автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Церковь объединения: вероучение, идеология и практика
Полный текст автореферата диссертации по теме "Церковь объединения: вероучение, идеология и практика"
- г» "!
4 , О V > I
Российский государственный педагогический университет ямАИГерцена
на правах рукописи
ЖУКОВ Артем Вадимович
Церковь Объединения: вероучение, идеология и практика.
09 00.06. - философия религии.
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
научный руководитель -
доктор философских наук, профессор
Н.СГордиенко
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1995
Работа выполнена на кафедре истории религии и атеизма Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Научный руководитель - доктор философских наук,
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Колесников A.C.,
кандидат философских наук, доцент Носович Н.В.
Ведущая организация: Государственный Музей истории религии
совета К 113.05.10. Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 197046, Санкт-Петербург, ул. Мала Посадская, 26.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А.И. Герцена.
Автореферат разослан^/ 1995 г.
профессор Н.С. Гордиенко
Защита состоится
Ученый секретарь Диссертационного совета
В современном стремительно изменяющемся мире все более значительную роль играет развитие контактов различных цивилизаций, культур и религий. Особое место в процессе межкультурной коммуникации занимают так называемые Новые Религиозные Движения (НРД), возникшие во второй половине XX века в результате взаимодействия различных религиозных традиций, пересечения светской и духовной мысли, "облучения" одной культурной почвы потоком символов, представлений и установок, порожденных другой культурой.
В свете этого представляется важным изучение НРД, рарспространившихся в России и СНГ в первой половине 90-х годов нашего столетия. В центре внимания данного исследования находится Ассоциация Святого Духа за Объединение Всемирного Христианства или Церковь Объединения - новое религиозное движение, возглавляемое Сан Мен Муном из Южной Кореи. Зародившееся в середине XX века в Корее, это религиозное движение в течение 70-х годов распространилось в США, а затем более чем в 150 странах мира и насчитывает, согласно мунистским источникам, около 7 миллионов последователей.
Организованные в устойчивый социум, несущий особую субкультуру, основанную на ориентальных традициях и философских основах миропонимания, мунисты (последователи Сан Мен Муна) встречают оппозицию на каждом уровне современного общества. В результате воздействия реалий современной эпохи в системе вероучения и практике Церкви Объединения ( мунизм) происходит эволюция, модернизируется политика, идеология, религиозно-образовательная система, структура и социальная практика этой организации. В то же время целый комплекс положений учения Муна, ориентирующих основную идейную направленность мунистской религии и содержания ее воздействия на религиозное миропонимание современных верующих, остается неизменным.
Без рассмотрения всех этапов истории развития мунизма и осмысления роли идейно-теоретического наследия элементов традиционных корейских верований в становлении данной религии, невозможно понимание современного состояния мунизма, стратегии и тактики лидеров Церкви Объединения (ЦО), мотивов общественного поведения масс верующих, их умонастроений и кругозора, политических ориентаций с учетом расширяющейся социальной базы мунизма.
Интерес к указанному кругу проблем, необходимость и актуальность их исследования определили характер содержания данной работы.
культурной традиции в современном мире; предметом исследования -социокультурная система нового религиозного движения, представленного
и социальная практика данной религиозной организации.
Состояние исследованности проблем.
Деятельность ЦО рассматривалась в трудах таких отечественных ученых как Балагушкин Е.Г., Гуревич П.С., Митрохин Л.Н., ФилистГ.М., Привалов К., Григулесич И.Р., Фурман Д.Е. Они оценивали Церковь Объединения как организацию, целью которой является главным образом борьба за духовную, политическую и экономическую власть во всем мире. В данных работах определяются истоки и социальная сущность этого явления. ЦО рассматривается, в первую очередь, как финансовая империя, руководимая Сан Мен Муном, и затем как типичный псевдорелигиозный культ, расцветающая на фоне кризиса современного буржуазного общества. Особое внимание уделено освещению идеологической, политической и предпринимательской деятельности мунистов. Однако, в трудах отечественных авторов не уделялось должного внимания культурно-историческим аспектам этого явления, игнорировалась связь мунизма с более широкими религиозными традициями, узко трактовался один из наиболее
явилась система синкретической религиозно-
Церковыо Объединения; аспектом анализа - вероучение, идеология, культовая
важных вопросов современного религиоведения, такой как практика религиозного обращения в Церкви Объединения.
На протяжении последних 25 лет деятельность Церкви Объединения привлекает пристальное внимание западных теологов (Уолтер Мартин, Дж. Макдауэлл, Фл. Бюли и др.), историков религии (Ровлей П., Нидлман Т., Фридяан Т. и др.), социологов ( Конвей Ф. и Сиглман, Колин X., Холл Дж., Эванс К. и др.) и психологов (Р.Д. Лифтон, Сингер М., Кларк Дж. и др.).
Распространенным становится сочетание социологического и психологиического подходов, характерное для трудов М. Вебера. Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Э. Эриксона, а также работ социологов -религиоведов Б.Р. Уилсона., Р. Уотноу, Т. Роббинса и Д. Энтони, Мелтона Г.. Бромли Д. и Шупа Э„ Баркер Э., Ричардсона Дж., Колемана Ли. Бекфорда Дж., Биерманса Дж., Келли Д. и др. В исследованиях этих авторов рассматриваются условия и факторы распространения нетрадицонной религиозности: отчуждение личности в современной действительности, ослабление влияния основных социальных институтов формирования религиозных убеждений - семьи, школы, церкви - на общем фоне девальвации социальных ценностей.
Эмпирические исследования деятельности Церкви Объединения в США в рамках данного подхода были проведены такими исследователями как Дж.Лофленд, Б. Джонсон, A.C. Парсонс, Р.Эллвуд, Дж. Биерманс, Р. Уоллис и др. Проблемами отношений Церкви Объединения и западноевропейского общества занимались такие авторы как Хардан В. и Хаммел Р., Кехрер Дж, Холл С., Хебдидж Д. Шмидхен Г., Баркер Э., Б.Р. Уилсон, Дж. Бекфорд, Р. Уотноу. Несколько корейских ученых, на подход которых во многом повлияла традиция западной социологии, осветили этапы становления и развития организации Сан Мен Муна в Корее. Это такие авторы как Х.С. Хонг, Мун Санг Хи, Сун Дак Чой и Тан Мун Хван.
Однако до сих пор не дан религиоведческий анализ системы вероучения, традиций, ритуалов и культа, являющийся актуальным в плане понимания Церкви Объединения как религиозной организации, основанной на глубокой религиозной традиции, а также не освещены многие из аспектов ее идеологической и социальной политики. Кроме того, настоятельно требует исследования такая тема как распространение влияния и деятельность Церкви Объединения на территории России и стран СНГ в 90-е годы нашего столетия.
Цель исследования.
В работе на примере Церкви Объединения Муна анализируется процесс становления новых религиозных движений, рассматривается вопрос о поведении личности в коллективе радикально настроенных верующих и путях воспроизводства социокультурных традиций, целенаправленно культивируемых религиозными организациями, а также проблема взаимодействия западного сознания с распространяющей свое влияние культурой Востока. К числу важных моментов, говорящих об актуальности темы, относится проблема исследования Церкви Объединения, как активно действующего субъекта духовной культуры в инокультурном обществе, и тем самым оказывающего влияние на процесс развития коммуникации и диалога различных культур, что является необходимым условием для более адекватного понимания и оценки явлений и процессов, происходящих сейчас в стране и в мире в рамках вновь складывающейся парадигмы социально-философского познания.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих"
задан:
- исследование социокультурных истоков Церкви Объединения;
- рассмотрение основных этапов возникновения и становления Церкви Объединения; выявление основных факторов и закономерностей, влияющих на процесс развития НРД, которое пытается достичь признания и легитимности в современном секулярном обществе;
- анализ системы вероучения и культовой практики Церкви Объединения; выявление элементов традиционных корейских верований в данной мифоритуальной системе и рассмотрение вопросов влияния христианской религии на формирование новой религизной традиции в корейском обществе;
- анализ современной социальной политики мунистов; выявление целей, задач и основных направлений социальной деятельности мунистов;
- изучение проблемы свободы личности в Церкви Объединения, основные формы работы мунистов с потенциальными последователями, неофитами и адептами ЦО;
- прогнозирование перспектив дальнейшего развития Церкви Объединения в современном мире, выявление факторов, влияющих на успешность социальной политики мунистов.
Источниковедческая база исследования.
Источниками послужили в основном издания мунистов, направленные на популяризацию идей Церкви Объединения. Прежде всего имеется в виду труды мунистов, посвященные философии и теологии мунизма, изложению вероучительной доктрины ЦО под названием Божественный Принцип, создание которого приписывается самому Сан Мен Муну. Проанализированы речей и выступления Сан Мен Муна, членов его семьи , а также биографические работы о них.
Наконец исследовано большое количество сборников с материалами конференций и семинаров, проведенных Церковью Объединения, а также периодические издания ЦО.
Методологические и теоретические основания исследования.
В ходе работы над диссертацией, автор опирался на общетеоретические положения и выводы о характере нетрадиционных видов религий, эволюции и модернизации религии, психологии религиозного сознания, сделанные в работах отечественных исследователей. Им применен системный подход к анализу данного явления. Использован также цивилизационный подход,
рассматривающий устоявшиеся религиозные группы как носителей определенной субкультуры. Гипотеза исследования,
Рассмотрев на примере Церкви Объединения процесс становления и развития нового религиозного движения, мы сможем иметь основания говорить о достаточно явной тенденции для НРД, стремящихся к успеху и признанию в секулярном обществе, к потере ими первоначального евангелического энтузиазма и их оппозиции превалирующему социальному порядку, снижению уровня требований к членам внутри организации, признанию , что другие религии также имеют доступ к истине, спасению, то есть развитию у новых культов все больших черт деноминации ( в отличии от девиантных культов, переживающих процесс сектарианизации и отторжения от общества).
Процесс деноминализации НРД в то же время должен носить диалектический характер, данные формы современных религиозных организаций для достижения успеха должны не только постоянно адаптироваться к изменяющемуся обществу, но и представлять ему альтернативу, обеспечивающую достаточно высокий для выживания уровень привлекательности среди потенциальных последователей, что выражается в способности сохранить прочность своего культурног ядра, самобытность, связь с собственной религиозно-культурной традицией.
Научная новизна исследования определяется тем, что оно является первым исследованием в отечественной науке, посвященным непосредственно истории становления мунизма и распространению его в современном мире.
Впервые осуществлен религиоведческий анализ вероучения Церкви Объединения. На конкретном примере показана модель смешанной (синкретической) религиозной культуры (традиционные корейские религии -христианство) и ее отражение в социальной практике.
Выявлена динамика и основные закономерности эволюции идеологии, культа и социальной практики НРД. Исследованы обстоятельства распространения Церкви Объединения в России и других странах СНГ.
Материалы и выводы диссертации могут найти применение при изучении современной религиозной ситуации в Корее, США, Западной Европе и России.
Итоги, методологические и общетеоретические выводы диссертации могут быть использованы при исследовании других НРД, интенсивно распротраняющихся в современном обществе и, поэтому, привлекающих неизменный интерес.
Результаты диссертации позволяют уточнить культурную политику в период современного государственного, национально-культурного самоопределения России, ее диалога с другими культурами, неотъемлемой частью которых становятся новые религиозные движения, одним из примеров которых является Церковь Объединения.
Материалы диссертации могут быть использованы как в курсе религиоведения, так и в религиоведческих спецкурсах, посвященных новым религиозным культам.
на международной конференции "Образовательная политика на рубеже веков" ( Санкт-Петербург, СПб ГУПМ, март 1994 г.), выступлениях на Герценовских чтениях, обсуждались на заседании кафедры истории религии и атеизма РГПУ им. А.И. Герцена (май 1995).
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Объем диссертации - 176 страниц машинописного текста, список литературы включает 210 названий.
положения диссертации были изложены
В'о введении обосновывается актуальность и необходимость изучения Церкви Объединения, ее социокультурных истоков, вероучения, ставятся цель и задачи исследования, показывается научная новизна полученных в ходе исследования результатов и характеризуется практическая значимость данной работы.
Первая глава "Возникновение и становление Церкви Объединения" посвящена рассмотрению социокультурных истоков Церкви Объединения, основных этапов ее возникновения, становления, развития и распространения в современном мире.
В параграфе 1 "Социокультурные истоки "Церкви Объединения" анализируется причины возникновения большой группы новых религиозных движений в Корее в середине XX века.
Особо выделяется ситуация в урбанистических центрах Кореи, где и произошло основание Церкви Объединения (ЦО). Здесь буржуазная тенденция к религиозному плюрализму, к свободе выбора в этой сфере, к дифференциации религиозного сознания наложилась на гетерогенную религиозную традицию. А новые христианские и традиционные формы религиозных движений расцветали на фоне переживающей значительные разрушения предыдущей социальной и культурной жизни.
Церковь Объединения складывалась к«к стратегический ответ с позиций традиционного корейского сознания на стремительные изменения, происходящие в Корейском обществе. Решающее значение на складывание религиозного ядра движения имела религиозная секта Тонхак, религиозные и идеологические основы которой представляли синтез заимствований из христианства и таких традиционных для Кореи религий, как шаманизм, даосизм, буддизм, и главным образом, конфуцианство.
В параграфе 2" Личность основателя Церкви Объединения исследуются отношения зависимости между успехом религиозного движения и харизмой его лидера. Отмечается, что причины первичного отвержения харизмы Муна
и его учения в корейском обществе 40-50 годов состоят в том, что в сущности мунизм не нес существенной альтернативы тому поколению корейцев, которое было воспитано в нормах конфуцианской традиции. Амбициозные заявления Муна о собственном мессианстве привели к конфронтации с христианскими и традиционными течениями. Кроме того, организованный вокруг Муна культ отличала практика негативного, радикального отношения к обществу, необычайно высокий уровень обязательств членов в организации и наличие эзотерического культа.
В параграфе 3 "Церковь Объединения Муна в Америке" рассмотрены социокультурные факторы, породившие "бум восточных религий" конца 60-х нач.70-х годов в США, сделаны заключения относительно того, каким образом религиозное движение, руководимое Муном смогло относительно успешно прижиться на Западе, какие факторы и условия этому способствовали и какую трансформацию претерпевала данная оригинальная восточная традиция на западной почве.
В Америке, мунизм под давлением секулярного общества, в котором он стремился к успеху, был вынужден трансформировать и модернизировать основные формы своей идеологии, социальной и организационной практики. Это , наряду с тем, что многие американцы принимали мировоззренческую и духовную альтернативу, которую несло учение Муна, обспечило ему стремительный рост количества членов и влияния Церкви Объединения.
Стратегические и структурные изменения, произошедшие в организации Муна в период становления и распространения ее в США в значительной-мере повлияли на увеличение численности последователей в Корее, которая во второй половине XX века переживала мощное воздействие модернизма и влияния западной культуры. Теперь, избавленная от девиантных особенностей культа и практики, Церковь Объединения воспринимается многими как оплот традиционных ценностей, подвергающихся разрушению в урбанистических центрах страны.
То что, становление Церкви Объединения как организации проходило именно в США, это в значительной мере повлияло на американизацию многих аспектов субкультуры движения и в дальнейшем привело к тому, что мунизм стал восприниматься как одно из течений, представляющих контркультуру Америки. Прежде всего это проявилось в Западной Европе, куда данное движение попало в конце семидесятых годов, и России, где мунизм начал интенсивно распространяться в начале 90-х годов.
На основе проведенного в параграфе 4" Церковь Объединения в Западной Европе" анализа деятельности ЦО в европейских странах, и в частности во Франции, делается вывод о том, что появление и распространение мунизма в Западной Европе, с точки зрения излагаемой концепции, обусловлено не только ростом влияния американской культуры в европейских странах, но и тем, что эта в значительной мере видоизмененная ориентальная религиозная традиция, выступающая в русле американской культурной экспансии с успехом предлагает свою систему традиционных ценностей европейскому обществу, переживающему кризис своих традиционных общественных институтов и ценностей.
Сходная в сущности ситуация анализ которой проведен в параграфе 5 "Церковь Объединения в России", наблюдается в странах Восточной Европы и бывшего СССР, где кризис таких общественных институтов как семья, образование и религия в значительной мере усугублен разрушением предыдущей системы культурных ценностей и ломкой государственных структур. Здесь мунисты воспринимают себя как одну из деноминаций, представляющую ценности общемировой культуры, к которой только начинают подключаться жители этих стран. Это обеспечивает неизменный интерес к Церкви Объединения со стороны молодежи и родителей неофитов. В то же время влияние институтов общества, чьи традиционные интересы затрагивает ЦО и в чьи сферы деятельности она вторгается здесь настолько незначительно, что наладив стабильные и лояльные отношения с ними,
главным образом через финансовые вливания, мунйсты впервые уверенно обеспечивают себе устойчивое положение в обществе.
В параграфе 6 "Церковь Объединения и общество" анализируются проблемы отношений демократического секулярного государства, его институтов и НРД, которое начинает распространение в духовной сфере данного общества.
С одной стороны традиционные системы ценностей и институты общества требуют зашиты от посягательств НРД. С другой, они ограничены в действиях против новых религиозных движений необходимостью сохранения прав личности на свободу совести и вероисповедания.
Стратегическим ответом Церкви Объединения на социальное неодобрение становятся попытки культивировать большую респектабельность в обществе. В развитии ЦО наметились четкие тенденции к потере первоначального евангелического энтузиазма и оппозиции превалирующему социальному порядку.
Церковь Объединения пытается в значительно большей мере, чем другие НРД возникшие во второй половине XX века, достигнуть респектабельности и признания, что и другие группы имеют доступ к спасению так же как и они сами, и, следовательно, станвится деноминацией.
изложению и анализу теологической доктрины мунизма, рассмотрен процесс генезиса культовой системы ЦО, делаются выводы относительно причин и закономерностей сложения мифоритуальной системы в новых религиозных движениях, первоначально отвергающих культовые системы традиционных религий, как не имеющих реального содержания.
На основании анализа теологической системы ЦО, проведенного в параграфе 1 "Вероучение Церкви Объединения" делается заключение о том, что в вероучение ЦО полной мере испытало на себе влияние местного культурного комплекса, куда входили остатки корейских традиционных
ч
и
'Вероучение и культ Церкви Объединения" посвящена
представлений и шаманизма, даосизма, буддизма и конфуцианства. Учение ЦО является собой специфическое объяснение мира с точки зрения традиционного корейского мировоззрения.
Мунизм по объективным причинам испытывал па себе влияния распространяющейся культуры Запада. Философия и теология ЦО (Божественный Принцип) пользуется библейской терминологией, включает в орбиту традиционного мировоззрения ряд компонентов, идей и символов христианского происхождения.
Однако христианские идеи, перенесенные в учение ЦО, ассимилировались в соотвествии с традиционными параметрами религиозного сознания . Сутью "нового откровения" ЦО являются заявления Муна о самобожественности, и особой роли, якобы предназначенной ему Богом, для основания идеального "Царства Небес" на земле.
Ко времени оформления учения Муна в единую систему Божественного Принципа стала очевидной новая стратегия по отношению к богатейшей религиозно-мистической традиции Кореи; из нее было отобрано не то, что бы выделяло ее из других народов и культур, а то, что годилось в качестве гового рецепта для снятия болевых точек современного человека, и в первую очередь человека западной культуры. На основе корейской традиции возникло новое комполитическое религиозное образование, превратившееся в духовный товар, ориентированный на массового зарубежного потребителя.
Проведенный в параграфе 2 "Обряды и культ Церкви Объединения" анализ содержания основных структурных звеньев системы традиций и -обычаев ЦО показывает, что в Церкви Объединения первоначально отвергавшей культ устоявшихся церквей, как не имеющий реального содержания, по мере ее развития сложилась целая система традиций, обычаев и праздников. Одной из причин этого явилась необходимость подготовки нового поколения членов Церкви через совершение ими ряда последовательных инициации, имеющих для них реальное и духовное
содержание, относящееся только к данной организации. Постепенно был развит ритуал формализованного богослужения, ряд культовых церемоний, связанных с почитанием Муна и членов его семьи. .
В культе, наиболее консервативной стороне религии, более всего сохраняется национально-специфическая окраска изучаемого движения. Порожденная некодифицированными религиозными традициями Кореи она в этом аспекте предстает чрезвычайно многообразной.
По мере развития процесса деноминализации Церкви Объединения в сторону открытого, экзотерического развивался и ее культ.
Однако, несмотря на активную политику приспособления к современному обществу и как следствие, происходящие значительный изменения на социальном и практическом уровне религии Муна, ядро религии (основные идеи и мифы вероучительной доктрины), унаследованное от традиционных корейских религий, остается прежним и подвергается лишь незначительной переакцентировке.
Новая практика ЦО является только новым выражением более богатой и сложной религиозной традиции, из которой она произошла.
Глава III "Социальная политика Церкви Объединения" посвящена рассмотрению проблем стратегии и тактики мунистов по отношению к обществу, вопросам работы с потенциальными последователями, где особое внимание уделяется проблеме свободы личности в мунистской организации, рассматриваются факторы, способствующие успеху социальной политики Церкви Объединения, дается прогноз, касающийся будущего мунисткой организации в современном мире.
В параграфе 1 "Стратегия проникновения в общество" отмечается, что главным стремлением руководства мунистской организации остается борьба за власть духовную, экономическую и политическую во всем мире, где по их вере уже должно существовать "Царство Бога", управляемое "Мессией" - Сан Мен Муном. С этой целью мунистами создается огромная финансовая
империя, которая процветает за счет дешевого труда последователей ЦО, и большое количество организаций в различных сферах и под различными названиями, которые внешне не связаны с ЦО, но действуют под ее контролем и в ее целях.
Основным направлением деятельности ЦО и подчиненных ей организаций является обращение в свою веру и вербовка образованной молодежи из среднего класса общества.
В параграфе 2 "Процесс обращения в Церкви Объединения" анализируется работа проповедников ЦО с потенциальными последователями, в которой выделяются такие этапы как обучение их вероучительной и идеологической доктрине ЦО; попытки завоевать доверие неофитов и отделить их от источников традиционной культуры, информации и влияния; подключение неофитов к совместной деятельности в церкви и участию в отправлении культа.
Источником религиозного опыта в данном случае является общественное научение, представляющее собой процесс усвоения новыми поколениями мифологических повествований, собранных в священных текстах (Божественный Принцип).
Церковь Объединения - организация, которая успешно ведет процесс обращения в свою веру. Однако именно это и вызывает негативную реакцию со стороны родных и близких новообращенных мунистов которые, начинают создавать так называемые антикультовые органиазции и движения, направленные на запрещение деятельности Церкви Объединения.
В параграфе 3 "Проблема свободы личности в Церкви Объединения" на обширном материале, собранном диссертантом, более двух лет побывавшем в. среде мунистов, анализируется процесс обращения в мунисты, приводится критика таких обвинений в адрес Церкви Объединения, как практика "промывания мозгов", потеря личностью в церкви чувства собственной идентефикации в обмен на групповую идентефикацию, имеющую фокус на
аризматическом лидере, неожиданность обращения, манипулирование ознанием и интесивность процесса обращения, которые отметаются тсутствием физического принуждения как на семинарах, так и в оммуналыдах ячейках Церкви Объединения.
Как показывают проведенные наблюдения, новообращенные приходят группу по самым различным причинам, которые не могут быть поняты до ех тюр, пока не будет отброшена концепция "промывания мозгов". В езультате проведенного анализа, а также на основе личных эмпирических аблюдений, автор приходит к выводу, что люди вступают в ЦО и выходят из ее столь же естественно, насколько они берут и снимают с себя другие важные бязательства в жизни как го: вступление в брак, смена работы, изименение еры, смена гражданства. А проведенное исследование процесса обращения в (О показывает знаменательную схожесть между обращением у мунистов и еми религиями, которые давно устоялись, традиционными религиями.
В параграфе 4 "Факторы успеха НРД" рассматриваются, причины пределяющие успех социальной политики ЦО, среди них : культурная связь с радиционной верой, поддержание определенного уровня отклонения от зциальной среды, эффективная мобилизованность организации, поддержание половом и возрастном балансе, наличие благоприятных условий гносительно экономической самостоятельности и ослабления позиции радиционных религий, сплоченность группы, сопротивление секуляризации, цекватная социализация молодежи, адекватная направленность деологической системы, степень насыщенности культурной жизни движения, ультивирование сострадательности, цивилизованности, а также гуманности ленов НРД по отношению к друг другу и к человечеству, вопросы рганизации и стратегии в самой организации.
Церковь Объединения может не только сохраниться в XXI веке, как это штают многие западные исследователи, но и при сохранении существующих знденций, мунизм имеет возможность встать в ряд мировых религий, •
имеющих авторитет и высокий уровень легитимности в мире, в значительной мере приспособленных к условиям современного общества и запросам личности.
В Заключении формулируются наиболее общие выводы диссертационного исследования:
1. Сравнительный анализ вероучителыюй и идеологической доктрины ЦО показывает, что мунизм, базирующийся на корейской религиозной традиции, и, ассимилирующий и трансформирующий элементы западной традиции, выступает в качестве одного из посредников в духовном и культурном взаимодействии Запада и Востока.
2. Социокультурный анализ исторических аспектов явления помогает выявить динамику развития организации Муна. Появившись в Корее как девиантный, ориенталистский религиозный культ, и, испытав первые неудачи, мунизм под давлением общества трансформировал основные формы своей идеологии, социальной и организационной практики. В то же время данная религия сохраняет прочность своего ядра, самобытность, связь с собственной религиозно-культурной традицией и воспроизводит ряд свойств , характерных для архаического этапа эволюции религии;
3. Проведенный сравнительно-исторический анализ периодов становления и развития Церкви Объединения показал, что эту организацию ориентированную прежде всего на современный "духовный рынок", можно считать одной из новых буржуазных разновидностей религии, которая в Корее сер. XX в. характеризуется как либеральный вариант обновления и модернизации религиозной традиции, а в США, Западной Европе и России как модернистский радикализм, имеющий в условиях далеко зашедшей буржуазной секуляризации охранительные, то есть в сущности консервативные функции;
4. Итоги социально-психологического анализа убеждают, что в целом оправдано отношение к личности в Церкви Объединения как к угнетаёмой
личности. Если иметь виду молодого человека современного общества, то к обращению в эту организацию ведут такие факторы, как отчуждение личности от общества, стрессы, порождаемые динамикой социальных процессов, погоней за возможностью собственной самореализации, отсутствие уверенности в будущем.
Наиболее устойчивым фактором, способствующим объединению и закреплению людей именно в данной осознанной целостности, едином социуме, инвариантном по отношению к изменяющимся политическим и социально-экономическим условиям, является традиционное ядро культуры данного социума, выраженное в стереотипах мировоззрения и поведения, общения, языке, ценностях, нормах, уровне межличностных связей и других явлениях.
В то же время существование таких религиозных движений, как Церковь Объединения способствует усилению таких черт современной культуры, как акцентирование автономии индивида, культурный плюрализм, свобода выбора, отказ от стабильных норм и ценностей;
5. Итогом проведенного системного анализа данного исторического явления является решение о том,что появление и успешное распространение модернизированных вариантов восточных религиозных движений в западных странах в конечном итоге является ответом на процесс секуляризации. Практика распространения влияния Церкви Объединения в Корее, США, Западной Европе, и России в целом подтверждает данное утверждение. В данном случае проявляется прямая связь между тем, как далеко зашел в данном обществе процесс секуляризации и тем, каков будет облик нового религиозного движения;
- на основании структурного анализа Церкви Объединения и ее социальной политики можно утверждать, что в данном социокультурном контексте она относится к наиболее перспективным религиозным движениям, распологающим богатством форм самовыражения, широкими культурными
контактами и идеологией, имеющей глубокие социокультурные корни, с одной стороны, и соотаеетвующей запросам современного индивида, с другой. По теме диссертации имеются следующие публикации:
1. Путь к истине или "промывание мозгов". Момент духовной трансформации в Церкви Объединения.//деп. ИНИОН РАН, № 49300 от 1.06. 94 г. -11 с.
2. Новое Откровение Церкви Объеднения.//дел. ИНИОН РАН, № 49301 от 1. 06. 94 г. - 11 с."
3. Механизм распространения политического влияния религигиозных общин через образование.// Тезисы научных докладов международной конференции "Образовательная политика на рубеже веков".-СПб, СПб ГУПМ, 1995.
4. СМИ и тоталитарные секты: формирование общественного мнения на примере деятельности Церкви Объединения. Тезисы научных докладов конференции "Социологическое обеспечение СМИ". СПб,
СПбгу, ¡995.
Козшясано к печати 24-. 10.95. саказ Тираж 120
Формат бумаги бСх84 1/15, Г печ.л. Бесплатно
Ротапринт тип. СПб., ул.Герцена, 47