автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Туркменский театр в борьбе за эмансипацию женщины (1920-1960 гг.)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Хаджимуратов, Чары
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ашхабад
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Туркменский театр в борьбе за эмансипацию женщины (1920-1960 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Туркменский театр в борьбе за эмансипацию женщины (1920-1960 гг.)"

АКАДЕМИЯ НАУК ТУИШШСКСЙ ССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ пм.Ш.БЛТИРОВЛ

На правах росписи УДС 9<47Ь39б:792(57М)

' ХЩЮУРЛДОВ ЧАШ

ТУР1ШЕНС1СИЙ ТЕАТР В БОРЬБЕ ЗА ЗШСШЦЙВ 1ЩИШ (1920 - 1960 гг.)

Специальность 07.00.02. - История СССР

Автореферат

диссертации ка соискание ученой степени кандидата исторических наук ■

гест?^, щ'

ЕКП:."" 1 с.-;» ей:« Р.!;, /л*»* |

Ашхабад. -1990

\ /

'Уо,^

Работа выполнена в Институте истории им.Ш.Батирова Академии наук Туркменской ССР.

Научный руководитель - доктор , исторических наук, чкен-корреспондент АН ТССР, профессор Н.В.АТАШШДОВ

Официальные оппоненты - .

Доктор исторических наук, а1саде:,:ик АН ТССР,

профессор Б.П.ПЛЛШИОЕЛ

Кандидат .исторических наук К.Д.ДОВЛЕГДУРДНЕВ

Вэдуцая организация - кафедра истерии Туркменской ССР Государственного увгаэрситета им.A.M.Горького

Защита диссертации состоится " /ЛigSQr. d ЛГ"часов ка аасед&тш специализированного совета К.014.01 по.присуждению ученой степсна кандидата наук в Института истории им.Ш.Еатурсза АН Туршсиской ССР. ■

Адрес: 744000, г.Ашхабад, центр» ул,Гоголя, 16. Институт истории им.Ш.Батырова АН ТССР.

С диссертацией ¡ложно ознакомятся в Центральной научной библиотеке АН Туркменской ССР,

Автореферат равосяан 1990г.

Ученый секретарь специализированного совета,

кандидат исторических наук МО Г.А.КАРАДШБА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Классики марксизма-ленинизма уделяли огромное внимание проблеме эмансипации женщины, её равноправно в обществе. В.К.Ленин в частности отмечал, что "...сома постройка социалистического общества начнется только тогда, когда »{ы,добившись полного равенства кенщшш, примемся за новую работу вместе с женщиной"^.

■ Одним из главных завоеваний социалистического общества является юридическое равноправие женщины с мужчиной. В Политическом докладе Центрального Комитета 1ШСС ХХУП съезду партии оказано: "Социализм освободил женщину от экономического и социального угнетения, создал ей равные

с мужчиной возтаиостн-трудиться, получать образование,

2

участвовать в общественной кизни".

Однако исторический опыт нашей страны показал, что фактическое равноправие не всегда совпадает с юридическим. Положение современной женщиш, пояучивпей доступ к общественной и производственной деятельности, порой не менее тяжелое, чем в дореволюционное время. К её нелегкому труду в домашнем хозяйстве и воспитанию детей прибавилась значительная нагрузка от участия-в- общественном производстве.

1. Ленин В.И. С задачах женского рабочего движения в советской республике. //Поли.собр.соч.-Т.39.-С.202.

2. Материалы ХХЛ1 съезда Ком.партии Сов.Союза.МШолит-издат, 986.-С.51,

Особенно нелегким остается положение женщины Среднеазиатского региона ввиду традиционной многодетности семей.

, В юбилейном докладе ЦК КЛ Туркменистана к 70-летию Октябрьской революции по этому поводу говорилось:"Число неработающих женщин и девушек в республике остается вы- ' соким. Привлечению их в сферу материального производства И общественного труда, активному участию в политической -жизни мешают феодально-байские пережитки, в том числе религиозные, lie изжиты рецедивы ущемления прав женщины И унижения их человеческого достоинства, скрытой купли-Продажи девушек в форме калкма. В борьбй с этим алом необходим революционная непримиримость и самый острый бой"1.

Вот почему проблема эмансипации женщины остается актуальной не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.

Степень изученности проблемы. Довоенная историография этой проблемы Оставила нам в основном ряд брошюр, 2

очерков и статей, написанных главным образом практиками

яенского движения.- В них отразились сдвиги,проиэошедшие

в судьбе женщины-мусульманки под влиянием революционных

преобразований переходного к социализму периода. Эти

I«// Туркменская искра - 1987. -6 ноября.

2.Зеленский И. За раскрепощение женщины.-Ташкент, 1926; Иоыудская-Еурунова Д. Женщина в старой ТурдаеншСбитовой очерк).-.Л. -Ташкент, 1931;!Раекрепощение женщины-туркменки (обзор документов Центрального государственного архива Туркменской ССР за IS63-1932гг.)-Ашхабад, 1959.

работы ценны своим фактическим материалом о работе с населением,направленной на раскрепощение женщины и вовлечение ее в общественную жизнь.

В послевоенный период наряду со статьями* появляются серьезные тучные исследования по проблеме раскрепощения женщины-мусульманки, в том числе туркменских историков -Б.П.Пальвановой, Р.Каррыевой. Наиболее значительными из этих работ являются монографические исследования академика АН ТССР Б.П. Пагьвановой.2

В них автор на большом историческом материале раскрывает социально-экономическое, политическое и идеологическое содержание процесса эмансипации женщины-мусульманки Советского Востока, в том числе и туркменки. Ценность работ Б.П.Пальвановой в убедительности достигнутых успехов в вовлечении женщин во все области общественной жизни, в анализа форы и методов партийной и советской работы с женщинами.

В 70-е годы вышел рад'сборников по интересующей нас

1.Батыров Ш.Б. Женская молодежь. //Молодой большевик,1948, № 21; Алиева К. Ненщины Советского Туркмениетана.-Ашса-бад: Туркменгосиздат, 1950; Билыцай В. Решение женского вопроса в СССР. -М.:Госполитиэдат,1959; Ильясова К. Устный журнал на туркменском языке "Гультат" ("Цветок радости"), одно из важнейших средств коммунистического воспитания. 7) Известия АН ТССР, СОП, 1982, № I.

2.Пальванова Б.П. Победа Великой Октябрьской социалистической революции и раскрепощение женщны-туркменки.-Ашхабад: Издательство Академии наук ТССР, 3957: Она же.

§очери Советского Востока.-^.:Госполитиздат,1961;0н1жз. мансипация мусульманки.-М. :Наука, 1982.

б

проблеме''' и раздел в обобщающем коллективном труде средне-2

азиатских историков , которые углубляли освещение различных сторон опыта по раскрепощению женщины-мусуяьыЕЛКИ и вовлечению её в общественное производство, политическую и культурную жизнь.

Аналогична зтим работам по характеру исследования и

о

вшедиая недавно брошюра Р.Каррыевой обобщающая опыт партийных организаций Средней Азии по вовлечению женщин в общественную ;изнь в 20-30-е годи.

Все исторические работы, посвященные проблеме эмансипации кеиошго Туршоиистана, как т странно, совершенно вшускант из виду такое важнейшее средство борьбы за женское равноправие, как нациоиалыгиГ; театр. Между тем,его роль в этой борьбе, несмотря на молодость и маяоопытность творческих театральных коллективов, на всех зтепах исторического развития нашей республики била без преувеличения огромной.

Особенно значительны.' било воздействии театра на массы в 20-30-О годы. Тогда, ввиду низкого уровня грамотности населения, отсутствия разветвленной радиосети, театр по-существу оставался единствашшм средством эмоционального воздействия.

1. Великий Оетябрь и раскрепощение женщины Средней Азии и Казахстана.-М.¡мысль,1971; Раскрепощение женщин Средне»; Азии и Кахастань.-Ашхабад: ильм, 1972.

2. К социализму, минуя капитализм.-М.¡Политиздат,1974.-С. 385-396 '

3. Карргева Р. От бесправия к равенству. -Ташкент¡Узбекистан, 19Ь9г.

. Театр играл двоякую роль в решении проблемы эмансипации женщины: соответствующим репертуаром он доносил до зрителя идеи раскрепощения женщины, побуждал людей к их претворению в жизнь. С другой стороны, театр непосредственно способствовал вовлечению женщин в культурную жизнь.

Нвйдя соответствующее отражение в исторической,философской и юридической литературе проблема раскрепощения женщины-мусульманки не получила исчерпывающего освещения в исследованиях искусствоведов, хотя попытки рассмотрения образа женщины-туркменки в различных видах искусства как социально-политической проблемы все асе имеются.*

К сожалению, исследователей проблема эмансипацш! туркменки никогда не привлекала роль национального театра в ео решения. Вот почему диссертант избрал для своего исследования данную тему.

' Научная новизна и научно-практическая значимость _работа

Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней впервые предпринята попытка исследовать роль национального театра в решении проблемы женской эмансипации в Туркменистане .

I. См.Керими К. Туркменский академический театр драмы им.Молланепеса, -Авглбзд, Ильм, 1969; Абдуляаев Б. Туркменская литература на экране, -Ашхабад, Ылым, 1968; Кураева К. Туркменская жанровая живопись, -Ашхабад, Ылым, 1977; Довлетдурдыав К. Кино и коммунистическое воспитание, -Ашхабад, Ылы«, 1987.

Характер проблем поднимаемых в диссертации, делает возможном широкое использование её научных результатов. Проведенные соискателем исследования могут быть использованы в обобщающих научных работах, посвященных "женскому вопросу" и истории культуры не только в Туркменистане, но и в других республиках региона, сравнительному анализу в решении этой проблемы у. других народов страны, в лекциях и спецкурсах по "Истории народов СССР" и "Истории культуры".

Диссертант ставит перед собой следующие задачи:

- на основе анализа конкретных спектаклей, посвященных "женской проблеме", проследить эволюцию женского образа в драматургии и на сцене в течение рассматриваемого периода, выявить этапы этой эволюции;

- попытаясь выявить влияние театральных постановок на ход процесса эмансипации женщины-туркменки;

- осветить деятельность жешцин-артисток в решении проблемы женской эмансипации в Туркменистане. -

Методологической и теоретической основей диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма,особенно труда В.И.Ленина по "женскому вопросу", вовлечению их в строительство социалистического ,общества. В диссертации используются решения съездов партии, Пленумов ЦК КПСС и • ЦК К11 Туркменистана, доклады, речи, статьи руководителей партийных и советских органов по проблеме эмансипации женщин-туркменок.

Источниковую базу диссертации составили архивные материалы,воспоминания и беседы диссертанта с деятелями

театрального искусства, рецензии спектаклей в периодической печати.

Апробация исследования. Диссертация обсуэдена и рекомендована к за1ците на совглестном заседании секторов истории совершенствования социализма и истории искусств и на ученом Совете института истории ¡ш.Ш.Еаткрова АН ТССР.

Основные положения диссертации бьли опробированв на каучно-теоритических симпозиумах и конференциях проведенных з 1970г. и посвященных проблеме раскрепощения женщины Советского Востока: на конференции, организованной Туркменским филиалом Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, на ХУЛ научной кож^еренции профессорско-преподавательского состава ТГУ им.А.¡¿.Горького; на П республиканской конференции молодых ученых Туркмении, организованными Академией наук ТССР и ЦК ЛКСМ Туркменистана.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы, приложения.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы, освещается степень её изученности, опеделяются цели, задачи, научная новизна и практическая значимость, диссертант характеризует теоретическую и методологическую основу исследуемой теш, анализируется источниковая база.

В первой главо "Образ женщины-туркменки'в первых драматических спектаклях Туркменистана (20-е годы)" исследуются первые шаги туркменского театра, нпправленные на

пробуждение общественного интереса к судьбе женщины-туркменки.

В главе дается краткий очерк работы партийных ч советских органов, органов народного образования и культурно-просветительньх учреждений, направленной на претворение в иизнь законодательных актов Советской власти о женском равноправии. Эта работа велась .по следующим основным направлениям: разъяснение женщинам их прав, разъяснительная работа ' среди мукчин; совершенствование семейного, бра*шого и,опекунского права; расширение сети женских и детских консультаций, пропаганда санитарно-гигиенических навыков; развитие женского образования; социально-экономические преобразования, (наделение землей женских хозяйств, вовлечение женщин в артели кустпромкооперации) и т.д.

Немаловажную роль в процессе раскрепощения женщины-туркменки в 20-е годы играли представители братских республик, особенно гатарн, азербайджанцы, знающие туркменский язык. Их широко исйользовали не только в народном образовании, но ив культурно-массовой и советской работе.

Сам процесс раскрепощения и привлечения женщин в строительство социализма не проходил гладко и спокойно, а решался зачастую очень остро и бескомпромиссно. Естественно', были при этом трагические потери, а также свои обретения. Так, зверски была убита классовыми врагами Аннаджемал Хидыр кызн. "Ей нанесли 34 ножевых ранения, также была ранена её

дочь, жестоко иабит ыуж"^. Несмотря на эти трагические 1.Цальванова В.11. Иооеда великой Октябрьской социалистической революции и раскрепощение женщины-туркменки. -Ашхабад:Изд-во АН ТССР, 1957.-С.50.

случаи, движение женщин усиливалось, ибо античеловеческие акции врагов Советской власти вызывали не только страх у части женщин, но и ненависть, решимость бороться за свое освобождение. Показателен в этом смысле тот факт, что на похороны Эна Кулиевой в июле 1925 года съехалась масса туркменок дало из дальних аулов. Сии продемонстрировали свою решимость бороться с бнтовы/и предрассудками по примеру Эне Кулиевой.*

И действительно борьба за раскрепощение жеицтш-турк-кзнки по всей республике расширялась и углублялась со второй половины 20-ых годов. Все области духовной культу-ри были охвачены этой волной. В условиях сплошной неграмотности населения особенно велико воздействие устного слова - именно оно является основным орудием театра. Неудивительно, что население с больсим .интересом относилось к первым круякам художественной самодеятельности, к приезжающим из городов артистам. Позтму первт! турзмем-ским актерам причлось мно^о потрудиться, чтобы привить интерес и любовь зрителя к театру, привлечь к участию в спектаклях кенщин.

Государственный театр драьк ш.Мслланспзса сумел поставить в 20-кв годы ряд спектаклей, посвященных "Женской теме", в которых с художественной выразительностью и социальной заостренностью раксрывались образы туркменок.

I. Пальванова Б.П. Указ, работа. -С.52»

Б первой главе рассматриваются образы женщин-туркменок в первых драматических спектаклях Туркменистана. Это "Айдже-мал" Е.Керши, "Кровавый лес" А.Каушутова, "Без калыма" А.Халдурдыева.

Во-второй главе диссертации "Драматические театры Туркменистана - активные борцы за раскрепощение женщины-туркменки (30-40-е годы)" автор исследует процесс отражения "женской" проблемы в театральном искусстве как общественно-политическую тему. 1930-ые годы - годы строительства социализма в СССР, вошли в историю как годы великого энтузиазма и трудового героизма советских людей, как время сурового аскетизма в быту, время тяжелых физических и моральных испытаний живущих поколений во имя счастья будущих поколений. Все это наложило отпечаток и на процесс раскрепощения женщины, породив наряду с большими достижениями и массу ощибок, недоработок, перегиСлв.

Процессы индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства и осуществление культурной революции потребовали резкого увеличения числа занятых в сфере общественного производства, в социальной и культурной областях -жизни, поэтому усилилось вовлечение женщин во все сферы общественной* жизни. Этот процесс шоп по всей стране,нб в передовых республиках он практически из встречал сопротивления.

Иначе обстояло доло с женской эмансипацией в отсталых регионах, в том числе и в Туркменистане. Здесь процесс вовлечения женщин коренных национальностей в общеот-

венную жизнь встречался с серьезными препятствиями со стороны не только духовенства и большинства мужского населения, но и также и со стороны части самих женщин, особенно пожилых, считавших это нарушением старых обычаев и религиозных положений. Поэтому борьба за раскрепощение женщины-мусульманки в 30-е годы была очень острой, сложной и длительной, потребовала использования самых разнообразных форм и методов работы, вовлечения в неё всех партийных, советских, хозяйственных органов, трудовых коллективов, средств массовой информации.'

Многое делали в деле фактического раскрепощения женщины средства массовой информации - газеты, журналы, радио, устная политико-кассовая работа партийных, советских органов и культурно-просветительных учреждений республики,органов народного образования. Большое значение по-прежнему сохраняли органы правосудия, каравшие нарушителей законов о женском равноправии. Не последнюю роль в борьбе за раскрепощение 'женщины играло и туркменское искусство, в том числе драматические театры Туркменистана.

Вовлечению женщины в общественное производство очень мешало отсутствие детских учреждений в аулах - яслей,детсадов. Понимая, что это обстоятельство заставляет женщин сидеть дома,некоторые председатели аульных и районных Советов,идя на поводу у реакционно настроенных мужчин,отказывались от строительства яслей."' I. //Туркменская искра, 1932,10 ноября.

Но в целом процесс вовлечения женщины-туркменки в общественное производство увенчался значительными успехами к концу 30-х годов; более того, в некоторых колхозах основная тяжесть ручного физического труда была переложена на женские плечи.

Среди руководителей сельскохозяйственного производства даяе в 1938г. женщины составляли ничтожное меньшинство: 3,8« председателей колхозов и 2,9% бригадиров колхозов.*

Помимо сельскохозяйственного производства женщины стали полноправными труженникши промышленных и транспортных предприятий, кустарно-проюясловкс артелей. К 2940г. в ч

промышленности и на транспорте республики работало 13 тк-

?

сяч туркменок против 2,5 тысячи в 1933г.

Многое было сделано в 30-е годы по ликвидации неграмотности "женщины и-повышению общеобразовательного уровня. Уровень грамотности яеящин Средней Азия поднялся с 6"? в 1929г. до 75% в 1933.3

Уже в середине 30-х гг. туркменскую женщину можно было встретить на любой руководящей должности в партийном, советским, хозяйственном аппарате, в учреждениях народного образования и культуры, среди деятелей искусства.Именно

1. Компартия Туркменистана в борьбе за построение социализма и постоянный переход к кокмункгыу. КнЛ.-Ашхабад: Туркменистан, 1978.-С.321.

2. /Дуркменская искра. 1541. 17 марта.-

3. Карриева Р. Указ. работа. -С.132.

в эти годы стали известии республике имена артисток Огул-курбан Дурдыевой, Соны и Сурай Мурадовых, поэтессы Тоушан Эсеиовой.

Конституция ТССР 1937г. закрепила равноправие женщины с мужчиной во всех областях государственной, хозяйственной, культурной и обществ0нио-полит1;чес.ной жизни,гарантировала защиту ео прав от посягательств.

Конечно, не все женщины сумели воспользоваться в то годы представленным! им правами и возможностями, но большинство достигло фактического равноправия, насколько это было возможно в тех исторических 'условиггх. Процесс раскрепощения продолжается и в последующие десятилетия, хотя и потерял остроту, но приобрел, в дальнейзем большую глубину.

Немалую лепту в достижение вышеотмеченных успехов в раскрепощении женщины-туркменки снесли театры нагией республики. Так, в середине 1936-1937 гг. Туркменский государственный драматический театр (ныне Академический театр драмы им.Молланепеса) поставил спектакль по пьесе тогда еще молодого артиста Алты Карлиева "Айна". Государственный русский драматический театр им.А.С.Пушкина осуществляет постановку поэтессы Т.Эсеновой "Шемшат", а театр оперы и балета (ныне им.Махтумкули) ставит оперу композиторов Ю.Мейтуса и А.Кулиева "Абадан". Автор диссертации дает анализ всем этим сценическим полотнам с позиции исследуемой проблемы.

В третьей главе "Образ жешчины-туркменки в послевоен-

ном драматическом искусстве" исследуется эволюция женского образа в 50-60-е гг., когда туркменка стала активной участницей строительства нового общества и в её духовной жизни, сознании и общественном положении происходят качественные изменения.

В новых исторических условиях перед республикой встали новые практические задачи: восстановление и подъем подорванного войной народного хозяйства, материального положения трудящихся, доведение до конца борьбы с неграмотностью и переход ко всеобщему образованию и другие. Эти задачи потеснили на второй план задачу дальнейшего раскрепошения женщины, переводя ее в плоскость исторической тематики в литературе и искусстве. Поэтому и театр, отражая текущие потребности общества, стал касаться проблемы женской эмансипации главным образом в спектаклях на исторические теш.

С наших современных позиций ясно, что считать задачу раскрепощения туркменки решенной в 30-40-е годы было преждевременным. Ведь многое в жизни женщин до сих пор мешает их участию в общественном производстве: нехватка детских дошкольных учреждений, недостаточное развитие сферы услуг, дефицит промышленных и продовольственных товаров, что вынуждает женщин отказываться от общественного труда и посвящать себя забота!.! семьи. Но в 50-60-е гг. задача эмансипации женщин считалась успешно решенной,хотя сохранялась преступность на базе посягательства на женское равноправие, продолжали сохраняться вредные обычаи,

унижающие женщину в семье.

Однако, не следует думать, что тема эмансипации исчезла из репертуара Туркменского театра. Во-первых, к ней обращались в спектаклях на исторические темы, как уже отмечалось. Во-вторых, росли ряды и совершенствовалось мастерство туркменских артисток, в судьбе которых получило преломление исследуемая нами проблема. Выдающиеся исполнительницы женских ролей вызывали восхищение зрительниц, звали их к творческому труду на благо общества, служили примером для юных девушек. Наконец, пристальный взгляд туркменские писатели и драматурги' обращали к образу турк-менки-современицы, показывая её интеллектуальний рост, овладение "мужскими" профессиями в мирных условиях, возрастание ео роли в общественной и государственной жизни.

Что же касается спектаклей на исторические теш,освещающих проблему эмансипации туркменки, то некоторые из них выдерживали проверку временем и не сходили со сцены, другие шли нэ более одного сезона. Так, пьеса А.Чопанова и А.Сарыева "Эне Кулиева"посвященная жизни и деятельности выдающейся активистки 20-х годов, быстро сошла со сцены, не определяя никакой вехи в истории Туркменского государственного академического театра драмы ии.Молланепесова.

Диссертантом в этой главе анализируются такие спектакли, как "На берегу Ыург&ба", "Решающий шаг","30-е годы", "Судьба", "Джахан", "Кто преступник"?", "Женщина с револьвером", "Любовь", относящиеся к исследуемой проблеме, в

порядке их постановок.

В заключении на основе анализа и обобщения изложенного материала даются теоретические выводы и некоторые практические рекомендации. Вопрос о раскрепощении женщин и вовлечении их во все сферы общественной жизни стал одним из важных вопросов в политике партии и государства. Отражение конской проблемы стало одной из магистральных линий в идейно-творческом развитии Туркменского советского театра,явившегося одним из важных средств идейного и художественного воспитания народа. Театр проследил эволюцию женщины-туркменки, показав со своей сцены первых бунтарок и убежденных строителей новой жизни, с изменившимися духовным миром, новым сознанием.

Однако все спектакли, о которых мы говорили, - это уже история театра. В последние ке годы, к сожалению, на сцене Туркменских театров не появляются произведения, в которых бы нала сегодняшняя жизнь с её заботами, трудностями и победами показывалась глубоко I: всесторонне, поднимались бы ключевые проблемы современности, в которых бы полноправной жизнью кили наши современники и современицм. В связи с этим, естественно, сузился и круг сценических героинь, в которых мы могли бь1 узнать сегодняшнюю колхозницу, врача, ученого, нефтяницу, мать и жену. С огорчением приходится говорить об отставании туркменской драматургии от требований жизни, о том, что некоторые литераторы, пишущие для I театра, не могут выйти из раз и навсегда найденной драматургической ситуации и эксплуатируют её, перенося из

одной пьесы-в другую. Или же зачастую, видя, вероятно, в этом легкий путь, обращаются к исторической тематике. И все-таки, как ни поучительны и как ни интересны экскурсии в историю народа, искусство и литература не могут жить только прошлым, не пытаясь художественно осмыслить наш сегодняшний день, полнокровную, многогранную, и яркую жизнь советского общества. Вот почему театр должен искать по-настоящему болькую драматургию - литературу высоких идей, героических характеров, красивых и возвкшегаых чувств.

Благодаря ленинской политике раскрепои'ения женщины, проблема вовлечения туркменки в театральное искусство в настоящее время в республике полностью решена.

Ныне широкой известностью пользуется творчество туркменских советских актрис, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Сош Иурадсвсй, народной артистки СССР Май Кулиевой, народной артистки СССР Аннагуль ДннакуливЕсй, народной артистки СССР Сабиры Атаесой, народной артистки СССР Неденият Шахбердневой, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Ыаягозель Айме-довой и многих других, благодаря которым искусство туркменского народа стало известно не только зрителю нашей страны, но и многих зарубежных стран. Не случайно поэтому из драматургии и со сцены постепенно уходят мелодраматические и трагические образы унижеинш; и оскорбленных гаенщин-туркиенок, а если и просачиваются в репертуар, то не становятся этапным и значительным явлением в творчестве коллектива. Вот почему перед драматургами и театром стоит задача более

углубленного и всестороннего распития образа современной женщины-туркменки со всеми её думами и заботами, чувствами и переживаниями, борьбой её за светлое будущее.

Ло теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

I.Монография "Образ женщины-туркменки в национальной драматургии и на сцене". /- Ашхабад. -Ылым. -1973. ,

2,Образ современной женщины-туркменки на сцене. - В кн: Освобожденная женщина Советского Востока.-Ашхабад: Туркменистан, 1972.

3. Станов ленив образа женщины-туркменки в д^драматургш и на сцене // Известия Академии наук ТССР, серия общественных наук, 1972.

4.Образ коммунистки //Ученые записки ТГУ им.Горького, выпуск № 5?. -Ашхабад.. 1970.

5.Туркменский театр в борьбе за эмансипацию женщины. - Ашхабад: Билим, 1990.