автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Церковь и государство в политической мысли английской католической эмиграции конца XVI - первой четверти XVII вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Серегина, Анна Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Церковь и государство в политической мысли английской католической эмиграции конца XVI - первой четверти XVII вв.'

Текст диссертации на тему "Церковь и государство в политической мысли английской католической эмиграции конца XVI - первой четверти XVII вв."

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Серегина Анна Юрьевна

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АНГЛИЙСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭМИГРАЦИИ КОНЦА 16 - ПЕРВОЙ

ЧЕТВЕРТИ 17ВВ.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности - 07,00.03. - всеобщая история

Научный руководитель к.и.н., доцент Ольга Владимировна Дмитриева

Москва 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 1

Источники 4

Историография 31

Глава I. Взаимоотношения церкви и государства

в политической мысли английских католиков §1. Английские католики в 1559 - 1625гг. 42

1.1. 1558 - 1569гг. Восстановление официальной протестантской церкви и английские католики. Проблема recusancy. 44

1.2. 1569-1581гг. Начало конфликта с правительством. Роль миссии в истории английского католического сообщества 55

1.3. 1581-1591 гг. Английские католики и война с

Испанией 66

1.4. 1594-1603гг. Внутренние конфликты и реорганизация деятельности миссии 71

1.5. 1603 - 1605гг. Время «больших надежд» 81

1.6. 1605-1617гг. Пороховой заговор и новая волна

гонений 83

1.7. 1617-1628п\ Ослабление гонений и религиозное обновление английского католического

сообщества 88

§2. Церковь и государство в политической мысли

английских католиков 96

2.1. Церковь и государство в средневековой политической мысли 97

2.2. Церковь и государство в политической мысли 16в.

'Potestas indirecta' 114

2.3. Английские католики о взаимоотношениях светской

и духовной властей в правление Елизаветы I 118

2.4. Полемика вокруг присяги на верность (1607-1620егг.) 131

Глава П. Английские католики и проблема веротерпимости 157

§ 1. Гонения на католиков в Англии 159

§2. Терпимость как государственная политика 165

§3. Веротерпимость и государственный интерес 169

§4. Незаконность преследования католиков

174

§5.Свобода совести. Веротерпимость как принцип

179

Глава Ш. Государь и подданные в политической мысли

английских католиков 190

§ 1. Происхождение государства 191 §2. Происхождение королевской власти и проблема

народного суверенитета 196 §3. Коронационная клятва государя. Роберт Парсонс

и теория договора 205 §4. Повиновение государю. Английские католики и

проблема лояльности. 209

§5. Сопротивление тирану 223

§6. Английские католики и тираноубийство 235

Заключение 240

Источники и литература 243

Список сокращений 263

Приложение I. Католические памфлетисты второй поливины 16 -

начала 17вв. (биографическая справка) \

Приложение П. Булла Пия V об отлучении Елизаветы от церкви ¡х

Приложение III. Антикатолические статуты, принятые

парламентом в годы правления Елизаветы и Якова IXI

ВВЕДЕНИЕ

В истории Европы 16-17вв. центральную роль играло движение за реформирование церкви, вылившееся в протестантскую Реформацию и Католическую Реформу. В ЗО-бОе гг. 16в. все основные лютеранские и кальвинистские церкви Западной Европы окончательно определили свои догматические позиции и оформились организационно: в 1530г. было принято Аугсбургское вероисповедание, в 1536 и 1566г. кальвинисты выдвинули два варианта Гельветического исповедания, а в 1549г. появилась формула "Цюрихского согласия". После завершения работы Тридентского Собора католическая церковь также подтвердила положения своего вероучения. В наступивший период принадлежность к той или иной конфессии оказывала огромное воздействие на общество и его культуру, на складывание национального государства и формирование соответствующей идеологии1. В Англии процесс разделения и самоидентификации конфессий проходил несколько замедленно по сравнению с континентом, Хотя разрыв с Римом и образование национальной церкви произошли уже в 1530е гг., Англиканская церковь оформилась догматически лишь в начале царствования Елизаветы I. Однако даже и после этого она в течение долгого времени представляла собой аморфное образование, включавшее в себя как религиозных консерваторов, близких к католицизму, так и протестантов разного толка. Окончательное размежевание различных протестантских течений, сосуществовавших в рамках Англиканский церкви, произошло лишь в ходе Гражданской войны 1640хгг. Началом же процесса конфессиональной идентификации следует считать отделение от официальной церкви английского католического сообщества, приходящееся на последние десятилетия 16в.

Английские католики в силу своей конфессиональной принадлежности оказались в оппозиции по отношению к протестантскому правительству. Вся их дальнейшая история определялась постоянным колебанием между двумя полюсами - с одной стороны, они были и ощущали себя англичанами, однако

1 W.Reinhard. Gegenreformation als Modernisierung? Prolegomena zu einer Theorie des konfessionellen Zeitalters // Archiv für Reformationsgeschichte, 68 (1977), S.226-251. Idem. Reformation, Counter-Reformation and the Early Modern State: A Reassessment // Catholic Historical Review, 75 (1989), p.383-404; H. Schilling. Confessional Europe // T. Brady, H. Oberman, J. Tracy

одновременно они принадлежали к католической церкви, что автоматически отделяло их от остальных соотечественников и ставило под вопрос их политическую лояльность. Наиболее резко эта раздвоенность сознания проявилась в политических взглядах английских католиков. Анализ их взглядов позволяет затронуть сразу несколько больших проблем. Во-первых, он заставляет обратиться к истории формирования идеологии Контрреформации и Католической Реформы. Кроме того, политические взгляды английских католиков являются неотъемлемой частью истории английской политической мысли (хотя это обстоятельство зачастую оставляется без внимания), и посвященное им исследование дает возможность уточнить представления о становлении английской политической традиции. Наконец, оно позволяет иначе взглянуть и на политическую историю Англии второй половины 16 - начала 17вв., в частности, на взаимоотношения католиков с правительством и на эволюцию английского католического сообщества.

В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть тот спектр проблем, который наиболее часто воспроизводился в английской католической публицистике 16 - начала 17вв., и проанализировать основные варианты подходов к ним. Основной целью является

попытка определить, в какой мере эти варианты обуславливались конфессиональной принадлежностью авторов, их следованием континентальной католической или национальной, английской традиции политической мысли, т.е., постараться выявить границу между конфессиональным и политическим в представлении английских католиков. В конкретные задачи настоящего исследования входило

— рассмотреть взаимоотношения церкви и государства в трактовке английских католических авторов, выявить круг источников, которые оказали воздействие на формирование их взглядов и попытаться выяснить, под влиянием каких факторов последние делали свой выбор между теми версиями, которые им могла предоставить католическая традиция.

— проанализировать подход английских католиков к проблеме веротерпимости

(Ed.) Handbook of European History in the Late Middle Ages, Renaissance, and Reformation, 14001600. V.2. Leiden, 1995.etc.

— выяснить, каким образом католики мыслили свои отношения с государем, отделенным от них барьером вероисповедания

ИСТОЧНИКИ.

При написании работы был использован весь комплекс текстов, издававшихся католическими авторами-англичанами в 1579-1620е гг., в которых затрагивались политические сюжеты (около 70 трактатов и памфлетов). Основным видом источников послужили полемические произведения, составлявшие значительную часть всей книжной продукции английского католического сообщества. Эти произведения распадаются на две группы - одни из них относятся к жанру богословской полемики, другие представляют собой политические памфлеты. Подобное деление, впрочем, достаточно условно, так как английским католическим авторам (в большинстве случаев клирикам) не было свойственно выделять политику и политическую теорию в отдельную сферу человеческой деятельности и знания, свободную от теологических импликаций. Соответственно, в богословских трактатах рассматриваются политические вопросы (особенно если речь идет о взаимоотношениях церкви и государства), злободневные памфлеты содержат в себе богословские экскурсы, а жанр ряда произведений вообще трудноопределим.

Представляется, что отнесение текста к той или иной группе должно определяться не набором сюжетов, а способом их подачи и контекстом, в котором они рассматриваются (теологическими построениями или их политическими последствиями).

Тексты первой группы (богословские трактаты), исходившие из круга английских авторов, в большинстве своем неоригинальны, они отличаются традиционностью построения (жесткой схоластической схемой) и манеры изложения, где преобладают устойчивые клише. Однако именно эта особенность и делает их незаменимыми при изучении политических взглядов определенной социальной и конфессиональной группы, позволяя выделить набор стереотипов, господствовавших в их сознании.

Памфлеты в этом отношении менее показательны, поскольку они тесно связаны с конкретными событиями и личностями, набор затронутых в них тем прочно увязывается с политической конъюнктурой (ею же определяются и умолчания, допускаемые авторами), а политическая терминология зачастую плохо или вовсе не разработана. В подобных текстах "ключом" становятся авторские интерпретации событий и, прежде всего, исторических примеров (поскольку

набор их также традиционен). Исторические примеры служат своего рода "лакмусовыми бумажками" позволяющими выявлять отношение того или иного автора к определенной проблеме (даже если по каким-либо соображениям он предпочел воздержаться от развернутого суждения).

Возникновение первого крупного комплекса теологических трактатов было связано с развернувшейся в первое десятилетие царствования Елизаветы I активной полемикой между епископом Лондонским Джуэлом и католическими богословами-эмигрантами Лувенской школы Томасом Хардингом, Джоном Растеллом, Николасом Сандером, Томасом Стэплтоном и др. Однако большая часть произведений этих авторов была посвящена чисто догматическим разногласиям между Католической и Англиканской церквями. Политические проблемы затрагивались лишь в нескольких трактатах. К их числу относятся изданный в 1565г. трактат Т. Хардинга 'A Confutation of a booke intituled An Apologie of the Church of England' (Antwerp, 1565), а также труд Николаса Сандера 'The Rocke of the Church' (Lovanii, 1567). Обе книги посвящены опровержению принципа королевской супрематии: в них затрагиваются проблемы происхождения духовной и светской власти и их взаимоотношений. Эти сюжеты получили дальнейшее развитие в другом произведении Сандера -трактате 'De Visibili Monarchia Ecclesiae' (Louvain, 1571), посвященном оправданию действий папы Пия, отлучившего в 1570г. Елизавету I от церкви. Отчасти затрагивались они и в трактате Ричарда Бристоу, принадлежавшего к младшему поколению лувенских теологов (А Briefe Treatise of deverse plaine and sure ways to finde out the truthe. Antverpiae, 1574)2.

Вторая группа богословских произведений, в которых трактовались взаимоотношения церкви и государства, увидела свет в годы правления Якова. Их возникновение было напрямую связано с Пороховым заговором и его последствиями - ужесточением антикатолического законодательства, но главное - введением так называемой "присяги на верность" Якову I и его наследникам, которую предписывалось истребовать с католиков.

2 Обе публикации вызвали резкую реакцию в Англии: арестованных католиков допрашивали об их отношении к данным произведениям, и если последние соглашались с идеями Сандера и Бристоу, то рисковали попасть на плаху (подробнее см. главу 1). Не желая провоцировать правительство, лидеры католической эмиграции выступили против распространения этих книг. Трактат Сандера не переиздавался; труд Бристоу выдержал второе издание (1576г.), из которого были тщательно изъяты все намеки на политические вопросы.

Одним из пунктов этой присяги было отрицание права папы лишать власти светских государей, что вызвало резко негативную реакцию Рима. Папа Павел V издал два бреве, запрещавших английским католикам приносить присягу. Ответом на них стал опубликованный в 1607г. трактат 'Triplici nodo, triplex cuneus' защищавший основные принципы, на которых основывалась присяга. Автором трактата был сам Яков I (хотя его имя появилось только на втором издании книги, первое же вышло анонимно). Однако отсутствие имени автора на титульном листе не помешало оппонентам узнать, с кем они имеют дело. Поэтому против трактата, написанного королем Англии, выступил кардинал Беллармино3. Так было положено начало полемике, не прекращавшейся около 15 лет и затронувшей ведущих католических и англиканских теологов, англичан и представителей других национальностей. Среди сторонников присяги были протестантские теологи Ланселот Эндрюс4, Роберт Бёрхилл5, Уильям Тукер6, Роберт Эббот7, Уильям Барлоу8, Джон Гордон9, Ричард Томсон10, Ричард Харрис11, Сэмюэл Коллинз12, Джордж Карлтон13, Джон Бакеридж14, Томас Мортон15 и др. А в качестве ее оппонентов выступили, прежде всего, иезуиты -кардинал Беллармино16, и Франсиско Суарес17, Мартин ван дер Бек18, Йозеф Гретцер19, Евдемон-Иоанн20, Леонард Лессий21.

3 Беллармино выпустил трактат под именем своего капеллана Маттео Торти (Matthai Torti ...Apologia pro Iuramenti fidelitatis. 1608 Второе издание - Apologia Roberti Cardinalis Bellarmini. 1610).

4 L. Andrewes. Tortura Torti: sive Ad Matthei Torti Librum Responsio. 1609. Idem. Responsio ad Apologiam Cardinalis Bellrmini. 1610.

5 R. Buxhill. Assertio Pro iure Regio. 1613. Idem. De Potestate Regia et Usurpatione Papali. 1613.

6 W. Tooker. Duellum sive Singulare Certamen cum Martino Becano Iesuita. 1611.

7 R. Abbot. De Suprema Potestate Regia. 1619.

8 W. Barlow. An Answer to a Catholicke English-man. 1609.

9 J. Gordon. Antitortobellarminus. 1610. Idem. Orthodoxo-Iacobus. 1611. Idem. Anti-Bellarmino-Tortor. 1612.

10 R. Thomson. Elenchus Refutations Torturae Torti. 1611.

" R. Harris. Concordia Anglicana De Primatu Ecclesiae Regio. 1612.

12 S. Collins. Increpatio Andreae Eudaemono-Iohannis Iesuitae. 1612. Idem. Epphata to F.T. 1617.

u G. Carleton. Jurisdiction Regall, Epuiscopall, Papall. 1610.

14 J. Buckeridge. De Potestate Papae. 1614.

15 T. Morton. Causa Regia. 1619.

16 Беллармино участвовал также в полемике вокруг опубликованной в 1609г. книги шотландского теолога - католика Уильяма Барклая 'De potestate papae', оспаривавшей его основные доводы. В ответ на нее он издал в 1610г. 'Tractatus de Potestate Summi Pintificis in Rebus Temporalibus', а спустя несколько лет вышел в свет новый труд Беллармино, изданный от имени голландского теолога Адольфа Шулькена - 'Apologia Adolphi Schulkenii Geldriensis', 1613, опровергавший положения одного из произведений Томаса Престона (см. далее)

17 F. Suarez. Defensio Fidei Catholicae. 1613.

18 M. Becanus. Serenissimi Iacobi Anglae Regis ... Refutatio. 1610. Idem. Refutatio Torturae Torti. 1611. (The Confutation of Tortura Torti. 1610. Transl. into English by John Wilson). Idem. Duellum Martini Becani. 1612. Idem. Dissidium Anglicanum de Primatu Regis. 1612. (The English Iarre. 1612.

Однако самое активное участие в этой дискуссии принимали, естественно, английские католики, произведения которых (около 25 трактатов) и сформировали изучавшийся нами комплекс источников.

Наиболее активными противниками присяги оказались (как и следовало ожидать) иезуиты - Роберт Парсонс и Томас Фицгерберт, выпустившие целую серию полемических произведений. Первым из них по времени публикации стал изданный в 1608г. памфлет Парсонса "Мнение католика, высказанное его другу в Англии" ('A Iudgment of a Catholicke man to his friend in England'), в котором тот обосновывал доводы кардинала Беллармино, выдвинутые им в ходе недавней полемики с Яковом I. Против Парсонса выступил епископ Линкольна

97

Уильям Барлоу , тот не остался в долгу, написав новый памфлет ('A Discussion of the Answere of M. William Barlow'). Он был опубликован в 1612г., уже после смерти Парсонса; издание было подготовлено его другом Томасом Фицгербертом, а также другим иезуитом, Эдвардом Коффином, написавшим к нему предисловие.

Спустя год Фицгерберт выпустил собственное добавление ('A Supplement to the Discussion', 1613), где подверг критике не только доводы Барлоу, но и книгу Джона Донна "Псевдо-мученик" ('Pseudo-martyr', 1611), призывавшую католиков принести присягу. В том же году он издал еще одну книгу ('An Addioynder to the Supplement', 1613), на этот раз направленную против трактата епископа Чичестера Л. Эдрюса, оспаривавшего основные положения учения Беллармино23.

Книги Фицгерберта вызвали отклики со стороны католического сторонника присяги Томаса Престона24 и королевского капеллана Сэмюэля Коллинза25. В свою очередь Фицгерберт ответил на их вызов новыми памфлетами: 'The Reply of T.F. in defence of the two first chapters of his Supplement', 1614 (против T. Престона) и 'The Obmutesce of F.T. to the Epphataof D. Collins', 1621.

Transí, into English by John Wilson). Idem. Controversia Anglicana de Potestate Pontificis et Regis. 1613.

19 J. Gretser. Antitortorbellarminus. 1610.

20 A. Eudeamon-Joannes. Parallellus Torti ac Tortoris eius. 1611. Idem. Epístola Monitoria. 1617.

21 L. Lessius. Defensio Potestatis Summi Pontificis. 1611. Idem. Discussio Decreti Magni Concilii Lateranensis. 1613.

22 См. примеч. 10.

23 L. Andrewes. Responsio ad Apologiam Cardinalis Bellarmini. 1610

24 T. Preston [pseud. Widdrington], Disputatio Theologica de Iuramento Fidelitatis. 1613.

25 S. Collins. Epphata to F.T. 1617.

Два других противника присяги вступили в полемику спустя почти десятилетие после ее начала. Трактат католического священника Мэтью Келлисона "Право и юрисдикция прелата и государя" ('The Right and jurisdiction of the Prelate and the Prince'), был, подобно произведениям Т. Фицгерберта, написан в полемике с Т. Престоном (в ответ на его 'Responsio Apologética', 1612). Первое его издание появилось в 1617г., второе - в 1621г.

Наконец, в 1619г иезуит Джон Флойд издал диалог "Бог и король" ('Deus et Rex'), в котором полемизировал с в