автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Целостность бытия человека как диалектика сущего и должного
Полный текст автореферата диссертации по теме "Целостность бытия человека как диалектика сущего и должного"
Топоркова Ксения Андреевна
ЦЕЛОСТНОСТЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ДИАЛЕКТИКА СУЩЕГО И ДОЛЖНОГО
Специальность 09 00 01 - онтология и теория познания
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
ООЗ175333
Магнитогорск 2007
003175333
Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Научный руководитель:
кандидат философских наук, профессор Чернышкова Лидия Георгиевна
Официальные оппоненты
доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор Слободнюк Сергей Леонович кандидат философских наук Сивоволов Дмитрий Федорович
Ведущая организация-
ГОУ ВПО Оренбургский Государственный Университет
Защита состоится «08» ноября 2007 года в 10 часов на заседании диссертационного совета К212 112 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09 00 01 - онтология и теория познания в ГОУВПО «Магнитогорский государственный университет» по адресу 455038, Магнитогорск, пр Ленина, 114, ауд 211
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Магнитогорского государственного университета
Автореферат разослан «06 » октября 2007 г
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук,
профессор
В Дегтярев
Актуальность исследования.
Что такое человек9 Ответ на этот вопрос мыслители пытаются времен зарождения философии Проблема человека всегда стояла философских исследований, какими бы вопросами гносеологии, антропологии и онтологии философия не занималась Один из основателей философской антропологии М Шелер в произведении "Положение человека в космосе" пишет ""Вопросы Что есть человек и каково его положение в бытии"9 -занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос"1
С момента, когда человек осознал себя смертным существом, в нем проявилось (пусть неосознанно) то, что изначально присуще его природе, а именно — двойственная мировоззренческая ориентация в мире, связанная со свободой и необходимостью Человеку свойственно неистребимое стремление к свободе, к реализации жизненных потенций и устремлений Однако этому стремлению каждый раз препятствует неумолимая необходимость и "бездушная" закономерность хода вещей, препятствующих достижению желаемого Поэтому несовпадение между свободой и необходимостью, идеалом и действительностью, "сущим" и "должным" делает человеческую жизнь глубоко драматичной Основное положение этой драмы заключается в том, что человек вместо того, чтобы смириться и стойко принять все невзгоды, стремится к преобразованию жизни, сообразно представлениям о том, какой она должна быть в идеале Таким образом, человек постоянно стремится к полному, "должному", то есть целостному бытию
Проблема целостности бытия человека всегда была актуальной для философии Однако, несмотря на повышенный интерес философов к человеку и его целостности, до сих пор не существует определенного ответа на вопросы
1 Шелер М Положение человека в космосе Избранные произведения / М Шелер - Москва Мысль, 1994 -С 194
что представляет собой целостность9 каковы ее критерии9 достижима ли она в принципе9
Нам представляется, что без разрешения проблемы целостности бытия человека невозможно решить производные от нее проблемы смысла и ценности человеческой жизни, предназначения человека, природы и сущности его внутреннего мира Бытие человека внутренне противоречиво Человек есть соотношение социального и биологического, индивидуального и общественного, духовного и телесного И понять суть этого соотношения -значит ответить на вопрос - целостен ли человек на самом деле9
В современном обществе проблема должного в бытии человека приобрела особенно острый характер Во многих работах провозглашается кризис самоиденгификации человека, утеря ценностных ориентации и девальвация личности В этих условиях особенно актуальным становится философский анализ целостности человеческого бытия и места человека в мире в контексте соотношения сущего и должного Степень разработанности
В античной философии, носившей космоцентричный характер и направленной на постижение высшей гармонии космоса, человек (микрокосм) рассматривался как часть этого целого (макрокосма), и каждый отдельный индивид был причастен этому целому Сторонниками подобных взглядов были Анаксагор, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ, Эпикур, Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий и другие мыслители
С переходом от античности к средневековью происходит пересмотр взглядов на сущность человека и его предназначение Человек здесь, прежде всего, предстает как существо духовное - образ и подобие Бога А потому подлинное понимание целостного бытия человека возможно лишь в контексте иррационального постижения вечного абсолюта - Бога Подобные воззрения в той или иной мере характерны для таких мыслителей как Аврелий Августин, Филон Александрийский, Фома Аквинский, Бонавентура и других
В эпоху Ренессанса, в работах таких философов как Н Макиавелли, М Монтень, Дж Пико делла Миранделла, Эразм Роттердамский и других человек обретает иной смысл своего существования Во многом благодаря распространению идей пантеизма индивид становится "единством" земного и небесного А потому судьба человека во многом определяется самостоятельно принятыми им решениями
Представители новоевропейской философской классики (Г Гегель, Р Декарт, Г В Лейбниц, И Кант, К Маркс, Паскаль, Б Спиноза, Ф Энгельс и другие), как правило, анализировали проблему человека и его целостности в рационалистическом или в натуралистически-биологическом планах
Однако рациональный и одновременно объективистский подход, доминировавший в философии вплоть до рубежа Х1Х-ХХ веков, не позволял в должной мере учесть экзистенциональный, личностный аспект интересующей нас проблематики Возникшие в XX веке такие философские направления как экзистенциализм, персонализм, философская антропология и другие во многом способствовали ликвидации данного пробела В данном контексте из экзистенциалистов мы выделяем, прежде всего, таких мыслителей как Н А Бердяев, М Бубер, А. Камю, С Кьеркегор, Ж П Сартр, М Хайдеггер, Л Шестов, К Ясперс Определенный вклад в решение проблемы в контексте означенного выше аспекта внесли их предшественники - представители "философии жизни" и других представителей неклассических учений (А Бергсон, В Дильтей, Г Зиммель, Ф Ницше, А Шопенгауэр и другие мыслители)
Тема целостности бытия человека вызывает интерес и в среде современных отечественных исследователей (А С Арсеньев, А И Беляев, В В Бибихин, П С Гуревич, И И Кальной, В Н Сагатовский, Н А Тельнова, Ю М Федоров, В И Филатов, Н Д Шимин и другие мыслители)
Решение проблемы целостности бытия человека в контексте соотношения целого и частей воплотилось в три основных подхода холизм, меризм и рационалистическая диалектика или антиномизм
Элементы холизма встречаются уже в древности у милетцев, Анаксагора, Платона, Плотина, неоплатоников, в Новое время - в философии Б Спинозы и Г Лейбница, в Новейшее время - в работах ряда экзистенциалистов, персоналистов и постмодернистов
Меризм - направление, где целое сводится к сумме элементарных характерно, прежде всего, для таких мыслителей Нового времени как Т Гоббс, Ж Ламетри, а также (хотя и в меньшей степени) Ф Бэкон, К А Гельвеций, П Гольбах, Д Дидро и других К сторонникам этого подхода можно отнести таких мыслителей XX века как 3 Фрейд, К Лоренц, Ж Пиаже, М Мерло-Понти и другие философы
Главным принципом рационалистической диалектики является то, что части не могут существовать без целого, а целое без частей Согласно антиномизму, человек есть сложный объект, диалектически противоречивое единство сущности и существования, родового (общего) и индивидуального, сущего и должного, биологического и социального, детерминированности и свободы, конечности и бесконечности (Г Гегель, К Маркс, Ф В Шеллинг, Ф Энгельс и другие)
В современной философской литературе принято выделять такие формы проявления целостности как структурная, системная, функциональная, информационная Согласно некоторым отечественным мыслителям (В Е Анисимова, А С Арсеньев, А А Брегадзе, Е А Овчинникова А А , и многие другие) наивысшей формой целостности является идеальная, духовная организованность содержания, обладающая собственным бытием в феномене личности
Таким образом, в современной философской литературе нет единого понимания целостности Одни авторы исходят из единства структуры
личности Другие выделяют функциональное единство личности (Л П Буева, Т Парсонс, Ж.-П Сартр) Третьи видят целостность человека как отражение мирового единства (В Н Сагатовский, В В Налимов и другие мыслители)
Таким образом, мы видим, что проблема целостности человеческого бытия исследовалась с разных позиций Однако, существуют моменты, которые, на наш взгляд, которые не получили должного освещения в философской литературе В их числе - категориальный анализ целостности человеческого бытия В своей работе мы предлагаем анализ целостности бытия человека сквозь призму таких категорий как должное и сущее, где должное есть онтологический и этический абсолют, а сущее - совокупность многообразных проявлений бытия
Объект исследования - целостность бытия человека Предмет исследования - диалектика должного и сущего в становлении и развитии целостности человеческого бытия
Цель исследования: проанализировать целостность бытия человека как проявление диалектики сущего и должного
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
• проанализировать основные типы концепций в философии,
• исследовать целостное бытие человека как единство должного и сущего,
• рассмотреть целостность как соотношение части и целого в бытии человека,
• обнаружить зависимость характера должного от концепции целостности человеческого бытия
Методологической основой данного исследования является диалектический метод, раскрывающий противоречивость человеческого бытия, а также герменевтический, структурно-функциональный, сравнительный методы и метод феноменологического анализа
Научная новизна исследования-
• дан авторский анализ субстанциональной, экзистенциальной и функциональной концепций целостности человека в философии,
• выявлена и исследована зависимость концепций целостности бытия человека от общефилософской картины мира,
• определены и проанализированы критерии обоснования абсолютной и относительной целостности,
• обнаружена и обоснована зависимость диалектики должного и сущего в бытии человека от исторически-конкретных трактовок сущности последнего
Положение, выносимое на защиту:
Целостность человеческого бытия как должного носит исторически-конкретный, принципиально относительный характер
Теоретическая и практическая значимость исследования: Диссертационное исследование будет способствовать дальнейшему развитию онтологии в контексте изучения проблемы человека в философии Результаты, полученные в работе, могут быть использованы в трудах, посвященных проблемам онтологии, гносеологии и антропологии, при чтении базового курса по философии и спецкурсов по проблемам онтологии и теории познания
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии МаГУ и семинарах аспирантов означенной кафедры Полученные в ходе исследования результаты докладывались на межвузовской научной конференции По теме диссертации опубликовано четыре статьи, в том числе одна из Реестра ВАК
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, который включает 148 наименований
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается степень ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, цели и задачи работы, методологические основы исследования, формулируется научная новизна и положения, выносимые на защиту, а также теоретическая и практическая значимость работы
Первая глава "Типология концепций человека историко-философский анализ" посвящена рассмотрению исторически сложившихся концепций целостности человека в философии Востока, Западной Европы и России В первом параграфе первой главы "Человек в классической философии" мы рассматриваем различные концепции человека в философских учениях Востока, Западной Европы и России
Ранние философские учения рассматривали человека в единстве с природой, видя в этом единстве сущность человека и его завершенность
Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать идеи, сложившиеся в древневосточной философии Одной из главных отличительных черт древнеиндийской и древнекитайской философии является "стертость" личностного начала, подчиненность всеобщему Каждый человек ценился не сам по себе, а как часть этого единства
Человек в философии Древней Индии является частью мировой души Индивиду в этой системе присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и эмпирического бытия Главной целью человеческого бытия является достижение гармонии, целостности Согласно Ведам и Упанишадам эта целостность достигается посредством слияния человеческой души (Атмана) с мировой душой, с универсальным принципом мира — Абсолютом (Брахманом) В философии Древнего Китая (Даосское учение, конфуцианство и другие) человек - это "микрокосм", соединенный с Космосом тысячью незримых связей, они постоянно влияют друг на друга В этом случае у каждого человека
(частицы Космоса) должно появляться чувство ответственности за свои действия на высшем "космическом" уровне Высшее состояние - гармония, целостное существование — есть достижение полного единения с космическими началами, достижение "единотелесности" с универсумом
Иную концепцию человека можно увидеть в западной философии, которая берет свое начало в Древней Греции В работе выделены два направления в понимании сущности человека Первое направление (Демокрит, Эпикур) - космологически-натуралистическое - основано на принципе неразрывности человека и мира как природных и материальных Второе - идея разделения трансцендентального должного и действительного сущего, которое начинается с Платона Доминирующим принципом этой модели являлось признание высшего мира идей По Платону природа человека, определяется его душой, точнее, душой и телом, но душа превалирует над телом, божественное, бессмертное начало стоит выше смертного, тленного Под сущим, у Платона, подразумевается временная неистинная действительность телесного бытия Должное, можно подразделить на две части трансцендентальную - мир идей, которые выражают идеал истинности, и трансцендентную - идея блага, имеющая иррациональный характер и объединяющая в себе все идеалы добродетели долг, справедливость, благородство и т д Путь к гармонии, "должному" бытию по мнению философа, лежит через разумную "бессмертную", часть души человека
Для философов средневековья (Аврелий Августин, Филон Александрийский, Фома Аквинский и другие) истинный смысл полноты человеческого бытия заключается в сопричастности с вечным Абсолютом -Богом и обретении вечной, неразрушимой бессмертной души, которую человек может достичь посредством иррациональной веры и божественного интуитивного Духа Чтобы быть сопричастным Богу, человек должен был через самоотрицание разума прийти к иррациональной вере При этом тело препятствует достижению целостности, поэтому от его влечений было
необходимо отказаться Таким образом, в средневековой схоластике идеальный, целостный человек - это человек, который через единство веры, надежды, любви достигает сопричастности Богу В работе подчеркивается, что в средневековье целостность человека выводится из целостности Бога Индивид целостен изначально как духовное существо, как образ и подобие Бога, поскольку последний является абсолютным, совершенным, целостным началом
Таким образом, человек рассматривается как заданный, определяемый высшей духовной или природной субстанцией, при этом нецелостность, ограниченность человека лишь временное, преодолеваемое бытие
Анализ эпохи Ренессанса (Н Макиавелли, М Монтень, Дж Пико делла Миранделла, Эразм Роттердамский и другие) позволяет говорить о том, что человек, "ища абсолют в мироздании", неожиданно находит этот абсолют в самом себе Не отрицая существование Бога, философы смещают центр тяжести на самого человека Индивид здесь причастен всему земному и небесному через пантеизм, от низшего до наивысшего, в сочетании со свободой воли это дает человеку творческую способность самоопределения, уподобляющую его Богу Человек становится творцом, "мастером" своей судьбы и всего мира, его жизнь зависит от самостоятельно принятых с помощью разума решений на основе познания божественных законов необходимости бытия, а не от божественных, сверхъестественных сил Основанием творчества является полнота природы, которая включает в себя все материальное и духовное начало
Развитие научного рационализма в XVII веке (Р Декарт, Г В Лейбниц Б Паскаль, Б Спиноза и другие) способствовало новому пониманию человека как разумного существа Разумность здесь служит условием развития человека, позволяет ему возвыситься над остальной природой, достичь целостности как полноты знания о мире и себе самом
В ХУП-ХУШ века самой большой ценностью объявляется жизнь сама по себе. Человек - существо природное, и развитие в нем природно-телесного и разумного является условием целостного бытия Должным существованием является разумное удовлетворение природных потребностей, поэтому главной задачей для достижения целостности выступает бытие во имя удовлетворение разумных благ для самого человека
В работе подчеркивается своеобразие русского Просвещения и его роль в развитии философско-религиозно антропологического учения, и дан анализ специфики понимания человека как единого, целостного и космического существа в русской философии ХЕХ-ХХ веков
В немецкой классической философии утвердился так называемый деятельностный подход к пониманию человека Личность исследовалось как существо исключительно социально и духовное, как творец истории, мира и культуры В это время рождается культ "автономного человека", который способен трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия Такие понятия как рационализм и критицизм становятся главными характеристиками человека того времени По утверждению немецких философов, сущностью человеческого бытия является самосознание, которое позволяет человеку не только познать мир, но и достичь личной гармонии и совершенства При этом сознание -метафизическое (Ф Гегель, Ф Шеллинг) или трансцендентальное (И Кант, И Г Фихте) выступает высшем основанием и неизменным условием развития личности.
В параграфе делается вывод о том, что вплоть до середины 19 века в философии идут поиски "абсолютного человека", целостного и завершенного Должное понимается как сущность, цель и вершина человеческого бытия Оно достижимо, так как находится не в самом человеке, а за его пределами в Космосе, Боге, природе, Абсолютной идее или в социуме То есть целостность - нечто абсолютное и абстрактное, не зависящее от индивида, напротив единичное бытие человека конкретно, неполно, внутренне противоречиво
Однако неполнота человеческого бытия как сущего преодолима, так как сущность человека субстанциональна, надиндивидуальна и абсолютна, и является пределом, вершиной развития
В втором параграфе первой главы "Человек в неклассической философии" дается анализ учений, в которых сущность человека понимается как изменчивое, неустойчивое бытие, а сам человек рассматривается как бесконечно развивающийся
Условием становления экзистенциальной концепции человека послужили теории, рассматривающие человека как становящееся бытие Такими учениями в конце XIX начале XX веков стали марксизм и "философия жизни" В работе дан анализ марксистской деятельностной концепции личности, подчеркнута идея незавершенности, историчности человеческого бытия
Основные идеи понимания человека как "пути", "длительности", "потока" исторического развития духовной жизни показаны на примере учений Ф Ницше, А Бергсона, О Шпенглера
В философии XX века активно развивается новое направление -экзистенциализм - учение, предоставляющее человеку целостную картину реальности, полностью зависящую от его внутреннего мира Предпосылками появления этого течения стали персоналистическая концепция личности Н Бердяева, экзистенциальные мотивы С Кьеркегора, Ф Ницше и А Шопенгауэра
Задача экзистенциализма - помочь личности выйти из духовного кризиса, признаками которого являются страх, вина, "экзистенциальная тревога", скука и тд Выход мыслители видят в экзистенции, которую постигает человек, находясь в пограничных ситуациях
В работе дан анализ взглядов С Кьеркегора, К Ясперса, М Бубера, Ж-П Сартра, К Мерло-Понги Показано, что, по мнению этих философов, сущность человека не может предшествовать его существованию, через которое человек постигает смысл своего бытия
В процессе постижения самого себя как экзистенции человек обретает свободу, он должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, и он "должен быть тем, что он есть", а не "просто быть"
Сторонники экзистенционального подхода придерживаются мнения, что должное бытие выступает не как целостность и завершенность, но как бесконечный процесс, движение, постижение смысла Целостность, как цель бытия недостижима, так как человек конечен
В итоге делается вывод о том, что экзистенциальная концепция человека разводит понятия должного и "целостного" Должным для человека является не достижение целостности, а лишь стремление к ней Смысл человеческого бытия в движении, в самосовершенствовании, в незавершенности
Таким образом, в философии конца XIX начала XX веков складывается новое понимание человека Человек не является элементом, проявлением внешнего для него бытия, сущность не субстанциональна, она формируется в процессе жизни индивида Целостность бытия - продукт деятельности человека, а не предпосылка его бытия Вследствие этого должное выступает как способ, путь, стремление к целостности, как преодоление наличного сущего
Проведенный историко-философский анализ концепций человека позволяет выделить два принципиальных подхода к пониманию сущности целостности бытия человека субстанциональный и экзистенциальный При субстанциональном подходе сущность человека выводится из абсолютного, трансцендентного бытия Данный подход понимает целостность человеческого бытия как нечто данное, предопределенное человеку
В работе обоснована мысль о том, что деятельностные теории личности близки к субстанциальной концепции
Экзистенциальный подход требует рассматривать сущность человека как его индивидуальность, нестандартность Сущность несводима к внешним для
человека элементам мира При данном подходе невозможно обосновать целостность бытия человека как внеположенный абсолют, как завершенность
Различные концепции человека по-разному рассматривают соотношение должного и целостного бытия Субстанциональные концепции понимают целостное как должное бытие человека Экзистенциальные, напротив, утверждают должное как стремление преодолеть неполноту человека его собственным существованием
Вторая глава "Целостное бытие человека как единство должного и сущего" посвящена анализу различных концепций целостного бытия человека в соотношении с должным и сущим Проводится анализ категории целого Выделяется несколько концепций целостности 1) целостность как соотношение части и целого, 2) целостность как функциональная полнота, 3) целостность как длительность, как жизненный импульс В первом параграфе второй главы "Целостность как соотношение части и целого в бытии человека" выделены три основных подхода холизм, меризм и рационалистическая диалектика или антиномизм
Холизм прослеживается на примерах философии некоторых античных философов (милетцы, Анаксагор, Платон, Аристотель и другие), учения мыслителей средневековья, философия И Канта и Г В Лейбница, а также философские воззрения русских религиозных деятелей
В работе показано, что должное, идеальное, существование человека для представителей холизма — это достижение целостности, которая присуща человеку изначально, к которой человек должен неустанно стремиться, будь она в разные временные эпохи трансцендентальной или трансцендентной
Так милетцы, объясняя целостность мира, учили, что "части меняются, целое неизменно" Согласно учению Анаксагора, человек представляет собой целостность, где части содержат в себе целое Для Платона целое - это неделимое идеальное единство Все единичное существует только в связи с тем
общим, с той общей идеей, представителем которой является данное единичное
В средневековье рождается представление о человеке как о существе, воплотившем в своей телесно-чувственной субстанции, одушевленной духовностью Бога, божественную полноту Мыслители той эпохи вводят понятия totum perfectionale (совершенно целое - вечный Абсолют - Бог) и totum proportionale (пропорциональное целое - душа человека), понимая под ними целое, которое не состоит из частей
В работе обосновывается мысль, что анггиредукционизм Г Лейбница в отношении человека выступает как холизм, где высшая монада - Бог является пределом и полнотой человеческого бьггия.
Сторонниками противоположной позиции - меризма в античной философии являются Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Демокрит Человек, согласно их учениям, является частью мира, и поэтому объясняется свойствами мира
Философы-механицисты XVII - XVIII веков (Ф Бэкон, Т Гоббс, Дж Локк,), а после них и французские материалисты XVIII века склонялись к суммативному толкованию целого реальны (чувственно воспринимаемы) части и реально сложение этих частей вместе, но не реально целое, которое бы сверхопытно отличалось от суммы своих частей Из этой философии рождалось новое представление о целостном человеке Человек есть целое как совокупность природных свойств Индивид становится целым, полным, всесторонним, если развивает в себе полностью все данные ему от рождения природные свойства Целое как природа изначально задано человеку, как в религиозной философии заданы духовные черты человека Однако здесь обнаруживается мировоззренческое противоречие, если человек есть вершина, цель, целостность природы - значит природа с необходимостью направлена к нему В этом случае возникает вопрос об источнике этой направленности за пределами природы
Представители антиномизма пытаются разрешить дилемму точек зрения холизма и мергома Согласно этому течению, часть и целое не могут существовать друг без друга Целостность здесь заключается во взаимовлиянии и взаимопроникновении частей, связанные части, изменяя друг друга, образовывают такое начало (целое), которое характерно для каждой части и одновременно отличается от каждой части свои собственным качеством Итак, часть вне целого - уже не часть, а иной объект целого, так как не выражает природу целого и утрачивает специфические для него свойства
Рационалистическая диалектика находит свое отражение в философии всеединства Н Кузанского, в диалектических концепциях Гегеля и Фейербаха, в русской религиозной философии
Н Кузанский считал, что мы не можем познать целостность человека до конца, так как целостность - это единство, а единство недостижимо априори Однако целостность, по мнению мыслителя, можно достигнуть частично -посредством инаковости, то есть через родовые и видовые понятия Н. Кузанский рассматривает противоборство частей внутри целого Философ утверждал, что целое есть не "общее частей", но тождество внутренних противоположностей.
Для русской религиозной философии также свойственны черты рационалистической диалектики Русские философы (В С Соловьев, Н А Бердяев, П А Флоренский, С Л Франк и другие) постоянно развивают тему единства человека с миром, как элемента со своим целым, говорят о космическом предназначении человека
Для Гегеля полной целостностью - тотальностью - обладает только абсолютная идея, которая достигает целостности в процессе развития, раскрывая саму себя Целостность человека может быть только относительной, так как она зависит от развития абсолютного духа
В выводах показана ограниченность и достоинства понимания целостности человеческого бытия как единства целого и частей
Во втором параграфе второй главы "Должное как становление человека в историческом процессе" мы показываем, что понимание должного в человеческом бытии как следование определенной "человеческой природе", неизменной сущности, как бы ее не понимали философы, вступает в противоречие с исторической изменчивостью человека, что стало особенно очевидно с развитием культурной антропологии Кроме того, признание фиксированной человеческой природы стало методологической основой нацизма и расизма, способствовало оправданию истребления "неполноценных" людей
Неклассическая философия отказывается от идей абсолютного должного и целостности как тотальности, и обращается к идеи целостности человека как деятельной универсальности (Ф Ницше, К Марк, психоанализ) Такое понятие целостности включает не только понятие частей, связанных целым, но функционирование каждой части как проявление целого Функционирование человека как такового предполагает единство природного и социального, телесного и духовного бытия При этом должным становится универсальность человека всестороннее развитие личности, способной к перемене труда (К. Маркс) или достижение полной свободы и счастья (Ф. Ницше, Э Фромм)
Так Ф Ницше в работе "Воля к власти" указывает на то, что каждый человек есть как бы эмбрион человека будущего - настоящего представителя истинной природы "Человек нечто текущее и пластичное, из него можно сделать все, что угодно" 2 Индивид выступает как переходная ступень на пути становления от человека к сверхчеловеку Новый человек должен сотворить новый земной смысл Сверхчеловек, по Ф Ницше, это человек, стремящийся придать истинный смысл жизни своему бытию, который заимствован из жизни Он преодолеет то, что оказалось в нем "фундаментально неудачным", и путем созидания и становления даст новую жизнь своим инстинктам (основным из
2НицшеФ Сочинения в 2 т / Ф Ницше -Москва Мысль, 1990 - Т2 -С 641
которых является "воля к власти"), выведет наружу свой неисчерпаемый потенциал, построит свою жизнь на оправдании воли к власти и разовьет себя до сверхчеловека
В марксистской философии должное рассматривается как всестороннее развитие личности, понимая под всесторонностью разносторонность, целостность и гармоничность индивида Целостность предполагает единое социальное основание дня развития и жизнедеятельности личности в системе деятельности и общественных отношений Целостность всегда выступает как конкретно-историческая совокупность социально-психологических качеств и зависит от характера общества, форм и видов деятельности человека При этом целостность и гармоничность развития личности рассматривается не как статичное состояние, а противоречивый процесс
Э Фромм считает, что современный человек является нецелостным, отчужденным природно, социально-исторически и экзистенциально Но по мнению философа, человек способен преодолеть все виды отчуждения в процессе становления человека как экзистенциального через совершенствование его духа Человек не то, что есть, он таков, каким может стать Бытие индивида свободно, оно ничем не сковано Человек открыт дая самосозидания "Человек более не является разумным, он становится разумным Он более не является социальным, он становится социальным Он более не является религиозным, он становится религиозным" 3
Философы возлагают надежду на то, что всестороннее развитие личности достижимо по мере прогресса общества и воспитания личности Однако прогресс общественной жизни в 20 веке вместе с расширением и углублением функциональных сфер деятельности породил потребность в узкой специализации человека, что способствует социальной ограниченности личности В развитом индустриальном обществе сформировался "одномерный
3 Фромм Э Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Э Фромм, Р Хирау - М Прогресс, 1990-С 150
человек", ограниченный сферами своей деятельности Очевидно, что должное как целостность остается абстрактным идеалом, а сущее не совпадает с ним
В XX веке складывается идея сущностной незавершенности человека как такового, где целостность человека рассматривается только как проект К Ясперс писал, что учения типа коммунизма, фрейдизма, расовых теорий рассматривают человека как объект, "измышляют по-своему свой идеал"4
Для Ж -П Сартра "человеческая реальность есть действие"5 Он отличает, что действию не должна предшествовать никакая другая реальность, действие не может определяться предшествующим состоянием мира, ибо тогда действие перестанет быть актом, а образует лишь ряд движений Бытие Я - это проект моего бытия в мире "Человеческая реальность может выбирать себя, как она хочет, но не может не выбирать себя"6 Но свобода и выбор, для Ж -ГТ Сартра, безграничны, а, следовательно, целостность есть лишь проект, а не собственно бытие человека Альберт Камю, осознавая эту недостижимость полноты и целостности бытия, назвал человеческое бытие абсурдом Абсурдность — это черта человека, это результат поиска смысла А Камю считает, что задача человека - "бунт-борьба", то есть бунт как осознание борьбы с абсурдом, бунт без надежды победить
Один из основателей философской антропологии М Шелер утверждал, что человек принципиально не может рассматриваться как функциональная система, так как он не является вещью То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще, этот принцип как таковой вообще не сводим к "естественной эволюции жизни", и если его к чему-то можно возвести, то только к самой высшей основе вещей, которой и является "жизнь" Новый принцип Шелер называет "духом" Наличие духа делает бытие человека "открытым" миру и принципиально незавершенным
4 Ясперс К "Духовная ситуация времени" / К Ясперс -М Республика, 1994 -С 386
5 Сартр Ж -П "Бытие и ничто опыт феноменологической онтологии" / Ж -П Сартр - М Терра-Книжный клуб, Республика, 2002 - С 486
6 Там же, с 488
Стремление преодолеть субстанциальную и историческую зависимость человека приводит к идее принципиальной незавершенности, нецелостности и недетерминированности свободы человека Но вместе с тем, исчезает идеал должного человека В то же время отказ от должного как качественно определенного ведет к утере критериев человеческого бытия и порождает кризис самоидентификации человека
Таким образом, должное как идеал не совпадает с идеей целостности как завершенности и абсолютной полноты человеческого бытия Абсолютная целостность принципиально недостижима, так как человек открыт миру, он самодеятельное, и в этом смысле непредопределенное сущее Целостность человеческого бытия носит принципиально относительный характер, и выступает должным в контексте конкретно-исторических условий
В заключении диссертации сделаны общие выводы и наличены перспективы дальнейшего исследования проблемы
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1 Топоркова, К А Целостность человека с позиции диалектики сущего и должного / К А Топоркова // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук сб ст всерос науч конф / под ред Е В Дягтерева -Магнитогорск МаГУ, 2007 - Вып 2 - С 82-85
2 Топоркова, К А Воля как принцип человеческого бытия у А Шопенгауэра и Ф Ницше / К А Топоркова // Наука-Вуз-Школа сб науч тр молодых исследователей / под ред 3 М Уметбаева, А М Колобовой - Магнитогорск МаГУ, 2007 -Вып 12 -С 148-152
3 Топоркова, К А Бытие человека как выражение диалектики сущего и должного в древнегреческой философии / К А Топоркова // Вестник Оренбургского государственного университета / Учредитель ГОУ ВПО ОГУ --Оренбург ИПК ОГУ, 2007 - С 25-31 (ПереченьВАКМинобрнаукиРФ)
4 Топоркова, К А Идеальный человек в этической проблематике А Шопенгауэра / К А Топоркова // Наука-Вуз-Школа сб. науч тр молодых исследователей / под ред 3 М Уметбаева, А М Колобовой - Магнитогорск МаГУ, 2007 -Вып 12 - С 153-155
Регистрационный № 0250 от 27 07 2006 г Подписано в печать 03 10 2007 г Формат 60х84'/1б Бумага тип № 1 Печать офсетная Уел печ л 1,00 Уч -год л 1,00 Тираж 100 экз Заказ №60б Бесплатно
Издательство Магнитогорского государственного университета 455038, Магнитогорск, пр Ленина, 114 Типография МаГУ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Топоркова, Ксения Андреевна
Введение.3
Глава I. Типология концепций человека: историко-философский анализ
§ 1.1. Человек в классической философии.9
§ 1.2. Человек в неклассической философии.55
Глава II. Целостное бытие человека как единство должного и сущего
§ 2.1. Целостность как соотношение части и целого в бытии человека.74
§ 2.2. Должное бытие как становление человека в историческом процессе.95
Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Топоркова, Ксения Андреевна
Актуальность исследования.
Что такое человек? Ответ на этот вопрос мыслители пытаются найти со времен зарождения философии. Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований, какими бы вопросами гносеологии, антропологии и онтологии философия не занималась. Один из основателей философской антропологии М. Шелер в произведении "Положение человека в космосе" пишет: ""Вопросы: Что есть человек и каково его положение в бытии"? - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос"1.
С момента, когда человек осознал себя смертным существом, в нем проявилось (пусть неосознанно) то, что изначально присуще его природе, а именно - двойственная мировоззренческая ориентация в мире, связанная со свободой и необходимостью. Человеку свойственно неистребимое стремление к свободе, к реализации жизненных потенций и устремлений. Однако этому стремлению каждый раз препятствует неумолимая необходимость и "бездушная" закономерность хода вещей, препятствующих достижению желаемого. Поэтому несовпадение между свободой и необходимостью, идеалом и действительностью, "сущим" и "должным" делает человеческую жизнь глубоко драматичной. Основное положение этой драмы заключается в том, что человек вместо того, чтобы смириться и стойко принять все невзгоды, стремится к преобразованию жизни, сообразно представлениям о том, какой она должна быть в идеале. Таким образом, человек постоянно стремится к полному, "должному", то есть целостному бытию.
Проблема целостности бытия человека всегда была актуальной для философии. Однако, несмотря на повышенный интерес философов к
1 Шелер М. Положение человека в космосе. //Избранные произведения. - М. 1994. С. 194. человеку и его целостности,, до сих пор не существует определенного ответа на вопросы: что представляет собой целостность? каковы ее критерии? достижима ли она в принципе?
Нам представляется, что без разрешения проблемы целостности бытия человека невозможно решить производные от неё проблемы смысла и ценности человеческой жизни; предназначения человека; природы и сущности его внутреннего мира. Бытие человека внутренне противоречиво. Человек есть соотношение социального и биологического, индивидуального и общественного, духовного и телесного. И понять суть этого соотношения -значит ответить на вопрос - целостен ли человек на самом деле?
В современном обществе проблема должного в бытии человека приобрела особенно острый характер. Во многих работах провозглашается кризис самоидентификации человека, утеря ценностных ориентаций и девальвация личности. В этих условиях особенно актуальным становится философский анализ целостности человеческого бытия и места человека в мире в контексте соотношения сущего и должного.
Степень разработанности
В античной философии, носившей космоцентричный характер и направленной на постижение высшей гармонии космоса, человек (микрокосм) рассматривался как часть этого целого (макрокосма), и каждый отдельный индивид был причастен этому целому. Сторонниками подобных взглядов были Анаксагор, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ, Эпикур, Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий и другие мыслители.
С переходом от античности к средневековью происходит пересмотр взглядов на сущность человека и его предназначение. Человек здесь, прежде всего, предстает как существо духовное - образ и подобие Бога. А потому подлинное понимание целостного бытия человека возможно лишь в контексте иррационального постижения вечного абсолюта - Бога. Подобные воззрения в той или иной мере характерны для таких мыслителей как
Аврелий Августин, Филон Александрийский, Фома Аквинский, Бонавентура и других.
В эпоху Ренессанса, в работах таких философов как Н.Макиавелли, М. Монтень, Дж. Пико делла' Миранделла, Эразм Роттердамский и других человек обретает иной смысл своего существования. Во многом благодаря распространению идей пантеизма индивид становится "единством" земного и небесного. А потому судьба человека во многом определяется самостоятельно принятыми им решениями.
Представители новоевропейской философской классики (Г.Гегель, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, И. Кант, К. Маркс, Паскаль, Б. Спиноза, Ф. Энгельс и другие), как правило, анализировали проблему человека и его целостности в рационалистическом или в натуралистически-биологическом планах.
Однако рациональный и одновременно объективистский подход, доминировавший в философии вплоть до рубежа XIX-XX веков, не позволял в должной мере учесть экзистенциональный, личностный аспект интересующей нас проблематики. Возникшие в XX веке такие философские направления как экзистенциализм, персонализм, философская антропология и другие во многом способствовали ликвидации данного пробела. В данном контексте из экзистенциалистов мы выделяем, прежде всего, таких мыслителей как Н.А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, Л. Шестов, К. Ясперс. Определенный вклад в решение проблемы в контексте ' означенного выше аспекта внесли их предшественники - представители "философии жизни" и других представителей неклассических учений (А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и другие мыслители).
Тема целостности бытия человека вызывает интерес и в среде современных отечественных исследователей (А.С. Арсеньев, А.И. Беляев, В.В. Бибихин, П.С. Гуревич, И.И. Кальной, В.Н. Сагатовский, Н.А. Тельнова, Ю.М. Федоров, В.И. Филатов, Н.Д. Шимин и другие мыслители).
Решение проблемы целостности бытия человека в контексте соотношения целого и частей воплотилось в три основных подхода: холизм, меризм и рационалистическая диалектика или антиномизм.
Элементы холизма встречаются уже в древности у милетцев, Анаксагора, Платона, Плотина, неоплатоников; в Новое время - в философии Б.Спинозы и Г. Лейбница; в Новейшее время - в работах ряда экзистенциалистов, персоналистов и постмодернистов.
Меризм - направление, где целое сводится к сумме элементарных характерно, прежде всего, для таких мыслителей Нового времени как Т. Гоббс, Ж. Ламетри, а также (хотя и в меньшей степени) Ф. Бэкон, К.А. Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро и других. К сторонникам этого подхода можно отнести таких мыслителей XX века как 3. Фрейд, К. Лоренц, Ж. Пиаже, М. Мерло-Понти и другие философы.
Главным принципом рационалистической диалектики является то, что части не могут существовать без целого, а целое без частей. Согласно антиномизму, человек есть сложный объект, диалектически противоречивое единство сущности и существования, родового (общего) и индивидуального, сущего и должного, биологического и социального, детерминированности и свободы, конечности и бесконечности (Г. Гегель, К. Маркс, Ф.В. Шеллинг, Ф Энгельс и другие).
В современной философской литературе принято выделять такие формы проявления целостности как: структурная, системная, функциональная, информационная. Согласно некоторым отечественным мыслителям (В.Е. Анисимова, А.С. Арсеньев, А.А. Брегадзе, Е.А. Овчинникова А.А., и многие другие) наивысшей формой целостности является идеальная, духовная организованность содержания, обладающая собственным бытием в феномене личности.
Таким образом, в современной философской литературе нет единого понимания целостности. Одни авторы исходят из единства структуры личности. Другие выделяют функциональное единство личности (Л.П. Буева, Куреной, Т. Парсонс, Ж.-П. Сартр). Третьи видят целостность человека как отражение мирового единства (В.Н. Сагатовский, Налимов, Хорунжий и другие мыслители)
Таким образом, мы видим, что проблема целостности человеческого бытия исследовалась с разных позиций. Однако, существуют моменты, которые, на наш взгляд, которые не получили должного освещения в философской литературе. В их числе - категориальный анализ целостности человеческого бытия. В своей работе мы предлагаем анализ целостности бытия человека сквозь призму таких категорий как должное и сущее, где должное есть онтологический и этический абсолют, а сущее - совокупность многообразных проявлений бытия.
Объект исследования - целостность бытия человека. Предмет исследования - диалектика должного и сущего в становлении и развитии целостности человеческого бытия.
Цель исследования: проанализировать целостность бытия человека как проявление диалектики сущего и должного.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
• проанализировать основные типы концепций в философии;
• исследовать целостное бытие человека как единство должного и сущего;
• рассмотреть целостность как соотношение части и целого в бытии человека;
• обнаружить зависимость характера должного от концепции целостности человеческого бытия.
Методологической основой данного исследования является диалектический метод, раскрывающий противоречивость человеческого бытия, а также герменевтический, структурно-функциональный, сравнительный методы и метод феноменологического анализа.
Научная новизна исследования:
• дан авторский анализ субстанциальной, экзистенциальной и функциональной концепций целостности человека в философии;
• выявлена и исследована зависимость концепций целостности бытия человека от общефилософской картины мира;
• определены и проанализированы критерии обоснования абсолютной и относительной целостности;
• обнаружена и обоснована зависимость диалектики должного и сущего в бытии человека от исторически-конкретных трактовок сущности последнего.
Положение, выносимое на защиту:
Целостность человеческого бытия как должного носит исторически-конкретный, принципиально относительный характер.
Теоретическая и практическая значимость исследования: Диссертационное исследование будет способствовать дальнейшему развитию онтологии в контексте изучения проблемы человека в философии. Результаты, полученные в работе, могут быть использованы в трудах, посвященных проблемам онтологии, гносеологии и антропологии; при чтении базового курса по философии и спецкурсов по проблемам онтологии и теории познания.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии МаГУ и семинарах аспирантов означенной кафедры. Полученные в ходе исследования результаты докладывались на межвузовской научной конференции. По теме диссертации опубликовано четыре статьи, в том числе одна из реестра ВАК.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, который включает 148 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Целостность бытия человека как диалектика сущего и должного"
Заключение
Исходя из поставленной нами цели, в заключении мы можем сделать следующие выводы.
Вплоть до середины 19 века в философии идут поиски "абсолютного человека", целостного и завершенного. Должное понимается как цель, вершина человеческого бытия. Оно достижимо, так как находится не в самом человеке, а за его пределами в Космосе, Боге, природе или Абсолютной идее. То есть целостность - нечто абсолютное и абстрактное, не зависящее от индивида. Сущность человека (его должное) присуща ему изначально как элементу мира, природного или духовного, она предопределяет человеческое бытие и направляет развитие человека.
Единичное бытие индивида конкретно, неполно, внутренне противоречиво (противоречие духа и тела, идеального и реального, природного и социального и т.д.). Это сущее, которое не совпадает с "должным" только временно зависит от самого человека. Когда сущее совпадает с должным, тогда и наступает целостность человека.
Представители немецкой классической философии обратили внимание на конкретно-исторический характер человека, на незавершенность его бытия. Идея изменчивости бытия мира как такового, в том числе и человека становится господствующей на рубеже XIX-XX веков.
К этому времени в обществе происходят значительные изменения, способствующие индивидуальному развитию человека. Философия отказывается от задачи построить полную раз и навсегда данную картину мира, подвергая сомнению идею неизменной субстанции как основы мира. Изменения концепций бытия способствуют формированию нового учения о человеке.
В философии конца XIX начала XX веков складывается новое понимание человека. Человбк не является элементом, проявлением внешнего для него бытия, сущность не субстанциальна, она формируется в процессе жизни индивида. При этом целостность как абсолют, как завершенность невозможна для человека, так как человек сам является условием своего развития. Целостность бытия - продукт деятельности человека, а не предпосылка его бытия. Вследствие этого должное выступает как способ, путь, стремление к целостности, как преодоление наличного сущего.
Произведенный историко-философский анализ концепций человека позволяет выделить два принципиальных подхода к пониманию сущности целостности бытия человека: субстанциальный и экзистенциальный. При субстанциальном подходе сущность человека выводится из абсолютного, трансцендентного бытия. Данный подход понимает целостность человеческого бытия как нечто данное, предопределенное человеку.
Экзистенциальный подход требует рассматривать сущность человека как его индивидуальность, нестандартность. Сущность несводима к внешним для человека элементам мира. При данном подходе невозможно обосновать целостность бытия человека как внеположенный абсолют, как завершенность.
Различные концепции человека по-разному рассматривают соотношение должного и целостного бытия. Субстанциальные концепции понимают целостное как должное бытие человека. Цель человеческого бытия преодолеть сущее ради должного. Поскольку экзистенциальный принцип понимания человека не признает полноты и целостности человеческого бытия как реально достижимого, то должное рассматривается как стремление, движение к целостности. При этом сущее не преодолевается должным, не сливается с ним.
Анализ различных концепций целостного бытия человека в соотношении с должным и сущим позволяет нам выделить три концепции целостности человеческого бытия: 1) целостность как соотношение части и целого; 2) целостность человека как функциональная полнота; 3) целостность как длительность, как жизненный импульс.
Достоинством первой точки зрения является то, что наличествует абсолютный всеобщий критерий должного, и целостность понимается как должное бытие человека, не сводимое к сущему.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что логичнее отличать понятие природы или сущности человека от определенных атрибутов человеческого, общих для всех, которые, однако, сами по себе не дают полного представления о природе и сущности человека. Мы можем называть их существенными атрибутами, то есть присущими человеку как таковому, и, тем не менее, отличать их от "сущности!11 человека.
Однако целостность человека можно рассматривать как некое самостоятельное бытие, которое проявляет себя функционально. Такое понятие целого включает не только наличие частей, связанных целым, но и функционирование каждой части как проявление целого. И чем полнее и разнообразнее функции человека, тем полнее и целостнее проявляется его бытие. Функционирование' человека как такового возможно только в обществе и предполагает единство телесного и духовного. Таким образом, во второй главе основная мысль направлена на то, что должное существование человека, это, прежде всего, стремление функционально раскрыть всю полноту своего бытия. Целостность здесь выступает как собственный бытийственный продукт деятельности человека.
Стремление абсолютизировать целостность как идеальное должное создает гносеологические условия для социальной утопии. С другой стороны, признание относительного характера идеального должного, делает сам идеал неопределенным, так как набор функций, создающий целостность человеческой жизни, у разных авторов различен.
Следует отметить, что с одной стороны функционирование человека как социально-деятельного существа служит не только условием полноты развития социальных черт человека, но и подвижной границей его телесного бытия. С другой - нет абсолютного критерия всестороннего развития личности, так как, общество развиваясь, предлагает человеку новые возможности и, одновременно, выдвигает новые требования к функциональным способностям человека.
Практика показывает, что развитие общества не обязательно способствует целостному индивидуальному развитию. Так в современном обществе с развитием социальной активности вместе с "универсализацией" человека, происходит девальвация индивидуальности, формируется "одномерный" человек.
Очевидно, что по мере расширения социальных функций, человек становится "полнее" лишь количественно, но не качественно.
Не случайно в XX веке складывается идея сущностной незавершенности человека как такового, где целостность человека рассматривается только как проект.
Целостность человека можно рассматривать только по отношению к другому: например, к природе (если речь идет о биологической целостности), или к Богу (если речь идет о полном Благе), или же к социуму (если речь идет о социальном бытии человека).
Проведенный анализ -показывает, что, отказавшись от абсолютного должного как трансцендентного человеку, неклассическая философия не дала четкого критерия целостности. Неслучайно сторонники постмодернизма заявляют о полной релятивности всех критериев, утверждают, что все проявления человеческой жизни - лишь симулякры, что есть реально только сущее человека, а стремление к должному идеологично, оно делает человека несамостоятельным и несвободным. Отказ от должного ведет к утере критериев человеческого бытия как специфичного, как существенного и целостного ведет к риску потерять самоидентификацию и создает кризис самосознания.
Проведенный онтологический анализ целостности бытия человека с позиции диалектики сущего и должного позволяет сделать следующий вывод.
Целостность человеческого существования носит принципиально относительный характер, который определяется конкретно-историческими условиями.
Однако поиски должного как абсолютной ценности становятся особенно актуальными в современную эпоху кризиса самоидентификации человека.
Список научной литературыТопоркова, Ксения Андреевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Список литературы
2. Августин А. Исповедь // А. Августин. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. -М.: Республика, 1992.
3. Аверроэс Ибн Рушд.// Аверроэс [Ибн Рушд] Опровержение опровержения. Киев : УЦИММ-Пресс; СПб.: Алетейя, 1999.
4. Аврелий Августин // Августин Аврелий Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
5. Ал-Газали, Абу-Хамид // Ал-Газали Избавляющий от заблуждения // Аввероэс Ибн Рушд. Опровержение опровержения. Киев : УЦИММ-Пресс, 1999.
6. А. Великий // Великий А. Книга о природе и происхождении души // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М. : Политиздат, 1991 -463 с.
7. Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: ООО "Издательство ACT", 2001 - 960 с.
8. Аристотель // Метафизика Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.1. - М. : Мысль, 1976-550 с.
9. Аристотель // Аристотель Соч. В 4 т. Т. 1 М.: Республика, 1975.
10. Аристотель//Аристотель Физика М.: Мысль, 1936.
11. Ю.Аристотель // Аристотель Этика (к Никомаху): Пер. Э.Л. Радлова //
12. Антология мировой философской мысли. М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004. - Электронное издание.
13. П.Баткин JI.M. // Л.М. Баткин Л.М.Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: "Наука", 1989.
14. Безант А. // А. Безант Совершенный человек Путь к посвящению. Совершенный человек. М.: Амрита-Русь,2004.
15. Белый А. // А. Белый Кризис культуры Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - (Сер. «Мыслители XX века»).
16. Н.Бергсон А. // А. Бергсон Творческая эволюция. М. : ТЕРРА -Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001.
17. Бергсон А. // А. Бергсон Творческая эволюция. М.: Мысль, 1914.
18. Бергсон А // А. Бергсон Творческая эволюция. М. : Терра-книжный клуб; Канон-пресс-Ц., 2001.
19. Бердяев Н.А. // Н.А. Бердяев О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). М.: "Париж", 1939.
20. Бердяев Н.А // Н.А. Бердяев Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства.Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994.
21. Бердяев Н.А. // Н.А. Бердяев Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2.
22. Бибихин В.В. //В.В. Бибихин Узнай себя. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.21 .Бодрийяр Ж. // Ж. Бодрийяр К критике политической экономии знака. -М.: Библион Русская книга. 2003.
23. Болотов В.В.// В.В. Болотов Учение Оригена о Святой Троице. СПб.: Тип-я Ф.П. Елеонского и К, 1879 - 452 с.
24. Бриллиантов А.И.// А.И. Бриллиантов влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб. : Тов-во «Печатня С.П. Яковлева», 1898 - 514 с.
25. Бриллиантов А.И. // А.И. Бриллиантов Записки по общей Церковной Истории. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.
26. Бруно Д. // Д. Бруно О причине, начале и едином Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. Мн. : Харвест. 1999.
27. Бубер М. // М. Бубер Проблема человека. К XIX Всемирному философскому прогрессу. М.: Республика, 1992.
28. Бубер М. // М. Бубер Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.
29. Буева Л.П. // Л.П. Буева Человек: деятельность и общение. М. : Мысль, 1978.
30. Булгаков С.Н. // С.Н. Булгаков Апокалиптика и социализм. (Регилиозно-философские параллели) Два града. Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х томах. Т. 2. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997.
31. Булгаков С.Н. // С.Н. Булгаков О первохристианстве. (О том, что было в нем и чего не было. Опыт характеристики)Два града. Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х томах. Т. 1. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997.
32. Булгаков С.Н. // С.Н.' Булгаков Религия человеколюбия у русской интеллигенции Два града. Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х томах. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.
33. Бурханов Р.А. // Р.А. Бурханов Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург-Нижневартовск: Изд-во Уральского ун-та; Изд-во Нижневартовского пед-го ин-та, 1999 - 218 с.
34. Бэкон Ф. // Ф. Бэкон Соч. В 2 т. Т. 2. -М.: Республика, 1978.
35. Вернадский В.И. // В.И. Вернадский Автотрофность человека // Русский космизм: Антология философской мысли. М. : Педагогика-Пресс, 1993.
36. Волков В.Н. // В.Н. Волков Философия двойственной реальности. -Иваново : Ивановский государственный энергетический ун-т, 1996. -136 с.
37. Гарднер К. // К. Гарднер Между Востоком и Западом. М. : Политиздат, 1993.
38. Гегель Г.В.Ф. // Гегель Г.В.Ф. Философия истории Лекции по философии. С-Пб.: Наука, 1993.
39. Гераклит // Гераклит Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
40. Гоббс Т. // Т. Гоббс Избр. произв. В 2 т. Т. 2. М.: Республика, 1964.
41. Гоббс Т. // Т. Гоббс Избр. соч. М.: Мысль, 1926.
42. Гоббс Т. // Т. Гоббс Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного гражданского Сочинения в 2 тт. Т.2. - М. : Мысль, 1991.
43. Гуревич П.С.// П.С. Гуревич Проблема целостности человека // Личность, культура, общество. М.: Мысль, 2001.
44. Гуревич П.С. // П.С. Гуревич Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 463 с.
45. Данилевский Н.Я. // Н.Я. Данилевский Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. С-Пб.: «Глаголь», 1995 - 432с.
46. Даодэцзин // Даодэцзин Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991.
47. Де Ларошфуко Франсуа. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Де Лабрюйер Жан. Характеры. М.: Республика, 1974.
48. Декарт P. // Р. Декарт Рассуждения о методе. М. : Новая Москва, 1995- 113 с.
49. Демокрит // Демокрит Учение об органической природе и человеке. // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М. : Политиздат, 1991 -463 с.
50. Дидро Д. // Д. Дидро Соч. В 2 т. Т. 1. -М.: Республика, 1986.51 .Древнекитайская философия. В 2-х т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1972.
51. Егорова И.В. // И.В. Егорова Философская антропология Эриха Фромма: Автор, дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. М.,2004. -35 с.
52. Ибн Сина Авиценна. // [Авиценна] Ибн Сина Книга о душе // Избранные философские произведения. -М.: Наука, 1980.
53. Иванова Н.Я. // Н.Я. Иванова Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев : Наукова думка, 1980. - 186 с.
54. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М.: Мысль, 1987.
55. История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. - 552с.
56. Камю А. // А. Камю Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. / Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1980,
57. Кант И. // И. Кант Критика чистого разума. М., Мысль, 1994. - 591 1.с.
58. Кант И. // И. Кант Критика чистого разума Сочинения. В. 8-ми т. Т.З. -М.: "ЧОРО", 1994.
59. Кант И. // И. Кант Критика способности рассуждения,- М. : Политиздат, 1966.
60. Ламетри // Ламетри Избр. соч., М.: Политиздат, 1925.
61. Лейбниц Г.В.//Г.В. Лейбниц Соч. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1984.
62. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Г.В. Лейбниц Сочинения в четырех томах. Т.4 - М. : Мысль, 1989.-540 с.
63. Лейбниц Г.В. // Г.В. Лейбниц Сочинения в четырех томах. Т.4. -Москва: "Мысль"- 1989,
64. Леонтьев К.В. // К.В. Леонтьев Средний Европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Леонтьев К.В. Избранное. М. : Рарогъ, Московский рабочий, 1993.
65. Ле-Цзы // Ле-Цзы Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991 -463 с.
66. Лимонов И.Б. // И.Б. Лимонов Проблема субъективности истины: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук (09.00.01). -Иваново, 2004.-30 с.
67. Лобанов С.Д. // Д.С. Лобанов Бытие и реальность М. : Наука, 1999 -156 с.
68. Локк Дж. // Дж. Локк Опыты. -М.: Республика, 2001.
69. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. // А.Ф. Лосев Платон, Аристотель. М.: Мол. Гвардия, 1993. - 383 1. с.71 .Лосев А.Ф. // А.Ф. Лосев Античный космос и современная наука Бытие имя - космос. - М.: Наука, 1993.
70. Лосев А.Ф. // А.Ф. Лосев Диалектика мифа Из ранних произведений. -М.: Мысль, 2001.
71. Лосиевский И.Я.// И.Я. Лосиевский комментарии и примечания к «Эфиопскому тексту» «Книги Еноха». \\ Книги Еноха. Тайны Земли и Неба. М.: Изд-во «Эксмо», 2003. - (Сер. «Антология мудрости»).
72. Лосский Н.О. // Н.О. Лосский Догматические богословие Мистическое богословие. Киев : "Путь к истине", 1994.
73. Лосский Н.О. // Н.О. Лосский Очерк мистического богословия Восточной церкви Мистическое богословие. Киев : «Путь к истине», 1994.
74. Лосский Н.О. // Н.О. Лосский Обоснование интуитивизма Избранное. -М.: "Правда", 1991. —
75. Лосский Н.О. // Н.О. Лосский Ценность и бытие. Бог и царство божие как основа ценностей Бог и мировое зло. М. : Республика, 1994. (Б-ка этической мысли).
76. Маковельский А. // А. Маковельский Досократики. Мн. : Харвест,1999 - 784 с.
77. Маркс К. и Энгельс Ф. // К.Маркс Сочинения. Изд. 2., Т. 20. М. : Политиздат, 1984.
78. Махаров Е.М. // Е.М. Махаров Проблема человека в истории философской мысли. М.: Знание, 1986. - 64 с.
79. Мезенцева А.П. // А.П. Мезенцева Что значит быть человеком для природы? // Человек. Общество. Этика. М. : Академия общественных наук, 1990.
80. Меньчиков Г.П. // Г.П. Меньчиков Духовная реальность человека (анализ философко-онтологических основ). КАЗАНЬ: Грандан, 1999.
81. Мерло-Понти М. // М. Мерло-Понти Феноменология восприятия. -СПб.: Ювента-Наука, 1999.
82. Монтень М. // М. Монтень Опыты СПб.: Кристалл Респекс, 1998.
83. Моторина Л.Е. // Л.Е. Моторина Философская антропология. М. : Политиздат, 2003 - 256 с.
84. Мэн-цзы // Мэн-цзы Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М : Политиздат, 1991 -463 с.
85. Наврат У. // У. Наврат Место философии в системе научного знания о человеке Человек. Общество. Этика. М. : Академия общественных наук, 1990.
86. Немезий Немесский "О природе человека" / Немесский Немезий М. : Республика, 1998.
87. Кузанский Н. // Н. Кузанский Об ученом незнании. О предположениях. Сретенск, 2000.
88. Ницше Ф. // Ф. Ницше К генеалогии морали. Полимическое сочинение. Сочинения в 2 т. Т.2. - М.: Мысль, 1990.
89. Ницше Ф. // Ф. Ницше Полное собрание сочинений. Т.2. М. : Знание, 1990.
90. Ницше Ф. // Ф. Ницше Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990,
91. Ницше Ф. // Ф. Ницше Утренняя заря. Свердловск, 1991.
92. Ницше Ф.// Ф. Ницше Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ф. Ницше Сочинения в 2 т. Т. 1. - М. : Мысль, 1990.
93. Ницше Ф.// Ф. Ницше Воля к власти. Казань : ИЧП "Жанна", 1994.
94. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.98.0динаев Я.К. // Я.К. Одинаев Ибн Араби. Жизнь и учение. Душанбе : Ирфон, 1989.
95. Паскаль Б. // Б. Паскаль Мысли. М.: Мысль, 1989.
96. Пико делла Мирандола // Пико дела Мирандола Речь о достоинстве человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
97. Платон // Платон Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 - 463 с.
98. Платон // Платон Соч. В. 3 т. Т. 2. М.: Знание , 1970.
99. Платон // Платон. Федон Соч. в 3 т. Т.2. М. : Мысль, 1970. -687с.
100. Плеснер X. // X. Плеснер Ступени органического и человек. // Проблема человека в западной философии. М.: Республика, 1988.
101. Руссо Ж.Ж.// Ж.Ж. Руссо Об общественном договоре или принципы политического права. -М.: Соцэкгиз, 1938.
102. Сартр Ж.-П. // Ж.-П. Сартр "Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии". М. : Терра-Книжный клуб; Республика, 2002.
103. Сартр Ж.-П.// Ж.-П. Сартр Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб.: Наука, 2001.
104. СартрЖ.-П. // Ж.-П. Сартр Экзистентиализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989.
105. Седов И.Н.// И.Н. Седов Человеческое измерение универсальной эволюции: Автор, дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.01). М.: Мысль, 2004. - 24 с.
106. Современный протестантизм. М.: Политиздат, 1973.
107. Соколов В.В. Спиноза // Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1983.
108. Соловьев В. С. // B.C. Соловьев Чтения о богочеловечестве // Статьи; Стихотворения и поэма; Из "Трех разговоров.": Краткая повесть об Антихристе. СПб.: Худож. Лит., 1994.
109. Соловьев B.C.// B.C. Соловьев Собр. соч. В 10 т. Т. 3. СПб. : Мысль, 1995.
110. Соловьев B.C. // B.C. Соловьев Сочинения: в 2 т. Т. 1. М. : Республика, 1988.
111. Степанова В.Е.//. В.Е. Степанова Философско-методологические основания саморазвития личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук (09.00.01). Якутск, 2004. - 25с.
112. Сюнь-цзы / Сень-цзы Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991 -463 с.
113. Тейяр де Шарден П. // П. Тейяр де Шарден Феномен человека. -М.: Наука, 1987-239 с.
114. Тельнова Н.А. // Н.А. Тельнова Целостность человека: онтологический подход: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. филос. наук (09.00.01). Саратов, 2002.
115. Уманская Т.А. // Т.А. Уманская Телесность как философская проблема: к постановке вопроса в западной патристике // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М.: Мысль, 1988.
116. Фейербах Л. // Л. Фейербах Избр. филос. соч. В 2 т. М. : Мысль, 1955.
117. Фейербах Л. // Л. Фейербах Основы философии будущего. М. : Мысль, 1937.
118. Феномен человека: Антология / Сост., вступ. Ст. П.С. Гуревича. -М.: Высшая школа, 1993.
119. Фихте И.Г. О достоинстве человека // Фихте И.Г. Сочинения в 2 томах. Т. 1. - СПб.: Мифрил, 1993 - 356 с.
120. Фома Аквинский // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
121. Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М.: Ренессанс, 1986.
122. Фромм Э. // Э. Фромм Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993.
123. Фромм Э.// Э. Фромм Сущность человека, его способность к добру и злу. Это человек: Антология. / Сост., вступ. Ст. П.С. Гуревич. -М.: Высшая школа, 1995.
124. Фромм Э., Хирау Р.// Э. Фромм Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. - 495 с.
125. Фромм Э.// Э. Фромм Сущность человека, его способность к добру и злу. Это человек: Антология. / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. -М.: Высш. шк., 1995. С.42.
126. Хуайнань-цзы // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
127. Шелер М. // М. Шелер Ибранные произведения. М. : Издательство "Гнозис", 1994. - 490 с.
128. Шелер М. Положение человека в космосе. // М. Шелер Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс,1988.
129. Шелер М. // М. Шелер Положение человека в космосе. //Избранные произведения. М.: Мысль 1994.
130. Шеллинг Ф.В.Й. // Ф.В.Й. Шеллинг Соч. В 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1989.
131. Шопенгауэр А. // А. Шопенгауэр Афоризмы житейской мудрости. М.: Политиздат, 1989.
132. Шпенглер О. // О Шпенглер Закат Европы. М. : Политиздат, 1998-465с.
133. Эстетика Ренессанса: Антология. В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс 1981.
134. Юм Д. Соч. В 2 т. Т.2. М.: Республика, 1965.
135. Юм Д.//Д. Юм Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. М.: Знание, 1995.
136. Список иностранной литературы140. "Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung", Munch., 1962, S. 49.141. "Philosophic", Bd 2, B, 1948, S.4.142. "Vernuft und Existenz", Groningen, 1935, S. 35.
137. Derrida, J. and Steigler B. Echographies of Television / J. Derrida, B. Steiger Cambridge, MA : Polity Press, 2002. - 540 p.
138. Jacobi F.H. Neue Gesamtausgabe der Werke, des Nachlasses und des Briefwechsels (in 14 Banden) / F. H. Jacobi Darmstadt: Lindt, 1968. - 432 S.
139. Phenomenology of life in a dialogue between Chinese and Occidental philosophy. Dordrecht, Reidel, 1984. P. 31.
140. Russell B. The Philosophy of Logical Analysis / B. Russell Cambridge, 1990.-588 p.
141. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik/ Bern, 1954.
142. Hessen J. Der Sinn des Lebens. Munster. - 1955.