автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Бессонов, Евгений Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи"

на правах рукописи

Бессонов Евгений Георгиевич

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ (философско-аксиологический анализ)

Специальность 09.00.13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург 2006

Работа выполнена на кафедре философии и социологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент Давыденкова Антонина Гилеевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Гулин Василий Петрович

кандидат философских наук, доцент Спивак Веда Игоревна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Защита состоится « апреля 2006 года в *'-* час.^_^ мин. на заседании диссертационного совета Д 800.009.01 при Государственном образовательном учреждении «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина» (196605, г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 10, конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина.

Автореферат разослан « / / » марта 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат культурологии, доцент

С.С. Миняйло

I. Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика является актуальной для философии культуры и философской антропологии, ориентированных на выявление человеческого содержания культурных форм и социальных отношений. По системе ценностей можно судить не только о потребностях человека, но и о состоянии конкретного общества. Системный кризис, затронувший социальную структуру российского общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР, закономерно привел к смене социальных и экономических ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Специфика ценностного подхода в современной отечественной философии культуры обусловлена в первую очередь формированием новой нормативно-ценностной структуры российского общества, что непосредственным образом влияет на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и низкая социальная адаптивность - все это обусловливает специфический характер культурной самореализации молодого человека. Исследование молодежной субкультуры тесно связано со многими отраслевыми задачами общества - военными, массово-

коммуникационными, демографическими, задачами медицины и здравоохранения, морали, образования, формирования общественного мнения и т.д. Поэтому исследование молодежной проблематики актуально в контексте развития всего общества.

Значимость культурного уровня населения страны для успешной реализации социальных проектов и поддержания целостности и единства общества актуализирует проблему ценностных установок, ориентиров и культурных идеалов молодежи. Перспективы развития России во многом зависят от активной позиции личности. Модернизационные процессы, быстрое внедрение в жизнь коммуникативного способа мышления особенно остро ставят вопрос культурного самоопределения человека, возрастает сложность воспитательной работы по формированию мировоззренческих позиций и духовной культуры личности молодого человека. Особо значимо это в условиях коммерциализации самого кульгурного процесса, когда общество постепенно отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам «массовой» культуры.

«>С НАЦИОНАЛЬНА V.

библиотека

Духовность конкретной эпохи проявляется в общественном сознании и культуре. Нравственность, как сказано в словаре русского языка С.И. Ожегова, - это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение». Другими словами, под нравственностью полагается внутренняя устойчивость человеческих целей, намерений и задач, соответствующих целям и задачам общества, надежность человека в системе социокультурных отношений. В духовно-нравственной сфере можно выделить такие основные направления, как культура личности, воспитание, образование. Именно кризис в этих трех направлениях актуализировал проблему определения ценностных ориентиров современной российской молодежи.

Степень разработанности проблем, поднимаемых в диссертации. В современную науку достаточно прочно вошли в оборот такие понятия, как «ценности», «ценностные ориентиры», «духовная культура», «нравственно-эстетическая культура», «мировоззренческая культура» и др. Это создает определенные предпосылки для изучения и философских рефлексий, касающихся не только понятия «культура», но и таких духовных феноменов, как «ценностные ориентиры современной молодежи» и «мировоззренческая культура личности». Имеется определённый научный фундамент для изучения названных актуальных проблем современных исследований. Можно выделить несколько групп исследовательских работ, относящихся к проблеме духовных ценностей, ценностных ориентиров личности, мировоззренческой культуры как показателю направленности духовно-нравственных ориентиров личности, в том числе и молодого человека.

К фундаментальным исследованиям относятся труды таких известных ученых в данной области, как В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, М.С.Каган, Н.О.Лосский, В.Н.Сагатовский и др., которые внесли огромный вклад в изучение проблемы духовности человека, методологических основ становления и развития духовной культуры личности. Также необходимо отметить отечественных ученых, анализировавших данный феномен в военно-социальной области: Г.А. Ашев, A.B. Барабанщиков, В.Д. Карандашов, B.C. Лукашов и др.

К современным работам в данной предметной области исследования можно отнести ряд трудов ученых, которые разрабатывают проблему преемственности в становлении и развитии духовно-нравственной культуры личности применительно к сегодняшнему этапу

истории российского общества. Это работы таких исследователей как Т.В.Андрякова, Н.В.Голик, С.Ю.Гогерчак, А.И.Левин, В.П.Леньшин, Т.Г.Лешкевич, В.Т.Лисовский, М.А.Маниковская, Н.Б.Маньковская, А.М.Сидоров, Т.В.Степанова, Л.Н. Столович, Л.И.Фесенкова, Т.В. Черкасова.

Разработка современных аксиологических проблем, включающая в себя философско-теоретический анализ ценностей духовной культуры, связана с именами А .Я. Гуревича, Б.С. Ерасова, А.П. Желобова, И.Н. Ионина, Г.В. Стельмашука и др. Данная проблематика представлена также в диссертационных исследованиях О.В. Жуковой, A.B. Сундеевой, A.B. Хатченкова, В.А. Волобуева, Е.В. Полторакина, Н.Е Хабибовой и др. Однако никто из указанных авторов специально не ставил себе задачи разработки проблемы ценностных ориентиров современной молодежи на примере формирования культуры личности представителей воинской молодежи, курсантов военных высших учебных заведений.

Цель и задачи исследования. Объектом исследования является духовная культура личности, а предметом исследования выступают ценностные ориентиры личности современного молодого человека, в том числе представителя воинской молодежи. Целью исследования является разработка философско-теоретических оснований ценностных ориентиров духовной культуры современной молодежи.

Одно из основных мест в духовной культуре занимают нравственно-эстетическая культура и культура мировоззренческая. Изучение процесса их взаимосвязи, поиск центрального звена, характеризующего сущность духовной культуры личности, тесное единство мировоззренческой и нравственно-эстетической культуры является главной теоретической проблемой данной работы. Для достижения цели исследования в диссертации поставлены следующие основные задачи:

1. Выявить влияние духовных (субъективных) ценностей и ценностных ориентиров на культуру личности.

2. Проанализировать нравственно-эстетическое развитие личности как основу духовной культуры человека.

3. Определить роль и значение художественной культуры и искусства для формирования ценностных ориентиров современной молодежи.

4. Произвести теоретический анализ ценностных ориентиров мировоззренческой культуры молодежи (на примере курсантов военно-морских учебных заведений).

5. Сформулировать методологические основы модели развития мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений.

Методология исследования. Методологической основой диссертации является метод конкретно-сравнительного анализа, принцип историзма. Диссертационное исследование базируется на совокупности взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах классиков отечественной философии, трудах современных ученых. Эмпирическую базу исследования представляет ряд конкретно-социологических исследований, которые проводились с курсантами Военно-морского института радиоэлектроники имени A.C. Попова.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Выделен и исследован основной блок понятий, необходимых для анализа ценностных ориентиров духовной культуры: «культура как ценность», «культура общества и культура личности», «духовная культура личности», «ценностные ориентиры», «эстетическое развитие», «мировоззренческая культура личности», «социальная идентичность молодежи» и др.

2. Определены теоретические положения, характеризующие воинскую молодежь как социокультурную группу.

3. Проанализированы духовно-нравственнные процессы формирования и развития ценностных ориентиров современной российской молодежи, в том числе и курсантов.

4. Введены в научный оборот авторские материалы социологических исследований, позволяющие анализировать тенденции и противоречия процессов формирования ценностей и ценностных ориентиров современной молодежи.

5. Определено направление ценностных ориентиров мировоззренческой культуры в системе профессиональной подготовки курсантов военно-морских учебных заведений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовная культура молодежи определяется ценностными ориентирами, характерными для данного этапа развития общества.

2. Основой духовной культуры молодежи выступают исторические традиции и нравственно-эстетические ценности.

3. Модель формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений имеет конкретные теоретико-методологические основания.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Данная работа выявляет духовно-нравственные основы культуры молодежи и является базой для дальнейшего исследования в области изучения ценностных ориентиров личности. Автором теоретически обоснована модель формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры личности курсантов военно-морских учебных заведений на современном этапе развития Вооруженных сил России, что вносит значительный вклад в философскую антропологию и философию культуры. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выявить закономерности формирования ценностных ориентиров в развитии духовной культуры современной молодежи, в том числе военной. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в процессе профессиональной подгоювки военных специалистов, в преподавании общих курсов по философии, философии культуры, в разработке учебно-методического комплекса «Этика и эстетика. Эстетическое воспитание военнослужащих», спецкурса «Мировоззренческая культура курсантов военно-морских учебных заведений».

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты диссертации изложены на конференциях различного уровня: Международные конференции в рамках «Дней Петербургской философии» (СПбГУ 2002, 2003 , 2004, 2005); III Российский общественно-научный форум «Формирование гражданского общества» (СПбГУ, 2003); Межвузовская научная конференция «История и тенденции развития науки на пороге 21 века» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003); Межвузовская научная конференция «Междисциплинарность в современной научной реальности» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004); 15-я межвузовская научно-техническая конференция «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов» (ВМИРЭ им. A.C. Попова, 2004); отчет по научно-исследовательской работе «Методологические аспекты этического и

эстетического воспитания курсантов психологического факультета» (шифр «Культура») (ВМИРЭ им. A.C. Попова, 2004) XI Международная научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: современное состояние, перспективы, развитие» (СПб: Высшая школа народных искусств (институт), 2005).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов и приложения. Библиографический список включает 235 наименований.

II. Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы, рассмотрена степень ее разработанности, сформулированы цель и задачи исследования, его методологические основы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы.

В главе 1 «Теоретико-методологические основы становления ценностных ориентиров современной молодежи», состоящей из трех параграфов, рассматривается проблема формирования нравственно-эстетических ценностей как основы становления духовной культуры личности молодежи.

В первом параграфе «Нравственно-эстетические ценности как основа духовной культуры личности молодого человека» автор выделяет и анализирует основной блок понятий, необходимых для анализа ценностных ориентиров духовной культуры. Опираясь на теоретические работы В.Т. Лисовского, под молодежью понимается социально-возрастная группа, находящаяся в процессе профессионального и социального становления За нижнюю границу возраста молодого человека условно можно принять 15-18 лет - срок окончания обучения в средней школе, а за верхнюю - 30 лет - период окончательного среднестатистического включения в социально-профессиональную структуру общества.

В многообразии применений термина «культура» автор диссертационного исследования выделяет аксиологический подход определению культуры таких ученых, как Н.А.Бердяев, В.А.Бачинин, Г.П.Выжлецов, П.С.Гуревич, В.Д.Диденко, А.Г.Здравомыслов, Н.С.Злобин, С.Н.Иконникова, М.С. Каган, JT.H. Коган, В.Д.Лелеко, В.М.Липская, А.В.Луначарский, В.А.Малахов, М.К. Мамардашвили, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, В.Н. Сагатовский, Л.Н. Сголович, Э. Тайлор, В.Г.Федотов, П.А. Флоренский, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, К.З.Чавчавадзе и др. Культура в широком смысле слова - это специфический, конкретно-

исторический, социально-обусловленный продукт материального и духовного производства, выражающий степень освоения человеком окружающего мира, уровень развития собственной социальной сущности и практических способностей людей. Это совокупность материальных и духовных, субъективных и объективных ценностей; это процесс превращения личностных ценностных ориентиров в предметные ценности.

В работе отмечается, что ценности представляют единство значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала, и их анализ. Поэтому актуальное соотношение ценностей рассматривается в связи с потенциальными формами ценностного отношения. Ценностные ориентиры выражают собой определенный выбор и перспективу того, что отсутствует. Ценность, по М.Хайдеггеру, есть опредмеченная цель, выражающая потребности представления, которое само утверждает себя в мире. Духовные ориентиры выражаются в различных формах и видах культуры, и, как подчеркивает А.Г.Здравомыслов, они включают в себя представления о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. И это особенно значимо для развития духовной культуры молодого человека.

В данном параграфе обосновывается положение, что тип духовной культуры складывается в зависимости от структуры ценностных ориентаций, от того, какие ценности являются доминирующими в данной иерархии. В зависимости от господствующего типа ценностей В.Г.Федотова, например, выделяет такие типы духовности, как "эстетизм", "этизм", "теоретизм" и др. Эстетическое развитие - это систематическое, продуманное и целенаправленное обращение к мысли, к сознанию людей. Его смысл и цель состоят в том, чтобы вырабатывать в людях эстетическое представление об окружающем мире. Оно должно научить их самостоятельно понимать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, величественное и ничтожное, героическо-романтическое, трагическое и комическое и т. д. Эстетическое воспитание - это систематическое, научно мотивированное обращение к человеческим эмоциям, к исторически развившимся духовным чувствам красоты. Оно, как отмечает Л.Н.Столович, призвано вырабатывать в людях не только навыки, но и привычку непосредственного и постоянного непрерывно обновляемого общения с истинно прекрасным, как духовно-ценностным.

Во втором параграфе «Влияние духовных ценностей на культуру личности» автор рассматривает взаимосвязь понятий «духовность» - «культура» - «ценности» и их значение для личностной культуры. Это делается с опорой на работы таких исследователей, как С.Ф.Анисимов, Ю.Г.Буртин, Л.И.Геращенко, Ю.П.Вяземский,

A.Г.Давыденкова, П.М.Ершов, В.Зеньковский, Р.А.Зобов, М.С.Каган, И.Ф.Кефели, В.И.Ксенофонтов, Т.Кун, А.Ф.Лосев, Г.Е.Николаева,

B.Л.Обухов, А.С.Панарин, В.Т.Пуляев, В.В.Селиванов, О.Г.Селивоненко, И.В.Силуянова, П.В.Симонов, Ю.Н.Солонин, Л.И.Сугакова, В.Г.Федотова и др.

В параграфе отмечается, что общественное сознание - это целостное духовное явление, обладающее структурой, уровнями и формами, в котором отражается общественное бытие конкретной социальной общности, в конкретный период своего развития. Как отмечает Ю.Н.Солонин, говоря о гражданском обществе в контексте российских проблем, молодежь наша живет сегодня в обстановке смутного представления об исторических традициях нашей Родины. С каждым годом влияние прошлого на настоящее уменьшается. Информация и идеи доходят до человеческого сознания, минуя государственные границы, и тем самым формируют глобальное общественное сознание. Это означает, что недопустима культурная «самоизоляция», которая неминуемо приведет к кризису веры в этические, нравственные основы, создаст колоссальные трудности в процессе воспитания молодежи. С другой стороны, отказ от духовной самоидентичности России может привести к тому, что, говоря словами А.С.Панарина, встанет «вопрос о нашем праве на существование вообше, о национальном бытии как таковом».

В диссертации отмечено, что неоспоримыми общими духовно-нравственными ценностями являются патриотизм, державность, основы гуманистической морали, здоровый образ жизни, эстетическое и физическое воспитание. Патриотизм можно охарактеризовать так, как предложил О.Г.Селивоненко в качестве социально-педагогической проблемы: как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей нравственными и другими качествами, до осознания ее неразделенности, единства с Отечеством, необходимости служения своему народу и Родине.

В диссертационном исследовании выделено несколько подходов к определению содержания философии ценностей.

Во-первых, понятие «ценность» невозможно раскрыть, не обращаясь к понятию «оценки», то есть соотнесению реальных явлений с ценностями. С другой стороны, понятие «ценность» соотносится с понятием «цели», то есть проекта достижения той или иной ценности. Цели, формулируемые на основе ценностей и ценностных ориентиров -это масштабные, смысложизненные установки. Ценности как координаты человеческого мира способствуют его устойчивости, они организуют целенаправленную человеческую деятельность. В известном смысле ценности выступают в качестве критерия оценки любого культурного явления. Культура в этом аспекте является мерой воплощенное™ ценностей в человеческой жизни.

Во-вторых, ценности - это то, что ориентировано на самореализацию человека. Человек всегда ценит то, что способствует его самореализации, и поэтому самореализация у него связана с внутренней активностью. Под самореализацией понимается наиболее полное раскрытие способностей, талантов, потенций и возможностей человека, осуществляемое путем включения его в социальные структуры. Социолог Л.И.Геращенко выделяет две группы факторов, оказывающих влияние на процесс самореализации: внешние (наличие или отсутствие социального заказа на способности человека, его потенции, мера востребованности их со стороны социальных структур) и внутренние (степень развитости способностей, качества характера, воля, привычки человека, гибкость мышления и т.д.).

Философское понимание ценностей предполагает выделение следующих их особенностей: во-первых, осознанносгь ценностей человеком; во-вторых, воплощенность ценностей в человеческой жизни в той или иной форме; в-третьих, противопоставленность ценностей как должного, идеала и реальности; в-четвертых, включенность ценностей в целеполагающую и оценочную деятельность человека; в-пятых, взаимосвязь предметных и духовных ценностей с культурно-институциональными процессами.

В последнее время все больше авторов разделяют точку зрения Н.А.Бердяева о том, что духовность является высшей ценностью. Как отмечает Г.П.Выжлецов, это означает, что 1) духовное рождается и живет только в человеке, для человека и только ему доступно; 2) духовное возникает "каждый раз в единственно возможном и неповторимом проявлении, которому трудно найти более точное слово, чем переживание, являющееся ... наиболее адекватным способом реализации

ценностного отношения". Этот подход можно развить и дополнить. Частично это сделано В.Н.Сагатовским. "Подлинная духовность, - пишет он, - есть диалог и сотворчество души и духа (экзистенции и трансценденции), которое является залогом развивающейся гармонии человека и мира (личности, общества и природы)". В таком понимании духовного, во-первых, глубже представлено то, благодаря чему человек становится личностью. В данном контексте духовность является тем глубинным явлением, которое и определяет неповторимость, индивидуальность культуры личности. Во-вторых, духовность раскрывается как человеческая способность преодоления отчужденности, изолированности в человеческом отношении к другому, содержащая возможность достижения духовного единства. Разделенное! ь между духовным и идеальным, миром ценностей и сферой отчуждения, народом и властью может преодолеть только самостоятельная и духовно свободная личность как творец и носитель духовных начал своего народа. Следовательно, духовное рождается и живет только в человеке; его содержание всегда уникально и неповторимо. Духовные ценности не могут быть приобретены никаким иным путем, кроме как собственным жизненным опытом и духовным трудом по их овладению.

Следствием духовной несамостоятельности является отсутствие духовного опыта, что в свою очередь приводит к необходимости заполнения духовного вакуума, и в качестве "наполнителя" нередко берутся ценности, не способствующие облагораживанию человека, а наоборот, ведущие к его деградации как личности. Как показывает опыт, подтверждаемый данными социологического исследования, это наиболее свойственно молодому поколению.

Духовный опьп личности включает в себя опыт общения, опыт трудовой деятельности, опыт познания, чувственный опыт и многое другое. Почти пророчески звучат сегодня слова С.Л.Франка о том, что "мы страдаем не от избытка, а от недостатка духовной силы... Наша душа обнищала и изголодалась". И лишь нравственно-эстетические начала человека, те ценностные основания, которые восстановят его направленность на добро, сотворение блага, на прекрасное в мире, заставят его осознать то, что человек не одинок в этом мире, что его поступки влияют на окружающую его действительность и через нее возвращаются обратно к человеку. Только духовный опыт может открыть ему, чю такое истинное знание и в чем состоит духовная культура и достоинство личности молодого человека.

Человеку, а, особенно, молодому человеку, нужен фундамент, опираясь на который он смог бы выстоять в сложных условиях современной социальной действительности. Такой фундамент - это внутренний духовный опыт, который делает homo sapiens воистину человеком, го есть духовной личностью, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и духовно наполнять общественную жизнь, семью, Родину, государство. Духовная самодеятельность не является врожденным качеством личности, она вовсе не исключает воспитания и обучения. Наоборот, в человеке, не доросшем до духовной свободы, необходимо воспитывать ее, и всякий, не имеющий духовной самодеятельности, может ей научиться у тех, кто ее уже достиг. Было бы ошибкой, например, потребовать отмены преподавания гуманитарных дисциплин в вузах. Ведь духовной самостоятельности молодым людям: студентам, курсантам - надо учиться, а гуманитарные науки являются одним из главных источников духовного опыта личности. Владеющий этим опытом призван и обязан передавать его другим.

В третьем параграфе работы «Художественная культура в формировании ценностных ориентиров молодежи» проводится подробный философско-теоретический анализ воздействия художественной культуры на личностное становление человека. Отмечается, что, по мнению М.С. Кагана, формирование художественной культуры личности - сложный и противоречивый процесс, в котором большое значение имеют факторы объективные (природа, образ жизни, искусство) и субъективные (воспитательный процесс). Автор подчеркивает, что познавательные возможности искусства безграничны, потому что художественная культура, во-первых, полифункциональна, а во-вторых, потому что она крайне многообразна по своим формам. Многообразие форм художественного творчества является свидетельством многообразия форм познания мира человеком, в том числе и молодым. Не все виды художественного творчества обладают одинаковыми возможностями отражать одни и те же свойства объективного и субъективного мира человека. Автор рассматривает влияние различных видов искусства на формирование эстетической культуры личности. Особое внимание уделено влиянию литературы, изобразительного искусства, народно-прикладного искусства, кино и др., на ценностные ориентиры мировоззренческой культуры личности.

В главе 2 исследования «Модель формирования ценностных начал мировоззренческой культуры личности (на примере курсантов

военно-морских учебных заведений)» раскрываются вопросы, связанные с практическим становлением ценностных ориентиров воинской молодежи в современных условиях.

В первом параграфе «Философско-теоретический анализ субъективных ценностей мировоззренческой культуры в процессе профессиональной подготовки военного специалиста» проанализированы проблемы, связанные со становлением ценностных оснований мировоззренческой культуры личности. Автор выделяет основные этапы развития мировоззрения курсантов военно-морских учебных заведений в современных условиях. В работе подчеркивается, что к основам мировоззренческой культуры относятся мировоззренческие принципы, мировоззренческие знания, мировоззренческие убеждения. Обращено внимание на выявление специфики ценностных ориентиров мировоззренческой культуры военного человека, связанных с его профессиональной деятельностью (защита Отечества, особенности военной службы, специфика службы на флоте и т.п.). Методологической основой анализа мировоззренческой культуры в процессе профессиональной подготовки военного специалиста послужили труды современных российских философов В.П.Гулина, В.Д.Карандашова, В.С.Лукашова и др.

Второй параграф работы «Методологические основы модели мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений» раскрывает практические стороны формирования мировоззренческой культуры воинской молодежи на современном этапе развития Вооруженных Сил России. В качестве основополагающих трудов автор использует работы советского педагога A.C. Макаренко, современного исследователя A.A. Гаголкина. В работе сформулированы ведущие принципы научного подхода к становлению мировоззрения курсантов. В результате анализа автором разработаны методологические основы модели мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений.

Под моделированием понимается метод исследования объектов познания на их моделях. Имеется в виду построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т. д. В аспекте рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы в данной модели анализируется духовно-нравственный и эстетический аспекты

формирования мировоззренческой культуры личности как основополагающие в развитии духовной культуры курсантов военно-морских учебных заведений. Определено, что основные направления формирования духовной культуры курсантов военно-морских учебных заведений заданы требованиями Министерства Обороны РФ к выпускникам военно-морских учебных заведений и положениями Государственного стандарта высшего профессионального образования. Они позволяют выявить и исследовать ценностные ориентиры мировоззренческой культуры курсантов.

Формирование мировоззренческой культуры в высшем военно-морском учебном заведении имеет, по мнению автора, три составляющих: учебную, служебную, личностную, которые полностью отражают повседневную деятельность курсантов. Каждая из этих составляющих формирует различные мировоззренческие установки личности курсанта. Приоритет необходимо отдать учебной составляющей мировоззренческой культуры личности, что позволяет сформировать духовно-нравственные и эстетические критерии поведения, то есть определенные ценностные ориентиры, направляющие развитие и деятельность личности курсанта. Кроме этого, именно учебная составляющая позволяет выявить содержание мировоззренческой культуры в профессиональной деятельности личности и ее духовное развитие. Служебная и личностная составляющие также оказывают немаловажное воздействие, формируя у курсанта высокую воинскую дисциплину, внутренний порядок, личную дисциплинированность и т.п., что достигается посредством проведения целенаправленной воспитательной работы и личностного самосовершенствования.

В заключении подведены общие итоги работы и сделаны выводы по диссертационному исследованию:

1. Духовное рождается и живет только в человеке; его содержание всегда уникально и неповторимо. Духовные ценности не могут быть приобретены никаким иным путем, кроме как собственным жизненным опытом и духовным трудом по их овладению.

2. Воспитать человека как личность означает пробудить в нем духовные переживания и открыть ему доступ к духовному опыту, миру ценностей.

3. Подлинная духовная культура начинается там, где кончается личный, корыстный интерес и появляется общественный интерес, выражающийся в общечеловеческих ценностях. Ценности концентрируют в себе

общечеловеческий позитивный родовой опыт и, тем самым, составляют основу жизнедеятельности людей.

4. Нравственное начало человека и философско-эстетическое восприятие действительности играют ключевое значение в вопросе ценностных ориентиров современного общества, оказывают серьезное влияние на становление духовной культуры личности молодого человека.

5. Художественная культура непосредственно влияет на становление внутреннего мира личности, поэтому необходимо учитывать ее воздействие на формирование ценностных ориентиров молодежи, особенно в современном обществе, когда искусство становится фактически достоянием масс.

6. Формирование ценностных ориентиров духовной культуры личности в высшем военном учебном заведении предполагает дифференцированный подход. Одной из задач в данном процессе является становление мировоззренческой культуры личности курсанта. С этой целью сформированы и представлены теоретико-методологические основы модели формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры личности курсантов.

Основное содержание диссертации изложено в публикациях:

1. Бессонов, Е.Г. Эстетический вкус и личность / Е.Г. Бессонов // День Петербургской философии 2002: материалы круглых столов: Философия науки и техники. Философия культуры и кулыурология. - СПб.: СПбГУ, 2003. С. 155-159.

2. Бессонов, Е.Г. Определение эстетического вкуса общества / Е.Г. Бессонов // История и тенденции развития науки на пороге XXI века. Доклады и тезисы научной конференции. Санкт-Петербург 2830 января 2003 г. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. - С. 214217.

3. Бессонов, Е.Г. Критический анализ преподавания гуманитарного блока дисциплин в ВМУЗе / Е.Г. Бессонов // День Петербургской философии 2003: материалы круглых столов: Философия науки и техники. Философские проблемы военного гуманитарного образования в России. - СПб.: СПбГУ, 2004. - С. 113-117.

4. Бессонов, Е.Г. Духовно-нравственные основы современного гражданского общества / Е.Г. Бессонов // Гражданское общество и реформа местного самоуправления: Сб. материалов III Российского

общественно-научного форума. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 342-349.

5. Бессонов, Е.Г. Основы для введения понятия эстетического вкуса общества / Е.Г. Бессонов // Проблемы человека: гуманитарные аспекты: Сб. научных трудов. - Ч. 1. Философия. История России. -СПб.: Изд-во ГПМА, 2003. - С. 37-39.

6. Бессонов, Е.Г. Аспект веры в интеграции гуманитарного и технического типов культур / Е.Г. Бессонов // Междисциплинарность в современной научной реальности: доклады и тезисы научной конференции. Санкт-Петербург 28-29 января 2004 г. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. - С. 141143.

7. Бессонов, Е.Г. Российское самоуправление и его конституционное регулирование / Е.Г. Бессонов, М.А. Арефьев, А.Г. Давыденкова и др. // Ленинградский юридический журнал. Научно-теоретический и информационно-практический межрегиональный журнал, 2004. -№ 1. - С. 66-79.

8. Бессонов, Е.Г. Удовольствие и эстетический вкус / Е.Г. Бессонов // Феномен удовольствия в культуре: материалы международного форума «Удовольствие в культуре» 6-9 апреля 2004 г. - СПб.: Центр изучения культуры, 2004. - С. 172-175.

9. Бессонов, Е.Г. Методологическая культура личности преподавателя в военном ВУЗе / Е.Г. Бессонов, B.C. Лукашов, И.И. Нидзиев // День Петербургской философии 2002: материалы круглых столов: Реалистическая традиция в петербургской философии. Философия войны и мирафилософия политики. - СПб.: СПбГУ, 2003. - С. 120 -123.

10.Бессонов, Е.Г. Актуальность и сущность гуманизации военного образования / Е.Г. Бессонов, И.И. Нидзиев, И.А. Тарновский // День Петербургской философии 2003: материалы круглых столов: Философия науки и техники. Философия культуры и культурология. - СПб.: СПбГУ, 2004. - С. 135-137.

Бессонов Е.Г.

Подписано в печать 14.03.2006 Бумага офсетная. Формат 60X90 1/16 Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ 547

Отпечатано с оригинал-макета заказчика в копировально-множительном центре "АРГУС Сзнкт Петербург—Пушкин, ул Пушкинская, д 28/21, тел (812) 570-89-88 Per. №233909 от 07 02 2001

I

1 t

t I

J

?

!

! S

Г

!

•v

J200G ft

- 736 4

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бессонов, Евгений Георгиевич

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы становления ценностных ориентиров современной молодежи.

1.1. Нравственно-эстетические ценности как основа духовной культуры личности молодого человека.

1.2. Влияние духовных ценностей на культуру личности.

1.3. Художественная культура в формировании ценностных ориентиров молодежи.

Глава 2. Модель формирования ценностных начал мировоззренческой культуры личности (на примере курсантов военно-морских учебных заведений).

2.1 Философско-теоретический анализ субъективных ценностей мировоззренческой культуры в процессе профессиональной подготовки военного специалиста.

2.2. Методологические основы модели мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Бессонов, Евгений Георгиевич

Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика является актуальной для философии культуры и философской антропологии, ориентированных на выявление человеческого содержания культурных форм и социальных отношений. По системе ценностей можно судить не только о потребностях человека, но и о состоянии конкретного общества. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Специфика ценностного подхода в современной отечественной философии культуры определяется тем, что коренным образом изменились условия общественной жизни в России: возникли новые социальные и культурные институты, формируется новая нормативно-ценностная структура российского общества. Это непосредственным образом влияет на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и социальная неадаптивность - все это обусловливает специфический характер культурной самореализации молодого человека. Исследование молодежной культуры тесно связано со многими отраслевыми задачами общества - военными, массово-коммуникационными, демографическими задачами медицины и здравоохранения, морали, образования, формирования общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени, города и села, семьи, труда, управления, физической культуры, спорта. Поэтому исследование молодежной проблематики необходимо в контексте развития всего общества.

Значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса, поддержания целостности и единства общества актуализирует проблему ценностных установок, ориентации и культурных идеалов молодежи. Перспективы развития страны во многом зависят от философской позиции личности. Модернизационные процессы, быстрое внедрение в жизнь коммуникативного способа мышления особенно остро ставят вопрос культурного самоопределения человека. В этих условиях актуализируется, возрастает сложность воспитательной работы по формированию мировоззренческих позиций, духовной культуры.

В начале XXI века в современном российском обществе складывается сложная обстановка. Обусловлено это теми изменениями, которые произошли в нашей стране в начале 90-х годов прошлого столетия. Общество не смогло остановить продолжающееся обострение социальных и национальных конфликтов. Перед Россией встает проблема кризиса духовно-нравственных ценностей и социальных норм существования человека1. Кризис этот усугубляется, с одной стороны, тем, что он не в полной мере осознается органами управления, а с другой коммерциализацией самого

1 Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование в России (состояние, проблемы, перспективы). -М.,2001. - С. 128. культурного процесса, все более заметно отходящего от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам «массовой» культуры. В этих условиях духовно-нравственное воспитание, в первую очередь молодежи, является одной из первоочередных задач, стоящих перед современным российским обществом.

Духовность проявляется в общественном сознании. Нравственность, как сказано в словаре русского языка С.И. Ожегова, - это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» . Другими словами, под нравственностью мы понимаем внутреннюю устойчивость человеческих целей, намерений и задач, соответствующих целям и задачам общества, надежность человека в системе отношений. В духовно-нравственной сфере можно выделить такие основные направления, как культура личности, воспитание, образование. Именно кризис в этих трех направлениях и повлек за собой духовно-нравственный кризис общества.

Степень разработанности проблем, поднимаемых в диссертации. В современной науке достаточно прочно вошли в научный оборот такие понятия, как «нравственные ориентиры», «духовная культура», «нравственно-эстетическая культура», «мировоззренческая культура», и др. Это создает определенные предпосылки для изучения, научного обобщения и анализа на современном этапе развития науки не только понятия «культура»,

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1968. - С. 360. но и таких духовных феноменов как «ценностные ориентиры современной молодежи» и «мировоззренческая культура» личности.

На сегодня создан определённый научный фундамент для изучения названных актуальных проблем современных исследований. Учитывая это, обратимся к нескольким группам работ, которые могут быть выделены в соответствии с потребностями научного анализа ценностных ориентиров духовной культуры личности, мировоззрения личности, как показателей направленности духовных ориентиров современной личности.

Следует оговориться, что источников, касающихся данной проблемы в разных отраслях научного знания великое множество. Объём настоящей работы их не вместит, а поставленные задачи будут не выполнены. Поэтому автор выбирает наиболее фундаментальные труды, посвященные проблематике исследования, а также научные работы современных ученых, которые отражены в научных статьях, монографиях и диссертационных исследованиях.

К фундаментальным исследованиям проблемы отнесем труды таких известных ученых в данной области как, Н.А.Бердяев3, И.А.Илиьин4, М.С.Каган5, А.Ф.Лосев6, Н.О.Лосский7, В.Н.Сагатовский8, В.С.Соловьев9, и

3 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

4 Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М., 1996.

5 Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М, 1974.; Его же: Философские теории ценностей СПб, 1997.

6 Лосев А.Ф. Из бесед и воспоминаний // Студенческий меридиан. - 1988. - № 8 - 12,

7 Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы эстетики. - М., 1991.

8 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Авторский курс. 4.1: Введение: философия и жизнь. - СПб., 1997. 4.2: Онтология (Мир и Человек: укоренен ли человек во вселенной?). - СПб., 1999. др., которые внесли огромный вклад в изучение проблемы духовности человека, культуры, методологических основ становления и развития духовной культуры личности. Также необходимо остановиться на работах ученых, стремившихся анализировать данный феномен в военно-социальной области, таких как Г.А. Ашев10, А.В. Барабанщиков11, В.Д. Карандашов12, B.C. Лукашов13, В.П. Масягин14 и др.

К современным работам в области исследования можно отнести ряд работ ученых, которые пытаются осуществить преемственность фундаментальных философско-теоретических знаний на современном этапе развития философской науки. Это такие ученые как Н.В.Голик15, В.П.Леньшин16 Т.Г.Лешкевич17, А.И.Левин18, М.А.Маниковская19,

9 Соловьев B.C. Сочинения. Т. 1-2. - М., 1988.

10 Ашев Г.А. Культура воинской деятельности. - М., 1984.

11 Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Педагогическая культура офицера. - М., 1985;

12 Карандашов В.Д. Социальная коммуникация как фактор формирования ценностных ориентации военнослужащих (философско-социологический анализ). - СПб., 1993.

1 Лукашов B.C. Методологическая культура личности: понятия, структура, пути формирования (наматериале подготовки военных инженеров): автореф. дис. . д-ра филос.наук. - СПб., 1999.

4 Масягин В.П. Военно-профессиональное самосовершенствование офицеров: сущность и содержание // Военная мысль. - 2005. - № 4.

15 Голик Н.В. Проблемы модернизации России // Философские науки. - 2004. - №11. - С.5-21.

16 Лепьшин В.П. Методологические подходы к исследованию методологии // Философия и общество. - 2004. - № 3. - С. 80 - 91.

17 Лешкевич Т.Г. А нужны ли философии новые ценности? // Человек, философия, гуманизм: тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.): в 7 т. - Т.1: философия в духовной жизни общества. - СПб., 1997. - С. 64-67.

Левин А.И. Киноискусство как фактор формирования системы ценностей современного общества // Философские науки. - 2004. - № 1. - С. 5-18.

19 Художественная культура как система // Философские науки. - 2004. - №4. - С. 105126. лл

А.М.Сидоров , которые рассматривают проблематику становления и развития духовной культуры личности на современном этапе развития российского общества, обусловленном коренными изменениями в ценностных и идеалистических представлениях. Также можно проследить преемственность исследований в диссертациях и монографиях Т.В.Андряковой21, С.Ю.Гогерчак22, Н.Б.Маньковской23, Т.В.Степановой24, Л.И.Фесенковой25, Т.В. Черкасовой26.

Разработка современных аксиологических проблем, включающая в себя философско-теоретические аспекты развития духовной культуры в современной России началась с 90-х годов. Особо выделим публикации А.Я. Гуревича Б.С. Ерасова, А.П. Желобова, И.Н. Ионина, Г.В. Стельмашука. Кроме этого данная проблематика представлена в диссертационных лл

Сидоров A.M. Эстетическая теория и эстетическая идеология // Материалы всероссийской научной конференции 14 ноября 2003 года. - СПб., 2003. - С.144-147.

21 Андрякова Т.В. Мировоззрение молодежи в современной России: религиозный аспект: автореф. дис. . канд. филос. наук. - Архангельск, 2004.

22 Гогерчак С.Ю. Молодежь как феномен культуры: автореф. дис. . канд. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 2005.

23 Маньковская Н.Б. Эстетика на переломе культурных традиций / Ин-т философии РАН. -М., 2002.

24 Степанова Т.В. Множественность картин мира и мировоззрение: автореф. дис. . канд. филос. наук. - Самара, 2005.

25 Фесенкова Л.И. Жизнь как ценность // Ин-т философии РАН. - М., 2000.

26 Черкасова Т.В. Управление конфликтами в млодежной среде как социальная проблема: автореф. дис. . д-ра. филос. наук. - М., 2004. исследованиях О.В. Жуковой27, А.В. Сундеевой28, А.В. Хатченкова29, В.А. Волобуева30, Е.В. Полторакина31, Н.Е Хабибовой.32. и др.

Цель и задачи исследования. Среди многих компонентов становления личности современной молодежи является духовная культура личности.

Объектом исследования является духовная культура личности, а предметом исследования выступают ценностные ориентиры личности современного молодого человека, в том числе представителя воинской молодежи. Целью исследования является разработка философско-теоретических оснований ценностных ориентиров духовной культуры современной молодежи.

Одно из основных мест в духовной культуре занимают нравственно-эстетическая культура и культура мировоззренческая. Изучение процесса их взаимосвязи, поиск центрального звена, характеризующего сущность духовной культуры личности, тесное единство мировоззренческой и нравственно-эстетической культуры является главной теоретической проблемой данной работы. Для достижения цели исследования в диссертации поставлены следующие основные задачи:

27

Жукова О.В. Аксиологический аспект науки и образования: автореф. дис. канд. филос. наук. - Томск, 2000.

28

Сундеева А.В. Эволюция культуры в техноцептрическом обществе: автореф. дис. . канд. филос. наук. - СПб, 2001.

29 Хатченков А.В. Философско-методологический аспект оценочной деятельности: автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 2000.

30 Волобуев В.А. Исследование искусства в западной эстетике: эволюция методологии: автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 2001.

31 Полторакина Е.В. Аксиология глобализации современного социума: автореф. дис. . капд. социол. паук. - Ставрополь, 2001.

32 Философский анализ понятия «ценностные ориентации»: онтологический и гносеологический аспекты: автореф. дис. . канд. филос. наук. - Уфа, 2004.

1. Выявить влияние духовных (субъективных) ценностей и ценностных ориентиров на культуру личности.

2. Проанализировать нравственно-эстетическое развитие личности как основу духовной культуры человека.

3. Определить роль и значение художественной культуры и искусства для формирования ценностных ориентиров современной молодежи.

4. Произвести теоретический анализ ценностных ориентиров мировоззренческой культуры молодежи (на примере курсантов военно-морских учебных заведений).

5. Сформулировать методологические основы модели развития мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений.

Методология исследования. Методологической основой диссертации является метод конкретно-сравнительного анализа, принцип историзма. Диссертационное исследование базируется на совокупности взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах классиков отечественной философии, трудах современных ученых. Эмпирическую базу исследования представляет ряд конкретно-социологических исследований, которые проводились с курсантами Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С. Попова.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке и решении проблемы философско-теоретического исследования ценностных ориентиров духовной культуры личности молодого человека. Предполагается, что это может способствовать дальнейшему формированию и нового подхода к процессу становления базовых ценностей на современном этапе развития общества, который может производится посредством вычленения основ становления и развития ценностных ориентиров духовной культуры, их взаимосвязи с пониманием молодежью окружающего мира. Изучение таких понятий как «ценностные ориентиры», «духовная культура», «мировоззренческая культура» позволяет также ставить вопрос о введении в образовательный процесс новых комплексов, в которых будут учтены основные научные положения данной работы.

Более конкретно новизна исследования определяется характером постановки самой темы, целью и задачами, что проявляется в следующих аспектах:

1. Выделен и исследован основной блок понятий, необходимых для анализа ценностных ориентиров духовной культуры: «культура как ценность», «культура общества и культура личности», «духовная культура личности», «ценностные ориентиры», «эстетическое развитие», «мировоззренческая культура личности», «социальная идентичность молодежи» и др.

2. Определены теоретические положения, характеризующие воинскую молодежь как социокультурную группу.

3. Проанализированы духовно-нравственные процессы формирования и развития ценностных ориентиров современной российской молодежи, в том числе и курсантов.

4. Введены в научный оборот авторские материалы социологических исследований, позволяющие анализировать тенденции и противоречия процессов формирования ценностей и ценностных ориентиров современной молодежи.

5. Определено направление ценностных ориентиров мировоззренческой культуры в системе профессиональной подготовки курсантов военно-морских учебных заведений.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена последовательной реализацией методологических основ его проведения; корректным использованием современных методов исследования и обработки полученных результатов; опорой на эмпирический материал; отражением в научной печати полученных результатов; использованием в реальном педагогическом процессе военно-морского учебного заведения теоретических выводов и практических рекомендаций; апробацией результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовная культура молодежи определяется ценностными ориентирами, характерными для данного этапа развития общества.

2. Основой духовной культуры молодежи выступают исторические традиции и нравственно-эстетические ценности.

3. Модель формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений имеет конкретные теоретико-методологические основания.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа выявляет духовно-нравственные основы культуры молодежи и является базой для дальнейшего исследования в области изучения ценностных ориентиров личности. Автором теоретически обоснована модель формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры личности курсантов военно-морских учебных заведений на современном этапе развития Вооруженных сил России, что вносит значительный вклад в философскую антропологию и философию культуры. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выявить закономерности формирования ценностных ориентиров в развитии духовной культуры современной молодежи, в том числе военной. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки военных специалистов, в преподавании общих курсов по философии, философии культуры, в разработке учебно-методического комплекса «Этика и эстетика. Эстетическое воспитание военнослужащих», спецкурса «Мировоззренческая культура курсантов военно-морских учебных заведений».

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты диссертации изложены на конференциях различного уровня: Международные конференции в рамках «Дней Петербургской философии» (СПбГУ 2002, 2003, 2004, 2005); III Российский общественно-научный форум «Формирование гражданского общества» (СПбГУ, 2003); Межвузовская научная конференция «История и тенденции развития науки на пороге 21 века» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003); Межвузовская научная конференция «Междисциплинарность в современной научной реальности» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004); 15-я межвузовская научно-техническая конференция «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов» (ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2004); отчет по научно-исследовательской работе «Методологические аспекты этического и эстетического воспитания курсантов психологического факультета» (шифр «Культура») (ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2004) XI Международная научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: современное состояние, перспективы, развитие» (СПб: Высшая школа народных искусств (институт), 2005).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи"

Заключение

Духовное рождается и живет только в человеке; его содержание всегда уникально и неповторимо. Духовные ценности не могут быть приобретены никаким иным путем, кроме как собственным жизненным опытом и духовным трудом по их овладению. Воспитать человека как личность означает пробудить в нем духовные переживания и открыть ему доступ к духовному опыту, миру ценностей.

Духовный опыт личности включает в себя опыт общения, опыт трудовой деятельности, опыт познания, чувственный опыт и многое другое. Почти пророчески звучат сегодня слова С.Л.Франка о том, что "мы страдаем не от избытка, а от недостатка духовной силы. Наша душа обнищала и изголодалась". И лишь нравственно-эстетические начала человека, те ценностные основания, которые восстановят его направленность на добро, сотворение блага, на прекрасное в мире, заставят его осознать то, что человек не одинок в этом мире, что его поступки влияют на окружающую его действительность и через нее возвращаются обратно к человеку. Только духовный опыт может открыть ему, что такое истинное знание и в чем состоит духовная культура и достоинство личности молодого человека.

Подлинная духовная культура там, где кончается действие личного, корыстного интереса и начинается действие общественного интереса, выражающегося в общечеловеческих ценностях. Ценности концентрируют в себе общечеловеческий позитивный родовой опыт и тем самым составляют основу жизнедеятельности людей.

Сущность человека не дана ему от рождения, а овладение этой сущностью составляет главное направление культурного развития. Нравственное начало человека и философско-эстетическое восприятие действительности играют ключевое значение в вопросе ценностных ориентиров современного общества, оказывают серьезное влияние на становление духовной культуры личности молодого человека.

Художественная культура непосредственно влияет на становление внутреннего мира личности, поэтому необходимо учитывать ее воздействие на формирование ценностных ориентиров молодежи, особенно в современном обществе, когда искусство становится фактически достоянием масс. Выделяя нравственно-эстетическое начало духовной культуры личности следует отметить и в нем главенствующую составляющую. А именно речь идет о взаимосвязи нравственного и эстетического - об искусстве, которое, раскрывая внутренний мир художника ведет зрителя через творение к пониманию прекрасного как блага. И именно в искусстве осуществляется этот синтез нравственного и эстетического.

Показано, что различные виды искусства по-разному влияют на становление внутреннего мира личности, и необходимо правильно понимать значение их воздействия, особенно в современном обществе, когда искусство становится фактически достоянием масс, для формирования ценностных ориентиров молодежи.

Формирование ценностных ориентиров духовной культуры личности в высшем военно-морском учебном заведении предполагает дифференцированный подход. Одной из задач в данном процессе является становление мировоззренческой культуры личности курсанта. С этой целью сформированы и представлены теоретико-методологические основы модели формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры личности курсантов.

Основными чертами мировоззренческой культуры современной личности, которые необходимо формировать в будущем военном специалисте являются гуманизмом и нравственностью. Они организуется вокруг методологической идеи человеколюбия. Гуманистическая направленность мировоззренческой культуры - это совокупность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью. Решение данной задачи может быть осуществлено посредством нравственно-эстетического развития, которое более детально было определено в первой главе исследования.

В диссертации отмечено, что неоспоримыми общими духовно-нравственными ценностями являются патриотизм, державность, основы гуманистической морали, здоровый образ жизни, эстетическое и физическое воспитание. Патриотизм можно охарактеризовать так, как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей нравственными и другими качествами, до осознания ее неразделенности, единства с Отечеством, необходимости служения своему народу и Родине.

Добиться положительных успехов в формировании достаточно высокого уровня мировоззренческой культуры будущих офицеров можно только в комплексе мер, с напряжением сил всего профессорско-преподавательского состава, командования, служащих училища .

Сформирована и представлена структура модели формирования мировоззренческой культуры личности курсантов.

Анализ мировоззренческой культуры курсантов высшего военно-морского учебного заведения позволил сделать вывод о некоторых путях повышения эффективности работы по её формированию:

- ценностные ориентиры мировоззренческой культуры курсанта напрямую зависят от той обстановки, которая складывается вокруг него; эффективность формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры курсантов во многом достигается слаженностью, взаимосогласованностью всех средств, форм и методов воспитательной работы в училище, координацией усилий всех субъектов воспитательной деятельности, обеспечением единства научной, учебной и воспитательной работы.

Процесс формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры в высшем военно-морском учебном заведении - это сложная система мер по целенаправленному воздействию на сознание личности с целью выработки у курсантов определённых мировоззренческих убеждений. Управление этим процессом означает подготовку и принятие решений, организацию практического его осуществления, оперативное регулирование воспитательного процесса, контроль выполнения решений, учёт, подведение результатов, сбор, обработка и анализ информации, подбор и подготовка кадров.

 

Список научной литературыБессонов, Евгений Георгиевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Акбердина, А.Р. Социодинамика инструментальных ценностей молодежи в современном обществе // Вопросы гуманитарных наук. -2006. -№ 1.

2. Андрякова, Т.В. Мировоззрение молодежи в современной России: религиозный аспект: автореф. дис. . канд. филос. наук. Архангельск, 2004.

3. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М„ 1988.

4. Антонов, В.И.Символизация как социокультурный феномен // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2: сб. ст. под ред. А.О. Бороноева. СПб., 1996.

5. Арендт, X. Vita Activia или о деятельности жизни. СПб., 2000.

6. Ашев, Г.А. Культура воинской деятельности. М., 1984.

7. Барабанщиков, А.В., Муцинов, С.С. Педагогическая культура офицера. -М., 1985.

8. Басин, Е. А. Портрет и личность // Философские науки. 2004. - № 5.

9. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук. М., 1979.

10. Бачинин, В.А. Духовная культура личности. М., 1986.

11. Бганцев, А., Горячев, А.П. Гуманитарная картина мира. Мировоззрение личности и типологические основания культур Запада и Востока. //

12. Мировоззрение. Духовность. Ценности: сб. науч. ст. Вып. № 7,8. -Волгоград, 2000.

13. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

14. Бердяев, Н.А Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

15. Бердяев, Н.А. О назначении человека. М., 1993.

16. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

17. Бердяев, Н.А. Самопознание. М., 1990.

18. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

19. Бердяев, Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993.

20. Бессонов, Е.Г., Нидзиев, И.И., Тарновский, И.А. Актуальность и сущность гуманизации военного образования // День Петербургской философии 2003: материалы круглых столов: Философия науки и техники. Философия культуры и культурология. СПб., 2004.

21. Бессонов, Е.Г. Духовно-нравственные основы современного гражданского общества // Гражданское общество и реформа местного самоуправления: сб. матер. III Российского общественно-научного форума.-СПб., 2003.

22. Бессонов, Е.Г. Основания для введения понятия эстетического вкуса общества // Проблема человека: гуманитарные аспекты: сб. науч. тр. -Часть 1: Философия, история философии. СПб., 2003.

23. Боголюбова, Е.В. Культура и общество. М., 1978.

24. Боулдинг, К. Общая теория систем скелет науки // Исследования по общей теории систем. - М., 1969.

25. Брандт, Г.А. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. Сер.6. - Вып.З, 1991.

26. Брунер, Дж. Психология познания. М., 1987.

27. Буртин, Ю.Г. Недуг природы боль общества // Природа и человек. -1989. -№2.

28. Вавилин, Е.А., Фофанов, В.П. Исторический материализм и категории культуры: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 1983.3033,34,35,3639.42.

29. Васильев, О.Н. Образование как основной фактор первичной социализации личности. // Мировоззрение. Духовность. Ценности: сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Веблен, Т. Теория праздного класса. - М., 1984.

30. Волков, Г.Н. Три лика культуры: историко-философские очерки. М., 1986.

31. Гегель, Г.В.Ф. Философия права // Соч. Т. 7. JL, 1934. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. Т. 4. - М., 1973.

32. Геращенко, Л.И. Проблема целостности человека в социологии // Проблемы теоретической социологии: межвузовский сб. Вып. 5. -СПб., 2005.

33. Герцен, А.И. Былое и думы. Т. 1-2. М., 1969.

34. Гершензон, М.О. Творческое самосознание // Вехи. Из глубины. М., 1991.

35. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского (Избр. Произв.: в 2 т; т.2). М., 1964.

36. Гогерчак, С.Ю. Молодежь как феномен культуры: автореф. дне. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2005.

37. Гоголкнн, А. А. Философия гуманитарного образования в военном ВУЗе // День Петербургской философии: материалы круглых столов: философия науки и техники. Философские проблемы военного гуманитарного образования в России. СПб., 2004.

38. Голик, Н. В. Проблемы модернизации России // Философские науки. -2004.-№ 11.

39. Гуревич, А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

40. Гуревич, П.С. Философия культуры. М., 1994.

41. Давидович, В. Е., Золотухина-Аболина Е. В. Повседневность и идеология // Философские науки. 2004. - №3.

42. Давыденкова, А.Г. Историко-культурные основания российской институционализации // Фигуры истории, или «общие места» историографии: вторые санкт-петербургские чтения по теории, методологии и философии истории. СПб., 2005.

43. Давыденкова, А.Г. Философия личности и культурно-институциональные процессы: монография. СПб, 2005.

44. Давыденкова, А.Г., Стельмашук, Г.В. Государственная политика в отношении православной церкви в годы Великой Отечественной войны //Ленинградский юридический журнал. 2005. - № 1 (2).

45. Давыдов, Ю.Н. Эстетика нигилизма. М., 1975.

46. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. -СПб, 1895.

47. Диденко, В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Ата, 1990.

48. Достоевский, Ф.М. Искания и размышления. М., 1983.

49. Дрыгин, В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции. -Саратов, 1981.

50. Дюркгейм, Э. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии: сб. 2. СПб., 1914.

51. Ethos и aesthesis современного философствования // Матер. Всерос. науч. конф. СПб., 2003.

52. Егоров, А.А. К вопросу о факторах, влияющих на эффективность боевых действий // Военная мысль. 2005. - № 6.

53. Ерасов, Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М., 1990.

54. Ермишин, О. Т. В поисках «русского мировоззрения» (П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн, C.JI. Франк) // Философские науки. 2004. -№3.

55. Ермолов, А.В. Роль философии в формировании мировоззрения. М., 1964.

56. Жукова, О.В. Аксиологический аспект науки и образования: автореф. дис. . канд. филос. наук. Томск, 2000.64