автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Цирковое искусство в Узбекистане во второй половине XIX - начале ХХ вв.

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Ташкенбаев, Тулатжан Иркинович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Цирковое искусство в Узбекистане во второй половине XIX - начале ХХ вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Цирковое искусство в Узбекистане во второй половине XIX - начале ХХ вв."

РГ 6 од

, шшпеютео по дейавг шызта респушйни'узбекистан

1 'шЫоДШедовашьский. институт • искусстбозшмя ,.

• им. Х/ШЗЫ .ХАКИМ-ЗЛДЕ НИЯЗИ.'; ■

Наг П£а'ва*. рукописи

тмкенбаев талашн .ирбинобич

, цирковое искусство В узбекистане во втсрсй пшовинзда - НАЧАЛЕ XX вв.

Спестальность: 17.00.01-, театральное искусство

АВТО Р .З Ф.'ЕР А Т

диссертации на соискание ученоГг степени кандидата искусствоведения '

ТАПШ1Т - 1993

Лиссертация выполнена в научно-исследовательском Институте искусствознания им- Хамзы Хаким-заде Ниязи Министерства по делам культуры Республики Узбекистан.

Научный руководитель - доктор искусствоведения,

профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Узбекистан, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан РАХМАНОВ >!.?.

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

ТУРСУНОВ Т.Т.

кандидат искусствоведения НАМ?ЛЕВА Г.Р.

Ведущая организация - Ташкентский Государственный

институт культуры им. Абдуллы . Еадыри.

Защита состоится « 1993г. в ~

часов на заседании специализированного совета по защите докторских диссертаций Л.092.П;21 в научно-исоледовательокбм Институте искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи Минис- -терства по делам культуры Республики Узбекистан.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке научно-исследовательского Института искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи.

Адрес: 700029 г.Ташкент, _Му ста киллик майдони, 2.

Автореферат разослан " " ^¿¿¿'¿Дл^;' 1993г.

Ученый секретарь

Специализированного совета уЪА, П П

кандидат искусствоведения Л. АКИПОВА К.Б.

' <7

Одной из характерных особенностей современной духовной жизни является возросший интерес к историческому прошлому нашего многонационального отечества, в частности, к его богатейшему культурному наследию. Проблема глубокого и всестороннего изучения различных видов искусства, взаимодействия и взаимосвязи национальных культур приобретает особую актуальность и важность в наши дни, когда активизировался процесс роста национального самосознания народов.

Цирк занимает в ряду искусств особое место. Это не только массовое искусство, доступное и понятное любой публике, но и синтетическое, разностороннее и•разнохарактерное иокусство. Цирк прошел длительный исторический путь развития, в процессе которого выработались его худокест-венно-эстетические принципы. Цирк в современном понимании этого термина, т.е. включающий в себя номера и аттракционы различных жанров, исполняемые на круглом манеже либо под куполом, сформировался сравнительно недавно - около двухсот лет назад. Однако отдельные жанры, такие как акробатика, эквилибристика, жонглирование, гимнастика, клоунада, силовая атлетика, фокусы, дрессура животных, наездничество, из которых складывается цирковое искусство, имеют более древнюю историю и уходят своими истоками в глубину веков. Лроисховдение этих жанров связано с трудовыми процессами, бытом, народными площадными представлениями, спортивными состязаниями и воинскими упражнениями. Дошедшие до наших дней памятники изобразительного-искусства и литературные произведения свидетельствуют о том, что выступления цирковых артистов были известны во многих странах - в Китае, Персии, Средней Азии, Индии, на Кавказе, в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Византии и других странах.

Во все времена цирк развивался как интернациональное искусство, вобравшее в себя самобытные цирковые традиции разных стран и народов. В цирковой терминологии до сих пор используются такие понятия, как "китайссте игры", "японская лестница", "римские кольца", "арабское сальто17.

"бедуияскйй прыяок", и т.д., наименования которых свидетельствует об кх происхождении. Кроме того, имеется мно-кество терминов английского, французского, тюркского, немецкого, итальянского происхождения, которыми пользуется артисты всего мира. Интернациональность цирка заключается и в том, что он, являясь искусством визуальным, легко преодолевает языковые барьеры и понятен разным народам.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗБРАННОЙ ТЕМЫ. В предлагаемой работе автор обратился к одному из интереснейших, но малоизученных периодов в истории отечественного цирка - цирковому искусству в Узбекистане во второй половине XIX - начале XX века, т.е. со времени завоевания Туркестанского края Россией и до начала 1920-х го^ов.

•После включения Туркестанского края в состав Российской империи здесь, на территории Узбекистана, происходят значительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни, в том числе и в сфере культуры. Свда приезжают театральные, музыкальные и цирковые антрепризы, которые своими спектаклями, концертами и представлениями вносят "заметное разнообразие в жизнь туркестанцев. Так местное население получает возможность познакомиться с достижениями европейского искусства того времени, превде им неизвестного.

В частности, цирковые антрепренеры начинают активно осваивать новый для них регион с 80-х годов XIX века. Конечно, неверно было бы предполагать, что хозяева цирков, отправляясь на гастроли в Туркестанский край, преследовали исключительно просветительские цели. Главным образом, их интересовал коммерческий успех и они, подобно торговцам, привозили свда свой "товар", т.е. цирковые программы и предлагали его местному зрителю, охотно посещавшему зрелищные представления. Тем не менее гастроли приезжих антреприз сыграли несомненно положительную роль в зарождениш узбекского цирка нового типа. Используя опыт их работы,, узбекские артисты также начинают объединяться сначала в • небольше, затем более крупные цирковые труппы, сохраняя при этом сложившиеся издавна- цеховые традиции.

Таким образом, в конце XIX - начале XX века узбекский цирк вступает в новую полосу своего развитая. Освещение различных аспектов этого процесса и легло в основу данного исследования. Актуальность избранной темы автор видит в необходимости глубокого и всестороннего изучения отечественного циркового искусства и возрождения его лучших национальных традиций.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Обращаясь к изучению данной теш, автор поставил перед собой цель - создать наиболее полную картину развития циркового искусства на рубеже двух веков. В частности, автор попытался исследовать нанры традиционного узбекского цирка, существовавшие в данный период, проследить процесс проникновения европейского цирка в Узбекистан, показать его взаимосвязь с национальным цирком, определить его роль в становлении узбекского цирка нового типа, раскрыть значение циркового искусства в культурной жизни Узбекистана.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА. Азтор в процессе исследования опирается на труды по вопросам истории и культуры Узбекистана, исследования узбекских, советских и зарубежных ученых-щрковедов, театроведов, востоковедов, этнографов, использует архивные документы и музейные экспонаты, мемуары, материалы периодической печати.

Диссертант англизирует деятельность цирковых трупп, наиболее важные события и явления е хронологической последовательности, выявляя при этом характерные тенденции в развитии циркового искусства. При изложении материала ис- . пользуются профессиональные термины, принятые в цирке.

Своеобразие циркового искусства в Узбекистане автор рассматривает в общем контексте развития общественно-политических отношений мекду Россией и Туркестанским краем.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ И НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Специальных исследований о цирковом искусстве в Узбекистане во второй половине XIX - начале XX века не имеется, однако это не означает, что оно не освещалось в научных трудах вовсе. В частности, в работах М.Р.Рахманова "Узбекский театр с

древнейших времен до 1917 года" (Ташкент: Изд-во им.Г.Гу-адма, 1961. - 312 с.) и МД.Кадырова "Искусство масхарабо-зрв и кизикчи" (Ташкент: Фан, 1971. - 208 с. - На узб.яз.) подробно исследуется творчество узбекских комиков, выступавших совместно с русскими клоунами и сыгравших важную роль в установлении русско-узбекских цирковых связей.

Б книгах Т.Х.АбидоЕа "Мастера узбекского цирка" (Ташкент: Изд-во им.Г.Гуляма, 1973. -г 154 е.), "Канатоходцы" (Ташкент: Гослитиздат, 1965. - 96 с. - На узб.яз.), "Арена Акрама Юсупова" (Ташкент: Изд-во юл.Г.Гудяма, 1976. - 116 е.), "Созвездие талантов" (Ташкент: Внешторгиздат, 1967. -16 е.), "Узбекские палваны" (Ташкент: Изд-во им.Г.Гуляма, 1979. - 100 с. - На .узб.яз.), "Чемпионат не ровдаются" (Ташкент: Узбекистан, 1902. - 68 е.), а также в его диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения "Традиционный цирк в Узбекистане. Генезис и эволюция" (Ы., 1990. - 324 с.) освешена многовековая история узбекского цирка и отражена деятельность его выдающихся мастеров. Монография Т.Т.Турсунова "Карим-кизик" (Ташкент: Гослитиздат, 1960. - 120 с. - На узб.яз.) посвящена творчеству клоуна и дрессировщика лошадей К&рима Зарипова. Небольшая по объему книга А.К.Боровкова "Дорбоз" (Ташкент, 1928. - 30 е.), являющаяся первым печатным изданием-об узбекском цирке, повествует об искусстве узбекских канатоходцев и эквилибристов на пружинящей проволоке. Отдельные жанры узбекского цирка описаны в работе А.Л.Троицкой "Из истории народного театра и цирка в Узбекистане" (Журнал "Советская этнография". - 1948. - JÉ 3. С.71-89).

В процессе работы над темой автором изучено множество источников - х'азеты и специальные цирковые журналы, издававшиеся в исследуемый период, воспоминания старейших артистов, архивные документы, исследования по истории русского и узбекского цирка, а также музейные экспонаты - фотографии,

с»

афиши, программы ж т,д.

В частности, богатый материал о цирке содержится в газетах, издававшихся в Туркестанском крае. Это "Туркестанские ведомости", "Туркестанская туземная газета", "Русский

Туркестан", "На рубеже", "Окраина", "Туркестанский курьер", ""Туркестан", "Самарканд", "Среднеазиатская жизнь", "Новый Самарканд", "Туркестанское слово", "Ташкентский курьер"и др. На их страницах публиковались, главным образом, короткие заметки о приезде а Туркестанский край той или иной цирковой антрепризы, но иногда давались и подробные критические обзоры программ. Здесь же печатались рекламные объявления, в которых -перечислялись участвующие в представлениях артисты, и исполняемые ими номера, аттракционы и пантомимы.

Тем не менее газетные материалы, при всем их многообразии, не дают исчерпывающую информацию о спрке, т.к. заметки, статьи и объявления публиковались нерегулярно а многие важные, на нал взгляд, события в цирковой жизни оставались вне поля зрения туркестанской прессы. Сложность сбора материала состоит к в том, что, многие номера газет, к сожалению, не сохранились до наших дней.

Цирковое искусство Туркестанская края нашло свое отражение и в специальных цирковых журналах, издававшихся в то время. Это."Сцена и арена" (Москва, 1914-1918), "Геркулес" (Петроград, 1912-1916), "Артист и сцена" (Санкт-Петербург, 1910-1912), "Орган" (Варшава, 1905-1915), "Мир артистов" (Харьков, 1912-1913), "Варьете и цирк" (Москва, 1912-1917). В настоящее время эти журналы сохранились лишь в фондах Государственной публичной библиотеки им.В.И.Ленина в г.Москве и Музея циркового искусства в г.Санкт-Петер'бурге.

Данные журналы являлиск главным образом справочно-информационными изданиями и выполняли своеобразную посредническую роль между антрепренерами и артистами. Па их страницах публиковались краткие сведения о цирковых антрепризах, гастролировавших в Туркестанском крае, их состазе и репертуаре.

Чрезвычайно важные документы обнар^гены нами в фондах Центрачьного Государственного архива Республики Узбех^сг-зн. В делах Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора, Управления начальника города Ташкента, Подитагентстза в Бухаре, Сырдарьинского областного правления, ллкцеляргди

Самаркандского уездного начальства сохранилось множество материалов, дополняющих картину цирка в Туркестане новыми красками. Это различные письма-прошения, ходатайства, распоряжения, телеграммы, разрешения, расписка и т.д.

Немало сведений о цирковых представлениях, показываемых местными и приезжими артистами, содержится в работах русских этнографов, путешественников, послов и торговцев -Н.С.Лыкошина, А.Шишова, Н.П.Остроумова, И.Л.Яворского, М.Аллбекова, Н.Петровского, Абросимова и др.

Много ценных сведений почерпнуто.автором из мемуаров артистов цирка Д.С.Альперова - "На арене старого цирка" (М.: Искусство, 1936. - 400 с.) и А.И.Сосина - "Люди-глл-чики" (Д.-'.'.: Искусство, 1960. - 160 е.), из бесед с народным артистом Республики Узбекистан Абиджаном Ташкен-баевым.. '

Немало поистине уникальных материалов сохранилось в фондах Мучея циркового искусства в г.Санкт-Петербурге. Это црограммы, отпечатанные на шелковой ткани, редкие фотографии и афиш. В фондах Музея истории народов Узбекистана им.Айбека также обнаружен ряд фотографий по исследуемой теме. О гастролях в Туркестанском крае выдающихся деятелей русского цирка клоунов-дрессировикков А.Л. и В.Л. Дуровых, а также А.А.Дурова автором изучены материалы, хранящиеся б Доме-музее А.Л.Дурова в Воронеже, Доме-музее В.Л.Дурова б Москве и Музее А.А.Дурова в Таганроге.

Также в процессе работы над темой изучены личные архивы цирковедов А.Я.Шнеера и Р.Е.Славского - авторов-составителей энциклопедии "Цирк".

Научная новизна, исследования заключается в том, что автор стремится воссоздать наиболее полную картину развития циркового искусства в туркестанском крае. Диссертант в большинстве случаев оперирует новыми фактами и сведениями, собранными им в процессе работы над темой. Многие источники, использованные азтором, прежде в научной литературе не упоминались.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты исследования были использованы автором при написании статей в газетах и журналах, в статьях готовящейся к изданию энциклопедии "Узбекистон адабиети ва санъати", при чтении лекций по предмету "История цирка" в Республиканской студии эстрадно-циркового искусства, при написании сценариев цирковых номеров и представлений. Вместе с тем работа имеет не только научно-познавательную, но и практическую ценность. Автор считает, что сегодня,, когда в цирковое искусство вновь возвращается контрактная система, деятели циркового искусства, изучая опыт работы антрепренеров прошлого и постигая неписанные законы старого цирка, могут почерпнуть для себя немало ценного и использовать их в практической деятельности.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. К работе прилагается альбом фотографий.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении определяется тема и содержание работы.

В главе I "Традиционный цирк в Узбекистане во второй половине XIX - начале XX века" рассматриваются разнообразные цирковые жанры, прошедшие многовековой путь развития и сохранившиеся в Туркестанском крае ко времени завоевания его Россией.

Своеобразие цирковых .жанров,- существовавших на территории Узбекистана, определялось особенностями культурного развития Туркестанского края. С одной стороны, .цирко«-вое искусство, являясь составной частью национального театрально-зрелищного искусства, впитало в себя местные обычаи и традиции, элементы народных игр, конно-спортив-ных состязаний и воинских упражнений, а также отдельных религиозных обрядов. С другой стороны, узбекский цирк развивался в тесном контакте с цирковым искусством сопредельных с Туркестанским краем государств, таких как Китай, Индия, Афганистан, Иран и др.

Цирковые связи мевду этими странами существовали еще

задолго до рассматриваемого периода — они уходят своими истоками в более отдаленное врем. Великий шелковый путь, сотни лет соединявший страны Востока и Запада, служил не только торговому обмену, но к культурному взаимообогащеншз, в том числе и в области циркового искусства.

Автор подробно анализирует традиционные жанры узбекского цирка, выявляя их сходства и различия с цирковыми жанрами соседних государств. Диссертант исследует искусство акробатов (муаллакчи, бесуяк, зангбоз), ходулеходцев (егочоек), жонглеров (чинни уйинчи, кузабоз, тогорабоз, оташ уйинчи), фокусников (найрангбоз, кузбогловчи), факиров, дрессировщиков (айкк, уйини, ыаймун уйини, эчки уйини, илон уйини), канатоходцев (дорбоз), эквилибристов на пружинящей проволоке (симбоз), гимнастов на трапеции (чигирикчи), комиков (масхарабоз, кизикчи), анализирует деятельность наиболее известных исполнителей, работавших в том или ином жанре, описывает их трюковой репертуар и оценивает технику исполнения. Анализируя многообразие жанров узбекского цирка, автор называет два вида спортивных со-, стязаний, оказавших определенное влияние на его репертуар после установления им творческих связей с русским цирком. Речь идет о конных играх (от уйики) и национальной борьбе (кураш). ■ •

Сопоставляя жанры узбекского цирка с жанрами цирка европейского, автор обнаруживает между ниш ряд общих при-' .знаков и в характере номеров, и в трюковом репертуаре. Тем не менее узбекский цирк, отличался жанровым своеобразием и ярким восточным колоритом. Он шел и сугубо самобытные номера, которых не знал европейский цирк. В частности, это выступления канатоходцев, эквилибристов на пружинящей проволоке - симбозов, жонглеров- тогорабозов, кузабозов, чинни уйинчи, оташ уйинчи, пластических акробатов - бесуяк и зангбозов.

с#

Особенность традиционного узбекского цирка состояла и в его танцевально-музыкальной насыщенности. Если артисты русского цирка преподносили свои номера в предельно театрализованной форме, то узбекские артисты органично впле-

тали в триковую ткань номеров разнообразные танцевальные движения. Больную роль играла и музыка - она не только сопровождала выступление, но и несла определенное смысловое содержание. Аккомпанируя артистам на национальных музыкальных инструментах -карнае, сурнае, дойре, нагоре -музыканты характером и ритмом мелодии подчеркивали либо сложность и рискованность исполняемых трюков, либо их комический характер.

В большинстве случаез профессия артиста переходила по наследству - от отца к сыновьям, от сыновей к внукам. Вместе с тем в узбекском цирке была широко развита и система домашнего ученичества, известная под названием "уста-погирд", т.е. мастер-ученик. Мальчик, взятый артистом в ученики, должен был пройти специальный курс обучения. Положительная сторона слоаивпейся системы ученичества состояла в том, что она формировала универсального артиста, владевшего элементами различных жанров.

Наиболее благоприятным периодом для артистов являлись дни календарных и религиозных праздников и народных гуляний, когда артисты, выступая в день по ньскольку раз, имели хорошие сборы. Самыми крупными среди таких праздников являлись "Навруз байрами" - праадник нового года по восточному календарю, "Рамазон хайит" - праздник по случаи окончания поста (уразы),"Курбан хайит" - праздник яертво-приношения и другие, где артисты традиционного цирка, наряду с музыкантами, певцами, танцорами и кукольника:,я -выступали на специально отведрнных для этого площадках. В дни поста (уразы) артисты давали представления и в ночное время.

Вместе с тем автор отмечает, что з исследуемый период существовали и придворные цирковые труппы, содержавшиеся местными правителями. Как правило, они выступали ляхь на семейных торжествах, а такхе перед почетными гостя.',и.

В частности, последний кокандский хан Худсярхан содержал при своем дворе клоугов, фокусников, акробатов, канатоходцев и дрессированных зевотных. Когда кто-либо из

его - приближенных справлял свадьбу, то обращался к хану с просьбой направить к нему артистов за определенную плату. Таким образом, Худоярхая превратил цирковые представления в доходное предприятие, вносящее свою лепту в ханскую казну.

У эмира бухарского, в отличие от кокандского хана, своей цирковой труппы не было, но он регулярно приглашая к себе лучшие антрепризы, гастролировавшие в Туркестанском крае, а также талантливых местных артистов. Понравившихся ему исполнителей он награждал ценными подарками - золотыми и серебрянными медалями, парчовыми халатами, деньгами и т.д. Награжденные артисты в дальнейшем именовали себя в афишах "придворными артистами Его Высочества Эмира Бухарского" .

Большое количество дрессированных и прирученных животных содержалось в придворном зверинце в Хивинском ханства. По свидетельству русского торговца Абросимова, гостившего в Хиве в 1848 году, здесь были экзотические и. хищные животные - дикие лошади, архары, лисы, дикие коски и даке' белый медведь.

По примеру ремесленников узбекские цирковые артисты вместе с комиками и музыкантами объединялась в специальные цеха-корхона. Вступив в цех, они долзны были строго соблюдать устав, в котором излагались основные обязанности и права артистов. По традиции, цех возглавлял старшина -корфармон, - выполнявший одновременно роль и художественного руководителя, и администратора. Он составлял программу выступлений, нанимал артистов, распределял выручку, договаривался с местными властями о месте и времени выступлений. Подобные цеха имелись во всех крупных городах Узбекистана.

Завершая исследование традиционных жанров узбекского цирка, автор делает вывод, что цирковое искусство во все времена являлось одним из наиболее популярных видов узбекского народного-зрелищного искусства. Оно отличалось широким яанровым диапазоном, имело свою систему подготовки не-

полнителей, свои цеховые организации. Выступления канатоходцев, жонглеров, акробатов, гимнастов, комиков, фокусников, факиров, дрессированных животных неизменно привлекали к себе массу зрителей.

В главе Д "Русский и зарубежный шрк в Узбекистане'' ■автор подробно исследует процесс проникновения европейского цирка на территорию Узбекистана и. рассматривает различные аспекты деятельности приезжих трупп.

С европейским цирковым искусством, а точнее, с его отдельными жанрами население Туркестанского края познакомилось еще до того, как здесь были построены первые цирковые сооружения. Его представляли, главным образом, исполнители иллюзионных номеров, именуемые в афишах "магами", "спиритами", "физиками" и т.п.

Фокусники выступали преимущественно в балаганах и на сценических площадках, так как цирковой манеж, имеющий круговой обзор, затруднял демонстрацию большинства иллюзионных трюков. Туркестанский край европейские фокусники начали посещать с 80-х годов XIX века (Ленц - 1883, Анто-. нио - 1886, Страус - 1888). . ■

Введение в строй Закаспийской и Оренбургской железных дорог, связавших в конце XIX - начале XX века Узбекистан с городами России, ускорило процесс проникновения русского цирка. Здесь диссертант делает необходимую оговорку: понятие "русский цирк" применительно к цирковым . труппам, приезжавшим в Узбекистанносит весьма условный . характер. Это объясняется тем, что в каждой труппе, коле- • ■ сившей по России, наряду с русскими работали артисты- разных национальностей - в основном, выходцы из Германии, Италии, Англии, Польши, для которых Россия стала второй родиной. Даже если цирк назывался итальянским или немецким, в нем непременно выступали и русские артисты, которых, однако , за звучным псевдонимом было трудно отличить от иностранцев. Поэтому в дальнейшем, используя понятие "русский цирк", автор имеет в виду смешанный.состав'группы.

С разножанровыми программами русского цирка туркестан-

схий зритель впервые познакомился в конце 1880-х годов. Так, в 1689 году в Ташкент прибыл англо-итальянский цирк под управлением К.Мумино и 0.Нельсона. Программа этого цирка била наиболее типичной для европейского цирка той поры, когда конные номера уступили место номерам других жанров, но еще не потеряли своего главенствующего положения. Конные номера, такие, как высшая школа верховой езды, дрессировка лошадей на "свободе", выступления гротеск-наездниц занимали почти половину программы. Кроме того, в ней участвовали воздушные гимнасты, жонглеры, эквилибристы, акробаты, клоуны и дрессированные животные. Аналогичные программы показывали и цирки Добржанского, Камаки-ча, Руссо, Альтгоф, Сур, гастролировавшие в Узбекистане в конце XIX века.

Анализируя их репертуар, автор отмечает, что кроме цирковых номеров, он включал в себя пантомимы на сказочные, комические или исторические сюжеты, выступления "гастролеров" с оригинальными номерами, а также бенефисы. Диссертант подробно останавливается на гастролях цирка Вильгельма Сур в Ташкенте в 1898 году, первым среди приезжих антреприз установившим творческий контакт с узбекскими исполнителями. Зная, каким успехом пользуется у местной публики национальная борьба и конные игры,, администрация цирка с первых же дней гастролей в Ташкенте стала проводить состязания мевду узбекскими богатырями-палванами и русски-' ми борцами, а также привлекла на профессиональную арену узбекских наездников.

Первые гастроли цирковых трупп вызвали огромный интерес у зрителей. Что же привлекало их в цирке - относительно новом для них виде искусства? Ведь наряду с цирком в :е годы из России приезкаяя и театральные труппы, устраивались музыкальные вечера. Однако спектакли и концерты шли, как правило, на русском языке, еще чувдом для коренного населения. Из всех видов зрелищных искусств цирк оказался для них наиболее доступным и понятным и с первых же дней гастролей приобрел большую популярность.

В частности, успехом у публики пользовались выступ-

ления клоунов. Исполняемые ими репризы, клоунады, пародии по своему характеру были близки к сценкам, разыгрываемым узбекскими комиками - масхарабозами и кизикчи, и, несмотря на языковые различия, легко воспринимались зрителями.

Другая причина успеха русского цирка кроется и в самом разножанровом содержании программ, включавших в себя выступления наездников, гимнастов, жонглеров, эквилибристов, силовых атлетов, дрессированных животных и т.д. Автор отмечает, что в узбекском цирке, при всем многообразии его жанров, целостной цирковой программы в тог период еще не существовало - артисты выступали разобщенно, независимо друг от друга и лишь в дни праздников и народных гуляний объединялись в небольшие труппы из четкрех-пяти человек.

Выявляя причины успеха русского цирка, диссертант обращает внимание и на такой немаловажный факт: как известно, в традиционном узбекском цирке все без исключения номера исполняли мужчины и подростки, так как мусульманская религия запрещала женщине появляться в обществе с открытым лицом. 3 программах же русского цирка непременно участвовали гротеск-наездницы и балерины, воздушные гимнастки и эквилибристки, исполнявшие свои номера в легких.открытых костюмах. Их грациозные и изящные выступления з немалой степени способствовали популярности цирка среди местного, населения. • ' . . .

Исследуя цирковое искусство Узбекистана первых двух десятилетий нынешнего века, диссертант отмечает, что в этот период значительно увеличивается количество цирковых антреприз. В частности, здесь длительное время держали цирки такие антрепренеры, как Ф.А.Юпатов, В.Т.Нигалов, М. и С.Баранские, А.Т.Козырькоз, А.Э.Борги, И.И.Хойцев, М.Высокинский, Е.Гамкрелидзе, В.Т.Соболевский, Р.Капито, М.А.Первиль, Н.Н.Сорокин, А.Джалалов, А.Макаров, А.И.Поспелов, Ф.П.Соколовский и др. Наличие такого количества цирков говорит о том, что Узбекистан в начале XX века оказывается вовлеченным в общий цирковой "конвейер" России.

В диссертации рассматривается деятельность наиболее крупных антреприз, их репертуар и мастерство исполнителей. Особое внимание автор уделяет деятельности Ф.А.Юпатова (1853-1958), сыгравшего значительную роль в установлении русско-узбекских цирковых связей и зарождении узбекского цирка нового' типа.

Диссертант не только дает обзор цирковых программ, но и пытается проследить взаимоотношения между цирком и местным зрителем, между цирком и местной администрацией.

В цирках, гастролировавших в городах Туркестанского края, Бухарского эмирата и Хивинского ханства выступали многие известные б то время артисты, воплотившие в своем искусстве высокие образцы циркового мастерства. Это семейства акробатов Сосиных и Россини, музыкальных эксцентриков, клоунов и акробатов Розетти, Джеретти, Распини, Фер-рони, воздушных гимнастов Каврелис, акробатов и гимнастов Киези, дрессировщиков лошадей и наездников Сур и Гамсахур-дия, дрессировщики лошадей и эквилибристы Безано. клоун-дрессировщик Искра, гротеск-наездница и наездница-джигит А.Первиль, африканский жокей Багри Кук, силовые акробаты Еилинские, дрессировщик животных Алекс и др.

В истории циркового искусства Узбекистана особое место занимают гастроли знаменитых клоунов-дрессировщиков - . братьев Владимира и Анатолия Дуровых, познакомивших местную публику с клоунадой качественно нового типа - сатирической.

Вместе с русскими и европейскими артистами в цирках работали и артисты из стран зарубежного Востока. В частности, это китайские акробаты и эквилибристы братья Ченг-Ию и Чанго-Ккг, дрессировщик медведя Су Ю-ку, фокусник Еен Ден-сунь, жонглер Ванг Юнг-ша, пластические акробаты (по г:}-:^ 9 - "люди без костей") братья Пан-ху, а также японские эквилибристы Окитаро и Сиотаро^

Самобытное искусство факиров представляли туркестанскому зрителю исполнители из Индии. Автор анализирует репертуар факиров Саломана, Саади Джебари и Солиман Бен-Саида,

исполнявших трюки, основанные на нечувствительности к физической боли. Наряду с индийскими факираш в Узбекистан приезжали и китайские фокусники, чье искусство было известно здесь с давних времен. В их выступлениях переплетались элементы нескольких жанров - акробатика, гимнастика, эквилибристика, жонглирование органично сочетались у них с разнообразными фокусами. Примером этого служат выступления китайских трупп "Шуи" и "Чародеи Востока", фо-кусникоз Ли Хои-чу, Ван Ю-то, Хуан Чея-зу и др.

В дни народных праздников и гуляний индийских факиров и китайских фокусников можно было увидеть на ярмарочных площадях, где они выступали вместе с узбекскими артистами. Русские антрепренеры нередко включали их номера в свои программы. Посла завершения гастролей в Туркестанском крае многие китайские и индийские артисты вместе с цирковыми труппами уезжали в Россию и знакомили европейского зрителя со своим самобытным искусством. Таким образом, здесь, на территории Узбекистана как бы пересекались между собой цирковые традиции Востока и Запада, взакмообогащения друг Друга.

Наряду с разножанровыми программами в Туркестанском крае в начале XX века получают распространение такие разновидности циркового искусства, как цирки-ззерикцы и аттракционные номера, которые демонстрировались но са манеже, а на сценических площадках.

Также диссертант описывает цирковые здания, построенные антрепренерами в Туркестанском крае - от временных деревянных построек до каменного театра-гргрка "Колизей".

Подводя итоги исследования, автор отмечает, что завоевание Туркестанского края Россией дало -зозиояность русскому цирку расписать географию своих гастрольных ;,#лрз-рутов и масштабы деятельности. Болкпге и калке города Узбекистана вовлекаются в общий цзрковоЛ "конвейер" России н сюда в поисках нового зрителя ак?:гз;:о устреуляЕтся цирковые аитрещизы. Через русский цирк народи Узбекистана знакомятся с достюсеняяьз совреьйнного европейского цирка.

его :г;дсгзстьенно-эстетическнми особенностям. Интерес местд:.- о населения к цирковым зрелищам, а также благоприятные климатические условия, позволявшие циркам работать круглый год, привлекли сода множество известных в России антреприз.

Проследив процесс проникновения европейского цирка в Узбекистан, автор в главе Ш "Некоторые аспект» взаимосвязей узбекского штока с европейским" приходит к вызоду, что к началу нынешнего века здесь одновременно существовали два типа циркового искусства. Первый - это традиционный узбекский цирк, включающий в себя выступления канатоходцев, эквилибристов на проволоке, жонглеров, ходулеходцев, акробатов, гимнастов, фокусников, факиров, комиков, дрессированных-животных. Пройдя многовековой дуть, их искусство сохранило свой национальный колорит и самобытность. Второй -это русские и зарубежные антрепризы, представляющие цирковое, искусство европейского типа во всем его жанровом разнообразии. Существуя рядом друг с другом, эти два типа циркового искусства не могли не оказаться взаимосвязанными между собой. ;

С одной стороны, традиционный узбекский цирк, быт и обычаи местного населения оказывают определенное Елиякие на репертуар русского цирка, в котором появляются номера, созданные на местном материале. С другой стороны, под влиянием русского цирка зарождается узбекский шрк нового типа-цирк европейского образца.

Знакомство с Узбекистаном, его самобытными традициями и обычаями, разнообразными зрелищами сыграли немаловажную роль в творчестве ряда артистов русского цирка и наложило отпечаток на созданные ими цирковые номера. В одних случаях европейские артисты воссоздавали на арзне номера, виденные ими в исполнении узбекских артистов, в других, используя в качестве исходного материала свои непосредственные жизненные наблюдения и творческую фантазию, воплощали их в яркую зрелищную форму.

В этой смысле наиболее характерно творчество Владислава

Константиновича Янушевского (1885-1970), создавшего в 1913 году аттракцион акробатов на верблюдах "Кадар-Гулям", оформленный в узбекском стиле; клоуна-дрессировщика Георгия Ивановича Заставникова (1898-1970), исполнявшего на узбекском языке репризы и клоунады; факира Дмитрия Ивановича Лонго (1892-1977)- - ученика известного в Бухаре факира Бен-Али.

Автор подробно анализирует исполняемые ими номера, выявляя их взаимосвязь с узбекским цирком. Опираясь на богатые традиции национального зрелищного искусства, артисты сумели создать оригинальные по форме номера и аттракционы, обогатившие палитру циркового искусства новыми красками и з=2явшие заметное место в истории отечественного цирка.

В становлении узбекского цирка нового типа большую роль сыграл дрессировщик лошадей Григорий Васильевич Якубовский (1888-1953), школу которого впоследствии переняли его ученики Мухаммад Ходжаев и Карим Заркпов, создавшие национальные номера в жанре конной дрессуры.

Проникновение в Узбекистан русского цирка сыграло положительную роль в становлении узбекского цирка нового типа. Как было отмечено в предыдущей главе, история твор- ■ ческих связей традиционного узбекского цирка с русским цирком берет свое начало с 90-х годов XIX века.'Установление этих связей оказало наиболее плодотворное влияние на искусство русских клоунов и узбекских комиков- масхараоо-зов и кизикчи.

Узбекские комики, увидев на цирковой арене выступления клоунов, обнаружили немало общего между их репертуаром и собственными комедийными сценками, которые и по кратковременности действия, и по импровизационному характеру содержания, и по отдельным средствам художественной выразительности оказались близкими к клоунаде. Узбекские артисты использовали приемы буффонады, гротеска, шаржа, вводили з свои сценки отдельные цирковые трюки. Это способствовало тому, что они органично вошли в цирковые программы и

легко установили связь с русскими клоунами.

В начале XX зека подобные русско-узбекские цирковые труппы содержали многие антрепренеры, в частности, Ф.Юпа-тов, В.Жигалов, В.Соболевский, С. и М.Баранские, А.Борги, А.Козырьков и др. В этих группах в разные годы работали известные народные комики - Юсуп-кизик Шакарджанов, У.Ра-имбеков, О.Тошматов, З.Овулсв, И.Тешабаев, Р.Гоипов и др.

Совместная работа узбекских комиков и русских клоунов, несомненно, взаимообогатила их искусство.

Во-первых, привлечение узбекских артистов в русский цирк способствовало появлению смешанных русско-узбекских трупп с оригинальными программами, в которых классические цирковые номера сочетались с национальным комедийным искусством.

Во-вторых, обогатилась исполнительская техника узбекских комиков - они освоили различные цирковые трюки и приемы, научились применять специальный реквизит и грим, в их лексионе появилось множество цирковых терминов.

Вместе с тем диссертант отмечает, что привлечение узбекских комиков в русский цирк оказало отрицательное влияние на репертуар кизикчи. Это выразилось в снижении сатирического уровня исполняемых оценок и увлечении чисто_ развлекательными репризами, антре, клоунадами.

С другой стороны, искусство кизикчи повлияло и на репертуар русских клоунов. Многие из них хорошо владели узбекским языком, знали жизнь местного населения, его обычаи и традиции, что помогало им успешно участвоват: в представлениях кизикчи. Так, например, когда труппа Юсуп-кизика Шакарджанова работала в цирке Ф.Юпатова, в их представлениях непременно участвовал сам антрепренер. Кроме того, русские клоуны нередко зключали в свой репертуар сценки, исполняемые узбекскимиартистами.

Приводя факты о работе узбекских артистов в русских труппах, автор приходит к выводу, что в начале XX века между ними устанавливаются тесные творческие связи. Глав-

ным же результатом такого сотрудничества явилось зарождение узбекского цирка нового типа.

Первые узбекские цирковые труппы возникли в начале XX века. Одной из них являлась труппа Абдукарима-михтара из Ходжента. Возглавляемая им цеховая оргаьизасля - кор-хона - со временем перерастает в Цирковую труппу, состоящую из артистов традиционного театра и цирка. 3 нее вошли кизикчи Хайдар и братья Исо и Мусо, музыкант Абдука-рим-аксакал, эквилибрист на сивдоре Мараим, акробат Мир-бува, а также фокусник.

Аналогичная труппа возникает и в Ташкенте. В 1902 году Баратбай, выходец из Коканда, приспосабливает для цирковых представлений один из караван-сараев в старом городе и собирает вокруг себя небольшую труппу. Основной костяк ее составили кокандские актеры - кизикчи Кошл; эквилибрист на сивдоре Одил, шпагоглотатель Сайд - выходец из Афганистана, комик-пародист Исок, выходивший на манеж в женском костюме и исполнявший пародии на русские танцы. Позже в труппу вошел акробат и комик Карим Заряпов. Сам Баратбай бьш разносторонним артистом - участвовал в комедийных сценках, работал на трапеции, жонглировал гирями, исполнял акробатические прыжки.

Анализируя деятельность трупп Абдукэгпма- лхтара и Баратбая, автор отмечает, что по своему жанровому разнообразию показываемые ими представления уступали програглам приезжих цирков. Тем не менее заслуга первых узбекских антрепренеров состоит в том,кто они, объединив вокруг себя артистов традиционного цирка, сумели придать их выступлениям новую форму - форму цирковой программа.

Выступления первых узбекских цирковых трупп привлекли к себе внимание местного зрителя. Их успешная деятельность, в свою очередь, способствовав возникновению целого ряда узбекских цирковых трупп. Автор подробно анализирует деятельность двух зз них, возглавляемых ".уллабаем .'/.ансурсзы..: и Латофат Саримсаковой.

.Муллабай Мансуров - содержатель каруселей г бзлггансг -

создает в Ташкенте в 1903 году первую профессиональную цирковую труппу. В нее вошли гимнасты на трехступенчатой трапеции Рахман и Парзик Абдухалидовы, акробаты Мухаымад Ходааев и Кодир-бола, гимнасты на бамбуке Карам Зарипов и Ортик-кизик, жонглер Шакир, акробат-бесуяк Ыухитдин Шаки-ров, шпагоглотатель Саид-афган, музыканты Аширмат и Кенжа-бой, а такге группа ферганских кизикчи. во главе с Юсуп-кизик Шакарднановым - Собир-корз, З.Овулов, Р.Гаипов. Вместе с ними а труппу вошли и русские артисты - дрессировщик лоьадей и наездник Г.Якубовский, силовой атлет Иванцевич и семейство эквилибристов Кристициных.

Труппа М.Мансурова просуществовала более шести лет. Для узбекских артистов работа в труппе послужила отличной цирковой школой и они приобрели навыки профессиональной работы.

•Труппа успешно гастролировала в городах Туркестанского края, Бухарском эмирате, Хивинском ханстве, а также в Восточном Туркестане (Синьцзян). Артисты давали представления либо ьо временных помещениях, либо в собственном шапито, которое всегда возили с собой. Цирк М.Мансурова был интересен для местного зрителя тем, что он впервые видел на манеже представление, состоящее из номеров в исполнении узбекских артистов.

Наряду с труппой М.Мансурова в Узбекистане пользовался известностью цирк Марьямхон.

. Марьямхон - сценический псевдоним танцовщицы Латофат Саримсаковой - татарки по национальности. Судьба свела ее с фокусником Азимом, который вопреки законам шариата разрешил ей выступать перед зрителями с открытым лицом. Первоначально они выступали только вдвоем - он демонстрировал различные иллюзионные трюки, она ему ассистировала. Показ фокусов чередовался с узбекскими народными танцами, которые мастерски исполняла Марьямхон. Обладая стройной фигурой и привлекательной внешностью, она так превосходно танцевала и пела узбекские песни,-что зрители принимали ее за настоящую узбечку. Благодаря популярности у танцовщицы появилось множество последовательниц даже среди русских актрис. Почти в

каждой цирковой труппе была своя "Марьямхон". В частности, так именовала себя дочь Ф.А.Юпатова Елена Юпатова, которая помимо цирковых номеров' исполняла узбекские танцы и пела частушки - половину на русском, половину на узбекском языке.

Постепенно вокруг Марьямхон и Азима сформировалась небольшая труппа. Она получила название "Цирк Марьямхон",^ так как сама актриса руководила и хозяйственной, и творческой деятельностью. В 1905-1917 годах в эту труппу входила их приемная дочь - армянка Лиза, гармонист и куплетист Павлов, его жена - танцовщица Мария, акробат-бееуяк Камбарали, комики Пазир-кизик и Зокир-кизик.

Исследовав деятельность первых профессиональных цирковых трупп, диссертант делает вывод, что их возникновение послужило толчком для станс-.ления циркового дела в Узбекистане. Для того, чтобы успешно организовать работу, узбекским антрепренерам необходимо было владеть многими деловыми качествами - они должны были хорошо знать конъюктуру циркового "рынка", уметь планировать гастроли, вести финансовое хозяйство, составлять программу с учетом зрительских интересов, нанимать артистов на взаимовыгодных условиях, поддерживать хорошие отношения с местной администрацией и т.д. В этой связи они использовали опыт работы русских антрепренеров - в частности, М.Мансурову на первых лорах активно помогал Г.Якубовский. .

Предпринимательская деятельность Абдукарим-михтара, Баратбая, М.Мансурова, Л.Саримсаковой, Ш.Шамухитдинова, А.Хайдаралиева в немалой степени способствовала развитию профессионального узбекского цирка и пропаганде его самобытного искусства. Наиболее значительную роль в становлении циркового дела в Узбекистане и сближении национального цирка с европейским сыграл Рахман Абдухалилов (1870-1929).

Исследуя деятельность Р.Абдухалилова, диссертант отмечает, что его творческие и организаторские способности создали ему высокую репутацию в цирковом мире не только Туркестанского края, но и России. "Цирк Рахманова" - такое звуч-

ное название по афише получила его антреприза. Уже в первые годи своего существования она на равных конкурировала с русским цирком.

Творческая биография Р.Абдухалилова начиналась в труппе М.Мансурова в 1903 году, где он вместе со своим братом Парзином работал на трапеции. После того, как цирк М.Мансурова в 1908-1909 годах распался на несколько небольших трупп, Р.Абдухалилов возглавил одну из них и разъезжал с ней по небольшим городам и кишлакам. Со временем он сумел собрать вокруг себя почти всех артистов из бывшей труппы Мансурова. Наряду с ними в разные годы в цирке Рахманова работали русские артисты - семейства Безано, Феррони, Со-спных, Азгарц и др. .

Содержа смешанную узбекско-русскую труппу, Р.Абдухалилов органично соединял в ее программе номера европейского цирка с традиционными жанрами узбекского цирка. Если программа М.Ыаясурова предназначалась преимущественно для местного зрителя, то цирк Рахманова пользовался одинаковым успехом и у русской, и у узбекской публики и имел высокую конкурентоспособность.

3 исследуемый период начинали свою творческую деятельность выдающиеся мастера узбекского цирка - канатоходец и эквилибрист на сиэдоре Ташкенбай Эганбердиев (18661963), акробат, гимнаст и дрессировщик лошадей Мухаммад Ходкаев (1886-1971), акробат, комик и дрессировщик лошадей Карим Зарипов (1890-1960). Органично соединив в своем творчестве многовековые традиции национального искусства с достижениями европейского цирка, они создали лучшие образцы современного узбекского цирка и явились основоположниками цирковых династий. Сегодня на манеже выступает четвертое к пятое поколения Ташкенбаевых, Ходкаевых, Зариповых.

После установления Советской власти в Туркестане многие из узбекских и гастролировавших здесь русских артистов перешли на работу в систему государственных цирков..В частности, у истоков строительства советского цирка в Узбекистане стоял Александр Васильевич Лапиадо-Королев (1879-

1935) - силовой атлет, акробат, дрессировщик лошадей и верблюдов. В 1220 году он становится директором и художественным руководителем Ташкентского цирка (бывшего цирка Ф.Юпатова) - первого Государственного цирка в Туркестане. В зтой должности А.В.Лапиадо-Королев проявляет удивительную работоспособность и увлеченность. Он сам сочиняет пантомимы революционного содержания, политсатиру, злободневные обозрения, сам осуществляет их постановку и сам участвует в них вместе с узбекскими и русскими артистами. Так начинается новый период в истории циркового искусства Узбекистана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав почти полувековой период в истории циркового искусства в Узбекистане, проанализировав аспекты взаимосвязей узбекского цирка с европейским, автор подводит некоторые итоги.

Знакомство с европейским цирком и его художественно-эстетическими особенностями,- возникновение смешанных русско-узбекских и узбекско-русских цирковых трупп определили новый этап в истории национального цирка. Овладев опытом работы в цирке, узбекские артисты также объединяются в небольшие труппы - они заимствуют у европейского цирка не столько содержание цирковых номеров, сколько самою форму цирковых представлений. Они перенесли на манеж те традиционные жанры узбекского цирка, которые существовали здесь испокон веков и, приспособив их к новым условия;.!, овладели более высокой техникой исполнения трюков. Так в начале XX века в Узбекистане появляются национальные цирковые труппы, в которых выросло первое поколение профессиональных артистов.

Главный же итог взаимосвязей состоит в том, что национальный цирк обогащается достижениями европейского цирка, но не утрачивает при этом сзоей самобытности и оригинальности. Так происходит зароздеяие и становление узбекского цирка нового типа, соединившего в себе традиции и современность.

По теме диссертации опубликованы:

I. Искусство масхарабозов. Ин$орыашооный материал. -• Ташкент: Издание РНМЦ НТ и КПР Мин-ва укультуры УзССР, 1989. - Объем 0,6 п.л.

2Двенадцать статей по разделу "Цирковое искусство". -На узбекском языке. - Рукопись подготовлена для публикации в энциклопедии "Узбекистон адабиети ва санъати".

- Объем 1,5 п.л.

3. Литзалик карвонбоши (Караваншик из Литвы). - На узбекском языке. - Журнал "Совет Узбекистони санъати". -1988. - 12. - С.22-23. - Объем 0,4 п.л.

4. Мифы оживают на аренах. - Журнал "Театральный Узбекистан". - 1989. - !Й. - С.II. - Объем 0,3 п.л.

5. На манеже - узбекский цирк. - "Советский цирк" (г.Москва).

- 1968. - № I. - Объем 0,3 п.л.

6. Цирк в старом Ташкенте. - "Арена" (г.Москва). - 1991.

- 1Я21. - Объем 0,4 п.л.

7. Народно-традиционный пирк Узбекистана, его состояние

и развитие. - Выступление на научно-практической конференции "Проблемы сохранения и развития народного творчества в Узбекистане 25-26 сентября 1988 г. в г.Ноканде.

Подписано в печать - 12.Ш. 1993 г. формат бумаги 60x84 1 16. Бумага типографская te I. Печать "РОТАПРИНТ". Объём 1.0. Тираж 100 экз. Заказ te 17.

Ротапринт "Билиы" - 93. Ташкент, ул. А.Кадыра, 13.

"XIX асркинг иккинчи ярми - XX зсрнинг болида $збекистондаги цирк санъати"

Диесерташяда Туркистон ^лкаси Россия тоыонидян босиб олингсндан сунг 1920-чи йилларгача булган дазрдз Уэбзкистонда цирк санъатининг ривоялениши зтрофлича тэрциц этилади.

Муеллиф ушг да в р да канг тар^алган акъэнавий узбек имр-кининг узига хос пенрларини з^змда Узбекистонга рус шркининг кириб келиш яараёни курсатади, шллий пиркнинг-рарб цирки би-лан узаро ало!?а ва узаро таъсир этишининг айриы муаммоларини урганади, цирк саньати халцнинг мадяний хпётида тутган урни ва ахамиятини очиб берада.

Диссертант ыавзу устида олиб "борилиан иш азраёнида тупланган янги фактлар за маълумотларга аксарият ^олларда аеосланиб, кам урганилган манбалардзн фойдаланген.

Диссертация кяриш сузи, учта боб зфсулосадан иборат.

. "XIX асрнинг иккинчи ярми ва XX асрнинг бопмда Узбекис-тоидаги анъаназий парк" ноыли I бобда анъанавий узбек цирки-нинг жанрлари, жумладан, муалла^чи, босуяк, зангбоз, ч;;?ирик-чи, кузабоз, оташ уйинчи, ёгочоё^, ^айзон уйнэтувчи, кайранг-боз, кузбогловчи, дорбоз, синбоз, цизшрга ва изс5;арабозлар санъатини ^ар томснлама твърифлаб берилади. Уз бак циркининг узига г,ос ^усусиятларига ва яанрларнинг ранг-баранглигига эътибор бериб, иуаллкф улзрни ?арб пиркининг жанрл?рл билян -таццоелайди. Шу боисда. диссертант миллий цирк женрлзришнг кенг диапазони, ижрочилар тэйёрлап тартиби ва ма^сус цирк хор^оналзрининг фволиятиня кенг ёритади.

"Узбекистондаги рус в^ хорижий цирки" нонли II бобда Узбекистон шахарларидг сгфар уштиргсн цирк труппгларининг фаолияти таджик; этиладк. Россия 5а Ззрояа игьиакгтлзридзн пелган пиркларнинг репертузри ранг-баранг булиб, у турли ганрлардаги номарлердан таищари тарихий, афсснзвий за комик сгаетларга асосланган пянтомималар, оригинал жанр зр-тистларининг чи^ши х;амда бенефисларни уз ичига зямраб ол-ган. Шунингдек, аттракцион номерлар ва ^йвскот-пирхлар иирк санъатининг алохида тури сифатида ригсглзкган. Россия вагарбий ыаиланатлзр пирки артистлари Силан бир -^з-горда

шврк; К8МХвкгтларкрян келган икрочилвр, яумларан, хитой н^йранг-бозлари, япон эквклибристлари, хинд факирлари цт Узбекистонда сафэр уйгирган. V. .

Дкссертэииянинг III боби "Узбек ва европа ниркидаги узаро ало^аларнинг айрим аспектлари" деб ноыланган. Туркестан улкаеиге гарб шркининг кириб келиши янгича турдаги узбек шркининг шакл-ланиши Еа ривсжланишда иутрм роль уйнагзн. XX асрнинг бошида ыайра ва тар^оц туплар ^рнига Узбекистонда растлабки профессионал цирк гурухлари вужурга келиб, улар ^збек иирки тарихида янги бос-, кични нишонлайдилар.

Баратбой, Абдукарим-ме^угар, Мулла бой Мансуров, Латофат Сарш.1-сокова, Рахмон Абдухалиловлар тгшкил этгак дастлабки миллий шрк гурухларининг репертуарини ва узбек шркининг ато^чи намоянделари ижодини 3jap томэклам'э урганиб, муаллиф уларни миллий санъат та-ркхига jjyinraH з^иссасини ани^лаб бе ради.

27

B U II li 1 E Y

in P. Tashkenbaevils thesis "Circus Art in Uzbekistan in tie Second IS 0£ the XIZth_-the Beginning of the IIth Centuries". Tashlsenbaev"s thesis is devoted to the development of the circus-•t iii Uzbekistan between two centuries-fron tile tine Of. Eussian inquest of Turkistan and till the beginning of the 1920 s. i his thesis the author researches the. peculiarity of Uzbek traditional .reus existing at that time, asccertaias the process of penetrating .e European circus to Uzbekistan, analyses the correlation of the itional and European circus, determines the role of the European reus in settling the Uzbek circus of a new type, underlines the :ailing of the circus art in the cultural life of the. local peaples. ■e scientific novelty of this research is in the fact that the ¡esis contains the new point of view to the development of the circus ■t in our region. The author having been researched nearly half century in the history Of Uzbek circus, tries to create the complete .cture Of its development. The author mainly presents the information ! has gathered working at the problem and uses unknown facts, le thesis consists of the introduction, three chapters and the inclusion. Chapter I "The Traditional Circus in Uzbekistan in the ¡cond Half Of the HXgth -the Beginning of the XX-th Centuries", te author analyses the traditional genres of Uzbek circus such

acrobatics, gymnastics, jugglery, dance on stilts, animals train, icks, the art of the rope walkers and eqwilibrists. • searching the variety and peculiarity of the Uzbek circus genres, e author compares then with those of the Eussian and European ones, e author underlines that Uzbek circus has been distingwished by the de range of genres and hed its own system of actors training, apter II. "Russian and ioreign Circus in Uzbekistan". The author writes details about the activity of the circus groups visiting Uzbekistan, nalysing the European.ciarcus repertoire the author notes that besides ows it included the historical pantomimes, conic and fairy subjects, nifits. As the original variety of circus the author presents so lied "attractive" shows and menagerie-circus. Besides the European oups there were the performers from Eastern countries - Chinese njurers and acrobatics, Indian fakirs, Japanese equilibrists, etc. spter III. "Some Aspects Of Uzbek and European Circus Correlations", e author emphasises that the process Of the European circus penetration Turkistan has pleyed an important role ia the formation Of the bek circus of a new kind. Ia connection with this fact the author

examines the activity of Baratbai, Abdakarin-ain'Star, Mullabai îlansur, latofat Sarinsakova, Enhaan Abduholil-ali those hooded. the first national circus groups in the beginning Of the20-th century. Analysing their repertoire and the creative work of some circus acto: who had become the founders of circus dynasty houses, ths author determines their contribution to the history Of Uzbek circus. Also tl author stresses that the traditional Uzbek circus has in fluenced, in some way, the repertoire of the Russian one.