автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Ценности культуры в искусстве западноевропейского декаданса
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Панов, Никита Александрович
Введение.
Глава 1. Проблемы реализации ценностей в искусстве, в культуре переходных периодов
1. Философские и культурологические представления о ценностях и их практической реализации.
2. Искусство как особый способ порождения и осуществления ценностей.
3. Аксиологические особенности переходных периодов культуры.
Глава 2. Своеобразие воплощения ценностей в искусстве западноевропейского декаданса
1. Европейский декаданс как следствие и выражение "кризиса ценностей".
2. Символизм - основа и ярчайшее проявление специфики декадентского искусства.
3. Особенности смыслов и форм реализации ценностей в символистски ориентированной поэзии европейского декаданса.
Глава III. Осуществление ценностей в европейском декадентском романе и музыкальном символизме: теория и практика
1. Ценностное содержание декадентских романов.
2. Проблемы адекватности воплощения ценностей в музыкальном символизме.
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Панов, Никита Александрович
Ценности являются важнейшим элементом культуры, сопровождая человечество на всем протяжении его истории. Актуальность обращения к проблеме ценностей и их реализации в действительной жизни связана с необходимостью выявления особенностей существования культуры как единого и целостного организма. Исследование специфики осуществления ценностей в разнообразных сферах человеческой деятельности, выявление особенностей функционирования ценностного сознания позволяют создать теоретическую и практическую, основу для плодотворного изучения различных периодов развития культуры.
Подходы к изучению культуры разнообразны, однако одним из наиболее перспективных современных направлений является аксиологическое, разработка которого требует дополнительных исследований. Обращение к проблеме ценностей неизбежно сталкивается с необходимостью преодоления двух противоположных позиции: субъективистской, утверждающей относительность и субъективность ценностей, и объективистской, объявляющей ценности абсолютными и идеальными сущностями. Аксиология продолжает развиваться, причем главным направлением ее развития является преодоление ограниченности как объективизма, так и субъективизма в трактовке ценностей.
Аксиологический подход позволяет обнаружить глубокую взаимосвязь культуры и ценностей, что имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, речь идет о ключевой проблеме, связанной с бытием и изучением культуры. Во-вторых, следует отметить, что существование культуры зависит исключительно от ценностей, в ней преобладающих. Аксиологический подход становится особенно актуальным при изучении так называемых переходных периодов развития культуры, характеризующихся повышенной изменчивостью большинства явлений, высокой степенью неопределенности и фрагментарности, изменением господствующего мировоззрения. Он позволяет обнаружить, что причиной и основой подобных периодов прежде всего является особое состояние ценностного кризиса, при котором старые ценности отвергаются самой жизнью культуры, а новые еще не успевают сложиться и приобрести общезначимого статуса. Опасность для культуры возникает тогда, когда переоценка ценностей приводит к распаду общественного организма, и высшие духовные ценности подменяются в общественной жизни экономическими, политическими, морально-правовыми нормами и императивами, псевдоценностями, их имитациями.
Бытие ценностей многообразно. Прежде всего ценности требуют своего осуществления через различные виды человеческой деятельности. Однако один вид человеческой деятельности существует именно и прежде всего как способ порождения, осуществления и сохранения ценностей культуры. Это - искусство, в котором ценности реализуются в образно-символическом виде. Причем следует отметить, что искусство не является формальным механизмом хранения и передачи ценностей последующим поколениям; в искусстве ценности существуют в "живом" символическом виде. В художественной деятельности ценности реализуются в процессе творчества, неотъемлемым элементом которого является воображение как способность сознания синтезировать модели целостного и тотального человеческого бытия. В этом смысле искусство предстает как особый способ осмысления мира, в котором явления природной и социальной действительности связываются с ценностями.
Особенность искусства состоит еще и в том, что оно чутко реагирует на едва наметившиеся тенденции в развитии культуры, так как связано исключительно с ментально-духовным уровнем. Поэтому изучение аксиологических особенностей развития культуры на примере исследования специфики осуществления ценностей культуры в искусстве представляется весьма продуктивным и целесообразным.
Европейский декаданс конца XIX - начала XX вв. есть не что иное, как явление переходного периода развития культуры. Характерно то, что в самом термине "декаданс" заложена негативная оценка культуры этого периода (от decadentia - "упадок"). Аксиологический подход здесь становится особенно актуальным, ибо, по-видимому, причиной и основой декаданса является именно "кризис ценностей". Декаданс не синоним искусства, но тесно связан с ним. В исследовании предполагается разграничить декаданс как особый тип мироощущения и искусство декаданса, как те художественные направления, в которых оно проявилось. Понятие декаданс в искусстве вполне правомерно, однако следует отметить, что наиболее ярко черты декаданса проявились в символизме.
Обращение к проблеме декаданса становится особенно актуальным, если учесть, что декаданс является неотъемлемой частью формирования современной культуры. Есть несомненное сродство между декадансом и постмодернизмом, особым типом мышления, характерным для конца XX века. Декаданс (как и постмодернизм) явился одним из выражений смены культурных эпох, когда происходит слом одной парадигмы и возникновение другой. Среди признаков декаданса (и постмодернизма) следует отметить: переосмысление форм предшествующей культуры (через призму ценностей), примат художественно-метафорического мышления. Таким образом, обращение к проблеме декаданса позволяет прояснить особенности развития культуры на рубеже XX - XXI веков.
Изучение специфики осуществления ценностей в искусстве западнревропейского декаданса на рубеже XIX - XX столетий, и, в связи с этим, - аксиологических особенностей переходных периодов развития культуры (в том числе и применительно к современности) - представляют собой проблематику данного диссертационного исследования.
Эта проблематика, конечно, . привлекала к себе внимание исследователей. Прежде всего необходимо отметить, что ценность относится к давно изучаемым объектам гуманитарного знания, чтд объясняется универсальной природой самой ценности. Характеристику состояния проблемы ценностей целесообразно начать с первых аксиологических исследований (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Развитие аксиологии было столь интенсивным, что в XX веке каждое философское направление так или иначе обращалось к проблеме ценностей. Нельзя не отметить аксиологических концепций русских философов (Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского, С.Л.Франка) и современных аксиологов (В.П.Тугаринова, О.Г.Дробницкого, М.С.Кагана, В.П.Сагатовского, Г.П.Выжлецова, В.П.Большакова). Особое внимание следует обратить на те исследования, которые посвящены аксиологическим основаниям искусства. Здесь следует выделить русскую религиозную философию второй половины XIX ~ начала XX вв. (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев) и современные исследования (А.В.Гулыга, Л.А.Закс, Н.Н.Гиршман, В.П.Бранский, К.Д.Диденко). Есть интересные исследования, посвященные вопросам эстетики (Н.Гартман, Я.Мукаржевский, МС.Каган, А.В.Гулыга) и современные западные работы по проблемам искусства (М.Хайдеггера, Ж.Маритена, Ж.Дерриды, Ж.Делеза, П.Козловски, У.Эко), в которых затронута ценностная проблематика.
Неразрывная связь ценностного ядра культуры с языком, естественно, приводила исследователей к символизму как феномену, присущему всем культурным явлениям. Для культурфилософии XX века становится особенно характерным сосредоточенность на символе. С другой стороны, язык все более привлекал к себе внимание исследователей культуры и ее ценностей, и методы, сложившиеся в науке о языке, входили в обиход других гуманитарных наук. В ход пошли методы структурного языкознания (Ф.Соссюр), социология языка (Э.Сепир), превращение сферы бессознательного в особого рода язык (Ж.Лакан), обнаружение символов-архетипов бессознательного (К.Юнг, неофрейдизм). Следует отметить и отечественные семиотические труды (Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского, Ю.С.Степанова).
Понятие "декаданса" вомногих концепциях часто связывается с кризисным состоянием культуры, с ее упадком, характеризующимся прежде всего переоцекой ценностей или с деградацией высших духовных ценностей. В диссертации использованы следующие исследования, посвященные кризису культуры: Г.Зиммеля, О.Шпенглера, А.Швейцера, П.Сорокина, Й.Хейзинги. Особо выделяются работы, посвященные непосредственно декадансу (Ф.Ницше, О.Шпенглер, М.Нордау, E.von Sudow, Н.А.Бердяев, Н.А.Луначарский, А.Б.Коган и др.).
Для решения поставленной в диссертации проблемы привлекаются исследования, посвященные искусству рубежа XIX - XX столетий: символизму (В.А.Крючкова, В.А.Петрова, В.И.Божович, А.И.Владимирова, Е.Евнина, R.Delevoy, J.Reed) и модерну (Д.В.Сарабьянов, Г.Фар-Беккер). Особо отмечаются работы структуралистов (Р.Барт, Ж.Женетт, Ю.Кристева, Ц.Тодоров, П.Рикер, М.Фуко) и представителей постмодернизма (Ж.Деррида, Ж.Делез). Используются теоретические работы представителей искусства этого периода как отечественных (А.Белый, В.Иванов, К.Бальмонт, А.Блок), так и зарубежных (Ш.Бодлер, С.Малларме, М.Метерлинк, Ш.Морис, П.Валери, О.Уайльд).
В диссертации рассматриваются современные исследования, посвященные как декадансу, так и постмодернизму (Г.К.Косиков, С.Н.Зенкин, И.П.Ильин, Н.Б.Маньковская, Н.Н.Суворов). Особое внимание уделено зарубежным исследованиям современной культуры (Ж.Бодрийар, У.Эко, Ж.-Фр.Лиотар, П.Козловски).
Несмотря на такое количество исследований, ориентированных на проблематику декаданса, с одной стороны, ценностей - с другой, все еще недостаточно изучены проблемы реализации ценностей в искусстве декаданса, в частности западноевропейского. До сих пор неоднозначно даже понимание существа ценностей и связи их с культурой, понимание ценностей именно культуры. Не вполне ясны связи западноевропейского декаданса с этими ценностями в планах их воплощения и выражения. Каковы аксиологические особенности переходных периодов в развитии культуры, которые порождают феномены декаданса, модернизма, постмодернизма - все еще не совсем ясно. При изучении феномена западноевропейского декаданса аксиологический подход последовательно не применялся.
В то же время, поскольку декаданс представляется кризисным явлением, а искусство декаданса - выражением ценностного кризиса, оценки смысла и значения декадентской художественной культуры до сих пор явно смещены. Выражаемое искусством (кризис ценностей) стало основным для того, чтобы считать упадочническим, кризисным, несовершенным и само это искусство. Следы такого отношения к искусству декадентов, особенно западноевропейских, остались в отечественном искусствознании до сих пор, и отчасти потому, что не очень ясно - действительно ли и каким образом в этом искусстве происходило (и в восприятии происходит) осуществление ценностей культуры, каково реальное ценностное содержание декадентского искусства и отдельных его произведений. Если это прояснится, то становятся более отчетливыми особенности не только того переходного для культуры периода, в котором существовал декаданс, но и вообще переходных периодов развития культуры.
Целью данной диссертационной работы и стало исследование специфики осуществления ценностей культуры в искусстве западноевропейского декаданса и связанная с этим попытка прояснения аксиологических особенностей переходных периодов развития культуры.
В соответствии с такой целью задачами исследования стали:
- прояснить современное понимание ценностей культуры, особенностей их реализации в различных сферах бытия, в искусстве;
- уточнить понимание смысла, места и значения декаданса в культуре;
- выявить специфику осуществления ценностей в искусстве западноевропейского декаданса;
- раскрыть своеобразие переходных периодов культуры, связанное с порождением декаданса, рассмотрев общие черты декадентского мироощущения;
- развить теоретическую основу преодоления тенденций к негативным оценкам декадентских и модернистских произведений искусства в качестве ущербных, несовершенных;
- раскрыть и продемонстрировать условия, способы, приемы и принципы реализации ценностей в декадентском искусстве.
Решение поставленных задач предполагает не столько поиск окончательных ответов на поставленные вопросы, сколько постепенное приближение к предмету ценности и последовательное прояснение специфики способов ее реализации в искусстве и, в частности, в искусстве западноевропейского декаданса. Следует отметить, что структурно-функциональный анализ в исследовании культуры проблематичен, так как при изучении отдельных элементов культуры может исчезнуть целостность культуры, и предметом изучения станет не жизнь культуры, но лишь ее отдельные элементы и их функции. Поэтому в данном исследовании прежде всего используется аксиологический подход, позволяющий изучать культуру как бы изнутри, не нарушая ее целостности и единства ее уровней и сфер.
Ценности реализуются в искусстве в образно-символическом виде, поэтому представляется возможным использовать семиологический метод, рассматривающий искусство и культуру в целом как совокупность знаковых систем. В исследовании будут использованы и междисциплинарные методы. Для решения поставленных задач привлекается разнообразный материал из области культурологии, искусствоведения и литературоведения.
Объектом данного исследования являются особенности воплощения ценностей культуры в искусстве декаданса.
Предметом данного исследования является искусство западноевропейского декаданса в его ценностном своеобразии. Логика исследования может быть разной, однако наиболее целесообразно начать рассмотрение проблемы реализации ценностей в искусстве, в культуре переходных периодов с анализа философских и культурологических представлений о ценностях. Современные понимания и культуры, и ценностей культуры, и их реализации в жизни и искусстве весьма вариативны, а от понимания того, другого и третьего зависят весь дальнейший ход и содержание исследования. Это может позволить анализировать искусство как особый способ порождения и осуществления ценностей и обнаруживать общие особенности переходных периодов культуры, что создает основу для анализа своеобразия воплощения ценностей в искусстве западноевропейского декаданса.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ценности культуры в искусстве западноевропейского декаданса"
Заключение
Конец XIX - начало XX веков - время изменений в культуре, когда происходит смена одной культурной парадигмы и возникновение другой. Для характеристики особенностей европейской культуры и искусства этого периода нередко используется термин "декаданс" (от лат. decadentia -упадок). Достаточно распространено представление о том, что на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков европейскую культуру охватил глубокий кризис, поразив все сферы ее жизни.
Аксиологический подход к проблеме декаданса позволяет обнаружить, что причину и основу декадентства как особого типа мироощущения составляет "кризис ценностей", то есть такое состояние культуры, при котором прежние ценности отвергаются, а новые еще не успевают сложиться и приобрести общезначимый статус. Декадентство предполагает переживание мира при изменении прежней системы ценностных координат. Подобая ценностная ситуация приводит к противоречию между идеалом и действительностью. Важнейшим элементом декадентского мироощущения становилось эмоциональное переживание несоответствия жизни идеалу, что воспринималось как неадекватность действительности самой себе, ее неподлинность. Таким образом, декадентство выражало как бы распад единого человеческого бытия на культурный и цивилизационный потоки.
Неприятие повседневного мира приводит к тому, что общезначимые ценности отвергаются ради трансцендентного идеала. Результатом этого становится нарушение целостности, деформация ценностной системы. Абсолютные мерила и ценности, господствующие в культуре Нового времени (разум, гуманность, свобода народов, просвещение), уже не принимаются в качестве основополагающих принципов. Именно поэтому декадентство основывается на чувстве глубочайшей исчерпанности предшествующей эпохи. Оно выражало кризис веры в единый мировой порядок, в гармонию мироздания, в возможность ясного и разумного устройства человеческой жизни.
Идеалом в декадентстве объявляется Красота,' понимаемая как совершенство и целостность человеческого бытия. Красота является предметом всякого эстетического переживания, но только для переживания, усиленного мистицизмом, для эстетически-мистического переживания красота есть идеал, истинное бытие и абсолютная действительность. Таким образом, в исследовании выделяются следующие черты декаданса: пессимизм, мистицизм и эстетизм, так как эмоциональное неприятие реальности из-за ее несоответствия идеалу есть эстетическая позиция ценностного сознания.
Единственным способом реализовать идеал объявляется искусство. Особо отмечается, что художественное творчество выступает в декадансе как возможность выпадения из повседневности, как попытка ее преодоления. Искусство декаданса представляет собой не что иное, как интеллектуально-философский дискурс мира, интерпретацию любого явления природной или культурной действительности как символа трансцендентного, истинного бытия. Свойство декаданса - особая символистичность, поэтому для искусства декаданса характерна особая сосредоточенность на символе, ибо идеал может быть реализован только посредством символа. Здесь особое внимание обращается на то, что понятие идеала в декадансе связано с потенциальной бесконечностью. Именно поэтому эмоциональное отношение к таинственности символа неизбежно приобретает "сверхъестественные черты", то есть становится мистичным.
Наиболее ярко декадентское мироощущение проявилось в искусстве как способе приблизиться к абсолютной реальности и обрести свободу, причем, - в искусстве новом, необычном и символическиориентированном, предполагающим особые способы и формы осуществления ценностей {символизм). В исследовании особо подчеркивается, что декаданс - не столько литературное или художественное явление, сколько факт социальной психологии, а точнее, определенное состояние сознания, типичное для творческой элиты второй половины XIX века. Символизм развивался и существовал в среде этих воззрений, впитывал их в себя и отражал в художественных образах. Таким образом, декаданс есть не что иное, как духовная среда, проявившаяся в символизме как в художественном направлении, обладающем эстетической программой и методом построения образов.
Автор утверждает, что деформация ценностной системы представляет собой прежде всего переосмысление ценностей, а также изменение способов и форм их реализации. В исследовании выделяется общая структура декадентского ценностного сознания, состоящая из двух основных элементов: идеал и символ, в котором он реализуется. Однако отмечено, что декадентство не создает единой ценностной системы, хотя общим свойством всех его проявлений является вера в идеал, в царство Красоты. Анализ различных видов декадентского искусства (поэзия, проза, музыка и, отчасти, живопись) позволяет выделить следующие пары ценностей, преобладающие в декадентском мироощущении: любовь -смерть, вера - надежда, свобода - одиночество. Декадентство приписывает ценность прежде всего творческим силам человеческого духа, а также силам, открывающим истинную сущность и трагизм человеческого существования, центральными из которых являются любовь и смерть. Реализация этих ценностей предполагает прежде всего мистическое переживание. Идеал мистического человека предполагает, что высшей формой проявления связи человека с трансцендентной реальностью, его божественной сущностью является испытываемое им чувство любви (соотнесение с бесконечностью). Мистичность любви приводит к мистичности смерти: смерть становится не концом жизни, а переходом в более содержательную и полную жизнь. Смерть приобретает здесь особую ценность, как экзистенциальный опыт, разрушающий привычные представления о мироздании и приближающий к трансцендентному идеалу.
Вера и надежда, ценности неразрывно связанные друг с другом и с трансцендентным идеалом ("ожидание благодати"). Надежда в искусстве символизма приобретает характер оптимистического ожидания, ее связь с верой предполагает успокоение человека, вынужденного существовать в повседневном мире.
Неприятие повседневной реальность неизбежно должно было выразиться в такой ценности как свобода, понимаемой прежде всего как независимость от общества и его ценностей. Однако тот, кто дерзнул освободиться.обречен на одиночество.
Деформация ценностной системы приводит к тому, что Красота потенциально таящаяся в каждой вещи, вовсе не является одним из ликов Истины, Добра и Любви. Красота может быть бесстрастным совершенством любого предмета независимо от его этического содержания. Для символистов Зло может быть привлекательным, они показывают красоту Зла, демонстрируя тем самым особое, декадентское отношение к миру (ценность лежит по ту сторону Добра и Зла).
Особо отмечается, что реализация ценностей в искусстве предполагает построение системы художественных символов. Специфика художественного творчества здесь определяется двумя важнейшими элементами: воображением, позволяющим художнику выйти из повиновения всем объективным законам бытия, и суггестией (внушением). В данном исследовании предлагается следующий механизм реализации ценностей в искусстве европейского декаданса (символизма): идеал -суггестия - эмоциональное переживание -- образ в воображении художника - эстетическое оформление - художественный символ -суггестия - эмоциональное переживание (восприятие зрителя). Суггестия - гарант того, что воплощение идеала никогда не будет законченным. Она всегда оставляет возможность для новой интерпретации символа, в котором реализуется идеал. Таким образом, реализация ценностей в искусстве представляла, с точки зрения символистов, процесс возникновения художественного символа с его многозначностью. Художественная ценность символа поэтому состоит в том, что он его потенции осуществляются в восприятии по-разному, создавая бесконечную перспективу развертывания образно-смысловых рядов.
Автор обращает особое внимание на то, что специфика реализации ценностей существенно влияет на изменение художественного языка. В литературе происходит изменение логических и синтаксических структур, слова перестают выполнять функцию передачи смысла. Слово становится носителем совершенно иной функции - функции непосредственного внушения, прямого воздействия на чувства, функцию суггестивности. Существенно изменяется музыкальный язык (использование полутонов, открытие 12 - тоновой гаммы).
Следует особо отметить, что каждая из рассматриваемых ценностей имеет скрытую эстетическую составляющую, которая определяет особое понимание этих ценностей и их отношение к эстетическому идеалу. Ценностная позиция декаданса состоит, следовательно, во всеобъемлющем эстетизме, который распространяется не только на искусство, но и на жизнь. Одним из главных мифов декаданса (как и модерна) становится идея о слиянии жизни и искусства, а точнее идея превращения искусства в жизнь и жизнь в искусство. Картина мира здесь неотделима от "основного мифа" - искусство как высшая реальность. Появившаяся в конце XIX века концепция "искусства для искусства" порывала с традицией "воспитательной роли" искусства. При этом подчеркивалось, что с . , .
W с Ч'-j Ч oi/.ii.r О. О *'->-''-• t V автономно-эстетическое отношение к художественным ценностям наиболее адекватно природе искусства.
Автор утверждает, что возникновение подобных идей связано прежде всего с появлением новых представлений о культуре. У декадентских авторов легко найти высказывания об антинатуральном, внеприродном статусе культуры (дендизм у Бодлера, антиприродный быт у Гюисманса). Здесь проявляется желание отречься от неосмысленной природности ради не-природного, культурного, искусственного мира. Таким образом, важнейшим элементом декадентства становится искусственность, которая отныне определяет все устремления декаданса. Декадентство ориентировано прежде всего на культурную творческую элиту, отделяя себя от повседневности. Таким образом, декадентство основывается на двух основных элементах: не-естественностъ и негуманность.
Отличительная характеристика культуры - ее знаковый характер. Неразрывная связь ценностного ядра культуры с областью языка подводит к символу, который охватывает все культурные феномены и элементы. Символисты начинают рассматривать мир как текст, требующий расшифровки, причем автор и читатель в равной степени участвуют в этом процессе интерпретации. У них возникало ощущение, что язык как бы говорит через них, помимо их воли, то есть символисты исходили из посылки, что человеком в мире управляют неосознанные структуры, зашифрованные в языке. Если каждый предмет в природе, каждый факт духовной жизни является символом трансцендентного идеала, то мир становится гипертекстом. Все тексты сливаются в одну единую книгу (идея Малларме о единой "Книге"). По существу, символистские тексты представляют собой коллажи, в каждом тексте выявляются напластования других текстов, затрудняющих процесс интерпретации. "Таким путем символисты приходят к новому пониманию именования когда целое стихотворение, поэма, упоминая отдельные имена вещей и явлений, становится всей длиной своего текста как бы одним новым именованием -именованием сущности"307. Многозначность символа, в свою очередь, отражает возникновение представлений о множественности и относительности культуры.
В исследовании особо подчеркивается, что декадентство здесь выступает как способ эстетического (пере)формирования мира, утверждая тем самым возможность культурного релятивизма, в том числе и аксиологического. Классическое искусство могло функционировать лишь при условии единообразного представления о мире. Множественность заменила собой единство классического стиля, ориентированного на однозначность. Декадентские произведения несут на себе отпечаток авторской релятивистской эстетической концепции мира и искусства, отпечаток настроений, впечатлений и чувствительности. Таким образом, декаданс становится одним из аспектов формирования культуры как поля множественных возможностей творческой деятельности. Таким образом, выделяются следующие принципы декаданса как переходного периода развития культуры:
1. "Кризис ценностей", который характеризуется деформацией предыдущей ценностной системы, изменением способов и форм реализации ценностей. Переоценка ценностей, составляющая сущностную основу "кризиса ценностей", предполагает как отказ от ценностей предыдущей культуры, так и различные формы их переосмысления.
2. Раскол единого человеческого бытия на повседневность и трансцендентный идеал, в результате чего реальность ощущается
307 Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. С. 77. как неадекватная самой себе (распад бытия на культурный и цивилизационный потоки).
3. Преобладание художественно-поэтического мышления как способа выпадения из повседневности, ее преодоления и приобщения к трансцендентному идеалу (искусство как высшая реальность).
4. Ощущение исчерпанности предыдущей культуры и ее ценностей. Стремление найти новые возможности для культуротворческой деятельности.
5. Пессимизм и ощущение трагизма человеческого существования.
Итак, декаданс олицетворяет собой переход от классики к модерну.
Декадентство характеризуется отказом от классических ценностей и поиском новых возможностей для культуротворчества. Культура модерна вырастает на идеях декаданса и выстраивает на их основе свою ценностную систему. Однако эта ценностная система в современной культуре испытывает глубочайший кризис. Постмодернистская ситуация, характерная для современной культуры, базируется прежде всего на отторжении модернистских ценностей, что позволяет говорить о постмодернизме как о кризисе культуры. Поэтому обращение к изучению декаданса как переходного или кризисного периода неотъемлемо связано с исследованием проблем современной культуры.
Постмодернизм - "очередной" декаданс?
Уже несколько десятилетий ведутся бурные дисскуссии о постмодернизме - о сути этого феномена, о времени и месте его появления, о причинах его появления, о его отношении к модернизму. Понятия "постмодернизм", "постмодерн" многозначны и используются для обозначения своеобразного направления в современном искусстве, для характеристики определенных тенденций в мировосприятии, образе жизни, политики, религии, науке, а также для периодизации культуры и обозначения соответствующей концепции, которая вызвана необходимиостью корреляции появляющих новаций в культуре.
Многие исследователи отмечают, что для постмодернизма как периода культуры характерна болезненная ломка сознания, обостренное восприятие кризисности самого человеческого бытия. Ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры которого неясны и не обещают ничего определенного и надежного, делают постмодернизм, где это настроение выразилось явственнее всего, выражением "духа времени" конца XX века, умонастроением fin de siecle.
Если декаденты выражали уверенность в существовании идеала, царства Красоты, а модернисты пытались придать смысл миру своего личного опыта, то для постмодернизма любая "модель мира" становится бессмысленной. Для постмодернистской эпистемы характерно представление о мире как о хаосе, бессмысленном и непознаваемом, что ведет к отказу от историзма и детерминизма. Сходство с декадансом здесь заключается в том, что постмодернизм отказывается от рационального и логического познания мира, поэтому наиболее адекватным постижением реальности является особое "поэтической мышление". Форма постмодернистского мироощущения получила название постмодернистской чувствительности. Она характеризуется глубоко и. внутренней, эмоциональной реакцией человека на современный мир, отказом от логически оформленной философской рефлексии. Постмодернизм пытается по-новому осмыслить реальность, включить в рефлексию опыт эстетический, религиозный, эзотерический, пограничных ситуаций, повседневности.
Следует отметить, что постмодернизм отторгает прежде всего модернистские ценности. Степень отказа от культуры модернизма различными теоретиками понимается по-разному: от категорического отрицания модернистских ценностей до многообразных способов их переосмысления. У.Эко, анализируя развитие модернистского искусства, отмечает, что наступает момент, когда модернизму дальше идти некуда. Модернизм "разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до чистого холста, до дырки в холсте. . Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности"308.
Резкую критику современной культуры дает Ж.Бодрийар. В книге "Прозрачность зла" он оценивает современное состояние культуры, как состояние симуляции, в котором мы переигрываем все сценарии, что уже были разыграны. Например, исчезла идея прогресса, но сам прогресс продолжается. Пропала идея богатства, оправдывающая раньше производство, но само производство продолжается. Исчезла идея политики, но осталась политическая игра.
По мнению Бодрийара, современная культура перенасыщена, человечество не может найти какой-нибудь позитивный импульс для своего развития. Произошло рассеивание ценностей, результатом чего оказалась невозможность выдумать какой-либо определяющий принцип. "Каждая ценность или фрагмент ценности сверкают в небе симуляций, а потом исчезают в пустоте, следуя ломаной траекторией, которая только случайно может соприкоснуться с траекторией иных ценностей
Современное искусство, как считает Бодрийар, уже вступило в состояние симуляции, поскольку больше не репрезентирует реальность, а искажает и трансформирует ее; художественные формы не создаются заново, а лишь повторяются. Виновным в этом ситуации Бодрийар считает w Эко У. Заметки на поля "Имени розы" // Иностранная литература, 1988, № 10. С. 88 - 104.
309 Бодрийар Ж. Транспаранс Зла // Горизонты культуры. СПб., 1992, С. 233. искусство модерна с его идеей панэстетизма и превращения жизни в искусство, ибо "когда - все эстетика, нет больше ни красивого, ни
•3 1 А уродливого, и само искусство исчезает" . Он пишет: "Все убожество мира преображено эстетикой, эстетизируется и музифицируется даже самое маргинальное, банальное, непристойное. Большинство современных изображений - это образы, за которыми ничего не стоит, лишенные следа,
311 тени, последствий" . Бодрийар однозначно указывает на гибель искусства, утверждая, что оно все равно вскоре уйдет, оставив после себя колоссальный музей фальшивого искусства и полностью уступив место рекламе.
Ж.-Фр.Лиотар видит особенность современной культуры в утрате веры в "великие метаповествования", под которыми он понимает главные идеи человечества: идею прогресса, эмансипацию личности, освобождение человечества развитие разума. "Повествование" (нарратив) - особая эпистемологическая форма, организующая способы нашего восприятия. Мир доступен человеку лишь в виде историй. Нарратив требует интерпретации, поэтому он одновременно представляет и перевоссоздает ("творит") реальность. Основной характеристикой современности, по Лиотару, является недоверие к "метарассказам". Причину этого он видит в кризисе старой системы ценностей.
Большинство исследователей постмодернизма склоняются к тому, что постмодернизм (как и декаданс) сначала наиболее ярко проявился в русле художественной культуры (литература, архитектура), однако очень скоро он распространился и на другие сферы: философию, политику, религию, науку. Искусство постмодерна - искусство, адекватно передающее ощущение кризиса и восприятие мира как хаоса, управляемого непонятными законами или игрой слепого случая.
310 Бодрийар Ж. Транспаранс Зла // Горизонты культуры. С. 234.
311 Там же. С. 233. - -
Постмодернизм с формальной точки зрения выступает как искусство, сознательно отвергающее всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией. Отказ от трансцендентных идеалов способствовало поиску новых ходов в художественном творчестве. Однако новые ходы возникают лишь на основе переосмысления предыдущих. Идея использования прежних форм в художественном творчестве ставит художника в положение философа, изобретающего новые правила игры. Среди основных особенностей постмодернистского искусства, выражающего общую культурную ситуации современности, следует отметить: незавершенность и фрагментарность, отказ от канонов, тяготение к коллажам и цитациям, стремление представить непредставимое, обращение к игре.
Особое отношение постмодернизма к культуре модерна заключается здесь в приставке "пост". Ее следует рассматривать как пересмотр предшествующего периода. Постмодернизм - это не конец модернизма, не новая эпоха, а сам модернизм в стадии обновления. Антитезой модерна является не постмодерн, а классика. Однако модерн содержит обещания преодоления самого себя, после чего можно будет констатировать конец эпохи.
К подобным идеям приходят и многие отечественные исследователи. По их мнению, развитие современного общества имеет очень неблагоприятную аксиологическую ситуацию. В.П.Большаков отмечает, что XX столетие обострило ситуацию необходимости насыщения культуры ценностями, доступными массовому восприятию и соответствующими массовым интересам. "В море продуцируемых для этого суррогатов ценностей стали тонуть действительные ценности культуры, потребляемые элитой. Но и эти, истинные ценности, оказались постепенно включенными в околокультурные процессы. Ими стали торговать как вещами, имеющими или не имеющими спрос. Их жизнь, их
312 действительность стали напрямую зависеть от коммерции"
В.П.Сагатовский считает, что аксиологический кризис современной культуры "определяется сочетанием бездуховности (ориентацией на максимальное господство и потребление) со специфическим характером развития информационных дискурсивных практик (превращение деятельности, включая экономическую в своеобразные виртуальные игры) и с деградацией окружающей природной среды (превращение ее в мегаполисы, окруженные свалкой) и человеческого генофонда. В таких условиях возрастание деструктивно-конформистских тенденций аксиосферы неизбежно"313. Г.П.Выжлецов уверен, что разрастающийся кризис грозит гибелью всей земной цивилизации, так как он касается "духовно-ценностных, сущностных основ бытия человека"314. Однако, по их мнению, человек - субъект собственного выбора, способный к доопределению бытия, в том числе и собственной аксиосферы. "Переоценка ценностей" в созидательно-творческом, антропокосмистском смысле - единственный способ последующего развития культуры.
Итак, различные мыслители признают кризис современной культуры, но их понимание путей преодоления сложившейся ситуации различны. Связь декаданса и постмодернизма не столь очевидна, но она есть. По мере развития постмодернистской ситуации становится ясно, что постмодернизм - это не искомый тип сознания для человечества, это преднахождение новых форм отношения человека с миром, новых ценностей и критериев во всех сферах культуры. Постмодернизм несет в себе те же проблемы, которые были характерны и для декаданса: не только
312 Большаков В.П., Завершинский К. Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. С. 113.
313 Сагатовский В.П. Экология аксиосферы // Всероссийская научная конференция "Бренное и вечное: Экология человека в современном мире" Тезисы докладов и выступлений. С. 21.
314 Выжлецов Г. П. Экология человека в современной культуре // Всероссийская научная конференция "Бренное и вечное: Экология человека в современном мире" Тезисы докладов и выступлений. С. 6. проблему исчерпанности культуры, но и проблему поиска новых смыслов и принципов грядущей культуры. Аксиология должна вносить новый опыт видения и владения своими и чужими ценностями, способствовать выработке целостного воззрения на мир и формированию единой взаимопроникающей и взаимодополняющей культуры человечества.
Таким образом, на основе впервые последовательно примененного аксиологического подхода к изучению феномена западноевропейского декаданса, философски-культурологических обобщений, анализа материала декадентской литературы и музыки:
- уточнено современное понимание своеобразия реализации ценностей культуры в искусстве и посредством искусства;
- показана связь своеобразных переходных периодов в развитии культуры и "кризисных" явлений;
- выявлена специфика осуществления ценностей культуры в искусстве западноевропейского декаданса, проявляющаяся в его символизме, своеобразно воплощающем Красоту и иные духовные ценности;
- раскрыты и продемонстрированы условия, способы, приемы и принципы реализации ценностей в декадентском искусстве, главными из которых являются глобальный эстетизм, символизация, суггестия, воображение, искусственность, принципиальная текстовая назаконченность, таинственность;
- показано, что декаданс явился одним из существенных моментов в развитии современной культуры как поля множественных возможностей творческой деятельности;
- развита теоретическая основа преодоления все еще существующей тенденции к оценкам декадентских,
194 модернистских и постмодернистских произведений искусства в качестве не вполне совершенных, ущербных, упадочнических.
Материалы и выводы диссертации способствуют расширению знаний о культуре, ее ценностях и способах их осуществления. Положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов по теории и истории культуры и искусства, а также различных спецкурсов, посвященных проблемам культуры, ценностей и искусства.
Список научной литературыПанов, Никита Александрович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Бальмонт К.Д. Декадентство и символизм // Литературные манифесты. М.: Искусство, 2001. - 467с.
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -615с.
3. Барт Р. Дендизм и мода // Художественный журнал, 1997. № 17.
4. Батай Ж. Литература и Зло. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 165с.
5. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Axioma, Мифрил, 1997. - 335с.6. '' Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -525с.
6. Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М.: Игра-Техника, 1992. - 287с.
7. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 173с.
8. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.: Интерпринт, 1990. - 47с
9. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон, 1998. -400с.
10. Блок А. Собр. соч.: в 6 т. Л.: Худож. Лит. Ленингр. отд-ние, 1980. Т. 4. - 462с.
11. Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. - 421с.
12. Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Высшая школа, 1993. - 510с.
13. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1993. - 171с.
14. Бодрийар Ж. Трансперенс Зла // Горизонты культуры. СПб.: Изд-во российского института истории искусств, 1992. - с. 233-246.
15. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция конец XIX начало XX века. - М.: Искусство, 1987. - 412с.
16. Большаков В.П. Культура как форма человечности. Великий Новгород: НовГУ, 2000,- 135с,
17. Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). Великий Новгород: НовГУ, 2002. - 143с.
18. Бранский В.П. Искусство и философия,- Калининград, 1999. 564с.
19. Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1976. - 695с.
20. Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода // Иностранная литература, 2000. № 3.
21. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. - 506с.
22. Вейдле В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. с. 268-290.
23. Великовский С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 1999, - 711с.
24. Верлен П. Избранное из его восьми книг, а также юношеских и посмертно изданных стихов. М.: Моск. рабочий, 1996. - 237с.
25. Владимирова А.И. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков (1890 1914). - М.: Искусство, 1976. - 113с.
26. Володина Т.И. Модерн: проблема синтеза искусств // Художественные модели мироздания Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М.: НИИ PAX: ТОО "Пассим", 1997. - с. 267-277.
27. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996.- 152с.
28. Гартман Э. Эстетика. М.: Изд. иностр. лит., 1958. - 692с.
29. Гвардини Р. Конец Нового времени Попытка найти свое место // Самосознание культуры и искусства XX века. М.: Культурная инициатива, 2000. - с. 169-226.
30. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М.: Аспект-Пресс, 2000.-319с.
31. Гиршман М.М. Красота искусство - художественное произведение // Личность Образование Культура. - Самара, 1998.
32. Гомбрих А. История искусства. М.: Искусство, 1994. 450с.
33. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. СПб.: Алитейя, 2000. -447с.
34. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Вестник, 1995. - 443с.
35. Гурмон Р. де Литературные прогулки // Вопросы литературы, 1990. № 4.
36. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX век Антология. М.: Юрист, 1995. - 297-331с.
37. Гюисманс Ж.К. Наоборот // Наоборот: Три символистских романа. -М.: Республика, 1995,- 465с.
38. Гюисманс Ж.К. Наоборот. М.: От-ние "Всесоюз. молодеж. кн. центр", 1991.-267с.
39. Дебюсси К. Статьи Рецензии Беседы. Л.: Искусство, 1969. - 342с. - 44. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. - СПб.: Петрополис, 1999,- 119с.
40. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. - 384с.
41. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. СПб.: Алитейя, 1998. -286с.
42. ДерридаЖ. Позиции. Киев, 1996. 416с.
43. Диденко В.Д. Духовный космос искусства. М.: РНФ, 1993. 90с.
44. Дробницкий О.Г. Некотррые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии / Под ред. Г. Харчева и др. М.; JL: Наука, 1966,-261с.
45. Евнина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX и начала XX вв. // Импрессионисты, их современники, их соратники. М.: Искусство, 1976. с. 254-287. У
46. Еремеев JI.A. Французский литературный модернизм. Традиции и современность. Киев, 1992. -315с.
47. Женетт Ж. Фигуры. М.: Изд-во Сабашниковых, 1998. Т. 1 - 471с.; Т. 2-472с.
48. Закс JI.A. Художественное сознание. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та,1990.-217с.
49. Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. М., 2001.
50. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология XX век Антология. М.: Юрист, 1995. - с. 378-399.
51. Зись А.Я. На подступах к общей теории искусств. М.: Искусство, 1995.-273с.
52. Ильин И.П. Постмодернизм. М.: Интрада, 2001. - 224с.
53. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М.: Интрада, 1998.-255с.
54. Ильин И.П. Постструкурализм Деконструктивизм Постмодернизм. -М.: Интрада, 1998. 248с.
55. Ионин JI. Повседневность как непраздник и неритуал // Художественный журнал, 1997. № 17.
56. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997.-217с.
57. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 478с.
58. Каган М.С. Эстетика. СПб.: Петрополис, 1997. - 654с.
59. Кандинский В. О духовное в искусстве. М.: Архимед, 1992. - 107с.
60. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1993. -365с.
61. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология XX век Антология. М.: Юрист, 1995. - с. 163-213.
62. Кириченко Е.Н. Эстетические утопии "серебренного века" в России // Художественные модели мироздания XX века. М.: Наука, 1999. - с. 2140.
63. Коган А.Б. Декадентство в искусстве и жизни. М.: Политиздат, 1966.- 127с.
64. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. - 239с.
65. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М.: Языки русской культуры, 1999. - 328с.
66. Костиков Г.П. Два пути французского неоромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма.- М.: Изд-во МГУ, 1993. -507с.
67. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как всеобщая лингвистика. М.: Intrada, 2000. - 160с.
68. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М.: Изобр. искусство, 1994. - 324с.
69. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995.- 192с.
70. Лессинг Г. Ницше Шопенгауэр Вагнер // Культурология XX век Антология. М.: Юрист, 1995. с. 399-432.
71. Лиотар Ж.-Фр. Состояние постмодерна. М.: Ин-тут эксперимент, социологии; СПб: Алитейя, 1998. - 160с.
72. Лихтанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М.: Искусство, 2001. - 321с.
73. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 368с.
74. Лосев А.Ф. Форма Стиль Выражение. М.: Мысль, 1995. - 944с.
75. Лосский Н.О. Бог и мировое Зло. М.: Республика, 1994. - 431с.
76. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-Традиция, 1998.-413с.
77. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек-текст-семиосфера-история. М.: Языки русской культуры, 1996. - 447с.
78. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1,-480с.
79. Лотман Ю.М., Успенский Б. А. О семантическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. 5.
80. Луначарский А.В. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худож. лит, 1965.
81. Малларме С. Сочинения в стихах и в прозе. М.: Радуга, 1995. -566с.
82. Манн Т. Собр. соч.: в 10 т. М.: Гослитиздат, 1961.
83. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алитейя, 2000. - 347с.
84. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. 1997. № 5.
85. Маритен Ж. Ответственность художника // Самсознание культуры и искусства XX века. М.: Культурная инициатива, 2000. - с. 249-282.
86. Метерлинк М. Избранное. М.: Искусство, 1974. - 478с.
87. Мигунов А.С. Анти-эстетика // Вопросы философии, 1994. № 7 8.
88. Мукаржевский Я. Исследования по эстетики и теории искусства. -М.: Искусство, 1994. 546с.
89. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. -398с.
90. Ницше Ф. Соч.: в 2 т.-М., 1990. Т. 2.-829с.
91. Нольман М. Шарль Бодлер. М.: Художественная литература, 1979. -316с.
92. Нордау М. Вырождение. М.: Республика, 1995. - 400с.
93. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М.: Наука, 1973. -303с.
94. Ортега и - Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. -М.: Радуга, 1994.-638с.
95. Ортега и - Гассет X. Избранные труды. - М.: Мысль, 1990. - 352с.
96. Петрова О.Ф. Символизм в русском изобразительном искусстве. -СПб.: Петрополис, 2000. 419с.
97. Поэзия французского символизма. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 507с.
98. Рембо А. Стихи.-М.: Наука, 1982.-495с.
99. Рикер П. Время и рассказ. М.: СПб.: Универсальная книга, 2000. Т. 2.-224с.
100. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М.: Наука, 1991. - 174с.
101. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Арграф, 2001. - 384с.
102. Рымарь К.Т. Проблема аутентичности художественного высказывания и поэтика романа XIX XX века // Личность Образование культура. - Самара, 1998.
103. Сагатовский В.П. Философия развивающейся гармонии. Введение: философия и жизнь. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. - 223с.
104. Сагатовский В.П. Экология аксиосферы // Всероссийская научная конференция "Бренное и вечное: Экология человека в современном мире" 23-24 октября 200 Г г. Тезисы докладов и выступлений. Вып. 4. НовГУ им. Ярослава Мудрого.-Великий Новгород, 2001.
105. Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн // Советское искусствознание' 78. М., 1979. Вып.2.
106. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. - 293с.
107. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - 398с.
108. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии М.: Наука, 1993.-340с.
109. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд. Очерк творчества. Киев, Одесса: Лыбидь, 1990. - 199с.
110. Соловьев B.C. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. - 892с. Т. 2. - 822с.
111. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992,- 542с.
112. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиологические проблемы лингвистики философиии искусства. М.: Наука, 1985. - 335с.
113. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму "грамматологии" Ж. Деррида) // Вопросы философии, 1993. № 3.
114. Суворов Н.Н. Пути создания художественного образа (роль воображения в художественном творчестве). М.: Знание, 1984. - 60с.
115. Суворов Н.Н. К вопросу об элитарном искусстве и перспективах его развития // Векторы развития культуры на грани тысячелетий. СПб., 2001.
116. Толмачев В.М. Утраченная и обретенная реальность // Наоборот: Три символистских романа. М.: Республика, 1995. - 463с.
117. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: РФО, 1997. -136с.
118. Тодоров Ц. Теории символа. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.-408с.
119. Уайльд О. Избранное. М.: Художественная литература, 1986. -639с.
120. Уайльд О. Кисть, перо и отрава. СПб.: ТОО Бионт: Лисс, 1994. -477с.
121. Уайльд О. Избранные произведения в 2 т. М.: Республика, 1993. Т. 1,-557с. Т. 2.-542с.
122. Фар-Беккер Г. Искусство модерна. М.: Konemann, 2000. - 425с.
123. Флоренский П.А. Автореферат // Вопросы философии, 1988. № 12.
124. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2.-234с.
125. Фор Э. Дух форм. СПб.: Machina: Axioma, 2001. - 224с.
126. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб.: A-cad: АОЗТ Талисман, 1994. - 405с.
127. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, Касталь, 1996. - 447с.
128. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросывфилософии 1992. № 4.
129. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. с. 95-99.
130. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.-458с.
131. Художественная культура в капиталистическом обществе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-286с.
132. Холмс П. Дебюсси. М.: Урал LTD. 1999. - 171с.
133. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М.: Прометей, 1993. -511с.
134. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 413с.
135. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496с.
136. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО Наука. Сибирская издательская книга, 1993. - 592с.
137. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Соч.: в 4 т. М.: Наука, 1993. Т. 2.-627с.
138. Эллман Р. Оскар Уайльд. М.: Независимая газета, 2000. - 681с.204
139. Энциклопедия символизма. М.: Республика, - 429с.
140. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.-432с.
141. Эко У. Заметки на полях "Имени розы"// Иностранная литература, 1988. №10.
142. Ямпольский М.Б. Наблюдатель. М.: Прогресс, 2000. - 232с.
143. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм символизм. М.: Прогресс, 1978.-232с.
144. Sudow E.von Die Kultur der Dekadenz. Dresden, 1922.
145. Read J.A. Decadent Style. Athens (Ohio), 1985.
146. Delevoy R.L. Symbolists and Symbolism.- Skira, 1985.