автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Туризм как социокультурный ресурс развития современной России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Туризм как социокультурный ресурс развития современной России"
На правах рукописи
Коржанова Алла Александровна
Туризм как социокультурный ресурс развития современной России
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры (культурология)
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии
-1 щр ЇШ
Москва-2011
005010849
Диссертация выполнена на кафедре теории и прагматики культуры педагогического факультета НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт».
Научный руководитель
- доктор исторических наук, профессор
Логинова Людмила Фёдоровна
Официальные оппоненты
• доктор философских наук, профессор
Жукова Ольга Анатольевна
■ кандидат культурологии, доцент Кучина Антонина Витольдована
Ведущая организация - Российский институт культурологии
(РИК)
Защита состоится ¿>2 2012 года в _ часов на заседании
диссертационного совета Д 212.154.14 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, 88, к.826.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослані92 2012 года.
Учёный секретарь диссертационного совета ^^О.Й.Горяинова
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. В XXI веке индустрия туризма охватила все страны и континенты, став реальностью новой глобальной культуры. Согласно данным ЮНВТО, в 2008 году по миру путешествовало 922 млн. человек. Не случайно Всемирная Туристская Организация позиционирует туризм как один из крупнейших и стремительно развивающихся секторов экономики. Она утверждает, что ежегодно в индустрии туризма занято примерно 300 млн. человек, которые тем или иным образом соприкасаются почти с миллиардом путешествующих. Данные о народонаселении земли (на июль 2008 г.) фиксируют число в 6 706 993 152 человек. Следовательно, 1/7 часть землян может позволить себе путешествовать. По последним подсчетам, в сферу туризма вовлечено свыше 1 миллиарда 200 млн. человек - больше, чем каждый пятый. Если ориентироваться на демографические прогнозы, то в конце 2012 - начале 2013 года население Земли увеличится до 7 млрд., и к 2020 году (согласно прогнозу ЮНВТО) количество путешественников достигнет 1.6 млрд. человек.1 Эти цифры подтверждают глобальный характер культуры путешествий.
Современный туризм превратился в образ жизни человека постиндустриального общества, стал массовой культурной потребностью и постепенно становится реальной возможностью межкультурной коммуникации, вовлекая в нее все большее количество социальных групп. С социологической точки зрения, преодолевая сословные и стратовые ограничения, туризм символизирует успех и достаток и ассоциируется, прежде всего, с отдыхом, выполняя познавательную и рекреационную функции.
Примечательно, что пределами Земли туризм XXI века не ограничился, устремившись в космическое пространство: с 2001 года в космосе побывало уже семь путешественников. Как отмечают специалисты (Александрова Н., Карагичева Ю., Муравьева И., Назаровская А., Осипов Г.), путешественники заново «переоткрывают» прежде известные места посещений, словно следуя определенной культурной программе. Они отправляются на балы дебютанток в Вену или на бал а-ля Людовик XIV в Париж, в замки с приведениями в Шотландию. Особую популярность завоевывают духовные маршруты Индии, Китая, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, куда путешественники устремляются в попытке отыскать смысл жизни в буддийском монастыре или заняться йогой в индийском ашраме, или постигнуть тайны исчезнувших цивилизаций инков, ацтеков, майя.
В эпоху глобализации туризм стал посредником в межкультурном и межличностном общении. Он «перемешивает» представителей разных рас, культур, этносов, религий, взглядов, идей, социальных страт, привычек и традиций, возрастов и полов, приобретая значение своеобразного плавильного котла. Своей «всемирной общительностью» туризм как будто бы противоречит
пе»5.кш.ги'па5с1сшс_н;т11_т'е11сМо5_(1о_6, www.languagcs-studj.com/demography/demography-tcnd
знаменитой формуле С. Хантингтона о столкновении цивилизаций, не противопоставляя в конфликте носителей различных цивилизационно-культурных особенностей, а открывая им другого в целостности культурного опыта, утверждая тем самым разнообразие и уникальность мира.
Справедливо утверждать, что в условиях глобализации туризм перерастает сам себя и уже не может рассматриваться как периферийное явление культуры. На наших глазах туризм из субкультурной практики превращается в специфическую туристскую культуру. Оказывая мощное социальное и культурное воздействие на турдестинацию и её компоненты, он становится логикой развития культуры. Туризм несёт в себе и с собой другую культуру. Эти принципы отражены прежде всего в Глобальном этическом кодексе Туризма, Первая статья которого утверждает вклад туризма во взаимопонимание между народами и обществами2. Перемещая громадные людские массы, создавая мощные туристические потоки и вовлекая в свою орбиту всё новых путешественников, ресурсы и дестинации, туризм действительно является глобальным поликультурным, полиэтническим и мультиконфессиональным пространством. Любой отель выступает примером поликультурного и полиэтнического сообщества. И здесь главным достоинством, качеством, характеристикой и воздействием туризма оказывается толерантность.
С каждым днем все более ощутимо транскультурное влияние туризма. Досуг, туризм, культурные и научные обмены считаются неотъемлемыми атрибутами образа жизни современного человека, одновременно являясь специфической особенностью современной культуры. Поэтому при изучении туризма нельзя не обращать внимания на его культурную функцию. Все отмеченные выше характерологические черты современного туризма вводят данный социальный феномен в проблематику культурологических исследований и позволяют рассматривать как самостоятельный предмет в рамках отраслевой культурологии туризма.
Спецификой туризма является его экономическая природа, что усложняет выбор методологии исследования. Будучи одним из видов производственной деятельности, туристическая отрасль непосредственно связана с бизнесом. Следовательно, для исследования важна корреляция экономической и культурной модели поведения, поскольку туризм как социокультурная деятельность выступает в качестве специфического вида взаимодействия человека и общества в системной целостности культурной картины мира и практик (социально-экономических и духовных), ее выражающих. Туризм прямо и косвенно вовлекает в свою орбиту многообразные социальные, экономические и культурно-политические практики, аккумулируя в себе их специфические особенности, достоинства и недостатки. Без преувеличения туризм охватывает все области человеческих знаний: историю, религию, искусство, медицину, технологию и технику, промышленность и производство.
Резолюция А/1Ш8/40б(ХШ) 13 Генеральная Ассамблея ВТО, Сантьяго, Чили, 27 сеит. -1 окг. 1999 г. См. www.vvorld-tourism.org
Таким образом, современный туризм претендует на культурную универсальность, неся в себе новый тип универсализма постиндустриальной цивилизации.
Закономерно, что туристическая отрасль все чаще попадает в поле зрения науки о культуре. Культура как наследие и способ быть является источником туристической активности, в свою очередь, туризм превращается в механизм социальной динамики культуры. При этом формирующаяся культура туризма играет важную роль в гуманитарном образовании, эстетике, экономике и культурном обмене. Однако при всей универсальности и позитивной культурно-познавательной программе у туризма есть свои ограничения: он не в силах прекратить военные конфликты, но он способен укреплять взаимопонимание и толерантность, расширять культурный обмен и продуктивную добрососедскую контактность между людьми разных традиций, социальных и политических укладов, что еще больше убеждает в актуальности и важности изучения культуры туризма.
Степень научной разработанности проблемы. Предметом теоретического осмысления культуры туризма, собственно культурологической компоненты данной проблематики стали труды, посвященные вопросам культурного наследия, типологии культуры, культурных универсалий и социокультурной динамики Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса, М. Хайдеггера, М. Блока, Л. Февра. Разрабатывая концепцию исследования, диссертант опирался на теории Д. Ловенталя, К. Линча, Ф.А. Йетса, П. Хаттона, Дж. Вико и др., раскрывающие историческое прошлое как инокультурное пространство в различных моделях мироздания и социокультурной динамики, и исходил из сущности культурного наследия как социально значимого явления в многообразии форм культурной деятельности и ценностно-смыслового содержания (A.B. Соколов, С.П. Калита, Б.А. Ерасов, Т.П. Поляков). В данном исследовании отражены принципиальные для современной культурологии идеи А.Я. Флиера о социальном опыте как основе функционирования и воспроизводства общества, концепции наследия (А.Н. Дьячков, В.П. Боярский, Ю.А. Веденин), культурной экологии и культуры памяти (А.Г. Васильев, Э.В. Гирусов, Д.С. Лихачев), проблемы формирования культурной традиции (М. Вебер, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, А. Тойнби, Г.П. Федотов, К. Ясперс).
Большой теоретический интерес для данного исследования представляют идеи и концепты, рассматривающие наследие как информационный потенциал (М.Е. Кулешов), как форму бытия и духовный опыт человека (С.Н. Булгаков, O.A. Жукова, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев), определяющие пути формирования и поддержания культурной идентичности (Г. Эшворт, Р. Сэмьюэл). Для раскрытия темы и поставленной проблемы важными представляются работы К. Камерон, Н.П. Анциферова, Д.Н. Замятина, Г.М. Зеленской, O.A. Лавреновой по формированию образа местности в контексте культурно-исторического наследия - семантизации культурного ландшафта.
Аксиологические аспекты культуры как способа передачи общественных ценностей и морали, раскрытые Д.С. Лихачёвым, E.H. Селезнёвой, К. Камерон, способствовали более глубокому отражению в нашем исследовании понимания ценностного характера культуры. На концепцию и гипотезу диссертации оказало влияние научное осмысление сохранения и реконструкции прошлого, связанное с именами Д.С. Лихачёва, В.И. Батова, Дж. А. Джордан, а также выявление роли и места культуры в посттрадиционных обществах, процессы целенаправленной мемориализации, идеи преемственности культурного опыта в исторической динамике, рассматриваемые в трудах O.A. Жуковой, H.H. Поповой, E.H. Чернявской, П. Коннертона, А. Хьюссена. Чрезвычайно важными для разработки системных мер охраны культурной среды представляется нам, помимо императива экологии культуры Д.С. Лихачёва, проблемы культурной ценности и её формализации, изучавшиеся E.H. Селезневой. Диссертантом также учитывались идеи мемориальной политики и культуры памяти в условиях глобализации и проблемы сохранения национально-культурной идентичности (Ф. Арьес, П. Нора, П. Хаттон и др.)
Общетеоретические подходы к изучению туризма как социокультурного явления представлены в работах А. Арнольдова, Ю. Жданова, Г. Кнабе, Л. Когана, Б. Ерасова, Э. Маркаряна, В. Межуева, А. Флиера, в области социальной философии - И. Гобозова, Э. Ильенкова, В. Степина, В. Федотовой, Л. Буевой и др. Важную роль в теоретико-методологическом обосновании феномена культурного туризма сыграли труды отечественных культурологов, формирующие современное представление о закономерностях развития и функционирования культуры, процессах межкультурного взаимодействия в глобальном мире, сохранения национально-культурной идентичности. Среди них Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева, К.Х. Делокаров, Г.В. Драч, В.К. Егоров, O.A. Жукова, С.Н. Иконникова, MC. Каган, A.B. Костина, Т.Ф. Кузнецова, И.Н. Лисаковский, В.М. Межуев, Л.М. Мосолова, И.В. Наместникова, Э.А. Орлова, К.Э. Разлогова, H.A. Хренов, А.Я. Флиер. В теоретическом плане для проведенного исследования оказались важны труды Ф. Бока, Н.К. Иконниковой, Л.Г. Ионина по проблемам культурного наследия и взаимодействия культур, в том числе концепция «культурного шока», интерпретирующая феномен столкновения путешественников с чужой культурой. Она изложена, в частности, в коллективной монографии Г. Варда, Т. Вохнера и А. Фарнхама, где одна из глав посвящена международному туризму.
Особо выделим, что сущность и значение современного туризма вызывают интерес, как теоретиков, так и практиков различных отраслей знания. Однако их внимание чаще всего привлекает экономические, организационно-управленческие, правовые и образовательно-педагогические аспекты туризма, как, например, в трудах В.И Азара, А.Ю. Александровой, B.C. Сенина, Н.В. Турчинской, В.А. Квартальнова, Г.А. Папиряна, Ю.М Чеботаря и др.
Отметим, что интересующий нас культурологический подход к исследованию феномена туризма представлен Л.П. Воронковой, Л.Г. Иониным, М.В. Соколовой, Р. Прентис, Л.А. Карамышевой. Например, Л.П. Воронкова
анализирует туризм как социальное явление в контексте культурных процессов различных эпох, Р. Прентис исследует культурный туризм в терминах теории общества потребления. Однако в научной литературе последних лет феномен туризма далеко не всегда рассматривается как объект самостоятельного исследования в контексте культурологии. В этом контексте подчеркнём, что именно социально-культурный аспект позволяет объединить различные научные дисциплины и использовать их теоретические положения для целостного изучения культурологии туризма. В данной ситуации укажем на слабую артикулированность культурной сущности туризма и недостаточную разработанность проблем и системных особенностей культурологии туризма как междисциплинарной науки. Развитие туризма и его отдельных видов как компоненты социокультурной сферы и инструмента региональной политики России также слабо отражены в публикациях.
В то же время различные стороны культурной политики, ее механизмы и возможности реализации в рыночных условиях на федеральном, региональном и локальном уровнях изучались B.C. Жидковым, О.И. Карпухиным, И.К. Кучмаевой, Ю.А. Лукиным, Т.Г. Богатыревой, E.H. Селезневой, О.Н. Астафьевой. Использование культурной компоненты в туристской деятельности в разной мере исследовались О.В. Ерёмкиной, Л.А. Карамышевой, М.С. Кировой, разрабатывались в ряде публикаций последних лет (И.В. Зорин, Д.В. Ермилова, Э. Баре, Л. Морева, М.Ю. Лермонтов, И.И. Жунич, H.A. Михеева, O.A. Калинин, C.B. Корка). Интерес к мировым процессам модернизации и глобализации, социокультурным механизмам в туризме просматривается у И.И. Жунич, Е.В. Мошняги, Т.А. Канищева, В.П. Мочёнова, Н.Г. Терских, Н.И. Плотниковой, Ю.И. Плотникова и других практиков и специалистов туризма. Тем не менее, несмотря на обилие научных и прикладных работ (Н. Безрукова, А. Гидбут, А. Мезенцев, М. Биржаков, В. Гуляев, В. Дворниченко, В. Квартальное, Г.Т. Папирян, А. Чудновский, Г. Усыкин, Г. Шаповал, В. Янкевич и др.), туризм всё ещё не стал предметом глубокого и всестороннего философско-культурологического анализа.
При рассмотрении возможностей экокультурного туризма как потенциального ресурса и инструмента государственной социокультурной политики мы опираемся на результаты исследований И.А. Бутенко, А.И. Комеча, И.К. Кучмаевой, B.C. Жидкова, В.А. Ремизова, А.Я. Рубинштейна и др.
Значимыми для нашей диссертации являются работы, исследующие особенности развития современного общества (Д. Белл, Д. Рисман, А. Тоффлер, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен, Р. Йенсен). Однако зарубежные авторы (Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз, Дж. Уокер и др.), обращающиеся к теме туризма, как правило, не проявляют интереса к философским и социокультурным проблемам, поэтому их работы носят в основном прикладной характер. Культурологические аспекты туризма, связанные с анализом и интерпретацией этого явления как факта культурного бытия и картины мира современного человека остаются мало проблематизированными. Следовательно, остается нераскрытым целый ряд аспектов, связанных с
культурой туризма и становлением культурологии туризма, не выделено значение туризма в социокультурном пространстве, не в полной мере проанализированы проблемы и влияние туризма на образ жизни, не выявлена роль туризма в социальном познании. Как показал анализ литературы по проблеме, практически нет комплексных исследований по вопросам, касающимся феномена туризма как многомерного интегративного явления в социокультурном пространстве современного глобального мира.
Учитывая позиции указанных авторов, диссертант пытается углубить культурологический анализ в сфере туризма, уточнив методологию подобных исследований, и применить научный аппарат культурологии к формулированию рабочего понятия экокультурного туризма с целью создания концепции развития экокультурного туризма в удалённых территориях Российской Федерации.
Таким образом, учитывая заметное возрастание роли и значения экологического и культурного туризма в современном обществе, было выявлено определенное несоответствие между необходимостью целенаправленного развития экокультурного туризма в удалённых от центра периферийных территориях Российской Федерации, с одной стороны, и системными недостатками социально-культурной политики страны в сфере туризма, с другой. Анализ работ вышеперечисленных авторов и публикаций специалистов турбизнеса показал ещё одно явное противоречие между высокой концентрацией на территории России высококачественных и ценных экокультурных ресурсов и туристских объектов при их недостаточной освоенности туристским предпринимательством и ограниченным использованием как внутренними путешественниками (населением страны), так и зарубежными туристами.
Выявленные противоречия привели к постановке проблемы исследования, которая связана с определением ориентиров в перспективном развитии государственной социокультурной политики в сфере туризма и культуры в России, в частности, инвестиционной стратегии в экокультурном туризме, реализуемой в малых городах и провинциях, удалённых от центра страны.
Объектом исследования выступает внутренний и въездной туризм, рассматриваемый как эффективный инструмент государственной политики России в социокультурной сфере начала XXI века.
Предмет данного исследования составляют экономический, социальный и социокультурные аспекты экокультурного туризма на уровне государственной политики страны, его конкурентные преимущества в ряду других форм туризма, а также внутренний потенциал развития на отдельных территориях и в масштабах всей Российской Федерации.
Целью диссертационного исследования является обоснование культурологического подхода к концепции развития экокультурного туризма как инструмента государственной социокультурной политики России и ресурса развития ее территорий в начале XXI века.
Исходя из поставленной цели в работе решались следующие исследовательские задачи:
• рассмотреть содержание, особенности, видовую структуру и функции туризма в условиях глобализации и мультикультурной ситуации начала XXI века;
• выявить особенности взаимовлияния трансформирующейся культуры современности и туристических практик;
• исследовать современное состояние культуры туризма и обосновать функционирование культурологии туризма как трансдисциплинарной научной области;
• провести критический анализ социокультурной политики России в области туризма для определения перспектив развития туристической отрасли с учетом теоретических и проектных разработок культурологии туризма;
• обосновать теоретическую и практическую необходимость понятия экокультурного туризма и сформулировать рабочее определение;
• разработать концепцию развития экокультурного туризма в России, акцентировав внимание на его экономической, социальной и социокультурной составляющих с целью повышения экономического благосостояния общества, роста его культурного уровня и формирования гражданского самосознания населения российских регионов, в том числе удалённых от центра.
Гипотеза исследования заключается в следующем. Мы полагаем, что исследование в области культуры туризма на основе теоретической базы культурологической науки может выступить основанием целесообразной, ценностно-мотивированной и экономически эффективной государственной политики в сфере культуры и туризма, важным направлением которой является экокультурный туризм. Развитие экокультурного территориального туризма не только повысит популярность России как турдестинации и приведёт к выходу на международный туристский рынок в качестве нового крупного и перспективного игрока, но, что гораздо важнее, будет способствовать активному росту внутреннего туризма, позволив приобщить многомиллионное население страны к уникальному культурно-историческому наследию и неповторимым природным красотам.
Методологическую и теоретическую базу диссертационного исследования составляют общенаучные принципы целостности и системности, взаимосвязи явлений и процессов, единства теоретического, практического и логического, формы и содержания, неразрывность теории и практики. В основе работы лежит системный подход к изучению общественных явлений, значимый для социально-гуманитарных наук. Также мы опираемся на теоретические подходы, сформулированные в рамках философско-культурологического знания по проблемам взаимодействия личности и общества, культуры и истории, экономических и социокультурных практик, которые изложены в научных трудах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, JI.C. Выготского, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Т.Ф. Кузнецовой, В.М. Межуева, A.B. Петровского, B.C. Степина, АЛ. Флиера, А.И. Шендрика, Э.Г. Юдина.
Источники исследования включают в себя: официальную и нормативно-правовую документацию, архивные документы, фундаментальные научные издания и новейшие исследования по общим и частным проблемам культурологии, социологии, культуре туризма, макроэкономике и экономике туризма и путешествий; периодические профессиональные издания в области туризма, региональные и локальные законодательные акты и программы, справочные и краеведческие материалы, практический опыт организаторов, специалистов и экспертов туризма в виде программ, публикаций, выступлений и проектов. В работе отражены международно-правовые конвенции, декларации, хартии по туризму, поддержанные крупнейшими международными и национальными туристическими организациями.
В исследовании используются словари и справочники по туризму, журнальная периодика и электронные материалы, содержащиеся в Интернет-ресурсах, на русском, английском и французском языках.
Методы исследования включают:
• теоретический анализ международных, национальных, региональных и локальных актов, документов и материалов в сфере туризма, культуры туризма, социально-культурной политики и культурологии туризма; официальных законов и постановлений Российской Федерации, зарубежных источников и отечественной литературы по тематике исследования, актуальные материалы иностранной и российской периодики;
• сравнительный культурологический анализ зарубежного и российского опыта организации и функционировании экологического, культурно-познавательного и других видов туризма;
• включённые социологические наблюдения, в которых диссертант непосредственно участвовал как профессионал туризма в качестве гида-экскурсовода, преподавателя и разработчика учебных программ, учебно-методических материалов и пособий кафедры теории и прагматики культуры Педагогического факультета НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт» и кафедры сервиса и туризма ГОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт»;
• анкетирование и письменный опрос экскурсантов, а также студентов и преподавателей педагогического факультета НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт» и кафедры сервиса и туризма ГОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт»;
• поисковые системы и аналитические способы обработки информации, предоставляемые глобальной сетью Интернет;
• опытно-экспериментальную работу по внедрению новых программ подготовки, разработке и апробации учебных дисциплин на различных уровнях обучения в НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт» и ГОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт».
Исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап (2005-2007) включал выбор и обоснование темы диссертационного исследования, определение его теоретико-методологической основы, изучение современного
состояния проблемы и формулирование теоретического обоснования принципов и условий функционирования культуры туризма, выявление основных тенденций культурологии туризма, а также роли туризма в культурной ситуации глобализации и мультикультуральности в начале XXI века.
На втором этапе (2008-2010) проводился анализ культурных процессов, тенденций и проблем в сфере туризма за рубежом и в России, основные положения социокультурной политики России, государственной политики в сфере туризма в контексте общей социально-культурной ситуации в стране, осуществлялся сбор первичного материала, обработка и подготовка к изданию текста монографии.
На третьем этапе (2010-2011) разрабатывались и апробировались учебные программы и учебно-методические материалы по профилирующим дисциплинам НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт» и ГОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», продолжалась систематизация и оформление материалов диссертационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования и результатов, полученных лично автором, определяются обоснованием базовых принципов культурологии туризма в контексте социокультурной политики современного российского государства, которые находят свое выражение:
• в трактовке туризма как продуктивной культурной практики современного общества при переходе от традиционного к постградиционному способу социальной активности и коммуникаций;
• в выявлении социокультурной специфики современного туризма, который приводит к интенсификации процесса взаимопроникновения культур и в ценностном отношении - к духовному обогащению людей, живущих в условиях открытого глобального мира;
• в применении транспредметного и междисциплинарного подходов в разработке культурологической проблематики туризма;
• в выявлении и системном описании специфических особенностей, функций, исторической динамики и актуальных тенденций культуры туризма в рамках проблемного поля культурологической науки;
• в разработке концептуального культурологического подхода в сфере культуры и туризма с целью повышения эффективности социокультурной политики Российской Федерации в данном направлении;
• в анализе международного опыта в области экокультурного туризма;
• в обосновании необходимости концепции и формулировании рабочего понятия экокультурного туризма;
• в рассмотрении экокультурного туризма в качестве значимого ресурса и действенного инструмента реализации государственной политики РФ по развитию туризма в удалённых территориях;
• в разработке положений экономически оправданной и социально эффективной концепции развития экокультурного туризма в России.
Практическая значимость исследования. Теоретические положения и практические выводы, изложенные в диссертационной работе, позволили применить их в образовательном процессе, что способствовало углублению профессиональной подготовки специалистов в области туристской деятельности НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт» и ГОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт». Автором разработаны учебно-тематические планы, учебно-методические материалы, учебные программы и подготовлены курсы лекций по темам «Транспортное обслуживание в туризме» (2007 г.); «Культурный и экологический туризм» (2007 г.); «Экскурсоведение» (2008 г.); «Экология и охрана Всемирного природного наследия» (2010 г.), а также методические рекомендации и контрольные задания для студентов-заочников, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» -«Организация транспортного обслуживания» и «Индустрия гостеприимства» (2008 г.). Автором опубликована монография «Туризм XXI века: социокультурный и экокультурный аспекты», используемая в учебном процессе НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт» и ГОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт».
Материалы исследования могут быть использованы при разработке концепции и программ развития туризма, в том числе на удалённых от центра территориях Российской Федерации. Основные положения и выводы исследования также могут послужить теоретической основой для дальнейшего развития национальной школы культурологии туризма в целом.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экскурсионной деятельности автора, в непосредственной работе с экскурсантами (более 2000 человек); в ходе преподавательской деятельности и учебно-методической работы в НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт» и ГОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт».
Ход и результаты исследования на различных его этапах докладывались на заседаниях кафедры теории и прагматики культуры педагогического факультета НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт», обсуждались на заседаниях кафедры сервиса и туризма и методических советах ГОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт».
Основные теоретические положения диссертационного исследования были апробированы на научно-практических конференциях, среди которых: VII Международная научно-практическая конференция «Этнодидакгика народов России: от национальных образовательных систем к глобальному образовательному пространству» в Нижнекамске (28 апреля 2009г.), II Международная научно-практическая конференция «Образование, Наука, Культура» (Гжель, 16 апреля 2010г.), Межвузовская научная конференция НОУ ВПО ГСИ «Мир и человек: актуальные проблемы социологии, педагогики, экономики и права» (Люберцы, 2010 г.). Результаты исследования отражены в научных и методических публикациях автора.
Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертационного исследования обеспечены культурологической стратегией разработки проблемы, теоретической аргументированностью исходных положений, опорой основных научных выводов на современные зарубежные и отечественные фундаментальные работы в исследуемой области. Существенным для доказательной базы работы является использование крупных массивов статистической и фактологической информации, полученной из различных источников, отличающихся репрезентативностью. Аргументом достоверности полученных результатов исследования также является их практическая проверка, обеспеченная участием автора в организации туризма и образовательной деятельности в сфере туризма и культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
• анализ современного состояния туристического бизнеса, многообразия туристических практик и их социокультурных особенностей за рубежом и в России ставит вопрос о необходимости развития самостоятельной линии в общетеоретических разработках проблемы освоения культурного и природного наследия - культурологии туризма, выступающей в качестве методологической основы междисциплинарных исследований;
• в условиях процессов глобализации принципы социокультурной политики в сфере туризма и культуры начинают носить универсальный характер, вследствие чего складывающаяся в Российской Федерации культурная индустрия туризма формируется на основе образцов, применяемых в мировой практике. Попытки эклектического и необоснованного переноса зарубежных аналогов в практику туристкой деятельности в России требуют критического осмысления и творческой переработан с учетом развития всех видов и типов туризма, нацеленных на освоение национального природного богатства и культурно-исторической специфики регионов;
• с учетом географического разнообразия входящих в современную Россию территорий и этно-культурных особенностей их населения, особое значение для формирования единой культурно-политической российской нации приобретает экокультурный туризм и разработка базовых принципов его организации и развития;
• поскольку для России экокультурный туризм как социальный феномен и экономическая модель является достаточно новым направлением государственной политики, то использование зарубежного опыта государственной поддержки данной формы туризма с опорой на частно-государственное партнерство и индивидуальную предпринимательскую инициативу при организации и внедрении экокультурного туризма, в том числе в удалённых территориях России, становится правомерным. В данном контексте целенаправленное изучение и системное изложение зарубежного опыта организации и принципов успешного развития экокультурного туризма может составить самостоятельный предмет научного исследования и культурологического интереса;
• концепция развития экокультурного туризма в России предполагает
многоаспектный подход и строится на взаимодействии экономического, социального и культурного фактора на основе синтезирования зарубежных экокультурных бизнес-моделей туризма и уже имеющегося отечественного опыта. В этом случае данный вид туризма предстает продуктивным инструментом государственной политики, нацеленной на интеграцию регионов, обладающих своей собственной исторической памятью и природно-культурным наследием, в единую культурную и гражданскую общность современной России.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, по три раздела в каждой, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 162 наименования, а также электронные ресурсы. Объём диссертационного исследования составляет 170 страниц. Текст диссертации содержит 1 рисунок и 2 таблицы.
Основное содержание работы
Во введении автор обосновывает актуальность темы исследования, определяет ее предметное поле и методологическую базу, дает характеристику степени разработанности проблемы, показывает ее значение для современного культурологического знания, раскрывает научную новизну и формулирует положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Туризм в культурной ситуации XXI века» осуществляется ретроспективный анализ культурологии туризма, дается характеристика её современного состояния, выявляются системные особенности и специфические функции культуры туризма, рассматриваются принципы ее исторической динамики. Автор очерчивает границы проблемного поля культурологии туризма, рассматривает ее актуальные тенденции в контексте глобализации и мультикультурализма, особо выделяя аксиологическую функцию культуры туризма в трансформационных процессах современности.
Параграф 1.1. «Туризм как предмет культурологического исследования» раскрывает проблематику нового направления культурологических исследований. Отмечается, что культурология туризма демонстрирует тенденции к оформлению научного аппарата в процессе самоопределения предмета исследования, одновременно развиваясь и как учебная дисциплина. Можно говорить, что культурология туризма является рефлексией социо-гуманитарного знания на субкультурный феномен путешествий, приобретший массовый характер. В терминах научной рациональности, на методологической базе гуманитарных наук осмысляется ситуация экономической глобализации и культурного плюрализма, провоцирующая потребность в межкультурных коммуникациях и туризма как такового.
Находясь в стадии становления, культурология туризма уже обладает всеми признаками самостоятельной научной дисциплины: понятийным аппаратом, предметом, объектом, методами, целями, задачами и функциями. В
структуре социо-гуманитарного знания культурология туризма претендует на самостоятельную предметную область в качестве отраслевой культурологии на стыке фундаментальных и прикладных исследований. По мнению автора, культурология туризма перемещается с периферии научного интереса к центру, стремится к совершенствованию и развитию. С одной стороны, в культурологии туризма ярко выражена тенденция к расширению сферы собственных исследований. В то же время в ней заметна тенденция «поглощения» результатов исследований других наук, что приводит к взаимообогащению концептов и уточнению методологии, свидетельством чему являются работы отечественных исследователей Астафьевой О.Н., Бабакова В., Турина С.П., Зорина И.В., Ермиловой Д.В., Карамышевой А.А., Кировой М.С.
Очевидно, что перед исследователями в области культурологии туризма стоит задача не только обобщить результаты и наметить перспективы изысканий в этой области, но и создать научную систему культурологии туризма. Диссертант полагает, что философской основой данной научной системы должна стать диалектика национального и общечеловеческого в освоении культурных ценностей, что позволит вывести туризм на более высокий уровень развития и в нашей стране. При этом аксиологическая функция культуры туризма, рассматриваемая исследователями как метафункция, выступает важным средством инкультурации - усвоения субъектом системы культурных ценностей.
Автор склонен рассматривать культурологию туризма в качестве базовой дисциплины, обладающей значительной теоретической составляющей. При этом подчеркивается, что с точки зрения исследовательских целей, специфики и роли она все еще остаётся в значительной мере прикладной и/или специальной практической дисциплиной. Ожидается, что со временем эти особенности могут усилиться. Таким образом, перед культурологией туризма стоит сложная задача научить туриста пользоваться путешествием как каналом доступа личности к классическому и современному наследию мировой культуры, превратив туризм в культурную технологию интериоризации исторического опыта - в способ духовного и физического саморазвития личности.
В параграфе 1.2. «Историческая динамика культуры туризма» предметом рассмотрения выступает историческая логика культурных изменений в практике путешествий, географических экспедиций, торгового обмена, политической дипломатии, военных экспансий, религиозных паломничеств, обеспечивавших на разных этапах всемирной истории контакты между социальными и культурными общностями.
Отмечается, что специфические особенности национальных культур и обычаев формируются разнообразием и неоднородностью природных и социальных условий. Обмен между этими культурами порождает преодоление границ первоначальной культурной среды, позволяя на личном опыте в сравнении постигать культурные различия. Отстаивается тезис, что туризм является «поисковой системой» этих культурных различий в процессе
экономического или иного взаимодействия между культурами, выступая проводником и посредником транскультурного обмена. Следовательно, туризм можно трактовать как способ преодоления пространственных границ и цивилизационных барьеров - социокультурный механизм соединения и сплава традиций и социальных укладов.
С этой точки зрения культура туризма выступает в качестве программы «гуманизации», в которой туризм непосредственно становится посредником между субъектом и объектом в сложном процессе развития культурной личности. Культура туризма есть интегральный вид культуры, осуществляющей совершенствование личностных качеств субъектов туризма. Культура туризма представляет собой совокупность систем культурной деятельности и их взаимосвязей, формируемых туристами в путешествиях. Она возникает в процессе ингериоризации социокультурной среды, включающей в себя в качестве звеньев местные условия, социальное окружение, субъекты, объекты в горизонте преследуемых туристических целей. При этом все звенья культуры как системы взаимообусловлены и взаимодействуют.
Важным для характеристики культуры туризма и ее исторических изменений является тот факт, что в ней всегда присутствовала развлекательная составляющая. В современном туризме она не просто усиливается, но начинает доминировать. Следовательно, целью современной культуры туризма должно стать изменение структуры мотивации, создание своего рода баланса потребностей - гедонистических и познавательных, обеспечивающих развитие эстетического вкуса и ответственного отношения к природному и культурно-историческому наследию с целью его сохранения. Ценностно-нормативная основа новой культуры туризма предполагает наличие прочных знаний истории, географии, литературы, философии, культурологии, этнографии и, наконец, иностранных языков. Всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что аксиология туризма тесно и непосредственно связана с аксиологией знания и аксиологией образования, что, несомненно, повышает ценность туризма как медиатора гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
В параграфе 1.3. «Глобализационные процессы и культурная практика туризма» проблема становления культуры туризма рассматривается в контексте современного гуманитарного знания, сосредотачивающегося на теме трансформации культур в новую глобальную цивилизационную универсальность.
В XXI веке, проходящем под знаком глобализации и ожесточённой конкуренции, высочайшие технологии и огромные массивы информации находят свое применение в сложившихся ранее туристских практиках. Отличительная черта современного туризма - его глобальный характер. Поэтому туризм и ассоциируемая с ним специфическая культура стали предметом научного теоретического изучения, дав толчок развитию культурологии туризма как научного междисциплинарного направления.
Между тем, все вышеприведенные симптомы и признаки, отнюдь, не означают, что глобализация современного общества должна рассматриваться как неоспоримая данность. Следует признать, что компонентами процесса глобализации могут быть объявлены фактически все проявления современной хозяйственной и социальной динамики, и в этом случае утрачивается фундаментальный принцип научного определения. В работе показывается спецификация туризма, которая заключается в том, что он в условиях открытого мира становится наилучшим способом знакомства с другой культурой.
Гуманитарное значение туризма выражается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта познания. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Возможность увидеть мир своими глазами, услышать и ощутить его являются важными компонентами рекреационной и компенсаторной функций туризма, несущими в себе большой гуманитарный потенциал. Понятно, что экономические интересы и геополитические цели выступают не только как фактор глобального равновесия, но и дисбаланса, для чего и необходим мощный стабилизирующий противовес культуры. Поэтому ценность знания о другой культуре и обычаях другой страны как никогда становится высокой. Именно распространение ценностей той или иной цивилизации и составляет суть процессов глобализации. В новой модели глобального развития туризм оказывается, прежде всего, универсальной практикой мира и диалога, оставаясь, при этом, наиболее эффективным способом познания и освоения ценностей культуры.
Во второй главе «Социокультурная политика государства в сфере туризма в условиях современности» выявляются типологические особенности культуры информационного и постинформационного общества, репрезентантом которого становится «общество мечты». Автор опирается на результаты фундаментальных научных исследований зарубежных и отечественных экономистов, социологов, культурологов и футурологов Д. Белла, Д. Рисмана, А. Тоффлера, 3. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта, А. Турена, Р. Иенсен и др. В данном разделе диссертации производится системный анализ новейших тенденций современного туризма, его наиболее перспективных видов, отвечающих запросам и вызовам наступающего общества мечты. Рассматривается социально-культурный аспект туризма и его место в обществе мечты. Логическим выводом второй главы в свете выявленных тенденций развития туристских практик становится трактовка туризма как социально-культурного ресурса страны, который понимается важным направлением социокультурной политики российского государства.
В параграфе 2.1. «Социокультурные характеристики туризма в информационном обществе» рассматривается характерная для начала XXI века многоукладность социально-политических формаций и человеческих сообществ, которая определяет специфику и пути развития туризма в условиях
глобализации и мультикультурализма. Для более точного понимания роли туризма в современной культуре следует признать, что сегодня существует одна глобальная отрасль человеческой активности, которая, охватив большую часть мира, является универсальной в своей способности полностью удовлетворить потребность индивида в физической, умственной и эмоциональной нагрузке. Это - туризм. В новых экономических условиях общества мечты создаётся специфическая «экономика впечатлений» (Б. Джозеф Пайн II, Джеймс X. Гилмор, Белл Д, Йенсен Р.), в которой наибольшую важность и значение приобретают не продукты, услуги или товары, а захватывающие воображение, порой совершенно неожиданные истории и образы, эмоционально нагруженные и интригующие. Вместе с товарами продается душевная удовлетворенность, эмоциональное благополучие и, в конце концов, психологическая привлекательность.
В постинформационную эпоху рынок без историй становится невозможным. Следовательно, будет наблюдаться и неуклонный рост продаж историй. Можно предположить, что в ближайшем будущем индустриально неразвитые страны в попытке освоить цивилизацию постсовременного мира станут экспортировать вековые накопления культурных архетипов и образов и «продавать» национальные сюжеты в форме увлекательных путешествий.
Автор констатирует, что в XXI веке быстрыми темпами развивается рынок развлечений для ума и чувств, основным сегментом которого считаются приключения и путешествия на продажу. Реально выглядит следующий прогноз - рынок организованных на продажу приключений и авантюр будет огромен, а успевшие занять его туристские компании за короткое время станут глобальными. Туризм способен не только рассказать захватывающую историю, но и активно ее создавать, организуя собой глобальное пространство историй. На пороге общества мечты туризм является олицетворением стиля жизни и социального успеха, приключений и скорости.
Универсальность и креативность современного туризма заключается еще и в том, что для создания специфического тур продукта индустрия туризма пользуется особым видом сырьевого ресурса: сохранённой в веках культурной традицией, обрядом, мифом или сказкой, историческим преданием. Следовательно, можно сделать вывод, что туризм для привлечения и удержания клиентов - потребителей своих программ - уже сегодня использует не просто захватывающие, поражающие воображение мифы и легенды, но и «исторический» транспорт, перемещающий путешественников по «историческому» маршруту.
Использование красочного видеоряда и экспрессивных образов в продвижении турпродукгов и услуг при помощи телевидения, компьютеров и рекламы способствует популяризации туризма как активного, качественного, познавательного и развивающего времяпрепровождения. Туризм сегодня предпочитает привлекать новых путешественников ярким эмоционально-насыщенным, впечатляющим и запоминающимся видеорядом. Тем самым, туризм помогает путешественнику не только услышать и увидеть, но и
предоставляет возможность потрогать, попробовать на вкус, вдохнуть и глотнуть, почувствовать, пережить и рассказать самому. Таким образом, креативные идеи туристического бизнеса получают технологическую оснащенность постиндустриальной цивилизации.
Параграф 2.2. «Турит в социокультурной политике Российского государства: проблемы и возможности» посвящен анализу социальных и культурных реалий России, ее государственной политике в сфере туризма на современном этапе. Проведенное исследование позволяет выявить системные недостатки в социально-культурной компоненте работы государства. Так, в сфере туризма и культуры, по мнению автора, необходимо более четко сформулировать цели и задачи социокультурной политики и инвестиций в данную область. Теоретической основой предлагаемого нами алгоритма задач, необходимых для реализации культурной политики государства в сфере туризма, являются работы Астафьевой О.Н., Жуковой O.A., Флиера А.Я. Важные положения содержатся также в исследованиях Делягина М.Г., Листвинон Е В и других отечественных ученых.
Диссертант исходит из тезиса, что в условиях глобализирующегося мира, культурная полигика России не может ограничиваться внутренней проблематикой, но в качестве субъекта развития современности должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного процесса. Универсальный характер становящейся культуры приводит к тому, что национально ориентированные культурно-политические субъекты начинают следовать международным принципам сосуществования обществ, культурного диалога и освоения историко-природного наследия. К ним могут быть отнесены:
- принципы «мультикультурности»;
- принципы «культуры мира»;
- неконфронтационные принципы солидарности;
- принципы «мягких» социальных взаимодействий;
- принципы взаимодействия локальных и универсальных начал в культуре.
Приходится признать, что на данный момент Россия не всегда успешно интегрирует данные принципы в ткань общественной жизни, вследствие чего она не использует и огромную часть своего туристского потенциала, ее туристская отрасль функционирует неэффективно, с большими региональными и экономическими «перекосами». В то же время российские и зарубежные специалисты индустрии (Квартальнов В.А., Кирова М.С., Кессиди Ф.Х., Куруленко Э., Лаптева Г.Я.) единодушны в том, что существенным фактором развития территории является её позиционирование на туристском рынке. Это предполагает целенаправленную работу по созданию образа её уникальности («образа места») с точки зрения личных впечатлений и «экономики переживания», поскольку для туриста первичным является опыт пребывания в конкретном месте. Все эти факторы создают запрос на работу с культурной специализацией территории и брендированием турресурсов. Таким образом, государство должно выступать заказчиком региональных программ туристского развития, связанных с созданием разнообразных сюжетно-
событийных маршрутов - исторической и художественной мифологии месторазвития.
В параграфе 2.3. «Ценностные ориентиры и экономическая прагматика в формировании культурной индустрии туризма» обобщается и концептуализируется зарубежный и российский опыт организации туристской отрасли. Отмечается, что доминирующей ценностью, особенно для иностранных туристов, выступает безопасность отдыха и комфортность пребывания туриста на территории без гидов и сопровождающих. Для самих же территорий, специализирующихся на приёме туристов, это означает воспитание у местного населения лояльности к приезжим, предоставление полной и достоверной информации о туристских объектах, местах размещения и питания на иностранных языках.
Специалисты настаивают на необходимости системного подхода к развитию отрасли, а также на том, что инвестиции в туризм - «длинные». Однако без них, без участия государства, без понимания экономической эффективности этой отрасли, ее культурообразующей роли не обойтись. Данная стратегия, как представляется, имеет особое значение для российских регионов. Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов из-за красивого ландшафта, уникальности традиций и обычаев местных этносов, богатых охотничьих угодий, возможностей для занятий спортом, и т.п. способствует их освоению и развитию, совершенствованию инфраструктуры региона и улучшению качества жизни местного населения.
В диссертации рассматривается возможный спектр туристических направлений. Автор считает, что приоритетным в новых тур проектах России должна стать этно- и экокультурная компонента развиваемой на территории туристической программы или услуги. По сути, можно утверждать, что основой проекта являются природа и культура, привязанная к месту возникновения и сохранённая в ней. Справедливость полученного в ходе исследования вывода о первостепенном значении именно экокультурного туризма для развития российских территорий подтверждается тем фактом, что в современной научной литературе природный и культурный ландшафты начинают пониматься как единое ноосферное пространство, артикулированное смыслами и значениями культуры (Ю.А. Веденин, Д.Н. Замятин, М.Е. Кулешова, O.A. Лавренова). Туризм, как показано в диссертации, черпает эти значения для извлечения финансовой прибыли, превращая историю культуры в субкультуру впечатлений, имеющую универсально познавательный характер.
В третьей главе «Экокультурный туризм как ресурс и инструмент развития российских регионов» рассматривается история возникновения как самого направления экокультурного туризма, так и его научной дефиниции, а также концептуальных подходов к осмыслению данного явления. Осуществляется анализ современного состояния двух популярных видов туризма - экологического и культурного. Затем, на основе развития понятий
«эко-туризма» и «культурного туризма» формулируется рабочее определение «экокультурного туризма», обосновывается его научная необходимость и социально-экономическая целесообразность. Экокультурный туризм оценивается автором как самостоятельное и перспективное для России направление развития туристической индустрии, отвечающее её внутренним потребностям и исходным природно-культурным условиям. В процессе формулирования своей концепции экокультурного туризма автор опирается на работы исследователей, среди которых Лаптева Г.Я., Лэндри Ч., Грин Л., Моисеева Е.Г., Мошняга Е.В., Нурминец X., Онпокова М.С., Пилипенко Г.П., Савельев В.В.
В параграфе 3.1. «Понятие и концепция экокультурного туризма» раскрывается положение об актуальности и востребованности экокультурного направления в современном туризме. Экокультурный туризм занимает важное место в национальной туристской политике многих государств Европы и в США. Рост популярности экокультурного туризма связан с возрастающей потребностью людей в познании окружающего мира и живом контакте с историей цивилизаций. К выводу о перспективности экокультурного туризма, совмещающего в себе элементы экологического, экстремально-приключенческого и культурно-познавательного, приводит наше исследование не только зарубежного опыта, но и туристских предпочтений россиян.
В диссертации показано, что в международной практике общая концепция экокультурного туризма отсутствует, хотя базовые принципы достаточно ясны и широко используются. К ним можно отнести принципы сохранения исторического и природного наследия, развития природного и культурного ресурса, гармонизации отношений между странами и народами. Следует специально отметить, что в мировой практике экокультурный туризм представляет собой высокотехнологичный сегмент экономики, прежде всего, благодаря информационным технологиям и инновационной организации экокультурного туристского бизнеса.
Одной из основных задач в социокультурной политике России, на наш взгляд, должна стать разработка единой стратегии экокультурного туризма, охватывающая как можно большее количество самых разных по характеру и уровню восприятия туристических объектов. Приходится признавать тот факт, что только единицы иностранных и немногочисленные российские туристы знают о существовании в областях и районах России уникальных археологических, этнографических, исторических и природных памятников, по уровню эстетического совершенства и исторической значимости сопоставимых с мировыми. Эти памятники, по мнению специалистов, представляют собой огромный культурный потенциал для развития туризма в провинции. Очевидно, что введение в туристский оборот местных российских достопримечательностей даст толчок для развития популярного и востребованного в мире экокультурного туризма.
Поскольку одной из основных функций экокультурного туризма является гармонизация человека и общества, человека и природы как несущих
«конструкций» жизни и социальности как таковых, то во всех развитых странах экокультурный туризм находится не просто в поле зрения государства, но является элементом государственного протекционизма в культурно-образовательной сфере. Тесная связь экокультурного туризма с вопросами образования и воспитания выявляет его социально-культурную природу и выступает уже в качестве государственнообразующего начала культурной политики. С целью совершенствования социокультурной политики современного российского государства в сфере туризма автором формулируется рабочее определение экокультурного туризма, главными смыслообразующими элементами, которого выступают понятия «экология» и «культура». Таким образом, под экокультурным туризмом мы понимаем особую туристическую практику, интегрирующую когнитивно-образовательную, рекреационную и сюжетно-развлекательную стратегии на основе элементной базы экологической, экстремально-приключенческой и культурно-познавательной субкультур туризма.
В параграфе 3.2. «Экокультурный туризм как инструмент государственной политики Российской Федерации» экокультурное направление туризма рассматривается в качестве эффективной стратегии развития удалённых от центра, экономически неперспективных территорий, малых городов и провинций, главным богатством которых выступают историко-культурное наследие, традиционный уклад жизни и нетронутость природы. Как показывает мировой опыт, проведение активной государственной политики в туризме при наличии богатого культурного и природного потенциала позволяет различным странам завоевывать стратегически важные и экономически выгодные позиции на мировом туристском рынке, содействуя экономическому, социальному и культурному развитию.
В работе показано, что успешному и устойчивому продвижению российского турпродукта способствуют межрегиональные коммуникации во взаимодействии территорий. Поиск и формирование эксклюзивных программ на региональных маршрутах в первую очередь делает туристские программы привлекательными для граждан своей страны. Цель данной работы заключается в выходе на общероссийский рынок, в повышении индекса узнаваемости и последующем выходе на зарубежные рынки.
Таким образом, со стороны государства нужно ожидать стимулирование экокультурного туризма как перспективного стратегического ресурса развития удалённых территорий, провинций, малых и средних городов России. Этот процесс представляется актуальным не только в связи с ростом интереса к развитию туризма на федеральном, региональном и локальных уровнях, но и ввиду обращения определенных групп российского бизнеса к туризму как сфере, привлекательной для финансовых инвестиций.
Параграф 3.3. «Концептуальные подходы к развитию экокультурного туризма в России: экономический, социальный и культурный аспекты» раскрывает возможности экокультурного туризма как социокультурной альтернативы тенденциям глобализации и унификации. В работе показано, что
зарубежные поездки делают россиян более требовательными в отношении качества, достоверности и увлекательности путевой информации и разнообразия способов организации стандартных обзорно-экскурсионных туров на внутренних маршрутах. Одновременно в России в секторе внутреннего туризма бизнес, основанный на истории родного края - малой родины, становится очень популярным и устойчиво растёт. Прекрасным примером является г. Мышкин. Для развития внутреннего туррынка необходимы энтузиазм, знание истории и культурного наследия, владение технологией «экономики впечатлений», способность выстраивать партнерские отношения между государством, бизнесом, музейным сообществом и путешественниками.
На основе изучения зарубежного опыта функционирования экокультурного туризма, применяя интегральный культурологический подход, автор предлагает концепцию развития экокультурного туризма в России, сфокусировавшись на трёх важных его аспектах: экономическом, социальном и социокультурном. С экономической точки зрения экокультурный туризм представляет собой новый ресурс и инструмент возрождения провинциальных территорий; в социальном плане он повышает экономическую и гражданскую активность населения, в том числе депрессивных регионов; его социокультурный эффект связан с формированием культурного самосознания российского общества в рамках общенациональной политики исторической памяти и сохранения природно-культурного наследия.
Подводя итог исследования, отметим, что предлагаемая концепция говорит о необходимости создания государственного экокультурного туристского рынка и формирования в Российской Федерации эффективно работающего и доходного экокультурного туристского сектора на базе ресурсов сельских территорий и малых городов, с учетом достижений управленческой науки и информационных технологий.
Проведенное исследование призвано актуализировать тему экокультурного туризма с целью создания национальной концепции его развития. Прогнозируемый эффект - появление динамичного и доходного сектора туриндустрии и, как следствие, повышение уровня и качества жизни в российской провинции. Результатом реализации данной концепции станет образование нового социокультурного пространства, адекватного современности, ее темпоритму, ценностям и технологическому инструментарию.
В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы, а также намечаются перспективы дальнейшего развития темы туризма в рамках теоретических и прикладных проблем культурологии. Проведенное исследование позволяет утверждать, что туризм в условиях глобализирующегося мира берет на себя ряд важных социокультурных функций. Продолжая быть предметом интересов бизнеса, он приобретает черты мощной культурной индустрии, приобщая человека массового общества к знанию о культурных традициях мира, способствуя межкультурному и
межконфессиональному диалогу. Как культурное явление туризм вбирает в себя многовековой опыт общения и социальной контактности народов и государств на уровне программы индивидуального развития личности, ее интеллектуальных, духовно-эстетических и физических характеристик. В этом контексте с точки зрения государственной политики России туризм все еще остается малоосвоенным направлением культурного просвещения современной российской нации, тормозя и экономическое развитие российских территорий, богатых природным и культурным наследием. Поэтому ключевым аспектом диссертационного исследования становится выявление туризма как ресурса и одновременно инструмента социокультурного и экономического развития регионов в их взаимодействии и ценностно-практической взаимообусловленности на уровне экономической и культурной модели общественной жизни.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Коржанова A.A., Ермилова Д.В. Туризм в начале XXI века: социокультурный и экокулыурный аспекты. Монография. Ярославль, Издательство «Канцлер», 2010, 180 с. (11,25 п.л.), (авторский вклад составляет 50%).
2. Коржанова A.A. Социально-культурный аспект туризма в «обществе мечты» //Поиск. М.НИЦ, «Академика», №3(32) май-июнь, 2011, С. 7883 (0,5 п.л.).
3. Коржанова A.A. Исследование развития транспортной системы в XXI веке для преподавания дисциплин по туризму. // Среднее профессиональное образование, 2007, №11, С.32-33 (0,1 п.л.).
4. Коржанова A.A. Актуальные проблемы развития гостиничного бизнеса // Среднее профессиональное образование, 2009, №3, С.63-64 (0,2 п.л.).
5. Коржанова A.A. Возрождение русской национальной культуры средствами туризма. Материалы VII Международной научно-практической конференции «Этнодидактика народов России от национальных образовательных систем к глобальному образовательному пространству» (Нижнекамск, 28 апреля 2009г.), Нижнекамск, Издательство НМИ, 2009, С.46-47 (0,2 пл.).
6. Коржанова A.A. Культурный ресурс туризма в современной государственной политике. Материалы II Международной научно-практической конференции «Образование, Наука, Культура» (16 апреля 2010г.). Гжель, 2010, С.504-508 (0,3 п.л.).
7. Коржанова A.A. Туризм как ресурс. Социокультурные туристские ресурсы // Молодой ученый, 2010, №11(22) Т.1. С.140-142 (0,3 пл.).
8. Коржанова A.A. Туризм XXI века и культура // Молодой ученый, 2010, №12, С.82-83 (0,2 п.л.).
9. Коржанова A.A. Экология и охрана всемирного природного наследия. // Сборник учебно-методических комплексов по дисциплинам подготовки магистров по специальности «Прикладная культурология» / Под ред. проф. Т.Ф. Кузнецовой / М.: МПГУ, 2010,413с,- С.308-324 (1,2 пл.).
10.Коржанова A.A. Социокультурная политика РФ в сфере туризма //Мир и человек: актуальные проблемы социологии, педагогики, экономики и права. Межвузовская научная конференция. Люберцы: НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт», 2010, С.66-69 (0,3 пл.).
11.Коржанова A.A. Туризм и экономика впечатлений //VICTORY CLUB, 2011,№, 23, С.28-29 (0,2 пл.).
12.Коржанова A.A. Перспективы развития туристического бизнеса малых городов России. Материалы Международной заочной научной конференции «Актуальные вопросы экономики и управления», Москва, РИОР, апрель 2011.С.203-204 (0,2 пл.).
13.Коржанова A.A. Ориентиры социокультурной политики РФ и инвестиции в сфере культуры и туризма. Материалы межвузовской научной конференции «Модернизация современного Российского общества: традиции и новации», Люберцы: НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт», 21 апреля 2011, С.41-45 (0,3 пл.).
14.Коржанова A.A. Социокультурное явление - туристическая мода. -Материалы III Международной научно-практической конференции «Образование, наука, культура» (24 ноября 2011г.). Гжель, 2011, С.412-415 (0,2 пл.)
Подп. к печ. 26.01.2012 Объем 1,5 п.л. Зак. № 34 Тир. 100 экз.
Типография МПГУ
Текст диссертации на тему "Туризм как социокультурный ресурс развития современной России"
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Гуманитарно-социальный институт» (НОУ ВПО «ГСИ»)
На правах рукописи
61 12-24/70
Коржанова Алла Александровна
Туризм как социокультурный ресурс развития
современной России
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры
(культурология)
Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии
Люберцы - 2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Туризм в культурной ситуации XXI века 20
1.1 .Туризм как предмет культурологического исследования 20
1.2. Историческая динамика культуры туризма 32
1.3. Глобализационные процессы и культурная практика туризма 41
Глава 2. Социокультурная политика государства в сфере туризма в условиях современности
Глава 3. Экокультурный туризм как ресурс и инструмент развития российских регионов
51
2.1. Социокультурные характеристики туризма в информационном обществе 51
2.2. Туризм в социокультурной политике Российского государства: проблемы и возможности 73
2.3. Ценностные ориентиры и экономическая прагматика в формировании культурной индустрии туризма
86
115
3.1. Понятие и концепция экокультурного туризма 115
3.2. Экокультурный туризм как инструмент государственной политики
Российской Федерации 132
3.3. Концептуальные подходы к развитию экокультурного туризма в России: экономический, социальный и культурный аспекты 13 6
Заключение 149
Список литературы и источников
156
Введение
Актуальность исследования. В XXI веке индустрия туризма охватила все страны и континенты, став реальностью новой глобальной культуры. Согласно данным ЮНВТО, в 2008 году по миру путешествовало 922 млн. человек. Не случайно Всемирная Туристская Организация позиционирует туризм как один из крупнейших и стремительно развивающихся секторов экономики. Она утверждает, что ежегодно в индустрии туризма занято примерно 300 млн. человек, которые тем или иным образом соприкасаются почти с миллиардом путешествующих. Данные о народонаселении земли (на июль 2008 г.) фиксируют число в 6 706 993 152 человек. Следовательно, 1/7 часть землян может позволить себе путешествовать. По последним подсчетам, в сферу туризма вовлечено свыше 1 миллиарда 200 млн. человек - больше, чем каждый пятый. Если ориентироваться на демографические прогнозы, то в конце 2012 - начале 2013 года население Земли увеличится до 7 млрд., и к 2020 году (согласно прогнозу ЮНВТО) количество путешественников достигнет 1.6 млрд. человек.1 Эти цифры подтверждают глобальный характер культуры путешествий.
Современный туризм превратился в образ жизни человека постиндустриального общества, стал массовой культурной потребностью и постепенно становится реальной возможностью межкультурной коммуникации, вовлекая в нее все большее количество социальных групп. С социологической точки зрения, преодолевая сословные и стратовые ограничения, туризм символизирует успех и достаток и ассоциируется, прежде всего, с отдыхом, выполняя познавательную и рекреационную функции.
Примечательно, что пределами Земли туризм XXI века не ограничился, устремившись в космическое пространство: с 2001 года в космосе побывало уже семь путешественников. Как отмечают специалисты (Александрова Н.,
1 news.km.ru/naselenie_zemli_uvelichilos_do_6; www.languages-study.com/demography/demography-tend
Карагичева Ю., Муравьева И., Назаровская А., Осипов Г.), путешественники заново «переоткрывают» прежде известные места посещений, словно следуя определенной культурной программе. Они отправляются на балы дебютанток в Вену или на бал а-ля Людовик XIV в Париж, в замки с приведениями в Шотландию. Особую популярность завоевывают духовные маршруты Индии, Китая, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, куда путешественники устремляются в попытке отыскать смысл жизни в буддийском монастыре или заняться йогой в индийском ашраме, или постигнуть тайны исчезнувших цивилизаций инков, ацтеков, майя.
В эпоху глобализации туризм стал посредником в межкультурном и межличностном общении. Он «перемешивает» представителей разных рас, культур, этносов, религий, взглядов, идей, социальных страт, привычек и традиций, возрастов и полов, приобретая значение своеобразного плавильного котла. Своей «всемирной общительностью» туризм как будто бы противоречит знаменитой формуле С. Хантингтона о столкновении цивилизаций, не противопоставляя в конфликте носителей различных цивилизационно-культурных особенностей, а открывая им другого в целостности культурного опыта, утверждая тем самым разнообразие и уникальность мира.
Справедливо утверждать, что в условиях глобализации туризм перерастает сам себя и уже не может рассматриваться как периферийное явление культуры. На наших глазах туризм из субкультурной практики превращается в специфическую туристскую культуру. Оказывая мощное социальное и культурное воздействие на турдестинацию и её компоненты, он становится логикой развития культуры. Туризм несёт в себе и с собой другую культуру. Эти принципы отражены прежде всего в Глобальном этическом кодексе Туризма, Первая статья которого утверждает вклад туризма во взаимопонимание между народами и обществами . Перемещая громадные людские массы, создавая мощные туристические потоки и вовлекая в свою
2 Резолюция А/КЕ8/406(ХШ) 13 Генеральная Ассамблея ВТО, Сантьяго, Чили, 27 сент. -1 окт. 1999 г.//
www.world-tourism.org
орбиту всё новых путешественников, ресурсы и дестинации, туризм действительно является глобальным поликультурным, полиэтническим и мультиконфессиональным пространством. Любой отель выступает примером поликультурного и полиэтнического сообщества. И здесь главным достоинством, качеством, характеристикой и воздействием туризма
оказывается толерантность.
С каждым днем все более ощутимо транскультурное влияние туризма. Досуг, туризм, культурные и научные обмены считаются неотъемлемыми атрибутами образа жизни современного человека, одновременно являясь специфической особенностью современной культуры. Поэтому при изучении туризма нельзя не обращать внимания на его культурную функцию. Все отмеченные выше характерологические черты современного туризма вводят данный социальный феномен в проблематику культурологических исследований и позволяют рассматривать как самостоятельный предмет в рамках отраслевой культурологии туризма.
Спецификой туризма является его экономическая природа, что усложняет выбор методологии исследования. Будучи одним из видов производственной деятельности, туристическая отрасль непосредственно связана с бизнесом. Следовательно, для исследования важна корреляция экономической и культурной модели поведения, поскольку туризм как социокультурная деятельность выступает в качестве специфического вида взаимодействия человека и общества в системной целостности культурной картины мира и практик (социально-экономических и духовных), ее выражающих. Туризм прямо и косвенно вовлекает в свою орбиту многообразные социальные, экономические и культурно-политические практики, аккумулируя в себе их специфические особенности, достоинства и недостатки. Без преувеличения туризм охватывает все области человеческих знаний: историю, религию, искусство, медицину, технологию и технику, промышленность и производство. Таким образом, современный туризм претендует на культурную
универсальность, неся в себе новый тип универсализма постиндустриальной цивилизации.
Закономерно, что туристическая отрасль все чаще попадает в поле зрения науки о культуре. Культура как наследие и способ быть является источником туристической активности, в свою очередь, туризм превращается в механизм социальной динамики культуры. При этом формирующаяся культура туризма играет важную роль в гуманитарном образовании, эстетике, экономике и культурном обмене. Однако при всей универсальности и позитивной культурно-познавательной программе у туризма есть свои ограничения: он не в силах прекратить военные конфликты, но он способен укреплять взаимопонимание и толерантность, расширять культурный обмен и продуктивную добрососедскую контактность между людьми разных традиций, социальных и политических укладов, что еще больше убеждает в актуальности и важности изучения культуры туризма.
Степень научной разработанности проблемы. Предметом теоретического осмысления культуры туризма, собственно культурологической компоненты данной проблематики стали труды, посвященные вопросам культурного наследия, типологии культуры, культурных универсалий и социокультурной динамики Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса, М. Хайдеггера, М. Блока, JI. Февра. Разрабатывая концепцию исследования, диссертант опирался на теории Д. Ловенталя, К. Линча, Ф.А. Йетса, П. Хаттона, Дж. Вико и др., раскрывающие историческое прошлое как инокультурное пространство в различных моделях мироздания и социокультурной динамики, и исходил из сущности культурного наследия как социально значимого явления в многообразии форм культурной деятельности и ценностно-смыслового содержания (A.B. Соколов, С.П. Калита, Б.А. Ерасов, Т.П. Поляков). В данном исследовании отражены принципиальные для современной культурологии идеи А .Я. Флиера о социальном опыте как основе функционирования и воспроизводства общества, концепции наследия (А.Н. Дьячков, В.П. Боярский, Ю.А. Веденин), культурной экологии и культуры
памяти (А.Г. Васильев, Э.В. Гирусов, Д.С. Лихачев), проблемы формирования культурной традиции (М. Вебер, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, А. Тойнби, Г.П. Федотов, К. Ясперс).
Большой теоретический интерес для данного исследования представляют идеи и концепты, рассматривающие наследие как информационный потенциал (М.Е. Кулешов), как форму бытия и духовный опыт человека (С.Н. Булгаков, O.A. Жукова, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев), определяющие пути формирования и поддержания культурной идентичности (Г. Эшворт, Р. Сэмьюэл). Для раскрытия темы и поставленной проблемы важными представляются работы К. Камерон, Н.П. Анциферова, Д.Н. Замятина, Г.М. Зеленской, O.A. Лавреновой по формированию образа местности в контексте культурно-исторического наследия - семантизации культурного ландшафта.
Аксиологические аспекты культуры как способа передачи общественных ценностей и морали, раскрытые Д.С. Лихачёвым, E.H. Селезнёвой, К. Камерон, способствовали более глубокому отражению в нашем исследовании понимания ценностного характера культуры. На концепцию и гипотезу диссертации оказало влияние научное осмысление сохранения и реконструкции прошлого, связанное с именами Д.С. Лихачёва, В.И. Батова, Дж. А. Джордан, а также выявление роли и места культуры в посттрадиционных обществах, процессы целенаправленной мемориализации, идеи преемственности культурного опыта в исторической динамике, рассматриваемые в трудах O.A. Жуковой, H.H. Поповой, E.H. Чернявской, П. Коннертона, А. Хьюссена. Чрезвычайно важными для разработки системных мер охраны культурной среды представляется нам, помимо императива экологии культуры Д.С. Лихачёва, проблемы культурной ценности и её формализации, изучавшиеся E.H. Селезневой. Диссертантом так же учитывались идеи мемориальной политики и культуры памяти в условиях глобализации и проблемы сохранения национально-культурной идентичности (Ф. Арьес, П. Нора, П. Хаттон и др.)
Общетеоретические подходы к изучению туризма как социокультурного явления представлены в работах А. Арнольдова, Ю. Жданова, Г. Кнабе, Л.
Когана, Б. Ерасова, Э. Маркаряна, В. Межуева, А. Флиера, в области социальной философии - И. Гобозова, Э. Ильенкова, В. Степина, В. Федотовой, Л. Буевой и др. Важную роль в теоретико-методологическом обосновании феномена культурного туризма сыграли труды отечественных культурологов, формирующие современное представление о закономерностях развития и функционирования культуры, процессах межкультурного взаимодействия в глобальном мире, сохранения национально-культурной идентичности. Среди них Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева, К.Х. Делокаров, Г.В. Драч, В.К. Егоров, O.A. Жукова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, A.B. Костина, Т.Ф. Кузнецова, И.Н. Лисаковский, В.М. Межуев, Л.М. Мосолова, И.В. Наместникова, Э.А. Орлова, К.Э. Разлогова, H.A. Хренов, А.Я. Флиер. В теоретическом плане для проведенного исследования оказались важны труды Ф. Бока, Н.К. Иконниковой, Л.Г. Ионина по проблемам культурного наследия и взаимодействия культур, в том числе концепция «культурного шока», интерпретирующая феномен столкновения путешественников с чужой культурой. Она изложена, в частности, в коллективной монографии Г. Варда, Т. Вохнера и А. Фарнхама, где одна из глав посвящена международному туризму.
Особо выделим, что сущность и значение современного туризма вызывают интерес, как теоретиков, так и практиков различных отраслей знания. Однако их внимание чаще всего привлекает экономические, организационно-управленческие, правовые и образовательно-педагогические аспекты туризма, как, например, в трудах В.И Азара, А.Ю. Александровой, B.C. Сенина, Н.В. Турчинской, В .А. Квартальнова, Г.А. Папиряна, Ю.М Чеботаря и др.
Отметим, что интересующий нас культурологический подход к исследованию феномена туризма представлен Л.П. Воронковой, Л.Г. Иониным, М.В. Соколовой, Р. Прентис, Л.А. Карамышевой. Например, Л.П. Воронкова анализирует туризм как социальное явление в контексте культурных процессов различных эпох, Р. Прентис исследует культурный туризм в терминах теории общества потребления. Однако в научной литературе последних лет феномен туризма далеко не всегда рассматривается как объект самостоятельного
исследования в контексте культурологии. В этом контексте подчеркнём, что именно социально-культурный аспект позволяет объединить различные научные дисциплины и использовать их теоретические положения для целостного изучения культурологии туризма. В данной ситуации укажем на слабую артикулированность культурной сущности туризма и недостаточную разработанность проблем и системных особенностей культурологии туризма как междисциплинарной науки. Развитие туризма и его отдельных видов как компоненты социокультурной сферы и инструмента региональной политики России также слабо отражены в публикациях.
В то же время различные стороны культурной политики, ее механизмы и возможности реализации в рыночных условиях на федеральном, региональном и локальном уровнях изучались B.C. Жидковым, О.И. Карпухиным, И.К. Кучмаевой, Ю.А. Лукиным, Т.Г. Богатыревой, E.H. Селезневой, О.Н. Астафьевой. Использование культурной компоненты в туристской деятельности в разной мере исследовались О.В. Ерёмкиной, Л. А. Карамышевой, М.С. Кировой, разрабатывались в ряде публикаций последних лет (И.В. Зорин, Д.В. Ермилова, Э. Баре, Л. Морева, М.Ю. Лермонтов, И.И. Жунич, H.A. Михеева, O.A. Калинин, C.B. Корка). Интерес к мировым процессам модернизации и глобализации, социокультурным механизмам в туризме просматривается у И.И. Жунич, Е.В. Мошняги, Т.А. Канищева, В.П. Мочёнова, Н.Г. Терских, Н.И. Плотниковой, Ю.И. Плотникова и других практиков и специалистов туризма. Тем не менее, несмотря на обилие научных и прикладных работ (Н. Безрукова, А. Гидбут, А. Мезенцев, М. Биржаков, В. Гуляев, В. Дворниченко, В. Квартальное, Г.Т. Папирян, А. Чудновский, Г. Усыкин, Г. Шаповал, В. Янкевич и др.), туризм всё ещё не стал предметом глубокого и всестороннего философско-культурологического анализа.
При рассмотрении возможностей экокультурного туризма как потенциального ресурса и инструмента государственной социокультурной политики мы опираемся на результаты исследований И.А. Бутенко, А.И. Комеча, И.К. Кучмаевой, B.C. Жидкова, В.А. Ремизова, А.Я. Рубинштейна и др.
Значимыми для нашей диссертации являются работы, исследующие особенности развития современного общества (Д. Белл, Д. Рисман, А. Тоффлер, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен, Р. Йенсен). Однако зарубежные авторы (Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз, Дж. Уокер и др.), обращающиеся к теме туризма, как правило, не проявляют интереса к философским и социокультурным проблемам, поэтому их работы носят в основном прикладной характер. Культурологические аспекты туризма, связанные с анализом и интерпретацией этого явления как факта культурного бытия и картины мира современного человека остаются мало проблематизированными. Следовательно, остается нераскрытым целый ряд аспектов, связанных с культурой туризма и становлением культурологии туризма, не выделено значение туризма в социокультурном пространстве, не в полной мере проанализированы проблемы и влияние туризма на образ жизни, не выявлена роль туризма в социальном познании. Как показал анализ литературы по проблеме, практически нет комплексных исследований по вопросам, касающимся феномена туризма как многомерного интегративного явления в социокультурном пространстве современного глобального мира.
Учитывая п