автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Католическая церковь в общественно-политической жизни США (70 - 80-е годы)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Филатов, Сергей Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Католическая церковь в общественно-политической жизни США (70 - 80-е годы)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Филатов, Сергей Борисович

ВВВДЕНИЕ.

Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО

КАТОЛИЦИЗМА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО ЭВОЛЮЦИИ

§ I. Историческое своеобразие положения католицизма в США.

§ 2. Историческое своеобразие американского католицизма в мировом католицизме.

§ 3. Социально-политическая активность католической церкви США с конца XIX в. до П Ватиканского собора.

§ 4. Характерные особенности социально-политической активности католического населения США в первой половине XX в.

§ 5. П Ватиканский Собор и американская католическая церковь

§ 6. Кризис внутри американского католицизма в ходе осуществления реформ П Ватиканского Собора.

Глава П. АМЕРИКАНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ 70-х - нач. 80-х ГОДОВ

§ 7. Консолидация католической церкви США в конце 70-х - начале 80-х гг.

§ 8. Основные итоги идейной борьбы в церкви в послесоборный период

§ 9. Организационная структура католической церкви США и основные линии идейных размежеваний в ней в конце 70-х - нач. 80-х гг.

§ 10. Взаимоотношения католической церкви с американским обществом в конце 70-х -начале 80-х гг.НО

Глава Ш. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ

ЦЕРКВИ США В сер. 70-х - нач. 80-х ГОДОВ

§ II. Новые явления в формах и характере внутриполитической деятельности католической церкви США

§ 12. Политическая активность католической церкви США в социально-экономической области

§ 13. Внутриполитическая активность церкви по социальным вопросам".

§ 14. Основные особенности социально-политической активности католического населения США по вопросам внутренней политики в 70-е - нач. 80-х гг.

Глава 1У. ВНШЕПОЛИТЙЧВСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ

ЦЕРКВИ США В 70-е - нача. 80-х гг.

§ 15. Принципиальные изменения в отношении католической церкви к проблемам внешней политики

§ 16. Католическая церковь США и проблема гонки вооружений .1,

§ 17. Отношение католической церкви к невоенным аспектам внешнеполитического курса США в отношении социалистических стран

§ 18. Католическая церковь и внешнеполитический курс США в отношении стран Латинской Америки.

§ 19. Католическая церковь США и ближневосточный конфликт.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Филатов, Сергей Борисович

Актуальность темы. В последние 10-15 лет наблюдается резкое возрастание активности католической церкви США во всех сферах политической жизни. При этом существо католической позиции и методы политической борьбы, которые использует эта церковь, имеют ряд специфических характеристик, связанных с особенностями католической доктрины и церкви, как особого социального организма. Политическое поведение американцев католического вероисповедания (составляющих около 1/4 всего населения США) также имеет ряд важных особенностей, находящих свое объяснение в их религиозной принадлежности. Поэтому исследование "католического фактора" в общественно-политической жизни США представляет важную и актуальную задачу.

Анализ процессов, происходящих в американском католицизме, служит также средством для выяснения причин и характера эволюции социальной доктрины и политической практики мирового католицизма, приведшей его к адаптации буржуазно-демократических ценностей и либерализации его позиций в области международных отношений. Учитывая возросшую роль Ватикана в международных отношениях и активизацию церкви во многих странах мира, исследование процессов, происходящих в католической церкви США, имеет научную актуальность и с этой точки зрения.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования - выявление характера политической позиции католической церкви США, ее идеологических корней в католической социальной доктрине и основных этапов ее эволюции, а также определение ее значения в политической жизни США. В рамках этой общей задачи в работе решается ряд частных проблем: а) анализ причин, характера и политических последствий кризиса 60-х - 70-х гг. в американском католицизме, б) анализ содержания и идеологических оснований позиций церкви по вопросам социально-экономической политики, в) анализ содержания и идеологических оснований политических требований, связанных с законодательством в области семейной и сексуальной морали, г) анализ специфики политических ориентации католического населения США по вопросам внутренней и внешней политики, д) анализ содержания и идеологических оснований внешнеполитических поащий католической церкви США.

В качестве исторических рамок исследования взяты 70-е - начало 80-х - время резкой активизации общественно-политической деятельности католической церкви США. Поскольку невозможно понять современную роль католицизма в общественно-политической жизни США, в работе также дается краткий анализ генезиса американского католицизма и основные этапы его развития и до 70-х гг. XX века.

Научная новизна предпринятого диссертантом исследования связана с отсутствием в советской научной литературе трудов на тему, составляющую предает настоящей диссертации. Социально-политическая деятельность католической церкви США в 70-е - нач. 80-х гг. рассматривалась лишь в некоторых частных аспектах при рассмотрении других проблем.

Практическая значимость исследования заключается в том, что "католический фактор" является существенным элементом современной политической борьбы в США; без его учета невозможно составить исчерпывающего представления о таких имеющих первостепенное практическое значение явлениях, как внутриполитическая борьба в США по вопросам военной политики, взаимоотношений с социалистическими и развивающимися государствами, а также по вопросам социально-экономической политики.

Источники и литература.

Американский католицизм - малоисследованная область советской американистики и религиоведения. До сих пор не выходило сколько-нибудь крупных работ, посвященных этой теме. До середины 60-х гг. в советских работах, посвященных различным проблемам американистики (рабочему движению, иммигрантским общинам, некоторым проблемам внешней политики) указывалось на влияние католической церкви, но специального анализа католического фактора не делалось. В 60-е -70-е гг. вышел ряд работ, в которых "католический фактор" стал предметом специального рассмотрения. В 1964 г. В.К.Пухликовым была защищена кандидатская диссертация "Реакционная сущность социальной доктрины католической церкви в США"*/. В этой работе были вычленены такие особенности американского католицизма, как городской, рабочий состав католической общины, специфический прагматизм, направленность церкви на социальные вопросы, отмечался "рьяный ура-патриотизм", воинственный американизм церкви в вопросах внешней политики в те годы. В то же время работа содержала ряд явных недостатков: идеологическая позиция церкви сводилась к примитивному оправданию капиталистических порядков, автор необоснованно отождествлял ее цели с интересами крупных монополий, "не замечая" присущий церкви в вопросах внутренней политики сильный реформистский уклон.

В 1968 г. В.А.Романенковой была защищена кандидатская диссертация "Католическая церковь в общественно-политической жизни США"^Л Воманенкова (в отличие от Пухликова) прямо указывает на реформистский характер социальной позиции католической церкви США

I/ Цухликов В.К. Реакционная сущность социальной доктрины католической церкви в США. Канд.дисс. м., 1964. - 251, Хш л.

2/ Романенкова В. А. Католическая церковь в общественно-политической жизни США. Канд.дисс., М., 1968. - 267, IX л. и объясняет эту позицию рабочим составом паствы (что, на наш взгляд, верно лишь отчасти "сама католическая социальная доктрина в условиях США несет в себе сильный реформистский заряд). Романенкова подробно рассмотрела характерные особенности реформистской позиции католической церкви в 30-е - 60-е гг. - ее связь с демократической партией, рабочим движением, поддержку "Нового igrpca" Ф.Рузвельта и црограммы "Великого общества" Л.Джонсона, борьбу за гражданские права негров. Одновременно Романенкова прослеживает реакционный внешнеполитический курс католической церкви США в 30-е - нач. 60-х гг.

Значительное место католической церкви США сделил в своих книгах Л.Н.Великович*' Он впервые обратил внимание на моральное учение церкви в вопросах ограничения рождаемости и сексуальных отношений, борьбе в церкви по этим проблемам. В политической области он, однако, явно переоценивал степень подчинения церкви интересам "монополистической буржуазии". Великович объяснял либерализацию католической церкви США в 60-х гг. в "некоторых" вопросах внешней политики изменением настроений верующих, которые "вынудили церковную иерархию отказаться от того, что стало архаичным"^; эти новые "элементы" не изменили, по мнению Великовича, "ее позиции в отношении американского капитализма и его внутренней и внешней политики". Однако поворот был принципиальным - церковь в целом отказалась от лояльности воинствующему антикоммунизм, и многочисленные социологические исследования показывают, что этот поворот не может быть объяснен исключительно давлением рядовых мирян. Эта переоцен

I/ Великович Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М.: Мысль, 1970. - 287 с.

2/ Великович Л.Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978. -143 с.

3/ Там же, с. 61. ка реакционности внешнеполитической позиции церкви иногда приводила Великовича к очевидным передержкам. Так, утверждая, что сеть католических миссионерских организаций "служит целям американского империализма"'1'^ и что миссионеры ордена Мэринолл и иезуиты находятся в тесном контакте с ЦРУ, он игнорирует постоянные и резкие трения американской администрации с католическими миссионерами, в громадном большинстве резко осуждающими с либеральных и даже леворадикальных позиций политику США в развивающихся странах. Консервативные органы печати США (да и не только консервативные) обвиняли именно орден Мэринолл, превратившийся в оплот "теологии освобождения", в марксизме.

Среди работ советских авторов следует также упомянуть книги Н.А.Ковальского^ 60-х - 70-х гг., в которых уделяется внимание роли католической церкви США во внешнеполитической деятельности мирового католицизма (причем анализ позиции американской католической церкви выявляет ее буржуазный и ярко консервативный характер) и внутренним конфликтам в церкви по социально-политическим вопросам (в первую очередь, в отношении вьетнамской войны).

Наконец, тема данной работы рассматривается в книге Д.Е.Фурмана^. В этой работе дается развернутый анализ роли религии в общественно-политической жизни США. Основные выводы фурмана положены в основу анализа "католического фактора"в данной работе. Кроме того, Фурман непосредственно затрагивает ряд вопросов о католической

I/ Великович Л.Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978. -143 е., с. 80-90.

2/ Ковальский Н.А. Международные католические организации. М.: Изд-во ИМО, 1962. - 268 е.; он же: Католицизм и дипломатия. М.: Наука, 1969. - 223 е.; он же: Католицизм и мировое социальное развитие. М.: Наука, 1974. - 183 с.

3/ Фурман Д.Е. Указ.соч. церкви СМ: выявляет специфическую роль церквей в социальной организации иммигрантских общин, отмечает специфические проблемы, которые вызывает эта новая для католической церкви социальная функция, рассматривает некоторые проблемы идейной американизации католицизма и его связь с рабочим движением. Основной недостаток анализа католицизма в работе Фурмана - игнорирование того факта, что церковь в процессе американизации сохраняет свое индивидуальное лицо. При этом может возникнуть впечатление, что все особенности идеологии церкви (в данном случае католической) - лишь временные проявления недостаточной американизации. Кроме того, Фурман упускает из виду, что католическая церковь не только американизировалась в США, но и сама вносила определенные модификации в систему ценностей американского общества.

Для данной работы важное значение имеют также исследования социально-политической позиции Ватикана, мирового католицизма в целом, и его внешнеполитической деятельности - уже упомянутые книги Ковальского, а также М.Н.Мчедлова^ и М.М.Шеймана^.

Кроме того, в работе для сравнительного анализа используется ряд работ советских исследователей о деятельности католической церкви в ряде других стран - Л.В.Михайловой о ФРГ, Н.Н.Поташинс-кой об Италии, О.И.Величко об Австрии, И.Р.Григулевича о Латинской Америке, Л.Ф.Шведковой о социалистических странах^.

I/ Мчедлов М.Н. Эволюция современного католицизма. М.: Мысль, 1967. - 224 е.; он же: Католицизм. М.: Политиздат, 1974. - 278 с.

2/ Шейман М.М. Католицизм в меняющемся мире. М.: Наука, 1975. - 160 с.

3/ Михайлова Л. В. Католическая церковь и рабочий класс ФРГ. М.: Наука, 1980. - 158 е.; Поташинская Н.Н. Католическая церковь и

Sa604ee движение Италии. М.: Наука, 1979. - 254 е.; Величко О.И. оциальная доктрина католицизма и рабочий класс Австрии. М.: Наука, 1978. - 173 е.; Григулевич И.Р. "Мятежная" церковь в Латинской Америке. М.: Наука, 1972. - 410 с.; Шведкова Л.Ф. Социализм и католицизм. М.: Наука, 1982. - 216 с.

Среди советских исследователей американской истории и современных общественно-политических процессов автор в первую очередь опирался на работы И.А.Белявской, Ю.А.Замошкина, Э.А.Иваняна, А.А. Кокошина, В.И.Лана, В.О.Печатнова, М.М.Петровской, Н.В.Сивачева и Е.Ф.Язькова, Л.Ю.Слезкина и др.*Л

Среди американских работ в первую очередь следует отметить обобщающие исследования, пытающиеся осмыслить специфическое место католицизма в общественно-политической жизни США - социологов В.Герберга, М.Ханны, теолога Лж.К.%ррея^Л Работы этих трех авторов в наибольшей степени вычленяют особенности идеологии американского католицизма, специфические особенности массового сознания католической общины, основные "исторические" идейные и политические конфликты внутри американского католицизма и в его взаимоотношениях с окружающим обществом.

I/ Белявская И. А. Буржуазный реформизм в США (I900-I9I4). М.: Наука, 1968. - 415 е.; Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль,

1980. - 247 е.; Современное политическое сознание в США (под ред. Ю.А.Замошкина и Э.Я.Баталова). М.: Наука, 1980. - 446 е.: Иванян Э.А. Президенты и политика. Изд. 2-е, М.: Политиздат, 1979. - 383 с.; Кокошин А.А. США: за фасадом глобальной политики. М.: Политиздат,

1981. - 367 е.; Лан В.И. США: от испано-американской до первой мировой войны. М.: Наука, 1975. - 368 е.; Лан В.И. США: от первой до второй мировой войны. М.: Наука, 1976. - 493 е.; Лан В.И. США в военные и послевоенные годы. М.: Наука, 1978. - 686 е.: Петровская М.М. США: политика сквозь призму опросов. М.: ИМО, 1982. - 270 е.; Печатнов В.О. Демократическая партия США: избиратели и политика. М.: Наука, 1980. - 248 е.; Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США. I917-1972. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 334 е.; Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд 1630-1642. М.: Наука, 1980. - 344 с.

2/ Herberg W. Protestant-Catholic-Jew: An Essay in American Religious Sociology. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1951. - 320 p.; Hanna M.T. Catholic and American Politics. - Cambridge (Mass.) -London: Harvard univ.press, 1979. - IX, 262 p.; Murray J.C. Op.cit.

- 22

Из работ, посвященных истории американского католицизма, в первую очередь следует указать труды А.Абелла, Д.Доген, Р. Леки, Т.Мэйнарда, Дж.П.Фогарти, Дж.Т£.Эллиса"1'/.

Среди работ, посвященных частным проблемам, наиболее значительны труды:

1) Дж.Флинна и А.Хейро^Л раскрывающие особенности внешнеполитической деятельности американского католицизма;

2) сравнительно велико число работ о послесоборной (сер. 60-х - сер. 70-х гг.) эволюции американской католической церкви. Наиболее объективный анализ процессов, происходивших в церкви в эти годы, содержится в работах Дж.Левина, О'Брайена, У.Хэлси, Э.Вакина и Дк.Шорера^ и др. Следует также отметить ряд полунаучных, полупублицистических работ как либеральных (Г.Уилса, Э.Грили,

1/ Abell A. American Catholicism and Social Action: A Search for Social Justice, 1865-1950. - N.Y.-Notre-Dame: Notre-Dame univ. press, 1963. - 306 p.; Dohen D. Nationalism and American Catholicism. - N.Y. : Sheed and Ward, 1967. - XIV, 210 p.: Leckie R. American and Catholic. - Garden City (N.Y.): Doubleday, 1970. - XIX, 383 p.; Maymard T. The Story of American Catholicism. - N.Y.: MacmiQ lan, 1943. - 694 p.; Fogarty G.P. The Vatican and the American Hierarchy from 1870 to 1965. - Stutgart: Hiersemann. 1982. - XVII, 438 p.; Ellis J.T. American Catholicism.-Chicago-London: univ. of Chicago press, 1969. - VIII, 322 p.

2/ Flynn G. Roosevelt and Romanism. Catholic and American Diplomacy, 1937-1945. - Westport (Conn.) - London: Greenwood press,

1978. - XX, 268 p.; Hero A.O.Jr. American Religious Groups View Foreign Policy. Trends in Rank and Tile Opinion, 1937-1965. - Durham (N.Carol.): univ.press, 1973. - 272 p.

3/ Devine G. American Catholicism. Where Do We Go from Here?-Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1975. - X, 117 p.; O'Brien. The Renewall of American Catholicism. N.Y.: Oxford univ.press,

1979. - 302 p.; Halsey W. The Survival of American Catholicism in an Era of Dissilusionment, 1920-1940. - Notre-Dame-London: Notre-Dame univ.pfcess. - XV, 230 p.; Wakin E. and Scheurer J. The Dero-manization of American Catholic Church. - N.Y.: New American Library, 1970. - 336 p.

- 23

Ф.Грея*/), так и консервативных (Дзк.Хитчхока, Дк.Келли^ и др.) католических авторов.

Несмотря на содержащиеся в этих работах проявления необъективности и пристрастности, и в них содержится ряд интересных наблюдений и выводов.

3) Еде одна тема, широко освещаемая в американской литературе, - специфические проблемы взаимоотношений различных иммигрантских групп внутри католической церкви. Здесь следует отметить труды Э.Грили, сборник "Иммигранты и религия в городской Америке" под редакцией Р.Миллера и Т.Маржика, книги Э.Ифковича и Д.Прпика о югославских католиках в США, Л.Риппли о немецких, М.Паренти -об итальянских^ и др.

В то же время, несмотря на относительное обилие американских работ, ни одна из них не затрагивает во многом принципиально новые явления последнего десятилетия, а в отношении долгосрочных ис

1/ Wills HG. Бахе Ruined Choirs. Doubt Prophecy and Radical Religion. Garden City (JT.Y.)s Douvleday, 1972. - X, 272 p.; Greely A. The American Catholic. A Social Portrait. - N.Y. : Basic Books, 1977. - VI, 280 p.: Gray F. Divine Disobedience: Profiles in Catholic Radicalism. - N.Y.: Random House, 1970. - IX, 322 p.

2/ Hitchcock J. The Decline and Pall of Radical Catholicism. -U.Y.: Oxford univ.press, 1971. - 210 p.: Kelly G., msgr. The Battle for the American Church. Garden City (IT.Y.) : Doubleday, 1979. -XI, 513 p.

3/ Ethnicity. Ed. by Greely A. N.Y.: Seabary press, 1977. -VI, 105 p.; Immigration and Religion in Urban America. Ed. by Miller R., Marzik Th. Philadelphia: univ.press, 1977. - 212 p.: Ifrovic E. The Yugoslavs in America. Minneapolis: Lerner publ.C0, 1977. - 103 p.; Prpic G. South Slavic Immigration in America-Boston: Twayne, 1978. - 302 p.; Rippley L. The German-Americans. - Boston: Twayne, 1976. - 271 p.; Parenti M. Ethnical and Political Attitudes» A Depths Study of Italian American. - JT.Y. : Arno press, 1980. -446 p.

- 24 торических тенденций эти исследования отмечают частные стороны эволюции американского католицизма и не дают общей картины.

Итак, социально-политическая деятельность католической церкви США - тема в целом для советской науки новая, подвергавшаяся анализу лишь частично и (за исключением двух диссертаций, защищенных в 60-х гг.), при рассмотрении других проблем. В иностранной же научной литературе не содержится исчерпывающего исторического анализа "католического фактора" и полностью отсутствует рассмотрение особенностей последнего десятилетия.

В качестве источников при работе над диссертацией, кроме фактического материала, содержащегося в использованных научных работах, использованы материалы американской прессы.

В первую очередь речь идет о католических журналах "Пайлот" за 1975-1982 гг., "Америка" за I978-1983 гг. и "Коммонуил" за 1976 г. Диссертантом также собраны имеющие отношение к католической церкви США материалы, опубликованные в журналах "Тайм" за 1975-1983 гг., "Ньюсуик" за 1975-1983 гг., газете "Интернэшнл Геральд Трибюн", за 1978-1983 гг., консервативных журналах, уделяющих сравнительно много внимания положению католической церкви -"Нэшнл Ревью" за I97&-I983 гг., и "Хьюман Ивентс" за 1980-1983 гг.

В работе использованы также справочные издания - католические альманахи за 1969, 1972, 1976 гг.*/; антология "Американская католическая мысль о социальных вопросах"^/; сборник под редакцией

I/ Catholic Almanac. 1969. Ed. by Роу P.A. Peterson (TT.J.): St.Antony Guild, 1969. - 696 p.; Catholic Almanac. 1972. Ed. by Poy P.A. Huntington (Indiana): Our Sunday Visitor 1973. - 703 p.; Catholic Almanac. 1977. Ed. by Poy P.A. Huntington (Indiana): Our Sunday Visitor 1976. - 703 p.

2/ American Catholic Thought on Social Questions. Ed. by Abell A. Indianapolis. - N.Y.: Bolls Merril, 1968. - 571 p.

Ф.Глисона "Современный католицизм в США"*/; тексты папских энцик-лик из ряда изданных в США на английском языке сборников и книги, комментирующие эти энциклики - «Бд.Гремийона и Р.Кемпа2/.

Большое значение для работы имеют также данные различных опросов, результаты которых содержатся как в перечисленных работах, так и в бюллетенях Гэллапа (в первую очередь, специализированных изданиях, посвященных религии в США, 1977 и 1982 гг.)^Л

Работа состоит из четырех глав. В первой главе дается исторический анализ особенностей американского католицизма как в отношении американского общества, так и в отношении европейского католицизма; прослеживаются основные конфликты как внутри католической церкви и католической общины, так и в ее отношениях с американским обществом; дается анализ эволюции католической церкви на американской почве. Глава заканчивается анализом непосредственного воздействия решений П Ватиканского Собора на католическую церковь США. При этом основное внимание уделяется тем сторонам идейной эволюции американского католицизма, без которых невозможно составить правильное представление о современном положении в католической церкви США.

I/ Contemporary Catholicism in the US. Ed. by Gleason Ph. ITotre-Dame. London: univ. of ITotre-Dame press, 19б9» - XVIII, 385 p.

2/ Gremillon J. Gospell of Peace and Justice: Catholic Social Teaching since Pope John. TT.Y. : Maryknoll. 1976. - 623 P«; Leo XIII, Pius XI. Two basic social encyclicals on the condition of workers; Washington: univ. of America press, 1943» - 195 p.; Camp E.L. The Papal Ideology of Social Reform. A Study in Historical Development, 1878-1967. - Leiden: Brill, 1969. - VIII, 180 p.

3/ The Gallup Opinion Index. Report N 145 Religion in America, 1977-1978; The Gallup Report IT 201-202. Religion in America, 1982.

Вторая глава посвящена современному положению внутри католической церкви США. Подводятся итоги послесоборной борьбы в церкви, анализируется относительная консолидация церкви, рассматривается положение в различных "этнических группировках" в церкви, причем особое внимание уделяется испаноязычной и негритянской общинам. Уделяется внимание положению в монашеских орденах, католических академических кругах, организациях мирян и в среде епископата. В этой же главе рассматривается эволюция "антикатолицизма" в американском обществе.

Тема третьей главы - политическая активность католической церкви в вопросах внутренней политики. Анализируется либеральная позиция церкви в социально-экономических и консервативная в "социальных" (т.е. законодательство в отношении абортов, порнографии, финансирования церковных школ и т.д.) вопросах. В этой главе рассматривается влияние социального учения католицизма на политические ориентации церкви и общины.

Четвертая глава посвящена политической активности церкви во внешнеполитической области. Рассматриваются причины резкого изменения характера внешнеполитических ориентации церкви в 60-е -70-е гг. Анализируются взаимоотношения Ватикана, мирового католицизма, католической церкви США и последних американских администраций по вопросам внешней политики. Отдельно исследуются следующие проблемы международных отношений, в наибольшей степени волнующие американских католиков: гонка вооружений, борьба за мир, отношения США с социалистическими и развивающимися странами, отношение к конфликтам в Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

В Заключении анализируется взаимоотношение между внешне- и внутриполитическими позшщями католической церкви; дается оценка политической позиции католической церкви США в целом.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Католическая церковь в общественно-политической жизни США (70 - 80-е годы)"

Основные выводы диссертации.

1) Исторически католицизм в США имел ряд существенных особенностей, резко отличавших его от европейского католицизма, т.е. мировой католицизм в XIX - начале XX века был носителем феодальных ценностей и интересов политических сил, стремившихся к реставрации и консервации докапиталистических социально-экономических отношений, а в США от оказался в условиях, где отсутствовали носители этих интересов и всякая почва для буквального претворения в жизнь этих ценностей.

2) В американских условиях, когда основной социальной базой католической церкви стали иммигранты-рабочие, а феодальная традиция

I/Pilot, 1982, October 8, p. 1. отсутствовала; антикапиталистические потенции социальной доктрины приобрели "левый", реформистский характер.

3) В то же время в вопросах внешней политики американская католическая церковь сохраняла полную верность реакционному политическому курсу Ватикана, что вызывало резкие трения между ней и другими участниками либеральной коалиции в США.

4) Стремление к сохранению монолитности и единства церкви привело к созданию широко разветвленной системы прицерковных социальных организаций, обеспечивавших изоляцию католической общины от остального населения США.

5) Глубокий внутренний кризис внутри католической церкви США 60-х - начала 70-х гг. (связанный с последствиями П Ватиканского Собора и морально-политическим кризисом, последовавшим за расширением войны во Вьетнаме и борьбы за гражданские права) привел к принципиальным изменениям в идеологии и практической деятельности этой церкви в США.

6) Во главе сил внутри церкви, добившихся либерализации политических ценностей и целей католицизма, стояло монашество, академические круги, т.е. слои в наибольшей степени независимые от давления консервативного епархиального начальства и организаций мирян, а по роду своей работы - связанные с наиболее "экстремальными" проблемами.

7) В результате кризиса 60-х - нач. 70-х гг. церковь резко активизировала свою политическую деятельность и заняла значительно более независимую позицию по отношению к правящим администрациям.

8) В сфере социально-экономической католическая церковь призывает к структурным реформам в США, выступает за установление всевозможных "социальных гарантий", в первую очередь "полной" занятости. Однако противоречивость католического социального учения во многом ослабляет эффект от требований церкви.

9) В то же время консерватизм морального учения католической церкви продолжает отражаться в так называемых "социальных вопросах" (т.е. требованиях запрета абортов, ограничения активности гомосексуалистов, государственной помощи церковной школе).

10) В 70-е годы произошел кардинальный поворот во внешнеполитических ориентациях католической церкви. Теперь они определяются отказом от установки на союз с государственной властью, осознанием себя независимой силой, представляющей часть единой космополитической церкви. Церковь начинает проявлять заинтересованность в улучшении взаимоотношений между государствами, так как в этих условиях космополитической церкви легче функционировать, осознает невыносимость перспективы ядерного конфликта и встает на антивоенные позиции.

11) Если до 60-х гг. ориентация на интересы католических церквей разных стран автоматически означал поддержку наиболее реакционных сил, то теперь (когда католицизм в большинстве стран "либерализовался") католическая церковь США оказывает существенную помощь во многих странах мира (в первую очередь в Латинской Америке) "левым" антидиктаторским движениям.

12) Взгляды широких слоев американских католиков, хотя и не являются слепком с позиции церкви, но церковная доктрина продолжает быть одним из существенных факторов их политического поведения.

- 184 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас, в начале 80-х гг., католическая церковь окончательно вписалась в американскую религиозную и общественно-политическую жизнь, стала "нормальной", респектабельной церковью. Массовый антикатолицизм, характерный для США в XIX - нач. XX вв., навсегда ушел в прошлое.

Мало того, многие католические ценности стали неотъемлемой частью идеологии, культуры, политических ориентаций американского народа. Конечно, невозможно найти способ, позволяющий вычленить с математической точностью роль того или иного фактора в возникновении общественных явлений, но очевидно, что в идеологии американского реформизма, формировании тредшионизма, в современных "этничео-ких движениях" и в современном пацифизме роль "католического фактора" очень велика.

Кроме того, сама католическая церковь отныне имеет оцределен-ный авторитет не только у католиков, но и у всего населения США. Так, например, папа Иоанн-Павел П, по данным опроса Гэллапа, является одной из наиболее популярных в США фигур; до визита в США он получил очень высокие (+5 и +4 по 10-балльной шкале) оценки у 80% американцев и после визита - у 86%. Сам Гэллап назвал эти цифры неправдоподобными для США, где обычно активно действующие общественные и религиозные лидеры не получают всеобщего одобрения*^. Как отмечал Рестон, критика Иоанном-Павлом П материалистической цивилизации потребительства и гедонизма была очень резкой и вызвала всеобщий восторг2^. В этом неожиданном для страны, где большинство населения - протестанты, повороте событий есть своя логика - в

I/ Pilot, 1979, November 2, p. 2. 2/ Time, 1979, October 15, p. 17. ситуации современной размытости догматических барьеров, разделяющих христианские церкви в США на уровне массового сознания верую, фигура папы, главы наиболее могущественного и универсального христианского вероисповедания, к тому же имеющего всеобщую репутацию жесткого защитника, традиционных всеобщих христианских ценностей, приобретает своеобразную романтическую привлекательность. Более чем маловероятно, однако, чтобы поведение среднего американца-протестанта непосредственно изменилось под воздействием папских увещеваний.

Что же касается американских католиков, то, хотя их взгляды -далеко не слепок с позиции церкви, но церковная доктрина продолжа,-ет быть одним из факторов их поведения и, следовательно, американской политический жизни в целом.

Наиболее яркая особенность католической позиции - ее несводимость ни к традиционным для США политическим размежеваниям, ни к сложившимся среди протестантских церквей разделениям на либералов и консерваторов. Консервативный политический лагерь оказывается союзником церкви в вопросах законодательных ограничений в области морали, но из рядов этого же консервативного лагеря исходят ожесточенные нападки на либерализм церкви во внешнеполитической и социально-экономической области. С другой стороны, либеральные политики очень редко идут на, компромисс с церковью в принципиальном для них вопросе о законодательных ограничениях в области морали.

В этом балансировании церковь значительно нейтрализует свои собственные лоббистские действия. Так, перед выборами 1982 г. "Пай

I/ Преимущественно католическое население Бостона на протяжении многих десятилетий отмечает день небесного покровителя города -Св.Батольфа. В последние годы в этом празднике участвует много протестантов. а ведь культ святых "с ортодоксально протестантской точки зрения - идолопоклонство". лот" писал, что "епископы разрываются в дихотомии между консервативными республиканцами и либеральными демократами. Хотя запрет абортов официально - важнейшая политическая цель, но во многих случаях (особенно в районах, пораженных депрессией) католики все-таки с неохотой предпочитают либеральных демократов"^.

С другой стороны, позиция церкви ослабляет поляризацию общества, способствует образованию переходной между либералами и консерваторами маргинальной группировки.

Другая яркая особенность политической роли католической церкви США, начавшая особенно заметно проявляться сравнительно недавно, - это ее космополитизм, приводящий к учету интересов католических церквей других стран в ее политических установках и, в то же время, к распространению американских политических ценностей через расширяющиеся международные внутрикатолические связи в другие страны.

 

Список научной литературыФилатов, Сергей Борисович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Гражданская война в Северной Америке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.15, с.337-347.

3. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., соч.1, с.382-413.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-457.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.7-228.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.1-338.

7. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343-437.

8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т;21, с.273-317.

9. Энгельс Ф. Письмо К.Марксу в Лондон, около 26.У.1853 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.210-212.

10. Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху в Кенигсберг от 2I-22/IX1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.393-397.

11. Энгельс Ф. Положение Англии. Английская конституция. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.618-642.

12. Ленин В.И. Итоги и значение црезидентских выборов в Америке. Полн.собр.соч., т.22, с.192-194.

13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.1-384.

14. Ленин Б.И. 0 значении воинствующего материализма. Поли, собр.соч., т.45, с.23-33.

15. Левин В.И. Организация масс немецкими католиками. Поли, собр.соч., т.23, с.188-190.2. Документу KQQC

16. Материалы Ш съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976 г. - 256 с.

17. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982 г. - 223 с.

18. Материалы пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

19. Черненко К.7. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. - 670 с.

20. Черненко К.7. Делегации муниципалитета города Ассизи и представителей ордена францисканцев. -"Правда" 1984, 31 марта.

21. Докуцета международного коммун^руич^ского. и рабочего движения

22. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий: Документы и материалы. Москва, 5-17 июня 1969 г. М.: Политиздат, 1969. - 352 с.

23. ХХП Национальной съезд Коммунистической партии США, 23-26 августа 1979 г. М.: Политиздат, 1982. - 280 с.

24. Новая программа Коммунистической партии США: "США: экономика, политика, идеология". 1983, & I, с.117-124; £ 2,с.120-127; X 3, с.120-127; * 4, c.II&-I27.

25. Специальная литература на русском языке. Книги

26. Белявская И.А. буржуазный; реформизм в США (I900-I9I4). М.: Наука, 1968. - 415 с.

27. Бреза Т. Бронзовые врата. Римский дневник. М.: Прогресс, 1964. - 518 с.

28. Вайнштейн Г.И. Американские рабочие. Сдвиги в общественном сознании. М.: Наука, 1977. - 216 с.

29. Великович Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М.: Мысль, 1970. - 287 с.

30. Великович Л.Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978.143 с.

31. Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана. М.: Наука, 1980. -230 с.

32. Величко О.И. Социальная доктрина католицизма и рабочий класс Австрии. М.: Наука, 1978.- 173 с.

33. Григулевич И. Р. "Мятежная" церковь в Латинской Америке. -М.: Наука, 1972. 410 с.

34. Давыдов Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры (инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М.: Наука, 1980. - 264 с.

35. Домнич М.Я. Очерки истории христианского синдикализма. -М.: Наука, 1976. 190 с.

36. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980. -247 с.

37. Иванов P.P., Лисневский Э.В. Ку-Кпукс-Кдан. М.: Наука, 1981. - 191 с.

38. Иванян Э.А. Президенты и политика. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1979. 383 с.

39. История рабочего движения в США в новейшее время (I9I8-I965). В 2-х томах. Ред.коллегия: Михайлов Б.Я. и др. М.: Наука, I970-I97I. - т.1 - 590 е.; т.2 - 611 с.

40. Казанова А. Второй Ватиканский Собор: Критика идеологии и практики современного католицизма. М.: Прогресс, 1973. -371 с.

41. Кант еров И.Я. Ватикан под натиском атеизма. М.: Наука, 1972. - 150 с.

42. Ковальский Н.А. Католицизм и дипломатия. М.: Наука, 1969.223 с.

43. Ковальский Н.А. Католицизм и мировое социальное развитие. -М.: Наука, 1974. 183 с.

44. Ковальский Н.А. Международные католические организации. -М.: Изд-во ИМО, 1962. 268 с.

45. Ковальский Н.А. Эволюция социальной доктрины католической церкви.- М.: Знание, 1974. 64 с.

46. Кокошин А.А. США: За фасадом глобальной политики. М.: Политиздат, 1981. - 367 с.

47. Красавин Л.П. Католичество. Общий очерк. Петроград: Огни 1918. 132 с.

48. Лан В.И. США: от испано-американской до первой мировой войны. М.: Наука, 1975. - 368 с.

49. Лан В.И. США в военные и послевоенные годы. М.: Наука, 1978. - 686 с.

50. Лан В.И. США: от первой до второй мировой войны. М.: Наука, 1976. - 493 с.

51. Мадаистер С. Политика Ватикана и Италия (1943-1978). М.: Прогресс, 1982. - 334 с.

52. Маккарти Ю. Вновь посетив Америку. М.: Прогресс, 1981. -236 с.

53. Мальков В.П. "Новый курс" в США: Социальные движения и социальная политика. М.: Наука, 1973. - 383 с.

54. Маркович С. Современная христианская демократия. М.: Политиздат, 1982. - 286 с.

55. Митрохин Л.Н. Негритянское движение в США: идеология и практика. М.: Мысль, 1974. - 199 с.

56. Михайлова Л. В. Католическая церковь и рабочий класс ФРГ. -М.: Наука, 1980. 158 с.

57. Мчедлов М.Н. Католицизм. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. -278 с.

58. Мчеддов М.Н. Эволюция современного католицизма. М.: Мысль, 1967. - 224 с.

59. Нитобург Э.П. Негры США (ХУЛ начало XX вв.). - М.: Наука, 1979. - 294 с.

60. Петровская М.М. США: Политика сквозь призму опросов. М.: Мевдународные отношения, 1982. - 270 с.

61. Печатнов В.О. Демократическая партия США: избиратели и политика. М.: Наука, 1980. - 248 с.

62. Поташинская Н.Н. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. М.: Наука, 1979. - 254 с.

63. Пожарская С.П. Испания и США. Внешняя политика и общество. (1936-1976). М.: Наука, 1982. - 342 с.

64. Пучков П.И. Современная география религий. М.: Наука, 1975. - 184 с.- 194

65. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина ХУШ в. Л.: Наука, 1982. - 280 с.

66. Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США. I9I7-I972.-М.: Изд-во Моск.ун-та, 1972. 334 с.

67. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд. 1630-1642. М.: Наука, 1980. - 344 с.

68. Современное политическое сознание в США. Под ред.Ю.А.Замош-кина и Э.Я.Батадова. М.: Наука, 1980. - 446 с.

69. Согрин В.В. Идейные течения в Американской революции ХУШ в.- М.: Наука, 1980. 312 с.

70. Сокольский С.Л. Христианско-демократический союз ФРГ. Социология и политика. М.: Наука, 1983. - 264 с.

71. Токвиль А.де. О демократии в Америке. М.: Книжное дело, 1897. - ХУ, 620 с.

72. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981. - 257 с.

73. Шведкова Л.Ф. Социализм и католицизм. М.: Наука, 1982. -216 с.

74. Шейман М.М. Католицизм в меняющемся мире. М.: Наука, 1975. - 160 с.

75. Шейман М.М. От Пия IX до Павла У1. Изд. 2-е. М.: Наука, 1979. - 176 с.

76. Спеодадьная дцуературд да рурском, языке., Статьи

77. Арбатов Г.А. В тупике политики силы (провал американской политики в Индокитае в начале 70-х годов). "Вопросы истории", 1981, В 9, c.I04-II8.

78. Арбатов Г. А. Внешняя политика США на пороге 80-х годов. -"США: экономика, политика, идеология". 1980, & 4, с.43-54.

79. Арбатов Г.А. На пути в тупик (американская политика во Вьетнаме в 60-е годы). "Вопросы истории", 1980, № 9, с.103-116.

80. Власихин В.А., Савельев В.А.,Верховный Суд и политика. -"США: экономика, политика, идеология", 1982, № 6, с.31-41.

81. Война В.А. "Бог не был ни правым, ни левым". "США: экономика,, политика, идеология", 1981, № 3, с.36-40.

82. Воронина О.А. Идеология феминистского движения. "США: экономика,, политика, идеология", 1980, $ 9, с.38-49.

83. Геворгян Г.Д. АФТ-КПП и правительство. "США: экономика, политика, идеология", 1981, № 2, с.37-47.

84. Геевский И.А., Червонная С.А. Цветные американцы: проблема равенства возможностей. "США: экономика, политика,, идеология", 1980, & 5, с.41-53.

85. Григулевич И.Р. Латиноамериканская церковь на пороге 80-х годов. "Латинская Америка", 1980, № 9, с.27-39.

86. Ю. Жилина Е.В. Философские аспекты "аджорнаменто" на современном этапе. Ежегодник "Религии мира". - М.: Наука, 1982, с.60-71.

87. Ковальский Н.А. Ватикан: как продвигаться вперед? "Латинская Америка", 1980, № 9, с.40-51.

88. Ковальский Н.А. Расширение антивоенной борьбы. "Наука и религия", 1983, № 7, с.60-64.

89. Литаврин П.Г., Лгодоговская И.И. Республиканская администрация и кризис в Сальвадоре. "США: экономика, политика, идеология", 1981, № 7, с.40-44.

90. Малькова З.Л. Школьное образование и администрация Рейгана.-"США: экономика, политика, идеология", 1983, № 9, с.32-39.

91. Мамонтов С.П. Никарагуа: церковь и верующие в сандинистской революции. "Латинская Америка", 1981, № 9, с.27-41.

92. Мельвиль А.Ю. Консерватизм и сдвиги в общественном сознании в США. Анализ американских оценок и прогнозов. "США: экономика, политика, идеология", 1981, № 10, с.26-37.

93. Митрохин Л.Н. "Религии нового века" в США. "Вопросы философии", 1982, № 4, с.73-82.

94. Осипова Н.В., Рогов С.М. Ближневосточный узел: внутриполитические аспекты. "США: экономика., политика, идеология", 1982, £ 4, с.17-29.

95. Плеханов С.М. Конференция американских социалистов. "США: экономика, политика., идеология", 1981, № 5, с.58-62.

96. Семенов С.И. Сальвадор: церковь и революция. Ежегодник "Религии мира", М.: Наука., 1982, с.141-158.

97. Сивачев И.В. "Новый курс" Ф.Рузвельта. "Воцросы истории", 1981, № 9, с.45-63.

98. Туганова О.Э. Некоторые характерные черты американской культуры, "США: экономика, политика, идеология", 1983, № 6,с.30-40.

99. Фурман Д.Е. Внешнеполитическая активность американских церквей. "США: экономика, политика, идеология", 1980, № 8,с.38-48.

100. Фурман Д.Е. Религия, политика и выборы 1980 г. "США: экономика, политика, идеология", 1981, № 4, с.50-59.6 • Специальная литература на иностранных языках. Книги

101. Abell A. American Catholicism and Social Action: a Search for Social Justice. 1865-1950. H.Y.-Notre-Dane: univ. of Notre-Dame press, 1963. - 306 p.

102. Amato J. Mounier and Matirain: a French Catholic Understanding of the Modern Warld. University (Ala): univ. of Alabama press. 1975. - XXIII, 215 p.

103. American Catholic Thought on Social Questions. Ed. by Abell A. Indianapolis, N.Y.: Bobbs Merril, 1968. - 571 p.

104. Amerioan Religious Values and the Future of America. Ed, by van Allen R. Philadelphia: Portress press, 1978. - XI, 211 p.

105. Baltzell D.E. Puritan Boston and Quaker Philadelphia. N.Y.-L. Philadelphia univ. press, 1979. - 494 p.

106. The Berrigans. Ed. by Casey W., Nobile Ph. N.Y.: Avon, 1971. - 253 p.

107. Party in Transition, 1918-1932. N.Y.: Knopf, 1968. - XIII, 293, VIII p.

108. Camp R.L. The Papal Ideology of Social Reform. A study in Historical Development, 1878-1967. Leiden: Brill, 1969. -VIII, 180 p.

109. Catholic Almanac 1969. Ed. by Foy F.A. Paterson (N.J.): St. Antony Guild, 1969. 696 p.

110. Catholic Almanac 1972. Ed. by Foy F.A. Huntington (Ind.): Our Sunday Visitor, 1973. 703 p.

111. Catholic Almanac 1977. Ed. by Foy F.A. Huntington (Ind.): Our Sunday Visitor, 1976. 704 p.

112. Church and Politics in Latin America. Ed. by Levine D.H. -Beverly Hills (Calif.) London: Sage publ., 1979. 288 p.

113. Church and Society. Catholic Social and Political Movements. 1789-1950. Ed. by Moody J.N. N.Y.: Arte, 1953. 914 p.

114. The Dorothy Day Book: A Selection from her Writings and Readings. Ed. by Anigly M. and Garvey M. Springfied (111) -Temple Gate, 1982. 124 p.

115. Dunn D.J. Detente and Papal-Communist Relations, 1962-1978.-Boulder (Colo).: Westview press, 1979. 216 p.6.23» Ellis J.T. American Catholicism. 2d ed.-Chicago-London: univ. of Chicago press, 1969. VIII, 322 p.

116. Ethnicity. Ed. by Greely A. N.Y.: Seabary press, 1977. VI, 105 P.

117. Evangelization in American Context. Ed. by Burrel D., Kane P. Notre-Dame: univ. of Notre-Dame press, 1976. - XIII, 183 p.

118. Flynn G. Roosevelt and Romanism. Catholics and American Diplomacy, 1937-1945. Westport (Conn.), London: Greenwood press, 1978. - XX, 268 p.

119. Fogarty G.P. The Vatican and the American Hierarchy from 1870 to 1965. (Papste und Pappstum Bd 21). Stuttgart: Hiersemann, 1982. - XXII, 438 p.

120. Gavin W. Street Conservative Hew Rochelle (H.Y.): Arlington House, 1975. - 152 p.

121. Gray F. Divine Disobedience: Profiles in Catholic Radicalism.-И.-Y.: Random House, 1970. IX, 322 p.

122. Greely A. The American Catholic. A Social Portrait. If.Y.: Basic Books, 1977. - VI, 280 p.

123. Gremillon J. Gospell of Peace and Justice: Catholic Social Teaching since Pope John. N.Y.: Maryknoll, 1976. - 623 p.

124. Halsey W. The Survival of American Catholicism in an Era of Dissilusionment. 1920-1940. Notre-Dame-London: Notre-Dame univ. press, 1980. - XV, 230 p.

125. Herberg W. Protestant-Catholic-Jew: An Essay in American Religious Sociology. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1956. 320 p,

126. Ifkovic E. The Yugoslavs in America. Minneapolis: Lerner publ. Co, 1977. - 103 p.

127. Immigration and Religion in Urban America. Ed. by Miller R., Marzik T. Philadelphia: univ. press, 1977. - 212 p.

128. Kelly G. The Battle for the American Church. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1979. - XI, 513 p.

129. Laska V. The Czechs in America. 1633-1977. A chronology and

130. Fact Book. Dobbs Ferry (N.Y.): Oceana, 1978. - VIII, 152 p.

131. Leckie R. American and Catholic. Garden City (N.Y.): Double-day, 1970. XIV, 388 p.

132. Leo XIII, Pius XI. Two Basic Social Encyclicals on the Conditions of Workers. Washington: univ. of America press, 1943»-195 p.

133. Maritain J. The Man and his Achivments. N.Y.: Sheed and Ward, 1963. - XII, 258 p.

134. Maritain J. Reflections on America. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1964. - 210 p.

135. Franciscan Herald press, 1980. 446 p.6.53* Prpic G. South Slavic Immigration in America. Boston: Twayne, 1978. - 302 p.

136. Rippley L. The German-Americans. Boston: Twayne, 1976. -271 p.

137. Rommen H.A. The State in Catholic Thought. A Treatise in Political Philosophy. St-Louis-London: Herder Book Co, 1947. - VIII, 747 p.

138. Soweel Th. Ethnic America. N.Y.: Knopf, 1981. 458 p.

139. Silva R.C. Rum, Religion and Votes: 1928 Re-examined. -University Park (Pens): Pensilvania univ. press, 1962. 76 p.

140. The Underground Church. Ed. by M.Boyd. N.Y.: Sheed and Ward, 1968. - X, 246 p.6.59» Wakin E., Scheurer I.P. The De-Romanization of the American Catholic Church. N.Y.: New American Library, 1970. - 336 p.

141. Williams M. Catholic Social Thought. Its Approach to Contemporary Problems. N.Y.: Ronald press, 1950. - XV, 567 p.

142. Williams P. Popular Religion in America. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1980. XIV, 258 p.

143. Wills G. Bare Ruined Choirs. Doubt Prophecy and Radical Religion. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1972. - X, 272 p.