автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мень, Михаил Александрович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
§ I. Конкретно-исторический аспект данного исследования
§ 2. Методологические основы изучения ценностных ориентаций личности в культурно-историческом процессе
§ 3. Религия как феномен духовной культуры
Глава II. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ И ДРУГИХ ФЕНОМЕНОВ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
§ I. Роль и место религии в структуре духовной культуры личности.
§ 2 Основные тенденции развития ценностных ориентаций личности на современном этапе
§ 3. Совершенствование процесса ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Мень, Михаил Александрович
Актуальность исследования обусловлена сменой парадигм в жизни нашего общества, т.е. системы господствующих идеалов, взглядов, представлений, ценностных ориентации личности.
Как социальное явление общественный идеал выступает в форме сложной духовной системы, состоящей из ряда взаимосвязанных структурных компонентов.
Универсальный общественный идеал представляет совокупность автономных идеалов: политический, нравственный, религиозный, эстетический и т.д., каждый из которых есть самостоятельная духовная система, где основной идеал тесно взаимодействует с другими.
Навязанная в СССР государственными институтами система ценностных ориентаций личности, представляла собой синтез идеологии и религиозного суррогата, где в роли абсолюта выступала материя. Государство и его политика были во власти этой квазиидеологии тоталитарного типа, проводили силовое вытеснение инакомыслия. Это выражалось в истреблении священничества и верующих, уничтожении храмов, монастырей, церковной утвари, религиозных святынь, закрытии образовательных и социальных церковных учреждений. При невозможности полностью устранить религию как острую символическую форму культуры были введены крайне жесткие ограничения на деятельность религиозных общин.
Признавая важность духовной культуры в целом, советская власть наполняла её идеологическим содержанием, вводя тем самым искусственно острую конфликтную ситуацию внутри феноменов духовной культуры. А духовная культура, находясь под жестким государственным контролем, пополнялась материальными ценностями за счет церковной собственности.
На этом пути были периоды воинствующего государственного атеизма и временных тактических отступлений, которые коснулись и такого важного аспекта, как реституция церковной собственности при сохранении доступности ценностей религиозной культуры для всех граждан, независимо от их отношения к религии.
Современное российское общество - это конгломерат различных слоев и прослоек, разделяющих противоположные идеологии, имеющих разные уровни культуры и ценностные ориентации, и большое число конфессий, имеющих свои религиозные культуры и ценностные ориентации. Отсюда возникает целый комплекс проблем, связанных с ценностными ориентациями личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры.
В настоящее время процесс перехода от тоталитарного режима к правовому государству, в котором личности конституционно гарантированы свобода совести, религиозных убеждений, доступность к ценностям духовной культуры, протекает сложно и противоречиво.
Актуальность исследования вытекает из противоречия личности к потребности в общественных идеалах и их отсутствию на практике, её отношения к социальным действиям, которые имеют ценностный характер.
Изменения политических и социально-экономических и правовых основ общества повлекли за собой перемены в содержании всех структурных компонентов духовной культуры. Изменяются отношения собственности, на этой основе формируются новые социально-профессиональные группы и их интересы, появляются новые социальные институты (государственные, общественные, политические), происходит переоценка ранее существовавшей системы ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния феноменов религии и других феноменов духовной культуры.
Современные социальные потрясения с особой силой выявили отставание духовного развития и низкий уровень культуры личности, особенно молодежи, неготовность последней к восприятию высоких ценностных ориентаций, которые сложились в развитых странах мира. Тревожит узость и заземленность духовно-эстетических интересов и потребностей молодёжи, проявление бездуховности, инфантилизма, нигилизма, потребительского отношения к жизни, ослабление интереса к труду, инфляция понятий «долг», «честь», «совесть».
Следовательно, диссертационное исследование посвящено сложной в теории культуры проблеме ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния феноменов религии и других феноменов духовной культуры, актуальность которой определяется противоречиями между потребностями оптимального развития личности и отсутствием этих возможностей на практике.
Степень научной разработанности проблемы. Специального научного исследования проблемы ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры до настоящего времени не проводилось. Анализ научной литературы показал, что проблемы духовной культуры и религии рассматривались автономно; многие публикации, посвященные религии, носят преимущественно и и публицистическии, литературно-художественныи характер.
Огромное влияние на наше исследование, на формирование теоретической концепции культурно-исторического подхода к развитию духовной культуры оказали философско-теоретические труды
A.И.Арнольдова, Е.Я.Александровой, С.С.Аверинцева, А.А.Аронова, Н.А.Бердяева, Л.М.Баткина, Л.С.Васильева, А.Я.Гуревича, П.С.Гуревича, Т.П.Григорьевой, И.А.Ильина, С.Н.Иконниковой, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, Э.С.Маркаряна, В.А.Разумного, Г.С.Померанца, Б.М.Сапунова,
B.С.Соловьева, А.Я.Флиера.
Большое значение для философско-исторического, культурологического, социального осмысления многоаспектной проблемы развития ценностных ориентаций в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры имели труды таких исследователей, как М.М.Бахтин, М.Вебер, А.Губыга, Л.Гумилев, Ю.Н.Давыдова, Г.М.Лаппо, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, Д.С.Лихачев, А.Мень, В.М.Межуев, И.Мейендорф,
A.А.Пелипенко, Д.В.Поспеловский, С.М.Соловьев, А.Д.Тойнби, М.Хайдеггер.
Осмыслению проблем взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры способствовали научные труды М.А.Афасижева, С.Н.Жарова, М.А.Жеребятьева, Л.С.Зориловой, И.И.Карпушина,
B.И.Корнева, И.К.Кучмаевой, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Н.С.Мансурова,
C.В.Матяша, Д.Н.Сагиндикова, П.Салефа, Ф.С.Файзуллина, Н.А.Хренова, А.И.Шендрика, К.Юнга, О.Н.Яницкого.
В изучении культурной политики русской православной церкви, её ценностно-смысловых основ и ориентиров, влияющих на «востребованность» религии в совершенствовании «мира человека» важное значение имеют работы В.Г.Андреенкова, А.Н.Акиншина, Алексия II, А.И.Введенского, М.Вебера, И.И.Волкова, М.И.Вострышева, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, В.В.Зеленского, В.М.Кантарёва, А.В.Карташёва, В.О.Ключевского, М.Козлова, В.А.Кудрявцева, З.Косидовского, В.Лосского, Н.И.Мартыненко, А.Меня, Д.Орехова,
A.Павловского, Б.Ф.Поршнева, Д.В.Поспеловского, Г.Г.Проводкина,
B.В.Розанова, Ю.В.Рождественского, М.М.Тареева, Е.Н.Трубецкого,
C.Л.Франка, Э.Фромма, Ю.Л.Ярецкого.
Выявлению механизмов взаимодействия компонентов культуры, раскрытию субъектно-формирующего потенциала социально-культурной деятельности, своеобразия её видов способствовали исследования Т.И.Баклановой, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, А.П.Маркова, В.Е.Новаторова, В.А.Пригожина, И.Н.Романова, Ю.А.Стрельцова, В.С.Садовской, В.М.Чижикова.
Осознанию роли специалистов культуры как интеграторов социально-культурных процессов, как основных субъектов, несущих духовную культуру к личности способствовали труды М.А.Ариарского, Н.К.Баклановой, Ю.С.Зубова, А.Д.Жаркова, Т.А.Кудриной, И.В.Малыгиной, Н.А.Паршикова, В.В.Туева, В.И.Черниченко, М.М.Шибаевой.
В диссертации анализируются результаты ряда конкретных социологических исследований, философских и культурологических диссертаций, прямо или косвенно затрагивающих проблемы ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния феномена религии и других феноменов духовной культуры.
Изучение данных работ убеждает в том, что в них рассматривались различные аспекты формирования личности, однако проблема формирования и актуализации ценностных ориентаций недостаточно разработана в аспекте взаимодействия религии и других феноменов духовной культуры.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, диссертант определил цель исследования, которая состоит в изучении ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных исследовательских задач:
- обоснование выбора методологии, выработка концепции исследования и формирование понятийного аппарата;
- осуществление культурно-исторического анализа взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры;
- раскрытие методологических основ формирования ценностных ориентаций личности в контексте синтеза религиозной и других символических форм культуры;
- выявление возможности и перспективы применения культурно-исторического подхода к ценностным ориентациям личности;
- изучение эволюции системы ценностей и ценностных ориентаций личности в современный период;
- выработка практических рекомендаций по формированию ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры могут продуктивно развиваться в реальных геополитических условиях России в добровольно созданной социокультурной системе. Разобщенность феноменов духовной культуры не только не способствует развитию и взаимообогащению религии и культуры, но и приводит к нарушению функций духовной культуры. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для функционирования целостной саморегулирующейся и динамичной системы ценностных ориентаций личности, что позволит создать ситуацию выбора и рационального действия, будет способствовать адаптации личности к рыночным отношениям.
Объектом исследования являются ценностные ориентации личности в условиях современного общества.
Предметом исследования - регуляторы ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры.
Методологическую основу исследования составили культурно-исторический подход, системно-исторический анализ различных феноменов духовной культуры, в том числе и личности в системе общественных отношений.
Существенное влияние на формирование теоретической позиции автора оказали идеи русских философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского, Г.Флоровского и др.
Значительную помощь диссертанту оказали труды крупных ученых А.И.Арнольдова, Л.П.Буевой, А.Я.Гуревича, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, А.Меня, Н.А.Хренова, АЛ.Флиера, Э.Фромма.
Базой исследования является регион Московской области и его районы.
Материал федерального масштаба использовался с целью выявления степени и характера взаимовлияния феноменов духовной культуры.
Организация и методика исследования. Исследование проводилось в три этапа (1990-2001 гг.).
Первый этап (1990-1994 гг.) предусматривал изучение теоретических аспектов проблемы, материалов периодической печати, статей, монографий. На этом этапе проходила разработка программы исследования, выбор инструментария и методики исследования.
На втором этапе (1994-1997 гг.), носившем констатирующий характер, изучались особенности региональных культурных традиций. Были разработаны анкеты, опросные листы, велось наблюдение. На основе многоступенчатой районированной выборки было опрошено 1100 человек. Это позволило выявить, с одной стороны, особенности культурных, нравственных, познавательных, эстетических, духовных ценностей разных групп населения Московской области, степень удовлетворенности жителей процессом ценностных ориентаций, а с другой - своеобразие отношений людей к традиционным культурным ценностям, культурным традициям и обычаям.
На третьем этапе (1997-2001 гг.), носившем аналитико-формирующий характер, на основе собранного эмпирического материала проводился поиск основных направлений совершенствования деятельности различных государственных институтов и русской православной церкви, делались теоретические выводы и практические рекомендации, проверялось соответствие исходной гипотезы и конкретных результатов от внедряемых в практику методических рекомендаций.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Впервые проблема формирования ценностных ориентации личности рассматривается в контексте взаимовлияния различных феноменов духовной культуры.
Предложена целостная, научно обоснованная концепция взаимовлияния феноменов духовной культуры исторических, современных и перспективных детерминант, открывающая новые возможности, которые преобразуют константные задаваемые системой функциональные утилитарные качества.
С культурологических позиций раскрывается социокультурная система как сложное многомерное образование, состоящее из множества разнообразных культурных феноменов со своими институтами, культурно дифференцированными группами людей, включенных в различные культурно-ценностные потоки, характеризующиеся двумя взаимосвязанными тенденциями: концентрацией культурного потенциала и трансляцией его в общий концентрат.
Разработаны основные методологические принципы ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры в условиях гражданского общества.
Выявлена существенная деформация системы ценностных ориентаций современной личности, степень преломления которых адекватна состоянию кризисно реформируемого общества.
Конкретно рассмотрен феномен религии как стержень духовной культуры. Сформулированы оценки религии, в основе которых традиционные ценностные ориентации личности, образ человеческого достоинства и избранничества перед Богом.
Исследован религиозный пласт отечественной культуры, в котором выявлены глубинные традиции русского православия, обусловливающие духовные начала личности, способы и причины возрождения веры, духовное развитие личности.
Предпринята попытка исследовать феномен религии во взаимовлиянии с другими феноменами духовной культуры через творчество и символическую коммуникацию эпохи, как пространственно-временным континуумом развития и жизнеутверждения личности.
На основе концепции системно-исторического анализа к целостному процессу взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры выстроена система ценностных ориентаций, способная быть самоуправляемой, саморазвивающейся. Для выявления жизнестойкости системы на базах исследования была внедрена целостная программа ценностных ориентаций личности, которая включает повышение профессионального уровня специалистов учреждений культуры, расширяет их диапазон действий во взаимодействии с церковью, что создает наибольшие возможности для взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры.
В программе предусматривается взаимодействие учреждений культуры с церковью, на основе повышения уровня координации как составной части организации, способствующей созданию ситуаций для выбора ценностных ориентаций личности.
Разработаны и внедрены в практику научно-методические рекомендации для учреждений культуры, где автор делает акцент на их взаимодействие с русской православной церковью при формировании общечеловеческих ценностных ориентаций и мотивированного включения личности в различные виды предметной деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в современных условиях материалы диссертации могут быть использованы государственными и общественными структурами при разработке принципов общегосударственной культурной политики в отношении церкви.
Идеи, положения и выводы исследования могут стать основой спецкурса «Взаимодействие русской православной церкви и учреждений культуры в развитии ценностных ориентаций личности», в выработке ряда методических рекомендаций для специалистов культуры Московской области.
Разработанная автором концепция легла в основу создания региональной программы «Культура Подмосковья», находящейся на рассмотрении Правительства Московской области.
Апробация работы осуществлялась посредством:
- 12- опубликования результатов исследования в печати;
- участия в научно-теоретической конференции в Московском государственном университете культуры «Культура в духовной жизни общества» Москва (1996г.); всероссийской научно-практической конференции в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы» (13-14 марта 2001г.); международной научно-практической конференции в Московском государственном университете культуры «XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека» (16 мая 2001г.);
- работы в Комитете по культуре Государственной Думы Российской Федерации (1998г.);
- выступлений на заседаниях Коллегии Московского областного комитета по культуре (2000 г.), совещании в управлении культуры г. Москвы (2000г.).
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических посылок исследования, целенаправленным использованием разнообразных источников информации и реализацией комплексной методологии исследования, адекватной его логике и научному аппарату. Репрезентативность эмпирического материала.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ценностные ориентации являются результатом социального опыта многовекового совместного существования людей в различных природных условиях и исторических обстоятельствах. Они являются сравнительно «открытой системой», которая впитывает в себя и перерабатывает в недрах собственных традиций социальный и духовный опыт других народов. Ценностные ориентации представляют собой синтез и квинтэссенцию исторически отобранных элементов социального и духовного опыта истории, способов адаптации к складывающимся обстоятельствам и самостоятельного опыта творческой рефлексии наблюдаемых и воображаемых компонентов бытия, выражаемых в материальных, интеллектуальных и эмоционально-образных формах.
2. Аккумуляция и трансляция социального опыта и ценностных ориентаций (включая опыт духовной рефлексии) базируются на множестве институтов: традиции, воспитании, просвещении, образовании, искусстве, философии и пр. В этом перечне совершенно особую роль играет религия как аккумулятор и транслятор актуальных, социально значимых ценностей мировоззренческого и морально-нравственного порядка, практически регулирующих обычное сознание личности в ее социальной реальности.
3. Восстановление в мыслях и эмоциях современного россиянина определенной целостной картины мира, основанной на синтезе исторической традиции с современными параметрами постиндустриального общества, представляется на сегодняшний день самой актуальной проблемой государственно-общественного построения России. Роль религии в восстановлении нормального (более трети населения) уровня активной религиозности общества видится в рамках данного процесса чрезвычайно значимой. От этого в большой мере зависит выработка национально-государственной идеологии, государственной политики в областях культуры и просвещения и места религии в нем.
4. В основе целостности духовной культуры лежат законы формирования личности как субъекта истории, её внутреннего мира, её нравственных основ, определяющих отношение людей к самим себе, другим людям, природе и обществу. И здесь место и значение религии определяется тем, что в ней - в сжатом, «спрессованном», «сконденсированном» виде -представлены обобщенные итоги всей предшествующей истории уже в переориентации их на законы индивидуального развития личности («сердца», «души» и «разумения» в их синтезе). Этим - в контексте диссертации - определяется место религии в жизни людей, как способа непосредственного общения людей, знаково-символического представления самых общих культурных смыслов такого общения, средства создания и развития тех или иных типов людей (и их действий), воспроизводства тех или иных систем ценностей.
Духовная культура рассматривается диссертантом как одна из частей целостной человеческой культуры. «В широком смысле - совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и её результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. Духовная культура существует в разнообразных формах. Это статьи, нормы, образцы поведения, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях: нравственные, религиозные, эстетические, социальные, политические, идеологические ценности и идеалы, различные цели, научные знания и т.д. . В узком смысле термин духовная культура интерпретируется как часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающие связь человека с Богом в процессе культурной деятельности».1
В духовной культуре деятельность способна сопрягать логику и интуицию, закономерность и произвол, понятие и воображение, конкретные факты и фундаментальные цели. Эти антиномии играют центральную роль в развитии феноменов духовной культуры.
Религия рассматривается как «стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным абсолютом, обычно именуемом Богом (богами) и воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Религия основана на вере и выражается, прежде всего, в мировоззрении, мироощущении (в том числе, в мистике), культе (поклонении божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.)». Религия - не просто «часть» духовной культуры, а её важнейший феномен, который выступает как способ наиболее полного и отчетливого выявления
1 Энциклопедический словарь по культурологии. М.; Центр, 1997, С. 123.
2Там же, С.324. смысловых основ бытия личности и концепция её назначения в этом мире.
Перед религией в свою очередь стоят новые задачи. К ним правомерно следует отнести возрождение традиций национальной культуры в России, установление контактов с другими культурами, участие в новой структуре образования и функционирования сферы культуры, формировании современной российской цивилизации. Решение этих задач зависит от того, в какой мере удается осознать «вызовы» времени, привести в действие живые ферменты развития религии, утвердить в качестве важнейшего новое духовное измерение общественной жизни.
Понятие «ценность» диссертант рассматривает как свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта (индивида, группы людей, общества). С помощью понятия «ценность» характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности. «Ценности бывают духовные и материальные. В том или ином сообществе складывается определенная система ценностей. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т.е. в результате ценностного отношения»1.
Генезис понятия «ценность», реконструируемый на основе этимологии обозначающих его слов, показывает, что в нем соединились три значения: характеристика внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения; психологические качества личности, являющейся субъектом этого отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности религии обретают общезначимость.
Основная цель приобщения личности к ценностям в содержании деятельности учреждений культуры - это пробуждение к духовному началу, формирование свободной и органичной потребности личности в культуре.
1 Энциклопедический словарь по культурологии. М.; Центр, 1997. С.426.
Именно такое восприятие духовных ценностей способствует развитию личности, делает её иной и в её взаимоотношениях в процессе ценностных ориентаций.
Для того чтобы рассмотреть ценностные ориентации личности с позиций культурно-исторического подхода, необходимо понимание реальностей, происходящих в нашем обществе в современный период, и трансформации их адекватно изменяющейся действительности.
Кроме этого по представлениям, которые возникли еще в глубокой древности и сохранились до сего времени в религиозных верованиях и в идеалистической философии, в организации человека действует какая-то особая, сверхъестественная сила - душа, которая является будто бы носителем и причиной его мыслей, чувств, желаний. В первобытном обществе, когда предметы и явления природы по аналогии с человеком и животными воспринимались как живые и одушевленные силы, еще не было четкой дифференциации материального и духовного, души и тела. С возникновением так называемого анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой, в той или иной мере отделенной от вещи. Душа или дыхание, а также умственные и эмоциональные свойства локализируются, например, у гомеровского человека в каком-либо отдельном органе: в диафрагме - преимущественно умственная деятельность, в сердце - эмоции, в крови - душа, в печени - жизнь.
На ранних ступенях развития философии, ещё в системе пифагорейского миросозерцания, душа понимается как бессмертное демоническое существо, падшее в земной мир и, в наказание, заключенное «под стражу» в «темницу» тела. Несмотря на то, что душа не обладает необходимой связью с телом, она мыслится еще физически. Вместе с тем душа трактовалась как гармония или число. Считалось, что разумно то, что гармонично, подчинено математической закономерности. Наша душа разумна в той мере, в какой она приобщена к этой закономерности.
Типичным для всей ранней философии было еще безличное понимание души, которая была лишена неповторимости и индивидуальности человеческой личности. По мере развития социальных отношений и культуры, сопровождаемого осознанием ценности личности, философский интерес все больше перемещается в эту сферу. Постепенно формировалась потребность в субъектном познании мира, самопознании личности.
В современной культуре активно противостоят друг другу две полярные святыни - ценность социума и ценность личности.
Достижение гармоничного мира ценностей, существующего наряду с явлениями действительности, данными в опыте, и всеобщими законами, в виде истин постигаемых научным знанием, должно дополняться предварительной продуманностью роли и значения религии в этой гармонии. Сами религиозные ценности не снимают проблему соотношения объективного и субъективного в ценностном мироотношении. Поэтому решение духовно-нравственных проблем в России лежит не только в границах социально-экономических коллизий, но и в глубинах сознания и души каждого россиянина.
Вот почему одним из важнейших положений для нашего исследования является мысль А.Меня, который отмечал, что «сегодня в нашем обществе признают высокие нравственные ценности христианства. Но было бы ложью и пропагандой утверждать, что за пределами христианства не существует нравственных ценностей. Это говорится либо в пылу полемики, либо от невежества.
Я не имею здесь возможности вам пересказать нравственные доктрины всех народов, но, безусловно, высокие этические идеи содержатся в писаниях стоиков, буддистов. Естественно, в Ветхом Завете (который, хотя и связан с христианством, но все-таки дохристианская религия). Да, конечно, там есть и иные мотивы. Да, в Ветхом Завете есть суровость, которой, как утверждают у нас, нет в Новом. Но это тоже аберрация сознания. Ибо Господь наш Иисус никогда не был сентиментален, и суровых обличений у него достаточно. Надо читать Евангелие только с помощью розовых очков, чтобы не слышать голос: «Горе вам, книжники и фарисеи!» или «Отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный!» Это же не сентиментально!
Конечно, у христианской этики есть свои особенности. Тем не менее, если б кто-то пришёл со стороны и начал сравнивать этику христианства и этику, скажем, стоицизма (Эпиктета, Сенеку - тех, кто жил почти в евангельскую эпоху), нашел бы там очень много общего с Евангелием, хотя греческие философы ничего этого не читали».1
Как видим, все содержательные категории религии связаны с моралью.
Поэтому, в соответствии с логикой исследования, диссертант считает, что основным показателем ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния феномена религии и других феноменов духовной культуры является:
- высокий уровень самосознания, включающего в себя как способность к созданию объективной картины мира, так и осознание своей личной причастности к его преобразованию, способность к самоанализу и самооценке;
- наличие этического идеала как интегративного образа в его единстве с природой, устремленного к нравственному совершенству;
- обострённое восприятие личностью разрыва между идеалом и действительностью и стремление к их сближению в своей жизни. Отсюда боль за несовершенство этого мира и чуткость ко всему новому, прогрессивному, что зарождается в обществе, ответственность за его развитие и одновременно за судьбу общества, требующая немалого мужества и усилий воли;
- отношение к жизни всегда связано с активной позицией и с предметной деятельностью личности в процессе реализации представлений о развитии, то есть с преобразованием действительности и себя в ней согласно
1 Мень А. Быть христианином. М.: ДОМИНИ. 1994. С.4. объективным тенденциям прогрессивного развития.
В этом контексте ценностные ориентации личности, с одной стороны, и постоянная потребность в духовном самосовершенствовании, с другой, рассматриваются нами в качестве обязательного фундамента развития личности в институтах церкви и учреждениях культуры, которая опирается на его универсальные - сущностные силы.
Структура диссертации подчинена принципу восхождения от абстрактного к конкретному, обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, отражающих существо рассматриваемой проблемы и логику.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проведённом диссертантом исследовании все поставленные задачи были выполнены.
Доказана актуальность исследования, которая обусловлена изменившимися парадигмами общественного развития нашего государства.
Исследуя процесс взаимного влияния основных феноменов духовной культуры, диссертант получил собственные данные о культурных запросах нашего общества, которые чрезвычайно разнообразно проявляются в функционировании государственных, муниципальных, общественных (включая религиозные объединения) и учреждениях культуры.
Как показало наше исследование, в формировании личности на основе ценностных ориентаций значительную роль играет духовная культура, так как именно она, в отличие от генетических механизмов наследования, выступает своеобразной «социальной памятью» общества. Процесс взаимосвязи и взаимовлияния духовной культуры и личности обстоятельно и аргументировано раскрыл ещё Э.В.Соколов: «Культура и личность - не рядоположенные, не внешне, а внутренне соотносящиеся друг с другом понятия. Личность живёт и действует в условиях культуры, культура наполняет собою личность. Индивид в той мере личность, в какой он приобщён к общественной жизни и культуре, в какой его естественные потенции, его действия, чувства, мысли наполнились социально-значимым содержанием и приобрели культурную форму. С другой стороны, культура жива до тех пор, пока она составляет неразрывное целое с индивидуальной и общественной жизнью, пока она одухотворяет собою личность и человеческие отношения. Жизнь и развитие культуры воплощены в сложном, приобретающем порою драматический характер взаимодействия личностей -носителей культурных ценностей и идеалов. Становление высших духовных форм культуры есть одновременно процесс развития творческих личностей, создающих эти формы»1.
Изучение диссертантом процесса становления личности на основе ценностных ориентаций показывает, что влияние религии на жизнедеятельность общества опосредовано различными формами духовной культуры. Самые глубокие, коренные социально-экономические изменения отражаются в повседневном поведении не прямо, но через предварительное влияние духовной культуры. Объяснение этого факта, на наш взгляд, состоит в том, что в эмпирической реальности культурные и религиозные структуры
WW о и существуют раздельно. В реальной действительности всякии конкретный факт социума является ценностно-ориентированным.
Человеческая жизнедеятельность разворачивается в социуме, в условиях, которые созданы результатом предшествующей деятельности людей, поэтому социокультурную среду можно рассматривать как своеобразный совокупный продукт в конкретно-исторической интеграции общественных условий. Представляя собой результат активного взаимодействия объективных и субъективных факторов, социокультурная среда личности отражает, в сущности, объективное состояние общественных условий, в которых реализуется жизнедеятельность народа. Поэтому наш анализ формирования ценностных ориентаций личности строится на основе сочетания внешних условий с внутренним состоянием личности, т.е. на основе взаимодействия по схеме «общество - условия - личность».
На основе проведенного исследования диссертант пришёл к выводу, что в современном обществе наряду с традиционными формами функционирования духовной культуры сложилась достаточно разветвленная структура субкультур, отличающихся определенной социально
1 Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1982, С.3-4. психологической направленностью, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга.
Уровень приобщения личности к культурным ценностям прошлого и настоящего, к сожалению, чрезвычайно низок. Отсюда поверхностная информированность о различных феноменах духовной культуры. Для каждого феномена духовной культуры характерно своё восприятие пространства, времени, личности.
Анализируя сущность духовной культуры, диссертант пришёл к выводу: ценности - это высшие стимулы утверждения в мире возвышающего начала, просветляющие мысли и чувства личности, очищающие («катарсис») её деятельность и поведение. Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов культуры являются зеркалом жизни общества с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками в конкретном пространстве и времени. Здесь есть определенное отрицание общепринятых позиций, в силу генерационных особенностей, и в этом смысле элементы всех феноменов духовной культуры закономерно эволюционируют в пространстве и во времени. Характеризуя диалектику отношения различных феноменов духовной культуры, диссертант считает, что этот процесс осуществляется через возрастную ассимиляцию, переработку общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это и культура старшего и молодого поколения, в то же время это и культура определенного этапа в жизни каждой личности, когда происходят её формирование, самоопределение и самореализация, которые не могут не включать и культурный аспект.
Павел Флоренский в работе «Философия культа» назвал религию сакральным (священным), или литургическим (богослужебным) видом деятельности. Действительно, наиболее чистую, полную, устойчивую, древнюю систему ценностей даёт только религия. Диссертант рассмотрел генетический аспект происхождения религии в контексте с другими феноменами духовной культуры как процесс рождения общего духовного организма. Развитие религии, появление факта и понятий религиозной и светской культуры, их взаимовлияние и сосуществование в обществе раскрываются в динамике. Социально-психологический аспект личностного формирования отношения к религии, религиозной и светской культуре в условиях государственного богоборчества не получил достаточного развития и в переходный период от государственного репрессивного атеистического фундаментализма к зрелому гражданскому обществу, правовому и социальному государству. В правовом аспекте речь идёт о свободе пользования ценностями религиозной и светской культуры вне зависимости от отношения граждан к религии, а в организационном - о формах и методах взаимодействия в области культуры государства, общества и Церкви, как на уровне их институтов, так и на межличностном уровне.
Все полученные данные позволяют считать, что стабильность в государстве и развитие всех феноменов духовной культуры в нём зависят от таких факторов, как:
- бесконфликтное и равноправное взаимодействие государственных и церковных институтов, структур и должностных лиц;
- развитость гражданского общества, защищенность прав и свобод граждан;
- взаимное понимание, уважение и исповедание принципа конструктивного сотрудничества между государственными органами, кругами общественности во всём его многообразии и Церковью как специфическим организационным образованием.
События последнего времени показали, что факты сотрудничества государства и Церкви возникают регулярно, и это становится стабильной тенденцией. В качестве доказательства можно привести состоявшийся с 13 по 16 августа 2000г. в Москве юбилейный Архиерейский Собор Русской православной церкви, посвященный 2000-летию Рождества Христова. В докладе Патриарха Алексия II и особенно в Социальной концепции Русской православной церкви, её руководство, проведя анализ многолетней практики отношений Церкви и государства, развития современного общества, изложило систему взглядов и основные направления политики и деятельности Церкви на перспективу.
Одним из основных положений доклада Патриарха было богословское и религиозное образование. «От современного священника требуется способность. говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующими современная действительность»1.
Говоря об улучшении преподавания, Алексий II подчеркнул необходимость использовать дополнительные научные резервы, привлекая для этого светских научных специалистов. «Нашей богословской науке необходимо преодолеть последствия долгих лет изоляции от общества, светской науки и остального мира»2.
Доктрина, оглашенная на Архиерейском Соборе, может быть расценена как шаг в установлении межинституциональных отношений на новом, современном и отвечающем нормам права уровне. В Администрации Президента Российской Федерации с большим вниманием откликнулись на требования Церкви относительно реституции, проблема эта обозначена официально и теперь является предметом решения обеими равноправными сторонами.
Отраден сам факт обращения Церкви к современному обществу, стремление установить с ним диалог, поиск форм взаимоотношений на основе общей пользы. Поэтому диссертант склонен полагать, что раскрытые в диссертации направления и формы сотрудничества государства, общества и
1 Истина и жизнь. 2000, № 9, С.2.
2 Там же, С.4.
Церкви по вопросам ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры не останутся теоретическими изысканиями и могут иметь вполне конкретное практическое воплощение.
В эпоху глобализации связей, технических новинок, облегчающих быт и расширяющих сферу досуга, развлечения, расслабления нервной системы от напряжения работы и жизни в сверхурбанизированной среде, призывы к самоограничениям и жертвенности способствуют нормальному течению жизни. Если в протестантских церквах предпринимательство считается достойнейшим занятием, а в исламе вообще богоугодным, то в традициях Русской православной церкви оно если не осуждается, то не приветствуется. Сейчас можно услышать четкое разъяснение рядовым членам общин о том, что земная жизнь им дана не только в постижение Божественной Истины и в искупление прегрешений, но и в радость (основа которой - мера, отсутствие излишеств и извращений).
Религиозная культура сегодня переживает небывалый подъем. Это характеризуется относительно большим ростом числа обращенных прихожан, приходов, качественными изменениями в кадровой политике служителей культа.
Прежняя кадровая политика советской власти относительно клира была направлена на создание «одномерных» священников скудно образованных, с предельно узким кругозором, догматизированных, зараженных авторитетом власти, в том числе светской.
Наиболее охотно эта категория формировалась из отдаленных сельских населённых пунктов.
В настоящее время восстановление храмовых и монастырских строений, росписей в них, строительство новых церквей идут высокими темпами. Предпочтение отдаётся традиционным стилям и материалам, хотя бывают случаи, как при возведении нового здания храма Христа Спасителя, когда использовались современные, не практикуемые ранее строительные материалы, как при устройстве конструкций, так и при отделке.
Расширяется сеть воскресных школ, духовных семинарий, других религиозных учебных заведений. В 1990г. учрежден Православный университет, созданный попечительством О.Александра Меня, сочетающий широту образования, демократический стиль учебного процесса, толерантность и открытость миру. Епархиальные же учебные заведения следуют методологии и метода, сложившимся ещё в середине XX века.
Проведенный анализ показывает, что в отличие от советского периода, богослужебная литература, труды отцов Церкви и другие необходимые издания перестали быть дефицитом.
В настоящее время Церковь - учредитель, издатель и распространитель многочисленных средств массовой информации. Представлена Церковь и в средствах массовой информации. С 1997г. в Интернете открыт сайт Русской Православной Церкви «Соборность». При этом государственные и региональные власти содействуют и в организационном, и в финансовом плане решению накопившихся проблем, создавая правовые прецеденты. Например, при возрождении Николо-Угрешского монастыря в г.Дзержинский, с самым крупным после Храма Христа Спасителя и крупнейшим в Московской области церковным строением, возрождение которого в значительной степени финансировалось из городского бюджета. Так же обстоит дело с Владычным монастырём в г.Серпухове Московской области, где в одной из церквей находится святыня - чудотворная икона «Неупиваемая чаша». Ранее на территории монастыря размещалось высшее командное училище, но Министерство обороны Российской Федерации, Московская епархия и городская администрация сумели найти общеприемлемый вариант решения этого вопроса.
Данные примеры позволяют сделать вывод, о появлении возрастающих возможностей решить вопросы взаимодействия регионального и местного уровня, но есть и обратные примеры. В 1999 году на территории музейного комплекса в Новом Иерусалиме сгорела уникальная церковь, построенная без единого гвоздя, по очень досадной причине: нехватка средств повлекла за собой нехватку кадров, за зданием не было надлежащего присмотра, и оказалось достаточно искры, чтобы ценный памятник культуры оказался безвозвратно утерянным. Несомненно, что при наличии договорённости по совместному использованию храмового строения и надзоре за ним такого ущерба духовная культура нашего общества не понесла бы.
Очень серьёзный и трудноразрешимый конфликт разразился по поводу музея, расположенного в Троице-Сергиевой Лавре. Это - музей, где представлено и религиозное, и светское искусство, причём значительную часть экспозиции последнего представляет собой собрание произведений советского периода, в том числе портреты вождей, отличившихся в геноциде и богоборчестве. Проблемы состоит в том, что предлагаемое для перемещения той экспозиции помещение не отвечает требованиям, предъявляемым, для подобного рода учреждений культуры. А архитектурный комплекс Лавры сам по себе является уникальным памятником религиозной культуры, доставляющим высокое эстетическое наслаждение всем посетителям. Вместе с тем это - действующее церковное учреждение, где сосредоточена административная, богослужебная, учебно-просветительная и производственная церковная жизнь. Данный факт показателен для нашего исследования в том плане, насколько трудно бывает найти оптимальный вариант решения, чтобы при этом ни одной из сторон не нанести никакого ущерба.
Большое влияние на правовые основы процесса взаимодействия оказали Указы Президента Российской Федерации. Первым государственным актом, направленным на устранение недостатков в музейном деле, стало распоряжение Президента Российской Федерации от 1992г. №451-рп, согласно которому надлежало создать музей религиозной культуры на площадях существующего, а светскую часть экспозиции разместить в других местах.
Реализация этого распоряжения столкнулась с большими проблемами. Для экспонатов, представляющих искусство советской эпохи, выделили бывшее помещение Конного двора Лавры, которое специалисты оценили как неприспособленное для экспозиции. Музейные работники заняли очень жёсткую позицию, в том числе по неделимости экспозиции. Их доводы продиктованы формальным подходом к методам её формирования, нежеланием понять, что в основе учреждения музея лежит внешне благой, но, по сути, противоправный акт. В областной и центральной прессе идёт полемика, где стороны апеллируют к различным кругам общественности, доказывая собственную правоту.
Несомненно, существует для этого конфликта взаимоприемлемое, компромиссное решение. В качестве попытки его достичь был издан Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1997г. №5441-рп. Но ситуация не разрядилась до сих пор, поскольку снова реализация положений Указа столкнулась с техническими и организационными трудностями. При этом следует отметить, что Церковь сделала шаг навстречу и не настаивает на возвращении себе в собственность религиозной части экспонатов музея; будучи оставшимися в государственной собственности, они становятся лишь подотчётными Церкви, которая гарантирует их сохранность и доступность для экскурсантов независимо от отношения к религии. Однако ответного шага не последовало.
Ещё более сложно фиксировать изменения, происходящие в сфере духовной культуры, связанной с передачей содержания ценностей культуры посредством печатного слова, изображения и звука (книга, пресса, радио, телевидение). Это особенно касается чтения книг и просмотра телепередач. Меняются культурные функции названных каналов информации: уменьшаются эстетические, возрастают утилитарные. Более четко проявляются изменения интенсивного, а не экстенсивного участия личности в культурной деятельности. Растёт общая распространенность чтения, в особенности литературы лёгкого жанра, но уменьшается число систематических читателей толстых журналов. Меняются показатели чтения еженедельников, и сокращается участие интеллигенции в этом виде культурной деятельности, что приводит к сглаживанию диспропорции, которая существовала ранее в различных социально-культурных группах.
На современной фазе развития ценностных ориентаций особенно важно, чтобы общество создало необходимые условия развития для плодотворного духовного развития личности. Мера развития духовной культуры определяется не только её содержанием и богатством духовных ценностей, но и характером связей личности, способом распределения и интернализации ценностных ориентаций, степенью проникновения культуры в духовный мир личности, который в совокупности и определяет степень культурного прогресса общества в целом.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время, указывает на срочную необходимость поиска оптимальных ценностных ориентаций культурной деятельности населения для различных социальных групп. Стремление к равному развитию всех видов и форм передачи ценностных ориентаций является нерациональным как с точки зрения финансовых, кадровых и технических возможностей, так и, прежде всего, с точки зрения реальных общественных потребностей. Поиск оптимальных условий может быть основан на систематических, хорошо организованных социологических исследованиях, включающих проблематику культурных потребностей личности, как по вертикали, так и по горизонтали.
Освобождение культурной политики от идеологических мифов и иллюзий создаст условия для функционирования всех феноменов духовной культуры, позволит реализовать модель ценностных ориентаций личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры, что позволит обеспечить:
- формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, к идеалам и ценностям, их возрождение и развитие;
- помощь личности в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований;
- развитие потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях;
- приобщение к системе базовых ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры страны;
- создание оптимальных условий для реализации способностей различных групп населения с учетом их интересов и потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности;
- воспитание законопослушной личности, уважающей нормы коллективной жизни, социальной и гражданской ответственности;
- воспитание любви к труду как высшей ценности жизни, потребности в труде на благо общества, в нравственно здоровом образе жизни.
Всё это позволит разработать новую парадигму в рамках исследований по разработке концепции знаково-контекстного ценностного ориентирования при формировании духовной культуры личности.
Наше исследование хочется закончить словами одного из великих мыслителей современности Ивана Ильина: «Мы не представляем дело так, будто ближайшие поколения людей могут и должны «создать христианскую культуру». Не создавать, а вновь вступить на путь этого создания, вернуться к нему, возобновить этот прервавшийся процесс. Иными словами: возродить в себе христианский дух и пропитать им весь жизненно-творческий процесс. Мы не думаем также, что современная секуляризованная и нехристианская культура подлежит целиком отвержению - ни наука, ни искусство, ни право, ни хозяйство, но они подлежат творческое пересмотру и обновлению в духе христианском.
Всякое совершенствование начинается с сердца и совершается в свободе. Именно так мы представляем себе творчество христианской культуры: сердца людей, потрясённые уже пережитым и ещё предстоящими бедствиями, вызванными духом безбожия и противохристианства, начнут свободно возвращаться ко Христу и к внесению даров Его Духа в жизнь и в культуру»1.
1 Ильин И. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992, С.80.
Список научной литературыМень, Михаил Александрович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абрамян Л. Первобытный праздник и мифология. М., 1983.
2. Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская беседа. 1856, № 6, С.12-14.
3. Андреев Д.Л. Роза Мира. М., Прометей, 1991.
4. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.,1988.
5. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии (Опыт реконструкции мировосприятия). М., Наука,1984.
6. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л., 1947.
7. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. М., 1997.
8. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
9. Афанасьева О.В. Творчество: свобода, необходимость. Сущность творчества. Пути повышения творческой активности. М., 1995.
10. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии, мифологии. М., 1996.
11. Алексеев В.П. Палеоантропология и история // Вопросы истории.1985, №1, С.13.
12. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Под ред. А.Ф.Грязнова. М., 1998.
13. Антология исследований культуры. Т. 1, СПб., 1997.
14. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.,1989.
15. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1-3, М., 1991.- 17016. Баранов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросыфилософии. 1991, №8, С.17-21.
16. Баткин JI.M. Тип культуры как историческая ценность //
17. Вопросы философии. 1989, №9, С.83-84.
18. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
19. Беляева Л.И. Трансформация социальной структуры российского общества // Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996, С.104.
20. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.
21. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
22. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
23. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
24. Бестужев-Лада И.В. Деградация искусств XX века глазами социолога // Искусство и образование. 1998, №4, С.81-89.
25. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996, №2, С.3-9.
26. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
27. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М., 1997.
28. Высоковский А.А. Субстанциональные свойства среды // Городская среда: проблемы существования. М., 1990.
29. Высоковский А.А. Город и культура: смыслы и ценности // Наука о культуре: итоги и перспективы. Наука. Инф. сборник. РГБ, Вып.1, М., 1998.
30. Введение в культурологию / Под ред. Е.В.Попова, М., 1995.
31. Губман Б.Jl. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.
32. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
33. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.
34. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
35. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
36. Города Московской области: Инф.-стат. справочник. / Моск. обл. ком. гос. статистики. М., 1996.
37. Город и культура. Сб. научных трудов. СПб., 1992.
38. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
39. Гусейнов А.А. Нормы культуры есть нормы человеческой свободы //Культура и перестройка. М., 1990, С.80-84.
40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1995.
41. Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношении. СПб., 1842, С. 173.
42. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
43. Делез Ж., Гаваттари Ф. Что такое философия? М., 1998.
44. Динамика ценностей населения реформируемой России / Под ред. Н.И.Лапина, Л.А.Беляевой, М., Эдиториал УРСС, 1997.
45. Дискин И.М. Культура: стратегия социально-экономического развития. М., 1990.
46. Дондурей Д.Б. Квартира: новый тип учреждения культуры // Культура и город. 1987.
47. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. СПб., 1911, С.272-273.
48. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.
49. Духовные ценности и молодое поколение: Тезисы научно-практической конференции молодых ученых Москвы, 25-26 марта1998 года / Моск. гос. ун-т культуры. Научн. ред. Киселева Т.Г., Чернова О.В. Редкол.: Аронов А.А. и др. М., 199, С.257.
50. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.
51. Ерасов Б.С. Универсальный характер российской модернизации // Модернизация и национальная культура. М., 1995, С.39-55.
52. Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
53. Зайцева J1.M., Заславская А.В., Панкова Н.Г. Становление институтов управления / Культура и общество в Российской империи // Культура на перепутье / Сост.: Сорочкин Б.Ю., Зайцева Jl.M. М., 1987, С.7-17.
54. Закон Российской Федерации «Основы Законодательства Российской Федерации о культуре». М., 1992.
55. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Государственного Комитета по высшему образованию. М., 1996, №10, С.1-59.
56. Заринская И.З. Эстетические ценности в «деревенской», «городской», «полугородской» культуре // Ценности, образ жизни и жилая среда. М., Труды ВНИИТЭ, Техническая эстетика. 1987, №51.
57. Закон Божий (Первая книга о православной вере) / Под науч. ред. М.Добужинского, М., 1996.
58. Зотов А.Ф. Русская культура: своеобразие или «привычная своеобычность»? // Русская культура вне границ. Информ.-аналит. сборник. М., 1996, Вып.4, С.3-4.
59. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры. М., 1994, С.5-11.
60. Зуйко Ю.П., Фейгинов С.Р. Гуманистическое клубоведение: системный анализ (субъект-субъектные взаимоотношения в клубе) //
61. Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений. Пермь, 1989.
62. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. Т.2. Созерцание жизни. М., 1996.
63. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997.
64. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
65. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные связи // Гуманитарий. Еженедельник №1, СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995, С.73-82.
66. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. СПб., 1996.
67. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998.
68. Ильин И. Основы христианской культуры. Женева, 1937.
69. Ильин И. О сущности правосознания. М., 1993.
70. Иохельсон В.И. Материальная культура и социальная организация. СПб., Наука, 1997.
71. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
72. Каган М.С. Проблемы эстетической и художественной ценности в теории архитектуры и дизайна // Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990.
73. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
74. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1999.
75. Кагаров Е. Очерк современного состояния мифологической науки // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914, Т. 5.
76. Кант И. Религия в пределах только разума. М., 1980.
77. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., Терра, 1992, С.569
78. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.
79. Касавин Т.И. Миграция, креативность, текст. СПб., 1999.
80. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. Проблемы теории исторического процесса. М., 1981.
81. Киселева Т.Г., Красильииков Ю.Д., Стрельцов Ю.А. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития на современном этапе. М., 1995.
82. Когнитивная эволюция и творчество / РАН; ин-т философии; отв. ред. Меркулов И.П. М., 1995.
83. Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М., Политиздат, 1990.
84. Комиссаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. М., 1991.
85. Корель JI.B. Социально-территориальные группы сельского населения: особенности условий и образа жизни // Условия и образ жизни сельского населения. Новосибирск, 1990, С.115.
86. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
87. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
88. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994, №1, С.38-59.
89. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
90. Круглова JI.K. Основы культурологии. СПб., 1995.
91. Кравченко И.И. Модернизация и судьбы сегодняшней России // Модернизация и национальная культура. М., 1995.
92. Кудрина Т.А., Шендрик А.И., Комиссаров С.Н. Культура села -проблемы возрождения. М., 1992.
93. Кудрина Т.А. Политика и культура. М., 1993.
94. Кудрина Т.А. Российское село: зона культурного бедствия // Клуб. 1993, № 5, С.16-18.
95. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под редакцией А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. М., МГУК, 1998.
96. Культурно-просветительные учреждения Российской Федерации в цифрах за 1996, 1997, 1998 годы. М., 1999.
97. Куббель J1.E. Культурная традиция в информационной сети культуры: функционирование и трансформация // СЭ, 1985, №6.
98. Кузнецова Т.В. Народное художественное творчество. М., 1985.
99. Кучмаева И.К. На пути к модели культурного центра // Культура и перестройка. М., 1990, С. 124-141.
100. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. М., 1996.
101. Культура: теории и проблемы / Под ред.Т.Ф.Кузнецовой. М., 1944.
102. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1995.
103. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. М., 1996.
104. Культурология XX века: Словарь / Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.
105. Культурология XX век. Словарь / Под ред. С.Я.Левит. СПб., 1997.
106. Культурология XX век. Энциклопедия. В 2 т. / Под ред. С.Я.Левит. СПб., 1998.
107. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
108. Лазарев В .В. Категоричность и проблематичность в нравственных нормах // Культура и перестройка. М., 1990, С.99-106.
109. Лапин Н.И. Введение // Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
110. Лапин Н.И. Базовые ценности россиян вчера и сегодня // Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
111. Лапинская В.А. Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках русского населения Алтайского края. // Русские: семейный и общественный быт. М., Наука, 1989.- 176112. Лисовский В.Т. Мифы и реальность (духовный мир человека) //
112. День науки в Санкт-Петербургском университете профсоюзов.
113. Материалы конференции. СПб., 1996, С. 184-191.
114. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983.
115. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Л., 1985.
116. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991.
117. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992.
118. Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1969, №14.
119. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки построения моделей образа жизни // Социологические исследования. 1984, №2. С.74-76.
120. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
121. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973, С.328.
122. Марков А.П. Возвращение к индивидуальности и перспективы клуба // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений. Пермь, 1989. С.69.
123. Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1996.
124. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
125. Марченков В.Г. Начала православия. М., Петит, 1991.
126. Межуев В.М. Проблемы культуры в домарксистской философии // Проблемы философии культуры. М., 1984.
127. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1973; Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л., 1972, С. 171.
128. Мень А.В. (протоиерей). История религии; В 7 т.: В поисках • пути, истины и жизни. Т.2, Маизм и единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей. М., 1991.- 177128. Мень А.В. (протоиерей). Тайна жизни и смерти. М., Знание, 1992.
129. Мень А.В. (протоиерей). Сын человеческий: (Об Иисусе Христе). М., 1992.
130. Мень А.В. (протоиерей). Православное богослужение. Таинство, слово и образ. М., 1991.
131. Минкин А. Необходимость цензуры. Газета «МК», 1 июня 2001 г.
132. Минкин А. Смерть или цензура. Газета «МК», 8 июня 2001 г.
133. Митрополит Питирим. Культура и перестройка. М., 1990.
134. Мороз Е.Э. Социологические аспекты изучения фольклорного движения на современном этапе // Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. М., 1990.
135. Морфология культуры: структура и динамика / Под ред. Э.А.Орловой. М., 1994.
136. Мыльников И.С. Основы исторической типологии культуры. JL, 1979.
137. Мяло К. Оборванная нить // Новый мир. 1988, №8. С.226-230.
138. Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1990.
139. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. Тишков В.А. М., Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. 1999.
140. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVII начало XIX века. М., 1988.
141. Новаторов В.Е. Главный инструмент воспитания. М., 1982.
142. Немировская JI.3. Культурология. М., 1997.
143. Новикова JI.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса // Цивилизация. 1992, Вып.1. С. 156168.
144. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.- 178145. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активностьчеловека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
145. Орлова Э.А. Регулятивные образования в культуре. Генезис и функционирование // Культура и перестройка. М., 1990.
146. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., МГУК, 1994.
147. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основы культурной политики. М., 1993.
148. Орлова Э.А. Городская среда как культурно-историческое явление // Эстетическая культура. М., 1996, С. 179-200.
149. Очерки истории культуры / Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 1997.
150. Панарин А.С. Политология о России: между объяснением и пониманием // Модернизация и национальная культура. М., 1995. С.56-63.
151. Панова С.Г., Розин В.М. Модели учреждений культуры: принципы формирования, эволюция // Прорыв к реальности. М.,1990.
152. Патрушев В.Д., Караханова Т.М., Кушнарева О.Н. Время жителей Москвы и Московской области // Соц. исследования. 1992, №6, С.98-101.
153. Перепелицын M.JI. Философский камень. М., 1990.
154. Петров М. Культура и провинция // Новый мир. 1992, №8. С.267.
155. Пивоваров Ю.А. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века// Общественные науки и современность. 1996, №3. С. 12-22.
156. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997, С. 169.
157. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1997.
158. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
159. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М., 1997.
160. Постижение культуры: концепции, диалоги, дискуссии. Вып. 3-4, М., 1995; Вып. 5-6, М., 1996; Вып. 7. М., 1998.- 179162. Прошин Г. Второе крещение // Как была крещена Русь. М., 1989.
161. Пределы предсказуемости / Под ред. Ю.А. Кравцова. М., 1997.
162. Разумный В.А. Введение в сравнительное вероучение. 4.2 / Рос. Ин-т. переподготовки работников искусства, культуры и туризма. М., 1999, С.81.
163. Ракитов А.И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. М., 1982.
164. Регионоведение: Учебник для студентов вузов / Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. и др.; Под ред. Морозовой Т.Г., М., Банки и биржи. ЮНИТИ, 1999, С.419.
165. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
166. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1997.
167. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996.
168. Романов В.Н. История развития культуры. Проблемы типологии. М., 1991.
169. Руднев В.П. Морфология реальности. М., 1996.
170. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
171. Разголов К.Э. Художественный процесс и потребности человека в искусстве // Вопросы философии. 1986, №8, С.92-98.
172. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987, С.64.
173. Русские: семейный и общественный быт. М., Наука, 1989.
174. Савицкая В. О. Китч и народное искусство (К постановке проблемы) // Проблемы народного искусства. М., 1982, С.58-64.
175. Селезнева Е.Н. Культурная политика сегодня: рецидивы историцизма? // Социологические исследования. 1996, №10, С .127129.
176. Селиванов В.В. Об уровнях художественной культуры городского населения // Город и культура. СПб., 1992, С.66-70.- 180179. Семенский В.И. Домашний быт и нравы крестьян во второйполовине XVIII в. // Устои. 1988, С. 1-2.
177. Семенова Е.А. Национально-этнические аспекты народной культуры в ситуации мегаполиса (Москва 90-х гг.) // Ориентиры культурной политики. 1998, №1, С.71-103.
178. Симонов П.В., Ершов П.М. Что такое душа? // Происхождение духовности. М., 1989.
179. Смагин Б.А. Социокультурная городская среда и развитие личности // Город и культура. СПб., 1992, С.35-38.
180. Смыков Ю.И., Гончаренко JI.H. Город и деревня Поволжья в период капитализма: основные направления и характер взаимодействия // Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. М., 1989, С.77-83.
181. Современность и фольклор. М., 1977.
182. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика) / РАН; ин-т философии; отв. ред. Киященко Н.И. М., 1998, С.301.
183. Соколов Э.В. Город глазами культуролога // Город и культура. СПб., 1992, С.3-4, 7.
184. Соколов Э.В. Культурология. М., 1994.
185. Сорокин П.А. Структурная социология // Человек, цивилизация, общество. М., 1992, С.433-434.
186. Сорочкин Ю.Ю., Зайцева JI.M. Культура на перепутье. М., 1994.
187. Социология социальных изменений. М., Аспект-Пресс, 1996.
188. Стариков Е. Маргиналы, или размышления на старую тему «Что с нами происходит?» // Знамя. 1989, №10, С. 133-134.
189. Старовойтова Г.В. Этнические группы в современном городе // Расы и народы. М., 1987.
190. Старостин Б.С. Проблемы модернизации: история и современность // Модернизация и национальная культура. М., 1995, С.17-18.
191. Сильвестров В.В. Философский взгляд обоснования теории и истории культуры. М., 1990.
192. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., Мысль, 1991.
193. Тульцева JI.А. Ритуально-праздничная культура в современном досуге // Традиционные формы досуга: история и современность / Государственный республиканский центр русского фольклора. М., 1999. С.164-185.
194. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
195. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М., 1994.
196. Федотов Г. Судьба и грехи России. В 2 т. СПб., 1992.
197. Федотова В.Г. Плюсы и минусы модели «догоняющей» модернизации // Модернизация и национальная культура. М., 1995, С.65-68.
198. Фейербах Л. Сущность религии. М., 1955.
199. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, 6-е изд. М., 1991.
200. Флиер А .Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. М., 1994, №5, С.14-17.
201. Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии России. Очерки. М., МГУКИ, 2000.
202. Фромм Э. Психоанализ и религия. Сумерки богов. М., 1989.
203. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов. М., 1989.
204. Флоренский П.А. Эстетические ценности в системе культуры. М., 1988, С.122-123.
205. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. М., 1988, №6. С. 119.
206. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.- 182210. Харчева В.П. Взаимосвязь эстетических и моральных норм вразвитии личности // Культура и перестройка. М., 1990, С. 106-113.
207. Хлопина О.В. Новая культурная политика в странах Западной Европы и США. М., 1990, Вып. 12. С.З.
208. Хренов Н.А. Картины мира и образ города // Наука о культуре: итоги и перспективы. Науч. -инф. сборник. Вып.1. / РГБ. М., 1998, С.28-30.
209. Художественная культура и развитие личности. М., 1987.
210. Чернышева М.Б. Музыкальная культура русского населения Верхокамья // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982, С. 129-138.
211. Чистов В.К. Фольклор в культурологическом аспекте // Гуманитарий. Ежегодник №1. СПб., ТОО ТК, «Петрополис», 1995, С.164-165, 171.
212. Швыдкой М. Поражение или обновление? Оптимистические заметки о российской культуре // Независимая газ. 1995, 1 февраля.
213. Шевченко В.Н. Теория модернизации с социально-философской точки зрения // Модернизация и национальная культура. М., 1995, С.70-77.
214. Ядов В.А. Перестройка требует научного знания о социальном субъекте общественных процессов // Социология перестройки. М., Наука, 1990, С. 179.1. Источники и документы
215. Библия (книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета). М., Библейские общества, 1995.
216. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» М., Политиздат, 1988.
217. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (оф. текст Государственной Думы ФС РФ). М., 1998.
218. Распоряжение Президента РФ от 1992г. № 451-рп.
219. Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г. №281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества».