автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Трепанации у древних народов Евразии как исторический источник
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Медникова, Мария Борисовна
Введение
Глава 1. Краткий очерк истории изучения древних операций краниотомии.
Глава 2. Материалы исследования и классификация трепанаций.
2.1. Материалы исследования
2.2. Классификация трепанаций
2.2.1. Особенности оперативного вмешательства на черепе человека и процесс заживления
2.2.2. Перспективы выживания
2.2.3. Классификация трепанаций по цели проведения
2.2.4 Классификация трепанаций по способу произведения операции
2.2.5 Локализация трепанационных отверстий
2.2.6. Психологические предпосылки трепанирования. Опыт применения психотропных веществ
2.2.7. Дифференциальная диагностика искусственных повреждений черепа человека
2.2.8. Способы описания трепанаций
2.3. Методы исследования
Глава 3. Древнейший инструментарий для проведения трепанаций
3.1. Эпохи мезолита, неолита и бронзы Евразии
3.2. Эпоха раннего железа
3.3. Античное время
3.4. Средневековье
3.5. Современная клиника
Глава 4. Распространение прижизненных трепанаций в историческом прошлом
Евразии
4.1. Тенденции географического распределения
4.2. Хронология Мезолит Неолит Эпоха бронзы Эпоха раннего железа Античное время Раннее средневековье Позднее средневековье Новое время Современность
Глава 5. Специфические трепанации
5.1. Искусственное расширение большого затылочного отверстия
5.2. Символические трепанации
5.3. Посмертные трепанации
Глава 6. Человеческие жертвоприношения в Евразии по данным археологических источников
Глава 7. Скальпирование на Евразийском континенте
Глава 8. Пепкинский курган - данные антропологии к интерпретации погребения
Глава 9. Трепанации в Центральной Азии
9.1. Трепанации как отражение миграций древнего населения
9.2. Лицо и маска: археокультурные параллели
9.3. Изоляция черепа и тела. Культ черепа
9.4. Моделирование лица. Две линии: лицо и обмазка, лицо и маска 302 Лицо и обмазка 305 Лицо и маска 309 Глиняный человек
Глава 10. Символические трепанации конца раннего средневековья: истоки и
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Медникова, Мария Борисовна
Изучение древних трепанированных черепов давно привлекало внимание исследователей несмотря на методические сложности. До сих пор было не вполне очевидно, в рамках какой науки следует изучать это явление, широко распространенное в древнем мире и сохранившее свое значение в некоторых современных этнотерриториальных группах. Первоначально приоритет в исследовании трепанирования принадлежал врачам и антропологам. Крупнейшие ученые, стоявшие у истоков развития антропологии в разных странах, такие как П.Брока, Д.Н.Анучин, Й.Матейка, известные потомкам своими классификационными работами в других областях, не избежали соприкосновения с этой темой. С последующей дифференциацией наук о человеке исследование трепанаций переходит в сферу деятельности палеопатологов, изучающих заболевания древних людей. Можно задать риторический вопрос: а правомерно ли присвоение одной наукой прав на описание и интерпретацию такого сложного феномена? Не важнее ли оценивать социальные аспекты явления? Употребляемая до настоящего момента классификация трепанаций предоставляет возможность археологам заниматься лишь описанием последствий несомненно ритуальных операций, прежде всего посмертных. В таком случае чрезвычайно нужным представляется включение в оценку и интерпретацию случаев трепанирования особенностей погребального обряда. Анализ отверстий, несущих следы заживления, а также различных травматических состояний производится в работах медиков, палеопатологов, антропологов. К сожалению, главным недостатком большинства таких работ следует считать полный отрыв скелетных находок от исторического контекста. Только география находки и приблизительная датировка в лучшем случае составляют традиционный для палеоантропологов интерес, в то время как фиксация множества других деталей сослужила бы большую пользу.
Историческими науками (в данном случае археологией, этнографией и древней историей) накоплены ценные сведения, пройти мимо которых было бы просто недальновидно. Заслуживают внимания древние культы различных частей тела (прежде всего культ черепа) и культ предков, распространение посмертных масок, традиции бальзамирования и мумификации и, напротив, опыт обращения с побежденным врагом, обезвреживание духов умерших, декапитация и скальпирование. Итак, с одной стороны - умение описать отверстия в черепе человека, образованные в результате внешнего воздействия, с другой стороны - бескрайний исторический контекст скелетных находок, переплетения древних культур, миграция народов, распространение религий и идей, войны и колонизация новых земель.
Актуальность темы.
Исследование скелетных останков носителей археологических культур древности традиционно служит независимым историческим источником. Классические исследования вопросов происхождения древних народов в последние годы дополнены палеоантропологическими исследованиями образа жизни, состояния здоровья, палеодемографии, питания в палеопопуляциях. Применение методов естественных наук и рассмотрение полученных данных в археологическом контексте способствовало появлению нового направления научных исследований - биоархеологических реконструкций. Рассмотрение антропологических материалов помогает воссоздавать некоторые стороны социальной жизни.
Трепанации черепа - самые первые хирургические операции, производившиеся начиная с древнейших периодов исторического процесса. Изучение этого феномена позволяет реконструировать особенности сложной манипуляторной деятельности человека, направленной на изменение внешнего облика, трансформацию и деструкцию тела.
Цели и задачи исследования
Основная цель данного исследования заключалась в описании картины распространения трепанирования черепов у древних народов Евразийского континента.
Конкретные задачи работы включали 1) разработку методических и методологических подходов к диагностике и описанию трепанаций, 2) описание основных географических и эпохальных тенденций встречаемости трепанаций у древних народов Евразии, 3) исследование распространения практики трепанирования у народов, населявших территорию современной России и их соседей, 4) обсуждение вопроса о ритуальных или лечебных причинах трепанирования.
Источники исследования
Используются и развиваются оригинальные данные, полученные автором при обследовании обширных палеоантропологических коллекций научных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Минусинска, Геттингена, Берлина, Лондона. В дополнение привлекаются литературные источники, собранные при работе в научных отечественных и зарубежных библиотеках.
Научная новизна работы
Диссертация впервые в российской и зарубежной науке обобщает многочисленные о древних трепанациях черепа в Евразии. Основанная на комплексном, междисциплинарном подходе, эта работа сочетает фактические сведения из области археологии, физической и культурной антропологии, палеопатологии, истории медицины, в большинстве своем ранее недоступные отечественным специалистам. При оценке лечебных и ритуальных аспектов трепанирования рассмотрены различные составляющие духовной жизни древних обществ. Особое внимание уделено разработке новых методологических подходов к изучению палеоантропологических материалов.
Исследование древних трепанаций производится за рубежом, привлекая внимание ведущих палеопатологов и антропологов. Примером подобной активности стал международный коллоквиум по изучению древних трепанаций черепа (университет Бирмингема, 2000). Вместе с тем, работы автора диссертации по многим позициям занимают лидирующее положение в мировой исследовательской практике. Большинство работ в данной области строится на традиционном палеопатологическом описании материалов без учета историко-культурного контекста находок. В диссертации значительное внимание уделяется широкому сравнительному анализу антропологических и исторических источников. Представленная рукопись - первое обобщающее фундаментальное исследование в этой области.
Теоретическое и практическое значение работы
Результаты предложенного исследования вносят большой вклад в развитие междисциплинарного подхода к археологическим материалам. Обоснована теоретическая значимость археологического изучения манипуляторной деятельности человека в древности. Показана значимость исследования трепанационного феномена древности как источника исторической информации. Рассмотрены методологические подходы к изучению этого явления. Обобщены данные о находках инструментов, служивших для проведения древних краниотомий. Воссоздана картина распространения практики трепанирования черепов в Старом Свете, начиная с мезолита и кончая поздним средневековьем; прослежены основные географические и эпохальные тенденции встречаемости трепанаций у древних народов Евразии; исследована практика трепанирования у народов, населявших територию Россию и их соседей; рассмотрен вопрос о причинах операций на своде черепа. Показана связь вскрытия черепной коробки с другими проявлениями ритуальных действий. На материалах раннего железного века Центральной Азии изучено широкое распространение посмертного трепанирования как неотъемлимой части погребального обряда; обнаружены и описаны случаи прижизненного и посмертного вскрытия черепной коробки у представителей местных культур эпох энеолита и средней бронзы. Изучение распространения символических прижизненных трепанаций среди населения раннего средневековья позволило считать это явление специфическим индикатором великого переселения народов. Показано, что в целом ритуальные причины краниотомий доминировали над лечебными, и трепанации как культурный феномен древнего мира стоят в одном ряду с другими способами ритуальных действий.
Полученные данные могут использоваться в соответствующих разделах курса лекций по археологии, этнологии и антропологии, при написании обобщающих работ по ритуальной жизни в древних обществах.
Апробация основных результатов
Материалы диссертации отражены в 4 монографиях, в статьях, опубликованных в рецензируемых журналах, и тезисах докладов на международных конференциях. Основные положения работы обсуждались на заседаниях отделов Института археологии РАН, заседании Всероссийского общества историков медицины, международных и российских конгрессах и коллоквиумах (Конгресс Европейской Ассоциации археологов, Борнмут, Англия, 1999, Международный коллоквиум "Трепанации в прошлом человека", Бирмингем, Англия, 2000, Конференция Международной палеопатологической Ассоциации, Кьети, Италия, 2000). Работа обсуждена на расширенном заседании отдела теории и методики Института археологии РАН.
Структура работы
Диссертация включает основной текст, который состоит из введения, десяти глав, заключения и списка литературы, включающего 355 источников. В Приложение вынесены текстовые и графические таблицы, фотографии и рисунки, иллюстрирующие основные положения работы. Общий объем диссертационной рукописи - 26 п.л.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Трепанации у древних народов Евразии как исторический источник"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ДРЕВНИЕ ТРЕПАНАЦИИ В ЕВРАЗИИ: ЛЕЧЕБНЫЕ ИЛИ РИТУАЛЬНЫЕ?
В этой работе мы старались утвердить новый взгляд на палеоантропологический материал, предоставляемый археологическими раскопками, и расширить информационные возможности этого источника. В этом смысле, автору оказались близки взгляды структуралистов, рассматривающих тело человека как «улику» его социальной активности. Осознание человеком традиционного общества своего тела как ключевого элемента мироздания и сопряженные аспекты манипуляторной деятельности занимают поэтому центральное место в книге. Методическое развитие физической антропологии позволяет в настоящий момент считать изучение останков представителей археологических культур ценнейшим инструментом разностороннего познания ушедшей действительности. К традиционному исследованию вопросов происхождения народов (краниология и, шире, этническая антропология) добавились биоархеологические реконструкции образа жизни в палеопопуляциях, в основе которых - анализ физиологического стресса. К этим уже ставшим традиционными собственно биологическим подходам можно добавить новую «ветвь», изучающую непосредственные следы социальной деятельности человека в связи с изменением его внешнего облика, трансформацией или деструкцией тела. Эта область, как ни парадоксально, должна смыкаться с попытками решить такие фундаментальные проблемы гуманитарных наук, как происхождение изобразительного искусства, возникновение и развитие разнообразных форм погребальной обрядности, развитие личности и опыты самоидентификации. Трепанирование связано с появлением в древнем мире когорты людей, охваченных .«божественным безумием», и уже только поэтому оно семантически сближается с древним шаманизмом, лицедейством и другими областями социальной деятельности, в которых господствовало измененное сознание человека. Рискованность операции носит ярко выраженный экзистенциалистский характер. Прочные нити связуют трепанирование с другими пограничными и переходными состояниями - с инициационной и жертвенной практиками, нацеленными на умирание в одном и возрождение в другом качестве. Многочисленные ссылки на жертвоприношения, приводимые в нашей работе, неслучайны. Они выпукло выделяют не только свойственную человечеству тягу к саморазрушению, но и разнообразный общественный опыт обращения с телом. «Божественные безумцы» погребались иначе, в этом также прослеживается древний сакральный смысл. Почему в Британии до 1823 г. самоубийц хоронили на перекрестке дорог, проткнув сердце осиновым колом и положив на лицо тяжелый камень? Или в Меце (Германия) тело суицидента пускали в бочке по реке подальше от оскверненного города? (Чхартишвили Г.Ш., 1999, с.28). Почему христианская церковь так долго отказывала актерам в церковном погребении? Ответить на эти вопросы недавней человеческой истории помогает • изучение археологического контекста трепанационного феномена.
Подводя итоги сравнительного рассмотрения тенденций трепанирования у древних народов Евразии, следует прежде всего отметить, что уже в самой глубокой древности человек современного вида обладал необходимыми знаниями и умениями для совершения таких сложнейших операций. Уже люди верхнего палеолита, в совершенстве владевшие техниками обработки кости, сверлением и прорезанием, были технологически готовы к совершению трепанаций. Символическое трепанирование, последствия которого, на наш взгляд, наблюдаются у некоторых представителей южноморавской популяции верхнего палеолита из Дольни Вестонице, свидетельствуют о традициях специфических испытаний кроманьонских юношей. Возможно, эти ритуальные процедуры нашли развитие в практике более радикальных операций на черепе.
Пользуясь мыслью и фразеологией К. Леви-Стросса (2000), можно сказать, что сотни, даже тысячи обществ, называемых нами «недостаточно развитыми», «примитивными», обладали огромными познаниями в использовании такой машины, как человеческое тело. Характерно, что древнейшие краниотомии, наблюдаемые на примере мезолитических материалов десятитысячелетней давности, выполнены в сложной технике - сверлом, а не скребком, как можно было ожидать, основываясь на идее линейного прогресса. Сложность производившихся в эпохи неолита и бронзы операций поражает воображение современного человека, вооруженного богатыми техническими средствами. При этом процент успешных операций был в те времена очень высок. Вплоть до античного времени можно говорить о высоком уровне краниотомий в тех областях Старого Света, где операциям на своде черепа не препятствовали религиозные запреты (как они препятствовали прижизненному трепанированию в Древнем Египте). В римское время появляется набор хирургических инструментов, некоторые из которых имеют совершенно современную форму. Однако в средневековье европейцы во многом забыли достижения предшествующих эпох, что, тем не менее, никак не сказалось на популярности трепанирования черепа.
Отношение древних обитателей Евразии к подобному воздействию было неоднозначным. Лечебные аспекты трепанирования тесно переплетаются с ритуальными. Данные папеопатологии - науки, изучающей болезни древнего населения, - иногда позволяют устанавливать заболевания, послужившие поводом для хирургического воздействия. В ранние эпохи, чаще всего, это последствия черепных травм, свидетельствующие, как правило, о высоком уровне агрессивности.1 Вплоть до эпохи бронзы в европейском пространстве чаще трепанировали мужчин. Традиционная палеопатологическая интерпретация увязывает преимущественное распространение операций на черепе среди мужской части населения с большим риском травм головы. Заметим, однако, что если рассматривать трепанацию как средство превращения и инициации, подобная избирательность также не выглядит нелогичной. Как отмечал А.Д.Авдеев, происхождение театрального искусства оказалось исторически связанным именно с мужским трудом. Охотничья маскировка как форма преображения человека в иное существо и богатые имитационные способности, развившиеся в силу жизненных потребностей, послужили предпосылкой к созданию охотничьей пляски. Охотничья магия стадиально преобразуется в тотемные обряды и ритуалы тайных мужских союзов, где в маске человек является в новой сущности: мертвым, духом или животным (Художественная культура., 1994, сс.354-377). Эта линия психоповеденческого «превращения» прослеживается позже при выделении категории воинов.
Обращают на себя внимание некоторые особенности захоронений трепанированных при жизни (и долгое время живших после этого) Х.Гримм исследовал статистику черепного травматизма в различные эпохи. Помимо ожидаемого высокого уровня ранений черепа у мужчин, он обратил внимание на высокий процент травматизации головы у женщин. Особенно выделяются палеолит и неолит, в мезолите и начиная с эпохи бронзы агрессивное поведение в отношении женщин явно идет на убыль. Таким образом, тенденции распространения трепанирования в женской части палеопопуляций не связаны напрямую с военным и бытовым травматизмом (Grimm Н., 1993, S.16). Напомним также наблюдение Х.Ульриха и Ф.Вайкманна (Ullrich Н., Weickmann F., 1965) о том, что трепанации и травмы черепа в германском неолите и бронзовом веке строго различаются по локализации, то есть нет оснований усматривать причинно-следственную связь между этими явлениями. людей. Так, а Южной Европе (Испании, Италии, Португалии и на Балканах) разнокультурные трепанации эпох неолита и бронзы часто носят отчетливый ритуальный характер, отражая распространение сложных обрядов посвящения. Часто они соседствуют с практикой манипуляций с телом умершего. В Центральной Европе погребения трепанированных, иногда в сидячем или скорченном положении, образуют нечто вроде «центра» могильного комплекса (бернбургская культура). Не менее своеобразны находки из Скандинавии. Почти все датские неолитические черепа с признаками прижизненной трепанации были найдены в коллективных погребениях изолированными, т.е., по всей видимости помещенными в могилу без сопровождения посткраниального скелета. Весьма вероятно, это обусловлено тем, что люди, пережившие сложную операцию, могли демонстрировать изменение поведенческих реакций и были поэтому связаны с магической и религиозной практикой древних народов Евразии. Такой магией могло быть и часто обнаруживаемое при изучении палеоантропологических материалов преднамеренное нарушение целостности скелетов. Подобная фрагментация, в частности, имела широчайшее распространение в галыптаттское и латенское время у кельтов. Как пример ритуальной фрагментации можно рассматривать и феномен создания амулетов из костей человеческого черепа. География распространения таких амулетов очень обширна (от Южной Европы до междуречья Ветлуги и Унжи), а хронологический диапазон, возможно, еще значительнее - от неолита до наших дней.
Изучение древних операций на своде черепа в России имеет более чем 120 летнюю историю, однако длительное время оно развивалось в отрыве от развития зарубежных исследований. Поэтому главными задачами данной работы было соотнесение российских палеоантропологических находок с масштабом распространения трепанаций у древних народов Евразии, описание основных географических и эпохальных тенденций.
Высокая планка, взятая первым исследователем трепанаций в нашей стране Д.Н.Анучиным, ко многому обязывает его последователей. Уже к концу XIX века в России описаны все возможные способы древнего трепанирования. Это были прижизненные трепанации, амулеты, сделанные из костей свода черепа, и посмертные трепанации, связанные со специфическим обрядом мумификации. Тогда же были описаны также последствия прижизненной процедуры, только в пятидесятые годы XX века получившие название символической трепанации.
Одними из древнейших находок в Евразии стали трепанированные черепа из мезолитических и неолитических могильников с территории Украины.
Если взглянуть на карту современной России, выделяются регионы, в которых концентрируются большинство случаев трепанирования (рис.75 Приложения).
В эпоху бронзы трепанации локализованы главным образом в Европейской части страны. В эпоху раннего железа центр операций на своде черепа находится в Центральной Азии, включая Алтае-Саянское нагорье и Минусинскую котловину.
В эпоху раннего средневековья операции вновь сконцентрированы в Европейской России.
В эпоху ранней бронзы, точнее в IV-III тысячелетиях до н.э., трепанации были, как правило, прижизненными и выполнялись скребком. Большинство перфорированных черепов найдены в нижнем течении Дона. Для этого периода характерна локализация трефинационных отверстий на теменных и затылочных костях, анатомически в области обелиона и лямбды. Максимальная величина отверстий может достигать 50 мм, что не много на фоне некоторых центральноевропейских синхронных образцов. Трудно разграничить терапевтическую и магическую составляющие подобной практики. Так, в коллективной могиле, раскопанной на окраине Ростова-на-Дону, из семи погребенных пятеро были трепанированы. Трудно представить, что все эти люди, разного пола и возраста, так сильно нуждались во врачебной помощи.
В эпоху средней бронзы, точнее в первой половине II тысячелетия до н.э. часто встречаются трепанации в затылочной области. Большинство операций несомненно были-сделаны при жизни. В этот период есть доказательства трепанационной активности и среди населения Нижнего и Среднего Поволжья. Некоторые черепа перфорированы неоднократно в области теменных и затылочной кости. Были ли операции среднего бронзового века лечебными? Изучение археологического контекста скелетных находок в ряде случаев помогает ответить на этот вопрос. В этой связи одним из важнейших памятников остается Пепкинский курган. Показательно, что только два черепа, которые единственные трепанированы, причем в области брегмы, были помещены в курган отдельно от скелетов, нарушая анатомическую целостность костяков. Огромное количество надрезов и других искусственных разрушений свидетельствует о специфических манипуляциях с телами умерших. И среди этих останков черепа со следами трепанации занимают особое место.
Спустя более чем тысячу лет в этом же регионе, в междуречье Ветлуги и Унжи, население раннего железного века изготавливало амулеты-подвески из человеческих костей, в том числе и черепных.
О существовании мощного центра посмертного трепанирования черепов в Южной Сибири было известно уже давно. Однако неожиданным результатом работ последних лет стали данные о разнообразии форм этого трепанирования и о сочетании прижизненных операций с посмертными процедурами, характерными для погребального обряда. Эпохальный вектор подобного сочетания прижизненных и посмертных трепанаций направлен из Северо-Западной Монголии, через Туву в Минусинскую котловину. Сенсационной стала находка прижизненной трепанации в лобно-теменной области у тесинской женщины, чьи останки были погребены в могильнике Новые Мочаги с полным соблюдением местного погребального обряда (моделировка лицевого скелета и пустых глазниц глиной, посмертная гипсовая маска). Этот случай наряду с известным ранее из раскопок катакомбной культуры в Крыму (Данилова Е.И., Корпусова В.Н., 1981) свидетельствует о том, что среди племен, практиковавших посмертное моделирование и вскрытие черепа, были распространены навыки прижизненных манипуляций, смысл - которых еще предстоит окончательно прояснить.
Включение в научный оборот все новых материалов с территории Алтая (в том числе, из казахстанской его части), из Западной Сибири позволяют говорить об устойчивом феномене трепанирования черепов, характерном для огромного пласта кочевых скотоводческих культур середины и конца раннего железного века.
Этнические и культурные связи этого населения всегда были предметом обсуждения антропологов. Вполне возможно допустить, что распространение различных техник перфораций черепа отражает контакты и миграции степных народов. Вместе с тем, спорадические находки на территории Центральной Азии и Восточного Туркестана удревняют практику трепанирования черепов местным населением до эпох энеолита и бронзы (посмертные манипуляции - у окуневцев, прижизненные - у карасукцев и, возможно, населения Синьцзяня).
В раннем средневековье операции вновь концентрируются в европейской части России: на Средней Волге, Среднем Дону и на Северном Кавказе - в Дагестане и Осетии. Большинство из них, датируемые VII-IX веками, относятся к разновидности прижизненной символической трепанации. Несколько позже, после так называемого периода завоевания, символические трепанации в массовом порядке распространяются в средневековой Венгрии и Болгарии. Можно без натяжек утверждать, что символические трепанации являются специфическим индикатором Великого переселения народов, охватившего в первом тысячелетии н.э. огромные массы людей. Начавшись в северной части Китая и закончившись тысячу лет спустя в Европе, это движение привело к образованию новых этнокультурных общностей на всем евразийском континенте. Тем более примечательно распространение техники трепанирования в этот период с востока на запад, отражающее общность духовной жизни кочевых племен и пути миграций. Трепанационные знания и умения распространялись вместе с артефактами материальной культуры. Нам кажется знаменательным сходство инструментов последних веков до н.э. с территории Минусинской котловины и листовидного резца X в. из венгерского могильника Тиссаэсляр-Башхаломпуста.
При общей оценке причин для проведения трепанирования магические аспекты доминируют, по крайней мере, для территории Восточной Европы и Азии.
Касаясь вопроса о генезисе и распространении трепанационного феномена в пределах континента, нельзя не отметить, что сложившиеся представления об основных очагах краниотомии и их первичности нуждаются в коррекции. Если в 1965 г. Х.Ульрих (Ullrich Н. 1967), отстаивая тезис о первичности французского очага, говорил о том, что сообщения о трепанациях из Бельгии, Болгарии, Испании и европейской части Советского Союза нуждаются в критической проверке, сейчас нет оснований сомневаться в наибольшей древности приднепровского мезолитического трепанационного очага. Неолитические трепанации с юга Франции теперь не могут считаться исключительным явлением в ту эпоху. Практика прижизненных и посмертных манипуляций с телом была значительно шире и охватывала в неолите горные районы Испании и Португалии, где, по-видимому, была рядовым явлением. Недостаток сведений об азиатской части континента долгое время приводил исследователей к попыткам объяснить распространение трепанаций в этом регионе инокультурным воздействием, связанным, к примеру, с арабским влиянием. Однако археологические исследования Ближнего Востока, свидетельствующие о сложной погребальной обрядности и манипуляциях с головой умершего, энеолитические и относящиеся к эпохе бронзы случаи прижизненного и посмертного трепанирования в северных провинциях Китая и в Южной Сибири, доказывают глубокую древность азиатского трепанационного очага. Трепанирование как проявление социальной активности человека базируется на мощном фундаменте психологических предпосылок, на архетипических представлениях, отраженных в культе черепа, инициационной и погребальной обрядности, поэтому установление единственного места на Земле, откуда пошли трепанации, вряд ли разрешимая задача.
Мотивом для осуществления прижизненных и посмертных трепанаций могли быть усилия, направленные на преображение сущности человека, и этот тезис находит косвенное подтверждение в частом сочетании трепанирования и масок, выполнявших ту же функцию.
Как отмечал исследователь «примитивной хирургии» Э.Акеркнехт (Ackerknecht Е., 1967), ритуальные ампутации и трепанирование в контексте господствующих в традиционном обществе магикорелигиозных представлений не являются чем-то иррациональным, напротив, они представляются логичным и разумным поведением.
Современные ученые, сталкиваясь с подобными явлениями, при их интерпретации проецируют собственные рационалистические представления, отражающие научный подход к хирургии, сложившийся в европейском обществе лишь в последние столетия.
Поэтому работы палеопатологов и историков медицины обычно строятся в соответствии со следующей схемой: сперва констатируется, что «уже в древнейшее время наши предки умели производить сложные хирургические операции», затем, после описания дефекта идет поиск травмы или заболевания, послужившего возможной причиной трепанации; если палеопатологии не найдены, тогда делается заключение, что поводом для краниотомии были недоказуемые на костном материале головная боль или эпилепсия. Иногда, если травмы не видимы на самом трепанированном черепе, делается вывод о высоком травматизме в группе, как будто это заразное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем и нуждающееся в превентивном лечении.
На наш взгляд, недостаточно осмыслен тот факт, что трепанирование часто затрагивало очень рискованные места, например, область брегмы, где есть опасность повредить венозный синус и вызвать летальное кровотечение. Этого места стараются избегать современные нейрохирурги, но почему-то опасность операции не останавливала древних знахарей от вскрытия черепа именно в этом участке, хотя, безусловно, уровень эмпирических знаний был очень высок и место вмешательства избиралось не по недомыслию. Далее, огромные размеры трепанационных отверстий, прослеживаемые в некоторых культурах, также создавали дополнительную угрозу для жизни оперируемого, и тем не менее, такие операции производились. Обращает на себя внимание
351 стойкая приуроченность трепанационных отверстий к определенным участкам краниума, позволяющая говорить о типичных для каждой культуры традициях, иногда даже достаточно специфичных. Такую же устойчивую локализацию обнаруживают и поверхностные символические трепанации, говоря о которых даже самые стойкие приверженцы медицинских интерпретаций не отвергают их обрядового значения.
Все это говорит в пользу того, что трепанации были осознанно рискованными операциями и совершались с целями, как правило, отличными от современных.
Трепанации как культурный феномен древнего мира стоят в одном ряду с другими «способами превращения»: психотропными веществами, экстатическими танцами, масками и другими явлениями, хорошо известными этнологам. В этом действии в наиболее архаической форме прослеживается изначальный синкретизм мышления человека, объединявшего в неразвернутом единстве зачатки искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе.
Список научной литературыМедникова, Мария Борисовна, диссертация по теме "Археология"
1. Аверинцев С.С., 1998. Голем // Мифология. Большой Энциклопедический словарь, под ред. Е.М.Мелетинского, М: «Большая Российская энциклопедия», с. 158.
2. Алексеев В.П., Гохман И.И., 1984. Антропология азиатской части СССР. М.: Наука, 208 с.
3. Алешина Л.С., 1999. Босх // Европейская живопись. Энциклопедический словарь. Москва: Искусство, Nota bene, сс.43-45.
4. Бехтерев В.М., 1990. Роль внушения в общественной жизни. // Природа, № 7, сс.78-87.
5. Бичурин Н.Я., 1950. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. ч.1.
6. Бобин В.В., 1964.Палеопатологические находки последних лет в Крыму и на Кавказе // VII международный конгресс антропологических и этнографических наук, М: Наука, сс.1-6.
7. Боев П., 1961. Трепанирован череп от София // Археология, № 4, година III, сс.70-72.
8. Боев П. 1965. Символични трепанации от СССР.// Известия на Института по морфология, Кн.ХГ с. 113-127.
9. Боев П., Исмагулов О., 1962. Трепанированный череп из Казахской ССР// СЭ., № 2.
10. Большаков А.А. 1997. Древняя Русь: IX-XIII вв. Очерки истории и антропоэкологии. Учебное пособие. М.: изд-во МНЭПУ. 104 с. Борзяк Э.И., Волкова Л.И„ Добровольская Е.А., Ревазов B.C., Сапин М.Р. 1993. Анатомия человека, т.1. 543 с.
11. Бужилова А.П., 2001. Адаптивные процессы у древнего населения Восточной Европы (по данным палеопатологии). Дис. докт. историч. наук, ИА РАН., 700 с.
12. Бужилова А.П., Масленников А.А., 1999. Военные травмы античного времени. О двух примечательных антропологических находках из Крымского Приазовья // Проблемы истории, филологии, культуры, вып.VII, сс.212-216.
13. Вадецкая Э.Б., 1980. О культе головы по древним погребениям минусинских степей // Духовная культура народов Сибири. Томск. Вадецкая Э.Б., 1985. Таштыкские накосники и прически // КСИА, Вып. 184, сс.7-13.
14. Вадецкая Э.Б., 1986. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л.:Наука, 179 с.
15. Вадецкая Э.Б., 1995. Исследование коллективных могил позднетагарской культуры в верховьях Чулыма (раскопки кургана 2 у деревни Береш). // Археологические вести, №4.
16. Вадецкая Э.Б., 1999. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб: Петербургское востоковедение, 440 с.
17. Всеволодский (Гернгросс) В., 1929. История русского театра. Л. -М.: Теа-Кино-печать, 576 с.
18. Гей А.Н., 2001. К вопросу об уровне социального развития степных скотоводов бронзового века // Бронзовый век Восточной Европы: характеристика культур, хронология и периодизация, Самара: ООО НПЦ, сс.82-84.
19. Геродот, 2001. История. Перевод Г.А.Стратановского, М: Ладомир, 739 с.
20. Гиппократ, 1994. Избранные книги. Перевод В.И.Руднева. М.: Сварог, 736 с.
21. Гойхман В.А., 1966. О трепанации черепа в эпоху мезолита. // Вопросы антропологии. Вып.23. сс.111-118.
22. Головнев А.В., 1995. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург
23. Гохман И.И., 1966. Население Украины в эпоху мезолита и неолита. Москва: Наука.
24. Гохман И.И., 1989. Палеоантропология и доисторическая медицина//1. Антропология медицине. М.
25. Гуревич В.Я., 1979.»Эдда» и сага. М.: Наука, 191 с.
26. Грач А.Д. 1980. Древние кочевники в центре Азии. М.
27. Гренландская песнь об Атли, 2000. // Старшая Эдда, Пер.А.Корсуна. СПб:Азбука, сс.302-311.
28. Данилова Е.И., Корпусова В.Н., 1981. Катакомбное погребение с трепанированным черепом в Крыму // Советская археология, № 1, сс.163-170.
29. Дэвлет М.А., 1998. Петроглифы на дне Саянского моря. М: Памятники исторической мысли, 287 с.
30. Дэрумс В.Я., 1970. Болезни и врачевание в древней Прибалтике. Рига: «Знание»,
31. Европейская живопись, 1999. Энциклопедический словарь. Москва: Искусство, Nota bene, 526 с.
32. Евтюхова О.Н., 1963. О хронологии абашевской культуры Среднего Поволжья // Новое в советской археологии, М.
33. ЖивановиЬ С. 1984. Болести древних льуди. Београд: Српска Кньижнева Задруга. 354 с.
34. Кальвайт X., 1998. Шаманы, целители, знахари. М: «Совершенство», 223 с.
35. Кардини Ф., 1987. Истоки средневекового рыцарства. М: Прогресс, 384 с.
36. Ключевский В.О. 1998. Русская история. Полный курс лекций. Т. 1. Ростов на Дону: Феникс. 605 с.
37. Козинцев А.Г., 1977. Антропологический состав и происхождение населения татарской культуры. Л.: Наука, 143 с.
38. Козловская М.В., Медникова М.Б., 2000. Сунгирь 4 // Homo sungirensis. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования.Отв.ред. Т.И.Алексеева, Н.О.Бадер, М.: Научный Мир, с. 60.
39. Кузьмин Н.Ю., 1984. Отчет о работах саяногорского отряда на территории строящейся Означенской оросительной системы в Бейском районе Хакасской АО в 1983 г. // Р-1 9868, архив ИА РАН.
40. Кызласов JI.P., 1960. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины, М: Наука.
41. Лабораторные и специальные методы исследования в судебноймедицине, 1975. Под ред. В.И.Пашковой, В.В.Томилина.
42. Лебединская Г.В., Медникова М.Б., в печати. К вопросу обантропологическом исследовании таштыкских масок.
43. Леви-Стросс К., 2000. Раса и история // Путь масок, М: Республика,сс.323-357.
44. Леру Ф., 2000. Друиды. Спб: Евразия, 288 с.
45. Лосев А.Ф., 1998. Прометей//Мифология. Большой Энциклопедический словарь, под ред. Е.М.Мелетинского, М: «Большая Российская энциклопедия», сс.450-452.
46. Медникова М.Б., 1998а. Проблемы поло-возрастной идентификации индивидов // Историческая экология человека. Методика биологических исследований. М.: Старый Сад, сс. 13-21.
47. Медникова М.Б., 19986. Рентгенография костей человека в биоархеологических реконструкциях // Историческая экология человека. Методика биологических исследований. М.: Старый Сад, сс. 182-201.
48. Медникова М.Б., 2000а. Скальпирование на евразийском континенте // Российская археология, №3, сс.59-68.
49. Медникова М.Б., 2000г. Жизнь ранних скифов: реконструкция поантропологическим материалам могильника Новозаведенное II // Скифыи сарматы в VII-III вв. до н.э., под ред.В.И.Гуляева, .В.С.Ольховского, М:
50. Институт археологии РАН, «Старый Сад», сс.51-58.
51. Медникова М.Б., Лебединская Г.В., 1999. Пепкинский курган: данныеантропологии к реконструкции погребения // Погребальный обряд:реконструкция и интерпретация древних идеологическихпредставлений, М.: Восточная литература, сс.200-216.
52. Микич Ж., 1994. Винимацщум прилог познаваньу историке медицине //
53. САОПШТЕНЬА, XXVI, сс. 91-93.
54. Микич Ж., 1997. Угарци/Требинье антрополошки сарджа. тумула XI // Зборник Филозофког факултетаб cepnja А, кн.XIX, Београд, сс.27-35. Миллер В. 1881. Осетинские этюды, ч.1. Осетинские тексты. М.: типограф, бывш. Ф.О.Миллера.
55. Моця А.П., 1981. Скорченные захоронения древнерусских некрополей // Древности Среднего Поднепровья, под ред. И.И.Артеменко, Киев: Hayкова Думка, сс. 101-105.
56. Новикова Л.А., Шилов Ю.А., 1989. Погребения с лицевыми накладками эпохи бронзы (Херсонская область) // Советская археология, №2, сс.127-135.
57. Обермайер Г. , 1913. Доисторический человек. Спб: Брокгауз-Ефрон, 687 с.
58. Отрощенко В.В., Пустовалов С.Ж., 1991. Обряд моделировки лица по черепу у племен катакомбной общности // Духовная культура древних обществ на территории Украины, под ред. В.Ф.Генинга, Киев: Ин-т археологии АН СССР
59. Панченко A.M., 2000. О русской истории и культуре. Спб: Азбука, 464 с. Панюшкин В., 2000. Карнавал напомнит об эпохе, когда все носили бауту // Гео, №2, сс.72-73.
60. Перевалова Е.В., 1992. Эротика в культуре хантов. // Модель в культурологии Сибири и Севера, сс.83-97.
61. Пирпилашвили П.М., 1973. Палеоантропологические материалы по изучению болезней, повреждений костей и лечебных манипуляций в древней Грузии. Дис. на соискание уч. степени кандидата медицинских наук. Тбилиси. Гос.Мединститут.
62. Плетнева С.А., 1967. От кочевий к городам (салтово-маяцкая культура) // МИА, №142, с.178.
63. Полосьмак Н.В., 2000. Бальзамирование у пазырыкцев Укока // Скифы и сарматы в VII-III вв. до н.э., под ред.В.И.Гуляева, В.С.Ольховского, М: Институт археологии РАН, Старый Сад, сс.67-72.
64. Полосьмак Н.В., 2001. Всадники Укока. Новосибирск: «Инфолио-Пресс», 335 с.
65. Попов А.Н., Чикишева Т.А., Шпакова Е.Г., 1997. Бойсманская археологическая культура Южного Приморья (по материалам многослойного памятника Бойсмана-2), Новосибирск: изд-во Института археологии и этнографии СО РАН.
66. Потехина И.Д., 1999. Население Украины в эпохи неолита и раннего энеолита по антропологическим данным. Киев: Институт археологии НАНУ, 208 с.
67. Пропп В.Я., 2000. Исторические корни волшебной сказки. М: Лабиринт, 336 с.
68. Ротенберг B.C., 1990. Психологические аспекты внушения. // Природа, № 7, сс.87-88.
69. Рохлин Д.Г., 1965. Болезни древних людей (кости людей различных эпох нормальные и патологически измененные). М.-Л.: Наука, 303 с. Руденко С.И., 1953. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л.: Изд-во АН СССР.
70. Русанова И.П., Тимощук Б.А., 1993. Языческие святилища древних славян. М.:Научно-исследовательский археологический центр «Архэ», 135 с.
71. Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья, изд-е Башкирского унта, отв.ре.С.Я.Зданович, сс.121-137.
72. Смирнов Ю.А., 1991. Мустьерские погребения Евразии. М.: Наука, 341 с.
73. Смирнов Ю.А., 1997. Лабиринт.Морфология преднамеренного погребения. М: Восточная литература, 279 с.
74. Спеваковский А.Б., 1988. Духи, оборотни и божества айнов. М.: Наука, 205 с.
75. Фроянов И.Я., 1995. Древняя Русь. М-СПб: Златоуст, 701 с.
76. Фрэзер Дж., 1986. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 703 с.
77. Халиков А.Х., Лебединская Г.В., Герасимова М.М., 1966. Пепкинскийкурган. (Абашевский человек). Йошкар-Ола: Марийское книжноеиздательство. 1966.
78. Хрисанфова Е.Н., 1984. Посткраниальный скелет взрослого мужчины Сунгирь 1. Бедренная кость Сунгирь 4. // Сунгирь: антропологическое иссследование. Ред.А.А.Зубов, В.М.Харитонов, М: Наука, сс. 100-139.
79. Художественная культура первобытного общества, 1994 // Мировая художественная культура, т. 1, составитель И.А.Химик, Спб: Славия, 416 с.
80. Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б., 2000. Металлургические провинции и радиоуглеродная хронология, М: Институт археологии РАН, 95 с.
81. Чхартишвили Г.Ш., 1999. Писатель и самоубийство. М: Новое литературное обозрение, 576 с.
82. Шахнович М.И., 1984. Приметы верные и суеверные. Л.: Лениздат, 190 с.
83. Шпакова Е.Г., 1996. Точечная деформация и особенности ее проявления // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. Материалы IV годовой итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН., сс.257-259.
84. Шпакова Е.Г., Мыльникова Л.Н., 1998. Случайная краниологическая находка из Верхнего Приобья. Тогучинский район, Иня-4 // Сибирь в панораме тысячелетий. Отв. ре.В.И.Молодин, Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, сс. 693-701.
85. Шпренгер Я., Инститорис Г., 2001. Молот ведьм, перевод Н.Цветкова, СПб: Амфора, 525 с.
86. Щербакова Т.Т., 2000. «Необычные объекты» культурного слояпалеолитических поселений как предмет специального изучения //
87. Теория и методология архаики, выпуск 2. (отв.редактор Д.Г.Савинов),
88. СПб: Европейский дом, сс.43-54.
89. Элиаде М., 1998. Азиатская алхимия. М: Янус-К, 604 с.
90. Элиаде М., 1999. Очерки сравнительного религиеведения. М: Ладомир,488 с.
91. Элиаде М., 2000. Миф о вечном возвращении. М: Ладомир, 414 с. Элиаде М., 2002. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. К.:«София», М: ИД «Гелиос», 352 с.
92. Эфроимсон В.П., 1998. Гениальность и генетика. М: Русский мир, 543 с. Юнацкевич П.И., Кулганов В.А., 2000. Как выйти из невроза. СПб: Атон, 288 с.
93. Юнг К., 1998. Бог и бессознательное. М: Олимп, ACT Лтд., 480 с. Яблонский Л.Т., 1994. Краниология Шагарского могильника // Древности Оки, Труды ГИМ, Вып. 85, М: ГИМ, сс. 158-172.
94. Abels B.-U., 1989. Schadelbrustucke aus Kellergruben von der Ehrenburg // Das archaologische Jahr in Bayern 1989. Stuttgart: Konrad Theiss Verlag. S.100-101.
95. Anda Т. 1951. Recherches archeologiques sur la pratique medicale des des Hongrois a l'epoque de la conquete du pays. // Acta archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Т. 1. pp.7-316.
96. Arnott R., 2000. Cranial trepanation in the Aegean Bronze Age: a European origin? // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, p. 12.
97. Athena Review, 1998. Recent Finds in archaeology // Athena Review, Quarterly Journal of Archaeology, History, and Exploration, v.l., № 4., pp. 810.
98. Bartucz L., 1966. A praehistoricus trepanacio es orvostorteneti vonatkozasu sirleletek. Palaeopathologia III. Budapest. 606p.
99. Beck H., 1970. Germanische Menschenopfer in der literarischen Uberlieferung // Vorgeschichtliche Heiligtumer und Opferplatze in Mittel-und Nordeuropa, H.Jankuhn Hrsg., Goettingen: Vandenhoeck &Ruprecht, S. 240-258.
100. Bennike P., 2000. Evidence of surgical treatment in Danish skulls. Fact or fiction? // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, p. 14.
101. Berryman H.E., Haun S.J., 1995. Applying forensic techniques to interpret cranial fracture patterns in an archaeologcal specimen // International Journal of Osteoarchaeology, v.6. №1, pp.2-9.
102. Bienert H.-D., 1991. Skull Cult in the Prehistoric Near East // Journal of Prehistoric Religion, v.5., pp. 9-23.
103. Breitwieser R., 2000. Celtic trepanations in Austria // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, p. 15.
104. Broca P. 1877. Sur la trepanation du crane et les amulettes craniennes a l'epoque neolithique // Copte rendu du Congres intern, d'Anthropologic et d'Archeologie prehistorique, VIII section, Budapest, 1876, vol. I.
105. Brongers J. A. 1969a. Ancient Old-Word trepanning Instruments. // Berichten van de Rijksdienst voor het Oudheidkundig Bodemonderzoeg, Jaargang 19. pp. 7-18.
106. Brongers J. A. 1969b. Schedeltrepanaties // Spiegel Historiael, January, 4. pp.41-46.
107. Brothwell D. 1967. Biparietal Thinning in Early Britain. // Diseases in Antiquity. Eds. D.R.Brothwell and A.T.Sandison. Thomas Illinois, pp.413416.
108. Brothwell D. 1967. Major Congenital Anomalies of the Skeleton: Evidence from Earlier Populations. // Diseases in Antiquity. Eds. D.R.Brothwell and A.T.Sandison. Thomas Illinois, pp.423-443.
109. Brothwell D. 1967. The Bio-cultural Background to Disease.// Diseases in Antiquity. Eds. D.R.Brothwell and A.T.Sandison. Thomas Illinois.pp.56-68 Brothwell D.,1972. Digging up bones. London: Trustees of the British Museum, pp. 126-130.
110. Canci A., 1998. Lesioni del cranio in resti scheletrici umani di epoca neolitica rinvenuti presso l'Arma dell'Aquila (Finale Ligure, Savona) // Bullettino Paletnologia Italiana, v/89, nuovaserie VII, pp. 81-92.
111. Childe V.G., 1945. Directional changes in funerary practices during 50,000 years. // Man, v.4, pp. 13-19.
112. Chochol J. 1957. Zur Problematik der vor- und fruhgeschichtlichen Schadeltrepanationen. Anthropologische Wertung einiger Funde aus Bohmen. pp.3-34.
113. Clarke G., 1979. The Roman cemetery at Lankhills // Winchester studies, 3, Oxford: At the Clarendon Press, pp.342-376.
114. Como J., 1925. Das Grab eines romischen Arztes aus Bingen // Germania, B.9., S. 152-162.
115. Crump J.A., 1901. Trephininig in the South Seas. J.Roy Anthrop. Inst. London, 31.
116. Dieck A. 1972. Moorleichen. // Schatze der Urgeschichte aus dem Niedersachsischen Landesmuseum Hannover.
117. Durman A., 2000. The Vucedol Orion and the Oldest European Calendar, Zagreb.
118. Endert v. D., 1991. Die Bronzefunde aus dem Oppidum von Manching: kommentierter Katalog // Die Ausgrabungen in Manching, B.13, Stuttgart: Steiner, 158 S.
119. Ery K. 1987/1988. Ujabb Jelkepes Trepanaciok A Volga-Videkrol. // Anthrop. Kozl. 31. p. 115-120.
120. Ferembach D., 1969. Etude Anthropologique de Ossements Humains Neolithiques de Tell- Ramad (Syrie) // Les Annales Archeologiques Arabes Syriennes, v. 19. pp.49-70.
121. Ferembach D., 1984. A propos d'une trepanation sur un fragment d'occipital human chalcolithique trouve a Azor (Israel). // Sep. Garcia de Orta. Ser. Antropobiol. Lisboa. 3 (1-2). pp. 139-142.
122. Ferembach D., Lechevallier M., 1973. Decouver de deux cranes surmodeles dans une habitation e VHeme Millenaire a Beisamoun, Israel // Paleorient, pp. 223-230.
123. Finger S., 2000. Trepanned skulls: ideas of Paul Broca and Victor Horsley // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, p. 17.
124. Fournier A.M., De Reyer M.-A., 1961. Quelques Aspects de la «Neurochirurgie» a la fin des temps neolitiques et au debut de l'age des metaux. // Journal de radiologie d'electrologie et de medecine nucleare.t.42.№10. p.600-603.
125. Gama P., 2000. A neolithic case of cranial trepanation from Eira Pedrinha // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, poster.
126. Garcia Sanchez M., Jimenez Brobeil S., Ortega Vallet J.A., 1994. Trephined skull from the «Cueva de los Marmoles»(Priego de Cordoba, Spain),displaying evidence of ritual defleshing // Journal of Paleopathology, v.6 (3), pp.161-168.
127. Germana F., Fornaciari G., 1992. Trapanazioni, craniotomie e traumi cranici in Italia dalla Preistoria all'Eta moderna. Pisa: Giardini editori e stampatori, 193 p.
128. Gratzl O., 2000. Cranial trepanation and self-manipulation // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, p.20.
129. Grimm H. 1974. Anthropologische Ergebnisse der Untersuchung von Leichenbrandresten der Schonefelder, Einzelgrab- und Kugelamphorenkultur //Jschr. mitteldt. Vorgesch. 58. Halle/Saale S.265-274
130. Grimm H. 1993. Spuren heilkundicher Versuche an ur- und fruhgeschichtlichen Skeletten.// Mitt. Berliner Ges. Anthrop. Ethnol. Urgesch. 14, S.9-17.
131. GronF., 1908. Altnordische Heilkunde//Janus, 13, S.73. Hahnel B. 1989. Skelettreste in der fruhbronzezeitlichen Siedlung von Stillfried/ Auhagen, NO // Sonderdruck aus Fundberichte aus Osterreich, B.27, 1988, Wien 1989. S.23-41.
132. Hahnel В. , Grosschmidt К., Winkler E. 1991. Trepanation einst und jetzt // Katalog des NOLM. N.F. 276., S.329-335.
133. Hamperl H. 1967. The Osteological Consequences of Scalping. // Diseases in Antiquity. Eds. D.R.Brothwell and A.T.Sandison. Thomas Illinois, pp.630634
134. Hein P. 1960. Haufigkeit, Verbreitung und Lokalisation der Schadeltrepanationen in der Europaischen Vor- und Fruhgeschichte. Med.Diss. Berlin. 79 pp./102 pp. Schadelregister.
135. Hockley A., 2000. Skull reconstruction, past and present // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, pp.23-25.
136. Jackson R., 1988. Doctors and diseases in the Roman Empire. London: British Museum Press, 207 p.
137. Jenker F.L. 1966.Prahistorische und pracolumbianische Schadeltrepanationen. Kultisch-theurgische oder rationell-medizinische Handlung? // Paracelsius-Schriftenreihe der Stadt Villach. Geleitet v. Gotbert Moro, XI. Klagenfurt: Kartner Druckerei. S. 5-36.
138. Kaczanowski К., Spettowa S., Zaitz E., 1975. Lecznicza trepanacja czaszki z wczesnosredniowiecznego cmentarzyska w Krakowie-Zakrzowku, Wykonana z powodu srodczaszkowego procesu ekspansywnego.// Materialy Archeologiczne XVI. pp.59-70.
139. Kapica Z. 1970. Clowek w regionie Brzescia Kujawkiego. Studium archeologiczno-antropologiczne. // Monogrefi Brzescia Kujawskiego. pp.752.
140. Kapica Z. 1970. Pochowki neoliti'czne z grobowcow kujawskich w Wietzychowichach, pow. Kolo, w Swietle Badan antropologicznych. // Prace i Mateialy Muzeum Archeologicznego i Etnograficznego w Lodzi. Seria Archeologiczna, nr.17. pl45-155.
141. Karolyi L. v. 1964. Die vor und fruhgeschichtlichen Trepanationen in Europa. // Homo, B.15, H.4. S.200-218
142. Karolyi L. v. 1967. Das Trepanationsproblem. Beitrag zur Palaanthropologie und Palaopathologie. // Homo, B.XIX, H.2. S.90-93.
143. Karolyi L. v.1971. Uber das Trepanationsproblem (in der Vor- und Fruhgeschichtsforschung Deutschlands) // Festschrift «Hundert Jahre Berliner Gesellschaft fur Anthropologic, Ethnologie und Urgeschichte, 1969. В .III. S.344-348.
144. Kerner M., 1988. Karl der Grosse Personlichkeit und Lebenswerk // Karl der Grosse und sein Schrein in Aachen. H.Mullejans (Hrsg.), Aachen: Kuhlen Verlags, S. 13-37.
145. Kenyon K.M., 1957. Digging up Jericho. London: Ernest Benn Limited, 265 P
146. Kenyon K.M., Holland T.A. (Eds.), 1981. Excavations at Jericho, v.3. Jerusalem&London.
147. Kinnier Wilson J.V.6 1967. Mental Diseases of Ancient Mesopotamia. // Diseases in Antiquity. Eds. D.R.Brothwell and A.T.Sandison. Thomas Illinois, pp. 723-733
148. Kirkup J., 2000. The evolution of surgical saws // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, p. 27.
149. Kiszeline H.I., Kiszely I. 1967. A lencsepustai kelta temeto embertanifeldolgozasa. // Anthr. Kozlem. XI. evf. 3-4. sz. p. 187-198.
150. Kiszely I. 1969. Sirok, csontok, emberek. Budapest: Gondolat.
151. Kiszely I. 1970. On the peculiar custom of the artificial mutilation of theforamen occipitale magnum.// Acta Archaeologica Academiae Scientiarum
152. Hungaricae, v. XXII, 22. pp. 301-321.
153. Klindt-Jensen O. 1962. Danemark before the Vikings. London: Thames and Hudson , 212 p.
154. Krizek J. 1965. Prehistoricke i pozdejsi trepanace lebek na ceskoslovennskem uzemi a jejich vztah к psychiatrii. // Ceskoslovenska Psychiatrie. LXI. P.331-338.
155. Krizek J. 1967. Prahistorische Funde von trepanierten Schadeln in der Tschechoslowakei und ihre Beziehung zur Archeopsychiatrie. // Schweizer Archiv fur Neurologie, Neurochirurgie und Psychiatrie. В. 100.H.2. S. 411424.
156. Kubach W., 1994. Vergraben, versenkt, verbrandt Opferfiinde und Kultplatze. // Bronzezeit in Deutschland. Hrsg. Jockenhovel A., Kubach W. Stuttgart: Konrad Theiss Verlag GmbH@Co, S.65-74.
157. Kunkel O., 1955. Die Junfernhohle bei Tiefenellern.// Munchner Beitrage Vor- and Fruhgeschichte, 5., 318 S.
158. Kunter M. 1970. Die Schadeltrepanation in vor- und fruhgeschichtlicher Zeit und bei ausereuropaischen Volkern. // Bericht der Oberhessischen Gesellschaft fur Natur- und Heilkunde zu Giesen, Neue Folge, Naturwissenschaftliche Abteilung, B. 37, S.149-159.
159. Kunter M. 1987. Schadeloperationen seit der Steinzeit. Hohe Uberlebensrate fruhgeschichtlicher Schadeloffnungen.// Spiegel der Forschung 1/87. S.25-27.
160. Kunter M., 1990. Menschliche Skelettreste aus Siedlungen der El Argar -Kultur. Mainz: Phillipp von Zabern, 136 S.
161. Mabot H., Verneau R., 1897. Les Chaouias et la trepanation du crane dans l'Aures // Г Anthropologie, v.8, pp. 1-8, 174-204.
162. Margretts E.L. 1967. Trepanation of the Skull by the Medicine-men of Primitive Cultures, with Particular Reference to Present-day Native East African Practice. // Diseases in Antiquity. Eds. D.R.Brothwell and A.T.Sandison. Thomas Illinois.pp.673-701
163. Marianni-Constantini R., di Tota G., Catalano P., Ottini L., Angeletti L.R., 1999. Cranial trepanation in Graeco-Roman medicine // Journal of Paleopathology, v.l 1, n.l, pp. 5-11.
164. Martin G., 2000. Why trepan? Answers from history and anthropology // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, pp.30-31.
165. Matiegka J. 1928. La trepanation et autres operations sur la tete a l'epoque prehistorique sur le territoire de la Tchecoslovaguie. // Anthropologie (Prague). VI, 1. p.41-55.
166. Matthias W. , Ullrich H. 1968. Ein trepanierter Schadel aus einem schnurkeramischen Grabe von Konigsaue, Kr. Ascherleben. // Ausgrabungen undFunde, Bd. 13, H.l/68. S.33-40.
167. McKenzie W., Brothwell D. 1967. Disease in the Ear Region. // Diseases in Antiquity. Eds. D.R.Brothwell and A.T.Sandison. Thomas Illinois, pp.464473
168. Mednikova M., 2000. Prehistoric trepanations in Russia: more ritual than surgical? // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, pp.32-33.
169. Menschig R. 1983. Zur Geschichte der Trepanation, unter besonderer Berucksichtigung der Schadeloperationen bei den Kisii im Hochland Westkenian // Dusseldorfer Arbeiten zur Geschichte der Medizin 57. S. 1-41, 53-69, 104-157, 161-164.
170. Mikic Z. 1977. Ein fruhmittelalterischer Schadel aus Bosnien (Jugoslawien) mit kunstlicher Verbreitung des Foramen occipitale magnum.// Festschrift 75 Jahre Anthrop. Staatssamml. Munchen. S.297-300.
171. Mikic Z., 1998. Uber urgeschichtliche Trepanationen im Gebiet von der Adria bis zum Schwarzen Meer. Ein anthropologischer Uberblick // Praehistorische Zeitschrift, B.73, H.2, S. 145-150.
172. Mogle P. , Zias J. 1995. Trephination as a Possible Treatment for Scurvy in a Middle Bronze Age (ca. 2200 B.C.) Skeleton // International Journal of Osteoarchaeology, v.5. pp.77-81.
173. Monge J., Mann A., 1999. A new view of a Neandertal fossil bone collection // Expedition, v.41, #3, pp.6-7.
174. Murphy E., 2000. Trepanations and perforated crania from Iron Age South Siberia // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, pp.34-35.
175. Murphy E., Gokhman I., Chistov Yu., Barkova L., 2002. Prehistoric Old World Scalping: New Cases from the Cemetery of Aymyrlyg, South Siberia // American Journal of Archaeology, v. 106, pp. 1-10.
176. Naran Basarsad, 2000. Four cases of trephination from Mongolia showing surgical variation // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, p. 13.
177. Navarro J.M., de, 1955. A Doctor's Grave of the Middle La Tene Period from Bavaria // PPS, v.23, pp. 231-248.
178. Nehrlich A., Zink A., Szimies U., Hagedorn H., Rosing F.M., 2000. Skull trauma in ancient Egypt and evidence for early neurosurgical therapy // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, pp.36-37.
179. Nemeskeri J. 1976. Rekonstruktionuntersuchungen an zwei neolitischen trepanierten Schadeln aus Bornecke, Kr. Wernigerode. // Nachrichten aus Niedersachsens Urgeschichte. B.45. S.l-29.
180. Nemeskeri J., Kralovansky A., Harsanyi L. 1965. Trephined skulls from the tenth century. // Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae. T. XVII. pp. 343-367.
181. Novak S.A., Knusel C.J., 1997. Comment on Mallegni and Valassina's Secondary bone changes to a cranium in a Neolithic man discovered at Trasano, South Italy // International Journal of Osteoarchaeology, v.7., pp.555-557.
182. Oliva M., 2000a. Some thoghts on pavlovian adaptations and their alternatives // Hunters of the Golden Age. W.Roebroeks (ser.ed.). Leiden: University of Leiden, pp.219-227.
183. Oliva M., 2000b. The Brno II Upper Palaeolithic burial // Hunters of the Golden Age. W.Roebroeks (ser.ed.). Leiden: University of Leiden, pp. 143 -153.
184. Ortner D.J., Putschar W.G.J., 1981. Identification of pathological conditions in human skeletal remains. Washington: Smithsonian Institutution, pp. 95100.
185. Paluch A. 1975. Slady wystepopowania zabiegow trepanacyjnich na ziemiach polski i czechoslowacji w starozytnosci i sredniowieczu. // Archeologia Polski, t.XX, z.2. pp. 411-454.
186. Parzinger H., Nekvasil I., Barth F.E., 1995. Die Byci Skala-Hojle. Mainz: Philipp von Zabern, 275 S.
187. Pearson M.P., 1999. The archaeology of death and burial. Sutton Publishing Limited, 250 p.
188. PPN, #105, 1999. «Pencil sharpened bones from India» // Paleopathology Newsletter, #105, March 1999, pp.11-12.
189. PPN, #113, 2001, Re «Pencil sharpened» bones from India // Paleopathology Newsletter, #113, March 2001, pp. 13-15.
190. Ramsi P. 1994. Ein halbfertiges Schadelamulett aus Walpersdorf / Nord.// Osterreichische Archaologie, 5/2. S. 18-20.
191. Rogers S. L. 1985. Primitive Surgery. Skills before science. Springfield, Illinois: Charles С Thomas Publisher., pp. 3-97.
192. Scatarella V., Sublimi Saponetti S., CusciannaN., Gattulli A., 1996. A case of skull trephination from late imperial Rome // Journal of Paleopathology, v.8 (2), pp.85-88.
193. Schaefer U., 1965. Eine Obduktion aus der Zeit um 1600 // Anthropologischer Anzeiger, Jg. 29, S.209-212.
194. Schmidt B. 1963. Graber mit trepanierten Schadeln aus fruhgeschichtlicher Zeit. // Jschr. mitteldt. Vorgesch. 47. S.383-387.
195. Schmidt-Wittkampf E. 1961. Liegt den Schadeleroffnungen in prahistorischer Zeit ein therapeutischer Sinn zugrunde? // Sonderdruck aus dem Zentralblatt furNeurochirurgie. H. 1/3. S. 92-102.
196. Schultz М. 1994. Leben, Krankheit und Tod Skelettfunde als Spiegel der Lebensbedingungen. In: Bronzezeit in Deutschland. Hrsg von A. Jockenhovel und W.Kubach, Stuttgart: Theiss. (Sonderheft der Zeitschrift «Archaologie in Deutschland», S. 15-17.
197. Silva A.M., 2000. Trepanation in the Portuguese late Neolithic/Chalcolithic population // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, poster. Seydel K., 1886. Antiseptik und Trepanation. Munchen.
198. Standards for data collection from human skeletal remains, 1994// Arkansas archeological survey research series, No. 44.
199. Sladek V., Trinkaus E., Hillson S.W., Holliday T.W., 2000. Skeletal Catalogue and osteometries of the Gravettian Fossil Hominids from Dolni Vestonice and Pavlov. // The Dolni Vestonice sudies, v.5, (series editor J.Svoboda), Brno, 244 p.
200. Stevens G.S., Wakely J., 1993. Diagnostic criteria for identification of seashell as a trephination implement // International Journal of Osteoarchaeology, v.3., pp.167-176.
201. Stloukal M., Vyhnanek L. 1976. Slovane s velkomoravskych Mikulcic. Praha. Akademia. 207 p.
202. Strouhal E. 1965. Pripad opakovane trepanace ze starsi doby bronzove. // Acta Facultatis Rerum Naturalium Universitatis Comenianae. t.X. Fasc. I.-Anthrop. X. pp. 207-219.
203. Sullivan R., 2000. The place of trepanation in proto-surgical practice in ancient Egypt // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK, pp. 48-49.
204. Suzuki H. 1975. Three Ancient Skulls with Mechanical Injuries. // J. Anthrop.Soc. Nippon. 83 (3). pp. 269-279
205. Svoboda J., Klima В., Jarosova L., Skrdla P., 2000. The Gravettian in Moravia: climate behaviour and technological complexity // Hunters of the Golden Age. W.Roebroeks (ser.ed.). Leiden: University of Leiden, pp. 197218.
206. Ullrich H. 1967. Entstehung und Ausbreitung der Trepanation in der Europaischen Vorgeschichte.// Akten des anthropologischen Kongresses Brno (Tschechoslowakei) 1965. Brno, 1967. S. 256-259.
207. Ullrich H., 1970. Der Mensch // Die Slawen in Deutschland. Hrg. J.Herrmann, Berlin: Akademie Verlag, S.39-44.
208. Ullrich H. 1971. Skelette und trepanierte Schadel der Kugelamphorenleute aus Ketzin, Kr. Nauen // Veroffentlichungen des Museums fur Ur- und Fruhgeschichte Potsdam. Bd.6. S.37-55.
209. Ullrich H. 1982. Artificial injuries on fossil human bones and the problem of cannibalism, skull-cult, and burial rites. // Man and his origin. Anthropos (Brno)., vol. 21, pp.253-261.
210. Ullrich H. 1989. Kannibalismus im Palaolithikum. // Religion und Kult. Berlin. S.51-71.
211. Ullrich H., 1996. Prsedmosi an alternative model interpreting burial rites // Anthropologie, v.XXXIV/3, pp.299-306.
212. Ullrich H., 1997. Schadeloperationen in der Steinzeit // Mitteilungen der Berliner Gesellschaft fur Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte, Bd. 18, S.17-32.
213. Vlcek Е. 1972. Neurosurgical operations in Czechoslovak prehistory. // Present limits of neurosurgery. Proceedings of the fourth European Congress of neurosurgery, 1971. Eds. I.Fusek and Z.Kunc. Prague: Avicenum, Czechoslovak Medical Press, pp.763-769.
214. Vlcek E., 1995. Genetische und palaoethnographische Aspekte der Mammutjagerpopulation von Dolni Vestonice // Man and environment in the Palaeolithic, Proceedings of Symposium Neuwied (Germany), 1993, J.Ullrich (ed.), Liege, pp. 209-221.
215. Vlcek E., Kukla J. 1959. Halstatske kultovni masky z lidskych lebek z Hraskovy jeskyne (Kilenc-fa) v Jihoslovenskem Krasu. // Pamatky archeologicke, № 2, pp.507-556.
216. Vlcek E., Stloukal M. 1971. Neurosurgical Diseases in the Prehistory of Czechoslovak Territory. // Vydalo antropologicke oddeleni Narodniho muzea v Praze u prilezitosti IV evropskeho neurochirurgickeho kongressu v Praze. p.5-18.
217. Volavkova H., 1980. Hieronymus Bosch. Praha: Odeon, 84 S.
218. Warners E., 1988. Die Volkerwanderungszeit im Spiegel der germanischen
219. Heldensagen // Germanen, Hunnen und Awaren. Schatze der
220. Volkerwanderungszeit. Hrsg. W.Menghin, T.Springler, E.Warners, Nurnberg,
221. Frankfurt am Main: Verlag des Germanischen Nationalmuseums, S.69-75.
222. Wells C. 1964. Bones, Bodies and Disease. Evidence of disease andabnormality in early man. // v.37 in the series «Ancient peoples and Places».
223. Ed. Dr.Glyn Daniel. Bristol: Western Printing Services LTD.
224. White T.D., 1992. Prehistoric cannibalism at Mancos 5MTURM-2346. New
225. Jersey: Princeton University Press.
226. White T.D., Toth N., 1991. The question of ritual cannibalism at grotta Guattari. // Current Anthropology, v. 32(2), pp. 118-124. Williams Ch.K., Snyder L.M., Barnes E., Zervos O.H., 1998. Frankish Corinth: 1997 // HESPERIA, v.67, № 3, pp.223-281.
227. Wittwer Backofen U. 1987. Palaeodemography of the early Bronze Age cemetery of Ikiztepe/ Samsun. // V. Arastirma Sonuclari Toplantisi II. Ankara -6-10 Nisan. pp. 175-190.
228. Wondrak E. 1966. Prispevek к problematice prehistorickych trepanaci na priklade Jedne, pravdepodobne eneoliticke lebky. // Cas. Lec. ces. CV. pp.753-755.
229. Zahn N., Donath H. 1992. Zusammenfassung der anthropologischen Auswertungen von Usadel, Fundplatz 33// Beitrage, Bd. 26: Schmidt, Lieps. Lubstorf. S. 107-114.