автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Современный украинский зарубежный греко-каталицизм: организация, особенность вероучения, апология

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Кочан, Наталия Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Современный украинский зарубежный греко-каталицизм: организация, особенность вероучения, апология'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современный украинский зарубежный греко-каталицизм: организация, особенность вероучения, апология"

ОРДЕНА ЛЕНИНА И ДРУЖБЫ НАРОДОВ ' АКАДЕМИЯ НШ УКРАИНСКОЙ СССР ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

На правах рукописи

КОЧАН Наталия Ивановна

Ш 262

.СОВРЕМЕННЫЙ'УКРАИНСКИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ГРЕК0-КАТ0ЛИЦИЗМ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСОБЕННОСТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ, АПОЛОГИЯ

Специальность 09.00.06 - научный атен&м, религия (история и оойременноеть)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских нау*

Киев - 1991

Диссертация выполнен» на кафгдре гульгуродол« Киевского государственного педагогического инзтит,кта ни. Д.К*.Горького

Научнцй руководитель: Официальные оппонента:

Бедуаая организация:

доктор философами* паук, провесаоу Н.М.Закович

доктор философских наук П.Л.Яроцхкй

доктор фидоаофоккх наук С.М.Еозняк

Львовский государственный укнгерзн'.ьт им. И.й.фраико /кафедр» теории и истории гульгуры/

Задитз диссертации ооотоитол " В " йл^и,,^ 1591 г.

в " * чесов на заоедении Специализированного совета Д 016.26,01 при Институте философии АН УССР по адресу: 252001, КиезЫ, ул. Героев Революции, 4. "

С диссертацией можно ознакомиться г библиотеке Инотитута.

Автореферат разоодан */£" мЛ^Я^ 1991 г.

Ученый секретарь и/

Специализированного совета./^р ^

/

В.Л.КОЭЛОБОКИЙ

ОЫЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Одним из следствий развития процесса демократизации советского общества, восстановлений демократических принципов политики государства в отно-аении религии, церкви и верующих ялилосьр при всея противоречивости протекании этого процесса, начало регистрации в конце 1989 г. греко-католических сбвин на территории Украины. Закономерно, чти легализация и восстановление после почти полувекового ьерзрыга деятельности греко-католических приходов в республике сопровождается ростом интереса к сохранившимся за ее пределами греко-катсличеоким церквам /Украинской католической церкви, автономным церквам в странах Восточной Евпопы, Американской греко-католической православной церкви/. Реализация этого интереса предполагает необходимость всестороннего и объективного исследования феномена зарубежного украинского греко-католицизма: анализа современного положения и тенденций оволюции его структур, характеристики основ вероучения и идеологии украинского греко-католицизма, оценки характера и направленности религиозно-церковной и социально-политической практики ятих церквей в зависимости от конкретно-исторических условий их функционирования.

Чрезвычайно актуальной видится в настоящее время задача по дифференциации в идейном комплексе украинского греко-катс-лицизма за рубежом его религиозных и политических составлявших, размсжеввнио сущностных характеристик данного вероисповедания и привнесенных в него извне политической конъюнктурой разных исторических периодов и законсервированных корпоративна интересом части церковных кругов и руководства общественно-политических организаций зарубежных украинцев ангидемокра- . тических компонентов.

Прошедшее десятилетие отмечено ростом общественно-политической активности зарубежной Украинской, католической церкви (УКЦ) - кругшейаеИ и наиболее влиятельной церкви украинцев, проживающих за пределами УССР. Социально-политическая практика УКЦ прямо или косвенно, однако, оказывает спое воздействие на развитие общественно-политических процессов в западных областях республики, где традиционным вероисповеданием части коренного населения является греко-католицизм. В связи с этим

актуальной не только в научном, но и практическом плаке является задача исследования основных направлений ¿частая зарубежной УКЦ в социально-политических процессах современности и выполняемых е» при отом функций, а также характера взаимодействия УКЦ о воссоздаваемой на Украине греко-католичесаой церковьи.

Особенностью идеологии украинского греко-католицизма является тесное переплетение в ней религиозного и национального компонентов, что ставит исследователя пег>ец невбходимо-сты> изучения соотношения, взаимовлияния и взаимозависимости этих,даух факторов в теории и практике данного вероисповедания. Остроту и актуальность этому направлении исследотний пшдает как обострение в последние годи межнациональны}: противоречий в СССР в целом, тык и драматизм развития мехкок-фессионального конфликта между украинцами, исповедующими православие и греко-католицизм на территории-республики. Не менее значимой в зтой связи видится также задача по формированию светского характера осиоп национального самосознания, базирующегося на приоритете ценностей общечеловеческой значимости.

Степень разработанности проблемы. Изучение феномена украинского греко-католицизма бесплодно, если его рассматривать в отрыве от религиозно-философских основ католического вероучения и социально-политической практики цепкви, что получило отражение в работах ,М.В.Андреева, Л.Н.Великовича, И.Р.Гри-гуленича, А.Н..Ковальского, М.П.Мчедлова, В.Ю.Н&нки, М.М.Шейн-мана. Характер эволюции социальной философии католицизма в XX столетии подвергнут анализу в работах Ф.Г.Овсиекко, В.К.Тан-чера, В.В.фомиченко, И.Ь.Ястребова, Вопросы критики антивтеист-ичеоких теорий и концепций современного католицизма затрагивав! ся в исследованиях В.И.Гбрадди, А.А.Гайдиса, Н.С.Гордиеико, К.Я.Иантеровв, В.Й.Кувеневой, Н.Д.Короткова, В.Л.Мазаловой, А.С.Онищенко.

Учеными-обществоведами республики достаточно полно и глубоко проанализированы политические аспекты идеологии и практики украинского зврубенного греко-католицизма. Однако этот круг работ несет на себе, хотя и в различной степени, отпечаток времени написания, когда отсутствовала возможность коми-

леконого подходи к изучению такого сложного и неоднозначного, во многом противоречивого явления как украинский греко-като-лицкэм. Научному анализу проблемы препятствовали политико-идеологические догкатн, в связи о чем целый ряд ее аспектов не мог быть подвергнут объективному исследованию, а результат поисковых работ был фактически предопределен однозначно негативной политической оценкой феномена украинского греко-католицизма в целом. Это ооъяснлет имевшую кесто односторонность, заидеологизирОЕвнность (.что отразилось даае на характере названий большинства работ по данной проблематике) в подходе к изучению и сценке феномена украинского греко-католицизма.

Исследовании украинского греко-католицизма, анализу причин и целей создания в послевоенные годи структур УКЦ за пределами Украины посЕЯщенн работы О.Л.Вовка, С.М.Возняка, С.Т.Даниленко, К.Е.Дмитрука, ¡3.3.Добрецовой, М.В.Каоуба, П.А.Петлякова, А.И.Уткина и др. ПЛ.Яроцким исследуется причина и характер политизации религиозно-церкоЕного комплекса зарубежных греко-католических церквел через соотнесенность с неоконсервативной традицией католический философии.

Специфика украинского греко-катол щизма предполагает необходимость исследования соотношения в его теории и практике религиозного фактора и национального компонента. Общие принципы взаимодействия этих двух величин анализируются в работах Я.В.Минкявичюса и М.С.Дкунуоова. К изучению данного вопроса на примере украинского греко-католицизма обращались Й.И.Миго-вич и Й.И.Римаренко. Однако в этих трудах основное внимание авторов сосредоточено на волрооах взаимодействия религии и политики, клерикализма и национализма, в то время как комплекс проблем, связанных со взаимодействием собственно религиозно- • го и национального факторов в их неполитизированном виде, остается вне поля зрения.

Критике антиатеистических теория л концепция зарубежного греко-католицизма посвящено специальное исследование А.З.Бис-купа. Предпринятый в нем анализ, хронологически охватывающий период конца 70-х - начала 80-х гг., естественно, не отражает возникших в последнее десятилетие новых аспектов проблема и требует дальнейшего развития.

Следует отметить наличие значительного массива литературы по исследуемой теме пропагандистского характера. Обладад необходимой степень» информативности„ эти работы относятся к жанру публицистики, в рамках которого и должно давать им оценку и характеристику.

Проблемы истории и настоящего украинского греко-католицизма за рубежом получили широкое отражение в зарубежной ук-раиноведческой исторической, религиоьедческо!!, а тьк*е специальной богословской литературе. Работы греко-католических авторов А.Великого, М.Любачивского, ¿.Кушнира, /'.дончака, И.Музачки, ¿).0ртынского, й.^едорива, А.Чировского, М.Чуоа-того и др. объединяет абсологиэация роли религии и церкэи в процессе развития украинского народа, повышенное внимание к историческим аспектам проблемы, отсутствие сколько-нибудь серьезных попыток религиозно-философского осмысления феномена украинского греко-католицизиа в целом. Написанные с характерных для богословской литературы апологетических позиций, эти работы, несмотря на свои односторонность и тенденциозность, основывавтся на фундаментальной источниковой базе и содержат ценный в научном плане фактический материал.

Несомненный интерес представляют написанные с позиций ооъективизма работы зарубежных учених-украиноведов, посвященные анализу проблей современного развития украинского греко-католицизме в странах поселения этнических украинцев: Б.Проц-ко и В.Галича, написанные ни материалах США, и А.Сорокоискогс, где затрагивается вопросы функционирования церковных институтов в странах Восточной Европы.

Актуальность темы, необходимость конкретизации и уточнения в соответствии с современным уровнем научных знаний ряда теоретических положений, связанных с феноменом украинского зарубежного греко-католицизма, обусловили интерес диссертанта к данному вопросу. Объектом исследования стали организация и наиболее характерные тенденции эполиции украинских греко-католических церковных организаций за(рубежом, а также круг религиозно-философских и историко-социологических идей, определяющих специфику теоретических основ донного вероучения.

Цели и задачи исследования: предпринят!, комплексный фило-софско-исторический анализ феномена современного украинского зарубежного греко-католицизма.

Для достижения поставленной цели решаются следувщие задачи:

- дается общая характеристика современного.положения греко-католических церквей за пределами Украины, их организации и структуры, основных тенденции эзолюции, выполняемых социальных функций;

- исследуются организационное строение, направления развития современной Украинской католической церкви как крупнейшей и наиболее влиятельной греко-католической церкви этнических украинцев за рубежом;

- анализируются религиозно-философские и историко-сошюло-гические идеи, формирувщие основы вероучения современного зарубежного украинского греко-католицизма;

- подвергается критическому анализу антиатеистический компонент греко-католическои апологетики.

Теоретико-методологическая основа диссертации и источники, Используя для реиения поставленных задач диалектико-материали-стический метод исследования, диссертант осншшвался не его положениях и выводах относительно корней возникновения, существования и эволюции религиозных верований, места, роли, значения и функций религии и церкви в структуре того или иного типа общественного устройства.

В процессе анализа и решения поставленных задач, а также с целью теоретического обоснования выводов диссертант обращался к трудам советских философов и историков по исследуемой проблеме.

йсточниковуо базу исследования составили официальные документы УКЦ, материалы Ватикана, энциклики и послания Иоанна Павла И по вопросам украинского греко-католицизма и "новой восточной политики" в целой. Важным источником явились труды . греко-католических богословов, периодические издания церковных организаций и оказывавших им поддеригсу светоких объединений зарубежных украинцев. Задачи сравнительного анализа при оценке эволпции отдельных компонентов религиозно-философских и историко-социологических взглядов украинского зарубежного греко-католицизма обусловили необходимость обращения к литературе и источникам 20-30-х годов. Ценной является информация, содержащаяся в специальных зарубежных энциклопедических, справочных и статистических изданиях.

- с -

Научная новизна исследования. Итогом проведенного исследования яьились характеристика современных структур зарубежного украинского греко-католкцизма и выявление двойственного характера выполняемых им социальных функций, определение решающего воздействия неотомизма на формирование и развитие его религиозно-философских основ, а также этноконфесоионального фактора на раэаити; историко-социологкческих концепций греко-католицизиа, характеристика политизированной формы антиатеистическсго компонента его апологетики.

В работе обоснованы следующие выводы:

- внутренняя религиозно-церковная деятельность зарубежных греко-католических церквей, несмотря на наличие в ней ряда противоречивых и неоднозначных тенденций, объективно выполняет в украинской этнической группе социально-стабилизирующую функцию. Ото получает выражение в деятельности, направленной на консолидация национальных сил в диаспоре и сохранение в условиях инонационального окружения ряда Идентифицирующих национальную принадлежность признаков, а также в деятельности по защите социокультурных интересов украинского меньшинства в странах поселения;

- внешние аспекты деятельности некоторых церковных организаций, прежде всего УКЦ, носили во многом в последние десятилетия социально-оппозиционный, дезинтегрирующий характер, детерминированный как социально-политической доктриной украинского греко-ка-толицизма,. так и конкретно-историческими условиями существования этих церквей в статусе политической эмиграции;

- во второй полотне 80-х гг. внутреннее положение УКЦ характеризовалось наличием кризисных явлений как в организационных структурах, так и в сфере идеологии. Это проявилось: в несоответствии проводимого сверху руководством Ватикана наращивания и укрепления организационных и иерархических структур УКЦ. реальным процессам сукения ее социальной базы, уменьшения влияния и авторитета в украинских общинах ряда стран, преимущественно западноевропейских; в непреодолимости церковного раскола по вопросу возможности создания Киево-Галицкого патриархата УКЦ; в поступательности развития ассимилятивного процесса в религиозно-церковной сфере за счет латинизации оорлда и элементов церковного права; в высоксм уровне политизации религиозни-церкопной и общественно-политической практики;

- неспособность греко-католического вероучения к восприятий модернистских идей и течений в философии и социальном учеьии

современного католицизма объясняется традиционным характером его развития в русле католического неоконсервативного политического клерикализма, приверженностью принципам томизма. "Замкнутый" характер данного вероисповедания обусловлен присутствием этноконфеосионального компонента - глубоко и всесторонне разработанных теорий, интерпретируваих соотношение религиозного и национального в историческом прошлом и настоящем украинского народа. Этноцентризм данных теорий, абсолютизация в них роли религии и церкви в процессе материального и духовного развитии украинского народа имеют следствие« пренебрежение в греко-католициэме теми ценностными ориентирами, которые имеют не только национальнозначимое, но и общечеловеческое звучание;

- в современной религиозио-философскои мысли зарубежного украинского греко-католицизма не получили отражения и философского осмысления острые, глобального характера проблема современности, что занчительно сужает его потенциальные созидательные возможности, обрекая на этноконфесоиональнуо замкнутость;

- апологетике украинского греко-католицизма за рубеаом присуща высокая степень политизации ее антиатеистического компонента, что проявляется в подмене религиозно-филооофско-го осмысления явлений секуляризации, неверия и атеизма их этическом и социально-политической дискредитацией. При признании справедливости и правомочности р1да богословских оценок политизированной форма атеизма, доказывается, что в данном случае имеет место критике атеизма со стороны не только мировоззренческих оппонентов, но, одновременно, и политических, отрицавших научную и практическую значимость теории социализма,

ее гуманистический потенциал;

- ряд новых тенденций в политико-идеологической практике греко-католических церквей на рубеже С0-90-х гг. свидетельствует о попытках определенных церковных кругов преодолеть кризисные явления через деидеологизацию собственно теоретических основ данного вероучения, проявление большей гибкости и прагматизма в разрешении религиозно-церковных л социально-политических проблем.

Георетичес квя значимость и практическая ценность Рй<5сти состоят в том, что содержащиеся ь ней положения и выводы могут

быть использованы для дальнейшего исследования феномена украинского зарубежного греко-квтолициэмв, осмысления характер» взаимодействии религиозного фактора и национального компонента л истории украинского народа, а такхе при разработке курсов лекций по истории религии и атеизма, истории Украины, в практике культурно-просветительной работы. Теоретические обобщения, систематизированный и подвергнутый критическому анализу фактический материал могут быть иопользовпни для теоретического осмысления и практического разрешения ряда проблем, связанных с иачи-лом функционирования греко-католических общин на Украине.

Апробация результатов исследования осуществлена на научно-теоретических конференциях, посвященных учвоти» молодежи в общественно-политических процессах современности /КГУ, ИСЭПЗС All УССР, Институт филссофии АН УССР.- г.Киев, 1986 г./, а также проблемам развития материальной и духовной культуры украинского народа /ИОН АН УССР.-'г.Львов, 1987 г,/; в ходе обсуждения доклада на кафедре культурологии КГПИ им.А.М.Горького. По ряду допросов, связанных с темой исследования, опубликована статьи»

Структура диссертации и последовательность изложения материала обусловлена логикой проблемы, спецификой цоли и задач исследования. Для решения поставленных задач необходимо было дать обаую характеристику феномена зарубежного украинского греко-католицизма как религиозно-церковного и ооциально-поли-тического явления," проследить тенденции его эволюции, С этой целью рассматривается современное положение греко-католических церковных организаций за пределами Украины, при этом внимание бкцентируется на УКЦ как крупнейшей и одной из наиболее влиятельных церквей. Рассмотрение общих вопросов в первой главе позволило перейти к исследовании во второй главе работы рели-гиозно-философоких и историко-ооциологических основ современного вероучения украинокого греко-^атолишзма. Антивтеиотиче-окая направленность большинства компонентов его идейного комплекса обусловила необходимость выявления причин и целей этого явления, в связи с чем третья глава диссертации посвящена ана-.чиау роли, места и значения критики атеизма и греко-католичесхо4) апологетике.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и источников..

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ -

Во велики обосновывается актуальность тепы, дается характеристика степени ее изученности, определяется цель и задачи (Солздоаания, показываатея методологическая основа и ио-тьчнихи, научная иоглзаа, практическая значимость и апробация

райоты,

В пзраой /лаве - "Организация и тенденции эволюции зарубежных украинских греко-католических церковных образований" -дается оочая характеристика феномена зарубежного украинского ртеко-тмицизна как религиозно-церковного и социально-иоли-гичеокого яэяесия, анализируются тенденции его эволвции, выполняемые фунядии. Показывается, что дуализм грзко-католициз-мй кал гида вероисповедания обусловливается, с одной стороны, его ориентированность» на зтноконфессиональные формы, а о другой, жесткой регламентмшей католической догматикой содержания религиозно-церковной и социально-политической практики заключивших унио с Римом церквей. Создавая унийные церковные образования. Рим преследовал цели по расоиренив политического, идеологического и экономического влияния католической церкви на Востоке. Эти цели обусловили политизированный характер идеолог и* и практики униатских церквей и явились одной из основных причин того, что среди их оппонентов кроме православных церквей и их сторонников всегда било значительное число лиц неверующих и атеистов, нзггриемляиих унио прежде всего политически: как выразителя интересов внешних сил и один из дезинтеграцион-$ых факторов, затруднявщих консолидацию сил того или иного народе у деле рбвеиия задач общенациональной значимости.

{¡в касаясь причин, «елей и характера принятия в конце чО-х гг.-решений о прекращении функционирования на западцоук-раинсвих землях и на Закарпатье греко-католичеоких церквей, в работе обосновывается вывод о той, чго поспешность и недальновидность в разрешении данной вопроса имели одним иг следствий превращение униатского вопрооа из религиозно-церковного в политический как в сфере социально-политической жизни внутри республики, так и в одласти межгосударственных отношений.

В работе показывается, что греко-католицизм за пределами Украины представлен в настоящее время рядом самостоятельны;:, в некоторых случаях, автономных церковных образований в странах Неточней и Западной йвропи, Северной и йеной Америки, Австра-

лии, имевших во многом сходный обряд, однако отличавшихся друг от друга характером правовой основа функционирования (так, УКЦ и Греко-католическая церковь в Дольше действуют но основании положений унии с Римом 1596 г., Греко-квтоли-ческая церковь в Чехословакии - унии 1646 г., а Греко-католическая церковь в Румынии - унии 1700 г.). Автором предпринят анализ круга задач, стоящих перед этими церквами па региональном или отрановом уровнях в соответствии с традицией и конкретно-историческими условиями их существования, степени соотношения в их деятельности социально-стабилизирующей и социально-оппозиционной функций.

Б работе обосновывается вывод о двойственном характере участия зарубежного украинского греко-католицизма в общественно-политических процессах современности. С одной сторонн, его церковные организации объективно выполняет внутри украинской этнической группы социально-стабилизирующую функцию, способствуя консолидации лиц украинского происхождения за пределам» УССР, противодействуя процессам ассимиляции через формирование, развитие и закрепление на религиозной основе чувств национального самосознания. Как социальные институты эти организации в каждой отдельной стране выполняют также и специфические социально-политические функции по защите национальных интереоов украинского меньшинства.

С другой стороны, в раооте показывается, что в ряде стран деятельность деятельность греко-католических церквей, главным образом УКЦ, направленная на реализацию корпоративных интересов части ььешего духовенства и руководства некоторых политических организаций зарубежных украинцев, выполняла в последние десятилетия внутри украинской этнической группы социально-оппозиционную функцию, являясь одним из факторов ее дезинтеграции. Эта деятельность обусловливалась как присутствием в идеологии греко-католицизма элементов религиозного национализма, так и условиями его почти полувекового периода существования в статусе политической эмиграции.

В целом зее анализ соотношения социально-стабилизирующей и социально-оппозиционной функций в практике зарубежного греко-католицизма свидетельствует,что его церковные и светские образования достаточно эффективно осуществляют не только рели-

- и -

гиозно~1!<;рловнуи, но и социально-политическую, культурно-просветите.*',м, образовательную деятельность.

Нр.упиеишбП и наиболее влиятельной греко-католической периоды!) зарубежных украинцев является Украинская католическая церковь, созданная в 193? г. на базе существовавших ранее зарубежен* приходоЕ "восточной церкви славяно-византийского обряда". Ее согтемеиное организационное строение строго централизовано, многоступенчато и широко разветвлено. Приводимые в работе статистические и фактологические данные дают основание 1,ля утверждения, что в середине 80-х годов внутреннее положение УКЦ характеризовалось наличием кризисных явлений в идси-но-организацио.>чоИ сфере. Многолетний глава УКЦ кардинал И.Слипай 1 своем завещании высказывал обеспокоенность в связи о "отсутствием единства в нищем епископате за пределами Украины. ... Отсутствие чувства и понимания единства в основных вопросах жизни Цет.кви и Народа, это наше несчастье, наш извечный грех'1. В ре боте показывается, что этим глубинным, происходящим у основания церковной пирамиды явлениям руководство Ватикана пыталось противодействовать наращиванием сверху организационных (рост числа приходов и епархий) и иерархических (увеличение числе высшего духовенства) структур УКЦ, повышением статуса и расширением ее канонических прав (утверждение синодального устройства церкви).

Причины кризисных явлений объясняются автором не столько объективно" невозможностью гармонизации в греко-католицизме его сущностных составляющих - католической догматики и православной обрядности в их ортодоксально-догматическом виде, сколько политизированным характером религиозно-церковной и социально-политической практики УКЦ, который, в свою очередь, приводит к этноцентризму и пренебрежению теми национально-значимыми ценностными ориентирами, которые имеют общечеловеческое звучание.

Во второй главе - "Религиозно-философские и историко-с»-циологические основы вероучения зарубежного украинского гре-ко-католицизма" - анализируются осооенносги теоретических основ данного типа ьероисповедения.

Философское оосснование греко-католицизма осуществляется с позиций объективного- идеализма при использовании метафизического метода. Как религиозному типу мировоззрения ему свойственен

догматический подход к интерпретации пробаси сущности бытия, диктат авторитета. В работе показывается, что украинский грв-ко-католицизч, развиваясь в русле консервативной традиции католической философии, заимствует у последней методологий. концептуальную базу, принципиальную схему опровержений и доказательств. Широкое использование в современной греко-пето-лицизме отдельных положений и выводов светских икол западной философии, психологии и социологии, элементов богоискательства двет основание для вывода о вторичном характере его теоретических основ, поликонцептуализм и эклектизм которых ливает это вероучение логической стройности к придает противоречивы«! характер. Показывается, что для идейного комплекса современного греко-квтолицизма свойственно неадекватное отрадеиие действительности; субъективен отбор объектов исследования, произволен подход к их интерпретации; гиперболизируется и абсолютизируется значение явлений частного порядка при игнорировании их первопричин.

Приверженность денного вероучения принципам неотомияма имеет следствием значительный удельный вес в нем материалов, популяризирувщих категории неотомизма. В работе подвергнута анализу греко-католическая интерпретация неотомистских положений о гармонии веры и разума и абсолютной необходимости бытия бога, принципов фидеизма и агностицизма, формирующих основу теории познания, а также эсхатологических и провиденционалист-ских объяснений исторических событий в прошлом и настоящей украинского народа. Результаты анализа позволили автору сформулировать вывод о том, чти элементы политического клерикализма f присущие неотомизму, во многом обусловили тот факт, что на развитие идеологии греко-католицизма практически не оказали влияния характерные для XX века модернистские течения в философии католицизма и его социально-политическом учении.

В роботе отмечается, что особенности теоретических основ украинского греко-католицизма определяются также присутствием в кем этноконфессиоиального компонента - глубоко и всесторонне разработанных теорий, интерпретирующих соотношение, взаимодействие религиозного и национального факторов в истории украинского народа. "Украинская национально-патриотическая идеи,-утверждает кардинал М.Любачивск.и«( - неразрывно связана в освободительной борьбе украинской нации с идеей христианства, ко-

рое придает непреодолимуе силу этой борьбе.. Бог и Украина -это указатель на жизненном пути украинцев".

Анализ истэркко-сшшологических идей и концепций современного греко-иатолици'гма показывает, что произвольное конструирование идейных феноменов приводит греко-католических бо-гослоаов к цСсолйтизацил и апологии роли религии и церкви в прояегое материального и дуяовного развития народа, рассмотрение нации как инеистсрической, самодостаточной и социально-'апчоничнсй форма организации общества. Политизированные прин- . цлпы одсоЛ из основополагающих в современном греко-католициз-из гчбриднсй мифологемы ''христианского национализма", сочетающей в себе идеи нпционального солидаризма, элитарности и мессианизм!, иохмдчт из приоритетности религиозно-церковных интересов и целей, а корпоративные интересы части шсаего духовенства в них представлены как общенациональные. Положительный потенциал религиозного г. национального факторов нивелируется в э?ой концепции ? результате ее ориентированности на апологию национальной обособленности и провозглаоения превосходства украинской нении над другими, главным образом восточнославянскими.

;!а основании анализа религиозно-философских и историкс-со-цичяогических основ современного греко-католицизма в работе делается вы иод о том, что последний, будучи ветвью двух круп-нейжих течений христианства - католицизма и православия, оказался, однако, неспособным воспринять их универсализм и целостность в объяснении проблем сущности бытия и мироздания, столь же чутко и пластично реагировать на происходящие в мире изменения. В нем практически не получили отражения и философского осмысления острие, глобального характера проблемы - экологическая, гуманитарная, война и мира, всеединства и взаимозависимости человечества и др., что значительно сужает потенциальные созидательные возможности данного вероучении, обрекая его на этнокон-фессиональную замкнутость. Ьолее того, поскольку в широком опека ре функций, которые греко-католицизм как традиционное вероисповедание выполняет в украинской этнической группе на Запв-

паде, значительное место занимает прикладная функция по идеологическому обоснованию политической практики неоконсервативных кругов церковного руководства, постольку внутри этноконфосоии-нальимх рам^ч-; г-оздиигаются дополнительные разграничения более политического челел»» дг»ктр1внлыю-сероуытел»ного харпчгора.

В третьей главе - "Антиатеистическая направленность греко-католической апологетики" - выявляются роль, место значение критики атеизма для апологии данного вероучения. В работе показывается, что в соответствия с принципами иеотомязиа "чуже-родность" атеистических взглядов природе человека доказывается в греко-католицизме через постулирование их априорности природе человеке и обоснование путей, ведущих от человека к богу. В нем также проводится мысль, что именно секуляризация общественного сознания и диотанциированис религиозно-церховного комплекса от общественной жизни суть первопричина всех острых проблем современности - от этических и политических до угрозы возникновения экологической катастрофы или ядерной войны.

В работе подвергнут анализу характер использования в гре-ко-католицизме антиатеистических теорий и концепций русских религиозных философов конца XIX - начала XX века в целях апологии данного вероучения. Показано, что из "нового религиозного сознания" Б.Соловьева выделяются идеи относительно поиска возможностей синтеза западного и восточного христианство, достижение которого видится греко-католическим авторам в подчинении последнего католицизму. Выявлено, что внимание идеологов греко-католицизма односторонне сконцентрировано на острой критике Н.Бердяевым теории и практики социализма при игнорировании крайне негативной оценки этим же философом и буржуазного общества, исчерпавшего по его мнению свой гуманистический потенциал. Из наследия Н.Бердяева ими отбираются положения, доказывающие религиозный характер марксизма; популяризируется концепция уникальности социалистической революции в России и чу-жеродности социалистических идей всем другим народам мира. Последняя концепция используется в греко-католицизме для подтверждения тезиса об "отрубности" развития украинского народа от других восточнославянских народов, генетической принадлежности к Западу, а тем самим чужеродности его природе идей социализма.

В работе показывается, что превалирование социально-политических аспектов над мировоззренческими в критике атеизма современным грехо-католицизмом обусловлено рядом причин. Среди них одними из главных автору видятся как традиция развития данного вероучения в рамках католического неоконсерватизма, так н наличие серьезных деформаций у объекта критики - теории и практики научного атеизма, доминирующей формой которых з последнее его-

лещи в силу конкретно-исторических причин отала политическая.

Высокая степень политизации присуща греко-католической интерпретации теории "государственного" атеизма, постулирующей атрибутиы'.ссть последнего государственной власти и деление социалистического обпесма ьа антагонистические классы "угнетен-ннх-вьрувщих" и "угнетателей-атеистов". 5 работе показано, что зта теория, дсполненная положением с "денационализации" украинского народа черь» ливекие его возможности иметь свою един-сггенно иотим'уя "национальную" церковь, используется в современной греко-глтслидазие для доказательств закономерности и неизбежности ь условиях социализма ликвидации униатской церкви не Украине. Автор соглааестсп оо справедливостью и правомочностью ряда характеристик и оценок частного порядка, даваемых греко-католическими бсгослоьами политизированной форме атеизма в'том ее г.чде как она существовала в СССР. Однако при этом доказывает, что ъ дпнчоп случае имеет место критика атеизма со стороны не гольно мировоззренческих оппонентов, но, одновременно, и политических, отрицавших научную и социальную значимость теории н практики социализма, их мсокии' гумвниотичеакий потен-

(нмл .

Сущность шюлсгетики греко-католицизма выявляется я работе на примере анализа толкования в нем круга проблем, связанных с реализацией основных прав и свобод человека, когда в противоречии с положениями международных правовых документов в качестве первостепенного и основного, определившего все остальные права, греко-католическими богословами провозглашается право человека на свободу выбора вероисповедания при отрицании права ка атеистические убеждения и игнорировании социально-экономических аспектов правовой защищенности человека. •

Отсутствие в современном греко-католицизме глубокого и всестороннего осмысления явлений секуляризации, неверия и атеизма объясняется в работе относительно невысоким уровнем развития в данном вероучении оригинальной богооловско-теологиче-ской традиции в вопросах критики диалектического материализма и апологии собственного вероучения. Причины этого видятся такие б объективных условиях длительного периода вынужденного существования украинского греко-католицизма в отраье от автохтонной территории и среди Функционирования, в условиях эмиграции, когда именно политические цдли и задачи определяли основные

направления развития его религиозно-философской мысли.

Нровгденное исследование позволило обосновать ь (.аботе вывод о том, что обострение противоречии по лини»: идеология , политика, о одной стороны, и религия и церково, с друо.'., ока-зивеет разрушительное воздействие не неполитизиро>аиные элементы религиозно-церковного комплекса грехе-католицизма и не-дет к углублении противоречии и разногласии мекду украинскими церквами в диаспора. Задача снятия данного противоречия со всей остротой встала перед зарубежным грско-кателииизмом «» рубеже 60-90-х гг. с,е актуализирует происходящие на Украине демократические преобразования. Процесс деподитизвыии религиозно-церковного комплекса зарубежного украинского греко-католицизма, дифференциации собственно религиозных компонентов дан-ноги вероучения и привнесенных л него извне политической конъюнктурой разных лет политизированных элементов - процесс длительный и небезболезненный, однако именно он представляется исторически неизбежным в перспективе эволюции данного этнокинфросионального христианского вероучения.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируется основные выводы и задачи по дальнейшему исследованию проблемы, содержатся прогностические оценки и рекомендации по внедрение в практику результатов исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

I. Кочан Н.И. Действительно ли национальной оыла греко-католическая церковь на Украине? // Национальные отношения б СССР в вопросах и ответах (.На примере Украинской СС1').- Киев: Дом политпросвещения ЦК Компартии Украины, 1990,- Ьып. 2 /0,2 п.л./

¿. Кочан Н.Л. Религиозный национализм: в чем суть этого понятия? // Так же. /0,2 п.л./ 3. Кочан Н.Л. Может ли верующий человек быть истинным патриотом, интернационалистом? // Тан же. /0,3 п.л./ Ц . Кочан Н.И, Несостоятельные расчеты отцов-униатов // Пост им.Я.Галана.- Ки. 18.- львов: Кчменир, 1986 /0,5 ч.л./