Николая Кузанского и др. Из относительно недавно опубликованных работ зарубежных исследователей апофатической традиции можно отметить работы С.Р.Л.Кларка, Л.Колаковски, Х.Армстронга.

Целью данного исследования является историко-философский анализ концепции философской веры К. Ясперса в перспективе ее связи с традицией негативного богопознания, рассматриваемой на протяжении эволюции этой традиции от античности до возникновения в европейской философии иррационалистических философских течений конца 19 - начала 20 вв. Данный подход дает возможность сопоставить ясперсовское понимание трансценденции и трансцендировании в рамках его концепции философской веры с апофатическим пониманием Абсолюта и экстатического восхождения к нему. Тем самым осуществляется рассмотрение одного из важных историко-философских аспектов формирования концепции философской веры. В соответствии с поставленной целью в данной работе решается ряд задач: рассматриваются этапы эволюции апофатической теологии в истории европейской философской и религиозно-философской мысли;

- определяются основные особенности философского мышления К.Ясперса, его понимание роли "знания через незнание" и акта трансцендирования в контексте влияния на него апофатической традиции;

- делается попытка определения места концепции философской веры в эволюции апофатической традиции;

- предпринимается попытка рассмотрения основных понятий философской веры (объемлющее, экзистенциальное озарение, "прорыв", "парение", трансценденция и экзистенция, шифр, разум, экзистенциальная коммуникация) и предпосылок их формирования у Ясперса в перспективе эволюции в религиозной и секуляризованной парадигмах европейской философской мысли неоплатонических представлений о "скрытом" Абсолюте, его экстатическом созерцании и пантеистической идеи о целостности единстве мира;

- дается анализ отношения представителей различных теологических направлений к апофатической традиции и ее влиянию на философию Ясперса. Теоретической и методологической основой данного исследования послужили вышеперечисленные работы отечественных и зарубежных авторов. В работе использовался категориальный аппарат, разработанный в данных исследованиях. Особенности осуществленного в данной работе подхода к теме философско-религиозных взглядов Ясперса потребовали принятия некоторых ограничений в рассмотрении всей совокупности идейных взаимосвязей и контекста формирования его экзистенциализма, что сказалось на подходе к отбору материала и анализе взглядов отдельных мыслителей, рассматриваемых в данном исследовании.

Выводы, сделанные в данном исследовании, основаны на изучении философских работ Ясперса, и особенно тех, которые непосредственно связаны с темой данного исследования - "Философская вера" (1948), "Истоки истории и ее цель» (1949), «Духовная ситуация времени» (1931), «№со1аиз Сизапив» (1964). Научная новизна исследования заключается в том, что в данном исследовании:

- осуществляется попытка первичного историко-философского сопоставления таких различных по контексту своего возникновения философских и религиозно-философских феноменов как немецкий экзистенциализм в лице К.Ясперса и апофатическая теология. Осуществляется это сопоставление по единым утлом эволюции апофатического принципа "знания через незнание" и его онтологического контекста, что дает возможность более фундаментально понять формирование мировоззренческих предпосылок философской веры Ясперса и их связь с общей эволюцией трансцендентального архетипа, присущего европейскому философскому сознанию;

- в этой перспективе раскрыта связь структуры неоплатонического понимания Абсолюта и экстатического восхождения к нему с онтологическим и гносеологическим аспектами понимания трансцендирования у Ясперса. Положениями, выносимыми на защиту являются:

1). Влияние на Ясперса апофатической (неоплатонической в своем генезисе в рамках европейской философии) традиции и вытекающая отсюда амбивалентность и двойственность его философского мировоззрения и его понимания трансцендирования, т.е. присутствие у него и элементов общехристианской ментальности и более архаичных концептуальных представлений, воспринятых им через немецкую протестантскую философскую и философско-мистическую традицию.

2). Связь ясперсовского утверждения о непознаваемости трансценденции и апофатического принципа "знания через незнание".

3). Нетеистический характер понимания Ясперсом сущности веры.

В соответствии с целью, задачами и характером исследования определилась структура работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического индекса.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, оценивается степень ее разработанности, ее научно-теоретическая, практическая и теоретическая значимость. Определяется степень изученности проблемы, цель и задачи исследования, указываются его методологические и теоретические основания, выявляется новизна работы. Раскрываются основные, выносимые на защиту, положения.

В первой главе - «Формирование и историческое развитие апофатической теологии» - дается краткий анализ сущности апофатического учения, соотношения спекулятивно-философского и сакрально-религиозного компонентов в процессе его формирования, а также обзор основных исторических этапов развития апофатики в истории западной философской традиции. При этом делается краткий экскурс в историю православного исихазма в форме теолого-мистического учения Григория Паламы. Данный анализ в дальнейшем служит осуществлению главной цели исследования - сравнению апофатического представления об Абсолюте и апофатической трактовки экстатического восхождения в их исторической эволюции со структурой основных онтологических и гносеологических понятий Ясперса в его концепции философской веры.

В первом параграфе дается сжатая оценка онтологической и гносеологической основ апофатического миросозерцания как некоего целостного феномена в отвлечении от всей совокупности конкретных исторических форм существования апофатической традиции.

Далее осуществляется краткая характеристика основных этапов формирования и развития апофатического учения в истории западной философии - от античности через средние века, эпоху Возрождения и Новое время вплоть до немецкой классической философии и экзистенциализма.

Во втором параграфе рассматривается генезис самого принципа негативного богопознания на стыке философии и теологии у представителей Александрийской школы Филона и Оригена на основе античного платонизма и неоплатонизма. Вторая часть параграфа является весьма важной в структуре работы: она посвящена изложению взглядов Григория Нисского, у которого, наряду с другими представителями каппадокийской школы, принцип негативного богопознания был органично включен в каркас его христианизированной теологии и который сыграл весьма важную роль в становлении традиции негативного богопознания. В третьем параграфе делается экскурс в историю византийско-русской традиции священнобезмолвия и основанной на ней мистической практики православного исихазма, связанной с богословским учением Григория Паламы, где апофатическое учение сохранило свое значение и в дальнейшем. Обращается внимание на некоторые параллели между ясперсовским понятием шифра и основанным на апофатической гносеологии православным энергийным символизмом, лежащим в основе гносеологического обоснования православной иконологии. На основе взглядов С.С.Хоружего акцентируется сходство некоторых положений православного энергетизма и западного экзистенциализма. В четвертом параграфе рассматриваются «Ареопагитики» Псевдо-Дионисия как один из ключевых этапов в развитии апофатической традиции. Подчеркивается наличие в «Ареопагитиках» органического синтеза христианско-креационистских и неоплатоническо-пантеистических представлений, что оказало влияние на дальнейшее развитие западной философии.

В пятом параграфе рассматривается присутствие и роль апофатическо-неоплатонических идей в рамках средневековой религиозно-философской и мистической мысли у таких ее представителей как Иоанн Скотт Эриугена и Мейстер Экхарт. Раскрывается наличие у них в рамках христианизированно-креационистской картины мира пантеистических элементов и утверждение ими апофатическо-мистического представления о непознаваемости Бога и отрицании всех Его атрибутов как способе Его адекватного познания.

В шестом параграфе подробно рассматривается в рамках раскрытия дальнейшей эволюции апофатической традиции роль мировоззрения и философского учения Николая Кузанского: его учение о единстве противоположностей, иерархии познавательных способностей, разуме и принципе «ученого незнания» как вершине познания и способности к интеллектуальному созерцанию.

Седьмой параграф посвящен такой важной в контексте сопоставления апофатической традиции и ясперсовского экзистенциализма фигуре как Лютер, чей принцип sola fides наравне с апофатизмом Николая Кузанского оказал решающее влияние на экзистенциализм Ясперса. Интеллектуалистское видение единства противоположностей Николая Кузанского, повлиявшее вместе с другими источниками на формирование у Ясперса понятия объемлющего, было дополнено влиянием опытно-экзистенциального элемента веры, которым Ясперс обязан прежде всего Лютеру и Кьеркегору. Делается вывод о том, что у Ясперса неоплатоническое представление об экстазе как бы «раздваивается»: влияние интеллектуалистского представления о созерцании единства противоположностей превращается у него в его учение об объемлющем и о разуме, составляя основу философской веры, а вся световая символика экстатического акта и апофатическое утверждение непосредственности и опытной стороны богообщения сосредотачивается в его учении о пограничных ситуациях и об экзистенциальном озарении и носит этическо-антропологическую окраску. Этим объясняется двойственность структуры философской веры Ясперса, в которой соединены христианско-этический компонент и экзистенциально-опытное понимание трансцендирования, с одной стороны, и элементы неоплатоническо-созерцательного мировоззрения, связанные с утверждением роли разума как изначально содержащейся в человеке онтологическо-божественной сущности. Во второй главе - «Влияние апофатической традиции на понимание сущности веры у Ясперса» - делается попытка раскрыть ясперсовскую трактовку сущности веры через показ ее двойственного характера, явившегося результатом соединения у Ясперса неоплатонического концептуального архетипа созерцания и ветхозаветного экзистенциального пафоса страстной веры, утверждаемого им в обход ортодоксальности исторической христологии Нового Завета. Обе этих составляющих его понимания веры объединены у Ясперса на основе общей апофатичности его мировоззрения: утверждения невозможности окончательного познания трансценденции или Бога и бесконечности этого познания. В первом параграфе в качестве вводной части дан краткий обзор ясперсовского понимания исторического соотношения философии и религии. Определяя место своей философской веры в истории взаимоотношений между философией и религией, Ясперс обращается к историческому источнику формирования западной культурной традиции - периоду, когда на общей основе монотеизма соединились философское понимание Единого и ближневосточный библейский монотеизм - «Единый Библии», т.е. исходные структурные элементы европейского типа религиозной веры и мышления. Сознание трансцендентального порыва, непосредственное переживание и борьбу пророков за чистого, истинного и единственного Бога Ясперс считает основным содержанием Библии, отразившемся затем в направленности всей европейской культуры, и называет «библейской» религией, которая, по его мнению, представляет собой недогматическое, подвижное, сочетающее в себе противоположности и опирающееся на представление о бесконечности отношение к миру. В своей философской вере Ясперс пытается дать еще один философский вариант воспроизведения этой библейской матрицы трансцендентального прорыва. Принятие «решения», выход за пределы собственного существования в историчности ситуации как характеристика природы человека является предпосылкой его устремленности к трансцендентности, утверждение чего и составляет содержание философско-религиозной проблематики у Ясперса.

В начале второго параграфа кратко резюмируется содержание первой главы, где был дан очерк этапов эволюции учения о негативном богопознании в истории западной философской и религиозно-философской мысли. Далее дается краткий экскурс в предысторию экзистенциалистской гносеологии, позволяющий прояснить тот аспект, в котором возможно проведение параллелей между гносеологической структурой апофатическо-неоплатонического и экзистенциалистского философского сознания. Делается вывод о сходстве экзистенциалистского субъективизированно-онтологического представления о трансцендировании с апофатическим неоплатоническим пониманием экстатического преодоления пространственно-временных границ знания и слияния с Единым в бесконечной имманентности души. Был дан также краткий обзор эволюции античной парадигмы экстатического созерцания в сакральной и секулярной формах западноевропейской традиции и возвращения ее к своим истокам в виде стремления автономного философского разума к над-рациональной, над-спекулятивной онтологизации субъективности, что проступило в качестве все пронизывающего контекста и в экзистенциализме Ясперса. В третьем параграфе дается характеристика самому характеру мышления Ясперса, лежащему в основе его философской веры. Этот образ мышления основан на процессуальном, а не на пространственно-последовательном восприятия мира. Главным для Ясперса было передать свое ощущение бесконечности и незавершенности познания, невозможности до конца постичь единство и всеобщую связь мира. Именно с точки зрения этой процессуальности и бесконечности познания он подходил к задаче философии. Из этого утверждения невозможности окончательного познания вытекает общая метафоричность как характерная черта его мышления и философствования, а также философских текстов. Результатом развертывания этого способа мышления в философско-религиозной сфере является ясперсовская концепция философской веры, где Ясперс пытается утвердить свой опыт осознания бесконечности, единства мира и бесконечной связи всех явлений. К таким состояниям человеческого сознания, по Ясперсу, принадлежит и вера, вырастающая из осознания человеком своего отношения к Единству, которое существует до разделения на субъект и объект. Понимание веры, таким образом, не носит у Ясперса теистического характера.

В четвертом параграфе дается характеристика ясперсовского понимания объемлющего и его связи с апофатическо-пантеистической традицией, при этом особенное внимание уделяется влиянию Николая Кузанского.

В пятом параграфе рассматривается влияние, оказанное новой предренессансной трактовкой имманентности и переосмыслением неоплатонического пантеизма в рамках креационистской парадигмы у Николая Кузанского на субъективистско-экзистенциалистскую парадигму религиозно-психологического опыта у Ясперса. В этом же аспекте анализируется и экзистенциалистское понимание историчности. Далее рассматривается природа трех форм «неверия», к которому приводит абсолютная имманентность при отрицании трансцендентного начала: демонологии, обожествления человека и нигилизма.

В шестом параграфе вскрывается двойственность диалектики Ясперса, наличие в ней двух различных влияний: с одной стороны, это диалектика парадокса Кьеркегора, связанная с представлением о неразрешимости противоречия для человеческого разума и утверждающая возможность его разрешения лишь через скачок, озарение, а, с другой стороны, у Ясперса присутствует мистическая картина восхождения к истине, слияния с Единым через созерцание разумом единства противоположностей.

В седьмом параграфе рассматривается влияние, оказанное на ясперсовское понятие разума христианизированно-неоплатонической трактовкой разума у Николая Кузанского. Выявляется также связь учения Ясперса об экзистенциальной коммуникации с имманентистской направленностью пантеистического тезиса «единое есть все».

В восьмом параграфе рассматриваются взгляды Канта и Гуссерля как представителей двух ветвей европейского трансцендентализма (скептическо-дуалистического и интеллектуалистско-рационалистического) и их влияние на ясперсовскую трактовку созерцания и апофатическую направленность его экзистенциализма.

В третьей главе - «Теологические оценки влияния апофатической традиции на концепцию философской веры Ясперса» - рассматриваются теологические оценки философской веры Ясперса, данные теми из теологов, кто симпатизировал самому духу его философствования или непосредственно поддерживал его апофатическую ориентацию. Этот обзор позволяет дать некоторую перспективу теологических оценок присутствия апофатического элемента в мышлении Ясперса, наметив при этом общую тенденцию необъективированного понимания Абсолюта, проявившуюся и в экзистенциалистской философии Ясперса, и во взглядах этих теологов. В первом параграфе раскрываются некоторые общие моменты понимания сущности веры, трансцендирования и отрицания объективирующего мышления у Ясперса и таких теологов и философов, как представители диалектической теологии Джон Маккуори с его неклассическим теизмом и интерпретировавший его идеи А.Ки, представители процессуальной теологии А.Н.Уайтхед и Ч.Хартсхорн, а также В.Т.Стейс, предложивший феноменологическую типологию мистического опыта, и, наконец, некоторые представители англо-американской философской теологии и философии религии (С.P.A.Кларк, Л.Колаковски, Х.Армстронг), которые непосредственно обратились к апофатической традиции в противовес доминированию аналитической неосхоластики.

Рассматривается также данная В.В.Бибихиным оценка вклада Ясперса и Хайдеггера в развитие апофатического учения в перспективе отношения к этому современных католических теологов-неотомистов. Сравнивая взгляды Ясперса и Хайдеггера, Бибихин видит в хайдеггеровской онтологизации Ничто более творческое и глубинное развитие принципов восточной апофатики. Речь идет о том, что Хайдеггер онтологизировал радикальность апофатического отрицания, которое, однако, в своем генезисе неразрывно связано с утверждением катафатической ступени познания. Исторически апофатическая теология была явлением развивающимся, принимавшем на протяжении всего своего развития различные формы. И если предложенный Ясперсом вариант апофатического философствования отличается от хайдеггеровской онтологизации пустоты-Ничто, то это означает не несоответствие духа его философствования духу апофатической традиции, а лишь обращение Ясперса к другому ее аспекту -утверждению бесконечности познания Бога или трансценденции. В этом же параграфе приводится оценка апофатической теологии католическим теологом У. фон Бальтазаром, который полностью разводит апофатику как чисто неоплатоническое учение и христианское понимание Креста.

Во втором параграфе осуществляется сравнительный анализ структуры и предпосылок философской веры Ясперса и взглядов таких близких к нему по духу теологов как А.Швейцер и П.Тиллих. Рассматривается отношение Ясперса, Швейцера и Тиллиха к мистицизму как форме философско-религиозного мышления и оценка ими роли мистического компонента для формирования их взглядов.

Швейцеровская этика благоговения перед жизнью является результатом его размышлений над возможностью соединения двух главных, по его мнению, тенденций европейской мысли: созерцательности мистического монизма и принципа жизненного активизма, связанного с представлением об этической сверхличности и дуализме Бога и человека. Сделать это Швейцеру удалось на основе такого изначального для человека момента как его собственное существование и его воля к жизни. Данная позиция имеет много общего с философской верой Ясперса, который пытался объединить на основе экзистенции как главного аспекта существования человека активизм экзистенциальной решимости, почерпнутый им из библейской религии Ветхого Завета, и неоплатоническо-апофатический архетип безмолвного и бесконечного слияния с Единым.

Философская позиция Швейцера может служить своеобразным дополнением концепции философской веры Ясперса, так как она дает возможность сформулировать этику ориентированного на бесконечность мировоззрения. Абсолютная вера П.Тиллиха утверждением своего необъективируемого характера имеет много общего с апофатической ориентацией философской веры Ясперса, что объясняется во многом их принадлежностью к общей для них протестантской традиции.

18

В заключении работы подводятся итоги содержание диссертационной тематики и изысканий. исследования, суммируется основное намечаются перспективы дальнейших

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Апофатическая традиция и концепция философской веры К. Ясперса"

Заключение

Предметом рассмотрения в данной работе являлся основной вопрос, затронутый в философской вере Ясперса: вопрос о сущности понимания им характера веры. Так же, как и всякое новое понятие, понятие "философской веры" имело длительную философскую предысторию, и при внимательном историко-философском анализе его структура оказывается сложным и неоднородным образованием, содержащем в себе влияние множества опосредованных длительной эволюцией концептуальных представлений. И лишь подробное историко-философское прослеживание преемственности в исторической эволюции этих понятий помогает обосновать и объяснить возможность соединения этих разнородных влияний. С этой точки зрения философская вера Ясперса в данной работе рассматривается как попытка синтеза двух часто находящихся в оппозиции друг другу тенденций в европейской философской и религиозно-философской мысли: с одной стороны, это трансцендентальный порыв к недосягаемому Богу, к чуду, а, с другой стороны, мистико-пантеистическое ощущение своей изначальной соединенности с подосновой бытия, своего единства с миром и Божеством, постигаемого в мистическом созерцании.

У Ясперса, безусловно, присутствует эта двойственность, амбивалентность в отношении к трансценденции: с одной стороны, он понимает трансценденцию как тайну, дар (Geschenk): «В экзистенции человек остается самим собой только в том случае, если в своем самобытии он подарен себе. Свобода есть дар самого себя из трансценденции» [107, с. 494]. Но, с другой стороны, ощущение связи с трансценденцией осуществимо только через экзистенцию. Оно коренится в глубине экзистенции, а такое представление о структуре экзистенциального познания родственно мистическо-неоплатоническим представлениям о «божественной искре» в душе человека и экстатическом восхождении к Единому, являющемся одновременно нисхождением в глубину собственной души.

Такое своеобразное мироощущение, лежащее в основе философской веры, обусловлено прежде всего присутствием в ней общепротестантского преломления христианства, соединенного с особым отношением Ясперса к Ветхому Завету. И, в результате, в философской вере сосуществуют интенсивное эмоциональное ощущение «данности», «подаренности» себя самому себе, основанное на ветхозаветном духе устремленности человека к Богу, к трансценденции -христианское самоощущение, которым Ясперс обязан Библии, Ветхому Завету, а, с другой стороны, - апофатическое утверждение непознаваемости трансценденции и ощущение своей изначальной связи с бытием, с объемлющим, уходящее корнями в неоплатонизм - другой источник европейского типа сознания и европейской философской мысли, и соединенное у Ясперса с его равнодушием к конфессиональным различиям. Образцы именно такого сочетания этих двух противоположных типов мироотношения можно обнаружить во взглядах тех представителей традиции христианизированного платонизма и неоплатонизма, а позже и панентеизма, чьи идеи были так близки Ясперсу.

В данной работе внимание заострено именно на этой мировоззренческой двойственности философско-религиозных взглядов Ясперса, так как именно этот угол зрения дает возможность в противоположность критическим подходам к его философии религии обосновать возможность и правомочность соединения философии и веры в его концепции философской веры. В поисках оснований этой правомочности Ясперс возвращается к самому истоку европейского типа культуры, религиозности и мышления, которым он считает «осевое время» -момент необъяснимого, мистического и спонтанного всплеска духовной энергии, приведшего к формированию нового исторического сознания. Именно в этот момент оформилась окончательно как духовный феномен «библейская религия» -основа и европейской философии и типа веры. Библейская религия дает образец подвижного, бесконечного, сочетающего противоположности мировоззрения, которое позже было догматизировано и определено рамками конкретных вероисповеданий. Это обращение Ясперса к духу страстной, личной веры пророков Ветхого Завета обусловлено его протестантским менталитетом, основанным на лютеровском принципе sola fides. Именно это обращение послужило через посредство понимания веры как абсурда у Кьеркегора источником ясперсовской трактовки экзистенциально-опытного озарения, просветления. В мгновенности этого озарения в пограничной ситуации человек «прорывается» к трансценденции и к познанию собственной глубины, т.е. выходит за пределы своего существования и осознает собственную бесконечность. Это представление о бесконечности и непознаваемости трансценденции является той основой, которая объединяет философию и религию в ясперсовской концепции философской веры.

В работе также обращается внимание на сходство экзистенциалистского понимания озарения как аспекта трансцендирования с неоплатонической экстатической трактовкой трансцендирования, сохраненной в апофатической традиции в ее сакральной и секулярно-философской формах.

Но в понимании Ясперсом структуры трансцендирования можно выделить и еще одно направление влияния апофатическо-неоплатонического учения, связанное с другой ветвью его интерпретации - с учением Николая Кузанского об единстве противоположностей и об интеллектуальной интуиции. Это влияние проявилось у Ясперса в его трактовке созерцания как бесконечной открытости разума, соответствующей бесконечности бытия, и явственно просматривается в понятийном ряде: объемлющее, разум, коммуникация, философствование. Интеллектуалистское понимание созерцания у Николая Кузанского послужило у Ясперса основой и источником «философского» составляющего элемента его «философской веры», Лютеровское же понимание веры как единения с Христом стало источником второго элемента - элемента «веры», непосредственно-опытного озарения. При этом неоплатоническое понимание озарения как полного и окончательного слияния с Единым трансформировалось у Ясперса в представление о бесконечной цепи индивидуальных мгновенных озарений. А такое понимание бесконечности и отсутствия окончательности в познании Бога было утверждено уже в положении апофатической теологии о бесконечности восхождения к Богу.

Но, поскольку Ясперс как мыслитель существовал уже в рамках субъективистской гносеологической парадигмы, то, в соответствии с этим и его «богопознание» носит субъективизированный характер экзистенциального переживания и, таким образом, уже само понимание экзистенции как неуловимого, не подвластного рефлексии и непознаваемого уровня существования человека может быть охарактеризовано как апофатическое представление.

Только с помощью такого историко-философского дифференцирования структуры философской веры Ясперса можно осмыслить некоторую парадоксальность и противоречивость ясперсовского синтеза философии и веры и, при всей необходимости более развернутой аргументации по отдельным положениям данной работы, этот подход все же может служить одним из объяснений особенностей философского мышления Карла Ясперса.

Таким образом, резюмируя содержание данной работы, можно сформулировать ее основные положения следующим образом. Прежде всего, концепция философской веры Ясперса является одним из свидетельств завершения исторического круга развития европейской философской традиции и возвращения ее к своим истокам. Осуществленную Ясперсом попытку соединения философии и веры можно рассматривать (в соответствии с тем смыслом, который он сам в это вкладывал) как попытку возвращения к первоначальному философско-религиозному синкретизму европейского способа мышления. Именно историко-философское основание этого тезиса было положено в основу рассмотрения концепции философской веры в данной работе. И в контексте решения этой задачи обращение к апофатической традиции как традиции негативного богопознания, получившей в рамках истории европейской философской и философско-религиозной мысли свое наиболее полное и окончательное выражение в учении апофатической теологии Псевдо-Дионисия и Ареопагита выглядит оправданным по нескольким причинам. Во-первых, сам Ясперс признавал значительное влияние на формирование своих взглядов идей тех философов и теологов, которые общепризнанно считаются отдавшими дань этой традиции, таких, например, как Григорий Нисский, Николай Кузанский, Экхарт, или тех европейских мыслителей, чья связь с традицией негативного богопознания все же может быть выявлена с помощью историко-философского анализа. Среди последних можно назвать Лютера, Канта, Шеллинга, Ницше, Кьеркегора. В этом ряду необходимо также упомянуть и растянувшийся на всю жизнь ясперсовский диалог с идеями Хайдеггера, абсолютизировавшего в своей онтологии категорию Ничто.

Во-вторых, влияние основных идей апофатической традиции может быть выявлено у Ясперса как в самой его трактовке трансцендирования, так и в ряде других понятий его философской веры. Попытка этого выявления осуществлялась в первой и второй главах данной работы.

Апофатической традиции в 20 веке отдали должное в форме прямого обращения или опосредованного влияния ряд значительных теологов и представителей философско-религиозного мышления. Краткое рассмотрение взглядов этих теологов и философов с целью демонстрации апофатического влияния как в их концепциях, так и в ясперсовской концепции философской веры, что осуществляется в третьей главе, дает возможность сделать вывод о существовании определенной тенденции в европейской философской и

156 философско-религиозной мысли этого периода, которую можно назвать тенденцией критики объективируемого понимания трансценденции и существование которой безусловно определено преемственностью достаточно древних идей, сформировавшихся в самом истоке европейской культурной традиции.

 

Список научной литературыСоколова, Марианна Евгеньевна, диссертация по теме "История философии"

1. Аверинцев С.С. Теология диалектическая// Философская энциклопедия. Гл. ред. Константинов Ф.В., М.: «Сов. энциклопедия», 1970. Т. 2. - С. 203

2. Аверинцев С.С. Ясперс// Философская энциклопедия. Гл. ред. Константинов Ф.В., М.: «Сов. энциклопедия», 1970. Т. 5. - С. 620-622

3. Афанасьевский В.Л. Рассудок и разум в истории философии. Куйбышев, изд-во Куйбышевского университета, 1989. - 47 с. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН №39849 от 23.10.1989.

4. Автономова Н.С. Рациональность, наука, философия, жизнь// Рациональность как предмет философского исследования. РАН. Ин-т философии/ Отв. ред. Пружинин Б.И., Швырев B.C. М., 1995, - С. 56-90.

5. Бабушкин В.У. Концепция философского мышления Карла Ясперса: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1969. - 20 с.

6. Бальтазар Г.У. фон О простоте христиан// Символ = Simbol: Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. Париж., 1993. - № 29. - С. 7-69.

7. Баткин A.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности// Отв. ред. Аверинцев С.С. АН СССР. М.: Наука, 1989. - 272 с.

8. Бёме Я. Аврора, или Утренняя звезда в восхождении/ Пер. с нем. Петровского А. М.: Гуманус: Политиздат, 1990. - XI, 415 с.

9. Бибихин В.В. Католические теологи и философия// Католическая философия сегодня. М., 1985. - С. 45-62

10. Ю.Библер B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

11. П.Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.: Мифрил, 1996. -258 с.

12. Богомолов A.C. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.: Изд-во Московского университета, 1969. - 448 с.

13. Бриллиантов А.Н, Эриутена// Христианство: Энцикл. словарь. В 3 т./ Редкол.: Аверинцев С.С. (гл. ред) и др. М.: Большая рос. энцикл., 1995. - Т. 3. - С. 263267

14. Бычков В.В. Неформализуемый гносис Оригена// Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. РАН. Ин-т философии. Отв. ред. Кругликов В.А. М., 1995. - С. 103-125

15. Бычков В,В. Эстетические взгляды Климента Александрийского// Вестник древней истории. 1975. - № 3. - С. 58-79

16. Бычков В.В, Эстетика Филона Александрийского// Вестник древней истории. -1975. № 3. - С. 58-79

17. Введение в философию: Учебн, для вузов в 2-х частях/ Фролов М.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1990. - 367 с.

18. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 с.

19. Гайденко П.П. Николай Кузанский и античный платонизм// Античность в культуре и искусстве последующих веков: Материалы научной конференции. 1982, М., 1984. - С. 55-71

20. Гайденко П,П. Философия Николая Кузанского и античный платонизм// Античная культура и современная наука. М., 1985. - С. 216-222

21. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии К.Ясперса// Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - С. 5-26

22. Галенко С,П. Идея трансцендентализма в западноевропейской философии// Историко-философский ежегодник. РАН. Ин-т философии; редколл.: Мотрошилова Н.В. М., 1994. - 1992. - С. 46-64

23. Галенко С.П. Кантовская метафизика как общая теория отношений// Историко-философский ежегодник./ Отв. ред, Мотрошилова Н.В.; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1991. - С. 18-36

24. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учебн. пособие для студ. и аспир. филос. фак. и отд-й унив-ов. М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.

25. Горюнов В.П. «Неподлинное бытие» в истолковании Карла Ясперса// Социальная теория и современность/ Редколл.: Бессонов Б.Н. и др, М.: Луч, 1993. - Вып. 9./ Отв. ред. Петренко Е.Л. - С. 91-100

26. Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К.Ясперса// Буржуазная и философская антропология XX века. М., 1986. - С. 23-34

27. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. - 334 с.

28. Грушке Н.Ф. Экхарт// Христианство: Энцикл. Словарь в 3 т./ Редкол.: Аверинцев С.С. (гл. ред.) и др. М., Большая рос. энцикл., 1995. - Т. 3. - С. 253258

29. Гуревич П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трех всемирных конгрессов)// Рациональность как предмет философского исследования. РАН. Ин-т философии/ Отв. ред.: Пружинин Б.И., Швырев B.C. М., 1995. - С. 209224

30. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1982. 287 с.

31. Дионисий Ареопагит. О божественных именах (пер. Л.Н.Лутковского)// Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 2. М.: Наука, 1990. -С. 156-227

32. Доброхотов A.A. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 248 с.

33. Долгов K.M. Карл Ясперс: Человек и история// Социальная теория и современность/ Редколл.: Бессонов Б.Н. и др. М.: Луч, 1993. - Вып, 9./ Отв. ред. Петренко Е.Л. - С, 26-35

34. Жеребкина H.A. Попытка целостного рассмотрения рациональности в философии К.Ясперса// Актуальные вопросы совершенствования социализма в свете материалов XXVII съезда КПСС. Харьков, 1986. - С. 342-347

35. Жукова О.И. «Экзистенция» человека в философии К.Ясперса// История духа и целостность человека: Сб. научных ст./ Кемер. Гос. Ун-т; Редкол.: Щенников

36. B.П. и др. Кемерово, 1994. - С. 342-347

37. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX начала XX века: Учебн. пособие для студентов филос. фак. - М.: Высшая школа, 1988. - 520 с.

38. Иванов К.К. Новый этап нового времени// Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн. 1. Л.: изд-во ЛГУ, 1991.1. C. 135-151

39. Иванов Н.Б. От истории культуры к культуре познания// Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - С. 35-49

40. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989. -286 с.

41. Клименкова Т.А. От феномена к структуре/ АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1991. - 87 с.

42. Кузьмин М.В. Экстатическое время// Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 67-79

43. Куликова Т.В. Понимание и проблема выражения необъективируемых экзистенциальных структур человеческого существования/ Моск. Пед. Гос. ун-т им. В.И.Ленина. М., 1996. - 10 с. - Рукопись деп. В ИНИОН РАН № 51153 от 31.01.96.

44. Кураев А. Пантеизм и монотеизм/ Вопросы философии, 1996. - № 6. - С. 3653

45. Кюнг Г. Куда идет христианство// Путь. 1991. - № 2. - С. 144-160

46. Кюнг Г. Теология на пути новой парадигмы// Путь. 1992. - № 2. - С. 160-182

47. Лосев А.Ф, Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - 623 с.

48. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: Догматическое богословие. М,, 1991. - 288 с.

49. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция/ Сост. А.П.Поляков: Подг. текста и примеч. Р.К.Медведевой. М.: Республика, 1995. -400 с.

50. Лукомский Л.Ю. Единое и бытие в позднеэллинистической философии: Плотин и герметический корпус: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1995. - 15 с.

51. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Лат. патристика. М.: Мысль, 1979, - 431 с.

52. Малков Ю. Апофатизм и развитие средневекового восточно-христианского символизма// Вопросы искусствознания. 1994. - № 2/3. - С. 94-114

53. Малявин В.В. Мифология и традиция постмодернизма// Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -С. 50-59

54. Мельвиль Ю,К. Пути буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1983. - 247 с.

55. Минаков В.Г. Структура историчности в философии К.Ясперса// Учен. Записки Тартусск. Ун-та, 1982. Вып, 599. - Труды по философии. - С, 110-123

56. Морева A.M. «Ratio ad abstractum» и конкретные коллизии философствования// Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - С. 89-117

57. Мошнин В.Ф. Проблемы бытия человека в философии К.Ясперса// История философии: проблемы, методы и идеологии. М., 1983, - С, 3-30

58. Мошнин В.Ф. Противоречия «нового гуманизма» К.Ясперса// Некоторые вопросы историко-философской науки. М,, 1984. - С. 90-96

59. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное в средневековой теории познания// Рациональность как предмет философского исследования. РАН. Инт философии/ Отв. ред, Пружинин Б.И., Швырев B.C. М,, 1995. - С. 40-55

60. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное: Ист.-теорет. Очерк/ Отв, ред. Лекторский В .А.; АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1985. - 175 с.

61. Мунье Э. Что такое персонализм?/ Пер. с фр., примеч. Вдовиной И.С. М.: Изд-во гуманит лит-ры, 1994, - 126 с,

62. На путях постмодернизма: Сб. обзоров и реф./ РАН. ИНИОН.; Редколл.: Андреева И.С., Галинская И.А. (отв. редакторы) и др. М., 1995. - 187 с.

63. Неретина С.С. Верующий разум: к истории средневековой философии// Ин-т философии РАН, Поморск. междунар, пед. ун-т им. М.В.Ломоносова. -Архангельск: Изд-во Поморск. междунар. пед. ун-та, 1995. 367 с.

64. Никитин Ю.И. Критика экзистенциалистской концепции нравственного воспитания (на примере взглядов К.Ясперса)// Этика и эстетика. Киев, 1986. -Вып. 29. - С. 126-131

65. Николай Кузанский. О мире веры// Вопр. философии. 1992. - № 5. - С. 29-53

66. Николай Кузанский. О вершине созерцания// Сочинения в 2-х т. Пер. с лат. -М.: Мысль, 1980. Т. 2/ Сост. Бибихин В.В.; Общ. ред. Соколова В.В., Тажуризиной З.А. - С. 417-430

67. Одуев С.Ф. Человек в интерпретациях Карла Ясперса и Фридриха Ницше// Социальная теория и современность/ Редколл.: Бессонов Б.Н. и др. М.: Луч, 1993. - Вып. 9. / Отв. ред. Петренко Е.Л. - С. 78-88

68. Павленко В.Г. Некоторые особенности гносеологии Н.Кузанского как источника религиозно-философской доктрины радикально-бюргерскойреформации// Кемеровск. гос. ун-т. Кемерово, 1988. - 25 с. - Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 37040 от 6.03.89.

69. Панфилов О., Панфилова Н. «Мистический дух переходных эпох»// Ступени: Философский журнал/ Творческое объединение «Ступени». 1992. - № 2. - С. 40-51

70. Петренко Е.Л. Экзистенциальная метафизика и история как проблемы «Философии» Карла Ясперса// Социальная теория и современность/ Редколл.: Бессонов Б.Н, и др. М.: Луч, 1993. - Вып 9./ Отв. ред. Петренко Е.Л. - С. 36-49

71. Померанц Г. По ту сторону символов// Знание сила. - 1995. - № 12. - С. 8-16

72. Попов И,В. Григорий Нисский// Христианство: Энцикл. словарь. В 3 т./ Редколл.: Аверинцев С.С. (гл. ред.) и др. М.: Большая рос. энцикл., 1995. - Т. 3.- С. 444-445

73. Рутманис К.В. Генезис идей рациональности в философии// Рациональность как предмет философского исследования. РАН. Ин-т философии/ Отв. ред. Пружинин Б.И., Швырев B.C. М., 1995. - С. 21-39

74. Семушкин A.B. У истоков европейской рациональности: Начало древнегреческой философии. Учеб. пособие/ Ин-т «Открытое общество» М.: Интерпракс, 1996. - 192 с.

75. Сердюков Ю.М. Трансцендирование в самопознании: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992. - 16 с.

76. Силантьев С.В, Критика «ученого незнания» Николая Кузанского в трактовке Иоганна Венка «De ignota litteratura»/ МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 1995. - 15 с. - Рукопись деп. В ИНИОН РАН № 50523 от 23.06.95.

77. Современная буржуазная философия. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. А.С.Богомолова и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -651 с.

78. Соловьев Э. Религиозная вера и нравственность в философии Канта// Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. 1991/ Отв. ред. Фролов И.Т. М., 1991. - С. 204-217

79. Соколов В.В. К публикации трактата «О божественных именах»// Общественная мысль: исследования и публикации. М.: Наука, 1990. - Вып. 2. -С. 152-155

80. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие для студентов и аспирантов филос. фак. и отд. ин-в. М.: Высшая школа, 1979. - 447 с.

81. Соловьев Вл.С. Ориген// Христианство. Энцикл. Словарь в 3 т./ Редкол.: Аверинцев С.С. (гл. ред.) и др. М.: Большая рос. энцикл., 1995. - Т. 2. - С. 248253

82. Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. Под ред, Соколова В.В. -М.: Изд-во МГУ, 1972. 148 с.

83. Тиллих П. Избранное: теология культуры/ Пер. с англ. Балагушкина Е.Г., Боровой О.В. М.: Юрист, 1995. - 479 с.

84. Тиллих П. Мужество быть// Символ = Simbol: Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. Париж, 1993. - № 28, - С. 7-121

85. Типсина А.Н. Критика философии религии Карла Ясперса. Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1974. - 17 с.

86. Типсина А.Н. Немецкая философия религии XX века (К.Ясперс, М.Хайдеггер, Э.Блох): Автореф. дис. д-ра филос. наук. Л., 1990. - 32 с.

87. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -152 с.

88. Типсина А.Н. Философия религии К.Ясперса (Критический анализ) Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 152 с.

89. Толстикова Е.В. Влияние дуалистической и монистической тенденций в христианстве на этические представления русских средневековых мыслителей (XIV-XVI вв.): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. - 25 с.

90. Трубецкой С.Н. Филон Александрийский// Христианство. Энцикл. словарь в 3 т./ Редкол.: Аверинцев С.С. (гл. ред.) и др. М.: Большая рос. энцикл., 1995. - Т. 3. - С. - 121-123

91. Филимонов А.Л. Способ философской рефлексии: классическая и неклассическая формы рациональности: Автореф. дис. канд, филос. наук. -Томск, 1995. 23 с.

92. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века (Прот. Георгий Флоровский). 2-е изд. - Paris: IMCA-press, 1990. - 239 с.

93. Франк И. Введение в экзистенциализм. М.: Агентство «Технотрон», 1995. - 48 с.

94. Херш Ж. Ставка в споре о Хайдеггере (пер. М.С.Кошкарян)// Историко-философский ежегодник, РАН. Ин-т философии; Редкол.: Мотрошилова Н.В. -М., 1994. 1992. - С. 353-364

95. Хоружий С.с. После перерыва, Пути развития русской философии: Учеб. пособие/ Русск. христ. гуманит. ин-т. СПб: Алетейя, 1994. - 445 с.

96. Хоружий С.С. Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства// Здесь и теперь,- 1992. № 1, - С. 94-105

97. Черняков А. Трансцендентное и трансцендентальное (Проблема синтеза в философии Канта и Гуссерля)//Логос. Ленинградские междунар. чтения по философии культуры. Кн. 1,- Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 161-177

98. Чухина Л.А. Проблема человека в религиозной философии: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1984. - 41 с.

99. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. Пер. с нем./ Сост. и послесл. Гуссейнова A.A.; Общ. ред. Гуссейнов A.A., Селезнева М.Г. М.: Прогресс, 1992, 573 с.

100. Шестов Л.И, Роковое наследие о мистическом опыте Плотина// Минувшее. -1992. Т. 9. - С. 151-231

101. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. Репринт 1912 года. М.: Политиздат, 1991. - XLVII, 192 с.

102. Якимович А,К. О лучах Просвещения и других световых явлениях. (Культурная парадигма авангарда и постмодернизма)// Иностр. лит-ра. 1994. -№ 1. - С. 241-248

103. Ясперс К. Ницше и христианство. Московский философский фонд «Медиум». М. - 1994. - 114 с.

104. Ясперс К. Философская вера// Смысл и назначение истории: пер, с нем./ Вступ. ст. Гайденко П.П.; Сост. Левина М.И., Гайденко П.П.; Коммент. Катасонова В.Н. М.: Политиздат, 1991. - С. 420-508

105. Ясперс К. Ясперс о Хайдеггере// Ступени. Философский журнал творческого объединения «Ступени». 1992. - № 3 - С. 135-151

106. Adriaanse H.J. After theism// Traditional theism and its modern alternatives/ Ed. by Andersen S.; With introd. by Phillips D.Z. Aarhus: Aarhus univ. press, 1994. -242 p.

107. Being and truth: essays in honour of John Macquarrie// Ed. by Kee A. and Long

108. E.T. L.; SCM press, 1986. - 462 p.

109. Buterin D. The philosophical origins of Christian mysticism// Synthesis philosophic. Zagreb, 1992. - Vol. 7, fasc. 2. - P. 441-479

110. Caputo J.D. Mysticism and transgresión Derrida and Meister Eckhart// Derrida and deconstruction. Ed. by Silverman H.J. - N.Y.-L., 1989. - P. 24-39

111. Cranz F.E. A common pattern in Petrarch, Nicholas of Cusa, and Martin Luther// Humanity and divinity in Renaissanse and Reformation: Essays in honour of Charles Trinkaus/ Ed. by O'Malley J.W. et al. Lieden etc.: Brill, 1993. - P. 53-70.

112. Durfee H.A. Philosophic faith and foundationalism// Karl Jaspers today: Philosophy at the threshold of the future/ Ed. by Ehrlich L.H.; Wisser R. -Washington; Center for advanced research in phenomenology: Univ. press of America, 1988. P. 200-213

113. Ford L.S. Temporality and transcendence// Hartshorne, process philosophy, and theology/ Ed. by Kane R„ Phillips S.H. Albany (N.Y.): State univ. of New York press, 1989. - P. 151-167

114. Gaidenko P. Die Achsenzeit und das Problem des philosophischen Glaubens bei Karl Jaspers// Karl Jaspers: Zur Aktualität seines Denkens/ Mit Beitr. von Boversen

115. F., Buczynska Garewicz H., Fahrenbach H. et. al.; Salamun K. (Hrsg.). - München; Zurich: Piper, 1991. - S. 86-94

116. Gerson L.P. Plotinus' metaphysics: emanation or creation?// Rev. of metaphysics.-Wash., 1993. Vol. 46, № 3. - P. 559-574

117. Goyel R.E. Jasper's critique of Heidegger: The arrogance of thought// Intern, philos, quart. Bronx (N.Y.), 1987. - Vol. 27, № 2. - P. 161-171

118. Griffin D.R. Charles Hartshorne's postmodern philosophy and theology// Hartshorne, process philosophy and theology/ Ed. by Kane R., Phillips S.H. Albany (N.Y.): State univ. of New York press, 1989. - P. 1-32

119. Haas A.M. Schools of late medieval mysticism// Christian spirituality: High Middle Ages and Reformation/ Ed. by Raitt J. N.Y.: Crossroad, 1987. - P. 140-175

120. Jaspers K. Nicolaus Cusanus. München: Piper, 1964. - 270 s.

121. Jie-Wei Cheng. Deonstruction, Yin-yang and negative theology// J.of chin, philosophy. Honolulu, 1995. - Vol. 22, № 3/ - P. 263-287

122. Kane R. The ends of metaphysics// Intern, philos. quart. Bronx (N.Y.), 1993. -Vol. 33, № 4. - P. 413-428

123. Karl Jaspers: Denken zwichen Wissenschaft, Politik und Philosophie/ Hrsg. von Harth D. Stuttgart: Metzler, 1989. - 229 s.

124. Karl Jaspers today: Philosophy at the threshold of the future/ Ed. By Ehrlich L.H., Wisser R. Washington: Center for advanced research in phenomenology: Univ. Press of America, 1988. - IX, 428 p.

125. Karl Jaspers: Zur Aktualität seines Denkens/ Mit Beitr. von Bövesen F., Buczynska Carewicz H., Fahrenbach H. et al.; Salaman K. (Hrsg.). - München; Zurich: Piper, 1991. - 223 s.

126. Kee A. Transcendence and God: A critique of religious objectivism// Being and truth: essays in honour of John Macquarrie// Ed. by Kee A. and Long E.T. L.: SCM press, 1986. - P. 62-64

127. Kenney J.P. The critical value of negative theology// Harvard theol. Cambridge (Mass.), 1993. - Vol. 86., № 4. - P. 439-453

128. Lienhard M. Luther and beginnings of the Reformation// Christian spirituality. High Middle Ages and Reformation/ Ed. by Raitt J. N.Y.: Crossroad, 1987. - P. 268-299

129. Long E.Th. Jaspers and Bulmann: A dialogue between philosophy and theology in the existentialist tradition. Durham (N.C.), Duke univ. press, 1968, - 155 p.

130. Mantzaridis G. Spiritual life in Palamism// Christian spirituality: High Middle Ages and Reformation/ Ed. by Raitt J. N.Y.: Crossroad, 1987. - P. 208-222

131. Paul J.M. Der Weg des Menschen oder Kommunikation und Liebe bei Jaspers// Karl Jaspers: Denken zwichen Wissenschaft, Politik und Philosophie/ Hrsg. Von Harth D. Stuttgart: Metzler. 1989. - S. 59-71

132. Potepa M. Filosofia L. Kolakowskiego a filozofia K.Jaspersa// Edukacja filoz. W-wa, 1993. - № 15. - S. 195-207

133. Quigley T.R. The ethical and the narrative self// Philosophy today. Celina, 1994. - Vol. 38, № 1. - P. 43-55

134. Raulet G. Die Chiffre in Spannungsfeld zwischen Transzendenz und Säkularisierung// Karl Jaspers: Denken zwischen Wissenschaft, Politik und Philosophie/ Hrsg. von Harth D. Stuttgart: Metzler, 1989. - S. 22-41

135. Reijen von W. The crisis of the subject: from Baroque to postmodern// Philosophy today. Celina, 1992. - Vol. 36, № 4. - P. 310-323

136. Richardson W.J. Contemplative in action// Amor mundi: Explorations in the faith and thought of Hannah Arendt/ Ed. by Bernauer J.W. Boston etc.: Nijhoff, 1987. -P. 115-134

137. Salamun K. Ethische Komponenten in der Philosophie von Karl Jaspers// Synthesis philos. Zagreb, 1987. - Vol. 2, fass. 5 - S. 473-487

138. Samay S. Reason revisited. The philosophy of Karl Jaspers. Dublin, Gill and Macmillan, 1971. - 300 p.

139. Stoeber M. Introvertive mystical experiences; Monistic, theistic, and the theo-monistic// Religious studies. Cambridge: N.Y., 1993. - Vol. 29, № 2. - P. 169-184

140. Sliogeris A. The ontological sense of existential thinking// The philosophical understanding of human beings/ Edited by V.Lazutka. Translated by A.Begulis. -Vilnius, 1988. P. 76-83

141. Traditional theism and its modern alternatives/ Ed. by Andersen S., with introd. By Philllips D.Z. Aarhus: Aarhus univ. press, 1994. - 242 p.

142. Westphal M. Religious experience as self transcendence and self-deception// Faith and philosophy. 1992. - Vol. 9, № 2. - P. 168-191

143. Wieczorkiewicz A. Droga, zrodlo i filozof: Metaforyka w tekstach Karla Jaspersa// Przeglad filoz. N.S. W-wa, 1994. - Rocz. 3, № 1. - S. 79-90