автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Ценностные аспекты межкультурной коммуникации

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Фомина, Наталья Олеговна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Ценностные аспекты межкультурной коммуникации'

Текст диссертации на тему "Ценностные аспекты межкультурной коммуникации"

У

/

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

На правах рукописи

Фомина Наталья Олеговна

Ценностные аспекты межкультурной коммуникации ( личностный уровень)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

специальность - 09.00.11 социальная философия

Госква 1999

План

Введение 3-17

Глава I. Понятие культуры и проблема межкультурной коммуникации

1.1 Понятие культуры в его ценностном и коммуникативном измерении. 18

1.2 Проблемы меж культурной коммуникации на личностном уровне. Понятие «культурного шока». 34

1.3 Позитивные последствия « культурного шока». 45 Глава 2. Ценностные аспекты вербальной межкультурной коммуникации 56 2.1 Проблема определения теоретических оснований для кросс культурного исследования ценностей. 56 2.2. Ценностные аспекты вербальной межкультурной коммуникации 70

Глава 3. Ценностные аспекты невербальной межкультурной коммуникации 83

3.1. Символика жестов. 84

3.2. Символика жилого дома. 101

3.3. Толерантность и эмпатия как специфические черты коммуникативных партнеров в постмодерне. 111 Заключение 122 Библиография 127-135

Л

Введение

Исследование ценностных аспектов межкультурной коммуникации сегодня приобретает особую актуальность, что связано с целым комплексом причин. Прежде всего - с интенсификацией культурных контактов в международном масштабе и во всех сферах социальной жизни -политической, экономической, культурной.

Современный процесс глобализации и интенсификации межнационального общения послужил причиной формирования идеи ценностного плюрализма и культурного релятивизма, поставив связанную с этим задачу формирования большей толерантности в отношениях между людьми, представляющими разные культурные миры.

Понятие межкультурная коммуникация сегодня трактуется очень широко и включает разные уровни межличностного общения, начиная с представителей различных социальных групп ( представляющих отличающиеся культурные миры), включая взаимодействие между представителями различных национальных культур, либо разных цивилизаций или еще более глобально - общение между Востоком и Западом.

В условиях увеличивающихся форм практического взаимодействия между представителями разных культур, со всей остротой встает задача теоретического осмысления условий и возможностей достижения максимального взаимопонимания, избежания конфликтов, достижения нового уровня осознания общности всечеловеческой судьбы и более глубокой психологической общности, которая не зависит от степеней культурных различий. V

Кроме того, современная политика международного сотрудничества требует не только максимально тесной кооперации между культурами, но также поисков формальных условий возможностей достижения договоренностей на всех уровнях, она требует выработки определенного общественного мнения относительно потребностей межнационального общения, и прежде всего формирования такого менталитета, который позволял бы одобрительно относиться к самым разным культурам и стилям жизни. Такая политика предполагает воспитание определенных нравственных чувств сострадания, сотрудничества и эмпатии по отношению к разным национальным культурам, поскольку все они входят в единую глобальную систему взаимозависимости, которая включает не только экономические параметры, но также экологические, культурные, политические, социальные и нравственные.

В современном мире, овладевающем все новыми формами и методами передачи и хранения информации, на первый план выдвигается проблема взаимопонимания как главного результата человеческого общения, это предполагает более углубленный подход к процессу коммуникации, учитывающий специфику ценностных ориентаций, во многом предопределяющих мотивы и результаты общения.

¡у Современный человек уже не может следовать избитым клише относительно других наций и культур; он должен глубже осознать и осмыслить тот факт, что каждая культура имеет свою систему ценностей, которая, в свою очередь, не может быть объектом оценки, предполагающей одобрение или осуждение со стороны людей, не разделяющих эту систему ценностей. Современное мировоззрение включает идею признания ценностного разнообразия культур и идею одинакового уважения ко всем культурам, то есть идеи культурного плюрализма и ценностного релятивизма. V

Изучение особенностей ценностных ориентаций разных культур имеет сегодня огромное значение, поскольку позволяет сделать более плодотворным межкультурное общение. В этой связи следует отметить возросшую роль кросс культурных исследований, осуществляемых сегодня учеными различных областей знания -антропологии, социологии, социальной психологии, культурологии и социальной философии. Кросс культурный подход, приобретающий сегодня такую большую популярность, предполагает более глубокое осознание того факта, что многие стереотипы индивидуального восприятия и общения являются следствием влияния окружающей культурной среды и системы воспитания, то есть порождением всей культуры. ^

Г Есть небольшие различия в употреблении понятий меж и кросс в применении к культурной коммуникации. Межкультурное общение ( коммуникация) носит более поверхностный характер, тогда как кросс культурная коммуникация означает сквозную более глубокую коммуникацию по самому широкому фронту и спектру, j

Проблема межкультурного общения имеет и другой очень важный разворот. Сегодня существует мнение, что распад СССР явился не только следствием крушения идеологии, но его более глубокие корни связаны с внешне прогрессивной ленинской национальной политикой, которая в действительности приводила к искусственной нивелировке культурных различий, вызывая агрессивное сопротивление со стороны национальных культур, стремящихся к самосохранению.

«Плановая «лепка» советского народа - ключ к пониманию этнических процессов и фоновая причина краха советской государственности», - считает 3. Ф. Сикевич.1 Национальная политика, как справедливо отмечает этот автор, должна учитывать специфику

V

1 Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). -М., 19%, с.27.

национального самосознания народов, населяющих это государство. Эту специфику как раз и не учитывало российское тоталитарное государство. Поэтому можно согласиться с мнением З.Ф. Сикевича: «Распад СССР нельзя считать одномоментным событием, непосредственно связанным с Беловежскими соглашениями: этот процесс обусловлен всей национальной политикой после 1917 года».2 Таким образом, можно отметить наличие больших теоретических и концептуальных пробелов в вопросах межнациональных отношений, связанных, прежде всего, с недооценкой таких факторов как особенности ценностных ориентации, выступающих знаком культурных различий.

^Проблемы столкновения культурных ценностей стали особенно актуальны для нашей страны в связи с переживаемым сегодня сложнейшим периодом модернизации общества и глубокой трансформации всей культуры, в результате чего все слои населения переживают «культурный шок».

В западной социальной философии, социологии и культурологии изучение культурных ценностей различных народов является приоритетным направлением социальных наук, скрупулезно исследующих обычаи, ритуалы, ценностные ориентации, культурные стереотипы поведения и парадигмы общения, представленные в социальном пространстве нашего времени и всей истории в целом.

Нельзя не отметить, что на рубеже тысячелетий кросс культурная осведомленность становится приоритетным направлением национальной политики во многих индустриально развитых странах мира. Лидером в этих исследованиях сегодня являются США, где издается огромное количество

2 Там же, с.ЗО.

монографических исследований, журналов и энциклопедий, посвященных этим проблемам.

Сегодня в мире выходит огромное количество литературы, посвященной проблемам сравнительного описания ценностных ориентаций представителей различных культур: Северной и Латинской Америки, США и Японии, США и европейских стран, европейцев и стран «третьего мира». Наиболее изученными сегодня являются образы американца и японца. В процессе активного изучения находятся образы представителей «третьего мира». Эти работы составляют ядро бурно развивающейся сегодня новой дисциплины - культурологии.

Исследования других культур обладают одним важным смысловым измерением - они помогают лучше понять свою собственную культуру. Национальное самосознание не может существовать в замкнутом пространстве собственной культуры, оно должно соотносить себя и сравнивать с другими культурами. «Этническая идентификация является основой национального самосознания того или иного народа, ибо в ее отсутствии наблюдается постепенная утрата идентичности, частичная этническая денационализация».4 Как подчеркивают авторы вышеназванной работы, в период советской власти у нас доминировала идея планомерной этнической денационализации на фоне формирования идеологической идентичности, что привело к частичной утрате этнической самоидентификации.

В США сегодня существует и активно работает «Общество по межкультурному образованию», «Национальная Ассоциация по делам иностранных студентов», Институт по международной коммуникации,

33Тпап<ЙБ Н.& Вш1епК.(«1.) Напсйхюк оГСпш-СиНига! Р5усЬо1о§у,уЛ-6,Войоп,1980.

4 Проблемы национального самосознания русских: этнические стереотипы населения. Специализированная информация. Материалы социологических центров и служб. ИНИОН РАН, М.,1998, с. 15.

1

«Международное общество по межкультурному образованию, обучению и исследованиям», множество других аналогичных организаций, одним из результатов деятельности которых явился значительный приток иностранных студентов в вузы США, тогда как в России сегодня наблюдается процесс уменьшения количества иностранных студентов, что влечет за собой ослабление нашего влияния на страны третьего мира. Экономический ущерб такого ослабления влияния очевиден. Увеличение числа иностранных студентов само по себе дает огромную прибыль в бюджеты Высших учебных заведений, школ и колледжей. Сегодня даже религиозные организации США в целях выживания создают программы, включающие изучение проблем кросс культурного общения. Эта дисциплина является обязательной для преподавания в Университетах.

Сфера бизнеса сегодня тоже стала мультинациональной - и здесь не обойтись без знания культурных особенностей стран - экономических партнеров. Да и сфера обслуживания тоже нуждается в существенной корректировке форм поведения и общения, включающей не только знание иностранных языков, но и способность понять запросы и потребности других людей, представляющих иные системы ценностей и приоритетов.

Таким образом получается, что практически все граждане нуждаются в особом обучении и развитии способности к кросс культурному общению, пониманию и сочувствию.

В России, как интернациональной стране, имеются собственные традиции межкультурного общения. Примером успешного совместного обучения студентов является наш Университет дружбы народов, который имеет богатый опыт меж культурного, меж национального общения. Так как в разных культурах имеются свои социальные и моральные стандарты, иностранные студенты вынуждены изменять свои привычки, которые они выработали ранее. Это достигается путем ежедневного контроля за своими

г»

поступками, путем внутреннего самопринуждения, путем тщательного анализа своего поведения. Поэтому иностранные студенты нуждаются в психологической поддержке.5^,

В этих условиях особенно актуальным является углубленное теоретическое рассмотрение проблем меж культурной коммуникации с точки зрения современной общественной мысли. Для того, чтобы поднять эту проблему на достаточно высокий теоретический социально-философский уровень, автору пришлось познакомиться не только с той литературой, которая есть на русском языке, но также с богатым англоязычным материалом, содержащим исследования проблемы меж культурного общения, созданные специалистами психологами, антропологами, социологами и культурологами.

Уменьшающееся влияние нашей страны за рубежом (включая ближнее зарубежье) заставляет обратиться к накопленному в других странах опыту межкультурного общения.

Увеличение процессов международного взаимодействия в глобальном масштабе, но также проблемы предотвращения межнациональных конфликтов, увеличение иммиграции из социально неблагополучных районов - все это остро ставит проблему меж культурного общения как одну из приоритетных проблем современных общественных наук.

Степень разработанности.

Тема диссертации находится как бы на стыке нескольких дисциплин ( социальной философии, культурологии, социологии, педагогики, психологии и даже лингвистики), поскольку предполагает исследование

5 Фомина Н.О. К вопросу о некоторых особенностях формирования нравственных ценностей студентов в интернациональном ВУЗе. // Формирование и развитие личности. Тезисы молодых ученых. Институт молодежи, М., 1992, с.68.

целого комплекса вопросов и проблем: это проблема межличностного общения и его форм, проблема ценностных и коммуникативных аспектов культуры, проблема выделения типов культуры и описания их ценностной специфики, выявление особой специфики меж культурного общения и более широкая проблема взаимодействия различных типов культуры, понятие «культурного шока» и его влияние личность, проблема ассимиляции и психической адаптации личности в другой культурной среде, проблема формирования системы ценностей межкультурного общения . на современном уровне, проблема возможности достижения понимания между представителями разных культур и цивилизаций на вербальном и более глубоком невербальном уровне общения.

Среди работ по общим проблемам общения и восприятия человеком человека выделяются работы A.A. Бодалева, И .Ю. Черепановой, Э. И. Азаева, В.В. Рыжова, в которых охарактеризованы многообразные факторы, влияющие на процесс общения и его результат.

Культура как феномен ценностно- нормативной регуляции поведения и общения рассматривалась в работах Соколова Э.В., Тугаринова В.П., Давыдова Ю.Н., Межуева В.М., Вавилина Е.А., Уледова А.К., Фофанова В.П.

Проблема меж культурной коммуникации занимает важное место в исследованиях Автономовой Н. С., Панина A.B., Гайденко П.П., Ионина Л.Г. Понятие культуры и коммуникации анализировалось Библером B.C., Ерасовым Б.С., Дридзе Т.М. Для анализа проблем межкультурного общения автор обращался к исследованиям Артановского С.Н., Бромлея Ю.В., Иконниковой Н.К., Кагана М.С., Прожогиной C.B., Рашковского Е.Б., Старостина Б.С.

Автор намеренно не затрагивает такие стороны межкультурного общения, которые связаны с теориями социальных и этнических

1 г\

конфликтов и не рассматривает соответствующую литературу, хотя ценностные конфликты являются самой трудноразрешимой формой социального конфликта.

Проблема ценностей - важнейшая проблема философии, культурологии, социологии, культурной антропологии и этики. В нашей философии долгое время придавали преувеличенно большое значение классовым ценностям, потом гипертофировали роль общечеловеческих ценностей и с этих позиций пытались подойти к проблеме межнационального общения.

Преуменьшение внимания к культурной специфике отдельных наций приводило к противоположному результату, когда именно эта специфика абсолютизировалась и раздувалась в национальном сознании, создавая почву для мнений о невозможности взаимопонимания и общения и выступая основой многих межнациональных противоречий и конфликтов. Примером подобного «решения» всех проблем межкультурного и меж цивилизационного общения можно привести следующие утверждения: «При всем различии между локальными цивилизациями, как существовавшими в прошлом, так и существующими в наше время, мы вправе говорить о воплощении в каждой из них общечеловеческих социальных и моральных ценностей. А различие между ними представляется уже не как их культурная несовместимость, а как мера осуществления непреходящих культурных ценностей, являющихся общим достоянием человечества, связанного общей судьбой. В свою очередь это позволяет нам усматривать смысл всемирной истории в становлении, утверждении общечеловеческих ценностей и их восприятии всеми народами нашей планеты».

6 Э. А. Араб-Огды Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. «Вопросы философии», 1990, №8, с. 11.

Основная тенденция современного межнационального общения связана с группировкой стран не по политическим или экономическим параметрам, а по культурным и цивилизационным. Поэтому наибольший интерес вызывают проблемы общения между разными типами куль�